«Управление и Оптимизация Производственного Предприятия». Метод фокальных объектов примеры


Метод фокальных объектов

Описание метода:

Случайность помогает появлению неординарных идей, развитие которых может принести решение проблемы. Но ждать случайность долго. Ускорить встречу со случайностью помогает метод фокальных объектов (МФО).

На объект, находящийся в фокусе нашего внимания (отсюда – «фокальный»), переносятся свойства случайно выбранных объектов – существительных.

Выбор случайных объектов происходит, например, так: в открытую наугад страницу книги или газеты тыкается ручкой и выбирается слово рядом с полученной точкой.

Для этого слова (существительного) составляется список всех свойств и характеристик (определений). Затем эти свойства переносятся на фокальный объект, т.е. составляются словосочетания.

Например, фокальный объект – окно. Случайно выбранное слово – погода. Какой бывает погода? Теплая, холодная, ветреная и т.д. Сочетания – теплое окно, холодное окно, ветреное окно.

Каждое словосочетание необходимо осмыслить, представить, т.е. провести мысленный эксперимент, отвечая на вопросы – как это выглядит, как работает, где может применяться. Развитие полученных сочетаний приводит к решению исходной проблемы.

Метод увеличивает количество "озарений", счастливых случаев. Возможна коллективная и индивидуальная работа.

Недостаток в том, что метод не раскрывает суть конфликта, поэтому плохо работает, когда надо улучшить конкретную характеристику.

 

Инструкция

1. В решаемой проблеме определить конфликт, который надо устранить.

2. Выбрать объект, связанный с конфликтом. Он и будет изменяться для устранения конфликта. Он и будет в фокусе внимания.

3. Случайным образом (наугад из словаря или текста) выбрать несколько (3-4) существительных. Это – случайные объекты.

4. Составить список характерных признаков (свойств, функций) случайных объектов (это прилагательные или глаголы), помогая себе вопросами "Какой?", "Где бывает?", "Когда бывает?", "Зачем бывает?". Чем шире и подробнее будут признаки, тем лучше.

5. Перенести (присоединить) собранные признаки случайных объектов на фокальный объект. Получить новые представления о фокальном объекте

6. Развить полученные идеи решений путем ассоциаций

7. Выбрать лучшие идеи, ответив на вопрос – как будет вести себя в конфликте наш новый объект.

Выбрать самые идеальные решения (решения, в которых цель достигается с минимальными изменениями (минимум нежелательных максимум положительных эффектов).

Пример выполнения МФО:

1. Проблема - привлечь детей к чтению.

2. Объект – книга.

3. Стекло, мороженое, утро.

4. Стекло - прозрачное, хрупкое, красивое, цветное, закаленное, осколок, острое;

мороженое - холодное, с вареньем, в стаканчике, с шоколадом, сливочное;

утро - раннее, хмурое, заря, рассвет.

5-6. ПРОЗРАЧНАЯ КНИГА - прозрачные страницы, через первую можно читать вторую... что-то многослойное... нужна фокусировка... похоже на микроскоп с настройкой на разную глубину;

ХОЛОДНАЯ КНИГА - наоборот, теплая, если ты ее читаешь... книга определяет твой характер, отношение к прочитанному... лечит, если читаешь с чувством и вниманием... книга сама уменьшает объем чтения, если чувствует, что читающий усваивает материал;

РАННЯЯ КНИГА - появившаяся раньше, чем нужно... слова, вроде бессмысленные, закладываются заранее... книги нет, чтения не нужно, слова, фразы, знания всплывают в мозгу сами после достижения возраста или прохождения этапа развития человека.

7. Вам судить, что здесь идеально.

 

 

 

alterozoom.com

Метод Фокальных Объектов (МФО)

МФО Метод фокальных объектов (МФО) – это  метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе установления ассоциативных связей со случайными объектами или их признаками.

Метод фокальных объектов впервые был предложен в 1926г. Ф.Кунце, профессором Берлинского университета, который назвал его «методом каталога». Впоследствии этими исследованиями заинтересовался Ч.Вайтинг, американский ученый, который в 1958г. применил термин «фокальные объекты». Название происходит от слова «фокус», так как совершенствуемый объект лежит в фокусе внимания. Подобную технологию предлагает и специалист в области латерального (нетрадиционного) мышления Эдвард де Боно, называя её «случайное слово».

Метод фокальных объектов — замечательное средство преодоления инертности мышления, активизации способности генерировать новые идеи и находить инновационные решения. Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные ответы, поскольку позволяет взглянуть на условия под иным, неочевидным углом зрения.

