Влияние окружения: вы — тот, с кем вы общаетесь? Примеры влияния социального окружения на человека


Влияние окружения на человека | Саморазвитие, самосовершенствование, самопознание.

С кем поведешься, от того и наберешься. С собакой ляжешь, с блохами встанешь.

(Русские народные пословицы и поговорки)

До определенной стадии развития моей личности  я так же, как и большинство людей,  не придавала значения такому  аспекту, как влияние окружения.  Многие учителя успеха и процветания, в своих книгах и семинарах часто упоминали о сильнейшем влиянии окружения на личность. Впрочем, как и все остальное в нашей жизни, любая теория познается только на практике. Далее речь пойдет о моем личном опыте влияния окружения на мою личность. В статье я использовала некоторые наглядные примеры из своей жизни.

Влияние окружения на человека

влияние окружения на человека

влияние окружения на человека

В самом начале жизни человека, на него прямо или косвенно влияет его ближайшее окружение. Это могут быть мамы, папы, бабушки и дедушки, социальный слой. Мы рождаемся в определенной точке земного шара, в стране и семье с определенной культурой, бытом, устоями и правилами. В первые годы жизни, единственным реальным примером для ребенка являются его близкие люди. Маленькие дети, уже с первых дней жизни, начинают подражать тем, кто им нравится, копировать  ужимки и особенности поведения окружающих людей.

Свое раннее детство я помню только отрывками, похожими на сон и единственное ощущение, которое осталось - это ощущение радости, праздника жизни и счастья.

В юности человек, по-прежнему, сильно зависит от своего домашнего круга общения, от родных и близких, но постепенно  в него добавляется влияние извне семьи. Появляются друзья, знакомые, учителя и наставники. Особенно сильное влияние оказывают люди, на которых  хотелось бы походить, в этом случае работает, так называемый, механизм подражания желаемым манерам и поведению.

Моя юность проходила в постоянных прогулках с соседскими детьми во дворе. Мы активно играли во все уличные игры, прыгали в резинки, классики, бегали, играя в «казаки-разбойники». Затем мы подросли и появились посиделки в подъездах, пиво, сигареты,  песни под гитару. И все это было потому, что таково было мое окружение. И именно оно диктовало, как одеваться, какую музыку предпочитать, как себя вести с другими людьми.

Я думаю, что в таком нежном возрасте человеку  очень трудно самостоятельно принимать осознанные решения и выбор. Общество навязывает и диктует свои условия.

Влияние окружения на личность

По мере взросления меняется круг интересов.

В моем случае,  пробудившиеся интересы к музыке повели меня в клубную культуру. Вследствие моих изменений, старые компании и все мое общество заменилось на новое естественно и безболезненно. Захватившая меня тогда Trance культура изменила мое мировоззрение, появились нереальные яркие одежды, страсть к музыке и аппаратуре, сценическая деятельность и юношеский максимализм. 

транс культура

транс культура, psychedelic

Хотя сейчас я уже не выезжаю на вечеринки и open -air, любовь к этой музыке сохранилась до сих пор, а основы субкультуры оставили свой неизгладимый отпечаток на моей личности.

неформальные движения

неформальные движения

В принципе, молодежь практически всегда впадает в неформальные движения и субкультуры, в зависимости от личных наклонностей и пристрастий, таким образом, стремясь себя как-то выделить.

По мере развития личности и приобретения жизненного опыта, рано или поздно подавляющее большинство людей создает семью и детей. И здесь тоже окружение оказывает свое влияние непосредственным образом. Для женщин характерно 9 месяцев носить ребенка, поглощая информацию о беременности и родах, походы по поликлиникам и общение с такими же «мамашками». Впрочем, и в последующие 3 года, все продолжается приблизительно так же. Я не беру в расчет крайности, когда будущая мать пьет и гуляет, хотя и на такое поведение тоже влияет ее окружение.

И вот у вас семья, дети. Можно даже с точностью сказать, какой у вас уровень дохода, традиции, уклады, пристрастия в спорте и т. д., просто посмотрев на ваш круг общения.

По большому счету, вы являетесь точным отражением 5-ти самых близких людей, с которыми вы общаетесь. Для примера, возьмите средний доход 5-ти приближенных вам людей и разделите его поровну. Сумма, которая выйдет, будет приблизительно равняться вашему доходу. Это касается и других сфер жизни. Например, если 5 ваших близких людей постоянно путешествуют, рано или поздно, и вы тоже начнете. Или поменяете круг общения.

Духовный и личностный рост

Духовный и личностный рост

По мере духовного роста человека, происходит переоценка ценностей. Человек уже не может общаться со своими прошлыми друзьями. Его уровень вибраций повышается и пути со многими людьми  начинают расходиться. Ну вот представьте себе: человек работал над собой, избавился от вредных привычек,  стал служить Богу, а его друзья пьют пиво, ругаются матом и вообще атеисты. Как долго может продлиться такая дружба?

К 30 годам у меня как раз и произошла такая переоценка ценностей. Мое мировоззрение поменялось на 180 градусов(360—это полный круг, а 180-это противоположность прошлому). В жизни стали интересовать только высокие ценности, служение людям. Я бросила курить, вообще исключила из своей жизни алкоголь, перешла на живое питание и заботу о физическом теле. Книги, видео, учебные семинары поглощались в больших количествах, я искала знание,- знание устройства мира и человека.

У вас может возникнуть вполне резонный вопрос: «Что делать, если собственный уровень духовного и физического развития вырос,  а у ближайшего окружения - нет?».

