Детский психолог. Моя профессия — гордость, счастье и боль. Психолог профессия возможные трудности


Трудности первых шагов психолога-консультанта | Журнал Практической Психологии и Психоанализа

Комментарий: Эта статья была представлена в качестве доклада на IV ежегодной научно-практической конференции студентов, молодых специалистов и преподавателей Института практической психологии и психоанализа, состоявшейся 25-26 апреля 2009 года в Москве.

В статье рассматриваются наиболее типичные трудности, с которыми сталкивается начинающий психолог-консультант. Эта тема актуальна для меня, так как именно начинающим терапевтом я и являюсь и сталкиваюсь с различными трудностями в психологической работе изо дня в день. Согласно некоторым исследованиям, становление профессиональной идентичности консультанта и психотерапевта представляет собой сложный, многообразный процесс, имеющий свою специфику, определяемую первыми шагами молодого специалиста. Разные авторы выделяют различное количество этапов становления мастерства терапевта (Хамитова, 2005).  Каждый из них имеет свои трудности. Рассматриваемые в предлагаемой работе трудности характерны для первых этапов профессионального развития. Представляется важным рассмотреть конкретные трудности, с которыми сталкивается каждый начинающий специалист на личном примере и опыте первых шагов коллег. Важно эти трудности осознать и оценить, это даст шанс молодому терапевту справляться с ними по мере появления.

Трудности с валидностью запроса (с чем пришел клиент на самом деле).

Обычны ситуации, когда клиент приходит со своим запросом, но психологу становится очевидно, что его запрос носит поверхностный характер, на самом же деле проблемообразующий фактор заключается совсем не в том, с чем пришёл клиент. Сразу возникает 2 вопроса: 1) какая проблема существует на самом деле?  2) как начать работать по гипотезе психолога, учитывая, что у клиента другой актуальный запрос? Например, приходит родитель с проблемой непослушания ребенка и вопросом: «Как заставить его слушаться?» (актуальный запрос клиента),  а системному психотерапевту становится ясно, что определяющим фактором данного поведения ребенка является деструктивность супружеских отношений (переформулированный запрос). 

  • Трудности выбора верной гипотезы. Трудности определяются двумя основными факторами:
  • неясность алгоритма формирования гипотезы;
  • парадоксальность ситуации, связанная с трудностями выбора метода терапии из множества известных (изученных на данный момент).

С одной стороны, на данном этапе освоения профессии и становления мастерства психотерапевтом ещё не выработан собственный алгоритм формирования верной гипотезы при отсутствии академического алгоритма.

С другой стороны, трудно выбрать и самый подходящий метод терапии из множества уже освоенных в процессе академических занятий, учитывая, что каждый подход заключает в себе большое количество гипотез.

Трудности, обусловленные недостатком или отсутствием супервизирования каждой сессии преподавателями (Как верно оценить свои действия?).

На начальном этапе деятельности молодого специалиста по окончании каждой проведенной сессии возникает множество вопросов: удалось ли присоединиться к семье, верно ли выбрана гипотеза, не было ли потери нейтральности, что предпринимать дальше в процессе терапии и прочее. Тогда как несомненная польза бывает не только при обсуждении с педагогами, но и с молодыми коллегами.

Случаются ситуации, когда клиент прерывает терапию - просто не приходит. Точную причину выявить не представляется возможным без помощи опытного профессионала. Уверенности в собственных предположениях не хватает.

Трудности определения достигнутого результата:

  •   неимение четких критериев оценки своих действий;
  •   ситуации с отсутствием обратной связи от клиента.

Трудно определить четкие критерии результата терапии. Приходится полагаться на интуицию и  некие признаки, которые на первый взгляд кажутся важными. Положение дел усугубляет недостаток обратной связи  от клиента, иногда существенный. Более того, оценка клиента субъективна, это мешает понять действительное положение вещей.  

Чтобы проиллюстрировать классифицированные мной на группы трудности, я расскажу один из своих терапевтических случаев, далеко не самый удачный.

Итак, ко мне на бесплатный прием обратилась семья, состоящая из родителей и троих детей. Семья переехала из одной из восточных стран 13 лет назад. Гражданства и прописки не имеет. Отец обеспечивает семью, мама занята воспитанием детей и домашним хозяйством, но ни писать, ни читать в отличие от мужа не умеет, хотя и разговаривает по-русски. За 13 лет жизни в России ни разу не работала, подруг не имеет. Несколько лет назад умер родной брат Надира, который жил вместе с ними, не работал, со слов жены был дисфункциональным, но значимым для брата.

1

Обратились с проблемами младшего сына Абдулы 5-ти лет. Мальчик практически не разговаривает, иногда в неразборчивом тексте можно услышать отдельные русские слова. Он не слушается родителей, устраивает истерики, когда ему что-то не нравится,  добиваясь от родителей своего.   В сад ребенка не берут, так как он неуправляем.

До меня с ребенком работала психолог, который сообщила, что супруги друг другом сильно недовольны: он недоволен её несоциализацией, она его невключенностью в семью и проблемы сына. Меня попросили подключиться как семейного терапевта в связи с тяжестью случая.

Трудности с валидностью запроса (с ем пришел клиент на самом деле).

Ко мне на первую сессию пришли супруги. Они говорили о том, как им тяжело с ребенком и просили сделать с ним что-нибудь. Пытаясь понять, как симптоматичное поведение ребенка помогает семье сохранить стабильность, я расспрашивала их о том, как строится их взаимодействие, как давно появился симптом, как взаимодействовала семья, когда был жив брат Надира, чем бы занималась Лейла, если бы Абдула не болел и пр.  Родители настаивали на том, что между ними все в порядке, изменений в их семье после смерти брата нет, и дело лишь в ребенке.

Как говорилось выше, возникает 2 вопроса:

1) какая проблема существует на самом деле?  В самом ли деле поведение ребенка лишь органическое отклонение (хотя доказательств этому нет, но родители говорят, что он болен.)

2) как начать работать по гипотезе психолога, учитывая, что у клиента другой актуальный запрос? Моя главная гипотеза: определяющим фактором данного поведения ребенка является деструктивность супружеских отношений. Как расспрашивать об их супружестве, когда их интересует лишь совет в переделывании сына?

Трудности выбора верной гипотезы.

Итак, симптом работает на сохранение системы и дисфункциональное поведение мальчика – это способ сохранить родительскую семью? Или его поведение – это замена дисфункционального дяди? Или что-то ещё?

Пытаясь получить подтверждение какой-либо из гипотез, я попыталась провести циркулярное интервью. Жена старалась отмалчиваться на мои вопросы о том, что она делает, когда Надир укладывает сына с собой в постель, а ей это не нравится; Надир сказал, если бы Абдула не болел, вы бы все равно сидели дома, вы тоже так считаете? Интервью шло с огромным напряжением. Я не могла понять, что я делаю не так.

Трудности, обусловленные недостатком или отсутствием супервизирования проведенных сессий преподавателями; (как точно оценить свои действия?).

Лишь месяц спустя, обсуждая этот случай на занятии, опытный педагог рассказала мне, что я нарушила семейный порядок мусульманской семьи, где главенствует мужчина, и женщина практически не имеет своего мнения, воздействия необходимо было производить через мужа. По существу циркулярное интервью было применено крайне неуместно.

