§ 2. Условия повышения продуктивности умственного труда. Наиболее оптимальная работоспособность регистрируется


10.3. Работоспособность детей и подростков

Под работоспособностью понимают способность человека развить максимум энергии и, экономно ее расходуя, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы.

Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Умственная и мышечная (физическая) работоспособность тесно связана с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей. За равное время дети 6–8-ми лет могут выполнить 39–53% объема заданий, выполняемых 15–17-летними учащимися. При этом и качество работы у первых на 45–64% ниже, чем у вторых.

Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно и гетерохронно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма (рис. 10.1). Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6-ти до 15-ти лет колеблются в пределах от 2 до 53%.

Возраст (лет)

Рис. 10.1. Развитие умственной работоспособности с возрастом: 1 – скорость работы; 2 – точность работы. За начало работы приняты показатели работоспособности семилетних детей

Скорость и продуктивность работы за первые три года обучения нарастают одинаково – на 37–42% по сравнению с уровнем этих показателей при поступлении детей в школу. За период от 10–11-ти до 12–13-ти лет продуктивность работы увеличивается на 63%, а качество и точность ее – лишь на 9%. В 11–12 лет (V–VI классы) наблюдается не только минимальный темп прироста качественного показателя (2%), но и ухудшение его в значительном числе случаев по сравнению с предыдущими возрастами. В 13–14 лет (девочки) и 14–15 (мальчики) темп нарастания скорости и продуктивности работы снижается и не превышает 6%, в то время как прирост качества работы возрастает до 12%. В 15–16 и 16–17 лет (IX–XI классы) продуктивность и точность работы возрастают на 14–26%.

Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровыми детьми и коллективом класса в целом.

У здоровых детей 6–7-ми лет, поступивших в школу с недостаточной готовностью организма к систематическому обучению по ряду морфофункциональных показателей, работоспособность также оказывается ниже и проявляет меньшую устойчивость по сравнению с детьми, готовыми к обучению, быстро к нему адаптирующимися и успешно справляющимися с возникающими трудностями. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, в отличие от ослабленных школьников, повышается обычно уже к концу первого полугодия.

10.4. Фазы работоспособности и ее дневная периодичность

Во всякую работу, в том числе и в умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения в работу или врабатывание.Этопервая фаза работоспособности.В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок – точность) показатели работы часто то асинхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума. Подобные колебания – поиск организмом наиболее экономичного для работы (умственной деятельности) уровня – проявление саморегулирующейся системы.

За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности,когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. Положительные изменения высшей нервной деятельности коррелируют с показателями, отражающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем.

Спустя некоторое время, меньшее у учащихся 6–10-ти лет и большее у подростков, юношей и девушек, начинает развиваться утомление и проявлятьсятретья фаза работоспособности.Утомлениепроявляется сначала в несущественном, а затем – в резком снижении работоспособности. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению. Падение работоспособности на первом ее этапе выражается снова в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность – низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя. На первом этапе снижения работоспособности регистрируется дисбаланс возбудительного и тормозного процессов в сторону преобладания возбудительного процесса (двигательное беспокойство) над активным внутренним торможением.

На этапе резкого снижения работоспособности еще стремительнее ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется у детей и подростков в вялости, сонливости, в потере интереса к работе и отказе ее продолжать, часто в неадекватном поведении.

Развивающееся утомление – естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным и физическим нагрузкам. Но планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить квалифицированно, с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей школьников.

В период организованного активного отдыха восстановительные процессы не только обеспечивают возвращение работоспособности к исходному – дорабочему – уровню, но могут поднять ее выше этого уровня. Вместе с тем тренированность возникает тогда, когда очередная нагрузка следует за восстановлением и упрочением показателей после предыдущей работы, хроническое же истощение – когда очередная нагрузка следует до того, как восстановление работоспособности достигло своего исходного уровня.

Чередование умственной работы с физической, переключение с одного вида деятельности на другой, прекращение умственной работы детей и подростков в момент начавшегося резкого снижения работоспособности (недалеко еще зашедшей стадии утомления) и последующая организация активного отдыха способствует восстановлению функционального состояния центральной нервной системы.

Систематическое выполнение работы (учебные занятия, трудовая деятельность) в пределах возрастных нормативов продолжительности работы обеспечивает улучшение умственной и физический работоспособности.

У большинства детей и подростков активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 ч, затем следует спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом в промежутках от 16 до 18 ч. Такие закономерные циклические изменения активности физиологических систем находят отражение в дневной и суточной динамике умственной работоспособности, температуры тела, частоты сердечных сокращений и дыхания, а также в других физиологических и психофизиологических показателях.

Суточная периодика физиологических функций, умственной и мышечной работоспособности имеет постоянный характер. Однако под влиянием режима учебной и трудовой деятельности изменения функционального состояния организма, прежде всего ЦНС, могут вызвать повышение или понижение уровня, на котором развертывается суточная динамика работоспособности и вегетативных показателей.

Большая учебная нагрузка, нерациональный режим учебной и трудовой деятельности или неправильное их чередование в течение дня и недели вызывают резко выраженное утомление организма. На фоне этого утомления возникают отклонения в закономерной периодике физиологических функций. Так, в случаях чрезмерной производственной и учебной нагрузки почти у половины учащихся профессионально-технических училищ были диагностированы не только отклонения в дневной динамике работоспособности, но также беспорядочный характер изменения температуры тела и ритма сердечных сокращений.

Оптимальное состояние работоспособности в утренние часы, спад работоспособности во вторую половину дня характерны для большинства здоровых успевающих учащихся всех классов. За время бодрствования (с 7 до 21–22 ч.) кривые периодики работоспособности и физиологических функций в 80% представляют двухвершинный или одновершинный тип колебаний (рис. 10.2).

Рис. 10.2. Суточная динамика работоспособности

10.5. Недельная динамика работоспособности

Помимо суточной периодики физиологических функций и психофизиологических показателей, в том числе работоспособности, отчетливо выражено их недельное изменение. Наибольшей работоспособность бывает к середине недели – в среду, к субботе падает. В понедельник человек втягивается в работу, со вторника по четверг работает с полной отдачей, а в пятницу происходит резкий спад работоспособности (рис. 10.3).

В

Рис. 10.3. Недельная динамика работоспособности

понедельник у учащихся всех классов общеобразовательных школ и профессионально-техничес-ких училищ регистрируются низкие показатели умственной работоспо-собности, увеличенный латентный период зрительно- и слухомоторных реакций, большое количество срывов дифференцировочных реакций. Почти у половины учащихся быва-ют изменения суточных кривых вегетативных функций. Во вторник и среду учащимся свойствен не только более высокий уровень показателей умственной и мышечной работоспособности, но и большая их устойчивость. Четверг и пятница в большинстве случаев оказываются днями сниженной работоспособности и наименьшей ее устойчивости.

Суббота наиболее неблагоприятный учебный день. Работоспособность детей и подростков бывает низкой. Однако часто в субботу наблюдается повышение положительной эмоциональной настроенности учащихся в связи с предстоящими днями отдыха, предвкушением интересных дел и развлечений, экскурсий, походов. Организм, несмотря на утомление, мобилизует все имеющиеся у него ресурсы, что выражается в относительном подъеме умственной работоспособности, – явление так называемого конечного порыва.

Изменение положения тела – двигательное беспокойство, регистрируемое у учащихся на уроках, является защитной реакцией организма. Количество движений, длительность сохранения относительного постоянства позы, частота использования крышки парты (стола) в качестве дополнительной опоры для тела также объективно отражают нарастание утомления учащихся и снижение их работоспособности. Например, от понедельника к субботе у детей 7–8-ми лет общее количество движений на уроках возрастает на 32%, длительность сохранения постоянства позы уменьшается на 65%, падает и устойчивость прямостояния. Статический компонент учебной деятельности (сохранение вынужденного положения тела) интенсифицирует развивающееся утомление и падение работоспособности в большей мере в конце работы, нежели в ее начале.

Нередко наблюдается двухвершинная недельная кривая работоспособности. Помимо вторника или среды относительный подъем работоспособности проявляется в четверг или пятницу.

У детей 6-ти и 7-ми лет, приступающих к систематическому обучению, в период адаптации к учебным нагрузкам, новым условиям обучения и требованиям дисциплины в первые 6–9 недель дни оптимальной работоспособности, когда согласуются между собой относительно высокие скорость и точность работы, смещаются от вторника к четвергу. Лишь спустя некоторое время устанавливается постоянный день наилучшей работоспособности первоклассников – вторник.