Постепенно все прошлые друзья «отвалились» сами собой, они не смогли резонировать с новой частотой волн, соответствующей данному  этапу моего развития, и в наших отношениях начался, так называемый «когнитивный  диссонанс», который привел к их неминуемому разрушению. Долгий промежуток времени я пробыла в одиночестве. Это дало переосмыслить очень многие вещи. Вся информация о саморазвитии сыграла свою важную роль. Постепенно у меня появились новые друзья и окружение, которые соответствовали моему душевному настрою, развитию разума и целям.

Многие наставники рекомендуют окружить себя успешными людьми в той области, в которой ты хочешь развиваться. Хочешь стать богатым - общайся с миллиардерами, хочешь семью - общайся с семейными парами, хочешь путешествовать - общайся с теми, кто путешествует и т. д. Тут вообще никаких проблем нет. Необходимо подождать и продолжать «гнуть свою линию». Позволить себе - быть собой, а другим - быть другими. Ваша семья и некоторые друзья постепенно примут ваше новое мировоззрение и успокоятся, только не надо никого обращать в «свою веру». Это чревато и очень энергозатратно.  Ваше - никуда от вас не денется, а ненужное - отвалится само собой.

 

Поделись этой статьей с друзьями:

evgeniyafirsova.ru

Влияние социальной среды на развитие и жизнь человека

О влиянии социальной  среды на развитие личности человекаВ современной науке уже давно не отвергается тот факт, что человек развивается под влиянием как своей природы, так и внешней среды.  Исследования  генетиков показывают, что биологические предпосылки играют очень большую роль в становлении личности.  С другой стороны,  эксперименты и наблюдения психологов, социологов и антропологов показывают не менее важную роль влияния социальной среды на развитие личности человека.  

Личность и социальная среда все время взаимодействуют. Меняя среду мы пытаемся влиять на личность, но всегда ли наше влияние приводит к положительным результатам?Начнем с описания знаменитого  Кэмбриджско-Сомервилльского  исследования. В 1935 г.  американский психолог Ричард Кларк Кэбот (R. Cl. Cabot) разработал  программу положительного воздействия на мальчиков в возрасте от 5 до 13 лет. При этом важно отметить, что  достаточно многие из них считались неблагополучными, имеющими правонарушения, нарекания школы и социальных служб.Были сформированы  экспериментальная и контрольная группы.  В каждую вошло по 250 мальчиков, все из рабочих семей, проживавших в густонаселенном  районе  штата Массачусетс.  Распределение в них проводилось случайным образом,   чтобы в дальнейшем можно было сравнить судьбу участвующих в эксперименте и подвергавшихся целенаправленному социальному воздействию (экспериментальная группа) с контрольной группой, на которую никакого влияния не проводилось.Мальчики из экспериментальной группы в течение 5 лет находились под влиянием различных форм социальной помощи, а именно: Два раза в месяц их посещали работники социальной службы и  старались помочь им в решении их проблем, например, в улаживании семейных конфликтов.  Для половины участников были организованы занятия  с репетиторами по школьным предметам.Более ста мальчиков имели возможность находиться под медицинским и психиатрическим наблюдением.  У большинства была возможность общения  с членами молодежных организаций:  бойскаутами, Христианской ассоциациацией  молодых людей, и другими.

Около 25% бывали в летних молодежных лагерях.На протяжении пяти лет на мальчиков экспериментальной группы оказывалось различное  положительное социальное воздействие. Использовались все средства, имеющиеся в распоряжении исследователей.  Об этой программе хорошо  отзывались  –  как ее сотрудники, так и большинство участников.Потом в течение 40 лет (напомним, исследование началось в 1935 г.) проводилось наблюдение за участниками экспериментальной и контрольной групп. Всего были собраны данные о 95% участников. Целью наблюдений было  изучение того, как эта программа повлияла на жизненные результаты ребят, которые в ней участвовали.Результаты оказались неожиданными.

  • По уровню совершенных правонарушений, состоянию  здоровья, профессионального успеха и удовлетворенностью жизнью,  различий между  контрольной и экспериментальной группами не было.
  • Более того!  По таким показателям, как повторные правонарушения в зрелом возрасте, случаи алкоголизма, получение статуса служащих и специалистов, сравнение было в пользу контрольной группы. Это означало, что некоторым участникам социальная помощь нанесла определенный вред.
Проводимая пять лет работа с детьми и подростками не только не принесла пользы, но в чем-то отрицательно сказалась на дальнейшем жизненном пути некоторых участников эксперимента.  Объяснений этому есть несколько, например:
  • Факторы окружающей среды, способствующие антисоциальному поведению, оказались гораздо более значительными, по сравнению с влиянием проведенной программы.  Вывод:  необходимо  улучшение общего социально-экономического статуса детей.
  • В том, что человек совершает антисоциальные или преступные поступки, большую роль играет случай.

    Но эти и другие интерпретации не объясняют, почему организованная помощь детям совсем не принесла пользу.  Можно  утверждать только одно: влияние среды, в которой они жили, не было преодолено. Все, что было сделано  для детей, положительных результатов не принесло.

