Как определить свои навыки и умения, чтобы получить работу мечты. Навыки человека примеры


Социальные навыки | Блог 4brain

социальные навыки

Умение управлять своими взаимоотношениями с другими людьми называется социальными навыками и относится к наиболее важным умениям человека. Оно позволяет грамотно общаться, повышать качество коммуникации, достигать большей эффективности при контакте с окружающими и сопереживать им, а также контролировать свои эмоции и поведение.

Но понятие «социальные навыки» достаточно размыто, и многие просто не понимают, что оно означает. Это не только умение общаться, налаживать связи и улыбаться, пожимая руку своему собеседнику. И не просто бытовые или деловые навыки человека и правильное поведение в обществе. Так что же это?

В данной статье мы постараемся исчерпывающе рассказать о социальных навыках, объяснить, какие они бывают и как их развивать.

Что такое социальные навыки

Социальные навыки – это вершина айсберга эмоционального интеллекта. Когда человек в состоянии понимать и держать под контролем свои эмоции и проявлять эмпатию, его мастерство в управлении отношениями многократно возрастает. Социальные навыки обобщают все остальные стороны эмоционального интеллекта и могут проявлять себя в разных формах.

Вот пример: человек, обладающий социальными навыками, способен отлично управлять коллективом, будучи прекрасным эмпатом. Также он имеет силу убеждения, ведь владеет собой, понимает свои потребности интересы. Он точно знает, когда нужно обратиться к логике, чтобы донести до людей свою позицию, а когда следует проявить красноречие и энтузиазм, чтобы мотивировать других к действиям.

Социальные навыки относятся к ключевым умениям любого лидера. Он, понимая, что перед ним стоит задача объединять единомышленников и управлять своими и их взаимоотношениями, всегда старается быть в гуще событий. Сюда же относится и высокая мотивация такого человека, проявляющаяся как в его поведении, так и в способности зарядить энергией окружающих.

Социальные навыки, помимо прочего, являются триггером, приводящим в действие уже упомянутый нами эмоциональный интеллект. А умение его применять важно для любого, кто стремится развиваться, достигать высоких результатов, улучшать свои отношения с родными, близкими, друзьями, партнерами, коллегами по работе.

В то же время не следует полагать, что социальные навыки – это нечто необычное, что овладеть ими трудно или что нужно обладать для этого какими-то сверхъестественными качествами и способностями. На самом деле все намного проще, и дальше мы расскажем, как происходит их формирование. Но прежде все-таки давайте составим небольшой их список. Вот основные социально-коммуникативные навыки:

  • умение правильно приветствовать другого человека;
  • умение презентовать себя;
  • умение оставаться осознанным в любых ситуациях;
  • умение управлять своим голосом;
  • умение правильно извиняться;
  • умение быть тактичным и вежливым;
  • умение грамотно реагировать на критику;
  • умение правильно принимать комплименты;
  • умение достойно держаться в обществе;
  • умение представлять друг другу других людей;
  • умение вести комфортную для всех беседу;
  • умение быть искренним;
  • умение сохранять спокойствие;
  • умение слушать;
  • умение проявлять интерес к окружающим.

Более подробно почитать об этих умениях вы можете в нашей статье «Полезные социальные навыки», поэтому мы не будем подробно на них останавливаться. Вместо этого предлагаем вам посмотреть небольшое видео о том, как повысить свой социальный интеллект, а затем перейти к вопросу развития социальных умений и навыков.

Развитие социальных навыков: основные методы

Человек, не имеющий социальных навыков, всегда будет уступать человеку, у которого они есть или который их развивает. Необходимость социальной адаптации в настоящее время намного больше, нежели в прошлом. Это касается любой сферы жизни, но в большей степени, конечно, профессиональной.

Социальные навыки, как мы выяснили, представляют собой способности, которые помогают человеку в решении разного рода коммуникационных задач. Плюс ко всему, того, кто умеет эффективно взаимодействовать с другими людьми и группами людей, та же психология называет зрелой личностью.

Все это указывает, что развитие социальных навыков необходимо. Они помогут стать более раскрепощенным и уверенным в себе, харизматичным и обаятельным человеком, способным легко знакомиться и вести беседу, проводить переговоры и улаживать разногласия. Социальные навыки – это ключ к гармоничной социальной жизни.

На данный момент есть несколько наиболее результативных методов формирования социальных навыков.

Получение обратной связи и ее применение

В процессе развития и улучшения своих навыков общения вам могут встретиться разные трудности. К примеру, не всегда можно увидеть особенности своего собственного поведения, т.к. для этого нужно уметь видеть себя со стороны. Эта «слепая зона» есть в поведении каждого человека, а лучшим способом избавиться от нее станет получение обратной связи, т.е. чужого мнения, которое впоследствии можно дополнить своим видением.

Сделать это можно несколькими способами. Можно прямо спросить своего товарища, как он оценивает ваши коммуникативные навыки, указать, что ему нравится и в чем вы хороши, а на что вам стоит обратить внимание. Лучше всего обратиться к разным людям, чтобы получить наиболее объективную оценку.

Другой вариант – воспользоваться помощью специалиста, к примеру, тренера по развитию навыков коммуникации. Он понаблюдает за тем, как вы ведете себя в тех или иных обстоятельствах, ролевых играх и тренингах, сделает выводы и даст рекомендации, как улучшить свое умение общаться.

Есть и еще один вариант – творческий. Возьмите диктофон или видеокамеру и запишите свою речь/свое поведение в нескольких ситуациях, а после прослушайте или просмотрите запись. Давая себе оценку, постарайтесь воспринимать себя отстраненно – будто это не вы. Запишите то, что показалось вам нуждающимся в улучшении, и найдите способы работы над этим.

Уверенность в процессе общения

Социальные навыки и уверенность в себе во время общения тесно переплетены друг с другом (кстати, на это нужно обращать внимание, развивая социальные навыки ребенка). В ряде случаев то, что кажется отсутствием социальных навыков, на самом деле является лишь отсутствием уверенности в себе. Нервозность при общении вынуждает человека вести себя скованно и делать все невпопад.

Если же постараться расслабиться и почувствовать уверенность, при небольшой практике можно научиться вести себя совершенно иначе – быть обаятельным и остроумным, умело поддерживать разговор и находить правильные слова, замечательно шутить и нравиться собеседникам.

Если вы замечаете за собой, что в социальной среде вам свойственна неуверенность, стоит заняться устранением этой проблемы, причем уделить ей большее внимание, чем развитию социальных навыков вообще. Ведь именно из-за неуверенности чаще всего страдают коммуникационные умения.

Общаться с успешными людьми

Социально-коммуникативные навыки прекрасно формируются посредством общения с людьми, достигшими успеха. Но суть в том чтобы еще и изучать этих людей – особенности их мышления, привычки, поведение, а затем на основе полученной информации моделировать свои собственные действия.

Собственно говоря, даже простое нахождение рядом с успешными людьми будет влиять на вас, т.к. сам процесс моделирования отчасти происходит автоматически. Обращая внимание на умения и навыки тех, кто в чем-то лучше вас, вы подсознательно будете перенимать их манеры и качества, что впоследствии выразится в том, как вы общаетесь с другими.

Если же говорить о сознательном моделировании, то оно должно состоять из скрупулезного анализа поведения успешных личностей, определения их стратегий и тактик и последующего применения новых знаний. Однако важно избегать подражательства, т.к. оно искусственно. Естественным поведение станет только через понимание действий окружающих и их адаптацию к своей личности и адаптацию своей личности к ним.

