§ 14. Экономика семьи. -. Вид семейных расходов 10 букв экономика


Интерактивные уроки по экономике на тему «Семейный бюджет». 10–11-е классы

Разделы: Экономика

В последнее время многие преподаватели сталкиваются с проблемой отсутствия интереса к урокам с позиции: “ А что Вы мне можете дать такого, что я не найду в Интернете?”. Здесь на помощь учителю и преподавателю приходят интерактивные уроки. Они дают возможность обучающимся самим “добывать” знания, формулировать понятия и определения. А главное – попробовать себя в качестве эксперта в области экономики. Это помогает развивать способности исследования, критического мышления, публичного выступления, отстаивания своей позиции.

В примерной программе для специальностей социально-экономического профиля предусмотрено изучение темы “Семейный бюджет”. При этом предусматриваются требования к знаниям обучающихся, которые после изучения данной темы должны знать: понятие семейного бюджета; суть личного располагаемого дохода, реальной и номинальной заработной платы; суть сбережений и страхования. Обычно именно в такой последовательности и излагается материал на уроке, а затем следует практическая работа по этой теме.

Можно разбить эти вопросы на два урока. На одном рассмотреть и рассчитать семейный бюджет, а на другом – определить как за последний год изменилась ситуация с реальными доходами населения. При проведении этих уроков повышается их интерактивность.

При проведении двух предлагаемых уроков используется ситуационный анализ.

Ситуационный анализ – разбор возможных вариантов решения конкретной проблемы из реальной жизни. [2, с. 6]

Ситуационный анализ в данном случае представлен в виде “семейного совета”, на котором обсуждается возможность проведения летнего семейного отдыха, обсуждение проводится через призму размеров доходов членов семьи, роста цен, сбережений, инвестиций и т.д.

Урок 1. Семейный бюджет: Основные статьи доходов и расходов семьи

Преподаватель кратко освещает вопросы построения семейного бюджета, характеризует основные статьи доходов и расходов. В раздаточном материале заготовлены таблицы для заполнения. Затем все обучающиеся делятся на группы-семьи и в соответствии с жеребьевкой (подготовленными конвертами), заполняют таблицу. В каждом конверте доходы членов семьи по ролям, а также общие семейные расходы и доходы. Получив конверт в группе распределяются роли. (Приложение 1) Желательно, чтобы в конверте была небольшая инструкция по проведению “семейного совета”. (Приложение 2)

На семейном совете решается вопрос о предстоящем летнем отдыхе, на который необходимо откладывать деньги. Изучается возможность сокращения текущих расходов или получения дополнительных доходов. Ведет “семейный совет” глава семьи. Главой семьи может быть выбран один из игроков в зависимости от доходов или по возрасту. Глава семьи следит за порядком во время обсуждения и выступает при защите своего бюджета. Глава семьи следит и за временем обсуждения, но эту функцию он может передать любому члену семьи. Ограничение времени обсуждения, добавление баллов за быстроту расчетов, помогает правильно организовать обсуждение, вселяет командный дух.

В конце урока каждая команда защищает свой бюджет. У преподавателя по вариантам бюджеты рассчитаны и проверяется правильность отнесения по статьям доходов и расходов. Иногда обучающиеся спешат и относят субсидии и дивиденды в расходную часть бюджета, а ипотеку и оплату обучения – доходную, иногда в доходной части забывают учесть стипендию. Определение ошибки также повышает активность обучающихся при защите – все следят за защитой и получают дополнительные баллы за внимательность – так можно повысить соревновательный принцип.

Уже в ходе этой игры, обучающиеся сами, приходят к понятию “сбережения” и “страхование”. Можно дать задание сформулировать эти определения, но здесь велика вероятность простого заимствования этих определений из Интернета. Лучше, если это сделает преподаватель совместно с обучающимися в конце урока, как рефлексию, после защиты бюджетов всех команд и анализа полученных результатов.

При проведении этого урока реализуются следующие признаки интерактивных методов проведения занятия (по С.С. Кашлеву): полилог, мыследеятельность, смыслотворчество, свобода выбора, ситуация успеха, позитивность оценивания, рефлексия.

Урок 2. Реальная и номинальная заработная плата и доход

На этом уроке целесообразно сначала дать понятия реальной и номинальной заработной платы, затем попросить обучающихся сформулировать понятия номинального и реального дохода семьи. Определить какой доход они рассчитывали на предыдущем уроке, и предложить рассчитать реальный доход к концу календарного года при определенном индексе цены. Индекс цен можно взять официальный или условный, это зависит от экономической ситуации в регионе и в стране.

