Метод мозгового штурма. Мозговой штурм метод это


Метод мозгового штурма - это... Что такое Метод мозгового штурма?

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

  1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
  2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
    • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
    • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
    • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
    • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
  3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Мозговые атаки

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Успех

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Метод мозгового штурма - Энциклопедия по экономике

Экспертные исследования. Роль экспертных оценок как источника маркетинговой информации. Требования к экспертам. Основные виды экспертных исследований Дельфи-метод, метод мозгового штурма, метод синектики, конъюнктурные совещания и т.д.  [c.135] Группы качества, естественно, предполагают использование таких методов решения возникающих проблем, которые основаны в первую очередь на коллективных усилиях. Во многих фирмах, к примеру, практикуют метод мозгового штурма и его разновидности.  [c.143]

Иногда с этой же целью применяется методика Гордона, являющаяся, по существу, разновидностью метода мозгового штурма . Особенность этой методики состоит в том, что специфические причины мозгового штурма участникам обсуждения заранее не сообщаются. Они обсуждают проблему, опираясь на свою интуицию. Высказываемые идеи во всех случаях сразу не анализируются, а просто фиксируются с целью последующей обработки. Для этой обработки используются довольно разнообразные методы, в частности метод Дельфы.  [c.143]

Метод коллективной генерации идей, или метод мозгового штурма возник в 50-е гг. и получил широкое распространение в США, Японии и неоднократно применялся в СССР и России. Метод мозговой атаки заключается в том, что выдвижение новых идей протекает лавинообразно. Это связано с тем, что высказываемая одним из членов группы экспертов идея порождает либо творческую, либо критическую реакцию. Однако, в силу сложившегося правила запрета на критику негативные реакции у эксперта порождают продуктивные результаты.  [c.122]

Какими возможностями обладает метод мозгового штурма  [c.122]

Метод мозгового штурма состоит из двух этапов генерации идей и их оценки. Существуют следующие его разновидности метод обратного мозгового штурма , предложенный в 60-е гг. в США фирмой Дженерал Электрик метод массового мозгового штурма , разработанный в 70-с гг. также в США В. Филлипсом метод двойного мозгового штурма , предложенный в 70-е гг. в СССР метод конференции идей , примененный в 70-е гг. в ГДР В. Гильде.  [c.123]

Для применения метода мозгового штурма требуется  [c.123]

Метод мозгового штурма предполагает выполнение следующих положении  [c.124]

КРУЖКИ КАЧЕСТВА — форма привлечения работников к решению проблем повышения качества продукции. Это творческий коллектив, решающий вопросы улучшения качества применительно к данному производству методом мозгового штурма , т.е. коллективного принятия решений на основе анализа выявленных недостатков по качеству изделий, выполняемых работ (услуг). Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 г.  [c.320]

Иногда для разработки прогнозов компании привлекают группы экспертов, которые обмениваются мнениями и по результатам обсуждения вырабатывают общую оценку (метод мозгового штурма). Кроме того, эксперты могут дать свои собственные оценки, которые аналитик компании сводит воедино и дает общую (объединение индивидуальных оценок). Эксперты могут предоставить оценки и предположения, которые анализируются фирмой, а затем пересматриваются, обобщаются и уточняются (метод Дельфи).  [c.200]

Мозговая атака. Творческую активность группы разработчиков можно стимулировать с помощью метода мозгового штурма, предложенного Алексом Ос-борном. Обычно в мозговом штурме участвует группа из 6-10 человек. Ведущий начинает дискуссию словами Помните, мы хотим получить как можно больше идей, и чем они безумнее — тем лучше. Прошу вас воздержаться от каких-либо оценок . Идеи сыплются, как из рога изобилия, каждая следующая затмевает предыдущую, и примерно через час на магнитофон может быть записано не меньше сотни новых идей.  [c.392]

