Техники тайм менеджмента. Тайм менеджмент методики


ТОП 5 | Тайм-менеджмент, Управление проектами

art_prev_top_5

В этой статье мы разберем ТОП 5 действенных методик тайм-менеджмента.

Методики тайм-менеджмента.  №1. Правило Парето.  

В 19 веке известный итальянский экономист Фильфредо Парето открыл простой принцип 80 на 20, согласно которому, только 20% выполняемых нами задач приносят 80% процентов результата.

Ваша задача, перед выполнением любой задачи, научиться задавать себе простой вопрос: «Что мне принесет выполнение данной задачи?». Если ответ, вас удовлетворит, то задачу стоит выполнить. Если нет, то, возможно, эту задачу стоит отложить.

 

Методики тайм-менеджмента.  №2. Матрица Эйзенхауэра.

Срочные задачи в большинстве случае не бывают важные. А важные задачи, в большинстве случаев не бывают срочными.

Именно к такому заключению пришел 34 президент США Дуайт Эйзенхаур. Он изобрел специальную матрицу, с помощью которой можно легко определить, стоит ли заниматься той или иной задачей.

Подробнее про этот прием вы можете прочитать в моей статье Матрица Эйзенхауэра — http://time-management.by/matrica-ejzenxauera/

 

Методики тайм-менеджмента.  №3. Поедание лягушек

Методика довольно простая. В жизни каждого человека полно мелких неприятных дел, которые выполнять не хочется. Эти мелкие неприятные дела своим присутствием пьют нашу кровь. В тайм-менеджменте эти дела называются лягушками.  Важно научиться избавляться от них.

Для этого возьмите за правильно каждое утро «поедать по одной лягушке».

Например, нужно заполнить отчет, но не хочется. Пришли утром на работу и первым делом сели за заполнение отчета.

Методики тайм-менеджмента.  №4. Разрезание слона на бифштексы.

Когда перед человек стоит большое и сложное дело, наша мотивация его выполнять маленькая (или она вообще отсутствует).

Когда перед человеком стоит маленькая и простая задача, мы легко и быстро ее выполняем. Именно по этой причине большие и сложные задачи нужно разрезать (делить) на маленькие и понятные.

Методики тайм-менеджмента.  №5. Помодоро.

Человек не робот. Мы не можем работать 24 часа в сутки. Наша производительность подчинена простым законам.

Сначала мы включаемся в процесс и набираем обороты. Потом мы выходим на пик своей активности. И потом наступает спад.

Если не делать перерывы, то этап спада будет все больше усугубляться и наша результативность будет все меньше и меньше.

Для перерывов отлично подходит метод Помодоро.

Подробнее вы можете узнать про него из видео

 

Используйте эти методики тайм-менеджмента, чтобы улучшить свои навыки организации времени.

Оцените Ваш уровень тайм-менеджмента и получите рекомендации к действию.

Тест по тайм-менеджменту.

Книга-тренер по тайм-менеджменту. Скачать бесплатно.

Ясный и понятный справочник по главным приемам тайм-менеджмента.

Есть ли жизнь в офисе?

Скачайте руководство по организации офисных дел

Читайте также:

time-management.by

Техники и методики для эффективного управления временем

Управление временем – процесс серьезный, он требует грамотного подхода, основанного на определенных правилах. У этих подходов есть и иное название – техники тайм менеджмента, то есть алгоритмы действий, способствующих удачному планированию времени.

Собственно, тайм менеджмент – это не просто набор определенных техник, а скорее стиль жизни. Его можно назвать целой философской системой, поскольку именно он позволяет наглядно увидеть ценность нашей жизни, отпущенного нам времени. Время становится самой дорогой валютой в современном мире, меняющемся каждый час и требующем всё больше и больше внимания к своим деталям.

