1. Данные и информация. Основные операции с данными. Примеры данных и условия при которых они становятся информацией


Инф_орматика_ и ИКТ. 10кл._п. _ред. Мак_аровой Н._В._2009--256с

j

--г ··

1.1. Роль информации в жизни человека

13

телю информацию о наличии книг по запрошенной тематике в доступной и удобной для восприятия форме.

Достоверность информации

определяется ее свойством отра­ жать состояние реально сущест­ вующего объекта, процесса или явления. Недостоверная инфор­ мация может привести к непра­ вильному пониманию ситуации и, как следствие, к принятию не­ правильного решения.

Полнота (достаточность) ин­

формации означает, что она содер­ жит минимальный, но достаточ­ ный для принятия правильного

решения набор данных. О полноте информации можно говорить,

когда какая-либодополнительная информация об объекте будет уже избыточна. Понятие полноты информации связано с ее смы­ словым содержанием. Как неполная, так и избыточная инфор­ мация снижает эффективность решений, принимаемых человеком на ее основе. Таким образом, информация должна быть актуаль­ ной, доступной, достоверной и полной.

Рассмотрим несколько ситуаций, где чрезвычайно важно иметь полную и достоверную информацию.

+Иногда бывает, что при разговоре по

телефону шум мешает услышать со­ беседника. Из-заэтого информация не всегда воспринимается точно и слова

собеседника могут быть неправильно поняты и истолкованы.

+Предположим, вы отправляете теле­

грамму с информацией о дате приез­ да гостя, которого надо встретить на вокзале. Если при передаче телеграм­ мы будет допущена ошибка в дате приезда, это приведет к неприятным последствиям.

14

Глава 1. Информация и информационные процессы

+Если человек сел за руль автомобиля, не зная, как им управ­

лять, то вряд ли он далеко уедет. В этом случае можно сказать, что этот человек имеет неполную информацию для управле­ ния автомобилем.

Адекватность информации - это соответствие образа, созда­

ваемого с помощью полученной информации (информационной модели), реальному объекту, процессу или явлению. В реальной жизни вряд ли возможна ситуация, когда существует полная адекватность информации. Всегда присутствует большая или меньшая степень неопределенности. Степень адекватности ин­ формации реальному состоянию объекта тоже влияет на пра­ вильность решений, принятых человеком.

Рассмотрим такую ситуацию.

Вы успешно закончили школу

и хотите продолжить образование по экономическому направлению. Поговорив с друзьями, вы узнаете, что подобную подготовку можно получить в разных вузах. В ре­ зультате таких бесед вы получае­ те весьма разноречивые сведения,

которые не позволяют вам при-

нять решение в пользу того или иного варианта, то есть полученная информация не адекватна ре­ альному состоянию дел. Для того чтобы получить более достовер­ ные сведения, вы покупаете (сСправочник для поступающих в вузы• , из которого получаете исчерпывающую информацию.

В этом случае можно говорить, что информация, полученная

вами из справочника, адекватно отражает направления обучения в вузах и помогает вам определиться с окончательным выбором.

Репрезентативность информации связана с правильностью ее

отбора и формирования для адекватного отражения свойств объ­ екта. Непременным условием определения свойства репрезента­ тивности информации является поступление похожей информа­ ции из разных источников. Понятно, что полного совпадения по всем источникам информации никогда не будет. Однако если все сделано правильно, то полученная информация будет отражать самые важные характеристики объекта.

Глава 1. Информация и информационные процессы

ку источником информации о земной поверхности. Она также является важным инструментом для исследования в различных областях. Такие задачи, как соотнесение с реальной местностью и координирование строительных работ, решаются с помощью карт. Поэтому здесь жизненно важна адекватность информации, содержащейся в картах, реальной местности. Сейчас создаются геоинформационные системы - живые карты на компьютере.

В них обрабатывается и щая со спутников. Такие

анализируется информация, поступаю­ системы позволяют решать нетрадици­

онные задачи:

+прогнозировать объем продаж и потенциал рынка, так как

могут отображать демографические данные и информацию

о расположении магазинов, ассортименте товара;

+анализировать последствия экологических аварий и выбирать

оптимальные решения для их ликвидации;

+строить модели г дрографической сети и определять участки

затоплений;

+строить модели рельефов поверхности Земли.

мации,

которая недоступна тем,

кто

языка.

 

 

Все карты (сописа­ ны• специальным язы­

ком,

который понятен

лишь специалисту. Это

означает,

что

данная

информация

доступна

не всем.

Каждый сим­

вол

для

специалиста

несет

большой объем

достоверной, объективной и понятной инфор­ не знает используемого

В современных •космических технологиях• решающую роль

играет информация, полученная с помощью различных при­ боров. Например, расположение станции относительно Солнца важно для работы солнечных батарей. Малейшая неточность -

и космический корабль лишится энергии. Такая информация должна быть актуальной, достоверной и полной.

1 . 1. Роль информации в жизни человека

17

Контрольные вопросы и задания

 

Задания

1.Приведите примеры данных и условия, при которых они ста­

новятся информацией.

2.Приведите примеры, иллюстрирующие отличие информации

от данных.

3.Приведите примеры одной и той же информации, представ­ ленной в разных формах.

4.Приведите примеры специальной информации, с которой вы встречаетесь на уроках в школе.

5.Приведите примеры актуальной и достоверной информации, используемой в повседневной жизни.

&.Приведите примеры доступности информации при отсутствии ее полноты.

7.Приведите примеры адекватной информации.

8.Приведите примеры, когда к инфор ации применимо поня­ тие репрезентативности.

9.Приведите примеры информации, для которой не все рассмот­ ренные в теме свойства выполняются.

Контрольные вопросы

1.Что такое информация?

2.Что такое данные?

3.В чем проявляется различие между информацией и данными?

4.Какую роль играет информация в жизни человека?

5.Какими свойствами обладает информация? Дайте характери­

стику каждому свойству.

&. Всегда ли информации должны быть присущи приведенные в теме свойства? Приведите примеры.

7. Зависят ли свойства информации от человека, ее получаю-

щего?

-

 

8. Какие виды информации вы знаете? Приведите примеры.

18

Глава 1.

ор

мация и информационные процессы

 

Инф

1.2. Информационный процесс

Изучив эту тему, вы узнаете:

,11• что такое процесс и информационный процесс;

·11• где может существовать информационный процесс.

Человек постоянно участвует в разнообразных процессах дома, на работе, на улице, в общественных местах. Под процессом по­ нимают ход, развитие какого-нибудьявления, последователь­ ную смену состояния объекта.

Одни процессы характерны для общества, другие - для жи­ вой природы. В одних ситуациях человек активно участвует в процессе: например, школьник в процессе обучения, водитель -

при управлении автомобилем, рабочий - при строительстве дома и т. д. В других случаях он пассивен и занимает позицию наблюдателя: напри.мер, во время грозы, во время экскурсии, на просмотре спектакля, у экрана телевизора.

Особую роль среди всего существующего разнообразия про­ цессов занимает процесс, называемый информационным.

Информационный процесс - это процесс сбора (приема), переда­

чи (обмена), хранения, обработки (преобразования) информации.

