Основные источники доходов местного бюджета. Статьи дохода бюджета


Статья 20. Классификация доходов бюджетов - с изменениями, проверено 30.08.2018 - Бюджетный кодекс - Кодексы Российской Федерации

Статья 20. Классификация доходов бюджетов

1. Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:

1) кода главного администратора доходов бюджета;

2) кода вида доходов;

3) кода подвида доходов;

4) утратил силу.

2. Перечень главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

В случаях изменения состава и (или) функций главных администраторов доходов бюджета, а также изменения принципов назначения и присвоения структуры кодов классификации доходов бюджетов изменения в перечень главных администраторов доходов бюджета, а также в состав закрепленных за ними кодов классификации доходов бюджетов вносятся на основании нормативного правового акта (муниципального правового акта) финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

3. Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.

4. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

1) налоговые и неналоговые доходы:

налоги на прибыль, доходы;

абзац третий утратил силу с 1 января 2010 г.;

налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

налоги на совокупный доход;

налоги на имущество;

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

государственная пошлина;

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

страховые взносы на обязательное социальное страхование;

доходы от внешнеэкономической деятельности;

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

платежи при пользовании природными ресурсами;

доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

административные платежи и сборы;

штрафы, санкции, возмещение ущерба;

абзацы девятнадцатый - двадцатый утратили силу с 1 января 2011 г.;

поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

прочие неналоговые доходы;

2) безвозмездные поступления:

безвозмездные поступления от нерезидентов;

безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

прочие безвозмездные поступления.

5. Доходы, указанные в абзацах втором, четвертом - десятом подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи, являются налоговыми доходами бюджетов. Доходы, указанные в абзацах одиннадцатом - двадцать втором подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи, являются неналоговыми доходами бюджетов.

6. Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

7. Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям и соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

8. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементами доходов являются:

1) федеральный бюджет;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации;

3) бюджеты муниципальных районов;

4) бюджеты городских округов;

4.1) бюджеты городских округов с внутригородским делением;

5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

6) бюджеты городских поселений;

6.1) бюджеты сельских поселений;

6.2) бюджеты внутригородских районов;

7) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

8) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

9) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

10) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

9. Для детализации поступлений по кодам классификации доходов применяется код подвида доходов.

Министерство финансов Российской Федерации утверждает:

общие требования к порядку формирования перечня кодов подвидов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.

Финансовый орган субъекта Российской Федерации утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.

Финансовый орган муниципального образования утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.

dogovor-urist.ru

Доходы бюджета

Доход бюджета

В понятие дохода бюджета входят отношения между государством и физическими лицами, а также юридическими. Эти отношения систематизированы в бюджетные фонды на разных уровнях и субъектах страны. Данные фонды пополняются за счет платежей организациями и гражданами страны. Бюджетные отношения регулируются законодательством страны и контролируются местными органами власти. В Российской Федерации действует Бюджетный кодекс РФ, N 145-ФЗ от 31.07.1998, который подробно описывает бюджетные правоотношения, общие понятия, бюджетную систему, принципы, составляющие и классификацию бюджета, а также доходы и расходы бюджета, бюджетный процесс и бюджетные нарушения законодательства.

  

Исторические события формирования бюджетной системы России

 До 17 века на Руси собирали дань в Княжескую казну в виде продовольствий, мехов, скота, затем стали собирать посошные обложения. В такой системе сборов вырисовался определенный вид бюджетной системы, распределяющийся на главную казну, то есть казну Государства и местные бюджеты. Местные налоги были направлены для оплаты работы управления органами власти и решения местных административных задач. Такие налоги были введены в 16 веке на все население. А чуть позже сформировались Владимирские чети, Новгородские и другие чети, которые полностью взяли на себя вопросы формирования бюджета и сбора налогов. Далее налоги изменялись много раз, они были в виде подворного налога, потом подушного налога с мужского населения, затем в виде налога на недвижимое имущество и промысловый налог. Но мы не будем уделять истории много времени, главное нужно из неё понять, что налоги в том или ином виде существовали всегда и постоянно совершенствовались. В течение многих десятилетий сформировался новый принцип сбора доходов в бюджетную систему и претерпела много изменений в механизме управления системой со стороны государственных органов.

  

Бюджетные реформы

Всегда нужно понимать, что, зная историю экономики и политики страны, можно сделать выводы на чужих ошибках и больше их не допускать, а также не принимать решений, которые оказывали негативные последствия. Всегда есть у одного решения большое множество последствий. И чтобы четко понимать структуру работы бюджетной системы и доходов бюджета. Поэтому необходимо немного остановиться на бюджетных реформах, проводимых в России в несколько этапов.

