Почему знания – это не то, для чего нужен вуз. Вуз для чего нужен


Зачем нам нужны университеты / Newtonew: новости сетевого образования

«Я работаю в индустрии знаний и человеческих ресурсов. Моя компания специализируется на продуктах двух типов: мы производим высококачественные и многофункциональные единицы кадрового запаса, а также коммерчески успешные и передовые новые знания в дружественной для потребителя упаковке из печатного материала».

Это отрывок из книги кембриджского историка идей Стефана Коллини «Зачем нужны университеты?», в котором пародируется представление об университете как корпорации. То же самое можно сказать и другим способом: «Я преподаватель в университете. Я учу студентов и пишу книги». Но на этом чаще всего дело не заканчивается.

Университетам теперь постоянно приходится оправдывать своё существование. Зачем вы пишете книги? А главное, для чего вы учите студентов?

К концу XX века из относительно редких учебных заведений для элиты университет превратился в одно из самых распространённых общественных учреждений. Никогда ещё так много людей по всему миру не училось в университетах. Неудивительно, что у многих возникает вопрос «зачем?». Зачем люди проводят несколько лет своей жизни за изучением английской литературы, юриспруденции, теоретической физики, взглядов Гоббса на медицину или мирового фольклора? Зачем же на самом деле нам нужны университеты?

Влиятельная работа «Идея университета» Дж. Ньюмена начинается словами «Университет есть место учения универсальному знанию».

Источник: wmasscatholicvoices

Именно при попытке ответить на этот вопрос чаще всего рождаются пассажи о «повышении конкурентоспособности», «развитии потенциала», «приросте экономической эффективности», которые напоминают процитированный выше пародийный фрагмент. Это представление об университете, в основе которого лежат экономические категории — язык цифр, показателей трудоустройства и прибыли. Университеты спонсируются государством, государство формирует бюджет из налоговых отчислений. Поэтому оправдываться перед государством и обществом, казалось бы, нужно именно в таких категориях.

Но когда мы начинаем разговаривать на языке экономики, мы упускаем самое важное. Возможно, сильные университеты действительно вносят свой вклад в экономическое благосостояние и готовят квалифицированных специалистов в таких-то и таких-то областях. Но представлять это в виде главной цели — всё равно что заводить и воспитывать детей из желания предоставить экономике «компетентную рабочую силу».

Нужно начать с какого-то другого места. Книга Коллини как раз и является попыткой пересмотреть исходные посылки общественных дискуссий о предназначении университета. Остановимся на её основных аргументах чуть подробней.

Если мы посмотрим на историю университетов, то на любом её этапе столкнёмся с противоречием: университет выполняет некоторые исходные социальные функции, но всегда выходит за их пределы.

Университет готовит юристов, некоторые из которых начинают работать в сфере государственного управления, а некоторые начинают размышлять об основаниях власти, общественном устройстве и природе социального действия (примерно так можно описать истоки современной социологии). Средневековые университеты были тесно связаны с церковью и христианским каноном, но многие рассуждения схоластов имели так же много общего с библейским текстом, как знания о строении блохи — с ихтиологией. Теоретическая физика, конечно, может найти какое-то применение в металлургии, но странно было бы заставлять Эйнштейна обосновать «практическое применение» теории относительности.

Поэтому основа университета — не парты и не аудитории, его цель — не производство «высококачественных и многофункциональных единиц кадрового запаса». Главной чертой университета является стремление к более полному пониманию любого предмета. Иначе говоря — расширение и пересмотр границ познания, сохранение культурной памяти и её передача следующим поколениям.

В этом смысле университеты больше похожи на музеи и картинные галереи, чем на корпорации. Такая аналогия смутила бы имиджмейкеров, которые стремятся представить университет «современным и динамично развивающимся предприятием», будто бы прошлое — это что-то плохое, пыльное и наверняка заразное. Но на самом деле в этом сравнении нет ничего постыдного или снобского. Вне культурной памяти вообще не было бы ни человека, ни общества.

В «Миссии университета» Ортега-и-Гассет пишет: «первичная и центральная функция университета — это преподавание главных культурно-значимых дисциплин».

Источник: bookofdaystales.com

Другая ошибка — отождествлять цель университета с получением навыков. Университеты учат критически мыслить, рассуждать логически, обращаться с большим объёмом информации и находить «креативные решения» сложных проблем. А все эти навыки пригодятся студентам в их будущей работе. По этой логике изучение средневековой истории якобы может помочь будущему выпускнику писать хорошие отчёты и докладные для отдела продаж. На это Коллини справедливо отвечает:

Почему считается, что деньги потрачены лучше в том случае, когда промышленник понимает, что получивший такое образование выпускник поможет его фирме повысить доходы, чем в том, когда они потрачены на то, чтобы определённый человек лучше понимал историю человечества?

Можно упирать на развитие пресловутых soft skills при оправдании университета, но это всегда будет похоже на некоторую уловку. Это как если бы мы попытались улучшить тезис Монтеня «философствовать — значит учиться умирать», переделав его в утверждение «изучать философию — значит развивать навыки широкого применения, приобретаемые по мере прохождения программы обучения».