Информационные процессы протекают в человеческом обще­ стве, в растительном и животном мире. С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают ее и на основании своего опыта, имеющихся зна­ ний, интуиции принимают опреде­

ленные решения. Эти решения

u

воплощаются в реальные деиствия, которые воздействуют на окружаю­ щий мир.

Информационные процессы свойственны растительному. и животному миру. Почему осенью листья опадают, весь растительный мир засыпает на время холодов? Поче­ му с приходом весны листья появ-

1.2. Информационный процесс

 

19

 

 

 

ляются

опять, вырастает

 

 

трава, распускаются цветы?

 

 

Почему · определенные виды

...

+-------------·

растений зацветают в одно и

то же время года? Это тоже

-------------

11

результат

информационных

n lс;п

процессов. Клетка любого

растения

воспринимает из-

 

 

менения внешней среды (температуры, влажности, продолжи­ тельности светового дня) и соответствующим образом реагирует на них.

Аналогичные, но уже более сложные процессы происходят и в животном мире. Реакцию животного на поступающую инфор­ мацию определяет степень развития мозга. Так, для собаки и ежа, которые живут в квартире у одного хозяина, одно и то же событие может нести разную информацию, а значит, они по-раз­ному воспринимают происходящие вокруг них информационные процессы. Например, звонок в дверь для собаки является сигна­ лом о появлении человека, а для ежа он не значит ничего, то есть не несет никакой информации. С другой стороны, прикос­ новение руки для ежа служит сигналом опасности - он свора­ чивается в шар, а собака реагирует на прикосновение как на ласку.

Можно продолжить перечень подобных информационных процессов в животном мире. Попробуйте это сделать самостоя­ тельно. Вам станет ясно, что· в человеческом обществе, в рас­ тительном и животном мире постоянно протекает множество информационных процессов, в которых люди, животные и рас­ тения участвуют в соответствии со своими возможностями. Это отличает живую природу от не­ живой: у неживой природы от­ сутствуют органы восприятия и обработки сигналов. В нежи­

вой природе изменения могут происходить только в результа­ те прямого физического или

химического воздействия, а не информационных процессов.

20

Глава 1. Информация и информационные процессы

 

В середине ХХ века многократно увеличилась интенсивность информационных процессов. Лавинообразный поток информа­ ции, хлынувший на человека, уже не воспринимается в полном объеме; ориентироваться в нем становится все труднее и труд­ нее. Подчас оказывается проще создать новый материальный

или интеллектуальный продукт, нежели разыскать сделанный ранее аналог. Для более эффективного участия в информацион­ ных процессах человек создавал и создает различные устройст­ ва, которые помогают ему воспринимать, преобразовывать, хра­ нить и использовать информацию.

Контрольные вопросы и задания

Задания

1. Приведите примеры информационных процессов в школе.

2.Приведите прим ры информационных процессов, происходя­ щих в вашей семье.

3.Приведите примеры информационных процессов в магазине, в театре и других общественных местах.

4.Сравните информационные процессы для животного и расти­

тельного мира на примерах.

Контрольные вопросы

1.Что такое процесс? Приведите примеры.

2.Что такое информационный процесс? Приведите примеры.

3.В каких областях деятельности человека преобладают инфор­ мационные процессы?

4.Что общего между информационными процессами для чело­ веческого, животного и растительного мира?

5.В чем состоит проблема, связанная с информационными про­

цессами?

1.3. Информационная модель объекта

21

1.3. Информационная модель

.объекта

Изучив эту тему, вы узнаете и повторите:

11• что такое модель объекта и зачем она создается;

11• какую роль играет информация при создании модели;

11• что такое информационная модель;

11• что такое адекватность информационной модели.

Роль цепи при разработке информационной модели объекта

Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует собст­

венное представление о нем. Одним из способов познания явля­

ется создание и исследование модели реального объекта, процес­ са или природного явления. При построении и исследовании модели принято вводить обобщенное понятие объект исследова­ ния (оригинал, прототип), понимая под этим любой материаль­

ный или нематериальный объект (процесс), а также природное явление.

Под моделью понимают материальный или мысленно пред­ ставляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригиналтак, что его изучение дает новые знания обобъекте-оригинале.Модель выступает как своеобразный инстру­ мент познания, который исследователь ставит между собой и объектом исследования и с по­ мощью которого изучает интересующий его

объект. Процесс моделирования представляет

собой циклический процесс, в результате ко­ торого можно неоднократно изменять саму модель, постоянно совершенствуя и уточняя ее.

При создании модели важным этапом яв­

ляется сбор информации об объекте в том объ­

еме, который требует поставленная цель по­

строения модели. Без такой информации

разработка модели невозможна.

studfiles.net

2.1.1 Данные и информация

Информация - факты, события, вещи, процессы, идеи, понятия или иные касающиеся объектов знания, которые имеет особое значение в определенном контексте.

В организации необходимую информацию в основном сохраняют в документах (в цифровой форме или на бумажном носителе), а данные, главным образом, в базах данных.

Информация может быть определена как сообщение, которое выступает в виде документа или коммуникации в аудиовизуальной форме. Как и у каждого сообщения, так и у информации имеются отправитель и получатель. Задача информации - влиять на суждение и поведение получателя. В отличие от данных у информации имеются смысл, значимость и назначение. Данные становятся информацией, если их создатель добавляет к ним смысл. Важно отметить, что ИТ помогает превращать данные в информацию, а также добавлять им смысловую ценность. Тем не менее, ИТ не помогает в создании контекста (категории, калькуляции, формы) - все это создают люди.

Данными (data) называют формализованный способ представления информации в понятной для человека и / или машины форме (отформатированной специальным образом), которую можно использовать для общения, трактовки, сохранения или обработки.

Данные являются детальными, объективными фактами событий. Все организации нуждаются в данных, и большинство сфер деятельности основано на них (данных). Эффективное управление данными - это одно из важнейших критериев успеха, в противоположность этому, большой объем данных, безусловно, еще не является критерием успеха.

Нет возможности автоматически вывести правильные решения на основе большого набора данных объективно по двум причинам.

Во-первых, слишком большой объем данных делает данные трудными для идентификации и для осмысления их значения. Во-вторых (это также главная причина), у данных по своей сути нет значения. Данные характеризуют или описывают только произошедшее, они не включают ни оценок, ни вдохновения. Для организации данные все же очень значимы, поскольку на их основе создают информацию.

Элементом данных называют в данном контексте (связанным с содержанием) неделимую единицу данных.

Каждое программное приложение управляет и манипулирует данными, которые можно интерпретировать как внутренние переменные данных обработки, либо как оригинальные и соответствующие некие объекты(«data» на латинском языке и «données» на французском языке), эти данные являются элементами информации, которыми обмениваются с пользователями или внешними системами.