    Ведь если бы участие в эксперименте помогло  бы хоть нескольким детям, то общий положительный итог был бы в пользу экспериментальной группы, но этого не произошло. А некоторым был причинен вред, о чем было сказано выше. Здесь опять существуют несколько возможных объяснений:

  • Кому- то из тех, кому оказывалась  помощь, могло это не нравиться, вызывало отторжение.
  • Посещения специалистов могли восприниматься негативно не только теми, к кому они приходили, но и их окружением, что имело последствия.
  • Некоторые из тех, кому оказывалась социальная поддержка, слишком на нее надеялись в течение 5-ти лет, а потом испытали разочарование, когда все закончилось, что повышало их неуверенность  в своих силах и в способности самостоятельно справляться с будущими проблемами.
  • Общение с  людьми из другого социального слоя  (репетиторы, сверстники в летних лагерях, медицинские и другие работники) могло вызвать у них отрицательные чувства по поводу реалий существующего мира и собственных перспектив.

    Что из этого верно? Неизвестно.

Но ясно одно: социальная среда в становлении личности не может недооцениваться. 

Различные программы, которые, по мнению их разработчиков,  вроде бы должны значительно влиять в позитивную сторону, могут быть не значимыми по сравнению с влиянием социальной среды на развитие и жизнь человека. А иногда оказывать прямо противоположный эффект, чем предполагалось в начале.Кэмбриджско-Сомервилльское исследование  дало еще один неожиданный повод  для размышлений.  Среди мальчиков из контрольной группы были те, кто рос в достаточно благополучной домашней обстановке – отцы имели постоянную работу, матери успешно вели хозяйство.   У других все было гораздо хуже – пьянство, безработица, иногда психические заболевания родителей и т.п.   Однако,  через 40 лет выяснилось, что разница по показателям, характеризующих жизненные результаты ( число случаев тюремного заключения, количество психических расстройств, уровень дохода, принадлежность к слою специалистов и служащих) между мужчинами из благополучных и неблагополучных семей  была или маленькой, или совсем отсутствовала.  

Получилось, что  по ситуации в семье нельзя было предсказывать дальнейшие жизненные результаты людей.Некоторые из членов контрольной группы сделали приличную карьеру, были хорошими семьянинами.  Другие стали преступниками, хроническими безработными и пьяницами, проявляли агрессивность по отношению к своим близким.  Но все это никак не соотносилось с обстановкой в их родительской семье.Можно ли из этого сделать вывод, что семья почти никак не влияет на социализацию человека? Нет, такой вывод  делать нельзя. К тому же в процессе исследования не выявлялись «тонкие настройки»  семейного воздействия, учитывались только внешние признаки.Но можно предположить, что влияние социальной среды на развитие и жизнь человека может оказаться более значимым, чем какие-то проявления семейного благополучия.

 Другими словами, влияние общества на развитие личности и на жизнь человека оказывается настолько сильным, что влияние отношений в семье на этом фоне может быть совсем малозначимым.А вот еще одно исследование, проведенное  совместно  американскими и китайскими нейрофизиологами.Обследовались носители английского и китайского языков.Всем испытуемым давали задания:

  • Предъявлялись цифры арабского алфавита.
  • Необходимо было ответить, сколько будет 2+2.
 Во время выполнения заданий у испытуемых фиксировалась методом МРТ активность разных участков головного мозга.  Выявилась следующая тенденция. 

Мозг англоговорящих и носителей китайского языка при выполнении заданий работал по-разному (активировались различные его области, а одинаковые  активировались с разной интенсивностью), т.е. цифры арабского алфавита имели отличающуюся биологическую шифровку у испытуемых, в зависимости от того, носителем какого языка они были.Подчеркнем, что речь идет о тенденции. Были некоторые англоговорящие участники, у которых все было так же, как у носителей китайского языка, и наоборот. Но это были отдельные случаи.Получается, что именно отличия в Восточной и Западной культурах оказывают влияние на развитие мозга, начинающееся  с перинатального периода и продолжающееся, примерно,  до 20 лет. Это проявляется на биологическом уровне даже при таких простейших умственных действиях, как распознавание цифр и выполнение элементарного арифметического действия.  

Исследование показывает, что окружающая среда и в биологическом плане влияет на развитие человека. Отличия культурной среды могут проявляться не только в использовании разных языков, стратегиях обучения математике, в разных образовательных системах, но и во многом  другом.Есть еще много других нейрофизиологических исследований, показывающих, что влияние социальной среды на развитие человека проявляется даже на биологическом уровне.Еще о средовом воздействии.

Продолжительное время считали, что генетическая предрасположенность человека, например, к депрессии, приводит к тому, что под воздействием определенных факторов среды у него обязательно возникнет проблема.Но все оказалось сложнее. Новые исследования в области генетики показали, что одной из самых важных генетических характеристик человека является пластичность нервной системы, которая определяет, насколько он восприимчив к воздействиям внешней среды. Уровень пластичности задается набором генов. Но один и тот же их набор будет подталкивать человека к депрессии, если он растет в неблагоприятной обстановке, и, наоборот, делать его более устойчивым, если он растет в благоприятных условиях.Гены пластичности многофункциональны и их много. Разные их группы определяют пластичность психики по отношению к влиянию разных факторов окружающей среды. А вот будет ли оно положительным или отрицательным, зависит от условий этой среды.Более подробно о влияния среды на мозг человека предлагаем прослушать интереснейшую лекцию одного из ведущих нейрофизиологов профессора Ю.И. Александрова

