Разработаны правила реструктуризации бюджетных кредитов субъектов РФ. Реструктуризация бюджетного кредита


Реструктуризация бюджетных кредитов: что это такое

Как рефинансировать ипотеку в Альфа-банке и не остаться в минусе

Подберем для вас персональные предложения по рефинансированию ипотеки или нескольких кредитов!

Оставить заявку

Эта реструктуризация бюджетных кредитов начнется с 1 января наступающего года на добровольном начале. Но, учитывая выгоду для регионов, можно предположить, что в программе захотят принять участие все – такое мнение высказал президент.

Что даст реструктуризация бюджетных кредитов? Ответов несколько.

  • Во-первых, в регионах освободятся средства, которые нужно было бы отдать в счет погашения долга (за счет уменьшения процентов выплат по годам). Уже в первый год выплат по новому графику на местах останутся лишние 250 млрд. рублей, которые по старому графику необходимо было вернуть в казну.

  • Во-вторых, это пойдет на дело реструктуризации бюджета государства – теперь в статью расходов можно будет не записывать статью выдачи средств регионам. Собственно, новый проект бюджета РФ, составленный на 2018-2020 годы, и не предусматривает выделения части средств из него на кредитную поддержку субъектов федерации.

Что такое бюджетные кредиты

Это средства, которые выделялись из бюджета страны и одалживалось под совсем небольшой процент (0,1%) регионам (областям, республикам, краям – всем, кто нуждался в заемных средствах). Почему в этом принимало участие государство, а не банки? Потому что банки берут грабительские 9 % (иногда чуть меньше, а чаще – даже еще больше). Несложно подсчитать, насколько выгоднее регионам платить по долгам государству, нежели банкам. Это даже и кредитом назвать сложно – по сути, рассрочка платежа на выгодных условиях.

Но теперь «лавочку» решили прикрыть – больше в долг государство давать деньги субъектам не будет. Но, в качестве меры поддержки, оно готово перераспределить проценты выплат (в этом и будет смысл реструктуризации накопленных бюджетных кредитов), снизив тем самым нагрузку на плательщиков, некоторые из которых отдают ежегодно все свои свободные средства на погашение бюджетных займов.

При помощи реструктуризации бюджетного кредита, к примеру, Краснодарский край высвободит в первые два года участия в программе свыше 10 миллиардов рублей, которые сможет потратить на собственные нужды. Долг растягивается по времени, и платить его становится не так тяжело.

Президент заодно поручил минфину разобраться и с коммерческими долгами субъектов. Программа позволит им высвободить средства, которые можно тратить на выплату существующей задолженности банкам. Кроме того, Сбербанк теперь предлагает такие займы на выгодных условиях, а значит, речь может идти и о реструктуризации коммерческих кредитов.

Реструктуризация бюджетных кредитов

Объедините все займы в один!Уменьшите переплату и ежемесячный платёж!

Рефинансировать

Программа рассчитана на 7 лет, старт – с января 2018 года. Но для некоторых субъектов федерации срок может быть увеличен до 12 лет (до 2029 года) – для этого им необходимо соблюсти ряд условий:

  • Увеличить свою налоговую базу;

  • Повысить неналоговые платежи темпами не ниже темпов увеличения инфляции.

  • Продолжить работу над увеличением инвестиционной привлекательности.

  • Использовать налоговые стимулы для предпринимателей и инвесторов.

Последние два пункта вытекают из первых двух.

Методика предоставления льготы (то есть увеличения срока, в течение которого будет происходить реструктуризация накопленных регионами льготных бюджетных кредитов), должна быть доработана, как отметил президент.

Реструктуризация бюджетного сектора начнется с того, что в первые два года реализации программы регионы будут отдавать всего по 5 % от суммы накопившегося долга. В дальнейшем процент выплат увеличится до 10 % в год (для тех, кто не попадет под дополнительную льготу – см. выше).

Программа реструктуризации взятых регионами бюджетных кредитов позволит выполнить важную задачу – «превратить региональные бюджеты в бюджеты развития, а не бюджеты выплачивания процентов по кредиту», по словам Владимира Владимировича. До настоящего времени в среднем 30 % доходов бюджетов на местах уходило на уплату долга. В некоторых регионах долг даже превысил размер собственных доходов.

В.В. Путин рекомендовал главам регионов потратить высвободившиеся средства с пользой – на улучшение региональной финансовой системы. Иначе, по словам президента, через два года они вновь придут в столицу с протянутой рукой.

На момент 1 июля 2017 года, по данным заключения Счетной палаты о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, регионы были должны госбюджету 1 триллион рублей, а банкам – почти в два раза меньше.

Так же можете оставить свой отзыв ниже в комментарии или задать вопрос

refinansirovanie.org

С 1 января начнется реструктуризация бюджетных кредитов регионов

Ульяновск, 22 сентября 2017, 19:10 — REGNUM  Президент РФ Владимир Путин сегодня, 22 сентября, в ходе своего визита в Ульяновск сообщил о запуске с 1 января 2018 года программы реструктуризации накопленных бюджетных кредитов регионов на 7−12 лет. «С 1 января 2018 года — прошу на это обратить внимание всех коллег из регионов — мы запускаем программу реструктуризации накопленных бюджетных кредитов, рассчитанную как минимум на 7 лет», — сказал глава государства на заседании президиума Госсовета. По его словам, «для отдельных регионов эта программа может быть еще более льготной, она может быть растянута на 12 лет».