Алгоритм работы с фокальным объектом:

Действие 1: Выбрать объект для усовершенствования (фокальный объект) Например: кастрюля.

Действие 2: Выбрать 3-5 случайных объектов, «ткнув пальцем в небо» (можно из книжки, словаря, газеты)  Например: окно, кошка, фонарик.

Действие 3: Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов. При выборе признаков объектов желательно исключать типичные значения признаков. Не выбираются для обсуждения признаки размера в значениях «большой – маленький»; признака цвета в значении «белый – черный»; не употребляются такие определения, как «красивый – некрасивый».  Окно — прозрачное, прямоугольное, с форточкой. Кошка — пушистая, ласковая, мяукающая. Фонарик – светящийся, карманный, электрический.

Действие 4: Сложив фокальный объект и особенные свойства, получить новые сочетания и  развить их путем свободных ассоциаций. Кастрюля прозрачная – из термостойкого стекла; кастрюля прямоугольная – кубической формы; кастрюля с форточкой – имеется небольшое закрывающееся отверстие для выхода пара или для помешивания. Кастрюля пушистая – в комплекте термогрелка-чехол для сохранения тепла; кастрюля ласковая – покрытая приятным на ощупь материалом; кастрюля мяукающая – подающая сигнал о конце готовки. Кастрюля светящаяся – со световым индикатором температуры; кастрюля карманная – складывающаяся; кастрюля электрическая – работающая от электричества.

Действие 5: Поразмышлять, чем может быть полезен усовершенствованный объект с его новыми свойствами? Для чего он будет нужен? Зафиксировать все интересные идеи. Некоторые характеристики могут быть скомбинированы для получения более совершенного объекта. Например: электрическая кастрюля, прозрачная, с небольшим отверстием в крышке для выхода пара, имеющая индикатор температуры и подающая сигнал в конце готовки, да еще и с теплоизоляционным чехлом в комплекте – отличный вариант!

Детям можно предлагать задания по МФО с 3 – 3,5 лет, конечно, в упрощенном варианте. Сначала делается подборка словосочетаний, обозначающих объекты с нетипичными признаками. Обсуждается, когда (в каком случае) у объектов бывает такое свойство.

Например: Как, в каком случае, может быть «мыльная машинка»? – Когда машинку моют и она в мыльной пене. Или мыло сделано в форме машинки.

С 4 — 4,5 лет детям предлагается перечислить признаки выбранного наугад одного объекта и поочередно рассмотреть их в сочетании с другим объектом. Обсудить неожиданные сочетания.

Например: карандаш – острый, тонкий, сломанный. Если рассмотреть эти признаки применительно к столу: острый стол – может быть край острым, тонкий стол – сделан из тоненьких реечек, сломанный стол – поставили что-то очень тяжелое, стол и сломался.    

Детям 5-7 лет предлагается рассмотреть свойства 2-3 объектов, а затем сфокусировать их на какой-либо объект.

По итогам обсуждения организуется продуктивная деятельность – рисование, конструирование, лепка, поделка.

С 6 лет можно придумывать усовершенствования для привычных вещей по МФО — это увлекательнейшая игра, которая «раскачает» воображение и ребенка, и взрослого.

Например: как оформить детскую кроватку? Как необычно украсить комнату к празднику? Какой подарок сделать бабушке? И др. 

Метод фокальных объектов замечательно подходит для создания сказочных, фантастических объектов.

Например: создаем сказочный цветок для Снежной Королевы. Для переноса признаков предлагаем приметы Нового года: мандарин, свеча, мишура. Подбираем характеристики: мандарин сочный, яркий, из долек; свеча – горящая, тающая, потрескивающая; мишура – блестящая, длинная, гибкая. Переносим признаки на Цветок: цветок сочный (сделан из воды, которая в царстве Снежной Королевы замерзнет, и получится цветок ледяной – эта характеристика, кстати, перекликается с «цветок тающий»). И так далее, по всем признакам. В конце выбираем наиболее подходящие характеристики: Цветок ледяной, сияющий изнутри, мелодично потрескивающий на морозе, имеющий гибкий длинный стебель (наподобие вьюнка).

