1.1. Понятие и определение работоспособности человека. Значение работоспособности для человека


Работоспособность человека

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНИ

КРАСНОДОНСКИЙ ГОРНИЙ ТЕХНИКУМ

Реферат по предмету «БЕЗОПАСНОСТЬ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ

ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОДСТВ»

на тему: «РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА»

Студента группы 1ЕП-06

Урюпова Олега

Проверила: Дрокина Т.М

Краснодон 2010

1. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Деятельность человека носит самый разнообразный характер. Несмотря на это, ее можно разграничить на три основные группы по характеру выполняемых человеком функций.

Физический труд . Физическим трудом (работой) называют выполнение человеком энергетических функций в системе «человек — орудие труда».

Физическая работа требует значительной мышечной активности. Она подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая — с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при котором в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, — называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) — региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (например, набор текста на компьютере).

Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы.

Легкие физические работы (категория I) подразделяются на две категории: 1а, при которой энергозатраты составляют до 139 Вт, и 16, при которой энергозатраты составляют 140—174 Вт. К категории 1а относятся работы, проводимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим усилием. К категории 16 относятся работы, проводимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием.

Физические работы средней тяжести (категория II) подразделяются на две категории: На, при которой энергозатраты составляют 175—232 Вт, и IIб, при которой энергозатраты составляют 233—290 Вт. К категории Па относятся работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенных физических усилий. К категории IIб относятся работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием.

Тяжелые физические работы характеризуются расходом энергии более 290 Вт. К этой категории относятся работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и перенесением значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.

Энергетические затраты на мышечную работу. Затраты энергии на мышечную работу в труде (сверх уровня покоя и независимо от влияния эмоций, связанных с работой, влияния температуры воздуха и пр.) могут быть рассчитаны для среднего рабочего как сумма затрат на поддержание рабочей позы (табл.1.1) и на выполняемую мышцами механическую работу (табл. 1.2).

Таблица 1.1. Энергетические затраты на поддержание рабочей позы

Таблица 1.2. Энергетические затраты при выполнении мышцами механической работы

Механизированные формы физического труда в системе «человек — машина». Человек выполняет умственные и физические функции. Деятельность человека (далее человека-оператора) происходит по одному из процессов:

детерминированному — по заранее известным правилам, инструкциям, алгоритмам действий, жесткому технологическому графику и т. п.;

недетерминированному — когда возможны неожиданные события в выполняемом технологическом процессе, неожиданное появление сигналов, но в то же время известны управляющие действия при появлении неожиданных событий (расписаны правила, инструкции и т.п.) в выполняемом процессе.

Различают несколько типов операторской деятельности в технических системах, классифицируемых в зависимости от основной функции, выполняемой человеком, и доли мыслительной и физической загрузки, включенных в операторскую работу.

Оператор-технолог непосредственно включен в технологический процесс, работает в основном режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно исполнительные действия, руководствуясь четко регламентирующими действия инструкциями, содержащими, как правило, полный набор ситуаций и решений. Это — операторы технологических процессов, автоматических линий и пр.

Оператор-манипулятор (машинист). Основную роль в его деятельности играют механизмы сенсомоторной регуляции (исполнения действий) и в меньшей степени — понятийного и образного мышления. К числу выполняемых им функций относится управление отдельными машинами и механизмами.

Оператор-наблюдатель, контролер (например, диспетчер технологической линии или транспортной системы). В его деятельности преобладает удельный вес информационных и концептуальных моделей. Оператор работает как в режиме немедленного, так и отсроченного обслуживания в масштабах реального (настоящего) времени. В его деятельности в значительной мере используется аппарат понятийного мышления и опыт, заложенный в образно-концептуальных моделях. Физическая работа здесь играет несущественную роль.

Функционирование организма требует протекания в нем химических и биохимических процессов в достаточно строгих температурных пределах. Для температуры тела это интервал находится в пределах 36,5—37,0° С.

В процессе взаимодействия человека с окружающей средой температура тела может значительно изменяться, что связано с температурой, влажностью и подвижностью воздуха в окружающей среде, а также тепловой радиацией от различных видов оборудования, используемых в производственной среде. Приспособление организма человека к изменениям параметров состояния окружающей среды выражается в способности протекания в нем процессов терморегуляции.

