Значение понятия «лидерство». Определение лидер


Понятие лидер и лидерство

Лидерство –  доминирование одних членов группы над другими.

Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. В отличие от лидера руководитель – это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Эти понятия различаются по охвату проблем и процедуре выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).

Признаки лидеров:1) высоко активен и инициативен при решении группой основных задач;2) способен оказывать влияние на других членов группы;3) хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;4) поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;5) обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы;6) способен выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных ориентаций.

Функции лидера:1) организация совместной жизнедеятельности группы в различных сферах;2) выработка и поддержание групповых норм;3) представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;4) принятие ответственности за результаты групповой деятельности;5) установление и поддержание микроклимата группы.

Виды лидерства по  М. Веберу:1) традиционное лидерство – основано на традициях, обычаях, вере, характерно для традиционных обществ (восточной деспотии, монархии). Лидером становится тот, кто принадлежит к элите, узкой группе людей;2) легально-рациональный (бюрократический) – основан на разумности существующих порядков в обществе. Лидером становится тот, кто обладает определенным уровнем знаний, компетентности, подготовленности, характерен для индустриальных стран;3) харизматическое лидерство – основан на божественности, сверхъестественности, необычности, появляются на переломных этапах истории.

Типы лидерства по реальной управленческой практике:1) лидер – организатор – воспринимает нужды коллектива как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо, не станет предлагать пустое дело, умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше;2) лидер – творец – обладает способностью видеть новое, чем и привлекает людей. Берется за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Действует не командными методами, а приглашает к обсуждению. Ставит задачу так, что она заинтересовывает и привлекает людей;3) лидер – борец – обладает сильной волей, уверен в своих силах, первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Часто действует на свой страх и риск, т. к. ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть;4) лидер – дипломат – опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. Хорошо информирован обо всех сплетнях и пересудах, поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов;5) лидер – утешитель – всегда готов поддержать в трудную минуту, уважает людей, относится к ним доброжелательно, вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

Выделяют также лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).

По стабильности выделяют ситуационного и постоянного лидера.

psyera.ru

Определение понятия «лидерство»

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 14Следующая ⇒

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от других, менее успешных организаций тем, что имеют эффективное руководство. Синонимом слова «руководство» является слово «лидерство». Важнейшим вопросом современного менеджмента, который не разрешен до сих пор, является вопрос взаимоотношений понятий «лидерство» и «управление». Руководить и быть лидером; управлять и быть менеджером – это одно и тоже или это разные понятия? Современный менеджмент различает эти понятия.

Управление – умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют предписанные им официальные поручения и решают определенные задачи.

Лидерство – процесс, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на другое лицо или членов группы или даже на всю организацию в целом.

Управляет менеджер. Он воздействует на подчиненных с помощью власти, которой он обладает по своей должности (власть должности). Она делегируется менеджеру сверху, со стороны руководителя более высокого ранга.

Понятие «лидер» существенно более сложное.

Лидер – это человек, обладающий способностью влиять на людей с целью достижения определенных целей. Эти цели могут совпадать, а могут и не совпадать с целями организации. Власть лидера основывается на личной власти, основой которой является уважение и преданность со стороны подчиненных.

Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.

Для управления характерно отношение:

начальник (менеджер) –подчиненный;

для лидерства характерны отношения – лидер – последователи.

Властью обладают и менеджеры, и лидеры. Но природа власти у них разная – у менеджеров власть сверху, это власть должности; у лидеров власть снизу, от последователей.

Наиболее общее определение понятия «власть»:

Власть – это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права или насилия.

Принято выделять пять основных типов и соответственно источниковвласти:

1. Личная власть. Синонимы – референтная или харизматическая власть, основой которой являются индивидуальные свойства руководителя.

Харизма – греческое слово, божественный дар, исключительная одаренность.

Харизматический лидер – человек, наделенный в глазах его последователей исключительным авторитетом, основанном на его личных качествах.

2. Власть должности или законная власть, полученная «из рук» высшего руководства организации. Законная, легитивная власть позволяет руководителям управлять ресурсами, вознаграждать и наказывать подчиненных. Исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказания и что его долг – подчиняться им.

3. Экспертная власть, основанная на знаниях, которых нет у других.

4. Власть, основанная на вознаграждении, проистекающая из возможностей индивида контролировать и управлять некоторыми благами.

5. Власть, основанная на принуждении, проистекающая из возможности наказывать других людей.

Процесс влияния на людей с позиций занимаемой в организации должности называется формальным лидерством.

Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Существуют многочисленные определения термина «лидерство».

Простейшее определение – лидерство это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели.

Более сложное определение. Лидерство – это межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфических целей. Сила и принуждение при этом заменяются побуждением и воодушевлением.

 

13.2 Лидер и менеджер

В предыдущем параграфе отмечено, что природа власти у лидера и менеджера разная – у лидера власть «снизу», у менеджера власть должности. Различия между лидером и менеджером проводится по многим позициям.

Таблица 4

Отличия менеджера от лидера

Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
План – основа действий Видение – основа действий
Полагается на систему Полагается на людей
Использует доводы Использует эмоции
Контролирует Доверяет
Профессионален Энтузиаст
Принимает решения Превращает решения в реальность
Уважаем Обожаем

 

Менеджер – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Он вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогает им адаптироваться к новому. Менеджеры ориентируются на кем-то установленные цели. Лидеры сами устанавливают свои цели и используют для изменения отношения людей к делу.

