Веселые вопросы и задачи. «Мозговой штурм». Урок КВН. Вопросы для мозгового штурма


Мозговой штурм — Креативные технологии

Кратко:Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг, brainstorming) включает в себя два этапа: 
  1. Группа выдвигает идеи по заданной теме. Все идеи фиксируются, в том числе на первый взгляд абсурдные. Критиковать нельзя.
  2. Оценка и развитие идей. Отбор лучших идей.

Суть метода — в отделении процесса генерации идей (первый этап) от их анализа и отбора (второй этап).

Подготовка мозгового штурма

  1. Сформируйте группу генераторов идей (как правило, 5-10 человек). Это должны быть творческие люди, обладающие подвижным, активным умом.
  2. Сформируйте экспертную группу, которой предстоит подвергнуть анализу все выдвинутые идеи и отобрать лучшие. На практике нередко сами генераторы, завершив выдвижение идей, выступают как эксперты. В рекламных агентствах в роли эксперта выступает креативный директор.
  3. За день-два до штурма разошлите участникам оповещение о штурме с кратким описанием темы и задачи (бриф). Возможно, кто-то придёт с готовыми идеями.
  4. Подготовьте всё необходимое для записи идей и демонстрации списка. Варианты:
    • Доска и мел
    • Листы бумаги на планшетах и фломастеры
    • Разноцветные стикеры
    • Ноутбук в связке с проектором
  5. Назначьте ведущего мозгового штурма. В большинстве случаев ведущий известен изначально, он и организует брейнсторминг.
  6. Выберите одного или двух секретерей, которые будут фиксировать все идеи.
  7. Назначьте продолжительность первого этапа. Обычно около часа, в креативных агентствах, конечно, дольше. Ведь генерация идей — их основная работа.Участники должны знать, что время ограничено, и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки. Это активизирует, заставляет выложиться. Чёткий тайминг — такое же обязательное условие для участников штурма, как длина дистанции для бегунов.
  8. Поставьте задачу. Что конкретно нужно получить в результате мозговой атаки? Запишите задачу так, чтобы она всё время была на виду. Формулировка задачи и полезная информация содержатся также в брифе, который роздан в печатном виде.Участники должны чётко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить. В мозговой атаке приветствуется сумятица идей, но не сумятица задач.

Проведение мозгового штурма

1. Этап генерации идей (Фаза «мечтателя»)

Спустите фантазию с поводка! Пусть каждый выдвинет как можно больше идей. Приветствуются озарения и необузданная фантазия в альтернативных направлениях. Можно высказывать безответственные, причудливые, прикольные, нелепые идеи. Самые лучшие — это сумасшедшие идеи. В глазах современников Галилей тоже, наверное, нёс ахинею.

Каждая идея полезна уже потому, что она стимулирует другие. Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи.

Создатель метода мозгового штурма Алекс Осборн (Alex F. Osborn) говорил: «Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно».

Высказывайте свои идеи без доказательств и объяснений. Излагайте идеи кратко, в нескольких словах. Тем не менее, ведущий и группа должны понять суть предложения. Если это не так, ведущий помогает автору сформулировать идею под запись.

Записываются все идеи. Нет плохих идей! Все идеи приветствуются. На первом этапе количество идей предпочтительнее качества. Осборн говорил: «Количество, количество и ещё раз количество, вот девиз дня. Чем больше попыток, тем больше вероятность попадания в цель».

Критика идей на этапе генерации абсолютно запрещена. Наложено табу на реплики: «Это глупо», «Детский лепет», «Ерунда», «Это невозможно», «Мы делали это раньше, но безрезультатно» и т. п. Критика запрещается даже в форме жестов, ироничных взглядов и скептических усмешек. Иначе у генераторов может пропасть всякая охота генерировать.

В агентстве Saatchi & Saatchi запрещалось использовать словосочетание «Да, но…». Вместо него надо было говорить «Да, и…».

Приветствуются юмор, смех. Поддерживайте и создавайт

voxfree.wordpress.com

4. Решение открытых задач методом учебного мозгового штурма

Уважаемые коллеги!

В этом модуле я предлагаю Вам ознакомиться с, возможно, одной из самых известных методик на вооружении ТРИЗ - методикой мозгового штурма.

Всю информацию вы найдёте в приложенных файлах и презентации.

Мозговой штурм

Метод мозгового штурма разработал в Соединённых Штатах Америки совладелец крупной рекламной фирмы Алекс Осборн. В конце 1930-х годов он со своими сотрудниками начал использовать этот метод для поиска новых идей. После выхода в 1953 году книги А. Осборна «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления» метод мозгового штурма стал широко известен.

О классическом мозговом штурме в современном его исполнении написано много. В данной статье мы рассмотрим учебный мозговой штурм (далее УМШ). Основная цель использования УМШ — развитие у школьников творческого стиля мышления. Штурм состоит из двух основных этапов: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором — эти идеи анализируются. Выдвижение и анализ идей являются важнейшими составляющими умения решать открытые задачи.

Технология проведения УМШ

Обычно УМШ проводится в группах численностью 3-5 учащихся.

1. Перед штурмом группу инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма  (при выдвижении идей) — НИКАКОЙ КРИТИКИ! Более того, необходимо всячески приветствовать новые идеи, какими бы абсурдными они не казались.

2. В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду и поработала над ее развитием.

3. Группа выбирает секретаря, который будет фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком...).

4. Группам выдается одна или несколько задач и проводится первичное обсуждение и уточнение условий этих задач.

5. Учитель определяет время, которое он выделяет на первый этап штурма. Это время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске и включить таймер.

Первый этап УМШ. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ

Главная цель этапа — наработать как можно больше возможных идей решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Иногда имеет смысл прервать данный этап до окончания отведенного времени, если поток идей иссяк, и ведущий не может исправить положение.

После этапа небольшой перерыв, в который можно обсудить с рефлексивной позиции, как проходил штурм: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему.

Второй этап УМШ. АНАЛИЗ ИДЕЙ

На этом этапе (и не ранее) все высказанные идеи каждая группа рассматривает критически. При этом необходимо придерживаться основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно. Нужно постараться усовершенствовать эту идею или применить ее в других условиях.

И опять небольшой перерыв.

Третий этап УМШ. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. Возможны и другие варианты, например, группа отбирает самое практичное предложение и самое «дикое».

В некоторых случаях учитель может поставить цель: найти как можно больше решений, и тогда спикер оглашает все полученные идеи.

При использовании УМШ дети с большим интересом решают открытые задачи в группах. Этим методом они хорошо и быстро «раскалывают» относительно простые задачи. Но если задача долго не решается, то, высказав ряд идей, участники штурма теряют интерес, начинают скучать. Практика показывает, что для решения сложных открытых задач лучше всего использовать специальные алгоритмы. Это приводит мысли в порядок и повышает шансы на успех.

Задание:

1) Изучите текстовые материалы и презентации.

2) Проведите занятия со школьниками по решению открытых задач методом учебного мозгового штурма.

3) Опишите проведенные занятия  (план урока, как проходил урок, заинтересованность учащихся, результаты работы учащихся). Отметьте характерные трудности.

Результаты работы просим направить ведущему курс в виде файла в редакторе MSWord (по электронной почте [email protected]). Объем отчета не менее 2 страниц А4 (кегль 12, междустрочный интервал - одинарный). В теме письма свою фамилию и "Дистанционный курс". Также я буду рад ответить на Ваши вопросы в комментариях.

www.schoolnano.ru

Веселые вопросы и задачи. «Мозговой штурм». Урок КВН.

Тема занятия №19. Веселые вопросы и задачи. «Мозговой штурм». Урок КВН

образовательные: подведение учащихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира;

развивающие: способствовать усвоению логических приемов УУД, через решение текстовых задач;

воспитательные: воспитывать толерантность, умение слушать и слышать других.

Тип урока: урок практикум (урок комплексного применения знаний)

Формы организации работы на уроке: групповая.

В данном мероприятии участвуют 2 команды 5 класса в каждой. Игрокам предлагаются задания в соответствии с конкурсами. Команда, капитан готовит ответ в течение 1-3 минут в зависимости от конкурса. После каждого вопроса должен прозвучать верный ответ и количество полученных баллов.

Для проведения игры: мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, интерактивная доска), презентация в Power Point, скакалка.

Для жюри и членов команд подготовить ручки и бумагу. По желанию можно приготовить кубки для команд.