Этапы тайм менеджмента

muzchina-i-chasi Каждая техника тайм менеджмента направлена на один из этапов этого процесса. Начальный процесс состоит в том, что саму цель необходимо определить, чтобы знать, какой конечный результат нам нужен. Для того чтобы этого результата достичь, вы бросите все свои силы, поэтому будьте предельно точны. Второй этап – это расстановка приоритетов. Здесь стоит остановиться подробнее. Когда цель вами определена, вы формулируете ряд задач, которые направят вас к этой цели наикратчайшим путем, а другими словами, вы планируете процесс достижения этой цели. Когда встает вопрос о выполнении поставленных задач, возникает новая проблема: какие из них следует решить в первую очередь. Вот тогда-то и необходимо применять техники по расстановке приоритетов. Следующий этап – это реализация плана, первые шаги, предпринимаемые для достижения цели, то есть планомерное выполнение задач. Четвертый процесс является таким же важным, как и предыдущие три, —  это, собственно, контроль выполнения задач и достижения цели.

Принцип Эйзенхауэра

kvadrat

Так называется одна из техник, направленных на процесс расстановки приоритетов. Применение в рабочем процессе этого принципа позволяет выделить самые важные на данный момент времени задачи, их нужно будет выполнить в первую очередь. Завершение важных задач позволит делать дальнейшие шаги для достижения цели. А еще этот способ поможет установить определенный порядок выполнения остальных задач, стоящих в списке запланированных дел.

Название этому принципу дал американский президент Дуайт Эйзенхауэр, это его имя стоит вторым в наименовании методики управления временем. Президент придумал эту технику неслучайно: работа главы государства очень напряженная, перед ним стоит необозримое множество задач, поэтому так важно выполнять сначала самые главные, ведь они направляют политику всей страны. В чем же состоит суть этого метода? Эйзенхауэр предложил выделять четыре так называемые группы занятий, разделенные двумя критериями – насколько важно и срочно выполнить определенный задачи.

Задачи первого типа являются самыми важными, их исполнение должно быть незамедлительным, сделать здесь и сейчас и ни минутой позже. Примерами таких задач могут быть дедлайны, то есть дела, срок выполнения которых «горит». Дела этой категории надлежит выполнять немедленно, не откладывая их на потом, поскольку последствия невыполнения этих дел сказываются на всём рабочем процессе крайне отрицательно. Вполне вероятно, что без этих задач нельзя двигаться дальше, и поэтому их роль становится еще важнее.

Задачи второй группы являются важными, но срок их выполнения не ограничен. Важной особенностью таких задач является установка определенных временных рамок, примерного срока времени, за который данная задача должна быть выполнена. Это называется планированием.  Примером таких задач может быть личностное развитие или стратегическое планирование. Кроме них, сюда часто включают такие дела, как посещение врача, визит к родственникам и прочие личные, а значит, важные планы.

Задачи третьего типа не являются важными, но выполнить их необходимо срочно, за кратчайший период времени. Такие задачи – самые проблемные из-за того, что они поглощают ваше время. Их выполнение всегда находится под вопросом в связи с этой особенностью. Обычно эти задачи являются чьими-нибудь просьбами или поручениями, которые вам волей-неволей приходится исполнять. По возможности старайтесь отказываться от таких «навязанных» дел. все приложенные вами усилия для их исполнения будут потрачены напрасно: просьбу исполните, но для себя ничего полезного не сделаете. Время, которое ушло на выполнение чужого поручения, могло бы пойти на выполнение одной из ваших задач.

Дела, которые отнесены к последней категории, не надо выполнять за определенное время. Более того, они не являются важными для достижения вашей цели, а потому время, которое вы хотели бы потратить на их исполнение, лучше используйте в других целях. Учитесь располагать своим временем правильно.  Сюда относятся такие мелочи, как, например, переизбыток перерывов, разговоры не по существу, просмотр ненужных фильмов и прочее. Эти дела поглощают время, от них необходимо избавляться. Как от дурных привычек.