Менеджеры разрабатываю свои действия в деталях и во времени, планируют привлечение и использование необходимых ресурсов для достижения поставленных целей. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в детали. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и вызывают у своих последователей сильные чувства.

Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они используют доверие для организации совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, менеджеры концентрируют свои усилия в области принятия решений. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. Лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

На практике не наблюдается идеального совпадения этих двух типов отношений управления, но значительная группа успешных менеджеров во многом обладает лидерскими качествами.

 

Стили руководства

Стиль руководства в контексте управления – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой руководитель (управленец) делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или о выполнении задачи – все это отражает стиль руководства, характеризующий данного руководителя.

Современный менеджмент выявил три ставших классическими стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением не только крупных, но и мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными.

Руководитель, придерживающийся этого стиля, догматичен, не терпит возражений и не прислушивается к иному мнению, часто вмешивается в работу подчиненных и жестко контролирует их действия, требует пунктуального следования его указаниям. Критику не выносит и не признает своих ошибок, но сам критиковать любит. Работает много и заставляет много работать и других, в том числе и во внеурочное время. В целом для автократа характерен недостаток уважения к своим подчиненным.

 

Предпосылки автократичного руководителя Дуглас Мак Грегор назвал теорией «Х».

Согласно этой теории:

1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.

2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

3. Больше всего люди хотят защищенности.

4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

 

Демократический стиль предполагает предоставление подчиненным самостоятельности, привлечения их к таким видам деятельности, как постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений, поощрение инициативы и творческой активности, умение считаться с мнениями и советами подчиненных.

Руководитель демократического стиля в своей деятельности лично занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчиненным решать все остальное. Он старается чаще советоваться с подчиненными и прислушивается к мнению коллег. Не подчеркивает своего превосходства и разумно реагирует на критику, не уходит от ответственности ни за собственные решения, ни за ошибки исполнителей. Руководитель демократического стиля считает своим долгом постоянно и с полной откровенностью информировать подчиненных о состоянии дел и перспективах развития коллектива. Руководитель – демократ ориентируется на возможности подчиненного, на его естественное стремление к самовыражению посредством реализации своего интеллектуального и профессионального потенциала.

 

Дуглас Мак Грегор назвал предпосылки демократического стиля теорией «У»:

1. Труд – процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не боятся ответственности и даже стремятся к ней.

2. Люди используют самоуправление и самоконтроль.

3. Способности к творческому решению проблем встречаются часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

 

Организация, где доминирует демократический стиль руководства характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений, пользуются широкой свободой при выполнении заданий. Вместо того, чтобы осуществлять жесткий контроль за подчиненными в процессе их работы, низовой руководитель обычно ждет, когда работа будет выполнена до конца, чтобы провести ее оценку. Руководитель действует как связующее звено, обеспечивая соответствие целей производственной группы целям организации в целом и заботясь о том, чтобы группа получала необходимые для работы ресурсы.

 

Либеральный стиль называют невмешивающимся стилем руководства. Отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативностью и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принимать на себя ответственность за решения, осторожностью в делах, неуверенностью в своей компетенции и непоследовательностью в действиях и др. Либеральный руководитель легко поддается влиянию окружающих, склонен уступать обстоятельствам, во взаимоотношениях с подчиненными вежлив и доброжелателен. Пользующийся этим стилем руководитель мало вмешивается в дела подчиненных и не проявляет особой активности. Как правило, он непоследователен в действиях, легко поддается влиянию окружающих, может без серьезных оснований отменить ранее принятое решение. Готов выслушать критику и соображения, но большей частью оказывается несостоятельным реализовать подсказываемые правильные решения. Подчиненные располагают большой свободой действий. Пользуются этим по своему усмотрению, сами ставят задачи и выбирают способы их решения.

 

Теория лидерских качеств

Современный менеджмент признает, что лидерским способностям и умениям можно научиться. Однако лидерами становятся не сразу, этому предшествует либо обучение по специальным программам развития лидерских качеств, либо реализация определенного типа деловой карьеры в организации. Сегодня исследования лидерства представлены большим числом различных теорий. Выделяют три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.

Наиболее ранним подходом в изучении лидерства является теория лидерских качеств. По мнению первых исследователей у лидеров есть некоторые особые качества, которые отличают «великих людей» от простых. Считалось, что лидеры имеют какой-то уникальный набор устойчивых качеств, отличающих их от не лидеров. Поэтому ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на утверждении, что лидерами рождаются, а не становятся.

В результате выявлены более ста лидерских качеств, из которых выбраны пять самых важных:

· ум или интеллектуальные способности;

· господство или преобладание над другими;

· уверенность в себе;

· активность и энергичность;

· знание дела.

Однако многие люди с этими качествами так и не стали лидерами. Практика не подтвердила теорию.