В реальной заработной плате проявляется покупательная способность номинальной заработной платы. Сама эта покупательная способность находится в прямой зависимости от величины номинальной заработной платы и в обратной — от уровня цен на потребительские товары и услуги. Данную зависимость можно изобразить в виде формулы:

Реальная зарплата = Номинальная зарплата/Уровень цен на потребительские товары и услуги

Реальная заработная плата возрастет с увеличением номинальной оплаты труда, но сокращается при увеличении цен (особенно резко это сокращение происходит в условиях инфляции). Многие обучающиеся на этом этапе понимают значение словосочетания “индексация доходов”, если нет – это тема для общего обсуждения.

Обучающимся необходимо предложить провести анализ семейных бюджетов с учетом влияния на бюджет семей столь мощного процесса как инфляция. Обучающиеся рассчитывают сумму полученных доходов и расходов с учетом изменения цен на товары и услуги. Если хочется усложнить задачу можно определить разные индексы цен для товаров и услуг, но для этого потребуется и больше времени.

Немало интересного для оценки состояния дел в экономике страны или региона могут дать и сведения о семейных расходах. Обнаружил это в XIX в. немецкий статистик Эрнст Энгель. Он исследовал и описал зависимость, которую в честь него стали называть законом Энгеля: с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных потребностей заметно возрастает. На этом этапе преподаватель может предложить пересчитать доходы семьи с учетом индексации, а расходы – с учетом индекса цен. Кроме этого рассчитать доли (удельные веса) отдельных видов расходов в семейном бюджете и сделать выводы.

После расчета удельного веса (доли) разных видов расходов в бюджете семьи, обучающиеся должны сделать вывод, к какой группе населения относится их игровая семья: семья с доходом ниже прожиточного минимума (бедная), семья со средними доходами, семья с высокими доходами. Величину прожиточного минимума лучше взять реально действующую на данный момент времени на данной территории.

От инфляции семьи страдают по-разному, в зависимости от того, чем занимаются члены семьи, какие заработки получают и каков состав семьи (количество иждивенцев):

  • семьи с фиксированными доходами – семьи, чьи доходы не зависят от уровня трудовой активности их членов: это пенсионеры, безработные, инвалиды, студенческие и многодетные семьи их услуги оплачиваются по фиксированным ставкам из средств государственного бюджета;
  • семьи с переменными доходами – члены семей работают в производственных отраслях, предприниматели и творческая интеллигенция, эти люди обладают большими возможностями для увеличения своих доходов за счет изменения уровня трудовой активности, им легче замедлять или предотвращать падение своих реальных доходов.

Обучающиеся могут разработать стратегии формирования бюджета семьи в будущем: поменять работу, найти дополнительные источники доходов, сократить отдельные виды расходов и пр.

Обучающиеся при защите своего семейного бюджета должны определить, какие факторы оказывают самое значительное влияние на формирование семейного бюджета, и каким образом их можно нейтрализовать.

Такая разбивка информации по урокам позволяет дать обучающимся возможность самостоятельного поиска решений на основе проведенного ситуационного анализа, кроме этого вырабатывает навыки работы в команде, ответственности за результаты работы команды.

Такие уроки стимулируют обучающихся вникать в проблемы семьи, служат для сближения членов своей семьи, т.е. носят еще и воспитательный характер. Многие обучающиеся начинают более серьезно относиться к деньгам, обдумывают будущие расходы, исключают бесполезные или малополезные денежные траты.

Список использованных источников

  1. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения: учеб.-метод. пособие / С.С. Кашлев. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 224 с.
  2. Киреев, А.П. Интерактивные уроки экономики: Пособие для учителя / А.П. Киреев. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009. – 144 с.
  3. Липсиц, И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд. – 14-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 272 с.
  4. Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования / Под ред. С.И. Иванова. – 16-е изд., дораб. – В 2-х книгах. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 320 с.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

§ 14. Экономика семьи. Обществознание 7 класс Боголюбов



Вопрос 1. Что такое семейное хозяйство?

Семейное хозяйство (домохозяйство) — объединение людей, связанных совместным бытом и проживанием в одном месте. Может состоять из одного лица; включать прислугу. Согласно рекомендациям ООН для переписи населения, это понятие основано на бытовом укладе, в рамках которого люди обеспечивают себя пищей и всем необходимым. Обычно рассматривается как потребительская ячейка, однако существенным является и выработка единой стратегии в сфере предложения труда. Существенным признаком домохозяйства является объединение доходов.