У учащихся VII–IX и старших классов оптимум работоспособности в большинстве случаев приходится на вторник. В среду же регистрируется резкий спад всех показателей работоспособности, а в четверг наблюдается существенный подъем скорости и точности работы.

Падение работоспособности в среду указывает на раннее наступление утомления, существенное напряжение механизмов регуляции функционального состояния физиологических систем и поиск ресурсов для выравнивания работоспособности. В результате обеспечивается относительно высокий, но однодневный (только четверг) подъем уровней всех показателей работоспособности. Однако упрочение уровней отсутствует, и в пятницу следует ухудшение работоспособности, выраженное нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения в нервных клетках коры головного мозга, ослабление активного внутреннего торможения.

Очень часто падает работоспособность к середине недели, и поиск организмом ресурсов для ее выравнивания затягивается у старшеклассников до пятницы. Тогда лишь в пятницу проявляется относительный подъем работоспособности, однако при низкой ее устойчивости. В этих случаях (подъем в четверг или пятницу) недельная кривая работоспособности учащихся имеет две вершины и соответственно два спада.

studfiles.net

Динамика работоспособности и ее учет при составлении расписания уроков

При составлении расписания уроков следует учитывать динамику работоспособности учащихся в течение учебного дня и недели.

Под работоспособностью понимается способность человека развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении умственной и физической работы. Это обес­печивается оптимальным состоянием различных физиологических систем ор­ганизма при их синхронной, скоординированной деятельности.

Для работы коры головного мозга, как и для других функций орга­низма, характерен суточный биологический ритм. Биоритмальная кривая возбудимости коры головного мозга и связанная с этим работоспособность учащихся характеризуется их нарастанием с момента пробуждения до 11-12 часов, а затем снижением к 14 - 15 часам, второй подъем работоспо­собности отмечается с 16 до 18 часов.

Работоспособность учащихся всех классов характеризуется относи­тельно невысоким уровнем на первом уроке, в течение которого происходит "врабатывание" организма в учебный процесс - это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок, то есть точность) показателей работы то синхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума.

За фазой врабатывания следует фаза высокой (оптимальной) работос­пособности, когда относительно высокие уровни количественных и качест­венных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 2-м уроке; на 3-м и особенно на 4-м уроках она уменьшается. У учащихся старших и средних классов повышение работоспособности наблюдается на 2-м и 3-м уроках, на 4-м она снижается, на 5-м, благодаря включению компенсаторных механизмов, наблюдается временное улучшение работоспо­собности с резким падением ее на 6-м уроке. Утомительность и малая эф­фективность 6-го урока подтверждается многочисленными исследованиями. Динамика дневной работоспособности учащихся 11-го класса отличается отсутствием периода повышенной работоспособности на 5-м уроке.

Итак, после фазы оптимальной работоспособности начинает разви­ваться утомление, что определяет третью фазу работоспособности. Утом­ление проявляется сначала в несущественном, а затем резком снижении эффективности работы. Этот скачок в падении работоспособности указыва­ет на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению.

Падение работоспособности на первом этапе выражается также в рас­согласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность - низкой. На втором этапе снижения ра­ботоспособности согласованно ухудшаются оба показателя.

Динамика работоспособности учащихся в течение недели также имеет свои характерные особенности. В понедельник работоспособность учащихся относительно невысока, что связано с врабатыванием после воскресного дня. Во вторник и среду работоспособность наибольшая, в четверг она несколько снижается, достигает минимума в пятницу. В субботу у учащих­ся средних и старших классов (за исключением 11-х) работоспособность несколько повышается, что объясняется эмоциональным подъемом в связи с предстоящим отдыхом.

valeologija.ru

Динамика работоспособности школьников - Основы педагогического эргономики Библиотека русских учебников

Человек работает благодаря двум своим свойствам: способности формировать целенаправленную деятельность и работоспособности, в которой эта деятельность реализуется

. Работоспособность - характеристика имеющихся или потенциальных возможностей индивида выполнять целенаправленную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени

зависимости от форм трудовой деятельности различают физическую и умственную работоспособность. Физическая деятельность требует приложения значительных усилий организма умственная - характеризуется значительно меньшим, часто незначительным и нерегулярным применением двигательного аппарата, способствует замедлению обменных процессов, застойным явлениям, прежде всего в мышцах ног, ухудшение поставит. Ання мозга кислородом и т.п. (составляя 1,2-1,5% массы тела, мозг нуждается более 20% его энергетических ресурсов.

На работоспособность учащихся влияют личностные и организационные факторы. К личностных факторов принадлежат тип нервной деятельности, возраст, пол, состояние здоровья, эмоциональное состояние, тренированность, мотивация. Условия обучения, организация рабочего места и рабочей позы, соответствие средств обучения ергономи ичним требованиям, режим труда и отдыха является организационными факторами

Психофизиологические особенности детей 6-10 лет заметно влияют на изменения их физической работоспособности в течение урока, дня, недели и учебного года. Чем младшие школьники, тем заметнее колебания динамики и их работоспособности, на это не следует учитывать, планируя учебно-воспитательную работу. Работоспособность учащихся в течение дня или урока нестабильная, ей присущ фазовый развитие: вхождение, оптимальную работоспособность ь и утомление. Динамику работоспособности учащихся можно изобразить в виде кривой нормального распределения (рис 21 2.1).

. Фаза вхождения охватывает функциональную подготовку нервных и гуморальных механизмов управления будущим видом деятельности, постепенное настройки на нужный динамический стереотип, достижения необходимого уровня вегетат ных функций организма ее продолжительность зависит от характера деятельности. Считают, чем энергетически напряженная работа, темм короче есть эта фаза. Так, при тяжелой физической работы она длится 20-25 минут, а за умственной работы 1,5-2,5 часа. У учащихся сравнению с взрослыми эта фаза намного короче, что объясняют большей возбудимостью и функц национальные подвижностью нервной системы младей.

. Фаза оптимальной устойчивой работоспособности по физиологическим характеристикам принципиально отличается от фазы вхождения. В этот период осуществляется необходимое рабочее динамический стереотип, эффективная двигательная или умственная деятельность, сопровождается ся устойчивым достаточным уровнем вегетативных функций и оптимальными результатами деятельности. Продолжительность этого периода также зависит от возраста, состояния здоровья, характера и интенсивности работы. По спр иятливих условиях период оптимальной устойчивой работоспособности может длиться 70-75% рабочего времениасу.

По мере выполнения определенной деятельности работоспособность организма начинает постепенно снижаться. Начинается фаза утомления (снижение работоспособности), что характеризуется уменьшением показателей эффективности выполняемой работы, ухудшением функционального состояния организма и развитием усталости (последние 5-10 минут урока в начальной школе)

По видов деятельности, кроме названных фаз, оказывается еще т н фаза конечного порыва

. Фаза конечного порыва возникает тогда, когда работа заканчивается в фазе оптимальной работоспособности или при ее завершения. Она характеризуется срочной мобилизацией через мотивационную сферу дополнительных сил организма, эмоций ийним подъемом, гаммирования ощущение усталости и повышением работоспособности. Чем сильнее поощрительные стимулы деятельности, тем более выражены является фаза конечного порыва. В этом случае характер естественной динамикой ки работоспособности существенно изменяетсяься.

Итак, кривая динамики работоспособности учащихся в течение урока имеет определенные особенности. Фаза вхождения длится 5-10 минут и требует относительно небольшого напряжения. В период оптимальной устойчивой работоспособности который продолжается 20-30 минут, нагрузка должна быть максимальным (подача нового материала, его закрепления, выполнения самостоятельной работы и т.п.). Последние 5-10 минут урока относятся к фазе стомлюван ния, поэтому нагрузка надо уменьшать (рис 21 2.1).

Работоспособность учащихся меняется также в течение дня. Так, в большинстве младших школьников в первой половине учебного дня работоспособность сохраняется на относительно высоком уровне. Подъем работоспособности спо опасается после первого урока и продолжается до третьего конце третьего урока показатели работоспособности уменьшаются, а на четвертом и пятом уроках становятся совсем низкими. Итак, на первом уроке ва рто изучать сравнительно легкие предметы, на втором-третьего-м - сложные, а затем снова легкиеегкі.