«В первые два года действия программы договорились заложить максимальные льготные условия, регионам нужно будет выплачивать всего по 5% долга ежегодно», — подчеркнул Путин. По его мнению, «такой график позволит субъектам Федерации только в ближайшие два года высвободить в общей сложности 428 млрд рублей».

«Что это значит? Разница между действующим графиком погашения бюджетных кредитов и предлагаемым графиком программы реструктуризации составит в 2018 году 250,5 млрд рублей и в 2019 году — 177,5 млрд рублей», — подчеркнул глава государства. Для примера он привел несколько областей. «Для Калужской области это будет означать, что в 2018—2019 годах вы сможете высвободить дополнительно 15,7 млрд рублей, для Смоленской области — 12 млрд рублей, для Краснодарского края — 10,7 млрд рублей, для Ульяновской области — 3,8 млрд рублей», — сказал Путин. На его взгляд, «фактически это дополнительные деньги, дополнительная помощь регионам со стороны федерального бюджета». «У субъектов таким образом высвобождаются деньги, появляются дополнительные ресурсы для решения социально-экономических задач, для решения задач, связанных с созданием новых рабочих мест, для повышения уровня жизни граждан, в том числе и по решению вопросов транспортного обслуживания населения», — пояснил президент.

При этом, как сообщает ТАСС, он особо подчеркнул необходимость эффективно использовать появляющиеся средства. «Эти средства, которые вы дополнительно получите, нужно будет направить и на оздоровление региональных финансов, нельзя как сеятель эти деньги налево-направо разбрасывать, а потом через пару лет опять прийти в банк либо в федеральный бюджет с протянутой рукой», — указал Путин. Он уверен, что «эти средства должны быть направлены на оздоровление финансов, на сокращение бюджетного дефицита, на снижение кредиторской и всякой другой задолженности».

Читайте развитие сюжета: Кредитование банками регионов в Россси урегулируют

regnum.ru

Разработаны правила реструктуризации бюджетных кредитов субъектов РФ

Москва, 14 ноября 2017, 14:33 — REGNUM  В России разработаны новые правила реструктуризации бюджетных кредитов регионам. Проект правил разработан Министерством финансов РФ и опубликован на официальном портале нормативных правовых актов.

Согласно новым правилам, реструктуризация будет проводиться путём предоставления должнику рассрочки по погашению задолженности по бюджетным кредитам с переносом погашения задолженности по основному долгу и процентам по кредиту на период с 2018—2024 гг. включительно (в 2018—2019 гг. — в размере 5% от суммы задолженности ежегодно, в 2020 г. — в размере 10% от суммы задолженности, в 2021—2024 гг. — равными долями по 20% от суммы задолженности ежегодно) с возможностью её досрочного погашения.

Для реструктуризации долга Минфин предлагает ограничить ставки по полученным регионом кредитам на уровне ключевой ставки, увеличенной на 1% годовых. В случае нарушения правила региону грозят «меры дисциплинарного воздействия».

Если регион-должник просрочит процентную выплату или погашение реструктурированного кредита, а также не заключит дополнительное соглашение, ему придется единовременно выплатить весь долг, который был реструктурирован.

Исключение может быть допущено в двух случаях: если в регионе сменится губернатор или будут иметь место «обстоятельства непреодолимой силы», уточняется в документе.

Правила министерства также устанавливают темпы сокращения задолженности субъектов в рамках программы реструктуризации. Те регионы, чей госдолг на начало года превысил 140% дохода, к 2019 году должны будут снизить его до 120%, а к 2020 году — до 100% и затем сокращать этот показатель на 2% ежегодно.

Регионы с задолженностью менее 50% должны будут к 2020 году довести долг до среднероссийского уровня и удерживать его в этих пределах.

Схема, прописанная в новых правилах Минфина, — «облегченная», в частности, в них отсутствует такой вид наказания, как приостановка предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) нарушителю на сумму нарушения.

Читайте также: С 1 января начнется реструктуризация бюджетных кредитов регионов

Как сообщало ИА REGNUM, в конце сентября 2017 года на заседании президиума Госсовета, которое проходило в Ульяновске, президент Российской Федерации Владимир Путин заявил, что программа реструктуризации накопленных регионами бюджетных кредитов будет запущена с 1 января 2018 года. По его словам, долговая нагрузка уже не позволяет таким регионам развиваться.

Напомним, на заседании правительственной комиссии по региональному развитию в ноябре 2017 года принято решение, что в качестве дотаций на сбалансированность бюджетов регионов России выделят 100 млрд рублей.

Читайте: Регионам надо реструктуризировать долги муниципальных бюджетов — СП РФ

А также: Губернаторы поддерживают решение Путина о реструктуризации долгов регионов

regnum.ru

Глава 39. реструктуризация бюджетного кредита и замена заемщика

Глава 39. Реструктуризация бюджетного кредита и замена заемщика

 

Статья 193. Реструктуризация бюджетного кредита

1. Реструктуризацией бюджетного кредита является изменение по соглашению сторон сроков, финансовых и иных условий исполнения ими обязательств по кредитному договору.

2. Решение о реструктуризации бюджетного кредита принимается на основании анализа финансового состояния заемщика при наличии у заемщика плана по оздоровлению финансового положения.

