Конспект урока на тему: "Семейный бюджет. Доходная и расходная части бюджета"(8 класс). Накопления сбережения расходная часть бюджета


Конспект урока по теме: "Сбережения. Личный бюджет."

Цели: познакомить учащихся со способами сбережения средств, различными формами размещения сбережений; структурой личного бюджета школьника, важностью его планирования; воспитывать умение рационального ведения домашнего хозяйства.

Словарь: бухгалтерия, сбережения, недвижимость, ценные бумаги, постоянные расходы, переменные расходы, непредвидимые расходы.

Ход урока

  1. Организация урока.
  • Приветствие.
  • Проверка готовности учащихся к уроку.
  1. Сообщение темы урока.

«кто куда, а я в сберкассу». Такой незамысловатой рекламой в конце прошлого века привлекали людей хранить деньги на сберкнижке. Да и сейчас каждый банк призывает делать вклады. А зачем нужны сбережения? Как лучше хранить накопленные сбережения?

     Вот об этом вы узнаете сегодня на уроке.

  1. Повторение пройденного материала.

Опрос учащихся по вопросам.

  • Каким должно быть питание?
  • Чем измеряется энергетическая ценность продуктов?
  • Какое питание вы считаете рациональным?
  • На чем можно сэкономить при покупке продуктов?
  • Как осуществляется планирование расходов на продукты питания?
  • Перечислите правила, которые следует соблюдать при покупке?
  1. Дискуссия: «Как купить дорогостоящую вещь».

Проблема. Вашей семьи необходимо сделать серьезное приобретение, а средств не хватает. Как нужно поступить  в этом случае?

Учитель. Эта проблема известна большинству семей. Обсуждая ее, попробуем ответить на следующие вопросы:

  • Как поступают в этом случае в вашей семье?
  • Пользуетесь ли вы кредитом?
  • Чем удобен кредит?
  • Для покупки каких вещей выгодно воспользоваться кредитом?
  • Как пользование кредитом скажется на семейном бюджете?

Выводы, сделанные в ходе дискуссии:

  1. Удобство покупки вещи в кредит состоит в том, что, еще не располагая нужной суммой, вы уже имеете возможность пользоваться вещью.
  2. За кредит придется ежемесячно вносить определенную плату, что будет сказываться на семейном бюджете.
  3. За купленную вещь  придется переплатить от 15 до 30% в зависимости от банка, в котором получен кредит.
  4. Кредитом выгодно воспользоваться в том случае, когда срочно необходимо купить предмет первой необходимости. Например, летом вышел из строя холодильник и нужно срочно купить новый, т.к. от этого зависит здоровье членов семьи.
  5. Во  многих других случаях семье необходимо иметь сбережения для непредвиденных расходов или покупки дорогостоящих вещей, машины и т.д.

5.Изложение нового материала.

            Объяснение учителя с элементами беседы.

  1. Сбережения – резервный фонд семьи.

Каждая семья старается  так спланировать свой бюджет, чтобы доходы превышали расходы и оставалось какое – то количество избыточных денег. Эти сбережения нужны, чтобы располагать определенным резервным фондом. Не на «черный день», а на всякий случай. Жизнь полна неожиданностей, в том числе и таких, которые потребуют материальных расходов. Эти сбережения необходимы и для того, чтобы собрать деньги на солидное приобретение.

- Где же хранить сбережения? Дома? Как вы думаете, выгодно ли это? (ответы учащихся).

Да, хранение денег дома небезопасно и невыгодно.

- Какой способ хранения сбережений наиболее распространен?               (ответы учащихся).

Большинство людей предпочитают хранить свои сбережения в банках. В этом случае деньги приносят пусть и небольшой, но доход семье! Проценты, которые выплачивает банк владельцу денег, могут различаться в разных банках, зависеть от вида вклада. Поэтому необходимо тщательно изучать условия, на которых вы будете вкладывать деньги.

- А знаете ли вы о других способах хранения сбережений?

(ответы учащихся).

Сбережения можно вложить в покупку ценных бумаг, ювелирных изделий, предметов антиквариата, произведений искусства. Но наиболее надежным способом размещения накопленных средств может быть приобретение недвижимости (квартир, дач, земельных участков, производственных зданий и т.д.)

2. Личный бюджет школьника.

Беседа с учащимися по вопросам:

  • Может ли каждый член семьи иметь свой собственный бюджет?
  • Знаете ли вы, сколько денег тратят родители на ваше содержание?
  • Как вы думаете, на какие группы делятся расходы школьника?
  • Как вы думаете, какие расходы можно отнести:

а) к постоянным?

б)  переменным?

в) непредвиденным?

  • Какие условия нужно выполнять, чтобы научиться грамотно тратить деньги?
  • Какой вид, по-вашему мнению, должна иметь учетная книга? Предложите свой вариант ведения учетной книги.
  • Зачем необходимо анализировать свои расходы?

Выводы, сделанные во время беседы о бюджете школьника:

  • Каждый член семьи имеет свой личный бюджет.
  • Все расходы школьника делятся на постоянные, переменные и непредвиденные.
  • Для того чтобы грамотно тратить деньги, надо научиться их учету, планированию, организации, контролю и коррекции.
  • Варианты ведения учетной книги могут быть различными, но они обязательно должны иметь две графы «приход» и «расход».

6. Практическая работа.

Задание. Выполнить практическую работу №8 (учебник, с.28.)

       7.   Итог урока.

Бюджет каждого члена семьи, в том числе и школьников, - это отражение разумности (или неразумности) его потребностей. Умение спланировать бюджет, опираясь на здравый смысл, постичь законы домашней экономики очень важно для каждого из вас. Скажите, что это скучно? Но так ли скучны эти законы? Возьмем планирование. Это не что иное, как взгляд в перспективу. Ведь на горизонт можно по-разному смотреть. Можно с земли, а можно – поднявшись на Останкинскую башню. И тогда горизонт отодвинется и вы получите возможность точнее наметить цель, которую собираетесь достичь.