Регулирование учебной нагрузки тесно связано с вопросом о степени сложности предмета для восприятия школьником. Этот показатель зависит от содержания конкретного урока, методики преподавания, склонны ности, способностей и уровня знаний учащихся, их эмоционального восприятия предмета, возраста, мастерства и личности учителя и др.. На основе многочисленных исследований гигиенистов предметы были классифицированы по ст аднистю; критерием классификации стало наличие объективных признаков утомления, которые появлялись после определенного урока. Для практического использования предложен такой распределение учебных предметов по степеней ем сложности в порядке ее снижения: математика, иностранный язык, физика, химия, история, родной язык, литература, естествознание, география, физкультура, трудовое обучение, черчение, рисование, пение. С томлюючимы есть учебные предметы, с которыми дети встречаются впервые (например, для учеников 2 класса - естествознание). В младшем школьном возрасте утомительным является урок чтения, поскольку процесс формирования нави чок чтения сложный и утомительный. Однако, при проведении чтения на втором уроке (период оптимальных возможностей организма) дневная динамика работоспособности лучше и результативнее (54,1%), чем при других условий (18,3%18,3%).

По особенностям динамики суточной работоспособности различают т н"голубей","жаворонков"и"сов""голубой"присуща двовершинна кривая динамики работоспособности: первый пик наступает примерно в 10-11 го от, в 14-15 час работоспособность уменьшается, в 17-18 час снова растет, понижуючись вечером"Совы"наиболее продуктивно работают в вечерние часы, а"жаворонки"- в утреннееіше працюють у вечірні години, а "жайворонки" - у ранкові.

Работоспособность учащихся меняется и в течение недели. В понедельник она несколько снижена из-за начала недельной фазы вхождения в учебную деятельность. У младших школьников максимумы работоспособности приходятся на в вторник и четверг. В пятницу этот показатель постепенно снижается вследствие утомления. Некоторые исследования показывают, что в пятницу у младших школьников наблюдается повышение работоспособности, обусловленное ем оцийним ожиданиям дней отдыха. За такими принципами меняется работоспособность детей и в течение учебного рок року.

Рассмотрена динамика работоспособности характерна для большинства здоровых учеников, которые являются успевающих в учебной деятельности. Однако, типологические и возрастные особенности организма детей определенной степени могут изменю юват динамику работоспособности. Кроме того, чем младший школьник, тем ниже уровень его работоспособности и короткий период оптимальной устойчивой трудоспособноститі.

uchebnikirus.com

Работоспособность учащихся — реферат

      Большая учебная нагрузка, нерациональный режим учебной и трудовой деятельности или неправильное их чередование в течение дня и недели вызывают резко выраженное утомление организма. На фоне этого утомления возникают отклонения в закономерной суточной периодике физиологических функций. Так, в случаях чрезмерной производственной и учебной нагрузки почти у половины учащихся профессионально-технических училищ были диагностированы не только отклонения в дневной динамике работоспособности, но также беспорядочный характер изменения температуры тела и ритма сердечных сокращений. Оптимальное состояние работоспособности в утренние часы, спад работоспособности во вторую половину дня характерны для большинства здоровых успевающих учащихся всех классов. За время бодрствования (с 7 до 21—22 ч) кривые периодики работоспособности и физиологических функций в 80% представляют двухвершинный или одновершинный тип колебаний.

  1. Недельная динамика работоспособности

      Помимо  суточной периодики физиологических функций и психофизиологических показателей, в том числе работоспособности, отчетливо выражено их недельное изменение. Наибольшей работоспособность бывает к середине недели — в среду, к субботе падает. В понедельник человек втягивается в работу, со вторника по четверг работает с полной отдачей, а в пятницу происходит резкий спад работоспособности.

      В понедельник у учащихся всех классов  общеобразовательных школ и профессионально-технических  училищ регистрируются низкие показатели умственной работоспособности, увеличенный  латентный период зрительно- и слухомоторных реакций, большое количество срывов дифференцировочных реакций. Почти у половины учащихся бывают изменения суточных кривых вегетативных функций. Во вторник и среду учащимся свойствен не только более высокий уровень показателей умственной и мышечной работоспособности, но и большая их устойчивость. Четверг и пятница в большинстве случаев оказываются днями сниженной работоспособности и наименьшей ее устойчивости.

      Суббота наиболее неблагоприятный учебный  день. Работоспособность детей и подростков бывает низкой. Однако часто в субботу наблюдается повышение положительной эмоциональной настроенности учащихся в связи с предстоящим днем отдыха, предвкушение интересных дел и развлечений, экскурсий, походов, посещение театра в воскресенье. Организм, несмотря на утомление, мобилизует все имеющиеся у него ресурсы, что выражается в относительном подъеме умственной работоспособности, — явление так называемого конечного порыва.

      Изменение положения тела — двигательное беспокойство, регистрируемое у учащихся на уроках, является защитной реакцией организма.. Количество движений, длительность сохранения относительного постоянства позы, частота использования крышки парты (стола) в качестве дополнительной опоры для тела также объективно отражают нарастание утомления учащихся и снижение их работоспособности. Например, от понедельника к субботе у детей 7—8 лет общее количество движений на уроках возрастает на 32%, длительность сохранения постоянства позы уменьшается на 65%, падает и устойчивость прямостояния. Статический компонент учебной деятельности (сохранение вынужденного положения тела) интенсифицирует развивающееся утомление и падение работоспособности в большей мере в конце работы, нежели в ее начале.

      Нередко наблюдается двухвершинная недельная  кривая работоспособности. Помимо вторника или среды относительный подъем работоспособности проявляется в четверг или пятницу.

      У детей 6 и 7 лет, приступающих к систематическому обучению, в период адаптации к учебным нагрузкам, новым условиям обучения и требованиям дисциплины в первые 6—9 недель дни оптимальной работоспособности, когда согласуются между собой относительно высокие скорость и точность работы, смещаются от вторника к четвергу. Лишь спустя некоторое время устанавливается постоянный день наилучшей работоспособности первоклассников — вторник.

      У учащихся VII—VIII и старших классов оптимум работоспособности в большинстве случаев приходится на вторник. В среду же регистрируется резкий спад всех показателей работоспособности, а в четверг наблюдается существенный подъем скорости и точности работы. Падение работоспособности в среду указывает на раннее наступление утомления, существенное напряжение механизмов регуляции функционального состояния физиологических систем и поиск ресурсов для выравнивания работоспособности. В результате обеспечивается относительно высокий, но однодневный (только четверг) подъем уровней всех показателей работоспособности. Однако упрочение уровней отсутствует, и в пятницу следует ухудшение работоспособности, выраженное нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения в нервных клетках коры головного мозга, ослабление активного внутреннего торможения.

      Очень часто падение работоспособности  к середине недели и поиск организмом ресурсов для ее выравнивания затягивается у старшеклассников до пятницы. Тогда лишь в пятницу проявляется относительный подъем работоспособности, однако при низкой ее устойчивости. В этих случаях (подъем в четверг или пятницу) недельная кривая работоспособности учащихся имеет две вершины и соответственно два спада.

 

      Заключение

Проанализировав стадии работоспособности, можно сделать  следующие выводы. В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности. Выделены основные фазы работоспособности по показателям результативности деятельности: врабатывание или стадия нарастающей работоспособности, устойчивая работоспособность на высоком уровне, стадия развивающегося утомления. При анализе изменений в функционировании обеспечивающих систем прослеживается более тонкая динамика стадий работоспособности: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв деятельности. В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, степени тренированности, профессиональной подготовки, состояния здоровья продолжительность, чередование и выраженность отдельных стадий динамики работоспособности может варьировать, вплоть до полного выпадения некоторых из них. У большинства детей и подростков активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 ч, затем следует спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом в промежутке от 16 до 18 ч. Такие закономерные циклические изменения активности физиологических систем находят отражение в дневной и суточной динамике умственной работоспособности, температуры тела, частоты сердечных сокращений и дыхания, а также в других физиологических и психофизиологических показателях. А также определены дни наибольшей работоспособности: вторник у детей в начальной школе и вторник, четверг у старшего и среднего звена. Таким образом, Знание закономерностей динамики работоспособности позволяет оптимизировать процесс роста работоспособности человека с учетом специфики его деятельности, психофизиологического состояния и индивидуальных особенностей, помогает рационально распределять свои силы детей и подростков в школьный период.

