Как повысить свою самооценку? — 11 самых актуальных техник. Слабые стороны высокой самооценки


Низкая и высокая самооценка: обзор качеств

Низкая и высокая самооценка: обзор качеств

НИЗКАЯ САМООЦЕНКА

У людей с низкой самооценки часто нет четкого образа самих себя. Они не знают точно, где их слабые и сильные стороны. Они воспринимают себя часто очень противоречиво. Они склонны генерализировать (обобщать) свои слабые стороны, что приводит к негативной самооценке себя в целом. Иногда это выливается в выраженное само-отвержение вплоть до ненависти к самим себе. В этом случае на передний план выходит клиника депрессивного расстройства.

Стремление к безопасности становится ведущим: главное для таких людей - "не быть униженными", а не "заслужить признание". Они выбирают между хорошим и плохим, а меньшее из двух зол.

Они сомневаются в себе постоянно, поэтому ищут поддержки со стороны других, стараясь им понравитсья. Сомнения мешают им достигать своих целей, отстаивать свои интересы. Они сомневаются в своих способностях, боятся неудачи, потому ставят цели заведомо ниже своих возможностей. Они хотят успеха, но боятся и ждут неудачи. Тревога и страх неудачи отвлекают их от концентрации на задании и тем самым вносят в свой вклад в неудачу.

В случае неудачи они обвиняют себя "во всех грехах", их самооценка еще больше снижается, порой вплоть до ощущения полной своей никчемности. Итогом будет еще больший страх неудачи и стремление избежать нового негативного опыта.

Они больше внимания уделяют исправлению ошибок, а не развитию своих сильных сторон.

Для защиты от разочарований такие люди отказываются от амбиций и высоких целей. Они стараются прошмыгнуть по жизни незаметно, при этом упуская возможность раскрыть свои способности и развить свои задатки.

ВЫСОКАЯ САМООЦЕНКА

Люди с высокой самооценкой оценивают себя в целом положительно и убеждены в том, что они нравятся другим. Они считают важными позитивные качества, способности и сильные стороны, которыми они обладают. Они нацелены в своем поведении и планах в основном на то, что они хотя достичь, а не концентрируются на том, что может не получиться. Мх не пугают риски. Неудача в основном не приводит самооценку и чувство самоценности к разрушительным последствиям. Неудачи их часто удивляют, и причины их такие люди видят вовне, а не в самих себе, не в своих слабых сторонах. Они склонны в таких случаях переключать свое внимание на другие темы. Указания на свои слабости они нередко либо игнорируют, либо быстро о них забывают.

Неудачи часто вызывают повышенные усилия и рождают надежду на будущие успехи. Часто такая стратегия приводит к успеху. Однако игнорирование объективных трудностей и попытки все же достичь желаемого могут  приводить к деструктивному упрямству. Безусловная вера в свои силы и достижения успеха могут порой служить плохую службу, проявляясь в недостаточной подготовке к заданию, игнорированию отдаленных последствий того иного поступка.

Высокая самооценка в целом хороша, но нестабильно высокая самооценка может приводить к неблагопрятным последствиям в социальном плане, к конфликтным ситуациям в связи с недооцениванием и унижением других людей, упрямым игнорированием своих ошибок в отношениях с другими, тщеславным, заносчивым поведением и агрессивностью.

Интересное исследование Твенге и Кэмпбелла показало, что в целом самооценка американских студентов возросла за последние 30 лет. Однако оказалось, что люди с высокой самооценкой в целом обращаются со своим социальным окружением не лучше, чем люди с низкой самооценкой.

То есть высокая самооценка не может служить критерием "хорошести" человека.

САМООЦЕНКА, ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

Известно, что внимание и воспоминания могут быть весьма избирательными, предоставляя нашему сознанию информацию, которая соответствует тем убеждениям и установкам, которые у нас сложились. Иными словами, мы вспоминаем то, в чем и без того убеждены.

Так, людям с высокой самооценкой свойственно вспоминать что-то позитивное, а людям с низкой самооценкой - скорее нечто негативное.

Человек, уверенный в своей компетентности, склонен больше любить себя. То есть позитивная оценка своих способностей идет рука об руку с позитивным эмоциоальным настроем по отношению к самому себе. И жизнь при этом кажется прекрасной, поскольку такие люди благодаря избирательному восприятию получают от жизни в основном примеры того, что они компетентны и успешны (противоположные примеры или игнорируются, или не замечаются, или теряют свое значение на розовом фоне позитива).

Тех же, кто сомневается в своей компетентности, кто не высоко ценит самого себя, избирательное восприятие "награждает" подтверждениями их некомпетентности и того, что они не достойны любви и уважения.

ФОКУС ВНИМАНИЯ И САМООЦЕНКА

Люди с высокой самооценкой больше фокусируются на своих ресурсах, на сильных сторонах своей натуры, своих способностях - даже при неудачах такие люди могут ценить свои сильные качества. Чаще такие люди приписывают причины неудач внешним обстоятельствам.

Люди с низкой самооценкой, напротив, больше внимания уделяют своим недостаткам, концентрируясь на том, что они не умеют, что они делают неправильно. Особо негативно влияет на самооценку восприятие неудачи как следствие личной несостоятельности, когда ФОКУС ВНИМАНИЯ человека концентрируется исключительно на его недостатках и слабых сторонах.

Если человек концентрирует свое внимание на своих сильных сторонах, это может служить ему хорошую службу, повышая его самооценку, но, с другой стороны, может явиться и серьезным препятствием тому, чтобы изменить (если это требуется) свое поведение.

Концентрация на своих слабых сторонах может делать человека восприимчивым к необходимости перемен, но также может привести к укреплению его негативной самооценки и убежденности в том, что он не в состоянии что-либо изменить.

  • Назад
  • Вперёд

www.strah-i-trevoga.ru

Как повысить свою самооценку? - 11 самых актуальных техник

Вы постоянно себя критикуете и сравниваете с окружающими? Вам кажется, что вы недостаточно хороши во многих вещах? Вы страдаете неуверенностью в себе и низкой самооценкой, и это сильно мешает вам в жизни? Прочитав эту статью, вы научитесь применять самые эффективные и актуальные методы, чтобы повысить свою самооценку.

Как повысить свою самооценку?

Но спешу заметить, что фраза «повысить самооценку» не совсем корректная. Сейчас объясню почему.

Вы уже могли читать в книгах или статьях по популярной психологии, что для того, чтобы поднять самооценку, нужно научиться позитивному мышлению, фокусироваться на своих успехах и положительных качествах, заменять негативные установки («я неудачник») на более реалистичные («я иногда ошибаюсь и у меня бывают неудачи, но это не делает меня неудачником»).

Возможно, многие из вас пытались применять эти советы интуитивно: убеждать себя, что вы не такой плохой человек и достойны собственного уважения, «спорить» с внутренним критиком. Но это ни к чему не приводило.

Почему же «позитивное мышление» не всегда работает?» Дальше я об этом расскажу. Психология — динамично развивающаяся область знания. И в ней постоянно все меняется. В этой статье я не буду давать устаревших советов, а рассмотрю самые актуальные и передовые методы работы с низкой самооценкой.

«Игра в самооценку»

Американский психолог Джозеф Циаррочи приводит исследования, согласно которым так называемая «высокая самооценка» вовсе не ведет к хорошей академической успеваемости. Другие исследования демонстрируют то, что попытки напрямую «повысить свою самооценку» часто влекут противоположный ожидаемому результат.

Циаррочи называет это «игрой в самооценку» («self-esteeming»). Особенность этой игры состоит в том, что попытки думать о себе «позитивно», приводят многих людей к тому, что они, наоборот возвращаются к негативным мыслям о себе.

Вот простое упражнение, которое поможет в этом убедиться, оно займет не меньше минуты, попробуйте.

