1.Определение работоспособности. Уровни работоспособности. Определение работоспособности


Определение работоспособности. Уровни работоспособности — МегаЛекции

Введение

 

Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворить этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации. При выполнении конкретной работы работоспособности имеет определенные вполне закономерные колебания. Вначале, когда только человек приступил к работе, работоспособность относительно невысока и постепенно повышается. Решение основной задачи здоровье сберегающей педагогики и психологии – сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления человека в его деятельности. Исходя из определения работоспособности, это способность человека развивать максимальную энергию и экономно ее расходовать, чтобы выполнять работу качественно и эффективно. Можно достаточно точно проследить, почему происходит утомление и как повысить работоспособность человека.

Определение работоспособности. Уровни работоспособности

 

Работоспособность – это социально–биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества.Работоспособность определяется комплектом профессиональных, психологических и физиологических качеств субъекта труда. Уровень, степень устойчивости, динамика работоспособности зависят от:– инженерно–психологических– гигиенических характеристик

o средств (орудий)

o содержания

o условий и организации конкретной деятельности

o системы психолого–физиологического прогнозирования

o формирования профессиональной пригодности, т.е. системы отбора и подготовки специалистов.

Работоспособность человека – характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Уровень работоспособности отражает: потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функциональные резервы; мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период

Степень устойчивости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а так же запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда.

Из вышеупомянутого видно, что работоспособность зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. по отношению к решаемой задаче выделяют максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Оценка степени работоспособности проводится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических функций с фоновыми показателями, полученными, например, в состоянии оперативного покоя.

Динамика работоспособности

В течение некоторого времени отмечаются изменения уровня работоспособности, что связано с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состояний.

Динамика работоспособности имеет несколько стадий: стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) – отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деятельности нервной и сердечно–сосудистой систем, возрастание активности психических процессов; возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий, ухудшение скорости и точности восприятия. Стадия устойчивой работоспособности – проявляется в наиболее высокой стабильной продуктивности и надежности труда, адекватности функциональных реакций величине рабочей нагрузки, устойчивости психических процессов, оптимальности волевых усилий, чувстве удовлетворенности процессом и результатами труда.

Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) – в начале характеризуется возникновением чувства усталости, снижением интереса к текущей работе, затем нарастает напряженность психических и физиологических функций, увеличиваются волевые усилия для сохранения необходимой продуктивности и качества деятельности. И, наконец, при продолжении работы нарушаются профессиональные параметры деятельности, снижается производительность труда, появляются ошибочные действия, падает мотивация к труду, ухудшается общее самочувствие, настроение. Иногда в этой стадии может возникнуть либо фаза срыва – полная дискоординация функций организма и отказ от работы, либо фаза конечного порыва – сознательная мобилизация оставшихся психических, физиологических резервов с временным, резким повышением эффективности труда. Стадия восстановления работоспособности – характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накоплением функциональных резервов. Различают: текущее восстановление в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов;

o срочное восстановление непосредственно после окончания всей работы– отставленное восстановление – на протяжении многих часов после завершения работы;

o медико – психологическая реабилитация восстановления после острых и хронических рабочих перенапряжений с применением активных средств воздействия на психические, физиологические и физические функции и качества личности.

 

Утомление

 

Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Утомление может появиться как при умственной, так и при физической работе

Умственное утомление – физиологический процесс снижения работоспособности, возникающее в результате выполнения умственной работы, и характеризующейся развитием двух фаз: двигательного беспокойства и иррадированного торможения.

Физическое утомление – физиологический процесс временного снижения работоспособности, связанные с изменением в клетках двигательного центра, возникающие в процессе выполнения мышечной деятельности: снижение силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений.

Нередко как синоним утомления употребляют термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость – субъективное состояние, выражающееся нежеланием продолжать работу, часто имеющее условно–рефлекторную природу.

Биологическая роль утомления чрезвычайно высока. Защитная функция, т.е. предохраняет организм от истощения при слишком длительном или слишком напряженной работе; повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма.

Работоспособность снижается не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум, пониженное давление кислорода). В этих случаях понижение работоспособности является следствием нарушения функционального состояния организма.

Существует множество способов повышения работоспособности. Зная физиологические и психические особенности человека, можно грамотно построить процесс деятельности, например, снижение работоспособности в начальной школе возникает в первую очередь в связи с тем, что школьники должны овладеть тремя основными школьными навыками: письма, чтения, длительного неподвижного сидения. Для повышения работоспособности применяют релаксацию. Проводят физминутку. Сохранить повышенную работоспособность помогает регламентация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности.

Быстрота утомления зависит от особенностей труда. Важную роль в появлении утомления играет также отношения человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального подъема длительное время не возникают признаки утомления и чувство усталости. Существует классификация клинических проявлений утомления по Волкову В. Н.:

Легкое утомление – состояние, которое развивается даже после незначительных по объёму и интенсивности мышечной работы;

Острое утомление – состояние, которое развивается при предельной однократной физической нагрузке;

Перенапряжение – остро развивающеесостояние послеоднократно предельной нагрузки на фоне снижения функций организма;

Переутомление – это уже патологическое состояние организма человека, проявляющееся прежде всего в виде невроза.

Переутомление

 

Недостаточный по времени отдых или чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени приводят к хроническому утомлению, или переутомлению. Переутомление в отличие от утомления – это такое сильное нарушение физиологических и биохимических процессов в организме, которое оказывается (именно для данного организма) чрезмерным и приводит к истощению резервов организма

Переутомление – это крайняя степень утомления, находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон, неправильный режим дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Таким образом, если утомление углубляется и не сменяется охранительным торможением, то можно говорить о переутомлении. При умелом распределении в течение дня умственного и физического труда можно добиться высоких результатов в воспитании и образовании ребенка, а также в его работоспособности.