Цветок для СК

С подробным примером использования Метода Фокальных Объектов (МФО) можете ознакомиться в статьях «Игра-изобретение по теме «Транспорт»» и «Модернизация УТЮГА«

triz-plus.ru

Использование метода фокальных объектов в проектировании дизайн-объектов

Авторы: Захарова Светлана Викторовна, Панкина Марина Владимировна

Основная особенность федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения – ориентация не на содержание, а на результат образования, выраженный через компетентности специалистов. Компетенция проектирования нового, к сожалению, не выделена среди основных квалификационных характеристик. Но она, безусловно, важна, особенно в подготовке будущих педагогов профессионального образования в области дизайн-образования [1].

Рассматриваемое ниже занятие является одним из практических занятий курса «Основы исследовательской деятельности в дизайне», знакомящего студентов с методами научного и творческого поиска и формирующего у них начальные навыки проектирования дизайн-объектов. Данное занятие посвящено возможностям метода фокальных объектов.

Блок мотивации представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося или как его называют «эффект чуда». Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям, побуждает к поисковой активности, включает учеников в интеллектуальную работу.

Студентам предлагается ответить на вопросы: Что изображено на рисунке? На чём основано данное  утверждение? Каковы различия этих предметов? Какие общие признаки позволяют назвать эти предметы одним словом «стул»?

«Это стул – на нём сидят»

С. Я. Маршак «Кошкин дом»

Вопрос к рисунку 2: А эти объекты являются стульями? Обоснуйте свой ответ?

Эти стулья одновременно с утилитарным значением имеют художественную ценность, являются арт-объектами.

Как вы думаете, почему создатель этих стульев отошел от привычных форм?

Как он проектировал эти предметы? Что послужило толчком для рождения идеи необычного взгляда на привычный предмет?

 

Блок творческого разогрева. А зачем придумывать необычные стулья? Варианты: расширение ассортимента, повышение спроса, поиск новых неординарных идей.

Студентам предлагается «сходу» предложить несколько идей «инноваций» стульев? После 3-5 вариантов, идеи начинают повторяться или разгорается дискуссия о возможности использования предлагаемого варианта в качестве стула.

Создание нового трудная задача. Сегодня на занятии мы познакомимся с одним из методов активизации творческого мышления, который позволит и нам создать большое количество идей необычных стульев.

Теоретический блок. В 1950-х годах Чарльз Вайтинг предложил метод фокальных объектов, метод поиска новых идей путём присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Задача метода – преобразование ассоциативных связей в изменение образа фокального объекта [2].

У нас фокальным объектом является стул, а произвольные объекты вы можете назвать сами.

Рис.3. Случайные объекты: дерево, лампа, змея, радуга

Таким образом, мы выполнили два первых этапа генерирования новых идей методом фокальных объектов:

  1. Выбор фокального объекта (продукта или операции)– стул.
  2. Выбор группы случайных объектов: дерево, лампа, змея, радуга.

Далее нам необходимо составить список признаков случайных объектов.

Проще это сделать, отвечая на вопрос: «Какой?».

И так, Дерево «Какое?»: ветвистое, сучковатое, растущее, живое, зелёное…

Лампа «Какая?»: стеклянная, хрупкая, светящаяся, прозрачная, круглая…

Змея «Какая?»: длинная, гибкая, непрерывная, пёстрая, опасная…

Радуга «Какая?»: разноцветная, яркая, дугообразная, радостная…..

Следующий этапа: генерирование идеи путём присоединения к фокальному объекту признаков выбранных объектов и развитие случайных сочетаний путём свободных ассоциаций.

Представьте стул из необработанных частей дерева или «растущий» стул.

Мысленно создайте висящий, светящийся и прозрачный стул.

А стул, извивающийся как  змея?

И, наконец, стул, изгибающийся дугой или переливающийся всеми цветами как радуга.

Какие новые свойства появятся у таких стульев?

Экспериментальный этап 1. Студентам предлагается разработать проекты стульев, используя ассоциации, связанные с выбранными объектами. На рис.4 некоторые из них.

Рис.4. Примеры работ студентов

Блок интеллектуальной разминки. Студентам предлагается рассмотреть примеры «необычных» стульев, разработанные профессиональными дизайнерами, и назвать ассоциативные связи, вызвавшие у авторов данный образ.

                                                                         Рис.5.Примеры «необычных» стульев

Экспериментальный этап 2.

Студентам предлагается вновь вернуться к созданию проектов стульев, используя собственные ассоциации, связанные с выбранными объектами. Примеры работ на рис. 6.

Рис. 6. Примеры работ студентов

Блок резюме. Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Студенты презентуют свои варианты проектных решений, обсуждают  и оценивают их. Это позволит обеспечить обратную и предусматривает качественную и эмоциональную оценку студентами занятия и задания.