На сходной, но чуть более сложной аргументации строится недавняя книга философа Марты Нуссбаум «Не ради прибыли: Зачем демократии нужны гуманитарные науки». Как следует уже из названия, экономические категории Нуссбаум тоже решительно отвергает. Вместо них она предлагает говорить о развитии человеческого потенциала во всех его проявлениях.

По её мнению, образование в области гуманитарных наук и искусства (а это именно та сфера, которая вызывает наибольшее количество вопросов и сомнений в её целесообразности) воспитывает «способность к критическому мышлению, способность отвлечься от частных интересов и взглянуть на мировые проблемы с точки зрения гражданина мира, и, наконец, способность сочувственно относиться к трудностям другого человека».

При всех своих достоинствах, такая аргументация всё-таки не даёт понять, почему для обретения этих чудесных способностей непременно нужно несколько лет ходить на лекции, читать сложные тексты и размышлять, к примеру, об изображении классовой борьбы в романах викторианской эпохи. Образование, конечно, может развивать эти навыки. Но связь между тем и другим отнюдь не лежит на поверхности.

На чём же тогда остановиться, как ответить на вопрос «зачем нужны университеты»? Категории экономического благосостояния для этого не подходят, потому что сами по себе недостаточны. Как пишет экономист Георг фон Вальвиц в своей книге «Изобретение благосостояния», те, «для кого благосостояние превратилось в содержание жизни, превращаются в весьма трагические фигуры, постепенно утрачивая в своём характере живые черты. Они становятся жертвами основополагающего свойства благосостояния: за ним ничего нет. Оно никуда не ведёт дальше себя. Оно не имеет в себе никакого смысла».

Университет уместнее сравнить с музеем или библиотекой, чем с корпорацией.

Источник: calligraphy-expo

Но именно к подобным трагическим фигурам почему-то часто обращаются в публичной полемике о предназначении университетов. Это представление о мифическом «налогоплательщике» и «реальном мире», которым посвящены лучшие пассажи книги Коллини.

Налогоплательщик обычно «предстает угрюмым и капризным созданием, особенно боится любых контактов с посторонними, опасаясь, как бы у него не отняли пожитки, плоды того, что оно любит называть своими “трудами”». Но это странное существо тут же становится покладистым и легко расстаётся с этими плодами, если его убедить, что это каким-то образом приведёт к умножению общего количества имеющихся пожитков. Ещё чаще приходится сталкиваться с представлением о так называемом «реальном мире», в котором решающее значение отдаётся полезности.

В этом вымышленном мире «обитают исключительно несгибаемые роботы, которые посвящают себя одной задаче — делают деньги. Они работают, а потом умирают».

Неясно, где этот мир находится. Но мы с вами, к счастью, находимся не в этой суровой реальности роботов, а в мире, где есть место человеческой фантазии, воображению и эмоциям, где знание ценится вне зависимости от того, сколько за него готовы заплатить на рынке. По крайней мере, хотелось бы на это надеяться.

Стоит попытаться перевести разговор о ценности и значении университета с критериев полезности и экономической функциональности на язык знания. Университет занимается производством знания и передаёт его следующим поколениям. Именно на это направлены его главные компоненты — исследование и преподавание. Это деятельность, которая не подлежит проверке никакими внешними критериями и не укладывается в отчётные таблицы. Она содержит критерии собственной оценки в себе самой.

Именно на этом пункте лучше остановиться, когда мы пытаемся понять, зачем нам нужны университеты. Развитие полезных навыков и рост благосостояния могут быть в лучшем случае побочным продуктом их деятельности. Университеты были и должны оставаться общественным благом, которое нужно рассматривать в категориях культурной памяти и нескончаемого познавательного процесса.

Реальные учебные заведения, в которых нам приходится бывать, часто не соответствуют этим возвышенным определениям. Но многие причины этого несоответствия лежат именно в том, что университеты подчиняются внешним критериям оценки, превращаясь в корпорации или фабрики по выдаче дипломов. Образование не станет более качественным, если ужесточить требования к университетам и усилить государственные проверки.

Это будет происходить только в том случае, если мы признаем ценность образования самого по себе, вне зависимости от того, увеличивает ли оно годовой ВВП и делает ли выпускников «более конкурентоспособными на рынке труда». Хотя и это было бы неплохо.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

А что не так?

А давайте зададимся вопросом: зачем люди идут в вузы?

Помните простую фразу: не будешь хорошо учиться – пойдешь дворником работать. Можно даже подумать, что все кто идут учиться – не хотят работать дворниками? А чего же тогда они хотят? Они хотят полную противоположность работе дворника.

Люди идут учиться в вуз, чтобы иметь высокооплачиваемую, высококвалифицированную работу! Чтобы была возможность купить дом, машину. Иметь все, хоть и не всегда (одно из определений среднего класса).

Люди думают, что учеба в вузе дает высокооплачиваемую, высококвалифицированную работу. Она не дает. Но вуз про это молчит, а мы продолжаем верить, что «вот выучимся – получим отличную работу». 5 лет в вузе не приблизят вас к вашей «хорошей работе» ни на сантиметр. Потому-что:

1. Преподаватели вузов не могут научить вас быть профессионалом, ведь они сами мало что умеют.