Полезные и эффективные навыки и способности станут частью вас, только если вы окружите себя более сильными людьми. Заводите новые знакомства, непринужденно общайтесь, спрашивайте советов, наблюдайте и будьте доброжелательны. Эти действия, между прочим, сами по себе станут инструментом развития вашего мастерства общения.

Постоянно практиковаться

Сколько бы книг и умных статей вы ни прочли, сколько бы ни узнали методов и техник развития социальных навыков, все они окажутся бесполезными, если вы не будете применять знания на практике. Основной же практикой будет являться непосредственное общение с как можно большим количеством разных людей.

Если вы чувствуете потребность в изменениях, значит, ваше сознание уже готово к ним. Но для осуществления перемен нужно получать реальный опыт взаимодействия с окружающими. Лишь с помощью него вы сможете овладеть теми навыками, которых вам недостает, и лишь этот опыт позволит вам измениться и начать действовать по-новому.

Вы прекрасно знаете, что есть масса людей с превосходными социальными навыками, и это должно быть для вас еще одним стимулом. Ровняйтесь на них – выходите в свет, посещайте массовые мероприятия, общайтесь и ведите активную общественную жизнь. Это самый лучший способ научиться общаться и отточить свое мастерство.

Постоянно практикуясь, имея в своем окружении успешных людей и ролевые модели, развивая уверенность в себе и систематически получая обратную связь, через считанные месяцы или даже недели вы заметите свои успехи – перемены в поведении, образе мыслей, ощущении себя в процессе общения. Ваши социальные навыки достигнут нового уровня, а сами вы станете человеком, с которым будет интересно, с которым будут хотеть общаться, с которого начнут брать пример.

Формирование социальных навыков происходит постепенно, и для их развития вполне хватит перечисленных выше четырех методов. Но, конечно же, есть несколько вещей, которые значительно ускорят процесс и быстрее приведут к желанной цели. Ниже вы найдете еще ряд полезных рекомендаций, которые научат вас общаться лучше.

Развитие социальных навыков: дополнительные рекомендации

Некоторые из предложенных рекомендаций не потребуют от вас особых усилий, и следовать им вполне просто. Но в ряде случаев придется выйти из зоны комфорта и проявить силу воли. Социально-коммуникативные навыки вам помогут развить следующие советы:

  • учитесь быть чутким и развивайте эмпатию, чтобы лучше понимать других людей;
  • учитесь понимать собственные эмоции, чтобы лучше понимать себя и окружающих;
  • развивайте навыки активного слушания, чтобы правильно реагировать на слова людей и демонстрировать свою искреннюю заинтересованность;
  • давайте обратную связь, чтобы люди, с которыми вы общаетесь, понимали, что их слушают, а также, чтобы лучше понимать эмоции других людей;
  • изучайте истории других людей, чтобы развить в себе способность к сопереживанию и научиться разбираться в людях;
  • делитесь своими историями, чтобы люди лучше узнавали вас, убеждались в вашей искренности и проникались к вам доверием;
  • ищите точки соприкосновения с другими, чтобы налаживать дружеские взаимоотношения и приходить к взаимопониманию;
  • учитесь замечать и толковать невербальные сигналы во время общения; помните о том, что язык тела, тон и тембр голоса, мимика, выражение лица и жесты способны рассказать о человеке намного больше, чем слова;
  • изучайте проксемику, чтобы понимать и уметь использовать особенности пространственных взаимоотношений между людьми;
  • тренируйте внимательность, чтобы распознавать реакции других людей и их отношение к вам, а также лучше понимать собственное поведение;
  • интересуйтесь людьми и их проблемами, чтобы лучше понимать жизненные ситуации окружающих, их положительные и отрицательные черты;
  • гуляйте по городу, чтобы наблюдать за другими людьми и изучать особенности их поведения, а также заводить новые знакомства;
  • путешествуйте, чтобы расширять кругозор, заводить знакомства с людьми других национальностей, узнавать их менталитет и расширять свой коммуникационный опыт;
  • развивайте актерский талант, чтобы уметь подстраиваться под любое окружение, производить нужное впечатление и общаться с разными людьми;
  • учитесь выступать на публике, чтобы уметь привлекать внимание и воздействовать не только на отдельных людей, но и на социальные группы;
  • играйте в «социальные» игры, такие как «Монополия», «Мафия» и т.д., чтобы осваивать навыки «чтения» эмоций, определения лжи и прогнозирования ситуаций;
  • учитесь разрешать конфликты, чтобы уметь находить общий язык с любым человеком, гасить негативные эмоции, предупреждать ситуации конфронтации.

Несмотря на кажущуюся банальность всех этих вещей, они способны сделать из человека, совершенно не умеющего общаться, мастера коммуникации. Такой человек готов к чему угодно, способен достигать ошеломляющих результатов и превращать любую ситуацию общения в настоящее произведение искусства.

На этом мы могли бы подвести итог нашей статье, но есть еще один немаловажный нюанс, которого мы не коснулись. Развивать социальные навыки и достигать в этом деле успеха под силу каждому, но не каждый на это решается. На это есть несколько причин, и именно о них мы хотели бы сказать несколько слов в заключение.

Что мешает человеку развивать социальные навыки

Помех на пути формирования социальных навыков немного, но о них важно знать, чтобы просто-напросто понимать возможные трудности, заранее их предусматривать и продумывать варианты действий.

Эмоциональная нестабильность и вспыльчивость

Из-за этих негативных качеств развить социальные навыки человеку может быть сложно хотя бы потому, что он не в состоянии выслушать собеседника, может без причины вспылить, склонен к скоропостижным выводам и т.п. Именно поэтому огромное внимание нужно уделять эмоциональному равновесию и умению контролировать любые свои психические проявления. И не нужно забывать, что это касается не только каких-то негативно окрашенных ситуаций, но и любых других.

Страх

Страхи – мощная преграда на пути к любым начинаниям и свершениям. В случае с социальными навыками страх блокирует даже элементарные мысли и действия, отчего человек не в состоянии осуществить свою задумку. Тот, кто боится общения, всегда будет позади остальных, никогда не сможет постоять за себя или доказать свою позицию, ему не стать лидером. Поэтому если есть желание оттачивать мастерство общения, нужно перестать бояться, принять на себя ответственность за слова и поступки и начать смело шагать вперед. А из ошибок нужно учиться извлекать выгоду.

Высокомерие

Высокомерие проявляется в том, что человек без всяких на то оснований чувствует свое превосходство над остальными и пренебрегает ими и их интересами. Такие вещи никогда не доводили до хорошего – ни в дружбе, ни в личной жизни, ни в профессиональной деятельности. Высокомерных людей избегают и в обществе не жалуют. Тот, кто хочет развить свои социально-коммуникативные навыки, должен отбросить всякое чувство мнимого превосходства и научиться держаться с людьми на равных.

Чувство обделенности

Если человек чувствует себя второсортным, если он концентрируется на том, чего у него нет, но есть у других, и страдает от этого, научиться эффективно взаимодействовать с людьми ему будет очень сложно. Любой, у кого есть эта черта, должен перестать «негативить» по поводу обстоятельств и обвинять в том, что у него чего-то нет, или в том, что он недостаточно хорошо, других людей. Вместо обиды на мир нужно прийти к пониманию своей власти над собственной жизнью и недостатками, ведь тот, кто действительно хочет, способен свернуть горы.

Позиция жертвы

Человек, постоянно чувствующий себя жертвой обстоятельств и жалующийся на жизнь и несправедливость, не только не способен рационально мыслить и действовать, но и высасывает жизненную энергию из тех, с кем общается. Такая позиция ущербна и не приведет к успеху. Не стоит делать из мухи слона, иначе пыль на дороге превратится в зыбучий песок, из которого не выбраться. Овладеть социальными навыками, развить эмоциональный интеллект и добиться целей под силу победителю, но не слабаку. Желание расти должно превратиться в стремление быть хозяином своей жизни.