Закон Парето, или принцип 20 на 80

pareto

Помните о том, какую важную роль играет расстановка приоритетов. Закон Парето — это способ управления временем, который служит прямым доказательством этому утверждению. Его иногда называют принципом 20 на 80. Это эмпирическое (то есть доказанное опытным путем) правило, которое формулируется следующим образом: двадцать процентов сил, которые вы потратите, дают восемьдесят процентов результата, восемьдесят же процентов усилий дают всего лишь двадцать процентов результата.

Важно определить те самые заветные двадцать процентов, которые дадут вам восемьдесят процентов результата, и бросить на них все ваши усилия.

Диаграмма Ганта

diagramma

Эта техника представляет собой самый удобный способ наглядно увидеть, куда тратится ваше время, какие задачи заполняют этот временной промежуток. Особенность этой техники состоит в том, что на ней визуально показаны различия во времени, то есть сопоставлены секторы, представляющие собой а) время, которое должно быть потрачено на выполнение одной задачи и б) время, которое в действительности потрачено на эту задачу. Сравнивая между собой эти секторы, можно сделать выводы о том, насколько они различаются по размеру и как можно это различие сократить. Преимуществом такого метода является тот факт, что данные о вашем времени представлены в виде рисунка и находятся прямо перед глазами, то есть времени на анализ ситуации уходит гораздо меньше. Это большой плюс для тех людей, которые воспринимают информацию по большей части визуально. Графическое отображение данных дает возможность проанализировать порядок выполнения задач на более глубоком, детальном уровне, где учитываются все мелочи.

Техника хронометража

taimer копия

Также существует техника хронометража, которая состоит в том, что всё затраченное вами время изучается при помощи фиксирования и измерений временной длительности выполняемых задач. Эта техника является классическим методом управления временем, поскольку она довольно проста в применении и понятна даже ребенку. Хронометраж – это по большей части экономическая техника, она проводит анализ затраченного вами времени, выявляет «издержки» — тех дела , которые поглощают время впустую (четвертая категория дел из таблицы Эйзенхауэра). Как же применяется техника хронометража? Человек, который решил проверить, проанализировать всё свое время, должен в течение определенного временного срока (часто берутся две недели) записывать все свои дела с точностью до пяти минут. Это позволяет детально представить картину и наглядно увидеть, какие из записанных дел поглощают наибольшее количество времени напрасно.

«to do list»

to-do-spisok

Эта техника популярна в Америке. В переводе на русский язык она звучит как «список дел, которые нужно сделать». Как следует из названия, техника эта заключается в составлении перечня действий, которые необходимо выполнить. В чем преимущество таких списков? Плюс этого списка в том, что нет необходимости запоминать все, что нужно сделать за день. Все задачи уже отражены на бумаге в кратком содержании, их можно постоянно держать перед глазами, а голову заполнять другой, более важной информацией. После выполнения задачи рядом с пунктом списка, в котором она зафиксирована, ставится отметка, или же пункт вычеркивается.

Иногда люди осуществляют практику тайм менеджмента в таблице. Это свойственно людям с аналитическим складом ума, которые упорядочивают все пункты по столбцам и строкам, а затем анализируют представленные данные.

Задания по тайм менеджменту

sekundomer-v-ruke

Чтобы составлять списки, учет и диаграммы, необходимо верно расставить все задачи по иерархии важности – это называется расстановкой первостепенных действий.

Чтобы грамотно это осуществить, существуют так называемые кейсы по тайм менеджменту. Собственно говоря, это определенные упражнения и игры, но дело в том, что взрослые люди не любят, когда об их деятельности думают как об игре, отсюда и представительное название – «кейс», которое неизменно наводит на ассоциации с чемоданом и книгами внутри. На деле же это упражнения, которые позволяют закрепить полученные навыки на практике. Такая практика применяется на каждом этапе процесса обучения: школа, университет, саморазвитие.