Честно ответьте себе на вопрос: почему те, кто вас учат, работают бюджетниками в вузах на своих небольших зарплатах? Потому, что они не могут претендовать на квалифицированные должности на рынке труда. Им не хватает ни опыта, ни квалификации. Кому хватает — те уходят.

Как думаете, успешный финансист пойдет работать топ-менеджером в банк, на зарплату в $30,000 или доцентом в вуз, на зарплату в $300? Чаще всего в вузах преподают профессионалы-неудачники, которые не смогли найти себе работу вне вуза. Они остаются жить при нем: получают общагу и минимальную зарплату. На это и живут.

Сразу оговорюсь, что есть в вузах и хорошие преподаватели, и очень хорошие. Но их даже не меньшинство, их – единицы. Хороший преподаватель должен не только доступно и понятно преподавать свой предмет, но и сделать упор на практическую применимость этих знаний. Учить бесполезным вещам – это нехорошо.

2. Преподаватели вузов превозносят науку и презирают профессиональную реализацию.

Корни этого следует искать в том, что все преподаватели не состоялись как профессионалы. И единственный способ найти себе оправдание – это то, что профессиональная реализация – это недостойное занятие. Если вы пропускаете пары, потому что ездите на научные конференции, то вы – молодец. А если вы пропускаете пары, потому что работаете: «вуз не для вас», «переводитесь на заочное» и т.д. Я наслышался этих фраз.

Преподаватели — как монахи-затворники. Профессия – это все суета сует. Вот мы посвятили себя служению богу науке, и целый день читаем молитвы пишем научные статьи. Цель может и благородная, но абсолютно бесполезная в реальной жизни.

3. Ошибочный эталон для сравнения.

Очень часто студенты сравнивают себя со школьниками и гордятся тем, что знают гораздо больше. Это иллюзия продолжается, пока человек не задумается о работе, и не обратит свой взор в другую сторону. Ведь если бы студенты сравнили себя с людьми, уже работающими в их будущей профессии, тогда бы увидели, что приближаются к цели миллиметровыми шагами.

Не надо в вузе ровняться на всех. Потому что если делать «как все», то и результат будет «как у всех». В группе большинство студентов — случайные люди, у которых нет больших перспектив. Может их запихнули в институт родители, они косили от армии, всякое бывает.

Их удел в большинстве своем или работа не по специальности или штатная низкооплачиваемая должность в какой-нибудь гос. конторе. Не нужно себя сравнивать с сокурсниками. Лучшим критерием ваших знаний и успехов будут ваши сделанные проекты, ваши успехи на работе. Соотносите себя не с «серой массой», а с рынком.

4. Профессиональное обучение составляет лишь маленькую часть того, что преподают в вузе.

Когда вы придете на работу, вас спросят, что вы уже умеете делать, а не чему вас учили. Вашего начальника будет интересовать, что вы знаете и умеете из того, что необходимо на должности, на которую вы претендуете. Почти как в вузе: вам ставят вполне конкретную задачу, но не объясняют, как ее делать и ждут результата в конкретные сроки. Удачи вам!

Если вам читают в вузе историю, а работать вы будете оператором в банке – это приближает вас к цели или удаляет от нее? Формально вы знаете больше. Значит – приближает? Но фактически, с каждым семестром, у вас остается все меньше и меньше времени, чтобы получить ценные профессиональные знания, а их объем остается прежним. Т.е. реально – отдаляет.

5. У вуза нет цели «сделать из вас высококлассного профессионала».

Очень сложно попасть в цель, когда ты в нее не целишься. Вас превращают во всесторонне развитого специалиста. Такое «второе общее среднее образование». Забыв только упомянуть, что человек, который учит все – не знает толком ничего.

Помните три цели вуза: наука, общее образование и профессиональное образование. Как думаете, что пришлось сократить, чтобы добавить науку и общее образование? Правильно: профессиональные дисциплины. И вы все еще думаете, что цель вуза – сделать из вас профессионала?

6. Если человек учит больше двух предметов одновременно, он зря тратит свое время

После школы это утверждение кажется ошибочным. Но на работе понимаешь, как оно справедливо. В школе уроки такие короткие, не потому что это эффективно, а потому что школьник – еще ребенок, и он просто не способен концентрироваться больше часа. Но частые переключения задач мешают мозгу эффективно думать. А на работе, с вас будут требовать, как со взрослого, и тут частые переключения между задачами начнут сильно снижать вашу эффективность.

Почему, вы думаете, вы так быстро готовитесь к экзаменам? Вы просто не переключаетесь на другие задачи. Отсюда и резко возросшая эффективность. Представьте, что вы сидите на диете всего 6 часов в неделю, и как, скоро вам придется ждать результата?

7. В вузе человек только поверхностно знакомится с предметами

Допустим, вы что-то учите два семестра. У вас две лекции и две практики в неделю. Серьезный подход по меркам универа. А сколько же это будет часов? 4 пары по 2 академических часа (1.5 обычных) – это 6 часов в неделю. В первом семестре мы учимся 4 месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Во втором еще 4: февраль, март, апрель, май. Итого: 8 месяцев по 4.5 недели в каждом и 6 часов в неделю. 216 часов в год.