Конформность

Термин «конформность» применяется по отношению к людям, не способным к самостоятельному принятию решений и не имеющим собственной позиции. Такими людьми легко управлять, т.к. они руководствуются чужим мнением и видением, и действуют, исходя из господствующей на данный момент идеологии. Тот, кто решил развивать социальные навыки, должен перестать искать легкие решения и проторенные дорожки и начать вырабатывать свое собственное видение и идти по индивидуальному пути. Не обязательно, конечно, придерживаться нонконформизма и противопоставлять себя «системе», но быть индивидуальностью нужно в любом случае.

Чрезмерная доверчивость

Еще одна преграда, способная помешать развитию социальных навыков. Неумение или нежелание анализировать информацию, прорабатывать ситуации, изучать проблемы и решения приводит к тому, что человек проявляет легкомысленность и верит всему, что ему говорят. Но задача того, кто желает повысить эффективность своего общения, – научиться ставить под здоровое сомнение все, с чем ему приходится иметь дело. Для этого полезно руководствоваться принципами верификации, фальсифицируемости и демаркации научного знания.

Каждая из перечисленных особенностей поведения и все они вместе препятствуют успешной адаптации человека в обществе. Вследствие этого ему сложно выстраивать как личные, так и профессиональные взаимоотношения. Так что мы можем заключить, что если вы поставили цель найти свое место в социуме, научиться строить продуктивные и гармоничные отношения с людьми и привнести в свою жизнь психологический комфорт, нужно избавляться от всего, что может помешать вам на этом пути.

Воспринимайте жизнь проще, смотрите на вещи объективнее, избавляйтесь от страхов и исправляйте недостатки. Все это поможет в совершенстве овладеть социальными навыками и функционировать в этом мире уверенно и результативно. И на этой позитивной ноте мы хотим познакомить вас еще с одним интересным видеоматериалом о том, как улучшить свои навыки общения.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:TelegramВконтактеFacebook

