Мозговой психологический штурм: методы и правила. Мозговой штурм примеры


Мозговой штурм: суть метода и примеры

В сфере менеджмента часто встречаются ситуации, когда руководителю сложно самостоятельно разработать управленческое решение. Для этого он привлекает группу экспертов, которые выполняют так называемый мозговой штурм и находят оптимальный способ реализации конкретной задачи. Этот метод был изобретен еще в середине прошлого века, однако до сих пор широко используется в бизнес-сфере, науке, технике, а также других областях, требующих принятия важных решений.

Изобретение и главная идея метода

Изобретателем метода мозгового штурма (или мозговой атаки) считается Алекс Осборн – сооснователь американского рекламного агентства BBD&O. По мнению Осборна, проблема появления новых идей и креативных решений заключалась в том, что над ними работали узкие специалисты, мышление которых по большому счету было стандартным. Обсуждая определенные задачи в экспертной среде, зачастую сложно найти нестандартный путь или новый подход, выходящий за рамки профессионального опыта.

Алекс ОсборнАлекс Осборн

Таким образом, возникла идея разбавления подобных групп людьми с принципиально другими знаниями, навыками и взглядом на вещи, то есть неспециалистами. Первая проба метода сразу выявила его недостаток. Как оказалось, приглашенные люди боялись высказывать оригинальные предложения, поскольку не хотели выглядеть дилетантами на фоне экспертов области. Поэтому было решено полностью исключить оценочный фактор на начальной стадии создания идей.

Мозговой штурм в действииМозговой штурм в действии

С этого момента члены группы стали предлагать любые, даже абсолютно фантастические идеи и никто не имел права их критиковать или каким-то образом демонстрировать собственное несогласие. Со временем выработались четкие правила мозгового штурма, которые позволяют наиболее эффективно использовать метод:

  1. Разнообразие участников (разный опыт, возраст, образование и т.д.).
  2. Запрет критики идей, предлагаемых на начальном этапе.
  3. Выдвижение как можно большего количества предложений.
  4. Фиксация каждой мысли вне зависимости от ее сути и реальности воплощения.

Примеры реализации мозговой атаки

Как бы это ни противоречило самой сути метода, существует индивидуальная форма мозгового штурма. В условиях недостатка ресурсов или невозможности создания рабочей группы можно самостоятельно провести мозговую атаку. Для этого берутся лист бумаги и ручка и за фиксированное время (10-20 минут) пишется максимально возможное число предложений (минимум 20), при этом полет фантазии ничем не ограничивается.

Самостоятельная мозговая атакаСамостоятельная мозговая атака

Чтобы такой метод принес желаемый результат, важно не останавливаться на полпути. Если создалось ощущение, что мозг исчерпал собственные ресурсы, к примеру, на 10-й идее, можно сделать кратковременный перерыв, после чего продолжить процесс. Как показывает практика, именно в конце списка размещаются самые оригинальные и нестандартные решения.

БрейнрайтингБрейнрайтинг

Еще одной формой мозгового штурма является брейнрайтинг, при котором участники группы обсуждают поставленную задачу заочно, с помощью онлайн технологий. Общение в режиме чата несколько ограничивает возможности метода в плане креативности, поскольку личное присутствие в этом случае достаточно важно. Однако такой недостаток компенсируется снижением затрат на организацию работы группы и доступностью приглашения иностранных экспертов.

Рабочая группаРабочая группа

Самый популярный вариант реализации метода мозговой атаки – создание рабочей группы, которая собирается в одном кабинете и генерирует идеи, в конечном итоге выбирая самую подходящую из них. Такое сообщество может иметь иерархическое или равноправное устройство. В первом случае каждый участник решает узкую задачу, тогда как проблема в целом известна только руководителю, который и принимает окончательное решение на основе предложенных идей. Во втором варианте все члены группы абсолютно равноправны и стремятся достичь конкретной цели. Еще есть комбинированные сообщества, в которых каждый участник знает общую проблему, но отвечает за поиск решений только в своей узкой области.

Этапы мозговой атаки

Существует несколько этапов мозгового штурма, каждый из которых по-своему важен:

1. Формулировка проблемы. Чтобы на выходе получить желаемый результат, критически важно правильно сформулировать проблему, добавив конкретики. Например, задача «Как увеличить продажи смартфонов» повлечет за собой большое количество идей, но из-за недостаточной конкретики может быть выбрано неверное направление.

Важно правильно сформулировать задачуВажно правильно сформулировать задачу

Если же целью будет «Как увеличить продажи смартфонов Samsung на 30%», тогда вероятность найти работающее решение существенно вырастет.

2. Формирование группы экспертов. Далеко не все компании соблюдают технологию Осборна в строгом исполнении, где в обсуждении задачи помимо экспертов конкретной сферы участвуют и некомпетентные люди. Часто руководители формируют рабочую группу исключительно из профессионалов, деятельность которых так или иначе связана с темой мозгового штурма. При этом количество человек в сообществе не должно быть слишком большим.

Группа экспертовГруппа экспертов

Желаемая эффективность мозговой атаки достигается в случае присутствия 5-7 участников, тогда как 8-й и последующие члены снижают качество генерации идей. Главная причина потери эффективности заключается в том, что, во-первых, чрезмерное количество людей сложнее организовать, а во-вторых, возрастает вероятность конфликтов.

3. Генерация идей. На этом этапе создаются необходимые условия для работы группы. Как правило, творческий процесс реализуется в форме деловой игры, где каждый участник старается предложить как можно больше решений.

Генерация идейГенерация идей

Особо приветствуются идеи, отличающиеся оригинальностью и креативностью. Процедура длится в среднем 20-30 минут, во время которых один человек (диспетчер) заносит в протокол абсолютно все предложения, поступившие от других членов сообщества.

4. Анализ выдвинутых предложений. Поступившие идеи обобщаются, группируются и тщательно анализируются. После этого делается вывод и принимается управленческое решение. Анализ предложений могут выполнять как члены рабочей группы, так и специально приглашенные эксперты.

Выбор оптимального решенияВыбор оптимального решения

В отличие от генерации идей, где преобладает творческое начало, на этом этапе используется критическое мышление, которое позволяет получить обоснованные выводы и оценки. Иногда для получения наиболее достоверных результатов обработку идей выполняют с помощью метода Дельфи. Его суть заключается в анонимном анкетировании экспертов и составлении статистики, согласно которой определяется самое удачное предложение.

Особенности коллективной генерации идей

Несмотря на то что мозговой штурм относится к наиболее эффективным методам поиска управленческих решений, он включает некоторые риски, которые связаны с особенностями функционирования рабочей группы.

  • Феномен статусного доминирования. Такой феномен часто возникает в экспертных сообществах, создаваемых внутри компании, когда в группе присутствуют эксперты разного ранга. В этом случае у людей низкого ранга часто возникает желание следовать за позицией статусного коллеги, отказываясь от собственного мнения.
  • Снижение чувства ответственности за конечный результат. Чем больше людей участвует в коллективной генерации идей, тем меньше уровень персональной ответственности.
Феномен статусного доминированияФеномен статусного доминирования
  • Тенденция к позитивному сдвигу рисков. Как правило, задействованная в мозговом штурме группа принимает более рискованные решения, чем один человек. Во-первых, это связано с отсутствием чувства ответственности, о чем говорилось выше. Во-вторых, появляется вера в коллективный разум, якобы никогда не ошибающийся.
  • Феномен поглощения проблемы. Иногда возникают ситуации, когда участники обсуждения настолько погружаются в процесс, что он начинает доминировать над главной задачей, решение которой отодвигается на второй план.
Навязывание коллективного мышленияНавязывание коллективного мышления
  • Навязывание индивидууму коллективного мышления. Часто люди боятся идти против группы и становиться «белой вороной», поэтому со временем такие участники подстраивают индивидуальное мышление под стереотипы, вырабатываемые сообществом.
  • Сложность определения вклада каждого участника. В коллективном поиске решений теряется значимость личного вклада. Если конкретный участник предложит гениальную мысль, лавры все равно распределятся между всеми членами сообщества, в том числе и теми, которые не принесли никакой пользы. На этом фоне в группе могут возникать конфликты.

Даже с учетом таких недостатков мозговой штурм часто используется на различных предприятиях, в большинстве случаев позволяя находить интересные идеи для сложных задач. Поэтому этот метод входит в обязательную программу различных школ менеджмента, где на уроках проводятся теоретические и практические занятия по принятию управленческих решений.