Проведенный анализ позволит ответить на вопросы 1) что представляет собой изделие (узел, деталь, операция) 2) какие функции оно выполняет 3) сколько оно стоит Затем необходимо воздействовать на процесс, выявив, какими другими способами можно выполнить те же функции и каковы будут затраты в этом случае. Здесь необходимо привлечение всех работников, способных выдвинуть новую идею, учесть любое предложение. Большую пользу может дать применение так называемого метода мозгового штурма , который может служить хорошим средством генерирования идей. Известно, что критика или даже боязнь критики может служить помехой творческому мышлению. Чтобы устранить препятствия, вызываемые боязнью критики при генерировании идей, необходимо соблюдать следующие правила. Первое из них состоит в том, что любая критика и вынесение суждения —  [c.89]

Для выявления неудовлетворенных потребностей и проблем покупателей, которые могут стать источником идей о новых товарах, используют методы мозгового штурма , опроса покупателей на основе листа проблем , анализа покупательских выгод, работы с инициативными пользователями, исследования образа жизни людей и др. Считается, что получить нового потребителя — большая победа для фирмы. Люди ожидают вполне определенной реакции бизнеса (на свои потребности), и, когда фирма делает что-либо превосходящее их ожидания, она переходит важный  [c.47]

Допустим, вы занимаетесь долгосрочным планированием для компании, которая производит некий продукт. Вместо того, чтобы сделать один наиболее вероятный прямой прогноз, используйте метод планирования сценария. Методом мозгового штурма вместе с коллегами определите возможные пути развития событий. Что будет, если вы не сможете получить достаточно сырья, чтобы произвести этот продукт Как изменится ситуация, если один из ваших  [c.142]

Методы выявления проблем (метод мозгового штурма и другие).  [c.66]

Кратко и точно опишите проблемы компании, связанные с повышением эффективности работы. Консультанту рекомендуется записывать предложения членов группы на большом листе бумаги или доске, так чтобы все видели их. Используется метод "мозгового штурма".  [c.498]

При экспертном оценивании используют также метод мозгового штурма . Организуется он как собрание экспертов, на выступления которых наложено одно, но очень существенное ограничение — нельзя критиковать предложения других. Можно их развивать, высказывать свои идеи, но нельзя критиковать В ходе заседания эксперты, заражаясь друг от друга, высказывают все более оригинальные соображения. Через несколько часов записанное на. магнитофон или видеокамеру заседание заканчивается и начинается второй этап мозгового штурма — анализ высказанных идей. Обычно из ста идей тридцать заслуживают дальнейшей проработки, пять из шести дают возможность сформулировать прикладные проекты, а две-три оказываются в итоге приносящими полезный эффект (прибыль, повышение экологической безопасности, оздоровление окружающей природной среды и т.п.).  [c.305]

Ищите возможности получения взаимной выгоды. Если обе стороны считают, что умеют решать проблемы, они должны найти взаимовыгодное решение (например, с использованием метода мозгового штурма ).  [c.387]

Социальное обновление — коллективное усвоение, метод мозгового штурма , коллективное решение новых задач и т.п.  [c.210]

На втором этапе методом мозгового штурма (или мозговой атаки) осуществляются сбор и генерация идей. Здесь необходимо соблюдение следующих основных условий  [c.313]

Построение программы опроса методом мозгового штурма таково, что обеспечивает лавинообразный поток высказываний.  [c.314]

Метод мозгового штурма является специфическим инструментом анализа и прогнозирования, с помощью которого формируется перечень целей, характеристик объекта анализа, направлений его развития, выявляется круг факторов, влияющих на результаты его деятельности, а также условий, причин и видов риска, изучение и предупреждение которых позволит укрепить безопасность предприятия.  [c.314]

Организационные -> Метод мозгового штурма и другие - коллективные экспертные методы Неформализованные и формализованные -  [c.315]

Использует метод мозгового штурма  [c.306]

Формальные методы при этом выступают как способы обработки результатов опроса экспертов, позволяющие систематизировать всю полученную информацию, снизить неопределенность при оценке возможных предпринимательских рисков. К их числу относятся метод мозгового штурма , метод Дельфи , методы усреднения данных, эвристического прогнозирования, априорного ранжирования и др.  [c.33]

Метод мозгового штурма  [c.257]

Метод мозгового штурма основан на следующих принципах. 1. В решении поставленной задачи участвуют две группы людей генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи объединяют людей с творческим мышлением, с фантазией и со знаниями в области науки, техники и экономики. Эксперты — это обычно люди с большим объемом знаний и критическом складом ума. Эксперты играют роль аналитиков.  [c.257]

Метод мозгового штурма может иметь различные модификации. При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма — не более 20 минут. Мозговой штурм идеи может быть осуществлен в письменной форме, он может быть индивидуальным, парным (обсуждение одной идеи двумя экспертами), двойным (обсуждение идеи производится в два этапа) и поэтапным (обсуждение делается по этапам, например последовательно обсуждаются постановка задачи, решение проблемы, материализация идеи, внедрение идеи в практику).  [c.258]

Интернет служит сегодня рабочей средой многих занятых, через Интернет ведется информирование занятых, опросы и сбор их мнений методом мозгового штурма, а также обучение. Электронные каналы информирования, опроса и обсуждения текущих и стратегических вопросов организации заменяют многие затянутые собрания сотрудников, обеспечивают предварительную подготовку и проработку обсуждаемых вопросов. Частота собраний с личным присутствием снижается в несколько раз.  [c.258]

Методология экспертных опросов. Формирование экспертной группы. Оценки компетентности экспертов. Анкетирование экспертов. Дельфи-метод. Метод мозгового штурма (brain-storm). Метод си-нектики. Морфологический -метод. Метод семантического дифференциала Логико-смысловое моделирование проблем. Многомерное шкалирование.  [c.150]

Большое количество прогностических задач может решаться как непосредственно методом мозгового штурма , так и путем применения его в качестве вспомогательного. Опыт применения метода показывает, что с его помощью можно сдвинуть с мертвой точки почти любую проблему. Автором метода является американец А. Осборн, разработавший его основы в 1957 г. Целью мозгового  [c.122]

Метод мозгового штурма (storm brain) считается более оперативным и достаточно надежным для получения оценок, прежде всего конъюнктурных. Он возник в сфере рекламы в 1953 г. Данный метод был предложен американским маркетологом А. Осборном, Метод мозгового штурма применяется также в целях прогнозирования развития рынка или отдельных его параметров. Его использование целесообразно в процессе разработки товара, когда решается вопрос о стратегическом выборе товарно-сбытовой политики фирмы. Имеет смысл применять его при значительном разбросе мнений специалистов о каком-то явлении либо изучаемая проблема относится к числу остродискуссионных.  [c.88]

Источники идей, касающихся новых товаров, нередко можно найти внутри самой компании в качестве генераторов идей могут выступать, например, ученые, инженеры, специалисты по маркетингу, торговые агенты и дизайнеры. Некоторые компании используют в качестве метода, стимулирующего появление оригинальных идей мозговой штурм (brainstorming), а также применяют финансовые средства поощрения, чтобы побудить людей высказывать идеи, которые они, возможно, давно уже вынашивают. Самоклеящаяся бумага для заметок Post-It компании ЗМ оказалась весьма удачным товаром. Идея такой бумаги пришла в голову одному служащему этой компании, который во время церковной службы постоянно ронял на пол закладки для сборника церковных гимнов, которые он распевал вместе с другими прихожанами. Как видим, эта идея поначалу носила весьма узконаправленный характер. Но поскольку каждому сотруднику компании ЗМ настойчиво прививалась культура инноваций, он задумался над возможностью коммерческого применение его идеи и выступил внутри компании в качестве поборника идеи товара, который увидел проект, ведущий через коммерциализацию к глобальному успеху. Так появился новый товар, вскоре завоевавший популярность во всем мире. В ходе одного из опросов, связанных с исследованием голландских промышленных товаров, было установлено, что свыше 60% компаний пользуются методом мозгового штурма для генерации идей, относящихся к новым товарам [22].  [c.263]