Во время всё той же первой встрече мне постоянно хотелось остаться с Лейлой наедине. Меня озадачивало это желание, так как для системного терапевта нужны веские основания, чтобы встретится с супругами раздельно, у меня таких оснований  не было. Вскоре я поняла своё чувство. После сессии, когда супруги одевались в прихожей, ко мне  в кабинет, где я с психологом обсуждала проведенную встречу, зашла Лейла и сказала, обратившись к другому психологу и ко мне: «Я же говорила Вам, что муж меня  не понимает, и вообще он такой…» и ушла. Тут я осознала, что теперь я в коалиции с женой. Что делать?

На следующую сессию Надир не пришел, была лишь мама с ребенком. Но зайти в кабинет они так и не смогли, Абдула устроил истерику, и мама была вынуждена повести его домой. Для меня очевидная манипуляция. Цель следующей встречи определили как научение мамы последовательности в действиях и тому, как надо заниматься с ребенком. Во время этой сессии Лейла то и дело рассказывала о том, как она устала, как плох муж, и как ей тяжело. Я была изумлена, на тот момент я не понимала, почему она не сказала всего это на той первой сессии. Тогда я ещё не знала об особенностях мусульманских семей (она и не могла тогда всего этого сказать при муже). Лейла принесла по нашей просьбе медицинскую карту Абдулы. После её ухода, прочитав карту, я обнаружила у ребенка диагноз: расстройство личности с аутичными компонентами». Родители не сказали об этом ни слова.

Заручившись рекомендацией о том, что ребенок должен спать в своей постели, а не с отцом, она отправилась домой. Через неделю я позвонила Лейле, так как она не пришла на встречу. Она сообщила, что сказала мужу, что если ребенок не будет спать в своей постели, к психологам она больше не пойдёт, так как не видит смысла ходить, и не выполнять рекомендации. Абдула уже неделю спал у себя в постели. Голос её был радостен, она делилась достижением. Этот разговор был последним. Больше эта семья не пришла.

Трудности определения достигнутого результата.

За неимением четких критериев результата, оценить свои действия самостоятельно не представляется возможным. В данном случае нет  возможности опереться и на обратную связь клиентов, так как они просто перестали ходить.

Данный случай был выбран мной, так как в нем ярко высветились все перечисленные трудности. В большей или меньшей степени они встречаются во всех терапевтических случаях начинающих психологов-консультантов.

В целом, обсуждаемые трудности первых шагов психолога-консультанта – процесс  объективный. Для их преодоления важен первый шаг -  их осознание, что предопределит успешность дальнейших действий по их устранению и формированию терапевтической позиции.  Подскажет, на что обратить особое внимание, укажет пути для дальнейшего совершенствования себя как профессионала.

psyjournal.ru

Интервью о профессии: психолог

– Я знаю, что Вы психолог. Это довольно новая профессия в нашей стране, мне кажется, она таит в себе много подводных камней и чего-то неизведанного, неизвестного. Расскажете о своей профессии?

Да, конечно.

– Как долго Вы работаете по данной специальности?

Около шести лет.

– Почему выбрали именно ее?

Наверно потому, что люблю общаться с людьми, мне нравится помогать им, видеть, что твоя работа приносит результаты. Мне кажется, что у меня получается находить нужные слова для людей, в какой бы ситуации они не оказались. Умею выслушивать и сопереживать, людям это часто нужно, но этой поддержки они не всегда могут получить или же боятся раскрыться, показать, какие они на самом деле. Люди нуждаются в помощи, и я готова им её дать!

– Чем Вас привлекает профессия психолога?

Тем, что она очень интересна и многогранна. Не бывает одинаковых случаев, каждый по-своему уникален и интересен. Да и люди, которые приходят на консультацию, тоже представляют интерес.

– Что является самым сложным в Вашей профессии?

Очень сложно абстрагироваться во время работы, ты все равно переживаешь за тех, кто к тебе пришел. Для психолога это очень опасно, так как от него всегда ждут ответной реакции. Мы не можем просто равнодушно рассуждать о той проблеме, с которой к нам пришли, или равнодушно сказать: «А чего вы хотели? Вы сами виноваты в сложившейся ситуации». Это не профессионально.

– И Вы довольны своей профессией, что когда-то выбрали именно её?

Как не удивительно, да. Ведь она трудная, но интересная.

– Кому бы Вы порекомендовали свою профессию?

Всем тем, кто готов подойти к профессии психолога, как к призванию, тем, кто умеет сопереживать и готов через себя пропускать проблемы человека, обратившегося за помощью.

– Сложно ли было Вам освоить эту специальность?

Да, сложно. В психологии постоянно нужно чему-то учиться, читать множество психологической и научно-популярной литературы.

– Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Конечно, это открытость, умение чувствовать окружающих. Психологу, я считаю, еще нужна справедливость. Должны быть, обязательно свои жизненные устои, иначе без них можно запутаться. Твердость характера также должна присутствовать. И умение разделять работу и дом: когда ты на работе, нужно забыть про какие-то другие проблемы, отодвинуть их на второй план. Точно также поступать и дома, иначе, просто не выдержишь.

– Приносит ли Ваша профессия хороший доход?

Профессия психолога в нашей стране не очень востребована, поэтому о хорошем доходе говорить не приходится, особенно, если вы работаете в государственных бюджетных организациях: школах, детсадах. Но если вы работаете как частный предприниматель, ваш доход зависит от той суммы, которую вы получаете за стандартную консультационную сессию. Очевидно, что чем больше эта сумма, тем больше вы сможете заработать.

– Какое дальнейшее будущее для психологии Вы видите?

Общество надо готовить с детских лет к присутствию психолога в жизни. Как врача, учителя, считать необходимым. Ведь психологи необходимы в жизни людей. Сейчас в школах стали сокращать эту профессию. Администрация города не видит необходимости в том, чтобы мы работали в учебных заведениях. Нужно доказывать им, что мы нужны, что в нас есть необходимость.

Интервью провела Екатерина Холявкова, ученица 10-го класса 

МОУ МУК Дзержинского района г. Волгограда

moeobrazovanie.ru

Профессия школьный психолог — какие проблемы придется решать

Журнал IQR уже рассказывал о работе школьного учителя. Но в школе трудятся не только учителя. Еще одна интересная профессия, связанная с детьми — школьный психолог. Если учителя занимаются обучением детей, то работа психолога — решение личных проблем ребенка. Обратите внимание на необычный заголовок статьи — так пожелала ее озаглавить сама героиня, и, наверное, это неспроста. Передаем ей слово.

Содержание статьи

Как я стала детским психологом

Меня зовут Елена. Работаю детским психологом в обычной средней школе города Симферополя. Мне сорок четыре года. Общий стаж по специальности — чуть больше пятнадцати лет. В период учебы в институте проходила практику в социальной службе в качестве помощника психолога. Отдел занимался кураторством неблагополучных семей, вел сопровождение детей под опекой. Получила диплом, и мне предложили работу уже на постоянной основе в этой же службе. Не могу сказать, что была на седьмом небе от счастья, но за неимением других вариантов согласилась. В период практики столько насмотрелась на сломанные детские судьбы, что временами хотелось поменять специализацию.

Мой опыт работы с проблемными детьми

Отдел занимался не только кураторством, а еще и изъятием детей из семей, в которых родители злоупотребляли спиртным или занимались наркотиками. Попадались и такие, которые жестоко обращались с малышами. Привыкнуть к этим вещам невозможно, но по долгу службы мне первой приходилось общаться с такими детками, для того чтобы комиссия потом вынесла заключительный вердикт. Была в команде тех, кто решал, как дальше поступить с ребенком, жить ему с мамой или в детском доме. Я понимала, что ошибиться в этой ситуации равносильно преступлению. Сумасшедшее бремя ответственности давалось мне, молодой девчонке, очень тяжело.