Подводя итоги занятия преподаватель обращает внимание студентов на то, что большинство предложенных стульев биоморфны, т.е их формы повторяют формы природных объектов, что созвучно современному направлению развития дизайна – экологическому дизайну [3].

 

Ссылки на источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (степень "бакалавр") (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 788,с изменениями от 31 мая 2011 г.)
  2. Утёмов В. В. Адаптированные методы научного творчества в обучении математике // Концепт. – 2012. – №7 (Июль). – ART 12095. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12095.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
  3. Панкина М.В., Захарова С.В. Экологический дизайн. Учебное пособие. – Бийск: издательский дом «Бия», 2011. – 188 с.

 

Zakharova Svetlana,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of decorative art, Russian state professional and pedagogic University, Yekaterinburg

[email protected]

Pankina Marina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of decorative art, Russian state professional and pedagogic University, Yekaterinburg

[email protected]

The use of the method of focal objects in the design of design objects

Abstract. The article describes an example of using the method of focal objects, one of the methods of activating creative thinking, when conducting training for future teachers of design.

Keywords: Creative thinking, methods of activating creative thinking, the method of focal objects, designing of design objects, ecological design.

 

open-lesson.net

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.

Другие названия: Метод каталога, Метод случайных объектов. Автор метода Ф. Кунце (Германия), 1926 г.

Цель метода
Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.
Суть метода
Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.
План действий
  • Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.
  • Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).
  • Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).
  • Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.
  • Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
  • Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.
Результат
Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.
Достоинства
  • Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.
  • Нешаблонность выдвигаемых идей.
  • Универсальность метода.
Недостатки
  • Непригодность при решении сложных задач.
  • МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.
  • Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.
Пример применения МФО.
Совершенствуемый объект

Фонарик.

Случайные объекты

Очки, валенок, парашют.

Характерные свойства или признаки случайных объектов

  1. Очки: солнечные, защитные, модные.
  2. Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
  3. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

Новые сочетания

  1. Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
  2. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
  3. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

Новые идеи

  1. Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
  2. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
  3. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

Источники информации:

  1. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.
  2. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО "Информ-система", 1995.

producm.ru

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов

Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал МЭСИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

Методы принятия управленческих решений

Тема: Метод фокальных объектов

Студент Крючков А.А.

Руководитель Красиченко Л.В

Минск 2012 г.

Содержание

Введение

.Определение метода, суть, цель, достоинства и недостатки

.Метод фокальных объектов, как один из эвристических методов

. Применения метода

Заключение

Список литературы

Введение

Метод фокальных объектов -- способ конструирования нового объекта путем применения к нему свойств других объектов. Он был предложен в 1926 году немецким профессором Э. Кунце («метод каталога»), в 50-е годы усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом.

Метод имеет целью преодолеть инерцию мышления при решении творческих задач и активизировать способности к инновационным решениям путем переноса признаков случайно выбранных объектов на совершенствующийся объект, который должен находиться в фокусе переноса.

Присоединение к фокальному объекту признаков случайных объектов позволяет становиться источником гипотез, с которыми дальше идет работа как с новыми проектными идеями: им дается экспертная оценка, они отбираются и рассматриваются с точки зрения возможностей и путей реализации. Здесь важно то, что ассоциативный ряд подкрепляется неожиданными гипотезами.

Мы, к примеру, намереваемся создать новый тип детской площадки во дворе. Применяя метод фокальных объектов, мы фиксируем несколько произвольно выбранных объектов для последующей работы. Предположим, среди таких объектов названы «диван», «змея», «телефон» и т. п.

У этих объектов выделены их свойства -- «раскладывающийся» у дивана, «гибкая» у змеи, «звонящий» у телефона. Применив эти определения к детской площадке, получаем прообразы нестандартных идей: наша детская площадка -- раскладывающаяся, гибкая, звонящая. Остается только развить эти определения в технические решения.

1.Определение, суть и цели метода

Метод фокальных объектов - метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.

Так же этот метод называют методом случайных объектов. Фокальный - означает, что объект находится в зоне вашего внимания. Его используют для преодоления шаблонов мышления при модификации каких-либо устройств или процессов. Он отлично подойдет для создания рекламы товаров или написания статей. Похожий метод есть у Эдварда де Боно, называется он "случайное слово".

Метод отличается простотой, инвариантностью к предметной области и очень эффективен для преодоления психологических барьеров мышления, творческого раскрепощения.

Суть метода

Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.

Цель метода

Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.

