Психология лидерства: лидером может стать каждый. Психологические качества лидера


3 Психологическая характеристика успешного лидера

Ниже представлены результаты исследования особенностей поведения 100 действующих руководителей высшего звена. Его провели американские психологи Джозеф Кенджеми и Казимир Ковальски. Они обнаружили ряд лидерских качеств, общих для всех успешных топ-менеджеров. Эти характеристики предоставляют возможность сравнить реальное поведение и идеальное поведение лидера, помогая тем самым ликвидировать различия между тем и другим.

 Особенности мышления.

1. Способность к экстраполяции. Сильные лидеры не нуждаются в обилии данных. Обладая глубокими и широкими знаниями, они интуитивно понимают, как далеко могут зайти в своей экстраполяции ситуации.

2. Способность к разработке нескольких проблем одновременно. Слишком высокий показатель упорства по психологическому тесту Эдвардса для успешно действующих руководителей нежелателен. Требуется гибкость, составляющая важнейший аспект поведения лидера.

3. Устойчивость в ситуации неопределенности. Это одно из главных качеств лидера: ему не страшна неизвестность или отсутствие обратной связи. Белые пятна не мешают его деятельности. Он справляется со своим делом и без немедленной обратной связи и разрешает проблемы, непосильные для других, неспособных к действиям в условиях неопределенности.

4. Понимание. Успешно действующие руководители высшего уровня обладают высокой восприимчивостью, отличаются развитой интуицией. Им присуща способность, которую можно назвать «проворством в уличной толчее». Они схватывают суть дела интуитивно и быстро, обнаруживая удивительную способность отличать существенные стороны ситуации от несущественных.

 Умение справляться с агрессией.

5. Способность брать управление на себя. Лидер легко входит в роль руководителя с момента своего назначения, не извиняясь за него и не обращая внимания на претензии тех, кто считал себя кандидатом на данный пост. Он не позволяет их разочарованию, зависти и ревности мешать выполнению своих обязанностей.

6. Настойчивость. Успешно действующие руководители при отсутствии ригидности и догматизма упорно выполняют задуманное, даже если их точка зрения оказывается непопулярной. Им присуще интуитивное понимание, за какие идеи следует держаться, при этом они активно интересуются всеми доступными данными. Их не пугает несогласие с ними других.

7. Способность к сотрудничеству. Успешно выполняющие свои функции лидеры умеют подавлять свою враждебность и действовать эффективно, несмотря на нее. Им удается нивелировать свои неприязненные чувства. Такому руководителю свойственны умение разговаривать с людьми, такт, возможность общения на любом уровне. Благодаря хорошей способности к межличностным контактам он добивается основательной поддержки в организации для себя и своих идей. Лидер умеет сдерживать свою враждебность и агрессивность.

8. Инициативность. Успешно действующий лидер активен. Он ведет в атаку. Ему понятны возможности, ускользающие от внимания других. Он знает, когда начать - это часть его интуитивного знания. Когда другие колеблются, он действует. Инициативность такого руководителя включает одно из основных качеств, ведущих к успеху, - способность рисковать.

9. Энергичность. Руководителю трудно добиться успеха, не обладая выносливостью, без физических и интеллектуальных возможностей. Запас физических и интеллектуальных сил пополняется за счет огромной энергии успешно действующего лидера. Такой руководитель продолжает дело, когда другие уже падают от усталости.

 Управление эмоциями.

10. Способность делать ставку на других. Успешно действующий руководитель охотно передает знания, дает советы, помогает росту других, не жалея на это время. Он всегда готов помочь профессиональному росту и развитию, продвижению других по служебной лестнице.

11. Сензитивность. Руководители высшего уровня восприимчивы к чувствам других. Им свойственна эмпатия (сопереживание). Они способны поставить себя на место другого и испытать его чувства. Достигающие успеха лидеры обладают своего рода личным радаром, дающим им возможность ощущать, что чувствуют и даже думают их коллеги.

 Лидерство в конкретных областях.

12. Идентификация себя с делом. Наиболее успешно действующие руководители способны переносить неудачи без чувства поражения или унижения. Их привлекает сам процесс достижения результата; они не стремятся быть всемогущими и всеведущими, не пытаются быть всюду одновременно, делать всю работу за других, не стараются казаться умеющими все. Лидеры высокого уровня умеют поручать работу другим. Их не привлекает власть как таковая, они скорее заинтересованы в достижении цели. Они получают настоящее удовлетворение от успеха других, а не от собственного неограниченного могущества. Власть, которой они пользуются, происходит из уважения, которое они внушают. Они не стремятся занять как можно больше руководящих постов, зная, что их влияние и так достаточно и им не требуется применять власть для достижения успеха. Они знают себе цену и удовлетворены ею, у них полная уверенность в себе. Все это дает такому лидеру силы противостоять нежелательному развитию событий.

13. Способность к сочувствию. Успешно действующие руководители проявляют сочувствие к другим, не ожидая, что их за это будут любить. Они способны непредвзято и точно оценить своих подчиненных, прекрасно понимая, что невозможно угодить всем. Они умеют сочувствовать человеку, не позволяя при этом сделать себя беспомощными и нетребовательными. Такой лидер прекрасно понимает, что стремление во что бы то ни стало нравиться подчиненным сделает его неспособным руководить ими. Благодаря сильному чувству идентификации он способен принимать непопулярные решения.

14. Заинтересованность в росте организации, а не в собственной карьере. Настоящий лидер обязательно заинтересован в том, что он оставит после себя. Его самое сильное стремление - не к личной власти; ему не нужно, чтобы вся организация подгонялась под его вкусы. Уходя, он хочет оставить результат своей работы, а не унести все с собой.

15. Независимость. Добивающиеся успеха руководители осознают границы своих возможностей, сотрудничают с другими, прислушиваются к ним, но когда дело доходит до принятия окончательного решения, они проявляют независимость. Приняв решение на основе всех имеющихся в их распоряжении фактов, они придерживаются его. Такого лидера нельзя принудить присоединиться к решению, с которым он не согласен: он скорее подаст в отставку, чем станет делать то, что идет в разрез с его взглядами и убеждениями.

 Личностный идеал.

16. Гибкость. Руководителю нет необходимости сосредоточиваться в каждый данный момент на единственной проблеме: он может решать одновременно несколько задач и, когда это необходимо, переключаться с одного направления деятельности на другое. Лидер должен быть открыт для восприятия новых идей, новых способов мышления, новых процессов. Стремящийся к успеху руководитель развивает в себе гибкость, понимая, что очень легко оказаться ограниченным своими предпочтениями и увлечениями.