8. Домашнее задание: учебник, п.8, с.25-28.

Просмотр содержимого документа «Конспект урока по теме: "Сбережения. Личный бюджет." »

Тема: Сбережения. Личный бюджет.

Цели: познакомить учащихся со способами сбережения средств, различными формами размещения сбережений; структурой личного бюджета школьника, важностью его планирования; воспитывать умение рационального ведения домашнего хозяйства.

Словарь: бухгалтерия, сбережения, недвижимость, ценные бумаги, постоянные расходы, переменные расходы, непредвидимые расходы.

Ход урока

  1. Организация урока.

  1. Сообщение темы урока.

«кто куда, а я в сберкассу». Такой незамысловатой рекламой в конце прошлого века привлекали людей хранить деньги на сберкнижке. Да и сейчас каждый банк призывает делать вклады. А зачем нужны сбережения? Как лучше хранить накопленные сбережения?

Вот об этом вы узнаете сегодня на уроке.

  1. Повторение пройденного материала.

Опрос учащихся по вопросам.

    • Каким должно быть питание?

    • Чем измеряется энергетическая ценность продуктов?

    • Какое питание вы считаете рациональным?

    • На чем можно сэкономить при покупке продуктов?

    • Как осуществляется планирование расходов на продукты питания?

    • Перечислите правила, которые следует соблюдать при покупке?

    1. Дискуссия: «Как купить дорогостоящую вещь».

    Проблема. Вашей семьи необходимо сделать серьезное приобретение, а средств не хватает. Как нужно поступить в этом случае?

    Учитель. Эта проблема известна большинству семей. Обсуждая ее, попробуем ответить на следующие вопросы:

    • Как поступают в этом случае в вашей семье?

    • Пользуетесь ли вы кредитом?

    • Чем удобен кредит?

    • Для покупки каких вещей выгодно воспользоваться кредитом?

    • Как пользование кредитом скажется на семейном бюджете?

    Выводы, сделанные в ходе дискуссии:

    1. Удобство покупки вещи в кредит состоит в том, что, еще не располагая нужной суммой, вы уже имеете возможность пользоваться вещью.

    2. За кредит придется ежемесячно вносить определенную плату, что будет сказываться на семейном бюджете.

    3. За купленную вещь придется переплатить от 15 до 30% в зависимости от банка, в котором получен кредит.

    4. Кредитом выгодно воспользоваться в том случае, когда срочно необходимо купить предмет первой необходимости. Например, летом вышел из строя холодильник и нужно срочно купить новый, т.к. от этого зависит здоровье членов семьи.

    5. Во многих других случаях семье необходимо иметь сбережения для непредвиденных расходов или покупки дорогостоящих вещей, машины и т.д.

    5.Изложение нового материала.

    Объяснение учителя с элементами беседы.

    1. Сбережения – резервный фонд семьи.

    Каждая семья старается так спланировать свой бюджет, чтобы доходы превышали расходы и оставалось какое – то количество избыточных денег. Эти сбережения нужны, чтобы располагать определенным резервным фондом. Не на «черный день», а на всякий случай. Жизнь полна неожиданностей, в том числе и таких, которые потребуют материальных расходов. Эти сбережения необходимы и для того, чтобы собрать деньги на солидное приобретение.

    - Где же хранить сбережения? Дома? Как вы думаете, выгодно ли это? (ответы учащихся).

    Да, хранение денег дома небезопасно и невыгодно.

    - Какой способ хранения сбережений наиболее распространен? (ответы учащихся).

    Большинство людей предпочитают хранить свои сбережения в банках. В этом случае деньги приносят пусть и небольшой, но доход семье! Проценты, которые выплачивает банк владельцу денег, могут различаться в разных банках, зависеть от вида вклада. Поэтому необходимо тщательно изучать условия, на которых вы будете вкладывать деньги.

    - А знаете ли вы о других способах хранения сбережений?

    (ответы учащихся).

    Сбережения можно вложить в покупку ценных бумаг, ювелирных изделий, предметов антиквариата, произведений искусства. Но наиболее надежным способом размещения накопленных средств может быть приобретение недвижимости (квартир, дач, земельных участков, производственных зданий и т.д.)

    Схема. «Способы сбережения денежных средств семьи»

    2. Личный бюджет школьника.

    Беседа с учащимися по вопросам:

    • Может ли каждый член семьи иметь свой собственный бюджет?

    • Знаете ли вы, сколько денег тратят родители на ваше содержание?

    • Как вы думаете, на какие группы делятся расходы школьника?

    • Как вы думаете, какие расходы можно отнести:

    а) к постоянным?

    б) переменным?

    в) непредвиденным?

    • Какие условия нужно выполнять, чтобы научиться грамотно тратить деньги?

    • Какой вид, по-вашему мнению, должна иметь учетная книга? Предложите свой вариант ведения учетной книги.

    • Зачем необходимо анализировать свои расходы?

    Выводы, сделанные во время беседы о бюджете школьника:

    • Каждый член семьи имеет свой личный бюджет.

    • Все расходы школьника делятся на постоянные, переменные и непредвиденные.

    • Для того чтобы грамотно тратить деньги, надо научиться их учету, планированию, организации, контролю и коррекции.

    • Варианты ведения учетной книги могут быть различными, но они обязательно должны иметь две графы «приход» и «расход».

    Таблица 6. Вариант ведения учетной книги школьника.

    Примерный доход

    Дата и наименование покупки

    Расход средств по счетам, руб.

    Источник

    руб.

    11.10.03.

