Что такое конструктивная критика и как на нее реагировать? Конструктивная критика википедия


Что такое конструктивная критика? | Вдохновение перемен

 

критика

Эта статья является продолжением статьи «Что такое поддерживающее окружение», которая вызвала большой резонанс и обсуждения. Прежде чем читать данную статью, рекомендую прочитать предыдущую и комментарии к ней, чтобы понимать контекст нашего сегодняшнего обсуждения.

По итогам обсуждений прошлой статьи некоторые читатели высказали тезис: «что и покритиковать нельзя, а если конструктивно? Кто, как не близкий человек скажет нам правду и поможет измениться?».

Давайте разберемся, что же такое конструктивная критика.

Смотрим определения:

«Конструктивная критика — указывающие на недостатки в действиях кого-либо высказывания, основанные на соблюдении этических норм».

Какие нужно соблюдать этические нормы и правила, чтобы критика была конструктивной:

  • найти повод для похвалы («метод бутерброда» — похвала в начале и в конце критического замечания),
  • критиковать поступки/поведение человека, а не его личностные качества и свойства,
  • предлагать собственные решения,
  • выслушивать критикуемую сторону (объяснения, дать возможность реабилитироваться),
  • сохранять ровный тон общения (не кричать, не язвить),
  • признать собственные ошибки в рассматриваемой  ситуации, рассказать о своем опыте.

Обращаясь к близкому человеку, желая ему помочь в чем-то, подсказать и научить, вы, казалось бы, могли бы соблюдать эти правила, чтобы ваша критика стала конструктивной. То же самое можно сказать о людях, желающих помочь нам.

Но все не так просто.

Потому что не учтен самый важный критерий конструктивной критики, который приведен повсеместно в описаниях этого приема. А именно: имеете ли вы право критиковать человека? Да — продолжайте, нет — откажитесь от критики (держите свое мнение при себе!).

И это — самый главный вопрос.

Потому что не имея права на критику, даже используя все вышеприведенные методы ее смягчения, вы оказываетесь в роли агрессора и разрушающего окружения для человека (или он для вас, если критикуют вас).

Итак, право на критику.

У меня есть собственные критерии, по которым я проверяю себя — имею ли я право на критику?

Первый критерий  «Существует ли бревно в вашем собственном глазу».

Если поведение другого человека меня не устраивает, и мне хочется ему об этом сказать, прежде всего я обращаюсь к себе с вопросом: а веду ли я себя аналогичным образом? Если ответ  — да, то критиковать я права не имею.

Например, ваш муж сидит целый день за компьютером, в то  время как ему нужно идти пылесосить ковры. Спросите себя, прежде чем критиковать: бывают ли в моей жизни такие ситуации, когда мне нужно делать домашние дела, а я сижу за компьютером/перед телевизором. Ответ «да», значит, вы поступаете также, как и ваш муж, и критика тут будет неуместна. Можно в этой ситуации спокойно спросить, когда он будет пылесосить? Но раздраженно ворчать (даже тихо, про себя) что, мол вечно он за компьютером, лентяй и тунеядец будет неправомерно, ведь и вы поступаете также иногда.

Второй критерий «Влияет ли непосредственно на вас «неправильное» поведение другого человека»?

Первый пример: ваш взрослый сын собирается сделать на свои деньги, своими силами в своей собственной квартире странный, на ваш взгляд, ремонт в стиле хай-тек (стекло и металл). На самом деле, напрямую это вас не касается. Ну и что, что вас коробит от такого стиля, вы такое не понимаете, и вам это не нравится. Дизайн его помещения — его личное дело.

Второй  пример: ваш взрослый родной брат на собственные деньги открыл свой бизнес, постоянно берет кредиты и у него ничего не получается. Вы в ужасе — как он не видит своих ошибок? Почему не пойдет работать «как все нормальные люди» в фирму?

Но это его жизнь и его выбор, его жизненные уроки. Он сам решает, как зарабатывать деньги и, наверняка, видит свои ошибки. На вас, кроме ваших переживаний и опасений за его судьбу, его поведение никак не влияет (он не берет у вас денег, не вкладывает в бизнес ваше общее имущество или наследство). Вы можете помочь ему, если хотите — давая деньги просто так или находя ему клиентов или выгодные поставки, вот и все. Пытаться его вразумить и наставить на путь истинный (если он не просит совета) — бесполезная затея, разрушающая отношения.

Третий  пример: ваш муж/жена слушает ужасную музыку и играет в глупые компьютерные игры, вместо того, чтоб слушать лекции по саморазвитию или читать полезную литературу как вы. Как проводить свой досуг — личное дело каждого человека.

Здесь есть подправило: «О вкусах не спорят». Первый и третий  пример — как раз об этом. Есть целый ряд вещей, которые вам могут не нравиться, а другому человеку нравиться, и вы не имеете права навязывать ему свое мнение. Да, если вы живете в комнате вместе, вы имеете право обсудить предполагаемый дизайн, но если человек живет в комнате без вас, то навязывать ему свои вкусы не стоит. Если вы едете в автомобиле вместе, то можно обсудить, какую музыку вы будет слушать, но если человек слушает свою музыку сам, в наушниках — его право выбирать, что слушать, а что нет.

Третий критерий: «Если человек уже взрослый (старше 14 лет) — дать ему возможность пройти свои уроки».

Очень большое наше заблуждение думать, что другой человек не знает о своих слабостях и не отдает себе в них отчет. Ваш близкий человек много курит, пьет, имеет лишний вес, проблемы со здоровьем, долги? И вы постоянно твердите ему об этом. Думаете, он сам не знает? Думаете, не хочет избавиться от своих плохих привычек и проблем? Но люди слабы. Разве у вас нет проблем — лишнего веса, плохих привычек, долгов (или не было в прошлом)? Разве вы не откладываете постоянно на завтра их решение и свое начало новой жизни? Мы все проходим свои уроки. Нужно дать человеку возможность осознать трудные ситуации своей жизни, свои неверные выборы и неправильные привычки, дать возможность собраться с духом и попробовать все исправить. И да, он будет сто раз начинать и сто раз бросать свои начинания, останавливаться, спотыкаться и ошибаться снова и снова. А разве у вас в жизни не так? В общем, смотри пункт 1 — «бревно в собственном глазу».

Четвертый критерий: «Знаю ли я все предпосылки поведения, цели, планы другого человека (точно ли я знаю, ЧТО для него будет лучше?»