Мы попросили прокомментировать эту статью нашего консультанта, психолога с 30-ти летним стажем, специалистом по подростковому возрасту и детско-родительским отношениям Илью Базенкова.Вопрос. Как вы можете прокомментировать результаты Кембриджско-Сомервильского исследования?ИБ. Сразу скажу, что об этом исследовании раньше даже не слышал. В русскоязычной литературе оно описано в переведенной книге Л.Росса и Р.Нисбетта, других упоминаний о нем я не встречал.  Более того, я спрашивал достаточно много коллег, среди которых доктора и кандидаты наук, и никто об этом исследовании не знал. Такой вот факт. Но благодаря помощи одного социолога, занимающегося проблемами криминального поведения, я получил много ссылок на зарубежные источники, ссылающиеся на это исследование. Получается, что для зарубежных коллег оно имеет большое значение.Теперь по существу. Почему программа положительного социального воздействия не дала результатов, а в чем-то даже нанесла вред, я не знаю. Точнее, нафантазировать можно много, но вот будет ли это правдой? Могу только сказать, исходя из личного профессионального опыта, что взрослые склонны переоценивать эффективность каких-то своих действий, направленных, по их мнению, на положительное влияние на ребенка или подростка. Это относится не только к родителям, но и к учителям и другим специалистам, работающим с детьми и подростками.  Я думаю, основная причина этого, что взрослые исходят из своих представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», пытаются свое собственное мировосприятие и систему ценностей перенести на детей. И результат часто бывает нулевой, а иногда и противоположный.Что касается влияния окружающей среды на человека, так это давно известно. Что я здесь могу прокомментировать? Лучше слушайте лекции Юрия Иосифовича Александрова, их на Ютубе много.  Только скажу, что родители могут в известной степени как-то организовывать среду, в которой обитает их ребенок – семейная обстановка, выбор школы, каких-то внешкольных учреждений.Вопрос. Но ведь результаты этого исследования, касающиеся влияния семьи на дальнейшую жизнь человека, тоже совершенно неожиданные. Что можете сказать о них? ИБ. Даже не знаю, что и говорить. Для меня они оказались просто невероятными. Ведь влияние семьи на развитие личности невозможно оспаривать. Все-таки семья – это очень важный элемент окружающей ребенка среды. С другой стороны, внешние признаки благополучия или неблагополучия в семье могут быть второстепенными. Знаете, когда на консультациях приходится разбираться с тонкостями детско-родительских отношений, выясняются очень разные вещи, которые не лежат на поверхности. На мой взгляд, семья оказывает положительное влияние, когда ребенок в первую очередь ощущает себя в ней психологически безопасно. Я имею в виду не только ранний возраст, но и подростковый период. Позволю себе сказать совершенно крамольную вещь. Даже если в семье что-то неблагополучно, например, пьянство, ссоры и даже иногда физические наказания, но при этом подросток не ощущает психологического насилия, то это может быть лучше для него, чем психологическое давление при внешнем благополучии. Но это отдельная и длинная тема.  В любом случае, влияние семьи играет большую роль в развитии личности человека. Возвращаясь к неожиданным результатам Кембриджско-Сомервильского исследования, могу только повторить, что семейная обстановка в нем определялось по исключительно внешним признакам, а это не дает оснований делать выводы о незначимости влияния семьи на дальнейшую жизнь человека. Другое дело, что влияние среды на подростка, действительно, часто может перевешивать родительское влияние. Это связано с особенностями подросткового периода развития психики.У меня предложение. Дайте мне пару недель, я более тщательно изучу англоязычные статьи на тему этого исследования, постараюсь найти коллег, которые с ним знакомы, и мы вернемся к этой теме.

Через две недели.

Вопрос.  Ну как, можете что-то еще добавить к сказанному вами ранее?

ИБ.  Почему проводимая с детьми программа дала такие результаты особо добавить нечего. Только одно. В одной англоязычной статье, посвященной анализу этого исследования, дается много интерпретаций. Но главное, о чем там говорится, то, что отрицательные результаты каких-то программ или исследований, как правило, не публикуются или их результаты совсем не оцениваются, как это было в Кембриджско-Сомервильском исследовании. Ведь для оценки результатов какого-либо воздействия необходима контрольная группа и лонгитюд (длительное наблюдение).

Что касается влияния семьи на развитие личности и дальнейшую жизнь человека. Все коллеги, которых я просил прокомментировать, сходились в одном – нельзя только по внешним признакам семейной обстановки  делать выводы о ее влиянии на ребенка или подростка. В семье гораздо более важную роль играют тонкие механизмы взаимодействия родителей и детей, которые не всегда лежат на поверхности.

Источники.1. Л. Росс, Р. Нисбетт  Человек и ситуация: Уроки социальной психологии.

2.Марк Липси и др. Повышение эффективности программ ювенальной юстиции: новый взгляд на практическую деятельность (Improving the Effectiveness of Juvenile Justice Programs: A New Perspective on Evidence-Based Practice) (Вашингтон, округ Колумбия: Центр реформирования ювенальной юстиции, Университет Джорджтауна, 2010).

3. Zane, S. N., Welsh, B. C., & Zimmerman, G. M. (2015). Examining the iatrogenic effects of the Cambridge-Somerville Youth Study: Existing explanations and new appraisals. British Journal of Criminology, 56(1), 141

4.Нэнси Айзенберг и др. Осознанность появляется в детстве? (Conscientiousness: Origins in Childhood?) Developmental Psychology, 17 декабря 2012 года

5.Yiyuan Tang, Wutian Zhang, Kewei Chen, Shigang Feng, Ye Ji, Junxian Shen, Eric M. Reiman, Yijun  Arithmetic processing in the brain shaped by cultures

6.Джей Белски, Майкл Плуесс. За пределами риска, устойчивости и дисрегуляции: фенотипическая пластичность и развитие человека (Beyond Risk, Resilience, and Dysregulation: Phenotypic Plasticity and Human Development), Development and Psychopathology 25, no. 4, pt. 2 (2013), 1243–61;

7.Джей Белски, Майкл Плуесс. Накопленная генетическая пластичность, родительское воспитание и саморегуляция в подростковом возрасте (Cumulative-Genetic Plasticity, Parenting, and Adolescent Self-Regulation), Journal of Child Psychology and Psychiatry 52, no. 5 (2011), 619–26.

psylife.org

Как окружение влияет на личность? | Психология

С одной стороны, это так, историй в подтверждение — масса. Далеко ходить не надо: Михаил Ломоносов, преодолевший все преграды на пути к своей цели. Но к этому примеру мы вернемся чуть позже.