24smi.org

Обратный мозговой штурм | Блог 4brain

Обратный мозговой штурм

Этот метод поможет вам найти решения проблем при помощи комбинирования мозгового штурма и так называемых обратных техник. Он расширит возможности мозгового штурма и позволит найти еще больше интересных идей.

Чтобы использовать эту технику, используйте два «обратных» вопроса: вместо того, чтобы спросить себя «Как можно решить или избежать возникновение проблемы?» спросите «Как я могу вызвать проблему?». А вместо вопроса «Как я могу достичь этих результатов?», задайте вопрос «Как я могу достичь противоположного эффекта?».

Как использовать технику обратного мозгового штурма

  1. Четко определите проблему, запишите ее.
  2. Переверните проблему и спросите себя «Как вызвать проблему и как вместо ее решения наоборот ухудшить?».
  3. Проведите мозговой штурм и найдите самые разные варианты ухудшения ситуации. Это достаточно веселый и свободный процесс, потому что внутренне вы будете ломать, а не строить. Не отвергайте никакие идеи на данном этапе, сгодится абсолютно все.
  4. Когда составлен список ухудшения проблемы, переверните их.
  5. Оцените свои идеи. Видите ли вы потенциальное решение? Видите ли вы признаки возможного решения?

Эта техника крайне эффективна в том случае, когда вы не видите очевидного решения проблемы.

Пример

Вы работаете менеджером в клинике и вам нужно найти способы повышения удовлетворенности ваших пациентов. Возможно, вы уже пытались найти эти способы в прошлом, но все это приводило к скепсису от ваших подчиненных относительно очередного собрания на предмет решения этой проблемы. Команда была перегружена работой, ваши сотрудники старались изо всех сил и теперь они считают, что это все пустая трата времени.

Поэтому теперь проблемой становится даже не удовлетворение пациентов, а мотивация подчиненных. Вам нужно вовлечь их в процесс совершенно иным способом.

До того, как вы решите собрать свою команду, вы выписываете проблему на лист бумаги: «Как можно повысить ожидания и удовлетворенность пациентов?». Переворачиваем проблему: «Как вызвать у пациентов максимальное недовольство клиникой и ее услугами?». Теперь вы начинаете замечать, как новый взгляд на проблему приводит к появлению самых неожиданных идей.

Согласитесь, сама постановка вопроса вполне способна вызвать живой интерес у членов вашей команды. Каждый в душе ребенок, поэтому на собрании принимается за этот процесс с большой увлеченностью. Они используют свой опыт работы с пациентами и свой личный опыт в виде пациентов вашей или других клиник. Вам нужно донести до своих подчиненных мысль о том, что любая идея может помочь, причем чем экстравагантнее она будет, тем лучше. Это полностью исключает личную ответственность и позволяет относиться к процессу, как к игре.

Пример таких идей:

  • Удвойте количество приемов у специалиста.
  • Уберите стулья из приемной.
  • Когда потенциальный или реальный пациент вам звонит, удерживайте его в режиме ожидания как можно дольше, а то и вовсе забудьте о нем.
  • Пускай пациенты вас ждут не в приемной, а на улице.
  • Обсуждайте проблемы пациентов публично.

В то время, как при мозговом штурме количество идей иссякает, обратный мозговой штурм помогает удвоить или даже утроить количество «решений».

Настало время рассмотреть каждое такое «решение» и и увидеть потенциально реальное решение. При обсуждении возможны такие фразы участников:

  • «Мы не оставляем своих пациентов на улице».
  • «Да, но как насчет утреннего времени, когда наши пациенты ждут на улице и дожидаются времени открытия?».
  • «Это правда. Первые утренние клиенты клиники обычно бывают раздражены именно потому, что проводят время в ожидании приема на улице».
  • «Тогда как насчет того, чтобы открывать приемную на 10 минут раньше? Тогда пациенты смогут присесть, почитать журналы и успокоиться».
  • «Отлично, так и сделаем уже завтра, тем более что некоторые члены клиники находятся в ней всю ночь и могут открыть приемную раньше».

Как видим, мы нашли крайне простое, но эффективное решение, которое поможет снизить раздражительность пациентов. Это притом, что по сути мы взяли только одну «обратную» идею и довели ее до ума. Раздражительность пациентов не является той проблемой, которую не нужно решать. Ведь это приводит к стрессу врачей, которые вследствие этого вполне могут поставить неверный диагноз и назначить неправильное лечение.

Если пациенты вашей клиники находятся в хорошем настроении, это повышает качество работы вашей команды. Поэтому не забывайте о таких простых решениях — они способны творить чудеса.

Применяйте эту технику в любой сфере:

  • Веб-дизайн. Как создать максимально неудобный сайт?
  • Бизнес. Как создать самый ужасный продукт в мире?
  • Искусство. Как снять самый неинтересный фильм?
  • Педагогика. Как преподавать так, чтобы ничему не научить?
  • Ораторское искусство. Как так ужасно подать свой материал, чтобы никто ничего не понял? Как заставить людей скучать при этом? Как объяснять простые вещи сложными и непонятными словами?
  • Актерское мастерство. Как переигрывать и недоигрывать свою роль?

Как видим, дело не только в том, чтобы найти решение, но и в элементе игры. Что может быть лучше, чем придумывать самые худшие способы решения проблемы? Психологически такой способ является наиболее эффективным, потому что убирает ответственность и позволяет вашему творческому мышлению литься свободно. Желаем вам удачи в освоении данной техники!

4brain.ru

100 идей за полчаса. Мозговой штурм, который работает

Брейншторминг — с середины XX века основной метод генерации идей. Но так ли он хорош? Вспомните, сколько раз вы участвовали в мозговом штурме, и сколько раз это было полезным? На самом деле, в мире нет ни одного исследования, которое бы подтвердило эффективность этого метода. Мы расскажем о трех способах замены привычного брейншторминга.

У мозгового штурма есть ряд недостатков:

  • Более общительные экстраверты доминируют над интровертами в ходе группового обсуждения;

  • Учитывая социальное давление, закрытые люди стесняются высказать оригинальную идею;

  • У опытных участников группы может упасть продуктивность при работе с менее опытными коллегами. Этот эффект известен в спорте: если вы тренируетесь с кем-то менее умелым — вы опускаетесь до его уровня, как и ваше мастерство.

Получается, что некоторые люди говорят очень мало, а другие, за счет этого, выдают идеи. В итоге полезный выхлоп от каждого участника брейншторминга может быть слишком низким.

Интроверты креативны

Есть мнение — чтобы стать более креативным, вы должны чувствовать себя комфортно в одиночестве. Так, например, в исследовании ученых из университетов Канзаса и Юты установлено, что несколько дней наедине с природой улучшают способность творчески решать задачи на 50%. Кому как не интровертам близки эти утверждения?

Страх перед коллективным общением на мозговом штурме, способен снизить продуктивность интровертов. Они предпочли бы в одиночестве подумать над решением задачи, не попадая под влияние чужих мыслей и вечно болтающих коллег. Если у вас в коллективе есть интроверты — это повод задуматься, не упускаете ли вы поток горячих идей?

Зачем вообще говорить вслух?

Альтернативу брейнштормингу предлагает Тони МакКафри, один из основателей Innovation Accelerator Inc. Новый метод называется Brainswarming. В его сути как раз и лежит убеждение, что люди обычно более продуктивны, когда работают в одиночестве, а интроверты зачастую креативнее экстравертов.

Однако, при этом, без коммуникации и координации между людьми, невозможно выстроить успешную командную работу. Нужно сохранять баланс. Рассуждая о генерации идей, Тони задался вопросом: зачем вообще озвучивать мысли вслух? Работу в команде можно построить и другим путем.

Чтобы провести сессию Brainswarming, вам нужна большая стена или доска, а также стикеры или маркеры. На доске рисуется граф.

Исходный граф Brainswarming

  • Вверху отмечается цель — это задача, решение которой вы пытаетесь найти;

  • Затем пространство делится на две части. Сверху располагаются варианты действий, которыми можно решить задачу. Снизу — ресурсы, которыми вы обладаете;

  • Генерируя идеи, все участники молча записывают их на стикеры и помещают к одному из двух блоков. В итоге, «ветви деревьев» должны соединиться и образовать решение.

Соединение идей между собой

Почему это работает?

Можно сказать, что Brainswarming — это переработанный и улучшенный метод мозгового штурма, который лишен его основных недостатков.