Для поиска новых идей и технологических решений в процессе ФСА могут быть использованы следующие методы мозговой штурм (мозговая атака), метод 635 , конференция идей, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, метод синектики, ТРИЗ и т. д.  [c.73]

Метод мозгового штурма заключается в коллективной атаке возникшей проблемы с целью выбора наиболее удачной предложенной идеи. Этот метод, известный также как мозговая атака , конференция идей , был предложен американским ученным Алексом Осбор-ном в 1955 г.  [c.257]

economy-ru.info

Метод мозгового штурма

Понятие «мозговой штурм» имеет в специальной литературе ряд синонимов. Так, употребляются термины «метод коллективной генерации идей», «мозговая атака», «брейнсторминг» (от англ. ЪгатзГогш — мозговой штурм). Мозговой штурм, как и Дельфи, относится к групповым методам экспертизы. При всей разнице в принципах и техниках организации взаимодействия экспертов их объединяет внимание к психологическим эффектам межличностного взаимодействия. И если в рамках Дельфи был выбран путь заочной управляемой коммуникации, то создатели мозгового штурма сделали ставку на достижение максимального психологического эффекта от очного взаимодействия группы экспертов.

Применение метода мозгового штурма выходит далеко за пределы собственно оценивания того или иного признака. Это в большей степени метод коллективного творчества, наиболее востребованный в ситуации дефицита свежих идей и решений. Брейнсторминг особенно эффективен тогда, когда существующие подходы не дают приемлемых путей преодоления проблемной ситуации и требуются принципиально новые, нестандартные установки. Соответственно, в решении прогнозных задач метод мозгового штурма наиболее эффективен при нормативном прогнозировании, когда прорабатываются альтернативные цели и альтернативные пути их достижения.

Ключевой принцип мозгового штурма основан на том, что задача генерирования новых идей и задача их анализа и оценки решаются раздельно, т. е.:

• функция генерации и функция анализа выполняются разными, причем не пересекающимися по персональному составу группами людей. Выделяются «группа генераторов» и «группа аналитиков»;

• реализация обеих функций разведена во времени: сеанс генерации идей предшествует сеансу анализа. Таким образом, процедура брейнсторминга четко структурируется в две фазы: сеанс генерации, осуществляемый соответствующей специальной группой, и аналитический этап, реализуемый другой специальной группой. Для каждой из этих фаз действует собственный комплекс правил.

Правила, регулирующие процедуру генерации идей, целиком ориентированы на достижение психологической атмосферы, максимально способствующей свободному высказыванию идей, которые любой участник сеанса считает нужным высказать. Действует установка, согласно которой среди большого числа идей с высокой вероятностью найдется хотя бы одна полезная, поэтому с ходу не отвергается ни одно предложение. Ключевым правилом сеанса генерации, в значительной мере определяющим специфику метода в целом, является запрет на любую критику.

На этапе п од гото в к и экспертизы формируется аналитическая группа, в задачи которой входит: а) обеспечить содержательную и организационную подготовку сеанса генерации; б) проанализировать его результаты и сформулировать итоговое заключение.

Прежде всего производится формулировка проблемы, которую будут решать участники сеанса генерации. В брейнсторминге она завершается созданием двух типов «конечного продукта»:

• проблемной записки — краткого текста, описывающего суть проблемы. В ряде случаев (в зависимости от характера проблемы и задач экспертизы) проблемная записка может содержать генезис проблемной ситуации, описание уже предпринимавшихся попыток ее преодоления, оказавшихся неэффективными, и т. д.;

• одного конкретного, ключевого вопроса, выражающего квинтэссенцию проблемы; этот вопрос станет непосредственным заданием участникам сеанса генерации.

