6 важных фактов о том, как наш мозг запоминает информацию. Почему информацию


Безопасность информации | Digital Home

Межсетевой экран служит своеобразной стеной, защищающей Вашу домашнюю сеть от действия внешних злоумышленников из сети Интернет. Гибкая настройка оборудования позволит пропускать только нужные Вам данные.

Средства антивирусной защиты обеспечивают защищённость от воздействия вредоносного кода (так называемых вирусов) и программ, наносящих ущерб посредством кражи, частичного или полного уничтожения личных данных.

Шифрование информации обеспечивает доступ к личным и конфиденциальным данным только авторизованным лицам. Неправомерное завладение Вашим устройством злоумышленниками не позволит раскрыть Ваши данные.

Технологии защищённого удалённого доступа позволяют получить доступ к домашней локальной сети из любой точки, где присутствует доступ в сеть Интернет, обеспечивая конфиденциальность передаваемых данных.

Почему информацию нужно защищать?

В наше время компьютер с доступом в Интернет есть практически в каждой городской квартире и загородном доме. Все мы используем доступ в Интернет для работы, отдыха, развлечений. Однако, мало кто задумывается, что данные, которые мы храним на компьютере, подключенном к Интернет, и передаем в процессе общения в социальных сетях, по электронной почте, при электронных платежах, могут быть доступны кому-либо другому. И тем более мало кто предполагает, что может стать жертвой электронного мошенничества с использованием данной информации.

Однако, реальность такова, что случаи злоупотребления и незаконного использования украденных данных происходят все чаще, а размер ущерба от таких злоупотреблений непрерывно растет. Причем риск уничтожения, кражи, разглашения личной информации приводит не только к краже материальных средств, но и угрозе нематериальным активам, таким как имидж и репутация конкретного человека.

В большинстве случаев пользователи домашних компьютеров и не догадываются, что хранящиеся на жестких дисках файлы, содержащие личную информацию, персональные данные, пароли, номера кредитных карт и т.д. регулярно просматриваются, копируются через домашнее соединение с Интернет.

Многие считают удобным поработать из дома, организуя доступ к рабочему месту через удаленное подключение, используя домашний Интернет, не задумываясь о защите данного подключения. В таком случае под угрозу компрометации попадают не только личные данные, но и служебная информация, что может поставить под угрозу безопасность информации целой организации.

Осознав реальность перечисленных угроз, не стоит полностью отказывать себе в широком спектре возможностей, предоставляемых сетью Интернет. Для обеспечения безопасности личной информации достаточно принять ряд вполне доступных мер по защите, многократно снижающих вероятность возникновения угроз несанкционированного доступа, утечки или уничтожения личной информации.

Как можно защититься?

Мы предлагаем комплексный подход к решению задачи защиты личной информации на компьютере. Обычно применительно к загородному дому или квартире считается достаточным применение следующих систем защиты информации.

Межсетевое экранирование. Межсетевой экран (или Firewall) служит своеобразной стеной, огораживающей домашнюю локальную сеть от общедоступной внешней сети Интернет. В то же время это гибко настраиваемый фильтр, пропускающий только необходимый пользователю сетевой трафик.

Антивирусная защита. Постоянно обновляемые средства антивирусной защиты служат гарантией своевременного обнаружения и удаления различного вредоносного программного обеспечения, способного как снизить производительность компьютера, уничтожить хранимую на нем информацию, так и передать злоумышленнику личные данные пользователя для использования в мошеннических целях.

Шифрование данных. Система шифрования данных на компьютере защитит их от несанкционированного доступа через локальную сеть снаружи, а также в ваше отсутствие непосредственно с компьютера. Также данные будут надежно защищены в случае утери или кражи компьютера злоумышленником.

Защита удаленного доступа. Средства защиты удаленных соединений позволят организовать безопасный доступ из сети Интернет к своему домашнему компьютеру, исключив угрозу кражи и повреждения информации в процессе передачи.

Заказать

di-home.ru

6 важных фактов о том, как наш мозг запоминает информацию

У каждого найдутся свои маленькие хитрости, которые помогают запоминать больше и лучше. От детского подкладывания книги со стихами под подушку до рисования скетчей своих мыслей. Наука же описывает ряд общих черт того, как человеческий мозг принимает новую информацию.

1. Мы лучше запоминаем то, что видим

Мозг задействует 50% своих ресурсов для анализа увиденной информации. Другими словами, половина его мощности отводится обработке зрительных процессов, а оставшаяся часть делится среди остальных способностей организма. Причём зрение напрямую влияет на другие чувства. Прекрасный тому пример — испытание, в котором 54 любителей вина попросили продегустировать несколько образцов виноградного напитка. Экспериментаторы подмешали безвкусную красную краску без запаха в белые вина, чтобы выяснить, смогут ли участники обнаружить подвох. Они не справились, и красное зашло вместо белого на ура.

Зрение — настолько важная часть того, как мы интерпретируем мир, что оно может подавлять остальные чувства людей.

Ещё одно неожиданное открытие, связанное со зрением, заключается в том, что мы видим текст в качестве отдельных изображений. В то время как вы читаете эти строки, ваш мозг воспринимает каждую букву в виде картинки. Это факт делает чтение невероятно неэффективным по сравнению с получением информации из изображений. При этом двигающимся объектам мы уделяем большее внимание, чем статичным.

Изображения и анимация способны ускорить ваше обучение. Добавляйте каракули, фотографии или вырезки из газет и журналов к своим заметкам. Используйте цвета и диаграммы, чтобы проиллюстрировать новые знания.

2. Мы помним общую картину лучше её частностей

Изучая множество новых понятий, нетрудно утонуть в нарастающем потоке данных. Для того чтобы избежать перегрузки, необходимо оглянуться назад и обрисовать общую картину. Вы должны уяснить, как свежие знания вписываются в единый пазл, как они могут быть полезны. Мозг лучше усваивает информацию, если он проводит связь между ней и чем-то ранее познанным в рамках одной структуры.

Для лучшего понимания приведём метафору. Представьте, ваши извилины — шкаф со множеством полок. По мере того, как вы раскладываете по шкафу всё большее количество одежды, вы начинаете её разделять по разным признакам. И вот обновка (новая информация) — чёрная кофта. Её можно отправить к другим вязаным вещам, положить к зимнему гардеробу или определить к тёмным собратьям. В реальной жизни ваша кофта найдёт своё место в одном из этих уголков. В вашем мозге знания связываются со всеми остальными. Вы без труда вспомните информацию позже, ведь она уже пронизана нитями того, что крепко засело в вашей голове.

Держите в поле зрения большую схему или списки заметок, объясняющие целую картину того, что вы изучаете, и всякий раз добавляйте туда новые элементы на протяжении всего нелёгкого пути.

3. Сон сильно влияет на память

Исследования показали, что полноценная ночь сна между зубрёжкой и экзаменом существенно улучшает результаты. В одном из экспериментов проверялись двигательные навыки участников после их интенсивного обучения. И те испытуемые, кто спал 12 часов до проверки, показали куда лучшие результаты, чем те, кого тестировали каждые 4 часа бодрствования.

Дремота также добавляет положительный эффект. В стенах Калифорнийского университета выяснилось, что студенты, которые кемарили после решения сложного задания, выполняли следующие задачи лучше, чем те, кто не сомкнул век.

wernerimages/Shutterstock.com

Важно знать, что сон хорош не только после, но и до обучения. Он превращает мозг в сухую губку, готовую впитывать в себя каждую каплю знаний.

Попробуйте тренировать новые навыки и читать перед сном или дремотой. После пробуждения переложите на бумагу то, чему вам довелось научиться.

4. Недостаток сна пагубно влияет на обучаемость

Недостаточная осведомлённость о сне и недооценка его важности самым неблагоприятным образом сказываются на «гибкости» ваших извилин. Наука ещё очень далека от детального описания всех целебных функций отдыха, но она чётко представляет, к чему ведёт его нехватка. Дефицит сна заставляет голову снижать обороты, действовать без здравого риска по шаблонным схемам. К тому же увеличивается шанс получить физическое повреждение из-за усталости всех «винтиков» организма.

Что касается обучения, недостаток сна сокращает способность мозга принимать новую информацию на 40%. Так что незачем мучить себя ночами с низким КПД, лучше отдохнуть и проснуться во всеоружии.

Результаты исследований Гарвардской медицинской школы содержат интересные цифры: ограничение сна в первые 30 часов после усвоения чего-то нового может свести на нет все достижения, даже если вы отлично выспитесь по прошествии этих суток с хвостиком.

Нормализуйте объём и периодичность сна во время обучения. Так вы будете намного более внимательны и сможете избежать провалов в памяти.

5. Мы сами учимся лучше, когда даём уроки другим

Информация усваивается лучше, если в будущем ей придётся с кем-то поделиться. В таком случае мы качественнее структурируем знания и запоминаем больше важных деталей.

Подтверждением этому служит очень показательный эксперимент. Учёные разделили участников на две равные группы и выдали им одинаковые задания. По легенде половине испытуемых чуть погодя предстояло донести полученные знания до других людей. Нетрудно догадаться, что будущие «учителя» показали более глубокий уровень усвоения. Исследователи воочию убедились в силе «ответственного умонастроения», которое и дало столь эффективный результат.

Подходите к обучению с позиции «наставников». Так ваше подсознание заставит мозг различать тонкости схожих определений, тщательно разбирать материал и копаться в нюансах.

6. Мы лучше учимся по тактике чередования

Зачастую повторение кажется единственно верным способом заучить информацию или отточить навык. Такой метод не раз применялся вами при зазубривании стихотворения или броске в створ ворот с одной руки. Однако не столь очевидная тактика чередования может дать больший эффект.

Так, в одном эксперименте участникам показывали картины, написанные в разных художественных стилях. Первой группе последовательно демонстрировали по шесть примеров каждого стиля, а второй — вперемешку (разные школы в случайном порядке). Победили последние: они вдвое чаще угадывали принадлежность к стилю. Любопытно, что 70% всех испытуемых до начала исследования были уверены, что последовательность должна дать фору чередованию.

Не стоит зацикливаться во время тренировки только на пенальти. Изучая иностранный, смешивайте запоминание слов с прослушиванием речи в оригинале или письмом.

lifehacker.ru

Лучше тысячи слов: почему визуальная информация запоминается быстрее?

Екатерина УшахинаЕкатерина Ушахина

Ученым уж более ста лет известно, что при запоминании изображений и текста действуют разные правила. Визуальная информация запоминается и  воспроизводится быстрее. Этот феномен называется эффект превосходства образа.

Проведенные несколько лет назад исследования показали, что люди способны запоминать более двух с половиной тысяч изображений, и процент точности последующего их воспроизведения равен 90, несмотря на то что участники эксперимента имели возможность видеть изображение в  течение всего 10  секунд. Точность воспроизведения год спустя равнялась 63 процентам. А в одной газете под заголовком «Помните Дика и Джейн?» была опубликована статья с результатами распознавания картинок несколько десятилетий спустя.

Во время эксперимента визуальную информацию сравнивали с другими видами информации.. Излюбленным контрольным показателем был текст или представление информации в  устной форме, и  обычно результаты воспроизведения визуальной информации всегда были лучше. И эта тенденция по-прежнему неизменна.

Текстовое и устное изложение не просто менее эффективны, чем визуальный ряд, с  точки зрения сохранения информации в памяти, но даже на порядок менее эффективны.

Если данные подаются в устной форме, человек запоминает из них около 10 процентов, как показывают тесты, проводимые 72 часа спустя. В случае с изображениями данный показатель повышается до 65 процентов.

По сравнению с изображениями эффективность запоминания текста не  так низка потому, что мозг воспринимает его как множество крошечных картинок.

Смысл слова не воспринимается до тех пор, пока мозг не  распознает характерные особенности отдельных букв.

Вместо слов мы видим сложно устроенный маленький художественный музей воплощенных в  буквах шедевров с сотнями деталей. Подобно ценителям живописи, мы всматриваемся в каждую черту в отдельности, прежде чем перевести ее в текст.

А результаты этого разглядывания важны для эффективности чтения, так как оно представляет для нас проблему. Текст воспринимается не потому, что не похож на  изображение, а именно потому, что очень похож на него. Коре головного мозга непонятно, что такое слово, хотя это и незаметно.

Подобно пластилину, мозг адаптируется.

Не имеет значения, насколько вы опытный читатель, мозг все равно будет анализировать каждую черточку в букве по мере того, как вы читаете страницу, и так будет продолжаться до тех пор, пока вы не перестанете читать.

По материалам книги «Правила мозга».

 

blog.mann-ivanov-ferber.ru

Слишком много информации - информационный мусор

Никогда прежде в истории человечества не было такого обилия информации, как в наши дни. Сегодня мы ежедневно получаем в сотни раз больше самых разнообразных сведений, чем каких-то 20 или 30 лет назад. Еще живы люди, которые помнят времена, когда в доме не было не то что телефона и телевизора - даже радиоприемника. Новости тогда узнавали из газет, со знакомыми общались только «в реале». Образно говоря, еще совсем недавно скорость жизни можно было сравнить с неспешной поездкой на велосипеде, сегодня же это больше похоже на полет на реактивном авиалайнере. Не с этим ли связаны пресловутое эмоциональное выгорание и синдром хронической усталости? И как в таких условиях сохранить способность к неспешному созерцанию жизни?

Каждый день мы узнаем сотни новостей со всего мира, читаем в социальных сетях заметки людей, с которыми нередко даже не знакомы, и т. д. Даже если все эти события не имеют к нам прямого отношения, они так или иначе находят отклик в душе. Какое влияние все это может иметь на нашу психику?

Сегодня я все чаще наблюдаю ситуацию информационного и эмоционального переизбытка на фоне недостатка телесности. Поясню, что я имею в виду. Человек смотрит увлекательный фильм (читает книгу, играет в компьютерную игру, чатится с друзьями) - при этом он испытывает целую гамму самых разнообразных переживаний. Понаблюдайте за собой в момент какой-то критической сцены в фильме: все мышцы напряжены, тело подается вперед, кулаки сжаты. Увы, этим все и заканчивается. Мозг посылает телу команду «беги» или «бей», а мы сидим на месте. Такая ситуация многократно повторяется изо дня в день: то мы узнали новость о цунами, то посопереживали герою любимого сериала, то нам оставили обидный комментарий в соцсети... В итоге переизбыток эмоций, невозможность выплеснуть их в физическом действии приводит к гормональному дисбалансу. Поэтому «люди-головастики» (те, кто испытывает большую интеллектуальную нагрузку, не уравновешенную на уровне телесности) много болеют.

Почему информация о событиях, которые не имеют к нам никакого отношения, так сильно «цепляет»? Что толку переживать о катастрофе, случившейся на другом краю света, если помочь мы не в силах?

К подобным переживаниям склонны люди со слабым психическим иммунитетом. У такого человека нет четкого ощущения собственных границ, он все проецирует на себя - именно это заставляет его бояться или сердиться. Очень часто мама, услышав новость о том, что какой-то ребенок попал под машину или стал жертвой насильника, начинает тревожиться, как бы подобное не случилось с ее собственным чадом. Но если вы рисуете в голове картины всяких «ужастиков», то тем самым лишь увеличиваете их вероятность! Между тем есть очень простые приемы, помогающие не вовлекаться в деструктивные переживания. Услышав плохую новость, представьте вокруг себя большой мыльный пузырь или радугу -это поможет вам эмоционально дистанцироваться от происшествия. Затем скажите (обязательно вслух!): «Я сочувствую тем, кого постигла беда. Но у меня (у моего ребенка) своя собственная судьба». Кстати, сострадание не истощает -изматывают страх и неопределенность. Если вы сочувствуете - проявите свое сочувствие, сделайте его деятельным. Помолитесь о тех, кому плохо. Помогите им деньгами, вещами, окажите какую-то услугу. Конкретные действия ликвидируют тягостное чувство, что от вас ничего не зависит, что вы лишь пешка в чужой игре.

Получается парадоксальная ситуация. Многие из нас жалуются на информационный «перегруз» -- и при этом, придя домой, тут же «ныряют» в интернет или начинают щелкать пультом от телевизора. Почему так происходит?

Когда человек не имеет истинного контакта с самим собой, внутри него возникает пустота. А пустота -это страшно. Самый простой способ заполнить ее - это «загрузиться» чужой информацией. Кстати, по этой же причине некоторые люди устанавливают массу контактов в соцсетях - виртуальные связи зачастую ничего не дают человеку, только крадут у него время и энергию. Я не хочу сказать, что интернет - это плохо. Просто важно отфильтровывать, что для вас действительно полезно, а что нет.

Примечательно, что наиболее остро мы будем реагировать на информацию, которая затрагивает те уровни, которые у нас не заполнены. Например, у человека мало эмоций в жизни - с большой долей вероятности он «подсядет» на сериалы или сплетни. Компьютерные игры и «ужастики» способствуют выработке гормонов адреналина и норадреналина -потребность в этом чаще всего испытывают пассивные люди. На новостийных каналах и сайтах, как правило, «сидят» те, у кого не заполнен центр воли.

Чужие информационные потоки действительно создают ощущение наполненности, однако это наполненность со знаком «минус». В такой ситуации человеку очень сложно оставаться самим собой, слушать и слышать свой внутренний голос. А ведь счастье может подарить только реализация своих собственных (а не навязанных кем-то) целей!

Редко кто из нас захочет и сможет полностью освободиться от социума. Большинство людей смотрят телевизор, общаются в интернете и т. д. Как при этом защититься от негативного влияния информационных потоков?

Высокие скорости, обилие информации - реалии современной жизни. Но даже в такой ситуации каждый человек может сделать выбор в пользу внутреннего спокойствия, найти время на то, чтобы остановиться, рассмотреть и распробовать жизнь. Правило № 1 - каждый (!) день выделять как минимум пять минут для продуктивного одиночества. Продуктивное одиночество - это время, которое вы дарите исключительно себе. И делаете вы при этом то, что наполняет вас спокойствием и умиротворением, восстанавливает утраченную связь с самим собой. Для меня продуктивное одиночество - посмотреть в тишине на горящую свечу или на звезды, потанцевать с закрытыми глазами, полепить кукол из глины... Важно не путать понятия «одиночество» (это продуктивная фаза) и «одинокость» (характеризуется страхом потери, пустотой, желанием все контролировать). Если в вашей жизни недостаточно одиночества, то неизбежно наступит период одинокости.