Первый этап был с 1995 по 1998 года. Причиной этого этапа бюджетной реформы послужил дефолт страны. Впервые за историю России основных источником расходов послужило обслуживание долг государства. Эти события повлияли на финансирование Вооруженных сил РФ, которые резко снизились. Кроме этого пострадало еще очень много сфер, которые подверглись десятикратному уменьшению дохода и получения денежных средств. Причиной такого краха бюджетной системы оказался недополученный Валовый внутренний продукт страны. Однако стоит отметить, что именно в 1998 году был принят Бюджетный закон, который действует по сегодняшний момент. Размер долга удалось со временем снизить, и бюджетная система была полностью восстановлена, особенно активными пришлись 1999 и 2000 года.

И наконец, с 2001 года по 2005 год пошел процесс стабилизации бюджетной системы. Увеличивается Валовый внутренний продукт, неэффективная структура бюджетной организации урегулирована законом, нецелевое использование расходов выявлено и изменено, усовершенствованы бюджетные процедуры.

Но немного нужно уделить времени и другому немало важному аспекту бюджетной системы, как расходы. Ведь сколько бы много не приносили доходы бюджета, при нерациональном их использовании и распределении это теряет всякий смысл. На сегодняшний момент достаточно остро стоит вопрос по отношению к расходам бюджетной системы из–за некачественной оценки и прогнозирования расходов на местном уровне. Это можно сделать за счет утверждения жестких лимитов расходования, полной проверки бюджетной сети, анализа и упорядочивания полученных результатов. Конечный результат всех этих мер должен привести к оздоровлению бюджетной системы страны.

 

Формирование доходов бюджетов

Поговорим о видах зачисления доходов в бюджет и процессе их оборота. Как вы уже читали ранее, доходы формируются из платежей физических и юридических лиц. Они собираются с лиц в виде налогов, обязательных социальных отчислений, сборов, которые в дальнейшем зачисляются в государственный орган – это Федеральное казначейство, где происходит самый важный процесс распределения по другим бюджетам местного значения. Роль казначейства очень важна для государства, т.к. занимается подсчетом и учетом полученных доходов и их правильным распределением.

 

alt="доход бюджета"Доходы бюджета формируются за счет безвозмездных поступлений – это добровольные поступления от юридических и частных лиц, дотации, субсидии и другие поступления, налоговых сборов – налоги разных уровней, в соответствии с налоговым законодательством и неналоговых поступлений – штрафы, компенсации, государственные платные услуги и доходы от продажи недвижимого имущества.

Однако стоит отметить, что, в общем и целом доход бюджета формируется из полученного результата Валового внутреннего продукта, выраженного в итоговой стоимости товаров и услуг страны в течение определенного промежутка времени. И во всех странах главным источником формирования доходов бюджета является национальных доход в чистом виде, который потом расходуется на разные расходы государства. В случаях форс-мажорных обстоятельств государство имеет право прибегать к полученному доходу ранних поколений для поддержания экономической и политической стабильности страны.

 

Увеличение доходов бюджета

В вопросе об увеличении доходов бюджета напрашивается очень простой ответ: увеличить доход можно за счет удорожания налогов с населения и юридических лиц, а также уменьшения расходов. Сегодня делается акцент на удорожании налога на поставку, продажу и производство алкогольной продукции, акцизы на табачную деятельность, которая расчет на 20 процентов в год, а к 2016 году будет увеличена на 28 процентов, таможенные сборы, а также на особый контроль налогов с физических лиц. Но всегда есть предел в повышение налогов и сборов и максимально скорректированное планированное использования расходов бюджета. Сейчас делается акцент на предпринимательской деятельности частных лиц и увеличению их активности.

 

alt="доход бюджета"

Кроме этого, самой бюджетной системе необходима большая прозрачность в управления, отсутствие двойных трактовок и значений в Законе. Необходимо объединить некоторые налоги, чтобы их налоговая база была одинаковая и простая в подсчете. Под отдельное внимание хотелось бы взять пересмотр налоговых льгот, возможно, где-то необходимо отметить налоговые льготы, а где-то увеличились их объем. Нужно чтобы граждане разбирались, как формируется бюджетная система, на что используются её денежные средства, почему нельзя уклоняться от уплаты налогов и какие меры грозят неплательщикам. Также, необходимо усилить контроль по операциям, проводимым организациями и частными предпринимателями, которые не характерны их утвержденным Уставом и Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

И все же, борьба с теневым сектором предпринимателей, физических лиц и организаций необходимо уделить гораздо больше, это является значительным источником для получения дохода в бюджет. За счет чего это можно сделать:

Во–первых, при обнаружении в коммерческих финансовых структурах денежных средств у неплательщика налогов, необходимо четко регламентировать и соблюдать приоритетность списания платежей. Такая очередность уже прописана в Гражданском Кодексе Российской Федерации, где в первостепенные очереди входит уплата налогов по платежным требованиям и исполнительным поручениям.