В НЛП (нейролингвистическое программирование) есть такой постулат — каждый человек всегда делает наилучший выбор из имеющихся в его распоряжении в данный момент. Даже тот, кто совершает преступление, на данный момент видит внутри себя это лучшим выбором из имеющихся. Вам никогда до конца не понять картины мира другого человека. Его мечтаний, целей, убеждений. Но знайте, он действует так, потому что делает лучший из имеющихся выборов у него. Чтобы сделать другой выбор, он должен вырасти, осознать свои ошибки — значит, дайте ему в конце-концов пройти свои уроки.

Все это можно подытожить как правило соблюдения «прайвиси» — уважение к личному жизненному пространству другого человека. Потому что на самом деле есть очень мало ситуаций, когда мы имеем право в это жизненное пространство другого человека лезть со своей критикой и советами. Нужно разобраться прежде всего с собственными бревнами в глазах и со своей жизнью.

Давайте рассмотрим в итоге ситуацию, когда критика к близким все же уместна.

Ну во-первых, это когда у вас просят высказать ваше мнение и просят совета, помощи в разрешении ситуации. Тут будет хороша конструктивная критика по всем правилам, потому что прямую критику даже в этой ситуации мало кто может выдержать (включаются подсознательные защитные реакции Эго, и человек просто пропускает суть вашей критики мимо ушей).

И также это ситуации, когда поведение вашего близкого человека напрямую влияет на вас. Он тратит бездумно ваши общие деньги, портит ваше общее имущество, разводит беспорядок, грубо обращается с вами, не выполняет договоренности, опаздывает на встречи.

Но та коммуникация, которая должна происходить в данных ситуациях — это не критика, потому что критика (даже конструктивная) и здесь будет неуместна и будет разрушать отношения. Если речь идет о близких людях, о семье — здесь нужно уметь договариваться, просить. «Мне не нравится то-то и то-то в твоем поведении, так как это влияет и на мою жизнь тоже, мы могли бы договориться, чтобы ты в будущем поступал вот так?». Если договориться не получается, есть два выхода — быть снисходительным к этим слабостям и несовершенствам человека или ставить ультиматумы и прерывать отношения. Решать вам.

Итак, вернемся к конструктивной критике.

Существуют лишь три сферы, где вышеприведенные критерии анализировать не нужно, и вы обязаны научиться приемам конструктивной критики и давать ее при необходимости. Это когда вы являетесь руководителем/воспитателем/учителем другого человека. То есть это производственные отношения и отношения с детьми. А также любые ситуации, когда вы по взаимной договоренности обучаете человека чему-либо.

В производственных отношениях вы обязаны направлять поведение ваших подчиненных, потому что вы ответственны за результаты подчиненных и за результаты компании в целом. Если ваш сотрудник будет вести себя неправильно, то его деятельность будет не результативна и его придется уволить, также он не принесет результатов компании. Поэтому ваша обязанность — конструктивно критиковать. В отношении детей — то же самое. Ваша обязанность как родителя: направлять поведение ребенка в нужное русло, чтобы вырастить из него хорошую, сильную личность. Правда с детьми нужно все же ориентироваться на приведенные в данной статье критерии, чтобы ограничивать свое критиканство до конструктивных пределов и давать критику именно в тех ситуациях, которые напрямую влияют на формирование личности ребенка. Также психологи придерживаются мнения, что воспитывать напрямую своих детей (как воспитатель) возможно лишь до 12 (в некоторых источниках до 14 ) лет, дальше самый лучший вариант — стать вашему ребенку добрым другом. А вот в дружбе важна поддерживающая составляющая (смотри прошлую статью), а излишняя безудержная критика разрушает отношения и снижает самооценку ребенка.

В ситуации обучения все понятно, чтобы научить человека чему-то, нужно постоянно направлять его действия в правильное русло, конструктивно критикуя.

Конечно, эта тема обширна, и в одной статье я не могла учесть все нюансы и аспекты, но постаралась рассказать о своем видении основных моментов, связанных с критикой.

Давайте обсудим ваше видение в комментариях!

eharitonova.ru

Правила конструктивной критики – Конструктор Успеха

Наряду с  правильным отношением к критике, одним из главных навыков коммуникабельности является умение грамотно указать на ошибки – умение критиковать (конструктивная критика).

Неправильная критика (ложная и деструктивная критика) может легко настроить человека против вас и вызвать  агрессивность и враждебность, или стать причиной бесполезных споров и оправданий. Не обладая искусством критики можно пошатнуть уверенность в себе и подорвать моральный дух человека (если вы руководитель это грозит вам снижением работоспособности и ухудшением качества работы).

Никто не любит, когда его критикуют. Но без негативных оценок бывает не обойтись, как ни в личных отношениях (если не указывать партнеру на то, что он делает не так, вам не удастся построить счастья), так и ни в деловых и служебных. Без конструктивной критики невозможно продвигаться вперед.

От того знаете ли вы как правильно критиковать, зависит, будет ли ваша критика продуктивной, сможете ли вы высказать человеку претензии и остаться с ним в хороших дружеских или партнерских отношениях.

Правила конструктивной критики

Чтобы ваша критика не была оскорбительной и обидной, и имела результат, используйте эти правила:

Прежде всего, уберите  из критики эмоциональную составляющую (в том числе высокомерие, сарказм и т.п.), умерьте пыл, обращайтесь к человеку уважительно. Конструктивная критика это не грубое и агрессивное осуждение, не осмеивание поступков человека, а желание улучшить ситуацию, указать на ошибки и промахи. Правила конструктивной  критики предполагают искренность, внутреннюю открытость и возможность договориться.

В большей своей части, люди лучше воспринимают доброжелательный тон. Однако есть те, кто склонен делить людей на слабых и сильных, сними лучше говорить жестко и твердо (твердо, но не грубо).

Критикуемый должен четко понимать, что вы ему хотите сказать! Если вы будете ходить вокруг до около, изъясняться общими фразами и использовать намеки, возможна вероятность, что вы останетесь непонятым. Лучше объяснять, раскладывая все по полочкам. В конце разговора можно спросить, правильно ли человек понял необходимость и причины этого разговора?

Критикуйте поступки человека, а не его самого. Одно дело сказать «Ты толковый, мыслящий человек, а поступил непредусмотрительно», другое «Ты идиот, сделал такую глупость!». Обращайте внимание на поступки и действия, не переходите на личности.

Высказывайте свое мнение (критику) в порядке предложения, не навязывая его.