Задачи типологии данных сгруппированы в соответствии с происхождением источника / канала (ввод) и пункта назначения (вывод), и мы можем в идеальном случае каталогизировать (занести) программные системы приложений в пять категорий:

  1. («внутренние» данные) алгоритмическая обработка
  2. автоматизация и управление (ввод / вывод (I/O), с преобразователя / датчика и на преобразователь / датчик)
  3. интерфейс «человек-машина» (I/O от пользователя к пользователю)
  4. передача / перенос данных (I/O из сети обработки в сеть обработки)
  5. передающие системы и банки данных (I/O из системы непрерывного хранения данных в систему непрерывного хранения данных).

База данных

База данных (database) - совокупность взаимосвязанных и систематизированных данных. В самом элементарном смысле под базой данных понимают набор данных, которые в дополнение к самим данным содержит в себе также описание структуры данных - вместе с данными хранится также их описание. Можно сказать по-другому: база данных представляет собой совокупность данных вместе с описывающими эти данные метаданными (структуры данных). На самом элементарном уровне описание данных содержит описания таблиц (в которых хранят данные) и описания межтабличных связей.

Современные системы баз данных хранят в дополнение к описанию данных, также и обрабатывающие процедуры и правила запуска этих процедур (триггеры (triggers) и планировщики (schedulers)), в базах данных.

В более широком смысле под базами данных не следует понимать только электронные базы данных, которые реализованы в компьютерных системах. Базы данных существовали задолго до того момента, когда их начали реализовывать в компьютерных системах. Произвольные картотеки являются базами данных независимо от того, какой носитель данных используется в этой картотеке (карта картотеки, каменная доска, перфолента, перфокарта и пр.).

В пределах одной и той же базы данных находящиеся в базе данных описания данных и данные должны всегда интерпретироваться одинаково - они должны храниться в физической структуре с определенным заданным строением.

В электронном смысле база данных является компьютерной программой, которая позволяет хранить данные и отображать их пользователю (-лям) в желаемом формате. В базах данных хранят информацию об определенных объектах. Наиболее распространенная реляционная база данных состоит из нескольких таблиц. В одной таблице обычно хранят собранные данные объектов одной определенной категории (рабочий станок, автомобиль, личность, работник) .

Примеры баз данных:

  • база данных историй болезней в больнице
  • каталог книг в библиотеке
  • база данных регистраций браков и разводов в ведомстве записи актов гражданского состояния (загсе) и т.д.

Начало развития электронных систем баз данных

Основным стимулом к созданию электронных базы данных (сначала, конечно, картотек) явились три вещи (в данном порядке) - создание компьютера с современной структурой, создание постоянной памяти, базирующейся на магнитных свойствах вещества и создание систем произвольного доступа записи-чтения данных (непоследовательных). Здесь, конечно, нельзя оставить без упоминания то, что важным катализатором явилось то, что к этому времени был создан ряд стратегически важным картотек, чье обслуживание на старых и структурных платформах начало превосходить имеющиеся силы.

Изрядный объём исследований по созданию первого поколения современных компьютеров (1945-1956) принадлежит периоду Второй мировой войны, когда страны пытались при помощи компьютеров достичь стратегического превосходства - усилия, предпринятые во время войны, вылились сразу после войны в создание компьютеров нового поколения. Основные идеи, воплощенные в них, определили тенденции компьютерного развития на следующие сорок лет (EDVAC - Университет штата Пенсильвания (University of Pennsylvania) в 1945 году, EDSAC - Кембриджский университет (Cambridge University) в 1949 году, UNIVAC I -Remington Rand, 1951). Было введено два основных принципиальных изменения. Во-первых, в компьютерной архитектуре описали понятие центрального процессорного устройства (процессора), который позволил компьютеру управлять единым потоком данных. Во-вторых, как исполнимые программы, так и программы для управления и обработки необходимых данных начали хранить в одной и той же памяти. Все это заложило основы для коммерческого производства компьютеров.

В 1945 году был создан новый носитель данных, магнитная лента, которая понемногу стала заменять перфокарты и перфоленты. Это был первый носитель данных, который предоставлял возможность поиска данных. Однако этот механизм поиска еще не был достаточно совершенным, поскольку возможным был только последовательный поиск. Существенное значение имело, однако, то, что «объем сохраняемых данных на единицу площади» рос неизмеримо быстро, в результате чего, и для множества лент, параллельно находящихся в работе с фрагментацией данных, смогли обеспечить уже достаточную оперативность при поиске.

До создания первых современных систем баз данных оставалось еще примерно пару лет, когда Уильям. C. Макги (William. C. McGee) в 1959 году опубликовал свою статью «Generalization: Key to Successful Electronic Data Processing» в журнале Journal of the ACM (Volume 6, Number 1, January 1959 стр. 1-23, ACM - Association for Computing Machinery). Хотя, конечно, в статье еще не предлагались положения обобщения конкретных данных, а ограничились лишь обще-концептуальной философией, это был первый путевой указатель, показывающий направление в развитии современных принципов моделирования данных.

В том же 1959 году IBM представила свою систему на жестких магнитных дисках Ramac (Random Access Method of Accounting and Control) модель 305, которая является первой системой на жестких магнитных дисках и состоит из 50 дисков с диаметром около 60 см, на обе стороны которых можно сохранять информацию. С плотностью записи информации - 2000 бит на квадратный дюйм с общим объемом 5 МБ. Значительным переворотом здесь были все же первое применение режимов чтения / записи при произвольном доступе к данным и немалая скорость записи / чтения данных.

В 1961 году корпорация General Electric разработала систему управления базами данных IDS (Integrated Data Store), которая считается первой электронной системой управления базами данных. Руководителем проекта был Чарльз Бахман (Charles Bachman). Здесь, конечно, еще нельзя говорить о системе управления базами данных в современном понимании, поскольку большинство функций базы данных кодировались вручную, в качестве базы данных рассматривался один единственный файл, и она работала только на компьютерах General Electric Co. и разрешала конкретные потребности только этой компании. Это стало стимулом для созыва группы CODASYL (Conference on Data Systems Languages), которая состояла из добровольцев и чьей целью были эффективный анализ систем баз данных, проектирование, и внедрения и разработка прикладных средств и методик. Группа была создана в 1959 году и работала вплоть до 1985 года. В качестве основной задачи группы было определено создание стандартного, используемого на разных компьютерах языка программирования. Этим языком программирования стал COBOL и в этих рамках сформулировали также основные концепции сетевой модели данных.

В 1968 году корпорация IBM вышла со своей концепцией IMS (Information Management System), которая сформулировала основы иерархических моделей данных. И сразу следом (в 1969) выпустила усовершенствование той же модели (IDM DB / DC), в которой описывается метод построения сетевого представления иерархической модели. Оба решения были предназначены для использования на мэйнфреймах IBM System/360.

До этого момента все базы данных использовались под управлением одного процесса. В конце 70-х годов прошлого столетия IBM вместе с American Airlines создали систему SABRE, в которой через коммуникационную сеть доступ к данным получили одновременно уже много пользователей.

Несмотря на довольно бурное создание различных баз данных в конце 70-х годов прошлого столетия, еще не появилась отдельностоящая система баз данных, продаваемая на коммерческой основе. Положила начало этому опять-таки компания IBM, что явилось ее немалой заслугой. В 1970 году исследователь IBM Эдгар Ф. Кодд (Edgar F. Codd) предложил модель реляционной базы данных, где данные хранятся в таблицах, между которыми строятся отношения. IMS модели дополнили принципами реляционной модели данных и на этой основе разработали систему баз данных SYSTEM/R, которую продавали вместе с мейнфреймами IBM вплоть до 1980 года. Опубликованную информацию о системе IBM SYSTEM/R ученые Калифорнийского университета Майкл Стоунбрейкер (Michael Stonebraker) и Евген Вонг (Eugene Wong) взяли за основу в своей исследовательской работе и разработческой деятельности. В результате этих разработок они создали свою систему баз данных, которой дали название Ingres и у которой были все необходимые для коммерциализации существенные свойства. В конце концов, этот продукт был коммерциализирован компаниями Oracle Corp. и Ingres Corp.

Стоит отметить также событие 1979 года, которое ознаменовало рождение тенденции и одного восходящего продукта. Во время 70-х годов были разработаны несколько различных языки запросов - SQUARE, SEQUEL, QBE, QEL и т.д. В 1979 году компания Oracle вывела ​​на рынок первую коммерческую систему баз данных, которая использовала в качестве языка манипулирования данными язык SQL (вариант стандарта Oracle Corp. SEQUEL). Восходящим продуктом стал Oracle DBMS и восходящей тенденцией - язык SQL.

В конце 60-х начала развиваться еще одна группа систем, которые в настоящее время являются компонентами раздельного использования больших баз данных. Первоначально называли их системами поддержки принятия решений (DSS - Decision Supporting System). Их основной целью было упрощение обработки данных и более эффективное использование в поддержке принятия решений. По сути, это была деятельность, связанная с разработкой инструментальных аналитических средств обработки данных. Такие подсистемы создавались, конечно, в течение всех 70-х годов прошлого столетия, однако первое коммерческое решении поспело только-только к 1970 году. Таковой стала система EXPRESS.

Базы данных и персональные компьютеры

К началу 80-х годов прошлого века была создана базовая платформа для моделирования данных и развития систем баз данных, и казалось, что никаких особых подвижек в том или ином направлении не должно уже произойти. Однако эту ситуацию нарушил выход на рынок персональных компьютеров. Вскоре создали первую реляционную систему баз данных DBase, созданную для персонального компьютера. Вслед за DBase стремительно последовали DBase II, Paradox, Fox, FoxPro, DBase III, Dbase IV и пр. Это критически изменило ситуацию - базы данных стали доступны большему количеству пользователей, так и методики и инструменты моделирования данных стали доступными для многих. Следом приступили к разработке новых и более удобных пользовательских интерфейсов.

Через некоторое время добавились средства создания локальных сетей -

аппаратное обеспечение и программное обеспечение. Свой прыжок сделали и системы баз данных - ко всем жизнеспособным системам баз данных добавили свойства одновременного использования данных многими пользователями. Это оказалось не так-то просто сделать, как поначалу казалось - стали возникать конфликтные ситуации между одновременными пользователями данных, и это обусловило развитие совместного использования данных и теории блокировок.

В 1985 году был опубликован первоначальный стандарт языка SQL - языка, который корпорация Oracle Corp. ввела в качестве языка манипулирования данными для своей системы баз данных, который между тем проходил процесс стандартизации и предоставлялся для использования в большом количестве продуктов. На сегодняшний день утвержденный стандарт перетерпел многократные изменения.

1985 год был интересным годом во многих отношениях. В дополнение к представлению первого стандарта языка SQL в этом же году внедрили также первую систему бизнес-аналитики (business intelligence). Компания Metaphor Computer Systems Inc. изготовила для Procter & Gamble Co. систему, которая сочетает в себе анализ информации о продажах и информации по надзору за рынком. В этот же самый год Pilot Software Inc. начала продажу системы Command Center - на рынок вышла первая система с архитектурой клиент / сервер. В связи с этим начали сразу развиваться теории баз данных с распределенной (distributed) структурой, затем теории, разбирающие репликацию данных, и теории и системы поддержки. К сожалению, еще до сегодняшнего дня не создано до конца корректно действующих систем репликации данных, которые удовлетворяли бы всем требованиям использования.

В конце 80-х годов произошел значительный переворот в архитектуре систем баз данных. Созданная тогда архитектура с незначительными изменениями сохранилась и до сегодняшнего момента. Название этой архитектуры - клиент / сервер (client/server). Если до сих пор системы управления базами данных обращались к находящейся в компьютерной сети базе данных или к сетевому диску, то теперь общение с базой данных стало на основе сообщений. В этой архитектуре имеются две стороны - клиент, т.е. прикладная программа и мотор (движок) сервера базы данных (исполнительная программы сервера базы данных). Клиент отправляет сообщение запроса на сервер, а сервер, в свою очередь, передает в ответ свое сообщение или серию сообщений. Таким ответом может быть просто сообщение о том, закончилось ли выполнение запроса успешно или нет (в последнем случае возвращается номер и описание сообщения об ошибке) или же заказанные (запрашиваемые) приказом (запросом) данные.

С этого момента стабильное развитие технических средств происходило без существенных скачков. Совершенствовались технические возможности, аппаратное обеспечение стало быстрее, алгоритмы обработки данных и методы оптимизировались и усовершенствовались.

Программы базы данных подразделятся на:

  • плоские базы данных (иерархические базы данных), где данные выстраиваются в древовидную структуру, т.е. находящиеся ниже данные связаны с верхними и добраться до них можно только через верхние данные
  • реляционные базы данных, где объекты (единицы) данных объединены между собой отношениями (связями). Эти отношения представляются, в основном, таблицами, причем в столбцах отображаются поля данных (например, личный идентификационный код, имя, фамилия, образование, семейное положение и т.д.) и в строках - объекты данных, т.e. записи (например, персональные данные работника).

В дополнение к вышеупомянутым широко распространенным программам используются в очень большом количестве программное обеспечение, созданное для профессионального применения (для врачей, архитекторов, юристов, бухгалтеров и т.д.), которое можно сразу же использовать без дополнительной настройки. Это программное обеспечение именуют также вертикальным программным обеспечением. Их главное отличие от стандартных программ заключается в том, что они производятся в относительно небольших количествах и их цена многократно превышает цену широкораспространенных программ. Часто они написаны с использованием программных средств реляционных баз данных.

Если имеются всего 2..3 друга, то мы сможем запомнить их телефонные номера и адреса. Если же имеются несколько тысяч друзей и знакомых, то для запоминания их имен и телефонных номеров не хватит памяти и мобильного телефона. Что в таком случае предпринять?

Можно было бы записать все их в какую-нибудь управляемую компьютером программу. Но какой должна быть такая программа, чтобы дать возможность быстро найти необходимого человека и сразу же показать номер его телефона?

Здесь на помощь приходит приложение баз данных, которое позволяет размещать такой объем данных, а также проводить быстрый поиск по любому критерию.

www.e-ope.ee

1. Данные и информация. Основные операции с данными

Данные - это совокупность сведений, зафиксированных на определенном носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию.