Сводная таблица соотношений и последовательностей проведения этапов игры, способствующих выполнению учебных задач.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Организационный этап.

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

2. Приветствие, деление на команды.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация начала игры.

Начала участия в игре КВН.

4

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: определение функций учащихся и способов взаимодействия. Регулятивные: мобилизация сил энергии. Личностные:самоопределение.

3. Конкурсная программа.

Проведение конкурсной программы

Проводит урок КВН. Организует работу всех участников игры.

Решают предложенные «задачи». Играют

34

Познавательные: развитие и закрепление приемов логических УУД.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

4. Заключительный этап урока. Подведение итогов. Награждение команд. Рефлексия.

Подвести итоги игры. Определить психологическое восприятие урока

Организует награждение команд.

5

Познавательные: формирование интереса к предмету.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания.

Дает комментарий к домашнему заданию

Обучающиеся записывают в дневники домашнее задание.

1

Поэтапная деятельность учителя, направленная на выполнение учебных задач

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Какая лодка в море смеха,Ложась порою в сильный крен,Проводит свой маршрут с успехом наш КВН.Кто там медлителен и скучен,Как лед сползающих морей,Поближе сядьте к сцене лучше,Сейчас начнется КВН.

hello_html_3006a8b6.gif

Рисунок 18

Обучающиеся слушают учителя.

2. Приветствие, деление на команды.

Выбираются два сильных ученика по предмету, с явными лидерскими способностями и каждый набирает себе команду.

После представления и приветствия команд. Приветствуются жюри ученики 10-11 классов.

Чтоб игра пошла, как надо,

Я жюри представить рада:

Тот, что справа, - Ломоносов -

Математик и философ.

Лобачевский слева здесь,

Гордость русская и честь!

Третья - им как раз под стать.

Софьей Ковалевской звать!

Итак, турнир я открываю,

Всем успехов пожелаю,

Думать, мыслить, не зевать,

Быстро все в уме считать!

- Начнем с конкурса «Разминка».

- За каждый верный ответ начисляется 2 балла.

Делятся на команды.

Команда «Треугольники»

Наш девиз:

«Наш девиз всего три слова – слушай, думай, отвечай!»

Друзья, приветствовать мы рады

Вас всех на встрече КВН

Другой награды нам не надо

Победу мы хотим взамен.

Чтоб имя дать своей команде

Пятёрку в степень возвели

Лежит пятёрка в основании

Успеха, что ни говори!

Соперникам нашим

Огромный привет

Везенья и счастья,

Улыбок букет

Хотя противники сильны,

Но мы не лыком шиты тоже.

Хоть Пифагора мы моложе

Зато удалы и сильны.

Команда – «Квадраты»

Наш девиз:

Наш девиз 4 слова:

Сам тони, спасай другого.

Давно уже мы с вами не встречались

И, наконец, настал, друзья, тот час

И даже если вы сейчас сильнее

Мы очень рады видеть вас.

В КВН играть мы рады

И в жару, и в холода

Пораженье иль победа –

Это вовсе не беда.

Мы будем петь и веселиться

Отгадывать, шутить, острить

И пусть жюри определит

Того из нас, кто победит.

Болельщиков наших попросим

Активней поддерживать нас

Уверены, что вы тоже хотите

Чтоб мы победили сейчас.

3. Конкурсная программа.

Первый тур мы начинаем,

Победителей узнаем.

Здесь загадки и шарады.

За разгадку – всем награды.

hello_html_m243576a5.gif

Рисунок 19

hello_html_1deb4f64.gif

Рисунок 20

hello_html_7c8cf3ac.gif

Рисунок 21

hello_html_71e7b73a.gif

Рисунок 22

hello_html_m4f2a5b34.gif

Рисунок 23

hello_html_4d364673.gif

Рисунок 24

hello_html_m4751c824.gif

Рисунок 25

hello_html_fc4ca98.gif

Рисунок 26

- Тур второй: пусть всякий знает,

Кто же лучше вычисляет?

Мне задачки прочитать,

Вам же думать и считать!

- За правильный ответ начисляется 1 балл.

hello_html_m4b6a4231.gif

Рисунок 27

- Третий тур мы начинаем,

Капитанов приглашаем.

Будут трудные задачи,

Пожелаем им удачи!

- Капитаны смогут заработать по 1 баллу за 1 ребус.

hello_html_1a944b5b.gif

Рисунок 28

hello_html_m638ee15f.gif

Рисунок 29

- Вы, ребята, все устали.

Много думали, считали.

Отдохнуть уже пора!

Так четвертый тур – «Игра»!

- За каждый правильно выполненный пример 1 балл.

hello_html_m38a019f1.gif

Рисунок 30

hello_html_m74390493.gif

Рисунок 31

hello_html_2543e11d.gif

Рисунок 32

- Пятый конкурс начинаем,

Творчество свое включаем.

Пляшем, прыгаем, поем

И ответы выдаем.

- За каждое творческое задание судьи начисляют от 3 до 5 баллов.

hello_html_3618e0db.gif

Рисунок 33

hello_html_333cc259.gif

Рисунок 34

hello_html_m169de05f.gif

Рисунок 35

- Сейчас болельщики вступают,

Своим командам помогают.

Решайте задачи,

Желаем удачи.

hello_html_2d66321a.gif

19. Рисунок 36

hello_html_59de84d1.gif

Рисунок 37

hello_html_m6fb204e6.gif

Рисунок 38

hello_html_5ecb6872.gif

Рисунок 39

hello_html_3b0bf3.gif

Рисунок 40

Обучающиеся решают задачи.

- Решают ребусы.

- Выполняют предложенное задание.

- Разыгрывают сценку « Ученый и его открытие. Как это было».

- Составляют слова.

- Болельщики решают задачи и отдают свои баллы выбранной команде.

  1. Заключительный этап урока. Подведение итогов. Награждение команд. Рефлексия.

-Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в турнире отличился?

Жюри объявляет результаты, называет лучших участников турниров. Награждение победителей.

8. Информация о домашнем задании

Обучающиеся записывают домашнее задание.

В разработке использованы некоторые материалы из разработок Фархутдиновой В.А.

infourok.ru

Семь техник эффективного мозгового штурма / Хабр

«Вы можете проектировать, создавать и строить самое удивительное место во всем мире, но для того, чтобы воплотить мечту в жизнь, нужны люди», – Уолт Дисней.

Предлагаю вашему вниманию перевод статьи из блога сервиса Wrike. Посвящен он теме проведения эффективных мозговых штурмов.

Закрадывалась ли вам когда-либо в голову мысль, что встречи для проведения мозгового штурма – напрасная трата времени? Вы четко осознавали необходимость совместного обсуждения важной проблемы, однако, подобные сессии чаще всего заканчивались ярыми спорами нескольких человек, в то время как остальные члены команды предпочитали отмалчиваться? В таком случае на лицо типичные признаки допущенных ошибок при организации мозгового штурма.

Большинство людей склонны забывать, что основная цель мозгового штурма – вовсе не качество идей, а их количество. Да, вы не ослышались: именно количество, а не качество. Мозговой штурм – это всегда первый шаг в исследовании нового проекта, поэтому крайне важно быть открытым ко всем свежим идеям, как бы неожиданно они не звучали. Зачастую проблемы возникают в тот момент, когда команда считает, что настало время оценить и отфильтровать идеи – иными словами, отделить зерна от плевел.

Еще одной распространенной ошибкой при проведении мозгового штурма является в корне неверный подход к мероприятию его организаторов. Часто они видят единственный возможный способ устроить дискуссию, заключающийся в обсуждении вопроса со всеми членами команды в комнате для собраний. Данный подход не является неприемлемым, однако, обладает рядом существенных недостатков, которые могут снизить эффективность собрания. Типичным в данном контексте является пример, при котором первые несколько ораторов озвучивают свои идеи и до конца мозгового штурма участники обсуждают только их. Профессор менеджмента в Kellogg School Ли Томсон провел исследование традиционных подходов к мозговому штурму и обнаружил, что почти всегда те самые несколько человек, проявивших инициативу, отнимают 60-70% времени всей дискуссии. При этом свежим идеям просто не остается шанса быть принятыми во внимание. Теоретики мозгового штурма прозвали подобное смещение в ходе дискуссии «якорем».

Итак, вашему вниманию представлены семь простых методик проведения мозгового штурма, которые помогут существенно повысить его эффективность, способствуют повышению взаимодействия в группе, а также исключают оценочный подход к идеям.