    2

    3

    1. От родителей

    2. Оказание услуг

    3. Другие источники

    30

    10

    15

    Обед в школьной столовой

    Жевательная резинка

    Ручка

    10

    Итого за месяц

    55

    10

    6.Практическая работа.

    Задание. Выполнить практическую работу №8 (учебник, с.28.)

    1. Итог урока.

    Бюджет каждого члена семьи, в том числе и школьников, - это отражение разумности (или неразумности) его потребностей. Умение спланировать бюджет, опираясь на здравый смысл, постичь законы домашней экономики очень важно для каждого из вас. Скажите, что это скучно? Но так ли скучны эти законы? Возьмем планирование. Это не что иное, как взгляд в перспективу. Ведь на горизонт можно по-разному смотреть. Можно с земли, а можно – поднявшись на Останкинскую башню. И тогда горизонт отодвинется и вы получите возможность точнее наметить цель, которую собираетесь достичь.

    8. Домашнее задание: учебник, п.8, с.25-28.

    kopilkaurokov.ru

    Конспект урока "Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета"

    Шестой урок раздела «Домашняя экономика». УУД: Личностные: формулировать позицию по проблеме и делать выводы. Приводить правильные аргументы, сформировать собственные отношение к проблемам, смыслообразование. Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, выявление проблемы и его решения Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: Целеполагание, контроль, оценка, планирование

    Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

    Также вас может заинтересовать
    • Уроки по технологии, труду для 5 класса «Изготовление ножки стула на токарном станке по дереву» Технология, труд
    • Презентации по технологии, труду для 9 класса «Система работы по организации профильного труда по столярному делу обучающихся с ОВЗ» Технология, труд
    • Презентации по технологии, труду для 6 класса «Презентация "ШЕЛК"» Технология, труд
    • Уроки по технологии, труду для 5 класса «Конспект урока "Выбор и обоснование творческого проекта"» Технология, труд
    • Разное по технологии, труду для 11 класса «Статья «Использование современных технологий в дополнительном образовании на примере изготовления кольцевого цветочного орнамента»» Технология, труд

    www.art-talant.org

    Презентация "Сбережения. Личный бюджет" - технология (девочки), презентации

    Вопросы и задания по пройденному материалу:

    • Каким должно быть питание?
    • Чем измеряется энергетическая ценность продуктов?
    • Какое питание вы считаете рациональным?
    • На чём можно сэкономить при покупке продуктов?
    • Как осуществляется планирование расходов на продукты питания?
    • Перечислите правила, которые следует соблюдать при покупке.  

    «Кто куда, а я в сберкассу».

       Такой незамысловатой рекламой в конце прошлого века привлекали людей хранить деньги на сберкнижке. Да и сейчас каждый банк призывает делать вклады.

       А зачем нужны сбережения? Как лучше хранить накопленные сбережения?

         Вот об этом вы узнаете сегодня на уроке.

    Тема урока: Сбережения. Личный бюджет.

    Цели:  рассмотреть способы сбережения денежных средств, познакомиться с содержанием статей личного бюджета ученика, варианты ведения хозяйственной (бухгалтерской) книги.

    Проблемный  вопрос:  Вашей семье необходимо сделать серьезное приобретение, а средств не хватает. Как нужно поступить  в этом случае?

     Эта проблема известна большинству семей. Обсуждая ее, попробуем ответить на следующие вопросы:

    • Как поступают в этом случае в вашей семье?
    • Пользуетесь ли вы кредитом?
    • Чем удобен кредит?
    • Для покупки каких вещей выгодно воспользоваться кредитом?
    • Как пользование кредитом скажется на семейном бюджете?

    Сбережения -  запас денежных средств для покупки товаров длительного пользования, приобретаемых, как правило, нерегулярно.

    Условия грамотной траты денег:

    • Учет (заведите учетную книгу)
    • Планирование
    • Организация
    • Контроль и коррекция

    Достоинства учетной книги:

    • Всегда знаешь на что потрачены деньги;
    • Можно определить, на каких расходах можно сэкономить;
    • Можно заранее спланировать свой бюджет, исходя из фактических затрат.

    Практическая работа:

    1. Сколько денег надо вложить в сбербанк, чтобы при доходе 10% годовых получить через год 1000 руб. дохода?
    2. Подумайте, как можно увеличить доходную часть семейного бюджета за счет производства в семье каких либо товаров (услуг) или снизить расход за счет более рационального расходования средства.
    3.  Запишите, сколько постоянно включенных потребителей электроэнергии  в вашей квартире.

     Примерный список включенных электроприборов (телевизор, компьютер, лампочки, электроплита, микроволновка, холодильник, обогреватель, стиральная машина и т.д.)

         Обратите внимание, с какой скоростью крутится диск счетчика, когда хотя бы часть этих приборов включена.

          Запишите сколько кВт электроэнергии вы тратите за        день, неделю, месяц.

    1. Составьте бухгалтерскую книгу учета расходов школьника.   (страница 27 учебника).

       Оцените, сколько денег вы тратите за день, за неделю.

     

     

     

     

     

     

    Просмотр содержимого документа «Презентация "Сбережения. Личный бюджет" »

    Вопросы и задания по пройденному материалу:

    Вопросы и задания по пройденному материалу:

    • Каким должно быть питание?
    • Чем измеряется энергетическая ценность продуктов?
    • Какое питание вы считаете рациональным?
    • На чём можно сэкономить при покупке продуктов?
    • Как осуществляется планирование расходов на продукты питания?
    • Перечислите правила, которые следует соблюдать при покупке.
    «Кто куда, а я в сберкассу». Такой незамысловатой рекламой в конце прошлого века привлекали людей хранить деньги на сберкнижке. Да и сейчас каждый банк призывает делать вклады. А зачем нужны сбережения? Как лучше хранить накопленные сбережения? Вот об этом вы узнаете сегодня на уроке.