Упражнение 1

Закройте глаза и произносите в уме следующие утверждения:

  1. Я обычный человек
  2. Я хорош в том, чем занимаюсь
  3. Я прекрасно делаю то, чем занимаюсь!
  4. Почти все меня любят
  5. Я идеален!

Многие люди отмечают, что подобные утверждения провоцируют их думать о чем-то неприятном. Например, когда я сам делал это упражнение, на фразе «почти все меня любят», я вдруг стал вспоминать людей, которые ко мне плохо относятся, а на фразе «я идеален», мне стали припоминаться мои недостатки.

Такова особенность человеческого мышления: иногда, давая себе установку думать о хорошем и не думать о плохом, мы автоматически начинаем думать о негативе.

Даже если у вас не проявился такой эффект, то все равно попытки поднять себе самооценку могут отнимать очень много энергии. Часто ваш ум просто не захочет «слушать» никаких положительных установок, будет все опровергать, просто в силу сиюминутного настроения.

Что же тогда делать, когда попытки искусственно поднять самооценку не приводят к желаемому результату? Сейчас расскажу.

Техника 1. Не ждите когда самооценка повысится — действуйте с низкой самооценкой

Наверняка вы хотите поднять самооценку не для того, чтобы себя тихо любить и молча собой любоваться. Вероятно, вы решили, что «низкая самооценка» не дает вам добиваться чего-то в жизни: высокой зарплаты, отношений с противоположным полом, успехов в творчестве и работе и т.д.

И вы считаете, что для того, чтобы этого добиваться, вам необходима высокая самооценка, так?

Спешу вам сказать, что вы ошибаетесь. Убеждение в том, что для совершения каких-то действий нам нужны какие-то определенные мысли в голове (например, вам кажется, что для того, чтобы подойти и завести знакомство с девушкой, вы непременно в этот момент должны думать о себе хорошо) является ложным. Вот простое упражнение, которое позволит это проверить.

Упражнение 2

Закройте глаза. И начните думать про себя: «я не могу встать», «я не могу встать», «я не встану», а теперь, прямо с этими мыслями вставайте! Ведь получилось, несмотря на мысли? Да!

  • Точно также вы сможете заводить знакомства с интересными людьми, даже когда думаете: «я никому не интересен».
  • Вы сможете просить высокую зарплату, одновременно думая: «я не достоин этих денег».
  • Вы сможете делать многое, при этом думая «я не смогу» и «у меня не получится».

Наши мысли – это некие ментальные конструкты, фрагменты информации, иногда они отражают действительность, но иногда они выражают просто абстрактные ожидания и представления о будущем, часто весьма фантастические.

Наши мысли – это просто как бегущая строка в голове.

Мы не всегда можем ее остановить. Часто наши попытки это осуществить оборачиваются плачевно: мы еще больше начинаем волноваться и нервничать, а мысли вовсе и не спешат покидать нашу голову.

Поэтому правильным советом будет позволить этой «бегущей строке» мелькать в голове, но при этом действовать. Конечно, когда мы чувствуем уверенность в себе, наши действия выглядят естественнее и увереннее. Но штука в том, что не только наши мысли и эмоции влияют на наше поведение, но наше поведение влияет на мысли и эмоции.

«Человек такое существо, что даже его самые глобальные идеи могут измениться после сытного обеда».

То есть, пока мы не научимся вести себя так, как будто у нас есть высокая самооценка, эта «высокая самооценка» не появится! Сами посудите, что даст больший прилив уверенности в себе: действие, реализованное без всякого внутреннего сопротивления или действие в условиях, когда вам пришлось преодолевать себя и свои эмоции? Конечно, последнее!

Техника 2. Позволяйте быть периоду «я дерьмо»

Я часто даю этот совет в своих статьях, так как этот принцип служит мне очень хорошую службу почти каждый день. Наши эмоции, наши идеи – вещь непостоянная, зависящая от многих факторов: от нашего настроения, состояния организма и т.д.

Человек такое существо, что даже его самые глобальные идеи могут измениться после сытного обеда. Это нормально и естественно. Это нужно иметь в виду.

Например, когда я утомлен, то мне приходят в голову самые негативные мысли о себе самом. Я называю это «период «я дерьмо», имея в виду время, когда во мне почему-то обостряется склонность думать о себе плохо. Моя самооценка резко падает на много пунктов. Самокритика становится особенно едкой, я начинаю сомневаться в себе и собственных действиях.

Я знаю эту свою особенность и отмечаю ее, когда она проявляется: «а, опять эти мысли пришли, ну привет».

Если я начну с собой спорить в эти моменты, убеждая себя, что эти мысли неправильные или нерациональные, то я приду к тому, что еще глубже в них увязну. Если я буду пытаться их силой воли выбросить из головы, то потрачу кучу энергии и ни к чему не приду.

Поэтому, зная, что это просто временный период, я не обращаю на эти мысли никакого внимания. Я позволяю им появляться и исчезать, сам, при этом, спокойно занимаясь своими делами.

Я не хочу сказать, что я к этим фразам совсем никогда не прислушиваюсь, просто я делаю большую поправку на то, что сейчас я нахожусь в утомленном состоянии и мой ум хочет думать негативно вот именно сейчас. Если он так хочет, то, пожалуйста, пусть думает. Но без меня: я с ним беседовать не буду.

Критиковать себя, сомневаться в себе – это нормально, так устроен наш ум. Он всегда занимается поиском ошибок, несоответствия действительности желаемому.Все мы люди.

Внутри каждого из нас сидит въедливый критик, «работа» которого просто критиковать. Или же внутренний перфекционист, который пилит нас за все то, что мы делаем не идеально. Эти «ребята» не будут слушать ваших доводы. Им не получиться просто заткнуть рот. Их можно просто не слушать.

«А, критик! Привет! Ты говори, сколько тебе влезет». «Ну, здравствуй, перфекционист! Спасибо, что напомнил, что я не идеальное создание! Но пока мне не до тебя, ты уж извини!»

Вы можете общаться со своим умом в такой манере, вместо того, чтобы спорить или соглашаться с этими мыслями. Просто не слушайте своего критика!

Техника 3. Не оценивайте суждения о себе по признаку «правда» и «ложь»

Возможно, вы дочитали до этого места и задумались: «Николай предлагает просто позволять этим мыслям приходить, не обращать внимания на них, но что, если они выражают правду обо мне?»

Что я хочу сказать на это. Как я писал выше, наше мнение о самом себе – весьма динамичная и изменчивая вещь. Оно подвержено не только сиюминутному эмоциональному состоянию, но и общественным установкам, стереотипам, стандартам и не всегда является «адекватным».

Например, если все люди в вашем окружении упорно трудятся по 10 часов в день, то вам может на их фоне казаться, что вы недостаточно трудолюбивый. Хотя это не обязательно так.

Оценка – это всегда только «оценка», принятая на основе множества факторов, поэтому она всегда относительна, абстрактна, является грубым обобщением и не учитывает изменчивых, динамических факторов. Вечером вам кажется, что вы вообще никуда не годитесь, а с утра чувствуете себя королем мира! Что же из этого правда?

Здесь я хочу представить сугубо практический взгляд на проблему. Не имеет большого значения являются ли ваши суждения о самом себе «истинными» мысль или «ложными». Важно только то, помогают она вам или нет. Скажем, кто-то может думать «я толстый, это же правда!» Но давайте рассмотрим то, как одна и та же установка может по-разному влиять на разных людей.

Например, одному человеку мысль «я толстый» помогает поддерживать здоровый образ жизни, сжигать холестерин и лишние калории, отказываться от фаст фуда и, в общем, жить более здоровой и энергичной жизнью.

Другого человека такая мысль вводит в уныние и тревогу. Чтобы заглушить эти чувства, он начинает есть еще больше и от этого еще сильнее страдает. Эти мысли никак ему не помогают, а служат только постоянным неприятным фоном в голове.

Третий человек вообще стал относиться к себе жестоко из-за такой оценки, ограничил себя в еде, приобрел пищевое расстройство, стал страдать анорексией.