Вопрос 2. Каковы принципы «домашней экономии» А. Т. Болотова? Соотнеси их с уже прочитанными тобой разделами параграфа. Сформулируй эти принципы, используя выделенные жирным шрифтом термины.

Важнейшие принципы «домашней экономии» Болотова заключались в элементарном планировании бюджета, а именно: он завел регулярные записки, переписывал все замышляемые дела, старые дела, сопоставлял их со своим достатком и выбирал главные. Иными словами, он тщательно планировал «семейный бюджет», рационально (лимитировано) тратил свои денежные средства и правильно делил семейные расходы на обязательные и произвольные.

Вопрос 3. Из чего состоит имущество семьи?

У любой семьи есть своё хозяйство. Его элементами являются имущество, денежные средства. Члены семьи зарабатывают деньги, выполняют домашние обязанности, организуют своё питание, отдых, пополняют и обновляют имущество.

Имущество семьи — это квартира, дом, дача, приусадебное хозяйство, садовый участок, автомобиль, мебель, одежда, бытовая техника и т. д.

На благополучие семьи влияют профессиональные навыки, время и силы, которыми располагают домочадцы для обеспечения себя и своих родственников средствами к существованию и выполнения домашней работы. Для семьи важны знания домочадцев о технологии выполнения отдельных домашних работ, возможности для пополнения этих знаний.

Вопрос 4. Из чего складываются доходы семьи?

Доход семьи — это все денежные средства, получаемые её членами из разных источников. Важнейшими источниками дохода большинства семей являются заработная плата её членов и социальные выплаты государства, т. е. стипендии, пособия, пенсии.

Подспорьем для многих является личное подсобное хозяйство, в котором производятся продукты питания, например овощи и фрукты. Это позволяет сократить расходы семьи на питание, а при продаже излишков получить дополнительный доход.

Во многих странах существует прослойка людей, которых называют рантье. Они нигде постоянно не работают, а безбедно живут на проценты от банковских вкладов, сделанных подчас ещё их предками. А кто-то может получать средства за счёт сдачи внаём квартиры или дома, которыми семья не пользуется.

Доход семьи бывает фиксированным и переменным.

Вопрос 5. О каких значениях понятия «бюджет» ты узнал?

Семейный бюджет — предварительно составленная роспись будущих доходов (зарплаты, пенсии, стипендии и т. д.) и расходов (оплата квартиры, покупка продуктов, одежды и проч.) семьи на некоторый период времени.

Бюджетом называют также сумму доходов и расходов, рассчитанную на какое-то время — обычно на месяц, квартал (3 месяца) или год. Таким образом, это денежные средства, которые можно истратить за определённый промежуток времени. Разумеется, бюджет существует не только у семьи, он есть у любого предприятия, у каждого государства.

Вопрос 6. Зачем семье (человеку, предприятию, государству) нужен бюджет?

Бюджет - это расчет/роспись предполагаемых доходов и расходов на определенный срок. Он позволяет планировать определенные действия, контролировать расходы. Для государства бюджет утверждается законодательно, т. к. при этом учитываются поступаемые налоги и контролируются расходы на всех уровнях исполнительной власти. Бюджет потребительский – это баланс доходов и расходов семьи или отдельного человека. Он характеризует уровень их жизни, позволяет определять свои расходы и соизмерять их со своими доходами, чтобы не иметь долгов. Для предприятия/организации бюджет также необходим, чтобы обеспечить баланс своих доходов и расходов и не допустить банкротства.

Вопрос 7. Выясни основные источники дохода твоей семьи. Этот доход является фиксированным или переменным и почему?

Этот доход является фиксированным, так как родители получают заработную плату. Так же есть дополнительный доход являющийся переменным, он не связан с основной деятельностью.

Вопрос 8. К какой группе расходов можно отнести затраты на приобретение книг, посещение кинотеатров, выставок, занятия плаванием в бассейне? Свой ответ объясни.

Эти затраты можно отнести к произвольным расходам. Произвольные расходы связаны с приобретением товаров и услуг, облегчающих ведение домашнего хозяйства, уход за собой и домашними животными, с организацией досуга и отдыха, с коллекционированием, приобретением предметов роскоши.