Никогда не забуду трехлетнего мальчика, которого забирали из ужасной конуры от матери-алкоголички. Он плакал, цеплялся за мать, а она совершенно ничего не понимала, только глазами вращала. Ребенок был в ужасном состоянии, голодный и простуженный. Его отвезли в больницу, а мать скрылась в неизвестном направлении. Позже я узнавала о мальчике — его усыновили спустя год, а горе-родительницу так и не нашли. И таких примеров масса.

Работа школьным психологом

Психолог и ребенок

Когда появилась вакансия психолога в школе, я с радостью согласилась. Зарплату предложили на порядок ниже, но мне было все равно. На тот момент я получала «голую» ставку в пределах тысячи гривен. Раз в квартал могли дать премию. Я с головой окунулась в работу. Поступила заочно в пединститут, так как для работы в школе недостаточно было иметь только медицинское образование.

Преподавательский коллектив принял меня с холодком. Дело в том, что система образования только-только начинала вводить психологическое сопровождение в общеобразовательные школы. Существовала постыдная практика оставлять проблемы, конфликты и прочие неприятности в стенах заведения.

Зачем нужен психолог в школе?

В мои обязанности входило не только общение с детьми, а еще и документальная статистика. Я завожу личное дело на каждого ребенка, нуждающегося в психологической помощи. Зачастую так получается, что в эту категорию попадают дети, причастные к этим самым конфликтам. Раньше это обсуждалось с преподавателями, родителями и по возможности замалчивалось.

Я же обязана была зафиксировать в личном деле каждый факт, для того чтобы составить индивидуальный план работы с этим ребенком. Одним словом, чувствовала себя таким «стукачком». Молодая, принципиальная, не желающая нарушать инструкции. Такой себя воспринимала, ругалась с директором, но выстояла.

Постепенно к моему присутствию привыкли и смирились. Понимание нужности психолога появилось тогда, когда появились первые позитивные результаты. Первыми подружились со мной учителя начальных классов. Адаптация малышей к новой обстановке проходит всегда тяжело. Особо сложно было тем, кто не посещал детские сады. Вот с такими я работала постоянно, деликатно приучая их к социуму. К концу первой четверти домашние детки становились общительными и уже не боялись отвечать на уроках. Были случаи, когда ребенку никак не удавалось преодолеть стресс. Приглашала родителей, и мы совместно вырабатывали стратегию.

Кому нужна помощь детского психолога?

Нередко родители обращаются сами ко мне за помощью. Им тоже сложно войти в новый жизненный этап. Жалуются на то, что совместное выполнение домашних заданий заканчивается детскими слезами, что срываются и не знают, как себя вести. Думаем вместе, ищем линию поведения. Не существует общей рекомендации для всех, дети разные и подход к каждому ребенку индивидуальный. Иногда выясняется, что причиной всех проблем бывает обстановка в семье, публичные скандалы. Стараюсь помочь.

Следующая категория моих «клиентов» — ученики 4-5 классов. В этом возрасте начинают просыпаться лидерские качества, особенно у мальчишек. А как доказать свою значимость, разве только сотворить что-нибудь этакое, на что другие не способны. В таких случаях стараюсь работать на опережение. Провожу беседы, рассказываю всякие случаи из реальной жизни, направляю их неуемную энергию в нужное русло. Родителей особо активных детей приглашаю на собеседование, и мы вместе решаем, к чему их привлечь. Часто проблему решает спортивная секция.

С девочками этого возраста работаю несколько в другой плоскости. Они уже стараются нравиться мальчикам и порой совершают глупости. Говорю с ними, как со взрослыми барышнями. Затрагиваем и взрослые темы, деликатно и осторожно. Чуть позже мы работаем в этой области гораздо активнее, но подготовку провожу заранее.

Профессия школьный психолог

С более старшими подростками мы сотрудничаем, как одна команда. Все знаем друг о друге, прошли немало тернистых тропинок. Говорим о будущем, об их предпочтениях в выборе вуза. Пытаемся вместе понять, какая профессия кому ближе. С помощью тестов на профориентацию определяем, в каком направлении учиться дальше. Эта тактика — самая лучшая мотивация, для того чтобы подростки стали серьезно относиться к учебе, вели себя достойно. Стараюсь, чтобы к окончанию школы каждый ребенок твердо знал, чего он хочет и на что способен.

Методическая работа

Получаю огромное удовольствие, когда приходят мои бывшие подопечные, уже будучи студентами, курсантами. Рассказывают о своих успехах или неудачах, делятся проблемами, советуются. Вспоминаем вместе, как краснели в кабинете директора, как плакали и обещали исправиться. В такие моменты мне становится стыдно, что я когда-то хотела оставить профессию, что проявляла слабость. Даже спустя годы, мне продолжают доверять, что может быть большей наградой школьному психологу?

Теперь расскажу о том, что я делала все эти годы, с огромным трудом преодолевая себя. Дело в том, что не каждый может похвастаться двойным подчинением. А я могу. Мной руководят директор школы — в административном отношении и социальная психологическая служба — в методической работе. Все свои действия я должна согласовывать с директором школы, предоставлять перспективное планирование на будущий год, схему психолого-медико-педагогического консилиума. Изучаю бесконечно поступающие приказы, инструкции. Одновременно веду строгую отчетность для психологической службы. Все личные дела проверяет специальная комиссия. На основании всей этой кучи бумаг они определяют мою профпригодность. Еще существует такой методический документ, как «Этический кодекс психолога». Та самая комиссия решает, соответствую ли я этому кодексу. Порой, пока пройду все эти манипуляции, самой впору обращаться к доктору.

Понимаю, что так, наверное, нужно. Обидно только, что эта волокита занимает львиную долю моего времени. Я могла бы его потратить на детей, на лишний час общения, на тестовую игру или просто на прогулку с моей группой по осеннему парку. Это ребята, которым не очень сладко пришлось в жизни. Я их веду до самого выпуска.

Как изменилась работа в школе после присоединения Крыма к Российской Федерации

После известных событий в Крыму, осваиваю новые требования. Хочу сказать, что не такие уж большие различия в наших образовательных системах. Радует, что на порядок меньше стало бюрократических вопросов, акцент делается непосредственно на работе психолога. Еще один плюс — зарплата моя теперь выросла до 30 тысяч рублей, и я получаю полный социальный пакет, включая медицинскую страховку.

Плюсы и минусы работы с детьми

Никогда не стремилась делать карьеру, хотя были возможности и поступали некоторые предложения. Приглашали в областной отдел по делам детей и молодежи — я отказалась. Учитывая свою нелюбовь ко всякого рода бумагам, я не представляла, как буду сидеть в кабинете и заниматься бюрократией. Для меня важнее живое общение, дети, та атмосфера, в которой мне комфортно. В какой-то период хотела заняться частной практикой, но это так и осталось на уровне планов и мечтаний. До сих пор об этом думаю, хотя знаю, что ничего не получится. Работу не оставлю, а заниматься этим параллельно не хватит ни времени, ни сил. Вот если бы в сутках было хотя бы часов сорок…

Читайте также: Работа с заключенными.