Американские ученые определили четыре группы лидерских качеств:

1. управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения, чтобы это было привлекательным для последователей;

2. управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были понятны и приняты последователями;

3. управление доверием, или способность построить свою деятельности с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

4. управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Теория лидерских качеств имеет ряд недостатков. Главный недостаток – перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине невозможно создать единственно верный образ лидера. Кроме того, во многих случаях измерение многих лидерских качеств оказалось невозможным.

 

Читайте также:

lektsia.com

Определение лидерства - DEPILS

Наиболее важные навыки, которые требуются для того, чтобы изменить мир, — это навыки лидерства. Это стало совершенно очевидным после того, как мы пытались приспособиться к все возрастающим изменениям, происходящим как в нашем обществе в целом, так и на рабочих местах в течение последнего столетия. Если мы хотим управлять собственной судьбой и оказывать влияние на судьбы нашей семьи, сообщества, организации и всей планеты, необходимость лидерских способностей становится очевидной. Эффективное лидерство — один из ключей к нашему будущему успеху и выживанию.

Но что такое лидерство и кто такой лидер? Можно ли развить в себе способности лидера или это нечто, с чем надо родиться? Одни говорят, что умению быть лидером необходимо учиться и получить его в качестве заслуженной награды. Другие утверждают, что это подарок судьбы, который невозможно приобрести путем обучения.

В большей части литературы по лидерству сделан акцент на характеристиках хорошего лидера. Эти характеристики, однако, являются слишком общими, чтобы иметь какую—то практическую ценность для того, кто пытается стать более эффективным лидером. Например, утверждение, что хороший лидер является «одаренным оптимистом», или «честным», или «воодушевленным», по сути, не дает практической основы для развития или улучшения специфических умений. Это типичные суждения, которые выносят о нашем поведении другие люди.

Очень часто в описании эффективного лидера делают упор на то, что оказалось эффективным в конкретной сфере бизнеса, культуре или определенном окружении. Однако действия, стиль или характеристики, которые делают лидера «хорошим» в одних условиях, могут оказаться малоэффективными или даже вредными в других.

В некоторых исследованиях, посвященных этому вопросу, сделан акцент на результатах эффективного лидерства; там указывается, что хороший лидер «создает видение», «мобилизует обязательства», «определяет потребности» и т. д. Однако недостаточно просто знать об этих целях. Ключ к их реальному достижению — наличие интеллектуальных и поведенческих навыков, необходимых для их претворения в жизнь.

Определяя, что такое «эффективное лидерство», важно провести различия между «лидером» (leader), «лидерством» (leadership) и «ведением» (leading). Позиция лидера — это роль в определенной системе. Человек, формально играющий роль лидера, может обладать, а может и не обладать лидерскими навыками и способностью руководить. Лидерство имеет прямое отношение к личным умениям, способностям и влиянию. Часто лидерство может принадлежать человеку, не являющемуся формальным «лидером». Ведение — это результат сочетания соответствующей роли и способности к лидерству, т. е. умения каким—то образом влиять на других людей.

В самом широком смысле лидерство можно определить как способность влиять на других в направлении достижения определенной цели. Таким образом, лидер ведет сотрудника или группу сотрудников к определенной цели. В деловой сфере и в организациях лидерство часто противопоставляется менеджменту. Менеджмент обычно определяют как «умение выполнить задачу посредством других людей». Лидерство же определяют как «умение сделать так, чтобы другие люди захотели выполнить задачу». Таким образом, лидерство тесно связано с созданием мотивации и влиянием на других людей.

Однако в соответствии с новым взглядом на лидерство лидером считается не тот, кто обладает влиянием просто потому, что он хозяин или начальник. Напротив, лидер — это человек, который привержен идее «создать мир, к которому хотят принадлежать люди». Данная приверженность требует наличия определенного набора моделей и способностей для эффективного и экологичного выражения видения, которое породило эту приверженность. Сюда следует включить коммуникацию, взаимодействие и управление отношениями внутри организации, группы людей или социальной системы, которых вы хотите вести в соответствии с вашими высочайшими устремлениями. Николе (Nicholls, 1988) указывает, что большая часть путаницы, возникшей в исследованиях лидерства, произошла потому, что существуют три принципиально различных вида лидерства. Он называет их мета—, макро — и микролидерство.

1. Металидерство — это создание «движений» в широком смысле этого слова (например, движение за гражданские права, домашние компьютеры, гласность). Металидерство «связывает индивидов, через видение лидера, с окружением. Делая это, оно освобождает энергию и создает последователей—энтузиастов».

2. В макролидерстве «роль лидера в создании успешной организации реализуется двумя путями: нахождением пути и создание культуры... Нахождение пути можно коротко определить как нахождение дороги к успешному будущему. Создание культуры можно рассматривать как объединение людей в организацию, имеющую цель, т. е. такую, которая способна двигаться по намеченному пути или полностью использовать имеющиеся возможности... Макролидерство — это влияние на людей путем объединения их в общность, независимо от того, идет ли речь о целой организации, подразделении, отделе или группе. Лидер влияет на людей, давая подчиненным ответы на следующие вопросы: Что собой представляет организация в целом? Где в ней мое место? Как меня оценивают? Что от меня ожидают? Почему я должен быть ей предан? В этом процессе лидер создает преданных членов организации».