4brain.ru

Умения и навыки человека

Поиск Лекций

Понятие об умениях и навыках. По мере упражнения в той или иной деятельности человек совершенствуется в ее выполнении. Уровни освоения деятельности бывают различными. Умением называют освоенный человеком способ выполнения деятельности. В одних случаях умение есть освоенный человеком способ применения знаний на практике. Для того чтобы учащийся овладел умениями - умел считать, писать, читать и т. д., он должен знать, как это надо делать. Получив знания, он учится применять их в практической деятельности - у него вырабатывается умение. В процессе упражнений, в ходе практической деятельности умения совершенствуются; в связи с этим и деятельность становится более совершенной. Однако, имея знания, ученик может не обладать соответствующими умениями. Так, ученик может хорошо знать правило о правописании мягкого знака после шипящих в именах существительных женского рода. Но знание правила не говорит еще об умении грамотно писать. Начал писать ученик и сделал ошибки, не сумев применить правило в практической работе. Умения приобретаются на практике, путем упражнений. Только после того как группа, ученик, выполняя работу самостоятельно, будет применять данное правило, можно сказать, что у него есть соответствующее умение. Далеко не всегда умения основаны на знаниях. Ряд двигательных умений - умение ходить, плавать, говорить и т. д. вырабатывается у человека путем упражнений, тренировки, без опоры на знания, на какие-то правила. Обычно ребенок, овладевающий ходьбой или речью, не получает предварительно специальных знаний о том, как надо это делать. Он просто упражняется, подражает взрослым. Умения человека проявляются на разном уровне. Например, мы скажем и о первокласснике, что он умеет читать, и о взрослом человеке то же самое. Умеет плавать и начинающий пловец, и мастер спорта по плаванию. Естественно, что в результате долгих упражнений деятельность выполняется все более и более правильно, точно, быстро, экономно, без ошибок. Это, в частности, приводит к тому, что хорошо освоенные операции в составе деятельности начинают выполняться автоматизировано, без непосредственного контроля сознания. Навыком называют такое действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнений. Иными словами, навык - это частично автоматизированное действие. Таковы, например, навыки ходьбы на лыжах - ведь люди не осознают, какие мышцы и в каком порядке сокращаются при этом. Мы можем идти, глубоко задумавшись, размышляя о чем-то постороннем, любуясь красотой зимнего пейзажа. Таков и навык беглого чтения. Сама деятельность, как мы уже упоминали, всегда совершается сознательно. Но отдельные операции, входящие в ее состав, в результате тренировки, упражнений становятся автоматизированными. Сознание в этом случае не отключается совсем, но оно направлено не на технику выполнения операций, а на общее руководство деятельностью, осознание ее задач, на поиски наилучших путей решения этих задач. Полностью сосредоточиться на содержании книги можно тогда, когда автоматизирован сам процесс чтения. Проникнуть в суть музыкального произведения музыкант-исполнитель сможет только тогда, когда будут автоматизированы как процесс чтения нот, так и сама техника игры. Но если бы талантливый пианист во время музыкально выразитель ного исполнения какого-либо произведения вдруг сосредоточился на мысли, какими пальцами и какие клавиши он должен нажимать, игра его на этом и закончилась бы. При возникновении каких-либо затруднений в осуществлении операций сознание снова начинает контролировать их вплоть до устранения возникших трудностей. Различают двигательные (моторные) и интеллектуальные навыки (или навыки в области умственной работы), например навыки правописания, навыки решения типовых задач и т. д. Для того чтобы сформировались навыки письма, ученик дол жен получить знания, как держать ручку, как пользоваться ею, должен знать буквы, знать, как они пишутся, затем он должен научиться пользоваться ручкой, уметь написать буквы и т. д. После многих упражнений ученик освоил технику письма и в результате этого перестал думать о том, как надо писать буквы; сознание его переключилось на содержание письма - у ребенка выработались навыки письма. Следовательно, без знаний и умений интеллектуальный навык сформироваться не может. Между навыками животных и навыками человека существует разница. Она определяется уже известным положением о том, что деятельность человека всегда носит сознательный характер, животные же сознанием не обладают. С точки зрения физиологии это значит, что навыки животных образуются только на основе первой сигнальной системы, у человека же - под контролем и при обязательном участии второй сигнальной системы. Через вторую сигнальную систему идет и подкрепление при образовании условно рефлекторных связей - указание учителя или инструктора на правильность или ошибочность действия, словесное одобрение или порицание, контроль действий по письменной инструкции и т. д. Физиологическая основа навыка - динамический стереотип. Хорошо выработанный динамический стереотип, лежащий в основе навыка, утрачивает систематическую связь со второй сигнальной системой, которая является физиологической основой сознания. Вторая сигнальная система все больше и больше освобождается от прямого участия в управлении отдельными звеньями динамического стереотипа. Она управляет стереотипом в целом и вновь включается в управление отдельными его звеньями только при возникновении каких-либо затруднений. Процесс образования умений и навыков. И умения, и навыки формируются путем упражнений. Упражнение - это многократное повторение действий для их сознательного совершенствования. Но упражнение не просто многократное механическое повторение действий. Как известно, есть люди с очень плохим почерком. Пишут они всю жизнь, а почерк их от этого не улучшается. Можно часто повторять одни и те же действия, но если нет сознательной цели их усовершенствовать, улучшения может и не наступить. При каких же условиях многократное повторение действий становится упражнением? Этих условий два. Первое условие: наличие ясно осознанной цели и стремления ее достигнуть. Обучающийся должен отчетливо понимать, чего он должен достигнуть в результате упражнений. Если речь идет об учебных умениях и навыках, то здесь большую роль играет ясное, точное, понятное .объяснение учителем поставленной перед учеником задачи и показ педагогом результатов (учитель правильно и выразительно читает-при выработке навыка чтения: показывает, как писать буквы,-при выработке навыка письма и т. д.) Второе условие; обучающийся должен знать, каких результатов он добивается в процессе упражнений, осознавать свои успехи (что ему уже удается) и свои ошибки, недостатки и причины их. Сопоставление промежуточных результатов упражнений с их конечной целью, анализ достижений и недостатков производятся также с помощью учителя, но важно приучать и ученика постоянно оценивать результаты своих упражнений. Иначе говоря, контроль. должен дополняться самоконтролем. Дальнейшие упражнения должны быть направлены на устранение отмеченных недостатков и исправление ошибок. Но надо помнить, что просто отрицательная оценка, указание только на ошибки, без показа того, как надо делать, не дадут нужного эффекта. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что если обучающийся не отдает себе отчета в том, чего он достиг и что еще ему не удается, то совершенствование не наступает и при большом числе повторений. Более того, недочеты и ошибки могут закрепляться. Надо отметить, что увидеть свою ошибку не такое легкое дело. Например, при анализе процесса формирования навыка письма отмечены такие этапы. В начале упражнения, когда ученик овладевает навыком письма, он с трудом распознает свои ошибки. Только после того как слово написано, часто после вопроса учителя школьник замечает ошибку. На следующем этапе учащийся самостоятельно находит ошибку после тщательной проверки текста. Далее он замечает ошибку в тот момент, когда ее совершает. Наконец, учащийся уже не делает подобной ошибки. При организации упражнений следует иметь в виду, что если одни и те же упражнения повторяются в течение длительного времени без перерыва, то результаты их вследствие развивающегося утомления не только не улучшаются, но ухудшаются. Основные показатели успешного формирования навыка - систематическое достижение все более и более высокого качества работы, уменьшение количества ошибок, все более быстрый темп работы. Важный момент в формировании навыка – устранение излишних движений и снятие мышечной напряженности (это касается и формирующихся навыков учебной работы - вспомним, как пишет свои первые буквы первоклассник, судорожно сжимая ручку и напрягая все тело). Другой важный момент-объединение отдельных частных движений-или действий водно целостное, когда переход от одного звена к другому происходит плавно, равномерно, без рывков и остановок (например, переход от чтения слогами к навыку чтения словами, переход от поэлементного начертания букв к изображению буквы в целом и т. д.). Покажем важнейшие моменты формирования учебных навыков на примере формирования навыка письма. Формирование навыка письма требует специальной подготовки. Как правило, ко времени поступления ребенка в школу такая подготовка уже имеет место. Во-первых, на протяжении дошкольного детства развиваются движения пальцев и кисти руки, хотя не закончено еще окостенение пальцев. Фонематический слух ребенка к шести годам достаточно развит и готов к слуховому анализу и синтезу; артикуляционная система у большинства детей тоже вполне подготовлена к произнесению звуков речи, что очень важно для начала обучения письменной речи: Накоплен известный опыт зрительного контроля за движениями пальцев. Обучение навыкам письма начинается с того, что ребенок овладевает написанием отдельных элементов букв. Это готовит его к написанию буквы в целом. На первом этапе формирования навыка письма учитель показывает, как надо писать элементы букв, знакомит школьника с правилами их начертания. Учитель стремится к тому, чтобы знания были усвоены прочно; для этого он беседует с учащимся, задает ему вопросы типа: <Саша, скажи, как ты будешь писать? Как ты будешь держать ручку?> В результате упражнений у учащихся формируются умения писать элементы данной буквы (палочки, крючочки, овалы, полуовалы). При письме ученик осваивает написание одной части буквы, затем второй и т. д. На втором этапе формирования навыка все эти действия объединяются в одно действие - школьник пишет уже буквы как целостный графический образ звука. Самостоятельные ранее действия-написание элементов буквы-вошли в целостное действие - написание буквы. На третьем этапе дети упражняются в связанном письме слогов и слов. На первых трех этапах (особенно на первом и втором) наблюдается очень большая затрата энергии. Иногда ребенок почти ложится на парту, производит много лишних усилий, слишком крепко сжимает ручку, делает чересчур сильный нажим, совершает много ненужных движений; его лицо выражает напряжение. Постепенно напряжение исчезает, движения координируются, становятся более уверенными, четкими, и, наконец, появляется ровное, спокойное письмо. На первых этапах образования навыка письма ведущим является зрительный контроль за движениями, правильным написанием. Постепенно приобретает значение и двигательный контроль. Правильность письма начинает оцениваться и двигательными ощущениями, а роль зрительного контроля в известной мере ослабевает. Что такое полный двигательный контроль за процессом письма, легко понять, если попробовать с закрытыми глазами написать свою фамилию. На четвертом этапе постепенно увеличивается скорость письма, закрепляется индивидуальный ритм движений и индивидуальная стереотипность написания одинаковых букв - вырабатывается почерк. Навык письма сформировался. На основе сложившегося навыка письма впоследствии формируется орфографический навык-навык грамматически правильного письма без осознавания соответствующих правил. Вначале школьник, прежде чем написать слово, применяет развернутое правило, проговаривает его вслух или про себя. Затем, когда сформируется навык, правило свертывается – школьник пишет правильно, не вспоминая правила; необходимость в этом возникает лишь по требованию учителя. Впоследствии правило вспоминается только в самых трудных случаях. Взаимодействие навыков. Различные навыки взаимодействуют друг с другом, по-разному влияют друг на друга. Существующий навык может способствовать усвоению нового действия или, наоборот, мешать его усвоению. Положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новым действием называют переносом навыка. Так, навык шофера облегчает усвоение навыка тракториста. Наличие у школьника навыка работы напильником облегчает формирование навыка работы пилой-ножовкой при резании металла. Навыки, выработанные при решении математических задач одного типа, помогают решать задачи другого, сходного типа: анализировать условия задачи, устанавливать зависимость между данными задачами, планировать решение. Перенос навыков возможен только в том случае, если имеется что-то общее в старой и новой деятельности. Если же старый и новый навыки не имеют ничего общего, а, наоборот, способы осуществления их резко различаются, то старый навык тормозит образование нового. Отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых называют интерференцией навыков. Например, школьник в детстве научился плавать весьма несовершенным способом. Затем поступил в спортивную школу, где его стали обучать плавать стилем брасс, однако старый навык мешал усвоению нового, и мальчику пришлось долго переучиваться. Новый навык выработать легче, чем перестраивать неправильно сложившийся старый. Как говорится, учить легче, чем переучивать. Вот почему иногда так трудно научить первоклассника правильному чтению: дома его учили не специалисты побуквенному чтению (при котором ребенок предварительно произносит все буквы слова). Перестроить такой усвоенный ошибочный прием чтения очень трудно, и ребенок долгое время не читает, а <буквослагает>. Учитель должен учитывать возможность переноса и интерференции навыков. Надо доводить до сознания учеников существенно сходное или, наоборот, существенно различное в навыках. Это облегчает перенос и ослабляет интерференцию. Например, учитель специально обращает внимание учеников: <Обратите внимание, что следующая задача решается так же, как и предыдущие>; <А вот эту задачу нельзя решить прежним способом-она решается совсем иным путем. Попробуйте найти его. При длительном отсутствии упражнений навык постепенно разрушается. Для восстановления навыка требуется вновь повторить соответствующие упражнения.