17. Устойчивость к стрессу. Лидер умеет заботиться о своем здоровье, как телесном, так и психическом, и справляется со стрессами. Он понимает, что для этого необходимо вести сбалансированный образ жизни, и управляет своей жизнью и своим временем. Успешно действующий руководитель не позволяет обстоятельствам и времени управлять собой. Он хорошо чувствует себя при таком образе жизни и с удовольствием предвкушает все, что ждет его впереди каждый день. Чувствуя действие стресса, он знает, что предпринять, чтобы избежать урона для здоровья.

18. Наличие цели. Лидер имеет твердые убеждения и ясную цель. Цель есть у его жизни, цель есть у его работы. Просыпаясь, он не просто ждет, что преподнесет ему новый день. Наличие цели предполагает планирование, и каждый день приближает лидера к достижению поставленной цели. Целью обычно является осуществление мечты: мечты о том, чем станет его корпорация; мечты о том, чем станет вся его жизнь. Лидер любит и умеет - часто философски - говорить о своей мечте. Однако взгляды руководителя не должны быть окостенелыми: мечта должна развиваться, как и связанная с ее осуществлением цель.

 Лидерство в конкретных областях.

19. Руководство сообществом. Руководитель использует свою власть и влияние на благо общества. Он ответственно относится к лежащей на нем ответственности, например, по охране окружающей среды. Лидер отдает свое время, силы и энергию улучшению жизни людей и развитию общества, используя для этого все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

20. Чувство юмора. Наибольшего успеха добиваются руководители, обладающие чувством юмора. Они способны видеть юмористическую сторону там, где другие видят только трагедию. Они не позволяют неудачам угнетать себя, способны найти в ситуации что-то забавное. Они легко находят разнообразные возможности. Сделав ошибку, они признают ее и готовы посмеяться над собой, а не взваливают вину на других.

21. Цельность личностного идеала. Лидер хорошо представляет себе, каков он, к чему стремится, как живет - во всех смыслах слова. Он последователен и постоянно предпринимает усилия для того, чтобы его слово не расходилось с делом, чтобы соответствовать своему личностному идеалу. Следствием совпадения этого идеала и фактического поведения является то, что лидер живет в мире с самим собой, с ним легко общаться, окружающие чувствуют себя с ним непринужденно, независимо от их должности или общественного положения. Люди не испытывают страха и охотно поверяют ему свои горести и заботы, только личностная цельность лидера делает это возможным.

studfiles.net

Психология лидерства

Психология лидерства

Психология лидерства

С давних времен способность к лидерству считается неоспоримым качеством успешного человека. Если обратиться к истории, то можно заметить, что всем правителям государств, гетманам и вождям было присуще это качество. Притом, при выборе правителей народ отдавал предпочтение именно лидерам, которые не боялись повести за собой людей, объявить войну другому государству, брать на себя ответственность за принятие важных для страны решений. У людей был четко сформированный образ вождя, им нужен был человек, который позаботится о них и защитит от опасности. Человек, не имеющий лидерских качеств, не имел никаких шансов стать правителем.

Прежде чем рассмотреть основные качества лидера следует разобраться в том, кто же такой лидер. Лидер – это человек с четко определенными целями и принципами, который берет на себя инициативу в принятии решений, способный управлять настроениями (и даже мышлением) людей. Лидер не боится опасности, всегда готов отвечать за свои поступки. Ответственность является очень важным качеством лидера. Если люди, доверившие человеку быть лидером, обнаружат, что он не готов нести ответственность за свои действия, они сразу переизберут себе другого лидера.

В наше время понятие лидерства применимо повсюду – в семьях, в компаниях, в верхах власти. В последнем случае лидер имеет четкую должность, называемую “президентом”. Если провести параллель с историей, роль президента очень схожа с ролью вождя. От действий президента зачастую зависят отношения между странами, их политическое и экономическое сотрудничество, поэтому президент обязан быть лидером страны, гарантом Конституции государства.

Психология лидера является способом мировоззрения человека, его мыслей, восприятия реальности и своих возможностей. Лидер способен сохранять веру в собственные силы даже в самых сложных ситуациях, сохранять спокойствие и уравновешенность всегда и везде.

Основными качествами, отличающего настоящего лидера от остальных людей, являются:

1. Способность двигаться к своей цели несмотря ни на что. Если человек при первой опасности отказывается от реализации своих планов и опускает руки – это не настоящий лидер. Когда лидер задумал достичь цели, то его просто невозможно остановить – или он добьется своей цели, или проиграет все, что имеет.

Данная способность состоит из двух важнейших компонент – неуемного желания и настойчивости. Не имея желания, лидер просто не сможет оставаться таковым, поскольку вся деятельность человека начинается именно с желания. Если человек не имеет желания, то он не будет мотивирован на достижение цели и, соответственно, будет бездействовать.  Без второй составляющей, настойчивости, человек даже обладая страстным желанием, не доведет начатое дело до конца, ведь как только на его пути встретятся трудности, человек может просто решить, что достижение цели не стоит затраченных на нее усилий.

2. Высокий уровень интеллекта. Под высоким уровнем интеллекта подразумевается стремление к накоплению информации в различных областях знаний, начитанность, желание продолжать процесс саморазвития на протяжении всей своей жизни, умение учиться технике лидерства у людей, являющихся истинными лидерами. Последний момент является наиболее важным, так как никто другой не поможет вам достичь цели лучше и быстрее, чем уже достигший успеха человек.

Если вы, по вашему мнению, не обладаете завидным уровнем интеллекта, то эту ситуацию легко можно исправить, достаточно лишь наличия у вас желания. Вам необходимо быть более открытым для новых знакомств, общаться с интересными людьми, посещать библиотеки, научные конференции и семинары. Для повышения своего культурного уровня рекомендуется посещение музеев, картинных галерей, драматического театра и оперы. Не ограничивайте себя знаниями в одной определенной области. Жизнь каждый раз подбрасывает нам сюрпризы, и та область знаний, которая была не нужна вам вчера, уже завтра может оказаться для вас определяющей и первоочередной. Поэтому, чем большим объемом знаний обладает человек, тем большие шансы он имеет на то, чтобы стать истинным лидером.

Это качество лидера не является основным, однако его наличие желательно, так как при решении проблем лидер зачастую опирается на свои знания. При недостаточно высоком уровне интеллекта лидера данное качество может быть успешно компенсирован другими более важными лидерскими качествами.