Грамотное управление собственным временем является задачей, на которую способен каждый человек, который грамотно и с умом подходит к этой практике. Мы занимаемся ею каждый день, каждый день нашими делами руководит тайм менеджмент, примером которого может служить простой поход в магазин. Мы провозим ревизию продуктов в доме, составляем список. Идем в магазин и покупаем необходимую пищу. Такой план действий значительно экономит наше время, в отличие от похода в магазин, который состоит из брожения между полками и раздумий о том, что же положить в корзину.

victorygroups.ru

Тайм-менеджмент. Практикум по управлению временем

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

С. И. Калинин

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ

ПРАКТИКУМ ПО УПРАВЛЕНИЮ ВРЕМЕНЕМ

Лучшие методы управления временем — это методы, удобные лично для вас.

ББК 88.5

К17

Калинин С. И.

К17 Тайм-менеджмент:Практикум по управлению временем. — СПб.: Речь, 2006. - 371с .

ISBN 5-9268-0424-8

Книга посвящена очень актуальному в нашу эпоху вопросу: как управлять временем своей жизни, как успевать сделать все необходимое, не потратив при этом слишком много сил.

В книге представлены основные принципы тайм-менеджмента,предложены методики индивидуальной и групповой работы для формирования навыков управления временем.

Книга будет полезна многим: психологам, консультантам, коучам, работающим в бизнес-среде,менеджерам различного профиля, всем, кто интересуется проблемой времени или заинтересован в оптимальной организации своей жизни.

ББК 88.5

 

© Калинин С. И., 2006

 

© Издательство «Речь», 2006

ISBN 5-9268-0424-8

© Борозенец П. В., оформление, 2006

ocr:Jansal

ОГЛАВЛЕНИЕ

Неформальное предисловие

7

Введение

13

Глава 1

 

ПРИРОДА ВРЕМЕНИ

19

1.1. Что такое время?

19

1.2. Исторический темпорализм

24

1.3. Виды времени

27

1.4. Социальное время

28

1.5. Экономическое время

30

1.6. Жизненный цикл фирмы (ЖЦФ)

32

1.7. Жизненный цикл товара (услуги)

37

1.8. Индивидуальный фонд времени и его структура

38

1.9. Фонд времени организации (подразделения)

43

1.10. Этапы карьеры

45

1.11. Типы карьеры

49

1.12. Причины медленной и неудачной карьеры

51

1.13. Виды психологического времени

54

1.14. Временная перспектива и временная трансспектива

57

1.15. Основные типы внутренних концепций времени

60

Глава 2

 

ВРЕМЯ КАК РЕСУРС И ЦЕЛЬ

62

2.1. Время — стратегический ресурс организации и человека

62

2.2. Основной закон времени как стратегического ресурса

68

2.3. Помехи («воры времени»)

70

2.4. Внутренние и внешние помехи

72

2.5. Тайная причина внутренних помех

74

2.6. Почему гибнут великие компании?

76

2.7. Энергетический потенциал работы

78

2.8. Как улучшить способ работы?

80

2.9. Система управления временем

82

2.10. Компетентность организации во времени

86

2.11. Компетентность менеджера во времени

88

2.12. Собственная система управления временем

89

2.13. Историческая справка о ТМ

92

Глава 3

 

 

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ ВРЕМЕНИ

105

3.1. Основные методы инвентаризации личного и организационного

 

времени

 

105

3.2. Алгоритм инвентаризации и анализа времени

107

ЭТАП 1. Подготовка к инвентаризации

109

ЭТАП 2. Проведение инвентаризации (хронометраж)

110

ЭТАП 3. Анализ времени

 

110

ЭТАП 4. Изменение стратегии/способов управления временем..... 111

3.3. Поточная карта

 

111

3.4. Поточная диаграмма

 

114

3.5. Карта совместных операций

 

116

3.6. Сетевой анализ

 

119

3.7. Простой органайзер

.'.

