37. Негосударственные пенсионные фонды: значение, виды, пенсионные схемы. Виды пенсионный фонд


Виды пенсионных фондов. Справка - РИА Новости, 27.04.2009

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года (с последними изменениями) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года (с последними изменениями), Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года (с последними изменениями) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Кроме того, вышеуказанным Федеральным законом устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 года "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность.

Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР, которое возглавляет Председатель Правления. Правление ПФР проводит свою деятельность по государственному управлению средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно ФЗ РФ от 7 мая 1998 года (с последними изменениями) "О негосударственных пенсионных фондах", негосударственный пенсионный фонд – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения.

Следует различать два основных направления деятельности негосударственных пенсионных фондов:

1. Деятельность по обязательному пенсионному страхованию – учет, приумножение средств пенсионных накоплений и выплата накопительной части государственной пенсии по старости.

Работа негосударственного пенсионного фонда очень похожа на работу Пенсионного фонда РФ (ПФР). Негосударственный пенсионный фонд также как Пенсионный фонд России аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Негосударственные пенсионные фонды созданы в рамках проводимой в России пенсионной реформы.

2. Негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение – негосударственный пенсионный фонд аккумулирует добровольные взносы граждан и приумножает их, а затем выплачивает при выходе на пенсию.

В данном случае работа негосударственного пенсионного фонда очень похожа на обычный вклад в банке, только деньги выплачиваются в виде пенсии после выхода на пенсию.

Таким образом, негосударственные пенсионные фонды участвуют в двух уровнях пенсионного обеспечения: накопительной части государственной пенсии и добровольной негосударственной пенсии.

По состоянию на февраль 2009 года в России действуют 133 негосударственных пенсионных фонда, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Важнейшим условием обеспечения сохранности и прироста пенсионных накоплений является их правильное инвестирование. Пенсионный фонд России и НПФ инвестируют пенсионные накопления граждан через управляющие компании, допущенные для инвестирования средств пенсионных накоплений.

Государственная управляющая компания (ГУК) назначена Постановлением Правительства РФ – это Внешэкономбанк. Государственная управляющая компания имеет право инвестировать пенсионные накопления только в государственные ценные бумаги и ипотечные ценные бумаги, гарантированные государством.

Главная цель работы ГУК – обеспечить сохранность средств пенсионных накоплений и  держать государственные ценные бумаги до погашения.

Частные управляющие компании (ЧУК), как и государственная, по договорам доверительного управления средствами пенсионных накоплений (СПН) с ПФР обязаны осуществлять управление СПН в строгом соответствии с требованиями законодательства в целях обеспечения права застрахованных лиц на накопительную часть пенсии.

Частные управляющие компании могут использовать более широкий перечень финансовых инструментов, включая акции и облигации предприятий, паи индексных инвестиционных фондов. Но в то же время это должны быть только высоконадежные и наименее рискованные активы, что послужит дополнительной гарантией сохранности и прироста средств пенсионных накоплений граждан.

Работать со средствами пенсионных накоплений допускаются лишь ЧУК, прошедшие конкурсный отбор Министерства финансов РФ.

В ЧУК передаются средства пенсионных накоплений на основании заявления застрахованного лица, в государственную – без заявления, по умолчанию (не воспользовавшихся правом выбора).

В Пенсионном фонде России застрахованное лицо выбирает один из инвестиционных портфелей, указанных в договоре доверительного управления, заключенном между управляющей компанией и Пенсионным фондом России. При изменении инвестиционной обстановки компания будет принимать свои решения только в рамках инвестиционного портфеля, указанного в договоре.

НПФ заключает договор о доверительном управлении, как правило, с несколькими управляющими компаниями. Фонд имеет возможность оперативно реагировать на изменение инвестиционной обстановки, меняя размер пенсионных накоплений, направляемых в ту или иную управляющую компанию.

К инвестиционному портфелю негосударственного пенсионного фонда предъявляются такие же требования и на него накладываются такие же ограничения, какие установлены для управляющих компаний, работающих с Пенсионным фондом России.

ria.ru

Пенсионный фонд - 3 варианта увеличения пенсии — Территория инвестирования

Все чаще стали говорить о пенсии и том куда лучше вложить накопительную часть. А сотрудники негосударственных пенсионных фондов разными способами, а иногда и обманным путем, пытаются привлечь клиентов.

Поэтому решено было провести небольшое расследование посвященное пенсионным фондам, а именно:

  • Что такое пенсионный фонд
  • Какие функции выполняет пенсионный фонд РФ
  • Виды пенсионных фондов
  • В чем отличие государственного и негосударственного пенсионного фонда
  • Инвестиции в будущую пенсию
Пенсионный фонд - 3 варианта увеличения пенсии

Что такое пенсионный фонд

Пенсионный фонд— это фонд, с помощью которого осуществляется выплата пенсий гражданам, достигшим пенсионного возраста или тем, кто вышел на пенсию раньше по состоянию здоровья. В России пенсионный фонд является крупнейшей организацией, оказывающей социальные услуги для граждан.

Ежемесячно с помощью пенсионного фонда 40 миллионов пенсионеров и 20 миллионов граждан, имеющих соответствующие льготы, получают выплаты. Помимо этого, ПФ ведёт учёт всех граждан Российской Федерации, имеющих страховое пенсионное свидетельство, коих в нашей стране более 120 миллионов.