Переутомление может выражаться в самых разных нарушениях самочувствия, которые носят стойкий характер. Чаще всего встречаются: чувство вялости и разбитости, общая апатия, головная боль, снижение аппетита, пониженный фон настроения. С точки зрения субъективных ощущений, чувство усталости нормально, а вот чувство разбитости – это уже качественно иное ощущение, которое позволяет заподозрить переутомление либо перетренированность. Разбитость говорит о перенапряжении и истощении. Объективно переутомление выражается в ухудшении всех функций организма и это приводит к возникновению различных хронических заболеваний или обострению заболеваний уже имеющихся.

Профилактика переутомления:

1. Технологические меры – создание наиболее благоприятных технологических условий для уменьшения утомляемости (механизация, автома­тизация, улучшение технических характеристик аппаратуры, инструментов и тд.)

2. Рационализация трудового процесса (экономичность, ритмичность, перерывы, отдых и тд.). Режим работы играет важную роль и опреде­ляется тяжестью работы: чем тяжелее работа, тем перерывы чаще и короче. В течение рабочего дня необходим большой перерыв (обеденный). Хороший эффект дает также производственная гимнастика и крепкий сон.

Сон – эффективный способ снятия умственного и физического напряжения. Во время сна уменьшается расход энергии, восстанавливаются и начинают функционировать системы, которые понесли сверхнагрузку (переутомление или болезненные изменения). Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Происходит накопление богатых энергией фосфорных соединений, при этом повышаются защитные силы организма. Хронические недосыпания способствуют появлению неврозов, ухудшению функциональных и снижению защитных сил организма.

Средством сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм труда. Ритмичная работа на 20% менее утомительна, чем не ритмичная работа той же тяжести.

3. Рационализация санитарно–гигиенических условий.

4. Повышение квалификации (тренированности) работников. Высококвалифицированные рабочие обычно утомляются позже.

Заключение

 

Проанализировав стадии работоспособности, можно сделать следующие выводы. В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности. Выделены основные стадии работоспособности по показателям результативности деятельности: врабатывание, оптимальная работоспособность, утомление , конечный порыв. При анализе изменений в функционировании обеспечивающих систем прослеживается более тонкая динамика стадий работоспособности: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв деятельности. В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, степени тренированности, профессиональной подготовки, состояния здоровья продолжительность, чередование и выраженность отдельных стадий динамики работоспособности может варьировать, вплоть до полного выпадения некоторых из них.

Список используемой литературы

1. ТК РФ 2016 г.

2. Манухина С. Ю.Психология труда: хрестоматия: учебное пособие. – Москва: ЕАОИ 2011 г.–275 с.

3. Обознов А. А., Журавлев А. Л., Под ред.Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 5. Москва: Когито-Центр 2013 г.–426 с.

4. Ильин Е. П.Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. – Санкт-Петербург: Питер 2011 г.–224 с. Электронное издание. ISBN 978-5-459-00365-9

5. Ягер Дж.Работайте меньше, делайте больше: 14-дневный тренинг повышения продуктивности. Москва: Инфотропик Медиа 2012 г.–352с. Электронное издание. –ISBN 978-5-9998-0102-9

6. Толочек В.А.Психология труда. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер 2016 г.–480 с. Электронное издание. ISBN 978-5-496-01738-1

7. Дикая Л. Г., Журавлев А. Л., Занковский А. Н., ред.Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии . Москва: Когито-Центр 2015 г.–483 с. Электронное издание. ISBN 978-5-9270-0315-0

8. Парахина В. Н., Перов В. И. под ред.Самоменеджмент. Москва: МГУ 2012 г.–368 с. Электронное издание. ISBN 978-5-211-06254-2

9. Реан А.А.Психология личности. Санкт-Петербург: Питер 2013 г.–288 с. Электронное издание. ISBN 978-5-496-00226-4

10. Коллектив авторов.Актуальные исследования в области психолого-социальной работы. Санкт-Петербург: СПбГИПСР 2011 г.–174 с. Электронное издание. ISBN 978-5-98238-024-1

 

megalektsii.ru

1.Определение работоспособности. Уровни работоспособности. Влияние трудовой деятельности на организм человека, профилактика утомления

Похожие главы из других работ:

Влияние световой среды на работоспособность и безопасность труда

2. ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Как мы все знаем, каждый цвет влияет на человека по-разному, один цвет заставляет биться наше сердце быстрее, другой, наоборот, успокаивает организм и дает расслабиться...

Влияние шума и вибрации на организм человека

2.3 Допустимые уровни шума для населения

Для защиты людей от вредного влияния городского шума необходима регламентация его интенсивности, спектрального состава, времени действия и других параметров...

Закономерности динамики работоспособности и проблема утомляемости

Глава 1. Сущность, факторы, показатели и динамика работоспособности

Способность человека к целесообразной деятельности может оцениваться тремя основными характеристиками: дееспособностью, трудоспособностью, работоспособностью...

Организация рабочего места водителя

2 ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА, ИНФРАЗВУКА И ВИБРАЦИИ

2.1 Уровни звука в кабине грузовых автомобилей не должны превышать 70 дБА (ПС 65). 2.2 Уровни инфразвука в кабине автомобиля не должны превышать 110 длин в соответствии с «Гигиеническими нормами инфразвука на рабочих местах» № 2274-80 от 12.12.80 г...

Оценка работоспособности и утомления как показателей здоровья

3. Оценка работоспособности

Физическую работоспособность оценивают с помощью целого ряда тестов. Одни из них предусматривает характеристику физической работоспособности по длительности работы при заданной мощности...

Оценка работоспособности и утомления как показателей здоровья

4.Основные стадии работоспособности в ходе занятий физкультурой

Рассмотрим несколько стадий изменения работоспособности при занятии физической культурой и спортом. Выделяют следующие стадии: стартовое состояние, врабатывание, разминка, «мертвая точка» и «второе дыхание», устойчивое состояние...