3. В противоположность вышеперечисленным микролидерство «фокусируется на выборе такого стиля лидерства, который позволяет создать эффективную рабочую атмосферу и выработать у сотрудников стремление к кооперации в процессе выполнения работы путем подбора подходящего стиля по обеим осям: задача и отношения. Выбор стиля лидерства зависит от конкретных подчиненных и работы/задачи, которая должна быть выполнена. Он, таким образом, зависит от ситуации и условий... Лидер направляет людей в организации к выполнению определенной работы или задачи. Если стиль лидерства выбран правильно, люди выполняют свою работу охотно и в деловой атмосфере».

Источник: НЛП. Навыки аффективного лидерства

depils.com

Лидерство это (качества)

Лидер – это «впереди идущий», главный, «ледокол» в любой социальной группе, человек, обладающий авторитетом, способный принимать решения за всю группу.

Признаки лидера многообразны:

  • Он умеет быть ответственным за всех.
  • Он не боится брать на себя инициативу.
  • Он знает подход к каждому члену группы.
  • Он является «рупором», идеологом.
  • Он образец, и все хотят быть похожими на него.
  • Только он может корректировать установленные группой границы.

Функции лидерства прямо отражают перечисленные признаки: организационная, представительская, психологическая и идеологическая.

Лидерство ассоциируется с руководящей должностью. Однако лидер и руководитель зачастую не один и тот же человек. Кроме того, руководителя могут назначить или уволить, а человек, обладающий лидерскими качествами, всегда найдет применение им в какой-либо группе.

Существует множество примеров того, как люди, будучи лидерами в трудовом коллективе, даже после выхода на пенсию могли проявить черты лидера в общественных организациях или неформальных сообществах, создаваемых по интересам.

Понятия «лидерство» и «власть» еще более удалены друг от друга. Если власть – это применение методов воздействия и получение результата от членов группы помимо их желания, то лидерство – это достижение результата только за счет собственного авторитета без применения силового давления.

Таким образом, мы видим, что психология лидера основана на авторитете и установлении таких отношений, которые позволяют требовать и получать результат без оказания давления, используя только личный пример и харизму.

Психологический аспект

1. Виды лидерства:

  • Традиционное лидерство – основано на традициях, обычаях, вере; примеры – монарх как первое лицо государства или глава конфессии как вдохновитель верующих.
  • Стратегическое лидерство – основано на сложившихся в обществе приоритетах стабильности и гарантии прав.
  • Харизматическое или эмоциональное лидерство – проявляется на переломных этапах истории, основано на восприятии человека, ведущего за собой других, как сверхъестественного, божественного явления.

2. Типы лидерства

Вы наверняка встречали людей, которые никак не проявляют себя в повседневной жизни. Но стоит случиться экстремальной ситуации – на работе или в личной жизни кого-то из членов группы – и такой человек незамедлительно становится тем, кто способен «принять удар», подставить плечо, выступить от лица всего коллектива, взять на себя роль парламентера, капитана, психолога и даже «мамочки».

Рекомендуем: Амбиции: определение понятия

Это пример типичного ситуативного лидерства. Если лидерские качества скрыты и не подкреплены формальным руководящим положением, то такое лидерство можно назвать неформальным. Универсальный же лидер постоянно имеет руководящую должность либо является иным первым лицом группы – к примеру, вождем.

То есть лидер может быть:

  • Формальным или неформальным.
  • Ситуативным или универсальным.

При этом возможны разные ситуации, когда в человеке сочетается неформальное и универсальное лидерство – этакий бунтарь-всезнайка, к мнению которого прислушиваются и который может устроить любой «бунт на корабле», но при этом он всего лишь один из водителей в таксопарке.

Важно и то, как реализуются лидерские качества. Если человек с успехом организует процессы, ставит задачи, ведет переговоры в группе, связанной общими профессиональными интересами, то перед нами деловой лидер.

Когда человек умеет эмоционально «включать» любого из участников группы, а при необходимости разрядить напряженную атмосферу, когда он тот, к кому придут, чтобы «излить душу», можно не сомневаться – это эмоциональный лидер. Эмоциональное лидерство предполагает полное доверие членов группы и симпатию к нему абсолютного большинства.

Рекомендуем: Инициатива — это

Интеллектуальное лидерство связано с наличием у лидера обширных и разносторонних познаний, которыми он делится с членами группы. Это «мозг» группы, дающий советы, обрабатывающий информацию, работающий за целый аналитический отдел. Также бывают те, кто порождает идеи, и те, кто их воплощает, т.е. вдохновители и исполнители.

Традиционная типология лидеров выделяет всего шесть типов лидерства. Читая эти описания, вы наверняка узнаете в них кого-то из ваших знакомых или друзей:

  • Организатор – тот, кто может все и всех организовать.
  • Инициатор – идеолог группы.
  • Создатель настроения группы – формирует эмоциональный настрой.
  • Эрудит – источник информации и знаний.
  • Эталон – образец для подражания, и этим все сказано.
  • Мастер – профессионал в своем деле.

Вряд ли необходимо перечислять все известные науке типы лидерства. Главное – знать, что настоящий лидер – это прежде всего индивидуальность. Проходя свой путь развития, он развивает и лидерские качества.

Быть или не быть…

Вот мы и подошли к главному вопросу: «Можно ли развить в себе лидерские качества?»