Информация - это результат преобразования и анализа данных. Отличие информации от данных состоит в том, что данные - это фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях, а информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач. Например, в базах данных хранятся различные данные, а по определенному запросу система управления базой данных выдает требуемую информацию.

Операции с данными

В ходе информационного процесса данные преобразуются из одного вида в другой. По мере развития НТП и общего усложнения связей в человеческом обществе трудозатраты на обработку данных неуклонно возрастают (постоянное усложнение условий управления производством и обществом + быстрые темпы появления и внедрения новых носителей/хранителей данных – увеличение объёма данных).

1. Сбор – накопление данных с целью обеспечения достаточной полноты информации для принятия решения;

2. Формализация – приведение данных, поступающих из разных источников, к одинаковой форме, чтобы сделать их сопоставимыми между собой, то есть повысить их уровень доступности;

3. Фильтрация – отсеивание «лишних» данных, в которых нет необходимости для принятия решений; при этом должен уменьшаться уровень «шума», а достоверность и адекватность данных должны возрастать;

4. Сортировка – упорядочение данных по заданному признаку с целью удобства использования; повышает доступность информации;

5. Группировка – объединение данных по заданному признаку с целью повышения удобства использования; повышает доступность информации;

6. Архивация – организация хранения данных в удобной и легкодоступной форме; служит для снижения экономических затрат на хранение данных и повышает общую надежность информационного процесса в целом;

7. Защита – комплекс мер, направленных на предотвращение утраты, воспроизведение и модификации данных;

8. Транспортировка – прием и передача (доставка и поставка) данных между удаленными участниками информационного процесса; при этом источник данных в информатике принято называть сервером, а потребителя – клиентом;

9. Преобразование – перевод данных из одной формы в другую или из одной структуры в другую. Пример: изменение типа носителя; книги – бумага, электронная форма, микрофотоплёнка. Необходимость в многократном преобразовании данных возникает также при их транспортировке, особенно если она осуществляется средствами, не предназначенными для транспортировки данного вида данных.

2. Связь понятий «информация, данные, знания». Модель dikw

Универсальных опеределений нет.

Зна́ние — в теории искусственного интеллекта и экспертных систем — совокупность информации и правил вывода (у индивидуума, общества или системы ИИ) о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования их для принятия решений. Главное отличие знаний от данных состоит в их структурности и активности, появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений.

Данные - это совокупность сведений, зафиксированных на определенном носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию.

Информация - это результат преобразования и анализа данных. Отличие информации от данных состоит в том, что данные - это фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях, а информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач. Например, в базах данных хранятся различные данные, а по определенному запросу система управления базой данных выдает требуемую информацию.

Для решения задачи данные обрабатываются на основании имеющихся знаний, информация анализируется с помощью знаний. На основе анализа предлагаются варианты решения, принимвается лучшее, пополняет знания.

Принятия решений осуществляются на основе полученной информации и имеющихся знаний. Принятие решений – это выбор наилучшего в некотором смысле варианта решения из множества допустимых на основании имеющейся информации.

DIKW (англ. data, information, knowledge, wisdom — данные, информация, знания, мудрость) — информационная иерархия, где каждый уровень добавляет определённые свойства к предыдущему уровню.

Сама модель ведет свои истоки от работ философа Мортимера Адлера, однако впервые в приложении к теории управления знаниями она была формализована Николя Анри. В качестве дополнения в 1989 г. Расселом Акоффом было предложено расширение этой модели слоем «understanding» (понимание): понимание требует анализа и предопределения, благодаря чему оно помещено между знанием и мудростью. Относительно временного распределения слоев он указывает на краткость жизненного цикла информации по сравнению с жизненным циклом знания; понимание считается непостоянным, а мудрость принимается за константу

В основании находится уровень данных.

Информация добавляет контекст.

Знание добавляет «как» (механизм использования)

Мудрость добавляет «когда» (условия использования)

studfiles.net

Информация и данные — урок. Информатика, 10 класс.

Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события, принять обдуманное решение, найти наиболее удачный вариант своих действий. Интуитивно мы понимаем, что информация — это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж знаний.

 

Информация также является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объёмом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными.

 

Информация является общенаучной категорией. Существует множество определений этого термина, но в обыденной жизни информацию отождествляют с такими понятиями, как сообщение, сведения, знания.

 

Информация позволяет человеку снизить уровень неопределённости знания о сути какого-либо объекта: предмета, явления или процесса. В результате обмена сведениями об определённом объекте у каждого из участников обмена формируется более полное представление о рассматриваемом предмете, повышается их уровень осведомлённости и, соответственно, понижается уровень неопределённости знаний, касающихся этого объекта. Поэтому информацию также определяют как меру устранения неопределённости знаний об объекте.

Информация — это сведения об объектах и явлениях окружающего мира, уменьшающие степень неопределённости знаний об этих объектах или явлениях.

Информация не существует сама по себе. Всегда имеется источник, который производит информацию, и приемник, который её воспринимает.

 

В роли источника или приемника может быть любой объект материального мира: человек, устройство, животное, растение. То есть информация всегда предназначена конкретному объекту.

Источник информации — это объект, порождающий информацию и представляющий её в виде сообщения.

Приемник информации — это объект, принимающий сообщение и способный правильно его интерпретировать.

Человек получает информацию из разных источников: когда читает или слушает радио, смотрит телепередачу или разглядывает картину в музее, дотрагивается до предмета или пробует на вкус какую-нибудь еду. При этом одну и ту же информацию каждый человек может воспринимать по-разному.

 

Информация несёт человеку знания об окружающем мире, многообразие которого и порождает её различные виды. Так, например, существует информация для узкого круга людей, специализирующихся в определенной научной области: химии, биологии, математике, физике, информатике, литературе. Такую информацию называют научной. В каждой научной области используется специализированный язык, для понимания которого требуются определённые знания и специальное обучение.

 

Для человека также важную роль играют средства массовой информации: радио, телевидение, газеты и журналы. Они распространяют общественно-политическую, научно-популярную, культурологическую информацию. С их помощью люди узнают о событиях в мире, науке и искусстве.

С понятием «информация» тесно связано понятие «данные».

Данные — это «сырьё» для получения информации.

Одни и те же данные могут нести разным людям разную информацию. Так, книга математического содержания может дать много полезной информации математику, а для специалиста в другой области знаний, например, для биолога или филолога, она окажется непонятной, и поэтому всё представленное в ней будет восприниматься только как совокупность данных (в виде теорем, формул, доказательств), которые никакой информации этим специалистам не несут.

 

Одна и та же телевизионная передача кому-то даст новую информацию к размышлению, потому что заинтересует его, а другой воспримет всё, что в ней рассказано, только как набор мало значащих для него сведений (данных).

 

Данные могут фиксироваться и храниться на каком-либо материальном носителе: бумаге, компакт-диске, магнитном диске.

Следовательно, данные могут обрабатываться с помощью различных технических устройств.

Они могут быть преобразованы в другую форму представления, сгруппированы, отсортированы и т.д.

Так, например, сведения об учениках школы могут храниться в компьютере на жёстком диске в виде базы данных.