Несколько пожеланий тем, кто хочет стать детским психологом. Прежде всего задайте себе вопрос — любите ли вы детей? Если не можете определиться с ответом, то даже не стоит пытаться. Зря потратите время, деньги и личный потенциал. Даже при самых хороших задатках и знании профессии без этой самой любви не получится стать детским психологом, имею в виду — хорошим. Нужно уметь видеть те ниточки, из которых постепенно сплетется прочный мост между вами и малышом. Чтобы достучаться до ребенка, заслужить его доверие, нужно самому раскрыть свое сердце. Только тогда вы сможете реализоваться в этой профессии и получать от нее удовольствие.

iqreview.ru

Интервью «о профессии психолог»

Исследовательские интервью «о профессии психолог»

Сделаны студентами 1 курса факультета психологии

Исследовательское интервью

Голубевой Анастасии.

«Представление о профессии»

  1. Респондент – школьный психолог Любовь Михайловна. Стаж работы 4 года.
  2. Цель – узнать, чем занимается школьный психолог.
  3. Задачи:
- узнать, почему выбрали эту профессию

- узнать, как развивалась психологическая деятельность

- узнать, насколько интересна профессия школьного психолога

- узнать с какими проблемами сталкивались во время работы психологом

- узнать даёт ли профессия школьного психолога жизненный опыт и помогает ли решать свои личные проблемы

- узнать каково различие между нашей и заграничной психологией

Письменная форма интервью:

Вопрос: Какое учебное заведение вы заканчивали?

Ответ: Поморский Государственный Университет.

Вопрос: У вас есть ещё какое-нибудь образование помимо школьного психолога?

Ответ: Да, есть. Учитель начальных классов. Это мое первое образование. Сейчас я совмещаю эти две работы.

Вопрос: Почему вы решили пойти в психологическую деятельность?

Ответ: Мне нравится взаимодействовать с людьми, хочется помогать людям. Я считаю, что я умею сочувствовать, умею находить нужные слова в трудной ситуации. Люди нуждаются в помощи, и я готова им её дать!

Вопрос: Давно ли вы работаете психологом?

Ответ: 4 года.

Вопрос: Как развивалась ваша образовательная психическая деятельность?

Ответ: Сначала я решила для себя, что мне интересно. Затем я стала пробовать на практике, те же различные тренинги. Читала разную литературу. И только потом поняла что мне на самом деле интересно.

Вопрос: Какие методики вы использовали в своей работе?

Ответ: Различные. Я использую игротерапию, сказкотерапию и арттерапию.

Вопрос: С какими проблемами вы сталкивались в своей работе?

Ответ: Очень страшная ситуация, когда приходит подросток с попыткой суицида. И нужно срочно ему помочь, и он не знает, как поступить и для чего ему жить. Страшно сказать, что-то не то и разрушить его жизнь. И боишься не правильно подобрать слова в беседе с ним, боишься, что- то не то сказать. Приходится не показывать отчаяние, быть спокойной. И дать понять подростку, что ему нужно жить. В моей практике было 3 таких ситуации, все остались живы.

Вопрос: Посещали ли вы какие-нибудь тренинги, семинары?

Ответ: Безусловно. У нас происходит обучение в центре «Ледо» по средам. Проходят разные тренинги.

Вопрос: Что вы можете сказать о заграничной психологии?

Ответ: Там общество готово принять психолога. Для них это нормально и естественно – пойти и рассказать свои проблемы и переживания. И получить помощь. Психолог для них очень значимый человек. А в России люди все еще не готовы принимать помощь от постороннего человека. Для них то, что они пойдут рассказывать кому то о своих проблемах.

Вопрос: Какие направления в психологии вам более интересны?

Ответ: Пока не могу сказать. Мне все интересно, везде пробуюсь.

Вопрос: Даёт ли вам ваша работа жизненный опыт?

Ответ: Безусловно. Опыт даёт громадный. Становишься более осторожной в выражениях. Становишься более открытой, потому что хочешь, чтобы тебе доверяли и показываешь, что можно доверять людям. Больше чувствуешь окружающих.

Вопрос: Помогает ли вам ваш опыт решать свои личные проблемы?

Ответ: Вот на самом деле ведёшь себя как принято в семье. Можно помочь кому то, но сам себе ты помогаешь не как принято в науке, а как привык.

Вопрос: Как вы считаете, какие качества для работы психологом необходимы?

Ответ: Открытость, умение чувствовать окружающих. Психологу, я считаю, ещё нужна справедливость. Должны быть обязательно свои жизненные устои, иначе без них можно запутаться. Твердость характера так же должна присутствовать. И умение разделять работу и дом, когда ты на работе нужно забыть про другие какие-то проблемы, отложить всё на второй план. И дома так же, ведь на работе иногда получишь столько информации, будешь переваривать её в себе и тогда как человек просто напросто можно исчезнуть.

Вопрос: Какие негативные стороны работы психолога?

Ответ: Ты можешь переживать слишком много, в итоге всякие болезни. Чувство вины это я считаю негативная сторона в психологии. Если ты чувствуешь вину за то, что он сделал – это плохо. Нужно стараться переложить ответственность за жизнь человека на самого человека.

Вопрос: Как вы считаете, какое оборудование должно быть у психолога в кабинете?

Ответ: Ну, во-первых, обязательно техническое оснащение, потому что нужно иметь возможность делиться своим опытом и в то же время учиться. Какую-то библиотеку обязательно нужно иметь. Магнитофон, диски с расслабляющей музыкой. Удобное кресло для клиента обязательно. А так много ещё чего нужно, сразу и не перечислить.

Вопрос: Какое дальнейшее будущее вы видите для психологии?

Ответ: Общество надо готовить с детских лет к присутствию психолога в их жизни. Психологи нужны для людей. Сейчас в школах стали сокращать эту профессию. Администрация города не видит необходимости в том, чтобы мы работали в учебных заведениях. Нужно доказывать им, что мы нужны, что в нас есть необходимость!

Анализ: Мне очень понравилась брать интервью у Любови Михайловны. Мне было интересно слушать её ответы на мои вопросы. Человек был полностью открыт для беседы и отвечал на все вопросы с охотой. Я уверена, что ответы, которые мне были даны, являются правдой. И это интервью полностью достоверно.

Из этого интервью я узнала, какова же работа школьного психолога, насколько она трудна и интересна. Я поняла, что быть школьным психологом не так уж и легко. Но эта профессия очень важна для общества. И, к сожалению, само общество пока этого не понимает.

Интервью Сас Агнии:

1.Респондент - Амосова Евгения Александровна, Старший психолог отдела охраны ФБУ Архангельской АВК УФСИН России по Архангельской области, старший лейтенант внутренней службы. Исследовательское интервью "Представление о профессии практического психолога".

 

2.Цель -составить представление о профессии практического психолога и расспросить респондента о различных аспектах психологии как профессии.

 

Задачи:

        расспросить респондента о том, как он пришёл в профессию практического психолога;

        расспросить о том, какой именно психологией респондент занимается сейчас;

        расспросить респондента о том, как он понимает смысл своей профессии;

        узнать мнение респондента о том, какими личными качествами должен обладать профессиональный практический психолог, и что ему может помешать в работе;

        узнать какую роль играет психология в жизни современного практического психолога вне работы;

        расспросить о том, с какими видами психологии респондент сталкивался помимо своей специализации, и о наиболее перспективах различных направлений современной психологии;

 

 

 

 

3.Письменная форма интервью.

