Статья «Организация работы с информацией в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО». Методы работы с информацией в школе


Методы и приёмы работы в современной школе

Библиографическое описание:

Шегаева А. В. Методы и приёмы работы в современной школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 104-106. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4722/ (дата обращения: 29.08.2018).

Встатье приводятся новые методы познавательной деятельности, которые, по мнению автора, справедливо считать наиболее эффективными в современных условиях, что можно проследить на приведенном примере авторского урока.

Ключевые слова: современное образование, методы познания, образовательные технологии, деятельностный подход.

This article presents new methods of cognitive activity, which, in my opinion, rightly regarded as the most effective in today's conditions, as can be seen in the example of copyright lesson.

Keywords:modern education, methods of learning, educational technology, the activity approach.

Человек, не знающий ничего, может научиться; дело только в том, чтобы зажечь в нём желание учиться.

Д. Дидро

Время не стоит на месте. Изменения, постоянно происходящие в жизни, затрагивают все сферы жизнедеятельности общества. Образование — важная составляющая, необходимая для человека, живущего в современного мире. Жизненные ориентиры диктуют новые цели обучения. Одна из главных задач современного российского образования — подготовка конкурентоспособной личности, обладающей универсальными компетенциями, применимыми в различных условиях. К сожалению, традиционные методы просвещения не всегда способны решить поставленную задачу. На смену им должны прийти новые более эффективные и адаптированные под XXI век инструментарии. В данной статье рассматриваются современные способы преподавания, направленные на совершенствование результата обучения в начальной школе.            В педагогике пути продвижения к цели традиционно принято называть методом. Другими словами, методы — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение поставленных задач. В зависимости от характера познавательной деятельности методы можно разделить на следующие группы:

-                   Объяснительно-иллюстративный.Всю информацию учащиеся получают от педагога, затем совместно отрабатывают навык выполнения заданий по изучаемой теме;

-                   Репродуктивный.Второе название этого метода «действие по образцу». Учитель в качестве примера показывает вариант работы над темой и алгоритм выполнения, а затем дает детям подобные упражнения, совершенствуя, таким образом, умение ориентироваться в изучаемом материале;

-                   Проблемный.Перед учениками возникает проблемная ситуация. Педагог, используя данный метод обучения, является логически направляющим на способы решения. Позднее, когда учащиеся овладевают логической цепочкой рассуждений и самостоятельно решат проблему, используется частично-поисковый метод. Суть его состоит в том, что учитель разделяет задачу на этапы, а ученики проходят каждый из этапов, обобщив варианты решения, формулируют понятия, делают выводы;

-                   Исследовательский.Данный метод используется, когда учащиеся овладевают методом научного познания и могут самостоятельно ставить перед собой задачи и находить пути решения [2].

В зависимости от условий обучения педагог выбирает те, или иные способы работы с аудиторией. Как показывает практика, большинство современных учебных программ имеют нестандартный, развивающий подход к изучению материала. Поэтому работа по алгоритму, повторение готовых переданных знаний оказываются сравнительно менее эффективными.

Действия учителя меняется, он обращается к классу не с ответом, а с вопросом. Современными и востребованными становятся проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы обучения. Использование выше перечисленных методов образуют основу деятельностного подхода, согласно которому, психика человека неразрывно связана с его деятельностью и ею же обусловлена. По Леонтьеву, человеческая жизнь — «совокупность, точнее система сменяющих друг друга деятельностей» [1]. Поэтому сведения, понятия, которые были сформулированы, либо доказаны учащимся самостоятельно имеют наибольшую практическую значимость, чем заученные навыки и операции. В соответствии с выбором методов обучения педагог выстраивает занятие. Рассмотрим основные содержательные линии современного урока.

Этап урока

Содержание

Используемые приёмы

Начало урока

Основой начала урока должна быть цель, самостоятельно поставленная учениками. Опыт показывает, что люди добиваются большего, чем запланировали, при условии, если они сами могут сформулировать цель

«Удивление»: «Что произойдёт если... или «Знаете ли вы что.».. Интересные и удивительные факты наук становятся начальной фазой познавательного интереса.

В начале урока педагог даёт загадку, ответ на неё можно узнать, изучив материал урока.

«Отсроченная загадка» «Почему у деревенских домов крыша в форме треугольника?»

Используется собственный опыт учащихся. На основе ассоциаций ученики формулируют тему, понятие или понятие

«Ассоциации на доске»

Демонстрируется в виде иллюстративного ряда, слов выписанных на доске и т. д.

Изучение нового материала

Смысл этого приёма состоит в выделении понятий. Ученик создаёт собственную классификацию на основе познавательного опыта.

«Модель будущих знаний»

С помощью разных цветов выделяются слова «всё понятно», «почти всё понятно», «50х50», «кое-что понятно», «ничего не понятно»

Современные исследования показали, что человеческий мозг усваивает лучше информацию тогда, когда она представлена в виде определенной модели, схемы, ассоциации.

«Ассоциативная схема»

Построение схемы зависит от возраста обучающихся. Для старшего и среднего возрастов подходят схемы с использованием геометрических фигур и стрелок, отражающих отношения понятий. Младшим школьников для лучшего восприятия можно предлагать главное слово (понятие) в виде рисунка и «лучиками» родственных слов

Данный способ работы позволяет погрузиться вглубь содержания изучаемого материала, а также формировать универсальные учебные действия работы с информацией

«Диалог Ривина»

Диалог предусматривает работу с тексом и изучение его абзацами. Чтобы выделить главную мысль каждого абзаца, работа ведётся по специальному алгоритму.