Во-вторых, четко регулировать работу бюджетных органов в части взыскания налога на имущества неплательщика.

В-третьих, более эффективно работать с крупными неплательщиками налогов за счет введения новых сотрудников по работе с налогами в администрации управления.

В-четвертых, рассмотреть вопрос об оплате сборов и налогов, которые можно получить при продаже акций компаниями-должниками.

И это только часть решений, которые смогут достичь результата в виде увеличения дохода бюджета.

 

Бюджет России

Рассмотрим бюджет России с 2011 года по 2017 года.

При анализе структуры и динамики доходов и расходов Российского бюджета, можно увидеть, что к 2014 году, расходы бюджета на оборону страны составили 35% от всего фонда бюджета, значительно превысив долю в 2011 году. Остальные значимые расходные статьи бюджета снижены к 2014 году: снижены на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальные расходы, спорт и национальную экономику.

На сегодняшний день сформировано, согласно проекту бюджета, доходы на 2015 год составляет 15082 трлн. руб., а расходы 15513 трлн. руб.. При этом такой подсчет производился из заранее обозначенных итогов Валового внутреннего продукта, который вырос по сравнению с 2014 годов на 1,2% и составляет 77884 трлн. руб., с учетом инфляции в 5,5%, и запланированного курса доллара 37,7 рублей на 1 доллар. Кроме этого, учитывались обязательства государства по долгам – внутреннему и внешнему.

Также, есть утвержденные показатели государственного бюджета на ближайшие годы по развитию. Будет снижен дефицит бюджета, доходы за 2016 и 2017 году будут чуть выше, чем в 2015 году, но не более 16500 трлн. руб., а расходы 17000 трлн. руб., при этом государственный долг немного увеличится. Рост Валового внутреннего продукта преодолеет отметку в 2,3 и 3% до 2017 года, а уровень инфляции останется на прежнем уровне или несколько уменьшится.

 

Особенности бюджетной структуры США

Рассмотрим вопрос об отличительных особенностях бюджетной структуры США. По статистике на 2015 год, государственный долг США составляет 18160 трлн. долларов и продолжает увеличиваться каждый день на 3,4 миллиона долларов в день. С 1980 года госдолг начал расти очень резко с 930млрд. долларов и дорос до сегодняшней невероятной отметки. Конечно, в системе бюджета США есть и проблемы и положительные стороны, которые мы рассмотрим подробнее.

Основная проблема госдолга США это дефицит бюджета. В 2013 году США заняли первое место по дефициту долга в размере 668000 млн. долларов. На данный момент большая часть долга принадлежит кредиторам Японии и Китаю, это составляет долю в 40 процентов.

Государственный бюджет США сегодня состоит из трех уровней: федерального, бюджетного и бюджета местных органов. Одним из недостатков бюджетных уровней является не прозрачность и усложненность, а также некоторые перепады в распределении доходов по местным бюджетам. Еще отмечается, что существует некоторая сложность в сборе налогов. Считается, что дефицит бюджета США начал формироваться около 30 лет назад и резкий скачек вниз получил после значительного увеличения и трат на военные нужны при Дж. Буше-Младшем.

Но важнейшим отличие бюджетной структуры и сейчас остается разночтение в работе исполняющего органа от контрольного. А утверждение бюджета осуществлялось исполнительным органов, которые подчиняются напрямую главе государства. Был откорректирован, принятый еще в 1921 году, Закон и было создано Административно-бюджетное управление. Теперь проектирование и контроль бюджета осуществлялись одним органом. Помимо этого были внесены поправки в обязанности нового органа управления: совершенствовать налогово-бюджетную систему, поиск новых путей и способов получения большего дохода в бюджет системы и уменьшения долга.

США имеет богатую историю развития экономики и политики, а также большой опыт в бюджетных реформах. Бюджетная система США постоянно совершенствуется и обновляется для её эффективности работы.

utmagazine.ru

СТАТЬИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

 СТАТЬИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА СТАТЬИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

отдельные позиции, строчки, характеризующие разные виды доходов и расходов бюджета и соответствующие им суммы доходов и расходов. Суммарные доходы бюджета складываются из сумм доходных статей, а суммарные расходы - из расходных статей.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.

Экономический словарь. 2000.