 

Вопрос: Евгения Александровна, как и когда Вы поняли, что хотите быть практическим психологом?

Ответ: После окончания школы пришла в институт просмотрела информацию о различных факультетах и меня заинтересовала медицинская психология, потому что я всегда хотела помогать людям, а здесь такая возможность проявить себя, научиться решать различные проблемы во взаимоотношениях, помогать себе,  близким людям  и не только.

Вопрос: А где вы учились? По какой специальности?

Ответ: Я окончила Северный Государственный Медицинский Университет, по специальности медицинский клинический психолог.

Вопрос: Когда вы начали заниматься деятельностью практического психолога?

Ответ: 8 лет назад пришла работать в УФСИН, и нисколько не жалею.

Вопрос: Вы являетесь практическим психологом, какими именно видами психологии Вы сейчас занимаетесь?

Ответ: Это довольно обширный список туда входят и общая психология, и медицинская клиническая, психологическое консультирование, психокоррекция, психодиагностика и некоторые другие.

Вопрос: Вы всегда хотели работать в УФСИН или раньше об этом даже не думали?

Ответ: Да, я всегда хотела здесь работать, мне интересна эта сторона жизни.

Вопрос: С какими наиболее частыми проблемами клиентов Вы сталкивались в своей деятельности?

Ответ: Ко мне обращаются с различными проблемами, наиболее частыми являются семейные проблемы,  проблемы отношений с детьми, родителями, супругой (супругом), коллегами, внутриличностные конфликты, конфликты с окружающими и многие другие проблемы психологического характера.

Вопрос: Вы не могли бы припомнить наиболее интересный случай из практики?

Ответ: Так сразу и не вспомнишь, а хотя нет, был один довольно интересный случай на моей памяти.  Ко мне однажды женщина пришла, у неё были довольно сильные и частые приступы астмы, она задыхалась. На работе ей даже на пенсию предложили выйти. А у неё в это время в семье складывались довольно натянутые отношения с мужем, он из дома кажется, одно время, собирался уйти. Но, как только, у неё начинались приступы астмы, мужу приходилось оставаться дома, ухаживать за ней. А так как астма относится к списку психосоматических заболеваний, то я посчитала, что смогу ей помочь. После нескольких визитов ко мне она осознала истинную причину своей болезни, и астма у неё прошла.

Вопрос: Практическая психология является для Вас любимой работой или может быть чем-то иным?

Ответ: Деятельность практического психолога приносит мне удовольствие и удовлетворение, так как я осознаю, что приношу людям пользу.

Вопрос: Какой смысл Вы вкладываете в понятие профессиональный практический психолог?

Ответ: На мой взгляд, профессиональный психолог это человек, который способен оказать высококвалифицированную помощь в любой жизненной ситуации.

Вопрос: Как вы думаете, какой и  насколько сильный вред статусу профессиональной практической психологии наносит психология житейская, обыденная, или возможно вы в корне не согласны с такой формулировкой?

Ответ: Я скорее склонна предполагать, что обыденная или житейская психология больше приносит пользы нежели вреда, ведь довольно часто житейский психолог имеет гораздо больший опыт в разрешении обыденных проблем, тех с которыми он сам не раз сталкивался, и может поделиться этим опытом с другим, а вот уже перенимать этот опыт или нет человек должен сам решить, конечно лучше обратиться к профессиональному психологу, с образованием, знаниями, дипломом наконец, и он уже будет ответственен за результат, в отличии от психолога житейского, но не всегда есть время и средства чтобы обратиться к профессионалу, и тогда обыденная психология бывает очень даже к месту, особенно если помощь заключается в том чтобы просто выслушать человека, так бывает довольно часто.

Вопрос: Какие качества необходимы, по-вашему, мнению,  профессиональному практическому психологу для работы?

Ответ: В первую очередь это, конечно же, терпение и умение слушать, понимать. Также необходимы знания, образование, желателен опыт работы, одним словом профессионализм.  Компетентность тоже довольно важное качество, уравновешенность, умение войти в контакт, поддержать диалог, задать нужный вопрос в нужное время.

Вопрос: А какие качества могут помешать, и какие проблемы возникнуть при работе?

Ответ:  При работе могут помешать вспыльчивость, импульсивность, агрессивность, рассеянность, невнимательность. Чаще всего на практике приходится решать такие проблемы, как проблема дистанцирования при первой встрече психолога и клиента, проблема налаживания доверительных отношений между ними, и другие.

Вопрос: Мы знаем, что у практического психолога, как и у врача, есть непреложный закон о неразглашении тайны клиента. А какие ещё законы существуют в практике психолога?

Ответ: Да, действительно, это самое важное правило для психолога. Но существуют и многие другие, например, ещё одно "врачебное" правило не навреди.

Вопрос: А какими другими правилами вы руководствуетесь при работе с клиентами?

Ответ: Лично я руководствуюсь ещё несколькими правилами: оказывай только качественную помощь, клиент должен всегда стоять на первом месте, также нельзя "подсаживать" клиента на эту самую помощь, то есть делать так, чтобы он постоянно нуждался в тебе, если такой надобности больше нет, работа это конечно способ зарабатывания денег, но всё-таки помогать нужно на совесть.

Вопрос: А лично Вам знания по психологии в обычной жизни помогают, и применяете ли Вы их к окружающим людям?

Ответ: Да, помогают и довольно часто. Я применяю эти знания в семейной, личной жизни, общении с друзьями, и в других ситуациях, а как именно, это мой маленький секрет.

Вопрос: Могут ли эти знания помешать, профессиональная деформация, например?

Ответ: Сейчас они мне не мешают, и хочу, чтобы в будущем они по-прежнему приносили мне только пользу, на личном опыте я пока не сталкивалась с профессиональной деформацией, возможно потому, что у меня сравнительно небольшой опыт работы?

Вопрос:  Как воспринимают Ваши друзья и знакомые то, чем Вы занимаетесь?

Ответ: Друзья и близкие люди меня понимают и положительно относятся к моему роду занятий, они знают, что для меня это интересно и важно.

Вопрос: Что нового вы узнали с тех пор как окончили институт, может быть, овладели какими-либо новыми техниками профессии?

Ответ: Сравнительно недавно я обучалась работать с кризисными состояниями человека, с людьми которые уже совершали попытки суицида, овладела нейролингвистическим программированием.

Вопрос: Какие направления в психологии, на Ваш взгляд, наиболее перспективны? И почему?

Ответ: Я думаю, что наиболее перспективным направлением в современной психологии, во всяком случае, у нас в России является семейное консультирование, оно помогает сохранить семью, то есть воспитать следующее поколение полноценных людей, которые будут понимать и сознавать всю ценность такого института как семья в современном обществе. Именно поэтому семейное консультирование должно развиваться и совершенствоваться.

Вопрос: Как вы можете прокомментировать ситуацию развития психологии в нашей стране на современном этапе её развития?

Ответ: Отечественная психология считается довольно молодой наукой, хотя во времена СССР её и наукой-то не считали, думаю отчасти, поэтому понимание необходимости психологии для общества у нас ещё не до конца оформлено. Зачастую, люди вообще путают психолога и психиатра, часто считается зазорным пойти к психологу со своими проблемами, ведь реакция окружающих может быть неоднозначной и более чем странной, слишком многие люди зависят от мнения общества, а пойти к психологу, это значит признать, что у тебя есть проблемы, ты не слишком успешен, общителен, у тебя не складывается личная жизнь. Многие до сих пор не могут понять, что осознание проблемы это уже шаг по пути к её решению, а именно психолог может и должен в этом помочь. Вследствие всех этих предрассудков господствующих в обществе и сложившейся исторической ситуации развитие Отечественной психологии стоит на довольно низкой ступени и оставляет желать лучшего.