    «Кто куда, а я в сберкассу».

    Такой незамысловатой рекламой в конце прошлого века привлекали людей хранить деньги на сберкнижке. Да и сейчас каждый банк призывает делать вклады.

    А зачем нужны сбережения? Как лучше хранить накопленные сбережения?

    Вот об этом вы узнаете сегодня на уроке.

    Тема: Сбережения. Личный бюджет .

    Тема: Сбережения. Личный бюджет .

    Цели: рассмотреть способы сбережения денежных средств, познакомиться с содержанием статей личного бюджета ученика, варианты ведения хозяйственной (бухгалтерской) книги.

    Цели:

    рассмотреть способы сбережения денежных средств, познакомиться с содержанием статей личного бюджета ученика, варианты ведения хозяйственной (бухгалтерской) книги.

    Проблема Вашей семье необходимо сделать серьезное приобретение, а средств не хватает. Как нужно поступить в этом случае?

    Проблема

    Вашей семье необходимо сделать серьезное приобретение, а средств не хватает. Как нужно поступить в этом случае?

    Эта проблема известна большинству семей. Обсуждая ее, попробуем ответить на следующие вопросы:

    Эта проблема известна большинству семей. Обсуждая ее, попробуем ответить на следующие вопросы:

    • Как поступают в этом случае в вашей семье?
    • Пользуетесь ли вы кредитом?
    • Чем удобен кредит?
    • Для покупки каких вещей выгодно воспользоваться кредитом?
    • Как пользование кредитом скажется на семейном бюджете?
    Сбережения Запас денежных средств для покупки товаров длительного пользования, приобретаемых, как правило, нерегулярно

    Сбережения

    Запас денежных средств для покупки товаров длительного пользования, приобретаемых, как правило, нерегулярно

    Приобретение произведения искусства Покупка вещей длительного пользования Покупка недвижимости Покупка драгоценных металлов Накопительное страхование Приобретение валюты Коллекционирование Хранение личных денег Вклады в банке Накопления и сбережения Недвижимость – это земля и имущество, связанное с землей (производственные сооружения, жилые дома и т.д.)

    Приобретение произведения искусства

    Покупка вещей длительного пользования

    Покупка недвижимости

    Покупка драгоценных металлов

    Накопительное страхование

    Приобретение валюты

    Коллекционирование

    Хранение личных денег

    Вклады в банке

    Накопления и сбережения

    Недвижимость – это земля и имущество, связанное с землей (производственные сооружения, жилые дома и т.д.)

    Условия грамотной траты денег

    Условия грамотной траты денег

    • Учет (заведите учетную книгу)
    • Планирование
    • Организация
    • Контроль и коррекция
    Достоинства учетной книги

    Достоинства учетной книги

    • Всегда знаешь на что потрачены деньги;
    • Можно определить, на каких расходах можно сэкономить;
    • Можно заранее спланировать свой бюджет, исходя из фактических затрат.
    Практическая работа Сколько денег надо вложить в сбербанк, чтобы при доходе 10% годовых получить через год 1000 руб. дохода? Подумайте, как можно увеличить доходную часть семейного бюджета за счет производства в семье каких либо товаров (услуг) или снизить расход за счет более рационального расходования средства. Запишите идеи в тетрадь.

    Практическая работа

    • Сколько денег надо вложить в сбербанк, чтобы при доходе 10% годовых получить через год 1000 руб. дохода?
    • Подумайте, как можно увеличить доходную часть семейного бюджета за счет производства в семье каких либо товаров (услуг) или снизить расход за счет более рационального расходования средства.

    Запишите идеи в тетрадь.

    Практическая работа (продолжение) 3. Запишите, сколько постоянно включенных потребителей электроэнергии в вашей квартире. Примерный список включенных электроприборов (телевизор, компьютер, лампочки, электроплита, микроволновка, холодильник, обогреватель, стиральная машина и т.д.) Обратите внимание, с какой скоростью крутится диск счетчика, когда хотя бы часть этих приборов включена. Запишите сколько кВт электроэнергии вы тратите за день, неделю, месяц.

    Практическая работа (продолжение)

    3. Запишите, сколько постоянно включенных потребителей электроэнергии в вашей квартире.

    • Примерный список включенных электроприборов (телевизор, компьютер, лампочки, электроплита, микроволновка, холодильник, обогреватель, стиральная машина и т.д.)

    Обратите внимание, с какой скоростью крутится диск счетчика, когда хотя бы часть этих приборов включена.

    Запишите сколько кВт электроэнергии вы тратите за день, неделю, месяц.

    Практическая работа (продолжение) 4. Составьте бухгалтерскую книгу учета расходов школьника. (страница 27 учебника). Оцените, сколько денег вы тратите за день, за неделю.

    Практическая работа (продолжение)

    4. Составьте бухгалтерскую книгу учета расходов школьника. (страница 27 учебника).

    Оцените, сколько денег вы тратите за день, за неделю.

    kopilkaurokov.ru

    Презентация - Технология 8 класс «Сбережения

    Слайды и текст этой презентации

    Слайд 1

    СБЕРЕЖЕНИЯ. ЛИЧНЫЙ БЮДЖЕТТехнология 8 класс

    Слайд 2

    СОДЕРЖАНИЕ:Сбережения Принудительные сбережения. Недвижимость

    Слайд 3

    СБЕРЕЖЕНИЯСбережения — накапливаемая часть денежных доходов населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем. Сбережения используются для покупки ценных бумаг и других финансовых документов, или размещаются в виде банковских вкладов. Различают личные и принудительные сбережения. Личные сбережения — часть дохода домохозяйств после уплаты налогов, которая не расходуется на приобретение потребительских товаров.