  • СТАТУС
  • СТЕРИЛИЗАЦИЯ

Смотреть что такое "СТАТЬИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА" в других словарях:

  • СТАТЬИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА — отдельные позиции, строки, характеризующие разные виды доходов и расходов бюджета и соответствующие им суммы доходов и расходов. Суммарные доходы бюджета складываются из сумм доходных статей, а суммарные расходы из сумм расходных статей …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • статьи доходов и расходов бюджета —    отдельные позиции, строчки, характеризующие разные виды доходов и расходов бюджета и соответствующие им суммы доходов и расходов. Суммарные доходы бюджета складываются из сумм доходных статей, а суммарные расходы из расходных статей …   Словарь экономических терминов

  • СМЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ — (англ. income and expenditure budget) – документ, на основе которого производится финансирование бюджетного учреждения и отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. С.д. и р. бюдж. учр ния составляется в соответствии …   Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • Дефицит бюджета — (Deficit budget) Понятие бюджетного дефицита, виды дефицита бюджета Понятие бюджетного дефицита, виды дефицита бюджета, государственные заимствования Содержание Содержание Источники финансирования дефицита бюджета Внутренние источники Внешние… …   Энциклопедия инвестора

  • Налог с доходов физических лиц — Подоходный налог основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. Противники подоходных налогов часто… …   Википедия

  • Неналоговые доходы федерального бюджета — 1. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет: (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63 ФЗ) доходов от использования имущества, находящегося в… …   Официальная терминология

  • Расходы бюджета — (англ. budget overheads /expenses) в бюджетном законодательстве РФ денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Р.б. регулируются правилами разд. III ч. 2 БК РФ*. Формирование… …   Энциклопедия права

  • расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и Местного самоуправления. * * * (англ. budget overheads /expenses) в бюджетном законодательстве РФ денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение… …   Большой юридический словарь

  • БЮДЖЕТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ — NATIONAL BUDGETЗакон о бюджете, учете и отчетности от 10 июня 1921 г. (42 Stat. 20; 31 U.S.C. 11 16) определил, что президент Соединных Штатов будет передавать Конгрессу для утверждения проект годового бюджета Соединенных Штатов, а также иную… …   Энциклопедия банковского дела и финансов

  • БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ — (англ. budget classification) – законодательно устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также источников финансирования его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая… …   Финансово-кредитный энциклопедический словарь

dic.academic.ru

Годовой бюджет России - расходы и доходы. Из чего складывается бюджет России

Исполнение государственного бюджета – ключевая составляющая управления экономикой современной России. Этот процесс содержит множество нюансов. Справится ли правительство РФ с вызовами рынка? Насколько критичен дефицитный бюджет и как его сделать профицитным?

Что такое государственный бюджет

Термин «бюджет» происходит от английского budget («кошелек»). Это оформленная в виде особой сметы совокупность доходов и расходов страны в течение конкретного периода времени (как правило, года). При составлении бюджета указываются источники денежных поступлений в казну государства и формируется структура расходов. На кого возложены эти обязанности?

Бюджет России

Бюджет России составляет Правительство страны и утверждает Парламент. По итогам каждого финансового года высший исполнительный орган власти отчитывается об исполнении госбюджета. Результат освоения средств может быть разным. Во-первых, он может оказаться дефицитным (расходы выше доходов). Во-вторых, исполнение главной государственной финансовой сметы может быть профицитным (когда доходы, наоборот, превышают расходы). И в-третьих, бюджет бывает сбалансированным (выручка и траты практически равны).

Структура доходов

В основе доходной части госбюджетов большинства стран – налоги (пошлины, взносы), эмиссия валюты и займы. Федеральный бюджет России в 2012 году имел следующую структуру выручки. Наибольший доход государству принесли страховые взносы (17,51 % от поступлений, или почти 4 трлн 102 млрд рублей). Второй по величине статьей выручки стали таможенные пошлины (17,49 % или порядка 4 трлн 100 млрд рублей). Из числа классифицированных источников дохода бюджета третье место занял налог на добычу полезных ископаемых (10,49 % выручки, или около 2 трлн 460 млрд рублей). Но надо отметить, что, согласно отчетности правительства, 11,81 % выручки бюджета – это «прочие доходы», им принадлежит фактическое третье место в структуре прибыли.

бюджет России в год

Все эти цифры отражают консолидированный бюджет России. Он делится на общефедеральную часть, региональные сметы и статьи расходов, связанные с деятельностью государственных фондов – пенсионного, страхования и медстрахования. Как таковой, федеральный бюджет России в 2012 году формировался в первую очередь за счет таможенных пошлин. Страховые взносы ушли в государственные фонды.