Вопрос: Насколько востребована  профессиональная психология в обществе, значима ли она для современного человека?

Ответ: Профессиональная психология востребована в обществе, но опять же не все понимают насколько. Конечно же, она значима для современного человека, живущего в городе, вечно спешащего, остающегося во всей этой суете со своими многочисленными проблемами, из которых впоследствии возникают различные неврозы, стрессы, другие отклонения, которые явно не делают нашу жизнь приятнее и счастливее.

Вопрос: Какие новые направления психологии могут развиться в будущем времени?

Ответ: Думаю о будущем, по крайней мере, в Отечественной психологии, говорить ещё рано, пока в ней должны развиваться все существующие сегодня направления, немного позже, когда она перейдет на более высокий уровень, будет понятнее, какие направления окажутся перспективными, а какие наоборот тупиковыми.

 

 

 

 

 

 

4.Анализ-отчёт.

 

Во-первых, было довольно познавательно поговорить с интересным человеком, который уже не один год является практическим психологом, имеет опыт работы, осознаёт свою важность и значимость, нашёл своё место в жизни и занимается любимым делом, которое приносит удовольствие, узнать о том, как человек вообще пришёл в эту профессию.

Во-вторых, Евгения Александровна довольно открытый человек, но на некоторые вопросы она отвечала довольно туманно, на некоторые вопросы давала очень краткие ответы.

В-третьих, мне было интересно узнать мнение специалиста о востребованности психологии в современном обществе, её пути развития в дальнейшем.

В-четвёртых, моё представление о практическом психологе после этого разговора уже не такое абстрактное, стало более точным, и теперь я понимаю, что хочу заниматься именно этим видом деятельности, так как для меня это интересно, важно, даже необходимо, ведь с помощью неё можно не только помочь другим, что тоже важно, но и понять себя и окружающих, а познав себя, будет намного проще помогать решать различные жизненные ситуации другим.

Но также, в ходе интервью, открылись и некоторые минусы этой профессии, например то, что психология как наука ещё не до конца понята и осознана современным обществом, у нас в стране она не востребована, так как за рубежом, многие вообще не хотят понимать, что практическая психология необходима современному человеку, потому что она может помочь во многих жизненных ситуациях.

Брать интервью у Евгении Александровны было очень приятно, она старалась отвечать правдиво, её ответы, на мой взгляд, друг другу не противоречили. Беседовать с образованным и знающим человеком всегда интересно, именно таким человеком она и оказалась.

  Интервью Ларионовой Александры

1. Респондент- кандидат психологических наук Е.С.  Стаж работы в профессии 15 лет (с 1993 года). 2. Цель  узнать мнение респондента о профессии психолога. 3. Задачи: - расспросить о том, как респондент пришел в профессию психолога; - расспросить о том, писал ли респондент исследовательскую деятельность, и на какую тему; - расспросить о том, какими видами деятельности занимается респондент в настоящее время; - узнать мнение респондента о профессии психолога в настоящее время; - расспросить о том, как представляются плюсы и минусы этой профессии.

Письменная форма интервью:

Профессия психолога  это ваше первое образование?

Нет.

Кто вы по первому образованию?

Учитель истории.

Как вы пришли в профессию психолога?

Закончив исторический факультет, не хотелось работать учителем истории, поступило  предложение учиться на  психолога при  АОППК. Мне эта идея понравилась, и я согласилась. Были годичные курсы от Ленинградского университета.

Вы занимались какой-нибудь исследовательской деятельностью?

Да, я писала диссертацию.

Какова тема  вашей диссертации?

Тема моей диссертации звучит следующим образом: Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.

Почему вы выбрали именно эту тему? Чем она вас привлекла?

В тот момент я работала в институте развития ребенка, вела тренинги с родителями умственно-отсталых детей.

Какие трудности у вас были при написании диссертации?

Трудности возникли при работе над практической частью, при выполнении которой необходимо было проводить тренинги, что очень сложно и энергозатратно. Тренинги приходилось проводить по выходным, так как и я, и родители детей работали, поэтому самым удачным вариантом их проведения были именно выходные.

Какую пользу, на ваш взгляд, принесла окружающим ваша работа, ваши исследования?

Крайне редко психологи работают с родителями детей-инвалидов, в чем и заключалась актуальность темы диссертации. Нами была разработана система работы с этими родителями, указана ее значимость.

Довольны ли вы проделанной вами работой, исследованиями и результатами их?

Да, очень!!!

Какими видами деятельности вы занимаетесь сейчас?

В настоящее время я преподаю психологию в Архангельском Педагогическом колледже, в Поморском Государственном университете, то есть педагогической психологией, так же я работаю школьным психологом, и одновременно занимаюсь консультируем.

В какой сфере вам нравится работать больше всего и почему?

Честно говоря, на этот вопрос сложно ответить, в принципе мне нравиться все сферы, но особенно  и ближе всего мне педагогическая психология и консультирование.

С какой категорией людей вам больше всего нравиться работать: со взрослыми или подростками?

Мне ближе всего подростки, они еще не циничны, им не надо доказывать, что психология важна в жизни.

Какие направления в психологии вы считаете более актуальными?

Я считаю, сто более актуально в наше время социальное направление в психологии, оно не только более значимо, оно и одно из моих любимых.

Что значит, по вашему мнению, работать психологом?

Работать психологом  это адский, тяжелый труд, каждый день ты что-то отдаешь без надежды на получения чего-либо взамен.

В чем сложность профессии психолога?

Сложность в том, что постоянно решаешь сложные проблемы, знаешь, что посоветовать нельзя, что человек сам должен выбрать верный путь, от чего порой становишься циничным.

Какие позитивные стороны в профессии психолога?

Психология приносит безумную радость, осознание того, что благодаря тебе что-то изменилось, люди выходят из труднейших ситуаций, восстанавливается взаимоотношения, появляется толерантность.

Каким, по вашему мнению, должен быть психолог?

На этот вопрос я отвечу кратко, самое важное, чтобы он был личностью!!!

Применяете ли свой психологический профессиональный опыт в личной жизни?

Пытаюсь, но как мне кажется, это мешает жить так, как живут все остальные!

Помогают ли вам знания психологии в вашей жизни?

Я думаю, да, но ты, зная психологию, не можешь поступить в какой-то ситуации так, как в них поступили бы люди, ее не знающие, ты постоянно анализируешь себя, свои действия, свои поступки, свое поведение.

Есть ли у вас знакомые- психологи?

Да, конечно! Очень много, от практических психологов до докторов наук, авторы книг.

Беседуете ли вы с ними при встречах на психологические темы?

Обязательно, мы постоянно делимся опытом, мы постоянно друг от друга узнаем что-то новое!

Как вы считаете, профессия психолога актуальна в наши дни?

Я считаю, что да, но эта актуальность определяется несколькими вещами: Кто-то сказал, что твоя значимость и актуальность заключается в том, сколько тебе платят и могут ли отпустить с работы, когда тебе это необходимо. Наблюдается несоответствие: отпустить тебя не могут, потому что ты нужен, а судя по зарплате, в тебе не очень-то и нуждаются. А если серьезно, то в наши дни люди поняли, что психология важна и необходима.