Достоинством метода можно считать максимальную активизацию ассоциативных механизмов творческой деятельности. Он обеспечивает также перегруппировку и смещение ценностных структур, в результате чего возникает новая ценностная конструкция.

Недостатки метода состоят в том, что интересные и необычные решения не имеют характера системной деятельности и неэффективны при точном целеполагании. ТРИЗ. Для развития инновационных способностей студентов может быть с успехом применена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная ЕС. Альт Шуллером в 1946 году и доведенная им в начале 60-х годов до технологии.

2.Метод фокальных объектов, как один из методов эвристического исследований

Как известно, главным при разработке новых технологий, техники, изделий (технических систем - ТС) является нахождение новых функций и свойств для совершенствования аналога ТС. Нередко при этом подсказкой служат умозаключения, вызванные случайными ассоциациями, связанными с объектами из живой и неживой природы, другими техническими системами. Однако эффективность случайных ассоциаций невелика (можно очень долго сидеть как Ньютон под деревом и ждать, когда перезревшее яблоко упадет на голову, но даже, если и упадет, это не гарантирует получение творческого результата). Поэтому основная направленность МФО - активизация ассоциативного мышления.

Для активизации ассоциативного мышления создается ситуация, когда для формирования новых функций и свойств совершенствуемого аналога проектировщик произвольно выбирает из большого количества объектов (например, из энциклопедического словаря, другой книги, газеты) любые слова и как бы фокусирует (отсюда - слово «фокальных» в названии метода) признаки этих объектов (слов) на совершенствуемом аналоге и мысленно пытается синтезировать новое конструктивно-технологическое решение, которое в совершенствуемом аналоге реализует признаки случайных объектов (слов). Случайно найденными объектами (словами) могут быть и названия технических систем, объектов живой и неживой природы и части речи: прилагательные, существительные, местоимения, наречия, числительные и даже союзы.

Как правило, на первом этапе достаточно 4-5 слов. Если среди них ТС, то надо сформулировать ее основные функции и свойства.

Если объект из живой или неживой природы, то основные свойства, если глаголы или прилагательные, то надо их использовать напрямую - глаголы для формулирования функций, прилагательные - в качестве свойств.

Например, если совершенствуемый аналог - «стул», а случайно выбранное слово «лампа», то ее функции: «генерировать световое излучение», «нагревать» и др., а свойства: стеклянная, прозрачная и др., то легко, сфокусировав эти признаки лампы на стуле, найти новые решения: стул с подогревом, с подсветкой, прозрачный, с ультрафиолетом и т.п.

Известный методолог творчества Буш Г.Я. предложил для повышения эффективности МФО использовать гирлянду ассоциаций. Применительно к стулу в гирлянду могут, например, войти: пуф, табурет, кресло, другие предметы, на которых сидят (диван, софа и др.) и, возможно, их новые исполнения, найденные попутно, будут очень конкурентоспособны на рынке. Буш Г.Я. предложил и список 100 слов (объектов) из разных традиционно не пересекающихся областей.

Иногда очень эвристичным может быть числительное. Например, если совершенствуемый аналог оружие, то случайно выбранное числительное может подсказать новое решение (многоствольные миномет и пулемет, многостворчатый шкаф, трехствольное ружье).

Эвристичным может быть соединение совершенствуемого аналога со случайно выбранным объектом (существительного с существительным), например, авторучка-часы, лодка-палатка, костыль-фонарь и даже пляжные тапочки-миноискатель (существуют и такие тапочки, которые при ходьбе человека на пляже сигнализируют о попавших в песок (и пропавших, такое нередко случается) металлических (золотых, платиновых, серебряных и др.) драгоценных украшениях.

Эвристичным может быть случайно выбранное местоимение. Возможно подсказкой к созданию тандема-велосипеда для езды вдвоем было местоимение «наш» (вместо привычного «мой» применительно к обычному велосипеду).

МФО очень эффективен для развития фантазирования детей и взрослых, но при решении сложных проблем следует использовать и другие эвристические методы.

Метод фокальных объектов не дает никакой гарантии, что у вас получится что-то дельное, но все же он раскрепощает мышление и порой приводит к неожиданным комбинациям. Метод содействует развитию фантазии, но говорить о каком-то направленном или планируемом изменении объекта не приходится.Разновидностью метода является метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

. Применения метода

Допустим нам нужно улучшить велосипед, если идти обычным путем, то в голову лезут только идеи по улучшению уже имеющихся частей: подвеску поставить, фонарь на светодиодах, диски вместо спиц. Но что если мы поставим задачу несколько иначе:"

Как улучшить велосипед используя случайное слово "Пароход"?. Теперь мы мыслим не только в плоскости улучшаемого предмета, но и думаем как наложить на него свойства не характерного ему предмета, в данном случае - это пароход. Перекладывать на улучшаемый объект можно так же и все ассоциации возникающие от случайного слова.