Структура расходов

Бюджетные траты государств связаны, как правило, с выполнением социальных обязательств, национальной обороной, вложениями в инфраструктуру (новые дороги, коммуникации и т. д.), а также обслуживанием долгов. Бюджет России в 2012 году включал следующие основные статьи расходов. Во-первых, это те самые социальные обязательства (3 трлн 185,8 млрд рублей). Второй по размеру статьей бюджетных трат стала национальная экономика (1 трлн 712,2 млрд рублей). На третьем месте – национальная безопасность (797,6 млрд рублей). Совсем немного отстали расходы на оборону (783 млрд рублей). Интересно, что расходы бюджета России включают так называемые «секретные статьи», причем в огромном денежном выражении – 1 трлн 841,8 млрд рублей в 2012 году.

расходы бюджета россии

Бюджет и государственный долг

Если бюджет страны дефицитный, то одним из основных источников его пополнения становятся государственные займы. Они могут быть внутренними (кредиторами являются граждане и организации, покупающие гособлигации) или внешними, получаемыми у иностранных резидентов. Общий показатель государственного долга страны включает сумму основной части займа и процентов. Эксперты полагают, что величина госдолга должна быть соразмерной с ключевыми макроэкономическими показателями.

В числе них – размер задолженности на душу населения, его отношение к ВВП страны и объему экспорта, а также расходы государства на обслуживание займа. Некоторые экономисты считают важным соотношение госдолга и золотовалютных резервов. Иностранные кредиторы часто оценивают платежеспособность стран исходя из всех этих показателей.

структура бюджета россии

Почему бюджет может быть дефицитным

Правительством на период 2014-2016 годов заложен дефицит бюджета России. По мнению некоторых экспертов, это связано с тем, что экономика страны находится в переходном периоде, и на данном этапе у нее нет возможностей для ответа вызовам рынка. В результате чего правительство вынуждено допускать превышение расходной части бюджета над доходной и приступить к практике заимствований.

Главная проблема здесь, как считают аналитики, – недостаточная развитость несырьевых отраслей экономики России, низкая динамика внедрения инноваций и создания рабочих мест в сферах, где есть новые технологии. При этом, отмечают эксперты, задача, связанная с повышением качества социальных услуг, государством не ставится. При всей актуальности данного направления бюджетных расходов.

годовой бюджет россии

Факторы профицита бюджета

Несмотря на то что бюджет России в 2014 году запланирован с дефицитом, в Правительстве РФ не исключают того, что расходная часть окажется все же меньше доходной. Основных причин тому называется две – выгодный курс рубля к ведущим мировым валютам (доходы, которые имеет бюджет России в долларах, увеличиваются в рублевом выражении), а также достаточно высокие расценки на нефть. В числе дополнительных факторов эксперты называют комфортные цены на экспортную продукцию российских производителей. Благодаря хорошей конъюнктуре, бюджет может быть скорректирован осенью. Но, как отмечают аналитики, возможные изменения могут касаться и вероятности перехода к заимствованиям – как при ситуации с дефицитом. Пока в годовой бюджет России правительство заложило дефицит в размере 0,5 % от ВВП. Интересно, что Международный валютный фонд оптимистичен: по версии зарубежных экономистов, бюджет РФ исполнится с профицитом в 0,3 % от ВВП.

Как утверждается российский бюджет

Годовой бюджет России формируется в несколько этапов. Сначала с ним работает Правительство, осуществляя подсчеты по статьям доходов и расходов, обосновывая формулировки и анализируя экономическую ситуацию. Составляется полная структура бюджета России. Затем проект вносится в Госдуму на рассмотрение. На следующем этапе депутаты Думы направляют документ в Комитет, занимающийся бюджетной, налоговой, банковской и финансовой политикой.

федеральный бюджет России

Там документы, предоставленные Правительством, изучаются чиновниками, экспертами-экономистами, финансистами, учеными. Затем проект показывается Президенту России, направляется в другие комитеты Госдумы, и, наконец, попадает в Счетную Палату, которая делает заключение. Эта процедура включает проверку бюджетного проекта на предмет законности, обоснованности доходной и расходной частей. После этого Госдума приступает к процессу принятия бюджета в четырех чтениях. Если этот этап проходит успешно, то утвержденный документ передается в Совет Федерации. Если и там бюджет будет принят, то проект идет на подпись Президенту России.

Динамика расходов бюджета России

Доходные и особенно расходные статьи бюджета РФ – величины непостоянные. Значения первых могут колебаться из-за рыночной конъюнктуры, качества работы фискальных органов и финансовых институтов. Вторые – корректироваться из года в год самим Правительством в зависимости от целей, которые оно посчитает приоритетными. Яркий пример – расходы по статье «национальная экономика». Если в 2009 году их значение составило около 1 трлн 63 млрд рублей, то в 2010–м цифра увеличилась на 303 млрд, а еще через год выросла еще на 336.