Да будет вам известно, дорогие мои студенты, что в месяце 180 рабочих часов и любой ваш годовой курс можно усвоить всего за 1.5 месяца, а при желании (или необходимости) всего за месяц.

8. Вам преподают самые общие, малополезные и устаревшие знания

Каждое знание имеет разную ценность в зависимости от проблемы, которую вам предстоит решить. Если вы тоните, то умение плавать гораздо полезнее курса философии, не так ли? А если устраиваетесь на работу кассиром, то умение считать важнее знания семи иностранных языков на базовом уровне.

Самые полезные навыки для вашей профессиональной реализации – это, безусловно, практический опыт, знание последних достижений в вашей профессии. Преподаватель вуза – чаще всего никогда не имел реального опыта в вашей будущей профессии и не знаком с последними достижениями. А если где-то про них и прочитал, то понятия не имеет об их ценности, как и когда их применять.

Даже если вы выучите 100 ненужных предметов, они не заменят 10 необходимых.

9. Практические навыки в 10 раз ценнее теоритических знаний.

В жизни и на работе нам часто приходится что-то ДЕЛАТЬ. Если вы знаете, как делать, или думаете, что знаете, это еще не значит, что вы можете это сделать. Вы знаете, что курить вредно, и смогли бросить курить? Вы знаете, что заниматься спортом правильно, и можете каждый день им заниматься? Вы знаете, что английский полезен для карьеры и, конечно, смогли выучить его?

Значение в жизни имеет только практика. Чем больше у вас знаний в ущерб навыкам, тем меньше от них толку. Как же вы поймете, что какие-то знания неверны, какие-то вы не знаете, как применять, а какие-то и вовсе не работают в реальном мире? Вы никогда не думали об этом? Добро пожаловать в реальный мир.

Вы можете выучить правила дорожного движения на «хорошо» и «отлично», но ездить вы все равно не сможете. Теория – это хорошее подспорье для практики. Представьте, что вы строите стену: кирпичи – это практика, а раствор – это теория. Без раствора (теории) стена будет неустойчивой, но без кирпичей (практики) от вашей теории вообще нет никакого толку.

Так что, господа, разделите ваши 5 лет в вузе на 10! Полгода – вот истинный результат ваших многолетних «усилий». Хотите доказательств? Когда вы устроитесь на работу, и проработайте полгодика, вы поймете, что ваши вузовские знания – удвоились.

Наука

Можно подумать, что цель вуза выпускать ученых для науки. Но ученых у нас как раз достаточно. С этим проблем нет, проблема есть с финансированием науки. Ученым нужны исследовательские институты и лаборатории, чтобы они делали действительно что-то полезное, а не только статьи писали.

Полетел бы Гагарин в космос, если бы на Байконур не было денег? Нет, конечно. То-то и оно. А где брать деньги на финансирование научных исследований? Из бюджета. А в бюджет как они попадают? Из налогов, которые платят компании и их сотрудники.

Чтобы наука была успешной на каждого ученого вуз должен выпустить 10 профессионалов, способных конкурировать на международном рынке. А вуз плодит и плодит ученых. Вуз просто ничего больше не умеет. А от ученых без финансирования – тоже толку никакого. Вот и выходит, что вся учеба в вузах – пустая трата времени и денег.

Нужен вуз, который бы выпускал профессионалов. Люди, закончившие его, были бы довольны своей жизнью.

Работодатели бы были довольны уровнем подготовки специалистов. Все бы были довольны.

Вуз неэффективен, смиритесь с этим

Я спросил одного кадровика, почему все непременно требуют высшего образования. Он ответил:— Чтобы была гарантия, что человек в состоянии пяти лет бесплатно заниматься неинтересной ему фигнёй.(Анекдот)

Почему вуз бесполезен, чтобы помочь вам стать высококлассным профессионалом:

  1. У него отсутствует цель сделать из вас профессионала
  2. Только треть всех предметов идет на вашу профессиональную подготовку
  3. Большая часть этих предметов преподается только теоретически и/или устарела
  4. Преподаватели часто никогда не работали по специальности
  5. Вы уделяете внимание 10 предметам одновременно и не можете, как следует разобраться ни в одном
  6. Вуз не поощряет, если человек смог устроиться работать по специальности
  7. Преподаватели не хотят верить, что профессионалы нужнее ученых

javarush.ru

5 мифов о высшем образовании — Учёба.ру

Миф 1. Без диплома нельзя построить карьеру

Родители твердят подросткам, что в нашей стране не обойтись без диплома, и пока его нет, работодатели даже смотреть в их сторону не будут. Интернет, в свою очередь, пестрит мотивирующими рассказами о миллионерах, которые бросали ненавистную учебу и начинали успешные стартапы. Истина, как обычно, — посередине.

Высшее образование и правда не всегда обязательно для того, чтобы начать свое дело или построить карьеру. Хотя, например, стать врачом без диплома не получится. Но, увлекаясь историями Билла Гейтса и ему подобных, нужно понимать, что они не противопоставляли учебу и работу. Даже не учась в вузе, будущие миллионеры занимались самообразованием: ходили на краткосрочные курсы, читали книги, слушали лекции, общались с профессионалами — делали то же, что и студенты, только сами и согласно гибкому графику.

Преимущество вуза в том, что студентам не нужно самим составлять план учебы, находить информацию и выбирать среди источников достоверные. Помимо этого, за годы учебы вы обрастаете полезными связями и знакомствами, уже находитесь внутри индустрии и получаете представление о том, что вас ждет в дальнейшем. Родители тоже опасаются отказа от вуза или колледжа не напрасно: некоторые работодатели и в самом деле настаивают на том, чтобы у сотрудников было профильное или хотя бы непрофильное высшее либо среднее профессиональное образование.

Правда: карьеру можно построить и без диплома, но так будет сложнее. Учиться придется в любом случае — если не в вузе, то самостоятельно. К тому же нужно будет доказать работодателю, что вы ничем не хуже конкурентов, которые пошли традиционным путем.

Миф 2. Выбор вуза — выбор на всю жизнь

Когда от школьников в 16-17 лет требуют, чтобы они определились, куда хотят поступать, многие впадают в ступор. Это и не удивительно: выбор учебного заведения — огромная ответственность. Решение, которое принимается в 11 классе, кажется окончательным.

Никто не говорит абитуриентам, что можно передумать, поучиться сначала в одном месте, потом в другом. В некоторых случаях реальность не совпадет с ожиданиями, а кто-то за время учебы успевает понять, чем хочет заниматься на самом деле. В нашей культуре такое «перебежничество» порой сравнивают с трусостью и неспособностью противостоять сложностям, однако на самом деле в этом нет ничего плохого. Только попробовав новое дело, можно решить, подходит оно вам или нет. Даже среди тех, кто успешно закончил вуз, согласно Росстату, лишь 40% работают по специальности. Остальные уходят в смежные или даже никак не связанные с дипломом профессии.

Правда: не стоит слишком сильно переживать, что вы можете неправильно выбрать вуз. Даже если решение, принятое в достаточно юном возрасте, окажется ошибочным, у вас всегда будет возможность передумать, пойти на новое направление или специальность.

Миф 3. Высшее образование превратит меня в эксперта

Преимущество вузов в том, что они дают широкое, разностороннее образование. На протяжении четырех-шести лет студенты изучают профильные предметы и общие дисциплины, трудятся над курсовыми и дипломными проектами, слушают лекции и мастер-классы. Большой объем полученных знаний создает у людей иллюзию, что после выпуска они овладеют всей доступной информацией и учиться дальше не придется.

Возможно, раньше такой подход себя оправдывал. В прошом требования к профессиям менялись медленно, и человек мог годами трудиться без повышения квалификации. Вряд ли он добивался при этом заметных высот, но хотя бы сохранял работу. Но сейчас так жить уже не получится. В большинстве сфер ситуация меняется настолько быстро, что нужно постоянно обновлять знания о профессии, чтобы удержать за собой должность. Если же хочется еще и двигаться вперед, приходится все время чему-то учиться. Кроме того, вуз дает в первую очередь теоретические знания, общую информацию об индустрии. Набираться опыта и разбираться с деталях придется уже самим.

Правда: вуз дает хорошую базу и общие знания, но учиться придется и дальше.

Миф 4. С дипломом я сразу найду крутое место

Еще одна распространенная иллюзия — идея «избранности» и уникальности специалистов с высшим образованием. Студентам кажется, что сразу после выпуска они найдут отличную работу, причем смогут выбрать среди нескольких предложений. Когда выясняется, что их никто не ждет с распростертыми объятиями, многие впадают в уныние и решают, что зря четыре года «просиживали штаны» в аудиториях.

Высшее образование дает преимущество при приеме на работу. Выпускники, как минимум, показывают, что могут долго и упорно трудиться, соблюдать требования и не срывать дедлайны. Но чтобы начали платить хорошие деньги, нужно показать нечто большее, чем диплом. Вы должны приобрести опыт и необходимые практические навыки, показать свой ум и умение работать в команде.

Все, включая выпускников престижных вузов, обычно начинают с нижних позиций, постепенно продвигаясь наверх. Полученные в вузе знания позволяют расти быстрее, но многого все равно приходится добиваться самостоятельно. Нормально, если выпускник идет в крупную компанию стажером или на низкий оклад: на первых порах между деньгами и полезным опытом стоит выбирать опыт.

Правда: диплом о высшем образовании — преимущество, но не пропуск «наверх». Придется начинать с низких позиций, постепенно продвигаясь выше.

Миф 5. Либо работа, либо учеба

На вводных лекциях студентов нередко отговаривают идти работать. В этом есть доля истины: трудно совмещать учебу на дневном с зарабатыванием денег. Пока вы не освоились на новом месте — на первых курсах и, особенно, в первом семестре — такие попытки могут серьезно навредить успеваемости. Но чем дальше, тем проще будет учиться, появится понимание, что и как устроено. К тому же, вы приобретете опыт, достаточный для работы по специальности.

Компании охотно берут на работу студентов последних курсов, предоставляют им гибкий график и, как правило, с пониманием относятся к отпускам во время сессии. Работа во время учебы даст преимущество перед остальными выпускниками. К окончанию вуза вы уже будете иметь необходимый опыт и не столкнетесь со стандартной проблемой вчерашних студентов: «чтобы найти работу, нужен опыт — чтобы получить опыт, нужно найти работу».