 

Привычки

Привычкой называют потребность человека совершать определенные действия. Привычка и навык во многом сходны - привычки также представляют собой автоматизированные способы выполнения действий, закрепившиеся в результате многократного повторения. В основе привычек также лежат динамические стереотипы. Но привычка - это навык, ставший потребностью. Если человек по каким-либо причинам не выполняет привычных действий, у него возникают неприятные переживания, чувство неудовлетворения. Навык есть возможность успешного осуществления действий, привычка-побуждение производить эти действия. Например, навык умываться дает возможность ребенку делать это быстро и ловко. Привычка умываться заставляет его делать это охотно и без принуждения. Различают гигиенические (или бытовые) привычки, к которым относится утреннее умывание, мытье рук перед едой, утренняя гимнастика, привычка быть чистоплотным и опрятным, рано вставать, привычка быть всегда аккуратным, привычка следить, чтобы предметы домашнего обихода, учебные принадлежности всегда были на месте, в хорошем состоянии. Выделяют и нравственные привычки, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми, - вежливость, приветливость, постоянная готовность прийти на помощь другим людям, дисциплинированность. Кроме полезных привычек, в неблагоприятных условиях воспитания могут формироваться и отрицательные, вредные привычки: грубость, употребление вульгарных выражений, сквернословие, привычка употреблять слова-паразиты (<значит>, <так сказать>, <и так далее>), привычная лень, курение, привычка капризничать, упрямиться. Воспитание положительных привычек, как и борьба с отрицательными привычками школьников, требует настойчивости и терпения. Большую роль в этом играет положительное подкрепление одних действий (похвала, одобрение, поощрение) и торможение других (через осуждение, порицание, выговор). Очень важен личный пример учителя, которому часто стремятся подражать ученики. Иногда полезно обратить внимание школьника на его плохую привычку, так как порой он просто не замечает ее. Учитель начинает вырабатывать у школьников положительные привычки с первых дней обучения в школе. В частности, уже в 1 классе надо постепенно формировать привычку работать организованно, соблюдая определенные условия, порядок. Вот мы входим в класс, и сразу ясно, что класс организован, у детей выработаны привычки культурного поведения: они тихо встали, приветствуя нас, и так же тихо сели на места. Мы наблюдали этих учащихся и во время урока: у них сформирована привычка внимательно слушать, организованно начинать работу. Вот один ученик проявил невыдержанность: он быстро решил задачу, вскочил и просит, чтобы его спросили (этот ученик новичок в классе). Немедленно сосед призвал его к порядку, а остальные ребята посмотрели на него с недоумением и осуждением. Все учащиеся класса имеют чистый и опрятный вид, они аккуратно содержат книги, тетради, у них всегда порядок на парте. У некоторых учащихся начальной школы могут проявляться антигигиенические привычки - сосать палец, грызть ногти, во время еды брать соль из солонки рукой, облизывать пальцы после еды. Проявляются отрицательные привычки и в обращении детей друг с другом употребление бранных и грубых слов, передразнивание товарищей, гримасничанье. Подобные привычки нередко встречаются и у более старших школьников. Учитель, если он видит, что у школьника появляется отрицательная привычка, немедленно принимает меры к ее пресечению и особенно стремится не допускать ее повторного проявления: ведь повторение-это основа выработки привычки. Учитель осуждает проявление отрицательной привычки и создает общественное мнение коллектива (хотя из педагогических соображений иногда это делать нецелесообразно и следует ограничиться индивидуальной работой с учеником). Обращаясь к нравственным чувствам ученика, убеждая его во вредности привычки, вызывая у школьника отрицательные эмоции в связи с привычкой, учитель формирует у воспитанника стремление самому изжить отрицательную привычку, создает обоснованное желание бороться с ней, помогает ему проявлять соответствующие волевые усилия. И разумеется, только единая линия воспитания в школе и семье приведет к выработке у учащихся нужных, полезных привычек и предупреждению и искоренению отрицательных.



poisk-ru.ru

Как определить свои навыки и умения

 

Друзья, всем большой салам! Сегодня я публикую очередную статью из цикла, который посвящен тому, чтобы помочь вам определить наиболее подходящую для вас работу. Если вы читали предыдущие 3 статьи, то вы помните, что мы начали с вами проходить специальное упражнение под названием цветок. И мы уже успели заполнить 2 лепестка. В этой статье я буду рассказывать, как заполнить третий лепесток.

Прежде чем я начну рассказывать про третий лепесток, я вам напомню, где можно прочитать предыдущие части этого цикла:

Часть 1

Часть 2

Часть 3

 

Transferable skills

 

Как вы помните, третий лепесток называется «Что я люблю и умею делать». Другими словами это ваши любимые навыки и умения. При этом нам не нужны все ваши умения. Для нас в этом лепестке важны те умения, которые можно применить в разных областях. Что я имею ввиду?

 

 

Умение класть кирпичи можно использовать только в строительстве. А вот, к примеру, умение анализировать, можно использовать во многих областях. Это общее умение. Оно не относится конкретно к какому-то виду деятельности.

Именно эти умения важны для нас в этом лепестке. На английском они называются transferable skills. Я не знаю, как точно перевести это выражение на русский. Если дословно, то получается «передаваемые умения». Но я по ходу статьи буду называть их либо «общие навыки», «общие умения» либо просто «навыки», «умения».

Что еще важно? Нам нужны те умения, которые вам нравятся. Применяя которые, вы получаете удовольствие. Общие навыки и умения вы нарабатываете в течение жизни. Но не все они приносят вам удовольствие. Например, вы научились эффективно вести переговоры. Но это навык может совсем не доставлять вам удовольствия. Значит, нам этот навык не подходит.

Общие навыки и умения можно разделить на 3 большие ветви:

  • Умения, связанные с данными и информацией
  • Умения, связанные с людьми
  • Умения, связанные с вещами (инструменты, предметы, машины, оборудование и т.д.)

Навыки бывают простые и сложные. Если человек владеет каким-то сложным навыком, то обычно он владеет также и теми, что проще. То есть если вы умеете, к примеру, анализировать информацию, то вы также владеете более простыми навыками: сравнивать, копировать, собирать информацию. Это не правило, но обычно это так.

 

 

Нужно определить самые сложные навыки, которыми вы владеете. Тем более, что чем выше ваши общие навыки и умения, тем более свободны вы в выборе работы. Если вы владеете простыми навыками, то вы будете работать на низких должностях, а это значит, что вы ограничены в выборе работы.

Если вы инженер на швейной фабрике, то вам сложно пойти работать бухгалтером в сеть розничных магазинов. Но если вы руководитель высокого уровня, то вы сможете управлять как швейной фабрикой, так и сетью розничных магазинов.

Более того, чем более высокими навыками вы владеете, тем меньше у вас конкуренции, поскольку людей с такими навыками мало. Поэтому сложные навыки открывают для вас большие возможности и уменьшают вам конкуренцию.

И прежде чем мы начнем с вами определять ваши общие навыки и умения, нам важно понять, что навыки это не ваши персональные характеристики. Энергичность, инициативность, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, быстрая обучаемость – это не навыки. Это ваши черты характера. Это ваш стиль работы, но не навыки.

Умение анализировать это навык. А внимание к деталям это ваша черта характера. Навык говорит о том, что вы умеете. Например, анализировать. А черта характера говорит каким образом вы это делаете. Например, анализируете с вниманием к деталям. А кто-то другой может анализировать без внимания к деталям, но зато быстро.

В общем, вам надо понять разницу между навыками и чертами характера. Обычно навык это глагол, а черта характера это прилагательное. Нам с вами важно сейчас определить именно ваши навыки, а не черты характера.