Правильно критиковать, значит сделать так, чтобы ошибка или недостаток выглядел легко исправимым (безвыходность положения повергает людей в уныние). Не давите человеку на психику, подскажите как выйти из сложившейся ситуации.

Если вы решили указать человеку на ошибки и рассчитываете на его понимание, убедитесь что выбрали подходящее время (здесь в большей степени речь о личных отношениях). Если в данный момент человек находится в тяжелых обстоятельствах или в плохом настроении, критика не будет услышана и воспринята и только может усугубить его состояние.

Помимо подходящего времени для критических замечаний, правила конструктивной критики предполагают и выбор места. Позаботьтесь о том, чтобы при разговоре с критикуемым, не присутствовали посторонние. Публичное отсчитывание, будь то близкого человека, коллегу или подчиненного, вряд ли пойдет на пользу делу.

Прежде чем кого-то критиковать, расскажите о своих собственных промахах и прошлых недостатках. Самокритика, признание собственных ошибок, позволяет критикуемому воспринимать замечания не так остро, и то, что его самолюбие оказывается менее уязвленным, дает больше шансов на понимание и исправление им ошибок.

«Прежде чем сказать кому-то горькую правду, смажь медом кончик своего языка» — прислушайтесь к этой арабской пословице. Прежде чем перейти к предмету критики, признайте определенные достоинства человека, начните с похвалы.

Искусство критики заключается в умении найти нужные слова для любого человека. Если человек мнителен, тревожен,  раним, или старается для всех быть хорошим, критика должна быть как можно мягче. Другое дело если человек высокомерен и горд – тут можно быть тверже, но ни в коем случае не задевая самолюбия. Творческому человеку лучше донести свои претензии и замечания — в форме образов. Если человек с чувством юмора, оберните критику в шутку. Не до шуток, если критикуемый известен своей низкой самооценкой. Эгоисту и прагматику  объясните свои требования так, чтобы он увидел в них выгоду и пользу.

«Позаботься о том, чтобы он получил твой совет, как получает воду тот, кто изнывает от жажды, и тогда твое наставление поможет ему исправить ошибки» — эта цитата из древне-японского трактата «Хагакурэ», наиболее широко и полно отражает суть конструктивной критики.

Умение критиковать правильно, знание правил критики – важная и существенная предпосылка для успеха в любой области жизнедеятельности. Овладение навыком конструктивной критики делает ваши отношения с окружающими более открытыми и искренними.

P.S. Хотите ли вы работать в банке и вас интересуют банковские вакансии, или же вы хотите работать в инвестиционной или страховой сфере, неважно, при построении любой карьеры умение правильно высказать свои претензии будет вам полезно.

constructorus.ru

Что такое конструктивная критика, ее уместность и необходимость

Приветствую вас, мои дорогие читатели! «Критика — доброжелательна, критиканство — злонамеренно». Сегодня я хочу поговорить с вами о том, что такое конструктивная критика, почему мы не умеем правильно критиковать и что нам мешает, а так же о том, как научиться давать правильную оценку на чужое поведение, понимать когда это будет уместно и не обижать человека своими излишними советами. Правильная критика несет в себе пользу для человека, а вот критиканство может сильно повлиять на самооценку и поставить человека в ужасно неловкое положение.

Критика, к которой мы привыкли

Сегодня со всех сторон можно услышать: ты не так это делаешь; опять ты сломал это; откуда у тебя руки растут; ты слишком много ему позволяешь и так далее. Все это может говориться людьми с добрыми намерениями, но не достигает своей цели «помочь человеку», потому что не имеет никакого отношения к конструктивной критике и доброму совету.

Мы привыкли к осуждению, высказыванию резкого и негативного мнения. В связи с этим я хочу предложить вашему вниманию отличную книгу Татьяны Кузьминой «Психологическая защита при критике», которая поможет вам бороться с такими вот «добрыми советчиками».

Деструктивная критика сегодня встречается не только в личных отношениях, но и в деловом общении. А это значит, что люди умеют искать только минусы в работе или поступках других, рассказывают об их ошибках и проблемах, но не предлагают никакого решения.

Происходит это по нескольким причинам.

  • Человек просто любит критиковать других, делает это с удовольствием и наслаждением.
  • Иногда так говорят, чтобы сделать больно или отомстить другому.
  • Порой к подобной критике прибегают чтобы защитить себя от чрезмерных требований.
  • И последний вариант, чтобы доказать себе свою значимость за счет другого человека.

Конечно, с таким подходом у нас складывается отрицательное отношение к самому понятию «критики». Ведь родители постоянно осуждают, потом в школе учителя, преподаватели в институте, начальник на работе, да еще и супруг сыпет упреками. Как в таких условиях можно положительно относиться к критике?

И мы в ответ начинаем поступать схожим образом. Оцениваем поступки окружающих, осуждаем и высказываем свое нелестное мнение. Давайте посмотрим, какие необходимо соблюдать правила, чтобы ваша критика была конструктивной и помогала человеку.

Условия конструктивности

Цель конструктивной критики — помочь человеку в будущем сделать что-то лучше, развить свой навык, стать более профессиональным. Это не просто разбор ошибок человека, а мнение специалиста о том, что нужно исправить и в следующий раз получить более высокий и успешный результат.

Критика необходима в случае, если вы занимаете должность руководителя. Ваша задача обучать подчиненных. То же самое касается учителей и наставников. Критика должна быть обоснованной с профессиональной точки зрения, нести в себе положительный заряд и ободрение для следующих свершений.

Давайте рассмотрим правила, следуя которым вы научитесь делать правильные замечания и научитесь проверять уместность ваших оценок и суждений.

Необходимость

Здесь речь пойдет о профессиональных отношениях. Когда вы руководитель, учитель или воспитатель и критика является неотъемлемой частью ваших отношений. Для начала запомните, что начинать нужно всегда с похвалы, позитивной оценки и анализа того, чтобы было сделано правильно. Это позволит вашему собеседнику приобрести уверенность в себе и настроиться на позитивный тон дальнейшего разговора.

Далее, вы анализируете нарушения, ошибки и промахи. Никогда не приравнивайте ошибку человека к его личностным качествам. Вы не имеете права критиковать личность, ваша задача проанализировать его поступок.

И в конце разговора опять вернитесь к похвале и положительным моментам человека. Акцентируйте внимание на достоинствах. Подобная техника ведения разговора поможет вам не убить мотивацию человека и не понизит его самооценку.

Внимательно слушайте человека. Чтобы дать справедливую оценку, вам обязательно нужно понять суть всего дела целиком. Часто мы пропускаем мимо ушей детали, который в итоге оказываются основополагающими. Вам поможет моя статья «Избирательное слушание».