Оценка работоспособности и утомления как показателей здоровья

5. Динамика работоспособности. Работоспособность и утомление

В целом динамика работоспособности любого человека включает фазы: 1. мобилизации, т. е. подготовки к деятельности; 2. первичной реакции, отражающей процесс количественного уравновешивания; 3. гиперкомпенсации, т. е. поиска оптимального решения...

Оценка условий труда на рабочем месте инженера-электронщика

1.2.3 Повышенные уровни электромагнитного излучения

Известно, что электромагнитное излучение охватывает все эффекты от радиоволн до рентгеновского излучения и вся внешняя несхожесть этих явлений обусловлена лишь частотой волнового движения (или длиной волны)...

Психофизиологические основы работоспособности человека

1. Понятие работоспособности и ее факторы

Работоспособность - потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени...

Психофизиологические основы работоспособности человека

2. Фазы развития работоспособности в течение различных периодов времени

Работоспособность человека в течение рабочей смены характеризуется фазным развитием (рис. 1). Рис. 1. Типичная кривая работоспособности в течение рабочей смены Пашуто П. В. Организация и нормирование труда на предприятии. - Мн.: Новое знание, 2002...

Психофизиологические основы работоспособности человека

3. Улучшение условий труда как фактор повышения работоспособности

На работоспособность человека оказывают влияние как объективные условия труда, так и субъективные (личностные) его характеристики. Объективные условия труда - единство всех факторов, влияющих на человека в трудовом процессе...

Разработка концепции развития пожарной и аварийно-спасательной техники на территории Владимирской области

Раздел 2. Анализ работоспособности рукавной линии

Проведем расчет работоспособности рукавной линии в условиях низких температур при тушении пожара в административном здании, расположенном в городе Владимир. За расчетную температуру возьмем самую низкую температуру воздуха...

Разработка нормативов по пожарно-строевой подготовке

2.1Определение уровня физической работоспособности пожарных

Методика определения физической работоспособности включает контроль частоты сердечных сокращений (ЧСС) на основе метода функциональной пробы с дозированной физической нагрузкой (степ-тест)...

Режим труда и отдыха студента

Глава 8. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие

Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки...

Режим труда и отдыха студента

Глава 11. Средства физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного процесса

Использование физических упражнений как средство активного отдыха. Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И. М Чеченова...

trud.bobrodobro.ru

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ это что такое РАБОТОСПОСОБНОСТЬ: определение — Педагогика.НЭС

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

способность личности, группы людей заниматься определенной деятельностью на заданном уровне эффективности в определенном временном режиме. Эта способность проявляется в определенном уровне развития как физиологических, так и психических функций. Психический компонент Р. дееспособность.

Оцените определение:

Источник: Акмеологический словарь

Работоспособность

ст.слав.) – это состояние человека, характеризующее его способность выполнять работу (рабочие операции) определенной сложности, объема и длительности, обеспечивающих ее эффективность. А также способность человека быстро восстанавливать свой физический и психологический потенциал после ее выполнения. Принято различать физическую и умственную работоспособность. Работоспособный человек – это усердный человек, работающий с охотой, мало утомляемый, как правило, оптимист.

Оцените определение:

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

потенциальная возможность человека эффективно выполнять к.-л. деятельность в течение продолжительного времени. Различают Р. умственную и физическую. Длительная работа неизбежно сопровождается колебаниями Р., обусловленными рядом факторов. Важнейший их них - утомление. Однако возможно сохранить Р. вопреки факторам утомления. И наоборот: Р. может снизиться вопреки отсутствию утомления. Изменения Р. зависят от содержания и характера работы, от внешних условий (объем работы, ее сложность, интенсивность, продолжительность), индивидуальных психологических и физиологических особенностей человека (в частности, характера, темперамента, типа нервной системы и др.), от степени интереса человека к данной работе, специфики биологических ритмов жизнедеятельности человека и пр. Изменение уровня Р. описывается с помощью т.н. кривой Р. Как правило, Р. наиболее эффективна в утренние часы после ночного отдыха, причем наиболее высокий уровень Р. наступает не с самого начала работы, а после определенного периода "врабатывания", когда человек сосредоточивает внимание на трудовой деятельности. Обычно через 3-4 ч (у учащихся несколько раньше) следует спад, обусловленный потребностью в отдыхе и пище (как правило, этот период совпадает с обеденным перерывом, большой переменой в школе). Затем кривая Р. как бы повторяет утренний этап, но на более сниженном уровне. Перед самым концом работы нередко наблюдается подъем. Выделяются типы людей, отличающиеся лучшей Р. в утренние часы ("жаворонки", предпочитающие рано вставать и рано ложиться спать) и в вечерние и даже ночные часы ("совы", любящие утром поспать и поздно ложиться спать). В соответствии с возрастными возможностями учащихся устанавливается определенная длительность учебных занятий. Наиболее трудные уроки рекомендуется проводить в утренние часы, когда Р. учащихся оптимальна. В течение учебного года вводятся каникулы. Разработаны рекомендации по наилучшей организации режима дня и режима образовательного учреждения, соблюдению требований психогигиены.

Оцените определение:

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

потенциальная возможность человека выполнять к.-л. деятельность на достаточно высоком уровне эффективности в течение продолжит, времени. В зависимости от преобладания в работе физич. или умственных усилий различают Р. умственную и физическую. Это различение условно: специфичность Р. зависит от удельного веса того или иного фактора в деятельности.

Длительная работа неизбежно сопровождается колебаниями Р., обусловленными действием мн. факторов. Важнейший из них — утомление. Однако между Р. и утомлением нет прямой зависимости, возможны случаи сохранения высокого уровня Р. вопреки действию фактора утомления и наоборот — снижение Р. при слабо выраженном утомлении. Изменения в состоянии Р. зависят от внеш. условий деятельности (ее объем, интенсивность, сложность, продолжительность, непрерывность). и от психол. и психофизиол. особенностей конкретного человека (мотивация, настойчивость, отношение к выполняемой работе, заинтересованность в ней), от индивидуальных особенностей темперамента, характера, типа нервной системы и т. д.

Изменение уровня Р. описывается с помощью т. н. кривой Р., показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения. При всем многообразии факторов, от к-рых зависит Р., могут быть выделены нек-рые общие характеристики ее динамики, в особенности суточные колебания Р. Как правило, наиб. благоприятны для высокого уровня Р. утренние часы, когда им предшествует нормальный сон. При этом наиб. высокий уровень Р. наступает не с самого начала работы, а несколько позднее, когда заканчивается период «врабатывания», происходит сосредоточение внимания и усилий, освобождение от отвлекающих воздействий. Дальнейшее течение Р. характеризуется относительно устойчивым уровнем («плато» кривой Р.), сменяющимся у взрослого через 3—4 ч (у школьника через меньший промежуток времени). незначит. спадом, обусловленным потребностью в отдыхе и пище (обычно к этому времени приурочивается обеденный перерыв на произ-ве, большая перемена в школе). Последующий ход кривой Р. как бы повторяет тенденцию нач. утренней фазы, но на общем несколько сниженном ср. уровне. Снижение Р. к концу рабочего дня — явление весьма типичное. Однако перед самым концом работы нередко отмечается нек-рый подъем Р. («порыв»), вызываемый сознанием близкого конца работы и соответствующим этому чувством удовлетворения.

В процессе работы происходят мало заметные колебания рабочего тонуса, тем более выраженные, чем напряженнее работа. Эти колебания компенсируются нахождением оптимального ритма и микропаузами, т. к. длительные усилия не могут быть непрерывными. Осн. симптомом ослабления усилий служит изменение интенсивности внимания, выражающееся в отвлекаемости, понижении интереса, в увеличении кол-ва допускаемых ошибок и т. п., что сигнализирует о необходимости введения перерывов в работе. Монотонная работа требует более частых перерывов, как и работа, сопряженная с повышенным напряжением внимания.

В соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся в уч. заведениях установлена определенная длительность занятий, введены перерывы разной продолжительности. Наиб. трудные уроки рекомендуется проводить в первые часы занятий, когда Р. учащихся оптимальна. Уч. год делится на определенные отрезки, между к-рыми устанавливаются каникулы. Разработаны примерные рекомендации для поддержания нужного уровня Р. при самостоят. работе учащихся (см. Режим школьный, Режим дня).

Рекомендации, направленные на повышение Р., основываются на общеоздоровит. принципах и на выполнении требований психогигиены. Большое значение имеет соблюдение определенного режима труда и отдыха. Поскольку каждый вид труда мобилизует в наиб. степени одни психофизиол. функции и оставляет в сравнительно неактивном состоянии другие, целесообразно строить формы отдыха на основе переключения с одной формы деятельности на другую (активный отдых), исключая те случаи, когда необходим полный покой.

Оцените определение:

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

didacts.ru

Понятие работоспособности человека — Мегаобучалка

РАЗДЕЛ І. ПОНЯТИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И САМОЧУВСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Понятие работоспособности человека

Поскольку началом исследований устойчивости человека к различным факторам окружающей среды лежит через понятие «физическая работоспособность», то наиболее чётко этот вопрос освещен в спортивных науках: теории и практике физической культуры, физиологии спорта, биохимии спорта, спортивной медицине, психологии спорта и др. В них в последнее время стало более корректным говорить не о работоспособности, а о двигательных способностях человека.

Под термином «физическая работоспособность» принято считать потенциальную способность человека проявить максимум физического усилия в динамической, статической или смешанной работе [2].

Максимальное физическое усилие – понятие условное, так как известно, например, что высококвалифицированные спортсмены при высоком уровне мотивации и волевого напряжения устанавливают личные рекорды. Кроме того, медицинская практика свидетельствует, что в условиях чрезвычайной опасности или при психическом возбуждении человек способен проявить [5] физические усилия, намного превышающие нормальный уровень физической работоспособности.

Работоспособность человека - его способность формировать и поддерживать свой организм в рабочем состоянии, т. е. изменять течение физиологических функций (функций мышечной и нервной системы, дыхания, кровообращения, обмена веществ и др.), с тем, чтобы обеспечить высокий уровень производительности труда.

В процессе труда работоспособность, т.е. способность человека к трудовой деятельности определенного рода, а соответственно, и функциональное состояние организма подвергаются изменениям. Работоспособность - величина непостоянная: она меняется на протяжении рабочего дня недели у года под влиянием различных факторов, для нее характерно фазное развитие.

Принято различать последовательно протекающие один за другим следующие периоды работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, снижение работоспособности.

Поддержание работоспособности на оптимальном уровне - основная цель рационального режима труда и отдыха. Режим труда и отдыха - это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность. Рациональный режим - такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени [1].

В целях учета физиологических возможностей человека следует разрабатывать такой порядок чередования времени труда и отдыха, определять такую их длительность, которые обеспечивали бы наибольшую работоспособность и производительность труда. Научно обоснованным режимом труда и отдыха на предприятиях является такой режим, который наилучшим образом обеспечивает одновременное сочетание повышения работоспособности и производительности труда, сохранение здоровья трудящихся, создания благоприятных условий для всестороннего развития человека.

И. В. Аулик [2] полагал, что характер нагрузки, её интенсивность и длительность определяют значение отдельных факторов для успешного завершения работы. Так, например, при быстрой ходьбе энергопродукция в мышцах осуществляется аэробным путём. Темп и длительность ходьбы лимитируется только аэробными механизмами превращения энергии, в то время как остальные факторы работоспособности практического значения не имеют. Однако, при быстром беге к мышцам ног не поступает достаточного количества кислорода. Освобождение энергии происходит преимущественно анаэробным (бескислородным) путём. Поэтому принято говорить об аэробной или анаэробной производительности, т. е. работоспособности.

При массовых исследованиях часто ограничиваются определением максимума аэробной мощности, что принято считать главным фактором работоспособности. Нельзя, однако, по уровню отдельных факторов судить о физической работоспособности в целом. К сожалению, иногда оценка ей даётся только на основе измерения максимума потребления кислорода или же мощности нагрузки, при которой частота сердечных сокращений стабилизируется на уровне 170 уд/мин (показатель PWC170).

В спортивной литературе в понятие «физическая работоспособность» вкладывают различный смысл, начиная от результатов эргографии пальца и кончая различными физиологическими и эргометрическими показателями при мышечной работе субмаксимальной или максимальной мощности. Нередко используют термины «общая» и «специальная» работоспособность, или просто называют «физическая выносливость».

Кстати, последнее не совсем корректно. Правильнее было бы говорить о «выносливости» преимущественно к аэробной или анаэробной работе, но обязательно указав её локализацию (локальная, региональная, глобальная), а также характер (статическая, динамическая, циклическая или ациклическая).

В различное время суток организм человека по- разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы: с 8 до 12 часов первой половины дня, и с 14 до 17 часов второй. В вечерние часы работоспособность понижается, достигая своего минимума ночью. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 часами, а в ночное время - с 3 до 4 часов. При построении недельных режимов труда и отдыха следует исходить из того, что работоспособность человека не является стабильной величиной в течение недели, а подвержена определенным изменениям. В первые дни недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с постепенным вхождением в работу. Достигая наивысшего уровня на третий день, работоспособность постепенно снижается, резко падая к последнему дню рабочей недели. В зависимости от характера и степени тяжести труда колебания недельной работоспособности бывают большими или меньшими. Основываясь на знании изменений недельной кривой работоспособности, можно решать ряд практических вопросов. Характер кривой недельной работоспособности служит обоснованием целесообразности установления рабочего периода продолжительностью не более шести дней. При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями в субботу и воскресенье характер изменений работоспособности сохраняется. Однако в связи с двухдневным перерывом в работе может происходить некоторое нарушение динамического стереотипа, и период врабатывания в начале недели может быть более значительным. В годовом цикле, как правило, наиболее высокая работоспособность наблюдается в середине зимы, а в жаркое время года она снижается. Годовые режимы труда и отдыха предусматривают рациональное чередование работы с периодами длительного отдыха. Такой отдых необходим, потому что ежедневный и недельный отдых не предотвращает полностью накопление утомления. Ежегодный отпуск устанавливается в законодательном порядке [15].

 

megaobuchalka.ru

Влияние осанки

Министерство образования Российской Федерации

Российский Государственный Педагогический Университет

Им. А. И. Герцена

Психолого-педагогический факультет

Кафедра клинической психологии

ВЛИЯНИЕ ОСАНКИ

НА

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Выпускная квалификационная работа

cтудентки очного отделения

Сперанской Елены Сергеевны

Специальность: 020400 «Психология»

Научный руководитель

Доктор психологических наук, профессор

Ананьев Виктор Алексеевич

^ 2002

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
  1. Роль осанки в поддержании работоспособности………………………..6
    1. Определение понятия «работоспособность». Зависимость работоспособности от условий деятельности…………………………….…6
    2. Определение понятия «правильная осанка»…………………………11
    3. Влияние осанки на соматическое и психическое состояние человека…………………………………………………………………….....16
  1. Организация исследования……………………………………………...27
    1. Методы и методики исследования……………………………………27
    2. Методы статистической обработки эмпирических исследований…38
  2. Результаты исследования………………………………………………..39
    1. Анализ средних значений……………………………………………..39
    2. Корреляционный анализ………………………………………………47
Заключение……………………………………………………………………54

Выводы и рекомендации……………………………………………………..56

Литература…………………………………………………………………….57

Приложение…………………………………………………………………...59

Введение.

Для врачей уже давно не секрет, что осанка влияет самым непосредственным образом на все органы и функции организма. Так, неправильная осанка в положении сидя вызывает деформации и дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника, нарушение мозгового кровообращения, нарушения со стороны системы пищеварения, углубление течения заболеваний органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Между тем, имеет место и влияние осанки на психическое состояние человека, что даже подтверждается наличием в языке устойчивых сочетаний типа «высоко держать голову» (держать себя с достоинством), «выпрямляться» (приободриться), «сломаться» (не выдержать) и др.

Тем не менее, на сегодня, для большинства характерно легкомысленное отношение к своей осанке, непонимание ее значения для организма.

В современном обществе наблюдается следующая тенденция: дети приходят в школу, и массу времени проводят там в сидячем положении. Это приводит к утомляемости, расслаблению мускулатуры и принятию школьниками вынужденной позы для отдыха. И, как результат, у них формируется неправильная осанка. Соответственно, привычка неправильно сидеть закрепляется у них в дальнейшем: на лекциях в высшем учебном заведении, на работе или в автомобиле.

Характерно, что одной из причин различных искривлений позвоночника является несоответствие мебели естественным изгибам позвоночника.

Исходя из всего вышесказанного, данная тема представляется мне достаточно актуальной.

Цель данного исследования заключалась в изучении влияния поддержания правильной осанки в положении сидя с помощью ортопедических подушек «Доктор Симкин®» на работоспособность студентов.

Гипотеза исследования состояла в том, что поддержание правильной осанки в положении сидя способствует повышению работоспособности.

Работоспособность в данной работе понималась, как способность человека выполнять целесообразную деятельность в заданное время на заданном уровне эффективности. Предполагалась диагностика работоспособности с психологической точки зрения, то есть исследование внимания, памяти, скорости мыслительных операций, а также эмоциональной сферы личности.

В соответствии с гипотезой исследования предполагалось решить следующие задачи:

  1. предварительное тестирование познавательных и эмоциональных особенностей студентов экспериментальной и контрольной групп;
  2. ношение студентами экспериментальной группы ортопедических подушек;
  3. последующее тестирование познавательных и эмоциональных особенностей студентов обеих групп;
  4. анализ динамики познавательных и эмоциональных особенностей студентов экспериментальной и контрольной групп;
  5. сравнение результатов исследования в экспериментальной и контрольной группах;
  6. проведение корреляционного анализа эмпирических данных;
  7. формулирование выводов и рекомендаций.
В качестве объекта исследования были выбраны студенты. Дело в том, что обучение в высшей школе является сложным и длительным процессом, который предъявляет высокие требования к пластичности психики и физиологии молодых людей. Умственный характер труда студентов определяет нагрузку прежде всего на высшие психические функции: память, внимание, мышление. Типична для них высокая нервно-эмоциональная нагрузка. Кроме того, статическая поза, ограниченный двигательный режим предрасполагают к переутомлению и перенапряжению[5]. В связи с этим студенты являются хорошим объектом для подобного исследования.

Объектом данного исследования выступили студенты I курса психолого-педагогического факультета имени А. И. Герцена.

Предметом исследования явились познавательные процессы (память, внимание, мышление) и эмоциональные особенности (агрессия, тревожность) студентов.

1. Роль осанки в поддержании работоспособности.^ В «Словаре физиологических терминов» (1987) работоспособность определена как «потенциальная способность человека на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально большое количество работы» [21]. Схожее определение дано в «Психологическом словаре» (1997): “работоспособность человека – характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течении определенного времени” [17]. Вместе с тем, несмотря на присутствие общих черт в определении этого понятия, обращает на себя внимание неоднозначность его трактовки в работах различных авторов.

Так, Г. Леман определяет работоспособность как “тот максимум работы, который в состоянии выполнить человек”. Из этого следует, что работоспособность – максимально выявленная возможность работать. В то же время измерить работоспособность, заставив человека выполнять работу до крайних пределов, практически невозможно. Возникает вопрос, какую часть своей работоспособности захочет и сможет он использовать на работу? Эту реализованную часть Г. Леман обозначает как “работоготовность”[9].

В. П. Загрядский и А. С. Егоров считают, что работоспособность – это способность к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Оба определения, по существу, сориентированы на характеристики деятельности как на критерии работоспособности[6].

В некотором смысле противоположную точку зрения на работоспособность дает Е. П. Ильин: “Работоспособность – состояние систем организма, их готовность проявлять максимум своих возможностей”[22]. Здесь работоспособность трактуется как характеристика резервов организма, обусловливающих работоготовность.

Попыткой объединить эти точки зрения можно считать определение работоспособности, данное по ГОСТу 21003-75: “Работоспособность человека-оператора – свойство человека-оператора, определяемое состоянием физиологических и психических функций и характеризующее его способность выполнять определенную деятельность с требуемым качеством и в течение требуемого интервала времени”[4].

Таким образом, обобщая все сказанное, можно констатировать, что понятие «работоспособность» должно отражать следующие стороны рассматриваемого явления:

  1. потенциальную возможность, способность, резервы организма для выполнения определенной деятельности;
  2. выполнение конкретной, целесообразной деятельности;
  3. выполнение этой деятельности в заданное время и на заданном уровне эффективности.
Чтобы лучше понять сущность такого явления как работоспособность, представляется важным рассмотреть его с точки зрения понятия утомления, тем более, что, по мнению многих авторов именно изменения работоспособности наиболее показательны для определения степени утомления (Зинченко В. П., Леонова А.Б., Стрелков Д. К.,1977) [16].

Всякая длительная работа постепенно приводит к состоянию сниженной работоспособности. Утомление и есть «временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки» [17]. В самом общем виде утомление возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в обеспечивающих деятельность системах. Утомление имеет разнообразные проявления на различных уровнях психики человека:

  • на физиологическом;
  • на психологическом;
  • на поведенческом.
Кроме того, утомление сопровождается формированием комплекса субъективных переживаний усталости.

Все это, в конечном счете, приводит к падению работоспособности, в том числе умственной.

Для понимания этой проблемы стоит рассмотреть уровни проявления утомления более подробно.

  1. На физиологическом уровне утомление характеризуется снижением чувствительности анализаторов[16], затруднением выработки условных связей, повышением инертности в динамике нервных прцессов. Имеет также место вегетативная декомпенсация[17]. При умственном утомлении происходят изменения во всех вегетативных системах организма: в деятельности сердечно-сосудистой системы, в составе крови; повышается кровяное давление, газообмен, температура органов и тканей организма, особенно мозга. Многие исследователи (Д.Е Розенблат, А. Д. Бернштейн, А. Г. Зима, E. Simonson, O. Lowenster, G. Burch, K. Wacholcter) отмечали, кроме того, ослабление тонизирующего влияния симпатической нервной системы на кору головного мозга при утомлении [7].
  2. На психологическом уровне утомление сопровождается снижением чувствительности, нарушением внимания, памяти, интеллектуальных функций, сдвигами в эмоционально-мотивационной сфере. Данные многих исследований свидетельствуют о том, что в результате умственного утомления в большинстве случаев снижается внимание, замедляется восприятие и ответы на сигналы, а также ослабляется память. Состояние утомления также характеризуется повышением психической напряженности, уровня тревоги и агрессии, снижением мотивации к деятельности [7, 17].
  3. На поведенческом уровне утомление характеризуется снижением производительности труда, скорости и качества работы [17]. Наблюдается также уменьшение мышечной силы и ухудшение координации движений [16].
Важно отметить, что выполнение работы в состоянии выраженного утомления ведет к падению эффективности труда, снижению надежности деятельности, истощению внутренних ресурсов человека. Утомление и переутомление могут привести к временной астенизации, способствовать возникновению невроза, привести к нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы или усилить уже имеющиеся нарушения[8]. При отсутствии мер, уменьшающих степень или снимающих остаточные явления утомления, возможно развитие пограничных или хронических состояний (астенический синдром, истощение, психосоматические заболевания). Всвязи с этим актуальны задачи своевременной диагностики и профилактики утомления[17].

В этой связи отношений естественным образом встает вопрос о причинах утомления (снижения работоспособности).

В психологическом словаре (1997) утверждается, что работоспособность человека зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. Среди внешних условий деятельности одну из основных ролей играет положение тела во время выполнения работы. Многие авторы отмечают значимую зависимость работоспособности от положения тела при выполнении работы[3, 5, 9, 16]. Напряженное, статическое, согнутое положение тела неизбежно вызывает быстрое утомление и перенапряжение. Х. Холцин утверждает зависимость успеваемости и даже профессиональной успешности детей от здоровой осанки[24].

Важно отметить, что в процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой работоспособности. Впервые проанализировав т. н. кривую работы, Т. Крепелин (1898) выделил следующие основные стадии работоспособности по показателям результативности деятельности: врабатывание, оптимальная работоспособность, утомление, конечный порыв.

В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, степени тренированности, профессиональной подготовки, состояния здоровья продуктивность, чередование и выраженность определенных стадий работоспособности может варьировать, вплоть до полного выпадения некоторых из них. Характер распределения стадий на кривой работоспособности – один из показателей оптимальности организации трудовой и учебной деятельности[17].

Таким образом, суммируя вышесказанное, можно выделить следующее:

  • Существуют различия в определении понятия “работоспособность” в трудах разных авторов;
  • В данной работе понятие “работоспособность” можно определить как потенциал (возможность, способность) выполнять целесообразную деятельность в заданное время на заданном уровне эффективности;
  • Снижение работоспособности (утомление) характеризуется проявлениями на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, при этом выполнение деятельности в состоянии выраженного утомления ведет к падению эффективности труда, снижению надежности деятельности, истощению внутренних ресурсов человека, в связи с чем актуальны проблемы своевременной диагностики и профилактики утомления;
  • Уровень работоспособности имеет прямую зависимость от условий трудовой и учебной деятельности, в частности от положения тела (осанки) при выполнении работы, при этом оптимальная организация условий деятельности может привести к снижению проявления состояния утомления до полного выпадения этой фазы из цикла работоспособности.
^

medznate.ru

Определение - работоспособность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Определение - работоспособность

Cтраница 1

Определение работоспособности и правильности функционирования в части обеспечения тягово-экономиче-ских показателей автомобиля производят с помощью стенда тяговых качеств и расходомера топлива. С помошью стенда имитируют различные тестовые режимы работы автомобиля и измеряют при этом его тягово-экономические показатели. Выбор тестовых режимов для различных 1ШЮВ и мотелей автомобилей осуществляется исходя из обеспечения требуемой точности и достоверности диагноза. В принципе на основании имеющихся паспортных данных о внешних характеристиках двигателя ( Ne, M, и) можно задаться любой скоростью ( например, 60 км / ч - удобно для оператора) и пересчитать для этой скорости силу тяги и расход топлива.  [1]

Определение работоспособности системы в переходных процессах, скорости нарастания возбуждения в режимах форсировки и проверка переходов с резервного возбуждения на рабочее с помощью измерительных приборов затруднительны. Для этого используются магнитоэлектрические осциллографы или быстродействующие самописцы. Выбор гальванометров при этом должен быть сделан с учетом соотношения частот процесса и рабочей частоты гальванометра. Иногда следует применять фильтры, позволяющие устранить пульсации, обусловленные формой кривых осциллогра-фируемых процессов и наводками от силовых цепей.  [2]

Определение работоспособности производственно-технологических машин связано с оценкой качества их готовой продукции и их производительности. Без знания предельно допустимых значений этих двух параметров нельзя правильно оценить работоспособное состояние машины.  [3]

Определение работоспособности головных образцов должно включать: а) исследование стабильности технологического процесса, причин брака изготовляемых изделий; б) анализ производительности оборудования и комплекса оборудования, надежности узлов и механизмов; в) анализ системы обслуживания. Для создания высокоэффективных образцов, отвечающих лучшим мировым достижениям, необходимо проводить исследования с использованием как пассивного, так и активного экспериментов.  [4]

Определение работоспособности рассматриваемых систем состоит в определении допустимой степени изменения вида кривой, определяемой решением уравнения, описывающего поведение системы, относительно параметра работоспособности. Получение самого решения связано с использованием информации, которая заложена в уравнении, описывающем систему. Для рассматриваемых систем эта информация ограничена дискретными значениями контролируемых параметров и определение решения в форме непрерывной функции, по существу, сводится к аппроксимации ее с той или иной точностью.  [5]

Для определения работоспособности изделия, поиска дефектов и прогнозирования состояния оборудования необходимо измерять диагностические параметры.  [6]

Для определения работоспособности телескопической стойки и амортизатора проверяют на динамометрическом стенде их рабочие диаграммы. Рабочие диаграммы снимают согласно инструкции, прилагаемой к стенду, после выполнения не менее пяти рабочих циклов, при температуре рабочей жидкости ( 20 5) С, при частоте 60 циклов в 1 мин, длине хода штока ( 100 1) мм.  [8]

Для определения работоспособности титановых сплавов при многоцикловом нагружении необходимо знать их усталостную прочность. При этом следует иметь в виду, что в литературе по усталостным свойствм титановых сплавов имеется много противоречивых сведений. Это, по-видимому, является результатом не только недостаточной изученности этих свойств, но и их своеобразием. Так, уже сейчас ясно, что точные данные по усталостному поведению титановых сплавов во многих случаях можно выяснить лишь на основании статистической обработки первичных данных, так как при усталостных испытаниях наблюдается повышенный разброс данных. Очень важен статистический подход при определении надежной работы крупных деталей машин при многоцикловом нагружении. Уникальное явление усталости титана - его чувствительность к состоянию поверхности. В частности, в последнее время выяснили, что при числе циклов до - 107 трещины зарождаются в самом поверхностном слое, состояние которого полностью определяет уровень предела выносливости.  [9]

Для определения работоспособности поручневой установки, в целях предотвращения пробуксовки поручня на блоках, производят проверку для наиболее тяжелых режимов спуска без нагрузки и подъема с нагрузкой.  [10]

Для определения предельной работоспособности масла устанавливается показатель нагрузки сваривания Рс, характеризующийся величиной нагрузки, при которой в условиях испытания произошло сваривание трущихся деталей.  [11]

Для определения работоспособности ждущей развертки нужно проверить минимальную амплитуду импульса, запускающего развертку. Развертка, например в С1 - 5, должна запускаться при величине импульса на экране не больше 10 мм. В отсутствие запускающих импульсов следа развертки не должно быть.  [12]

Для определения работоспособности систем автомата на земле и в полете имеется встроенной контроль.  [13]

Для определения работоспособности полимерных покрытий при механических, тепловых и других воздействиях необходимо знать деформационные характеристики покрытий в широком интервале температур.  [14]

Для определения работоспособности полимерных покрытий при воздействии механических, тепловых и других факторов необходимо знать упругодеформационные характеристики покрытий в широком интервале температур.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Оценка физической работоспособности. Определение специальной работоспособности

Определение специальной работоспособности проводится как в лабораторных условиях, так и в полевых условиях, как правило, во время этапного контроля. В зависимости от вида спорта используются соответствующие специфичные виды мышечных нагрузок.

В циклических видах спорта подбор тестов определяется типом энергопродукции - аэробный, анаэробный или смешанный (футбол, средние дистанции).

Лабораторные исследования

Н.И.Волков в 1989 г для обследования спортсменов высокой квалификации предложил несколько лабораторных тестов для определения энергетических «потенций» организма таких, например, как тест ступенчато возрастающей нагрузки для комплексной оценки максимума аэробной и анаэробной способности спортсменов средневиков; тест на удержание критической мощности, ориентированный на избирательную оценку показателей аэробной емкости при выполнении до отказа упражнений на критической скорости у спортсменов спринтеров и др.

Полевые исследования

Стандартизованные лабораторные тесты имеют свои аналоги в форме специальных контрольных упражнений, которые широко применяются в отдельных видах спорта.

Для оценки тренированности в практике спортивной медицины успешно используются контрольные тесты-упражнения, позволяющие сопоставлять показатели работоспособности и приспособляемости. Такими тестами являются тесты с повторными нагрузками.

Следует отметить, что высокая специальная физическая работоспособность или подготовленность не всегда совпадает с показателями общей физической работоспособности (у штангистов, борцов, метателей). Такое соответствие наблюдается только у представителей циклических видов спорта, а именно у стайеров и марафонцев.

Для лиц, которые занимаются массовыми видами спорта или оздоровительной физкультурой основным направлением тренировки является повышение уровня общей физической работоспособности, которая напрямую зависит от степени развития такого физического качества как выносливость, поскольку именно выносливость определяет нашу работоспособность в быту и на производстве.

Врачебное заключение

По результатам обследования составляется медицинское заключение. Оно включает оценку состояния здоровья, уровня физического развития, уровня физической подготовленности по показателям физической работоспособности.

По этим показателям осуществляется распределение на медицинские группы (основную, подготовительную, специальную) лиц, занимающихся физкультурой в учебных заведениях или приступающим к занятиям оздоровительной физкультурой в группах здоровья, в фитнес-клубах и пр.

В основную группу определяют лиц здоровых, со средним или более высоким уровнем физического развития и физической работоспособности. В подготовительную группу определяют лиц здоровых или с незначительными нарушениями в состоянии здоровья без признаков декомпенсации, но с низким уровнем физического развития и физической работоспособности. К специальной группе относят лиц с нарушениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера (требующих длительного периода восстановления нарушенных функций). Для каждой группы предусмотрены определенные программы занятий физкультурой.

В дальнейшем, углубленные обследования для уточнения правомерности продолжения занятий физкультурой в указанной группе или возможности перевода в другую группу проводятся следующим образом: в основной группе в начале учебного года, в подготовительной -в начале каждого семестра, а в специальной группе один раз в квартал.

К занятиям спортом допускают здоровых лиц, имеющих достаточно высокие показатели физического развития и физической подготовленности, а также относительно хорошее развитие тех или иных физических качеств, определяющих результативность в конкретном виде спорта.

При необходимости указываются показания или противопоказания к использованию определенных видов упражнений, форм занятий, лечебно-профилактические назначения, направление к врачу-специалисту и пр. а также рекомендации по режиму и методике спортивной тренировки. Кроме того, обязательно указываются сроки повторного обследования.

Результаты обследования в кабинете врача обязательно должны дополняться наблюдениями, проводимыми непосредственно в условиях учебно-тренировочных занятий. Это позволяет уточнить врачебные рекомендации, проконтролировать их выполнение и решить ряд других задач, направленных на благоприятное влияние занятий физкультурой и спортом на организм занимающихся и достижение высоких показателей тренированности.

Сакрут В.Н., Казаков В.Н.

medbe.ru