Рефлексия

Обнародование личной позиции, соотнесение её с мнениями других людей.

Данный вид работы не требует высказывания собственной позиции перед аудиторией. Процесс самоанализа облегчается, так как многие учащиеся испытывают затруднения при публичных

«Устная рефлексия»

Ученику предлагается начать высказывание со слов: На уроке я...

узнал..., понял..., научился..., на следующем занятии я хочу.»..

«Цветная феерия»

Каждый цвет соответствует определенному итогу занятия. Например, жёлтый «я всё понял», зелёный «были затруднения», красный «материал оказался для меня очень трудным» и т. д.

Вышеперечисленные методы и приёмы работы подходят для использования как на начальной ступени образования, так и в средней и старшей школах. Каждому педагогу важно помнить, что какой бы не был востребованный способ работы, успех обучения зависит от правильного соотношения индивидуальных особенностей учащихся, содержания образования и позиции педагога в учебно-воспитательном процессе.

Литература:

1.                 Деятельностный подход в обучении [Электронный ресурс]. — URL: http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/01_02_01_00.htm (дата обращения: 12.12.2013).

2.                 Пидкасистый П. И. Педагогика. учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 375 с.

3.                 Садкина В. И. 101 педагогическая идея: как создать урок. — М. — 2014. — 87 с.

Основные термины (генерируются автоматически): способ работы, Ученик, педагог, слово, учащийся.

moluch.ru

Эффективные методы и приемы работы с информацией часть 2

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №7 имени В.И. Ефремовой» г. Усинска

Эффективные

методы и приемы

работы

с информацией

(из опыта работы)

Джармокова Софият Мухамед-Аминовна,

учитель начальных классов

г. Усинск

2017 г.

Эффективные методы и приемы работы с информацией

“Мы слишком часто даем детям ответы,

которые надо выучить, а не ставим передними проблемы,

которые надо решить”.

Роджер Левин

В современном обществе постоянно увеличивается объем информации и скорость ее потоков. В связи с этим, особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, поиском, обработкой и передачей информации. Это требование времени, требование возникшего нового информационного общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что "в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно познавательных текстов, инструкций. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы"

В Примерной общеобразовательной программе (ООП) НОО выделен раздел "Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)". Этот раздел самостоятелен и равноправен со всеми другими разделами программы.

Особенно актуальна проблема формирования и развития информационной компетенции в начальной школе, поскольку отвечает основным задачам становления и развития личности ребенка. Умение школьника работать с информацией, рассматривается, как универсальное учебное действие, и представляется, как общеучебное умение.

Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. С одной стороны, расширилось образовательное пространство, с другой – ученик не может рационально и грамотно выполнить работу, не владея системно необходимыми навыками и умениями.

На сегодняшний день в школе, в начальных классах встает острая проблема: дети, читая задания самостоятельно или выслушав учителя читающего им, не умеют работать с текстом задания. Часто приходится им «разжевывать», задавать наводящие вопросы. Дети затрудняются в постановке вопросов к прочитанному тексту, составлении задач по кратким схемам или таблицам. Отсюда вывод, что неумение работать с текстом на уроках в начальных классах – это проблема, стоящая во главе обучения в дальнейшем.

Поэтому мы, как учителя, которые видим свое назначение в том, чтобы создать условия конкретному ребенку для свободного саморазвития, осознаем важность такой проблемы: «Как научить школьников самостоятельно работать с информацией».

Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником, который сегодня является не только источником информации, но и средством организации образовательной деятельности учащихся. На страницах учебника изложен изучаемый материал, размещены рисунки, фотографии, схемы, таблицы – всё то, что является необходимой информацией для успешного изучения темы урока. При этом главная роль в работе с учебником в процессе обучения отводится формированию у школьников рационального чтения, умения выделять главное, делать выводы, анализировать, сравнивать, формулировать и задавать вопросы, используя наряду с учебником дополнительные источники информации.

infourok.ru

Выступление из опыта работы "Работа с информацией на уроках в начальных классах"

Работа с информацией во 2 классе

Из опыта работы

Петрокина А.В.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3 г. Амурска

Для современной жизни недостаточно того багажа знаний, который накопят наши ученики за годы обучения. Ведь из того, что они знают сегодня, лишь 10–15% будет актуально завтра. Чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь находить источники информации, работать с ней, оценивать её.

Необходимость формирования умения работать с информацией отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В Примерных образовательных программах начального образования рассматривается процесс формирования информационной грамотности.

Примерная программа, предполагающая формирование умений работать с информацией, включает четыре уровня работы с текстом:

-поиск информации и понимание прочитанного;

- преобразование и интерпретация информации;

- применение и представление информации;

- оценка информации.

Все данные умения относятся к информационной грамотности и применяются не только к текстовой информации, но и к информации, представленной в любом другом виде.

Рассмотрим формирование умения работать с информацией на примере урока окружающего мира во 2 классе по теме "Погода и климат".

Источники получения информации на данном уроке были разнообразны:

- карточки с текстом описанием погоды в разные времена года;

- текст и таблица в учебнике на стр 74;

- устная речь учителя - это загадки о явлениях погоды для разгадывания кроссворда и загадки о географических объектах для составления маршрута путешествия.

Информацию на уроке дети добывали из определенных источников: учебник (стр 74), карточка с тексом – описанием, устная речь учителя, её не надо было искать в справочниках и словарях или определять её местонахождения.

Поиск информации и ее понимание осуществлялись на данном уроке при работе с текстом-описанием погоды в разное время года. Ученикам необходимо было выбрать нужную информацию в полном объеме для использования ее при заполнении таблицы в определенном (строгом) порядке.

При работе с таблицей необходимо было понять знаковую запись (запись символами) описания погоды, что невозможно выполнить без умения перекодирования выбранной информации.

С целью понимания информации мы учились читать и заполнять таблицу с описанием погоды в дневниках наблюдений. Для развития умения работать с таблицей, я использовала такие вопросы:

-как называется таблица; почему;

-какую информацию из нее можно извлечь;

-какая информация представлена в столбцах, в строках;

-назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;

-что представлено в столбцах, в строках (прочитай «входные» ячейки).

При работе с текстовой информацией, также использую вопросы на понимание:

- выдели основные понятия;

- найди данные

- спроси, что непонятно и др.

На уроке ученики учились преобразовывать информацию (из текста в таблицу, из таблицы в текст), пересказывать полученную информацию, заполнять таблицу в строгом порядке. Во время работы с текстом-описанием погоды в разное время года ученикам необходимо было выбрать нужную информацию (словесную) по заданию учителя и преобразовать её в знаково-символическую информацию. И, наоборот, при работе с таблицей учебника (описание погоды) понадобилось преобразовать информацию символов в текстовую (словесную) информацию с описанием погоды. На этапе путешествия по тепловым поясам необходимо было узнать географический объект и определить его местоположение и проложить маршрут в нужном направлении, т.е преобразование словесной информации в схематическую.

Применение и представление информации.

Получив и преобразовав информацию из текста-описания погоды, ученики заполнили таблицу в заданном порядке, указав температуру воздуха, осадки, силу ветра.

Благодаря полученной информации из текста учебника и сравнительному анализу двух таблиц, ученики смогли сделать вывод о том, почему отличаются описания времен года в одно и тоже время и предположить формулировку определения "климат".

Понимание содержания информации помогло ученикам правильно проложить маршрут путешествия и выбрать необходимую одежду для путешественников.

На уроке ребята учились определять достоверность информации. При сопоставлении данных о погоде в таблице, ученики выдвигали и доказывали предположения о расположении времен года в таблице. Они опирались на описанные явления (температура, осадки, сила ветра) и личный опыт. Во время дискуссии безошибочно были определены времена года зима и лето (в опоре на температурные показатели), сложнее было определить весну и осень из-за небольшой разницы в температурах в эти времена года (пришлось снова обратиться к текстам-описаниям погоды и пропущенной информации о листопаде и появлении проталин).

Таблицу, составленную на уроке окружающего мира, я использовала для работы на других уроках.

На уроке Математики совершенствали вычислительные навыки в опоре на данную таблицу.

Дети получают задания вида:

-Найти сумму температур самого холодного и самого жаркого времен года.

-Посчитать, на сколько температура летом больше температуры весной.

-Найти разницу температур осенью и весной.

Дается задание составить задачу в опоре на данные таблицы. (Температура весной +5, а температура летом +22. На сколько градусов летний день жарче весеннего?)

На уроке Русского языка так же обращается к таблице на доске:

-Запиши названия времен года, назови и подчеркни орфограммы.

-Выполни звуко-буквенный анализ слова, в котором букв больше, чем звуков.(осень)

-Образуй и запиши однокоренные слова к слову «зима» так, чтобы они обозначали предмет, признак предмета, действие предмета (зимушка, зимний, зимовье, перезимовать).

-Разгадай ребус и запомни правописание словарного слова (в/ Е/ тер, ветер).

-Вспомни и запиши пословицу (Лето - припасиха, зима - подбериха. Весна красна цветами, а осень - плодами.) и т.д.

На уроке литературного чтения при изучении произведения Джани Родари "Чипполино", дети получили задание:

Выбрать строку, которая отражает климат страну, в которой происходит событие. Добавить в пересказ описание погоды в этот день (добавить показания температуры) и предположить - могло ли это событие произойти у нас в городе.

Стр. 155 "К трем часам дня солнце стало припекать так, что даже камни на улице вспотели."

Информационную грамотность я формирую на каждом уроке, не жалея времени и сил на формирование этого умения.

Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В том числе это касается и того, как мы научим младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно оформлять и представлять отобранный материал, то есть речь идёт об информационной компетентности учеников.

infourok.ru

Статья «Организация работы с информацией в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

«Организация работы с информацией в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

«Организация работы с информацией в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Информационная компетентность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Другими словами, информационная компетентность – это свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом).

В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не потеряться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: навык поиска, анализа, обработки, хранения, использования и применения информации в максимально рациональной форме. Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому что первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что в «результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией».

Умение работать с информацией – это универсальное учебное действие, необходимое не только на уроках информатики, но и на уроках по всем остальным предметам начиная с первого класса. Очевидно, что формировать универсальные учебные действия учителю предстоит не только в урочной, но и во внеурочной деятельности в большей степени на предметном материале.

Сформированные умения применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов (при работе над проектами), а именно: заданий с неполными исходными данными, требующих поиска дополнительных сведений в различных источниках; в которых ученик:

  • должен сделать самостоятельный вывод на основе сообщаемых сведений;

  • должен выполнить реферирование или конспектирование каких-либо источников информации;

  • имеет дело с двумя или более способами организации информации;

  • должен представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения (данные) в двух или более видах; предполагающих выполнение тех или иных самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации.

Содержание действий с информацией в начальной школе представлено тремя группами учебных действий (умений), характеризующих информационную деятельность младших школьников:

    1. Поиск, селекция, фиксация информации, что предполагает умение находить информацию по заданному основанию, существенным признакам, представленную в явном и неявном виде, проводить селекцию найденной информации, фиксировать информацию разными способами: словесно, в виде таблицы, рисованной схемы, графически и т.д.

    2. Преобразование, интерпретация и применение информации, что предполагает умение упорядочивать информацию по заданному или самостоятельно выбранному основанию, сравнивать между собой объекты, понимать инструкцию к выполнению задания, представленную разными способами (словесно, в виде таблицы, рисованной схемы), устанавливать простые связи, делать предположения и элементарные выводы, основываясь на личном опыте, находить аргументы, подтверждающие выводы, сопоставлять и обобщать информацию, отвечать на поставленные в задаче вопросы.

    3. Оценка достоверности информации, что предполагает умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения, на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, представленной в разных видах, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

Рассмотрим и выполним несколько видов задач при работе с информацией:

      1. Задачи на поиск, получение, селекцию, фиксацию информации .

Какие птицы спрятались на дереве?

крякря

карудодкар

тетеревжужужу

туктукдятелтуктук

капсиницакап

кукуласточкакуку

жстриж

и

в

орёл

л

г

а

На дереве спрятались названия птиц. Найди их.

Найденные на дереве названия птиц выдели цветом.

Сколько птиц спряталось на дереве? Напиши.__________________

Нарисуй своё дерево. Спрячь на нём названия животных.

Попроси соседа по парте найти названия загаданных тобой животных.

Условные знаки в быту

Рассмотри знаки.

Расскажи. Видел ли ты эти знаки на ярлычке* одежды?

Подумай. Для чего нужны символы на ярлычках одежды?

Подумай. Какие из этих знаков запрещают что-то делать? Отметь их красным карандашом. Как ты догадался?

Расскажи. Что обозначает каждый из этих значков?

hello_html_m609ef1a1.jpghello_html_m627c4054.jpg

hello_html_44541f54.jpg

hello_html_6689175e.jpghello_html_4c6a1239.jpg

Рассмотри ярлычки своей одежды. Какие условные обозначения есть на ярлычках твоей одежды?

Определи. Как рекомендуется ухаживать за каждой вещью? Расскажи об этом маме.

* Ярлычок – это маленький листок с информацией об одежде с указание рекомендацией по уходу за ней.

Чайнворд* «Математика»

Разгадай чайнворд.

10

11

5

4

1

2

12

3

6

8

7

  1. Самое маленькое трёхзначное число.

  2. Часть прямой линии, ограниченная двумя точками.

  3. Геометрическая фигура с равными сторонами и прямыми углами.

  4. Геометрическая фигура с тремя углами и сторонами.

  5. Помещение для занятия математикой.

  6. Математическое действие.

  7. Наименьшая отметка в школе.

  8. Часть математики, наука о числах.

  9. Древнегреческий учёный - математик.

  10. Две сотни.

  11. Цифры на почтовом конверте.

  12. Результат сложения.

* Чайнворд – разновидность кроссворда. Слова в чайнворде никогда не пересекаются, а идут последовательно одно за другим. Причём важно, что последняя буква предыдущего слова является первой буквой следующего слова.

Работа над домашним заданием.

Реши задачу.

Дети выполняли домашнее задание по русскому языку. Саша писал сочинение 3660 с, Маша – 65 мин, Наташа – 1 час, а Паша – 1 урок.

Построй диаграмму продолжительности работы над сочинением каждого из детей.

Запиши имя ребёнка, который быстрее остальных справился с

работой. _______________________________________

Запиши информацию, которую необходимо уточнить для решения этой задачи. __________________________________________________________________

  1. Задачи на преобразование, интерпретацию и применение информации.

Шифровка

Рассмотри таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

К

У

Г

Ш

З

Я

Ф

А

О

Ж

С

Л

Р

Д

Расшифруй слово, используя ключ к разгадке.

6 ☺, 1☺, 7 ☺, 2 ☼,

3 ☼, 1☺.

Запиши слово, которое у тебя получилось. _________________

Запиши. Из скольких цветов состоит радуга? _______________

Какие слова по порядку нужно вспомнить, чтобы не ошибиться в написании цветов радуги?

Нарисуй радугу.

Найди в таблице 7 букв, на которые начинаются названия цветов

радуги.

Зашифруй эти буквы в виде цифрового кода.

_______________________________________________________

Рассмотри таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

В

Д

К

Л

М

Н

Ш

А

О

Е

Я

У

Ю

С

Зашифруй несколько слов, используя ключ к разгадке.

Попроси своего соседа по парте расшифровать слова.

______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Какие буквы чаще встречаются в тексте?

Подумай. Какие буквы чаще встречаются в тексте: гласные или согласные?

Прочитай высказывания. Отметь знаком высказывание, с которым ты согласен.

Чаще встречаются гласные.

Чаще встречаются согласные.

Проведи проверку.

Прочитай стихотворение А.Барто «Слон»:

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

Посчитай в стихотворении все гласные буквы и все согласные и запиши

результат в таблицу.

Подтвердилось ли твоё предположение? Напиши._________________________

Сделай вывод.

В стихотворном тексте чаще встречаются ____________________________________________________

Информационные знаки

Вспомни. Где пешеходы должны переходить улицу?

Подумай. Запрещающие или информирующие эти знаки?

Объясни. Почему ты так решил?

Рассмотри знаки.

Сравни. Чем похожи эти знаки? Чем они различаются? Расскажи.

hello_html_m22ede611.gifhello_html_42673be3.jpghello_html_2b92c3de.jpg

_________ __________ ________

Под каждым знаком напиши название пешеходного перехода, который этот знак

обозначает. Докажи. Почему опасно путать эти знаки?

Задачи на движение.

Прочитай задачи.

Подумай. Можно ли их сразу решить? Подчеркни. Да. Нет.

Составь к каждой задаче схему.

Задача 1.

Мотоциклист и велосипедист выехали одновременно из одного посёлка в другой. Мотоциклист ехал со скоростью 60 км/ч и добрался до пункта назначения за 30 минут. Сколько времени потребуется велосипедисту, если его скорость всего

15 км/ч?

Схема.

Задача 2.

Велосипедист и пешеход одновременно отправились из одного посёлка в другой. Велосипедист ехал со скоростью 15 км/ч и первым добрался до пункта назначения за 1 час. Через сколько времени в посёлок придёт пешеход?

Схема.

Письменно ответь на вопросы.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Дополни задачу недостающими сведениями и реши её.

  1. Задачи на оценку достоверности информации.

Составь текст

Прочитай предложения.

□ Вдруг Никита увидел след собаки.

□ Он показывал следы своему внуку Никите.

□ Дедушка Емеля знал все лесные тайны.

□ Спасибо дедушке за науку!

□ По нему ребята вышли к жилью.

□ Дед находил лисьи, волчьи, заячьи следы.

□ Однажды Никита и его друзья шли домой через лес и заблудились.

Подумай. Можно ли сказать, что это связный текст?

Восстанови последовательность действий в тексте. Первое предложение уже найдено. Возле него стоит цифра 1.

Прочитай получившийся текст.

Озаглавь рассказ, который у тебя получился.

Напиши своё название.________________________________________

Неизвестный гриб

Саша и Маша нашли в лесу незнакомый гриб и принесли его домой.

hello_html_m65252ced.jpg

Подумай. Какую книгу должны взять дети, чтобы узнать название гриба?

Отметь нужную книгу знаком

□ Орфографический словарь.

□ Толковый словарь.

□ Энциклопедия о животных.

□ Атлас – определитель.

□ Атлас карт.

□ Кулинарная книга.

Подумай. По какому признаку ты будешь искать нужную информацию в орфографическом словаре?

Отметь знаком эт этот признак.

□ Внешний вид.

□ Место нахождения.

□ Название по алфавиту.

□ Название по способу приготовления блюд.

Перевёртыши.

Прочитай правила игры.

Перевёртыши – это забавная игра. Игроку даётся фраза. Он должен к каждому слову

фразы подобрать слово с противоположным значением. В итоге игры получится

известная пословица или поговорка.

Например. Большой пальме жарко летом.

Подбираем слова с противоположным значением.

Большая – маленькая.

Пальма – сосна, ель, ёлка, ёлочка.

Жарко – холодно.

Зимой – летом.

Получилась фраза: Маленькой ёлочке холодно зимой.

Планеты солнечной системы

Рассмотри таблицу.

Подумай. По какому принципу расположены в таблице названия планет Солнечной системы? Запиши ответ.

_________________________________________________________________

Планеты

Солнечной

системы

Среднее

расстояние

от солнца

(в млн км)

Температура

(0С)

Номер

планеты

Солнечной

системы

Венера

108,2

+460

Земля

149,6

- 80…+70

3

Марс

227,9

-140…+20

Меркурий

58

-184…+465

Нептун

4498,3

-218

Сатурн

1426,7

-175

Уран

2871

-224

Юпитер

778,4

-145..+21

Прочитай ряды названия планет.

Подумай. В каком ряду перечислены только те планеты Солнечной системы, которые находятся от Солнца дальше, чем Земля?

Отметь знаком свой ответ.

□ Венера, Юпитер, Уран.

□ Марс, Меркурий, Сатурн.

□ Сатурн, Луна, Юпитер.

□ Уран, Нептун, Марс.

Учёные называют нашу планету третьей планетой в Солнечной системе.

Подумай. Информация какого столбца таблицы поможет тебе расставить номера других планет?

Заполни последний столбец таблицы.

Итак, в данном выступлении я попыталась представить различные задачи в виде вопросов, игр, других нестандартных заданий, направленных на формирование и развитие информационных учебных действий. Главным критерием для выбора перечисленных задач является их доступность для детей определённого возраста.

Учебная деятельность является ведущей у детей начальной школы. Из всех школьников только дети этого возраста наиболее мотивированы на учёбу. Задача учителя – не упустить этот период, а максимально использовать его для формирования у детей умения учиться.

Задача начальной школы – развить интеллект ребёнка до уровня понимания причинно-следственных связей. Именно в начальной школе интеллект ребёнка развивается так интенсивно, как ни в какое другое время.

Развитие младшего школьника – очень сложный психологический процесс. Главная задача возраста – постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из которых останутся неизменными на протяжении всей жизни человека.

infourok.ru

Формирование навыка работы с информацией на основе художественного текста через использование приемов и методов технологии развития критического мышления у младших школьников

Разделы: Начальная школа

Согласно стандартам 2-го поколения впервые в практику работы начальной школы вводится межпредметная программа “Чтение: работа с информацией”. Данная программа состоит из четырёх разделов: “Получение, поиск и фиксация информации”, “Понимание и преобразование информации”, “Применение и представление информации” и “Оценка достоверности получаемой информации”. Это значит, что чтение из цели обучения становится базовым навыком для дальнейшего образования.

Сегодня наша задача, как учителей, заключается не столько в формировании у школьников навыка чтения, сколько в обеспечении возможностей для становления умений работать с информацией, как показателем общего развития личности. Работая с детьми, мы видим, что часто они воспринимают изображённое неточно и даже неверно. Многие ребята ещё не могут находить информацию в тексте, заданную в явном и неявном виде. Им сложно высказывать свою точку зрения о прочитанном, определять тему и главную мысль текста.

Поэтому, проблему получения, понимания и применения информации мы поставили на первое место. От уровня сформированности данных умений зависит дальнейшее успешное обучение ребёнка.

Целью нашей работы является: изучение влияния использования приёмов и методов технологии развития критического мышления на формирование у младших школьников универсального учебного действия – работа с информацией при работе с художественным текстом.

Для реализации поставленной цели была изучена методическая литература и передовой опыт использования современных технологий обучения. Нам показался интересным опыт работы педагогов начальной школы Иркутской области. В результате проведённой работы мы пришли к выводу: “Технология развития критического мышления через чтение и письмо” (ТРКМЧП) обеспечивает:

  1. формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, “отсеивать” второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
  2. стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

На основе вышесказанного, мы решили в традиционную систему обучения в комплект “Школа России” внедрить приёмы и методы технологии развития критического мышления. Что способствовало формированию умения работать с информацией, поддержанию интереса к обучению, а также учёту личностного опыта учащихся и стремлению к творчеству.

Авторы технологии – американские учёные и преподаватели Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. В России она появилась в 1997 году. Разные исследователи вкладывают в понятие “критическое мышление” разный смысл. Например, Д. Клустер в статье “Что такое критическое мышление?” предлагает такое определение [5]: “Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю”. С точки зрения психологии [2] , критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд). Мы склонны к объяснению, данному И.О. Загашевым и С. И. Заир-Беком [2] – “…это мышление оценочное, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт”. Тем самым, через систему конкретных методических стратегий и приёмов, мы формируем следующие умения:

  • работать с увеличивающимся потоком информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • вырабатывать собственное мнение;
  • точно и полно выражать свои мысли;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать мнение других;
  • сотрудничать и работать в группе;
  • решать собственные и социально значимые проблемы.

В основе принятой нами технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

1. Начало урока – это стадия “вызова”, во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме. Приёмы стадии вызова задают тон урока – поисковый, диалоговый, помогают заинтересовать учеников, сформулировать цели работы. Здесь важным для нас является правило: “Любое мнение учащихся ценно”.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Иногда этот приём называют “наглядным мозговым штурмом”.

Наиболее эффективен и продуктивен, на наш взгляд, на данной стадии приём “Кластер”. Понятие “кластер” переводится как “гроздь, пучок”. Суть приёма – представление информации в графическом оформлении. Вообще, кластер – универсальный приём. Он отлично подходит для любой ста– дии урока.

2. Главными задачами второй фазы – фазы осмысления – является активное получение новой информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Наша главная задача в процессе реализации стадии осмысления, состоит в поддержании активности учащихся и их интереса. И здесь нами используется метод активного чтения “Чтение с остановками”, приём “Дерево предсказаний”. Подробнее остановимся на приёме “Сводная таблица”.

Тема 1 Тема 2 Линии сравнения Тема 3 Тема 4

Основной смысл использования приёма заключается в том, что “линии сравнения” формулируют сами ученики. Для этого предлагаем вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно “линий”. Затем просим определить наиболее важные. “Важность” необходимо аргументировать.

3. Стадия рефлексии – это стадия размышления. Она необходима для анализа учащимися своего процесса учения. Ученик активно переосмысливает собственные представления с учётом вновь приобретённых знаний. На данной стадии крайне важен живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять её. С этой целью, нами используется приём “Синквейн” – это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

  • 1 строка – Тема – 1 слово (имя существительное).
  • 2 строка – Описание темы – 2 слова (имя прилагательное).
  • 3 строка – Описание действия – 3 слова (глагол).
  • 4 строка – Отношение к теме – фраза из 4-х слов (предложение, цитата).
  • 5 строка – Суть темы – 1 слово (синоним).

Применяя данный приём, мы сделали вывод: не всегда требуется придерживаться такого чёткого соблюдения правил написания стихотворения. Иногда ученику достаточно использовать в третьей строке 2 слова. При обучении написанию синквейна для выражения чувства в четвёртой строке ребёнок может использовать 1–2 слова.

В ходе использования технологии нами ведется мониторинг влияния методов и приемов технологии развития критического мышления на формирование навыков работы с текстом. За основу были взяты следующие критерии: уровень восприятия художественного произведения, уровень сформированности навыка осознанного чтения; применение навыков критического мышления в жизни. В качестве диагностического инструментария были выбраны диагностики, предложенные учителями г. Усть-Илимска [7]:

  • Диагностика уровня восприятия художественного текста;
  • Диагностика уровня сформированности навыка осознанного чтения;
  • Участие во внеклассной работе.

С целью выявления уровня восприятия художественного произведения младшими школьниками использовалась диагностика, которая решала задачи выявления умения отвечать на поставленные вопросы и умения ставить вопросы к тексту произведения.

Учащимся предлагалось письменно ответить на вопросы, затрагивающие разные стороны читательского восприятия. Экспериментальной группой явились ребята 3 класса МОУ “Криволукская СОШ”, где используется технология критического мышления; контрольной группой – ученики МОУ “Старокавдыкская СОШ”, где такая технология в обучении не применяется.

Читательское восприятие предполагает оценку уровня ряда умений: умение оценивать героев произведения, умение размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, умение видеть динамику эмоций, осваивать идею произведения. Ответы учащихся на каждый из вопросов позволяют судить о степени развития конкретного умения.

Результаты диагностики представлены в Диаграмме 1, они говорят:

  • о достаточно развитом у учащихся умении давать оценку героям произведения, высказывать суждения о персонажах;
  • способности учащихся определять последствия поступков персонажей произведения;
  • наиболее сложным для некоторых ребят является выделение и понимание главной мысли произведения.

Диаграмма 1.

Уровень восприятия художественного произведения (в %)

Определение уровня восприятия включает в себя не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и способность учащихся самим задавать вопросы к тексту.

Поэтому, прежде чем сделать окончательный вывод, необходимо установить, насколько успешно учащиеся справляются с этим заданием. После двукратного прочтения текста учащимся было предложено поставить 5 вопросов. Анализ полученных результатов сведён в Диаграмму 2.

Диаграмма 2.

Уровень восприятия художественного произведения (в %)

По данным исследования можно сделать вывод: большинству учащихся контрольной группы сложно полноценно воспринимать текст художественного произведения. Большую долю вопросов составляют вопросы на воспроизведение событий.

В декабре 2009 года учащимся 4 класса были предложены тестовые задания по чтению с целью определения уровня сформированности навыка осознанного чтения. Проверка включала в себя следующие параметры:

  1. степень извлечения фактической информации, т. е. информации, заданной в явном виде;
  2. степени извлечения информации, содержащейся в тексте в неявном виде, проверка умения формулировать выводы на основе явной и скрытой информации;
  3. проверка степени извлечения концептуальной информации, умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию, понимать основную мысль текста.

Результаты работы показали, что 71% учащихся экспериментального класса справились с заданиями на высоком и достаточном уровнях. В контрольном классе эта цифра равнялась 57 %.

Одним из показателей развития критического мышления, на наш взгляд, является результативность участия ребят во внеклассной и исследовательской работе, в творческой деятельности. Эффективность применения приёмов и методов технологии представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Эффективность применения приёмов и методов ТРКМ в работе с детьми.

Наименование конкурса Учебный год Результативность участия
Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ “Портфолио” 2008–2009г. Мясников Григорий, Мясникова Александра – дипломы участников.
Областной конкурс исследовательских и творческих работ Креатив-фестиваль “Надежда” 2008–2009г. Мясникова Александра – сертификат участника
Районная научно-практическая конференция “Первый доклад” 2008–2009г. Сергеева Диана – 1-е место. Лукашенко Елена – 2-е место. Федюк Ксения – 3-е место.
Районная олимпиада младших школьников
  • русский язык
  • литературное чтение
2009–2010г. Мясникова Александра – 2 место; Натальчук Наталья – 3 место

В результате применения технологии развития критического мышления мы убедились в её эффективности. Наши выводы изображены в схеме 1.

Схема 1.

Эффективность применения “Технологии развития критического мышления через чтение и письмо”

Таким образом, использование технологии развития критического мышления позволяет эффективно решать актуальные педагогические задачи, связанные с переходом на Стандарты второго поколения. Чтение рассматривается как универсальное учебное действие, от успешности формирования которого зависит дальнейшее обучение ребёнка и развитие его личности.

Литература.

  1. Алексеева Л. Л., С. В. Анащенкова С. В., Биболетова М. З. и др., Планируемые результаты начального общего образования , под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Браус Дж.А., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах: Пер. с англ. NAAEE, 1994
  3. Загашев И. О., С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003. – 284 с
  4. Загашев И. О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В., Учим детей мыслить критически: пособие для учителя – СПб: Альянс “Дельта”, 2003. 192 с.
  5. Загашев И. О., Умение задавать вопросы // “Перемена” – 2001, № 4. – С. 12–13.
  6. Клустер Д., Что такое критическое мышление?// “Перемена” – 2001, № 4 – С. 5–7.
  7. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001 – 544 с.
  8. Ларина Н. Н. Технология развития критического мышления на уроках чтения в начальной школе, 2006.// http://www.it-n.ru
  9. Материалы программы “Методическая лаборатория”, 2009. // www.cerm.ru

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Методы работы с информацией. Преобразование информации учащимися.( личный опыт работы)

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Формирование познавательных УУД, организация работы с разными источниками информации.Преобразование информации из одной формы в другую.Подготовила к педсоветуучитель химии и биологии Кравченя Л.Ю.28 марта 2017г. Проблема!!!1.современные дети мало читают, что приводит к обедненному словарному запасу, неумению правильно и четко выразить свои мысли2. не умеют читать, а значит не могут работать с большим объемом информации, где есть не только информация справочного характера, но и рассуждения, логика, доказательства Нужно научить самих обучающихся добывать информацию и уметь ее использовать. Для этого необходимо применять самые различные методы и формы обучения. Но все они должны  основываться на принципах научности, доступности, связи с жизнью, систематичности и последовательности, доступности и наглядности, сознательности и активности учащихся. Метапредметные результаты Регулятивные УУДСоставлять план решения проблемы, работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки Коммуникативные УУДСамостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группеПознавательные УУДАнализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, преобразовывать информацию из одного вида в другой

Составление таблиц{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ОрганСтроение органаФункции{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Признак для сравненияУгарный газУглекислый газ Кроссворды Составляем и решаем кроссвордыВопросы к кроссворду Составление кластеракартофелькедрландышлипаактинии !!!водорослисмородинацарство РАСТЕНИЯ “Составление опорных схем ” отделМОХОВИДНЫЕотделПОКРЫТОСЕМЕННЫЕотделГОЛОСЕМЕННЫЕ отдел ВОДОРОСЛИклассДВУДОЛЬНЫЕклассОДНОДОЛЬНЫЕсемействоПАСЛЕНОВЫЕ Составить рассказ по схеме Составить рассказ по рисунку Назовите часть скелета? «Рыбья кость»(фишбоун) =«елочка» 1.Охота 1. истреблены тур, тарпан, дронт 2.Вырубка леса 2. исчезают леса в Европе 3.Загрязнение 3. работа фабрик, окружающей разлив нефти, среды сжигание мусора Вымирание видовНадо беречь природу, защищать её СинквейнПравила составления синквейна:В синквейне 5 строк-– понятие (слово)– прилагательное (два слова)– глаголы (три слова)– предложение (из четырех слов)– существительное (одно слово) 1. Чарльз Дарвин2. Трудолюбивый, обстоятельный3.Путешествовал, наблюдал, анализировал4. Выяснил причины эволюции живого5. Гений

Работа с графиками Установление причинно-следственных связей «Цепочка» «Матрешка»Организменный Ромашка Блума {284E427A-3D55-4303-BF80-6455036E1DE7}Воспроизведение Простые Кто? Когда? Где? Как? Понимание Уточняющие Правильно ли я понял..? Применение Практические Как можно применить..? Что можно сделать из..? Анализ Интерпретационные Почему? Синтез Творческие вопросы Что будет, если..? Оценка Оценочные Как вы относитесь ?  “Ромашка Блума”1.Что такое бактерии?Когда они появились на Земле?Что первым появилось на нашей Земле благодаря бактериям?6. Как можно применить бактерии в быту (у себя дома)?2.Если я правильно поняла, то бактерии помогают людям получать простоквашу?Ты говоришь, что бактерии обеспечивают плодородие почвы?4. Что произошло бы с природой(человеком), если бы бактерий не было

schoolfiles.net

Осваиваем новые способы работы с информацией

Как важно научить детей вдумчиво читать, анализировать прочитанное, делать выводы знает каждый. ФГОС НОО настойчиво рекомендует формировать информационную культуру младших школьников. Стандарт предлагает проводить работу с информацией в четырёх направлениях:1) получение, поиск и фиксация информации;2) понимание и преобразование информации;3) применение и представление информации;4) оценка достоверности полученной информации.Да, понимаем, но часто не знаем как сделать, чтобы дети, действительно, понимали о чём читают, что нужно читать и думать  - это важно, чтобы любили читать, чтобы были жадными до знаний.Я, как и многие, в поиске. Исходя из своих средств и возможностей.

Вчера мы познакомились с новым словом "инфографика", а уже сегодня на уроке окружающего мира попытались самостоятельно изучить тему "Органы пищеварения" и представить полученную из различных источников информацию в виде инфографики классу. 

Мне захотелось ещё раз сказать вам, ребята, спасибо за отличную работу и поделиться с родителями, с учителями и детьми из других школ нашим опытом.

1. Для успешной работы мы объединились в 3 группы. Не зря говорят, одна голова хорошо, а 2 (тем более 5-7) лучше.

2. Источники информации. Имея в классе всего один компьютер с выходом в интернет, наши возможности были несколько ограничены, но мы обошлись. 

Использовались учебники окружающего мира (автор О.Т. Поглазова), детские энциклопедии (принесли дети), раздаточный материал (подготовила сама текстовый и графический материал по теме "Органы пищеварения").

 3. Распределили подтемы для изучения по группам: 

- Для чего нужно питаться.

- Как организм переваривает пищу.

- Как беречь пищеварительную систему.

4. Изучив материалы учебника, представители от каждой группы отобрали необходимую для себя информацию из раздаточного материала. При этом картинки, можно было вырезать, раскрашивать, использовать для создания своей инфографики (в технике коллажа).

5. Процесс совместной работы над переводом текстовой информации в графическую оказался самым интересным. Каждый выбрал себе занятие по душе: рисовали, вырезали, раскрашивали, сокращали информацию и записывали кратко. Кроме того, обсуждали, спорили, выясняли, доказывали, исправляли, уточняли.

6. На заключительном этапе каждая группа представила результаты своей работы и поделилась своими открытиями. Слушатели с удовольствием задавали уточняющие вопросы и получали на них обоснованные ответы.

7. Разобрали ошибки (где-то получилось мелко написано, где-то не очень аккуратно, нет структуры; кто-то не обдумал своё выступление), оценили работу: и дети, которые выполняли, и я, которая всё это придумала :) (что получилось, что нет, насколько хорошо поработали, что нужно учесть в следующий раз).

Итог. Такая форма изучения нового материала заняла у нас полтора урока (вместо одного), но, думаю, для первого раза это простительно, зато какой результат!

Для чего нужно питаться

Как организм переваривает пищу

Как беречь пищеварительную систему

Подарите звезду:

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 10 (8 голосов)

www.nachalka.com