Для начала ответьте себе на вопрос – вы действительно этого хотите? Лидерская ноша не всем по плечу. Если на этом месте окажется человек, не обладающий необходимым набором качеств, такое положение в группе будет его тяготить. Только тот, кому уготована роль «главаря», будет получать удовольствие от ее исполнения.

А готовы ли вы? Американский исследователь лидерства Стивен Кови называет основные черты лидера как критерии для определения своей пригодности к лидерской роли:

  • Готовность к непрерывному самосовершенствованию и контролю за собой, т.е. если принял решение, что начинаешь изучать английский язык, то не бросаешь после второго занятия под предлогом того, что нужно сделать «кучу дел».
  • Думать не только о том, что хочется тебе, но и о том, что нужно окружающим.
  • Быть всегда «на позитиве» — излучать положительные эмоции и осознанно уходить от конфликтов и любых источников негативной энергии.
  • Верить в других, видеть ценность каждого человека, его потенциал и ценить это.
  • Умение распределять время и усилия — время, проводимое на работе, не должно наносить ущерба семейным отношениям; кроме того, нужно участвовать в общественной жизни.
  • Осознание важности физического и психологического здоровья, забота об интеллектуальном и духовном развитии. Следить за здоровьем, давать организму физическую нагрузку, использовать свободное время для чтения, а не для просмотра ТВ-передач, расти духовно, используя такие инструменты, как молитва, медитация, размышление о вещах, способных вызвать вдохновение.

Как стать лидером? Развитие лидерства должно быть осознанным. Конечно, если вам присущи хотя бы некоторые перечисленные выше качества лидера и это ваша цель – используйте для развития лидерства практики.

Возможно, нужно правильно оценить уровень вашей личной мотивации и начать его повышать. Не забывайте о развитии интеллекта. Помните, что для создания доверительных отношений с членами группы нужно искренне интересоваться людьми и тем, что их беспокоит. Сочетайте в себе формальное и неформальное лидерство.

Рекомендуем: Понятие личности в психологии

И, наконец, вопрос, который интересует почти всех родителей: «Как воспитать ребенка лидером?»

Согласно харизматической теории лидерства, человек рождается лидером. По другой теории, человек может приобретать и усиливать такие качества со временем, т.е. можно воспитать истинного лидера, если выявить необходимые качества, а затем развивать их.

При этом нет точного перечня качеств, которые являются «лидерскими». Индивидуальность – вот что выделяет таких людей прежде всего. Могли ли стать в наше время лидерами Жанна д‘Арк или Иван Грозный? Каждый из них обладал теми чертами, которые были востребованы в определенный момент времени в определенном сообществе.

Просто нужно внимательнее присмотреться к своему ребенку – какие черты лидера у него уже есть? Умеет ли он ими пользоваться в каждой из групп, где ему приходится общаться, – в семье, школе, секции, кружке? Какая роль ему больше нравится – хочет ли он быть всегда и во всем первым? Ответы на эти вопросы помогут родителям лучше понять собственного ребенка и его потребности.

Рекомендуем: Как развить волю?

И еще, к сожалению, мы часто забываем, что дети — отражение родителей. Именно мы показываем им примеры того, каким должен быть человек. А это значит, что воспитывать ребенка – это, прежде всего, становиться лучше самому.

Хотите, чтобы ребенок вырос лидером, – не проводите выходные дома у телевизора. Организуйте для всей семьи пикник или прогулку на лыжах в лесу. Быть лидером может каждый, стоит только захотеть. Автор: Руслана Капланова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Определение лидерства

Наиболее важные навыки, которые требуются для того, чтобы изменить мир, — это навыки лидерства. Это стало совершенно очевидным после того, как мы пытались приспособиться к все возрастающим изменениям, происходящим как в нашем обществе в целом, так и на рабочих местах в течение последнего столетия. Если мы хотим управлять собственной судьбой и оказывать влияние на судьбы нашей семьи, сообщества, организации и всей планеты, необходимость лидерских способностей становится очевидной. Эффективное лидерство — один из ключей к нашему будущему успеху и выживанию.

Но что такое лидерство и кто такой лидер? Можно ли развить в себе способности лидера или это нечто, с чем надо родиться? Одни говорят, что умению быть лидером необходимо учиться и получить его в качестве заслуженной награды. Другие утверждают, что это подарок судьбы, который невозможно приобрести путем обучения.

В большей части литературы по лидерству сделан акцент на характеристиках хорошего лидера. Эти характеристики, однако, являются слишком общими, чтобы иметь какую-то практическую ценность для того, кто пытается стать более эффективным лидером. Например, утверждение, что хороший лидер является «одаренным оптимистом», или «честным», или «воодушевленным», по сути, не дает практической основы для развития или улучшения специфических умений. Это типичные суждения, которые выносят о нашем поведении другие люди.

Очень часто в описании эффективного лидера делают упор на то, что оказалось эффективным в конкретной сфере бизнеса, культуре или определенном окружении. Однако действия, стиль или характеристики, которые делают лидера «хорошим» в одних условиях, могут оказаться малоэффективными или даже вредными в других.