Возможны любые варианты обработки этих данных, например, их можно сгруппировать по классам или отсортировать в алфавитном порядке.

Данные — это совокупность сведений, зафиксированных на определённом носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию.

Носитель информации — это любой материальный объект, используемый для записи и хранения на нём информации.

Данные превращаются в информацию только тогда, когда ими заинтересуется человек. Человек извлекает информацию из данных, оценивает, анализирует её и по результатам анализа принимает то или иное решение.

 

Если в базе данных, описанной выше, сделать любую операцию обработки по желанию человека, то результат обработки будет нести в себе определённую информацию.

Например, директор школы может получить информацию из такой базы данных о том, кто из учеников живет на улице Счастливой, сколько девочек по имени Надежда учится в школе или кто из учеников в течение четверти ни разу не получил ни одной тройки.

 

Таким образом, если существует возможность использовать данные для уменьшения неопределенности знаний о каком-либо предмете, то данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные.

 

Информацию можно измерять. Мера измерения содержательности информации связана с изменением степени неосведомленности получателя и основана на методах теории информации, которые не изучаются в школе.

 

Более понятным и, следовательно, более распространённым методом является подход, связанный с измерением объема данных в сообщении. Это особенно важно при разработке технических систем.

Так, например, при проектировании и эксплуатации систем связи важно наличие устройств, передающих наибольший объём данных за наименьшее время. Как известно, в памяти компьютера информация представляется в форме данных. В этом случае объём информации измеряется количеством двоичных разрядов (битов), содержащихся в этом сообщении.

 

На протяжении тысячелетий своего существования человечество накопило огромные запасы информации, которые продолжают увеличиваться. В наши дни объём информации удваивается каждые два года. От умения человека правильно понимать и обрабатывать информацию во многом зависят его способности к познанию окружающего мира.

www.yaklass.ru

Информация, знания и данные - отношения между ними

Понятие «информация» достаточно широко используется в обычной жизни современного человека. Значение информации в жизни общества стремительно растет, меняются методы работы с информацией, расширяются сферы применения информационных технологий. Динамизм информатики как науки отражается и в постоянном появлении новых определений и толкований основного понятия информатики - информации.

Информация

Наиболее часто термин «информация» употребляется в его исходном значении (от латинского слова informatio) - это сведения, сообщения о каком-либо событии, деятельности и так далее. При этом в различных областях знаний могут вводиться разные определения этого понятия.

Информация в кибернетических системах - основа функционирования самоуправляемых систем (технических, биологических, социальных), и она рассматривается как обозначение содержания сигнала, полученного системой из окружающего мира в процессе взаимодействия системы с ним (Н. Винер).

Объединяющим (по крайней мере, с философской точки зрения) определением является следующее: «Информация - это отраженное разнообразие» (А. Д. Урсул). Разнообразие и отражение в развивающемся материальном мире неразрывно связаны и взаимно определяют друг друга: чем выше внутреннее разнообразие системы, тем более адекватно отражение ею внешнего мира. Чем выше возможности отражения (восприятия и понимания взаимодействия с окружающей средой), тем больше у системы возможностей адаптироваться - развиваться и увеличивать свое разнообразие (принцип необходимого разнообразия).

Данные

Остановимся на понятии «данные», которое, например, вводится следующим образом: «Мы живем в материальном мире. Все, что нас окружает, и с чем мы сталкиваемся, относится либо к физическим телам, либо к физическим полям. Все объекты находятся в состоянии непрерывного движения и изменения, которое сопровождается обменом энергией и ее переходом из одной формы в другую. Все виды энергообмена сопровождаются появлением сигналов. При взаимодействии сигналов с физическими телами в последних возникают определенные изменения свойств - это явление называется регистрацией сигналов. Такие изменения можно наблюдать, измерять или фиксировать теми или иными способами - при этом возникают и регистрируются новые сигналы, то есть образуются данные».

Это определение принимает первичность и объективность существования данных, в том числе - независимость от субъекта их использующего. Но если существование данных не зависит от того, будут ли они когда-либо использованы или нет, эффективность функционирования многих процессов (имеющих контур управления) зависит от данных. Например, данные, используемые для изменения поведения процесса на основе построения прогноза (то есть факты, характеризующие предшествующие состояния), позволят оптимизировать получение конечного результата, и будут уже выступать в роли управляющей информации. Роль и характер используемых данных в целом отражены на обобщенной схеме управляемого функционального процесса.

Обобщенная схема функционального процесса, управляемого даннымиОбобщенная схема функционального процесса, управляемого данными

Система преобразования ресурса, функциональность которой обусловлена проблемным контекстом (данными, представляющими целевую задачу), фактически преобразует и информацию. Потенциально полезные данные, выделенные из общего множества в соответствии с контекстом задачи (исходная информация) в результате использования порождает выходную информацию - актуализированные данные, подтверждающие или отрицающие действенность выбранных исходных данных для решения задачи.

Знания

Переходя к рассмотрению роли понятия «информация» в человеко-машинных комплексах, используемых в когнитивных, социальных и производственных системах, необходимо более полно определить понятие «знания».

Понятие «знания» может быть определено следующим образом: «Научное знание - вся совокупность сведений, являющаяся результатом отражения материальной и нематериальной действительности в человеческом сознании» (Урсул А. Д.).

С другой стороны, утверждается, что «научно-техническая информация - это задокументированное научное знание, введенное в оборот, участвующее в функционировании и развитии общества» (Муранивский Т. В.). То есть, знание, являющееся достоянием чьего-либо сознания и не получившее «толчка» для циркулирования в обществе, не может рассматриваться как информация.

Основываясь на этом, можно констатировать условность превращения знания в информацию и информации в знание. Информация выступает как форма знания, отчужденная от его носителя (сознания субъекта), и обобществляющая его для всеобщего использования: информация - это динамическая форма существования знания, обеспечивающая его распространение и действенность (применение). Получая информацию, пользователь превращает ее путем интеллектуального усвоения (информационно-когнитивного процесса) в свои новые личностные знания, то есть происходит воссоздание знаний на основе информации.

Соответственно можно сказать, что на начальном этапе знания - это данные, актуализированные субъектом, особенностью которых является то, что они не могут быть использованы без участия самого субъекта.

Результаты решения задач (обычно, «субъективизированного»), обобщения в виде законов, теорий, совокупностей взглядов и представлений, выступающие как истинная, проверенная информация, отчужденные от субъекта их сформировавших, образуют обобществленные знания. Представленные обычно в форме документов и сообщений, они, в свою очередь, могут рассматриваться как объективно существующие данные.

Функциональное соотношение этих понятий иллюстрируется схемой, где когнитивный процесс рассматривается как неотъемлемая составляющая любого созидательного, как творческого, так и производственного процесса, предполагающего возможность прогнозирования и управления.

Соотношение понятий «информация», «данные», «знания»Соотношение понятий «информация», «данные», «знания»

Станут ли данные информацией, зависит от того, известен ли метод преобразования (отражения) данных в новые или уже известные понятия. То есть, чтобы извлечь информацию из данных, необходимо иметь метод получения информации, адекватный форме представления данных. Причем необходимо учитывать тот факт, что информация не является статичным объектом - она динамична и существует только в момент взаимодействия данных и методов. Можно сказать, что все прочее время она пребывает в «потенциальном» состоянии и представлена как данные.