    Слайд 4

    Принудительные сбережения — искусственное ограничение государством расходов населения на потребление посредством принудительной подписки на государственные займы, налогов на потребление, увеличение обязательных взносов по программам пенсионного обеспечения.Недвижимость  — это земля и имущество, связанное с землёй ( производственные сооружения, жилые дома и т.п.) Одним из самых надёжных способов размещения накопленных средств может быть приобретение недвижимости, цены на которую растут более высокими темпами, чем инфляция.ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ. НЕДВИЖИМОСТЬ

    Слайд 5

    Покупка вещей длительного пользованияПриобретение произведений искусстваПокупка недвижимостиНакопительное страхованиеПокупка драгоценных металловПриобретение валютыВклады в банкеКоллекционированиеХранение наличных денегНакопления и сбереженияСХЕМАСпособы сбережения денежных средств семьи

    Слайд 6

    lusana.ru

    "Семейный бюджет. Доходная и расходная части бюджета"(8 класс)

    Тема: Семейный бюджет.

    Доходная и расходная части бюджета.

    Цели: познакомить учащихся с понятием «бюджет семьи», его структурой, учить планировать семейный бюджет, добиваться его сбалансированности; развивать понимание того, что экономическое состояние семьи зависит от каждого из ее членов.

    Оборудование: рабочая тетрадь, схема «Доходная часть семейного бюджета».

    Словарь: бюджет семьи, доход, расход, обязательные платежи, подоходный налог, кредит, баланс.

    Ход урока

    1. Организация урока.

    1. Сообщение темы урока.

    От многого зависит счастье семьи – гармонии интересов ее членов, уровня бытовых условий, работы по душе – перечень будет длинным. Но не в последнюю очередь – и от экономического уклада семьи, экономической грамотности ее членов. В семейной экономической деятельности контролеров нет. Вы сами и рассчитываете, и совершаете экономические действия. И сами контролируете себя. Поэтому надо постичь науку рационального ведения семейного бюджета. Об этом и пойдет речь на уроке.

    1. Повторение пройденного материала.

    Опрос учащихся по вопросам.

    • Что такое маркировка товаров, для чего она нужна?

    • Какие виды маркировки вы знаете, и какую информацию из них может получить потребитель?

    • Перечислите известные области применения штрих-кода.

    • Какую информацию несет в себе штрих-код?

    1. Изучение нового материала.

    Объяснения учителя.

    1. Семейный бюджет как часть экономики государства.

    В последнее время слово «социальный» буквально не сходит с уст политиков. Стало модным рассуждать о «социальной составляющей в экономике», «социальном эффекте» тех или иных решений. И это наверно оправдано. Ведь социальная сфера – это та часть огромного экономического механизма, которая касается человека как потребителя,

    удовлетворяющего материальные и духовные запросы свои и членов своей семьи.

    Социальная экономика – наука, изучающая образ жизни людей, - т.е. все вопросы, связанные с потреблением, обеспечением, интересами, свободным временем населения.

    Все экономические механизмы функционируют ради отдельного человека, семьи. Именно на уровне семьи преломляется, как в капле воды, состояние экономики любой страны. Несмотря на всю свою специфику, жизнь семьи подчиняется общим законам экономики.

    Структура всех доходов и расходов семьи за определенный период представляет собой бюджет семьи.

    2. Структура семейного бюджета.

    Таблица 4.

    Структура семейного бюджета.

    Источник дохода

    % от общего дохода

    Вид расхода

    % от общего расхода

    Заработная плата членов семьи

    80

    Обязательные платежные сборы: налоги, оплата квартиры и др.

    25

    Пенсии, стипендии, пособия

    9

    Питание

    40

    Доход от личного подсобного хозяйства

    4

    Непродовольственные товары: одежда, обувь, мебель, предметы домашнего обихода

    20

    Доход из других источников

    7

    Культурные потребности (кино, музей, театр)

    Накопления, сбережения

    10

    5

    3.Особенности бюджета в разных семьях.

    Каждая семья имеет цель (или несколько целей), свои привязанности, интересы, причуды, увлечения, хобби.

    У каждой семьи своя система ценностей. И все это влияет на структуру семейного бюджета. А кроме этого, нужно учитывать и состав семьи, и размер доходов, и место жительства, и уровень культуры, и многое-многое другое. Поэтому нельзя выбрать или высчитать, как многие

    мечтают, какую-то идеальную, или типичную, или среднюю семью и поставить ее в пример остальным: вот как правильно нужно хозяйствовать. Из этого ничего не получится. У каждой семейной ячейки собственные индивидуальные стратегии и тактика расходов, ведения домашнего бюджета, не всегда осознанные.

    А иногда и жизнь жестко поворачивает бюджет семьи к конкретной цели. Скажем, кому-то предстоит дорогостоящая операция или же кто-то планирует поступать в какое-либо учебное заведение на плановой основе. Тогда волей-неволей придется менять структуру бюджета.

    4.Доходная часть бюджета.

    Семья может потратить только ту сумму, которую заработали ее члены. Ни копейки больше. Так из каких источников складывается доходная часть семейного бюджета?

    Рассмотрим схему № 3. «Доходная часть семейного бюджета»

    Совокупный доход семьи складывается:

    • Из заработной платы членов семьи;

    • Пенсий и стипендий;

    • Доходов от ценных бумаг;

    • Доходов от сдачи недвижимости и других средств в аренду;

    • Выплат и льгот от общественных организаций;

    • Доходов из других источников;

    • Доходов от приусадебного хозяйства;

    • Доходов от предпринимательской деятельности.

    1. Расходная часть бюджета.