3. Уверенность в собственных силах. Если человек не уверен в собственных силах, то ему никогда не стать лидером. Ведь как человек может повести за собой людей, заставить их поверить ему, если он даже не верит в самого себя. Неуверенные в себе люди зачастую не решаются принять жизненно важные решения, пока тысячу раз не проверят правильность своих действий, не спросят у других людей их мнений относительно данных действий. На преодоление своих сомнений люди теряют непозволительно много времени, которое они могли применить на созидающие поступки. Уверенные же в себе люди способны принять решение молниеносно, так как они знают, что делают все правильно, а потому им не стоит тратить время на обдумывание ситуации. Соответственно, данное лидерское качество дает человеку (даже не обладающему феноменальным интеллектом) значительную фору над остальными “претендентами” на лидерство.

Если вы хотите быть лидером, однако не обладаете данным качеством – это не беда, потому что уверенность в себе всегда можно выработать.

Для этого просто следуйте рекомендациям:

- Общайтесь с уверенными в себе людьми, таким образом, вы сами станете более уверенным человеком;

- Составьте список своих успехов, вспомните свои ощущения в момент триумфа, что вы чувствовали в этот момент. Чем чаще вы будете ощущать успех, тем выше будет ваша уверенность в достижении успеха;

- Не принимайте оценку окружающих о себе за единственную истину. Поймите, мнение окружающих о вас – это сугубо их мнение, не позволяйте окружающим негативно влиять на вашу самооценку и уверенность в себе;

- Не беритесь за дело, в положительном результате которого неуверенны даже наполовину. Запомните, что каждая неудача является серьезным ударом по вашей уверенности в собственных силах, и чем чаще происходят неудачи, тем сложнее человеку будет даваться каждое последующее решение. Поэтому, если вы в самом начале знаете, что дело обречено на провал – не начинайте его вовсе.

- Перестаньте критиковать сами себя. Если вы потерпели неудачу, лучшее, что вы можете вынести из нее – признать, что неудачи бывают со всеми и вы не робот, чтобы все этапы работы выполнять безошибочно. Просто извлеките из поражения опыт и не казните себя. Каждое ваше заявление в свой адрес: “Это все из-за меня. Это я виновен в неудаче” все дальше отдалят вас от качества уверенности в собственных силах.

4. Способность принимать решения. Представьте себе президента, государству которого объявили войну. И вот, в то время, как ракеты другой страны летят в его сторону, он стоит возле кнопки запуска ракет и думает: “А может быть не стоит?”. Вряд ли такой человек будет носить гордое звание “лидер”. Лидеры могут принимать решения единолично, а могут прибегнуть к помощи друзей или коллег, но они всегда примут решение. Однако, следует помнить, что для того, чтобы принимать верные решения, сперва необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию, тщательно взвесить все факторы, и только потом принимать решение. Регулярное принятие решений с расчетом наудачу не характеризуют человека как лидера, а напротив, показывают его халатность к решаемой проблеме.

5. Лидер должен уметь создавать вокруг себя команду единомышленников. Лишь в редких случаях для достижения больших целей лидеры действуют в одиночку. Тем более, что в команде, состоящей из одного человека, именно этот человек и будет являться лидером вне зависимости от того, какими качествами он обладает. Чаще всего вокруг лидера собирается сплоченная организованная команда, движимая едиными целями, принципами и правилами. Способность собрать и организовать команду зависит, в первую очередь, от способности лидера убеждать и оперировать фактами и доводами, наличия у лидера харизмы. Он должен построить команду таким образом, чтобы каждый из ее членов четко знал свои обязанности и понимал свою ответственность за принятие решений.

6. Лидер должен обладать характером. Настоящий лидер всегда способен настоять на своей точке зрения, даже если факты против него. Настоящий лидер идет вперед даже тогда, когда в его успех уже никто не верит. Когда какой-либо член команды посмел предать интересы организации – лидер обязательно накажет его. Иными словами, лидер способен быть жестким, но не жестоким, строгим, но справедливым. От характера лидера во многом зависит результат деятельности команды, и отсутствие данного качества очень трудно заменить каким-либо иным качеством, без характера остальные достоинства лидера могут не помочь достичь результата. Характер лидера может иметь от рождения или он может “закаляться” с опытом работы, но он обязан присутствовать.

7. Готовность к изменениям. Если в процессе достижения цели внезапно поменяются факторы, от которых зависит достижение результата, лидер будет готов поменять стратегию ведения деятельности, довести эти изменения своей команде и привлечь необходимые для достижения цели ресурсы.

Так, если производство определенного товар приносило значительную прибыль компании, однако в связи с изменением предпочтений покупателей и влияния фактора моды данный товар не пользуется спросом, директор компании будет готов изменить производственный план (путем доведения соответствующего распоряжения до руководителя производственного отдела), исключив из него производство данного товара. Тем самым он проявит себя истинным лидером, так как данное решение защитит фирму от больших трат, связанных с производством убыточного товара.

Таким образом, мы рассмотрели основные качества, необходимые человеку для того, чтобы называться “лидером”. Если сегодня человек работает в подчинении у начальника (лидера), однако очень хочет в будущем занять более высокий пост в компании, то без вышеупомянутых качеств ему не обойтись. Посмотрите на начальников организаций, собственников крупных корпораций – все они обладают большинством из этих качеств, они обладают психологией лидерства. Разве они родились с этими качествами? Нет, они развивали их с опытом, постепенно прививая себе лидерские качества. Если они смогли это сделать, то и вы обязательно сможете, все у вас получится.

Автор: Антон Ясырдля сайта therapy.by

www.therapy.by

2.2 Качества современного лидера. Психологические особенности личности студенческих лидеров

Похожие главы из других работ:

Взаимосвязь темпераментальных свойств и лидерских качеств у студентов менеджеров

1.2 Ключевые черты лидера

При анализе феномена лидерства особое внимание уделяется личности лидера. Несмотря на то, что исследователи столкнулись с большой сложностью при составлении краткого, согласованного списка ключевых черт, присущих всем лидерам...

Лидер и его харизма

Глава 2: Харизма лидера

...

Лидерство в коллективе

2. Качества лидера

Большинство людей, услышав слово "лидерство", связывают его с миром бизнеса. Лидерство следует воспринимать шире. Замечательным лидером может быть не только руководитель компании или менеджер, им может быть и учитель, и исследователь...

Лидерство как социально-психологический феномен

1.6 Функции лидера

Специфика функций лидера детерминируется главным образом в соответствии с особенностями группы (последователей) , которой он руководит . Многие из функций, к рассмотрению которых мы сейчас перейдем...