Вопрос 9. В России традиционно главой дома считался мужчина (старший мужчина в доме), а остальные домочадцы должны были подчиняться его воле. Подумай, почему установился такой обычай. Применим ли данный принцип к организации быта современной семьи? Поясни свой ответ.

Действительно, раньше мужчина считался главой семьи, он был кормильцем и добытчиком, все решения принимал единолично, все были обязаны уважать его и подчиняться ему. Женщина должна была заниматься исключительно хозяйством и воспитанием детей. Сейчас времена изменились. Поскольку женщина работает наравне с мужчиной, следовательно, права у них одинаковые. Поэтому сейчас главным в доме может быть и мужчина и женщина.

Вопрос 10. Одна семейная пара в течение 40 лет вела книгу учёта семейных разногласий. Были зарегистрированы 9192 ссоры, из которых 1879 произошли из-за недовольства мужа качеством приготовленной женой пищи, 1450 — из-за его же претензий к расходованию женой средств семейного бюджета, 981 — из-за обиды жены на мужа, нарушающего чистоту в квартире. Что ты можешь сказать о распределении обязанностей в этой семье? Подумай, как можно было бы уменьшить количество ссор.

Здесь, однозначно, главный мужчина, он слишком много претензий предъявляет своей жене. Количество ссор можно было бы избежать, если бы они одинаково выполняли свои обязанности и уважали друг друга.

Вопрос 11. Можно ли выделить исключительно «мужские» и «женские» сферы в ведении семейного хозяйства? Свой ответ поясни.

В современном обществе это носит характер взаимной договоренности. Потому что и женщины и мужчины работают. Если жена больше занята и соответственно зарабатывает – часть обязанностей берет муж. В патриархальном обществе деление было более заметным, но варьировалось по регионам.

Вопрос 12. Вспомни сказку про Золушку, которую злая мачеха заставляла без устали трудиться по дому. Подумай, кому мачеха причиняла больший вред — Золушке или своим дочерям. Свой ответ объясни.

Мачеха наносила вред своим дочерям. Золушка каждый день работает по дому и для неё труд это обычное дело, а дочки мачехи никогда не трудились они ничего не делали, только отдыхали и развлекались. Это огромный минус для девушек.

8. Прочитай краткие характеристики домашнего хозяйства известных персонажей произведений Н. В. Гоголя. Насколько рационально велось хозяйство? Мог бы ты предложить какие-нибудь усовершенствования? Свои выводы объясни.

A. «Хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении и варении бесчисленного множества фруктов и растений. Её дом был совершенно похож на химическую лабораторию».

Б. «Чичиков ушёл в комнату одеться и умыться. Когда после того вышел он в столовую, там уже стоял на столе чайный прибор... В комнате были следы вчерашнего обеда и ужина; кажется, половая щётка не притрагивалась вовсе. На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна была даже на скатерти».

B. «У этого помещика была тысяча с лишним душ, и попробовал бы кто найти у другого столько хлеба... у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин... высушенными рыбами и всякой овощью... наготовлено было на запас всякого дерева и посуды... Не довольствуясь сим, он ходил каждый день по улицам своей деревни... и всё, что ни попадалось ему... тащил к себе».

Хозяйство было заброшено у всех. Они не вели его рационально.

resheba.com

§ 14. Экономика семьи. -

1. Вспомни сказку о Золушке. Попробуй разобраться, какими видами ресурсов обладала её семья. Соотнеси виды и ресурсы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

Запиши в таблицу цифры под соответствующими буквами.

Один из видов ресурсов остался незадействованным. Выпиши его.

Энергетические ресурсы — это все доступные для промышленного и бытового использования источники разнообразных видов энергии. Энергетические ресурсы делятся на не возобновляемые, возобновляемые и ядерные.

Вспомни сказку и приведи свой пример, иллюстрирующий данный тип ресурсов.

Золушка убирала золу из камина, после того как его использовали для обогрева помещения.

2. Заполни схему. Впиши номера приведённых ниже примеров в соответствующий столбец.

Примеры: 1) зарплата главы семьи; 2) приобретение новой квартиры; 3) пенсия бабушки; 4) стипендия сына; 5) сумма от продажи старой машины; 6) выигрыш в телевизионную лотерею; 7) налог на этот выигрыш; 8) оплата коммунальных платежей; 9) бесплатные лекарства, получаемые дедушкой-инвалидом; 10) продукты, купленные мамой в магазине; 11) кредит, полученный на приобретение семейной туристической путёвки; 12) покупка рассады для дачного участка.