Если вы видите и свой промах, то сразу признайте его. Давайте рассмотрим пример: начальник ставит задачу перед сотрудником. Он объясняет суть задачи и обозначает сроки. Сотрудник, будучи ответственным, выполняет все в срок, но, оказывается, что за это время цифры уже изменились и конечный результат получается неактуальным.

В этой ситуации начальник может поступить двумя способами. Первый — отругать сотрудника за невнимательность, несообразительность и так далее. Второй — признать свою ошибку в предоставлении недостоверных данных и помочь сотруднику понять, как избежать подобной ошибки в будущем.

Кроме того, следует помнить, что указывать на ошибки лучше с глазу на глаз, а не публично. Всегда стоит помнить про индивидуальные особенности критикуемого и никогда не стоит упоминать прошлые ошибки, ведь сейчас вы рассматриваете конкретную ситуацию.

Уместность

Теперь давайте поговорим о тех случаях, когда ваша оценка или суждения не предполагаются по профессиональному статусу. Например, вы хотите высказать свое мнение любимому человеку, брату, родителям или подруге. Здесь очень важно понять, будет ли ваше замечание уместным, своевременным и полезным.

Первый момент — все ли вы знаете о своих бревнах? Как гласит пословица: в чужом глазу и соринку заметит, а в своем… Для того чтобы давать уместные и конструктивные советы и оценки, вам необходимо понимать, что вы не имеете права критиковать человека за поступки, которыми сами грешите. Что это значит?

Например, ваша мама купила дорогую, но совершенно бесполезную вещь. Конечно, у вас сразу появляется желание высказать свое мнение, сказать, как бездумно она поступила и так далее. Остановитесь и задайте себе вопрос: делала ли я в жизни подобные покупки? Если ответ «да», то вы не имеете никакого морального права осуждать мать в ее поступке.

Второй момент — как вас лично касается поступок человека, по поводу которого вы хотите высказать замечание? Здесь крайне важно научиться отличать вещи, которые вам просто не нравятся и вы можете спокойно высказать это своему близкому человеку и поступки, которые заходят за ваши личные границы.

Например, ваша сестра решила на деньги с наследства купить машину. Дорогую, красивую, но совершенно непрактичную. Вас конкретно эта ситуация не касается никоим образом, это ее личный выбор, ее решение и ее ответственность. Вы можете просто выразить свои сомнения, в очень мягкой и тактичной форме. Но критиковать в подобной ситуации вы не имеете права.

кубик рубик

Третий момент — вы точно знаете, что по-другому будет лучше? Если вы не являетесь профессионалом в области, в которой собрались давать советы, то лучше вообще промолчать. Помните, что ваш опыт хорошо сработает для вас, но не всегда хорошо сработает для другого человека. У вас могут быть разные цели, мечты, желания и причины.

Если вы научитесь таким образом анализировать свои оценки окружающих перед тем, как высказывать их, то вы с легкостью сможете превратить деструктивное осуждение поступков в здоровую и полезную оценку, и помощь в совершенствовании.

Никому не нравится слушать критиканство в свой адрес. Если у вас случаются постоянные конфликты с близкими именно на этой почве, вы всегда из добрых побуждений стараетесь дать полезный совет, но он оказывается ненужным, а вы не в силах сдерживать свои чувства, то вам в обязательном порядке нужно прочитать статью «Как стать эмоционально устойчивым».

Сделать это правильно. Если вы понимаете, что критика будет уместной, то вам необходимо придерживаться следующих правил: замечание должно быть уважительным и доброжелательным; целью вашей оценки должна быть помощь человеку; всегда нужно хвалить человека, прежде чем переходить непосредственно к разбору ошибок.

Помните, что человек тяжело воспринимает критику в свой адрес.

Если критикуют вас

Что же делать, когда вы слышите обвинения, осуждения и претензии в свой адрес? Если это уже стало нормой вашей жизни и окружающие постоянно позволяют себе высказывать негативные оценки в ваш адрес, то первое что вам следует выяснить — не сами ли вы даете им карт-бланш в этом. Статья «Как перестать быть жертвой» поможет вам изменить линию своего поведения.

Кроме того, вам нужно научиться отстаивать свои действия, решения и выбор. Запомните, многие люди критикуют не потому, что действительно хотят вам помочь, а просто высказывают свое отрицательное мнение, завидуют, хотят за что-то отомстить или сделать больно. Статья «Как отстаивать свое мнение» расскажет вам, как не тушеваться и смело действовать по своему усмотрению.

Важно научиться отличать реальную обратную связь и критиканство. Когда человек действительно хочет вам помочь, то он обязательно похвалит и укажет на ваши сильные стороны, подскажет несколько вариантов, как можно в будущем исправить ситуацию и не допустить подобных промахов.

Как часто вы позволяете себе оценивать других людей? Как часто вы слышите осуждение в свой адрес?

Учитесь делать конструктивные замечания, которые отвечают трем критериям: уместность, полезность, своевременность.Удачи вам!

ezy-life.ru

Конструктивная критика - зачем она нам? Что такое конструктивная критика?

Никто из нас не любит, когда кто-то осуждает его действия, а тем более, называет неправильными или плохими. Но критика не всегда бывает беспощадной. К примеру, в бизнес среде известно такое понятие, как конструктивная критика.

Ее главной задачей является не унижение человека, а, наоборот, признание его достоинств и указание на недостатки.

Впервые этот вид критики начали использовать очень давно, и теперь он высоко востребован в развивающихся компаниях.

kak reagirovatj na kritiku

Зачем нужна конструктивная критика?

Многие специалисты уже научились относиться к подобному с доброй душой, но некоторые до сих пор не понимают, зачем нужна конструктивная критика и в чем ее польза.

Первое, на что она направлена – это объективно оценить поступок или труд человека и, если в нем есть изъяны, указать на них. Это делается для того, чтобы он мог исправить какие-то свои ошибки, а, возможно, по-новому взглянуть на свою работу.

Второе, что приносит такой анализ – это самосовершенствование. Иногда мы настолько погружаемся в работу, что не замечаем каких-то проблем. В конце концов, нам начинает казаться, что мы все сделали как нельзя лучше. Тут вовсе не лишним будет взгляд со стороны, а особенно, дружеского лица. Незаинтересованный наблюдатель сможет сразу же выявит то, что мы пропустили или не увидели, подаст новую идею.

Как реагировать на конструктивную критику?