Такой подход предъявляет не только организующие, но и содержательные требования к формулировке проблемы аналитической группой. Если проблема носит компонентный, сложносоставный характер, ее следует разбить на несколько подпроблем (осуществить декомпозицию проблемы), каждая из которых может стать предметом отдельного мозгового штурма. На один сеанс генерации идей следует выносить относительно простую проблему, «умещающуюся» в один вопрос, чтобы эксперты имели возможность полностью на ней сконцентрироваться. В противном случае велик риск, что сеанс генерации как бы «разбежится по разным рельсам»: одна часть группы будет обсуждать один аспект проблемы, другая — другой, и процедура будет неэффективной.

Следующая важная задача группы аналитиков — определить состав группы генераторов. В методе мозгового штурма эта задача решается в соответствии с весьма специфичными правилами.

Во-первых, жесткие ограничения накладываются на численность экспертов (генераторов). Оптимальным считается сеанс генерации, в котором принимают участие от пяти до двенадцати человек, но строго не более пятнадцати. Данное правило сформулировано на основе закономерностей, выявленных социальной психологией относительно малых групп: если количество членов группы существенно превышает двенадцать человек, она разбивается на несколько малых групп. В ситуации совместной генерации идей дробление группы на части будет препятствовать созданию кумулятивного эффекта коллективного творчества группы.

Во-вторых, в свойственном брейнстормингу подходе есть особое понимание требований, которые предъявляются к участникам сеанса генерации. Если в традиционных экспертных методах и в методе Дельфи эксперт — это человек, владеющий информацией по данной проблеме, то в мозговом штурме быть специалистом по рассматриваемому вопросу не только не обязательно, но и — во многих случаях — даже нежелательно. Основная функция эксперта в процессе генерации идей — выдвижение новых подходов, нестандартных предложений; у специалиста же зачастую присутствуют своеобразная «профессиональная зашоренность», элементы традиционности мышления, соответствующие сложившимся в данной предметной области стереотипам. Поэтому к участию в сеансе генерации часто привлекают людей, представляющих смежные или даже принципиально другие профессии и области знания. Такой подход обеспечивает не только ослабление традиционности мышления, но и возможность использовать результаты, достигнутые в других сферах общественной жизни. Бывают случаи привлечения к сеансу генерации детей, чье мышление максимально свободно от стереотипов.

Квинтэссенцию подхода, который используется в методе мозгового штурма, в какой-то мере отражает следующая история.

Во время Второй мировой войны английский флот нес большие потери от немецких торпед. Научные институты не смогли предложить эффективные средства защиты. Тогда в штабе собрали представителей всех отделов, служб и основных специальностей. Каждый должен был высказать любое предложение. Присутствующий синоптик высказал абсурдную мысль: при торпедной атаке собрать всех на один борт и дуть на воду. Образующееся при этом вихревое (турбулентное) движение воды будет отгонять торпеду. Находящийся там же физик подхватил идею, сказав, что создание такого движения логично поручить машине. Участник совещания — электротехник предложил сконструировать электроаппарат, создающий вихревое поле. Через несколько недель аппарат был 1 сконструирован.

Другой классический пример связан с физикой полупроводников: существовала проблема припайки золотых проволочек — очень тонких и тут же сгоравших. Присутствовавший на мозговой атаке дантист предложил метод вдавливания, применяемый в зубопротезном деле, и проблема была решена.

Группа генераторов должна по возможности состоять из людей, занимающих примерно одинаковое служебное и общественное положение. Весьма желательна также высокая коммуникабельность членов группы. Эти предпочтения обусловлены задачей обеспечения комфортной психологической атмосферы сеанса генерации. Наконец, члены группы не должны быть лично заинтересованы в определенном варианте решения проблемы — и уже тем более в отсутствии ее решения.

На подготовительной стадии мозгового штурма осуществляется материально-техническое обеспечение сеанса генерации идей. Эта работа во многом аналогична подготовке к проведению фокус-группы:

• необходимо отдельное помещение, в котором участники генерации чувствовали бы себя комфортно;

• организация пространства этого помещения должна способствовать созданию атмосферы психологической раскрепощенности, свободной коммуникации участников сеанса. В частности, как и при проведении фокус-группы, стулья (кресла) расставляются кругом или полукругом;

• обязательной является дословная фиксация всех высказываний. Соответственно, необходимо иметь звукозаписывающую аппаратуру, как правило диктофон.

В отличие от фокус-групп, для проведения сеанса генерации идей не требуются одностороннее зеркало и видеокамера. В брейнсторминге не важны мимика и пантомимика; важно то, что говорится экспертами.

Остановимся на особенностях сеанса генерации идей. Им руководит ведущий, называемый также модератором или медиатором, который является единственным представителем аналитической группы в рамках данного этапа работы. Модератор выполняет следующие функции:

•следит за соблюдением участниками сеанса основных правил, ключевым из которых является запрет на критику высказываемых суждений;

• устанавливает регламент и контролирует его исполнение. Несмотря на то что процедура сеанса генерации должна быть минимально «заорганизованной», регламент все же необходим. Прежде всего лимитирована должна быть продолжительность высказываний генераторов: обычно не более минуты на одну реплику. Этого достаточно, так как сеанс генерации не предполагает формулирования сколько-нибудь развернутой аргументации высказываемых идей. Пространные выступления одного или нескольких участников с высокой вероятностью приведут к тому, что другие генераторы утратят включенность в процесс дискуссии;

• следит за тем, чтобы дискуссия развивалась в рамках проблемного поля, заданного проблемной запиской и ключевым вопросом сеанса (последний должен быть перед глазами участников; например, его можно крупно написать на доске или на бумаге). Для вопросов, связанных с политикой, риск отхода от проблемного поля особенно велик. Нередко от решения конкретной проблемы группа переходит к обсуждению общих политических вопросов. Кроме прочего, это чревато возникновением конфликтных ситуаций, связанных с неизбежно различными политическими ориентациями участников сеанса генерации;

• не допускает «зацикленности» группы на одной конкретной идее. Важно количество и разнообразие высказанных мнений; должно быть как можно больше идей, ибо, согласно главной методологической предпосылке брейнсторминга, вероятность появления действительно ценной идеи прямо пропорциональна их общему числу;

•способствует созданию атмосферы свободного общения. Так, модератор должен пытаться поддерживать и развивать любую высказанную идею независимо от того, насколько уместной и ценной она представляется ему на данный момент;

• принимает решение об окончании сеанса генерации идей, который не имеет фиксированной продолжительности. Сеанс заканчивается тогда, когда его полезность очевидно исчерпана — этот момент и должен почувствовать модератор. В среднем сеанс генерации длится около 40 минут. Первые примерно 20 минут уходят на «разогрев», достижение состояния включенности группы в решение предложенной проблемы. В успешном сеансе генерации следующие 10 минут происходит так называемая «лавина идей», когда разнообразные предложения «сплошным потоком» продуцируются членами группы. В этот момент сеанс генерации достигает своего пика: как правило, именно тогда высказываются наиболее полезные идеи. Условием возникновения «лавины идей» является эффективное коллективное взаимодействие: мысли, идеи должны подхватываться, развиваться, комбинироваться; генераторы идей должны как бы «раскачивать» друг друга. Собственно, интегральная задача модератора как раз и заключается в том, чтобы привести группу к состоянию «лавины идей».

Разумеется, модератор должен быть целиком беспристрастен, он ни в коем случае не должен пытаться навязывать участникам группы тот или иной взгляд на решаемую проблему.

Еще примерно в течение 10 минут происходит спад «коллективного творческого напряжения». Количество высказываемых предложений сокращается, начинается повторение сказанного ранее, и модератор принимает решение о прекращении сеанса.

Результатом сеанса генерации является перечень предложений по решению поставленной проблемы, который формируется на основе расшифровки диктофонной записи сеанса. При расшифровке ни одна идея не исключается, даже если производящему расшифровку сотруднику кажется, что то или иное высказанное предложение другими словами повторяет сказанное ранее. В целом важнейшим правилом анализа в рамках метода мозгового штурма является бережное отношение к результатам творческой работы группы генераторов, начиная с подготовки перечня предложенных идей и вплоть до формулирования итогового заключения.

На первом этапе аналитической работы осуществляется классификация всех высказанных идей. Они группируются в соответствии с некими содержательными принципами, которые в каждом конкретном случае будут зависеть от специфики решаемой проблемы.

Этап классификации отнюдь не является сугубо формальным. Задача аналитика — в процессе группировки идей разглядеть некие общие подходы, которые лежат за разнообразными формулировками. Зачастую именно общие подходы, а не конкретные предложения ложатся в основу разработки принципиально нового видения путей решения проблемы.

Второй этап — собственно отбор наиболее полезных идей для последующей углубленной разработки. На данном этапе в полной мере действует принцип бережливости по отношению к высказанным предложениям. Важная особенность этой работы заключается в том, что аналитики не выбирают из перечня самое ценное, а, наоборот, постепенно отказываются от явно бесполезного. Так, сначала отвергаются идеи, которые уже рассматривались и несостоятельность которых была доказана; затем — очевидно практически не реализуемые и т. д. В каждом случае аналитик должен понимать, что решение о «вычеркивании» той или иной идеи является чрезвычайно ответственным и должно приниматься как бы «неохотно». Как и в случае с классификацией идей, важно стремиться не столько понять идею буквально, сколько увидеть некий общий подход, который кроется за конкретным (нередко кажущимся абсурдным) предложением. Так, в якобы абсурдном предложении «дуть на воду, чтобы отогнать торпеду» сумели разглядеть вполне рациональный и практически реализуемый принцип создания вихревого поля.

Третий этап — формирование списка идей и подходов, признанных ценными, и их синтез. Как бы конкретно ни была поставлена проблема, высказанные предложения могут отражать разные аспекты ее решения. В некоторых случаях наибольший интерес может представлять именно комплекс решений, действий или подходов, а не каждый из них в отдельности.

Выделяются следующие модификации (разновидности) традиционного метода мозгового штурма:

• чередование пятиминутных мозговых штурмов с обдумыванием его результатов;

• чередование кратких (по 5-10 минут) периодов генерирования идей, дискуссии и группового принятия решений по частным аспектам решаемой проблемы с общей длительностью до 2 часов;

• последовательные этапы выдвижения предложений и их обсуждения (без резкой критики, но с оценками и дополнениями) и заключительный этап принятия решения.

Кроме того, существует особая разновидность брейнсторминга, именуемая деструктивным мозговым штурмом (иногда — критическим разносом). Его задача и, соответственно, комплекс основных правил по существу противоположны традиционному брейнстормингу. Объектом экспертизы является уже подготовленный документ, содержащий тот или иной способ решения определенной проблемы. Процедура генерации представляет собой выдвижение группой критических суждений относительно содержания документа, причем «защищать» его положения не разрешается. Иногда полезно применять деструктивный брейнсторминг в сочетании с традиционным: критическому штурму подвергается продукт аналитической группы, основанный на классической генерации идей.

Интерес представляет и такая модификация метода мозгового штурма, как операциональное творчество. Особенность этой методики состоит в том, что только группа аналитиков и модератор сеанса генерации знают истинный характер рассматриваемой проблемы, а группа генераторов обсуждает некую воображаемую ситуацию (например, из жизни на другой планете), что является дополнительной мерой ослабления традиционности мышления. Метод операционального творчества оказался особо востребованным в тех сферах, где сильны ограничения, связанные с секретностью разработок (ВПК, стратегическое военное планирование, национальная безопасность и т. д.).

all-politologija.ru

Метод мозгового штурма - это... Что такое Метод мозгового штурма?

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

  1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
  2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
    • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
    • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
    • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
    • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
  3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Мозговые атаки

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Успех

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.

См. также

Ссылки

ushakov.academic.ru

Метод мозгового штурма - это... Что такое Метод мозгового штурма?

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

  1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
  2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
    • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
    • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
    • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
    • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
  3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Мозговые атаки

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Успех

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.

См. также

Ссылки

xzsad.academic.ru