В чем смысл профессии психолога?

Помочь людям разобраться в себе и в жизни.

Какие замечания и пожелания вы могли бы внести в подготовку молодых специалистов-психологов?

Больше внимания уделять вопросам психогигиены, учить защищаться от чужих проблем, не брать их на себя!

Что вы можете посоветовать из личного опыта тем, кто собирается получить образование психолога?

Существует две категории тех, кто учится на психолога: Первые - это те, кто решил получить модную специальность; Вторые - это  те, кто выбрал эту профессию для того, чтобы работать, а так же для себя! Так вот, первым я советую: учитесь для себя! Психология пригодиться в жизни!!! И вообще учиться весело! А тем, кто собрался работать, я желаю, не забывайте о том, что учиться надо весело, но в первую очередь учиться! Никогда не быть уверенным, что ты знаешь все и больше общаться с практическими психологами, не упускайте возможность расширять свои знания! Спасибо!  

Анализ-отчет.

На мой взгляд, интервью прошло хорошо! Респондент довольно-таки серьезно отнесся к вопросам и вообще подошел к интервью. Он четко и доступно для меня отвечал на поставленные ему мною вопросы, что помогло мне самой частично осознать, что же за профессию я выбрала! Я согласна с респондентом, что работа психолога очень сложная, очень важная. Пусть не каждый осознает эту важность, но мы- то психологи должны это осознать, и быть уверенными в своей позиции. Наша беседа проходила в уютной домашней обстановке, поэтому я заметила, что респондент был, как и я заинтересован в затронутой нами теме, ведь он как никто другой понимает, насколько важна она в настоящее время. Его ответы на вопросы заставили меня подумать, когда будет стоять выбор между отраслями психологии: социальной, педагогической и юридической; что же я выберу?!  Я полностью согласна с мнением моего респондента, и хотела бы его поблагодарить за столь серьезное и важное открытие для меня! Судя по тому как респондент отвечал на вопросы, а особенно его ответ на первый вопрос, я поняла, что профессия психолога интересная, серьезная.

Поделитесь с Вашими друзьями:

psihdocs.ru

Психологические трудности и ошибки при выборе профессии учащимися

Автор: Е. В. Павлова | Источник: УОЦПО

Вопрос выбора профессии является очень актуальным для всего общества. Решение этого вопроса во многом определяется степенью информированности о выбираемой профессии, как у ученика, так и у родителей.

Ошибка при выборе профессии недопустима, т. к. ее последствия будут сказываться всю жизнь.

Каждый ученик в процессе выбора профессии проходит несколько этапов. С той или иной полнотой эти этапы представлены в любом решении, принимаемом личностью или группой.

1. Возникновение проблемы (решение начать выбирать профессию).2. Поиск круга компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставленной проблемы.3. Сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора.4. Построение образа профессии.5. Поиск вариантов решений, их оценка и выбор оптимального решения.

Рассмотрим возможные ошибки, на каждом этапе, применительно к проблеме профессионального самоопределения.

1 этап.Первое, на что нужно обратить внимание родителям и учителям, - это выяснение того, как видится выбор профессии тому, кто участвует в решении этого вопроса и, вообще, осознается ли проблема сама по себе. Этот вопрос может возникать как в отношении подростка, так и в отношении лиц, участвующих вместе с ним в выборе профессионального «маршрута».Первая ошибка это подмена проблемы, когда профессиональное самоопределение подменяется самоопределением в социальном плане, т. е. вместо решения проблемы выбора профессии решают проблему выбора учебного заведения.Иногда установка на получение высшего образования так сильна, что ей в жертву приносятся и склонности, и реалистическая оценка ситуации.Подобное явление может возникнуть не только при ориентации на высшее учебное заведение. Нередко  в ПУ приходят подростки, которые при выборе профессии руководствовались не своими склонностями и индивидуальными особенностями, а ориентируясь на мнение учащихся там товарищей, на сопутствующие выгоды (наличие секций, кружков, дополнительных льгот).Выбирая учебное  заведение, они использовали профессиональное образование как средство решения иных своих проблем.

Вторая ошибка  - несвоевременность выбора. Такая ситуация может возникнуть, когда проблема выбора профессии в требуемый момент времени как бы не встает перед учащимися.Одной из причин сложившейся ситуации, может быть слишком рано принятое решение о выборе профессии. Такое решение иногда бывает не вполне адекватным, когда в раннем возрасте формируется романтический образ профессии, часто отдаленный от реальности.Иногда такой интерес усыпляет бдительность взрослых, создает иллюзию, что с профессиональным самоопределением все благополучно. На самом же деле ожидания подростка значительно расходятся с реальностью, а его индивидуальные особенности являются неодолимым препятствием для получения выбранной профессии.Таким образом, несвоевременно, слишком рано принятое решение, не поддержанное рациональными соображениями, может стать источником разочарований и последующих сложностей адаптации в профессиональной сфере.

Третья ошибка – отсутствие у учащегося ощущения необходимости в выборе профессии, когда в силу семейных традиций или сложившихся у родителей ожиданий в отношении профессионального будущего ребенка к моменту выбора профессии ни у родителей, ни у подростков не существует проблем в этом вопросе.Т. е. если в семье все экономисты, то и подростку автоматически предопределена эта профессия. Часто родители стараются воплотить в детях свои несбывшиеся мечты: «Я не стала врачом, хотя мечтала об этом всю жизнь, пусть дочка им будет». При этом совершенно не учитываются индивидуальные особенности ребенка.

2 этап.Кто может, и кто должен принимать решения в ситуации выбора профессии?Одним из факторов, регулирующих активность человека, является его самооценка. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т. е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.Самооценка и уровень притязаний в конкретной деятельности определяют субъективное право человека заявить о себе в рамках этой деятельности.При неадекватно завышенном уровне притязаний суждения подростков категоричны, выражена преимущественная ориентация на личный опыт. Суждения консультанта, учителей, старших встречаются  «в штыки». Нежелание таких учащихся совместно со старшими искать оптимальный вариант решения проблемы требует коррекции со стороны взрослых.Еще более сложной представляется ситуация, когда подростки стремятся полностью снять с себя ответственность за решение этого вопроса. Именно такие чаще всего приходят к психологу-консультанту. Иногда решение уже бывает найдено ими самостоятельно, но в силу особенностей сложившейся самооценки (низкий уровень притязаний) они пока еще не считают себя в праве принимать какие – либо ответственные решения вообще.

3 этап. Одним из основных этапов принятия решения является сбор необходимой информации о желаемой профессии.Сложности и ошибки, возникающие на этом этапе, обусловлены тремя причинами: отсутствием полного представления о проблемной ситуации, избирательным отношением подростков к информации о сфере труда, сложностями самовосприятияПодростки и их родители часто не осведомлены о тех существенных моментах, которые определяют впоследствии степень профессиональной, а подчас и социальной адаптации молодого человека.Знакомство учащихся, преподавателей, родителей с профессиями позволяет им со всей полнотой осваивать информацию относительно процесса труда в каждой профессии. С учетом этого возможна более точная формулировка общих требований подростка к будущей профессии, а также своеобразная прикидка собственных возможностей в связи с требованиями, предъявляемыми различными группами профессий к человеку.В зависимости от ряда объективных и субъективных факторов учащиеся и их родители неодинаково осваивают даже наиболее полно и рационально представленную информацию.Экспериментально – психологическими исследованиями показано, что у учащихся существуют определенные предпочтения в отношении источников информации при выборе профессии.