Самое сложное в этом вопросе не то, как выслушать чужие замечания, а то, как на них отреагировать. Далеко не каждый способен со спокойной душой согласиться с тем, что он не прав или может сделать столь грубую ошибку и не заметить ее.

Читайте также: Позитивная психология – это самообман или реальный путь к успеху?

Поэтому сразу же уясните себе первое правило – никогда не воспринимайте критику слишком близко к сердцу, особенно если она касается работы. Тот, кто не желает вам зла просто пытается предостеречь вас от ошибки, а потому вы должны спокойно его выслушать.

Не думайте, что если вы сделали что-то не так, значит, все, вы неудачник. Нет. Ошибки учат нас, позволяют приобрести новые знания и стать лучше.

Постарайтесь выслушать все претензии спокойно, а еще лучше запомните их (или запишите) и проанализируйте каждую из них.

zachem nam kritika

Поменяйте свое мнение о критике и не бойтесь ее. Наоборот, начните воспринимать ее как что-то необходимое для вашего карьерного роста. Иногда очень полезно выслушать критические замечания, чтобы оценить свою работу по-настоящему (а не только с сугубо личной стороны).

Сохраняйте хорошие отношения с тем, кто осмелился вас критиковать. Человек, который смело заявил вам о каких-то проблемах, хочет вам помочь. И это у него может получиться, ведь он трезво подходит к оценке ситуации, в отличие от вас.

Во время подобного разговора, заставьте себя улыбаться и видеть что-то хорошее во всем этом. Улыбка сразу же улучшает настроение и позволяет расположить к себе недружелюбно настроенных людей.

Примите к сведению все претензии и постарайтесь предложить компромиссные способы выхода из сложившейся ситуации.

Умение правильно воспринимать критику позволит вам научиться чувствовать себя спокойно во время подобных разговоров. К тому же, исправив ошибки, вы повысите эффективность своего труда.

А вообще, такая практика позволит вам научиться: честно выделять свои проблемные зоны, работать со своими недостатками и развиваться на пути к успеху.

Конечно, критика бывает разной, а потому нужно уметь выделять конструктивную критику среди той, что направлена на унижения личных качеств. Те персоны, которые только тем и заняты, что обсуждают всех и каждого, вообще не знают, что такое конструктивная критика, а потому их замечания должны волновать вас в самую последнюю очередь.

Читайте также

Опубликовано: 07.07.2013

2042

dolio.ru

Конструктивная критика

Данное мастерство подразумевает овладение правилами конструктивной критики в использовании различных критических оценок.

А. Правила конструктивной критики. Основные правила конструктивной критики сформулируем в виде конкретных рекомендаций:

1. Старайтесь терпеливо выслушивать объяснения. К сожалению, не многим руководителям удается выслушать объяснение со стороны критикуемого непредвзято, терпеливо и до конца. Невольно срываются с уст таких руководителей замечания, подобные такому: «Если хотите со мной говорить — молчите!»

2. Сохраняйте ровный тон. Иметь бесконечное терпение — это действительно талант. Когда критикующий легко сбивается на крик — это верный признак того, что он не умеет владеть собой.

Как подсказывает житейский опыт, эффективность крика в ситуации, когда нужно убедить человека или склонить его к своей точке зрения, близка к нулю, и громче — вовсе не означает убедительнее и понятнее.

3. Прежде чем критиковать, найдите, за что похвалить, и похвалите. Это достаточно эффективный и проверенный прием. Особенно он действенен в преддверии сокрушительной критики. Например, можно сказать критикуемому: «Мы сотрудничаем уже не первый год, и нередко ваши результаты были просто великолепны. Что же произошло сейчас?»

В данном случае критикуемому сетовать на несправедливое, предвзятое к себе отношение со стороны критикующего (начальника, руководителя и т.д.) нет никаких оснований: ведь он ушел от крайности, отметив все — и хорошее, и плохое.

Подыскивая, за что похвалить, вы оказываете помощь не только критикуемому, но и себе, поскольку сопоставление хорошего и плохого сделает и вашу позицию более взвешенной и терпимой. А это облегчит выполнение и двух предыдущих правил: выслушивать и сохранять ровный тон. В результате не возникает конфронтация, к которой зачастую приводит критика

4. Критикуйте поступки, а не человека. Каждый может согласиться с тем, что он ошибся, особенно если приведены очевидные факты, но вряд ли кто согласится с тем, что он плохой человек. В последнем случае закладывается конфронтация, отдаляющая стороны от взаимодействия.

5. Не критикуйте при свидетелях. Такая критика вызывает особое неудовольствие со стороны критикуемого.

6. Помогите критикуемому «сохранить свое лицо». Часто собеседник не соглашается с нами только потому, что согласие ассоциируется в его сознании с потерей своего достоинства. Вот почему не следует, видимо, забывать о том, что ничто так не разоружает критикуемого, как условия почетной капитуляции. В этой ситуации крайне важно бывает построить побежденному «золотой мост» для отступления.

Б. Характеристика эффективных критических оценок. Как показывает опыт, наиболее эффективными являются следующие критические оценки: 1 . Критика-похвалаРабота сделана хорошо, но только не для этого случая.Неплохо, но вы способны на большее.Все было хорошо, но только не совсем вовремя.Видно, что вы старались, но, увы, этого оказалось недостаточно.Ну вот, так уже совсем неплохо, дело осталось за малым.Уже лучше, но здесь еще надо поработать.

В основном все правильно, но несколько ошибок придется устранить.

2. Безличная критикаВ нашем коллективе есть еще люди, не справляющиеся со своими обязанностями. Но не будем их называть.Приходится констатировать, что не все поняли важность это го вопроса.Некоторые обучаемые до сих пор не рассчитались с библиотекой. Надеюсь, они знают об этом.Среди нас есть такие, кто не выполняет распорядок дня.Пусть будет стыдно тому, кто не осмелился признаться.

3. Критика-озабоченностьЯ очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких, как...Я озабочен вашим недобросовестным отношением к работе.Мы озабочены тем, что вы неподготовили доклад.Я озабочен тем, что вы не стремитесь анализировать свои поступки.Не знаю, смогу ли я вам доверить это дело в следующий раз.Я крайне озабочен тем, что в последнее время с вами творится что-то неладное.

4. Критика-сопереживаниеЯ прекрасно понимаю вас, стараюсь войти в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано.Я понимаю, как вам сейчас трудно, но в этом ведь только ваша вина.Мне близка ваша позиция, но подумайте о подчиненных, каково им сейчас.