Правда: совмещать учебу и работу трудно, но чем раньше вы начнете применять знания на практике, тем легче будет устроиться после выпуска.

www.ucheba.ru

Зачем нужно высшее образование 🚩 зачем быть лучшим 🚩 Высшее образование

Высшее учебное заведение – это, в первую очередь, источник новых знаний, которые невозможно получить в школе. Безусловно, любые знания можно черпать из соответствующих вашим запросам книг, однако никакие книги не заменят общение и взаимодействием с преподавателем, способным разъяснить непонятные моменты и передать опыт, накопленный им многолетним трудом. Кроме того, первые курсы практически всех факультетов являются общеобразовательными и включают в себя такие предметы, как философия, история, психология, социология и т.д. Развитие интеллекта еще никому не мешало, тем более что начитанность и образованность сегодня в большой цене.Если вы определились в том, чем хотите заниматься в течение хотя бы значительной части своей жизни, то лучший способ рано или поздно найти подходящую работу – это пойти учиться в ВУЗ. Некоторые профессии не требуют высшего образования, однако устроиться работать учителем, врачом или инженером без соответствующего диплома не получится. Есть смысл получать высшее образование даже в том случае, если вы не пойдете работать по специальности. Заглядывая в будущее, можно разглядеть ситуации, в которых диплом пригодится и обеспечит вас работой, а следовательно, и средствами к существованию. Поэтому если есть время и возможность, лучше поступить в ВУЗ, максимально подобрав специальность согласно собственным знаниям и интересам.Как правило, большинство абитуриентов идут учиться не на тот факультет, который им действительно интересен, а стараются поступить куда угодно, лишь бы суметь сдать вступительные экзамены. Если проходной балл позволяет учиться за счет государственных средств, то это считается большим везением, и специальность уже значения не имеет. Почему такой безответственный выбор будущей деятельности совершает большинство молодежи, только что окончившей школу? Дело в том, что наибольшее значение в современном обществе имеет собственно наличие диплома. Если просмотреть объявления о вакансиях, можно заметить удивительную вещь: высшее образование требуется и водителю автобуса, и продавцу, и мойщику окон, и даже обычному дворнику. Сегодня устоялось мнение о том, что хороший работник обязательно должен быть образован, а человек без высшего образования не стоит ни хорошей работы, ни приличной зарплаты. К сожалению, именно престиж, закрепленный за получением диплома, до сих пор обусловливает появление тысяч желающих поступить в высшие учебные заведения, хоть большинство из студентов не имеют желание учиться.

www.kakprosto.ru

Сайт ВУЗа, какая от него польза?

Любой сайт содержит некий объем информации определенной тематики. Сайты успешно заменяют некоторым людям литературы, и являются носителями интересной информации. Организации разного рода создают свои сайты для того, чтобы рассказать о себе другим. В данном случае сайт исполняет представительскую роль. ВУЗы тоже создают свои сайты, чем в некотором роде упрощают жизнь студентов. Сайты ВУЗов содержат много полезной информации, которая может пригодиться каждому студенту. Именно поэтому разработка сайтов для ВУЗов это ответственная задача, которой должны заниматься настоящие хорошие специалисты. Речь может быть о разработке сайтов в Москве или же в любом другом городе России. Все зависит от вас и от того как вы выберите исполнителя.

Учтите, что разработка сайтов для ВУЗов это дело ответственное, и желательно обратится к профессионалам. Идеальным решением заказать подобный сайт у тех разработчиков, которые уже не первый выполняют подобную работу. Узкая направленность деятельность, в данном случае создание сайтов именно для ВУЗов, позволяет улучшить качество полученного сайта. Разработчики не только выполнят работу идеально, а также смогут предложить свои поправки в создании проекта. Также это обеспечит стандартизация сайтов, если есть такая необходимость.

Теперь о пользе сайта для ВУЗа. Польза есть для всех, в том числе для учебного учреждения. ВУЗ получает «визитку», которая способна говорить о нем перед всеми, в том числе перед студентами, которые хотели бы поступить. На сайте есть вся необходимая информация, к которой все имеют открытый доступ, и это позволяет в некотором смысле рекламировать учебное учреждение, а с другой стороны, носит чисто информативный характер.

Для студентов, подобный сайт хорош тем, что обеспечивает им источник нужной информации, благодаря которой они могут следить за жизнью учебного заведения. Правда это представляется возможным только в том случае, если за сайтом следят, и на нем выложена реально актуальная информация. Виртуальная библиотека ВУЗа, новости и все что нужно знать об учебном заведении, все должно быть на сайте, и все может пригодиться студентам, которые в данном ВУЗе учатся. Основные роли подобного сайта это познавательная и представительская роль.

Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

reshit.ru

Куда пойти учиться: чек-лист по выбору университета и специальности

Некоторые с детства знают, что хотят стать врачом или шахтёром. Другие вообще не представляют, кем работать. Кому-то финансы и результаты учёбы в школе позволяют пройти на любой факультет, а кто-то выбирает из того, что доступно. Как быть, если вы ещё не знаете, в какой университет лучше поступить? Зависит от того, что мешает вам определиться с выбором.

Вы не знаете, какой вуз лучше

Хороший университет — расплывчатое понятие. Чтобы понять, какой вуз сделает из школьника крутого специалиста, нужно перерыть кучу данных.

Посмотрите на рейтинг

Учтите, что рейтинги университетов разные. Простые списки вроде «100 лучших вузов мира» не подходят: то, что они оценивают, не всегда нужно для будущей профессии. Ищите рейтинги, которые отражают трудоустройство выпускников: сколько специалистов нашло работу после учёбы, как быстро они устроились и работают ли по специальности вообще.

Информация для размышления:

  1. Рейтинги агентства «Эксперт РА»: начиная с абстрактного «лучший вуз» и заканчивая списком самых востребованных работодателями.
  2. Мониторинг Министерства образования и науки РФ о трудоустройстве выпускников.
  3. Рейтинг качества образовательной деятельности (также по версии Минобразования).
  4. Пример зарплатного рейтинга портала SuperJob. Поищите аналогичные подборки для других профессий.

Если вы собрались поступать, а ваше учебное заведение ни в каком списке не фигурирует, спросите у представителей вуза, легко ли выпускники находят работу. Возможно, вуз и не отслеживает судьбу всех выпускников, но хотя бы сотрудничает с работодателями и помогает в трудоустройстве. Расспросите о таких программах: действуют ли они и на каких условиях.

Пообщайтесь с выпускниками

В социальных сетях полно групп выпускников. Поищите их и спросите у бывших студентов, стоило ли то, что они получили, потраченных сил и времени. Примерный список вопросов:

  1. Как работодатели реагируют на диплом вуза?
  2. Пригодились ли знания с лекций и семинаров в работе?
  3. Как оценивают вуз коллеги?
  4. Довольны ли выпускники уровнем зарплаты? Как быстро продвигаются по карьерной лестнице?

Сходите на все дни открытых дверей

Вузы проводят встречи с абитуриентами, чтобы расхвалить себя. Походите, послушайте. Спрашивайте, как трудоустроиться после вуза, можно ли перевестись на другой факультет и как это сделать.

Узнавайте больше о возможностях обучения, поездок за границу. Задавайте вопросы об оборудовании в лабораториях и даже качестве еды в столовой.

Вы не знаете, кем хотите быть

Не переживайте, если ещё не решили, чем хотите заниматься. У вас есть время, чтобы выбрать дело своей мечты. Но если поступать вы хотите уже сейчас (чтобы не терять время или по другим соображениям), попробуйте найти подходящий вариант.

Поищите профессии, о которых не знаете

Откройте справочник профессий (у Министерства труда и социальной защиты РФ есть такой и такой) и посмотрите, кем вы можете работать. Просто читайте описания профессий по порядку. Если что-то понравится, зайдите на любой портал поиска работы и рассмотрите вакансии. Проанализируйте, какие требования предъявляют к соискателям и что вы должны будете уметь.

Иногда такой свободный поиск даёт больше, чем все тесты профориентации.

Выберите вуз с большим количеством направлений

Если через год-другой вы поймёте, что хотите заниматься совсем не тем, то сможете найти подходящую специальность внутри своего университета. Тогда будет проще перевестись на другой факультет и сдать дополнительные предметы.

Остановитесь на самом сложном

Если понятия не имеете, кем хотите быть, но учиться всё-таки надо (родители давят или вы боитесь армии больше, чем сессии), то выберите сложную специальность.

Во-первых, на сложных направлениях меньше конкуренция. Во-вторых, если вы решите сменить факультет или специальность, после сложной учёбы всё остальное покажется раем. В-третьих, навыки самодисциплины и преодоления трудностей — лучшее, что может дать современный вуз.

Выберите практическую специальность

Такую, чтобы вы могли сразу после учёбы или даже во время неё начать работать. Иначе после университета вы можете обнаружить себя с дипломом, который не нужен ни вам, ни нанимателю.

Лучше заработать на нелюбимой должности и накопить деньги на новое дело, чем потратить несколько лет на корочки, которые не пригодятся вообще.

У вас нет денег

Обучение — это дорого. Или нет?

Не зацикливайтесь на громком имени

Грубо говоря, если вы хотите стать математиком, вам надо стать математиком, а не студентом Самого лучшего математического университета. Поэтому ищите нужную специальность в других вузах и в других городах. Может, вы найдёте вариант за многие тысячи километров, но со стипендией.

Не останавливайтесь на Москве и Санкт-Петербурге: хорошие вузы есть не только в них. Исследование ВШЭ на тему доступности образования в 2016 году поможет по-новому взглянуть на географию образования.

Поступите в колледж

Колледжи дешевле. В них программу проходят быстрее. И через несколько лет на руках будет готовая специальность, работа и возможность учиться на заочном или вечернем отделении, не думая о том, как родители будут оплачивать учёбу.

Выберите вуз, в котором платят хорошие стипендии

Во многих вузах активных и талантливых студентов поощряют, выплачивая им дополнительные стипендии. Также деньгами может помочь регион.

Узнайте, есть ли в вузе, в который вы собрались, такие стипендиаты. Спросите, как они этого добились. Останется мелочь — стать одним из лучших студентов университета.