Кроме того, одни и те же данные могут представлять разную информацию в зависимости от степени адекватности взаимодействующих с ними методов, к которым надо отнести и условия ее извлечения (например, наличного знания субъекта).

Таким образом, в отличие от данных, которые по своей природе являются объективными (так как это результат регистрации объективно существующих сигналов, вызванных изменениями в материальных телах или полях), методы являются субъективными в том смысле, что они создаются или выбираются и далее целенаправленно применяются для решения практически значимых задач конкретного субъекта. В основе создаваемых (искусственных) методов лежат алгоритмы (упорядоченные последовательности команд), составленные и подготовленные субъектами (людьми), а в основе естественных методов лежат биологические свойства субъектов. Соответственно информация возникает и существует в момент взаимодействия объективных данных и субъективных методов.

sd-company.su

Виды данных и действия с информацией

Все, что нас окружает – это своего рода информация, которую мы воспринимаем различными органами чувств. Мы видим цвета, чувствуем запах, слышим разговоры и другие звуки – это все информация.

Сейчас мы поговорим о данных с точки зрения предмета информатика. Какие действия с информацией мы можем совершать и делаем это ежедневно, не осознавая данного факта? Рассмотрим само основное понятие, классификацию данных. Перед тем как переходить к вопросу о том, какие действия с информацией мы можем совершить, предлагаем вашему вниманию небольшое вступление, а именно азы информатики.

Информация

Действия с информацией многочисленны: получение, обработка, хранение, передача. Наверняка все это знают, но вот что же такое информация? Не каждый задумывался над этим вопросом.

действия с информацией

Важно запомнить то, что любая информация обязательно связана с какими-либо данными. Она может быть как зависимой, так и нет, взаимосвязанной с другими данными или информацией, может обладать стоимостными характеристиками и так далее. Это небольшой перечень свойств.

Абсолютно вся информация делится на:

  • Массовую.
  • Специальную.
  • Личную.

К первой категории относятся средства массовой информации, мы ими пользуемся каждый день: смотрим телевизор, читаем газеты и журналы, а в нашем веке вся основная информация черпается из всемирной паутины под названием Интернет. Специальная информация включает в себя научные, технические, управленческие данные, которые далеко не каждому доступны. О личной информации и говорить не стоит, всем и так понятно, что это неразглашаемые данные, которыми распоряжается один человек. Перед тем как мы рассмотрим действия с информацией, предлагаем познакомиться с ее классификацией. Различные источники предлагают множество вариаций, сопоставив несколько возможных, мы приведем вариант, описанный в следующем пункте.

Классификация

Для начала важно знать, что вся информация делится на две большие группы, разбитые по форме представления: дискретная и аналоговая. Если брать примеры, то к первой группе относятся количества преступлений, то есть информация меняется, а ко второй – скорость автомобиля на определенном промежутке пути.

Также информацию можно разделить, учитывая область возникновения: элементарная, биологическая, социальная. К первой группе относятся действия неодушевленных предметов, ко второй - процессы живого мира, а третья отображает процессы человека и общества в целом.

Уже в прошлом пункте мы привели один из вариантов классификации, который отображает назначение. Мы разделили информацию на: массовую, специальную и личную.

Перед тем как выделить действия с информацией, разберем классификацию, которая наиболее часто встречается в курсах информатики и ИКТ, то есть разделение по способу кодирования:

  • Символьная.
  • Текстовая.
  • Графическая.

Действия

какие действия с информацией

Мы постоянно, даже не замечая этого, работаем с данными и информацией. Даже если взять обычный школьный урок или лекцию. Нам дают информацию, мы ее воспринимаем, конечно, если хотим этого, обрабатываем, сохраняем, можем ей поделиться, то есть передать, и так далее. Сейчас рассмотрим, какие действия с информацией возможны:

  • Получение.
  • Обработка.
  • Хранение.
  • Передача.

Мы предлагаем каждую операцию рассмотреть отдельно, для более близкого и осмысленного знакомства.

Получение информации

В прошлом пункте мы выделили основные операции, важно отметить тот факт, что последовательность действий с информацией там выбрана такая неслучайно. Это правильная последовательность работы с информацией.

последовательность действий с информацией

Первой в нашем списке идет операция получения. Информация разная и приходит она к нам различными способами, а именно выделяют такие методы:

  • Эмпирические.
  • Теоретические.
  • Смешанные.

Первый метод построен на получении любых эмпирических данных, которые возможно получить с помощью некоторых действий: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, опрос, тестирование, интервью и так далее.

Ко второй группе относятся методы построения теорий, а третья сочетает в себе и первые и вторые методы.

Обработка

Сначала идет получение информации, затем обязательно нужна обработка. Этот процесс происходит в несколько этапов. Разберем на примере предприятия. Весь процесс начинается со сбора данных. Любая фирма в ходе своей деятельности сопровождает каждое действие записью данных. Для обработки данных используют операцию классификации, как известно, вся информация представляет собой коды, состоящие из одного или нескольких символов. Если рассматривать начисление заработной платы, то запись будет состоять (примерно) из табельного номера, кода подразделения, кода должности и так далее. Исходя из этой информации и начисляется заработная плата работнику.

Хранение

получение информации

Обработка и хранение информации - это очень важные процессы, один из которых мы уже разобрали. Переходим к следующему этапу. Зачем мы храним информацию? Это связано с тем, что практически все данные нужны неоднократно. Любая сохраненная информация – это «след», и совсем неважно, о каком носителе идет речь, ими могут быть и камни, и дерево, бумага, пленка, диск и так далее, всех не перечислишь. Если смотреть на лист, камень с вырезанными буквами, то здесь все просто - мы видим информацию невооруженным глазом. А вот что касается дисков, пленок, флеш-накопителей, то с этим немного сложнее, нужны специальные приборы для считывания информации. Но в этом и кроется некий плюс, то есть запись или считывание может быть полностью автоматизированным процессом.

Передача

обработка и хранение информации

Это процесс, в ходе которого информация перемещается в пространстве, он включает несколько компонентов: источник, получатель, носитель, среда передачи данных. Рассмотрим на элементарном примере. Вы записали фильм на диск и отнесли его вашему другу. Это передача информации, где участвуют источник – ваш компьютер, носитель – диск, получатель – друг. Так же происходит этот процесс и при передаче данных через интернет, только вам ходить никуда не надо.

fb.ru

Контрольная работа

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 10 классы | Планирование уроков на учебный год | Контрольная работа

Роль информации в жизни человека

Задания

1. Приведите примеры данных и условия, при которых они становятся информацией.

2. Приведите примеры, иллюстрирующие отличие информации от данных.

3. Приведите примеры одной и той же информации, представленной в разных формах.

4. Приведите примеры специальной информации, с которой вы встречаетесь на уроках в школе.

5. Приведите примеры актуальной и достоверной информации, используемой в повседневной жизни.