5. Критика-сожалениеЯ очень сожалею, но должен отметить, что работа сделана некачественно.Очень жаль, что вы не справились с заданием.Я сожалею, но вы совершили ошибку.К моему сожалению, вы не оправдали наших надежд.Сожалею, но вы могли сделать это лучше.К сожалению, мы не ожидали от вас такого решения.Мне искренне жаль, что вы меня не услышали.К сожалению, это не совсем то, что надо.Мне жаль, что вы не успели выполнить работу.

6. Критика-удивлениеКак?! Неужели вы не смогли выполнить это задание?! Не ожидал...Я шокирован, вы совершили слишком много ошибок.Я просто не ожидал от вас такого результата.Признаться, удивлен, что отчет еще не готов.Я просто в недоумении по поводу вашей неисполнительности.Вот уж не ожидал, что вы не сможете скопировать рисунок.Как, и вы не видите своих недостатков.Как, и вам это нравится?Сегодня вы меня удивили. Кто бы мог подумать, что вы будете в числе нарушителей?Неужели вы так и не поняли свою ошибку?

7. Критика-смягчениеНаверное, в том, что произошло, виноваты не только вы.Наверное, вам неправильно объяснили это задание.Не вините только себя в произошедшем.Это просто обычная рабочая ошибка.Вы опоздали, но я знаю, что это не ваша вина.В вашем жизненном опыте еще не встречалось такого случая, поэтому вы не виноваты.Наверное, поручая вам это задание, мы не всё рассчитали.

8. Критика-предупреждениеЕсли вы и в дальнейшем будете допускать промахи, то пеняйте на себя. Предупреждаю, что впредь у нас с вами будет другой разговор. Рекомендую вам самостоятельно сделать выводы из случившегося. При повторной ошибке вы будете наказаны. Это было мое последнее предупреждение.

9. Критика-требованиеСожалею, но работу вам придется переделать. Эта работа требует немедленного выполнения. Я требую, чтобы...

10. Подбадривающая критикаНичего, в следующий раз сделаете лучше. А сейчас не получилось.Не огорчайтесь, сегодня вы сделали не очень хорошо, завтра получится лучше. С вашим старанием в следующий раз вы добьетесь отличного результата. Не переживайте: если захотите, вы непременно выполните это задание. Все получится, если попробовать еще разок. 1 . Критика-упрекНу что же вы? Я на вас так рассчитывал!Не ожидал, что по вашей вине придется переделывать отчет.Никогда бы не подумал, что вы на такое способны.Как же так, я думал у вас все получится!Ну что же вы? Вы нас так подводите.

12. Критика-надеждаНадеюсь, что в следующий раз вы сделаете это лучше.Уверен, что, несмотря на допущенную сегодня ошибку, вы с этим обязательно справитесь.Надеюсь, что в следующий раз вы спланируете свою работу.Хочу надеяться, что в дальнейшем вы не допустите таких досадных просчетов.Я надеюсь, что это не предел ваших возможностей.Хочется верить, что в будущем вы будете более внимательны.

13. Критика-аналогияРаньше, когда я был таким же молодым и недостаочно опытным, как вы, я допустил точно такую же ошибку. Не расстраивайтесь, я тоже не смог сделать это с первого раза. У вас получилось лучше, чем у других в первый раз. Попробуйте еще. Раньше я тоже не мог выполнить это действие. Заметьте, вы сделали те же ошибки, что и в прошлый раз.Обратите внимание, ваш коллега считал точно так же, и что из этого получилось? Когда я был молод, как вы, я был таким же самоуверенным.

14. Критика-замечаниеВы были грубы. Я считаю, что вам следует извиниться! Жаль, что вы так поспешили с решением, впредь — советуйтесь! Вы слишком болезненно реагируете, не будьте таким импульсивным! Вы опоздали, постарайтесь больше этого не делать!Вы неверно выполнили это задание. В следующий раз найдите возможность посоветоваться?

15. Критика-вопросУвы, но работа выполнена неверно. Что собираетесь предпринять?Как планируете исправить допущенные ошибки?Что предпримете, чтобы исправить положение?Вы неправильно оценили ситуацию. Что предлагаете делать?Опять поражение. Как предполагаете выйти из положения?

16. Критика-опасениеБоюсь, что в следующий раз работа будет выполнена столь же некачественно. Боюсь, это войдет у вас в привычку.

Меня беспокоит, что вы повторяете одни и те же ошибки.

Боюсь, что в дальнейшем вам нельзя будет поручать столь же ответственное задание.Опасаюсь, что завтра будет топ же результат.

Как видим, есть много способов не превращать критику в «разнос», который унижает зависящих от вас людей. Заметим лишь, что все эти разновидности критики хороши при условии, что получающий порицание уважает критикующего и ценит его мнение о себе.

psyera.ru

ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света)

СНЯТИЕ ГРЕХА ПЕРВОРОДНОГО...ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНАХ...

    

29.08.18г.Также можем сообщить о следующих изменениях в законах по реестру атомарно-ядерному – основе и базису для всех типов жизни и вашей цивилизации и которые являются абсолютными для всех субтипов и продолжений, производных и меньших типов всеобщей жизни вашей цивилизации и которыми постановляется (это решение было принято по требованию всех ваших квалифицированных типов жизни  - от полевых эсплайгаромеиндинов до конечных в материально-конструктивных…

Продолжить

Добавил(а) Юрий, Август 29, 2018 в 10:39pm — Комментариев нет

Кармические уроки. Позволь жизни течь через себя.

Я прошу Кармичеcкий совет ответить на мой запросМы слушаем, о душа

Принято. Открываем дело жизни. Спрашивайте.

> 1.Постоянно есть мелкие проблемы с пищеварением (почти постоянные легкий дискомфорт, ощущение как будто бы скомканности и сухости с середины, метеоризм). Когда волнуюсь ощущения в желудке вообще идут в разнос, могут быть ощущения похожие на икоту. Есть мысль, что я не могу усвоить и переварить всю информацию, которую…

Продолжить

Добавил(а) CЕлена, Август 29, 2018 в 10:05pm — 1 Комментарий

Кармические уроки. Великое чудо Бытия.

Я прошу Кармический совет ответить на мой запрос.

Мы слушаем о душа. Мы на связи.Принято. Кармический совет шестого уровня Открываем дело жизни.1. Откуда я? Какие цели воплощения? Какие глобальные (на несколько воплощений) цели души? Какие уроки мне нужно пройти?Цивилизация Антарес седьмого уровня плотности. Глобальные цели воплощения у всех одни – пройти множественный опыт отделения и соединения. Пройти опыт любви и причастности. Опыт…

Продолжить

Добавил(а) CЕлена, Август 29, 2018 в 9:18pm — Комментариев нет

Медитация «ВЫХОД из СНА»

 

Медитация прошедшая 29.08.2018. Ведущие Ника и Ветер.

СКАЧАТЬ mp3 …

Продолжить

Добавил(а) Николай, Август 29, 2018 в 9:00pm — Комментариев нет

Состояние информационно-образовательного поля планеты сегодня

Интервью с Духовным Наставником, ведущим скандинавскую группу «Северное сияние сердец» Еленой Мартем, Швеция.

В основе интервью лежит освещение ключевых моментов индивидуального Пути к мастерству, на фоне которых акцентируется внимание слушателей на особенностях текущего состояния информационно-образовательного поля планеты Земля, отмечаются наиболее часто повторяющиеся ошибки духовного (не религиозного) светского образования, как со стороны обучающих тренеров, так и со стороны…

Продолжить

Добавил(а) Алексей, Август 29, 2018 в 6:43pm — Комментариев нет

ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРЕХОДА (ЛЮБОВЬ К ПОРЯДКУ)

Здравствуйте, дорогие мои любимые дети!

Итак, продолжим разговор о понятиях, кажущихся вам всем обычными и знакомыми, но которые зачастую несут в себе совсем другой смысл.

И сегодня мы поговорим с вами о любви к порядку.

Конечно, речь пойдет не о наведении порядка в доме, что тоже немаловажно в вашей жизни, а о порядке в вашем сознании, а по большому счету в вашей Душе.

Что подразумевается под словом…

Продолжить

Добавил(а) Сакура, Август 29, 2018 в 11:08am — Комментариев нет

Чему нас хотел научить Чарли Чаплин?

Добавил(а) Inessa, Август 29, 2018 в 11:06am — Комментариев нет

Без выровненных тонких тел невозможно активировать световые тела

В настоящем-всё идёт правильно.. В том периоде, где каждый  есть можно отследить процессуальность, за которой следует изменённое состояние сознания, которое вводит напрямую жизненноважное обеспечение и труд по правилам сиеминутности, то есть в пребывании здесь и теперь строится вся новая парадигма времени.

От этого можно отталкиваться и проходить всё более и более новые этапы вознесения в теле и со всеми вместе и с планетой, которая повышает частоты, вымеряя планы сущего с теми, кто…

Продолжить

Добавил(а) ЕЛЕНА, Август 29, 2018 в 7:20am — 8 Комментария(-ев)

Удивительная реализация Человека, Божественное Присутствие

   Приветствую всех эспавовцев и гостей нашего сайта. По истине удивительна эта судьба. Склоняю голову перед сутью именем Человек. 

 

 

Как слепой странник из России Василий Ерошенко стал известным поэтом в…

Продолжить

Добавил(а) Александр Algo, Август 28, 2018 в 11:41pm — 1 Комментарий

Послания...

Послание Жатвы

Начнем с того, что страх еще присутствует в полях, о Жатве говорили разными словами и множество напутано о том в земных умах, но что такое Жатва и суть ее начала? Умы боятся окончания, не столько смерти тел, как Преображения/Изменения Сознания. Что тело тленно — память есть о том, но если ты не изменился в этой жизни, далее идет повтор, и вновь и вновь вы шли по кругу, сменяя Роли и Тела, но крепко прописи в полях хранили Разделения…

Продолжить

Добавил(а) Николай, Август 28, 2018 в 8:00pm — Комментариев нет

Биороботы, посевы душ и ажиотаж на земные воплощения

Интересный вопрос по биороботам в недавних комментариях к посту …

Продолжить

Добавил(а) wersus, Август 28, 2018 в 6:06pm — 3 Комментария(-ев)

NARADA: Божественное откровение - Одиннадцатая мерность развития Сознания

Переход человека к Одиннадцатой мерности своего мышления означает, что он уже имеет Иной Взгляд на всё, что его окружает, на самого себя и своё духовное развитие. Выйдя на уровень божественного откровения его Личность в очередной раз пересматривает всю свою базу данных отказавшись от многих слоёв прежних информационных кодов по Интересу человека, которые оказались менее ценными. В такой момент её Сознание находится в шоковом восторге от Кодов божественного откровения, в котором оно Осознаёт…

Продолжить

Добавил(а) Дамара Тара, Август 28, 2018 в 11:29am — Комментариев нет

Учила бабушка меня...

Учила бабушка меня:

«Нет, не течёт вода под камень,

А в печке не зажжешь огня,

Коль не заполнена дровами.

А если сладко хочешь спать,

Не уповай на Божью милость,

Соломку надо…

Продолжить

Добавил(а) Вера Буянова, Август 28, 2018 в 9:28am — Комментариев нет

Послание Галактической Федерации Света от 21 августа 2018 года

  Приветствуем! По мере того, как мир продолжает меняться, клика остаётся глубоко встревоженной, теряя свою власть над человечеством. У вас была длительная борьба взлётов и падений, и всё же ваша решимость постоянно поддерживать Свет не пропала. Большинство существ на вашей планете на определённом уровне ощущает некоторые благотворные перемены. Мир, который вы…

Продолжить

Добавил(а) igor, Август 27, 2018 в 11:23pm — 1 Комментарий

Адаму - Вопрос раскрытия – 4 варианта выбора (с разъяснениями)

Вопрос раскрытия – через Адаму - 4 варианта выбора

Приветствую вас, мои друзья!

Я Адаму, из монадической сущности цивилизации Плеяд.   Среди всех вопросов заданных тем из нас, которых вы определяете как «внеземной разум», чаще всего и очень эмоционально звучит: «Когда вы появитесь в нашем небе? Когда вы приземлитесь? Когда…

Продолжить

Добавил(а) NEO, Август 27, 2018 в 11:04pm — 5 Комментария(-ев)

Адаму: Открытое письмо родословным семьям иллюминатов.

Открытое письмо родословным семьям иллюминатов. От Адаму через Зингдада.

Привет, мои друзья, я Адаму из Монадических сущностей   Плеядеанской цивилизации, обращаюсь к вам, как всегда, через моего друга Зингдада. Сегодня я обращусь к живым членам…

Продолжить

Добавил(а) NEO, Август 27, 2018 в 11:00pm — Комментариев нет

Адаму через Зингдада: Древний Красный Вампир мёртв

http://raskrytie.forum2x2.ru/t1063-topic

Привет, мои друзья, я Адаму из Монадических сущностей Плеядеанской цивилизации, обращаюсь к вам, как всегда, через моего друга Зингдада. Сегодняшнее обновление - самое значительное, без сомнения, которым я имел…

Продолжить

Добавил(а) NEO, Август 27, 2018 в 10:51pm — Комментариев нет

Открытое письмо Плеядским звездным Семенам

Открытое письмо Плеядским звездным Семенам

Привет, мои друзья, я Адаму из Монадических сущностей   Плеядеанской цивилизации, обращаюсь к вам, как всегда, через моего друга Зингдада.

Мы достигли того места в потоке временных линий вашей реальности, когда становится важно вам понять некоторые важные вопросы.

Вы должны понять, почему Вы, Плеядские Звездные Семена, оказались здесь, на Земле. Каков же профиль вашей миссии на самом деле. И вам нужно понять,…

Продолжить

Добавил(а) Стелла А, Август 27, 2018 в 9:25pm — 2 Комментария(-ев)

espavo.ning.com

правила и методы, техника применения

Критика – явление неоднозначное. Кого-то она сильно задевает, а для другого становится хорошим стимулом двигаться вперед и развиваться. Кто-то опускает руки, услышав критические фразы в адрес того, что он делает или думает. И, возможно, очень интересная идея так и остается нереализованной. А кто-то вообще не обращает на критику никакого внимания, продолжая упорно двигаться по выбранному пути. В некоторых случаях это приносит успех, в иных – полную неудачу.

конструктивная критика

Все мы реагируем на критику по-разному. Всем нам в тот или иной момент жизни приходится сталкиваться с ней. И наше отношение к критике, как правило, не меняется на протяжении жизни. Значит ли это, что тот, кто в детстве научился болезненно принимать критику, так и будет вынужден страдать от этого своего свойства до конца дней? Вовсе нет, утверждают психологи. Если разобраться в том, какая критика – конструктивная, а какая называется неконструктивной, а также научиться реагировать на это адекватно, можно обернуть желание других людей критиковать ваши действия себе на пользу. Особенно актуально такое умение на работе, ведь в процессе совместных действий то и дело приходится выслушивать замечания руководства.

Полезный конструктив

Главный признак критики конструктивной – явное желание того, кто подвергает сомнению разумность ваших мыслей или действий, вам помочь. То есть его слова призваны способствовать вашему успешному решению какой-то задачи.

полезный конструктивТакое становится возможным при наличии нескольких важных составляющих. Во-первых, критикующий должен быть сам экспертом в той области, в которой решил давать вам советы. Возможно, это руководитель, который имеет большой опыт. И он вполне способен дать дельные рекомендации для сотрудника. Если речь идет не о работе, то у критикующего должен быть свой личный опыт в той теме, по которой он решил вас покритиковать. Иначе все это – пустые разговоры и деструктивная критика.

Во-вторых, хотя никто из нас не может быть полностью объективным, все-таки стоит постараться максимально нейтрально отнестись к ситуации. Только тогда удастся посмотреть на нее полнее. Соответственно, мнение будет высказано с наибольшей пользой.

В-третьих, у конструктивной критики всегда есть конкретика. То есть ваши слова, мысли и действия оцениваются не в общем, не на основании эмоций, а по конкретным моментам, фактам, результатам.

В-четвертых, важно, чтобы критикующий мог привести четкие и весомые аргументы, примеры в пользу своего мнения.

В-пятых, не должно быть никаких оценок вас как личности. Критикуется только то, что вы сделали или сказали. Ваш характер, внешность, манера поведения здесь ни при чем.

Правила конструктивной критики также подразумевают, что критикующий непременно подмечает позитивные стороны ваших действий, слов или идей. Это важно, поскольку ни в одной мысли или деле не может быть все «плохо». Тот, кого критикуют, чувствует, что он сделал что-то верно. Это воодушевляет и помогает спокойно принять остальное.

Неконструктивная критика

Это прямая противоположность. Ее главный «симптом» — отсутствие конкретики и слишком много эмоций.

Как правило, автор такой критики сам точно не понимает, о чем говорит. Возможно, он компетентен в вопросе, однако средства выражения своего мнения у него оставляют желать лучшего.

деструктивная критикаВ результате на вас выливается поток трудно систематизируемой информации, из которой обычно удается вынести только одно: вы неправы, но вот почему именно говорящий так думает — остается загадкой.

  1. Переход на личности – большая ошибка в процессе критики. Как правило, это прямое доказательство некомпетентности говорящего. А также свидетельство его неуверенности в себе. В этой ситуации «лучший» метод для неграмотного критикана – напасть на оппонента, в переносном смысле слова, конечно.
  2. Иногда люди, в том числе мы сами, вовлекаясь в процесс эмоционально, просто не в состоянии аргументировать свою позицию. Такие методы не работают. Получается голословная критика, которая не дает ожидаемого эффекта.
  3. Критикующий начинает цепляться к словам, вместо того, чтобы смотреть в суть.

Если объектом неконструктивной критики становится очень чувствительный человек, он может просто перестать вообще что-то делать. А если речь идет о личных отношениях, то вполне способен просто развернуться и уйти. Вот почему критика не должна быть деструктивной.

Учимся критиковать

Все это – повод задуматься о том, как вы сами критикуете других людей. И научиться делать это грамотно. Ведь критика – это тоже своеобразное искусство, техника.

А если вы понимаете, что в ваш адрес направлена явно неконструктивная критика, как быть?

  • Не стоит начинать сомневаться в себе. Ваша самооценка – вовсе не вещь, которой можно манипулировать в зависимости от чьего-то настроения.
  • Стоит прислушаться: вдруг в потоке несвязных предложений есть разумное зерно?
  • Есть смысл подумать, почему это произошло и вы стали объектом неконструктивной критики.
  • Важно сохранять эмоциональную отстраненность. Критикующий нередко стремится втянуть вас в эмоции. Здесь легко самому последовать его примеру и начать изливать на оппонента совсем не то, что нужно. Тут и до серьезного конфликта недалеко
  • Можно выслушать все, а потом дать себе время подумать – не отвечать сразу.

Что касается конструктивной критики, то она может быть очень полезной. Просто научитесь отделять слова о ваших действиях и идеях от себя самого. И тогда у вас появятся хорошие инструменты для роста. Вы даже сможете поблагодарить того, кто вас раскритиковал. В этом заключается польза такой критики.

yapsiholog.ru