3. Реструктуризация бюджетного кредита осуществляется посредством:

1) изменения сроков погашения основного долга и (или) выплаты вознаграждения;

2) капитализации (суммирования) задолженности по бюджетному кредиту, вознаграждению и иным платежам по кредиту.

4. Реструктуризация бюджетного кредита осуществляется на основании решения кредитора по каждому кредитному договору при наличии положительного заключения консультативно-совещательного органа при Правительстве Республики Казахстан или местном исполнительном органе.

5. Реструктуризация бюджетного кредита может быть осуществлена не более одного раза.

Реструктуризация бюджетного кредита оформляется посредством заключения дополнительного соглашения к кредитному договору.

 

Статья 194. Перевод долга по бюджетному кредиту

Перевод долга по бюджетному кредиту допускается по соглашению сторон кредитного договора на основании решения кредитора.

Перевод долга может осуществляться при передаче имущества, взысканного (предлагаемого) в счет погашения долга по бюджетному кредиту.

 

Глава 40. Исковая давность, прекращение требований кредиторов

и прекращение гарантии по бюджетным кредитам

 

Статья 195. Исковая давность

На требования кредиторов по бюджетным кредитам исковая давность не распространяется.

 

Статья 196. Прекращение требования кредитора по погашению бюджетного кредита и прекращение гарантии

1. Требование кредитора по погашению бюджетного кредита прекращается при надлежащем исполнении заемщиком обязательств по кредитному договору, в случае совпадения заемщика и кредитора в одном лице либо при ликвидации заемщика - юридического лица в соответствии с законодательством Республики Казахстан или на основании судебного акта.

2. Требования кредитора по государственным образовательным и студенческим кредитам прекращаются на основании закона о республиканском бюджете в случае смерти заемщика либо объявления его умершим.

3. В случае ликвидации заемщика - юридического лица прекращение требования кредитора по погашению бюджетного кредита осуществляется после проведения предусмотренных законодательством Республики Казахстан предварительных процедур по оценке исполнения обязательств:

1) по бюджетным кредитам, выданным из республиканского бюджета, на основании закона о республиканском бюджете;

2) по бюджетным кредитам, выданным из местного бюджета, на основании решения маслихата.

4. Задолженность ликвидированных заемщиков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также задолженность заемщиков, по которым прекращены требования на основании судебного акта, считается погашенной и подлежит списанию кредитором.

5. В случае прекращения требования кредитора по погашению бюджетного кредита к заемщикам, ликвидированным в соответствии с законодательством Республики Казахстан, одновременно прекращаются гарантии по соответствующим бюджетным кредитам.

 

Глава 41. Контроль, мониторинг, учет по бюджетным кредитам

 

Статья 197. Контроль за бюджетными кредитами

1. Кредитором и (или) поверенным (агентом) осуществляется контроль за использованием бюджетного кредита по целевому назначению и наличием обеспечения исполнения обязательств по нему в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

2. При выявлении фактов использования бюджетного кредита не по целевому назначению кредитор или поверенный (агент) взыскивает с заемщика неправомерно использованную сумму кредита с взиманием штрафа в размере, установленном в кредитном договоре.

 

Статья 198. Мониторинг и учет бюджетных кредитов

1. Бюджетные кредиты подлежат обязательной регистрации, учету и мониторингу в порядке, установленном центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.

По бюджетным кредитам осуществляется бюджетный мониторинг и оценка результатов в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Кредиторы ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов в разрезе заемщиков и поверенных (агентов).

 

Раздел 12. Государственные и гарантированные государством заимствование и долг,

поручительство государства

 

Глава 42. Общие положения о государственных и гарантированных государством

заимствовании и долге, поручительстве государства

 

Статья 199. Общие положения о заимствовании

1. Заимствование Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами, гарантированное государством заимствование осуществляются в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.

Заимствование Национальным Банком Республики Казахстан осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан».

2. Заимствование Правительством Республики Казахстан, местными исполнительными органами и Национальным Банком Республики Казахстан является государственным заимствованием.

3. Негосударственное заимствование осуществляется резидентами Республики Казахстан самостоятельно в любом размере, в любой валюте и любой форме с учетом ограничений, установленных законодательством Республики Казахстан.

Негосударственные займы могут привлекаться юридическими лицами под государственные гарантии и поручительства государства.

4. Юридическим лицам, имеющим имущество на праве оперативного управления, запрещается осуществлять негосударственное заимствование.

 

Статья 200. Виды и формы государственных займов

1. Государственные займы по отношению к заемщику подразделяются на:

1) займы Правительства Республики Казахстан;

2) займы Национального Банка Республики Казахстан;

3) займы местных исполнительных органов.

2. По рынкам ссудного капитала государственные займы делятся на:

1) внешние государственные займы;

2) внутренние государственные займы.

3. По форме заимствования государственные займы делятся на:

1) выпуск государственных эмиссионных ценных бумаг;

2) заключение договоров займа.

4. Государственные эмиссионные ценные бумаги по сроку действия подразделяются на:

1) краткосрочные со сроком обращения до 1 года;

2) среднесрочные со сроком обращения от 1 года до 5 лет;

3) долгосрочные со сроком обращения свыше 5 лет.

5. Государственные эмиссионные ценные бумаги по целям выпуска подразделяются на:

1) выпускаемые в целях финансирования дефицита бюджета;

2) выпускаемые в целях содействия развитию внутреннего рынка долговых инструментов.