Какие функции выполняет пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет большое количество необходимых функций. Некоторые из них были изначально заложены ещё при создании фонда, другие добавились со временем. К основным функциям можно отнести:

  • назначение и произведение пенсионных выплат
  • учёт всех участников системы обязательного пенсионного страхования
  • назначение и произведение специальных выплат для отдельных категорий граждан, к которым относятся ветераны, инвалиды, Герои СССР и РФ и другие
  • контроль, назначение и выплаты материнского капитала
  • проведение программы «Государственного софинансирования пенсий»
  • работа с плательщиками страховых взносов
  • контроль и установление дополнительных социальных выплат для тех пенсионеров, чьи доходы не дотягивают до установленного прожиточного минимума

Виды пенсионных фондов

Помимо пенсионного фонда России на территории нашей страны действует ещё несколько негосударственных пенсионных фондов. Все граждане, имеющие право получать пенсионные начисления, автоматически регистрируются у себя государственным пенсионным фондом, который контролирует накопления и определяет размер выплат.

Однако каждый человек может самостоятельно сменить место накопления своей пенсии и выбрать один из негосударственных пенсионных фондов. С того момента, как в нашей стране была создана программа обязательного пенсионного страхования, на территории России зарегистрировано 133 негосударственных фонда, работающих по этой системе.

В чем отличие государственного и негосударственного пенсионного фонда

Отличие государственного и негосударственных фондов состоит в том, что ПФР может работать только с государственными облигациями и акциями, вкладывая в них деньги.

За счёт этого формируются определённые проценты увеличивающие итоговый размер пенсии. Однако большое количество граждан, рассчитывающих на солидные выплаты по достижении необходимого возраста, приводит к тому, что сам процент в государственном фонде очень небольшой. Каждый гражданин, чьи накопления содержаться в ПФР, должен получать соответствующие письма, в которых всё подробно расписывается.

Негосударственные пенсионные фонды, чаще всего основанные каким-либо банком или корпорацией, могут значительно увеличить процент, с которым ежегодно будут увеличиваться накопления.

Программа софинансирования пенсий позволила каждому человеку самостоятельно выбрать место для роста своей пенсии, что позволило гражданам позаботиться о будущем, государственному фонду немного разгрузить ведомости, а негосударственным фондам получить новых клиентов. Стоит лишь отметить, что благодаря поддержке правительства, пенсионный фонд Российской Федерации гарантированно выплатит пенсии даже тем, кому до этого ещё больше тридцати лет, а вот о негосударственных фондах сказать такого нельзя.

Инвестиции в будущую пенсию

Программа софинансирования пенсий, одобренная правительством Российской Федерации, позволяет каждому россиянину, достигшему возраста 18 лет, самостоятельно контролировать размер своей будущей пенсии. Начисляя на выделенный счёт определённую сумму, гражданин может быть уверен, что государство данную сумму удвоит.

Однако у этого правила есть ряд ограничений и особых условий, ознакомиться с которыми могут непосредственно участники, так как вступление в Программу завершилось с наступлением 2015 года.

Выбор многими гражданами негосударственного пенсионного фонда обусловлен именно тем, что там годовые проценты намного выше, а следовательно, итоговый размер пенсии будет заметно больше. Но величина пенсии даже с увеличением будет не такая большая как хотелось бы.

Какая пенсия ждет нас в старости:

Если взять пенсионный калькулятор и посчитать, то что же у нас выйдет:

Имея полный стаж + надбавки за вредные условия труда, даже при зарплате больше 100 тысяч рублей пенсия выходит в среднем до 30 тысяч. А если зарплата “белая” не дотягивает до 20 тысяч, то даже страшно подумать какая будет пенсия.

Если учесть инфляцию, еще какой-нибудь кризис…

Если вы хотите обеспечить для себя стабильный и высокий доход после выхода на пенсию, следует позаботиться об этом заранее. Помимо участия в программе софинансирования, созданной пенсионным фондом Российской Федерации, следует заняться самостоятельными инвестициями.

Для этого отлично подойдут инвестиции в недвижимость, так как это один из лучших способов долгосрочного вложения, которое поможет вам после выхода на пенсию не ждать мизерных ежемесячных выплат, а спокойно распоряжаться накопленными средствами. Вложение денег в недвижимость имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  • Цены на недвижимость постоянно растут, поэтому прибыль в данном случае гарантирована
  • ​Пассивный доход гарантирован каждый месяц
  • Несколько различных вариантов вложения, среди которых каждый найдёт для себя подходящий

Вложение денег в недвижимость может разниться в зависимости от ваших предпочтений. Основными способами можно считать следующие варианты:

  1. Инвестирование средств в строящиеся дома
  2. Посуточная сдача помещений в аренду
  3. Если у вас есть солидная материальная база, можете заняться самостоятельным строительством многоквартирных и загородных домов

Недвижимость для этого вопроса подойдёт как нельзя лучше.

 

tinvest.org

2.2 Виды пенсионных фондов. Социальная политика Российской Федерации

Похожие главы из других работ:

Анализ проблем пенсионной реформы в современной России

Глава 1. История пенсионных реформ в России

...

Государственные внебюджетные фонды в системе мер социальной политики

2.1 Роль внебюджетных фондов в социальной политике

Как отмечалось в послании Президента Российской Федерации “О бюджетной политике на 2013 г.”, реальность федерального бюджета определяется как собираемостью средств, так и обоснованностью планируемых затрат...

Государственные внебюджетные фонды в системе мер социальной политики

2.2. Типология государственных внебюджетных фондов

Внебюджетные государственные социально-страховые фонды - самые крупные из внебюджетных фондов федерального значения. В их числе: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости...

Изучение структуры благотворительного фонда "Сохрани жизнь"

1.2 Сущность и значение благотворительных фондов

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные...