Идея: на пароходах для устойчивости присутствует гироскоп, что если гироскоп поставить на велосипед, тогда он был бы устойчивее на низких скоростях. Или же пароход-ледокол может колоть лед, велосипед это чаще летняя затея, почему бы не модернизировать колеса для езды по льду? Пароход выпускает горячий пар, почему бы не сделать так, чтобы при езде на велосипеде нагревались ручки и сиденье (опять же при езде зимой).

Задача этого метода сбить с привычного пути мышления и позволить поискать решения несколько за гранью ваших шаблонов. Примерно так же он работает и при создании рекламных кампаний или написании текстов: не знаете с чего начать- берите случайный объект и записывайте все мысли, которые лезут в голову. Более продвинутый и более правильный способ использования фокальных объектов - это когда мы выбираем несколько случайных объектов и выписываем по каждому из них признаки и ассоциации, затем перекладываем их на улучшаемый объект. 6 Выглядит это примерно так. 1. Открываем любую книгу, тыкаем пальцем и выписываем три случайны слова (существительные): Часы, ежедневник, телефон. 2. Выделяем по каждому характерные свойства или признаки Часы: со стрелками, автоподзавод, на батарейках ежедневник: сменный блок, компактный, кожаный телефон: твиттер, садится, сенсорный. 3. Создаем новые сочетания с велосипедом велосипед со стрелками, велосипед с автоподзаводом, велосипед на батарейках велосипед со сменными (рулями? :) ), компактный велосипед, велосипед из кожи велосипед с твиттером (постит где вы :), велосипед с зарядкой для телефона, велосипед с сенсорами.Выписываем новые идеи, выбираем лучшие.

фокальный объект принятие решение

Заключение

Метод фокальных объектов раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Использование случайности позволяет получать новые творческие идеи и решения, которые не могут быть получены другими, логическими способами, которые на подсознательном уровне «отсекают» кажущиеся необычными решения. Часть сочетаний окажется уже реализованной, часть бессмысленной, но возможны и интересные сочетания, из которых рождаются новые объекты и идеи. Более пристального внимания со стороны бизнеса заслуживают на первый взгляд абсурдные сочетания, т.к. при выборе соответствующего контекста они окажутся вполне реализуемыми.

Список литературы

1. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: КартяМолдовеняскэ, 1989.

. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО "Информ-система", 1995.

. В.А. Колемаев., Математические методы и модели исследования операций. М. ЮНИТИ-ДАНА.2008

4.Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н., Анализ, синтез, планирование решений в экономике., Финансы и статистика, 2004

. Саати В.Л., Принятие решений при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети, ЛКИ, 2008

.Г.Оуэн, Теория игр., URSS, 2010

. Интернет ресурс :http://thisisme.ru/content/metod-fokalnykh-obektov

Теги: Метод фокальных объектов  Контрольная работа  МенеджментПросмотров: 9139Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Метод фокальных объектов

diplomba.ru

Метод фокальных объектов (МФО) - NIT for You

Метод фокальных объектов (МФО) – это  метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название – метод случайных объектов. Отправные точки техники – ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.

Впервые метод предложил профессор Берлинского университета Ф. Кунце в 1926 г., назвав его «методом каталога». Позже его исследованиями заинтересовался американский ученый Ч. Вайтинг, который в 1958 г. впервые применил термин «фокальные объекты», имея в виду, что совершенствуемый объект лежит в фокусе переноса характеристик. Кстати, подобную технологию предлагает и специалист в области латерального мышления Эдвард де Боно, называя её «случайное слово».

 План действий

Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно. Это:

  1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.
  2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).
  3. Определение и запись в таблицу 6—10 признаков случайных предметов.
  4. Генерация (выработка) новых технических решений путем соединения признаков случайных предметов с исходным объектом.
  5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
  6. Оценка найденных решений и выбор лучшего из них, отвечающего условиям задачи.
Результат

Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.

Достоинства

Метод был предложен как средство преодоления инертности мышления, активизации способности генерировать новые идеи и находить инновационные решения. Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные ответы, поскольку позволяет взглянуть на условия под иным, неочевидным углом. При этом техника применения проста и инвариантна. Ещё одним преимуществом МФО считается содействие развитию ассоциативного мышления.

Недостатки

Применяя метод, нет никакой гарантии, что вы получите сильное решение. Также слабыми сторонами являются непригодность в работе со сложными техническими задачами и отсутствие чёткости при выборе критериев оценки получаемых идей.

Пример применения МФО

Объект — кастрюля (фокальный объект). Цель — расширение ассортимента выпускаемых на предприятиях кастрюль, повышение спроса на эту продукцию.

Случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета.

Признаки случайных объектов:Дерево — высокое, зеленое, голое, срубленное, спревшее, чахлое, железное, хлебное, пробковое, с толстой корой, с корнями, раскидистое, колючее.Лампа — электрическая, светящаяся, настольная, электронная, разбитая, паяльная, керосиновая, газовая, волшебная, матовая, цветная.Кошка — живая, игривая, пушистая, сибирская, царапающаяся, голодная, злая, полосатая, нюхающая, мяукающая, дикая, домашняя.Сигарета — дымящаяся, вредная, с фильтром, с опиумом, смятая, брошенная, отсыревшая, горящая.

4) Присоединяем к кастрюле признаки дерева: высокая кастрюля, хлебная кастрюля, кастрюля с корнями, кастрюля с колючками; лампы: электрическая кастрюля, разбитая кастрюля, волшебная кастрюля, светящаяся кастрюля; кошки:нюхающая кастрюля, мяукающая кастрюля; сигареты: дымящаяся кастрюля, кастрюля с фильтром.

5) Развиваем полученные идеи: кастрюля с корнями — кастрюля с вделанной в нее теплоизолирующей прокладкой; разбитая кастрюля – кастрюля, разбитая на секции, в которой можно одновременно готовить несколько блюд; нюхающая кастрюля — кастрюля с индикатором, определяющим подгорание пищи; мяукающая кастрюля — подающая сигнал об окончании варки и т.д.

можно применить этот метод в конкретных случаях.

Педагогика. Метод фокальных объектов используется в целях развития у детей дошкольного возраста (3-7 лет) воображения, речи, фантазии. Для этого созданы различные игры: от простых, где нужно постараться объединить свойства разных объектов и нарисовать что получилось, до более сложных игр «Изобретатели», «Фантастические животные».

Игра «Изобретатели» — нужно придумывать новые строения, транспортные средства, технику, продукты, одежду. В общем, все, что придет в голову. Здесь уже нет рамок жизнеспособности проекта и можно не ограничивать свою фантазию. Например, возьмем слово стол. К нему подобрались слова кот, лицо, слива.

Кот бывает пушистый, мурлыкающий, игривый, голодный, сонный, теплый. Тут же возникает гениальное решение — изобрести стол, полностью покрытый мехом, со встроенной «мурчалкой» и подогревом. И… поставить такие столы вместо задних парт в классе, чтобы там можно было поспать или просто отдохнуть. Конечно, учителя будут недовольны… Значит, надо поставить такой стол и учителю, чтобы он тоже спал на уроках. И тогда все будут счастливы.

Игра  «Фантастические животные». В нее можно играть на словах, а можно и рисовать, если речь идет о каких-то качествах внешности. К примеру, лошадь может обзавестись павлиньими перьями вместо хвоста, курица научится петь как соловей, а рыба — отрастить ноги. Животным нужно дать названия — например, «павлошадь», «куровей» и «рыбоног». Описать, где они живут, чем питаются, как общаются с сородичами, придумать истории из их жизни.

Эти веселые игры не просто развивают творческое мышление, они очень интересны и любимы детьми.

Рекомендации по применению метода фокальных объектов (МФО)

Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор — застрявший, ветер — завывающий, лампочка — вспыхнувшая, забор — грязный, покосившийся, кошка — голодная, цветок — дырявый.Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования — это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект — будильник, то надо выписать ВСЕ варианты — голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут.

Источники информации:

nitforyou.com

Метод фокальных объектов | Финансовый гений

Метод фокальных объектов

Сегодня я расскажу вам об одном интересном методе, позволяющем генерировать новые идеи, который получил название метод фокальных объектов. С его помощью можно создать множество новых бизнес-идей, чтобы затем проанализировать их и, возможно, начать реализовывать лучшую. Ведь часто бывает так, что хочется придумать что-нибудь такое да эдакое, а в голову совсем ничего не лезет. Эту проблему и позволяет решить метод фокальных объектов. Что это такое, и как он работает на примерах – рассмотрим далее.

Само название “метод фокальных объектов” произошло от слова “фокус”. В фокусе человека, использующего этот метод, должен находиться некий объект, от которого он и будет отталкиваться.

Суть метода фокальных объектов заключается в том, чтобы придать некоему выбранному объекту абсолютно новые, несвойственные ему, характеристики и качества. Этот метод также иногда называют “метод случайных объектов”, что, в свою очередь, означает, что сам фокальный объект выбирается случайным образом или, как у нас любят говорить, “методом тыка”.

Метод фокальных объектов был разработан еще в 1926 году немецким ученым Ф. Кунце, который назвал его тогда “метод каталога”. Позднее, в 1953 году ученый из США Ч. Вайтинг доработал эту методику и дал ей название “метод фокальных объектов.

Рассмотрим, в чем заключается суть этого метода сразу на примере, чтобы было понятнее. Применение метода фокальных объектов заключается в прохождении 6 несложных шагов.

Шаг 1. Определение главного объекта. В первую очередь необходимо определить сам объект, на котором мы будем фокусироваться. Это может быть специально выбранный товар или услуга, которую предприниматель хочет представить в совершенно новом образе, либо вообще абсолютно случайная вещь – все зависит от личных предпочтений. Вплоть до того, что можно просто открыть книгу на любой странице и взять за основу первое попавшееся существительное.

Например, выбираем фокальный объект – мобильный телефон.

Шаг 2. Выбор трех вспомогательных объектов. На этом этапе уже только случайным образом выбираем три (два, четыре, пять, кому как больше нравится) вспомогательных объекта, абсолютно не связанных с нашим главным.

Например, наши вспомогательные объекты будут: одуванчик, ботинок, рыбалка.

Шаг 3. Определение характеристик вспомогательных объектов. Теперь определяем основные характерные признаки (свойства) каждого из выбранных вспомогательных объектов – не менее 3-х характеристик, но чем больше – тем лучше.

В нашем примере:

Одуванчик – сверхлегкий, желтый, меняющий цвет.

Ботинок – прочный, зимний, кожаный, на молнии, на шнурках.

Рыбалка – профессиональная, спортивная, подводная.

Шаг 4. Применение характеристик вспомогательных объектов к основному. Следующим шагом применяем по очереди все полученные характеристики к нашему главному объекту.

В нашем примере: сверхлегкий мобильный телефон, желтый мобильный телефон, меняющий цвет мобильный телефон, прочный мобильный телефон, зимний мобильный телефон, кожаный мобильный телефон, мобильный телефон на молнии, мобильный телефон на шнурках, профессиональный мобильный телефон, спортивный мобильный телефон, подводный мобильный телефон.

Посмотрите, сколько мы сразу же получили креативных идей! Причем, некоторые из них уже используются, а некоторые могут стать абсолютно новыми! И в этом нам помог простой метод фокальных объектов.

Шаг 5. Выбор лучших вариантов для дальнейшей проработки. Теперь из всех полученных вариантов выбираем лучшие, на наш взгляд, находим к ним определенные ассоциации.

В нашем примере: отбираем мобильный телефон, меняющий цвет (ассоциация – телефон-хамелеон), прочный мобильный телефон (ассоциация – “неубиваемый” телефон со сверхпрочным корпусом), подводный мобильный телефон (ассоциация – телефон для аквалангистов).

Шаг 6. Проработка полученных вариантов на предмет реализации идеи. Ну и последним шагом уже развиваем отобранные идеи, стараемся придать им какую-то более конкретную форму и проработать возможность фактической реализации идеи. Если в результате мы получили вариант, который нас полностью устраивает – значит, метод фокальных объектов сработал и можно приступать к реализации бизнес-идеи. Если нет – можно попробовать еще раз, заново пройдя все шаги уже с другими объектами.

Метод фокальных объектов позволяет без особого труда найти новые, нестандартные идеи, рассматривая выбранный объект с совершенно непривычных сторон. Его можно применять не только для разработки бизнес-идей, но и в самых разных сферах деятельности: в разработке дизайна, рекламы, создании сайтов, копирайтинге и многих других областях, где всегда нужны свежие идеи.

Теперь вы знаете, что такое метод фокальных объектов, и как с его помощью можно найти новые, нестандартные решения. Чтобы повысить эффективность этого метода, его можно применять в сочетании с другими, например, с методом мозгового штурма.

Желаю вам успехов во всех начинаниях и новых, креативных идей! Увидимся на Финансовом гении!

fingeniy.com