  • Из-за того, что пространство разделено на две зоны, люди могут концентрированно работать в любой из них. Кому-то проще решать проблему сверху, более глобально, а кому-то легче сфокусироваться на уже имеющихся ресурсах;

  • Так как работа происходит в тишине, Brainswarming дает людям высказаться независимо от их психологии;

  • Индивидуальная работа объединяется с командной;

  • Структура графов позволяет строить идеи на идеях других людей;

  • Нет четких временных рамок, никто не закрывает группу людей в кабинете, заставляя решать проблему на ходу — идеям можно дать время созреть.

Чтобы сделать Brainswarming еще эффективнее, используйте большие маркеры, стикеры и доски. Причем не только реальные, но и электронные. Например, realtimeboard.com. Кроме этого, можно дать информации собираться на доске в течении нескольких дней. А после, спокойно обсудить все идеи.

100 идей за полчаса

Еще один метод генерации идей в 60-х разработал немецкий профессор Бернд Рорбах. Он называется Brainwriting 6-3-5. 6 — число участников, 3 — количество идей на одного человека, 5 — время в минутах на одну сессию.

Участники получают листы бумаги для записи идей. За первые пять минут, каждый должен молча придумать и записать по три идеи для решения задачи. Затем листы переходят из одних рук в другие. Участники могут поступить с листами следующим образом:

  • использовать ранее записанные идеи как основу для новой идеи;

  • попытаться развить идеи других участников;

  • передать карточку следующему.

Схема проведения Brainwriting 6-3-5

Всего таких пятиминутных сессий шесть. В итоге за полчаса вы получаете 108 идей. Для удобства используйте таблицы, чтобы было проще структурировать информацию.

Пиши и голосуй

Методом Note and Vote часто пользуются в Google Ventures. Он тоже основан на индивидуальной генерации идей.

  • У каждого участника есть десять минут, чтобы молча записать как можно больше идей;

  • После чего, за две минуты нужно выбрать пару тех, которые понравились участнику больше всего;

  • Эти идеи записываются на доске, а в конце участники голосуют за лучшие.

Схема метода Note and Vote

Люди и их идеи — всегда были тем, что движет бизнес вперед. Используя только лишь классический мозговой штурм, можно упустить массу решений, о которых вы, возможно, даже не подозревали. Дав людям равную возможность высказывать свои мысли, вы не только сгенерируете множество идей, но и шире раскроете креативный потенциал вашей команды.

kinetica.su

hr-portal.ru

Метод «мозгового штурма - Материалы для студентов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ им. з.д.н. Ю.А. Лаврикова

Курсовая работа

по дисциплине «Методы принятия управленческих решений»

на тему: «Метод «Мозгового штурма» »

Выполнил студент           Син Фэй                

Ф.И.О.

гр. № М-304 направления 080200 «Менеджмент»

Руководитель: ст. преп. Дубина Ирина Викторовна

ученая степень, ученое звание

          _______________________________________________

Ф.И.О.

          _______________________________________________

оценка, дата, подпись

1

Санкт-Петербург 

2013

содержание

2

Введение

Метод мозгового штурма из слова «мозговой штурм» или 

brainstorming.Самая ранняя это термин психопатологии,относиться к состоянию 

сумасшествия психиатрическых пациент,а теперь сдать словом,который  

относиться к безлимитной ассоциоции и обсужданию,его цель – создать новый 

идей и стимулировать инновационные идеи. Является методом экспертного 

оценивания.

На сегодняшний день методы экспертных оценок довольно часто 

применяются в прогнозировании и долгосрочном планировании.Метод 

мозгового штурма является обмен между специалистами,являющихся 

результатом "резонанс мышлении",порождать комбинированные эффекты, 

Формировать макрос зрения интеллектуальных структур,осущуствлять 

творческое мышление.

Мозговой штурм является наиболее популярным методом творческого 

решения проблем в команде путем поиска вариантов; Одним из самых больших 

преимуществ мозгового штурма возможность освободиться от устоявшихся 

стереотипов и идей, тем самым принять саму возможность получения новых 

вариантов решения проблем и достижения целей.

Целью моего исследования является изучение метод мозгового 

штурма, его особенностей и последовательности проведения. А так же 

рассмотрение деятельности компании ООО НГК«Итера».

3

Задачей исследования является применить данный метод для решения 

проблем компании ООО НГК«Итера», построить дерево проблем и дерево 

решений, разработать предложения и рекомендации по совершенствованию 

деятельности компании.

4

Глава 1. Метод «Мозгового штурма» 

(теоретическая часть)

1.1.Суть метода мозгового штурма

Метод базируется на психологических закономерностях коллективной 

деятельности и основан на том, что творческая активность каждого человека 

зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых 

существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические и 

коммуникативные, социальные и педагогические. 

Целевая направленность мозгового штурма (мозговой атаки) предполагает 

обеспечение процесса генерирования идей без их анализа и обсуждения 

участниками, а успех его проведения зависит от соблюдения двух главных 

принципов:

1) группа может производить при совместной работе идеи более высокого 

качества, чем при индивидуальной работе тех же людей, за счет синергического 

эффекта;

2) если группа находится в состоянии генерирования идей, то процесс 

творческого мышления нельзя тормозить преждевременной субъективной 

оценкой этих идей.

5

Суть метода заключается в предоставлении каждому участнику группы 

права высказывать самые различные идеи по поводу вариантов решения 

проблемы вне зависимости от их обоснованности, осуществимости и 

логичности. 

Чем больше разных предложений, тем лучше. С информацией о характере 

проблемы участники обсуждения знакомятся заранее. Все предложения 

выслушиваются без критики и оценки, а их анализ производится 

централизованно после завершения процесса заслушивания вариантов на основе 

сделанных записей.

1.2.План проведения экспертизы на основе метода мозгового 

штурма

Шаг 1

 Директор правил членов мозгового штурма группы должны быть 

предупреждены. Лучший написано на плакате, и установить его на стену, для 

того, чтобы четко увидеть правила для всех участников в каждой встрече. 

Шаг 2

Для успешного участников мозгового штурма нужно настроить творчески. 

Голова держать участников упражнения, чтобы решить ассоциативное 

мышление, анализ и синтез различных вопросов, таких как постоянный член 

лучшей командой сотрудников постоянно развивать их способность к 

инновациям. Рекомендуется для мозгового штурма репетицию. Группа должна 

6

выбрать проблему (лучше жилое имущество), каждый участник в решении той 

или иной степени, отвечает и краткое мозговой штурм творческий процесс 

(разминка) реструктуризации мышление. Для этого навсегда, потому что только 

кажется, что каждый из них может легко присоединиться к работе, но в 

действительности этого не происходит! 

Шаг 3 

Группы участников должны быть готовы к мозгового штурма - висит 

большие листы бумаги, на которых крепится к стене на идее. Следует помнить, 

что в может появиться быстро развивающийся продвижении идеи трудно 

исправить в своей статье. Захват идеи, то, может человек стать 2-3. Вы можете 

взять эти условия: Участники записал небольшой кусочек бумаги свои идеи и 

выражать свои очереди в главном требования. 

Шаг 4

Далее, он должен быть готов начать мозговой штурм. Может иметь 

следующие варианты: 1. Проблема в том, сформулированы, но его определение 

является слишком широким, требуя разъяснений. В этом случае, на языке 

оригинала на большом листе бумаги должно быть как заголовок. 2. Группа не 

знает ни о каких проблемах, он будет работать, но в этом случае необходимо, 

чтобы попытаться разработать направление поиска. В этом случае, лучше всего, 

чтобы начать общий титул может быть: Как мы можем ....? И далее, чтобы 

закончить фразу (что-то улучшить конверсию и т.д.). После окончательного 

выбора темы, которая определяется как название также размещаются на 

большом листе бумаги. 

7

Шаг 5

Думая номинации может произойти по-разному. На основе некоторых 

принципов мозгового штурма, много различных методов, как описано далее в 

этой главе. Но различные версии мозговой штурм обычно два пути содействия 

процессу мышления. Метод. Участники могут выразить свои идеи, в свою 

очередь, в определенном порядке. Обычно говорящая голова предоставляет 

члена. Если кто-либо из участников не знают, как предложить, он сказал: я 

пропустил? Речь и Право следующего участника. Руководитель (или 

назначенный членов группы), сказал большой лист бумаги поймали в идее. 

Участники также предложили записать свои идеи на бумаге, маленький стол, 

чтобы следить за ними, пока он ждет своей очереди, чтобы говорить. В этом 

случае, идея пришла от упорядоченного и легко решить. Кроме того, все члены 

группы участвуют в процессе. 2 методы. Второй метод фрагментирована, 

потому что каждый член команды может в любое время, чтобы выразить свои 

собственные идеи. В этом случае идея свободно и естественно выражен, но с 

большим трудом с фиксированным идеи. В этом случае, вы можете добавить 

людей, которые будут захватить идею количества (обычно 2 - 3). Недостатком 

такого подхода является то, что такой подход не стимулирует тенденцию мысли, 

не гарантирует, что все участники вовлечены в продвижение идеи. 

Шаг 6:

После того, как все идеи фиксируются, необходимо время, чтобы подумать 

и оценить. Участники группы мозгового штурма оставить по крайней мере 

8

неделю, чтобы рассмотреть все идеи, сказал, что предложение. Лучше всего, 

чтобы повесить штук фиксированных на видном месте, члены группы смогут 

увидеть их продолжать. В дополнение к мозговой штурм мнения, высказанные в 

ходе других сотрудников, чтобы присоединиться собственные идеи компании в 

Чжан Сюн (мозгового штурма на доске). Затем, после определенного периода 

времени (обычно одна неделя), группа разработала новую Brainstorm список 

последнем заседании. 

Шаг 7 

Это вызывает процесс оценки. Это обычно происходит, когда следующее 

заседание группы. Организации оценить идеи из списка лучший способ - 

который основан на некоторые из рекомендаций, прежде чем эта тема они 

принадлежат, будут отклонены нереально. После списка идей, сгруппированы 

по темам, вы должны рассмотреть каждый из них, чтобы определить, можно 

быстро и с легкостью достичь лучшую идею. Дальнейшие шаги зависят от 

объекта групповой мозговой штурм. Если его целью является определить 

вопросы, которые будут работать, команда должна выбрать тему, а затем 

сосредоточиться на идее с ним, с тем чтобы определить наиболее подходящий 

рассмотрение. В другом случае, если результат мозгового штурма группы 

получали набор возможных решений проблемы, следующим шагом является 

анализ Парето , с тем чтобы определить наиболее подходящий вариант или два. 

Принцип Парето также может быть использован, чтобы сделать точные решения 

тщательное обследование идей.

9

1.3.Пример применения метода мозгового штурма в компании 

«Итера»

Рассмотрим применение метода мозгового шурма на следующем примере:

Компания «Итера»,занимающаяся продавцов природного газа,но ее уже 

была приобретена по Роснефть.Поэтому наш вопрос:«как возродить природного 

газа бизнеса?»

Нам надо найти 1,если незакоиые,то несколько специальсты, первые 

линии персоналы,менеджеры из каждого уровня и др.

2,Если знакомые,то в одном уровне.

10

Вместе обсуждить в случае Роснефть монополии российского рынка, как 

сосредоточены на зарубежных рынках? Будет ли технической революции, 

сократить расходы,улучшение конкурентоспособности компании. В 

результате,будет определить направление деятельности компании.

11

Глава 2. Практическая часть

2.1. Характеристика ООО НГК«Итера»

«Итера» (Itera) — российская газовая компания, принадлежащая 

российской государственной нефтегазовой компании «Роснефть». Полное 

наименование — Общество с ограниченной ответственностью "Нефтегазовая 

компания «Итера».

Согласно данным рейтинга «Эксперт-400» ООО "НГК «Итера» занимала 

117-е место по объёму выручки за 2008 год среди крупнейших компаний РФ. 

Штаб-квартира — в Москве.

С конца мирового финансового кризиса, компания Группы «Итера», 

любимые российские компании, чтобы сделать свои планы по корректировке. 

Ведущие сжатие и упростить производственный процесс на финансовых 

рынках, "Итера" в качестве приоритета на ближайшие годы, не было бы решить 

сохранить вертикально интегрированную бизнес и развития процесса - от сырья 

до готовой углеводород. 

Реализация этих планов тесно связаны друг с другом, чтобы расширять 

ресурсную базу, внедрение инновационных технологий и связаны с развитием 

ОАО «Газпром» стратегического партнерства. Компания выиграла 

интерактивную разведку и добычу, поставки природного газа практический 

опыт. В соответствии с СП "Пургаз" и ОАО "Сибнефтегаз" эффективное 

12

развитие Губкинского, Риверсайд, Pyreinoe, Khadyryakhinsky и Западной 

Заполярное в Ямало - Ненецкого автономного общие рамки планирования 

(Ямал) поле. Проекты сотрудничества в газовой сфере будет в Иркутской 

области и стран Балтии. 

Газовый проект «Итера» (основана в 1992 году) занимается с 1994 года, в 

настоящее время является крупнейшим независимым производителем газа в 

России один. 

С 1998 года "Итера" развивать собственную добычу газа. С компании, 

участвующие в отрасли был запущен в Иркутской области и ЯНАО 9 

месторождений нефти и газа. 

Шаг "Итера" в дальнейшем расширить свой бизнес, добавляя новые 

направления традиционного сотрудничества. Ее дизайн стал странах СНГ, 

Балтии, Западной Европы и США хорошо известны. С 2003 года "Итера" добыча 

и переработка углеводородного сырья в Иллинойсе и Техасе. Нефтяные и 

газовые компании "Итера" - Акционер Baltic газовая компания "Латвияс Газе", 

"Эстонский воздуха." 

С 1999 года "Итера", в Свердловске, природного газа службы России в 

величайших экономических и социальных потребностей области 

промышленных зон. Компания активно участвует в области газификации, 

улучшение современные котлы и когенерационные установки, внедрение 

энергосберегающих технологий. Таким образом, коммерческий энергии 

Серовский завод ферросплавов Успешная работа учета, что позволяет 

экономить энергетические системы потребления автоматизации. 

13

В работе рынка природного газа в России, СНГ и стран Балтии для 

достижения 590,607 миллиарда кубометров газа. Общий объем природного газа 

производит один миллиард кубометров в 267,935. 

Компания продает потребителям как их собственный газ, газ, 

приобретаемый у сторонних производителей. Большой объем газа и газовых 

компаний, чтобы обеспечить свои собственные ОАО «Пургаз» и ОАО 

«Сибнефтегаз», каждый «Итера» владеет 49% акций, а также планы в целях 

повышения их газовых ресурсов. 

К сожалению, компания должна решить проблему потребителей газа, 

энергии, питающей большой дебиторской задолженности низкой дисциплины 

оплаты труда. 

В расширяет свое присутствие в России и за рубежом, и активно 

участвовать в стратегическом "Итеры" в реализации новых разведку и добычу 

углеводородов проектов, развитие нефтегазовой инфраструктуры, строительство 

тепловой электростанции и нефтехимического комплекса. Энергично ищет 

новых видов продукции, углеводороды, полученные путем обработки с высокой 

добавленной стоимостью, особенно планируется для будущего роста продаж 

тепла и электроэнергии, нефтехимии. 

Мощность становится перспективным направлением в развитии бизнеса, 

"Итера". Компания Нижегородская область комбинированного цикла ТЭЦ 

началось в 900 МВт в стадии строительства. Регион будет не только потому, что 

она требует электроэнергии, но и работать. 

14

Программа "Итера" - построен на производстве Датский технологический 

Урал нефтехимический завод 600000 тонн в год, через Apsatskoe 

каменноугольный бассейн озера Байкал в России, один из крупнейших развития 

потенциала метанола. 

Компания успешно принимал участие в строительстве и реконструкции 

природного газа в России, Туркменистане, странах СНГ и Балтии. 

Большие нефтегазовые проекты в реализации Туркменистана от "Итеры". 

Туркменский сектор проектов развития Каспийского моря углеводородов блока 

21 оценивается в $ 6 миллиардов. Эксперты прогнозируют, что запасы 219 млн 

тонн нефти и 100 миллиардов кубометров. Газовые счетчики. 

Учитывая влияние экономического кризиса, "Итера" сосредоточены на 

реализации инвестиционной программы природного газа, сокращение отходов и 

развитие своих основных продаж бизнес не играют роль, приоритет 

непрофильных активов. Выручка, выделяемые на покупку новых активов и 

реализации природного газа и природного газа энергетических проектов. 

"Итера" является политика умышленные персонала - рост в экспертных 

системах обучила своих сотрудников, которые работают с последними 

тенденциями в мировой знаний энергетического сектора. Часть эффективного 

управления перспективных молодых сотрудников в то время как формирование. 

Международное развитие группы предприятий компании "Итера" 

операционной интеграции строительного и инвестиционного холдинга IDG. 

Компания создает и управляет нулевой отказ от проекта. Сегодняшний флагман 

бизнес-центр проекта строительства, с первого жилого небоскреба «Парус» в 

15

Минске, Оргкомитета Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в Сочи 

офиса в развитие пригородной двери, "Полин озера." 

Апреля 2010 года компания "нефтяные компании" Итера "и национальной 

компании« Ростехнологии »подписали соглашение о предоставлении 

проектирование, изготовление и поставку высокотехнологичного бизнеса 

оборудования и другой продукции для нефтегазовых компаний для координации 

всех сторон. 

Компания входит в число попечителей международной бизнес-школы 

"Сколково" и Университета нефти и газа имени Губкина в Москве. Это 

уникальный международный проект среда "Полет надежды", генеральным 

спонсором целью - поддерживать международные населения крановые, 

занесенных в Красную книгу."ИТЕРА" на протяжении многих лет является 

генеральным спонсором Федерации велосипедного спорта России. По ее 

инициативе создана и финансируется российская профессиональная 

велосипедная команда "Катюша", которая находится на втором месте в мировом 

рейтинге UCI. Одна из компаний Группы – Itera International Energy LLC – 

является основным акционером латвийского хоккейного клуба "Динамо-Рига", 

успешно выступающего в Континентальной хоккейной лиге.

16

2.2.Проблемы ООО «Итера» и их решения

“В конце мая 2013-го года российская государственная нефтяная компания 

«Роснефть» выкупает 49-процентную долю газовой компании «Итера» у ее 

основателя Игоря Макарова и его партнеров, сообщает издание «Коммерсантъ» 

со ссылкой на осведомленные источники. Сумма сделки составляет около 3 

млрд долларов, завершить ее стороны планируют в течение одного-двух 

месяцев.”

Ранее «Роснефть» уже содержит 51% доли,и теперь компания «Итера» 

будет весь принадлежит «Роснефть». По моему,сделки с Роснефть является 

единственный путь,чтобы основатель компании Игорь Макаров сохранит 

положение в отрасли.Период расцвета компании давно прошло.

17

В начале 1990-х,вследствие Макаров смог купить туркменский газ,и 

Газпромавозглавлял Рем Вяхирев не смог.Так что положение компании на 

рынке очень сильна.

Но вступила после 2000 года,с заменой руководителей Газпрома, Итера 

начала отступать. 

В 2006 году правительство России дало газовая монополия Газпром 

экспорт права,Итера полностью потеряла конкурентоспособность.

Итера играет очень важную роль,когда в период экономических 

изменений России, решила проблему поставки природного газа в соседние 

страны. С руководством компании усилия,при случаю немного лоббирования 

ресурсов, компания имеет долгосрочные реальные оставаться независимыми.

По этим данным,я считаю,что около 2000 лет,руководители Итеры 

недооценили ситуацию,и не современная корректировка, прямым 

результатом сегодняшний результат.

Мною были выявлены следующие существенные проблемы в 

функционировании компании, которые являются следствием друг друга.

1.

Как частное предприятие,цена прироста газа пострадавших от правительства

2.

Большая текучесть кадров

3.

Монополия правительства

4.

Нечувствительным реакция рынка 

18

Начнем с первой проблемы.Так как рынок приросты газы,не от их 

контролем, государственные предприятия имеют преимущество политики,как 

частное предприятие трудно работает.

Следующая проблема-Большая текучесть кадров.Для частного 

предприятия, преимущество гуманная система,хорошая кламат для личного 

развития, при принятие решений с высокой эффективностью,но у его 

конкурентная недостатком и нестабильное.Поэтому,с большая текучесть 

кадров,может быть сотрудники не быть удовлетворенным зарплатой.

Третья,монополия правительства.Именно так« В 2006 году правительство 

России дало газовая монополия Газпром экспорт права,Итера полностью 

потеряла конкурентоспособность.»

Последняя нечувствительным реакция рынка.С 2006 г. Компания «Итера» 

уже начало вниз,она тогда не чувствовала,еще продавала другие активы,чтобы 

сосредоточься  на развитие газовой промышленности.

19

нечувствительным реакция рынка

Монополия правительства

цена прироста газа не от своего контроля

Время   (с 2006 г.)

Роснефть закупал

Большая текучесть кадров

Неустойчивый доход

20

дефицит

Дерево проблем

21

Дерево решений

22

Изменения в стратегической 

направленности

Более участие в других 

отраслях 

Увеличение 

инвестиционного 

соотношение количества 

стран СНГ

Развитие новой 

энергии

Технологичес

кая 

революция

Идея

1, Увеличить инвестиции в недвижимость

2, Увольнения, держать команду эффективно

3, Личное газовая компания не будет длиться долго, надо скорее с другими 

отраслями,на пример,технологическая революция должна осуществляться

4, Развитие в Арктике

5, Оказание технической помощи развивающимся странам, развитие 

местных рынков

23

Заключение

В результате анализа проблем компании Итера, я выявил следующие 

основные проблемы :

1. Как частное предприятие,цена прироста газа пострадавших от 

правительства

2. Большая текучесть кадров

3. Монополия правительства

4. Нечувствительным реакция рынка 

Компания «итера» представляет собой современную трагедию.

В начале девяностых годов прошлого века, распад СССР, правовой 

системы России и экономическая система не является совершенной, в то время 

она была в состоянии быть хорошо первоначального накопления капитала.

Но так как руководители не выявили четко ситуацию, не своевременно 

изменять стратегию развитии.Личная газовая компания во всех стабильном 

стране,вообще трудно выживать,она не когда не может победить в конкурсе. 

Правительство регулирует цену,и даст субсидию государственным 

предприятиям,а люди думали, что он заработал,но субсидия откуда?Конечно из 

людей.

24

Список литература

1. Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Методы принятия управленческих решений: 

Учебник для бакалавров. М.: Изд-во Юрайт, 2013. – 335с.

2. Трофимова Л.А., Пилипенко В.И. Практикум по дисциплине 

«Управленческие решения» для студентов дневной и вечерней форм 

обучения по специальности «Менеджмент организации». – СПб.: Изд-во 

СПбГУЭФ, 2011. – 93с.

3. Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Методы принятия управленческих решений: 

учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 101с.

4. Шеметов П.В. и др. Управленческие решения: технология, методы и 

инструменты: учебное пособие по специальности «Менеджмент 

организации». М.: Омега-Л, 2010. 398с.

5. Гертер Гите. Принятие решений. Да? Нет? Или что-то третье? / Пер. с нем. – 

Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2008.

6. http://www.itera.ru/ 

7. http://expert.ru/ratings/expert400-2012/?n=897345

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Итера

9. http://www.forbes.ru/profile/itera

25

heapdocs.com

Метод мозгового штурма | Игра мозговой штурм правила и примеры

Работа мозга характеризуется наличием разных фаз активности, причем, даже бодрствуя, люди используют разные типы мышления, и не всегда одновременно.

Совещание за круглым столом

Поэтому в ситуациях, требующих особого подхода, необходима сознательная настройка и активизация нужного типа мышления.

Мозговой штурм

Метод мозгового штурма —  совокупность действий, направленных на стимуляцию творческого мышления. Он бывает необходим в тех случаях, когда требуется оперативно и нестандартно решить какую-либо проблему или получить важный ответ.

Классический метод мозгового штурма, или брейнсторминг, делит процесс на три этапа:

  • подготовительный этап;
  • генерация идей;
  • обработка результатов.

Подготовка

Подготовительный этап включает в себя четкую постановку проблемы и целей. Это значимая задача, поскольку, чем определеннее будут заданы вводные условия, тем проще в дальнейшем давать ответы и оценивать, какой вариант решения оптимально подходит в данном случае. При постановке проблемы и целей учитываются сроки решения проблемы, ресурсы для исполнения, а также внутренние и внешние ограничения. Также определяется регламент мероприятия.

Кроме того, в ходе подготовки к брейнстормингу определяются его участники, которые делятся на две группы: собственно генераторы идей и эксперты, которые будут обрабатывать и оценивать собранные ответы. Выбирается ведущий для осуществления организаторских функций и фиксации процесса; определяются элементы игры, о которых будет сказано ниже.