 

Как будем определять свои навыки и умения

 

Теперь вы знаете, что такое общие навыки и умения. Проблема как понять какими общими навыками и умениями вы обладаете. Только 5% людей знают точно какими навыками и умениями они владеют и могут их трезво оценить. Большинству людей трудно точно сказать, какими навыками они владеют.

 

 

Чтобы определить свои навыки и умения необходимо сделать одно трудоемкое упражнение. Но оно того стоит. Вам необходимо написать историю. Точнее семь историй. Не пугайтесь истории не сложные. Вы их нигде не будете публиковать, поэтому неважно насколько хорошо они написаны. Главное, чтобы они были написаны по определенной схеме.

Схема состоит из следующих шагов:

  1. Ваша цель: что вы хотели достичь
  2. Какие были препятствия, ограничения и проблемы, мешающие достижению цели
  3. Шаг за шагом, подробно, что вы сделали, чтобы достичь цели
  4. Описание результата
  5. Результат в цифрах

 

Ниже пример такой истории.

 

История

 

Для съемки качественного видео в домашних условиях мне был необходим хромакей – зеленый фон. Профессиональный хромакей, который мне подходил стоил порядка 130 долларов. Кроме этого нужно было освещение, которое тоже обходилось недешево в 210 долларов. Общие расходы предполагали 340 долларов инвестиций.

 

Денег было немного, поэтому я решил сэкономить.

Я зашел в интернет, чтобы изучить информацию как можно сделать хромакей и освещение собственными силами. Почитав различные материалы и посмотрев видео по теме, я приступил к созданию своей домашней студии.

Вместо профессионального зеленого фона, я приобрел зеленый ватман, который прикрепил к одной из стен скотчем. Хромакей был готов. С освещением все было не намного сложнее. Я нашел светильники, у которых на одном конце имеются прищепки. Их можно цеплять на любую поверхность. Но теперь надо было сделать стойки для этих светильников.

Я созвонился со своим другом инженером. Он сказал, что у них в цеху есть остатки труб и нижняя часть офисных кресел. И предложил мне приварить эти трубы к ножкам кресел. Я забрал у него трубы и ножки кресел абсолютно бесплатно. Нанял сварщика, который за символическую плату в течение 20 минут все приварил как надо.

Получились отличные стойки, на которые можно было прикрепить светильники. Причем за счет прищепок это можно было сделать на любой высоте. Далее я купил баллончик черной краски и покрасил эти стойки.

Ну и наконец, я опробовал все свое оборудование, снял ролик и выложил его в ютуб и на фейсбук. Видео получилось, словно снятое в профессиональной студии. Мои друзья в комментариях спрашивали, во сколько обошлось арендовать студию.

На самом деле все было сделано своими руками, за счет чего я сэкономил 250 долларов.

Давайте теперь посмотрим как эта история ложится в схему, которую я описал выше:

  1. Ваша цель: что вы хотели достичь

Для съемки качественного видео в домашних условиях мне был необходим хромакей – зеленый фон.

  1. Какие были препятствия, ограничения и проблемы, мешающие достижению цели

Денег было немного, поэтому я решил сэкономить.

 

 

  1. Шаг за шагом, подробно, что вы сделали, чтобы достичь цели

Я зашел в интернет, чтобы изучить информацию как можно сделать хромакей и освещение собственными силами. Почитав различные материалы и посмотрев видео по теме, я приступил к созданию своей домашней студии. Вместо профессионального зеленого фона, я приобрел зеленый ватман, который прикрепил к одной из стен скотчем… и т.д.

  1. Описание результата

Видео получилось, словно снятое в профессиональной студии.

  1. Результат в цифрах

На самом деле все было сделано своими руками, за счет чего я сэкономил 250 долларов.

 

Напишите свои истории

 

Отлично, я думаю вы поняли. Теперь вам надо сесть и написать самому 7 историй. Не обязательно это истории, где вы добились каких-то очень значительных успехов. Главное, что вы получали удовольствие от этих ситуаций.

Если не можете никак вспомнить истории, то подумайте о ситуациях на работе или о той работе, которую вы делали и получали удовольствие. Вы также можете подумать о какой-то роли в своей жизни, от которой вы получаете удовольствие, например: муж, повар, мать, активист в общественной организации и так далее. И теперь опишите какие-то свои достижения в этой роли в виде историй.

 

 

Хорошо. Истории написаны. Теперь будем их анализировать, чтобы понять какие общие навыки вы использовали, чтобы добиться успеха. Для этого каждую из написанных вами историй прогоните по списку, который вы видите ниже:

  • Начинать, быть первопроходцем
  • Управлять
  • Исполнять
  • Мотивировать
  • Убеждать, продавать, заинтересовывать
  • Консультировать
  • Советовать
  • Координировать
  • Разрешать конфликты, вести переговоры
  • Сводить людей, связывать их
  • Оценивать
  • Излучать тепло и эмпатию
  • Поднимать самооценку людей
  • Инструктировать
  • Обучать, тренировать
  • Говорить
  • Слушать
  • Быть ментором, наставником
  • Показывать хорошие коммуникативные навыки при общении в живую
  • Показывать хорошие коммуникативные навыки при письменном общении
  • Удивлять, развлекать, веселить и т.д.
  • Говорить, переводить или читать на иностранном языке
  • Обслуживать, ухаживать, следовать инструкциям
  • Контролировать
  • Использовать интуицию
  • Изобретать, создавать, придумывать новшество
  • Создавать дизайн, использовать художественные способности
  • Представлять, визуализировать
  • Собирать из разрозненных кусочков целое
  • Систематизировать, приоретизировать
  • Организовывать, классифицировать
  • Находить закономерности и паттерны
  • Анализировать, уметь разбивать целое на составные части
  • Работать с цифрами, считать
  • Помнить людей, информацию, цифры необычайно хорошо, долго или много
  • Развивать, улучшать
  • Решать проблемы
  • Планировать
  • Создавать программы
  • Исследовать
  • Сравнивать, видеть общее и разницу
  • Учиться
  • Собирать информацию и правильно ее организовывать
  • Копировать
  • Производить, делать, собирать
  • Чинить
  • Обрабатывать
  • Строить
  • Собирать, конструировать
  • Управлять (по отношению к машинам или оборудованию)

 

 

Если вы видите, что в истории встречается какой-то навык из списка, то поставьте напротив этого навыка галочку. Вы также можете дополнить эти навыки теми, что встречаются у вас, но в списке их нет. Таким образом исследуйте все 7 своих историй.

Хорошо. Разложили все 7 историй и отметили галочками те умения, которые мы использовали. Следующий наш шаг, это найти закономерности. Если вы использовали какое-то умение всего один раз, то это ничего не значит. А вот если какие-то умения все время встречаются и повторяются в большинстве историй, которые вы написали, то вам следуют обратить на них внимание. Скорее всего это и есть ваши главные навыки и умения. Выпишите их отдельным списком.

Теперь нужно этот список проранжировать. Потому что скорее всего ни одна профессия не даст вам возможность использовать все свои навыки и умения. Поэтому важно понять какими навыками вы можете пожертвовать, а какие вам настолько нравятся, что вы хотите, чтобы они обязательно присутствовали в вашей работе.

В результате у вас должен получиться пронумерованный список из 5-10 основных навыков. Первый навык – самый важный.

 

Финальный шаг

 

Теперь необходимо более четко определить ваше умение. К примеру, если мы возьмем умение организовывать. Нужно определить к чему оно относится. Ведь можно сказать:

— Я умею организовать мероприятие;

— Я умею организовать правильное рабочее место;

— Я умею организовать информацию на компьютере.