В некоторых исследованиях, посвященных этому вопросу, сделан акцент на результатах эффективного лидерства; там указывается, что хороший лидер «создает видение», «мобилизует обязательства», «определяет потребности» и т. д. Однако недостаточно просто знать об этих целях. Ключ к их реальному достижению — наличие интеллектуальных и поведенческих навыков, необходимых для их претворения в жизнь.

Определяя, что такое «эффективное лидерство», важно провести различия между «лидером» (leader), «лидерством» (leadership) и «ведением» (leading). Позиция лидера — это роль в определенной системе. Человек, формально играющий роль лидера, может обладать, а может и не обладать лидерскими навыками и способностью руководить. Лидерство имеет прямое отношение к личным умениям, способностям и влиянию. Часто лидерство может принадлежать человеку, не являющемуся формальным «лидером». Ведение — это результат сочетания соответствующей роли и способности к лидерству, т. е. умения каким-то образом влиять на других людей.

В самом широком смысле лидерство можно определить как способность влиять на других в направлении достижения определенной цели. Таким образом, лидер ведет сотрудника или группу сотрудников к определенной цели. В деловой сфере и в организациях лидерство часто противопоставляется менеджменту. Менеджмент обычно определяют как «умение выполнить задачу посредством других людей». Лидерство же определяют как «умение сделать так, чтобы другие люди захотели выполнить задачу». Таким образом, лидерство тесно связано с созданием мотивации и влиянием на других людей.

Однако в соответствии с новым взглядом на лидерство лидером считается не тот, кто обладает влиянием просто потому, что он хозяин или начальник. Напротив, лидер — это человек, который привержен идее «создать мир, к которому хотят принадлежать люди». Данная приверженность требует наличия определенного набора моделей и способностей для эффективного и экологичного выражения видения, которое породило эту приверженность. Сюда следует включить коммуникацию, взаимодействие и управление отношениями внутри организации, группы людей или социальной системы, которых вы хотите вести в соответствии с вашими высочайшими устремлениями. Николе (Nicholls, 1988) указывает, что большая часть путаницы, возникшей в исследованиях лидерства, произошла потому, что существуют три принципиально различных вида лидерства. Он называет их мета-, макро- и микролидерство.

1. Металидерство — это создание «движений» в широком смысле этого слова (например, движение за гражданские права, домашние компьютеры, гласность). Металидерство «связывает индивидов, через видение лидера, с окружением. Делая это, оно освобождает энергию и создает последователей-энтузиастов».2. В макролидерстве «роль лидера в создании успешной организации реализуется двумя путями: нахождением пути и создание культуры... Нахождение пути можно коротко определить как нахождение дороги к успешному будущему. Создание культуры можно рассматривать как объединение людей в организацию, имеющую цель, т. е. такую, которая способна двигаться по намеченному пути или полностью использовать имеющиеся возможности... Макролидерство — это влияние на людей путем объединения их в общность, независимо от того, идет ли речь о целой организации, подразделении, отделе или группе. Лидер влияет на людей, давая подчиненным ответы на следующие вопросы: Что собой представляет организация в целом? Где в ней мое место? Как меня оценивают? Что от меня ожидают? Почему я должен быть ей предан? В этом процессе лидер создает преданных членов организации».3. В противоположность вышеперечисленным микролидерство «фокусируется на выборе такого стиля лидерства, который позволяет создать эффективную рабочую атмосферу и выработать у сотрудников стремление к кооперации в процессе выполнения работы путем подбора подходящего стиля по обеим осям: задача и отношения. Выбор стиля лидерства зависит от конкретных подчиненных и работы/задачи, которая должна быть выполнена. Он, таким образом, зависит от ситуации и условий... Лидер направляет людей в организации к выполнению определенной работы или задачи. Если стиль лидерства выбран правильно, люди выполняют свою работу охотно и в деловой атмосфере».

psyera.ru

Определение лидера - Психология Дома Солнца

Том Шрайтер: Шаг 1. Как определить лидера? На недавней телеконференции я спросил группу: "Кто-нибудь может дать хорошее определение, кто такой лидер?". Ответы были следующими: Тот, кто желает повышать свой уровень и помогает другим. Тот, кто уверен, что он делает то, что необходимо. Тот, кто способен обучать. Тот, кто общителен (коммуникабелен). Человек с хорошим видением. Лидер - это тот, кто хочет учиться и преуспевать. Лидер - это тот, кто совершает действия, которые нужны, чтобы добиться успеха. Остальная часть опрашиваемых молчала. Я не знаю, как они искали лидеров, если они никогда даже не знали, на кого похож лидер!

Каково же мое определение лидера?

У меня их три. Они не единственные. И не исчерпывающие. Это - только три определения, чтобы создать образ того, что мы ищем.

Первое определение: лидеры - это профессиональные студенты бизнеса.

Другими словами, лидеры действительно читают руководство по продажам, которое находится в их дистрибьюторском комплекте. По этому определению, каждый, читающий эту статью, будет лидером. Мы - студенты сетевого маркетинга, всегда в поиске новых идей и информации.

Лидеры слушают обучающие аудиокассеты, читают книги, посещают встречи с вышестоящими лидерами и всякий раз, когда есть возможность, посещают конференции компании. Вы можете увидеть лидеров, висящих вокруг upline-лидеров, в надежде подобрать хорошую идею.