Попробуйте целевой набор

Целевой набор — это когда за ваше обучение платит предприятие, а после учёбы вы должны на этом самом предприятии отработать. Иногда договор заключается не с предприятием, а с муниципальными органами власти. По сути, это разновидность образовательного кредита, только возвращать долг приходится не деньгами, а работой.

Узнайте, есть ли в интересующем вас вузе целевой набор, спросите, с какими предприятиями там работают. Возьмите контакты отделов, которые заключают договоры, — и вперёд, изучать условия и особенности обучения.

Учтите, что приказы о зачислении целевиков подписываются раньше, да и заявления нужно подавать весной. Лучше всего успеть всё сделать на весенних каникулах.

Чек-лист выпускника школы

Если вы запутались, что делать прямо сейчас, проверьте себя по короткой инструкции:

  1. Определитесь, кем хотите быть.
  2. Составьте список вузов, в которых есть нужная специальность.
  3. Вычеркните учебные заведения, которые вам не по карману.
  4. В разных рейтингах проверьте положение оставшихся.
  5. Выберите несколько вузов, ради которых стоит постараться и сдать экзамены.

lifehacker.ru

TMStudent: Почему знания – это не то, для чего нужен вуз

Возможно, не все поймут название этой статьи. Кто-то усмехнётся: подумаешь, открыли Америку, это уже давно ясно. Кто-то возразит: как это, а зачем же тогда поступать в вуз? Чтобы развеять скепсис одних и удовлетворить любопытство других, попытаемся по-новому взглянуть на учебную и внеучебную сторону студенческой жизни.

Время прочтения: 3 минуты.

Сначала об учёбе. Точно так же, как чистота – залог здоровья, но не панацея, диплом престижного вуза, даже с отличием – сильная строчка в резюме, но не гарантия успешного трудоустройства. Это, казалось бы, уже всем известно, но часто, особенно в разгар сессии, мы забываем об этом и страдаем от стресса по поводу оценок, которые в конечном счёте имеют значение разве что только в нашей голове, ну и в головах наших родителей, конечно. Однако успеваемость – не показатель успешности, и хорошо бы об этом помнить каждый раз, когда вы расстраиваетесь из-за обидной четвёрки (автор убеждён, что среди вас, дорогие читатели, есть и такие люди).

Чтобы совсем не разочароваться в своём высшем образовании, можно просто постараться изменить к нему отношение. К учёбе в вузе XXI века можно относиться, например, как к посещению фитнес-клуба. Когда вы приходите туда впервые, тренер вам рассказывает, какие тренажёры есть в зале и как обращаться с ними, помогает построить индивидуальный план тренировок. Вам, возможно, объясняют технику бега, показывают, как правильно поднимать штангу, как правильно приседать и так далее. В процессе тренировок вы десятки раз повторяете одни и те же упражнения, занимаетесь по одной и той же программе, в итоге чуть ли не заучивая её наизусть – в общем, запоминаете определённый объём информации. Для чего вы запоминаете эту информацию? Ведь вам в жизни не понадобится знание того, как правильно качать пресс. Это знание нужно вам именно для того, чтобы правильно качать пресс, а качать пресс вам нужно для того, чтобы вы стали сильнее, стройнее и выносливее (одним прессом не обойтись, конечно, но вы поняли суть).

Если вы вдруг не уловили метафору: бóльшая часть того, что мы заучиваем в вузе, не пригодится нам в жизни. Хорошо это или плохо – отдельный вопрос, но с этим надо смириться. Самое важное, чему можно научиться в вузе – это думать, размышлять, анализировать, запоминать, короче говоря, использовать свой мозг по максимуму. А это, если верить многочисленным статьям о трудоустройстве будущего, одна из самых ценных способностей в XXI веке.

Теперь о том, что есть вне учёбы. Представьте, что вы уже окончили вуз. Получили диплом, устроились на работу и встречаетесь через пять лет после выпуска со своими друзьями. Общаетесь, смеётесь, вспоминаете студенческие годы… Как думаете, часто ли в таком разговоре будут слышны фразы: «А помните, какие у нас были лекции? А семинары, а? Ой, а какие были аудитории, помните? Какие рефераты мы писали! Вот это было время!..»? Звучит, мягко говоря, нереалистично.

Любопытное наблюдение: обыденные, рутинные занятия остаются в нашей памяти именно во множественном числе, потому что их много и они все похожи между собой. Самое ценное из того, что запоминает наш мозг – это всегда что-то единичное, уникальное, яркое, то, что выделяется из всего массива информации, который загружается в эту коробочку с серым веществом. Наибольший шанс остаться у вас в памяти имеют такие события, как факультетские или вузовские праздники, совместные выезды на природу, спортивные соревнования, игры КВН, «Что? Где? Когда?» – вы легко можете продолжить этот список, исходя из того, что интересно вам. В любом вузе можно найти то, чем заняться вне учёбы и что вам будет по душе. Или как минимум познакомиться с теми, кому по душе то, что по душе вам.

В общем, если ваш вуз ассоциируется у вас только со скучными лекциями и бесконечной зубрёжкой, вам стоит задуматься: может, вы можете всё-таки что-то изменить?

tmstudent.ru