  1. Письменный мозговой штурм Основной смысл этого подхода заключается в максимальном отделении двух процессов – генерации идей и их обсуждения. Ведущий озвучивает тему дискуссии, после чего каждый участник составляет список собственных идей. Такой подход помогает избежать «якоря» и приглашает всех членов команды предоставить личное видение вопроса. Кроме того, у каждого сотрудника есть время обдумать свои идеи, что однозначно полезно для интровертов. Такая техника особенно эффективна для команд, которые грешат фокусировкой на мыслях, прозвучавших в начале собрания.
  2. Моделирующий мозговой шторм Вы когда-нибудь задумывались о том, что с вашей проблемой может справиться кто-то другой? Или о том, что о важной для вас теме можете думать не только вы? В результате моделирующего мозгового штурма такая перспектива окажется вполне реальной. Представьте, к примеру, что ваш босс, звездный кумир или даже президент могут решить вашу проблему. Примерьте на себя новые ботинки – это поможет вашей команде увидеть проблему под совершенно другим углом. Такая техника подойдет для команд, занимающихся однотипными повторяющимися проектами, вследствие чего они вновь и вновь прибегают к одним и тем же подходам.
  3. Мозговой штурм онлайн Никого не удивишь, что сегодня во многих отраслях бизнеса команды работают удаленно. Электронная почта и другие современные технологии сделали подобный способ организации работы нормой в многочисленных отраслях. Но что делать, если команде необходимо собраться вместе для мозгового штурма? Безусловно, обменяться идеями можно с помощью электронной почты. Однако это затруднит процесс разбора и дальнейшего анализа идей. Таким образом, очевидно, что для виртуальных команд решающее значение имеет наличие централизованной онлайн-комнаты, где могут взаимодействовать все участники. В этом ключе стоит, в первую очередь, принять во внимание облачную систему для хранения документов. Стэфан Кэндал Горди, один из наиболее известных клиентов Wrike, использует сервис для своих многочисленных компаний, работающих в сфере моды и музыки. В данной онлайн-системе он создал папку «Идеи», где любой сотрудник может поделиться своими мыслями с командой.
  4. Скоростная генерация идей Случается и так, что ограниченный по времени мозговой штурм помогает генерировать идеи быстрее, поскольку команда просто не располагает временем для их фильтрации. В таком случае руководитель команды заранее сообщает участникам тему дискуссии, сроки и бюджет нового проекта, а также устанавливает конечный срок, к которому каждый член команды может подать свою заявку. При этом участники не должны оценивать свои мысли. Им разрешается использовать любые средства для выражения идей: лист бумаги, ручку, доски, любые онлайн-инструменты. Ничего не должно ограничивать команду, всем должно быть максимально комфортно. Допустимое временное ограничение – от 5 до 45 минут в зависимости от сложности обсуждаемой темы. Эта техника отлично подойдет для команд, которые часто отвлекаются от темы или любят затягивать мозговой штурм.
  5. Круговой мозговой штурм Команда собирается в круг, и, после того как ведущий озвучит тему, каждый ее член по очереди высказывает свои мысли. Обсуждение продолжается до тех пор, пока не выскажутся все. Ведущий, в свою очередь, фиксирует все идеи с целью обсудить каждую из них в конце встречи. Стоит отметить, что, пока не выскажется каждый член команды, идеи оценивать нельзя. Этот метод будет хорош в том случае, если в команде есть люди, предпочитающие молчать на каждом совещании.
  6. Созвездие Очень интересный подход, сфокусированный на поиске вопросов, а не ответов. В течение совещания команда должна придумать как можно больше вопросов, касающихся темы обсуждения. Вопросы могут быть любыми: что, где, когда и почему. Этот стиль мозгового штурма помогает рассмотреть проект во всех возможных его аспектах. Отличная техника для команд, которые фокусируются на решении нескольких проблем в проекте и уже в последние минуты пытаются закрыть возникшие вопросы.
  7. Лестничная техника Данная техника была разработана в 1992 году. Смысл заключается в том, что сотрудник получает возможность озвучить свои собственные мысли до того, как он услышит все остальные идеи. Ведущий собрания озвучивает тему, и все, кроме двух участников мозгового штурма, покидают комнату. Оставшиеся двое озвучивают друг другу свои мысли. По окончании их беседы в комнату входит еще один участник. Он высказывается до того, как услышит идеи участников, находящихся в комнате. Цикл повторяются до тех пор, пока вся команда не соберется в комнате. Метод хорошо подходит для команд, склонных попадать под влияние нескольких человек. Это так же помогает раскрыться застенчивым людям, которые предпочитают делиться мыслями с двумя-тремя коллегами, а не полным составом коллектива.

habr.com

Мозговой штурм: спустите фантазию с поводка!

Мозговой штурм: спустите фантазию с поводка!

Кратко:Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг, brainstorming) включает в себя два этапа:
  1. Группа выдвигает идеи по заданной теме. Все идеи фиксируются, в том числе на первый взгляд абсурдные. Критиковать нельзя.
  2. Оценка и развитие идей. Отбор лучших идей.
Суть метода — в отделении процесса генерации идей (первый этап) от их анализа и отбора (второй этап).

Подготовка мозгового штурмаПроведение мозгового штурмаВедущий мозговой атакиПриёмы управления брейнстормингомРазновидности мозгового штурмаНоу-хау мозговой атакиЧто может и чего не может мозговой штурмУзнайте больше о мозговом штурме

Подготовка мозгового штурма

  1. Сформируйте группу генераторов идей (как правило, 5-10 человек). Это должны быть творческие люди, обладающие подвижным, активным умом.
  2. Сформируйте экспертную группу, которой предстоит подвергнуть анализу все выдвинутые идеи и отобрать лучшие. На практике нередко сами генераторы, завершив выдвижение идей, выступают как эксперты. В рекламных агентствах в роли эксперта выступает креативный директор.
  3. За день-два до штурма разошлите участникам оповещение о штурме с кратким описанием темы и задачи (бриф). Возможно, кто-то придёт с готовыми идеями.
  4. Подготовьте всё необходимое для записи идей и демонстрации списка. Варианты:
    • Доска и мел
    • Листы бумаги на планшетах и фломастеры
    • Разноцветные стикеры
    • Ноутбук в связке с проектором
  5. Назначьте ведущего мозгового штурма. В большинстве случаев ведущий известен изначально, он и организует брейнсторминг.
  6. Выберите одного или двух секретерей, которые будут фиксировать все идеи.
  7. Назначьте продолжительность первого этапа. Обычно около часа, в креативных агентствах, конечно, дольше. Ведь генерация идей — их основная работа.

    Участники должны знать, что время ограничено, и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки. Это активизирует, заставляет выложиться. Чёткий тайминг — такое же обязательное условие для участников штурма, как длина дистанции для бегунов.

  8. Поставьте задачу. Что конкретно нужно получить в результате мозговой атаки? Запишите задачу так, чтобы она всё время была на виду. Формулировка задачи и полезная информация содержатся также в брифе, который роздан в печатном виде.

    Участники должны чётко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить. В мозговой атаке приветствуется сумятица идей, но не сумятица задач.

Проведение мозгового штурма

1. Этап генерации идей (Фаза «мечтателя»)

Спустите фантазию с поводка! Пусть каждый выдвинет как можно больше идей. Приветствуются озарения и необузданная фантазия в альтернативных направлениях. Можно высказывать безответственные, причудливые, прикольные, нелепые идеи. Самые лучшие — это сумасшедшие идеи. В глазах современников Галилей тоже, наверное, нёс ахинею.

Каждая идея полезна уже потому, что она стимулирует другие. Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи.

Создатель метода мозгового штурма Алекс Осборн (Alex F. Osborn) говорил: «Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно».

Высказывайте свои идеи без доказательств и объяснений. Излагайте идеи кратко, в нескольких словах. Тем не менее, ведущий и группа должны понять суть предложения. Если это не так, ведущий помогает автору сформулировать идею под запись.

Записываются все идеи. Нет плохих идей! Все идеи приветствуются. На первом этапе количество идей предпочтительнее качества. Осборн говорил: «Количество, количество и ещё раз количество, вот девиз дня. Чем больше попыток, тем больше вероятность попадания в цель».