Мне нравится это определение. Оно позволяет облегчить поиск лидеров. Просто идите на любой тренинг и вы увидите лидеров.

Каково же мое второе определение лидера?

Это определение немного тяжелее объяснить, но легче увидеть.

Вообразите, что вы решили уехать отдыхать на Гавайи. Вы собираетесь пропустить вашу местную еженедельную встречу с потенциальными дистрибьюторами. Кто-то должен будет провести ее.

Лидер - это тот, кто проведет эту встречу, удостоверится, что продукция показана, комната оплачена, и возьмет на себя ответственность, что всё будет гладко - и, находясь на каникулах, вы не должны волноваться или проверять что-нибудь. Лидер был бы доволен, если бы вы уехали из города и он смог бы взять на себя ответственность!

Это довольно хорошее определение лидера. Он - тот, кто делает свой бизнес без вашего постоянного побуждения и проверки. Он - тот, из-за кого вы не должны волноваться.

Третье определение лидера самое жесткое.

Это определение отделяет "так называемых" лидеров от реальных. "Лидер - тот, кто решает проблемы".

Тест на лидерство - это: будет ли проблема отправлена наверх, к вам? Если у вас есть дистрибьютор, которого вы считаете лидером, но он все еще передает проблемы своей структуры наверх, к вам, этот дистрибьютор не годится в лидеры. Это - жесткое испытание, но оно выделяет лидеров из общей массы.

Теперь мы имеем три чистых описания лидера. Мы знаем точно, кого ищем.

Теперь, когда у нас действительно хорошее представление о том, кто такой лидер, следующий вопрос в вашей голове должен быть:

Шаг 2: Как я нахожу лидеров?

Это просто. Имеются только два способа получить лидеров.

Первый способ получать лидеров состоит в том, чтобы украсть их. Люди пробуют украсть лидеров все время, не так ли? Они говорят: "Приходите в мой бизнес, и я буду давать вам на $5 больше, чем вы имеете здесь". И лидер, изменяя преданности своей компании, идет в другую.

Что является обратной стороной этого? Если лидер изменил преданности компании из-за увеличения дохода на $5, то что случится, когда кто-то еще предложит этому лидеру на $6 больше? О! Если этот лидер может быть куплен один раз, он может быть куплен снова.

Так что мы могли бы украсть лидеров, но проблема состоит в том, что мы получаем временных лидеров. Это значит, что мы будем работать всю оставшуюся жизнь, заменяя лидера на лидера, не так ли? Это не то, что мы ищем. Временный лидер ушел. Это не бизнес, а полная занятость по замене временных лидеров. Это не формирует стабильную, преданную вам сетевую организацию.

Так что я хотел бы оставить дальнейшее обсуждение вопроса захвата лидеров, потому что это не работает. Нам нужен постоянный доход.

Какой же второй способ получить лидеров? Он состоит в том, чтобы формировать их с самого начала. Другими словами, мы находим дистрибьютора, того, кто еще не стал лидером и обучаем его лидерству.

Но есть вопрос: Если этот дистрибьютор еще не лидер, тогда он выглядит подобно любому другому временному дистрибьютору, правильно? Так откуда мы узнаем, из кого воспитывать лидера? Как мы избежим пустой траты времени, пытаясь сделать лидером не того?

Вы когда-либо работали с кем-то, кто тренировался, совершал действия, необходимые, чтобы быть лидером, и этот человек никогда не стал им? Это когда-либо случалось с вами? Вы ощущали потраченные впустую время и усилия?

Да, и я потратил мои первые 15 лет в сетевом маркетинге, испытав такое же разочарование. Я двигался с преданным дистрибьютором. Мы работали по всей стране вместе. Мы делали обращения по телефону вместе. Мы устраивали встречи вместе. Я обучал дистрибьютора всему, что я знал. Но в конце концов он так и не стал лидером. Я потратил впустую свое время. Дистрибьютор потратил впустую много своего времени. И ничего не было сделано.

Всё это изменилось, когда я встретил парня по имени Том Паредес. Он пришел ко мне и сказал: "Далеко не каждый, кто говорит, что он хочет быть лидером, собирается работать. Это дешевый разговор". Я задал очевидный вопрос: "Как вы узнаете, кого обучать и кого не обучать? Каждый хочет быть лидером. Они мне так говорили. Откуда вы знаете, с кем работать?". Ответ Тома Паредеса был прост: "А вы их тестируйте". Я наморщил лоб - я только что потратил впустую пятнадцать лет! Почему я не давал своим кандидатам тест? Хорошо, потому что... Я никогда не думал об этом. И теперь, когда я узнал, что должен давать кандидатам испытание, каким был мой следующий вопрос? Вы правы! "Какой тест я должен дать им?" Снова Том Паредес дал простой ответ. Он сказал: "Дайте им книгу! Скажите, чтобы они прочитали книгу, и что вы встретитесь с ними через три дня, чтобы обсудить ее".