Лидерство как социально-психологический феномен

2.6.1 Восприятие лидера группой

Лидер в любой группе должен восприниматься как «один из нас». Если изучать биографии преуспевающих лидеров, то можно заметить, что лидер имеет определенные общие характеристики с членами группы. Поэтому он воспринимается как «один из нас»...

Организация межличностных отношений в спортивной группе

2.6 Идеологическая роль лидера

Идеологическая роль лидера в процессе достижения конечного результата является, пожалуй, наиболее яркой и однозначной. Действительно, всегда должен найтись один человек...

Понятие лидерство, вождизм

Различия лидера и вождя

Лидерство и вождизм существуют в разных условиях. Отношения «вождь-последователи» обычно опираются на централизованную и слаборазвитую экономику. Однако они возможны и в развитых государствах в ситуации общенационального кризиса...

Психоаналитические концепции лидерства

1.1 Власть и авторитет лидера

Власть - одно из фундаментальных начал общества, всех его структурных уровней. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, организациях и учреждениях, во всём государстве и международных коалициях...

Психоаналитические концепции лидерства

3. Психологические особенности лидера

3.1 «Я»-концепция лидера Некоторые люди обладают необычайно сильной потребностью во власти или в других личностных ценностях, например, уважении, как в средствах компенсации травмированной или неадекватной самооценки...

Психологические особенности личности студенческих лидеров

2.1 Психологический портрет лидера

Современные научные представления, основанные на исследованиях зарубежных и отечественных ученых-психологов, в обобщенный психологический портрет лидера включают: - биографические характеристики; - способности; - личностные черты...

Психологические особенности отдельных категорий преступников

2 Психология преступной группы и ее лидера

Рассмотрев психологический анализ личности преступника, остановимся на психологии организованной преступности, так как эта проблема, являясь не только опаснейшей, составляющей криминальную реальность, но и требующей, безусловно...

Современные подходы к изучению феноменов лидерства и руководства

1.2. Функции лидера

Сложность роли лидера, находящегося в стадии -- становления, может быть раскрыта путем рассмотрения тех многообразных функций, которые входят в позицию лидера. Специфика функций лидера обусловлена особенностями группы...

Теории лидерства

Роли лидера

...

Теории лидерства

Роли лидера:

1) “Вожак” -- человек, увлекающий других своим собственным примером, часто берущий всю ответственность за группу на себя. При этом возникают проблемы с делегированием прав, полномочий, ответственности другим членам группы...

Формирование лидерских качеств студентов колледжа физической культуры

1.2 Системные, коммуникативные и внутренние качества лидера

В психологии выделены качества, которые, являются ключевыми и наиболее полно определяют лидерство. Для этого был сформирован ряд критериев, которым должны соответствовать эти качества. Во-первых...

psy.bobrodobro.ru

Психология лидерства и особенности поведения и мышления лидера

Каждый человек по природе обладает определенными лидерскими задатками, однако развить их в достаточной степени и использовать, чтобы достичь своих целей и реализовать себя, получается далеко не у каждого. Почему же некоторые люди уже в юном ведут себя как прирожденные лидеры и способны повести за собой толпу, а другие не могут даже настоять на своей позиции и выступают в роли ведомых, следующих за лидером? В чем состоят особенности психологии лидерства и каковы черты присущи лидеру?

 

Психология лидерства и ее внешние проявления

 

Психология лидерства кроется не только в особенности характера и мышлении человека, ни и проявляется внешне: лидера достаточно просто выделить в толпе по его поведению, привычках. Лидер всегда уверен в себе и своих силах, он готов вести за собой других, брать ответственность за себя и свои решения, а также за людей, которые ему доверятся, а также он обладает навыками вербального и невербального воздействия на окружающих. В жестикуляции лидера преобладают жесты открытости и доминирования, его поза и походка также свидетельствуют об уверенности, силе воли и открытости. Прямой решительный взгляд, прямая спина, широко расправленные плечи, размашистая походка, немного резкие, доведенные до конца жесты рук, выразительная мимика, высоко поднятая голова - по этим признакам, как правило, можно выделить среди толпы человека, обладающего лидерскими навыками.

 

Однако особенности психологии мимики и жестов - только внешние проявления лидерских качеств, обусловленные внутренним состоянием человека, его психологией, образом мышления. Внутренне лидер всегда уверен в себе, своих возможностях и начинаниях; он открыт ко всему новому и всегда готов бросить вызов обстоятельствам. Как правило, лидеры обладают большой силой воли, отличными коммуникативными способностями, умением мотивировать себя и других людей; также лидерам присущи навыки психологического воздействия на окружающих, с помощью которых они подталкивают других проникнуться их идеями и работать под их руководством для достижения поставленной цели. 

 

Законы психологии лидерства

 

Психологии лидерства невозможно научиться по учебнику; чтобы приобрести навыки лидера, необходимо развивать уверенность в себе и коммуникативные способности, на практике учиться воздействию на других,а также не бояться новых возможностей. Лидерские навыки развиваются в процессе самореализации, общения, творческой и трудовой деятельности; однако для того, чтобы стать лидером, а не всегда занимать позицию ведомого, иногда человеку нужно изменить свое мышление и установки. Изучив психологию и установки многих людей, занимающих ведущие позиции в обществе и достигших значительных высот в предпринимательской или общественной деятельности, психологи установили, что в своей жизни и деятельности эти люди придерживаются трех основных законов:

 

1. Закон притяжения -  его суть заключается в том, что лидерство, как и все другое в природе, обществе, развивается посредством творчества и созидания. Лидеры занимаются творческой деятельностью, они обладают способностью нестандартно мыслить и находить новые пути решения поставленных задач. У лидеров нет привычки критиковать что-либо, жаловаться на жизнь; их энергия, уверенность и желание создать что-то новое и полезные для общества - основная причина, по которой к лидеру тянутся другие люди.

 

2. Закон самосохранения - его суть заключается в том, что лидер всегда первый; он ведет за собой людей, но никогда полностью не погружается в обстоятельства. В любой сложившейся ситуации лидер немного отстраняется и контролирует происходящее со стороны, сохраняя способность беспристрастно анализировать происходящее, давать трезвую оценку ситуации и находить решения проблемам, гладя на них с точки зрения стороннего человека. Благодаря этому, лидер может полностью контролировать происходящие процессы, не растрачивая силы на малопродуктивные действия и не погружаясь в рутину происходящего. Суть такого подхода в том, чтобы отделять зерна от плевел и не расходовать силы и энергию на мелочи, а уверенно идти к цели.