 

Литература

  1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам/ под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой – М.:Педагогика, 1982
  2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Смирнова. М., 2001
  3. Березовский В.А. Утомление и неутомляемость // Физиологические проблемы утомления и восстановления: Тез. докл. Всесоюзн. конф. – Киев – Черкассы, 1985. Ч.1.
  4. Косилов С.А., Леонова Л.А. Работоспособность человека и пути ее повышения. - М., 1974.
  5. http://www.zdorove.ru

freepapers.ru

Работоспособность организма — Letopisi.ru

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Работоспособность

Понятие об утомлении

После длительной, чрезмерной, а также во время монотонной или напряженной работы наступает утомление. Характерным проявлением утомления является снижение работоспособности. Развитие утомления связано прежде всего с изменениями, происходящими в центральной нервной системе, нарушением проведения нервных импульсов в синапсах. Скорость наступления утомления зависит от состояния нервной системы, частоты ритма, в котором производится работа, и от величины нагрузки. Неинтересная работа быстрее вызывает наступление утомления. Дети утомляются при длительной неподвижности и при ограничении двигательной активности. После отдыха работоспособность не только восстанавливается, но и часто превышает исходный уровень. И. М. Сеченов впервые показал, что восстановление работоспособности при наступившем утомлении происходит значительно быстрее не при полном покое и отдыхе, а при активном отдыхе, когда происходит переключение на другой вид деятельности. Биологическое значение утомления, развивающегося у детей и подростков в процессе учебной и трудовой деятельности, двояко: это охранительная, защитная реакция организма от чрезмерного истощения функционального потенциала и в то же время стимулятор последующего роста работоспособности. Поэтому требования гигиены к организации учебно-трудовой деятельности детей и подростков направлены не на то, чтобы исключить появление у школьников утомления, а на то, чтобы отдалить его наступле¬ние, оградить организм от отрицательного влияния чрезмерного утомления, сделать отдых более эффективным. Утомлению предшествует субъективное ощущение усталости, потребность в отдыхе. В случае недостаточного отдыха утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению организма. Переутомление организма проявляется в расстройстве сна, поте¬ре аппетита, головных болях, безразличии к происходящим собы¬тиям, снижении памяти и внимания. Резко сниженная при этом умственная работоспособность организма отражается на успевае¬мости детей. Длительное переутомление ослабляет сопротивляемость организма к различным неблагоприятным влияниям, а том числе и к заболеваниям. Переутомление у детей и подростков может возникнуть как следствие чрезмерной или неправильно организованной учебной и внеклассной работы, трудовой деятельности, сокращения про¬должительности сна, отдыха на открытом воздухе, нерационального питания.

Работоспособность

Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расхо¬дуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Умственная и мышечная (физическая) работоспособность тесно связана с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей. За равное время работы дети 6—8 лет могут выполнить 39—53% объема заданий, выполняе¬мых 15—17-летними учащимися. При этом и качество работы у первых на 45—64% ниже, чем у вторых.

Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно и гетерохронно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма (рис. 1), Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспо¬собности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%. Скорость и продуктивность работы за первые три года обучения нарастают одинаково на 37—42% по сравнению с уровнем этих показателей при поступлении детей в школу. За период от 10—11 до 12—13 лет продуктивность работы увеличивается на 63%, а качество — точность ее лишь на 9%. В 11—12 лет (V—VI классы) наблюдается не только минимальный теми прироста качественного показателя (2%), но и ухудшение его в значительном числе случаев по сравнению с предыдущими возрастами. В 13—14 (девочки) и 14—15 лет (мальчики) темп нарастания скорости и продуктивности работы снижается и не превышает 6%, в то время как прирост качества работы возрастает до 12%. В 15—16 и 16—17 лет (IX—X классы) продуктивность и точность работы возрастают на 14—26%. Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровыми детьми и коллективом класса в целом. У здоровых детей 6—7 лет, поступающих в школу с недостаточной готовностью организма к систематическому обучению по ряду морфофункциональных показателей, работоспособность также оказывается ниже и проявляет меньшую устойчивость по сравнению с детьми, готовыми к обучению, быстро к нему адаптирующимися и успешно справляющимися с возникающими трудностями. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, в отличие от ослабленных школьников, повышается обычно уже к концу первого полугодия.

Фазы работоспособности и ее дневная периодичность

1 фаза Во всякую работу, в том числе и в умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения в работу, или врабатывание. Это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок — точность) показатели работы часто то асинхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума. Подобные колебания — поиск организмом наиболее экономичного для работы (умственной деятельности) уровня — проявление саморегулирующейся системы. 2 фаза За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. Положительные изменения высшей нервной деятельности коррелируют с показателями, отражающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем. 3 фаза Спустя некоторое время, меньшее у учащихся 6—10 лет и большее у подростков, юношей и девушек, начинает развиваться утомление и проявляется третья фаза работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем в резком снижении работоспособности. Этот скачок в падении работоспо¬собности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению. Падение работоспособности на первом ее этапе выражается снова в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность — низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя. На первом этапе снижения работоспособности регистрируется дисбаланс возбудительного и тормозного процессов в сторону преобладания возбудительного процесса (двигательное беспокойство) над активным внутренним торможением. На этапе резкого снижения работоспособности еще стремительнее ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется у детей и подростков в вялости, сонливости, в потере интереса к работе и отказе ее продолжать, часто в неадекватном поведении. Развивающееся утомление — естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным и физическим нагрузкам. Но планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить квалифицированно, с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей школьников. В период организованного активного отдыха восстановительные процессы не только обеспечивают возвращение работоспособности к исходному — дорабочему уровню, но могут поднять ее выше этого уровня. Вместе с тем тренированность возникает тогда, когда очередная нагрузка следует за восстановлением и упрочением показателей после предыдущей работы, хроническое же истощение — когда очередная нагрузка следует до того, как восстановление работоспособности достигло своего исходного уровня. Чередование умственной работы с физической, переключение с одного вида деятельности на другой, прекращение умственной работы детей и подростков в момент начавшегося резкого снижения работоспособности (недалеко еще зашедшей стадии утомления) и последующая организация активного отдыха способствуют восстановлению функционального состояния центральной нервной системы. Систематическим выполнением работы (учебных занятий, трудовой деятельности) в пределах возрастных нормативных границ продолжительности достигается совершенствование умственной работоспособности. У большинства детей и подростков активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 ч, затем следует спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом в промежутке от 16 до 18 ч. Такие закономерные циклические изменения активности физиологических систем находят отражение в дневной и суточной динамике умственной работо¬способности, температуры тела, частоты сердечных сокращений и дыхания, а также в других физиологических и психофизиологиче¬ских показателях. Суточная периодика физиологических функций, умственной и мышечной работоспособности имеет постоянный характер. Однако под влиянием режима учебной и трудовой деятельности изменения функционального состояния организма, прежде всего ЦНС, могут вызвать повышение или понижение уровня, на котором развертывается суточная динамика работоспособности и вегетативных показателей. Большая учебная нагрузка, нерациональный режим учебной и трудовой деятельности или неправильное их чередование в течение дня и недели вызывают резко выраженное утомление организма. На фоне этого утомления возникают отклонения в закономерной суточной периодике физиологических функций. Так, в случаях чрезмерной производственной и учебной нагрузки почти у половины учащихся профессионально-технических училищ были диагностированы не только отклонения в дневной динамике работоспособности, но также беспорядочный характер изменения температуры тела и ритма сердечных сокращений. Оптимальное состояние работоспособности в утренние часы, спад работоспособности во вторую половину дня характерны для большинства здоровых успевающих учащихся всех классов. За время бодрствования (с 7 до 21—22 ч) кривые периодики работоспособности и физиологических функций в 80% представля¬ют двухвершинный или одновершинный тип колебаний.Недельная динамика работоспособности Помимо суточной периодики физиологических функций и психофизиологических показателей, в том числе работоспособности, отчетливо выражено их недельное изменение. Наибольшей работоспособность бывает к середине недели — в среду, к субботе падает. В понедельник человек втягивается в работу, со вторника по четверг работает с полной отдачей, а в пятницу происходит резкий спад работоспособности. В понедельник у учащихся всех классов общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ регистрируются низкие показатели умственной работоспособности, увеличенный латентный период зрительно- и слухомоторных реакций, большое количество срывов дифференцировочных реакций. Почти у половины учащихся бывают изменения суточных кривых вегетативных функций. Во вторник и среду учащимся свойствен не только более высокий уровень показателей умственной и мышечной работоспособности, но и большая их устойчивость. Четверг и пятница в большинстве случаев оказываются днями сниженной работоспособности и наименьшей ее устойчивости. Суббота наиболее неблагоприятный учебный день. Работоспособность детей и подростков бывает низкой. Однако часто в субботу наблюдается повышение положительной эмоциональной настроенности учащихся в связи с предстоящим днем отдыха, предвкушение интересных дел и развлечений, экскурсий, походов, посещение театра в воскресенье. Организм, несмотря на утомление, мобилизует все имеющиеся у него ресурсы, что выражается в относительном подъеме умственной работоспособности, — явление так называемого конечного порыва. Изменение положения тела — двигательное беспокойство, ре¬гистрируемое у учащихся на уроках, является защитной реакцией организма.. Количество движений, длительность сохранения относительного постоянства позы, частота использования крышки парты (стола) в качестве дополнительной опоры для тела также объективно отражают нарастание утомления учащихся и снижение их работоспособности. Например, от понедельника к субботе у детей 7—8 лет общее количество движений на уроках возрастает на 32%, длительность сохранения постоянства позы умень¬шается на 65%, падает и устойчивость прямостояния. Статический компонент учебной деятельности (сохранение вынужденного положения тела) интенсифицирует развивающееся утомление и паде¬ние работоспособности в большей мере в конце работы, нежели в ее начале. Нередко наблюдается двухвершинная недельная кривая рабо¬тоспособности. Помимо вторника или среды относительный подъем работоспособности проявляется в четверг или пятницу. У детей 6 и 7 лет, приступающих к систематическому обучению, в период адаптации к учебным нагрузкам, новым условиям обучения и требованиям дисциплины в первые 6—9 недель дни оптимальной работоспособности, когда согласуются между собой относительно высокие скорость и точность работы, смещаются от вторника к четвергу. Лишь спустя некоторое время устанавли¬вается постоянный день наилучшей работоспособности первоклассников — вторник. У учащихся VII—VIII и старших классов оптимум работоспособности в большинстве случаев приходится на вторник. В среду же регистрируется резкий спад всех показателей работоспособности, а в четверг наблюдается существенный подъем скорости и точности работы. Падение работоспособности в среду указывает на раннее наступление утомления, существенное напряжение механизмов регуляции функционального состояния физиологических систем и поиск ресурсов для выравнивания работоспособности. В результате обеспечивается относительно высокий, но однодневный (только четверг) подъем уровней всех показателей работоспособности. Однако упрочение уровней отсутствует, и в пятницу следует ухудшение работоспособности, выраженное нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения в нервных клетках коры головного мозга, ослабление активного внутреннего торможения. Очень часто падение работоспособности к середине недели и поиск организмом ресурсов для ее выравнивания затягивается у старшеклассников до пятницы. Тогда лишь в пятницу проявляется относительный подъем работоспособности, однако при низкой ее устойчивости. В этих случаях (подъем в четверг или пятницу) недельная кривая работоспособности учащихся имеет две вершины и соответственно два спада.

Библиография

1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам/ под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой – М.:Педагогика, 1982 2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Смирнова. М., 2001 3. Березовский В.А. Утомление и неутомляемость // Физиологические проблемы утомления и восстановления: Тез. докл. Всесоюзн. конф. – Киев – Черкассы, 1985. Ч.1. 4. Косилов С.А., Леонова Л.А. Работоспособность человека и пути ее повышения. - М., 1974.

letopisi.org

Фазы работоспособности и ее дневная периодичность



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Содержание

 

1.Введение………………………………………………………….3

2.Работоспособность…………….………………………………..4

3.Фазы работоспособности и ее дневная периодичность ……..5

4.Заключение………………………………………………………8

5.Список использованной литературы………………………….9

Введение

Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворение этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.

При выполнении конкретной работы работоспособность имеет определенные закономерные изменения. Вначале, когда только человек приступил к работе, работоспособность относительно невысока и постепенно повышается, но возможны некоторые колебания при перегрузке организма, которые парой бывают непредсказуемыми и вызывают в след за собой серьезные психические расстройства, особенно у неустойчивого детского организма.

Актуальность данной темы заключается в том, что человек находится в постоянном движении, пусть это будет работа или учеба, танцы или спорт, и чрезмерная активность может вызвать негативные последствия. На протяжении многих лет ученые пытались узнать секрет золотой середины – как сохранить высокую работоспособность, отодвигая утомление и исключая переутомления человека в его деятельности. При помощи такого термина как работоспособность нам предстоит разобраться почему происходит утомление и какова работоспособность человека в течении недели.

 

Работоспособность детей и подростков

Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Умственная и мышечная (физическая) работоспособность тесно связана с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей. За равное время работы дети 6—8 лет могут выполнить 39—53% объема заданий, выполняемых 15—17-летними учащимися. При этом и качество работы у первых на 45—64% ниже, чем у вторых.

 

Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно и гетерохронно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма

Годичные темпы нарастания,показателей умственнойработоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%. [1стр 53]

Скорость и продуктивность работы за первые три года обучения нарастают одинаково на 37—42% по сравнению с уровнем этих показателей при поступлении детей в школу. За период от 10—11 до 12—13 лет продуктивность работы увеличивается на 63%, а качество — точность ее лишь на 9%. В 11—12 лет (V—VI классы) наблюдается не только минимальный теми прироста качественного показателя (2%), но и ухудшение его в значительном числе случаев по сравнению с предыдущими возрастами. В 13—14 (девочки) и 14—15 лет (мальчики) темп нарастания скорости и продуктивности работы снижается и не превышает 6%, в то время как прирост качества работы возрастает до 12%. В 15—16 и 16—17 лет (IX—X классы) продуктивность и точность работы возрастают на 14—26%.[1стр 54]

Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровыми детьми и коллективом класса в целом.

У здоровых детей 6—7 лет, поступающих в школу с недостаточной готовностью организма к систематическому обучению по ряду морфофункциональных показателей, работоспособность также оказывается ниже и проявляет меньшую устойчивость по сравнению с детьми, готовыми к обучению, быстро к нему адаптирующимися и успешно справляющимися с возникающими трудностями. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, в отличие от ослабленных школьников, повышается обычно уже к концу первого полугодия.

Фазы работоспособности и ее дневная периодичность

1 фаза:Во всякую работу, в том числе и в умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения вработу,или врабатывание. Это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок — точность) показатели работы часто асинхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума. Подобные колебания — поиск организмом наиболее экономичного для работы (умственной деятельности) уровня проявление саморегулирующейся системы.

2фаза: За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. Положительные изменения высшей нервной деятельности сравнивают с показателями, отражающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем.

3фаза:Спустя некоторое время, меньшее у учащихся 6—10 лет и большее у подростков, юношей и девушек, начинает развиваться утомление и проявляется третья фаза работоспособности. Утомление проявляется сначалав несущественном, а затем в резком сниженииработоспособности. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению. Падение работоспособности на первом ее этапе выражается снова в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность — низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя. На первом этапе снижения работоспособности регистрируется дисбаланс возбудительного и тормозного процессов в сторону преобладания возбудительного процесса (двигательное беспокойство) над активным внутренним торможением.

На этапе резкого снижения работоспособности еще стремительнее ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется у детей и подростков в вялости, сонливости, в потере интереса к работе и отказе ее продолжать, часто в неадекватном поведении.Развивающееся утомление естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным и физическим нагрузкам. Но планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить квалифицированно, с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей школьников. В период организованного активного отдыха восстановительные процессы не только обеспечивают возвращение работоспособности к исходному — до рабочему уровню, но могут поднять ее выше этого уровня. Вместе с тем тренированность возникает тогда, когда очередная нагрузка следует за восстановлением и упрочением показателей после предыдущей работы, хроническое же истощение — когда очередная нагрузка следует до того, как восстановление работоспособности достигло своего исходного уровня. Чередование умственной работы с физической, переключение с одного вида деятельности на другой, прекращение умственной работы детей и подростков в момент начавшегося резкого снижения работоспособности (недалеко еще зашедшей стадии утомления) и последующая организация активного отдыха способствуют восстановлению функционального состояния центральной нервной системы. Систематическим выполнением работы (учебных занятий, трудовой деятельности) в пределах возрастных нормативных границ продолжительности достигается совершенствование умственной работоспособности.

У большинства детей и подростков активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 ч, затем следует спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом в промежутке от 16 до 18 ч. Такие закономерные циклические изменения активности физиологических систем находят отражение в дневной и суточной динамике умственной работоспособности, температуры тела, частоты сердечных сокращений и дыхания, а также в других физиологических и психофизиологических показателях.Суточная периодика физиологических функций,умственнойи мышечной работоспособности имеет постоянный характер. Однако под влиянием режима учебной и трудовой деятельности изменения функционального состояния организма, прежде всего ЦНС, могут вызвать повышение или понижение уровня, на котором развертывается суточная динамика работоспособности и вегетативных показателей.

 

 

Заключение

 

Таким образом, при изучении данной темы видно что, взаимосвязь общей физической работоспособности с показателями физического развития наиболее отчетливо проявляется в возрасте 13-14 лет, особенно у тренирующихся подростков. В 10-12 лет эта взаимосвязь статистически недостоверна, хотя и более отчетлива, чем в 8-9 лет, когда она полностью отсутствует. Судя по полученным данным, градации показателя общей физической работоспособности у детей и подростков должны разрабатываться с учетом их антропометрических параметров. При этом следует учитывать, что определенное влияние на общую физическую работоспособность оказывает компонентный состав тела, в частности, уровень развития костного компонента. Дефицит костной массы, как правило, сопровождается низким уровнем общей физической работоспособности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. Ростов – на – Дону, 2002 г. – 146с.

2.Чурилова Т.М., Леденёва Ю.Е., Топчий М,В. Дифференциальная и возрастная психофизиология. Учебное пособие, 2004 г. -219с.

3.Югова Е.А., Турова Т.Ф. Возрастная физиология и психофизиология. – Москва: Академия, 2011. 336с.

 

megapredmet.ru

§ 2. Условия повышения продуктивности умственного труда.

Н.Е.Введенским сформулированы общие физиологические условия продуктивной умственной работы.

  • В работу следует входить постепенно, с целью обеспечения последовательного включения физиологических механизмов, определяющих высокий уровень работоспособности.

  • Необходимо соблюдать определенный ритм работы, что способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления.

  • Следует придерживаться обычной последовательности и систематичности в работе, чем достигается более длительное сохранение рабочего динамического стереотипа.

  • Правильное чередование умственного труда с отдыхом предупреждает развитие утомления, повышает работоспособность.

  • Высокая работоспособность сохраняется при систематической деятельности, обеспечивающей упражнение и тренировку.

Упражнение - совершенствование умений и навыков в результате повторяющейся деятельности является важнейшим средством предупреждения утомления. В процессе упражнения принимает участие весь организм: устанавливается взаимодействие между ЦНС, органами чувств, двигательным аппаратом и дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной и другими системами. Процесс протекает по типу образования условных рефлексов.

С психофизиологической точки зрения производственное упражнение представляет процесс приспособления физиологических функций человеческого организма для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате упражнения, тренировки возрастает мышечная сила и выносливость, повышается точность и скорость рабочих движений, увеличивается скорость восстановления физиологических функций после окончания работы, происходит перестройка на более совершенную организацию деятельности. Упражнение лежит в основе выработки трудовых навыков.

Если учесть особенности организма человека, в котором заложены скрытые резервы с чрезвычайной пластичностью и возможности головного мозга, то с помощью тренировки можно продлить период активной деятельности и обеспечить высокую эффективность работы. Человек, работающий постоянно, стремящийся к новизне, любознательный может сохранить высокую работоспособность и после 70 лет. Люди, начиная с молодых лет, должны сохранять свой стереотип жизни.

Рациональная организация рабочего места. Для сохранения здоровья и высокой производительности труда важное значение имеет планировка и организация рабочего места. Производительность труда всегда выше в том помещении, где человек работает постоянно, так как вырабатывается условный рефлекс на окружающую обстановку.

Оптимальная поза индивидуума не только обеспечивает высокую работоспособность, но и уменьшает заболеваемость. Характерной особенностью умственного труда является сидячая поза в течение длительного времени. При этом голова удерживается усилием затылочных и шейных мышц, находящихся в статическом напряжении. Соответствующие этим мышцам нервные центры утомляются в первую очередь. В связи с этим ранним признаком разлитого торможения высших корковых центров, участвующих в умственной деятельности, является ослабление тонуса шейных мышц (“клюет носом”).

Вторая проблема – положение позвоночника, который оказывается согнутым спереди и влево. Ребра грудной клетки при этом уменьшают экскурсию, объем вдыхаемого воздуха резко снижается, легкие оказываются сдавленными. Основное требование к рабочей позе – правильная осанка.

С целью профилактики статического напряжения мышц шеи, плечевого пояса, спины целесообразно придерживаться следующих рекомендаций: обязательны 5-минутные перерывы после 50 минут напряженного труда, физкультминуты. Смена позы приводит к перераспределению нагрузки на мышцы, улучшает кровообращение, ограничивает монотонность. Одежда работника умственного труда должна быть не стесняющей, особенно сосуды шеи, обеспечивающие кровоснабжение головного мозга.

Планировку рабочего места производят в соответствии с требованиями физиологии. При организации рабочего места необходимо учитывать, что рост мужчин и женщин в среднем отличается на 11,1 см, длина вытянутой вперед руки - на 5,7 см, длина вытянутой руки в сторону – на 6,2 см, длина ноги на 6 см, высота глаз на уровнем пола – на 10,1 см. При конструировании рабочего места в позе сидя и его гигиенической оценке учитывают, что в среднем тело мужчины в этой позе на 9,8 см длиннее, чем у женщины, а высота глаз над сиденьем соответственно отличается на 4 см.

Оптимальная поза работающего обеспечивается конструкцией сиденья, которое должно поддерживать тело и не допускать его неправильного положения. Определены оптимальные зоны письменного стола. Предметы, которыми пользуются редко необходимо располагать в дальних углах стола. То, что требуется для работы постоянно, следует сосредоточить на столе слева. Рациональная организация рабочего места - существенная мера повышения работоспособности и снижения утомления.

Рациональное питание. От рационального и полноценного питания в значительной степени зависит жизнедеятельность и работоспособность человека. У работников умственного труда энергетические затраты меньше, чем у представителей физического труда того же возраста. Суточный расход энергии у этой категории составляет 3000-3200 ккал.По химическому составу ежесуточная порция пищи людей умственного труда включает: углеводов – 500г, белков – 100-120г, жиров – 70г, при полноценном содержании микроэлементов и витаминов.

В ходе экспериментальных исследований показано существенное влияние некоторых пищевых продуктов на высшую нервную деятельность. Так, оказалось, что снижение в пищевом рационе белков вызывает нарушение нормальной деятельности коры больших полушарий головного мозга, приводит, в частности, к ослаблению процесса торможения. Избыточное же количество белка приводит к накоплению в организме большого количества вредных продуктов обмена и может вызвать подагру. Увеличение в пищевом рационе вдвое по сравнению с нормой количества белковых веществ вызывает на первых этапах кажущееся благоприятное действие на кору головного мозга. В дальнейшем возникает нарушение корковой деятельности – развивается разлитое торможение.

Снижается корковая деятельность также при значительном увеличении в пищевом рационе жиров. Чрезмерное употребление жирной пищи ведет к ожирению, которое не только снижает деятельность сердечно-сосудистой системы и дыхательных органов (одышка), но и приводит к ослаблению работоспособности.

Суточный объем пищи человека, включая жидкости, не должен превышать 3 кг. Наиболее целесообразно принимать пищу 4 раза в день. По объему и калорийности первый прием пищи должен составлять около трети всего суточного рациона; второй завтрак – 15-20% рациона, обед – 45-50% и ужин – не более 10-15%.

Только правильно выбранные, содержащие необходимые элементы продукты питания позволят мозгу развиваться, функционировать и сохранять работоспособность. Большое значение в правильном питании имеют минеральные вещества (натрий, кальций, калий, фосфор, железо, магний, медь, сера, цинк. Для умственной деятельности особое значение имеет фосфор, суточная потребность в котором составляет 1,5 г. Фосфор и фосфорные соединения способствуют образованию клеток мозга. Больше всего содержится фосфора в яйцах, молоке, сыре, мозге животных.

С точки зрения диетологов, возникновение очагов человеческой цивилизации на берегах морей и крупных водоемов не случайно. Оно объясняется тем, что первобытные интеллектуалы потребляли большое количество продуктов, содержащих крайне необходимый для эффективной деятельности мозга йод.

Не меньшую роль в формировании интеллекта играет цинк. Эксперименты британских специалистов установили прямую связь между способностью к изучению языков и концентрацией в мозге этого микроэлемента. У пациентов, с трудом усваивающих прочитанный текст, был выявлен почти пятидесятипроцентный дефицит цинка в организме. Этим металлом богаты куриные яйца, молодая свекла, отруби, горох, фасоль.

Для сохранения здоровья и работоспособности очень важны витамины. Недостаток их в пище ведет к различным заболеваниям и влияет на снижение умственной работоспособности. В среднем человек должен вводить в организм с пищей в день витамина А 1,5-2 мг, витамина В1 – 10-20 мг, витамина С – 50-100 мг.

Для людей, занятых умственным трудом, особенно важно систематическое поступление в организм витаминов группы В.При напряженной нервно-психической деятельности потребность в нем еще более возрастает. Витамин В1 играет важную роль в питании нервной и мышечной ткани. Недостаточное количество его в потребляемых пищевых продуктах приводит к потере аппетита, похуданию, головным болям, повышенной мышечной и умственной утомляемости, расстройством нервной системы.

Отсутствие в пище витамина В1 приводит к развитию специфического заболевания, проявляющегося в поражении периферических нервов, возникновении параличей рук и ног, появлению отеков. Витамины группы В, предохраняют человека от нервных депрессий. Гарантией от серьезных нервных срывов должна стать диета с усиленным содержанием витамина В6 (ветчина, пивные дрожжи).

В процессе умственной деятельности значительно возрастает также потребность в витамине С. По расчетам некоторых специалистов, при увеличении концентрации витамина С в организме на 50% интеллектуальные возможности возрастают. Недостаток его в организме сопровождается резким снижением мышечной силы, головокружениями, быстрой утомляемостью и вялостью. В тяжелых случаях возникает кровоточивость десен, расшатываются зубы, отмечается боль в ногах. Вместе с тем, излишки оптимальной дневной нормы витамина С (около 80мг) не усваиваются и вымываются из организма. Высокая потребность мозга в глюкозе: в час его клетки потребляют примерно 4 грамма сахара. Избыточно потребление сладостей мозгом не усваивается.

Важно обеспечение мозга достаточным количеством ненасыщенных жирных кислот. Рекомендуется потреблять в день не менее двух граммов линолеиновой кислоты (подсолнечное или кукурузное масло) и десяти граммов альфа-линолеиновой кислоты (продукты из сои и рапса).

Для полноценной деятельности мозгу необходимо большое количество кислорода. Насыщению мозга кислородом способствуют следующие продукты питания: картофель, петрушка, мята, хрен, редис, лук, помидоры.

Организация пассивного отдыха. При любом виде трудовой деятельности всем физиологическим функциям организма присуща определенная ритмичность. Свойственна она и смене сна и бодрствования. Даже небольшие отступления от физиологического режима сна приводит к неблагоприятным последствиям для продуктивности умственной работы. Если без пищи, при полном голодании, животное может существовать более 30 дней, то лишенное сна даже при наличии полноценного питания, оно погибает на 10-15 день от тяжелого нервного истощения.

Исследования в области физиологии сна показали, что во время сна снижается двигательная активность, мышцы тела расслабляются, уменьшается частота сердечных сокращений, дыхание становится поверхностным, снижаются температура тела, обмен веществ и артериальное давление. Однако работа мозга во сне не прекращается и характеризуется активными процессами.

Во время сна, по данным измерений биоэлектрической активности мозга, происходит смена в среднем 4-6 циклов с продолжительностью каждого 1-1,5 часа. При этом фазу, которая сопровождается повышенной биоэлектрической активностью мозга, назвали быстрым, парадоксальным сном с присущими ему обильными сновидениями, а фазу с пониженной биоэлектрической активностью мозга – ортодоксальным, медленным сном. В период сна происходит чередование парадоксального и ортодоксального сна, в первую половину ночи преобладает ортодоксальный сон, ближе к утру – парадоксальный. Нарушение этого чередования вызывает расстройство сна.

Парадоксальный сон настолько богат физиологическим и психологическим содержанием, что, вероятно, участвует в регуляции сложных умственных процессов. Многие исследователи эту фазу сна связывают с поисковой активностью человека. Полагают, что активация мозга, происходящая во время парадоксального сна, является главным условием памяти.

Существует много примеров, подтверждающих роль сновидений в творческой деятельности. Сновидения различных фаз сна отличаются по своему характеру: во время парадоксального сна они фантастические и эмоциональные, в период медленного сна – реалистичные и не тревожные. Считается, что сон со сновидениями – это разрядка мозга, особенно коры головного мозга – прореживание той информации, которая накапливается длительное время в период бодрствования. Сон и сновидения надо рассматривать как элементы адаптационного механизма, способствующие приспособлению и защите организма.

Функцию сна часто рассматривают в связи с биоритмами. При сменной работе или ночных занятиях увеличиваются симптомы психоэмоционального дискомфорта и невротического расстройства, которые обычно связываются с нарушением ритма сна – бодрствования. Ночная работа физиологически противопоказана.

Тотальное или частичное лишение сна приводит к нарушению высших психических функций. Ухудшается память, снижаются внимание, работоспособность, производительность труда. Расстройства сна бывают трех видов: затрудненное засыпание, тревожный сон, сон неспокойный с ранним пробуждением. К расстройствам сна больше предрасположены люди, отличающиеся повышенной эмоциональной лабильностью, высокой тревожностью и впечатлительностью.

Главным препятствием физиологическому сну при умственном труде является продолжение умственной деятельностью в сонном состоянии мозга. Напряженная деятельность мозга, возникающие во сне связи между отдельными клетками, обуславливают появление сновидений “профессионального” характера. Это результат неполного сонного торможения и частичного истощения мозга.

Условия обеспечения полноценного сна. Соблюдение правильного режима дня. Нарушения сна в некоторых случаях устраняются повышенной активной деятельностью днем. Дневной сон в большинстве случаев ухудшает сон ночью, но послеобеденный отдых сидя, даже в состоянии дремоты в течении получаса вполне допустим.

Число часов пассивного отдыха варьирует в зависимости от возраста и индивидуальности. В детстве (до 15 лет) человек может спать 9-11 часов, взрослые (до 50 лет) – 7-8 часов, а в пожилом возрасте (после 70 лет) – 6-7 часов в сутки. Пожилые люди спят меньше в связи с развитием у них атеросклеротического синдрома, замедлением метаболических процессов и уменьшением энергетических ресурсов. Студенты должны спать не менее 8 часов в сутки, а в выходные дни – 9-10 часов. Отход ко сну рекомендуется не позднее 23 часов, а подъем не ранее 7 часов. Это способствует правильному протеканию как парадоксальной, так и ортодоксальной фаз сна.

Для того чтобы сохранить нормальный сон, целесообразно спать при открытой форточке, всегда ложится спать в определенное время, перед сном не следует есть, пить кофе, вести волнующие разговоры, ссориться, смотреть кинофильмы или телевизионные передачи, вызывающие эмоциональные переживания. Для нормального сна необходим определенный комфорт спальных мест.

Ежедневная мышечная активность способствует быстрому засыпанию и крепкому сну, поэтому напряженную умственную деятельность необходимо чередовать с физическим трудом или занятиями спортом.

Полноценный сон особенно важен после психоэмоциональных переживаний и длительной напряженной умственной деятельности. Нормальный сон является обязательным условием сохранения здоровья и высокой работоспособности. Это может быть достигнуто только при сочетании регулярного и правильно организуемого сна как основной формы пассивного отдыха с отдыхом активным.

Организация активного отдыха. Для снятия умственного утомления наиболее оптимальным является активный отдых, предполагающим переключение с одного вида деятельности на другой. И.М.Сеченов обосновал положение о том, что для повышения работоспособности и предупреждения утомления необходимо определенное соотношение между периодами работы и последующим отдыхом. Наиболее эффективной формой отдыха является не бездеятельность и покой, а активное состояние, связанное с мышечной работой, с переключением одного вида деятельности на другой – активный отдых.

И.М. Сеченев экспериментально доказал, что если работать правой рукой до полного утомления мышц, а затем включить в работу левую руку, то мышцы правой руки восстанавливают свою работоспособность быстрее, чем если обе руки в течение того же периода не работали. Объясняется ускоренное восстановление при сменной работе рук влияниями, которые оказывают сокращения мышц левой руки через центральную нервную систему и симпатическую нервную систему на процессы обмена веществ мышц правой утомленной руки.

Физиологи перенесли это научное положение, касающееся мышц руки на процессы труда, протекающие во всем организме, на деятельность нервных центров, которые чередуются в своей деятельности, соблюдают определенный ритм. Внутренний ритм необходимо установить и умело использовать для отдыха. Например, человек, почувствовав утомление от одного вида умственного труда, например, письма, переходит к чтению, либо меняет характер самого чтения, переключившись с научной литературы на художественную. Отдыхом является переключение на другие интересы: коллекционирование, увлечения.

Важное требование гигиены – не заниматься умственным трудом в выходные дни, обеденный перерыв. Если сложить все свободные часы выходных и праздничных дней в течение года, исключив время, предназначенное для домашней работы, то получится значительная цифра – 768 свободных часов в году, что равняется 48-дневному отпуску, в дополнение к обычному. Это доказывает благотворное значение твердого рабочего графика при его правильном использовании.

Рациональный режим труда и отдыха – это соотношение периодов работы и отдыха, при котором высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течении длительного периода. Оптимальность организации режима труда и отдыха оценивается на основании комплексных исследований состояния физиологических функций человека и динамики работоспособности.