    Чаще всего из чего складывается семейный бюджет члены семьи более или менее знают, а куда, сколько, как, на что, в каком количестве тратят деньги – представление имеют весьма смутное, приблизительное.

    Чтобы рассчитывать семейный бюджет, нужно знать, на что расходуются деньги.

    Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные.

    Постоянные расходы – расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период.

    Переменные расходы могут быть периодическими (сезонными, циклическими) и единовременными (непредвиденными)

    Денежные расходы семьи делят на три основные группы: личное потребление; налоги и другие обязательные платежи; денежные накопления и сбережения.

    - Как вы думаете, какие платежи относятся к обязательным? (ответы учащихся).

    Правильно, к обязательным платежам относятся налоги, оплата услуг детского сада, плата за образование, оплата коммунальных услуг, погашение банковских кредитов и т.д.

    - А знаете ли вы какие платежи относятся к коммунальным? (ответы учащихся)

    Правильно, к коммунальным платежам относятся: плата за отопление, газ, воду, радио, телефон, электроэнергию и т.д.

    - От чего зависит плата за отопление? (ответы учащихся)

    Правильно, оплата зависит от площади отапливаемых помещений.

    - Плата за воду составляет значительную часть бюджета. Знаете ли вы, как она рассчитывается? (ответы учащихся).

    Чаще всего плата за воду рассчитывается из расчета определенного количества воды на одного человека.

    - Как проводится оплата радиоточек и телефонов? (ответы учащихся).

    Правильно, эти платы производятся по тарифу, одинаковому для всех.

    - А знаете ли вы, как оплачивается потребления электроэнергии? Приведите пример расчета (ответы учащихся).

    Правильно, плата за электроэнергию зависит от стоимости 1 кВт/час и количества потребленной энергии.

    Предложите проекты снижения затрат на оплату коммунальных услуг (ответы учащихся).

    Правильно, для того чтобы снизить затраты на оплату коммунальных услуг, необходимо знать точный расход воды. Для этого в квартире нужно установить счетчики. Еще одним источником экономии может быть плата за электроэнергию. Включенный телевизор, который никто не смотрит, лампочка, постоянно горящая в туалете. Кажется, что тут сэкономишь? Но все начинается с малого.

    1. Рациональность бюджета семьи.

    Законы домашней экономики: они просты и одновременно сложны. Просты потому, что, опираясь на здравый смысл, их в состоянии постичь каждый. А сложны потому, что для того, чтобы следовать им, нужно иметь определенную силу воли.

    Итак, каждый из нас будет в состоянии управлять своим бюджетом с учетом своих доходов, целей, желаний. При этом необходимо соблюдать четыре условия: учет, планирование, организация, контроль.

    Ключевое слово в экономике семьи – учет. Чтобы стать квалифицированным домашним экономистом, учет надо вести обязательно.

    1. Практическая работа.

    Задание 1. Записать таблицу учета семейных доходов и расходов в рабочую тетрадь.

    Задание 2. Проверьте свои способности в управлении семейной экономикой с помощью шуточного теста.

    Вопросы тестирования

    Да

    Нет

    Сведения приблизитель ные, мнение

    неопределенное

    1. Знаете ли вы, сколько денег осталось до зарплаты?

    20

    5

    7

    2. Вы увидели модную вещь. Будете ли интересоваться ее стоимостью и просить денег у родителей?

    7

    20

    6

    3. Считаете ли вы, что холодильник более необходимая вещь, чем музыкальный центр?

    25

    2

    11

    4. Покупаете ли про запас постельное белье?

    1

    18

    8

    5. Заказываете ли такси, когда вам необходимо ехать далеко, а на улице дождь?

    4

    16

    6

    6. Верите ли вы, что свое материальное положение можно улучшить, участвуя в различных лотереях, розыгрышах?

    2

    24

    12

    7. Помогают ли вашей семье дедушка и бабушка средствами для покупки вещей?

    11

    14

    3

    8.Берете ли вы суды?

    17

    5

    6

    9. Считаете ли вы, что экономнее все делать дома вручную, чем тратиться на бытовую технику?

    9

    15

    3

    10. Собираясь в магазин, составляете ли вы список необходимых покупок?

    14

    3

    5

    11. Отдаете ли вы вещи, из которых вы выросли малоимущим или в благотворительные организации?

    9

    9

    0

    Ответив на все вопросы, подсчитайте набранные очки. Что получилось?

    30-40 очков. Да в вашем доме не имеют никакого понятия о том, что деньги любят счет. И задолго до зарплаты встает вопрос: у кого бы занять нужную сумму. Всякие советы по рациональному ведению домашнего хозяйства вы встречаете в штыки. Постоянно строите планы, как бы быстро и легко стать самостоятельным. Вам стоит задуматься над перспективами своей жизни.

    40-100 очков. Квалификация домашнего экономиста у вас невысокая. Вы сознаете, что никто, кроме вас, не виноват, что деньги утекают, как вода сквозь пальцы, но как навести порядок, не имеете понятия. Вы постоянно мучаетесь в раздумьях, какая вещь вам более необходима и тем не менее довольно часто приобретаете нечто лишнее. Вам необходимо навести железную дисциплину в расходах.

    100-170 очков. К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены в завтрашнем дне. В вашей семье каждый знает цену заработанного рубля. В будущем вы станете хорошим домашним экономистом.

    170-180 очков. Что же, вас можно назвать довольно квалифицированным домашним экономистом. Вы знаете, чего хотите добиться в семейной жизни, знаете и средства для достижения цели. Вы не будете залезать в долги, брать ссуды, но и сами дадите в долг в редких случаях. Окружающие считают, что у вас дом «полная чаша». В вашей семье часто говорят: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».

    Задание 3. Выполнить практическую работу № 6 (учебник, с. 22)

    1. Подведение итогов урока.