Это три абсолютно разных навыка. Вам нужно взять свой список навыков и определить каждый навык. Написать к чему он относится. А также вы можете приписать к нему свои черты характера, которые определяют, как вы применяете навык.

Например, вы увидели, что один из ваших ключевых навыков - это умение организовывать. Затем вы более четко определили, что это умение организовывать информацию. А теперь вы пишите, как именно вы применяете этот навык.

Например, вы можете написать:

— Я умею тщательно и логично организовать информацию;

или

— Я умею интуитивно на лету организовать информацию.

Согласитесь, это 2 абсолютно разных навыка. На какой-то работе важно будет уметь организовать информацию тщательно и без ошибок, а на другой главным будет скорость. Поэтому важно более четко определить свои навыки.

Итак, когда вы закончите все свои навыки, вы можете их вписать в третий лепесток. В следующих статьях мы продолжим заполнение цветка.

На закуску видео с Брайаном Трейси о ключевых навыках успешных людей.

 

 

На этом все. Я надеюсь статья вам понравилась. Если так, то поделитесь ею в социальных сетях. Сделать это легко, нажав на одну из кнопок ниже. И подписывайтесь на обновления блога, чтобы быть в курсе новых интересных статей.

До встречи,

Ваш Рустам

 

P.S

Предыдущие части этого цикла здесь:

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 5

undertherock.ru

Умения и навыки человека

Количество просмотров публикации Умения и навыки человека - 814

Понятие об умениях и навыках. По мере упражнения в какой-либо деятельности человек совершенствуется в ее выполнении. Уровни освоения деятельности бывают различными. Умением называют освоенный человеком способ выполнения деятельности.

В одних случаях умение есть освоенный человеком способ применения знаний на практике. Познавая в учении окружающую действительность, законы природы и общества, человек приобретает знания. С развитием человеческого общества совершенствуются и изменяются знания людей. Знания передаются от поколения к поколению. Получив знания, человек должен применять и использовать их в жизни, на практике. Для того чтобы учащийся овладел умениями — умел считать, писать, читать и т. д., он должен знать, как это нужно делать. Получив знания, он учится применять их в практической деятельности — у него вырабатывается умение. В процессе упражнений, в ходе практической деятельности умения совершенствуются; в связи с этим и деятельность становится более совершенной.

При этом, имея знания, ученик может не обладать соответствующими, умениями. Так, ученик может хорошо знать правило о правописании мягкого знака после шипящих в именах существительных женского рода. Но знание правила не говорит еще об умении грамотно писать. Начал писать ученик и сделал ошибки, не сумев применить правило в практической работе. Умения приобретаются на практике, путем упражнений. Только после того как ученик, выполняя работу самостоятельно, будет безошибочно применять данное правило, можно сказать, что у него есть соответствующее умение.

Далеко не всœегда умения основаны на знаниях. Ряд двигательных умений — умение ходить, плавать, говорить и т. д. — вырабатывается у человека путем упражнений, тренировки, без опоры на знания, на какие-то правила. Обычно ребенок, овладевающий ходьбой или речью, не получает предварительно специальных знаний о том, как нужно это делать. Он просто упражняется., подражает взрослым.

Умения человека проявляются на разном уровне. К примеру, мы скажем и о первокласснике, что он умеет читать, и о взрослом человеке то же самое. Умеет плавать и начинающий пловец, и мастер спорта по плаванию.

Естественно, что в результате долгих упражнений деятельность выполняется всœе более и более правильно, точно, быстро, экономно, без ошибок. Это, в частности, приводит к тому, что хорошо освоенные операции в составе деятельности начинают выполняться автоматизирование, без непосредственного контроля сознания. Навыком называют такое действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнений. Иными словами, навык — это частично автоматизированное действие. Таковы, к примеру, навыки ходьбы на лыжах — ведь люди не осознают, какие мышцы и в каком порядке сокращаются при этом. Мы можем идти, глубоко задумавшись, размышляя о чем-то постороннем, любуясь красотой зимнего пейзажа. Таков и навык беглого чтения.

Сама деятельность, как мы уже упоминали, всœегда совершается сознательно. Но отдельные операции, входящие в ее состав, в результате тренировки, упражнений становятся автоматизированными. Сознание в данном случае не отключается совсœем, но оно направлено не на технику выполнения операций, а на общее руководство деятельностью, осознание ее задач, на поиски наилучших путей решения этих задач. Полностью сосредоточиться на содержании книги можно тогда, когда автоматизирован сам процесс чтения. Проникнуть в суть музыкального произведения музыкант-исполнитель сможет только тогда, когда будут автоматизированы как процесс чтения нот, так и сама техника игры. Но если бы талантливый пианист во время музыкально выразительного исполнения какого-либо произведения вдруг сосредоточился на мысли, какими пальцами, а какие клавиши он должен нажимать, игра его на этом и закончилась бы.

При возникновении каких-либо затруднений в осуществлении операций сознание снова начинает контролировать их вплоть до устранения возникших трудностей.

Различают двигательные (моторные) и интеллектуальные навыки (или навыки в области умственной работы), к примеру навыки правописания, навыки решения типовых задач и т. д.

Для формирования интеллектуального навыка нужны знания и умения. Для того чтобы сформировались навыки письма, ученик должен получить знания, как держать ручку, как пользоваться ею, должен знать буквы, знать, как они пишутся, затем он должен научиться пользоваться ручкой, уметь написать буквы и т. д. После многих упражнений ученик освоил технику письма и в результате этого перестал думать о том, как нужно писать буквы; сознание его переключилось на содержание письма — у ребенка выработались навыки письма. Следовательно, без знаний и умений интеллектуальный навык сформироваться не может.

Что касается физиологических механизмов умений и навыков, то суть их в образовании системы условнорефлекторных связей.

Между навыками животных и навыками человека существует разница. Она определяется уже известным положением о том, что деятельность человека всœегда носит сознательный характер, животные же сознанием не обладают. С точки зрения физиологии ото значит, что навыки животных образуются только на базе первой сигнальной системы, у человека же — под контролем и при обязательном участии второй сигнальной системы. Через вторую сигнальную систему идет и подкрепление при образовании условнорефлекторных связей — указание учителя или инструктора на правильность или ошибочность действия, словесное одобрение иди порицание, контроль действий по письменной инструкции и т. д.

Физиологическая основа навыка — динамический стереотип. Хорошо выработанный динамический стереотип, лежащий в базе навыка, утрачивает систематическую связь со второй сигнальной системой, которая является физиологической основой сознания. Вторая сигнальная система всœе больше и. больше освобождается от прямого участия в управлении отдельными звеньями динамического стереотипа. Она управляет стереотипом в целом и вновь включается в управление отдельными его звеньями только при возникновении каких-либо затруднений.

Процесс образования умений и навыков. И умения, и навыки формируются путем упражнений. Упражнение — это многократное повторение действий для их сознательного совершенствования. Но упражнение не просто многократное механическое повторение действий. Как известно, есть люди с очень плохим почерков. Пишут они всю жизнь, а почерк их от этого не улучшается. Можно часто повторять одни и те же действия, но если нет сознательной цели их усовершенствовать, улучшения может и не наступить.

При каких же условиях многократное повторение действий становится упражнением? Этих условий два. Первое условие: наличие ясно осознанной цели и стремления ее достигнуть. Обучающийся должен отчетливо понимать, чего он должен достигнуть в результате упражнений. В случае если речь идет об учебных умениях и навыках, то здесь большую роль играет ясное, точное, понятное объяснение учителœем поставленной перед учеником задачи и показ педагогом результатов (учитель правильно и выразительно читает — при выработке навыка чтения; показывает, Как писать буквы, — при выработке навыка письма и т. д.). Второе условие: обучающийся должен знать, каких результатов он добивается в процессе упражнений, осознавать свои успехи (что ему уже удается) и свои ошибки, недостатки и причины их. Сопоставление промежуточных результатов упражнений с их Конечной целью, анализ достижений и недостатков производятся также с помощью учителя, но важно приучать и ученика постоянно оценивать результаты своих упражнений. Иначе говоря, контроль должен дополняться самоконтролем.