Презентация: "Метод мозговой атаки"

Наконец, еще одна важная фаза подготовительного этапа — оформление презентации.

Презентация проводится непосредственно перед мозговым штурмом и включает в себя общую постановку проблемы и связанных с ней условий, раздачу информации, предоставление справочных и статистических данных —  всего, что может потребоваться участникам для генерации и последующей оценки идей.

Принципиально, чтобы презентация носила безоценочный характер и не мотивировала участников на выбор того или иного ответа на вопрос.

Генерируем идеи

Сразу после проведения презентации начинается второй этап брейнсторминга —  генерация идей. Правила мозгового штурма предполагают, что на этом этапе также не выносятся какие-либо оценки —  как отрицательные, так и положительные —  и отсутствует критика участников друг другом. Можно сказать, что этап генерации идей является накопительным в плане информации и вариантов ответов.

Сам процесс полезно оформить в виде игры, даже если он происходит в деловом коллективе, решающем серьезную проблему.

К примеру, можно внедрить некоторые элементы игры в ритуал —  высказывающиеся по очереди передают или перебрасывают друг другу мяч или вооружаются другим ритуальным предметом, дающим право голоса и ответа на вопрос. Игра позволяет снизить напряжение от осознания важности проблемы, и в результате участники рассуждают и говорят свободнее.

В ходе этого этапа участники на основании данных презентации высказывают как можно больше мыслей и вариантов решения проблемы. Все высказывания тщательно фиксируются ведущим для дальнейшей обработки. Качество ответов при этом не учитывается. Хорошим приемом для участников мозгового штурма будет не только генерация своих собственных идей, но и комбинирование чужих вариантов.

Презентация: "Мозговой штурм: что и как"

При наличии иерархии для обеспечения объективности высказываний вначале слово предоставляется самым младшим членам группы, а затем по возрастанию авторитета участника. Это позволяет исключить возможность психологического давления и влияния на мнение подчиненных.

Применяя метод мозгового штурма, можно собрать максимальное количество идей разной степени реальности, комбинирование которых в дальнейшем станет еще одним этапом творческой деятельности.

Анализ результатов

Правила проведения мозгового штурма подразумевают, что на его третьем этапе происходит отбор и анализ собранных идей. В этом процессе участвуют эксперты, отобранные на первом этапе в качестве специалистов по решаемому вопросу или непосредственных участников осуществления выбранного решения.

В первую очередь, из списка идей отбираются те, которые могут быть осуществлены на практике. Оставшийся перечень подлежит обсуждению экспертов с тем, чтобы выбрать оптимальный вариант решения вопроса.

В процессе сравнения решений используются такие виды экспертной оценки как:

  • метод парных сравнений, когда идеи сравниваются парами и происходит их сопоставление по критериям ресурсоемкости, эффективности и срокам достижения цели;
  • метод векторов предпочтений, когда решения сравниваются комплексно с учетом приоритетов компании.

В результате мозгового штурма выбирается оптимальный вариант решения проблемы, причем он может быть далеко не самым очевидным и стандартным. Так творческий подход помогает наиболее эффективно решать вопросы в любой области жизни.

Следует также отметить, что метод мозгового штурма может применяться не только в коллективе, но и индивидуально, когда человек попадает в сложную ситуацию и нуждается в нестандартном выходе из нее. При этом применяются те же правила, что и в коллективе, с поправкой на то, что человек сам будет готовить презентацию, выполнять функции ведущего, генератора идей и эксперта. Оцените статью:

(0 голосов, среднее: 0 из 5)

Поделитесь с друзьями!

tonusmozga.ru

Мозговой штурм | Мозговой штурм метод и пример проведение мозгового штурма полигон игра методика креативность нестандартное креатив

"Мозговая атака" (брейнсторминг) - процедура группового креативного мышления, точнее - это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени. Считается за норму, если в течение 1,5 часов (два академических часа) группа продуцирует до сотни идей. Руководителем креативной группы на фирме часто бывает один из менеджеров.

Известно немало разновидностей схем мозговой атаки. Здесь мы с учетом особенностей поведения наших руководителей производством предлагаем схему, рекомендуемую "справочником" для британских менеджеров.

Данная схема включает ряд фаз

1. Подготовка. Выбор проблемы и проработка ее путем индивидуальных реактивных приемов. Например:

а) проблема - "как преуспеть на современном рынке?";б) проработка проблемы с помощью предложенных в предыдущем разделе вопросов;в) выбор главного пути решения выдвинутой проблемы;г) тестирование всех появляющихся в поле сознания путей. Такая подготовительная работа дает возможность менеджеру оценить суть проблемы и сделать вывод о главных направлениях групповой работы.

2. Формирование креативной группы. Наибольший успех мозговой атаки будет обеспечен при соблюдении следующих условий:

• группа должна состоять примерно из десяти человек;• социальный статус участников должен быть примерно равным;• в группе должно быть всего лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме, чтобы предоставить полный простор воображению участников. Лица, обладающие специальными знаниями, слишком искусные в том или ином деле, нежелательны. Их стремление осмысливать высказываемые идеи в соответствии с имеющимся опытом может сковывать воображение;• обсуждение проблемы должно проходить в комфортной и непринужденной обстановке. Участники должны быть в состоянии "релаксации". Кресла должны быть расположены по кругу. Стол не обязателен. Необходимо иметь две-три классных доски;• руководитель должен председательствовать. Ему следует воздерживаться от давления на участников;• в группе назначаются секретари-наблюдатели, которые фиксируют высказывания и поведение ораторов.

3. Процедура мозговой атаки. Здесь выделяются три этапа:

Вступление. Длится до 15 минут. Ведущий говорит о сущности метода, разъясняет правила действий участников. Объявляет проблему, например: "Как преуспеть на современном рынке?" Проблемы записываются на доске. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок, которые также записываются на доске.

Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. Для этого привлекаются назначенные секретари или ассистенты. Как только происходит задержка с выдвижением новых идей, ведущий просит участников поразмыслить над проблемой, посмотреть на доску. После паузы обычно начинается новая вспышка идей. Если таковой не наступает, ведущий выдаст бланки с вопросами, ответы на которые порождают такую вспышку.

Вопросы: "Каким образом сокращаются издержки производства?" "Где кроются пружины конкурентоспособности?" "Какова политика руководства по вопросу заработной платы?" и т. д. (см. предыдущий раздел).

4. Заключение. Здесь могут иметь место два варианта:

"Классический" вариант. Ведущий благодарит участников за проделанную работу и сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения применения на практике. Если у участников брейсторминга возникнут новые идеи, то они могут передать их в письменно виде руководителю дискуссии. Как видно, это не лучшая процедура завершения "мозговой атаки". В связи с этим практикуются и другие варианты заключительной части занятий.

Облегченный вариант. Оценка идей осуществляется самими участниками брейнсторминга. Здесь используются различные приемы:

1. Участники дискуссии разрабатывают критерии оценки идей. Эти критерии выписываются на доске, располагаясь по степени важности.2. Выдвинутые идеи группируются по соответствующим основаниям, которые определяются содержанием идей.3. Определяется наиболее перспективная группа идей. Каждая идея в этой группе оценивается в соответствии с критериями оценки.4. Тестирование идей методом "от противного": "Каким образом данная идея, если ее реализовать, провалится?"5. Определяются наиболее "дикие" идеи, которые пытаются переделать в практически возможные.6. Каждый участник как бы вновь проделывает "мозговую атаку" для себя лично, создавая на основе уже зафиксированных идей, нечто новое.7. Группа выбирает наиболее ценные идеи, располагает их по степени важности и предлагает для внедрения в практику.8. Распространение ценных идей о том, как преуспеть на рынке по сферам производства:

• планирование и прогнозирование;• маркетинг;• оперативное управление производством;• управление персоналом.

Мозговой штурм для тренеров

Методика "мозгового штурма" хорошо известна психологам и уже несколько десятилетий успешно применяется в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности.

Один из вариантов методики "мозгового штурма" хорошо знаком нам по любимой не одним поколением телезрителей передаче "Что? Где? Когда?".

Однако, как показывает опыт, психологический потенциал этой методики явно недостаточно используется в сфере образования. А ведь подобные психотехнологии, будучи не слишком сложными в применении, могут стать эффективным инструментом в работе с педагогами. Я думаю, что для начинающего психолога, мучительно размышляющего над вопросом, как ему начать работу с педагогами, методика "мозгового штурма" может стать первым шагом в этом направлении.

Хочу предложить один из самых простых вариантов методики "мозгового штурма", который может быть реализован на педагогическом совете, в процессе психологического тренинга учителей или как отдельное специальное мероприятие.

Необходимое время – 2-2,5 часа.

Разогрев

Психолог кратко информирует педагогов о сути методики "мозгового штурма": где, как и для чего она обычно применяется. Высказывает предположение о том, что эта методика может оказаться полезной для решения конкретных школьных проблем. Для интеллектуальной разминки можно предложить участникам несколько эвристических задач.

Задача "Куб с отверстием"

Имеется деревянный куб с размером грани 20 см. В нем нужно проделать отверстие сложной формы, связывающее находящиеся рядом плоскости. Отверстие должно быть постоянного диаметра и иметь как минимум четыре поворота. Предложите возможные варианты решений.

Чем более необычные и разнообразные идеи возникнут у педагогов, тем лучше. Один из возможных вариантов решения (но не единственный!) таков: отверстие сложной формы можно получить с помощью сплава, нагретого до высокой температуры, который прожигает в кубе отверстие под действием силы тяжести. Поворачивая куб, можно менять направление движения сплава.

Задача "Время на перекуры"

На одном из японских заводов возникла следующая проблема: из-за частых перекуров токарей производительность труда в цехе была не слишком высокой. Поставить у каждого станка контролера - невозможно. Да и видеокамеру над каждым станком не повесишь. Во время "мозгового штурма", в котором принимали участие менеджеры, было найдено простое и остроумное решение, учитывающее человеческую психологию. Какое?

Эта задача помогает участникам приблизиться к способам решения проблем, которые для них близки. А ответ таков: "курилку" перенесли из дальнего помещения в центр цеха, установили ее на высоком постаменте и сделали стеклянной. Понятно, что на виду у всех особенно долго не покуришь. Производительность труда выросла.

Определение проблемы

Этот этап необходим в том случае, если проблема, требующая решения, не обозначена с самого начала.

Если число участников игры не слишком велико, то можно провести изучение рейтинга проблем.

Каждый из участников, сидящих в кругу, получает карточку, разделенную пополам вертикальной чертой. Ведущий предлагает на левой стороне карточки написать три проблемы, которые можно вынести на обсуждение. Писать необходимо кратко, понятно и разборчиво.

После этого по сигналу ведущего карточки передаются соседу слева. В течение 20 секунд участник читает, что написано на полученной карточке, и на ее правой стороне ставит знак "плюс" напротив проблемы, которую он считает наиболее значимой. Если такой, по его мнению, нет, то никаких знаков он не ставит.

По сигналу ведущего карточка передается дальше. Так происходит до того момента, пока карточка не вернется к владельцу.

Помощник ведущего собирает карточки и быстро обрабатывает их: выписывает формулировки проблем, получившие самый высокий рейтинг (две-три). Эти формулировки озвучиваются, и совместно выбирается одна проблема для обсуждения. Например: "Как учителю взаимодействовать с гиперактивным ребенком?", "Приемы и методы снятия эмоциональной напряженности", "Каким образом общаться с конфликтными родителями?"

Генерация идей

Это самый важный этап работы. От качества выдвинутых идей будет зависеть итог "мозгового штурма".

Участники группы разбиваются на несколько команд (по 5–6 человек в каждой). Команды получают по стопке пустых карточек. Именно на них они будут записывать новые идеи - по одной на каждой.

Ведущий информирует участников о правилах этого этапа.

Категорически запрещается критика выдвигаемых идей. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полету творческого мышления.

Необходимо положительно оценивать любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Это, конечно же, бывает сложно сделать, но демонстрируемая поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют генераторов идей.

Самые лучшие - это сумасшедшие идеи. Желательно, чтобы педагоги попытались отказаться от стереотипов и шаблонных решений и сумели посмотреть на проблему с новой точки зрения.

Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все.

Время этого этапа - 30 минут. Обычно первые 10–15 минут - это стадия "раскачки", во время которой звучат достаточно банальные предложения. Наиболее продуктивно проходят последние минуты этапа генерации идей. Ведущий переходит от команды к команде, оказывая эмоциональную поддержку участникам.

По окончании отведенного времени ведущий просит сообщить о количестве выдвинутых в каждой группе идей.

Анализ идей

Основной задачей этого этапа является глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений.

Правила этого этапа следующие

• Самая лучшая идея - та, которую ты рассматриваешь сейчас. Анализируй ее так, как будто других идей нет вообще. Указанное правило подразумевает предельно внимательное отношение к каждой идее. Хотя критика уже не возбраняется, но она не должна быть огульной.• Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой идее.• Отбрасывать идеи нельзя.• Время - тоже 30 минут, иногда требуется немного больше.• При необходимости участники пишут на карточках свои соображения, развивающие высказанную идею.

Поиск возможностей для реализации

Самые хорошие идеи так и останутся идеями, если не будут продуманы шаги по их внедрению. Ведущий предлагает просмотреть снова все предложения с точки зрения их соответствия двум критериям - оригинальности и возможности реализации.

Каждая карточка с идеей должна быть помечена такими значками:

+ + - очень хорошая, оригинальная идея;+ - неплохая идея;0 - не удалось найти конструктива;НР - невозможно реализовать;ТР - трудно реализовать;РР - реально реализовать.

Разумеется, возможны самые разные сочетания этих значков. Ведь идея может быть блестящей, яркой, необычной, но возможностей для ее реализации в данный момент просто нет.

Время этого этапа - 20 минут.

Завершение

Представители групп делают сообщения об итогах своей работы. Они рассказывают о тех идеях, которые получили либо два "плюса", либо значок "РР", либо оба эти значка.

Вот тут-то и выясняется, насколько продуктивным оказался "мозговой штурм". Опыт показывает, что практически всегда находятся такие идеи, которые раньше никому из участников в голову не приходили.

Результаты, полученные в процессе работы, "выстраданные" участниками, имеют для них большое значение. Поэтому представляется целесообразным после завершения "мозгового штурма" поручить кому-либо из педагогов (может быть, своеобразной комиссии, составленной из представителей всех групп) оформить самые лучшие идеи на специальном стенде или представить их в виде рекомендаций, которые можно было бы раздать каждому педагогу. Возможен вариант, при котором психолог берет эту обязанность на себя.

Плоды "мозгового штурма" важно "материализовать" в самое короткое время.

Игорь Вачков,кандидат психологических наук

Источник информации: ww w.advertology.ru

nestandartno.ru

Мозговой штурм: методы и правила

Мозговой штурм – способ решения конкретной сложной задачи через стимулирование умственной деятельности.

При этом, участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, включая самые невероятные и фантастические. По окончании путем анализа отбираются наиболее перспективные способы решения проблем для практической работы с ними.

Такой психологический штурм применяется также как способ экспертной оценки. Хорошо организованный и развитой процесс предусматривает синхронную деятельность группы людей в соответствии с четко поставленной задачей.

Стадии и принципы проведения процесса

В процессе подготовки и проведения мозгового штурма четко различаются три принципиально различных этапа.

Они различны по организации и методам проведения:

  • Постановка задачи

В процессе реализации это очень важный этап, в ходе которого главным является четкая формулировка предлагаемой к решению проблемы. Производится отбор участников, подходящих по своим профессиональным качествам и широте кругозора. Определение модератора процесса и распределение ролей между участниками в зависимости от поставленной задачи и определения способов проведения мозгового штурма.

  • Генерирование идей

Наиболее важный этап во всем процессе. Установленные правила должны исполняться неукоснительно, иначе он не даст результатов. А правила таковы:

  1. главная задача – выдвинуть как можно большее количество идей. Здесь не должно быть каких-либо ограничений;
  2. критические высказывания при мозговом штурме необходимо исключить, даже если они имеют положительную окраску. Это отвлекает участников от творческого процесса;
  3. приветствуются любые идеи, даже если они выглядят абсурдными;
  4. целесообразно создавать комбинированные или улучшенные идеи.

Сортировка, оценка и отбор идей, высказанных при мозговом штурме, с целью их дальнейшего развития. Часто об этом этапе забывают, однако именно он позволяет сгруппировать и вычленить наиболее важные результаты мозгового штурма. В отличие от предыдущего этапа, здесь необходимы оценочные действия.

Методы мозгового штурма, отбора и оценки идей могут быть различными, и результаты зависят от одинакового понимания задачи всеми участниками процесса.

  • Способ синектики

По сути синектика – совмещение разнородных составляющих. Как метод мозгового штурма, она основана на совмещении психологических и социальных мотивов коллективной деятельности. Является совершенствованием и развитием методик мозгового штурма.

При проведении синектического мозгового штурма допускается критика в той мере, когда она способствует оттачиванию и совершенствованию высказанных идей.

Как правило, синектические подходы практикуются в составе постоянной группы, когда люди хорошо знают друг друга, и личностные отношения отступают в сторону во имя творческого процесса.

В процессе развития и совершенствования мозгового штурма способом синектики выделились четыре вида аналогий:

  1. Прямые аналогии – случай, когда исследуемый предмет имеет прямые аналоги в природе или технике. Пример – при исследовании способов окраски и цветовых гамм рассматривались распространенные в природе раскраски камней, растений, птиц и так далее.
  2. Аналогии символические – при этом в процессе мозгового штурма требуется сформулировать в форме парадокса буквально в нескольких словах суть предмета или явления.
  3. Фантастическая аналогия предполагает представление фантастических явлений или исполнителей, например, взлетно-посадочная полоса появляется под колесами шасси самолета, когда до поверхности земли остается расстояние в 1 метр.
  4. Аналогия личная (эмпатия) – представление себя самого частью явления или предмета и анализ своих ощущений при этом. Пример – вы являетесь поршнем двигателя и в процессе работы ощущаете толчки вспышек горючей смеси и трение корпуса об стенки цилиндра. При этом нужно понять, что нужно сделать, чтобы себе любимому этот процесс был приятнее и комфортнее. Такой прием в мозговом штурме способствует избавлению от инерции мышления, способствуя более полному абстрагированию от привычного течения процесса.

Таким образом, мозговой штурм методом синектики – способ отхода от имеющихся тривиальных решений проблемы, поиск аналогий и представлений о предмете или явлении, позволяющий раскрыть их в неожиданных и, порой, парадоксальных формах.

Состав участников психологического штурма

На практике группа мозгового штурма разбивается на две части, одна из них генерирует идеи, вторая анализирует и критикует их, внося новые элементы и точки подхода к проблеме.

В таком варианте каждая идея как бы проходит первичную обкатку в процессе дискуссии и представляется уже в готовом для применения виде.

При этом очень важна роль модератора процесса, обязанность которого ненавязчиво и эффективно направлять процесс мозгового штурма, не давая ему увязнуть в мелочах и частностях.

Основные положительные стороны процесса

Благоприятные эффекты мозговой штурм проявляет в силу определенных обстоятельств:

  1. Совместная работа нескольких человек, каждый из которых наделен свойственным только ему набором знаний и опыта, приводит к возникновению синергического эффекта, при котором положительные результаты процесса мозгового штурма многократно усиливаются в ходе поисков оптимального решения.
  2. Собственно процесс коллективной работы является увлекательным, во многом игровым действом, наделяя ее особым творческим потенциалом.
  3. Обязательной при проведении мозгового штурма является доверительная дружественная обстановка. Это обстоятельство помогает позитивно воспринимать критику, импровизировать, проявляя максимум собственного потенциала, усиливает обстановку положительного настроя и взаимного доверия.
  4. Метод мозгового штурма дает эффективные результаты во многих сферах деятельности. Это и наука, и производство, и менеджмент, и политика и многие другие сферы деятельности.
  5. Однако, если работа организована неверно, эффект может быть прямо противоположным, либо его вовсе не будет. Чтобы правильно использовать мозговой штурм, выработаны правила мозгового штурма.

Правила эффективного применения

  • Предварительная подготовка

Каждый из предполагаемых участников должен быть оповещен о нем заранее, минимум за 2-3 дня до предполагаемого события. Это поможет ему продумать подходы к проблеме, собрать дополнительную информацию и к моменту начала уже иметь готовые предложения и идеи.

  • Количество участников

Таковых должно быть как можно больше, подготовленных в разных областях знаний, разных уровней и разного темперамента. В результате мозговой штурм дает большее количество идей, порой самых удивительных.

Кроме того, для студентов, посещающих подобные мероприятия, мозговой штурм – это метод обучения.

  • Уточнение позиций

Перед началом мероприятия нужно напомнить присутствующим о теме и сути обсуждаемой проблемы, чтобы настроить участников на одну волну восприятия. Кроме того, необходимо убедиться в настрое аудитории и правильной формулировке темы.

  • Фиксация результатов

На протяжении всего процесса мозгового штурма нужно вести записи и делать пометки по ходу обсуждения. Причем, лучше всего, если этим будут заниматься все участники. Это избавит от возможных потерь ценной информации и дает возможность дополнительных ресурсов, поскольку при ведении записей участник дополнительно формулирует для себя суть услышанного.

  • Запрет критики

Она сама по себе является тормозящим фактором. Нельзя отвергать даже самые фантастические или нелепые решения. Будучи переработанными и дополненными впоследствии, они зачастую и являются искомым результатом мозгового штурма.

  • «Фонтан» идей

Каждый, кто принимает участие в процессе, должен понимать, что мозговой штурм требует от него генерации максимального количества идей. Для неопытных участников свойственно обдумывать и точнее формулировать идею, взвешивая «за» и «против». Это ошибка. Нужно быстрее выпускать ее на вободу. В этом смысл идеи «мозговой штурм».

  • Привлечение посторонних людей

Если одним из результатов штурма должно быть генерирование большого количества идей, то намеченной численности аудитории может быть недостаточно. Тогда на мероприятие привлекают людей посторонних, на первый взгляд даже непричастных к обсуждаемой теме. Из их массы часто выдвигаются нетривиальные подходы, способствующие достижению поставленной задачи.

  • Модификация идей

В процессе обсуждения и анализа часто происходит видоизменение идей, объединение нескольких в одну, когда они взаимно усиливаются. Метод мозгового штурма особенно эффективен, когда в генерации принимают участие люди различных уровней знаний, статуса и положения.

  • Визуализация процесса

Очень эффективным способом является графическое отображение обсуждения в идее рисунков, графиков, таблиц. В процессе визуализации уточняются формулировки, идея оттачивается и принимает более совершенный вид.

  • Отрицательные результаты

Представим ситуацию, когда процесс пошел не так, как намечалось, а полученные результаты далеки от намеченных. Это не трагедия. Изучая и формулируя результаты обсуждения, можно вычленить дополнительные идеи, порой в самых неожиданных направлениях.

Правила мозгового штурма выработаны длительной практикой применения и представляются обязательными.

Применение в качестве метода обучения

Применяемый в процессе обучения метод мозгового штурма может эффективно разрешать такие задачи:

  1. Развитие у учащихся творческой активности;
  2. Навыки применения теоретических знаний для решения задач практических;
  3. Активизировать процессы учебной и познавательной деятельности учащихся;
  4. Формирование у них отношения и мнения;
  5. Создавать у обучающихся способность концентрировать собственные усилия на решении конкретных задач методом мозгового штурма;
  6. Способствует воспитанию жизненных навыков и профессионального отношения;
  7. Выработка навыков командной работы;
  8. Воспитание уважения к чужому мнению;
  9. Уважение права любого человека на свободу слова.

При организации занятий по методу мозгового штурма преподаватель, выступая как модератор процесса, должен поставить аудитории четко поставленную задачу с указанием нужного конечного результата.

Важным моментом является четкое доведение до участников правил проведения занятий, когда применяется метод мозгового штурма.

Всех участников нужно разделить на две группы – генераторов идей и аналитиков примерно в равных составах. При этом, в составе группы аналитиков обязательно присутствие людей, способных выдвинуть собственные идеи.

Нужно уделить особое внимание формированию актуальных и практически ценных тематик, которые однозначно будут интересны аудитории. Одно из требований – поставленная задача должна иметь множество возможных вариантов решений и выдвигается для обсуждения с применением метода мозгового штурма как учебная задача, которая может иметь практическое воплощение в будущем.

Использовать мозговой штурм как метод обучения, что позволяет обучающимся не только глубже овладеть знаниями, но стать социально активной личностью. Прививаются навыки «слышать» оппонента, уважать чужое мнение. Таким образом, очевидно, что такие методики формируют культурный уровень человека.

Влияние, которое описанная методика оказывает на способность применять полученные знания в практической деятельности, переоценить трудно.

headlife.ru