    1. Домашнее задание: п. 6, с. 18-22

    infourok.ru

    Личный бюджет: как создать сбережения?

    Как создать сбережения

    Сбережения (или накопления) – это денежные активы, которые являются неотъемлемой частью личного или семейного бюджета людей, чье финансовое состояние находится выше черты бедности. Основная функция сбережений заключается в формировании денежных запасов, необходимых для достижения поставленной финансовой цели.

    Сбережения имеют ряд существенных отличий от резервов:

    1. Сбережения создаются для достижения конкретной цели, а резервы – для использования в непредвиденных ситуациях (конкретная цель использования резервов заранее не определена).

    2. Резервы могут быть использованы в любой момент, могут быть даже не использованы вовсе, а сбережения создаются к заранее определенному сроку и используются в намеченный период.

    3. Человек должен иметь мгновенный доступ к резервам, поэтому они должны храниться на счетах, предполагающих такой мгновенный доступ, а сбережения хранятся на срочных счетах, доступ к которым до окончания срока ограничен.

    4. Сбережения приносят больший процентный доход, чем резервы, поскольку на срочные счета банки начисляют больше процентов, чем на текущие.

    5. Нет смысла создавать резервы в слишком большом объеме, в то время как объем сбережений не ограничен и зависит от поставленной финансовой цели.

    В то же время, и резервы, и сбережения имеют один общий принцип формирования: средства на формирование этих активов должны выделяться из личного бюджета в первую очередь!

    Как создать сбережения?

    Шаг 1. Необходимо четко обозначить цель, на которую вы собираетесь делать накопления. Чем точнее сформулирована финансовая цель, тем проще будет ее достичь.

    Примеры правильно сформулированной финансовой цели:

    – приобретение загородного дома в с. Уютное стоимостью до 60 тыс. долларов, выделение средств на первоначальный ремонт и облагораживание территории до 15 тыс. долларов.

    – двухнедельный тур на двоих в Турцию во время летнего отпуска общей стоимостью до 3 тыс. долларов, включая 2 тыс. долларов стоимость тура и 1 тыс. долларов на расходы во время тура.

    – оплата обучения ребенка на 3-м курсе института – 80 тыс. рублей.

    – получение дополнительного пассивного дохода в виде процентов по депозиту 10 тыс. рублей в месяц.

    Примеры неправильно сформулированной финансовой цели:

    – поменять свой автомобиль на что-нибудь поновее, но не слишком дорогое.

    – съездить куда-нибудь в отпуске.

    – частично обновить мебель в квартире (на сколько хватит денег).

    – накопить что-нибудь на всякий случай, мало ли что…

    Шаг 2. Необходимо определить реальный срок достижения поставленной финансовой цели.

    Шаг 3. Исходя из необходимой суммы накоплений и запланированного срока определить, сколько денег нужно откладывать ежемесячно для реализации задуманной цели. Эта сумма также должна быть реальной.

    Шаг 4. Приступить к осуществлению намеченной цели. Открыть в надежном банке депозит с пополнением на срок, соответствующий запланированному, внести на него уже имеющуюся сумму (при наличии) и ежемесячно пополнять согласно личному финансовому плану, который вы составили.

    Открытие вклада с пополнением – не принципиально, во многих случаях эффективнее пользоваться другими видами вкладов, иметь несколько вкладов, переразмещать их, перекладывать деньги с одного вклада на другой и т.п. Однако вариант депозита с пополнением наиболее прост и удобен, поэтому я озвучил именно его.

    Выбор банка и вида вклада для размещения сбережений – достаточно серьезные вопросы, на которых я подробнее остановлюсь в последующих публикациях.

    Шаг 5. После достижения указанного срока снимите свой депозит вместе с процентами, которые компенсируют вам инфляционные издержки, а возможно и принесут небольшой дополнительный доход. Теперь у вас есть средства на выполнение поставленной цели и остается только осуществить намеченное.

    В этой статье я достаточно лаконично описал процесс создания сбережений. Теперь вы в общих чертах знаете, как создавать сбережения, а отдельные важные детали Финансовый гений рассмотрит в дальнейших публикациях.

    В заключение хочу подчеркнуть, что наличие сбережений в личном бюджете человека жизненно необходимо, и относиться к ним скептически – означает не заботиться о том, чтобы улучшить свое финансовое состояние. Только создание сбережений поможет достичь финансовой цели, независимо от уровня финансового состояния и размера доходов человека или семьи.

    fingeniy.com

    Методическая разработка экономического практикума в 10-м классе по теме "Рациональный потребительский бюджет, или Социально зрелая семья"

    Разделы: Экономика

    Тема: Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья.

    Цели:

    1. Способствовать закреплению знаний обучающихся об основных источниках доходов граждан; восприятию и осмыслению знаний о структуре рационального потребительского бюджета семьи.

    2. Формировать умения и навыки распределения поступивших доходов, составление баланса доходов и расходов.

    3. Развивать логическое мышление, память и внимание.

    4. Воспитывать умения коллективного обсуждения сложной информации и принятия решений в ограниченное время.

    Тип урока: Комбинированный.

    Форма урока: Экономическая деловая игра-практикум.

    Ход урока

    Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)

    I. Организация начала урока

    II. Актуализация опорных знаний обучающихся

    В центре экономического мира стоит человек, семья. Семьи получают свои доходы благодаря владению факторами производства и предоставление их в пользование другим людям или фирмам. Любой доход представляет собой плату за услуги того или иного фактора производства.

    Напомним классификацию видов семейных доходов.

    (Таблица на интерактивной доске.)

    Классификация всех видов семейных доходов в зависимости от того, владение каким фактором производства их приносит.