Пример статьи бюджетных расходов, динамика которой неоднозначна, – «национальная оборона». В 2009 году государство потратило на финансирование этой сферы около 712 млрд рублей, через год – ощутимо меньше, 678. Но зато в 2011-м произошло резкое увеличение денежных потоков на оборону – 793 млрд рублей за счет госбюджета. В 2012 году цифра вновь снизилась до 783. Вместе с тем, общий объем федерального бюджета России с 2009 по 2012 годы неуклонно рос.

бюджет России в долларах

Исполнение бюджета России

После проведения всех законотворческих процедур Государственный бюджет России начинает исполняться. Главные задачи здесь, по мнению аналитиков, – обеспечивать своевременное поступление налогов и контролировать качество трансфера денежных средств получателям. В зоне ответственности Правительства РФ – доходы и расходы бюджета России на федеральном уровне. За освоение средств в субъектах отвечают исполнительные органы власти регионов. Локальные администрации муниципалитетов следят за исполнением предписаний главного финансового документа страны в городах, округах и районах.

Бывает, что бюджет России в год кризиса или рецессии в мировой экономике может быть подвергнут секвестру. Чаще всего это связано с ухудшением конъюнктуры рынков энергоносителей. Специфика этой отрасли такова, что цены на топливо спрогнозировать, как отмечают эксперты, сложно. Секвестр бюджета обычно связан с сокращением статей расходов в равной пропорции (но могут быть и так называемые «защищенные» направления финансирования).

дефицит бюджета россии

Бюджетная политика России на ближайшие годы

В июне 2013 года в одном из своих Посланий президент нашей страны обозначил новые векторы в государственной бюджетной политике. Во-первых, глава государства отметил, что ситуация в экономике России и мира формирует новые вызовы. Во-вторых, Владимир Путин дал понять, что модель экономического развития РФ, основанная на высоких ценах на нефть, исчерпала ресурсы для дальнейшего динамического роста (как это было, к примеру, в 2000-2008 годах). Объемы экспорта растут медленно, сальдо торгового баланса в 2012 году практически не поменялось, а в отношении к ВВП и вовсе снизилось.

Владимир Путин обозначил период плановой перестройки бюджетной политики - 2014-2016 годы. Он поставил задачу разработать варианты привлечения альтернативных источников доходов, если дефицит будет непрогнозируемым образом увеличиваться. Также глава государства заметил, что нужно внести поправки в законы, которые позволят установить порядок выработки долгосрочных, стратегических прогнозов развития экономики России и выстраивания бюджетной политики.

fb.ru

Статьи бюджета. Справочник бюджетных статей

Статьи бюджета. Справочник бюджетных статей

Думаю, все уже догадались о том, что суть бюджетирования – это классификация доходов и расходов. В предыдущей статье мы рассмотрели классификацию по источнику их возникновения (ЦФО). Теперь перейдем к их назначению.

Бюджетная статья - это назначение расхода, или причина дохода. Это самое простое определение бюджетной статьи, которое я смог придумать. Следовательно, при составлении справочника бюджетных статей достаточно отвечать себе на вопросы «Куда уйдут мои деньги?» и «Откуда придут?». «Коммунальные платежи», «аренда», «зарплата», «налоги» – это всё расходные статьи. «Выручка», «субаренда», «ретро бонусы» – доходные. Тут надо быть аккуратным и не перепутать статью бюджета с ЦФО. Помните, ЦФО отвечает на вопрос «Кто потратил деньги?», а статья – «Куда потратил?».

С помощью бюджетных статей планируется и отображается структура доходов/расходов каждого ЦФО и компании в целом.

В Меркурий-ERP справочник статей находится в меню «Справочники» - «Бюджет» - «Статьи бюджета» и выглядит примерно так:

Статьи бюджета

Справочник статей является иерархическим. Это значит, что одни статьи (они называются агрегирующими) могут разделяться на несколько других (уточняющих). В отличие от справочника ЦФО, агрегирующая статья может иметь самостоятельное значение. Например, в одном бюджете вы можете запланировать расходы по статье «2.4 Коммунальные платежи». В этом случае, расход по этой статье мы можем внести вручную. В другом бюджете мы вводим отдельные статьи «2.4.1 Электроэнергия» и «2.4.2 Водоснабжение». Тогда агрегирующая статья «2.4 Коммунальные платежи» в нем будет подсчитана автоматически, и вручную её не изменить.

Редактирование бюджетной статьи

У каждой статьи есть признак: «доходная» или «расходная». Причем, если у агрегирующей статьи стоит признак «доходная», то и все уточняющие статьи тоже являются доходными.