Критика идей на этапе генерации абсолютно запрещена. Наложено табу на реплики: «Это глупо», «Детский лепет», «Ерунда», «Это невозможно», «Мы делали это раньше, но безрезультатно» и т. п. Критика запрещается даже в форме жестов, ироничных взглядов и скептических усмешек. Иначе у генераторов может пропасть всякая охота генерировать.

В агентстве Saatchi & Saatchi запрещалось использовать словосочетание «Да, но…». Вместо него надо было говорить «Да, и…».

Приветствуются юмор, смех. Поддерживайте и создавайте атмосферу уважительного радостного общения умных и остроумных, заинтересованных в хорошем решении людей.

Прямолинейное мышление не может обнаружить скрытые идеи, лежащие в стороне. Вместо того, чтобы напрягаться, расслабьтесь, смейтесь, и такое дурачество поможет вам двинуться в новом направлении.

Самый интересный момент штурма — наступление пика, ажиотажа, когда идеи начинают просто фонтанировать. Происходит непроизвольная генерация гипотез участниками. Этот пик был теоретически обоснован Зигмундом Фрейдом в работах о бессознательном.

Правильный сеанс мозгового штурма — особое психологическое состояние группы, когда думается без волевых усилий и принимается во внимание «всё, что придёт в голову». Такое состояние оказывается продуктивным, поскольку позволяет использовать подсознание человека — мощный ресурс творческого мышления.

После завершения активной фазы генерации участники штурма коллективно редактируют список наработанных идей. На этом этапе уже возможно полукритичное отношение к ним и расширение списка новыми идеями, возникшими в процессе редактирования.

«Сухой остаток» первого этапа — начерно отредактированный список идей, зафиксированных кратко, торопливо. Из этой «руды» предстоит извлечь бриллиант. Или несколько бриллиантов.

Перерыв.

2. Этап оценки идей (Фаза «реалиста»)

Самая лучшая идея — та, которую вы рассматриваете сейчас. Анализируйте её так, как будто других идей нет вообще. Это правило подразумевает предельное внимание к каждой записанной идее.

Хотя критика уже не возбраняется, она должна быть конструктивной. Постарайтесь найти рациональное зерно в каждой идее. Если время позволяет, на этапе оценки лучше не спешить.

Используйте метод контрольных вопросов.

Как минимум, каждую идею желательно протестировать по краткому вопроснику типа:

  • Решение в рамках закона?
  • Идея реализуема до 10 июня?
  • Разумны ли предполагаемые затраты?
  • Каким образом данная идея, если её реализовать, провалится?

Когда есть бриф, общий критерий такой: идея по брифу или не по брифу? Решающее слово в оценке идей принадлежит креативному директору.

Развивайте идеи. Группируйте их в тренды. Пытайтесь «поженить» элементы разных гипотез. Иногда самые лучшие идеи получаются в результате объединения двух менее ярких предложений. Креативность превосходно проявляет себя не только при создании новых идей, но и в работе с уже имеющимися.

Используйте морфологический метод: не поленитесь начертить таблицу по типу таблицы футбольного чемпионата, где каждой команде,.. — то есть идее — предстоит «сыграть» с каждой.

Помечайте идеи вашего списка:

  • + + очень хорошая, оригинальная идея
  • + неплохая идея
  • 0 не удалось найти конструктива

Отбросьте явно банальные, тупиковые, неплодотворные идеи.

Считается, что лишь 10-15% идей оказываются приемлемыми, зато среди них встречаются весьма оригинальные. Ценно, если «выжившие» идеи выстраиваются в логичную цепь — рекламную кампанию.

Ведущий мозговой атаки:

  1. Ведущий (фасилитатор, модератор) поочередно даёт слово генераторам идей, чтобы они не галдели все одновременно. Следит, чтобы все участники штурма имели равную возможность высказаться. Ведущий может вносить свои идеи наравне со всеми.
  2. Корректно, но решительно пресекает критику идей, которая почти всегда непроизвольно возникает, особенно поначалу.

    Типичные фразы idea killers (убийц идей), и как на них нужно отвечать:

    • — Из этого ничего не выйдет. — «Конечно, если не развивать эту идею, из неё ничего не получится».
    • — Это не работает — «Но идея ведь неплохая?»
    • — Это чересчур — «И что?»
    • — Клиент никогда это не одобрит — «А что если одобрит?»
    • — Ну и что в этом оригинального? — «То, что это раньше никто не предлагал».
    • — Кто угодно может придумать такое — «Точно!»
  3. Ведущий обеспечивает непрерывность выдвижения идей. Он всеми мерами не допускает зажима «плохих» идей, снимает боязнь участников «ляпнуть что-нибудь не то».

    Доброжелательность ведущего стимулирует рождение новых идей у членов группы. Но он не должен слишком хвалить даже явно удачные гипотезы, чтобы не нарушить равенство участников штурма.

  4. Ведущий следит за регламентом. Напоминает, сколько времени осталось до конца сеанса. Тактично останавливает креатора, который высказывает свою идею дольше полуминуты. Мозговой штурм — это интенсивный, быстро протекающий творческий процесс.

Искусство ведущего мозговой атаки заключается в умении раскрепостить мышление членов творческой группы, вдохновить их на свободное самовыражение.