 

3. Закон отдачи - его принцип действия основывается на том, что все процессы в мире и обществе пребывает в непрерывном движении, а все объекты взаимодействуют между собой. Все процессы, происходящие в социуме, взаимосвязаны, поэтому лидер, работая на свое благо, приносит пользу другим и посредством деятельности оказывает влияние на окружающих людей. В этом состоит одна из основных особенностей психологии лидерства: лидер работает не только для себя, но и благо общества. Оказывая воздействие на подчиненных, последователей, сподвижников, делясь с ними своими идеями и стимулируя их различными методами воздействия к действиям, принимая волевые решения и предлагая обществу результаты деятельности, лидер взаимодействует с окружающими людьми и получает отдачу от взаимодействия.

 

Очевидно, далеко не каждый может повести за собой тысячи людей, однако мотивировать себя и развить до определенного уровня данные природой лидерские способности доступно всем. Поверив в себя, изменив свою психологию, мировоззрение и мышление на позитивное, открывшись новым возможностям, развивая коммуникативные способности и навыки вербального воздействия на людей, можно развить лидерские задатки и существенно изменить свою жизнь к лучшему. Кратко психологию лидерства можно охарактеризовать известной фразой-установкой: "проверь в себя, и другие тоже поверят в тебя". 

sam-sebe-psycholog.ru

Психологические качества лидера — КиберПедия

ЗНАНИЕ СЕБЯ, СВОИХ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ

Знать себя, чувствовать, что происходит внутри себя, уметь прислушаться к своим эмоциям и чувствам, к своей интуиции, четко и ясно представлять чего ты хочешь – неотъемлемое качество лидера. Это помогает ориентироваться в жизни и понимать других людей, это помогает не упустить свой шанс, распознав подходящую возможность. Настоящего лидера не сбить с намеченного пути им сложно манипулировать, потому что он точно знает что хочет.

ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ

Это одно из лидерских качеств, которое присуще многим современным лидерам. Причиной, объясняющей, почему настоящие лидеры не боятся рискнуть и изменить свою жизнь , является понимание, что за не проявленную инициативу порой приходится платить немалую цену. Потому люди, стремящиеся упреждать события, всегда готовы пойти на риск.УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Высокий и адекватный уровень самооценки лидера в совокупности с уверенностью в себе помогают ему в необходимых случаях рисковать, повышают в критических ситуациях смелость и решительность. Уверенность в собственных силах позволяет лидеру расширять пределы своих возможностей и приобретать новый жизненный опыт. НАДЕЖНОСТЬ, НОРМАТИВНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Лидер это носитель норм и ценностей объединения людей, поэтому его мировоззрение, его действия должны быть согласованы с общечеловеческими нормами морали — честностью, справедливостью, надежностью, ответственностью и последовательностью в действиях и поступках.

АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

Для адекватной ориентации в ситуации у лидера должна быть активная жизненная позиция. Это необходимое лидерское качество, которое позволяет лидеру всегда находится в гуще событий, узнавать обо всем из первых уст и быть более информированным.

ИНИЦИАТИВНОСТЬ И УМЕНИЕ МОТИВИРОВАТЬ СЕБЯ

Инициативные и активные люди не ждут, пока кто-то другой вызовет в них желание работать. Они знают, что только на них лежит ответственность убедить себя оставить привычную зону комфортности. И они делаютсамомотивацию регулярной практикой.

39.Типы руководства/лидерства по Блейку и Моутону1.Примитивное руководство. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

2.Социальное руководство. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий. Эта позиция характеризует руководителей, которые уделяют особое внимание нуждам и потребностям своих подчиненных, чего нельзя сказать о процессе производства. Менеджеры такого типа полагают, что основа успеха заложена в поддержании атмосферы доверия, взаимопонимания в коллективе. Такой руководитель, как правило, любим подчиненными, они готовы в трудную минуту поддержать своего лидера. Текучесть кадров на предприятиях с таким стилем управления очень низка, как, впрочем, и количество прогулов, а уровень удовлетворения трудом очень высок3.Авторитетное руководство. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. Эта позиция характерна для менеджеров, которые во главу угла ставят заботу о производстве и практически не осуществляют никакой социальной деятельности. Они считают, что такая деятельность является проявлением мягкотелости и ведет к посредственным результатам. Кроме того, они считают, что качество управленческих решений не зависит от степени участия подчиненных в его принятии.4. Производственно-командное управление. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Эта позиция характеризует тот тип руководителя, который умело сочетает заботу о людях с заботой о производстве. Такой менеджер считает, что компромисс во всех случаях — лучшее решение, он есть основа для эффективного управления5.Командное руководство. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую производительность. Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который одинаково бережно относится как к людям, так и к возглавляемому им производству.

Типы лидеров по Кейси

41.Лидеры по качествам характера и ситуативные лидеры

Личные черты лидера:

1. Уравновешенность.

2. Амбициозность

3. Решительность

4. Энтузиазм

5. Упорство

6. Уверенность в себе

7. Психологическая открытость

8. Реализм

9. Жажда знаний

10. Справедливость и беспристрастность

11. Спокойствие

12. Стремление к совершенству

13. Креативность

Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т. д.

42.Авторитарный,демократический,попустительский стили руководства(К.ЛеВин)Существуют разновидности авторитарного стиля: «эксплуататорский» и «благожелательный». «Эксплуататорский» авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы, и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям только указания, что, как и когда делать, в качестве основной формы стимулирования использует наказание.Сотрудники относятся к приказам руководителя безразлично или негативно, радуются любой его ошибке, находят в ней подтверждение своей правоты. В целом в результате этого в организации или подразделении формируется неблагоприятный морально-психологический климат, и создается атмосфера для развития производственных конфликтов.При более мягкой «благожелательной» руководитель относится к подчиненным снисходительно, интересуется при принятии решений их мнением, но, несмотря на его обоснованность, может поступить по-своему. Если это делается демонстративно, психологический климат ухудшается. Данный стиль руководства предоставляет подчиненным определенную самостоятельность, пусть даже в ограниченных пределах. Мотивирование страхом здесь присутствует, но оно минимально.Демократический стиль руководства (коллегиальный).Создается атмосфера, при которой выполнение служебных обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением.На практике выделяют две разновидности демократического стиля: «консультативную» и «партисипативную». В условиях «консультативной» руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремиться использовать все лучшие советы, которые предлагают подчиненные. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется в исключительных случаях. Сотрудники удовлетворены такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений подсказывается им сверху. Подчиненные стараются оказать своему начальнику помощь и поддержать морально в необходимых случаях.«Партисипативная» основана на том, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все их предложения, организуют обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением.Обычно демократический стиль управления применяется в том случае, когда исполнители хорошо разбираются в выполняемой работе, и могут внести в нее новизну и творчество. Либеральный стиль руководства (нейтральный, попустительский). Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.При этом поощрение и наказание отступают на второй план по сравнению с внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей. Подчиненные избавлены от постоянного контроля и «самостоятельно» принимают решения и стараются найти путь их реализации в рамках предоставленных полномочий. Они не догадываются, что руководитель все уже заранее продумал и создал для этого процесса необходимые условия, которые предопределяют конечный результат. Такая работа приносит им удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

43.Понятие общения и понятие делового общенияОбщение — обмен сведениями с помощью языка или жестов. Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информациейДеловое общение-желание общаться вторично по отношению к необходимости, нельзя прекратить общение без потерь для обеих сторон

 

Стандарты делового общения

45.Формальное и неформальное ,роль неформального общения на предприятииФормальное общение или как еще его называют контакт масок, это когда отсутствует желание и стремление понимать и учитывать особенности личности собеседника, или другими словами регламентированное, обозначенное границами формальных ролей собеседников. Оно обычно происходит при деловых или дипломатических отношениях, стороны общаются формально, на официальном уровне. Используются обычные маски вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и вербальные составляющие - выражения лиц, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции и отношения к партнеру по переговорам.Неформальное-«разговор по душам»-открытое, дружеское общениеСуществует два подхода к проблеме неформальных отношений. Преимущественно компании с западной корпоративной культурой рассматривают неформальные отношения как естественное явление, бороться с которым бесполезно, а значит, следует использовать неформальные отношения на благо организации, управлять ими, инвестировать в их развитие.Параллельно с этой точкой зрения существует противоположная, которой придерживаются многие крупные российские компании, расценивающие неформальные отношения как вред и негативное явление для производственных отношений, с которым необходимо бороться. Сторонники данного подхода считают нецелесообразным периодическое проведение каких-либо корпоративных мероприятий

46.Невербальные компоненты делового общенияНевербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.Инструментом такого «общения» становится тело человека,Компоненты: зрительный контакт, выражение лица, жесты, поза тела

47.Методы внушения и убеждения в деловом общениеВнушение - это психическое воздействие на сознание человека, которое приводит к появлению у человека, помимо его желания и воли, определенного состоянияПочти каждый день мы вступаем в дискуссии и пытаемся убедить оппонента в правильности именно своей точки зрения. К сожалению это не всегда удается, и тогда мы просто пытаемся избежать подобных ситуаций. А ведь для того чтобы, доказать собеседнику свою правоту, стоит всего навсего овладеть некоторыми методами внушения.Внушение - это психическое воздействие на сознание человека, которое приводит к появлению у человека, помимо его желания и воли, определенного состояния, отношения или чувства, которое может привести к совершению поступков, не принимаемым им до сих пор норм, принципов и установок. Одним словом с помощью внушения становится возможным передача информации, без возможности проведения человеком ее критической оценки.1.Метод словесного внушения.

2.Метод мысленного внушения.

3.Метод метафизического внушения.

4.Метод духовного воздействия.Методы убеждения являются ведущими среди методов организаторского воздействия. Убеждение — это, прежде всего, разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения либо недопустимости какого-то проступка.Процесс убеждения, пожалуй, самый сложный среди остальных способов организаторского воздействия. Ведущее место в этом процессе занимает аргументирование своей позиции и стремление сделать так, чтобы она стала позицией, убеждением каждого участника коллективной деятельности.

48 Конфликты и методы их разрешения

Межличностный конфликт-два стандартных вида решения: 1.Выгодный более сильной стороне.

2.Компромиссный.

Групповой конфликт- Способы решения социального конфликта можно так же разделить на два вида:

1.Посредством вмешательства нового лица (учитель, начальник или новенький).

2.Внутренне самостоятельный (тут много вариантов).

49.Приемы повышения эффективности публичного выступоения1. ^ Прием «нейтральной фразы повышение голоса. 3. ^ Прием «завлечения». Суть его заключается в том, что инициатор общения вначале произносит что-то трудно воспринимаемое, например, очень тихо. 4. Важным способом фокусировки внимания является прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим. 5. ^ Прием «акцентировки». Он используется в тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание партнера на самые важные (с точки зрения говорящего) моменты в сообщении. 7. ^ Прием «своевременного использования пауз» подготавливает партнера, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного.8. ^ Прием «переформулировки» 9. ^ Прием «провокации». На короткое время у собеседника вызывается реакция несогласия с излагаемой информацией. 10. Прием «гиперболы». 11. Прием «прогноза». Основываясь на реальных фактах, предлагайте собеседнику прогнозы ожидаемых событий. 13. ^ Вопросно-ответный ход.

14. ^ Перейдите от монолога к 15. ^ Подойдите ближе к слушателям,

16. Создайте проблемную ситуацию, выдвиньте гипотезу, которую докажете вместе со слушателями 18. Используйте юмор:

19. Для привлечения внимания важно использовать наглядные пособия (таблицы, схемы, макеты, слайды и др

 

50 Модель общения Э.Бёрна (НЛП)Нейролингвистическое программирование — направление в психотерапии и практической психологии, не признаваемое академическим сообществом. Основано на технике моделирования (копирования) вербального и невербального поведения людей, добившихся успеха в какой-либо области, и наборе связей между формами речи, движением глаз и тела и памятью Было разработано в 1960-х — 1970-х годах группой соавторов, вскоре приобрело популярность. В настоящее время НЛП практикуется в основном тренинговыми компаниями, а также коммерческими организациями в психологических тренингах для персонала. Об НЛП выпускается большое количество популярной литературы.

Шесть правил Д. Карнеги

Умение общаться с деловым партнером, понимание психологии другого человека, интересов другой организации можно считать одним из определяющих факторов в процессе ведения переговоров.Это умение главенствует не только на деловых переговорах. Если человек умеет побуждать к деятельности других людей, то он состоится в качестве руководителя.

В основе человеческого поведения лежат сокровенные желания. Прежде всего, надо понять эти желания, затем надо заставить вашего собеседника страстно чего-то пожелать. Самое существенное заключено в умении слушать собеседника, постоянно проявлять к нему внимание и отмечать положительные качества, помогать самоутверждению партнера по переговорам.

Правило первое: искренне интересуйтесь другими людьми

Человек, который не интересуется своими собратьями, испытывает самые большие трудности в жизни и причиняет самый большой вред окружающим.

Правило второе: улыбайтесь.

Ошибочно думать, что каждый человек испытывает радость в процессе делового общения. Это деятельность должна отвечать внутренним потребностям человека, должна приносить ему моральное удовлетворение. «Вы должны испытывать радость, общаясь с людьми, если хотите, чтобы люди испытывали радость от общения с вами».

Правило третье: помните, что на любом языке имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук.

Люди придают поразительно большое значение собственному имени. Если вы забудете имя человека, неправильно его произнесете или напишете, то поставите себя в весьма невыгодное положение. Люди так гордятся своим именем, что стараются увековечить его любой ценой.

Правило четвертое: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.

Умение задавать вопросы, на которые вашему деловому партнеру будет интересно отвечать, можно считать большим и полезным искусством. Поощряя собеседника к рассказу о себе, о своих достижениях можно завоевать его расположение.

Правило пятое: говорите о том, что интересует вашего собеседника

Самый верный путь к сердцу человека — это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Такой подход непременно облегчит налаживание деловых контактов.

Правило шестое: внушайте собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.

52. Манилулятивные типы по Э. Шострому

Согласно Э. Шострому, каждый человек является в той или иной степени манипулятором.

Э. Шостром определяет человека-манипулятора как личность, которая использует других людей для достижения своих целей или использует себя для достижения своих целей, но, что особенно важно, сама личность этого не осознает. Сейчас мы везде видим манипуляторов и манипулируемых. Человек не рождается манипулятором. Человек развивает у себя способности манипулировать другими для того, чтобы достичь желаемого, избежать неприятностей, получить удовольствие, часто не желая того, бессознательно. Манипуляции нужны, чтобы скрыть истинные чувства и эмоции.

Манипулятор — это игрок в жизни, и часто очень искусный. Подобно тому, как игрок при плохой карте делает хорошую мину, так и манипулятор поступает в жизни.

Манипулятивные типы

1. Диктатор. Постоянно преувеличивает свою силу.

2. Тряпка, «слабак». Полярная противоположность диктатору и обычно — его жертва.

3. Вычислитель (калькулятор). Постоянно все и вся хочет просчитать и взять под контроль, преувеличивая роль контроля.

4. Прилипала. Полная противоположность вычислителю. Он преувеличивает свою зависимость. Это человек жаждущий, чтобы его дурачили, вели, заботились о нем и чтобы за него делали всю работу в силу его беспомощности, болезненности, отсутствия необходимых умений и т. д. Разновидности прилипалы: паразит, нытик, вечный студент, иждивенец, беспомощный доходяга.

5. Хулиган. Управляет с помощью угроз, преувеличивает свою жестокость, агрессивность. Вариации хулигана: вымогатель, оскорбитель, ненавистник, женский вариант — сварливая баба-пила.

6. Славный парень. Он просто «убивает» всех своей добротой: такой он заботливый, внимательный, любящий. Преувеличивает свою заботу, любовь. Разновидности: добродетельный, угодливый.

7. Судья. Он никому не верит, преисполнен обвинений, негодования, с трудом прощает, преувеличивает свою критичность. Разновидности: всезнайка, прокурор, обличитель, оценщик, мститель.

8. Защитник. Он больше других подчеркивает и преувеличивает свою поддержку других и снисходительность к их ошибкам. Он портит других, без всякой меры сочувствуя им, не давая действовать самостоятельно и не позволяя встать на ноги. Вместо того чтобы заниматься своими делами, он постоянно заботится о других. Варианты защитника: наседка, утешитель, покровитель, помощник, мученик.

Причины манипуляции

Э. Шостром, считает что первой причиной является недоверие. Недоверие, как к себе, так и к другим. Когда человек полностью не уверен в себе, он и начинает манипулировать.Второй причиной Э. Шостром считает любовь. Но любовь предполагает принятие человека таким, каков он есть, не лучше и не хуже. А в действительности происходит парадоксальная вещь: почти каждый из нас считает, что чем совершеннее и лучше он будет, тем более будет любим. Третьей причиной манипуляции считаются риск и неопределенная ситуация. Четвертая причина манипуляции — страх и связанные с этим различные затруднительные положения.Пятая причина — те правила и аксиомы, которые человек приобретает опытным путем и с которыми затем сверяет свои действия. Одно из таких ложных правил — это то, что нам необходимо получить одобрение всех и каждого. Как и это правило, многие из таких аксиом и правил оказываются неверными и впоследствии портят нам жизнь.

 

Организационная культура

Под организационной культурой понимаются в основном ценности и нормы, разделяемые большинством членов организации, а также их внешние проявления (организационное поведение). Чаще всего организационная (или корпоративная, что несколько сужает это понятие) культура определяется как совокупность ценностей, обычаев, традиций, норм, верований и предположений, воплощенных в различных сторонах деятельности организации, и которые делают ту или иную организацию уникальной.

Организационная культура выполняет две основные функции:

• внутренней интеграции: осуществляет внутреннюю интеграцию членов организации таким образом, что они знают, как им следует взаимодействовать друг с другом;

• внешней адаптации: помогает организации адаптироваться к внешней среде.

Основные элементы организационной культуры:

• Поведенческие стереотипы: общий язык, используемый членами организации; обычаи и традиции, которых они придерживаются; ритуалы, совершаемые ими в определенных ситуациях.

• Групповые нормы: свойственные группам стандарты и образцы, регламентирующие поведение их членов.

• Провозглашаемые ценности: артикулированные, объявляемые во всеуслышание принципы и ценности, к реализации которых стремится организация или группа («качество продукции», «лидерство на рынке» и т.п.).

• Философия организации: наиболее общие политические и идеологические принципы, которыми определяются ее действия по отношению к служащим, клиентам или посредникам.

• Правила игры: правила поведения при работе в организации; традиции и ограничения, которые следует усвоить новичку для того, чтобы стать полноценным членом организации; «заведенный порядок».

• Организационный климат: чувство, определяемое физическим составом группы и характерной манерой взаимодействия членов организации друг с другом, клиентами или иными сторонними лицами.

• Существующий практический опыт: методы и технические приемы, используемые членами группы для достижения определенных целей; способность осуществлять определенные действия, передаваемая из поколения в поколение и не требующая обязательной письменной фиксации.

Организационная культура сама по себе является определенной субкультурой в рамках культуры социума.

Формирование организационной культуры — это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Однако при этом всегда необходимо учитывать стихийно сложившуюся в данной организации корпоративную культуру.

 

cyberpedia.su

Качества лидера - Психология Дома Солнца

Вспоминаются анекдоты о том, что после трех бутылок водки – «работаем же», что одному – нормально «веслом по голове», другому – «словом ранить, взглядом - убить». Избирательность, разность, отличительность – оппозиционные контексты, которые приходят в голову в ответ на лозунги: «нужно быть лидером» или «хорошо быть лидером».

Итак, лидерство – это необходимость, выбор или судьба? Если это необходимость – тогда каждому нужно быть лидером. Если выбор – тогда каждый может быть лидером. Если судьба – тогда каждый, у кого лидерская судьба – должен быть лидером. Еще до рассмотрения предмета разговора, т.е. самого лидерства, очевидно, что все читающие данную статью находятся в неравных условиях по отношению к лидерству. Кто-то уже лидер или хочет им стать; кто-то не верит, что он сможет стать лидером; кто-то против лидерства совсем. И если ваша позиция искренняя и осознанная, наши размышления помогут вам укрепиться в своем пути.

Бывают в жизни судьбоносные решения, переломные моменты, ответственные ситуации. Тогда взгляд устремлен только в Будущее. Настоящее тогда может выглядеть неадекватно настоящему: действия и выводы без контекста Будущего кажутся непонятными, парадоксальными, не равными ситуации «здесь и сейчас». А к прошлому больше нет привычной привязанности. Оно как бы обесценивается или даже предается, уже не чтится с трепетом и большим значением. В такие минуты происходит освобождение от власти опыта. И берут верх импульс сильного желания, упрямая целеустремленность, безосновательная («голая») вера в несуществующую пока реальность и явная самоуверенность в предположениях (мыслях), поведении (эмоциональных реакциях), поступках (действиях).

Собранность, решительность, бескомпромиссность и безапелляционность – становятся главными качествами. А вот чувства – чувства в основном молчат. Это формирует определенную жестокость и даже нелабильность. Но это не является патологией в смысле нарцисстического онемения чувств или невралгической замены подавленных чувств на контакт с объектом замещения. Сдерживание чувств (искусственная остановка чувств) либо нечувствительность (игнорирование чувственной реальности) требует много внутренней энергии на «самопоедание». Здесь же – энергии наоборот много. Считается, что чувство – это остановленное действие. Отсутствие чувства, таким образом, есть непосредственное действие. Можно говорить о том, что энергия просто перераспределяется не на переживание существующего контекста реальности, а на достижение целей и формирование желаемой реальности, еще не существующей.

И здесь, чем меньше чувств – тем больше власти. Отсюда говорят, что кто владеет собой, своими эмоциями и чувствами – тот владеет миром. При такой властности и таковом качестве чувств и эмоциональных реакций – пространство вокруг по-другому настраивается и звучит. Оно становится направленным на вас, как на дирижера. Тогда мысли немедленно обретают формы (только подумал – а оно уже случилось). Слова тогда являются не пустым звуком, а творящей вибрацией, прообразом действия. А сами поступки – создают уникальные творения, будь то произведение искусства, рождение ребенка или построение бизнеса и какой-либо структуры (политической, например).

Описанные состояния случаются хотя бы раз в жизни с каждым человеком. У кого-то их больше, у кого-то они редки, и воспринимаются на уровне яркого, запоминающегося на всю жизнь события либо даже стресса. А для кого-то такое состояние – повседневное. Качество и уровень жизни в духовном и материальном (не только деньги, а здоровье также) смысле в этом случае выше. Однако правдой является, что не каждый способен так жить. Толерантность к напряжению, способность находиться в таком состоянии как в комфортном, а не стрессовом, является психологической основой людей с судьбой лидера.

Воспитывать в ребенке лидера или выращивать лидерство в себе – возможно для каждого. Естественно существует предрасположенность к лидерству, определенные лидерские способности, проявленные у одних и находящиеся в зачаточном состоянии у других. Можно даже говорить об ограничениях на лидерство, т.е. не каждый может стать лидером как только этого пожелает. Но рано или поздно каждый способен им быть при определенных усилиях и правильной точке приложения рычага этих усилий.

Однако, чтобы знать, что делать – необходимо осознавать, что должно получиться в итоге, т.е. видеть цель. Формируя лидерское направление в своей жизни, нужно учесть некоторые специфические черты лидерства.

1. Лидер вынослив в ситуации высокого напряжения жизненного контекста.2 Речь идет об изменении привычной комфортности. Сгущается время, концентрируется сила (энергия агрессии), ответственность становится непосредственной: за ошибку – сразу расплата(кармическая реакция максимально приближенная).

2. Задача лидера – реализация любого тематического контекста (политика, искусство, наука, любая профессиональная деятельность) в самом лучшем, оригинальном и развернутом виде.

3. В центре любой реализации любого контекста жизни находится сам лидер. Он сам – высшая его цель. Цель лидера – собственное развитие, приносящее ему удовлетворение.

4. Лидером движет свой собственный внутренний проект, а не внешняя обусловленность, и его ничто не может удержать и остановить (ни узы брака, ни социальные ограничения, ни договорной закон…)

5. У лидера всегда есть готовность идти дальше, даже если это страшно, трудно, больно.

6. Лидер силен, и придерживаясь своего пути, он старается жить с учетом обычных человеческих обязательств и законодательств. Это настоящее лавирование серфингиста.

7. Лидер доказывает свою способность быть наиболее функциональным для социума и цельным по отношению к своей цели.

8. Лидер направлен на превозмогание и на выход из ограничений возможностей.

9. Лидер ведет людей за собой, но при этом его цель – не его последователи, и поэтому он к ним равнодушен или даже их не замечает, ему безразличны те, кто идет за ним к его цели.

Лидерство дает человеку: полноту ощущения жизни и высокоорганизованный контекст личностного, в том числе духовного развития.

Лидерство забирает у человека: все его силы, все время, весь смысл его жизни.

Лидерство – это вид служения. Служения через энергию огня, первенства(пионерства) и духовности(Дух в Овне). И этот путь – один из путей. Он отличается от срединного пути (пути по середине) пребывания между всем сущим(например, дзен-буддизм). Он не лучше и не хуже. Не легче и не труднее. Лидерство – всего лишь одна из ведущих дорог. Лидерство – не награда, а крест. Вы можете ощущать, что вы уже получили его в наследство, а можете взять на себя сами и добровольно нести по жизни.

Надеемся, наши рассуждения помогут вам сориентироваться в том, как быть лидером и как быть не лидером, а искать свой путь.

www.sunhome.ru