1. Личный опыт как источник информации.  Отличительной особенностью личного опыта является его высокая субъективная значимость, переоценка, перенос оценок с одних событий на другие. Указанные особенности свидетельствуют о незавершенности формирования самосознания на этом возрастном этапе.

2. Роль семьи.Среди источников информации о сфере труда семья занимает очень важное место.Влияние ближайшего окружения на формирование мнения базируется на принципе, суть которого состоит в том, что информация, исходящая от представителя «своей» группы лиц, воспринимается более положительно. Естественно, что семья представляется авторитетным, близким по духу источником.Часто возникает ситуация, когда родители пытаются воплотить свои несбывшиеся мечты в детях, не учитывая их личностных особенностей. Что может привести к нежелательным последствиям.Поэтому очень важна профориентационная работа с родителями.

3. Влияние сверстников.Подростки при выборе профессии с большим доверием относятся к сведениям, полученным от сверстников.Распространенным является выбор профессии «за компанию», т. е. выпускники выбирают профессию по принципу дружбы. В этом случае, как правило, одного из них постигает разочарование, и после долгих поисков он вынужден менять первоначальный выбор.

4 этап. На этом этапе типичные ошибки могут быть связаны с недостаточным уровнем критичности подростка. Низкий уровень критичности  не позволяет в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения. На этом фоне видение проблемы упрощается, а к вариантам возможных решений предъявляются более упрощенные требования.Здесь широко распространены следующие ошибки.

Предубеждения в отношении престижности и непрестижности профессии.  В отношении ряда профессий существуют предубеждения, которые заключаются в том, что некоторые важные виды трудовой деятельности считаются непрестижными. Это необоснованный ложный взгляд. Как известно мода на все проходит, и та профессия, которая сегодня престижна, завтра может приобрести совершенно иной статус.

Увлечение только внешней стороной профессии.  Это случается потому, что выпускник не имеет всесторонних знаний о профессии.

Ориентация на профессию, которая гарантирует высокий заработок. Ориентируясь на материальную сторону профессии, часто не учитывается, что если данная профессия выбрана без учета личностных особенностей, то мало шансов стать квалифицированным специалистом, а значит, возникнут проблемы с трудоустройством.

5 этап.При выборе профессии выделяют ряд индивидуальных стилей поиска решений: импульсивные решения, рискованные решения, уравновешенные решения, решения осторожного типа, инертные решения.

Импульсивные решения отличаются тем, что оценка возможных вариантов не осуществляется планомерно. Критическая оценка гипотез неполна, варианты решений возникают легко, но отличаются слабой реалистичностью.В меньшей степени эти особенности выражены в так называемых Рискованных решениях, отличительной чертой которых является лишь частичная их критичность.

Уравновешенные решения сочетают в себе легкость выдвижения альтернатив с их полной и планомерной критической оценкой. Решения Осторожного типа отличаются особой тщательностью оценки гипотез, но варианты решения находятся с трудом.

Инертные решения являются результатом очень неуверенного и осторожного поиска альтернатив с фиксацией внимания на их критической оценке.

Наиболее трудное время для подростка – переход от общеобразовательной школы к профессиональному труду, когда человек принимает решение о выборе профессии.В связи с переходом старшей ступени общего образования на профильное обучение, школьникам и их родителям становится необходимо обязательно осуществлять профессиональное определение в выпускном классе основной школы, т. е. выбирать среднее специальное учебное заведение или профиль для продолжения обучения в старшей профессиональной школе.Естественно, что учащиеся и их родители заинтересованы в том, чтобы данный выбор был для них оптимальным. Они хотят быть уверены, что именно это образование станет основой дальнейшего движения по пути к успешной карьере. Эта уверенность может быть осуществлена только при соблюдении принципа профессионального самоопределения.Принцип профессионального самоопределения подразумевает осознанный самостоятельный выбор профессии на основе:- объективных и достаточно полных знаний о себе, своих интересах, склонностях, особенностях мышления, памяти, внимания, нервной системы;- знакомства с миром профессий, требованиями, которые профессия предъявляет к человеку;- умения соотнести эти требования со своими личностными особенностями.Тогда выбор профессии будет верным и удачным.Многие из выпускников 9-х классов не готовы к осознанному выбору своей будущей профессии. По данным Санкт-Петербургских психологов 85% учащихся 9-х классов не знают, кем они хотят стать, а социологическое исследование «Прогноз», проводимое ежегодно Ульяновским областным центром профориентации показывает, что 11% выпускников 9-х классов не могут выбрать форму дальнейшего обучения, и 36% не уверены в правильности своего выбора.Трудности профессионального самоопределения в 9-ом классе во многом связаны с возрастными особенностями.Данные психологических исследований показывают, что лишь незначительная часть учащихся этой возрастной группы не испытывает затруднений в процессе обучения. Причем подростки видят причину трудностей в первую очередь в самих себе, в собственной плохой памяти, слабом внимании, неумении думать, лени и безволии. Истинная же причина данных трудностей чаще всего в несовпадении времени наступления физиологической, интеллектуальной и социальной зрелости.Поэтому, очень важно научить подростка не только видеть свои недостатки, - он и так, во всем винит себя, и так знает о своих многочисленных возрастных трудностях – но  и научить понимать, видеть, уметь опираться на свои достоинства, на сильные стороны своей личности и характера.Выбор профиля – это очень ответственное решение. Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сохранения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Поэтому, что, и в каком объеме будет изучать старшеклассник в профильном классе, в дальнейшем определит возможность его обучения в том или ином ВУЗе. Углубленная подготовка по ряду предметов определяет заданность профессионального выбора, изменить который координально, впоследствии, будет трудно.В момент выбора профиля обучения не требуется обязательно осуществить выбор своей будущей профессии, так как обучение на одном из 11 профилей предполагает готовность к продолжению профессионального образования по очень многим и различным профессиям. На этом этапе достаточно правильно определить направленность личности, соответствующую профилю, и уже в процессе обучения конкретизировать свой выбор, определив Вуз и факультет.По изложенным выше причинам, детям и их родителям, в большинстве случаев, бывает необходима квалифицированная помощь профконсультанта, который методами психодиагностики поможет выявить не только лежащие часто на поверхности профессионально важные качества человека, но и его на данный момент скрытые потенциально сильные характеристики, которые смогут стать твердым фундаментом профессиональной успешности, дадут возможность двигаться с наибольшей эффективностью в нужном направлении.Специалисты Ульяновского областного центра профориентации, имея многолетний опыт профориентационной работы и достаточную методическую базу, готовы помочь выпускникам и их родителям определиться с выбором профиля обучения, а на основе знаний потенциально сильных сторон личности сориентироваться в выборе эклективных курсов для внутрипрофильной специализации.

Автор: Е. В. Павлова, старший методист Ульяновского областного центра профориентации

Список использованной литературы.

1. Проект базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования. Министерство образования Российской Федерации, 2003.2. Гончарова Н. «Современная профориентация» Психологическая газета. № 9, 2003.3. Кле М. Психология подростка. М., 1993.4. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Москва-Воронеж, 2002.5. Смирнова Е. Е. На пути к выбору профессии (Материалы для специалиста образовательного учреждения), Санкт-Петербург, КЕРО, 2003.

hr-portal.ru