Начисление и выплата пенсии

1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЦЕЛЕВЫХ ФОНДОВ

В российской экономике существуют различные виды фондов, важное значение среди которых имеют целевые бюджетные и внебюджетные фонды...

Негосударственные пенсионные фонды в РФ

II. ПОНЯТИЕ И ПРЕИМУЩЕСТВА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

...

Негосударственные пенсионные фонды в РФ

2.2 Виды негосударственных пенсионных фондов

негосударственный пенсионный фонд инспекция Негосударственные пенсионные фонды бывают трех видов: корпоративные, профессиональные и открытые. Корпоративный фонд создается одним или несколькими юридическими лицами-работодателями...

Негосударственные пенсионные фонды в РФ

2.3 Преимущества негосударственных пенсионных фондов

Главное преимущество негосударственного пенсионного фонда в том, что он предлагает схемы дополнительного пенсионного обеспечения, которые позволяют влиять на величину будущей пенсии...

Основные этапы статистического исследования явлений общественной жизни

Стоимость основных фондов,

млн. руб. Объем продукции, млн. руб...

Основные этапы статистического исследования явлений общественной жизни

Стоимость основных фондов,

млн. руб. Объем продукции, млн. руб. 1 3,9 4,2 20 5 6,2 2 5,9 6,4 21 4,4 7,1 3 6,8 5,2 22 5 6,9 4 2,3 1,5 23 6,3 5,6 5 4,2 2,5 24 5,2 4,8 6 7,5 11,9 25 6,8 5,1 7 6,7 9,4 26 8,3 4,3 8 5,5 4,4 27 7,8 5,7 9 6 5,6 28 4,1 6,4 10 7,6 12,6 29 5,3 8...

Основные этапы статистического исследования явлений общественной жизни

2.4 Стоимость основных фондов

По формулам (1.1) и (1.2) определяем: ; ; ; Результаты группировки приведены в таблице 2. При этом накопленные частоты определяются путем последовательного суммирования частот по группам...

Основные этапы статистического исследования явлений общественной жизни

Стоимость основных фондов,

млн. руб. (х) Число предприятий, частота повторений признака () Накопленные частоты Середина интервала () [2,3; 3,3) 2 2 2,8 [3,3; 4,3) 3 5 3,8 [4,3; 5,3) 8 13 4,8 [5,3; 6,3) 8 21 5,8 [6,3; 7,3) 10 31 6,8 [7,3; 8,3] 6 37 7,8 Итого 37 31...

Пенсионная реформа в РФ

3. СОЗДАНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ ПЕНСИОННЫХ РЕЗЕРВОВ

Становление рыночной экономики диктует необходимость дальнейшего совершенствования и развития инфраструктуры. Как показывает зарубежный опыт...

Разработка благотворительного проекта помощи одиноким людям

Глава 2. Сравнительный анализ благотворительных фондов

...

Социальная политика РФ

2.1. Система государственных внебюджетных фондов в РФ.

Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков...

soc.bobrodobro.ru

Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование

Пенсионный фонд РФ — это централизованный фонд пен- сионного обеспечения населения.

Пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими опреде- ленного законом возраста, а также в случае потери трудоспо- собности, потери кормильца.

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пен-сионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

№ 2122-I (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000 г.).

Согласно ст. 2 вышеуказанного Положения денежные средства этого фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд имеет в регионах Российской Федерации свои отделения.

Пенсионный фонд осуществляет следующие основные функции:

  • разработка и исполнение бюджета Пенсионного фонда;

  • получение от плательщиков страховых взносов, необходи- мых для финансирования выплат государственных пенсий;

  • организацию банка данных по плательщикам страховых

взносов в Пенсионный фонд РФ;

  • индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ средств обязательного Пенсионного страхования;

  • осуществление контроля за реализацией прав застрахо-

ванных лиц на получение страхового обеспечения по обязатель- ному пенсионному страхованию;

по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 “О мерах по совершенствованию управления государственным пен- сионным обеспечением в Российской Федерации” предусмотрено:

  1. закрепить за Пенсионным фондом РФ и его территориаль- ными органами полномочия по выплате государственных пенсий;

  2. рекомендовать органам исполнительной власти субъек- тов РФ в течение 2001 г. заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда РФ полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реали- зацию указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимаю- щихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда РФ.

Таким образом, Президент, издав Указ, наделил Пенсионный фонд РФ полномочиями по начислению и выплате государственных пенсий (до Указа эти полномочия принадлежали государственным органам социальной защиты — собесам, а Пенсионный фонд РФ осуществлял лишь финансирование выплат пенсий).

Конституционный Суд РФ постановлением от 25 июня 2001 г. № 9-П признал, что Указ Президента РФ “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионнымобеспечением в Российской Федерации” в части, закрепляющей за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочий по выплате государственных пенсий, не противо- речит Конституции РФ.

Пенсионный фонд РФ подотчетен Федеральному Собранию. Денежные средства Пенсионного фонда РФ находятся в госу- дарственной собственности и не входят в состав федерального и территориальных бюджетов.

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением фонда и его исполнительной дирекцией. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой.

Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ, его региональных органов образуется ревизионная комиссия.

В целях обеспечения взаимодействия органов Пенсионногофонда России с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах правление Пенсионного фонда приняло постановление от 9 октября 2000 г. создать управления Пенси- онного фонда РФ во всех федеральных округах России.

Основными задачами Управления Пенсионного фонда РФ в федеральном округе являются:

Пенсионного фонда в федеральном округе;

  • взаимодействие с полномочным представителем Прези- дента РФ;

  • координация программ социальной защиты пожилых и

нетрудоспособных граждан;

  • взаимодействие с органами Федерального казначейства,органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщения сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ.

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:

  • страховых взносов на обязательное пенсионное страхо- вание;

  • страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии

и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачиваю- щих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ;

организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

  • недоимок, пеней, штрафов по взносам в Пенсионный фонд РФ;

  • доходов от размещения средств Пенсионного фонда РФ;

  • штрафов, санкций, сумм, поступающих в результате воз- мещения ущерба;

  • безвозмездных поступлений из негосударственных пен-

сионных фондов;

  • межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

  • минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения — по нормативу 60% (за налоговые периоды до 1 января 2011 г.).

Предприятияиорганизации-работодателиуплачиваютстрахо- вые взносы в виде единого социального налога один раз в месяц — в сроки, установленные для получения заработной платы. Страховые взносы предприятия вначале поступают в федеральный бюджет, затем из бюджета они перечисляются в Пенсионный фонд РФ.

Кроме указанных выше источников в Пенсионный фонд РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государствен- ных пенсий военнослужащим федеральным государственным гражданским служащим и другим приравненным к ним граж- данам, пособий гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава.

На Пенсионный фонд РФ возложен контроль за своевремен- ным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Средства Пенсионного фонда РФ используются на:

  • выплату государственных трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;

  • оказание материальной помощи престарелым и нетрудос-

пособным гражданам;

  • выплаты пособий на погребение получателям пенсий;

  • финансовое обеспечение текущей деятельности Пенсион- ного фонда РФ и его органов;

  • прочие расходы.

Размеры поступлений и расходов средств Пенсионного фон- да РФ на 2007 г. характеризуются данными табл. 11.1.

Среди поступлений в доходную часть бюджета Пенсионного фонда РФ на страховые взносы и налоговые платежи приходится 47,2% и на средства федерального бюджета — 52,2%, передава- емых Пенсионному фонду РФ на выплату пенсий.

В расходной части бюджета Пенсионного фонда РФ на выплату пенсий населению приходится 97% (с доставкой и пе- ресылкой пенсий).

Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда РФ и структура его расходов на 2008–2010 гг. и на 2009–2011 гг. при- ведены в таблицах 11.2, 11.3, 11.4 и 11.5, из которых видно, что на трансферты из федерального бюджета в доходах Пенсионного фонда приходится в эти годы от 55 до 57%, а в структуре расходов пенсии и выплаты ветеранам, инвалидам и др. категориям граждан в соответствии с законодательством РФ составляют 94–97%.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 г.1

Таблица 11.1

Статья бюджета

Сумма, млрд руб.

В % к итогу

1

2

3

Доходы, всего

1845,1

100,0

В том числе:

страховые взносы, налоговые платежи

871,0

47,2

средства федерального бюджета, переда- ваемые бюджету Пенсионного фонда

962,9

52,2

Расходы — всего

1727,8

100,0

В том числе:

базовая часть трудовой пенсии

559,3

32,4

страховая часть трудовой пенсии

796,4

46,1

пенсии по государственному пенсионному обеспечению

100,1

5,8

ежемесячные денежные выплаты ветера- нам и инвалидам

186,7

10,8

1 Утвержден Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. № 236-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год”.

Окончание табл. 11.1

1

2

3

денежные выплаты другим категориям гра- ждан в соответствии с законодательством, расходы по накопительной составляющей бюджета ПФ

33,5

1,9

аппарат органов управления ПФ

42,2

2,4

прочие расходы

9,6

0,6

Превышение доходов над расходами

117,3

х

Таблица 11.2

Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда РФ на 2008 г. и плановый период 2009 и 2010 гг., млрд руб.1

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда

2330,6

2669,5

2179,8

Из них:

В части, не связанной с формированием средств для финансирования накопитель- ной части трудовых пенсий

2107,2

2397,5

2857,6

в том числе за счет межбюджетных транс- фертов, получаемых из:

федерального бюджета

1280,3

1456,4

1801,4

бюджетов субъектов РФ

1,9

2,1

2,5

Общий объем расходов Фонда

2113,7

2481,4

2903,5

Из них:

В части, не связанной с формированием средств для финансирования накопитель- ной части трудовых пенсий

2093,4

2454,7

2866,7

в том числе:

межбюджетные трансферты, передавае- мые бюджетам субъектов РФ

0,011

0,012

0,013

Предельный объем профицита (+), дефици- та (–) бюджета Фонда

+216,9

+188,1

+276,3

Из них:

в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопитель- ной части трудовых пенсий

+13,8

–57,2

–9,1

1Утвержден Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 182-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2009 г. и на плановый период 2009 и 2010 годов”.

Структура расходов бюджета

Таблица 11.3

Пенсионного фонда РФ на 2008 г. и на период 2009 и 2010 гг.1

Статья расходов

2008 г.

2009 г.

2010 г.

сумма, млрд руб.

в %

к итогу

сумма, млрд руб.

в %

к итогу

сумма, млрд руб.

в %

к итогу

Расходы — всего

2113,7

100,0

2481,4

100,0

2903,5

100,0

В том числе:

базовая часть трудо- вой пенсии

708,3

33,5

876,6

35,3

1035,6

35,7

страховая часть тру- довой пенсии

929,2

44,0

1073,0

43,3

1232,6

42,4

пенсии по государст- венному пенсионному обеспечению

117,7

5,6

146,4

5,9

163,0

5,6

ежемесячные денеж- ные выплаты инва- лидам

192,2

9,1

205,4

8,3

222,1

7,6

ежемесячные денеж- ные выплаты вете- ранам

60,4

2,8

64,5

2,6

68,8

2,4

денежные выплаты другим категориям граждан в соответст- вии с законодатель- ством, расходы по накопительной со- ставляющей бюджета Пенсионного фонда

50,4

2,4

57,9

2,3

66,8

2,3

аппарат органов управления Фонда

45,2

2,1

48,0

1,9

48,3

1,7

предоставление мате- ринского (семейного) капитала

55,0

1,9

прочие расходы

10,3

0,5

9,6

0,4

11,3

0,4

1Утвержден Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 182-ФЗ.

Таблица 11.4

Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда РФ на 2009 г. и на плановый период 2010–2011 гг. (млрд руб.)1

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1. Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда

3217,5

4102,2

4757,4

Из них:

в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопи- тельной части трудовых пенсий

2858,1

3646,5

4184,7

В том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из:

федерального бюджета

1679,1

2298,7

2660,7

бюджетов субъектов РФ

2,75

3,5

3,9

2. Общий объем расходов Фонда

2911,1

3721,4

4268,2

Из них:

в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопи- тельной части трудовых пенсий

2870,1

3657,8

4174,8

В том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов РФ

0,074

0,082

0,087

3. Предельный объем профицита (+), дефицита (–) бюджета фонда

+306,4

+380,8

+489,2

Из них:

в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопи- тельной части трудовых пенсий

–12,0

–11,3

–9,9

1Утвержден Федеральным законом от 25 ноября 2008 г. № 214-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2009 год и на плановый период 2010–2011 годов”.

Таблица 11.5

Структура структуры расходов бюджета Пенсионного фонда РФ на 2009 г. и плановый период 2010–2011 гг.1

Статья расходов

2009 г.

2010 г.

2011 г.

сумма, млрд руб.

в %

к итогу

сумма, млрд руб.

в %

к итогу

сумма, млрд руб.

в %

к итогу

Расходы, всего

2911,1

100,0

3721,4

100,0

4268,2

100,0

В том числе:

базовая часть трудо- вой пенсии

1022,0

35,1

1368,9

36,8

1507,1

35,3

страховая часть трудо- вой пенсии

1248,1

42,9

1537,2

41,3

1807,1

42,35

пенсии по государст- венному пенсионному обеспечению

182,3

6,3

232,5

6,2

287,6

6,7

ежемесячные денежные выплаты инвалидам

227,5

7,8

247,5

6,7

266,2

6,25

ежемесячные денеж- ные выплаты ветеранам

64,5

2,2

68,8

1,8

68,2

1,6

ежемесячные денеж- ные выплаты граж- данам, подвергшимся воздействию радиа- ции, и материальное обеспечение специали- стов ядерного оружей- ного комплекса РФ

12,4

0,4

13,9

0,4

14,9

0,3

денежные выплаты другим категориям граждан в соответст- вии с законодатель- ством, расходы по накопительной со- ставляющей бюджета Пенсионного фонда

66,2

2,3

89,8

2,4

120,6

2,8

аппарат органов управления фонда

61,2

2,1

67,2

1,8

71,8

1,7

предоставление мате- ринского капитала

72,8

2,0

101,4

2,4

прочие расходы

26,9

0,9

22,8

0,6

23,3

0,6

1Утвержден Федеральным законом от 25 ноября 2008 г. № 214-ФЗ.

В основе пенсионного обеспечения граждан России лежит пен- сионное законодательство, которое включает следующие законы (все в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ)1:

  1. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Фе- дерации”.

  2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Фе- дерации”.

  3. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

  4. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопитель- ной части трудовой пенсии в Российской Федерации”.

Согласно закону “О государственном пенсионном обеспе- чении в Российской Федерации” право на пенсию по государс- твенному пенсионному обеспечению имеют:

  1. федеральные государственные гражданские служащие;

  2. военнослужащие;

  3. участники Великой Отечественной войны;

  4. граждане, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда”;

  5. граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

  6. нетрудоспособные граждане;

  7. граждане из числа космонавтов и работников летно-ис- пытательного состава.

Назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия; пенсияпо случаю потери кормильца. Финансирование этих пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Феде-

1“О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (поло- жений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального За- кона “О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального раз- вития РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования”.

ральным государственным гражданским служащим назначается пенсия при наличии стажа не менее 15 лет в размере 45% сред-немесячного заработка плюс 3% месячного заработка за каждый год стажа сверх 15 лет. Общая сумма пенсии не может превышать 75% среднего заработка (включая трудовую пенсию).

Закон “Об обязательном пенсионном страховании в Россий- ской Федерации” устанавливает основы обязательного пенси- онного страхования, регулирует финансовые правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, источники формирования бюджета Пенсионного фонда РФ.

Закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” устанавливает права граждан и порядок назначения трудовых пенсий на общих основаниях.

В законе определены виды трудовых пенсий:

  1. по старости;

  2. по инвалидности;

  3. по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инва- лидности состоят из следующих частей:

  1. страховой;

  2. накопительной (для гр-н 1967 г. рождения и моложе).

Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ от-крывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.

Каждому застрахованному лицу выдается страховое сви- детельство.

Работодатели представляют в органы Пенсионного фонда РФ сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица, которые включаются в лицевой счет застрахованного лица.

Новая функция Пенсионного фонда РФ позволяет улучшить учет и контроль за правильностью отчислений в него страховых взносов предприятиями и организациями.

У всех граждан, формирующих свои пенсионные права в основном с 2002 г., т. е. в ныне действующей пенсионной системе, величина размера их пенсий определяется не стажем и заработ- ком, а объемом страховых взносов, которые перечисляются рабо- тодателями за работника на его индивидуальный лицевой счет.

studfiles.net

Государственное пенсионное страхование. Фонд пенсионного страхования :: SYL.ru

В жизни обязательно наступает момент, когда человек утрачивает способность трудиться. Не так уж важно, в силу каких причин это происходит, то ли из-за наступления почтенного возраста, то ли трудоспособность была утрачена вследствие болезни, но самостоятельное изыскание средств к существованию становится проблематичным. Именно на этот случай государственными органами Российской Федерации предусмотрена система пенсионного страхования.

Какая она бывает и что нужно знать каждому гражданину по этому вопросу? Давайте разбираться.

Обязательное пенсионное страхование

На сегодняшний день пенсионная система чуть ли не единственная в России, которая претерпевает изменения практически ежегодно. Тем не менее основным видом было и остается обязательное государственное пенсионное страхование — система государственных выплат трудовой пенсии гражданам, утратившим способность трудиться. Накопление денежных средств для осуществления таких выплат осуществляется за счет работодателей, производящих ежемесячные отчисления в Пенсионный фонд.

Правовое регулирование

Основы государственного регулирования в системе ОПС устанавливаются согласно закону «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167 - ФЗ от 15.12.01. Этим документом определяется правовой статус субъектов ОПС, их основные права, обязанности и степень ответственности. Дополнительно пенсионное страхование РФ регулируется:

  • Конституцией РФ.
  • Федеральным Законом № 173 «О трудовых пенсиях в РФ», действующим в редакции от 28.12.13.
  • «Об основах обязательного соц. страхования» — ФЗ №165, редакция 01.12.14.
  • № 27 - ФЗ от 01.04.96, «Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования».
  • ФЗ № 272 от 16.10.10, «О страховых взносах в ПФ РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного мед. страхования и территориальные фонды обязательного мед. страхования».
  • Некоторыми другими законами и нормативными актами, принимаемыми на их основе.

Страховщик

На основании законодательства РФ пенсионное страхование в России осуществляется страховщиком, который может быть как государственным (ПФР), так и негосударственным.

Государственным страховщиком является ПФР (Пенсионный фонд России), имеющий разветвленную сеть территориальных отделений, составляющий между собой единый целостный механизм.

Наряду с ПФ РФ страховщиками по ОПС могут также выступать и негосударственные ПФ, деятельность которых строго контролируется и регулируется законодательно. Федеральными законами РФ четко определяется порядок формирования пенсионных накоплений, возможность их инвестирования, порядок выплат, а также суммы и сроки страховых взносов. Независимо от статуса страховщика, он имеет как права, так и обязанности.

Права:

  • требовать от налоговых органов предоставления информации о застрахованных лицах и страхователях (включая конфиденциальную информацию), если это является необходимым для осуществления обязательного пенсионного страхования;
  • проводить проверки, связанные с начислением, выплатой и перерасчетом страхового обеспечения, получать сведения индивидуального учета застрахованных;
  • в случае выявления нарушений требовать от руководителей предприятий самостоятельного их устранения;
  • производить возврат сделанных страховых взносов обратно страхователям в том случае, если не представляется возможным установить, за каких именно застрахованных лиц они уплачены;
  • производить самостоятельное управление средствами ПФ РФ, а также контролировать законность их расходования.

Обязанности:

  • проводить бесплатные консультации и своевременно информировать о нововведениях в сфере пенсионного страхования;
  • вести банк данных страхователей и физлиц, участвующих в системе ОПС на добровольной основе;
  • производить расчет и обеспечивать своевременную выплату трудовых пенсий и иных выплат, предусмотренных пенсионной системой РФ;
  • осуществлять контроль за документацией в сфере пенсионного страхования, а также гарантировать целевое использование средств;
  • производить регистрацию страхователей, а также снятие их с учета;
  • формировать проект бюджет ПФ РФ и обеспечивать его исполнение;
  • своевременно предлагать обоснование тарифа страховых отчислений, осуществлять качественный учет денежных средств и информировать всех участников процесса о своем финансовом состоянии.

Страхователь

Никакое пенсионное страхование было бы невозможно без еще одного участника процесса — страхователя, коим может являться организация, индивидуальный предприниматель либо физлицо, производящие ежемесячные отчисления в Пенсионный фонд.

Права:

  • участвовать в ОПС через своих представителей;
  • защищать свои права в суде;
  • требовать у страховщика безвозмездного предоставления информации о размере страхового обеспечения, выплаченного тому застрахованному лицу, за которого он осуществлял страховые отчисления;
  • своевременно получать от страховщика информацию об изменениях законодательства в сфере ОПС.

Обязанности:

  • перечислять страховые взносы в ПФ своевременно и в наиболее полном объеме;
  • немедленно устранять нарушения, выявленные в ходе проверок;
  • предоставлять в ПФ документы для обеспечения ведения персонализированного учета и своевременного расчета страхового обеспечения.

Застрахованное лицо

Граждане России, иностранцы или лица без гражданства, временно или постоянно живущие на территории РФ, которые, согласно законодательству, имеют право на обязательно пенсионное страхование, относятся к категории застрахованных лиц.

Права:

  • своевременно и в достаточном объеме получать выплаты ОПС, формируемые за счет денежных средств ПФ РФ;
  • отстаивать права в суде;
  • по первому требованию получать информацию о количестве отчислений в ПФ и своевременности их уплаты.

Обязанности:

  • предъявлять в качестве основания для начисления пенсии документы, содержащие исключительно достоверные сведения;
  • своевременно сообщать страховщику о любых изменениях, способных повлиять на размер и порядок выплаты страховых взносов.

Страховое свидетельство обязательной системы ПС

Чтобы зафиксировать свое право на государственное пенсионное страхование, требуется получение специального страхового свидетельства, подтверждающего регистрацию застрахованного лица. Этот документ является уникальным для каждого участника пенсионной программы, по номеру лицевого счета в базу данных вносятся сведения обо всех взносах, произведенных работодателем на протяжении всей трудовой деятельности. Впоследствии это станет основанием для расчета и начисления трудовой пенсии.

Получить личное страховое пенсионное свидетельство можно в любом территориальном отделении ПФ РФ в течение месяца с момента обращения либо написав заявление по месту работы. Гражданин отвечает за свидетельство самостоятельно. После заключения с работником трудового договора страхователь снимает его копию либо переписывает номер, по которому и производятся отчисления.

Взносы на ОПС

Страховые взносы обязательного пенсионного страхования являются практически единственным источником пополнения ПФР, гарантирующим всем гражданам получение трудовой пенсии. Основой (базой) для начисления страховых выплат считается весь совокупный доход, подлежащий налогообложению. В общем случае взносы на пенсионное страхование исчисляются по ставке 22% от дохода, если общая сумма не превышает 670 тыс. р. Крайней точкой базы налогообложения считается 711 тыс. р. — доходы, превышающие эту сумму, страховыми взносами не облагаются. Налогом облагаются все суммы, полученные работником в результате трудовой деятельности: з/плата, премия, различные финансовые поощрения. Не облагаются налогом выплаты, являющиеся социальными компенсациями и гарантиями: дотации, пособия, компенсации, суммы, полученные по наследству, добровольные пожертвования, волонтерские сборы, выплаты гражданам иностранных государств и лицам, не имеющим гражданства.

Застрахованные добровольно

Кроме государственной системы ОПС, существует также социальное пенсионное страхование на добровольной основе, проводимое негосударственными пенсионными фондами. Обращаясь туда, гражданин принимает решение о необходимости дополнительного финансирования личной пенсии в будущем. Осуществлять такой вид страхования могут частные пенсионные фонды или негосударственные страховые компании. Чем же отличается страховое пенсионное страхование:

  • имеется возможность выбора разнообразных страховых программ;
  • можно самостоятельно выбрать ежемесячный или ежеквартальный характер выплат;
  • клиент самостоятельно определяет размер денежных средств, которые будут выплачены по окончании действия договора;
  • можно самостоятельно регулировать размер и порядок выплат.

Такой вид пенсионного страхования не является обязательным, договор заключается исключительно на добровольной основе. Он абсолютно не отменяет государственного пенсионного страхования, а является дополнением к нему.

Формирование накопительной пенсии

Сегодня пенсионное страхование предлагает гражданам разделение пенсии на две части: обязательную, за которую отвечает государство, и накопительную, передаваемую в управление негосударственным фондам. Переживать тут не стоит, деятельность НПФ тщательно контролируется государством. Такие фонды не только берут на себя обязательство сохранить пенсионные отчисления гражданина, но и обязуются их приумножить за счет инвестирования в различных сферах посредством управляющих компаний. Таким образом, по достижении пенсионного возраста гражданин вправе рассчитывать на солидные дивиденды.

Как управлять пенсией самостоятельно

Для того чтобы воспользоваться накопительной частью пенсии, нужно лично обратиться в негосударственный фонд пенсионного страхования или страховую компанию и заключить соответствующий договор (иметь при себе страховое свидетельство и паспорт). Также необходимо обратиться в территориальное отделение ПФ и написать заявление о переходе в НПФ.

Если выбранный фонд пенсионного страхования чем-то вас не устроил, вы имеете право перейти на обслуживание в другую компанию. Для этого нужно написать стандартное заявление и заключить договор с другим страховщиком. Сделать это можно ежегодно с 01.09 по 31.12, однако если до пенсионного возраста вам осталось 5 и менее лет, то вы утрачиваете такое право. Интересна накопительная часть пенсии еще и тем, что право на нее в случае смерти самого застрахованного лица переходит к правопреемникам, заявление об этом можно подать в НПФ в любое время.

www.syl.ru

37. Негосударственные пенсионные фонды: значение, виды, пенсионные схемы.

НПФ представляют собой некоммерческие структуры, которые выполняют функции страховщиков согласно требованиям федерального пенсионного законодательства. Их деятельность заключается в инвестировании поступающих взносов с целью формирования пенсий своих клиентов. Они предлагают населению страховые программы с различными условиями, с помощью которых можно получить максимально высокий пенсионный доход. Граждане могут заключить договора на обязательное и дополнительное страхование, вложить средства материнского капитала, принять участие в государственной программе софинансирования.

Негосударственные пенсионные фонды подразделяются на три категории (вида):

  • открытые – принимают взносы от любых физических лиц;

  • корпоративные – обслуживают только сотрудников предприятий-учредителей или партнерских организаций;

  • профессиональные – работают для граждан, занятых в определенных сферах деятельности, часто их учредителями являются профсоюзы.

Последние два вида НПФ предлагают страховые программы со специальными условиями, разработанные с учетом потребностей конкретных категорий работников. Они направлены на улучшение качества социальной поддержки персонала и повышение конкурентоспособности предприятий на рынке труда.

Схема работы негосударственного пенсионного фонда утверждена законодательно, а потому отступлений от нее не предусмотрено:

  • Плательщиком взносов на обязательное пенсионное обеспечение является сам клиент НПФ или его работодатель, который производит регулярно нужные отчисления в фонд;

  • Собранные пенсионные резервы инвестируются в определенные активы с высокой степенью надежности и низким уровнем риска;

  • При наступлении пенсионного возраста (не ранее) клиенту ежемесячно выплачиваются причитающиеся суммы с учетом не только накопленных взносов, но и прибыли от инвестирования в дополнении к размеру социальной пенсии.

Деятельность в рамках программы государственного софинансирования пенсии.

С 2008 г. в целях стимулирования россиян к активному управлению своей пенсией, государство запустило программу софинансирования пенсии. В рамках этой программы застрахованное лицо (то есть любой, у которого имеется Свидетельство государственного пенсионного страхования) после вступления в программу и перечисления взносов на свой пенсионный счет получит равную сумму от государства. Например, если застрахованное лицо платит 2000 рублей в год, то государство доплачивает еще 2000 рублей; итого на счет лица в пенсионном фонде зачисляется 4000 рублей в год. При этом, однако, максимальный годовой взнос государства не превышает 12 000 рублей в год (взносы застрахованного лица не имеют верхнего предела).

Деятельность по управлению материнским капиталом.

С 2007 г. выдается материнский капитал семьям, в которых родился или был усыновлен второй (третий или последующий) ребенок. Для многих семей может быть неактуальным расходование этого капитала в настоящий момент. Поэтому государство предусмотрело возможность временного инвестирования средств материнского капитала (всего или части) через НПФ по истечении 3 лет после рождения ребенка.

Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению.

Вкладчик перечисляет взносы в НПФ на основании пенсионного договора. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему — некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия.

Фонд учитывает поступившие пенсионные взносы на солидарном или именном счете вкладчика и формирует пенсионные резервы. Эти резервы он инвестирует (обычно — через УК) в высоконадежные активы. Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию участников.

studfiles.net

Виды пенсионных фондов. Справка | Справки

Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года (с последними изменениями), Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года (с последними изменениями) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Кроме того, вышеуказанным Федеральным законом устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 года "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность.

Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР, которое возглавляет Председатель Правления. Правление ПФР проводит свою деятельность по государственному управлению средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно ФЗ РФ от 7 мая 1998 года (с последними изменениями) "О негосударственных пенсионных фондах", негосударственный пенсионный фонд – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения.

Следует различать два основных направления деятельности негосударственных пенсионных фондов:

1. Деятельность по обязательному пенсионному страхованию – учет, приумножение средств пенсионных накоплений и выплата накопительной части государственной пенсии по старости.

Работа негосударственного пенсионного фонда очень похожа на работу Пенсионного фонда РФ (ПФР). Негосударственный пенсионный фонд также как Пенсионный фонд России аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Негосударственные пенсионные фонды созданы в рамках проводимой в России пенсионной реформы.

2. Негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение – негосударственный пенсионный фонд аккумулирует добровольные взносы граждан и приумножает их, а затем выплачивает при выходе на пенсию.

В данном случае работа негосударственного пенсионного фонда очень похожа на обычный вклад в банке, только деньги выплачиваются в виде пенсии после выхода на пенсию.

Таким образом, негосударственные пенсионные фонды участвуют в двух уровнях пенсионного обеспечения: накопительной части государственной пенсии и добровольной негосударственной пенсии.

По состоянию на февраль 2009 года в России действуют 133 негосударственных пенсионных фонда, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Важнейшим условием обеспечения сохранности и прироста пенсионных накоплений является их правильное инвестирование. Пенсионный фонд России и НПФ инвестируют пенсионные накопления граждан через управляющие компании, допущенные для инвестирования средств пенсионных накоплений.

Государственная управляющая компания (ГУК) назначена Постановлением Правительства РФ – это Внешэкономбанк. Государственная управляющая компания имеет право инвестировать пенсионные накопления только в государственные ценные бумаги и ипотечные ценные бумаги, гарантированные государством.

Главная цель работы ГУК – обеспечить сохранность средств пенсионных накоплений и  держать государственные ценные бумаги до погашения.

Частные управляющие компании (ЧУК), как и государственная, по договорам доверительного управления средствами пенсионных накоплений (СПН) с ПФР обязаны осуществлять управление СПН в строгом соответствии с требованиями законодательства в целях обеспечения права застрахованных лиц на накопительную часть пенсии.

Частные управляющие компании могут использовать более широкий перечень финансовых инструментов, включая акции и облигации предприятий, паи индексных инвестиционных фондов. Но в то же время это должны быть только высоконадежные и наименее рискованные активы, что послужит дополнительной гарантией сохранности и прироста средств пенсионных накоплений граждан.

Работать со средствами пенсионных накоплений допускаются лишь ЧУК, прошедшие конкурсный отбор Министерства финансов РФ.

В ЧУК передаются средства пенсионных накоплений на основании заявления застрахованного лица, в государственную – без заявления, по умолчанию (не воспользовавшихся правом выбора).

В Пенсионном фонде России застрахованное лицо выбирает один из инвестиционных портфелей, указанных в договоре доверительного управления, заключенном между управляющей компанией и Пенсионным фондом России. При изменении инвестиционной обстановки компания будет принимать свои решения только в рамках инвестиционного портфеля, указанного в договоре.

НПФ заключает договор о доверительном управлении, как правило, с несколькими управляющими компаниями. Фонд имеет возможность оперативно реагировать на изменение инвестиционной обстановки, меняя размер пенсионных накоплений, направляемых в ту или иную управляющую компанию.

К инвестиционному портфелю негосударственного пенсионного фонда предъявляются такие же требования и на него накладываются такие же ограничения, какие установлены для управляющих компаний, работающих с Пенсионным фондом России.

oldimg1.ria.ru