    Факторы наемного работника

    Виды приносимых доходов

    труд наемного работника

    заработная плата

    труд предпринимателя и капитал, созданный за счет его средств

    прибыль собственника

    земля  (природные ресурсы)

    рента

    денежный капитал

    процент

    Семейные доходы – это денежные средства, которые члены семьи получают от посторонних лиц или организаций и могут быть использованы для оплаты собственных расходов.

    (Круговые диаграммы на интерактивной доске.)

    Сравните диаграммы источников доходов российских семей за 2008 год и 1992 год. Очевидно, что в период перехода от централизованной к рыночной экономике существенно возросла доля доходов от предпринимательской деятельности, но все равно, оплата  труда, по-прежнему остается основной статьей доходов российских семей.

    Не менее интересен, с экономической точки зрения, вопрос о том, как люди распоряжаются своим доходом.

    (Схема на интерактивной доске.)

    III. Экономический практикум

    И конечно, лучший способ разобраться в понятиях темы – попытаться составить свой семейный бюджет.

    Не за горами то время когда вы сами создадите семьи, будете подсчитывать свои доходы и расходы (а это делают все люди бедные и богатые), поэтому:

    Цель практикума: познакомиться со структурой рационального бюджета семьи, попытаться составить баланс семейных доходов и расходов.

    1 этап

    Участники объединяются в группы по 6 человек и распределяют игровые роли. Состав семьи определяется координатором.

    2 этап

    Участники составляют доходную часть семейного бюджета. (Предполагаемый размер заработной платы, стипендии, пенсии должны быть приближены к реальным.)

    Участники заполняют таблицу 1.

    Семейный статус

    Место работы

    Размер з/п, стипендии, пенсии

    Источники дополнительных доходов

    1

    муж

     

     

     

    2

    жена

     

     

     

    3

    дочь

     

     

     

    4

    сын

     

     

     

    5

    зять

     

     

     

    6

    внук

     

     

     

    Общая сумма ежемесячного дохода семьи:_______________________

    3 этап

    Участники составляют расходную часть бюджета и заполняют таблицу 2.

    Расходная часть семейного бюджета

    Статьярасходов

    Сумма

    % по отношению ко всей сумме расходов

    1.

    Питание

    1.1 Хлеб 1.2 Мясо и мясные продукты 1.3 Молочные продукты и масло 1.4 Овощи, фрукты

     

     

    2.

    Одежда

    2.1 Верхняя одежда 2.2 Чулочно-носочные изделия 2.3 Обувь 2.4 Белье

     

     

    3.

    Мебель, товары по ведению дом. хозяйства

     

     

    4.

    Культурно-бытовые нужды

     

     

    5.

    Оплата квартиры, коммун. услуги

     

     

    6.

    Транспортные расходы

     

     

    7.

    Алкогольные напитки и курение

     

     

    8.

    Платежи, сборы, налоги

     

     

    9.

    Накопления

     

     

    Общий итог: _______________________в руб.

    Примечание: Обратить внимание на необходимость соблюдения баланса доходов и расходов, также необходимо выделить определенные суммы на каждую статью расходов.

    4 этап

    Участники сравнивают получившуюся расходную часть семейного бюджета с расходной частью РПБ.

    (Таблица на интерактивной доске и у учащихся.)

    Расходная часть Рационального Потребительского Бюджета (РПБ)

    Наименование статьи расходов

    Процент по отношению ко всей сумме расходов

    1.

    Питание

    1.1 Хлеб и крупы 1.2 Мясопродукты 1.3 Жиры (включая масло) 1.4 Овощи 1.5 Фрукты 1.6 Сахар 1.7 Молочные продукты 1.8 Напитки

    50

    7 7 8 6 5 7 7 3

    2.

    Одежда

    2.1 Верхняя 2.2 Белье 2.3 Головные уборы 2.4 Чулочно-носочные изделия 2.5 Обувь

    20

    7 5 1 2 5

    3.

    Мебель и предметы домашнего обихода

    5

    4.

    Культурно-бытовые нужды

    5

    5.

    Алкогольные напитки и курение

    4

    6.

    Оплата квартиры

    6

    7.

    Транспортные расходы

    3

    8.

    Платежи, сборы, налоги

    3

    9.

    Накопления, сбережения

    4

    Итого:_______________________________________ 100

    Победителем, т.е. наиболее социально зрелой семьей, объявляется семья, результаты которой ближе всего к РПБ.

    5 этап

    Анализ хода и результатов практикума

    Каждой группе выдается бланк вопросов по основным моментам игры:

    1. Процедура обсуждения семейного бюджета.

    Кто чаще предлагал варианты? Какие аргументы использовали участники для убеждения других членов семьи? Чья точка зрения чаще всего находила понимание и поддержку? Были ли в семье конфликты? Какого рода и в чем была причина их конфликтов? Кто стремился гасить возникающие конфликты? Какие приемы он для этого использовал?

    2. Игровые роли.

    Всем ли участникам удалось держаться в рамках заданной игровой роли? Какие трудности испытывали участники, играя свою роль? Если кому - то не удалось выдержать рамки роли, то почему? Кому его роль в семье пришлась по душе? Почему?

    3. Знания экономических реалий.

    Представляли ли вы, хотя бы в общих чертах структуру семейного бюджета? На чей опыт вы опирались при обсуждении бюджета?

    IV. Заключительная часть урока

    К сожалению, в сложившейся у нас практике только редкие люди и семьи составляют и анализируют семейные и личные бюджеты. Чаще всего прибегают лишь к самым общим сопоставлениям доходов и расходов. В итоге иногда влезают в неоплатные долги, попадают в неприятные жизненные ситуации, находятся в постоянном стрессе. Понятно, что расчет бюджета сам себе не увеличивает доходы и не снижает расходы. Но он помогает понять, как это сделать и избежать личного и семейного банкротства.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai