Роль гуманитарных знаний в жизни человека в современном мире. Роль знаний в современном мире


Реферат "Роль знаний в современном обществе"

МИНИСТЕРСТВО образования РеСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Нефтекамский нефтяной колледж

РЕФЕРАТ

«Роль знаний в современном обществе»

Выполнила: преподаватель

Саликаева Е.Д.

2015г.

2

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................3

1.Сущность понятия « знание»..................................................................4

2. Роль знаний в современном мире……………………………………..8

3. Возможности, которые открывают знания………………………….11

Заключение…............................................................................................12

Список литературы…...............................................................................14

Введение

С давних времен знания считались одним из самых ценных богатств человечества. Люди передавали опыт и накопленную мудрость из поколения в поколения, так накапливались и преумножались знания о вселенной, об окружающем мире, о человеке, которого не зря назвали человек разумный (лат. Homo sapiens).

Каждый исторический этап развития общества напрямую или косвенно связан с каким-либо открытием и получением новых знаний. Так, индустриальное общество характеризуется обширной производственной деятельностью, связанной с изобретением ткатских, печатных и других различных станков.

Зачастую за такими огромными и значимыми изобретениями стоят обычные люди, пытливые умы которых жаждали новых знаний и создания приборов, не имеющих аналогов в мире. Что заставляло их сидеть за книгами, изучать статистики, ехать на край света, чтобы найти ответы на интересующие их вопросы и утолить свою жажду знаний?

Безусловно, труд этих людей окупался не только в масштабе личности, но и всего человечества. Ведь все, на чем основываются технологии нашего времени, берет начало в идеях конкретных людей.

Народная мудрость гласит: « Кто владеет информацией, тот владеет Миром». Это высказывание как никогда актуально, так как в условиях глобализации человек должен обладать большим объемом информации, чтобы качественно выполнять свою работу, быть заботливым родителем, хорошим другом и также легко справляться с множеством социальных ролей. Получается, что знание – это ключ к успешной жизни в современном обществе, заполучив который можно справиться с любой проблемой и выйти победителем из любой ситуации. Эта « палочка-выручалочка» станет не только орудием, но и ресурсом для личностного развития личности человека.

1.Сущность понятие «знание»

Выделяют несколько значений понятия « знание»:

Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Знание в широком смысле — субъективный образ реальности в форме понятий и представлений.

Знание в узком смысле — обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу.

Знание (предмета) — уверенное понимание предмета, умение обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей.

И каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии – соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие символическую или художественно-образцовую основу.

К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание (строится на основе условно принимаемых правил и целей, позволяет возвыситься над повседневным бытием, не заботиться о выгоде, вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами). Возможен обман партнёра и сокрытие истины. Носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения.

Выделяют различные виды знания: научное, вненаучное, обыденно-практическое (здравый смысл), интуитивное, религиозное.

Обыденно-практическое —  знание, существовавшее ещё на ранних этапах человеческой истории и доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности (т. н. здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции и т. п.), носит несистемный, бездоказательный, бесписьменный характер. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия.

Научное — знание, основанное на рациональности, характеризуется объективностью и универсальностью, и претендует на масштаб всеобщего значения. Научное познание — процесс получения объективного, истинного знания. Его задача — описать,

объяснить и предсказать процесс и явление действительности. Научные революции, происходящие в ходе развития научного познания и приводящие к смене теорий и принципов, сменяются периодами нормального развития науки (углубление и детализация знаний).

Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.

Форма научного знания младше многих форм вненаучного знания.

Вненаучное знание не является чьей-то выдумкой, продуцируется определённым интеллектуальным сообществом по отличным от рационалистических нормам, эталонам, имеют свои источники и средства познания.

Таким образом, «знание» - это понятие, включающее в себя множество слов таких как: мудрость, опыт, информация ум и сила. А также это вывод из какой-либо жизненной ситуации, результат осуществленной идеи, эксперимента.

2. Роль знаний в современном мире.

Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сферах. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов в результате концентрации и специализации производства.

Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом. В связи с этим, очень важно понимание не только взаимосвязи развития индустрии информации, компьютеризации, информационных технологий с процессом информатизации, но и определение уровня и степени влияния процесса информатизации на сферу управления и интеллектуальную деятельность человека.

Проблемам информации вообще и управлению как информационному процессу уделяется очень большое внимание, обусловленное следующими объективными процессами:

• человечество переживает информационный взрыв. Рост циркулирующей и хранящейся в обществе информации пришел в противоречие с индивидуальными возможностями человека по ее усвоению;

• развитие массово - коммуникационных процессов;

• потребность разработки общей теории информации;

• развитие кибернетики как науки об управлении;

• проникновение информационных технологий в сферы социального бытия;

• исследования в области естественных наук подтверждают роль информации в процессах самоорганизации живой и неживой природы;

• актуализация проблемы устойчивого развития, становление информационной экономики, главной движущей силой которой является информационный потенциал, информационные ресурсы;

• проблема перспективы развития человечества как целостности делает необходимой постановку вопроса о критерии прогресса в современных условиях.

Важное место в понимании такого понятия как "информация" и механизма информационных процессов в обществе и его институтах занимает понятие информационной среды, которая является с одной стороны, проводником, преобразователем и распространителем информации, а с другой - источником побудительных причин деятельности людей. В процессе своей деятельности человек активно взаимодействует с информационной средой, получая из нее новые личностные знания, генерируя новые знания и представляя их в форме информации, которую помещает в информационную среду. Любому хозяйствующему субъекту свойственна определенная информационная среда, в которую он погружен. Эта информационная среда отражает уровень развития хозяйствующего субъекта и определяет определенные принципы информационного поведения людей в общении друг с другом .

Следует также отметить, что исключительная роль информации в современном научно - техническом прогрессе привела к пониманию информации как ресурса, столь же необходимого и важного, как энергетические, сырьевые, финансовые и другие ресурсы. Информация стала предметом купли - продажи, т.е. информационным продуктом, который наравне с информацией, составляющей общественное достояние, образует информационный ресурс общества.

В качестве товара информация не может отчуждаться подобно материальной продукции. Ее купля-продажа имеет условное значение. Переходя к покупателю, она остается и у продавца. Она не исчезает в процессе потребления.

Становление и развитие информационного сектора, движение многих видов информации в качестве товара повлияло на формирование особого рынка - рынка информации.

В настоящее время распространение информации в информационном секторе экономики невозможно представить без применения новых информационных технологий. Уже прошел тот момент времени, когда новые информационные технологии разрабатывались в основном для внутренних потребностей той или иной организации. Сейчас информационные технологии превратились в самостоятельный и довольно прибыльный вид бизнеса, который направлен на удовлетворение разнообразных информационных потребностей широкого круга пользователей.

Использование современных информационных технологий обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным информационным массивам (таким как базы данных, электронные справочники и энциклопедии, различные оперативные сводки, аналитические обзоры,

законодательные и нормативные акты и т.д.), поступающим из международных, региональных и национальных информационных систем и использование их в интересах успешного ведения бизнеса.

В результате объединения разнообразных информационных сетей стало возможным создание глобальной информационной системы Internet , позволяющей вести информационное обслуживание по принципу "всегда и везде, в любой точке земного шара".

Благодаря стремительному развитию новейших информационных технологий, в настоящее время не только появился открытый доступ к мировому потоку политической, финансовой, научно-технической информации, но и стала реальной возможность построения глобального бизнеса в сети Internet .

3.Возможности, которые открывают знания

Так что же означает высказывание: « Кто владеет информацией, тот владеет Миром»? Значит ли это, что обладая некоторыми знаниями можно стать властителем дух и всего Мира в целом?

Отчасти это так и есть. Зачастую правильная информация помогает нам справляться с трудностями на работе, в семье, принимать правильные решения. Заполучив некоторые знания в нужный момент, мы способны поменять свое психологическое состояние, посмотреть на свою жизнь под другим углом. От некоторых знаний человек может буквально прозреть, посмотреть на окружающий мир свежим взглядом. Порой мы не замечаем своих заблуждений, а когда нам является истина, мы не можем простить себе то, что не замечали этого раньше.

Действительно, информация-это ключ к власти, богатству, мудрости, славе, уважению и многому другому. Она дает человеку преимущество в любой борьбе.

Всякий работодатель отдаст свое предпочтение менеджеру, чьи знания и квалификация выше, чем у других. Всякий человек доверяет больше специалисту с высшим образованием. И совета мы спрашиваем у людей старше нас, так как их мудрость и жизненный опыт гораздо больше, чем наш.

Информация-это то, на чем основывается жизнь на современном этапе, это не только основа всех наук, но и то, из чего складывается удачность нашего дня. Мы и на малую долю не можем себе представать, насколько мы зависим от информации, мы не сможем перечислить всех источников информации и всех ее носителей. Скорее всего, мы никогда не увидим информационных потоков и сетей, «летающих» у нас над головами. Но мы также не можем представить свою жизнь без них.

Большинство населения настолько зависят от информационных носителей, что пропустит на электричку, если у них разрядится телефон, в следствии чего опоздает на работу и, если на предприятии строгий устав, за всем этим последует увольнение. Таких примеров можно привести множество. Мы недооцениваем значимость знаний в современном мире. Приобретая их, мы выигрываем, но, не получив их вовремя, мы рискуем многое потерять. Поэтому человек вынужден хранить в своей голове множество знаний, чтобы оставаться в ритме информационного общества.

Заключение

Пока человек узнает что-то новое, он растет. Знание - это сила, это то, что находится в нас, это то, что содержат клетки нашего головного мозга, то, что скрыто в цепи ДНК.

Половина информации, содержащейся в нас, нам неведома. Ведь знания - это не только тот материал, который накопили мы, но и тот, который содержится в нашей крови - информация, которую до нас собирали предшествующие поколения.

Сознание человека до сих пор остается тайной. Иногда мы сами не можем понять, откуда узнали ту или иную информацию. Она может приходить к нам по средствам органов чувств, как во время бодрствования, так и во сне, знания могут приобретаться как в чистом виде, так и в виде информации.

Существует множество источников, из которых человек может черпать знания, это: книги, журналы, статьи в газетах, общение с другими людьми, выставки, спектакли, галереи и многое другое.

Но существуют также пути, на сегодняшний день неизведанные науки. Такие, как «шестое чувство». Порой мы не можем объяснить, откуда нам поступает та или иная информация. Каждый из нас в своей жизни хоть раз сталкивался с этим, например, осознавали который час, не смотря при этом на часы, чувствовали, кто звонит нам на телефон, не поднимая трубки, знали, когда зазвонит телефон и еще много подобных необъяснимых ситуаций. До сих пор науке неизвестно с чем связана такого рода активность головного мозга. Но нельзя отрицать того факта, что такого рода источник информации присутствует в нашей жизни.

Все эти источники в совокупности делают человека менее уязвимым и открывают перед ним новые горизонты знаний, новые возможности и перспективы.

На современном этапе развития, ценятся разносторонне развитые люди. Потому что подготовленный человек быстрее справляется с возникшими трудностями, используя при этом весь свой информационный потенциал. Таким людям проще жить и находить общий язык с людьми, которые его окружают. Поэтому индивидам не стоит отказываться от знаний, конечно, знать абсолютно все не возможно, но можно год за годом пополнять свой интеллектуальный багаж, тем самым самосовершенствоваться.

Из всего этого, в заключение, можно смело сказать, что роль знаний и информации в этом Мире огромна. Ведь знание выступает катализатором прогресса. Оно способствовало становлению человека из примата в Человека

Разумного и непременно приведет человечество к новой ступени развития научного и общественного прогресса.

Список литературы

1. К.Вахтомин « Теория научного знания Иммануила Канта», 2007.

2. А.Пуанкаре « О науке», 2005.

3. М.К.Румизен « Управление знаниями», 2004.

4. Б.Г.Мещеряков и В.П.Зинченко « Энциклопедия по психологии»,2010.

5. www.wikipedia.ru

6. http://www.psychologos.ru/articles/view/kak_sebya_zastavit

www.metod-kopilka.ru

1.2 Роль знаний на современном этапе развития общества. Экономика знаний

Понятие научного знания

Знание – идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.

Функции знания:

- обобщение разрозненных представлений о закономерности природы, общества и мышления;

- хранение того, что может быть передано в качестве устойчивой основы практических действий.

Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называется познанием.

Научное знание может быть относительным – являясь, в основном, верным отражением действительности, отличается некоторой неполнотой совпадения образа с объектом и абсолютным – достигается полное совпадение. Абсолютное знание не может быть опровергнуто или изменено в дальнейшем.

Чувственное познание (непосредственная связь человека с окружающей действительностью). Его элементами являются:

- ощущение – отражение мозгом человека свойств предметов или явлений окружающего мира, которые действуют на органы чувств человека;

- восприятие – отражение мозгом человека свойств предметов или явлений окружающего мира в данный момент времени;

- представление – вторичный образ предмета или явления;

- воображение – соединение и преобразование различных представлений в новую картину образов.

Наука как отрасль знания и ее связь с вопросами этики, эстетики, философии и религии

Выделяют пятьотраслей человеческого знания: этика, эстетика, философия, религия и наука. Эти отрасли тесно переплетены между собой. И те, кто занимается наукой, решают одновременно этические, эстетические, философские и религиозные вопросы.

Этичноли проведение данных научных исследований (клонирование человека, изучение ядерных, термоядерных превращений, «наша» и «не наша» бомба).

Эстетические вопросы (например, спор физиков и лириков). Ученые всерьез считают, что научная теория верна, если онакрасива, человек может получать удовольствие от занятий наукой, как и от занятий живописью, музыкой; наука помогает, например, совершенствовать способы и методы живописи (теория Раушенбаха – описание приемов живописи в зависимости от строения человеческого глаза; новые материалы для живописи – акриловые краски, алюминиевые листы, видеокартины).

(Абрикосов (нобелевский лауреат) – «Ученый - это человек, которому никогда не скучно».)

Религиозныевопросы – главный вопрос – как создан мир и почему он устроен именно так. Многие века жрецы (монахи) были самыми образованными людьми, учеными, исследующими мир. Чтобы владеть умами людей, необходимо быть на шаг впереди них.

Философские вопросы – в начале 20-го века было открыто строение атома и общество разбирало вопрос - есть ли что-либо устойчивое в мире, если уж и атом делим? В конце 20-го века, например, вопрос о клонировании – новый способ размножения человека, не рушится ли весь мир от этого, как с этим смириться и нужно ли. Вопрос об экологической катастрофе – можно ли ее предотвратить, каким может быть максимальный уровень вмешательства человека в окружающую среду и не следует ли в связи с этим человеку изменить отношение к техническому прогрессу.

Лженаука и признаки «великого» открытия

С религиозными и философскими вопросами тесно смыкаются различные «суеверия». Например, происходят случаи, которые, казалось бы, можно объяснить только телепатией. Как доказать? Аргументы личного опыта и убежденность следует отбросить (не верь глазам своим), т.к. 100-200 лет назад было множество людей, видевших чертей и ангелов или духов на спиритических сеансах (звонки в голове). Следует знать, что нельзя доказать отсутствие явления, можно утверждать, что оно не обнаружено и его существование маловероятно.

Существует понятие лженаука, оно обозначает либо заблуждения, либо поиски неожиданного. Неожиданные явления – это такие, которые противоречат принятым представлениям (но не установленным фактам!).

Лженаука – это попытка доказать утверждение, пользуясь ненаучными методами, выводя заключение из неповторяемого, неоднозначного эксперимента или делая предположения, противоречащие хорошо установленным фактам. Незаконченные научные работы требуют проверки научными методами, если проверка не дает результатов, эти работы могут перейти в разряд лженауки.

Одного желания доказать невероятное недостаточно. Необходимо сформулировать исследовательскую задачу. Например, как долго нужно думать об одном и том же, чтобы передать мысль и на какое расстояние это возможно сделать. Эксперименты по доказательству существования телепатии строились на использовании так называемых карт Зенера, т.е. передачи изображений (зрительного восприятия, перешедшего в мысль, а не непосредственно мысли). К настоящему времени известно, что вокруг живых организмов существуют физические поля – электрическое, световое, звуковое и они довольно хорошо изучены (свечение Кирлиана – интенсивность свечения зависит от состояния человека). Поля эти очень быстро убывают с расстоянием и уже в нескольких метрах неотличимы от случайных «шумовых» полей (от фона). Физические поля, излучаемые человеком, не могут объяснить таких явлений, как передача мыслей или изображений на большие расстояния. Возможно, существуют необнаруженные физические поля – это очень маловероятно (так называемое биологическое поле). Работы по поискам биополя (биологического поля) научными методами были бы важным исследованием, даже если бы дали отрицательный результат (Мигдал). Но не существует проявлений биополя, подтвержденных научным экспериментом.

Здравый смысл предполагает отрицание чуда. Одно из основных положений римского права гласит: «Бремя доказательств лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает».

Здесь же остановимся на явлении, которое имеет место в человеческом сообществе во все века. Появляются люди, утверждающие, что они совершили великое открытие. Много лет эти люди открывали «вечный» двигатель, пока Парижская академия наук не прекратила рассматривать подобные проекты, т.к. они противоречат второму началу термодинамики (и во всех проектах, которые они до этого рассматривали, обнаруживалось мошенничество со стороны изобретателя).

Физические институты выделяют «дежурных» сотрудников для ответов авторам «великих» открытий. Также патентные ведомства отвечают на постоянно повторяющиеся изобретательские проекты (спичка с 2-мя головками и др.).

Признаками работ, претендующих на «великое» открытие являются следующие:

1. перевороту подвергаются не один вопрос, а сразу все результаты современной науки;

2. автор не имеет профессиональных знаний в данной области;

3. в работе никогда не цитируются современные научные работы, т.к. автор с ними не знаком;

4. автор утверждает, что его работа – плод многолетних усилий, но в работе нет математических выкладок, анализа известных фактов;

5. никаких других работ меньшего масштаба у автора нет.

Действительный переворот в науке обычно затрагивает сравнительно узкую область явлений и происходит на прочной основе имеющихся достижений науки.

Свойства знаний

Знание – идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.

1.Знания – это продукт, с одной стороны, частный (его можно присвоить), а с другой – общественный, принадлежащий всем. С другой стороны секреты производства могут быть открыты и другими людьми, чаще всего это вопрос времени. Желание прославиться также способствует передаче знаний (открытие фосфора). Можно говорить о так называемом неотделимом, или неявном, знании. Речь идет о том знании, которое невозможно отделить от его носителя: индивида или научного, конструкторского и производственного коллектива. В применении к научному коллективу это означает, что для создания знания определенного уровня необходим коллектив, специалисты в котором подобраны в оптимальной квалификации.

2.Дискретностьзнания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть.

3.Знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения.

4.Знания по своей природе - это информационныйпродукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.

90% всего количества знаний, которыми располагает человечество, получено за последние 30 лет, так же как 90% общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, - наши современники. Это явные признаки перехода от экономики, основанной на использовании природных ресурсов, к экономике знаний.

Вопросы экономики знаний

Термин «экономика знаний» (или «экономика, базирующаяся на знаниях») используется в настоящее время для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а производство знаний становится источником роста.

Знания измеряют по затратам на их производство и по рыночной стоимости проданных знаний. Затраты включают: 1) расходы на исследования и разработки, 2) на высшее образование, 3) на программное обеспечение.

Насколько высокой может быть рыночная цена знаний покажем на примерах. Всем известна электронная игра «Тетрис». Ее придумал экономист Вычислительного центра Академии наук Алексей Пажитнов (и не так уж много времени он на это потратил). Игра принесла ему лично 15 тысяч долларов. Вычислительный центр, продав права на распространение фирме «Nintendo», получил 4 млн. долларов, фирма же – от распространения изготовления игры – более 1 млрд. долларов. Здесь конечно, не нужно забывать о неявном знании индивидуума, о его творческих способностях, желании придумать новое. В служебные обязанности программиста это, конечно, не входит. Другой пример – знаменитая фирма «Microsoft». Ее рыночная стоимость оценивается в 350-400 млрд. долларов, стоимость по прибыли – 50-70 млрд., а бухгалтерская стоимость – всего 5-10 млрд.

Знания, большая их часть, являются общественным благом на международном уровне. Затраты государства на науку не являются истинной стоимостью знаний. Истинную стоимость дает спрос на знания. Спрос определяет – жить ли знанию дальше. Огромное число идей, открытий и изобретений не используется, фактически исчезло, не подкрепленное вовремя спросом.

Поскольку однажды созданные знания доступны всем и информация не исчезает, то в экономике знаний неэффективен традиционный рыночный механизм, невозможно продать максимальное количество «копий» знания. Эффективность достигается, когда цены рассчитаны на конкретного потребителя (так называемые дискриминационные цены). Например, цены на статистическую информацию и программное обеспечение (парадокс – распространение пиратских копий приводит к более широкому распространению знаний и информации, к лучшему удовлетворению потребительского спроса).

Для регулирования отношений собственности в сфере так называемых неосязаемых благ, к которым относятся знания, существует авторское право. Наряду с регулируемым законодательно действует и так называемое неформальное авторское право. Мировое научное сообщество пристально следит за тем, чтобы оно не нарушалось. Воровство научных результатов строго осуждается, в какой бы завуалированной форме оно не проявлялось. Авторское право тесно связано с понятиемрепутации,которая в научной сфере в чем-то сродни производственной мощности предприятия. Репутация получает рыночную оценку, в частности, в форме уровня заработной платы ученого, а также спроса на его труд.

Развитие экономики знаний позволит полнее использовать научный потенциал человечества. Сбалансированность экономики знаний можно оценить соотнеся затраты на входе, то есть на научные исследования и образование, и получаемый эффект на выходе, то есть вклад потребителей знаний – отраслей повышенного спроса на знания, в ВВП (внутренний валовый продукт), можно оценить сбалансированность развития экономики знаний. Этот показатель не должен быть чрезмерно низким (в этом случае затраты на производство и распространение знаний неэффективны) или слишком высоким (в этом случае в стране либо не развита сфера НИОКР и образования, либо не выделяются ресурсы на их развитие, а эксплуатируется накопленный ранее научный потенциал). Кроме того, соотношение между показателями различного уровня на выходе позволяет оценить внутреннюю сбалансированность сектора отраслей повышенного спроса на знания.

Суммируя можно отметить, что экономика знаний неразделимая триаду рынков: 1) рынка знаний, 2) рынка услуг и 3) рынка труда.

Для управления знаниями нужен особый тип специалиста, так называемый инновационный менеджер, человек, который знает, как превращать фундаментальные знания в деньги. Поэтому рынок продуктов (знаний) необходимо заменить рынком услуг. Вокруг крупных компаний должны создаваться мелкие фирмы, которые по заказам компаний ищут применение знаниям и превращают их в конкретные материальные продукты.

Таким образом, для реализации экономики, построенной на знаниях, необходимо:

1.изменение массового сознания – в том, что богатство не в недрах, а в мозгах и мы не будем жить достойно, пока не научимся ценить и продавать знания;

2.обеспечение государством благоприятной правовой, налоговой и организационно-экономической среды для развития экономики знаний.

studfiles.net

Роль знания в современном мире.

Класс: 10-11.

Внеклассное мероприятие(круглый стол).

Тема: Роль знания в современном мире.

Цели: Знать: о роли и важности знания в жизни человека;

Уметь: расширять свой кругозор, выражать мысли, образно и убедительно говорить;

Воспитывать любовь к русскому языку, его красоте и многогранности; призывать

прилежно учиться, стремиться получить знание;

Оборудование: выставка книг, цитаты великих людей, журналы РЯКШ, «Слова назидания»Абая Кунанбаева, хрестоматия по казахскому языку.

Тип: круглый стол.

План мероприятия: 1. Что такое счастье?

2. Как вы понимаете выражение «духовная ценность»?

3. В чем сила знания?

4. Что дает нам ЕНТ? (плюсы и минусы ЕНТ)

Ход мероприятия:

Вступительное слово: добро пожаловать, дорогие гости и ученики! Сегодня у нас круглый стол, мы собрались поговорить на тему «Роль знания в современном мире». Мы живем в суверенном и независимом Казахстане, где каждый гражданин должен иметь свое место. Каждый из нас стремится жить достойно, а для такой жизни нам необходимо иметь багаж знаний. Но счастье человека не ограничивается только получением знаний. Для счастья нужно много. Хочу напомнить вам слова Авраама Линкольна «Большинство людей счастливы настолько, насколько они сами решили быть счастливыми». А как вы понимаете значение слова «счастье»?

Иметь семью быть духовно богатым

материальное обеспечение счастье стремление к будущему

труд-удовольствие

В толковом словаре Ожегова дается следующее определение: «Счастье- это чувство и состояние полного, высшего удовольствия»

- А теперь из этих высказываний выбирайте два: стремление к будущему и духовная ценность.Если на первом месте духовные ценности, то богатеет душа, возникает чувство сопричастности с другими. Великий педагог Сухомлинский говорил, чтобы быть счастливым, человек должен совершенствоваться, развивать свои природные задатки, получать знания.

1. Можно ли назвать знание одной из ценностей жизни?

2. Как вы понимаете значение слова «знание»? ЗНАНИЕ

- богатство, которое никогда не теряется, никогда не умирает и не стареет.

- богатство, с помощью которого живет и дышит человек. - богатство, которое делает человека сильным, смелым, умным, красивым.

3. Где вы можете получить знание?

- в детском саду, в школе;

- дома у родителей;

- по СМИ;

- по книгам;

4. Китайский философ Конфуции сказал «Дорога в тысячу миль начинается с первого шага». Как вы понимаете эти слова?

Путь к знанию начинается с самого рождения, когда ребенок учится правильно говорить, выражать свои мысли. Указывая на каждый предмет, ребенок начинает узнавать название, цвет, вкус и другие качества. В школе с первого класса он знакомится с буквами, его обучают читать и писать красиво. Чтобы стать образованным человеком, нужно получать максимум знаний на каждом шаге по дороге к познанию.Стихи Ибрая Алтынсарина «Кел, балалр, оқылық!»

Кел,балалар, оқылық! Дитя, когда учится станешь ты,

Оқығанды көңілге То знания средь полной темноты

Ықыласпен тоқылық! Светлее ламп осветит путь тебе,

Оқысаңыз, балалар, И станут явью все твои мечты.

Шамнан шырақ жағылар. Давайте же, дети, учиться начнем

Тілегенің алдыңнан И знания светлые нити навек

Іздемей-ақ табылар. В свою благодарную память вплетем!

Мал дәулеттің байлығы, Богат скотом ты, но как дым пройдут

Бір жұтасаң жоқ болар, Твои богатства, если грянет джут.

Оқымыстың байлығы Ученому ж не страшен джут любой:

Еш жұтамақ жоқ болар. Его богатства с каждым днем растут...

5.Как лучше, быть богатым скотом или быть богатым знанием?

6. Для чего нужны знания человеку?

7.Есть слово «Тәрбиесіз алған білім өте қауіпті...» , можно перевести значение «Знание, полученное без воспитания – опасное оружие». Объясните смысл.

8.Послушайте еще одно выражение «Добро учит того, кто слушает», а как вы понимаете его смысл? Какие слова характеризуют духовно богатого человека?

Устремленность мудрость честность

Воспитанность человек сила воли

Ум образованность

«Земные чувства все отдайте постижению новизны», - говорил великий Данте. Новизной для выпускников уже несколько лет является ЕНТ- единое национальное тестирование.

9. Что дает нам ЕНТ?

10. Положительные и отрицательные стороны ЕНТ?

Положительные стороны:

Дает возможность показать свои знания;

Дает возможность поступить в ВУЗ-ы;

Ответить на тестовые вопросы несложно, если знаешь тот или иной предмет;

Даны готовые ответы, только надо уметь правильно выбрать;

Охватывает сразу несколько предметов;

Отрицательные стороны:

Полностью человека невозможно изучить: его речь, манера говорить, манера поведения, достатки или недостатки в физическом развитий;

Сдача теста как игра. Можно отметить вопросы , не имея знаний по тому или иному предмету.

Можно механически выучить материал, даже если не понимаешь его.

Мало времени уделяется на 5 предметов;

Не включаются баллы, набранные по русскому языку.

Заключение:

Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что, если останется жить Земля,

Главным достоинством Человечества

Будут когда-нибудь учителя...

Роберт Рождественский.

« Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым предметом для ученика является все- таки сам учитель .»

Адольф Дистервег.

kopilkaurokov.ru

Ум и умма, или роль знаний в современном мире

Часто средство, предписанное для решения конкретной проблемы, оказывается неуместным или недостаточным просто из-за ошибочного диагноза или не корректного анализа. Прежде всего это относится к неразвитости мусульманской уммы, от которой она страдает уже несколько столетий.

Эту «недоразвитость» не облегчает никакое лечение, которое началось еще со времен призыва о помощи Абу Хамида аль-Газали (ум. 1111) в «Тахафут аль-фаласифах» («Непоследовательность философов») и его призыва к исцелению в «Ихья ‘улум аль-Дин» («Возрождение религиозных дисциплин»).

Основная причина неудачи всех этих «оздоровительных процедур» (как диагностики, так и лечения) в том, что акцент делается исключительно на симптомы. То есть все внимание обращено на внешнюю сторону, и совершенно не исследуются фундаментальные причины этой болезни.

Болезнь уммы заключается в недоразвитости, разделении, тирании и угнетении, но помимо этого она страдает от несправедливости, нищеты и невежества. Она постоянно стремится к могуществу, единству и справедливости. Но ни одна из надежд на политическое, экономическое, научно-техническое развитие так и не была реализована, все они остаются лишь иллюзией, миражом.

Все исследователи сходятся на том, что реформы — особенно в системе образования — необходимы: без них не произойдет пробуждение мусульманской нации и не будет выполнена ее миссия. Но, увы, лечатся только симптому, а не причины это удручающей ситуации. Можно ведь построить сотни тысяч школ, но что за учителя будут стоять там у доски? Какова должна быть концепция образовательной реформы?

Если мусульмане не займут смелую позицию, и не вооружатся соответствующими инструментами познания, чтобы определить эти причины, умма и дальше неспособна будет их обнаружить и преодолеть.

Как это случилось?

Возникает важный вопрос: как мусульманская умма, объединяющая одну пятую человеческой расы, то есть более миллиарда человек, и охватывающая территорию от Атлантики до Тихого океана, могла оказаться настолько позади? В чем причина подобного ужасающего отставания?

Единственное возможное объяснение — не эффективность.

Все устремления уммы и ее народов направлены на выживание, причем, с наименьшими усилиями. Это нация без будущего и без амбиций, довольствующаяся производством основных материалов примитивными методами. Тонны металлов и сырья, которые экспортируются за пригоршню долларов, возвращаются в форме электронных и технологических продуктов стоимостью в миллионы долларов.

Все дело в людях: их производительности, способностях и качестве мышления.

Необходимо понимать, что что основной характеристикой постиндустриального общества новое качество капитала. а именно: капиталом становятся знания. При этом знания выступают услугой, а не товаром. В современном высокотехнологичном изделии 80% его себестоимости это интеллектуальная составляющая, связанная с разработкой, и только 20% — материальная составляющая, связанная с изготовлением. С капитализацией знаний ценности материального богатства уступают место ценностям творчества.

Поэтому образование наука это единственные двигатели которые способны помочь умме.Реформаторы справедливо считают улучшение образования одним из самых важных аспектов в строительстве нации. К сожалению, ориентируются они прежде всего на количество, и их реформы оказываются поверхностными.

Несомненно, соответствующее образование и обучение — правильный фундамент для строительства, ибо это две основы динамической человеческой энергии. Без них невозможны ни энергетика, ни производство, ни какие-либо достижения.

С чего начать?

Тут возникает самый важный вопрос: с чего начать? Самый точный ответ — с изменения себя.

Необходимо инвестировать в человека, в образование и творчество. Цель должна быть поставлена не вдогон, а, непременно, с упреждением. Без сомнений, интеллектуальный потенциал у уммы есть, но вот конкурентной экономики уже нет. Идеалом должно стать не выживание или подражание, а самовыражение.

Для начала необходимо заняться реформированием душ мусульман через устранение искажений в их идеологическом видении, культурной мотивации, интеллектуальном подходе, социальной культуре и образовательном дискурсе.

Когда появились эти искажения?

Они начались в век конфликтов при Омейядах, по окончании эпохи Пророка и праведных халифов. Продуктивность исламского образования и подготовки кадров ослабла, процветали фаворитизм и раскольничество, начали проявляться пережитки темных доисламских культур. В результате ученые, которые стремились сохранить модель, воплощенную в эпоху Пророка, были в конечном итоге изолированы от правительства, политики и общественной жизни.

Отчуждение и изоляция ученых, хранителей исламских идеалов, которые, являются движущей силой уммы, привело к ужасным последствиям: искажению культурной и идеологической концепции, уничтожению национальных руководящих институтов и образовательного будущего уммы и упадку в образовании.

Этим общим искажением, вызванным отчуждением элиты (то есть ученых), объясняется та пассивность, которая доминировала в жизни, самоопределении, целях и коллективных функциях уммы.

Уединение и научная изоляция, окружавшая ученых мужей и исламскую модель, привела к появлению одномерного видения, из-за которого человеческие знания и опыт, а также социальные изменения, отступили на задний план.

Что делать?

Каково же положение высшего образования в проекте исламской культурной реформы? Как оживить его и заставить играть положенную роль: распространения знаний, создания новых отраслей знания, и обучения персонала, необходимого для удовлетворения нынешних и будущих потребностей уммы?

Мусульманская умма не сможет занять достойное место в современном мире, если высшее образование не подвергнется обновлению и реформированию в рамках образовательной и учебной системы, и не будут исцелены ее недуги.

Первый из них — это подражание и копирование. Большинство систем высшего образования и философий в мусульманских странах носят западный характер, чуждый сознанию и культурным целям уммы. Основанные на имитации и дублировании, эти системы не принимают во внимание особенности исламской цивилизации, отправные точки и ценности.

Второй недуг — это искажение целостного исламского видения, вкупе с заблуждениями, суевериями и шарлатанством, проникшими в культуру мусульман.

Образовательная рреформа должна начинаться с корней, удаляя все искажения, от которых они страдают. Она должна начинаться с исламизации знаний, на прочной основе. Это требует реформирования подхода к знаниям и интеграции их божественных и человеческих источников.

В 1956 году Малайзия стала независимой и приступила к построению нового государства. Малайзийское руководство признало роль ислама в стимулировании энергетический потенциал мусульманского населения. Под влиянием Первой конференции по исламскому образованию, состоявшейся в Мекке в 1977 году, в Куала-Лумпуре в 1984 был основан Международный исламский университет МИУМ), в соответствии с международным договором Организации Исламская конференция. По замыслу этой организации, он должен стать частью системы международных исламских университетов, учебные программы которых будут основываться на исламской культуре.

Система обучения в МИУМ основывается на особой научной и образовательной программе. Учебный план отвечает цели исламизации знаний, исправления интеллектуальных и методологических искажений, создания механизмов культурного обогащения, и перестройки целых поколений мусульманской уммы в психологическом и педагогическом плане.

Краеугольным камнем академической системы этого университета является двойная специализация. Каждый студент, специализирующийся в области изучения ислама, должен выбрать родственную специализацию в одной из гуманитарных наук, и наоборот. Студенты, готовые учиться на один год дольше, могут сдать дополнительные экзамены, и получить сразу два высших образования — в исламских исследованиях и в изначально выбранной гуманитарной сфере.

Система МИУМ оказалась успешной по нескольким причинам.

Самое главное — это большое количество выпускников университета, стремящихся здесь же закончить аспирантуру. Кроме того, созданная его преподавателями программа изучения арабского языка как иностранного считается лучшей в этой области.

По каждой дисциплине разработаны курсы, преподаваемые с исламской точки зрения. Они охватывают весь учебный план, который проходят студенты того же уровня в светских вузах, но с добавлением критической исламской оценки. Такой подход значительно обогащает учебные дисциплины.

За недолгое время существования МИУМ его студенты продемонстрировали лучшие возможности, чем их коллеги, закончившие более известные университеты. Они побеждали в культурных и спортивных состязаниях, причем не только в Малайзии, но и на восточно-азиатском и мировом уровне.

Ясно, что масштабы проекта исламизации знаний и ту роль, которую он должен сыграть в реформировании высших учебных заведений необходимо популяризовать, чтобы изменить интеллектуальную и образовательную жизнь уммы.

Если сравнить научные и научно-образовательные исследования, предлагаемые развитыми странами и их мыслителями, с тем, что предлагают мыслители исламского мира, мы поймем один из секретов отсталости уммы. Ей не хватает цивилизационного устремления.

Кроме того, мы пренебрегаем подготовкой мусульманских интеллектуалов и профессионалов, хотя бы с использованием того немногого, что имеется в исламской культуре и образовании. Это объясняется отсутствием интереса к системе высшего образования, которое могло бы создать эффективную исламскую культуру, оживить ученость и знания, и подготовить лидеров и профессионалов для удовлетворения потребностей уммы и исправления тех искажений, которые поражают ее мысль, культуру и образовательные программы, не позволяя мусульманскому сознанию реализовать свой потенциал.

Реформа образования, обогащение культуры и педагогическое образование родителей являются наиболее важными областями исламской цивилизационной реформы, над реализацией которой трудится Международный институт исламской мысли. Его усилия сосредоточены на разработке и экспериментальной проверке модели, которая воплощает его концепции и принципы, доказывая их обоснованность через успешную реализацию возможностей молодых мусульман и активизацию их скрытых способностей.

Международный исламский университет в Малайзии служит экспериментом по возрождению высшего образования на благо уммы. Можно надеяться, что при нынешних условиях в Юго-Восточной Азии этот университет сможет и дальше выполнять свою миссию, являя пример для попыток других служить умме через возрождение высшего образования и реформирование ее основ.

Когда это будет достигнуто, высшее образование сможет использовать потенциал уммы, стимулировать ее лидеров, образовательные и профессиональные кадры, чтобы служить человеческой цивилизации и направлять ее ход.

Президент Международного института исламской мысли, бывший ректор Международного исламского университета Малайзии Абдульхамид Абу Сулейман.

МЕДИНА

www.musulmanka.su

Ум и умма, или роль знаний в современном мире

Эту  «недоразвитость» не облегчает никакое лечение, которое началось еще  со времен призыва о помощи Абу Хамида аль-Газали  (ум. 1111) в «Тахафут аль-фаласифах» («Непоследовательность философов») и его призыва к исцелению в «Ихья ‘улум аль-Дин» («Возрождение религиозных дисциплин»).

Основная причина неудачи всех этих «оздоровительных процедур» (как  диагностики, так и лечения) в том, что акцент делается  исключительно  на симптомы. То есть все внимание обращено   на внешнюю сторону, и совершенно не исследуются фундаментальные причины этой  болезни.

Болезнь уммы заключается в недоразвитости, разделении, тирании и угнетении, но помимо этого она страдает от несправедливости, нищеты и невежества. Она постоянно стремится к могуществу, единству и справедливости. Но ни одна из надежд на политическое, экономическое, научно-техническое развитие так и не была реализована, все они остаются лишь иллюзией, миражом.

Все исследователи сходятся на том, что реформы – особенно в системе образования – необходимы: без них не  произойдет пробуждение мусульманской нации и не будет выполнена ее миссия.  Но, увы,  лечатся только симптому, а не причины это удручающей  ситуации.  Можно ведь  построить   сотни тысяч  школ, но что за учителя будут стоять там  у доски?  Какова должна быть концепция   образовательной реформы?

Если мусульмане не займут смелую  позицию, и не вооружатся соответствующими инструментами познания, чтобы определить эти причины, умма и дальше неспособна будет их обнаружить и преодолеть.

Как это случилось?

Возникает важный вопрос:  как  мусульманская умма, объединяющая  одну пятую человеческой расы, то есть более миллиарда человек, и охватывающая территорию от Атлантики до Тихого океана, могла  оказаться настолько позади? В чем причина  подобного  ужасающего отставания?

Единственное возможное объяснение  –  не эффективность.

Все устремления уммы и ее народов направлены на выживание, причем, с наименьшими усилиями. Это нация без будущего и без амбиций, довольствующаяся  производством основных материалов примитивными методами. Тонны металлов и сырья, которые экспортируются за пригоршню долларов, возвращаются в форме электронных и технологических продуктов стоимостью в миллионы долларов.

Все дело  в людях: их производительности, способностях и качестве мышления.

Необходимо  понимать, что   что основной характеристикой постиндустриального общества   новое качество капитала.  а именно: капиталом становятся знания. При этом знания выступают услугой, а не товаром.  В современном высокотехнологичном изделии 80% его себестоимости это интеллектуальная составляющая, связанная с разработкой, и только 20% – материальная составляющая, связанная с изготовлением. С капитализацией знаний ценности материального богатства  уступают место ценностям творчества.

Поэтому   образование наука это единственные двигатели которые  способны помочь умме.Реформаторы справедливо считают улучшение образования одним из  самых важных аспектов в строительстве нации. К сожалению, ориентируются они прежде всего на  количество, и их реформы оказываются поверхностными.

Несомненно, соответствующее образование и обучение – правильный фундамент для строительства, ибо это две основы динамической человеческой энергии. Без них невозможны ни энергетика, ни производство, ни какие-либо достижения.

С чего  начать?

Тут возникает самый важный вопрос: с чего начать?  Самый точный ответ  – с изменения себя.

Необходимо инвестировать в человека, в образование и творчество.  Цель должна быть поставлена не вдогон, а, непременно, с упреждением. Без сомнений, интеллектуальный потенциал у уммы  есть, но вот конкурентной экономики уже нет. Идеалом должно стать не выживание или подражание, а самовыражение.

Для начала  необходимо заняться   реформированием душ мусульман через устранение искажений в их идеологическом видении, культурной мотивации, интеллектуальном подходе, социальной культуре и образовательном дискурсе.

Когда появились эти искажения?

Они начались в век конфликтов при Омейядах, по окончании эпохи Пророка и праведных халифов. Продуктивность исламского образования и подготовки кадров ослабла,  процветали фаворитизм и раскольничество, начали проявляться пережитки  темных доисламских культур.  В результате ученые, которые стремились сохранить модель, воплощенную в эпоху Пророка, были в конечном итоге изолированы от правительства, политики и общественной жизни.

Отчуждение и изоляция ученых, хранителей исламских идеалов, которые,   являются движущей силой уммы, привело к ужасным последствиям: искажению культурной и идеологической концепции, уничтожению национальных руководящих институтов и образовательного  будущего уммы  и упадку в образовании.

Этим общим искажением, вызванным отчуждением элиты (то есть ученых), объясняется та пассивность, которая доминировала в жизни, самоопределении, целях и коллективных функциях уммы.

Уединение и научная изоляция, окружавшая ученых мужей и исламскую  модель, привела к появлению одномерного видения, из-за которого человеческие знания и опыт, а также социальные изменения, отступили на задний план.

Что делать?

Каково же положение высшего образования в проекте исламской культурной реформы? Как оживить его и заставить играть положенную роль: распространения знаний, создания новых отраслей знания, и обучения персонала, необходимого для удовлетворения нынешних и будущих потребностей уммы?

Мусульманская умма не сможет занять достойное место в современном мире, если высшее образование не подвергнется обновлению и реформированию в рамках образовательной и учебной системы, и не будут исцелены  ее недуги.

Первый из них – это подражание и копирование. Большинство систем высшего образования и философий в мусульманских странах носят западный характер, чуждый сознанию и культурным целям уммы. Основанные на имитации и дублировании, эти системы не принимают во внимание особенности исламской цивилизации,  отправные точки и ценности.

Второй недуг – это  искажение целостного исламского видения, вкупе с заблуждениями, суевериями и шарлатанством, проникшими в культуру мусульман.

Образовательная рреформа должна начинаться с корней, удаляя все искажения, от которых они страдают. Она должна начинаться с исламизации знаний, на прочной основе. Это требует реформирования подхода к знаниям и интеграции их божественных и человеческих источников.

В 1956 году Малайзия стала независимой и приступила к построению нового государства. Малайзийское руководство признало роль ислама в стимулировании энергетический потенциал мусульманского населения. Под влиянием Первой конференции по исламскому образованию, состоявшейся в Мекке в 1977 году, в Куала-Лумпуре в 1984 был основан Международный исламский университет МИУМ), в соответствии с международным договором Организации Исламская конференция. По замыслу этой организации, он должен стать частью системы международных исламских университетов, учебные программы которых будут основываться на исламской культуре.

Система обучения в МИУМ основывается на особой научной и образовательной программе. Учебный план отвечает цели исламизации знаний, исправления интеллектуальных и методологических искажений, создания  механизмов  культурного обогащения, и перестройки целых поколений мусульманской уммы в психологическом и педагогическом плане.

Краеугольным камнем академической системы этого университета является двойная специализация. Каждый студент, специализирующийся в области изучения ислама,  должен выбрать родственную специализацию в одной из гуманитарных наук, и наоборот. Студенты, готовые учиться на один год дольше, могут сдать дополнительные экзамены, и получить сразу два высших образования – в исламских исследованиях и в изначально выбранной гуманитарной сфере.

Система МИУМ оказалась успешной по нескольким причинам.

Самое главное – это большое количество выпускников университета, стремящихся здесь же закончить аспирантуру. Кроме того, созданная его преподавателями программа изучения арабского языка как иностранного считается лучшей в этой области.

По каждой дисциплине разработаны курсы, преподаваемые с исламской точки зрения. Они охватывают весь учебный план, который проходят студенты того же уровня в светских вузах, но с добавлением критической исламской оценки. Такой подход значительно обогащает учебные дисциплины.За недолгое время существования МИУМ его студенты продемонстрировали  лучшие возможности, чем их коллеги, закончившие более известные университеты. Они  побеждали  в культурных и спортивных состязаниях, причем не только в Малайзии, но и на восточно-азиатском и мировом уровне.

Ясно, что масштабы  проекта исламизации знаний и ту роль, которую он должен сыграть в реформировании высших учебных заведений необходимо популяризовать, чтобы изменить интеллектуальную и образовательную жизнь уммы.

Если сравнить научные и научно-образовательные исследования, предлагаемые развитыми странами и их мыслителями, с тем, что предлагают мыслители исламского мира, мы поймем один из секретов отсталости уммы. Ей не хватает цивилизационного устремления.

Кроме того, мы пренебрегаем подготовкой мусульманских интеллектуалов и профессионалов, хотя бы с  использованием того немногого, что имеется в исламской культуре и образовании.  Это объясняется отсутствием интереса к системе высшего образования, которое могло бы создать эффективную исламскую культуру, оживить ученость и знания, и подготовить лидеров и профессионалов для удовлетворения потребностей уммы и исправления тех  искажений, которые поражают ее мысль, культуру и образовательные программы, не позволяя мусульманскому сознанию реализовать свой потенциал.

Реформа образования, обогащение культуры и педагогическое образование родителей являются наиболее важными областями исламской цивилизационной реформы, над реализацией которой трудится  Международный институт исламской мысли. Его усилия сосредоточены на разработке и экспериментальной проверке модели, которая  воплощает его  концепции и принципы, доказывая их обоснованность через успешную  реализацию возможностей молодых мусульман и активизацию  их скрытых способностей.

Международный исламский университет в Малайзии служит экспериментом по возрождению высшего образования на благо  уммы. Можно надеяться, что при нынешних условиях в Юго-Восточной Азии этот университет сможет и дальше выполнять свою миссию, являя пример для  попыток других служить умме через возрождение высшего образования и реформирование ее основ.

Когда это будет достигнуто, высшее образование сможет использовать потенциал уммы, стимулировать ее лидеров, образовательные и профессиональные кадры, чтобы служить человеческой цивилизации и направлять ее ход.

Президент Международного института исламской мысли, бывший ректор Международного исламского университета Малайзии Абдульхамид Абу Сулейман.

Поделиться:

medina-center.ru

Роль гуманитарных знаний в жизни человека в современном мире

Есть много разных вещей, которые мы ценим. Кто-то отдает предпочтение бизнесу, так как видит в нем свой успех, кто-то старается преуспеть в политике. Каждый человек по-разному смотрит на вещи. Но есть та категория, которая не поддается жестокой критике и по праву является очень важной частью нашей жизни – это знания.

На протяжении всей истории именно знания определяли статус человека, его положение в обществе.

На основе знаний ставилась оценка культуре всей страны. В первую очередь это были гуманитарные знания. В чем же их особенность?

Все мы знаем, что есть разные направления, в которых можно развиваться. Техническое направление нельзя просто так убрать и сделать вид, что в нем нет смысла. Ведь знания этой области дали возможность человечеству покорять все новые вершины и создавать то, что раньше казалось невозможным. Но чем, же отличаются гуманитарные науки? Для чего обществу нужны такие знания?

Для того чтобы ответить на этот вопрос следует рассмотреть основные виды гуманитарных наук. В первую очередь стоит обратить внимание на историю.

В каждом школьном учебнике говорится, что история – это наука о прошлом. Большинство людей соглашаются с такой терминологией и не предают этому особого значения. Сегодня для многих эта наука не играет важной роли. Ее считают бесполезной, видя в ней только различные истории из жизни предков.

На самом деле, не все так просто. История – это наука, которая раскрывает не все прошлое. Ведь это сделать просто невозможно. Тогда нам придется на уроках параллельно изучать, что вчера делал Петя Иванов. В прошлом было много событий, которые не стоит так детально рассматривать. История – это, прежде всего, наука о людях, которые в определенный момент хотели что-то изменить. То есть, история – это изменения. Если начать анализировать эту науку, то мы поймем, что ее роль – это не просто интересные рассказы. Цель истории – научить будущее поколение, показывая ошибки старого. Да, ученые выделили это направление и сказали, что это наука. Но это больше чем просто направление. Это жизнь. Изучая историю, наше общество может достигнуть большего. Ведь на протяжении многих веков постоянно происходили войны, катаклизмы, реформы. Мы знаем, какие последствия были. Это дает нам огромные возможности и шанс, устранить проблему до того, как она начнет приносить вред. Ведь все те знания, которые были приобретены прошлыми поколениями, бесценны. Наше общество должно бережно относиться к истории. Не стоит наступать на одни и те же грабли. Следует прислушаться к людям, которые со страниц наших учебников, говорят нам, как поступить правильно. Не зря же они проливали кровь, терпели поражения, голодали, сражались с аппаратами управления. Этот опыт мы должны сохранить, а также постараться сделать все, чтобы он не пропадал зря, а действовал в нашей жизни.

Следующая гуманитарная наука, которая очень важна для общества – это социология. Некоторые относятся к ней предвзято. Ведь социология очень часто ассоциируется у нас с людьми, которые постоянно просят заполнить какие-то бланки или проводят тесты. На самом деле, социология – это наука, цель которой заключается в изучении общества. Для чего это нужно? В первую очередь, жизнь в обществе – это не легкий процесс. Мы постоянно контактируем с множеством людей. И, так как, все мы разные, то часто происходят различные столкновения интересов. Социология помогает решить все эти проблемы, ведь одна из ее задач – найти подход к каждому человеку, понять его мотивы и сделать все, что эта неприятность быстро закончилась. Также, социология работает не только в мелких стычках. Она разбирает вопрос о том, что нужно обществу, как им управлять, чтобы был порядок, и не было хаоса. Это очень сложная работа, так что данная наука имеет большое значение для развития современного общества.

Далее следует рассмотреть философию. Здесь все намного туманней. Хотя ее значение сложно переоценить. Задача философии состоит в том, что она помогает понять человеку смысл его жизни. В данной науке есть множество направлений и каждый человек может выбрать то, что подходит именно ему. Философия – это то, что совершенно не навязывается. Она является осознанным выбором. Кто-то, возможно, никогда в жизни не вникал в ее суть и, при этом, чувствует себя замечательно. Но есть люди, которые находят в философии нечто очень ценное для себя. Что касается общества, то данная наука занимается вопросами о том, как возникает общество, что влияет на его развитие. Далее она глубже разбирается, в чем смыл общества и какая у него цель. Мы не можем утверждать, что философия всегда говорит истину. Ведь большинство теорий начинают строиться из обычных догадок. Но сам факт того, что наше общество не стоит на месте, а решает такие глубокие вопросы, не может не радовать.

Более практичной гуманитарной наукой является география. Для того чтобы изучить все тонкости и донести до нас важную информацию, целым поколениям приходилось упорно работать, совершать далекие путешествия, чтобы открывать все новые и новые глубины нашего мира. На сегодняшний день исследованы все материки и мелкие острова, созданы карты, где указаны все страны, границы, моря, океаны, реки, озера, города и села. Начиная от разбора маленького города и заканчивая целым миром, мы можем с головой уйти в эту науку. Ее значение в том, чтобы наше общество развивалось не только духовно, но и имело определенную базу знаний. Также, следует заметить, что знания, которые предоставляет география, имеют большое значение и не раз спасали людям жизнь, помогая сориентироваться на местности.

Важное место в развитии общества играет литература. Конечно, большинство произведений являются абсолютным вымыслом, но не в этом суть. Каждый писатель пишет о вещах, которые он страстно хочет донести обществу. Зачастую, это серьезные и “вечные” вопросы. В литературе мы видим много проблемных моментов, которые отражаются в нашей жизни. Задача автора в том, чтобы обличить страшные пороки общества и направить нас в нужном направлении. Например, произведение Гоголя “Мертвые души” повествует нам о таких вещах, как лесть и хитрость. Он показывает нам систему отношений в обществе во время крепостного права. На примере вымышленных героев он дал четкий образ помещика того времени, который не думает о крепостных, как о людях, а видит в них лишь свою собственность. И так можно перечислять произведения бесконечно.

Далее необходимо упомянуть педагогику. Если кому-то кажется, что процесс воспитания очень прост, то это заблуждение. Каждый человек индивидуален, и найти подход к каждому стоит больших усилий. А тем более сложно воспитать целое поколение. Для того чтобы общество не стояло на месте, нужно постоянно уделять большое внимание этой науке. Ведь дети – это будущее общества. И если запустить этот вопрос, то придется очень худо. Педагогика – это залог стабильности общества и формирования в каждой личности моральных ценностей, которые могут сделать народ сильным и стойким.

Мы часто слышали, как люди говорили о важности математики и физики, в то время как прочитать книжку может каждый. Но разве во время конфликта знание формул поможет нам выйти из тупика или таблица умножения спасет, когда внутри будут обуревать душевные страдания. Гуманитарные науки – это, прежде всего, знания про человека, про его личность, характер и особенности. Имея знания гуманитарных сфер, ты всегда сможешь справиться с ситуацией или дать совет другу. Самое главное для общества – не забыться в накоплении информации, а оставлять место для более важных вещей.

.

ege-essay.ru

Какова Роль Науки в современном Обществе

Что мы вкладываем в понятие «наука»? Как она влияет на мировую цивилизацию? В чем состоит  роль науки в современном обществе? Что дают современному человеку новые научные открытия? Поиск ответов на эти вопросы все время сопутствовал становлению и развитию современной науки и стал насущным для осознания   как самой ее сути, так и цивилизации, в рамках которой научный подход к миру стал реальной возможностью. На современном этапе жизни эти вопросы приобрели новую остроту и актуальность. Прежде всего, они касаются того положения, в котором находится нынешнее общество.

Сегодня в мире наступил информационный этап развития. Всеобщая компьютеризация дала возможность использовать цифровые технологии во многих сферах жизни. Их применение требует новых знаний, навыков и умений, приобретение которых и должна обеспечить современная наука.

 

Влияние науки на общественную жизнь

Невозможно переоценить роль науки в современном обществе, ведь сегодня она оказывает огромное влияние на многие сферы жизни и деятельности людей. Не вызывает сомнений и то, что от степени развития науки зависят все показатели развития общества -- экономические, культурные, образовательные.

Прошлый век принес технологические, экономические и социальные изменения в жизнь людей. И сегодня, оценивая роль науки в современном мире, можно сделать выводы, что на следующих этапах человеческого развития формировать его жизнедеятельность будут следующие основные направления: информатика, генетика, экология, энергетика, изучение возможностей человеческого мозга, материаловедение.

 

Развитие науки и решение экологических проблем

 Особенно важна роль науки в современном мире в качестве социальной силы, помогающей решить наболевшие важные проблемы современности. К ним, в частности, относится экологическое состояние планеты. Стремительный научно-технический прогресс, привнося в жизнь человека качественно новые изменения, приводит к значительному уменьшению ресурсов планеты, загрязнению окружающей среды. Поэтому  наука становится одной из причин невосполнимых утрат и необратимых изменений, происходящих в той среде, в которой обитает человечество. Научные данные играют главную роль в оценке масштабов экологических угроз.

 

Влияние науки на современную культуру

 Возрастающая с каждым годом роль науки в современном  обществе привела к возникновению ее особого статуса в культуре и новых видов взаимодействия со многими слоями общественного сознания. Поэтому и возникла проблема соотношения особенностей научного познания с другими видами деятельности, ведущей к познанию -- обыденным сознанием, искусством.

Эта философская проблема обладает большим практическим значением. Осознание особенностей науки является важной предпосылкой для использования научных методов в управлении культурными процессами. Это осмысление также необходимо для выработки законов, помогающих управлять самой наукой в условиях бурного технического прогресса, ведь для изучения особенностей научного познания необходимо проанализировать его социальную обусловленность, а также его взаимодействие с разными сферами культуры как материальной, так и духовной. В связи с этим роль науки в обществе будет постоянно возрастать.

 

Какую роль играет наука в современном образовании

 С помощью научных знаний человек постигает мир. Большая роль науки в современном обществе состоит еще и в том, что управлять им, не имея определенных знаний, невозможно. Научные знания привели к изменениям социальной структуры общества: появилось большее количество людей, занимающихся умственным трудом, и уменьшилась численность тех, кто занят неквалифицированным трудом. Наука воздействует на человека непосредственно через образование.

Определяя роль науки в обществе, следует уделить внимание вопросам  взаимоотношений ученого и его исследований с человечеством, уровеню социальной ответственности деятелей науки. Проблема состоит в том, чтобы новые изобретения не были обращены против человека. Необходимо отказаться от принципов свободы научных поисков, которые ничем не ограничены. Научные исследования должны быть на благо человека, а не во вред ему. Современная наука должна чувствовать свою этическую ответственность за будущее всей планеты.          

fb.ru