Теперь всё обрело смысл. Допустим, что вы уже в бизнесе, и вы спонсировали меня. Я сказал, что я хочу обучаться мастерству, и вы говорите: "Том, вот книга, она действительно поможет вам строить ваш бизнес. Я знаю, что вы хотите быть лидером. Сегодня понедельник. Почему бы нам не встретиться в четверг и не обсудить то, что написано в этой книге? Я покажу вам, как вы можете использовать это в вашем бизнесе". Конечно, я буду благодарить вас за книгу и говорить, что с нетерпением жду нашей встречи в четверг. В четверг вы звоните мне. Я начинаю оправдываться и говорить: "Я не смог прочитать книгу".Что бы вы подумали обо мне? "Эй, если он не может приложить достаточно усилий, чтобы прочитать книгу, какая есть гарантия, что он станет приглашать гостей на встречи? Или ходить на обучение и слушать ленты? Ездить на конференции?" Это не значит, что я всегда буду нелидером. Это только означает, что в это время моей жизни я не желаю ничего менять. Это не значит, что я - ужасный человек, это только означает: "Эй, я не собираюсь быть лидером прямо сейчас!"

Важно, что мы испытываем кандидата прежде, чем вкладывать время в его обучение, обучая его лидерству. Если мы не даем это испытание, любое время, которое мы проводим с нейтральным дистрибьютором, потрачено впустую.

Лучше тратить время на кого-то, кто отчаянно хочет быть лидером.

А что случится, если вы дадите мне книгу, и на следующее утро я позвоню вам в 6 утра? И скажу: "Я знаю, что это рано, но я взволнован. Я прочитал книгу и сделал заметки. Я знаю, что сейчас 6 утра, но давайте вместе позавтракаем. Если мы поторопимся, мы можем позавтракать в 6.30 утра и поговорить об этой книге прежде, чем я пойду на работу". Это сообщило бы вам, что здесь мы одержали победу. Это простое испытание, но оно позволяет сделать различия.

Между прочим, я не упомянул, что именно дать в качестве теста, не так ли?

Конечно, вы можете дать им книгу Большого Эла, потому что они узнают о методах рекрутирования. На самом деле не имеет значения, что вы дадите как испытание! Потому что это - просто тест. Вы только проверяете действия вашего потенциального лидера. Не забудьте, почти каждый будет говорить, что он хочет стать лидером, но этот разговор не стоит ни гроша. Вы должны проверить его в действии. Вы можете дать им Национальный Географический Журнал. Это не имеет значения. Вы только проверяете действие.

Кстати, если у вас нет книги или журнала, что еще вы можете давать как испытание? Вы могли бы использовать видеоленту, звуковую ленту, запись конференции, или послать кандидату этикетки от молока и пирожных. Это - просто испытание.

Но если у вас и этого нет, вам следует серьезно задуматься, как вы ведете свой бизнес.

Опасность! Опасность! Приближение Депрессии!

Прежде, чем вы дадите вашим потенциальным кандидатам в лидеры этот тест, я должен вас предупредить: вы можете сильно упасть духом.

После того, как вы прочтете эту информацию, вы, вероятно, протестируете на лидерство ваших самых лучших дистрибьюторов. И вы можете ожидать слишком много от этих людей. Вы протестируете ваших самых лучших дистрибьюторов, и большинство из них "провалится". И вы начнете оправдывать тех людей, которые не готовы стать лидерами. Затем вы начнете вкладывать время в хороших людей, которые не прошли тест - и они не станут лидерами. Это очень плохо для бизнеса.

Давайте двигаться дальше.

Мы дали нашим дистрибьюторам тест на лидерство, и затем отобрали людей, прошедших тестирование. Они похожи на обычных дистрибьюторов, действуют подобно обычным дистрибьюторам, но они - специальные люди. Именно этих немногих избранных нужно обучать лидерству.

Есть вопрос!

Помните шаг 3 из начала этой статьи? Позвольте мне напомнить эти три шага.

Шаг 1: Определите, каков лидер. Мы имеем три определения. Этот шаг прост.

Шаг 2: Как находить лидеров. Мы только что обсудили это. Уверен, мы можем украсть лидеров, но это будут временные лидеры. Надежный способ формирования лидеров - вырастить их из обычных дистрибьюторов (прошедших испытание).

Шаг 3: Чему обучать лидеров. Да, это - большой вопрос! Что лидеры знают такого, чего не знают дистрибьюторы?

Рассмотрим это. Вы обучили вашего нового человека быть хорошим дистрибьютором, и это значит, что вы обучили его:

* всему относительно продукции (программ) * всему относительно компании * как быть преданным сети * как быть положительным * как эффективно спонсировать * как продавать в розницу * как дублицировать свои усилия и т.д.

Теперь вы имеете действительно хорошо обученного дистрибьютора, но он еще не лидер!

Далее вы решаете, что пора ему становиться лидером. Чему вы собираетесь обучать его? Хороший вопрос! Но ответ слишком длинен для этой статьи. Мы поговорим об этом подробнее в следующий раз, так что у вас будет формула, чему именно обучать ваших дистрибьюторов, чтобы они вырастали в лидеров. Я также дам точные примеры и методы, которые использую, чтобы обучиться этим важным умениям.

P.S. Дайте вашим дистрибьюторам испытание на лидерство прямо сейчас, и вы найдете своих потенциальных лидеров, готовых идти вперед и получать новую информацию немедленно. А у вас появится желание обучать этих избранных людей.

www.sunhome.ru