Но, а четвертый человек решил, что быть толстым ему приятно, что он нравится таким самому себе и принимает себя.

Мы видим, что для первого и четвертого человека такая самооценка «работает», а для второго и третьего – нет.

Вот что важно. Не то, что у вас «плохая» самооценка или «хорошая», «истинная» она или «ложная». А то, работает она или нет. Помогает вам жить, добиваться своего или только мешает. Кстати говоря, «высокая» самооценка далеко не всегда оказывается работоспособной. Если кто-то считает себя непревзойдённым в чем-то, то он испытывает острую фрустрацию, когда кто-то его в чем-то опережает и всю свою энергию вкладывает в поддержание в себе самооценки «непревзойденного мастера».

А работает ли ваша самооценка для вас? Помогает ли она вам развиваться, становиться лучше и счастливее или она лишь вас деморализует, высасывает из вас силы и при этом не способствует никакому развитию?

Если нет, то может пора ее отпустить?

Я это пишу, потому что людям порой бывает трудно отпустить негативные мысли о себе самих, потому что они считают: «ну ведь это правда». Им становится намного легче это сделать, когда они поймут, что это не имеет большого значения.

Техника 4. Принимайте себя! Как бы это банально ни звучало

«Принимайте себя» — звучит то ли очень банально, то ли очень абстрактно. Тем не менее, это утверждение относится ко вполне реальной проблеме. Многие люди доживают до старости, но так и не учатся относится к себе с пониманием и принятием.

В результате имеют неудовлетворенные амбиции, нереалистичные ожидания, фрустрацию, душевную боль и низкую самооценку.

Как я уже говорил, наша система собственной оценки формируется в том числе в силу давления общества, ожиданий окружающих. Многих из нас с детства бомбардируют нормами: «ты должен быть сильным», «ты должен быть лучшим», «ты должен быть успешным».

Или же мы сами смотрим на других людей, начинаем себя сравнивать с ними и думаем, что не сможем уважать себя и быть счастливыми, пока не станем такими же! «Я недостаточно хорош», «Я мог бы стать лучше», «Я не достиг к своему возрасту того, чего достигли окружающие».

Принять себя – значит перестать оценивать себя по чужим стандартам, вообще в принципе отказаться от всяких стандартов. Это значит стремиться к тому, чтобы наша самооценка перестала зависеть от того, сколько мы зарабатываем, как выглядим, насколько мы популярны и т.д.

Принятие – это состояние, при котором для самоуважения уже достаточно лишь того факта, что вы являетесь живым, чувствующим существом! И все!

«Если вы не можете любить и ценить себя сейчас, то ваш въедливый внутренний критик всегда найдет за что вас ругать!»

Представьте, что больше никакое чужое мнение не способно поколебать вашу уверенность в себе, никакие стандартны, идеалы и ожидания не могут ввергнуть вас в пучину самокритики, потому что вы научились принимать себя таким, какой вы есть.

Это отличный навык, который очень нужен в жизни, но он требует развития. Принятие – это не просто голый принцип или абстрактная идея, а навык, который необходимо наращивать в себе день за днем.

Принятие могут развить осознанная медитация на дыхании или медитация любящей доброты.

Эти практики не являются религиозными, они широко применяются в самых передовых психотерапевтических направлениях, уже долгое время помогая людям избавиться от тревоги, панических атак, депрессии и чрезмерной самокритики.

Еще важно понимать, что принятие себя – это не отговорка, не повод опустить руки: «мол, я принимаю себя таким, какой я есть, поэтому не буду никак меняться!»

Принятие не исключает изменения себя, движения в сторону своих целей. Принятие – это просто попытка отказаться от тактики самоедства и самокритики как не эффективной!

Задумайтесь на минуту, помогало ли вам когда-нибудь самоедство добиваться своих целей? Скорее всего нет, вы просто себя ругали, думали о том, какой вы плохой, но это только вас деморализовало еще сильнее и никак не способствовало вашим положительным изменениям.

Даже если в результате самокритики вы все-таки заставляли себя меняться, искоренять свои недостатки и слабости, то на это могло уходить много сил и времени. Подумайте, сколько бы вы всего могли сделать, вместо того, чтобы постоянно ругать и оценивать себя? Разве это продуктивно?

К сожалению, не все в себе мы можем изменить. И поэтому правильно принимать такой порядок вещей, чем сетовать по этому поводу. А если положительные изменения возможны, то мы двигаемся к ним. Но двигаться, менять самих себя тоже можно с принятием!

Как же это возможно?

В нашей культуре принято, что если мы к чему-то стремимся, то должны делать это с нечеловеческим напряжением, постоянным беспокойством за результат, паникой из-за ошибок. Но это не самый эффективный способ достижения результата.

Двигаться к своей цели с принятием – это делать это без нажима, без лишнего напряжения, прощая себе ошибки, но при этом, следуя намеченной траектории со здоровым упрямством. Это значит избавиться от иллюзии, что вы сможете любить себя только тогда, когда достигните этого результата, приблизитесь к своему идеалу.

Если вы не можете любить и ценить себя сейчас, то ваш въедливый внутренний критик всегда найдет за что вас ругать!

Можно поставить перед собой цель стать более организованным и дисциплинированным. И выбрать один из вариантов двигаться к ней.

Первый вариант – это начать усиленно заниматься, не щадя себя, ругая и критикуя за каждый недочет, разочаровываясь тем, что результат не достигается моментально и в конце концов истощить себя, чтобы опять скатиться в пучину лени и безволия.

Другой вариант – это стремиться к цели легко, свободно и без напряжения. Без лишнего самоедства подниматься после падения и двигаться дальше. Не позволять собственным ошибкам деморализовать себя, а делать из них выводы, учиться на них. Проспали тренировку? Ничего страшного, позанимаетесь в другой день. Устали? Отдохнули, чтобы завтра начать действовать с новыми силами, а не стали доводить себя до истощения. Пропустили практику, заленились? Ничего! Сделали из этого выводы и наметили себе новый план занятий, подумали над тем, как на будущее улучшить свой график и свою дисциплину, чтобы возникало меньше поводов для лени.

Зачем себя ругать, когда это не эффективно и не служит результату?

Техника 5. Хвалите себя

Важно понимать, что самокритика – это привычка. И от нее мы можем избавиться. Мы привыкаем замечать недостатки, но упускаем из вида достоинства, это перерастает в устоявшийся паттерн мышления. Наше представление о самих себе искажается, становится отрицательным.

Поэтому Замечайте свои локальные победы, самые маленькие успехи. И отмечайте это про себя, хвалите себя: «я молодец!» Ранее я писал, что лучше не спорить со своим внутренним критиком. Но это не значит, что вы не можете попробовать перенаправить свое внимание на свои положительные стороны, если вам это помогает.

Этот метод и следующие несколько техник лежат в рамках немножко другой парадигмы работы с самооценкой, чем способы рассмотренные ранее. Тем не менее, все это может быть одинаково эффективным. Эспериментируйте и берите из этого то, что лучше работает для вас.

Лично я стал использовать этот способ, когда понял, что привык постоянно себя критиковать, перестав замечать то, сколько я всего успеваю делать, как часто мне приходится преодолевать самого себя не без успеха.

Техника 6. Составьте список своих сильных и слабых сторон

Возьмите лист бумаги. И напишите свои сильные стороны и слабые стороны. Это способствует более реалистичной самооценке и вообще помогает начать лучше разбираться в себе, взглянуть на себя более трезвым взглядом.

Техника 7. Избавьтесь от нереалистичных ожиданий

Старайтесь не ставить перед собой нереалистичные цели и ожидания: «Я должен быть лучшим во всем!», «Все должны меня любить!», «Я всегда все делаю хорошо», «Я способен овладеть любым умением быстро, потому что я талантлив», «Я не должен ошибаться» и т.д.

Все мы люди: никто из нас не идеален и мы делаем ошибки. Очень часто получается так, что проблема не в людях, а в их собственных ожиданиях. Они постоянно сравнивают себя в уме с некой абстрактной картиной, недостижимым идеальном и, подмечая все несоответствия с ней, ругают себя и критикуют. И этому нет конца, потому что таких идеалов невозможно достичь никому из нас.

Вы можете составить список своих негативных установок и ожиданий. Если вы о них знаете, то с ними легче будет работать.

Есть два способа работы с ними.

Первый способ — это просто отмечать появление этих установок в уме и никак на них не реагировать, не вовлекаться, не обращать внимания (так же как мы учились не обращать внимания на внутреннего критика).

Второй способ – это заменять в уме негативные установки на более реалистичные: «Все делают ошибки», «Невозможно всем нравится, всегда будут люди, которые меня не любят», «Я хорошо делаю многие вещи, но овладение новыми навыками всегда требует времени и усилий», «Я не должен все делать идеально», «Мне не обязательно сравнивать себя во всем с окружающими».

Просто проговаривайте про себя эти установки, когда замечаете, что опять стали себя ругать.

И смотрите, какой из этих способов больше вам подходит. Если вы замечаете, что реалистичные установки только усугубляют тревожный внутренний диалог, способствует тому, что вы в него еще сильнее вовлекаетесь, тогда просто не слушайте эти мысли и не пытайтесь спорить с ними.

Техника 8. Относитесь к ошибкам как к урокам

Воспринимайте собственные ошибки не как доказательства вашей несостоятельности, а как ценные жизненные уроки. Спрашивайте себя: «Что я могу из этого вывести?», «Какие еще возможности есть в этой ситуации?», вместо того, чтобы зацикливаться на самом факте ошибки. Относитесь к себе с терпением и любовью так, как к вам бы относился ваш лучший друг или любящий родитель.

Кому-то может испытывать убеждение в том, что ругать себя за ошибки и промахи — это очень продуктивно и помогает их не допускать. Но это чаще всего приводит к обратному результату: мы ругаем себя, испытываем стресс и в таком состоянии допускаем новые ошибки.

Техника 9. Учитесь говорить «нет»

Полная безотказность, неумение стоять на собственных интересах идет рука об руку с низкой самооценкой. Говоря людям «нет» в тех ситуациях, когда затрагиваются ваши интересы вовсе не сделает вас «врагом людей».

Наоборот, уверенность в себе, умение быть твердым и напористым там, где это нужно, вызывает уважение. Подробнее об этом я писал в статье «как научиться говорить нет».

Техника 10. Не стройте из себя…

Люди пытаются казаться теми, кем они не являются, когда находятся в обществе (например, демонстрируя всем: «я идеальный отец», «я лучший работник»), в основном, с одной целью. Они формируют ложное мнение о себе в умах других людей, чтобы потом самим поверить в это мнение!

А это они делают, потому что они себя стыдятся. Такой стыд и самообман не совместимы с реалистичной, адекватной самооценкой. Поэтому, когда находитесь в обществе:

Будьте самими собой

Учитесь говорить прямо о своих успехах и неудачах. Будьте чуть более откровенны, там где это уместно. Рассказывая о себе честно и без преувеличения вы учитесь преодолевать вашего главного внутреннего врага — стыд!

Если кто-то в рамках дружеской беседы «подкалывает» вас, не необязательно сразу же сокрушенно признавать свои слабости и недостатки, но в то же время, не следует тут же оправдываться. Некоторые дружеские «подколки» (если они приняты в компании), принимайте легко с улыбкой. Не боритесь за то, чтобы создать какое-то особое мнение о себе самом.

Не натягивайте каждый раз серьезную мину при этом, перестаньте к себе слишком серьезно относиться и не требуйте этого от своих друзей.

Ваши друзья примут вас таким, какой вы есть, на то они и друзья, а не коллеги и не бизнес-партнеры.

Техника 11. Признавайте своего внутреннего ребенка

Часто жизнь демонстрирует несоответствие наших представлений о самих себе нашим ожиданиям. Может выяснится, что вы вовсе не такие умные, как думали о себе ранее или не настолько харизматичные. Что ж, будьте готовы принять новую информацию о себе самих и гибко менять свои убеждения.

Лично я заметил, что самые ценные плоды для моего развития вырастали из дискомфорта, диссонанса, когда почва рушилась под ногами, и менялось мое представление о себе. Когда я наиболее остро осознавал собственные недостатки и понимал, что я не такой, каким я себя всегда представлял. И это может быть больно поначалу.

Старайтесь принять это с любовью, с чувством заботы о самих себе. Никто из нас не идеален. В каждом из нас сидит капризное дитя, объединяющее в себе все наши качества, которые мы боимся или стесняемся в себе признать. Некоторые психологи называют это тенью. Другие «внутренним ребенком». Этот ребенок требует нашего внимания, нашей заботы. Но этот ребенок — часть нас самих, сколько бы мы ее ни отрицали!

Порой, мы так сильно напрягаемся для того, чтобы соответствовать чужим ожиданиям, что забываем об этом ребенке. И это рождает глубокие, скрытые неудовлетворенность, напряжением и фрустрацию. Есть много способов уделить внимание этому капризному, игривому существу, которое сидит в каждом из нас. Американский психолог Эдмунд Борн говорит о следующих методах работы с «внутренним ребенком». Приведу некоторые из них и сам к этому кое-что добавлю:

  • Проведите целый день или хотя бы часть дня, ничего не делая, без забот
  • Посмотрите глупую, но смешную комедию
  • Съездите в увлекательное путешествие в одиночку, поспите под звездами, искупайтесь
  • Купите новую одежду, которая вам нравится
  • Пойте! Танцуйте под музыку
  • Медитируйте
  • Совершайте длительные прогулки наедине с собой
  • Примите длительную ванну со свечами под музыку, которую вы любите
  • Встретьтесь с друзьями и просто проведите время
  • В середине рабочего дня отпроситесь с работы и съездите… на пляж!
  • и т.д и т.п.

Я привел эти действия в качестве примера. Вы можете составить собственный список действий для заботы о вашем внутреннем ребенке, если уясните принцип. Тень или внутренний ребенок — это те качества или состояния, которые мы в себе не признаем. Например, мы постоянно в делах и не даем себе право на отдых.

Или нас сковывает роль серьезного, делового человека, поэтому мы чрезмерно сдержаны в развлечениях, так как боимся выглядеть «глупо». Или же мы лелеем в себе образ «сильной» и «независимой» личности и никогда не позволяем себе маленьких слабостей.

Но, принимая внутреннего ребенка, мы выходим на время за рамки своей привычной роли, даем себе небольшую, но позволительную разрядку. И самое главное, таким образом мы учимся избавляться от «прожектора общественного мнения!» Мы на время перестаем думать «что о нас подумают окружающие». Мы пускаем это время на то, чтобы побыть самими собой. Нет ничего более полезного для вашей самооценки!

Уделите вашему внутреннему дитя немного внимания. Если вы перестанете прятать его за ширмой идеалов, также как иные люди, стыдясь, прячут от гостей неприглядную часть собственного жилища. Если откроетесь на встречу ему и сможете полюбить этого ребенка, признать его право на существование, то научитесь принимать себя с большей любовью, с большей теплотой и с большим вниманием.

nperov.ru

Два типа людей: различия в самооценке и уровне притязаний

От степени адекватности самооценки зависит правильность постановки целей, выбор их трудности, составления программ действий. Исследования характеризуют два типа людей: одни стремятся к успеху, а другие хотят избежать неудачи. В случае с первой тенденцией, приступая к деятельности, человек думает прежде всего о достижении успеха. Вторая же заставляет человека думать главным образом о возможности неудачи, порицания, наказания. Люди, нацеленные на успех, наиболее сильно мотивируются заданиями средней трудности.

Автор:

Eвгeний Пaвлoвич Ильин, доктор психологических наук, профессор Российского государственного университета им. А.И. Гepцена, заслуженный деятель науки РФ.