Подробнее стоит остановиться на признаке «Расчет тренда», т.е. прогнозе выполнения бюджета. Бывают статьи, платежи по которым проходят всего пару раз в месяц (аванс/зарплата). А бывают статьи с более-менее равномерным распределением денежного потока в течение месяца (выручка в магазине). Для таких «равномерных» статей стоит установить признак «Расчет тренда». Тогда Меркурий сможет сам прогнозировать в течение месяца, на сколько процентов выполнится план к концу периода.

После того, как вы определились со структурой статей, можно переходить к формированию и заполнению «Бюджета ЦФО».

uchet.soft4trade.ru

Основные источники доходов местного бюджета



При развитии рыночных принципов хозяйствования, функции местных органов власти приобретают расширенный и всё более сложный характер, а проводимые реформы приходятся на нижний уровень бюджетной системы. Именно бюджетам муниципальных образований необходимо уделять особое внимание, ведь они представляют собой гарант финансового обеспечения развития регионов.

Ключевые слова: местный бюджет, межбюджетные отношения, бюджетная политика, дефицит бюджета, профицит бюджета

Доходы муниципального бюджета, как и всех других бюджетов, представляют собой экономические отношения, возникающие у муниципального образования с государством, юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств.

Согласно Бюджетному кодексу РФ доходы местного бюджета включают в себя налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.

Собственные доходы муниципальных образований представляют собой средства, получаемые в результате принятия самостоятельных решений. Органы местного самоуправления могут распоряжаться ими по своему усмотрению. Средства, не являющиеся их собственными доходами, муниципальные бюджеты получают по решениям государственных органов, при этом повлиять на такие решения органы местного самоуправления зачастую не могут.

К налоговым доходам Бюджетный кодекс РФ относит поступления от федеральных, региональных и местных налогов, включая пени и штрафы по ним.

Большую роль в доходах муниципальных образований играют регулирующие налоги. Они включают в себя федеральные и региональные налоги, по которым ежегодно устанавливаются процентные нормативы отчислений в местные бюджеты. На федеральном уровне утверждаются единые нормативы отчислений по каждому виду регулирующих налогов для всех субъектов РФ. Для местных бюджетов могут устанавливаться как единые, так и дифференцированные нормативы [1, с. 85].

Весомую часть доходов муниципальных бюджетов составляют местные налоги и сборы.

Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие местные налоги:

– земельный налог;

– налог на имущество физических лиц.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать по ним налоговые ставки, налоговые льготы, а также самостоятельно распоряжаться полученными от этих налогов доходами.

Кроме вышеперечисленного, в бюджет муниципального образования поступают неналоговые доходы:

– от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; от сдачи имущества в аренду;

– платных услуг, которые оказывают органы местного самоуправления (например, государственная пошлина).

Определенную часть неналоговых поступлений в местный бюджет составляют штрафы (за загрязнение окружающей среды, нарушение правил торговли и уличного движения и др.).

Большое значение для обеспечения финансовой самостоятельности местного самоуправления имеет признание ст. 8 Конституции РФ муниципальной собственности.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с законодательством, вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование, отчуждать, совершать иные сделки [2]. Это означает, что органы местного самоуправления обладают всеми необходимыми правами для получения доходов от использования муниципальной собственности.

Однако следует отметить, что управление муниципальной собственностью может быть как источником дохода для местного бюджета, так и статьей расхода, принося убытки. Это зависит от эффективности управления муниципальной собственностью органов местного самоуправления, их способностью, избегая излишних расходов, извлекать из нее прибыль. Большую роль при этом играет профессионализм и компетенция муниципальных служащих.

Источником доходов большинства муниципальных бюджетов является финансовая помощь, получаемая муниципалитетами от государственной власти вышестоящего уровня. Такая финансовая помощь оказывается за счет средств, аккумулированных в специальном фонде поддержки муниципальных образований. Фонд создается посредством накопления отчислений от федеральных налогов и налогов, поступающих в бюджеты субъектов Федерации. Распределение средств фонда осуществляется между муниципальными образованиями с учетом численности их населения, размеров территории, доли в населении детей различного возраста, пенсионеров, уровня жизни людей (дохода на душу населения) и других параметров. Финансовая помощь оказывается в виде дотаций, субвенций и субсидий [1, с. 87].

Бюджетный кодекс РФ определяет дотации как межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования [3]. То есть дотации не имеют целевого назначения и могут расходоваться органами местного самоуправления по их усмотрению.

С дотациями связан такой важный для местного самоуправления институт, как выравнивание бюджетной обеспеченности.