Доходы: 1), 3), 4), 5), 6), 9) Расходы: 2), 7), 8), 10), 11), 12).

3. При вводе текста в компьютер оператор не смог разобрать некоторые слова, написанные рукой автора. Попытайся дописать текст, используя приведённые ниже «неопознанные» слова и словосочетания. Ставь их в нужной грамматической форме.

«Неопознанные» слова и словосочетания: материальные блага, бухгалтерия, рациональный, контроль, разумные потребности, бережливость, планирование, экономия, потребности, жить по средствам, экономика семьи.

Экономика семьи по её сложности можно сравнить с государственной. В масштабах дома, как и в масштабах всего государства, необходимы планирование, бережливость, разумные потребности. Неумелая хозяйка тем в первую очередь отличается от опытной, что не знает наиболее рациональных способов планирования, не владеет сложной семейной бухгалтерией, не видит способов экономии.

Бюджет каждой конкретной семьи неповторим, как и стиль её жизни. В разные годы бюджет одной семьи будет разным, разными будут и потребности. Согласись, что мера потребностей, культура обладания вещами формируются в тебе именно теперь.

Словосочетание «жить по средствам» вовсе не означает постоянное самоограничение, отказ себе во всём. Просто перед каждой новой тратой надо чётко себе представлять, для чего та или иная вещь нужна. Также стоит поискать наиболее рациональный вариант приобретения нужной вещи.

Редко, когда даже самые обеспеченные семьи проживают жизнь, не познав финансовых трудностей. Не надо только делать из них трагедии. Основное, пожалуй, — научиться контролировать самостоятельно заработанные деньги. Если счастье не ставить в полную зависимость от материальных благ, если видеть главную ценность семьи в тёплых, сердечных, любовных отношениях, то они окажутся гораздо важнее любых приобретений.

4. Запиши виды доходов семьи

Основные законные виды доходов семьи таковы: 1. Доходы от трудовой деятельности (заработная плата). 2. Доходы от предпринимательской деятельности (прибыль). 3. Доходы от собственности (например, доход от сдачи квартиры в найм). 4. Доходы от сбережений (процент по вкладам в банке). 5. Трансфертные доходы (пенсии ,стипендии, пособия). 6. Доходы от ценных бумаг (дивиденд по акциям). 7. Не денежные доходы (картофель, выращенный на собственном садовом участке, проездной билет, выданный работодателем)

Определи вид доходов семьи в каждой приведённой ниже ситуации.

5. Тринадцатилетний подросток втайне от родителей, чтобы скопить денег на покупку нового мобильного телефона, устроился работать в ближайший супермаркет. С 19.00 до 21.00 он упаковывал в пакеты покупки клиентов, собирал оставленные ими на автомобильной парковке тележки. Юноша хорошо справлялся с работой, клиенты хвалили его, но вскоре по настоянию юриста магазина трудовой договор с подростком был расторгнут.

Прав ли был юрист? Приведи несколько аргументов в обоснование своей позиции.

С юридической точки зрения да, прав. Подросток не достиг возраста 14 лет, у него нет паспорта, соответственно работодатель не имеет права заключать с ним какой-либо договор БЕЗ согласия родителей.

6. Люди по-разному совершают покупки дорогостоящих вещей, например, автомобиля, мебели, бытовой техники. Учёные на протяжении нескольких дней опрашивали посетителей крупного торгового центра.

Проанализируй данные опроса и выполни задания.

1) Какой вариант ответа наиболее популярен? Предположи почему.

Наиболее популярным вариантом ответа является ответ "Мы откладываем деньги, копим необходимую сумму". Скорее всего это связано с тем, что люди не хотят брать товар в кредит или в долг у родственников и знакомых, потому что потом придётся возвращать сумму с процентами, т. е. переплачивать.

2) Какие варианты ответа являются наименее распространёнными? Предположи почему.

Наименее популярным является вариант ответа "Мы получаем кредит в банке", потому что некоторый процент населения не может позволить себе покупать дорогие вещи сразу.

3) Какой ответ дали бы ты и члены твоей семьи, если бы принимали участие в этом опросе? Свой ответ поясни.

Члены моей семьи дали бы ответ: "Мы откладываем деньги, копим необходимую сумму", потому что это наиболее выгодный вариант. Ты берешь то что тебе нужно, и есть время подумать, а действительно ли этот продукт нужен тебе. За время накопления могут появиться более дешевые аналоги этого продукта или он сам станет дешевле.

poobschestvu.ru