Терморегуляция — совокупность физиологических и химических процессов в организме человека, направленных на поддержание постоянства температуры тела (» 36—37 °С). Это обеспечивает нормальное функционирование организма, способствует протеканию биохимических процессов в организме человека. Терморегуляция (Q) исключает переохлаждение или перегрев организма человека. Поддержание постоянства температуры тела определяется теплопродукцией организма (М), т.е. процессами обмена веществ в клетках и мышечной дрожью, теплоотдачей или теплоприходом (R) за счет инфракрасного излучения, которое излучает или получает поверхность тела; теплоотдачей или теплоприходом за счет конвекции (С), т.е. через нагрев или охлаждение тела воздухом, омываемым поверхность тела; теплоотдачей (Е), обусловленной испарением влаги с поверхности кожи, слизистых оболочек верхних дыхательных путей, легких. Терморегуляция, таким образом, обеспечивает равновесие между количеством тепла, непрерывно образующимся в организме и излишком тепла, непрерывно отдаваемым в окружающую среду, т.е. сохраняет тепловой баланс организма.

Терморегуляцию можно представить следующим выражением:

Q = M ± R ± C — E.

В нормальных условиях при слабом движении воздуха человек в состоянии покоя теряет в результате тепловой радиации около 45 % всей вырабатываемой организмом тепловой энергии, конвекцией до 30 % и испарением до 25 %. При этом свыше 80 % тепла отдается через кожу, примерно 13 % через органы дыхания, около 7 % тепла расходуется на согревание принимаемой пищи, воды и вдыхаемого воздуха. При покое организма и температуре воздуха 15 °С потоотделение незначительно и составляет примерно 30 мл за 1 ч. При высокой температуре (30 °С и выше), особенно при выполнении тяжелой физической работы, потоотделение может усиливаться в десятки раз. Так, в горячих цехах при усиленной мышечной работе количество выделяемого пота 1—1,5 л/ч, на испарение которого затрачивается около 2500...3800 кДж.

Различают острые и хронические формы нарушения терморегуляции. Острые формы нарушения терморегуляции:

- тепловая гипертермия — теплоотдача при относительной влажности воздуха 75...80 % — легкое повышение температуры тела, обильное потоотделение, жажда, небольшое учащение дыхания и пульса. При более значительном перегреве возникает также одышка, головная боль и головокружение, затрудняется речь и др.

- судорожная болезнь — преобладание нарушения водно-солевого обмена — различные судороги, особенно икроножных мышц, и сопровождаемые большой потерей пота, сильным сгущением крови. Вязкость крови увеличивается, скорость ее движения уменьшается и поэтому клетки не получают необходимого количества кислорода.

- тепловой удар—дальнейшее протекание судорожной болезни — потеря сознания, повышение температуры до 40—41 °С, слабый учащенный пульс. Признаком тяжелого поражения при тепловом ударе является полное прекращение потоотделения.

Тепловой удар и судорожная болезнь могут заканчиваться и смертельным исходом.

mirznanii.com

Работоспособность человека.

Производство Работоспособность человека.

просмотров - 96

Цели и задачи изучения темы

Тема 6. Работоспособность. Функциональные состояния человека в труде, методы их диагностики и коррекции.

Вопросы для повторения

1. Какую роль играют индивидуально-типологические свойства в профессиональной деятельности?

2. Какую роль играют сенсорные и перцептивные свойства в профессиональной деятельности?

3. Какова роль характеристик внимания в выполнении профессиональных обязанностей?

4. В чем суть ориентировочного рефлекса?

5. Каковы психофизиологические основы внимания?

6. Какую роль играют мнемические свойства в профессиональной деятельности?

7. Какие виды и типы внимания вы знаете?

8. Что такое «рабочая память»?

9. Каковы психофизиологические основы памяти?

10. В чем суть воображения как профессионально значимого свойства?

11. Каково значение мышления в жизни человека и в профессиональной деятельности?

12. Какова роль сознания в жизни человека?

13. Каковы психофизиологические основы сознания?

14. Какую роль играют психомоторные свойства в профессиональной деятельности?

15. В чем суть воли как профессионально значимого свойства?

Цель – изучить феномен работоспособности человека, рассмотреть особенности функциональных состояний человека в труде, методы их диагностики и коррекции.

Задачи:

1) познакомиться с феноменологией работоспособности человека;

2) изучить функциональные состояния человека в труде;

3) проанализировать динамику работоспособности и состояние утомления;

4) рассмотреть методы диагностики функциональных состояний;

5) рассмотреть возможности и методы профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний.

Результативность и качество работы субъекта труда, проявляющиеся в профессиональном поведении, обозначают терминами «продуктивность» или «эффективность», «производительность» труда. Продуктивность работы определяется многими внешними факторами, связанными с качеством обрабатываемого материала, налаженностью, исправностью оборудования, организацией производственного процесса (бывают, к примеру, остановки в работе вызванные отсутствием полуфабрикатов, которые не успели доставить из сосœеднего цеха).

Для обозначения внутренних, субъектных факторов, влияющих на продуктивность труда (как возможность человека выполнять данную работу на заданном уровне временных и качественных показателœей в течение определœенного времени), был введен термин «работоспособность».

Виды работоспособности:

1. Общая работоспособность отражает возможности человека выполнять любую общественно полезную деятельность. Это характеристика устойчивых качеств здоровья человека. Синонимом общей работоспособности является понятие «трудоспособность», используемое в практике врачебно-трудовой экспертизы. Устойчивые признаки нарушения состояния здоровья, приводящие к ограничению трудоспособности, оцениваются как временные (обратимые) или необратимые степени инвалидности.

2. Профессиональная работоспособность отражает характеристики тех систем и функций человека, которые необходимы для выполнения профессиональных задач. К примеру, в результате заболевания или травмы человек потерял слух, но это может не отразиться существенным образом на выполнении им профессиональных обязанностей, связанной с корректировкой текстов в типографии.

3. Потенциальная работоспособность (выносливость) характеризует максимальную продолжительность непрерывной деятельности субъекта труда на требуемом уровне эффективности (такое понимание отражает выносливость человека к определœенной нагрузке). Второе значение термина «потенциальная работоспособность» характеризует максимально возможный объем работы, который способен выполнить данный человек. Это второе значение близко к понятию «экстремальная работоспособность», если имеется в виду объем работы, доступный человеку в экстремальной ситуации при полной мобилизации всœех его сил.

4. Актуальная работоспособность характеризует состояние субъекта деятельности, определяющее уровень его эффективности в данный промежуток времени (к примеру, в начале третьего часа работы). Предполагается, что актуальная работоспособность человека меняется во времени, и эти изменения закономерны, типичны для большинства людей, выполняющих данную работу [5].

Понятие «Актуальная работоспособность» соответствует термину «функциональное состояние» субъекта труда, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ также задается через характеристики «наличного уровня активности функциональных систем организма», характеризующегося «степенью ее адекватности предстоящей деятельности человека». Следует различать состояние работоспособности (или функционального состояния) отдельных клеток, органов, систем организма и человека как субъекта труда в целом.

Работоспособность человека в течение дня неодинакова. Можно говорить о ряде ее последовательных этапов:

· первый этап – врабатывание – приходится, как правило, на первый час от начала работы. За это время происходит полный выход организма из сна и восстановление динамического стереотипа;

· второй тип – устойчивая работоспособность – длится последующие 2-3 часа;

· третий этап - падение работоспособности вследствие развития компенсируемого (субкомпенсация) и некомпенсируемого (декомпенсация) утомления.

Эти три этапа повторяются дважды за трудовой день: до обеденного перерыва и после него.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в течение суток кривая работоспособности выглядит волнообразной. Максимальные подъемы отмечаются в 10-13 и 17-20 ч. Минимум работоспособности приходится на ночные часы. Но и в это время наблюдаются физиологические подъемы с 24 до 1 ч ночи и с 5 до 6 ч утра.

По результатам многолетних исследований биоритмолога из Владивостока Л.Я. Глыбина можно полагать, что периоды подъема работоспособности в 5-6, 11-12, 16-17, 20-21, 24-1 час чередуются с периодами ее спада в 2-3, 9-10, 14-15, 18-19, 22-23 часа. Это нужно учитывать при организации режима труда и отдыха (Рис.8).

Рис.8. Суточные физиологические ритмы работоспособности.

Любопытно, что в течение недели отмечаются те же три этапа (Рис.9).

В понедельник человек проходит стадию врабатывания, во вторник, среду, четверг имеет устойчивую работоспособность, а в пятницу и субботу у него развивается утомление.

Весьма важно, что недельный ритм отражается не только на трудоспособности, но и на состоянии здоровья, внимательности, умении сосредоточиться. Об этом свидетельствует статистика несчастных случаев и аварий: чаще всœего они случаются в начале недели, в понедельник, когда организм только втягивается в работу. По этой причине если хотите трудиться эффективно, в радость, тщательно планируйте дела на неделю. Самые важные, требующие значительного внимания, умственного и физического напряжения намечайте на вторник, среду, четверᴦ.

Рис.9. Колебания работоспособности по дням недели.

Читайте также

  • - Оказывают ли влияние на работоспособность человека биологические ритмы?

    В какие периоды в течение учебного года у студентов происходит максимальное снижение умственной и физической работоспособности? Соответствует ли изменение физической работоспособности студентов в течение учебной недели динамике их умственной... [читать подробенее]

  • - Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

    Биологические ритмы — это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процес­сов и явлений в организме человека. Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного.... [читать подробенее]

  • - Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

    Биологические ритмы — это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процес­сов и явлений в организме человека. Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного.... [читать подробенее]

  • - Работоспособность человека и ее динамика

    Работоспособность проявляется в поддержании заданного уровня деятельности в течение определенного времени и определяется двумя группами факторов – внешними и внутренними. Внешние факторы – это информационная структура сигналов, т.е. количество и форма представления... [читать подробенее]

  • - Работоспособность человека. Фазы работоспособности

    Физиология труда. Работоспособность человека. Классификация форм труда Основы физиологии, психологии и эргономики труда Средства БЖД Средства БЖД делятся на средства коллективной и индивидуальной защиты. Средства коллективной защиты... [читать подробенее]

  • - Работоспособность человека и ее динамика.

    Классификация основных форм деятельности человека. ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ТРУДА План лекции: 3.1.Классификация основных форм деятельности человека. 3.2.Работоспособность человека и ее динамика. 3.3.Профессиональный отбор операторов технических систем. Характер и... [читать подробенее]

  • - Работоспособность человека и ее динамика.

    Классификация основных форм деятельности человека. ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ТРУДА План лекции: 3.1.Классификация основных форм деятельности человека. 3.2.Работоспособность человека и ее динамика. 3.3.Профессиональный отбор операторов технических систем. Характер и... [читать подробенее]

  • - Работоспособность человека и производительность труда.

    ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Труд и условия производства должны соответствовать физиологии (природе) человека. В этом случае трудовая деятельность человека характеризуется устойчивым и высоким уровнем работоспособности, что, в свою очередь,... [читать подробенее]

  • - Работоспособность человека.

    Цели и задачи изучения темы Тема 6. Работоспособность. Функциональные состояния человека в труде, методы их диагностики и коррекции. Вопросы для повторения 1. Какую роль играют индивидуально-типологические свойства в профессиональной деятельности? 2. Какую роль... [читать подробенее]

  • - Работоспособность человека

    Работоспособность человека – это его способность выполнять конкретную работу определенной сложности и тяжести на достаточно высоком уровне в течение рабочей смены. Работоспособность на протяжении рабочего времени проходит три периода. Рисунок 3. Первый период... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    1.1. Понятие и определение работоспособности человека. Динамика работоспособности

    Похожие главы из других работ:

    Биоритмологические особенности работы подростка

    2.2 Определение физической работоспособности

    Тест заключался в подъемах на ступеньку высотой в 1/3 длины ноги испытуемого (если рост испытуемого 150 см и выше - высота ступеньки 40 см, если ниже то высота ступеньки - 30 см). Частота подъемов на ступеньку - 30 в минуту (120 шагов)...

    Влияние биоритмологических особенностей на работоспособность подростков

    2.2 Определение физической работоспособности

    Тест заключался в подъемах на ступеньку высотой в 1/3 длины ноги испытуемого (если рост испытуемого 150 см и выше - высота ступеньки 40 см, если ниже то высота ступеньки - 30 см). Частота подъемов на ступеньку - 30 в минуту (120 шагов)...

    Гендерные особенности антикриминального мировоззрения учащихся профильных классов

    1.1 Понятие девиантного поведения: определение, характеристики, специфика

    Девиантное поведение подростков - это поведенческие нарушения, связанные с поступками или серией поступков не отвечающих общепринятым нормам поведения в обществе либо правонарушениями. Как правило, причинами девиантного поведения...

    Динамика работоспособности

    1. динамика работоспособности. определение и фазы

    ...

    Динамика работоспособности

    1.2. Фазы работоспособности

    Работоспособность человека, даже в обычных условиях, колеблется в течение рабочего дня...

    Кибераддикция и психологические механизмы её формирования

    1.1 Игра - общее понятие, определение, особенности

    Жизнь современного человека теснейшим образом переплетена с различными техническими устройствами и приборами, которые входят в нашу жизнь все глубже и глубже, соседствуя с нами практически во всех сферах нашей жизни. Пожалуй...

    Особенности развития личности одаренного ребенка и его проблемы социализации

    1.1. Понятие и определение одаренности у детей

    ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). [1, c...

    Понятие и функции эмоций

    1. Понятие эмоции. Определение. Виды эмоций. Влияние на жизнь человека

    Для достижения цели, поставленной в теме контрольной работы - выявления функциональной значимости эмоциональной сферы для человека, необходимо ознакомиться с самим понятием эмоции. Итак, эмоция - состояния...

    Работоспособность человека и методы ее повышения

    1.1 Понятие работоспособности человека

    Работоспособность - это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества...

    Работоспособность человека и методы ее повышения

    1.2 Фазы работоспособности

    Работоспособность проявляется в поддержании заданного уровня деятельности в течение определенного времени и обусловливается двумя основными группами факторов - внешними и внутренними...

    Синдром профессионального выгорания личности

    2 Профессиональное выгорание. Понятие и определение

    Термин «синдром сгорания (выгорания) личности» (burnout) ввел в 1974 году американский психолог Х.Фреденберг, и поначалу он использовался для характеристики психологического состояния людей, чья работа связана с интенсивным...

    Темперамент

    1. Общее понятие о темпераменте. Определение темперамента.

    Нельзя найти двух людей, одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от дру-гих многими особенностями, единство которых образует его инди-видуальность...

    Типы темперамента детей среднего дошкольного возраста

    1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПОНЯТИЕ, КОМПОНЕНТЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

    Темперамент (лат. тemperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности...

    Утомление и восстановление работоспособности

    Глава 1. Понятие утомления и работоспособности

    Объективные, закономерные, типичные для большинства профессий процессы снижения возможностей организма работающего человека осуществлять трудовые функции по мере увеличения длительности работы принято обозначать термином "утомление"...

    Эмоциональность как показатель темперамента детей дошкольного возраста

    1.1 Определение, понятие, компоненты темперамента

    Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, можно заметить различия в их поведении. Одни - быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие - медлительны, спокойны...

    psy.bobrodobro.ru

    Ритмы работоспособности и труда человека

    Результаты исследования биоритмов человека находят всё большее применение для научной организации труда, учебы, спортивных тренировок, рационального режима труда и отдыха. Практическая значимость исследования биоритмов в первую очередь с суточной динамикой работоспособности человека. В много численных исследованиях суточного ритма работоспособности было показано, что её минимальные значения приходятся на 2-4 часа ночи.  Суточная кривая производительности  в вечернее и ночное время падает от послеобеденного максимума до минимума в 3 часа ночи, затем относительно круто поднимается вверх к первым часам работы. В течение дня происходит неравномерное снижение работоспособности,  а фазные её изменения с двумя выраженными максимумами  приходятся на 9-12 и 16-19 часов. Такая двугорбая физиологическая кривая работоспособности  с двумя максимумами и двумя минимумами характерна  для работников  различных специальностей.

    Работоспособность человека днем и ночью

    Исследования  производительности физического и умственного труда в трех сменах показали, что в ночную смену она самая низкая. Снижение работоспособности в ночное время  является  не результатом утомления, а фазой биоритмов суточных колебаний тех физиологических функций, которые определяют уровень работоспособности. Некоторое падение работоспособности в результате утомления наступает и в дневное время, однако ночью при выполнении такой же работы снижение работоспособности сильнее выражено. Ночью ещё до начала работы и развития утомления величина ударного и минутного объема сердца ниже, чем днем. Снижены также частота пульса и величина систолического давления; в 2-3 часа ночи минимальна мышечная сила кисти и мышечная выносливость. Снижение двигательной активности, возбудимости двигательного, зрительного анализаторов и других отделов центральной нервной системы  ограничивают возможности выполнения физической и умственной работы. Наступающие в это время ухудшения лабильности нервных клеток головного мозга, снижение скорости реакций, уменьшение пропускной способности сенсорных входов, падение устойчивости рефлексов и снижение уровня внимания приводят к увеличению числа ошибок при  работе. На выполнение одной и той же работы в ночное время организм расходует больше энергии, чем днем. Низкий уровень протекания физиологических  функций, обеспечивающих выполнение работы, не согласуется с длительным трудом в ночное время и приводит к росту заболеваемости, нарушениям в системах пищеварения, кровообращения, регуляции функций. Следовательно, работа в ночное время, которая протекает на фазе минимума суточных биоритмов физиологических функций, отличается более низкой производительностью  и качеством  работы, отрицательно влияет на здоровье работающих. Основная причина такого неблагоприятного ночного труда заключается в  несоответствии во времени между протеканием фаз максимального уровня суточного ритма основных физиологических функций и периода трудовой деятельности человека. Изменение суточного ритма жизненного стереотипа человека в результате ночной работы не вызывает адаптивной перестройки суточного ритма физиологических функций. При работе в ночное время происходит рассогласование между потребностями к работающему организму и низким уровнем возбудимости нейронов головного мозга. Это приводит к снижению работоспособности  и объясняет «трудности» ночного труда.

    Динамика дневной работоспособности

    Днем уровень протекания физиологических функций в организме человека наиболее высокий, это совпадает с периодами наибольшей производительности труда. Однако на протяжении дня интенсивность функций и уровень работоспособности не остаются неизменными.  В течение дня периоды оживленной двигательной активности чередуются с периодами относительного её снижения; периоды наиболее оживленной двигательной активности наступают дважды: в 11-12 и 17-19 часов, а период пониженной двигательной активности приходится на 13-15 часов. Мышечная сила кисти максимальна около 12 и 16 часов дня, причем послеобеденный максимум более высок. Такая динамика дневной работоспособности описывается двугорбой кривой, которая носит название бигеминус.  Колебания работоспособности в течение дня обусловлены двумя факторами: колебанием суточных биоритмов физиологических  функций и развитием утомления. Кроме этого имеются индивидуальные особенности работоспособности. Так, у людей с разными хронотипами существуют следующие различия: у «сов» время наибольшей  продуктивности труда приходится на вечерние часы, «жаворонки» обладают большей работоспособностью утром. Но по данным специальных исследований к категории «сов» относятся только 30% людей, к категории «жаворонков» - 16%,  большинство же людей имеют типичную двугорбую кривую работоспособности.

    На основании анализа производительности труда выделяют несколько типов кривых работоспособности:

    1.  Динамика производительности труда имеет двугорбый характер и соответствует физиологической кривой работоспособности;

    2.  Производительность труда в течение дня постепенно снижается;

    3.  Производительность труда в течение дня постепенно растет;

    4.  Производительность труда практически не изменяется в течение дня;

    5.  Утреннее повышение производительности труда с вечерним снижением;

    6.  Утреннее понижение производительности труда с вечерним подъемом.

    Такое разнообразие динамики продуктивности труда отражает её зависимость от многих не физиологических факторов, в том  числе  продолжительности работы, опыта в её выполнении, характера и её условий. Физиологической основой изменений работоспособности в течение дня являются колебания суточных биоритмов многих функций человека, в первую очередь функционального состояния головного мозга, двигательного аппарата, сенсорных систем.

    Медленные ритмы работоспособности

    Изменения работоспособности человека происходят не только в связи с суточным периодом колебаний физиологических функций,  но и в соответствии с биоритмами, имеющими более медленную  периодичность. Предполагают, что существуют многодневные, или околомесячные  биоритмы колебаний физического состояния, интеллектуальных возможностей и эмоциональной настроенности каждого человека. Период физического цикла длится 23 дня, эмоционального цикла – 28, а интеллектуального  цикла – 33 дня. Колебания каждого цикла имеют положительную и отрицательную фазу:  во время положительной фазы наступает подъем работоспособности и улучшение физического, эмоционального или интеллектуального состояния человека; во время отрицательной фазы – спад сил, ухудшение работоспособности, настроения, снижение интеллектуальных возможностей. Между положительной и отрицательной фазой имеется переходный день. Считается, что именно в такой переходный день физического биоритма случаются несчастные случаи, эмоционального биоритма – срывы, а интеллектуального – неправильное принятие решений. Переходные дни каждого ритма встречаются раз в шесть дней, совпадение переходных  дней двух биоритмов – шесть раз в году, а совпадение переходных дней всех трех ритмов, когда наступает самый «опасный день», примерно один раз в году. Исходя из стабильной деятельности периодов этих трех биоритмов со дня рождения человека,  были предложены ряд несложных методов вычисления переходных дней каждого человека на определенные годы его жизни. Однако специально проведенные исследования пока не смоги выявить закономерности повторяющихся ритмов колебания уровней физических, эмоциональных и интеллектуальных возможностей человека с 23-, 28-, 33-дневным перепадом. Поскольку внешние  геофизические ритмы с такими периодами не известны, то трудно объяснить выработку физических, эмоциональных и интеллектуальных биоритмов, которые должны иметь адаптивное значение. Лунный (синодический) месяц, который длится 29,5 суток, и звездный (сидерический) около 27,5 суток могут определить  лишь период эмоционального ритма.

    В исследованиях  на спортсменах выявлены колебания работоспособности с более длительными периодами.  Анализ динамики спортивных достижений показал, что на втором и двенадцатом месяцах после дня рождения результаты ниже, чем в другое время.  Высокие  спортивные результаты регистрировались в определенном ритме: у мужчин – каждый третий год, у женщин – каждый второй. При выборе оптимального режима тренировок, учитывая биоритмы колебаний физиологического состояния спортсмена, выбирают вместо неуклонного прямолинейного наращивания тренировочных нагрузок их волнообразные изменения.  При определении волн тренировочных нагрузок  выделяют несколько периодов в соответствии с периодами биоритмов человека: суточные, недельные, месячные.

    Влияние труда на биоритмы

    Изучение влияний физического и умственного труда на ритмы физиологических функций необходимо для понимания роли труда в формировании биоритмов человека и для оценки тяжести выполняемой работы.  Физическая работа выявила отклонения в ходе суточных ритмов физиологических функций, которые определялись их рабочими сдвигами, заключались в задержке следующей фазы колебания, изменении типа кривой и рассогласовании ритмов отдельных функций. Более легкий физический труд вызвал непродолжительные отклонения в протекании биоритмов, заканчивающихся вместе с завершением работ, тяжелый – более продолжительное рассогласование биоритмов и сдвиг (задержку) суточных кривых, которые продолжались и после работы во время восстановительного отдыха. Умственный труд сохраняет согласованные соотношения между биоритмами во время работы и вызывает их рассогласование после работы в поздние вечерние и ночные часы. Более выражены смещения суточных ритмов в тех случаях, когда умственный труд (обычно творческого характера) сопровождается значительным  психо-эмоциональным напряжением. Монотонная работа приводит к рассогласованию биоритмов.

    Следовательно, характер и тяжесть труда определяют его влияние на суточные биоритмы человека. Задержка фаз кривых суточных биоритмов и их рассогласование отражают развитие утомления.  Протекангие и согласованность ритмов физиологических функций могут служить критериями тяжести труда и качества режима чередования труда и отдыха. Выбор оптимальных нагрузок, подбор соответствующих режимов труда и отдыха приведут к нормальному и согласованному течению суточных биоритмов всех физиологических функций.

    

    biofile.ru

    12.1. Значение света для работоспособности и здоровья человека. виды освещения

    Конспект лекций. Основы охраны труда

    Освещение играет важную роль в жизни человека. Около 90% информации воспринимается через зрительный канал, поэтому правильно выполненное рациональное освещение имеет важное значение для выполнения всех видов работ. Свет является не только важным условием работы зрительного анализатора, но и биологическим фактором развития организма человека в целом Для человека день и ночь, свет и тьма определяют биологический ритм - бодрость и сон. Итак, недостаточная освещенность или ее избыточное количество снижают уровень возбуждения центральной нервной системы и, естественно, активность всех процессов. Рациональное освещение является важным фактором общей культуры производства. Невозможно обеспечить чистоту и порядок в помещении, в котором полумрак, светильники грязные или в заброшенном стани.Состояние освещения производственных помещений играет важную роль и для предупреждения производственного травматизма. Многие неугасимой случаев на виробницва происходит из-за плохого освещения. Потери от этого составляют весьма значительные суммы, а, главное, человек может погибнуть или стать инвалидом. Рациональное освещение должно отвечать следующим условиям: быть достаточным (соответствующим норме) равномерным; не создавать теней на рабочей поверхности; не ослеплять работающего, направление светового потока должен соответствовать удобном выполнения. Это способствует поддержанию высокого уровня работоспособности, сохраняет здоровье человека и уменьшает травматизм.По своей природе свет - это видимое излучение электромагнитных волн длиной от 380 до 780 нм (1 нм равен 10 ~ 9 м). Видимый свет (белое) является составной целого ряда цветов, которые зависят от длины электромагнитных волн: фиолетовый 380 ... 450 нм; синий 450 ... 510 нм; зеленый 510 ... 575 Нм, желтый 575 ... 620 нм; красный 620 ... 750 нм. Излучения выше 780 нм называют инфракрасным, ниже 380 нм - ультрафиолетовим.Зависимости от источника света производственное освещение может быть трех видов: 1. Естественное - это прямой или отраженный свет солнца (небосвода), освещающий помещение через световые проемы в наружных заборов-джувальних конструкциях.2. Искусственное - осуществляется искусственными источниками света (лампами накаливания или газоразрядными) и предназначено для освещения помещений в темное время суток, или таких помещений, не имеющих естественного освитлення.3. Соединенное (совмещенное) - одновременное сочетание естественного и искусственного освещения.

    econbooks.ru

    Виды и признаки здоровья и работоспособности

    В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:

    1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а, во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

    2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

    3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

    4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра и красоты.

    В упрощённом виде можно считать, что критериями здоровья являются:

    · для соматического и физического здоровья – я могу;

    · для психического – я хочу;

    · для нравственного – я должен.

    Признаками здоровья являются:

    ·   специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

    ·   показатели роста и развития;

    ·   функциональное состояние и резервные возможности организма;

    ·   наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

    ·   уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

    Работоспособность человека – умение мобилизовать свою энергию на высококачественное выполнение той или иной работы. Работоспособность зависит от разных факторов:

    1) физиологические – возраст, пол, состояние здоровья, питание, отдых;

    2) физические – воздействуют на организм через органы чувств: степень и характер освещения помещения, температура воздуха и его влажность;

    3) психические – включают самочувствие человека, его настроение, а также воздействие поощрений, порицаний и другое.

    В повседневной жизни все эти факторы действуют в совокупности. А знание динамики работоспособности организма детей и подростков даёт возможность правильно организовать их деятельность. Чем старше ребёнок, тем он более работоспособен, успешнее сопротивляется утомлению. Специальные исследования умственной работоспособности школьников показали, что 13-14-летний подросток сделает работу в два раза большую, чем ребёнок 7-8 лет. С возрастом повышается мышечная работоспособность, возрастает и сила, и выносливость. Ребёнок менее утомляется при равномерной нагрузке. Всё это – следствие развития и совершенствования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечивающих потребности организма в кислороде.

    Всем физиологическим процессам, протекающим в организме человека, присущи ритмические колебания. В этом, по наблюдению физиологов, проявляется установка ЦНС и её высшего отдела – коры больших полушарий человеческого мозга на «отсчёт времени». Наукой установлены закономерности возрастных изменений работоспособности учащихся.

    Наиболее общими параметрами, характеризующими функциональное состояние ЦНС при бодрствовании, являются основные свойства нервной системы: возбудимость, реактивность, лабильность и их соотношения. Совокупность этих показателей определяет состояние ЦНС. В свою очередь, различные уровни возбудимости  и реактивности нервной системы являются результатом взаимодействия коры больших полушарий с нижележащими отделами мозга, в частности, неспецифическими системами ствола и среднего мозга. Особенности этих взаимодействий определяются, с одной стороны, уровнем морфофункциональной зрелости этих структур, а с другой – воздействием регуляционных механизмов, запускаемых различными факторами.

    Определение особенностей адаптивных реакций мозга при выполнении того или иного вида деятельности на каждом отдельном этапе онтогенеза имеет большое значение для разработки и организации оптимальных форм и методов воспитания и обучения. Сопоставление данных, полученных нейрофизиологическими исследованиями, с данными изучения работоспособности, а также педагогическими характеристиками учащихся выявило волнообразные изменения (в течение учебного года) умственной работоспособности и внимания. Эти сдвиги объясняются особенностями школьного режима и интенсивностью умственной деятельности.

    

    biofile.ru

    Виды работоспособности

    Различают общую и профессиональную, оптимальную, экстремальную, пониженную, потенциальную и актуальную работоспособность (Медведев В.И., Парачев А.М., 1971).

    Общая работоспособность отражает способности человека выполнять любую общественно полезную деятельность. Это характеристика устойчивых качеств здоровья человека. Синонимом общей работоспособности является понятие «трудоспособность», используемое в практике врачебно-трудовой экспертизы.

    Профессиональная работоспособность отражает характеристики тех систем и функций человека, которые необходимы для выполнения профессиональных задач. Например, в результате заболевания или травмы человек потерял слух, но это может не отразиться существенным образом на выполнении им профессиональных обязанностей, связных с корректировкой текстов в типографии.

    Потенциальная работоспособность (выносливость) характеризует максимальную продолжительность непрерывной деятельности субъекта труда на требуемом уровне эффективности (такое понимание отражает выносливость человека к определенной нагрузке). Второе значение термина «потенциальная работоспособность» характеризует максимально возможный объем работы, который способен выполнить данный человек. Это значение близко понятию «экстремальная работоспособность», если имеется в виду объем работы, доступный человеку в экстремальной ситуации при полной мобилизации всех его сил.

    Актуальная работоспособность характеризует состояние субъекта деятельности, определяющее уровень его эффективности в данный промежуток времени (например, в начале третьего часа работы). Предполагается, что актуальная работоспособность меняется во времени, и эти изменения закономерны, типичны для большинства людей, выполняющих данную работу. Понятие «актуальная работоспособность» соответствует термину «функциональное состояние» субъекта труда, которое также задается через характеристики «наличного уровня активности функциональных систем организма», характеризующегося «степенью её адекватности предстоящей деятельности человека». Следует различать состояние работоспособности (или функционального состояния) отдельных клеток, органов, систем организма и человека как субъекта труда в целом.

    Основными целями изучения работоспособности являются следующие:

    1. Обществу, руководителям производственных организаций важно на научной основе определять объем работы для субъекта труда. Это должен быть достаточно большой и вместе с тем реализуемый объем заданий / норма выработки (при имеющихся орудиях труда, технологиях, условиях труда). При выполнении нормы выработки в течение многих лет люди не должны перенапрягаться и терять здоровье из-за развития профессионального истощения и связанных с ним заболеваний. Это задачи психофизиологического нормирования и охраны труда.
    2. Выполнение некоторых видов труда сопряжено с высокой ответственностью; цена ошибки велика, и поэтому важно контролировать состояние не только оборудования, технологических субъектов, но и субъекта. Это задача обеспечения надежности, безошибочности трудовых действий, требующая контроля состояния работоспособности человека до начала работы и в процессе её выполнения.
    3. Индивидуальные свойства работоспособности персонала учитываются в профессиональном отборе кадров.
    4. Исследование работоспособности субъекта труда позволяет выявить негативные факторы и наметить пути оптимизации труда, повышения работоспособности.
    5. Измерение сдвигов работоспособности субъекта труда используется в целях выбора предпочтительных вариантов ременных режимов работы, орудий и видов труда. Критерием выбора является высокая эффективность труда при обеспечении состояния функционального комфорта у работника.

     

    Похожие статьи:

    poznayka.org