6. Приведите примеры доступности информации при отсутствии ее полноты.

7. Приведите примеры адекватной информации.

8. Приведите примеры, когда к информации применимо понятие репрезентативности.

9. Приведите примеры информации, для которой не все рассмотренные в теме свойства выполняются.

Контрольные вопросы

1. Что такое информация?

2. Что такое данные?

3. В чем проявляется различие между информацией и данными?

4. Какую роль играет информация в жизни человека?

5. Какими свойствами обладает информация? Дайте характеристику каждому свойству.

6. Всегда ли информации должны быть присущи приведенные в теме свойства? Приведите примеры.

7. Зависят ли свойства информации от человека, ее получающего?

8. Какие виды информации вы знаете? Приведите примеры. 

Информационный процесс

Задания

1. Приведите примеры информационных процессов в школе.

2. Приведите примеры информационных процессов, происходящих в вашей семье.

3. Приведите примеры информационных процессов в магазине, в театре и других общественных местах.

4. Сравните информационные процессы для животного и растительного мира на примерах.

Контрольные вопросы

1. Что такое процесс? Приведите примеры.

2. Что такое информационный процесс? Приведите примеры.

3. В каких областях деятельности человека преобладают информационные процессы?

4. Что общего между информационными процессами для человеческого, животного и растительного мира?

5. В чем состоит проблема, связанная с информационными процессами? 

Информационная модель объекта

Задания

1. Рассмотрите различные варианты информационных моделей для приведенного в теме примера строящегося дома. Для каждой модели оцените ее адекватность.

2. В качестве объекта исследования выберите объект «школа» и разработайте информационные модели, отражающие точку зрения ученика, родителя ученика, директора школы. Для каждой модели оцените ее адекватность.

3. В качестве объекта исследования выберите объект «река» и разработайте информационные модели, отражающие точку зрения рыболова и художника. Для каждой модели оцените ее адекватность.

4. В качестве объекта исследования выберите объект «магазин» и разработайте информационные модели, отражающие точку зрения покупателя, продавца и хозяина магазина. Для каждой модели оцените ее адекватность.

5. В качестве объекта исследования выберите процесс создания школьного спектакля. Разработайте несколько информационных моделей. Для каждой модели оцените ее адекватность.

Контрольные вопросы

1. Что такое модель объекта?

2. Что понимается под объектом исследования и какие существуют синонимы этому понятию?

3. Какие виды моделей вы знаете?

4. Что такое информационная модель объекта?

5. Что является самым главным при построении информацион ной модели?

6. Что такое адекватность модели и зачем вводится это понятие^

7. Как убедиться в том, что информационная модель адекватн; оригиналу?

Информационный объект

Задания

1. Приведите примеры информационных объектов, существующих вне компьютерной среды.

2. Приведите примеры информационных объектов, существующих в компьютерной среде.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под информационной картиной мира?

2. Какова информационная картина мира ребенка дошкольного возраста?

3. Какова информационная картина мира старшеклассника?

4. Какой способ познания реального мира вам известен?

5. Что такое информационный объект?

6. При каких условиях информационная модель может восприниматься как информационный объект?

7. Что можно делать с информационным объектом?

Представление числовой информации в компьютере

Задания

1. Перечислите символы алфавита для шестнадцатеричной системы счисления.

2. Распишите числа от 4 до 10 в пятеричной системе счисления.

3. Переведите число 32,2510 в восьмеричную систему счисления.

4. Преобразуйте число 111011,100112 в шестнадцатеричную систему счисления.

5. Среди представленных ниже чисел выберите наибольшее:

11023 1345 618 А16

Ответ обоснуйте, представив решение в десятичной системе счисления.

6. Расположите следующие числа в порядке возрастания:

10210 В916 4235

7. Преобразуйте число 46, 718 в двоичную систему счисления.

8. Переведите число 28, 37510 в двоичную систему счисления. Дробную часть переводите до получения периода

9. Найдите отношение между следующими числами:

1234 110112 1025

10. В одном байте представлено целое положительное число в формате с фиксированной точкой.

Переведите число в десятичную систему счисления.

11. Какое максимальное и минимальное число можно записать в один байт?

12. В двух байтах представлено целое отрицательное число в формате с фиксированной точкой.

Переведите число в десятичную систему счисления.

13. В двух байтах представлено число в формате с плавающей точкой. Под мантиссу выделено 6 разрядов.

14. Что это за число? Ответ представьте в двоичном и десятичном виде.

15. Переведите число 10,2510 в двоичную систему счисления и представьте его в 2-байтном формате с плавающей точкой. Под мантиссу отведите 1 байт.

Контрольные вопросы

1. Чем характеризуется любая позиционная система счисления?

2. Алфавитом какой системы счисления являются цифры от 0 до 5?

3. Какое основание имеет система счисления со следующим алфавитом: {* # $}?

4. Являются ли системы счисления с основаниями 5 и 25 родственными?

5. Является ли система счисления с основанием 4 родственной двоичной?

6. Сколько двоичных разрядов необходимо для кодирования любой цифры восьмеричной системы счисления?

Представление нечисловой информации в компьютере

Задания

1. Закодируйте с помощью ASCII-кода номер класса; свою фамилию. Представьте коды в шестнадцатеричной и двоичной системах счисления.

2. Определите объем информации сообщения «Санкт-Петербург — интеллектуальная и культурная столица нашей Родины», закодированного с помощью кодовой таблицы ASCII.

3. Определите объем информации сообщения «Москва — столица России», закодированного с помощью 16-битного Unicode.

4. Экранные обои представляют собой рисунок в 24-разрядном формате BMP. Вычислите, какой объем (Кбайт, Мбайт) на носителе займет этот рисунок, если экран содержит 600x800 точек.

5. Закодируйте однобитным кодом изображения, приведенные на рисунках а) и б), используя сетки с разным размером ячейки:

Сравните полученные коды. В чем их отличие?

6. Восстановите по кодам изображение в соответствующих сетках справа от рисунка. Почему получились рисунки отличные от первоначальных? Сделайте выводы.

Контрольные вопросы

1. Как расшифровывается аббревиатура ASCII?

2. Какой кодовый диапазон отводится для символов русского алфавита в таблице кодов ASCII?

3. Какое кодовое пространство предоставляется 2-байтным кодированием?

4. Сколько символов можно закодировать с помощью одного байта?

5. Что такое Unicode и каковы его перспективы?

6. Сколько символов можно закодировать с помощью двух байтов?

7. Как кодируется растровое изображение?

8. Что является минимальным объектом при кодировании векторной информации?

9. Как кодируется векторное изображение?

10. Что такое глубина цвета?

11. Какие форматы графических файлов вы знаете?

12. Чем отличается непрерывный сигнал от дискретного?

13. Что такое частота дискретизации и на что она влияет?

14. В чем суть FM-метода кодирования звука?

15. В чем суть Wave-Таlе-метода кодирования звука?

16. Какие звуковые форматы вы знаете?

17. Какие этапы кодирования видеоинформации вам известны?

18. Какие форматы видеофайлов вы знаете?

xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai