Урок экономики "Бюджет семьи". 3–5-й классы. Перечислите основные статьи доходов семьи


Урок экономики "Бюджет семьи". 3–5-й классы

Разделы: Начальная школа, Экономика, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Обучающая:познакомить учащихся с понятием доход, расход,  бюджет, их видами, структурой семейного бюджета, с основой домашней бухгалтерии, показать практическое применение при решении задач.
  • Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, логического мышления и навыков составления семейного бюджета, умения анализировать информацию, обучение навыкам аргументации выводов.
  • Воспитательная: формировать навыки самостоятельности, аккуратности, умения работать в команде.

Основные понятия:  доходы семьи,  расходы семьи, налоги, бюджет, виды бюджета.

Навыки и умения: перечислять основные статьи доходов и расходов семьи; составлять бюджет семьи и определять вид бюджета (используя условный пример).

Форма проведения урока: беседа с использованием презентации, работа по группам.

Оснащение урока: компьютер, проектор, проекционная доска, презентация “Бюджет семьи”, карточки с заданиями для практической работы (Приложение 1)

Учебные материалы: учебное пособие «Экономика семьи» Н.В. Новожиловой, тетрадь творческих заданий «Экономика: моя семья» Н.В. Новожиловой.

Тип: изучение нового материала с применением информационных технологий.

План урока

1. Организационный момент Сообщение темы и цели урока.2. Изучение нового материала Объяснение нового материала с использованием презентации, решение задачи.3. Закрепление нового материала Проверка усвоение основных понятий путем выполнения практического задания.4. Подведение итогов урока5. Домашнее задание

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте! Садитесь!

Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство.

Бертольд Авербах (немецкий писатель)

(Слайд № 1)

Тема нашего урока «Бюджет семьи». Сегодня на занятии мы познакомимся с понятиями доход, расход, бюджет,  научимся составлять и анализировать бюджет семьи.

2. Изучение нового материала

Прежде чем приступить к самому понятию бюджет семьи, давайте с вами вспомним о том, что для удовлетворения многочисленных потребностей нам необходимы товары или услуги.

При помощи чего мы приобретаем товары или услуги? (Предполагаемый ответ: при помощи денег).

Каким образом в семье появляются деньги? (Предполагаемый ответ: люди получают зарплату, пенсию).

Давайте мы сформулируем понятие дохода семьи и запишем это определение в тетрадь. (Слайд №3). Доходы – это все денежные и неденежные поступления в семью.

Итак, основными видами доходов в семье будут заработная плата, которую получают люди за свой труд в различных организациях (прибыль у предпринимателей), пенсия, которую получают пожилые люди или инвалиды и пособие на детей. (Слайд №4).

Существуют и непостоянные, разовые доходы. К ним можно отнести наследство, бонусы, премии и другие. В учебнике на станице 47 представлена таблица «Виды доходов», которая поможет вам раскрыть содержание того или иного вида дохода. Вы обратили внимание, что в определении говорится о том, что доходы бывают не только денежными. Наверно вам приходилось получать подарки или выигрывать в тире мягкую игрушку. Это тоже будет относиться к доходам семьи. (Слайд №5).

Чтобы существенно улучшить материальное положение семьи, нужно стремиться к получению постоянных доходов.

Как мы уже сказали – доходы необходимы для удовлетворения различных потребностей членов семьи. Назовите эти потребности. (Предполагаемый ответ: скорее всего учащиеся назовут в первую очередь потребности, связанные с питанием и приобретением различных вещей, получением услуг).

Приобретая все необходимое для удовлетворения потребностей, у любой семьи появляются расходы. Запишем определение в тетрадь.  (Слайд №6). Расходы – это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи.

Как и доходы, расходы тоже будут делиться на постоянные и непостоянные. К постоянным расходам мы отнесем расходы на питание, одежду и обувь,  оплату коммунальных платежей и услуг связи, транспортные расходы (на содержание личного транспорта или покупку проездных билетов). (Слайд №7).

Существует также особый вид постоянных расходов – это налоги. Налоги – это обязательные платежи государству с доходов или собственности. (Слайд №8). В российской семье, как правило, существуют следующие расходы на налоги: подоходный налог в размере 13% от получаемого дохода (не берется с пенсий и пособий), налог на имущество (его размер зависит от величины и количества вашего имущества), транспортный налог (его величина зависит от специфики вашего транспорта). Запишите определение в тетради.

Другие расходы семьи не носят регулярного характера или являются временными. (Слайд №9). Это расходы на аренду жилья, покупку предметов домашнего обихода, медицину, образование (иногда это сезонный расход), досуг, отдых, покупку предметов роскоши  и так далее.

Итак, зная, какие бывают доходы и расходы семьи, мы с вами подошли к основному понятию нашего урока – бюджет. Так что же такое бюджет и для чего он нужен?

Бюджет – это роспись доходов и расходов за определенный период.  (Слайд №10). Запишем это определение в тетради. Составляется он для того, чтобы знать, сколько было доходов и расходов у семьи за определенный срок. В России семья обычно составляет бюджет на месяц.  И на основе полученных данных можно делать выводы, экономно ли живет семья.

Итак, давайте с вами рассмотрим, какие бывают виды бюджета. На одну чашу весов мы положим доходы, а на другую – расходы семьи.

Первый случай, если доходы больше расходов, то такой бюджет называется избыточным. (Слайд №11). Запишите формулу в тетрадь. А что мы будем делать с излишком денег? (Предполагаемый ответ: положим в банк, в копилку). Действительно, излишек денег отправляют в накопления. Накопления порой делают и намеренно, если хотят получить в будущем дорогостоящую услугу или покупку.

Второй случай, если доходы меньше расходов, то такой бюджет называется дефицитным. (Слайд №12). Запишите формулу в тетрадь. А что мы будем делать, если нам не хватило денег до зарплаты? (Предполагаемый ответ: возьмем кредит в банке, достанем деньги из копилки). Действительно, если денег не хватает, то их берут в долг или используют предыдущие накопления. Иногда берут в долг намеренно, приобретая что-то важное в данный момент. Но любой «долг платежом красен». И его необходимо возвращать.

Третий случай, если доходы равны расходам, то такой бюджет называется сбалансированным (от слова «баланс», что значит равенство). (Слайд №13). Запишите формулу в тетрадь.   Сбалансированный и избыточный бюджеты самые хорошие. Можно смело сказать, что семья не испытывает финансовых затруднений. И как следствие этого, в такой семье больше денег можно тратить на образование, спорт, отдых и так далее.

3. Закрепление нового материала

Сейчас мы с вами посмотрим на примере, как составляется бюджет семьи и ответим на вопросы.

Итак, перед вами семья Ивановых (Слайд №14), членами которой являются дедушка и бабушки пенсионного возраста, работающие мама и папа, сын-студент, дочь-старшеклассница и маленький ребенок.

Бюджет семьи Ивановых за январь выглядит следующим образом. (Слайд №15). Как правило, при составлении бюджета используют таблицу из четырех столбцов: первый – вид дохода, второй – сумма дохода, третий – вид расхода, четвертый – сумма расхода. Строк может быть любое количество, но последняя строка должна содержать позицию «итого доходов» и «итого расходов».

Мы видим, что доходы семьи состоят из заработных плат, пенсий, пособий, стипендии, премии и банковского начисления по вкладу за предыдущий год.  У семьи были следующие расходы: на питание и корм для собаки, покупку одежды, обуви и бытовой химии, на транспорт, оплату коммунальных услуг, телефонов, налогов, услуг образования, на покупку лекарств дедушке и проведение досуга (ходили в театр и кино). Итоговая сумма дохода – 100 тысяч рублей за месяц, а сумма расходов – 75 тысяч рублей за месяц. Выполните следующие задания. (Слайд №16). Если вы готовы отвечать, поднимите руку.

1. Определите вид бюджета. (Правильный ответ – избыточный). 2. Какие доходы и расходы постоянные, а какие переменные? (Правильный ответ: постоянные доходы – зарплаты, пенсии, пособия и стипендия, непостоянные – премия и банковский процент; постоянные расходы – на питание, коммунальные услуги, телефон, бытовую химию, одежду и обувь, образование, транспорт, непостоянные – досуг и отдых, может быть – лекарства). 3. Смогут ли они в этом месяце отложить деньги на летний отдых на море? (Правильный ответ: да, смогут отложить 25 тысяч рублей). Мы с вами рассмотрели пример составления бюджета семьи за месяц.

Сейчас, я раздам вам листы с заданием,  и вы должны будете совместно с товарищем по парте выполнить его в течение 5 минут. (Приложение 1) Обратите внимание, что бюджет должен быть составлен строго в таблице.

(При проверке задания, важно, чтобы учащиеся не только правильно разнесли в таблицу виды доходов и расходов, но и определили вид бюджета и сделали вывод о том, что будет делать семья с избытком средств. Ответы должны быть проанализированы.)

4. Подведение итогов урока

Давайте вспомним, с какими новыми экономическими понятиями мы познакомились на уроке? (Предполагаемый ответ: доходы, расходы, налог, бюджет, виды бюджета).

Активным учащимся за правильные ответы выставить оценки.

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с важнейшими элементами семейной экономики – видами доходов и расходов семьи, научились составлять семейный бюджет, определять его вид и делать выводы.  Надеюсь, что вы поняли, как важно составлять бюджет, и теперь будете помогать родителям в его разработке и анализе. На следующем занятии мы поговорим с вами о том, каким образом можно увеличить доходы или сократить расходы в семье.

5. Домашнее задание

Учебник: гл.3. пар. 9, 10 (читать и отвечать на вопросы).  Тетрадь творческих заданий: гл.3 №№ 7, 10.

(Можно предложить учащимся составить бюджет их семьи. При этом, конечно, недопустимо просить школьников выяснять конкретные суммы семейных доходов и расходов. Эти показатели могут быть условны или приблизительны).

Список литературы:

1. Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики. Учебно-методическое пособие для преподавателя. – М.: МЦЭБО, 1999. 2. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М.М. Воронина.  – Волгоград: Учитель, 2008. 3. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2010. 4. Достижения молодых. Личная экономика. Методическое руководство для учителя и консультанта. – Junior Achievement Russia. МОО «Достижения молодых», Москва, 2004. 5. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов общеобразоват. учрежд. Образовательная область «Технология». – М.: Вита-Пресс, 2002. 6. Экономика для 3-5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева.  МЦЭБО, 2006.

Интернет-источники

1. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет»; 2. http://ekonomica.org – сайт по основам финансовой грамотности; 3. http://ekonomica.info – сайт по основам финансовой грамотности с видеоматериалами; 4. http://www.mirkin.ru – библиотека по финансово – экономической тематике; 5. http://www.dostatok.ru – сайт по основам финансовой грамотности.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Доходы и расходы семьи

Доходы и расходы семьи – это соотношение между различными статьями доходов и расходов семьи в процессе выполнения ею экономических функций:

демографической (детородной),

формирование физических и умственных способностей детей (будущей рабочей силы) общества,

ведение домашнего хозяйства, обеспечение нормальных бытовых условий,

формирование основных потребностей и интересов индивида,

обеспечение необходимого уровня потребительского спроса на товары и услуги,

сбережения необходимых средств для приобретения товаров длительного пользования и обеспечение в старости,

рекреационное восстановление трудоспособности занятых в народном хозяйстве членов семьи и детей, которые учатся,

функция социализации, то есть привлечения членов семьи в систему общественных отношений страны (экономических, социальных, политических, национальных, культурных и др.),

функция экологизации, то есть подготовка членов семьи к их общению с природой, к рациональному взаимодействию человека и природы.

В процессе эволюции социально-экономической системы происходит постепенное отмирание одних функций, возникновение других, а также обогащение отдельных функций новым содержанием. Так, при тотальном обнищании основной массы населения во многих семьях активно развивается такая функция, как семейный бизнес. В то же время значительно ослабляются демографическая, накопительная, рекреационная и другие функции.

Основой возникновения большинства из названных функций является формирование и использование семейного бюджета. Важнейшие статьи доходов этого бюджета – заработная плата, предпринимательский доход, государственные трансфертные платежи, или доходы из общественных фондов потребления (пенсии, стипендии, пособия, предоставление бесплатных услуг в сфере образования), арендные платежи, рента, доходы от индивидуальной трудовой деятельности и др. Доходы от индивидуальной трудовой деятельности – доходы, не связанные с работой в государственных, кооперативных, коллективных предприятиях и учреждениях.

Индивидуальная трудовая деятельность – производство товаров и оказание платных услуг в домашних условиях и на небольших предприятиях мелкотоварной собственности (пошив одежды, изготовление сувениров, ремонт бытовой техники, платные услуги врачей, преподавателей, юристов).

Предпринимательский доход – это часть совокупного дохода, полученного от предпринимательской деятельности. В западной экономической литературе его называют нормальным доходом, который рассматривается как нормальное вознаграждение за предпринимательскую деятельность.

Выплаты из фондов социального страхования, или трансфертные выплаты, и заработная плата – затраты на воспроизводство рабочей силы, их источником является необходимый продукт.

Основные статьи расходов семьи – расходы на питание, приобретение одежды и обуви, коммунальные услуги, приобретение товаров длительного пользования (мебели, автомобиля и др.), транспортные расходы, расходы на образование, развлечения, досуг, путешествия, уплата налогов (в т.ч. на социальное страхование), покупка промышленных товаров, добровольные пожертвования и взносы в общественные организации, сбережения и др.

Основной источник роста доходов населения – заработная плата. В бывшем СССР (в 90-х – в Украине, России, других государствах СНГ) заработная плата в значительной мере была оторвана от личного трудового вклада работников и конечных результатов работы коллектива. Образование, уровень квалификации, трудовой стаж, даже рабочее время существенно не влияли на ее уровень. Аналогичные нормы применялись и к общественным фондам потребления.

В развитых странах Запада на уровень доходов работников в различных сферах деятельности влияют уровень образования, приобретенная специальность, собственность, различные виды богатств, переданных или полученных в наследство, или тех, что являются результатом предпринимательского успеха. Часть реальных доходов населения в современном цивилизованном мире используется не для приобретения любого вида жилья, а для покупки собственного дома с соответствующими удобствами и необходимым уровнем коммунального обслуживания, автогаражем, сауной, бассейном, зоной зеленых насаждений. Так, в Великобритании почти 60% семей имеют собственные дома. Теперь речь идет не только о предметах личного пользования (одежда, обувь, другие вещи), а о том, чтобы они были удобными, красивыми, модными, приносили их владельцу удовольствие. Такой же подход к продуктам питания учитывает не только показатели, учитывая элементарную калорийность, а качественную структуру согласно физиологическим потребностям, научно обоснованным нормам потребления.

После Второй мировой войны в развитых странах мира за сравнительно непродолжительный период в повседневную жизнь людей вошли новая бытовая техника, автомобиль, компьютер, множительная техника и др. Это заметно изменило структуру потребностей, привычек и настроений. Так, в Люксембурге на 1000 жителей приходится почти 600 автомобилей, в Германии – 448, в Нидерландах – 383. В то же время в некоторых странах ослабляется дифференциация в доходах, активно формируется средний класс. Так, в Японии лишь 2% семей имеют доходы менее 16 тыс. долл. в год, свыше 50% – получают ежегодно от 35 до 75 тыс. долл., а 2% самых богатых присваивают более 160 тыс. долл. в год.

topknowledge.ru

Семейный бюджет, источники его формирования

Институт государственного управления,

права и инновационных технологий

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

Тема: Семейный бюджет,

источники его формирования

Выполнила: студентка

Чернышова В.А.

Шифр 06-1ФК(9)

Научный руководитель:

к.э.н., доцент

Кострова Ю.Б.

Рязань – 2006

Содержание

Введение

1. Экономическая сущность семейного бюджета

2. Потребительские бюджеты

2.1 Минимум материальной обеспеченности

2.2 Бюджет для средней семьи

2.3 Бюджет высокого достатка

2. Источники формирования доходов семьи

Список литературы

Введение

Современная экономическая мысль рассматривает семью или, более обобщенно - домашнее хозяйство как важного потребителя и производителя, жизнедеятельность которых осуществляется для реализации социальных, экономических и духовных потребностей индивида, самой семьи и общества в целом.

Актуальность темы подчеркивается тем, что институт семьи сегодня переживает кризис. Семья испытывает на себе влияние экономических, правовых, идеологических, нравственных отношений. Последствия перехода к рыночной экономике и устранения государства от комплексной поддержки семьи не замедлили сказаться.

Косвенным подтверждением тому служит захлестнувшая страну волна детской беспризорности и безнадзорности. Прямым - низкий уровень доходов основной массы российских семей, жилищно-бытовая неустроенность, сознательная ориентация на малодетность, основанная на неуверенности в завтрашнем дне, рост числа гражданских браков и внебрачных рождений.

Создание нормальных условий для производства человеческого фактора требует не только эффективного ведения домашнего хозяйства, но и формирования и использования семейного бюджета.

Целью работы является рассмотрение сущности семейного бюджета и источников его формирования.

Экономическая сущность семейного бюджета.

Семейный бюджет – это совокупность доходов всех членов семьи.

Понятие «доход» и его источники

Доход – это общая сумма денег, зарабатываемых или получаемых людьми за определенный период (обычно за год).

Существует четыре вида дохода: заработная плата, процент, рента и прибыль. Их источниками служат соответственно труд наемных работников, капитала, земля и предпринимательская способность. Обобщенно доход – это цена факторов производства.

Обычно в номинальный доход (исчисляемый в денежном выражении) включают и наличные трансфертные платежи (пособия, пенсии, стипендии и т.д.). Некоторые экономисты считают, что в доходы необходимо включать и субсидии на оплату жилья, продовольственные талоны, помощь государства на образование и медицинское обслуживание и прочие.

Доходы должны создавать условия для поддержания определенного уровня жизни. Понятие «уровень жизни» можно определить как обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами или степень удовлетворения потребности людей в этих благах. Набор необходимых для жизнедеятельности благ включает и такие потребности, как условия труда, образование, здравоохранение, качество питания, жилье и т.д.

Классификация доходов населения

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход (NT) - количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода, также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения.

Располагаемый доход (DI) - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства, используемые на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.

Реальный доход (RI) - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.

Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Доход является конечной целью действий каждого активного участника рыночной экономики, объективным и мощным стимулом его повседневной деятельности.

Но высокие личные доходы выгодны не только индивиду, это и общественно-значимая выгода, поскольку они, в конечном счете, являются единственным источником удовлетворения общих потребностей, расширения производства, а также поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных граждан.

Получателей рыночного дохода всегда волнуют три вопроса: надежность его источников, эффективность использования дохода и оправданность налогового бремени. Экономическая теория отвечает на эти вопросы, исследуя образование и движение совокупного дохода.

Доход есть денежная оценка результатов деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической теории под «доходом» имеют в виду денежную сумму, регулярно и законно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.

Доход всегда представлен деньгами. Это значит, что условием его получения является эффективное участие в экономической жизни общества: живем мы на зарплату или за счет собственной предпринимательской деятельности, - в любом случае мы должны сделать нечто полезное для других людей. Лишь тогда они передадут нам часть находящихся в их распоряжении денег (точно также, как и мы не расстаемся со своими деньгами, не приобретя взамен нечто полезное именно для нас).

Следовательно, сам факт получения денежного дохода есть объективное свидетельство участия данного лица в экономической жизни общества, а размер дохода - показатель масштаба такого участия. Ведь деньги, пожалуй, единственная на свете вещь, которую нельзя выдать самому себе: деньги можно получить только от других людей.

Прямая зависимость дохода от результатов рыночной деятельности нарушается лишь в одном случае - при объективной невозможности участвовать в ней (пенсионеры, молодежь в дотрудоспособном возрасте, инвалиды, иждивенцы, безработные). Названные категории населения поддерживаются всем обществом, от имени которого правительство регулярно выплачивает им денежные пособия. Конечно, эти выплаты образуют особый элемент совокупного дохода, но "рыночными" они, строго говоря, не являются.

Рыночный же доход всегда есть результат наших полезных - для других людей - усилий. Значит, он во многом определяется совпадением предлагаемых нами товаров и услуг с предъявляемым "другими людьми" спросом. Взаимодействие спроса и предложения - объективный механизм

образования доходов в рыночной экономике, в том числе и доходов

населения. Конечно, в таком механизме есть элементы случайного и потому несправедливого, но другого способа получения доходов в рыночной экономике не существует.

Потребительские бюджеты

Существует бюджет минимальной материальной обеспеченности, бюджет для средней семьи, бюджет высокого достатка, бюджет для пенсионеров и других групп населения.

2.1 Минимум материальной обеспеченности – это прожиточный минимум, или «черта бедности». Все группы населения, живущие за «чертой бедности», считаются бедняками. Черта бедности в значительной степени повышается за счет роста объемов цен и не отражает роста объемов потребления. Прожиточный минимум в России в 2004г. составлял 2140 руб. в месяц, а по Москве – 4105 руб. Ныне действующий закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» был принят в 1997г. и несколько раз за это время корректировался.

Состав потребительской корзины (продукты питания) в Российской Федерации в 2004г.

Помимо продуктов питания в минимальную потребительскую корзину входят также непродовольственные товары (например, количество чулочно-носочных изделий на одного трудоспособного человека определено 5шт. в год, школьно-письменных товаров для взрослого населения – 3шт. в год, на детей – 27шт.) и услуги (оплата жилья, включая услуги ЖКХ,

транспортные услуги и другие виды услуг, на которые предусмотрено 15% от величины расходов на все услуги). По мнению ученых, российская минимальная потребительская корзина составляет 30% биологической нормы выживания. Прожиточный минимум, определяемый потребительской корзиной, должен составлять не менее 4000 руб. в месяц на одного человека (при этом сюда не входят затраты на обучение, отдых и развлечения). По официальной статистике в России 20% населения в 2004г. жили за чертой бедности. Кроме абсолютной черты бедности в экономике рассчитывают и ее относительную величину, которая определяется социальными и культурными условиями. Например, в США также считается, что 20% населения относится к бедным. Однако бедняками в этой стране считается семья из трех человек, при условии что ее ежегодный доход не превышает 17 тыс. долл. (1400 долл. в месяц).

mirznanii.com