Также следует понимать, что информационный мусор засоряет наше сознание точно так же, как неправильная еда наполняет шлаками тело. Вы не замечали, что после особо длительного интернет-сеанса или просмотра насыщенных новостийных сюжетов вы испытываете физическую усталость? Это неудивительно: если мозг еще как-то справляется с обилием информационно-энергетических потоков, то тело - нет. Как очистить свое внутреннее пространство? Когда вы приходите домой с улицы, вы моете руки. Точно так же вы можете смыть с себя виртуальную «грязь» - станьте под душ и представьте, как вместе со струями воды в канализацию уходит напряжение, все ненужное и наносное. Когда наше физическое тело находится в состоянии интоксикации, мы чистим его: пьем много воды, очищаем кишечник, переходим на легкую пищу. Детокс необходим и при эмоциональном «отравлении». Чувствуете пресыщение информацией и впечатлениями? Зажгите аромамасла, включите диск с церковными песнопениями, выполните подходящую вам духовную практику. В йоге есть дыхательная практика для внутренней гармонизации. Выполняется она так: в течение 5 с вдох, еще 5 - выдох, затем задержка дыхания на 5 с. Достаточно выполнить несколько подходов, чтобы ощутить себя «здесь и сейчас». В аюрведе считается, что «переварить» эмоциональный шум помогают продукты благости: орехи, овощи, фрукты. Противоположным действием обладают мясо, алкоголь, кофе.

Вообще, чем ресурсозатратнее жизнь, тем больше времени и усилий требуется, чтобы прочистить внутренние каналы.

Где грань между желанием быть в курсе событий и зависимостью от соцсетей, телесериалов и т. п.?

Все очень просто. Вы можете не заходить в любимую соцсеть день, два, неделю, месяц?

В свое время, когда я поняла, что facebook чересчур затягивает меня, я отказалась от него на целых полгода. И вы знаете, ничего при этом не потеряла! Если вы чувствуете, что впадаете в зависимость от какого бы то ни было источника информации, попробуйте терапию тишиной. В йоге эта практика называется випа-сана - она предполагает полное уединение и молчание в течение недели. Однажды я упражнялась в випасане в течение трех дней. При том что я давно занимаюсь различными духовными практиками, мне было очень тяжело! Уже через три часа появилось огромное желание позвонить кому угодно, чтобы сказать хоть пару слов. Попробуйте терапию молчанием. Даже день, полдня позволят вам многое осознать в самой себе. Имейте в виду, что во время випасаны из подсознания могут всплывать обиды и установки, полученные от родителей и других значимых людей. Анализируйте свое состояние -это поможет вам наладить контакт со своим внутренним «я».  

www.goagetaway.com

Приукрашенное сообщение – искажения при передаче информации

Насколько достоверна информация, которую мы передаем/получаем в процессе общения? Почему информация искажается? Кого мы обманываем – собеседника или себя? Для ответа на эти вопросы мы продолжаем читать книгу Джозефа Халлинана «Почему мы ошибаемся?».

lie 03Играли ли вы когда-нибудь в карточную игру «веришь — не веришь»[1]? Эта детская игра является эффективным тренажером для продавцов, я ее часто использовала в коучинге торговых представителей.

Эта игра раскрывает множество парадоксальных особенностей человеческой психики, например:

  • Как сказал министр пропаганды фашистской Германии Геббельс, чем больше ложь, тем больше людей в нее верят.
  • Меньше всего тебе верят, когда ты говоришь правду. Как это ни парадоксально, эту игру можно выиграть, никого не обманывая. Остальные игроки обманутся сами, не веря твоим словам.

Более того, согласно исследованиям психологов, даже если человек не намерен врать собеседнику, он все равно искажает информацию.

«Пару лет назад Тверски вместе с коллегой Элизабет Марш из Уни­верситета Дьюка попросила студентов в течение нескольких недель ежедневно вести записи того, что они рассказывают окружающим. В частности, молодые люди должны были фиксировать основное содержание своих историй, слушателей (родители, сокурсники, другие люди) и цель рассказа (информировать, развлечь и прочее). Испытуемых также попросили отмечать, искажали ли они тем или иным образом свои истории, скажем, чтобы приукрасить или сгла­дить некоторые детали.

После подсчета результатов Тверски и Марш обнаружили, что большинство историй (58 процентов) были рассказаны с целью о чем-либо проинформировать слушателей. Обычно они посвяща­лись общественным мероприятиям и пересказывались в среднем 2,7 раза. И того и другого ученые вполне могли ожидать.

Неожи­данной оказалась степень искажения. Студенты и сами признава­лись, что несколько приукрашивали истину, но на деле практико­вали это гораздо чаще и масштабнее, чем думали. Тверски и Марш установили, что молодые люди добавляли, опускали, преувеличи­вали или преуменьшали разные факты в 61 проценте рассказан­ных историй. А между тем, когда их прямо спросили, как часто они это делали, участники эксперимента признавались в этом «грехе» только в 42 процентах случаев. Эта весьма существенная разница четко демонстрирует, что некоторые искажения настоль­ко привычны для нас, что мы даже не задумываемся над тем, что, по сути, лжем».

Как говорил Лайтман из сериала «Обмани меня», человек в среднем врет 3 раза за 10 минут разговора.

 Почему мы искажаем факты, излагая их другому человеку?

lie 05«Чем же объяснить неистребимое стремление человека приврать? – спрашивает Халлинан. — По мнению Тверски, частично это объясняется теми допущениями, которые мы делаем относительно целей рассказываемых нам исто­рий. «Мы все жертвы англо-саксонской идеи, что любая беседа не­сет в себе информацию, — доказывала мне Тверски осенним днем по время прогулки по нью-йоркскому Центральному парку, — Мне ка­жется, это не так, по крайней мере, не всегда». По мнению профессора, во многих случаях разговор следует считать не инструментом донесе­ния истины, а формой поведения, направленной на достижение кон­кретной цели».

Дело в том, что, хотя наше сознание ставит перед собой задачу передать информацию, наше подсознание стремиться передать другому человеку позитивный образ себя любимого. Проще говоря, мы хотим понравиться собеседнику. И эта задача является для нас приоритетной по сравнению с передачей информации.

  • Мы приукрашиваем историю, чтобы она звучала интереснее, чтобы привлечь внимание собеседника.
  • Мы сглаживаем свою негативную роль.
  • Мы стараемся выглядеть умнее (что называется, перемудрил), принципиальнее (оценочные суждения), добрее (смягчение острых углов) и т.д.

А иногда мы просто необъективно оцениваем себя, отчего и искажаем информацию.

Кто более необъективен – мужчины или женщины?

«Надо сказать, излишней самоуверенностью в самых разных обла­стях жизни и деятельности грешат и мужчины, и женщины. Однако у мужчин это качество проявляется чаще, чем во многом и объясня­ется разница в том, какие ошибки совершают представители разного пола. Так, например, когда мужчин и женщин просят оценить свой коэффициент умственного развития, представители сильного пола в среднем выставляют себе более высокий балл, чем прекрасная по­ловина человечества. А между тем мужчины вовсе не так умны, как им кажется; на самом деле их IQ ниже, чем они думают. А вот жен­щины, напротив, умнее, чем себя оценивают; их IQ в среднем выше называемого ими балла. Иными словами, мужчины переоценивают свой интеллект, а женщины, напротив, недооценивают. А еще муж­чины, в отличие от женщин, склонны переоценивать свою внешнюю привлекательность».

lies 01

Удается ли нам обмануть собеседника?

Халлинан отмечает: «Если в историях, рассказанных студентами, содержался такой огромный процент искажений, то хочется спросить: понимали ли слушатели, что их вводят в заблуждение? Неопубликованные иссле­дования Барбары Тверски и Дэнни Оппенгеймера из Принстонского университета позволяют предположить, что вполне вероятно да, хотя, конечно, далеко не всегда. Ученые обнаружили, что слушатели прини­мали за чистую монету некоторые подтасовки и искажения в рассказе, но порой их радары «засекали» то, чего в действительности не было. В частности, в ходе последующего опроса слушатели сообщили ис­следователям о значительно большем числе преувеличений, чем при­знавались их рассказчики».

Жизненный опыт учит нас относиться скептически к любой получаемой информации. С годами мы становимся все менее доверчивыми, мы догадываемся о неизбежном приукрашивании любой информации.

Так кого же мы обманываем?

lie 04«Самый интересный эффект исследователи наблюдали не среди слушателей, а среди рассказчиков. Эксперимент Марш и Тверски по­казал, что, рассказывая истории, люди имеют обыкновение вводить в заблуждение не только других, но и самих себя. Ученые выявили, что коррективы, которые рассказчик вносит в повествование, вне­дряются в его память, причем настолько крепко, что нередко он сам «запоминает» то, чего не было в помине».

Ученые провели эксперимент среди студентов. Студентам предложили представить, что у них появились два новых соседа по общежитию. Студентам сообщили как положительные, как и отрицательные факты поведения этих новых соседей. А затем половине студентов предложили написать письмо об этих соседях с рекомендациями для вступления в студенческое братство (хвалебное письмо). А вторую половину студентов попросили написать ругательное письмо администрации с просьбой выгнать этих студентов из общежития.

В последствии студентов просили вспомнить как можно больше фактов об этих вымышленных соседях по комнате. Студенты, писавшие негативные письма, преувеличивали недостатки вымышленных героев, приписывали недостатки одного из студентов обоим, и т.д.

«Мы с вами действительно часто верим собственной лжи, но, как утверждает профессор Бартлетт, делаем это невольно».

Психологическая особенность общения — приукрашенное сообщение

  • Даже если мы искренне не хотим обманывать собеседника, мы все равно это сделаем. За нас это сделает наше подсознание.
  • Мы искажаем информацию, чтобы понравиться собеседнику или выполнить иные задачи.
  • В целом люди настроены скептически в отношении получаемой информации, но чем больше ложь, тем больше в нее верят. Меньше всего верят правде.
  • Мы запоминаем не то, что было на самом деле, а свое описание события. Собеседник может нам и не поверить, но мы себе поверим обязательно!

[1] Правила игры «веришь – не веришь». Для игры необходимо минимум три игрока, иначе не интересно играть. Колода карт может быть любого размера, но чем больше карт, тем интереснее. Все карты раздаются поровну  всем игрокам (плюс-минус одна карта – не важно). Побеждает тот, у кого на руках не останется карт. Первый ходящий выкладывает на стол от одной до четырех карт и говорит, что это –двойки, или девятки, или короли и т.д. Следующий игрок может или доложить любое количество карт, по его словам, того же достоинства, или сказать, что он верит или не верит предыдущему игроку и проверить последний «вклад». На столе может собраться до двадцати тузов, но проверяется только последнее поступление карт. Если он угадал, всю пачку карт забирает предыдущий игрок, если не угадал – он сам. Дальше ходит следующий за взявшим карты игрок, он выкладывает на стол от одной до четырех карт одного достоинства. И далее, как в первом круге, каждый следующий игрок или докладывает карты, или оценивает предыдущий «вклад».

Бесплатная подписка по e-mail

uspeh-success.ru

Ученые рассказали, почему люди забывают вещи, слова и события

"Куда я положил ключи?", "Никто не видел мои очки?", "Не могли бы вы позвонить на мой телефон? Забыл, где я его оставил!". Эти вопросы себе или другим частенько задает каждый из нас. Почему мы забываем? Над этой тайной ученые бьются не одно десятилетие. Сейчас они уже могут дать ответы на некоторые вопросы.

Ученые объяснили, почему люди забывают

Фото: Fotodom.ru/DP

Издание NoonPost рассказывает о самых популярных теориях забывчивости.

"Котел" с информацией

Еще в 50-х годах прошлого века ученые обнаружили, что в мозгу человека воспоминания накладываются друг на друга. Это явление назвали интерференцией. Но "по полочкам" в нашей голове воспоминания не раскладываются, а мешают друг другу и даже разрушают. К неисправности приводит вмешательство новой информации в ту, что уже хранится в мозгу. Между ними происходит своеобразное соревнование.

Причем исход может быть в любую пользу. Старые воспоминания могут мешать новым и наоборот. К примеру, старый номер телефона долгое время будет вытеснять в памяти новый. Но при этом некоторые новые данные просто не дают работать старым. Спасает ситуацию здесь уникальность события. К примеру, вы вряд ли забудете что-то важное для себя — первый выпускной или рождение ребенка.

Исчезновение данных

Еще одной причиной забывчивости ученые называют исчезновение информации из нашей долговременной памяти. Мозг просто подчищает все, что давно не используется. Причем это происходит не само собой. Исследователи полагают, что мозг целенаправленно избавляется от ненужных, по его мнению, сведений.

Однако приверженцы этой теории не могут объяснить, к примеру, почему человек не забывает, как плавать, даже если давно этого не делал. Также загадкой для них остается то, почему какие-то данные быстро стираются из памяти, а другие хранятся там долго, при том, что и те, и другие не используются.

Мозгу не хватает подсказки

Еще одна теория говорит о том, что мы вообще ничего не забываем. Просто не можем "вытащить" нужную нам информацию без определенной подсказки. Ей может служить все что угодно: запах, звук, знакомый вид. Они могут натолкнуть нас на воспоминания, которые мы, как думали, давно стерли из памяти.

Что общего у всех теорий о забывчивости, так это время. Именно его называют главным фактором ухудшения памяти.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что соцсети помогают памяти человека сохранять важные воспоминания. К такому выводу пришел сотрудник Колледжа экологии человека при Пекинском университете (Китай) Ци Ван.

Социальные сервисы — например, Facebook, Twitter, Instagram и прочие подобные сайты — позволяют людям не только сохранять и упорядочивать воспоминания, но и делиться ими с близкими. Последнее, как отмечают ученые, выгодно отличает соцсети от традиционных дневников.

А недавно "Правда.Ру" писала о статье Роберта Эпштейна. Он в материале для Aeon Magazine пытается развеять миф о том, что человеческий мозг работает подобно компьютеру. Эпштейн объясняет: все, что дано человеку, — это чувства, рефлексы и определенные механизмы обучения. Никаких алгоритмов, правил, кодеров и декодеров, символов и буферов в мозгу человека нет и никогда не было!

Люди не хранят слова или правила, по которым они действуют так или иначе. Если в компьютере проекции хранятся в буфере, а по команде сразу предстают "на блюдечке", то в человеческой голове все намного сложнее. Ни слова ни песни не "загружаются" в наш мозг. Подробнее об этом читайте в нашем материале.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

До свидания воспоминания: Ученые научились стирать память

www.pravda.ru

Почему люди верят ложной информации?

Иногда удивляешься, как огромное количество людей верят в совершеннейший абсурд. У каждого найдётся знакомый, который верит во что-нибудь несусветное, так что нет особой необходимости приводить примеры. Глупости как раз потому так долго и живут, что их часто повторяют, даже если и повторяют с единственной целью — развенчать.

Так откуда же берётся ложная информация, почему люди так за неё хватаются и как с этим бороться?

(В основу статьи легла работа профессора Стефана Левандовски и его коллег).

Откуда берётся:

1. Слухи и фантазии

Люди обожают сенсационные истории. Они всегда рады пересказывать то, что может вызвать ответную реакцию — будь то радость, отвращение или страх. Подойдёт всё, что вызывает живой эмоциональный отклик.

Правдивые истории, как правило, оказываются довольно скучными, с ними в центре внимания оказаться сложно. Это не для кого не секрет.

Но вот что действительно очень странно: люди склонны верить в истинность того, о чём прочитали в художественной литературе. Это происходит, несмотря на то, что:

-Автор книги не скрывает, что история выдумана,-имеются прямые указания, что история содержит ложную информацию,-реальные факты хорошо известны.

Отчасти этот феномен может объясняться тем, что когда люди делают что-либо, доставляющее им удовольствие, их критическое мышление отключается.

2. ПолитикиПолитик скажет что угодно, чтобы выиграть выборы. Мы все это прекрасно понимаем, но вот ведь парадокс… Исследования показывают, что большинству людей знание о лживости политика почему-то совершенно не мешает верить в его ложь.

3. СМИСейчас пожалуй в СМИ найти правду намного сложнее чем попасть на какую нибудь совершенно ложную или просто очень поверхностную и непрофессиональную статью. Только что то очень невероятное и необычное привлечет внимание читателя, а невероятное обычно просто придумано или "вборшено" целенаправленно. Это просто бизнес. Сколько не говори, что "в телевизоре все врут" - все все равно продолжают его смотреть и обсуждать.

4. ИнтернетОб интернете можно сказать много добрых слов, но при всём том это, бесспорно, неисчерпаемый источник ложной информации. Вот только один факт:

«Исследование 50 сайтов, посвящённых вопросом похудения и диетам, показало, что доверия достойны только 3 из них».

Кроме того, люди имеют тенденцию искать только ту информацию, которая подтверждает их собственную точку зрения. И найти такую информацию при помощи интернета стало гораздо проще, поскольку там можно найти вообще всё, что угодно. В какую бы несусветную чушь человек не верил, он всегда найдёт в сети единомышленника.

Почему люди верят ложной информации

Ни для кого не секрет, что наш мир просто пропитан разного рода ложной информацией. Но если мы знаем, что политики, СМИ и интернет регулярно лгут, почему продолжаем всему этому верить?

Проблема заключается в странном механизме того, как мы принимаем (или не принимаем) информацию на веру. Очень немногие берут на себя труд проверить то, что слышат или читают, и только потом решать, верить или нет. Большинство выбирает более лёгкий и короткий путь:

Чувствую ли я, что это правильно? Или, другими словами, встраивается ли эта новая информация в ту информационную систему, которую я уже принял, как верную? Вы гораздо легче поверите в то, что политик замешан в коррупционной истории, если вы принадлежите к противоположному политическому лагерю.

То, что легче понять, легче принять на веру. Наше сознание не любит сложностей.

Заслуживает ли доверия источник? Чем авторитетней человек, чем большей властью он обладает, тем легче ему верят. Если какой-нибудь солидный доктор решится на коварное злодейство, он может просто дать вредный совет публично — и люди поверят.

Но и это не объясняет, почему люди продолжают верить в абсолютную ерунду, даже после того, как им на пальцах объяснили, что их убеждение никак не согласуется с действительностью.

Оказывается, что уж если ложная информация засела в голове, то её очень трудно оттуда извлечь, даже если её лживость неопровержимо и однозначно доказана и сам человек с этим согласился.

Этому есть несколько причин, и одна из них заключается механизме работы нашей памяти: нам гораздо легче вспомнить суть вещей, чем связанные с ними детали. Обычно это свойство довольно полезно — оно позволяет нам учиться. Например, частная информация о том, что приготовленную говядину легче переваривать, обобщена в памяти до «многие продукты становятся съедобными после термической обработки».

Побочный эффект этой особенности памяти заключается в том, что в ней легко всплывает суть ложной информации (луна сделана из сыра), а то, что эта информация поступила из ненадёжного источника (детская сказка), остаётся за скобками.

П.С. Мне кажется люди просто ленятся или не могут или не хотят собрать информацию из разных источников, выждать время пока не появятся более достоверные сведения, проанализировать ее и обдумать. Это все не так то и просто, а поверить в то, что сказал сосед, прочитал в ВКонтакте - очень просто, а главное еще и интересно!

А вы что думаете? Почему огромное количество людей верят во откровенную ерунду?

[источники]источникиhttp://mixstuff.ru/archives/12930

Давайте еще вспомним Почему людям так нравится бояться? и что такое Психологический феномен парейдолии. Вот еще интересный Эффект Даннинга-Крюгера или Как наше сознание нас дурачит и некоторые ошибочные аргументы нашего мышления.

masterok.livejournal.com