Представление о потребности в достижениях берет свое начало из понятия Ф. Хоппе «я-уровень», означающего стремление человека удерживать самосознание на возможно более высоком уровне с помощью высокого личного стандарта достижений (уровня притязаний). Позднее это понятие превратилось в «мотив достижения», определяемый X. Хекхаузеном как стремление повышать свои способности и умения, поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, относительно которых достижения считаются обязательными.

В дальнейшем были выделены две независимые тенденции. Они характеризуют

два типа людей: одни стремятся к успеху, а другие хотят избежать неудачи. Обе тенденции обозначаются как мотивация достижения (потребность в достижениях). В случае с первой тенденцией, приступая к деятельности, человек думает прежде всего о достижении успеха. Вторая же заставляет человека думать главным образом о возможности неудачи, порицания, наказания. Для такого индивида ожидание негативных последствий становится определяющим (вспомните рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре», герой которого действовал по принципу «как бы чего не вышло»).

Исследования, выполненные Д. Мак-Клелландом, выявили

три основные характеристики людей, имеющих ярко выраженное стремление к достижениям.

  1. Предпочитают работать в таких условиях, которые позволяют им при решении разнообразных проблем брать ответственность на себя.
  2. Проявляют склонность к заранее «просчитанному» риску и ставят перед собой реальные и достижимые цели.
  3. Постоянно нуждаются в признании своих заслуг и в обратной связи, так как им необходимо знать, насколько хорошо они работают.

Люди, нацеленные на успех, наиболее сильно мотивируются заданиями средней трудности, с вероятностью достижения успеха от 30 до 50%, мотивированные же на неудачу — заданиями или слишком легкими, или повышенной трудности. В отношении целей, достижение которых зависит от случайности, ориентированные на успех предпочитают наименее рискованные ставки, а мотивированные на неудачу — наиболее рискованные, так как они полагают, будто достижение результата от их способностей не зависит.

Мотивированные на успех в ситуации игры выбирают более сильного партнера, т. е. предпочитают меньшую степень достижимости результата. Мотивированные на неудачу выбирают в аналогичных обстоятельствах равного себе партнера.

Психологический портрет личностей с мотивацией достижения

Такие люди активны, инициативны. Если встречаются препятствия — они ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей мере зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.

Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хотя и выполнимые, обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения — при завышенных.

Склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов. При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается. Склонны к восприятию и переживанию времени как «целенаправленного и быстрого», а не бесцельно текущего.

Привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности. В особенности это проявляется на примере добровольных, а не навязанных извне обязательств. В случае же неудачного выполнения такого «навязанного» задания его привлекательность остается тем не менее на прежнем уровне.

Психологический портрет личностей с мотивацией боязни неудачи

Такие люди обычно малоинициативны. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат.

Склонны к переоценке своих успехов в свете неудач, что объясняется эффектом контроля ожиданий.

При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени, результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели (впрочем, нередки исключения).

Склонны к восприятию и переживанию времени как бесцельно текущего (время — это постоянно струящийся поток). Склонны планировать свое будущее на менее отдаленные промежутки времени.

В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается. Причем это будет происходить независимо от того, «навязано» это задание извне или выбрано самим субъектом. Хотя в количественном отношении снижение притягательности во втором случае (выбрал сам) может быть менее выражено, чем в первом (навязано кем-то)

***

Работы Мак-Клелланда и его коллег продемонстрировали: у предпринимателей (независимо от пола) уровень мотивации достижений выше, чем у наемных работников; успешные предприниматели, вне зависимости от того, к какой культуре они принадлежат, стабильно обнаруживают большую потребность в достижениях. Для менеджеров среднего и высшего звена выявлена положительная корреляция между уровнем мотивации достижений и продвижением по службе. Установлено также, что для руководителей с высоким уровнем мотивации достижений характерно более уважительное отношение к подчиненным.

Люди с высоким уровнем мотивации достижений более удовлетворены своей работой, что можно объяснить ее большей успешностью.

Стремление к достижению успеха является одной из характеристик людей, склонных к коронарным болезням. Исследования показывают также, что люди с высокой мотивацией достижения в меньшей степени поддаются наркозависимости, чем те, у кого мотивация достижения низкая.

Различия в самооценке и уровне притязаний

От степени адекватности самооценки зависит правильность постановки целей, выбор их трудности, составления программ действий.

Высокая или низкая самооценка может быть устойчивой характеристикой человека, связанной с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. Заниженная самооценка чаще наблюдается у людей со слабой нервной системой, инертностью торможения и высокой тревожностью; завышенная самооценка характерна для индивидов с сильной нервной системой и высокой тревожностью, а устойчиво завышенная самооценка наблюдается у субъектов со слабой и средней силой нервной системы и низкой тревожностью. Адекватная самооценка характерна для людей с низкой или средней степенью тревожности.

Лица с

адекватной самооценкой формируют стратегии поведения и деятельности адекватно целям деятельности. Успех оказывает стимулирующее действие, а неудача не вызывает резких негативных эмоциональных реакций, наоборот, способствует проявлению настойчивости в достижении цели и стремлению определить действительные причины неудачи. Эти люди обладают обоснованной уверенностью в себе. Защитные механизмы активизируются ими незначительно. Учебная и профессиональная деятельность характеризуются высокой стабильностью, кроме того, им свойственна достаточно полная реализация собственных возможностей.

У лиц с

заниженной самооценкой отмечается неуверенность в себе, защитные механизмы активизированы, очевидно предпочтение стратегий типа «гарантированного успеха». В учебной и профессиональной деятельности проявляют пассивность, слабое стремление к достижению цели. Уровень успешности обычно ниже среднего, но отличается стабильностью.

Демонстрирующие

неустойчивую, преимущественно заниженную самооценку отличаются активизированными защитными механизмами, предпочтением стратегий типа «обесценивание неудачи». Ставят цели, превышающие реальные возможности, и не имеют выраженного стремления их достичь. У лиц с сильной нервной системой выражено упрямство в достижении трудных целей, хотя для этого отсутствует предварительная подготовка. В профессиональной деятельности успехи незначительны и нестабильны. Неудачи объясняются внешними причинами, а оценки руководителей считаются несправедливыми.

Лица с

завышенной самооценкой характеризуются стремлением любой ценой избежать неудачи, поэтому отказываются от целей, которые хотя бы в малой степени грозят обернуться провалом. Защитные механизмы активизированы, с предпочтением стратегии типа «гарантированного успеха». Учебная и профессиональная деятельность стабильна и часто даже успешна, но все-таки ниже возможностей, поскольку отсутствует активность в достижении более трудных целей. Нежелание признать факт, что возможности ниже запросов, заставляет этих людей избегать любых ситуаций, где данное несоответствие может обнаружиться.

У субъектов с

устойчивой завышенной самооценкой уверенность в себе необоснованно высока. Высокую самооценку часто переносят на незнакомый вид деятельности (например, со спортивного — на учебный или научный). Самые трудные цели ставят сразу, без предварительной подготовки. Первые неудачи игнорируются, объясняются случайностью, внешними причинами. Повторные неудачи сопровождаются сильными эмоциональными реакциями, иногда аффективного характера, что может привести к снижению силы мотива деятельности и даже отказу от нее.

Высокие или низкие самооценки влияют на самоуважение людей. При низкой оно, естественно, низкое, а при высокой — высокое. Как показал М. Розенберг (1965), юноши с низким самоуважением больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то ложное «лицо». Их ранит все, что как-то затрагивает самооценку. И как следствие этого — застенчивость, болезненная реакция на критику, на шутки окружающих и, наконец, склонность к психической изоляции, к уходу от действительности в мир мечты.

Трудность целей (задач), которые ставит перед собой человек, определяет уровень его притязаний: чем труднее цель, тем выше уровень притязаний. Он определяется не только ситуацией. Он также характеризует и

постоянную тенденцию человека выбирать для себя высокие или заниженные цели. В этом случае уровень притязаний выступает чертой личности, оказывающей существенное влияние на поведение человека и его взаимоотношения с окружающими. Встречаются лица с адекватным и неадекватным уровнем притязаний, причем в последнем случае он может быть как завышенным, так и заниженным.

При

адекватном уровне человек выбирает себе цели, соответствующие его возможностям (независимо от того, объективно трудные цели или легкие). Это наилучший вариант, позволяющий индивидууму максимально реализовать свои возможности и приводить свои желания и возможности к гармонии, в соответствие друг с другом.

При

неадекватно завышенном уровне притязаний выбираемые цели явно превосходят возможности человека. Однако он не понимает этого и в случае неудачи ищет причину ее не в себе самом, а в окружающих, в стечении обстоятельств. Справедливую оценку окружающими своих возможностей считает необъективной, видит в ней недружественное к себе отношение. Это приводит к конфликтам и к нежеланию работать над собой.

При

неадекватно заниженном уровне притязаний выбираемые цели явно ниже возможностей человека. Такой субъект не уверен в себе и, намечая цель, перестраховывается, чтобы избежать неудачи. Так, ученик предпочитает более легкую цель, чтобы, без труда достигнув ее, не уронить свой авторитет в глазах товарищей и своих собственных.

Уровень притязаний связан с адекватностью и неадекватностью самооценки. Лица, которым свойственна заниженная самооценка, имеют устойчиво заниженный уровень притязаний. После достигнутого успеха уровень трудности выбираемой цели не повышают (а в редких случаях и понижают). Субъекты с неустойчивой, преимущественно заниженной самооценкой обладают неустойчивым и завышенным уровнем притязаний. У характеризующихся завышенной неустойчивой самооценкой уровень притязаний обычно занижается. Наконец, у лиц со стабильно высокой самооценкой он устойчиво завышен.

Уровень притязаний связан со свойствами нервной системы. Сила нервной системы и инертность нервных процессов способствуют формированию адекватного уровня притязаний, а слабая нервная система и подвижность нервных процессов обусловливают тенденцию к неадекватности уровня притязаний, неадекватных реакций на неудачу. Связан уровень притязаний и со свойствами темперамента. У интровертов он завышен, а у экстравертов более адекватный.

 

Последовательное системное избавление от поведенческих стереотипов является одним из результатов обучения по индивидуальной программе. Воспользуйтесь накопленным опытом российского менеджмента, который систематизирован и кристаллизован в виде десятков практических учебных курсов по менеджменту и управлению для повышения квалификации. С помощью опытного куратора, вы можете составить из них свой индивидуальный учебный план, с учетом вашего предыдущего опыта и целей в обучении.

 

www.elitarium.ru

характеристика людей с низкой и высокой самооценкой.

Самооценка— это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов и не смыслов индивида.

Функции самооценки:

Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора.

Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.

САМООТНОШЕНИЕ — термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к собственному *Я*. Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т.д.

Характеристика высокой самооценки

  • Полная уверенность в своей и правоте; «существует два мнения – мое и неправильное» - это из лексикона человека, страдающего завышенной самооценкой.

  • Даже научно обоснованное мнение, если оно расходится с мнением такого человека, считается ерундовым и глупым.

  • Если вы уверены, что жизненно важно всем и каждому путем споров и скандалов доказывать свою правоту – это главный симптом.

  • Такой человек «не умеет ошибаться» и считает, что если уж что-то и складывается не та, то виновата судьба, другие люди, близкие или расположение звезд. Что угодно, но только не признавать свою вину. Разумеется, извиняться такие люди не умеют.

  • Желание быть значительнее, лучше других, в любой компании занимать лидирующие позиции и купаться в лучах повсеместной славы. Пусть даже на уровне своего города или села.

  • Такие люди по каждому вопросу стремятся высказать свое мнение, даже если его никто не спрашивал. Кроме того с буквы «Я» начинается 70% всех произносимых ими фраз.

  • Такой человек презирает жалость и помощь, и если ему протягивают руку, он считает это признаком собственного поражения.

  • Такие люди абсолютно не воспринимают даже самую мягкую и объективную критику, даже если она действительно очень важна в сложившейся ситуации.

  • Страх перед собственными ошибками – это одна из главных черт. Важно быть во всем первым, главным, самым лучшим и самым признанным.

  • Неудачи повергают их в депрессии – их судьба обязана быть счастливой!

Характеристика низкой самооценки.

  • Зажатость в общении.

  • Излишняя жажда понравится всем и каждому.

  • Небрежность во внешнем виде.

  • Сутулость.

  • Грустная мимика.

5. Диагностика уровня самооценки

Основной целью в работе является определение уровня самооценки для дальнейшей коррекции, помощи в организации педагогических действий, а также для правильного развития школьника-подростка, для открытия им своих потенциальных возможностей, жизненных ресурсов.

Тест «Дом, дерево, человек»

Тест «Дом, дерево, человек» придуман психологом Джоном Баком в 1948 году и используется до сих пор. Все просто: испытуемому нужно нарисовать три упомянутые в названии фигуры, после чего психолог сможет оценить его эмоциональное состояние, изучив получившийся триптих.

Приготовьте лист бумаги и цветные карандаши.

Озвучьте задание: «Нарисуй, пожалуйста, дом. И постарайся сделать это как можно лучше».

Понаблюдайте, как ребенок рисует.

Когда шедевр будет готов, проведите с творцом маленькое интервью: «Кто живет в этом доме?», «Это счастливый дом?» и так далее.

Расшифровка

Возможно, нормальный дом для вас — панельная двадцатиэтажка или бунгало с бассейном, но у психологов правильным считается примитивное сооружение с парой окон, дверью, остроконечным верхом и трубой. А вот отсутствие на картинке всех этих деталей, непрорисованное основание дома, незакрашенная крыша, строительные просчеты (окна треугольные, дверь маленькая, а то и вовсе нет ни того, ни другого) — говорят о том, что у художника есть определенные психологические проблемы. Расшифровывая картину, не забудьте сделать скидку на возраст ребенка. Так, например, труба, торчащая из крыши под углом, наводящем на мысль о нетрезвом печнике, вовсе не означает, что малыш подсознательно стремится угореть. Это нормальная деталь детского рисунка.

Крыша

Чем она выше и оригинальнее, тем богаче детская фантазия. А вот плоская и плохо прорисованная крыша говорит о том, что вам пора заняться с малышом интеллектуальной зарядкой. Не слишком ли много времени он проводит перед телевизором?

Труба

Это символ теплоты отношений. Если ее вообще нет на картинке, значит, вы излишне строги с ребенком и ему явно не хватает банальной родительской ласки. Труба размером с колокольню Ивана Великого и густым дымом, валящим из нее, говорит о том, что в душе ребенка кипят слишком уж бурные страсти и справиться с ними самостоятельно он не может. Возможно, вы перегружаете малыша «взрослой» информацией, которую он пока не в состоянии правильно «обработать».

Дверь

Эта деталь рисунка демонстрирует готовность вашего чада к общению. Если она находится в центре дома и гостеприимно распахнута — волноваться не о чем. А вот маленькая боковая дверь (бывает еще и с висящим на ней замком) сообщает о чрезмерной замкнутости. 10 правил общения с ребенком-интроветом.

Окно

Практически зеркало души. Если их нет вообще или они занавешены (закрыты ставнями, забиты досками) — это значит, что малыш большей частью живет в своем внутреннем мире. Несоразмерно высокие окна нарисует маленький мечтатель, которому уютнее витать в облаках, чем ходить по земле.

Тайны пирамид

Размер рисунка и его расположение тоже имеют значение. Психологи тут, как всегда, за золотую середину: аккуратное, не большое и не маленькое строение примерно в середине листа говорит нам об адекватности авторской самооценки. Скособоченная, покосившаяся хижина — признак слишком критичного отношения к себе. Читайте, как воспитать ребенка уверенным в себе. Разрозненные домишки вместо целого здания сообщают о желании ребенка отстраниться от кого-то из близких ему людей.

Обычно дети начинают «строить» домик с крыши или основания, а потом прорисовывают детали. Но не уверенные в себе малыши, наоборот, сперва приступают к мелким объектам, а потом с трудом связывают их между собой.

Если архитектор решил раскрасить свое творение, стоит обратить внимание и на выбранный цвет. Монохромность означает, что маляр побаивается эмоций (ну, или вы недокладываете ему карандашей), а «радугу на стенах» нарисует мятущаяся натура. Большинство детей, по статистике, создают домики с зеленой крышей и коричневыми стенами — именно такое цветовое решение считается нормой. Черная краска говорит о пугливости, красная — означает повышенные уязвимость и потребность в заботе. А вот желтый дом в этом тесте считается выражением враждебности по отношению к окружающему миру.

Кроме самого дома, на картинке могут оказаться дополнительные детали, и о них специалистам тоже есть что сказать. Кусты, тропинки и двор, окруженный забором? Ребенок хочет отгородиться от какого-то источника тревоги! А вот солнышко в небесах — это хорошо. Скорее всего, это вы.

studfiles.net

5 способов повысить самооценку | Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»

Татьяна БурцеваТатьяна Бурцева

Самооценка связана со всеми сторонами нашей жизни, включая работу и отношения с людьми. От самооценки зависят наши достижения, психологическое состояние, способность действовать в любой ситуации. Люди с высокой самооценкой счастливы и жизнерадостны, творчески относятся к проблемам и получают удовлетворение от жизненного опыта. Их устраивает место, которое они занимают в мире, и мы все можем быть такими.

Что дает высокая самооценка?

Самооценка — это наше мнение о себе. У людей с высокой самооценкой настроение колеблется реже, а значит они реже становятся заложниками собственных эмоций. Важно знать свои сильные и слабые стороны, принимать себя такими, какие мы есть. Обладая высокой самооценкой, мы в любой ситуации сохраняем чувство самоуважения, не пасуем перед трудностями и критикой, быстро приходим в себя после неудачи.

На наше мнение о себе влияют детские впечатления, отношения с людьми и собственные достижения. Важно помнить, что самооценка развивается постоянно.

Чем плоха низкая самооценка?

Люди с низкой самооценкой чрезмерно критичны по отношению к себе и склонны к перфекционизму. Тем, кто себя не ценит, всегда нужна поддержка и подбадривание со стороны. Но даже этого бывает недостаточно, поскольку люди с низкой самооценкой не могут быть надежной психологической опорой для себя самих. Если у нас низкая самооценка, мы постоянно чего-то боимся, не верим, что достаточно хороши и бесконечно критикуем собственные действия.

«Люди — это единственные существа на земле, способные препятствовать собственной деятельности. Умение быть себе помехой является приобретенным, мы с ним не рождаемся»

Майкл Хеброн, писатель

Высокомерие — может быть не признаком завышенной самооценки, а совсем наоборот. Люди с низкой самооценкой часто становятся бунтарями и приспособленцами, обвиняющими других во всем, потому что чувства делают их «заложниками». Они постоянно блокируют свой гнев и не дают волю эмоциям, их окружает аура жалости к себе. К счастью, всегда есть возможность перестроиться.

Как можно повысить самооценку?

1. Занимайтесь самоосознанием.

Будьте честны перед собой. Подумайте, как вы относитесь к людям и возможностям, которые дарит вам судьба. Вспомните, кто был вашей опорой в детстве? Кто дарил вам позитив, а кто — негатив? Какие успехи и неудачи вы запомнили? Кого, кроме вас, они интересовали? Кто был рядом в трудную минуту и кто радовался вашим победам? Занимались ли вы творчеством? Или у вас было тяжелое детство? Как все это повлияло на вас? Какие уроки вы извлекли из прошлого?

Ответив на эти вопросы, можно понять истоки своей самооценки. Чем больше вы узнаете о себе, тем точнее будет ваша самооценка.

2. Признайте, что вы не все можете изменить.

Нужно научиться принимать себя такими, какие мы есть. Например, нельзя изменить родителей, родиться в другом месте, поменять рост или цвет кожи. Точно также мы должны воспринимать утраты, чтобы двигаться дальше. Научитесь перерабатывать свое горе, чтобы находить радость в жизни. Принятие себя — это жизненно важная составляющая самооценки.

«Никто не может вас заставить чувствовать себя униженным без вашего согласия» —

Элеонора Рузвельт, бывшая первая леди США

3. Подружитесь со своим внутренним голосом.

Учитесь прислушиваться к тому, что вы сами себе говорите: позитивное, конструктивное и полезное или негативное, разрушительное и вредное. Позвольте себе не быть идеальным, не ждите совершенства в себе и других. Научитесь принимать комплименты, запоминайте то, что говорят вам люди, которых вы считаете образцом высокой самооценки. Хвалите себя и не занимайтесь самобичеванием.

4. Радуйте себя.

Купив дорогую машину, вы за ней ухаживаете: покупаете бензин, моете ее и регулярно проходите техобслуживание. Посмотрите на себя с той же точки зрения. Высыпайтесь, занимайтесь физическими упражнениями, ухаживайте за собой и правильно питайтесь. Делайте то, что доставляет вам удовольствие. Награждайте себя за любые победы и говорите себе комплименты, сделав что-то хорошо. Наслаждайтесь расслабляющей ванной, бокалом вина или книгой.

Источник

5. Принимайте помощь от других.

Исследования показывают, что мы лучше себя чувствуем при наличии прочных социальных связей. Даже если вы интроверт, важно устанавливать связи, необходимые для пополнения душевной энергии. Не бойтесь просить помощи у других, просить совета и говорить о своих чувствах.

Записывайте все хорошее, что вам говорят, и вешайте эти записки на холодильник или над рабочим столом. Окружите себя людьми, которые способны слушать, они помогут сбросить чрезмерное напряжение. Ищите объятий, рукопожатий, прикосновений. Если ситуация требует, просите профессиональной помощи.

По материалам книги «Спасите заложника»

Обложка поста: pixaba  

blog.mann-ivanov-ferber.ru

как поверить в себя и поднять самооценку

Счастливая девушка

Личность человека представляет собой набор качеств, данных ему природой или приобретенных за годы жизни. Люди могут быть хитрыми и прямолинейными, смелыми и осторожными, умными и глупыми, рассудительными и опрометчивыми.

Одни качества используются человеком больше, другие меньше, но все они создают его характер. Каждое из качеств может сделать человека сильнее или слабее. Обычно считается, что качество, которое делает человека сильным, нужно развивать, а со слабым нужно поступить наоборот.

Чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону, человеку нужно поверить в себя и провести анализ своих личных качеств. Необходимо провести самооценку определить те, которые дарят ему силу и ведут к победе, и те, что забирают у него энергию и замедляют его движение.

Взгляд со стороны

Люди ставят оценки

Обычному человеку трудно дается самооценка своей личности, поскольку неприятно убеждаться в своих слабостях и выявлять недостатки, поэтому можно обратиться за помощью к своему товарищу, который не станет приукрашивать действительность.

Сторонний наблюдатель может прямо указать на сильные и слабые черты характера, но полученную информацию нельзя оценивать однобоко, пользуясь только категориями «для меня это хорошо» и «мне это мешает». То, что посторонний человек воспринимает как недостаток, может оказаться преимуществом перед другими людьми.

Если какое-нибудь из качеств человека помогает ему добиваться своего, тогда, вероятно, это сильная сторона его личности, и ее нужно развивать.

Выявление сильных и слабых сторон

Женщина копается в себе

Для выявления сильных сторон своей личности человек должен вспомнить моменты, когда он получал выгоду от своих действий, одерживал победу. Если он побеждал, значит, использовал свои сильные качества, которые остается только выявить и довести до совершенства.

Как выявить у себя слабую черту характера? Слабые стороны личности – это те качества, которые мешают человеку верить в себя, достигать нужного результата или приводят к проигрышу.

Как поступать с выявленными слабостями? Нужно ли человеку искоренять недостатки?

Борьба со слабыми сторонами личности приведет человека к поражению. Нельзя бороться с тем, что дано человеку от природы. В разных ситуациях одно и то же качество будет или мешать, или способствовать достижению цели. Чтобы не расходовать драгоценную энергию на борьбу со слабостями в характере, лучше заняться воспитанием противоположного, сильного качества. При необходимости новые приобретенные навыки не позволят старым проявить себя.

Время для действий

Девушка с высокой самооценкой

Стремление добиться совершенства и стать сильнее всех является личным делом человека и не должно предаваться огласке. Правильный подход к собственным качествам позволит человеку не тратить свою энергию на бесплодную внутреннюю борьбу и остаться при этом гармонично развитой личностью.

Конкретными советами мы расскажем как поднять самооценку без особых усилий.

  1. Перестать сравнивать себя с другими людьми. Всегда найдется человек, который в чем-то лучше или хуже. В первом случае появится зависть, а во втором – тщеславие. Такие эмоции приводят к неприятным переживаниям. А люди вокруг из друзей и знакомых превратятся в конкурентов.
  2. Говорить и думать о себе только хорошее. Забыть об осуждении. Реагировать стоит только на конструктивную критику, а остальную отметать. Если не получается поверить в себя и думать о себе только позитивно, а в голове крутятся только отрицательные эпитеты, можно написать на листе десять своих лучших качеств, десять достижений, и повесить на видное место.
  3. Начать прислушиваться к комплиментам и воспринимать их без скромности. Стараться общаться с людьми, которые говорят их. Отвечать лучше тем же.
  4. Составить список позитивных кратких утверждений о себе. Например: «Я добрый и красивый человек», «Я любимец фортуны» Развесить высказывания в местах, которые часто попадают на глаза: компьютер, зеркало, дверь. И каждый раз проговаривать про себя.
  5. Читать литературу для повышения самооценки, следовать рекомендациям.
  6. Заниматься только тем, что нравится. Работа в том числе должна приносить удовольствие. Для повышения самооценки хорошо, если работа дает чувство ценности для окружающих. Общаться следует только с людьми, которые приятны. А от негативных дистанцироваться. Жизнь в радость повысит самооценку.
  7. Принимать самостоятельные решения. Лучше ошибаться, приобретать собственный опыт, чем зависеть от других.
  8. Всегда помнить, что каждый человек – личность уникальная. Не стоит сомневаться в каждом шаге, колебаться и оглядываться на других. Решительность – это отличный способ изменить свою жизнь.

Следуя этим простым советам, постепенно ваша самооценка изменится в лучшую сторону, а значит, и жизнь в целом.

samorazvitie.biz

Как повысить самооценку

Люди с высокой самооценкой более счастливы и успешны, а с низкой всегда остаются в лузерах. От самооценки зависят твои достижения и поражения во всех сферах жизни.

Самооценка связана со всеми сторонами нашей жизни, включая работу и отношения с людьми. От самооценки зависят наши достижения, психологическое состояние, способность действовать в любой ситуации. Люди с высокой самооценкой счастливы и жизнерадостны, творчески относятся к проблемам и получают удовлетворение от жизненного опыта. Их устраивает место, которое они занимают в мире, и мы все можем быть такими.

Что дает высокая самооценка?

Самооценка — это наше мнение о себе. У людей с высокой самооценкой настроение колеблется реже, а значит они реже становятся заложниками собственных эмоций. Важно знать свои сильные и слабые стороны, принимать себя такими, какие мы есть. Обладая высокой самооценкой, мы в любой ситуации сохраняем чувство самоуважения, не пасуем перед трудностями и критикой, быстро приходим в себя после неудачи.

На наше мнение о себе влияют детские впечатления, отношения с людьми и собственные достижения. Важно помнить, что самооценка развивается постоянно.

Чем плоха низкая самооценка?

Люди с низкой самооценкой чрезмерно критичны по отношению к себе и склонны к перфекционизму. Тем, кто себя не ценит, всегда нужна поддержка и подбадривание со стороны. Но даже этого бывает недостаточно, поскольку люди с низкой самооценкой не могут быть надежной психологической опорой для себя самих. Если у нас низкая самооценка, мы постоянно чего-то боимся, не верим, что достаточно хороши и бесконечно критикуем собственные действия.

«Люди — это единственные существа на земле, способные препятствовать собственной деятельности. Умение быть себе помехой является приобретенным, мы с ним не рождаемся» Майкл Хеброн, писатель

Высокомерие — может быть не признаком завышенной самооценки, а совсем наоборот. Люди с низкой самооценкой часто становятся бунтарями и приспособленцами, обвиняющими других во всем, потому что чувства делают их «заложниками». Они постоянно блокируют свой гнев и не дают волю эмоциям, их окружает аура жалости к себе. К счастью, всегда есть возможность перестроиться.

Как можно повысить самооценку?

1. Занимайтесь самоосознанием.

Будьте честны перед собой. Подумайте, как вы относитесь к людям и возможностям, которые дарит вам судьба. Вспомните, кто был вашей опорой в детстве? Кто дарил вам позитив, а кто — негатив? Какие успехи и неудачи вы запомнили? Кого, кроме вас, они интересовали? Кто был рядом в трудную минуту и кто радовался вашим победам? Занимались ли вы творчеством? Или у вас было тяжелое детство? Как все это повлияло на вас? Какие уроки вы извлекли из прошлого?

Ответив на эти вопросы, можно понять истоки своей самооценки. Чем больше вы узнаете о себе, тем точнее будет ваша самооценка.

2. Признайте, что вы не все можете изменить.

Нужно научиться принимать себя такими, какие мы есть. Например, нельзя изменить родителей, родиться в другом месте, поменять рост или цвет кожи. Точно также мы должны воспринимать утраты, чтобы двигаться дальше. Научитесь перерабатывать свое горе, чтобы находить радость в жизни. Принятие себя — это жизненно важная составляющая самооценки.

«Никто не может вас заставить чувствовать себя униженным без вашего согласия» Элеонора Рузвельт, бывшая первая леди США

3. Подружитесь со своим внутренним голосом.

Учитесь прислушиваться к тому, что вы сами себе говорите: позитивное, конструктивное и полезное или негативное, разрушительное и вредное. Позвольте себе не быть идеальным, не ждите совершенства в себе и других. Научитесь принимать комплименты, запоминайте то, что говорят вам люди, которых вы считаете образцом высокой самооценки. Хвалите себя и не занимайтесь самобичеванием.

4. Радуйте себя.

Купив дорогую машину, вы за ней ухаживаете: покупаете бензин, моете ее и регулярно проходите техобслуживание. Посмотрите на себя с той же точки зрения. Высыпайтесь, занимайтесь физическими упражнениями, ухаживайте за собой и правильно питайтесь. Делайте то, что доставляет вам удовольствие. Награждайте себя за любые победы и говорите себе комплименты, сделав что-то хорошо. Наслаждайтесь расслабляющей ванной, бокалом вина или книгой.

5. Принимайте помощь от других.

Исследования показывают, что мы лучше себя чувствуем при наличии прочных социальных связей. Даже если вы интроверт, важно устанавливать связи, необходимые для пополнения душевной энергии. Не бойтесь просить помощи у других, просить совета и говорить о своих чувствах.

Записывайте все хорошее, что вам говорят, и вешайте эти записки на холодильник или над рабочим столом. Окружите себя людьми, которые способны слушать, они помогут сбросить чрезмерное напряжение. Ищите объятий, рукопожатий, прикосновений. Если ситуация требует, просите профессиональной помощи.

По материалам книги «Спасите заложника»

mensby.com