.122

3.8. Органайзер для качественного учета времени

126

3.9. Категории временных затрат (кодификатор)

130

3.10. Категории временных затрат менеджера

133

3.11. Хронокарта Гастева

 

135

3.12.Анализ временных трат с использованием хронокарты Гастева...138

3.13.Ежедневный экспресс-анализвременных трат с использованием

органайзера

142

3.14. Итоговый анализ временных трат с использованием органайзера .. 146

3.15. Анализ помех (углубленный анализ трат времени)

153

1. Листок учета дневных помех

154

2. Оценка важности помех за учетный период

155

3. Ментальные карты помех, листки-памятки

156

3.16. Результаты инвентаризации и анализа времени

157

Глава 4

 

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ, ИСПОЛНЕНИЕ

160

4.1. Главный секрет эффективного управления временем

160

4.2. Цели организации и цели личности

162

4.3. Назначение целей в организации

166

4.4. Ключевые аспекты целеполагания

169

4.5. Целеполагание и процесс достижения цели

174

4.6. Свойства целей

178

4.7. Поиск и формулировка целей

184

4.8. SMART-технологияпостановки целей (по Д. Доурдэну)

188

4.9. Проектная система постановки целей (по Г. Архангельскому)

190

4.10. Алгоритм и методы целеполагания

193

4.11. Ситуационный анализ (по Л. Зайверту)

198

4.12. Постановка целей: от общего — к частному

201

4.13. Семь главных проблем с целями

203

4.14. Принципы и правила планирования

208

4.15. «Золотые» пропорции планирования времени

213

4.16. Система планов

216

4.17. Планирование дня с помощью метода «Альпы»

218

4.18. Как выполнять дневной план?

223

Глава 5

 

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ И КОНТРОЛЬ

226

5.1. Принятие решений

226

5.2. Принятие решений по отклонениям

229

5.3. Типы решений ворганизации

233

5.4. Виды контроля в ТМ

236

5.5. Метод «пяти пальцев» (по Л. Зайверту)

240

5.6. Контроль в организации

242

5.7. Правила и ошибки контроля

245

5.8. Использование карт контроля

248

Глава 6

 

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

253

6.1. Два главных направления повышения личной эффективности

... 253

6.2. 28 принципов лидерства

256

6.3. Стратегический алгоритм лидерства

260

6.4. Что можно делегировать?

263

6.5. Правила эффективного делегирования

265

6.6. Как преодолеть сопротивление делегированию

269

6.7. Для чего нужно делегирование?

271

6.8. Система заместителей

273

6.9. Коммуникативная компетентность

276

6.10. Деловое общение и принципы деловых коммуникаций

278

6.11. Построение системы коммуникаций в организации

281

6.12. Формализация информации

284

6.13. Система межличностных коммуникаций руководителя

 

(менеджера)

287

6.14. Эффективное проведение совещаний (цели и участники)

291

6.15. Правила проведения совещаний

296

6.16. Планирование и подготовка совещаний

298

6.17. Совещание для руководителя

300

До совещания

300

Во время совещания

301

После совещания

302

6.18. Биоритмы человека

302

1. Суточные биоритмы человека

304

2. Недельные биоритмы человека

307

3. Периоды жизни (жизненные циклы)

308

6.19. Персональные правила «хорошего» рабочего дня

311

6.20. Персональная система работы с информацией

314

6.21. «Краткий курс» по повышению эффективности работы

 

с информацией

319

Работа с деловыми бумагами (документами)

319

Общение по телефону

 

320

Работа с почтой (деловой корреспонденцией)

321

Работа с книгами и печатной прессой (газетами, журналами)

321

Как конспектировать, делать выписки?

 

322

Использование «умной» техники

 

322

Заключение

 

325

ПРАКТИКУМ К ГЛАВЕ 1

 

327

Задание 1. Тест на восприятие времени «Субъективная минута»

327

Задание 2. Рисуночный тест «Персональная концепция времени»

328

ПРАКТИКУМ К ГЛАВЕ 2

 

332

Задание 1. Тест «Персональная компетентность во времени»

332

Задание 2. Анализ персональной системы управления временем

334

ПРАКТИКУМ К ГЛАВЕ 3

 

337

Задание 1. Кодификатор трат времени

 

337

Задание 2. Экспресс-анализдневных затрат времени

338

Задание 3. Составление ментальной карты дневных помех

338

Задание 4. Заполнение аналитической поточной карты

339

ПРАКТИКУМ К ГЛАВЕ 4

 

342

Задание 1. Жизненные ценности личности

 

342

Задание 2. Целеполагание: постановка долгосрочных целей

343

Задание 3. Целеполагание: анализ взаимосвязей между целями

344

Задание 4. Целеполагание: анализ «цели — ценности»

345

Задание 5. Целеполагание: ситуационный анализ

346

Задание 6. Целеполагание: анализ «цель — средства»

347

Задание 7. Целеполагание: анализ «цель — задачи»

347

Задание 8. Планирование рабочего дня по методу «Альпы»

347

ПРАКТИКУМ К ГЛАВЕ

6

348

Задание 1. Оценка индивидуальных суточных ритмов

348

Задание 2. Анализ индивидуальной системы коммуникаций

349

Приложение. ТМ-БЛАНКИ

 

351

НЕФОРМАЛЬНОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

Здравствуй, уважаемый читатель! Не подумай ничего плохого, но здороваюсь я не просто потому, что у нас в деревне так принято, и не только из вежливости, а дабы отметить точку старта предлагаемого твоему вниманию временного отрезка — текста.

(Сразу прошу простить меня всех тех, кому не нравится обращение на «ты». Поверьте, в обыденной жизни я человек отнюдь не наглый и вполне этикетосообразный. Но я намеренно сокращаю дистанцию и разрушаю перегородки, ибо речь пойдет о вещи более чем интимной — о Времени. И, как говорили многие хорошие люди вроде Бахтина, Бубера и проч., — либо диалог состоится, либо Вы к нему еще не готовы.)

Вот оно — началось! Открой свои глаза и уши, растопырь сознание и постарайся максимально эффективно использовать этот отрезок своей жизни. Мне не нравится выражение «потратить время», поэтому я искренне надеюсь, что ты не «потратишь время» на чтение этой книги, а приобретешь его. Во всех смыслах этого слова...

Очень хочется верить, что темпомир этой маленькой семиотической реальности (текста данной книги) будет для тебя не просто полезным, но и уютным. Текст этот создавался с душой, и, перефразируя известную формулу щедрости: «Время моей души — время твоей души». Дар этот будет в чем-тополезным, вчем-тотрудным, а в чемто поистине троянским — выбирай, пробуй, думай!

Признаюсь откровенно, как и многие избравшие профессию психолога, на определенной стадии своего личностного саморазвития я переболел болезнью перфекционизма. Образование психологическое я получал еще в те далекие времена, когда пересчитать вузы, обучающие психологов в нашей стране, хватило бы пальцев на двух-трехруках. Такое положение дел создавало иллюзию собственной исключительности и мотивировало эту самую «исключительность» развивать и поддерживать.

Какими только «болезнями» самосовершенствования ваш покорный слуга не переболел! Тут были и западная философия и восточная мистика, и «физика» и «лирика», и мрачное одиночество и беспорядочное общение, и суровая аскеза и попытки достичь «абсолютной» свободы, и многое-многоедругое.

Пишу об этом в прошедшем времени, не потому, что хочу все забыть и от всего отречься, — думаю, многие попытки «стать лучше» были вполне искренними и диктовались не только желанием оправдать модный имидж «настоящего» психолога. Просто все это происходило много лет назад, и жизнь не стояла на месте, а вершила свою «терапию реальностью», постоянно проверяя и перепроверяя багаж моих увлечений на востребованность и эффективность. Многое «отболело» и прошло, но кое-чтоосталось, и этим«кое-чем»я не прочь похвастаться и поделиться.

В череде моих опытов над самим собой не малое место занимали попытки «подружиться» со временем собственной жизни, сделать его более осмысленным и наполненным. По своемускладу я человеккрайне неорганизованный и непунктуальный. Я живу в вечном и болезненном обострении между внутренним «хочу» и внешним «надо». Пирог времени для меня всегда большая проблема — размышляю, мучаюсь и потом нарезаю на кривенькие такие кусочки: «Это вот — для ХОЧУ, а это — для НАДО».

Не знаю, знакомо ли это пронзительное чувство раздвоенности тебе, уважаемый читатель, так как мне, например, достаточно часто встречались люди полностью «роботизированные», лишенные этого чувства. Эти люди принесли свое внутреннее время в жертву времени внешнему, благо современное общество это поощряет (Матрице ведь нужны новые винтики?). Они стали хорошими механизмами, эдакими швейцарскими часами, пунктуально тикающими... по чужим расписаниям. Но я не уверен, существуют ли такие люди (индивидуальности) на самом деле — ведь не существует времени их жизни, они «живут» чужим. Нет своего времени, нет своей жизни, нет их самих? И откуда-тосбоку к их бытию подкрадывается Пустота, и отсутствие смысла, и стрессы, и добрые взгляды людей в белых халатах...

Видел я и людей из другой категории, лишенных всяких сомнений относительно времени свой жизни. Время для них — это синоним внутреннего времени. Они живут своей жизнью, в своей обособленной реальности, занимаясь своим любимым делом. Как влюбленные — «часов не наблюдают». Нет, это не сумасшедшие, это Творцы. Для окружающего мира они чудаки, вечно опаздывающие и теряю-

щие зонтики; их наручные часы оставлены дома или давно уже остановились. Причина этого проста: циферблат их времени — вечность, минутная стрелка скачет веками, часовая шагает эпохами. Но таких людей единицы, а куда податься нам, консуетальным индивидуумам?

Мы, как справедливо заметил Эрик Берн, вынуждены решать проблему структурирования времени с момента своего рождения и до момента своей смерти. Кто-тослепо мечется, используя для подчинения Времени метод проб и ошибок, акто-топодходит к этому делу серьезно, выстраивая системы и разрабатывая алгоритмы. Знания о Времени накапливаются веками, правда, сущность времени от этого яснее не становится; рецептов примирения со Временем становится все больше, но битву эту каждый отдельный человек может выиграть только самостоятельно.

Сначала (это было еще в то время, когда я учился в старших классах школы) в обширной библиотеке моего отца я «раскопал» книгу А. К. Гастева «Как надо работать» и еще несколько книжек по популярной в советские годы «научной организации труда» (НОТ). С одной стороны, меня восхитила энергетика книги Гастева, с другой — очаровали «маленькие хитрости», содержащиеся в книгах по НОТ. Эти книги дали мне надежду — можно работать быстрее и удобнее, можно вовремя достигать планируемых целей, можно и нужно управлять временем своей жизни!

Следующим этапом в направлении оптимизации временных затрат на привычные для меня виды работ стало увлечение системой Г. С. Альтшуллера ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Потом было еще много книг и идей, но настоящей сенсацией для меня стало знакомство с книгой немецкого «классика» Time Management Лотара Зайверта «Ваше время — в Ваших руках» (М.: Экономика, 1991). Мне посчастливилось купить ее «тепленькой», только что изданной, и книга вызвала у меня настоящий «культурный шок». Упрямо игнорируя поговорку «что русскому хорошо, то немцу...», я старательно считал все эти минуты, заполнял все эти бланки и следовал всем этим рекомендациям. Мне было очень тяжело истязать мою бескрайнюю русскую душу немецкой дисциплиной, но, как говорят сторонники йогической аскезы, я «упражнялся в терпении».

Потом были другие книги и другие методы и системы управления временем. Точно я не считал, но, думаю, мои «игры со временем» продолжаются уже лет двадцать, а то и более. Я не стал «фанатом» какойто одной системы и не изобрел в управлении временем чего-либореволюционно нового (я вообще сомневаюсь, что это можно сделать).

studfiles.net