Финансовая помощь в виде субсидий имеет целевой характер. Субсидии предоставляются в виде долевого финансирования мероприятий муниципальных программ, направленных на развитие муниципальных образований. Размер субсидий зависит от качества представленного на конкурс инвестиционного проекта, от величины показателей социально-экономического развития и пр.

На сегодняшний день можно отметить стабильность в соотношении доходности федерального бюджета, региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований. Сложившуюся ситуацию хорошо иллюстрирует рисунок 1.

Рис. 1. Структура доходов консолидированного бюджета РФ за 2011-2014 годы [4-11]

Очевидно, что в течение четырех лет с 2011 по 2014 гг. сохраняется постоянное соотношение между доходами бюджетов разных уровней. Большая часть финансовых ресурсов (около 56 %) сосредоточена в федеральном бюджете. В региональные бюджеты поступает в среднем 30 % доходов консолидированного бюджета. На долю доходов местных бюджетов приходится всего 14 %.

При этом следует отметить, что на органы местного самоуправления возложено большое количество обязанностей по решению различных вопросов местного значения, предоставлению безвозмездных муниципальных услуг населению и т.п. Это требует значительных финансовых ресурсов.

Рис. 2. Структура расходов консолидированного бюджета РФ за 2011-2014 годы [4-11]

Диаграммы на рисунках 1 и 2 показывают, что разрыв между долями доходов и расходов местных бюджетов незначительный — в пределах 1 %, поскольку недостаточный для выполнения всех возложенных на муниципалитеты полномочий объем финансирования восполняется за счет дотаций, субсидий и прочих межбюджетных трансфертов. На рисунке 3 показан уровень безвозмездных поступлений в местные бюджеты.

Здесь отражена ситуация 2011-2014 гг., которая говорит о сохранении стабильно высокого (свыше 60 %) уровня дотационности местных бюджетов. Причинами сложившейся тенденции являются изменения бюджетного и налогового законодательства, и как следствие, отсутствие заинтересованности местного самоуправления в развитии экономики территории, а также искусственное недопущение органами местного самоуправления роста собственных доходов местного бюджета в надежде на увеличение финансовой помощи со стороны бюджетов более высокого уровня. Следствием всего вышеперечисленного становится существенная потеря самостоятельности муниципалитетов в решении вопросов, исходя из интересов населения.

Рис. 3. Соотношение между безвозмездными поступлениями и налоговыми и неналоговыми доходами бюджетов муниципальных образований за 2011-2014 годы [8-11]

Для исправления данной ситуации необходимо следующее:

– увеличение доли налоговых доходов местных бюджетов;

– эффективное управление муниципальной собственностью, приносящее доход в местный бюджет.

В заключении можно отметить, что местным бюджетам в бюджетной системе России отводится довольно значительная роль, несмотря на их низшее положение в её иерархии. Они являются неотъемлемым звеном в государственном устройстве страны, её бюджетном устройстве.

Построение и функционирование бюджетов всех уровней, несомненно, основывается на определенных принципах, которые закреплены в Бюджетном кодексе РФ. В нем же определены их полномочия и самостоятельность. Но как совокупность местных бюджетов, так и каждый из них находится во взаимосвязи с бюджетами вышестоящих уровней, что в свою очередь предопределяет возникновение такого понятия как межбюджетные отношения. Их значимость в бюджетном процессе также нельзя отрицать, несмотря на все трудности в их формировании и реформировании.

Литература:
  1. Говорушина, Т. К. Формирование доходов бюджетов муниципальных образований / Т. К. Говорушина // Царскосельские чтения. — 2014. — № XVIII / том III. — С. 84-87
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система Консультант Плюс, 2016.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 30.11.2016) [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система Консультант Плюс, 2016.
  4. Отчет об исполнении федерального бюджета Российской Федерации за 2011 год // Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http:// roskazna.ru, 2016.
  5. Отчет об исполнении федерального бюджета Российской Федерации за 2012 год // Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http:// roskazna.ru, 2016.
  6. Отчет об исполнении федерального бюджета Российской Федерации за 2013 год // Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http:// roskazna.ru, 2016.
  7. Отчет об исполнении федерального бюджета Российской Федерации за 2014 год // Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http:// roskazna.ru, 2016.
  8. Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации за 2011 год // Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http:// roskazna.ru, 2016.
  9. Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации за 2012 год // Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http:// roskazna.ru, 2016.
  10. Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации за 2013 год // Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http:// roskazna.ru, 2016.
  11. Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации за 2014 год // Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http:// roskazna.ru, 2016.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, бюджет, местный бюджет, муниципальная собственность, финансовая помощь, доход, Бюджетный кодекс РФ, налог, образование, орган.

moluch.ru