Организм человека в течении суток по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. Как правило, высокий подъем работоспособности у человека наблюдается с 8 до 12 и с 17 до 19 часов. В эти часы активизируются практически все функции систем организма. Значительно снижаются психофизиологические функции в периоды от 2 до 3 и от 13 до 15 часов.

Помимо суточной периодики физиологических функций и психофизиологических показателей, в том числе работоспособности, отчетливо выражено их недельное изменение. В понедельник человек втягивается в работу, со вторника по четверг работает с полной отдачей, а в пятницу происходит резкий спад работоспособности. В понедельник, как правило, регистрируются низкие показатели умственной работоспособности, увеличенный латентный период зрительных и слухомоторных реакций, большое количество срывов, дифференцированных реакций.

Суббота наиболее неблагоприятный учебный день. Однако часто наблюдается положительный эмоциональный настрой. Организм мобилизует все имеющиеся ресурсы, что выражается в относительном подъеме работоспособности – явление “конечного порыва”. Нередко наблюдается двухвершинная недельная кривая работоспособности: помимо вторника и среды относительный подъем работоспособности проявляется в четверг и пятницу.

Различные функциональные нарушения, переутомление, психоэмоциональный дискомфорт и невротические состояния могут воздействовать на биологические ритмы. Во избежание нарушений ритмичности функциональных систем организма необходимо сохранять правильный режим труда и отдыха.

Элементами рационального режима труда и отдыха являются разные формы физической активности: производственная гимнастика, физические упражнения, спорт. Для продуктивной работы мозга периодическая мышечная деятельность является физиологически весьма целесообразным условием. Применение разных форм физической активности направленно на увеличение уровня функциональной активности организма, устранение локальных перенапряжений отдельных групп мышц, компенсацию гипокинезии.

В основе организации производственной гимнастики лежит феномен активного отдыха. С целью поддержания максимальной работоспособности в течении рабочего дня применяют: вводную гимнастику, физкультпаузы по 5-10 минут до 4 раз в день, физкультминутки.

При письме во время умственного труда в невыгодном положении находится правая рука. Ей производятся тысячи тончайших сокращений в суставах кисти и предплечья и служит опорой для верхней половины туловища. В зависимости от индивидуальной чувствительности возникают болезненные спазмы мышц руки (“писчая судорога”). С целью профилактики утомления после каждого длительного сеанса письма желательно делать массаж правой руки, включая локоть и мышцы плечевого сустава. Целесообразно использовать комплекс упражнений для активного отдыха утомленных пальцев.

  1. Сжать пальцы в кулак, выполнять круговые движения кистью влево, затем вправо.

  2. С силой сжимать и разжимать пальцы, до утомления.

  3. Выпрямить ладонь, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения влево и вправо.

  4. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать первые две фаланги.

  5. Развести пальцы – веерообразно. Последовательно свести все пальцы в кулак. Начиная с большого вернуть в исходное положение.

  6. Сжать пальцы в кулак. Разжимать и сгибать отдельно каждый палец.

Выполнять сидя, локти на столе по 10-15 раз каждое упражнение. Потрясти расслабленными кистями и сделать массаж, поглаживая от кончиков пальцев до запястья.

Целесообразны также формы физической активности, которые применимы как во время перерывов, так и во время работы: самостоятельная регуляция напряжения мышечных групп по системе аутогенной тренировки, позотонические упражнения. Позотонические упражнения направлены на устранение неблагоприятного влияния малоподвижной, строго регламентированной рабочей позы. Они выполняются на рабочем месте непосредственно во время работы. Содержание упражнений: изменение позы "сидя" в пределах возможного; перегруппировка массы тела с одних мышечных групп на другие; ритмичные, изометрические напряжения мышц спины, плечевого пояса, голеней; поднятие вытянутых рук наверх и назад за голову. Продолжительность одного цикла упражнений - от нескольких секунд до 5 минут, с повторением его через 20-40 минут.

Рациональный режим труда и отдыха должен предусматривать мероприятия по повышению физиологической устойчивости организма. Наиболее эффективны все виды закаливания.

Комнаты психофизиологической разгрузки представляют собой специально оборудованные помещения, в которых проводят сеансы по снятию усталости и нервно-психического напряжения. Эффект психоэмоциональной разгрузки достигается за счет: эстетического оформления интерьера, трансляции специальных музыкальных произведений, насыщения воздуха отрицательными ионами, приема тонизирующих напитков, имитацией естественно-природного окружения, аутогенной тренировки.

В основе благоприятного действия музыки лежит вызываемый ею эмоциональный настрой. Музыка действует как ритмический стимулятор, способствующий образованию рабочей доминанты, предупреждению развития утомления. Функциональную музыку не рекомендуется применять при выполнении работ, требующих высокой концентрации внимания. Использование музыки как средства повышения работоспособности основано на ее положительном воздействии на организм человека, с другой стороны, задавая ритм, музыка снимает излишнее напряжение.

Наилучший результат достигается при дробном включении музыкальных произведений. При этом необходимо учитывать стадию работоспособности. В период врабатывания музыка должна быть достаточно громкой, ритмичной, помогать учащимся войти в трудовой ритм. В период высокой (устойчивой) работоспособности транслируют спокойную и менее громкую музыку. В заключении работы, когда появляются признаки утомления, а также во время перерывов музыка должна быть бодрящей и ритмичной.

Целесообразно придерживаться рекомендаций технической эстетики, имеющей два основных направления: цветовое оформление производственных помещений и оборудования и художественное конструирование оборудования, т.е. создание оборудования оптимальной формы, обеспечивающей удобство эксплуатации. Мероприятия технической эстетики повышают работоспособность человека не только путем создания у него хорошего настроения, но и благодаря воздействию на функции сердечно-сосудистой системы и ЦНС.

Техническая эстетика занимается созданием цветового климата. Чаще используется группа цветов, имеющих малую насыщенность и сравнительно большой коэффициент отражения. Цветовое оформление подбирается в зависимости от характера выполняемой работы. Большинство учебных помещений лучше окрашивать в зеленый и светлые теплые тона, так как они нейтральны и не приводят ни к возбуждению, ни к торможению ЦНС. Холодные цветовые тона - зеленый, зелено-голубые, понижающие напряжение зрения и действующие успокаивающе, рекомендуют применять при выполнении умственной и физической работы, требующей большой сосредоточенности. При окраске следует избегать одноцветности, так как она быстро надоедает и вызывает охранительное торможение.

Приемы ароматерапии еще один путь повышения продуктивности умственной деятельности. Средства ароматерапии позволяют поддерживать не только физическое, но и душевное здоровье. Запахи помогают обрести внутреннее равновесие, избавиться от болезней, улучшить настроение. Ароматические вещества способствуют активизации интеллектуальных и творческих способностей.

Цвет и запах воздействуют на разные органы чувств, но между ними есть много общего. И в том и в другом случае имеются практически неограниченные возможности комбинаций, каждый раз создающих новый эффект и новый оттенок. Практически все эфирные масла положительно влияют на умственную и творческую деятельность, различие состоит лишь в интенсивности этого воздействия.

  • Если человек испытывает страх перед экзаменом, беспокойство перед поездкой, перенести нервное потрясение полезно сделать выбор из следующих эфирных масел: лаванды, мяты перечной, дягиля, базилика.

  • Успокаивающий, поднимающий настроение микроклимат можно создать с помощью масел герани, мелиссы, розы, нероли (масло из цветков горького апельсина), кедра.

  • Эфирные масла эвкалипта, шалфея, розмарина, лимона приносят человеку уверенность в себе и способствуют преодолению нерешительности.

  • При нервном истощении рекомендуется масло дягиля, камфоры, мяты перечной, розмарина и лимона. При физическом истощении наиболее эффективен имбирь, гвоздика, тимьян, можжевельник, мускатный орех, корица, базилик.

  • Активируют интеллектуальные способности, улучшают память и помогают сосредоточиться: масло мяты перечной, розмарина, базилика, мирта, лимона.

  • Масло валерианы, бергамота, ромашки, лаванды, сандалового дерева укрепляют нервную систему и устраняют раздражительность.

  • Смягчить ежедневный стресс помогут масла ромашки, лаванды, мелиссы, розы, розмарина, нероли.

  • Раскрыть творческий потенциал личности позволят эфирные масла мускатного шалфея, розы, вербены, ириса, корицы.

  • Творческая деятельность всегда содержит в себе элемент игры, радость эксперимента, познания собственных сил и расширения границ достижимого. Важно, чтобы сам процесс творчества приносил радость. Целесообразно использовать эфирные масла, способствующие вдохновлению: бергамот, чабрец, лимонная трава, кориандр, мускатный шалфей, розмарин, лимон.

studfiles.net