Есть и другая точка зрения: окружение человека не только влияет на личность, но и формирует ее.

Если человек целеустремленный, то ему гораздо естественнее и проще добиваться поставленных целей в окружении таких же, чем начать идти к цели, убеждая окружающих его людей, что он на что-то способен. И такие люди, в свою очередь, легко могут посеять семя сомнения в его способностях. Даже неудачи будут восприниматься по-разному.

Посмотрите на свое окружение: в большинстве случаев это люди, примерно одинаковые в плане образования, социального статуса и имеющие общие интересы и взгляды. Получается, что если нас не устраивает что-то на данный момент, то меняя себя и включая для себя новую программу максимум, мы должны как-то поменять и свое окружение или хотя бы выйти из-под его влияния. Трудно добиваться цели, если в глазах окружающих ты неудачник.

Спросите себя, с какими людьми вы общаетесь, насколько вы важны в их жизни и что важного приносят они в вашу собственную? Вернемся к Михаилу Ломоносову. Человек хотел учиться, не сложившиеся отношения с мачехой лишь укрепили его в желании уехать из дома для этого. Получается, что обстоятельства подтолкнули его к смене не только привычного окружения, но и места жительства. Все помнят, как трудно приходилось на первых порах юноше, но он создал не только себя как личность, но и новое окружение.

Есть примеры, когда человек, рожденный в городе и с детства имеющий возможность получить лучшее образование и интересную работу, на деле оказывается прожигателем жизни, личностью никчемной и внутренне убогой, чьи интересы застывают на уровне животных инстинктов.

Вне всякого сомнения окружение влияет на личность, но насколько сильным будет это влияние, зависит от внутреннего стержня человека. Ребенку трудно противостоять окружению, и тогда это становится задачей взрослых — путем собственного примера, убеждений и просто разговоров показать, что хорошо и что плохо. А вот взрослые всегда имеют право выбора: какой сделать свою жизнь, какие поставить перед собой цели и какими людьми себя окружить.

У каждого из нас только одна жизнь, которую мы живем здесь и сейчас. Не все в ней идеально, не все в ней гладко… Часть того, что у нас есть, мы никогда не сможем изменить, но есть подвластные нам вещи: мы вправе выбирать себе друзей и строить свое общение на том уровне, какого мы заслуживаем.

«Всегда выбирай быть с теми, кто тебя ценит, а не с теми, кто тебя недооценивает». Джулиана Вильсон.

Нет смысла окружать себя людьми, которые не верят в вас, не разделяют ваших успехов и которым вы нужны только для своего собственного самоутверждения.

shkolazhizni.ru

Социальное влияние на человека. Методы социального влияния.

Мама, в нашей школе пионерыЦелый день мне подают примеры.

А я мама не такой, представляешь, я другойИ пускай мои слова разойдутся с деломБуду я примеры брать, буду я себя менятьМама, я хочу быть пионером.Пионером мама, быть хочу.

Хорошо нам жить в стране советовНам любое дело по плечуМама, я хочу быть пионеромПионером, мама, быть хочу.

Как социум влияет на человека? Влияет ли вообще? Есть ли оно – социальное влияние? Давайте поразмыслим. Если брать очень упрощенно, то социум – совокупность людей и их отношений. Может ли совокупность людей на человека влиять – да еще как. Примеров перед глазами очень много. Попал человек в пьющий коллектив – и спился. Попал в шайку – и в тюрьму ушел. А попал в фирму иностранную – и языку как-то сразу выучился. То есть даже небольшой коллектив влияет, и иногда очень агрессивно. И это невооруженным глазом видно. Влияние социума рассмотреть сложнее – именно потому, что оно более всеобъемлюще. Чтобы увидеть вершину горы – надо отойти от ее подножья. Давайте и мы попробуем рассмотреть социальное влияние на каких-то крайних примерах.

Крайние примеры – какие-то варианты людей, в этом социальном влиянии ранее не пребывающих. Дети, иностранцы, жители отдаленных деревень. Таких примеров много, они перед глазами – так что начнем. Каждый житель больших городов каждый день видит кучу приезжих – и соотечественников с разных окраин. И иностранных гастарбайтеров. Это люди, которые жили в совсем другом социальном окружении еще недавно. Каково социальное влияние мегаполиса на них? Например, многие гастарбайтеры пить начинают. При том, что дома не пили – многие вообще из исламских стран приехали. Дома запрещено, а иногда и позорно – а в социальной низовке, где они обитают – это норма. И многие следуют этой норме. Потом тот момент – что город ожесточает. Если дома люди нередко живут в маленькой общине, где все вокруг родня или соседи – то в городе совсем другие нормы. Человек человеку волк, проще говоря. Вокруг слишком много людей, которые нацелены вновь прибывшего обмануть, кинуть, обвести вокруг пальца. Если поначалу человек доверчив, по-детски наивен, открыт – то через довольно короткое время он насторожен, осторожен, недоверчив.

Следующий момент – темп. Если дома человек спокоен, нетороплив, основателен – то в городе темп взвинчивается стремительно. Посмотрите в московском метро. Зачастую ведь наглядно видно, кто тут приехал только или вообще турист – а кто давно. По скорости движения. Летят люди просто.

Получается какая-то сплошь патриархальная ругань в адрес мегаполисов. Собственно, если б люди менялись исключительно в негативную сторону – кто б в город вообще ехал? Нет, социальное воздействие города намного шире. Человек очень часто попадает в лучшие условия. Те же гастарбайтеры – ведь дома им нечего есть зачастую. А человек 40 лет часто считается уже совсем старым – потому что медицина никакая. Тогда как мегаполис дает очень много возможностей – как заработать, так и просто вырасти как профессионал и человек. Каких возможностей? Тут все от изначальной направленности личности во многом зависит.

Есть анекдот советский. Два скрипача съездили заграницу на конкурс скрипачей. Один занял второе место, а второй – последнее. Едут назад, и первый сокрушается: “Эх, а если б я занял первое место – мне б дали на скрипке Страдивари поиграть!” “Далась тебе эта скрипка”,- говорит второй. “Ты не понимаешь! Для меня поиграть на скрипке Страдивари – это как для тебя пострелять из пистолета Дзержинского!!”. И вот с людьми в плане социального влияния на новом месте примерно то же происходит. Кто-то мечтал попасть нна концерт в консерваторию Чайковского. А тут он обнаруживает, что можно не просто сходить – можно туда хоть каждую неделю выбираться. И постепенно вливается в круг таких же любителей музыки, и работу, возможно, меняет на более профильную. А кто-то обнаруживает, что получая в мегаполисе больше – можно покупать спиртное более дорогое. И покупает текилу вместо водки. Кто-то вообще в местные реалии не вписывается – и все так же собирается с земляками на шашлыки из года в год. Словом, каждому – свое. Но никто не остается прежним.

И в наших городах, в этой каменной бойне,Где взмахи рубля острей томагавка,Где музыка скорби лишена гармоний,Где величава лишь смерть, а жизнь — только ставка;Нам только кажется, что мы выбираем;Нет, мы все — листья в бездушном ветре!Но иногда называем мы минуты — раем,Так оценим подарок, пусть их всего две-три!

Alexander Chernykh

psychomedia.org

12. Влияние среды на развитие личности

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Социализация личности есть объективное явление, она многоаспектна, и поэтому изучается во многих науках. В педагогике как науке об образовании учитываются и используются все аспекты социализации для познания и оптимальной организации передачи социального опыта и духовных ценностей от поколения к поколению.

В процессе социального развития во внутреннем мире личности появляются новообразования – высшие психические функции, в составе которых знания об общественных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и общения, социальная активность.

В социализации различают культурную и социальную подсистемы. Информация о них расположена в зонах потенциального и ближайшего развития, поэтому успешность социализации существенно зависит от социального окружения школьника от тех людей, которые объяснят ему сущность общественной активности и отношений, нормы поведения.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя (домашняя) и дальняя (социальная) среда.

Характеристики социальной среды: общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.

Ближняя (домашняя) среда – семья, родственники, друзья. Эта среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Как правило, именно в семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья во многом определяет круг интересов ребенка и его потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. В семье закладываются нравственные и социальные качества.

Кризис семьи на современном этапе, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних.

В семье и школе в условиях, ограниченных бытовыми отношениями и познавательной деятельностью, осуществляется частичная социализация. Основные социальные новообразования появляются в трудовой и общественной деятельности.

Эффективно осваиваются социальные нормы поведения и культурные ценности под влиянием авторитетного взрослого. Социальное взаимодействие с ним ведет к интернационализации (присвоению) социального опыта путем актуализации (воспроизведения) культурных потребностей, желаний, сопровождаемых соображениями престижа, выгоды, необходимости повиновения.

Культура авторитета является донорской, культура подростка реципиентная (воспринимающая). Отношения подростка с авторитетным взрослым являются межличностной аккультурацией – взаимодействием двух индивидуальных культур, одна из которых более развита и авторитетна.

studfiles.net

Окружение и его влияние на наш Успех – Конструктор Успеха

Теория о том, что окружение формирует человека, является предметом многих жизненных дискуссий. Одни говорят, что всё имеющееся в человеке, его таланты или бесталанность заложены в нём с колыбели. Другие считают, что всё зависит от окружения человека, которое одаривает его или нет, и он не может стать лучше, если этого не позволяют условия.

Влияние окружения на человека

На мой взгляд, влияние окружения на человека очевидно. Представьте себе человека, мужчину или женщину, который постоянно пытается «свести концы с концами», оплачивая лишь часть своих долгов, покупая одежду в секонд хенде, старается на всем экономить, чтобы купить лишнюю банку тушенки. В конце концов, наступает день, когда человек обретя уверенность, решимость и смелость, говорит сам себе: «С этим покончено навсегда!» Такое решение изменить себя и свою жизнь будет непоколебимым, и такие люди начинают сами читать нужные и полезные для них книги, намечают правильные пути, начинают позитивно мыслить и искать для себя правильное место.

Представьте себе, каковы будут шансы на успех, если человек, несмотря на все свое воодушевление, решимость и предпринимаемые усилия в конце дня должен возвратиться домой к тем людям, которые раньше уже высказывали ему все свои негативные оценки, насмешки и преувеличенные сомнения. По всей видимости, всегда найдется какой-нибудь негативно настроенный шурин или зять, который обязательно язвительно скажет «Для такого неудачника, как ты, это, безусловно, неплохой спектакль! Желаю удачи!»

В результате только что обретенная им уверенность быстро уступает место прежним сомнениям, новые действия уступают дорогу старым страхам и опасениям. В итоге человек может однажды опять вернуться к такому типу мышления, которое и в моральном, и в финансовом плане заставит его опять опуститься на колени.

Неважно, как выглядит окружение человека, влияющее на его жизненные цели. Это могут быть родители, друзья, коллеги по работе. Главное, что влияние окружения на человека велико и наши цели, или наши намерения, формируются под влиянием среды, в которой мы живем. Мы попросту не можем позволить себе игнорировать оценки и цели окружающей нас среды. Какими бы неверными или даже дикими вначале не казались нам ее взгляды, в итоге мы соглашаемся с ними. Недаром русская пословица гласит: с волками жить, по-волчьи выть.

Влияние окружения на человека неизмеримо велико. По этому, неплохо было бы провести исследование на тему «Доля влияния дружбы на правильное развитие и рост личности».

Задайтесь вопросами:

  1. С какими людьми я провожу свое время? Среди каких людей я нахожусь?
  2. Как они поступают по отношению ко мне? Что они для меня делают?
  3. Является ли общение с ними полезным для меня? Мне это нравиться?

После того, как ответите на эти вопросы, оцените то время, которое Вы тратите с каждым из Ваших знакомых, является оно положительным и конструктивным или же наоборот? Если затрудняетесь ответить, то подумайте еще над такими вопросами:

  • Что эти люди посоветовали Вам прочесть или послушать?
  • Где они порекомендовали Вам побывать?
  • О чем заставили Вас задуматься?
  • Как повлияли они на Ваши разговоры, чувства и т.д.

Также есть еще один, «контрольный» вопрос: «Помогают мои знакомые двигаться, и расти в том направлении, которое я выбрал, поставив перед собой цель?»

После того, как Вы сделали такой мини-анализ своего окружения, возникнет следующий вопрос: «Что делать, если в моем окружении есть люди, которые действительно не способствуют моему росту и движению к цели?» Ответ очевиден – смена окружения.

Если мы хотим внести позитивные изменения в свою жизненную позицию, хотим повысить свои результаты и обрести счастье в жизни, то нам придется придерживаться очень жесткой и болезненной для нас дисциплины, которая потребует от нас начать с «прополки» сада нашей жизни, смены окружения, круга общения.

«Токсичные» люди из нашего круга общения, хотим мы того или нет, оказывают пагубное влияние на нашу самооценку и собственное мнение, подрывают нашу веру в себя, тормозят наше развитие и мешают нам достигать своих высоких целей. По этому, лучше просто поесть в одиночестве, чем участвовать в разговорах негативного характера. Лучше даже отменить встречу, чем встречаться с теми, кто просто-напросто крадет и тратит впустую ваше время. Лучше сменить тему, чем продолжать разговор, имеющий своей целью унизить или осудить кого-то. Лучше высказать всю неприятную и болезненную правду, чем продолжать говорить полуправду и кривить душой для того только, чтобы хорошо выглядеть со стороны. Лучше сказать «нет», чем «да» по отношению к тому делу, которое вы не хотите делать, или по отношению к тому человеку, с которым вам не хотелось бы иметь дела. Лучше проявить твердость, чем продолжать оставаться вежливым с теми, кто не заслуживает вашей вежливости.

Может оказаться так, что на 90% нужно будет отказаться от общения с Вашим окружением. С кем же тогда общаться? Для этого нужно расширять свое общение. Т.е. знакомиться и проводить больше времени с правильными людьми. А кто же эти правильные люди? Это зависит от Ваших целей и задач. На мой взгляд, это люди, которые задумываются над смыслом жизни, проживают каждую минуту с толком и расстановкой, постоянно совершенствуются лично и духовно.

Начните окружать себя людьми, которые стремятся к целям, подобным Вашим, а также теми, кто уже добился успеха в сферах, вдохновляющих и привлекающих Вас. Поступая таким образом, мы получаем новый круг общения, который помогает нам менять привычный ограниченный образ мышления, помогает разрушать старые модели поведения, и переводить свою жизнь на более высокий качественный уровень.

И в заключении следует заметить, что «истинные друзья» — это совсем необязательно те, кто имеет больше денег. Большое внимание при выборе следует обращать на их жизненную позицию, на их осведомленность и другие позитивные человеческие достоинства. Не все бедные люди действуют обедняюще на своих друзей, и не все богатые друзья смогут в чем-то обогатить нашу жизнь. Тщательно изучайте близких Вам людей, однако … не с точки зрения их банковских счетов или достижений. Изучив наших друзей, стоящих на разных ступенях финансовой лестницы, мы можем обнаружить, что с некоторыми из богатых, а также с некоторыми из бедных «друзей» мы не можем продолжать поддерживать отношения и должны расстаться с ними.

constructorus.ru

Влияние окружения: вы — тот, с кем вы общаетесь?

Окружение формирует личность человека или человек выбирает круг общения, отталкиваясь от заложенных в нем изначально черт характера?

Здесь есть 2 очевидных точки зрения:

  • таланты и характер заложены в человеке с рождения, выбирая людей, он стремится восполнить недостающие навыки либо найти поддержку;
  • сознание и поступки людей напрямую зависят от их окружения, под его влиянием может меняться личность человека, его предпочтения и свойства характера.

Некоторые считаю, что человек не сможет измениться в лучшую сторону, если окружающие люди его не поддерживают, а наоборот, порицают и высмеивают. Попробуем проанализировать разные ситуации и выяснить, насколько друзья, родственники, коллеги и даже соседи влияют на наше сознание и поведение. Иначе говоря, рассмотрим, насколько сильное влияние окружения на личность человека.

“Попытка встать с колен”

влияние окружения

Итак, представьте себе человека, это может быть женщина или мужчина, который считает каждую копейку, отказывает себе в дорогих покупках и постоянно занимает деньги у соседей. Но, приходит день, когда такой человек решает кардинально изменить свой уровень и образ жизни, забыв про старые привычки навсегда. Он увлекается своим внутренним миром, начинает читать литературу, в которой ищет полезные рекомендации. Учится смотреть на мир позитивно, ища во всех происходящих событиях только положительные стороны. В общем, решает построить жизнь не по привычным канонам, а по своим внутренним предпочтениям.

А теперь представьте, что такой человек каждый вечер вынужден встречаться с людьми, подрывающими его решительность. Они готовы высмеять его взгляды, желание измениться и начать жить на качественно новом уровне. Приобретенная уверенность, которая еще не была подкреплена реальными достижениями, к сожалению, уступит место сомнениям, страхам и опасениям. И человек, скорее всего, быстро вернется к прежнему образу и стилю жизни, опускаясь на колени. Получается, что влияние окружения на личность очевидно. 

Кто же действительно может повлиять на сознание человека? Это могут быть его самые близкие друзья, родители, коллеги, родственники, соседи, даже случайные прохожие. Наше окружение достаточно велико, и каждый человек оказывает воздействие на намерения и поступки. Разве может себе позволить один человек не обращать внимания на цели и игнорировать оценки со стороны окружающей среды? Даже если люди и осознают, что мнение и взгляды среды дикие и жестокие, а влияние окружения на личность разрушительно, часто со временем соглашаются с ними. 

Проанализируйте свое окружение: 8 вопросов себе

влияние окружения на человека

Среда оказывает огромное влияние на развитие, мысли и убеждения каждого из нас. Но, люди имеют право на гармоничное развитие и свой собственный личностный рост. Если вы не удовлетворены жизнью, попробуйте провести небольшой эксперимент. Ответьте на предложенные ниже вопросы, чтобы оценить влияние окружения на вашу жизнь:

  • 1. Какие люди окружают вас каждый день?
  • 2. На что окружающие готовы пойти, чтобы вы стали немного лучше и счастливее?
  • 3. Насколько общение с ними полезно и приносит ли оно вам удовольствие?

Как только вы найдете ответы на все вопросы, постарайтесь оценить количество времени, проведенное с каждый другом, членом семьи, коллегой. Оказывает ли такое общение положительное воздействие на развитие вашей личности? Если вы не можете ответить и однозначно оценить влияние вашего окружения на вас, то попробуйте подумать над следующими вопросами:

  • 4. Что близкие люди посоветовали вам посмотреть, прочесть или послушать?
  • 5. Какие места они посоветовали посетить?
  • 6. На какие мысли наводит общение с ними?
  • 7. Какие эмоции и чувства они вызывают?

И еще один, контрольный вопрос.

  • 8. Помогают ли окружающие вас люди развиваться и расти в выбранном вами направлении?

Ответы на эти вопросы позволяют провести небольшой анализ собственной жизни и с другой стороны посмотреть на влияние ближайшего окружения. Если вы стоите на месте, и никто не может вам помочь, а тем более, поддержать, то ответ очевиден. Задумайтесь над расширением или вовсе сменой круга общения, так как влияние ближайшего окружения на сегодняшний день разрушает вашу личность.

Смените окружение: кардинальные действия

влияние окружения на человека

Люди, которые вызывают у своих знакомых или близких, чувство страха, апатию или раздражение, называются ”токсичными”. Может быть, вы замечали, как после безобидного разговора с таким человеком у вас начинает болеть голова, портится настроение? Если да, то смело рвите с ним все возможные контакты. Лучше одному проводить свободное время, чем тратить его на негативные, разрушающие разговоры. Общаясь с такими друзьями, вы крадете время у себя самого. В этом случае лучше сразу сказать таким друзьям или коллегам ”нет”, чем общаться с ними, стараясь всегда оставаться вежливыми и внимательными персонами, тратя свою энергию и ресурсы на них. Не стоит недооценивать влияние социального окружения на ваше развитие. 

К сожалению, после проведенного анализа, может оказаться, что более половины всех ваших родственников, знакомых, коллег или друзей – ”токсичные” люди. Значит, пришло время расширить свой круг общения, уделив большее внимание тем людям, которые вдохновляют или мотивируют вас. Попробуйте познакомиться с новыми людьми, цели, стремление и желания которых будут совпадать с вашими. Они смогут помочь вам начать новую жизнь, полную приятных событий и долгожданных побед. Влияние социального окружения на вашу жизнь слишком велико, чтобы подходить к выбору круга общения необдуманно.

В заключение стоит отметить, что нельзя ассоциировать настоящих друзей с людьми, у которых много денег или с которыми вы проводите время на выходных. Обращайте внимание на цели и на жизненную позицию человека. Среди людей много интересных, целеустремленных личностей, способных поддержать вас в сложной ситуации. А среди даже «статусных» знакомых может так и не появиться ни одного человека, который не отвернется от вас при возникновении у вас проблемы. 

piter-trening.ru