Дальнейшие упражнения должны быть направлены на устранение отмеченных недостатков и исправление ошибок. Но нужно помнить, что просто отрицательная оценка, указание только на ошибки, без показа того, как нужно делать, не дадут нужного эффекта. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что если обучающийся не отдает себе отчета в том, чего он достиг и что еще ему не удается, то совершенствование не наступает и при большом числе повторений. Более того, недочеты и ошибки могут закрепляться. Надо отметить, что увидеть свою ошибку не такое легкое дело. К примеру, при анализе процесса формирования навыка письма отмечены такие этапы. В начале упражнения, когда ученик овладевает навыком письма, он с трудом распознает свои ошибки. Только после того как слово написано, часто после вопроса учителя школьник замечает ошибку. На следующем этапе учащийся самостоятельно находит ошибку после тщательной проверки текста. Далее он замечает ошибку в тот момент, когда ее совершает. Наконец, учащийся уже не делает подобной ошибки.

При организации упражнений следует иметь в виду, что если одни и те же упражнения повторяются в течение длительного времени без перерыва, то результаты их вследствие развивающегося утомления не только не улучшаются, но ухудшаются. Так что крайне важно распределœение упражнений во времени.

Основные показатели успешного формирования навыка — систематическое достижение всœе более и более высокого качества работы, уменьшение количества ошибок, всœе более быстрый темп работы. Важный момент в формировании навыка — устранение излишних движений и снятие мышечной напряженности (это касается и формирующихся навыков учебной работы — вспомним, как пишет свои первые буквы первоклассник, судорожно сжимая ручку и напрягая всœе тело). Другой важный момент — объединœение отдельных частных движений или действий в одно целостное, когда переход от одного звена к другому происходит плавно, равномерно, без рывков и остановок (к примеру, переход от чтения слогами к навыку чтения словами, переход от поэлементного начертания букв к изображению буквы в целом и т. д.).

Покажем важнейшие моменты формирования учебных навыков на примере формирования навыка письма.

Формирование навыка письма требует специальной подготовки. Как правило, ко времени поступления ребенка в школу такая подготовка уже имеет место. В первую очередь, на протяжении дошкольного детства развиваются движения пальцев и кисти руки, хотя не закончено еще окостенение пальцев. Фонематический слух ребенка к семи годам достаточно развит и готов к слуховому анализу и синтезу; артикуляционная система у большинства детей тоже вполне подготовлена к произнесению звуков речи, что очень важно для начала обучения письменной речи. Накоплен известный опыт зрительного контроля за движениями пальцев.

Обучение навыкам письма начинается с того, что ребенок овладевает написанием отдельных элементов букв. Это готовит его к написанию буквы в целом.

На первом этапе формирования навыка письма учитель показывает, как нужно писать элементы букв, знакомит школьника с правилами их начертания. Учитель стремится в тому, чтобы знания были усвоены прочно; для этого он беседует с учащимся, задает ему вопросы типа: ʼʼСаша, скажи, как ты будешь писать? Как ты будешь держать ручку?ʼʼ В результате упражнений у учащихся формируются умения писать элементы данной буквы (палочки, крючочки, овалы, полуовалы). При письме ученик осваивает написание одной части буквы, затем второй и т. д.

На втором этапе формирования навыка всœе эти действия объединяются в одно действие — школьник пишет уже буквы как целостный графический образ звука. Самостоятельные ранее действия — написание элементов буквы — вошли в целостное действие — написание буквы. На третьем этапе дети упражняются в связном письме слогов и слов.

На первых трех этапах (особенно на первом и втором) наблюдается очень большая затрата энергии. Иногда ребенок почти ложится на парту, производит много лишних усилий, чересчур крепко сжимает ручку, делает чересчур сильный нажим, совершает много ненужных движений; его лицо выражает напряжение. Постепенно напряжение исчезает, движения координируются, становятся более уверенными, четкими, и, наконец, появляется ровное, спокойное письмо.

На первых этапах образования навыка письма ведущим является зрительный контроль за движениями, правильным написанием. Постепенно приобретает значение и двигательный контроль. В процессе письма в кору головного мозга начинают поступать сигналы от пальцев и кисти, от предплечья и плечевой Части руки. Правильность письма начинает оцениваться и двигательными ощущениями, а роль зрительного контроля в известной мере ослабевает. Что такое полный двигательный контроль за процессом письма, легко понять, в случае если попробовать с закрытыми глазами написать свою фамилию.

На четвертом этапе постепенно увеличивается скорость письма, закрепляется индивидуальный ритм движений и индивидуальная стереотипность написания одинаковых букв — вырабатывается почерк. Навык письма сформировался.

На базе сложившегося навыка письма впоследствии формируется орфографический навык — навык грамматически правильного письма без осознания соответствующих правил. Вначале Школьник, прежде чем написать слово, применяет развернутое правило, проговаривает его вслух или про себя. Затем, когда сформируется навык, правило свертывается — школьник пишет правильно, не вспоминая правила; крайне важно сть в данном возникает лишь по требованию учителя. Впоследствии правило вспоминается только в самых трудных случаях.

Взаимодействие навыков. Различные навыки взаимодействуют друг с другом, по-разному влияют друг на друга. Существующий навык мажет способствовать усвоению нового действия или, напротив - мешать его усвоению. Положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новым действием называют переносом навыка. Так, навык шофера облегчают усвоение навыка тракториста. Наличие у школьника навыка работы напильником облегчает формирование навыка работы пилой-ножовкой при резании металла. Навыки, выработанные при решении математических задач одного типа, помогают решать задачи другого, сходного типа: анализировать условия задачи, устанавливать зависимость между данными задачами, планировать решение.

Перенос навыков возможен только в том случае, в случае если имеется что-то общее в старой я новой деятельности. В случае если же старый и новый навыки не имеют ничего общего, а, напротив - способы осуществления их резко различаются, то старый навык тормозит образование нового. Отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых называют интерференцией навыков. К примеру, школьник в детстве научился плавать весьма несовершенным способом. Далее поступил в спортивную школу, где его стали обучать плавать стилем брасс, однако старый навык мешал усвоению нового, и мальчику пришлось долго переучиваться.

Новый навык выработать легче, чем перестраивать неправильно сложившийся старый. Как говорится, учить легче, чем переучивать. Вот почему иногда так трудно научить первоклассника правильному чтению: дома его учили неспециалисты по-буквенному чтению (при котором ребенок предварительно произносит всœе буквы слова). Перестроить такой усвоенный ошибочный прием чтения очень трудно, и ребенок долгое время не читает, а ʼʼбуквослагаетʼʼ.

Учитель должен учитывать возможность переноса и интерференции навыков. Надо доводить до сознания учеников существенно сходное или, напротив - существенно различное в навыках. Это облегчает перенос и ослабляет интерференцию. К примеру, учитель специально обращает внимание учеников: ʼʼОбратите внимание, что следующая задача решается аналогично тому, как и предыдущиеʼʼ; ʼʼА вот эту задачу нельзя решить прежним способом — она решается совсœем иным путем. Попробуйте найти егоʼʼ.

При длительном отсутствии упражнений навык постепенно разрушается. Для восстановления навыка требуется вновь повторить соответствующие упражнения.

referatwork.ru