Приемы управления брейнстормингом

Для «разогрева» генераторов:
  1. Вбрасывается посторонняя, но животрепещущая тема. Например, пиво, оно какое? — Холодное! — Светлое! — Белопенное! — Наше всё! Ведущий ставит в пример самые оригинальные эпитеты.
  2. У ведущего наготове 300 рублей и он начинает выдавать по червонцу за любую реплику участника. Этот прием — только для разогрева! В штурме поощрять идеи бонусами вредно.
  3. Генераторам идей раздаются беджи, на которых они пишут придуманные тут же псевдонимы — имена исторических личностей, героев фильмов, названия растений. Затем все по очереди обращаются друг к другу на «ты» с любым вопросом. Просто для того, чтобы создать атмосферу «одного круга», где нет ни старших, ни младших, ни начальников, ни подчинённых, ни опытных, ни новичков. Есть «другие» люди, которые могут говорить любые глупости, потому что это не Сидоров выдвигает «такую дурацкую» идею, а «Архимед».  Сам выбор псевдонимов — веселая процедура, создающая творческий настрой.
  4. Перед атакой ведущий мотивирует креаторов. Подчёркивает, как важно утереть нос конкурентам и выиграть тендер. Выражает надежду, что, быть может, именно сегодня группа найдет рекламную идею, которая возьмёт «Золотого льва» в Каннах.
Для активизации процесса генерации (по Майклу Михалко, Юдит Рич и др.):
  1. «Национальные» решения. Как бы решил задачу английский лорд? Предложите изящное французское решение, расточительное американское. Что бы сказал горячий испанский мачо? Как бы решили вопрос трудолюбивые китайцы?
  2. Метод эмпатии. Эмпатия — вживание, представление себя на месте другого. Участник штурма должен сказать себе: «Я и есть объект, о котором идёт речь». Так, например, если придумывается реклама пива, креатор говорит: «Я — пиво. Я стою на полке в магазине. Я холодный, золотистый, прозрачный, хмелистый. Что мне сделать, чтобы вон тот мужик обратил на меня внимание? Что будет, если я вдруг начну медленно поворачиваться? Или позвякивать?»
  3. Прямая аналогия. Рекламируемый объект сравнивается с аналогичным объектом в природе, технике и т. д. К примеру, для повышения заметности этикетки можно рассмотреть окраску цветов, бабочек.
  4. Символическая аналогия. Суть задачи или её возможные решения предлагается сформулировать в виде метафор, например, для пива, — «глоток чистой прохлады», «хранитель традиции», «послание в бутылке от самой природы». Красивая метафора может натолкнуть на красивую идею.
  5. Фантастическая аналогия. Участники штурма формулируют главное неустранимое препятствие, которое мешает решению задачи, а затем — на время — «отменяют» его! Допускают существование вечно свежего пива, исчезновение гравитации, вмешательство сказочных гномов.
  6. В шкуре потребителя. Ведущий назначает участников представителями целевой аудитории, например, в случае пива — футбольными болельщиками. При перемене точки зрения на объект приходят новые решения.
  7. Будьте проще. Участники максимально упрощают свои идеи и выражают их минимальным количеством слов. Меньше слов — виднее суть.
  8. Будьте как дети. Исследуйте проблему так, как бы это делал ребенок. Задайте очевидные вопросы. Найдите ответы, которые удовлетворили бы ребёнка.
  9. Вперёд, в будущее! Думайте о том, что будет, а не о том, что есть сегодня. Не ограничивайтесь действительностью. Нафантазируйте будущее!
  10. Что подскажут фигуры? Выберите какую–нибудь фигуру, например, треугольник, и старайтесь определить связь между ним и вашей задачей. То же — с объёмными фигурами (шар, куб, пирамида...), цветами спектра, цифрами и прочими семантически богатыми объектами.
  11. Мудрость великих. Обратитесь к сборникам афоризмов. Афоризмы лучше брать такие, которые содержат ключевые слова по вашей теме.
  12. Ассоциации. Генераторы называют первое слово, которое им пришло на ум при оглашении темы штурма. Или используется «Словарь ассоциаций». Пусть ассоциации свободно развиваются.
  13. Метод от противного. Великие озарения могут наступить, если вместо размышлений о том, как сделать что-то, попробовать решить вопрос, как этого не делать.
  14. Нарисуйте идею. Ведущий просит участников оформить следующее предложение в форме рисунка. И пусть все пытаются истолковать нарисованное.
  15. Интерпретируйте меня! «Как вы поняли слова N.?», — спрашивает ведущий у одного, другого. Затем спрашивает N.: «Насколько верно мы изложили вашу мысль?» Нередко интерпретации хорошо развивают первоначальную идею, что признаёт и автор.
  16. Грудью на амбразуру. Если уровень идей снизился и стали поступать только банальные, практичные предложения без «изюминки», ведущий сам начинает вносить эксцентричные идеи. Или предлагает 5-10 минут генерировать только фантастические идеи.
  17. Активная пауза. Услышав ценное, перспективное, с его точки зрения, высказывание, ведущий объявляет: «Давайте 3-4 минуты помолчим, и потом каждый выразит свое отношение к тому, что сейчас прозвучало». В тишине происходит интенсивная индивидуальная работа, как правило, развивающая высказанную идею.
  18. Время от времени полезно пользоваться групповой саморефлексией, т. е. переосмыслением способов взаимодействия участников. Вопросы: «Как мы работаем? Что нам мешает? Что получается хорошо?» и т. п. Нередко при этом сама группа находит способы улучшения взаимодействия.
  19. Правда — в ногах. Часть мозгового штурма участники проводят стоя. Это встряхивает, не позволяет генераторам откинуться на спинку стула и витать мыслями в областях, не связанных с обсуждаемым вопросом. Либо же генераторы меряют аудиторию шагами, поскольку некоторым в движении лучше думается.
  20. Оживите вещь. Неодушевленный предмет может стать более вдохновляющим, если вообразить его человеком или животным. Придайте ему черты индивидуальности. Как он будет себя вести? Какой у него будет голос? Где он будет жить?
  21. Думайте глобально. Поднимитесь выше предмета штурма. Какие наиболее общие тенденции и концепции можно связать с вашей темой? Нельзя ли из них извлечь пользу для вашей задачи?
  22. Метод контрольных вопросов. Включает в себя ряд вышеизложенных приёмов. Даёт новое направление мыслям участников, позволяет проскочить период «зацикливания» на круге схожих идей. Контрольные вопросы «подогревают» генерацию, служат «крючком», при помощи которого извлекаются идеи.
  23. Стоп, машина! Ведущий берет паузу и перечисляет сходные идеи из числа выдвинутых, там самым давая понять, что данное направление хорошо разработано и желательно поискать на новых путях.

Любая «хитрость» ведущего, направляющая креативность, не ограничивая ее, — хороша. Впрочем, креативность является настолько естественным, спонтанным процессом, что задача ведущего порой сводится к тому, чтобы просто не мешать ей.

Сеансы воображения должны быть счастливыми часами. Мозговой штурм — это когда мы думаем свободно и продуктивно в обстановке комфорта и удовольствия.

Разновидности мозгового штурма

Индивидуальный мозговой штурм

Все роли — генератора, секретаря, ведущего, оценщика идей — берёт на себя один человек. Фиксация на бумаге, компьютере, диктофоне. Оценка идей отложена.

Креативные приёмы «штурмовика»-одиночки:

  • Читая текст, выхватывайте произвольные слова. Не наталкивает ли значение случайного слова на новую идею? Текст подойдёт любой, хоть телефонная книга, но лучше лексически богатый. Руководитель агентства BrandAid Валентин Перция, когда придумывал названия брендов, пролистывал насквозь толстые словари. По его словам, если держать в голове задачу, за два дня такого погружения набираются сотни ассоциаций.
  • Ещё эффективнее генерировать идеи, отталкиваясь от изображений в журналах и фотостоках в интернете. Ведь картинки сами по себе детальны и многозначны.
  • Развивайте найденные образы методом контрольных вопросов, одной их его компактных версий.
Обратный мозговой штурм

Цель его — максимально выявить недостатки рекламируемого объекта. Генераторы в режиме мозгового штурма составляют список имеющихся или потенциальных дефектов, ограничений, противоречий объекта или идеи. Негативные стороны объекта или идеи усугубляются до крайности. После такого жесткого тестирования идет поиск путей по устранению недостатков.

Мозговой штурм с оценкой идей

Введение критики идей. Фазы «мечтателя» и «реалиста» многократно гибко чередуются. Используется для решения сверхсрочных задач. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение пользоваться методикой мозгового штурма.

Этапы:

  • Генерация идей (может происходить индивидуально и заранее)
  • Ознакомление группы с идеями, комментарии авторов
  • Выбор нескольких (3-5) лучших вариантов, фиксация их достоинств и недостатков
  • Обсуждение каждой идеи с мини-штурмами
  • Сужение списка лучших вариантов, ранжирование идей

Недостатки: нагрузочность, конфликтность. Достоинство: более целенаправленный поиск, снижен риск проскочить мимо сильного решения.

Мозговая осада

Доказано, что и без явной критики при подаче идей действует механизм «скрытой критики», а именно: нередко новое предложение (которое потом может быть признано неудачным) «забивает» высказанную ранее хорошую идею. Для устранения этого недостатка была предложена «мозговая осада», в которой каждую выдвинутую идею надо развивать до предела. Мозговая осада увеличивает затраты времени на поиск идей, хотя обещает более зрелые результаты.

Метод «635»

Шесть человек выдвигают по три идеи за пять минут. Затем листки с их мнениями передвигаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы. Через полчаса готовы 18 проработанных предложений. Следуют обсуждение, усовершенствование и выбор наилучших вариантов.

Метод корабельного совета

Высказывания идут в соответствии с иерархией. Первым свою идею вносит «юнга», последним — «капитан». Недостаток: после своей очереди новую идею высказать нельзя.

Мозговой штурм онлайн

Online brainstorming базируется на многопользовательских интернет-сервисах: форуме, чате, блоге, ICQ, Skype. Устраняется «боязнь оценки», т. к. генераторы идей могут быть анонимными. Можно привлечь экстра-специалистов из любых точек мира (или напрячь лучшие умы рекламного холдинга, не срывая их с мест). Правда, теряется будоражащая психологическая атмосфера совместного поиска.

Ноу-хау мозговой атаки

  1. Не становитесь рабами цифр, которые диктуют, сколько «должно быть» людей в группе. Нам известны результативные штурмы с потоком студентов — это больше сотни голов. Правда, преследовалась и педагогическая цель: показать метод в действии.

    С другой стороны, в креативных агентствах часто «штурмуют» в парах, составленных из копирайтера и дизайнера. Законная модель — индивидуальный мозговой штурм.

    Классический состав — малая группа, т. е. около семи человек. Это «критическая масса участников», с такой группой удобно работать.

  2. Там, где штурмы организуются регулярно, группа генераторов состоит из постоянного ядра и временных членов. Ядро креативных людей складывается постепенно при решении различных задач методом мозгового штурма.
  3. Иногда полезно включить в группу генераторов «посторонних», как то: сотрудников смежных отделов и других компаний, врача, повара, водителя, курьера. Таким образом вы привлекаете носителей нетрадиционных идей. Смешанная группа из участников разного возраста и пола работает наилучшим образом.
  4. Включайте в группу генераторов красивых, умных, обаятельных женщин. Женщины весьма практично и оригинально мыслят, кроме того, они очень стимулируют интеллектуальную активность мужчин.
  5. На время штурма участники снимают с себя должностные полномочия. Руководителю, если он «штурмует» вместе с командой, не следует садиться во главе стола.
  6. Создайте удобную обстановку. Помещение выберите по возможности нейтральное (не кабинет директора) и не шумное. Лучше сесть так, чтобы все друг друга видели. Советуют:
    • Проводить штурм при свечах
    • Проводить штурм ночью, после 24:00 :-)
    • Перед штурмом всем участникам принять по 30 грамм хорошего коньяка :-))
  7. Запаситесь кофе, чаем, баранками. Установлено, что цитрусовые, особенно грейпфрут, стимулируют работу мозга. Запах грейпфрута рекомендуют вдыхать перед мозговым штурмом.
  8. Чтобы целиком погрузиться в процесс генерации, на время штурма стоит отключить мобильные телефоны, запретить кому бы то ни было беспокоить участников.
  9. Некоторые советуют дать фоном негромкую, но не успокаивающую, а бодрую музыку. Это раскрепощает участников, динамизирует работу.
  10. Перед штурмом ведущий представляет новичков. Дает им лестную характеристику. Знакомит новичков с правилами мозгового штурма.
  11. Начиная штурм, ведущий знакомит группу с готовыми решениями похожей задачи. Например, показывает лучшие рекламные ролики конкурентов, сделанные для сходного продукта.
  12. Хорошо иметь образец рекламируемого продукта, а не только фото. Отлично, если образец можно повертеть в руках, пиво попробовать, туалетную воду понюхать, Hummer'ом порулить... :-)
  13. Часто рекомендуют записывать весь штурм на магнитофон или видеокамеру. Однако на практике редко у кого доходят руки до расшифровки записей, поскольку это дьявольски трудоёмко. Пусть вас успокоит сознание того, что взрывная идея и так не потеряется!
  14. Иногда генераторам полезно в ходе штурма листать иллюстрированные журналы, чтобы черпать из рисунков и фотографий ассоциативные идеи.
  15. Сложите в коробку — «чемодан чепухи» — самые разные предметы: карандаши, оловянных солдатиков, шахматные фигуры, клубок ниток, забавные рисунки — всё, что найдётся в офисе. Приглашая участников на штурм, попросите их принести разные предметы для чемодана чепухи. Когда потребуются новые идеи, достаньте из коробки что попадаётся под руку, установите связи между случайным предметом и задачей.
  16. Перелистайте журналы, газеты. Проведете параллели между заголовками новостей и проблемой.
  17. В разнообразии рождается новизна. Участники предпринимают вылазку из комнаты на 15-30 минут с тем, чтобы найти вовне принести в группу новые идеи.
  18. Вовлечённый человек продолжает думать над задачей и после штурма. Список идей раздаётся участникам, чтобы они могли пополнить его предложениями, возникшими после сессии.
  19. Полезно на следующий день провести повторный мозговой штурм. Замечено, что качество идей, предложенных креаторами на второй день, выше, чем в первый.
  20. В промежутке между штурмами поговорите с вашими друзьями или членами семьи. Прислушайтесь к тому, что они скажут. Позвольте им направить вас в новом направлении.
  21. Худшее, что может сделать ведущий — это превратить штурм в игру «Я выиграл, ты проиграл». Описаны случаи, когда ведущий премировал участников за лучшие идеи. Люди начинали бояться «перехвата» своей хорошей идеи и вообще переставали их высказывать.
  22. Ведущий и на этапе анализа бережно хранит атмосферу сотрудничества. Конструктивную критику он предваряет словами: «Что мне больше всего нравится в этой идее, так это... Не станет ли она лучше, если?..»

Что может и чего не может мозговой штурм

Метод мозгового штурма эффективен:

  • При решении задач, которые не имеют однозначного решения, и задач, где решения требуются нетрадиционные. Таковы все задачи по созданию рекламного креатива.
  • Когда необходимо быстро найти выход из критической ситуации.
  • Везде, где нужно получить много идей за короткое время. Методика мозгового штурма универсальна.

Несовершенство метода заключается в том, что поиск идей идёт случайным образом, наобум. Вы никогда не останетесь совсем без идей. Но нет гарантии, что среди ваших решений окажется действительно превосходное.

Метод мозгового штурма — эффективная помощь в генерации идей. Но он не замещает целиком творческий процесс.

Игорь БорисовРедакция от 27 сентября 2007

voxfree.narod.ru

Мозговой штурм для детей

метод мозгового штурмаМетод "мозгового штурма" еще называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления. Эта легенда придает методу наряду с красивым названием еще некий героический шарм, столь важный для детей. Расскажите эту историю детям.

Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, которое совершало рейсы между Америкой и Европой, переправляя из Америки военную технику и продукты питания. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной до зубов лодки судно было беззащитной мишенью для учебной стрельбы. По традициям времен Великих географических открытий Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать?

Один из членов экипажа предложил "гениальную" идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, мчащейся к борту судна, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет от судна. (Известно, что торпеда пробивает обшивку торговых судов и взрывается внутри судна.) К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе. Осборн задумался: бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Может быть, в любой идее есть рациональное зерно?

Говорят, так родилась идея создания метода мозгового штурма, который в 1960-е годы был очень популярен, его считали самым перспективным, преподавали в университетах и выработали много модификаций.

Методика мозгового штурма

Рассмотрим сначала классическую методику мозгового штурма для решения "взрослых" задач, а потом его многоцелевое использование для детей. На первый взгляд, метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага:

1. Постановка задачи.2. Выдвижение идей.3. Обсуждение идей.4. Принятие решения.

Для решения конкретной задачи собирается группа специалистов из 5-15 человек. Перед ними четко ставится задача. Они думают и свободно, без дискуссии, предлагают любые решения. Эти решения записывают и анализируют другие люди, которые и формулируют окончательное решение. Все вроде бы просто, да не совсем. Генерирование идей - дело тонкое. Как вы заметили, Осборн решение проблемы разделил на два этапа:

- генерирование идей без всякой критики;- осмысление, критика, анализ идей и выработка решения.

Почему Осборн сделал так? Он нашел решение противоречия:

- противоречие 1: если новые идеи жестко критиковать, то они приобретут "прочность", улучшатся, но при этом у "генераторов идей" пропадет всякая охота генерировать новые идеи, а генерировать их надо;

- противоречие 2: если новые идеи не критиковать и не обсуждать, то это не отбивает охоты генерировать новые идеи, но принимать сырые идеи к исполнению без критики неразумно.

Как быть?

Как вы поняли, Осборн эти два процесса - генерирование и критику - разнес во времени и поручил разным людям. Это, помимо основного эффекта (у генераторов сохранилась охота генерировать, а идеи будут спокойно осмыслены), дало сверхэффект: появилась возможность для этих двух операций подобрать людей с нужными способностями.

Итак, особенности этапа генерирования идей.

Во-первых, для генерирования идей приглашаются специалисты разного профиля: активные, раскованные, могущие генерировать нестандартные идеи с позиций разных наук. Прирожденных скептиков, критиканов, нытиков на первый этап не приглашают.

Во-вторых, создается благожелательная, раскованная, уважительная, радостная атмосфера общения умных, заинтересованных в хорошей идее людей.

В-третьих, строго запрещается не только критика высказываемых идей, но даже намек на критику, а тем более насмешки. Известно, что даже ожидание критики убивает желание генерировать идеи. Идеи высказываются без доказательств и объяснений. Можно выдвигать любые идеи, даже абсурдные, так как они могут послужить трамплином к сильному решению. Каждому дается право на ошибку. Обсуждение идей запрещается, но поощрительные замечания, особенно развитие идей коллег и составление их комбинаций - приветствуются. Сеанс генерирования идей продолжается до прекращения выдвижения идей. Обычно это занимает 20-60 минут, а количество идей может составить не один десяток.

В-четвертых, все идеи записываются.

Следующий этап - анализ идей и выработка решения.

Для работы на этом этапе приглашаются другие люди - аналитики, которые не спеша, с учетом конкретных условий и требований постановщика задач, анализируют предложенные идеи на предмет содержания в них рациональных соображений.

Замечено, что человек продолжает думать над задачей и после штурма, поэтому можно на следующий день провести повторный штурм. Можно вводить и совместное обсуждение окончательного решения, на котором могут появиться дополнительные идеи.

Надо отметить большую роль руководителя обсуждения. Он должен хорошо знать цели и предмет обсуждения, быть терпеливым, благожелательным и остроумным. От того, как он настроит аудиторию и будет управлять процессом генерирования, зависит успех обсуждения. Желательно, чтобы руководитель сказал о важности хорошего решения для постановщика задач, стимулировал наградой за сильное решение. Руководитель должен следить за уровнем идей. Если стали поступать только банальные, практичные идеи без "изюминки", он должен либо сам предложить фантастическую идею, либо предложить группе в течение 5-10 минут генерировать только фантастические, сказочные идеи. Руководитель должен следить за развитием "цепочек идей", не допускать "потери идеи": если кто-то предложил новую идею, открывающую новое направление, и все забыли про старую цепочку идей, то надо найти подходящий момент и вернуть аудиторию к старой идее.

Осборн говорил: "Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно"..

Достоинства метода мозгового штурма:

- Метод весьма прост, доступен и детям и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников, кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения сеансов и виды мышления.

- Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга.

- Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.

- Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

- Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.

- Можно научить слушать товарищей, уважать и свое и чужое мнение, сдружить группу (класс).

- Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.

- Можно научить детей позитивной критике.

- Метод почти не требует от преподавателя предварительной подготовки к занятиям.

Известно одно любопытное применение эффекта раскованности при изучении иностранных языков. На первом занятии создается совершенно раскованная, веселая обстановка. Все шутят, дурачатся, создается атмосфера, будто все уже умеют говорить на иностранном языке, - и на третий-четвертый день действительно начинают говорить. Плохо, используя и иностранные и русские слова, но говорить! Барьер - трудно начать говорить - пройден, потому что не ставился. А секрет прост: учащимся не надо опасаться критики, неудач и насмешек.

Недостатки метода мозгового штурма:

- Не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач. Например, такой: "Свободен ли солдат от этических норм?" Это дискуссионный вопрос, ведь солдат принял присягу выполнять любые приказы. А если приказ безнравственный?

- Метод мозгового штурма не имеет критериев оценки силы решений.

- Отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения к сильному решению.

- Процессом решения надо искусно управлять, чтоб он шел по направлению к сильному решению. Велика роль ведущего штурм - от него зависит половина успеха.

- Бывают затруднения при определении авторства хороших идей. Поэтому этот щекотливый вопрос следует оговорить до начала штурма.

Области применения метода мозгового штурма

Методом мозгового штурма хорошо решать:

- организационные задачи, особенно если есть дефицит времени и информации;

- проблемы применения и улучшения продукции, проблемы менеджмента и маркетинга...

Обратный мозговой штурм

Следует упомянуть о любопытной разновидности мозгового штурма - обратном мозговом штурме. В этом методе обратной является не цель и не методика, а тема обсуждения. Экспертам предлагается искать не способы положительного решения, а пути того, как еще более усугубить проблему, как довести конфликт до крайности. Это нужно, чтобы обозначить проблему, выявить недостатки и скрытые причины создавшегося положения, а потом сделать все наоборот, то есть их решить.

Использование методики мозгового штурма при работе с детьми

Мы рассмотрели методику в основном для взрослых, а как использовать идеи мозгового штурма при работе с детьми?

Сначала определим цели.

- Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.

- Научить детей смело высказывать свои идеи "на людях".

- Научить детей фантазировать.

- Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.

- Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она слабая.

- Оценить общую активность детей.

Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе.

1. Разделить детей на две группы. Одна группа - "генераторы идей", другая группа - "проницательные аналитики", или "эксперты".

2. Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета.

3. Поставить обеим группам задачу.

4. Попросить "генераторов" высказывать свои решения, а "аналитиков" внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать! Если будет гвалт у "генераторов", то это нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями. Время на "орание" надо неуклонно сокращать, через несколько дней дети научатся "орать" по очереди, а потом и нормально говорить по очереди.

Очень хороший прием для успокоения расшумевшегося класса предложил И. Викентьев. Заранее надо договориться с группой, что все замолкают, когда учитель громко хлопнет в ладоши и вытянет руки вперед. В течение нескольких дней надо потренировать детей - сказать: "Шумите! А когда хлопну в ладоши, в тот же миг замолкайте". Более трех повторов команды за одно упражнение делать не следует - дети могут не успокоиться, им просто понравится шуметь.

5. Все идеи детей надо умудриться записать на доске или запомнить. Уместен магнитофон.

6. Когда идеи иссякнут, надо дать слово "аналитикам". Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения.

Обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения. Это очень важный момент - вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами.

Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных.

7. В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие "генераторы" и "аналитики".

8. Вообще говоря, делить ребят на две группы не обязательно, обе операции могут выполнять одни и те же дети, но только операции надо разнести во времени.

9. Великолепным стимулом активности является погружение детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот "кто-то" должен быть "хорошим человеком". "Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке..."

Научите детей задавать себе вопросы: какие части участвуют в задаче? Какие у этих частей есть свойства, могущие помочь решить задачу?

Например, задача: надо быстро (!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.

Начните с вопроса:- Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне, - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: посредник + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).

Решения:

1. Добавить холодную воду, заварку или молоко.2. Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.3. Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.4. Добавить много варенья или сахара.5. Переливать через воронку.6. Погружать холодные ложки.7. Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег...

Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. Не обостряйте ситуацию, спросите: "А что ты предложишь свое?" Повторите вопрос ребенку лично. Бывает, дети молчат. Ни у кого нет ни одной идеи. Задайте наводящие вопросы, обратитесь к самому сообразительному или к самому бойкому ребенку. Расшевелите их. Если не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении.

Темы мозгового штурма для детей

Сначала приведем "классические" вопросы для мозгового штурма, а в конце раздела - задачи и их решения.

- Как доставить тяжелую пирогу Робинзона к морю?- Как измерить длину всех ядовитых змей в террариуме?- Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?- Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков?- Как обогревать людей на улицах в лютый мороз?- Как не ссориться с мамой?- Как спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход?- Что бы вы предложили сделать безудержно веселое?

- Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу?- Чем можно рисовать на асфальте?- Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, ложечки нет. Что делать?- Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита? (Высота слонов достигает 4,5 м, а вес 5 т, длина китов достигает 30 м, а вес более 100 т.)- Что будет, если у зайцев в десять раз увеличить длину ног?- Придумайте дом будущего. (Сформулируйте функции дома, улучшите их, измените на обратные, сформулируйте потребности человека, пусть дом их удовлетворяет...)- Что будет, если уничтожить всех волков?- Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?

- Придумайте насекомое с необычными свойствами.- Как сделать разноцветную льдинку?- Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?- Как курочке спасти своих цыплят от коршуна?- Как можно поприветствовать человека?- Как космонавтам закреплять летающие по кабине мелкие предметы (ручки, расческу, блокнот...): магнитом, липучкой, скрепкой, пружинным прижимом, булавкой... Какие способы не подойдут?- Аборигены Австралии ловят черепах, когда те выползают на берег. Их просто переворачивают на спину, и они становятся совершенно беспомощными. Как им помочь?- Число людей на Земле стремительно увеличивается. Придет время, когда не будет хватать еды, воды, топлива, места. Что делать?

- Вождю племени надо определить, кого больше: мужчин или женщин? Считать он умеет только до 10, а в племени более 100 человек.- Как проникнуть в комнату, не открывая дверей?- Как достать сосульку с крыши?- Как украсить класс к Новому году?- Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным?- Куда в комнате можно спрятать куклу?- Куда я спрятал конфету?- Как обеспечить 100 %-ную посещаемость школы?- Какие качества птиц ты хотел бы иметь?- Как найти самого умного человека в королевстве?- Чем полезен, а чем вреден комар?

Задачи:

1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?2. Как можно определить время, если нет часов?3. Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась?4. Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть?5. Придумайте новое невиданное природное явление. Как помочь себе фантазировать?

Ответы:

1. Понятно, что надо сделать какое-то предварительное действие. Лучше совместно использовать разные приемы. Попросить соседей приходить поливать; поставить горшки в таз с водой; наполнить бутылки водой, перевернуть их и воткнуть в землю; закопать в землю цветочного горшка фитиль (жгут из ваты), а другой конец поместить в банку с водой; отнести цветы соседям; накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешками; раздарить цветы. 

2. Приемлемый ответ зависит от конкретных обстоятельств. Позвонить по телефону; включить радио и ждать, когда объявят точное время; выйти на улицу и спросить прохожего; приблизительно можно определить по положению солнца или луны; по первым петухам; по количеству прохожих на улице; по чувству голода; по цветам; по положению "тарелки" подсолнуха; по поведению собаки (хочет ли она на прогулку)...

3. Не выносить куклу из дома; привязать к платью; играть всегда в одном месте; класть всегда в одно и то же место; никому не давать играть; вделать в куклу автоматическую пищалку, которая через каждые полчаса подает звуковой сигнал.

4. Используем, например, прием "посредник": промыть водой с песком; продуть пылесосом; прогнать внутри трубы кошку; прокалить на костре, а потом проколотить и прочистить; прочистить вращающимся гибким тросиком.

5. Подсказка: назовите, какие природные явления вы знаете. Ветер, дождь, снег, оползни, грозы, затмения, северные сияния... Сделайте их необычными: усильте, переверните, поменяйте местами... Например: дождь из конфет и игрушек... Быстрое перемещение материков...

vnika.ucoz.ru

Пять техник мозгового штурма | Блог 4brain

Мозговой штурм – это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Вы наверняка не раз слышали об этой технике, в том числе и потому, что она действительно эффективна.

Американский доктор и поэт Оливер Уэнделл Холмс-младший по этому поводу высказывался так: «Многие идеи растут лучше, если их пересадить в другой разум». Это можно заметить во время минуты обсуждения в «Что? Где? Когда?», когда один участник высказывает несколько странную идею, которую затем подхватывают и развивают другие (эта игра представляет собой классический пример мозгового штурма).

На самом деле, мы постоянно занимаемся личным мозговым штурмом: что надеть, где взять деньги, как решить какую-то проблему. И раз уж все равно вы его используете, почему бы не научиться делать это правильно и более организованно?

Мы не будем останавливаться на правилах поведения мозгового штурма, потому что писали об этом. Если хотите ознакомиться с ними, прочтите следующие статьи:

Остановимся же на вариациях и техниках мозгового штурма.

Техника мини-штурма

Данная техника позволяет создать правильное настроение и мышление при помощи использования мозгового штурма в его мини-форме. Также это отличный способ заложить прочную основу для главного сеанса мозгового штурма.

Шаг первый: представьте правила

В первую очередь, ознакомьте участников мозгового штурма с правилами:

  1. Придерживаться основной темы.
  2. Комбинации простых идей могут стать основой для сложных.
  3. Командная работа – прежде всего.
  4. Не судить и не критиковать идеи.

Шаг второй: представьте тему

Представьте тему и еще раз обратите внимание команды на первое правило: придерживаться ее.

Шаг третий: начните мозговой штурм

Дайте каждому участнику карточки и попросите записать на них как можно больше идей. Решите, сколько минут будет длиться сессия.

Шаг четвертый: расположите карточки

Соберите все карточки, проанализируйте их. Затем поместите на доску вокруг центральной темы. Группируйте карточки, имеющие схожие идеи.

Шаг пятый: объединяйте идеи

Попросите свою команду придумать, какие идеи можно комбинировать между собой. Расположите их на доске.

Шаг шестой: создайте третий вариант

Теперь предоставьте каждому из участников еще по одной карточке. Задача: придумать новую идею на основе комбинированной (шаг пятый).

Шаг седьмой: замените карточки

Снимите с доски старые карточки и прикрепите новые.

Шаг восьмой: голосуйте

Проведите анонимное голосование, чтобы оценить идеи на доске.

Шаг девятый: топ-3

Выберите три лучшие идеи.

Шаг десятый: используйте S.M.A.R.T.

Создайте группы из участников по 3-4 человека. Позвольте им придумать план действий S.M.A.R.T. для трех идей (конкретные, измеримые, ориентированные на действия, реалистичные, привязанные ко времени).

Шаг одиннадцатый: презентуйте S.M.A.R.T.

Предложите каждой группе представить их план действий для всей группы. После каждой презентации вы можете провести опрос.

Шаг двенадцатый: проведите последний раунд голосования

Этот шаг требуется, если вам нужно выбрать всего одну идею. Голосование также должно быть анонимным.

Метод ожиданий

Этот метод создает четкую картину ожиданий участников сессии. Это отличная техника для использования в целях оценки сессии мозгового штурма, а также для создания связей и взаимопонимания между участниками. Таким образом, данный метод помогает сделать мозговой штурм лучше для всех участников.

Шаг первый: ожидания

Дайте всем участникам несколько карточек для заметок и попросите их записать три ожидания, которые у них есть относительно сеанса.

Шаг второй: группировка участников

Создайте команды из 2 или 3 человек. При работе с большой группой вы можете создать группы из 4-6 человек.

Шаг третий: обсуждение

Попросите участников обсудить друг с другом их ожидания в отношении события в течение 10 минут.

Шаг четвертый: пишите

Пусть каждая команда записывает по 3 ожидания, которая она имеет относительно сеанса мозгового штурма.

Шаг пятый: поделитесь ожиданиями

Соберите группу вместе и попросите разные команды поделиться своими ожиданиями со всеми (эти мнения нельзя осуждать, только делиться).

Шаг шестой: соберите карточки

Соберите карточки, прочтите еще раз и используйте их во время мозгового штурма как мини-руководство.

В конце сессии вы можете попросить участников записать, какие части их ожиданий были оправданы и выполнены, а какие нет. Для этого вы можете придумать и использовать свой опросник.

Техника рыбьей кости

Диаграмма рыбьей кости – это диаграмма причинно-следственных связей, которая может использоваться для определения потенциальной (или фактической) причины проблемы.

Шаг первый: определите проблему

Во-первых, запишите точную проблему, с которой вы столкнулись.

Шаг второй: изучите основные факторы

Теперь участники должны определить факторы, которые являются частью проблемы. Это могут быть системы, оборудование, материалы, внешние силы, люди, связанные с проблемой и т.д.

Шаг третий: определите потенциальные причины

Для каждого основного фактора, рассмотренного на втором шаге, участники проводят мозговой штурм возможных под-причин проблемы.

Покажите эти под-причины в виде коротких линий, исходящих из «костей» (основные причины) диаграммы.

Шаг четвертый: проанализируйте диаграмму

Теперь участники могут более подробно исследовать наиболее вероятные причины. Это можно сделать, создав новую диаграмму, отражающую одну из основных причин.

Техника Post-Up

Шаг первый: определите проблему

Определите проблему обычным способом и убедитесь, что она понятна всем участникам.

Шаг второй: приготовьте команду

Вам нужна доска, а также стикеры. Раздайте последние участникам. На одном стикере должна быть одна идея, не больше.

Эту технику вы можете использовать и в одиночку, причем не только на доске, но и на компьютере.

Шаг третий: записывайте идеи

Один стикер – одна идея.

Шаг четвертый: опубликуйте идеи

Каждый человек по очереди клеит свой стикер на доску. Он читает записанное вслух, а остальные слушают.

Если у вашего работника появилась новая идея после того, как он выслушал другие, он может записать ее на стикере и опубликовать.

Шаг пятый: перетасовка и исследование

Теперь у вас на доске множество идей. Тасуйте их как угодно, объединяя даже те, которые кажутся несочетаемыми. От этого могут появиться новые и совершенно неожиданные идеи.

Техника NUF

NUF – это очень простая быстрая проверка идей. Она работает хорошо, потому что интуитивно понятна, критерии уже выбраны, и их всего три.

Шаг первый: новая, не опробованная ранее

Решение не является творческим, если оно не является новым.

Когда мы говорим «новая», мы не собираемся вдаваться в философские рассуждения об оригинальной мысли, но имеем в виду нечто существенно отличное от тех вещей, которые были опробованы раньше. Маркируйте идеи как новые, если они не похожи на предыдущие.

Шаг второй: полезная, решает проблему

Хорошо иметь креативное новое решение, но лучше, если оно решает проблему! Вопрос здесь стоит задавать следующий: «Как именно эта идея решает проблему?».

Полезное решение окончательно решает проблему и не создает никаких новых.

Шаг третий: возможная, может быть реализована на практике

Если у вас есть действительно новое решение, которое полностью решает проблему, задайте следующий вопрос: «Можно ли эту идею реализовать на практике?».

Если ее очень дорого реализовать и сложно использовать, то это будет не очень приемлемое решение.

Просто оценивайте каждую идею от 0 до 10 каждой из категории «Новые», «Полезные» и «Возможные».

Желаем вам удачи!

По материалам http://www.ultimatebrainstorming.com.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:TelegramВконтактеFacebook

4brain.ru