Государственные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в документарной и бездокументарной формах. Государственные эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме. Государственные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться по номинальной и дисконтированной стоимости с фиксированной и нефиксированной (плавающей) ставкой вознаграждения.

 

Статья 201. Государственный долг

1. Государственным долгом является сумма на определенную дату полученных (освоенных) и не погашенных государственных займов, а также долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан на долг Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан или решениями маслихатов на долг местных исполнительных органов, без учета взаимных требований.

2. Государственный долг включает в себя внутренний и внешний государственный долг.

3. Внутренний государственный долг является составной частью государственного долга по внутренним государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов перед резидентами Республики Казахстан.

4. Внешний государственный долг является составной частью государственного долга по внешним государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан перед нерезидентами Республики Казахстан.

 

Статья 202. Обязательства Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов по погашению и обслуживанию государственного долга

1. Правительство Республики Казахстан несет обязательства по погашению и обслуживанию правительственного долга, которые обеспечиваются средствами республиканского бюджета.

2. Местные исполнительные органы несут обязательства по погашению и обслуживанию своего долга, которые обеспечиваются средствами местных бюджетов.

3. Правительство Республики Казахстан и местные исполнительные органы не отвечают по обязательствам друг друга.

4. Обязательства Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов считаются исполненными при возврате заимодателям суммы основного долга и выплате в полном размере платежей по обслуживанию долга.

5. Правительство Республики Казахстан и местные исполнительные органы осуществляют мониторинг соответственно правительственного долга и долга местных исполнительных органов посредством осуществления учета, анализа и контроля процесса формирования, изменения и обслуживания долга.

 

Статья 203.Управление государственным и гарантированным государством долгом, долгом по поручительствам государства и рисками

1. Управление государственным и гарантированным государством долгом, долгом по поручительствам государства и рисками включает в себя:

1) ежегодную оценку состояния и прогноза на предстоящий плановый период государственного и гарантированного государством заимствования и долга, долга по поручительствам государства с определением в ней показателей, в соответствии с которыми устанавливаются объемы погашения и обслуживания, лимиты правительственного долга и долга местных исполнительных органов, предоставления государственных гарантий и поручительств государства.

Подготовка ежегодной оценки состояния и прогноза на предстоящий плановый период государственного и гарантированного государством заимствования и долга, долга по поручительствам государства осуществляется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета совместно с Национальным Банком Республики Казахстан с участием центрального уполномоченного органа по государственному планированию на основе объемов и структуры накопленного государственного и гарантированного государством долга, долга по поручительствам государства;

2) определение центральным уполномоченным органом по государственному планированию лимита правительственного долга, лимитов предоставления государственных гарантий и поручительств государства в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, и утверждаемых в законе о республиканском бюджете, и лимитов долга местных исполнительных органов, утверждаемых Правительством Республики Казахстан;

3) определение центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета объемов, форм и условий заимствования Правительством Республики Казахстан, объемов погашения и обслуживания правительственного долга, утверждаемых в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;

4) осуществление центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета регистрации и учета государственных займов в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, и требований, связанных с исполнением государством обязательств по его гарантиям и поручительствам, мониторинга получения, использования, погашения и обслуживания государственных займов и государственного долга, гарантированного государством долга и долга по поручительствам государства, а также требований государства, возникших в связи с исполнением государством обязательств по его гарантиям и поручительствам;

5) подготовку и реализацию мероприятий по оптимизации структуры долга и его обслуживания, в том числе по досрочному погашению долга, покупке и продаже эмитентом государственных эмиссионных ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг, реструктуризации государственного и гарантированного государством долга, долга по поручительствам государства, рефинансированию долга, управлению рисками государственного и гарантированного государством заимствования и долга, долга по поручительствам государства и долга перед государством;

6) управление рисками государственного долга, гарантированного государством долга, долга по поручительствам государства и долга перед государством включает в себя их выявление, идентификацию, оценку и минимизацию с использованием центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета методов регламентации процедур и операций, соблюдения установленных лимитов и требований, диверсификации инструментов и рынков, применения различных производных финансовых инструментов (опционы, свопы, форвардные, фьючерсные и другие сделки, используемые на рынке для целей управления рисками), а также своевременное реагирование и принятие необходимых мер в управлении долгом юридических лиц, чьи долговые обязательства перед третьими лицами обеспечены государственными гарантиями и поручительствами.

2. Управление рисками государственного долга, гарантированного государством долга, долга по поручительствам государства и долга перед государством осуществляется в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.

 

Статья 204. Публикация сведений о состоянии государственного и гарантированного государством долга, долга по поручительствам государства

Сведения о текущем состоянии государственного долга Республики Казахстан, сумме денег, выплаченных в счет погашения государственного долга, выданных государственных гарантиях и поручительствах государства, и суммах денег, выплаченных по гарантиям и поручительствам, являются открытыми и подлежат ежеквартальному официальному опубликованию центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета в форме статистической информации.

 

Глава 43. Заимствование правительством Республики Казахстан

 

Статья 205. Цели заимствования Правительством Республики Казахстан

Заимствование Правительством Республики Казахстан осуществляется:

1) в целях финансирования дефицита республиканского бюджета;

2) в целях содействия развитию внутреннего рынка долговых инструментов.

При профиците бюджета Правительство Республики Казахстан может осуществлять заимствование для рефинансирования правительственного долга.

 

Статья 206. Осуществление заимствования Правительством Республики Казахстан

1. Заимствование Правительством Республики Казахстан осуществляется на основе:

1) установления целей и финансовых границ заимствования;

2) определения приоритетов заимствования;

3) формирования перечня предполагаемых правительственных займов.

2. Привлечение займов от имени Правительства Республики Казахстан осуществляется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета на основании решения Правительства Республики Казахстан по каждому отдельному договору займа или виду государственных эмиссионных ценных бумаг.

3. Эмитентом государственных эмиссионных ценных бумаг Правительства Республики Казахстан является центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета, который определяет объемы, сроки и условия каждого выпуска таких государственных эмиссионных ценных бумаг.

3-1. Правительство Республики Казахстан осуществляет выпуск государственных эмиссионных ценных бумаг в виде государственных казначейских обязательств или государственных исламских ценных бумаг.

Государственным казначейским обязательством является государственная эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая права ее держателя в отношении займа, в котором заемщиком выступает Правительство Республики Казахстан.

Государственной исламской ценной бумагой является государственная эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая права ее держателя на получение доходов от использования активов на основании договора субаренды.

Государственная исламская ценная бумага выпускается по решению Правительства Республики Казахстан в соответствии с основными принципами исламского финансирования, установленными в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг.

3-2. Выпуск, размещение, обращение, обслуживание и погашение государственных казначейских обязательств, выпускаемых Правительством Республики Казахстан на внутреннем рынке, осуществляются в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

4. Для содействия развитию внутреннего рынка долговых инструментов правительственное внутреннее заимствование осуществляется с учетом формирования оптимального уровня правительственного заимствования, долга, затрат на его обслуживание и риска.

При этом выпуск государственных ценных бумаг с необходимой структурой в обращении для установления соответствующего ориентира на фондовом рынке для построения кривой доходности будет осуществляться на стабильном уровне по первоначально запланированному объему и графику вне зависимости от складывающегося фактического исполнения бюджета, за исключением случаев, когда при изменении конъюнктуры рынка уполномоченный орган по исполнению бюджета не может осуществлять заимствование при приемлемых условиях.

 

Статья 207. Ограничения заимствования Правительством Республики Казахстан

Государственное заимствование Правительством Республики Казахстан ограничивается установленными законом о республиканском бюджете, лимитом правительственного долга и объемом бюджетных средств, направляемых на обслуживание правительственного долга.

 

Статья 208. Погашение и обслуживание долга Правительства Республики Казахстан

Погашение и обслуживание долга Правительства Республики Казахстан, покупка выпущенных им государственных ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг осуществляются центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета за счет бюджетных средств, предусмотренных в законе о республиканском бюджете, через Национальный Банк Республики Казахстан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

 

Глава 44. Заимствование местными исполнительными органами

 

Статья 209. Цели заимствования местными исполнительными органами

1. Заимствование местными исполнительными органами областей, города республиканского значения, столицы осуществляется в виде получения займов от Правительства Республики Казахстан и выпуска местными исполнительными органами города республиканского значения, столицы государственных ценных бумаг для обращения на внутреннем рынке для финансирования дефицита бюджета города республиканского значения, столицы.

2. Заимствование местными исполнительными органами районов (городов областного значения) осуществляется в виде получения займов от местного исполнительного органа области для финансирования дефицита бюджета района (города областного значения).

 

Статья 210. Ограничения заимствования местными исполнительными органами

1. Государственное заимствование местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы ограничивается установленными лимитом долга соответствующего местного исполнительного органа и объемом средств местного бюджета, направляемых на погашение и обслуживание долга соответствующего местного исполнительного органа.

2. Лимит долга местного исполнительного органа на соответствующий финансовый год устанавливается Правительством Республики Казахстан.

3. Объем расходов на погашение и обслуживание долга местного исполнительного органа не должен превышать размер, равный десяти процентам от доходов местного бюджета на соответствующий финансовый год.

 

Статья 211. Погашение и обслуживание долга местных исполнительных органов

Погашение и обслуживание долга местных исполнительных органов осуществляются ими за счет средств, предусмотренных в местных бюджетах, в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

 

Статья 212. Выпуск государственных ценных бумаг местными исполнительными органами города республиканского значения, столицы

1. Выпуск ценных бумаг для обращения на внутреннем рынке местным исполнительным органом города республиканского значения, столицы осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

2. Условия, объем и целевое назначение выпуска государственных ценных бумаг местным исполнительным органом города республиканского значения, столицы определяются Правительством Республики Казахстан. При этом совокупный объем государственного заимствования местных исполнительных органов не должен превышать установленный лимит долга соответствующего местного исполнительного органа.

3. Погашение долга местных исполнительных органов города республиканского значения, столицы по выпускаемым государственным ценным бумагам осуществляется в обязательном порядке в установленный обязательствами срок.

 

Глава 45. Гарантированные государством заимствование и долг

 

Статья 213. Государственная гарантия

1. Государственной (правительственной, суверенной) гарантией Республики Казахстан (государственная гарантия) является обязательство Правительства Республики Казахстан перед заимодателем полностью или частично погасить задолженность в случае неуплаты заемщиком-резидентом Республики Казахстан причитающейся с него суммы в установленный срок.

2. Государственные гарантии предоставляются заимодателям в качестве обеспечения исполнения резидентами Республики Казахстан обязательств по полученным ими негосударственным займам.

3. Исключительным правом предоставления государственных гарантий от имени Республики Казахстан по займам обладает Правительство Республики Казахстан.

По поручению Правительства Республики Казахстан центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета осуществляет предоставление государственных гарантий на условиях и в порядке, определяемых Правительством Республики Казахстан.

 

Статья 214. Ограничения предоставления государственных гарантий

1. Государственные гарантии предоставляются в пределах лимита, устанавливаемого законом о республиканском бюджете.

2. Государственные гарантии не могут предоставляться в качестве обеспечения возврата займов местных исполнительных органов.

3. Объем лимита предоставления государственных гарантий может быть использован только в пределах соответствующего финансового года, на который установлен данный лимит.

 

refdb.ru

Путин анонсировал реструктуризацию бюджетных кредитов регионов :: Политика :: РБК

С 1 января 2018 года в России будет запущена программа реструктуризации бюджетных кредитов регионов. Об этом заявил президент Владимир Путин на заседании президиума Госсовета, передает ТАСС.

«С 1 января 2018 года — прошу на это обратить внимание всех коллег из регионов — мы запускаем программу реструктуризации накопленных бюджетных кредитов, рассчитанную как минимум на семь лет», — сказал российский лидер. Он отметил, что для отдельных регионов программа может стать «еще более льготной» и может быть продлена на 12 лет.

Путин рассказал, что в первые два года по программе будут предоставляться «максимально льготные условия», когда регионам нужно будет выплачивать каждый год только 5% своего долга. По мнению президента, таким образом субъекты Федерации смогут за два года «вызволить» 438 млрд руб.

Эксперты назвали регионы с самой эффективной налоговой политикой

Путин объяснил, что разница между действующей программой погашения регионами кредитов и предлагаемым графиком реструктуризации в 2018 году составит​ 250 млрд руб., а в 2019 году она достигнет 117,6 млрд руб. В качестве примера Путин привел Калужскую область, которая при новой программе погашения долга сможет высвободить дополнительно 15,7 млрд руб. в 2018–2019 годах, Смоленская область — 12 млрд руб., Краснодарский край — 10,7 млрд руб., Ульяновская область — 3,8 млрд руб.

Путин отметил, что «фактически это дополнительные деньги, дополнительная помощь регионам со стороны федерального бюджета». Он пояснил, что российские субъекты смогут высвободить деньги и, таким образом, у них будут дополнительные ресурсы, с помощью которых они могут выполнить социально-экономические задачи, связанные с созданием новых рабочих мест, повысить уровень жизни граждан и решить вопросы транспортного обслуживания населения.

«Я прошу министра финансов дополнительных сложностей для регионов не создавать», — обратился президент к главе Минфина Антону Силуанову. Путин отметил, что при определении тех регионов, которые получат льготы по выплате процентов по кредитам, надо учитывать прирост налоговой базы, в том числе средств, которые не облагаются налогами по региональным программа. «Это важно для того, чтобы регионы продолжали работу над повышением инвестиционной привлекательности, в том числе, используя налоговые стимулы», — сказал глава государства.

На 1 сентября 2017 года чуть менее 50% всего госдолга регионов приходится именно на задолженность по бюджетным кредитам, которые обходятся субъектам практически бесплатно, в отличие от коммерческих заимствований.

В проекте бюджета на 2018–2020 годы не запланировано предоставление регионам бюджетных кредитов, кроме тех, сумма которых составляет 1–2 млрд руб. ежегодно и которые формируются за счет целевых иностранных займов от международных институтов развития. Регионы будут только возвращать в федеральный бюджет кредиты, полученные ранее: в 2018 году объем возвратов составит 37 млрд руб., в последующие два года 74 млрд руб. ежегодно.

​Сокращение выдачи бюджетных кредитов регионам предполагалось и ранее, однако речь не шла о полном сворачивании такой системы поддержки. В 2016 году было предоставлено 350 млрд руб. бюджетных кредитов, в 2017 году планировалось 200 млрд руб., а затем ежегодная сумма должна снизиться до 50 млрд руб.

www.rbc.ru

Реструктуризация кредитов позволит регионам сэкономить бюджеты — Российская газета

С 1 января 2018 года запущена программа реструктуризации накопленных регионами бюджетных кредитов. Она рассчитана на 7-12 лет. За это время регионы - участники программы должны сократить коммерческую долговую нагрузку, дефицит своих бюджетов. Об этом в конце декабря на Госсовете сообщил Владимир Путин.

Исчезнут ли дешевые бюджетные кредиты, рассматривается ли вариант полного списания долговых обязательств регионов, в интервью "Российской газете" рассказал доктор экономических наук, директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.

Владимир Викторович, сколько регионов сейчас являются получателями бюджетных кредитов?

Владимир Климанов: Бюджетные кредиты получают больше 70 субъектов РФ, всего их у нас 85.

Достаточно ли семи лет, чтобы расплатиться регионам по накопленным долговым обязательствам?

Владимир Климанов: В первые два года действия программы предполагается дать максимальные льготные условия, регионам нужно будет выплачивать всего по 5 процентов долга ежегодно. Это позволит территориям только в ближайшие два года высвободить, по приблизительным подсчетам, 428 миллиардов рублей, которые могут пойти на инвестиционные программы. Например, власти Новгородской области уже заявили, что в 2018 году при реструктуризации бюджетной части госдолга смогут сэкономить 176 миллионов рублей.

Почему понадобилась в принципе эта программа?

Владимир Климанов: Сложилась такая ситуация, что регионы оказались завязаны на новых расходных обязательствах, а доходы не увеличивались. Поэтому объем госдолга, который стал нарастать в 2013-2015 годах, для территорий оказался непосильной ношей. И поэтому первоначальное решение о замещении коммерческих кредитов бюджетными, чтобы освободить регионы по крайней мере от ненужных платежей по процентам, связанным с обслуживанием госдолга, до конца проблему не решил. Ситуация с высокой закредитованностью осталась. Стоит признать, что действия, которые были предприняты со стороны федерального центра по отношению к регионам, какими бы жесткими ни казались, оказались действенными. Так, госдолг регионов еще пару лет назад составлял 2,5 триллиона рублей, а по данным на начало декабря 2017 года, он снизился до 2,14 триллиона рублей.

А какие меры оказались наиболее действенными?

Владимир Климанов: Удалось остановить рост различных социальных льгот для населения. Не секрет, что в некоторых регионах стали вводить свои дополнительные меры соцподдержки. Знаю, что даже есть, например, звание "ветеран труда", которое учреждено региональными властями.

Кроме того, удалось не наращивать штат работников бюджетных учреждений. Это привело к тому, что расходы в этом направлении не росли.

Госдолг регионов пару лет назад составлял 2,5 трлн рублей, а в декабре 2017 года он снизился до 2,14 трлн

Бытует и такая точка зрения, что сейчас необходимо усилить финансовую помощь регионам. Вы так не думаете?

Владимир Климанов: Финансовая помощь в виде межбюджетных трансфертов сохранялась несколько лет почти на одном уровне - около 1,6 триллиона рублей. Поэтому говорить о том, что регионы стали получать больше финансовой помощи, нельзя. Хотя бы в силу того, что это все в номинальном выражении, а с учетом инфляции субъекты РФ стали получать из федерального бюджета даже меньше, чем еще несколько лет назад. Поэтому самым действенным инструментом сокращения госдолга регионов оказалось ужимание расходов региональных бюджетов.

Во время пресс-конференции Владимир Путин говорил, что одним регионам дадут возможность реструктуризировать свою задолженность в течение семи лет, а другие, кто сможет обеспечивать рост налоговой базы не ниже инфляции, получат дополнительную рассрочку на 12 лет. Какие регионы могут претендовать на максимальный срок рассрочки по кредитам?

Владимир Климанов: Краснодарский край имеет все шансы получить 12-летний срок по реструктуризации задолженности. У него до недавнего времени был наибольший объем долга - около 150 миллиардов рублей. Однако стоит учитывать объемы госдолга не только в абсолютном значении, но и в динамике. Его можно соотносить как с валовым региональным продуктом, так и с налоговыми и неналоговыми доходами бюджета. И вот какое наблюдение: если в 2016 году госдолг, превышающий годовой объем налоговых и неналоговых доходов, имели 14 регионов, то уже в середине 2017 года их было всего 8. То есть федеральному центру удалось снять остроту напряжения с госдолгом в наиболее сложных регионах. С другой стороны, число регионов, задолженность которых стала составлять больше половины от годового объема налоговых и неналоговых доходов, уже превысила 50.

С этого года дешевые бюджетные кредиты не исчезнут?

Владимир Климанов: Нет, практика выдачи бюджетных кредитов будет продолжаться. Более того, будут расширены возможности их погашения. Другое дело, что пик активного распределения бюджетных кредитов, который пришелся на два последних года, уже прошел. Многие воспринимали эту федеральную поддержку как антикризисные меры.

Сейчас скорее всего бюджетные кредиты будут выдаваться в исключительных случаях.

По данным Счетной палаты на 1 июля 2017 года, доля бюджетных кредитов в структуре госдолга составляла 47,6 процента (всего же их было выдано почти на 1 триллион рублей). А банковских - 27,7 процента. Какие регионы злоупотребляют банковскими кредитами?

Владимир Климанов: Обращение регионов за банковскими кредитами скорее всего вынужденная мера. Например, один из самых крупных получателей банковских кредитов - Красноярский край. Он брал и тратил в позапрошлом году 6 миллиардов рублей на обслуживание коммерческих кредитов. Но другого выбора у него просто нет. Считается, что более эффективным и дешевым инструментом являются региональные ценные бумаги. В целом это так, но ценные бумаги требуют гораздо большего администрирования, это сложный инструмент. И поэтому лучше взять кредит в коммерческом банке.

Вы можете назвать регионы, которые чаще других обращаются за коммерческими кредитами?

Владимир Климанов: По данным минфина на 1 декабря 2017 года, Краснодарский край набрал коммерческих кредитов на 51 миллиард рублей. Архангельская область, которая не выпускает ценные бумаги, одолжила у банков под проценты 19 миллиардов рублей. Республика Мордовия оказалась в очень сложной ситуации, в итоге оформила 14 миллиардов коммерческих, плюс еще 24 бюджетных кредита, и еще 8 ценных бумаг.

Рассматривается вариант полного списания долгов регионам?

Владимир Климанов: В чистом варианте вряд ли это возможно. При этом практика такая есть, поэтому вполне вероятно, что аналогичные инструменты будут так или иначе применяться. Например, в виде использования дополнительной неформализованной финансовой помощи, которая пойдет в регионы и реально просто погасит накопленные объемы бюджетных кредитов.

Инфографика РГ / Александр Смирнов / Андрей Мельников

rg.ru

Путин объявил о начале реструктуризации накопленных бюджетных кредитов регионов - Экономика и бизнес

УЛЬЯНОВСК, 22 сентября. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин сообщил о запуске с 1 января 2018 года программы реструктуризации накопленных бюджетных кредитов регионов на 7-12 лет.

"С 1 января 2018 года - прошу на это обратить внимание всех коллег из регионов - мы запускаем программу реструктуризации накопленных бюджетных кредитов, рассчитанную как минимум на семь лет", - сказал глава государства на заседании президиума Госсовета. По его словам, "для отдельных регионов эта программа может быть еще более льготной, она может быть растянута на 12 лет".

"В первые два года действия программы договорились заложить максимальные льготные условия, регионам нужно будет выплачивать всего по 5% долга ежегодно", - подчеркнул Путин. По его мнению, "такой график позволит субъектам Федерации только в ближайшие два года высвободить в общей сложности 428 млрд рублей".

"Что это значит? Разница между действующим графиком погашения бюджетных кредитов и предлагаемым графиком программы реструктуризации составит в 2018 году 250,5 млрд рублей и в 2019 году - 177,5 млрд рублей", - подчеркнул глава государства. Для примера он привел несколько областей. "Для Калужской области это будет означать, что в 2018-2019 годах вы сможете высвободить дополнительно 15,7 млрд рублей, для Смоленской области - 12 млрд рублей, для Краснодарского края - 10,7 млрд рублей, для Ульяновской области - 3,8 млрд рублей", - сказал Путин. На его взгляд, "фактически это дополнительные деньги, дополнительная помощь регионам со стороны федерального бюджета". "У субъектов таким образом высвобождаются деньги, появляются дополнительные ресурсы для решения социально-экономических задач, для решения задач, связанных с созданием новых рабочих мест, для повышения уровня жизни граждан, в том числе и по решению вопросов транспортного обслуживания населения", - пояснил президент.

При этом он особо подчеркнул необходимость эффективно использовать появляющиеся средства. "Эти средства, которые вы дополнительно получите, нужно будет направить и на оздоровление региональных финансов, нельзя, как сеятель, эти деньги налево-направо разбрасывать, а потом через пару лет опять прийти в банк либо в федеральный бюджет с протянутой рукой", - указал Путин. Он уверен, что "эти средства должны быть направлены на оздоровление финансов, на сокращение бюджетного дефицита, на снижение кредиторской и всякой другой задолженности".

Льготы для регионов, обеспечивающих бюджетный рост

Путин также сообщил о решении "предусмотреть дополнительные льготы" для регионов, которые в 2018-2019 годах обеспечат рост налоговой базы и неналоговых поступлений в свои бюджеты темпами не ниже инфляции. Речь идет о продлении программы реструктуризации для таких регионов до 12 лет, сказал Путин. "Я прошу министра финансов дополнительных сложностей для регионов не создавать", - обратился президент к Антону Силуанову.

По словам Путина, такие регионы должны будут погасить лишь 5% долга к 2020 году, а в дальнейшем их платеж составит по 10% ежегодно вплоть до 2029 года. "Мы так посчитали, что к 2029 году остаток составит всего 5%, и нужно будет погасить [эти] пять процентов", - заметил президент. При определении регионов, которые получат эту льготу, Путин поручил учесть в приросте налоговой базы, в том числе и те средства, которые не облагаются налогами благодаря действию региональных налоговых льгот. "Это важно для того, чтобы регионы продолжали работу над повышением инвестиционной привлекательности, в том числе, используя налоговые стимулы", - сказал глава государства.

Проблема закредитованности региональных бюджетов.

Президент РФ Владимир Путин призвал "расчистить региональные финансы", отметив проблему закредитованности региональных бюджетов. 

"Нам нужно расчистить региональные финансы с тем, чтобы они приобрели новое качество, которое позволяло бы делать бюджеты на уровне регионов бюджетами развития, а не бюджетами выплачивания процентов по кредиту", - сказал Путин.

Путин привел данные, согласно которым проблема приобрела острый характер. "31% собственных доходов регионов идет на погашение кредитов, - сообщил президент. - Но все-таки объем задолженности сокращается, потому что собственные доходы регионов растут достаточно приличными темпами".

Путин, ссылаясь на информацию, предоставленную вице-премьером Дмитрием Казаком, рассказал, что на 1 января 2017 года объем задолженности снизился на 2,318 трлн рублей, с 36,5% до 33,8%. Президент констатировал, что темпы снижения все еще не велики и добавил, что в 50 регионах долг превышает половину собственных доходов, а в восьми регионах он выше собственных доходов.

Российский лидер уточнил, что на долю бюджетных кредитов приходится почти половина госдолга субъектов - 1 трлн 83 млрд рублей. "На обслуживание и погашение долга отвлекаются значительные средства, которые можно было бы направить на цели социально-экономического развития", - посетовал Путин.

Добровольное участие регионов

Участие регионов должно быть сугубо добровольным, указал президент РФ.

Он поручил правительству до конца октября детально разработать все аспекты этой программы и провести необходимую работу с каждым субъектом Федерации. "Хочу подчеркнуть, участие регионов в программе реструктуризации будет носить сугубо добровольный характер. Я думаю, что, на самом деле, все захотят принять участие в такой программе, но, тем не менее, никто этого навязывать не будет", - сказал глава государства.

tass.ru