Налоги древности. За что платили наши предки? Когда возникли налоги


Налоги древности. За что платили наши предки?

История налогов насчитывает сотни тысяч лет. За это время в налоговой сфере регулярно происходили интересные события. Какие? Давайте посмотрим!

Налоги древностиНалоги древности

Налоги известны еще давным-давно, еще с того времени, как начала зарождаться цивилизация. Кстати, вы когда-нибудь думали о том, какими были самые первые налоги? Они, кстати, не имели форму денежных подношений, а являлись… жертвоприношением! Да-да, многие ученые сходятся во мнении, что именно жертвоприношение было первым видом налогов.

В виде обязательных платежей, к которым мы с вами привыкли, налоги существовали не всегда. Сначала это были своего рода подарки властителю, потом — пожертвования по его просьбе на нужды государства, а только потом – принудительно взимаемые суммы. Причем в один из периодов истории денежные средства фактически силой отбирались у граждан. Но это было задолго до появления цивилизованного общества.

Последующие налоги имели натуральную форму. Произвел что-то или вырастил – будь добр поделиться с государством. Причем взимались эти первые налоги с так называемых «базовых» ценностей Древнего мира: скот, земля, зерно, масло, овощи и фрукты и т.д. В то время еще не было каких-то специальных лиц, которые занимались сбором налогов, этим занималась непосредственно власть.

В Древней Греции не было прямых налогов в таком виде, в котором мы понимаем их сейчас. Но что же делали правители, если необходимо было срочно построить, например корабли или здания, собрать и вооружить армию? На помощь приходили литургии – срочные сборы с граждан на определенные общественные цели. А еще взимались регулярные сборы с некоторых граждан: предсказателей, женщин древнейшей профессии… Но никакие налоги не собирались со свободных граждан, они были освобождены от этой обязанности.

Если проанализировать историю древнего Египта, то станет понятно, что налогообложение там было достаточно суровым. И это вполне характерная черта для того времени, ведь на первом месте стояли ценности государства (в лице его правителя). Фараоны облагали налогами практически все, а в особенности – продукты питания. Одним из самых серьезных налогов считался налог на масло. Его можно было приобрести только у властей, и нельзя было никаким образом перерабатывать, перепродавать. Кстати, периодически проводились проверки домов и излишки масла изымались. Не съел вовремя – ну извини!

А вот в Древнем Риме уже появились первые процентные ставки: 10 % от доходов, полученных за пользование земельным участком, нужно было отдать государству. Были установлены и другие процентные ставки (для первых косвенных налогов): например, 4 % от продажи рабов. Кстати, иметь в то время обширные плантации или виноградники было просто невыгодно: налоги взимались пропорционально с количества деревьев. Т.е. чем больше имеешь, тем больше платишь. Принцип справедливой уплаты налога стал зарождаться уже в то время.

В общем, налоговая система Древнего Рима была практически образцом для подражания. В мирное время налоги с граждан не собирались, и государство само обеспечивало свои нужды. А вот в военное время им приходилось платить, но, опять-таки, вполне справедливо – пропорционально доходам. По мере развития государства развивалась и налоговая система, стали появляться коммунальные и другие обязательные платежи в казну. Немного позже в Риме появится ряд очень странных налогов, например:

  • налог на доход от продажи фиников;
  • сбор на венок, символизирующий честь и хвалу правителю;
  • налог на огурцы и вино;
  • налог на мыло;
  • налог за владение рыбой и другие.

Ну что мы все о Риме, да о Риме, пора вспомнить и налоги Древней Руси. Уже в 10 веке здесь появилась более-менее стройная налоговая система. Небезызвестная княгиня Ольга устанавливает указы и уроки, в которых регламентирует когда, на что и сколько нужно платить государству. Кстати, именно в Древней Руси впервые появились единицы налогообложения – дым, плуг и т.д. Интересно, что налоги взимались как деньгами, так и в натуральном виде – медом, рыбой, хлебом… В общем всем, что было ценно на Руси в то время. Кто собирал налоги? Князь, чиновники, да и сами налогоплательщики могли отвезти налоги. Каких-то определенных правил на этот счет установлено не было. Кстати, именно от этих двух способов в последствие появились названия сборов – «повоз» (то есть когда налоги сами отвозились людьми) и «полюдье» (от слова «по людям» — князь и чиновники сами отправлялись за налогами).

Чуть позже на Руси появились первые косвенные налоги. Например, нужно было платить налог, если человек решил организовать рынок или иметь склад. За преступления, в частности, убийство, взималась судебная «вира» — тоже разновидность налога.

Интересным было налогообложения во времена Золотой Орды. Как всем известно, Русь платила Орде регулярную дань. И если по началу «представители» завоевателей сами собирали дань, то потом им это показалось слишком трудным, и они перепоручили это князьям. Естественно, платить налоги Орде и своему собственному государству было невозможно, поэтому казна Руси стала пополняться не налогами, а пошлинами – за торговлю, ввоз товаров и т.д.

Иван Грозный ввел свои налоговые нововведения. Именно при нем появились первые целевые налоги (то есть когда собирали деньги на что-то конкретное) – налог на армию, на выкуп пленных.

Интересно отношение к налогообложению в истории Англии. В Новое время в Англии некоторые экономисты придерживались позиции, что налоги, как раз – символ свободы гражданина, а никак не его рабства. И платить налоги граждане, видимо, должны были с огромным удовольствием и гордостью.

В старой Англии, кстати, тоже имели место очень странные налоги. Один из них – налог на окна. Просуществовал он довольно-таки долго: с 1696 по 1851 год. Чем больше окон было в доме, тем большую сумму приходилось платить жителям. Именно по этой причине многие жители забивали окна досками – у них просто не было денег оплачивать такую роскошь. Даже сегодня можно увидеть несколько старых домов с забитыми окнами, они остались еще с тех времен.

В 19-20 веках отличился Тибет. Каждый новый налог просто поражал своей «странностью». Чего стоят, хотя бы, налоги за воробьев! Власти города решили, что эти милые птички мешаю, и велели каждому принести 6 убитых воробьев. Кто принес – тот молодец. Еще и вознаграждение получил! А кто нет – будь добр заплатить налог. Причем не очень маленький. Конечно же, жители не спешили браться за рогатки и отправляться на охоту за воробьями, поэтому стала активно развиваться подпольная торговля убитыми птичками.

Кстати, в некоторых странах исторически сложилась традиция поощрять некоторых налогоплательщиков. Например, в Индонезии есть практика своеобразного поощрения лиц, заплативших в году самый высокий подоходный налог. Из всех налогоплательщиков выбирают 200 «счастливчиков» и торжественно награждают их почетными грамотами. Все не так плохо, как кажется на первый взгляд. Во-первых, грамоты вручает сам президент, что само по себе достаточно почетно. Во-вторых, впоследствии добросовестные налогоплательщики получают послабления, а в-третьих, это своего рода реклама.

Мир (в том числе и мир налогов) полон странного и необычного. Интересные налоги были всегда: в древности, в средние века и Новое время… И что самое удивительное – продолжают появляться!

slob-expert.ru

Как появились налоги - Все о налогах.

История налогообложения уходит корнями в глубокую древность и тесно связана с возникновением государства и товарно-денежных отношений. Во все времена налоги были плановыми и чрезвычайными. В первом случае они расходовались на поддержание работы государственных служащих, а во втором – на борьбу с чрезвычайными ситуациями (войны, наводнения, эпидемии, и т.д.).

В древнее время считали, что правитель вправе принудительно отбирать блага у каждого гражданина ради добра целой страны. Но шли века, и сегодня мы считаем налоги необходимой добровольной платой за жизнь в современном, цивилизованном обществе.

Кто должен платить налоги? получающие постоянный доход со своих клиентов, фабрики, заводы, парикмахерские, частные школы и колледжи. Одним словом – любой, кто получает доход выше определенного минимума, который, согласно Налоговому Кодексу, налогом не облагается. Однако так было не всегда: в древнем мире и в средние века считали, что «субъектом налогообложения» должны быть исключительно «неблагородные» люди — жители колоний, ремесленники, торговцы, крестьяне, и т.д. База налогообложения, то есть то, с чего взымали налоги, также была все время разной – от налога на продажу и выращивание огурцов до налога на деятельность «жриц любви».

Древний Египет, впрочем, как и современная Россия, славился мощной бюрократической системой. Естественно, на поддержание ее жизнедеятельности была нужна большая сумма денег. И эта необходимость породила множество самых разных налогов. Учет налогов выполняли писцы, которые вместе со жрецами были наиболее грамотными членами древнеегипетского общества.

В Древней Греции в разное время налоговая ставка колебалась от 10% до 20%. Однако свободные граждане не платили налогов, а вносили в казну добровольные пожертвования. Но в исключительных случаях, когда государству предстояли большие траты – войны, крупное строительство, вводилось обязательное налогообложение для каждого.

В Древнем Риме система налогообложения распространялась на завоеванные земли по такому принципу – чем более серьезное сопротивление захватчику оказывали коренные народы, тем большим налогом они облагались.

35279

iqnalog.ru

Зачем нужны налоги? Куда идут налоги? Понятие и возникновение налогов. Налоговая система :: BusinessMan.ru

Для обывателя не всегда понятно, зачем нужны налоги. Сравнивая свои доходы с тратами государственных структур, невольно возникает мысль, что сумма взносов в казну несколько завышена. Но если задуматься о назначении этих выплат, становится понятно, для чего нужно такое мироустройство.

История возникновения

Люди еще в прошедшие тысячелетия принимали необходимость выплачивать часть своих доходов для пополнения казны. Каждый житель государства должен понимать, зачем нужны налоги, и обязан отдавать периодически небольшую сумму на развитие образования, медицины, содержание армии. Общество не может нормально функционировать без определенного потока денежных средств.

Полезная функция налогов очевидна, хотя и не очень приятна некоторым индивидам. Ранее за счет податей реализовывались безумные идеи правителей по захвату мира. Но существовали в истории и положительные государства, в которых строились медицинские, философские организации, осуществлялась забота о малоимущих, возводились детские дома для сирот.

Для функционирования всех институтов государства требуется непрерывный поток денежных средств. Причем, чем более социально-значимая политика проводится, тем выше становится процент уплаты в казну. Зачем нужны налоги, если власти могут сами напечатать необходимое количество денег? Ответом на этот вопрос может быть аналогия сравнения с внутренней отдельной структурой общества. Возьмем сферу ЖКХ.

Аналогичные выплаты

Постараемся ответить, зачем нужны налоги государству, описывая функционирование одного многоэтажного дома. Уплата коммунальных услуг происходит ежемесячно. Причем все прекрасно осознают необходимость такого действия и внимательно следят за каждым пунктом квитанций. Деньги сдаются за поступление тепла, уборку мусора, поддержание в нормальном состоянии дворовых сооружений и коммуникаций.

Отсутствие таких выплат грозит коллапсом для жизни огромного количества владельцев квартир. Ежемесячные выплаты позволяют людям не беспокоиться о состоянии своего жилья, пока они заняты более важными делами. Так и государство берет на себя основную заботу по сохранению мира внутри общества, оказание помощи больным и слабым. Внешние отношения страны требуют еще и обеспечения надежной защиты в виде содержания армии.

В любом обществе существуют налоги, так как государство может функционировать только при их наличии. Куда идут налоги? Обязанность распределения материальных средств целиком возлагается на руководящий состав, избранный большинством голосов.

Государственность

В развитом обществе не возникает вопроса, куда идут налоги. Каждый человек ощущает их действие на своей повседневной жизни. Это медицина, образование, общественные нужды. Уплата налогов в России закреплена на законодательном уровне. Так статья 57 Конституции обязывает каждого совершеннолетнего гражданина вносить налоги до определенного числа ежегодно и незамедлительно в некоторых случаях.

Налоговая система базируется на правилах преследования при нарушении таких требований. Эти обязанности возложены на отдельную структуру: налоговую инспекцию. Казна целиком принадлежит обществу, доверившему управление ею отдельной группе лиц. При уплате обязательной суммы человеку нужно воспринимать это как оплату услуг, предоставляемых государством.

Современная налоговая система несовершенна. Существует много нюансов уплаты в каждом отдельно взятом регионе. Величина суммы зависит от уровня жизни, стоимости товаров и услуг, затрат на коммунальные нужды.

Очевидная польза сборов

Экономическая сущность и необходимость налогов заключается в развитии общества. Процесс модернизации устаревающих объектов и структур происходит постоянно. Такой механизм не должен останавливаться, ведь основа жизни − это движение.

Часто непонятно, зачем гражданину платить налоги, если он не получает от государства ни копейки. Ответом послужит все та же причина: благодаря сознательным гражданам и существует общество. Если присутствуют уклоняющиеся от этой обязанности люди, то, значит, плохо работает надзорный орган – налоговая инспекция.

Будет ли иметь место несовершенство законодательной базы - это зависит от каждого гражданина. Отсутствие участия в общественной жизни порождает эффект отдаления власти от народа. Все в руках людей. Если бы они не были равнодушными к судьбе государства, то было бы невозможно уклониться от обязанностей.

Изменение величины сборов

К сожалению экономическая модель выстроена согласно жизненным законам: все меняется и не стоит на месте. Вот почему повышают налоги. Общество развивается и каждый день требуется кому-либо компенсировать новые затраты. Покупатели вынуждены доплачивать и, в свою очередь, им также нужно возместить потерянное. Эта цепочка хаотично тянется по компаниям, организациям и в итоге выливается в затраты государственных структур.

Власти вынуждены повышать налоги для выравнивания баланса движения денежных средств. Это процесс создают сами же люди, но общее мнение складывается одинаковое: «государство обдирает население». Ошибочные взгляды возникают из-за узкого мышления. Если взглянуть на проблему в более общем смысле, становится понятно, зачем государство взимает налоги.

Внутренняя политика

Чтобы определиться, зачем и сколько необходимо государству собирать налогов, нужно рассмотреть, куда идут основные затраты из казны.

  • ЖКХ (частично компенсируется из бюджета).
  • Судебные и другие государственные инстанции: социальные комитеты, государственная служба занятости, защиты прав потребителей.
  • Медицинские организации: клиники, больницы, санатории, дома престарелых.
  • Образовательные структуры: школы, университеты, училища, академии, научные центры.
  • Военные ведомства: армия, полиция, секретные службы, прокуратура, МЧС.
  • Культурные заведения: музеи, памятники.
  • Жилищные и иные программы: ссуды на покупку дома, автомобиля, обучение.

Существует и более обширный список затрат государства, которые берутся из налогов. К таким относят ликвидацию аварий после катаклизмов природы, помощь соседствующим государствам, проведение внешней политики.

Внешние затраты

Отвечая на вопрос, зачем государству нужны налоги, следует указать траты на проведение внешней политики. Средства налогоплательщиков идут на урегулирование военных конфликтов, работу внешней разведки, повышение знаний научного мира путем совместных проектов. Внешние коммуникации стране необходимы для функционирования в общей экономической системе. Для этого создаются валютные фонды между странами-участниками.

Колебания курса рубля влияет на благосостояние всех граждан. Компенсировать эту разницу приходится благодаря все тем же налогам. Для покупки иностранной продукции необходимо платить таможенную пошлину. Она же нужна для стимулирования спроса на внутреннем рынке.

Если отменить налог на ввоз товаров из-за границы, то отечественное производство не сможет конкурировать из-за недостатков взаимодействия отраслей внутри страны. И, как следствие, власти будут вынуждены повысить суммы взноса в казну для граждан.

Общие принципы

Понятие и возникновение налогов в настоящее время базируется на основании накопленного опыта прошлых столетий. Именно в таком виде государство может развиваться, не ущемляя права общества. При создании новых законов для уплаты взносов в казну руководствуются следующими принципами:

  • Каждый закон не должен ущемлять права человека. Справедливость заключается в равномерном перераспределении налоговой ноши на всех граждан согласно их доходу. Увеличение последнего ведет к росту выплат в казну по прогрессивной шкале.
  • Составление законодательных актов не должно происходить по личным соображениям властей. В текстах четко прописывается метод расчета суммы взноса, категории граждан, каким образом будет взиматься уплата, ее сроки и ограничения, порядок рассмотрения споров.
  • Государство обеспечивает возможности простой уплаты налога для граждан, оптимальный режим работы учреждений, занимающихся приемом документов от населения.
  • Административный персонал налоговой структуры не должен потреблять ресурсы безразмерно. Вводятся жесткие ограничения на его количество и материальные компенсации работникам.

Развитие

Налоговая база постоянно меняется. Происходит обмен мировым опытом. Так, отменяются большинство устаревших статей. Если сравнивать систему поступления денежных средств в казну с другими странами, то многие считают налоговую базу России оптимальной. В результате каждый человек общества несет посильную ношу для поддержания деятельности государства.

Законодательно были проведены следующие изменения:

  • Для предприятий и организаций налог составил 20 %, что значительно ниже предыдущей границы в 35 %.
  • Налог на добавленную стоимость удерживают на уровне 18 %. Опять же, цифра была снижена с 20 %.
  • С дохода частных лиц взимают 13 % независимо от суммы.

Приведенные цифры являются оптимальными и не ущемляют права отдельных личностей. А для поддержки малоимущих семей проводится политика стимулирования населения за счет выплат и возврата уплачиваемой ранее налоговой части.

Стимулирование населения

Для повышения уровня жизни населения, благодаря собранным налогам, проводят политику стимулирования. Так, действует программа выплат за второго рожденного ребенка. Для общества это важное событие, помогающее сдержать убыль населения. Аналогичные действия проводятся для помощи молодым семьям в покупке жилья. В виде налоговых вычетов государство возвращает 13 % от стоимости.

Малоимущим и многодетным семьям предоставляется другая налоговая ставка, или они вообще не платят её. Аналогичные выплаты могут получить работающие люди на ремонт жилья, проведение операции, обучение и отдых.

Разновидности

Существует огромный список налогов, который просто не вместится в пределы статьи. Приведем лишь некоторые из них:

  • Транспортный. Полученные средства направляются на поддержание дорог и администрации, занимающейся контролем дорожного движения.
  • Налог на добавленную стоимость нужен для поддержания структур, занимающихся товарообменом. Выручка объединяется с общими деньгами государства и идет на общие нужды.
  • Каждый работник вынужден платить 13 % от зарплаты. Денежные средства возвращаются в виде услуг государства: медицина, защита, страховка пенсии и потери работы.
  • Существуют налоги на выигрыш в лотерею и другие азартные игры. Уплаты должны проводить все, кто получает доход от своей деятельности.

Задачи государства

Чтобы собрать определенный процент налогов с граждан, задача властных структур - дать им возможность заработать. Для этого проводится длительная подготовка профессионалов своего дела, осуществляемая на деньги налогоплательщиков.

Только подготовленные кадры смогут контролировать расходы государства на должном уровне. Ведь при бедности людей и брать будет не с кого заявленные проценты. Это и есть задача налогового органа - собрать деньги на будущие нужды общества.

Полученные средства стекаются в Центр. Далее идет перераспределение по регионам в соответствии с нуждами населения. Часть этих денег забирает на себя содержание государственных работников, военных структур и других.

Уклоняющихся же от обязанностей ждет преследование со стороны надзорных служащих. Неуплата налога является преступлением, и за это предусматривается уголовное наказание, вплоть до лишения свободы на несколько лет. Все зависит от суммы ущерба, нанесенного государству.

businessman.ru

Когда появились налоги ~ Бухгалтерские услуги в Минске

Когда появились налоги?

Налоги

Документальные подтверждения существования налогов обнаруживаются примерно в V в. д.н.э. Налоги появились вместе с государствами.

Эволюционирование налогов

Кто платил налоги?

На протяжении большей части истории человечества платило налоги  основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это была их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных.

Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того, как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

С чего платили налоги?

Налоги взимались с чего угодно.

Древняя Греция

Ставка подоходного налога составляла здесь от 10 до 20%. Но свободные граждане Афин налогов не платили, предпочитая им добровольные пожертвования. Однако если государству предстояли крупные расходы - война или большое строительство, народное собрание вводило обязательное налогообложение для всех. Деньги налогоплательщиков расходовались на содержание наемных армий, возведение храмов и оборонительных укреплений, строительство дорог, устройство празднеств, раздачу денег беднякам и другие общественные нужды.

Древний Рим

Пока Рим оставался городом-государством, его налоговая система была не очень сложной. В мирное время налогов не существовало вовсе, а расходы покрывались путем сдачи в аренду общественных земель. Государственный же аппарат фактически содержал себя сам. Избранные магистраты не только исполняли обязанности безвозмездно, но еще и вносили на общественные нужды собственные средства, считая это почетным.

В военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком, для чего раз в пять лет подавали избранным чиновникам-цензорам заявление о своем имущественном и семейном положении. На основании этих заявлений, ставших прообразом современных налоговых деклараций, и определялась сумма налога (ценз).

Налоги-прототипы современных налогов и просто смешные налоги Римской империи:

Портовые пошлины  Дорожная пошлина  Налог за закрепление сделки (налог с продаж)  Сбор за ярлык для ослов  Налог на наследство Сбор за обмен и размен денег Земельный налог  Налог на вино Налог на пшеницу  Налог на огурцы Сбор с квартирной платы Сбор с проституток Сбор на воздвижение статуй Сбор на содержание сборщиков налогов Сбор на устройство зрелищ  Налог на мыло Пошлины на пропуск в ворота

Сбором налогов в римских провинциях занимались откупщики. Контролировать их деятельность было довольно сложно, да и налогоплательщику было выгоднее дать взятку, нежели выплачивать непомерно высокие налоги. Коррупция и злоупотребление властью неизбежно вели к экономическому кризису, который разразился в 1 в. до н.э. 

"Налоговый инспектор" в Древнем Риме

Рис. Налоги Древнего Рима

Чтобы исправить ситуацию, император Гай Юлий Цезарь (100 - 44 годы до н.э.) вынужден был пойти на налоговую реформу - уменьшить количество налогов и установить государственный контроль за налогообложением. Но налоговое бремя вновь стало возрастать. Император Октавиан Август (правивший в 27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) так же провел реформу финансовой системы. Он создал в провинциях финансовые учреждения, которые контролировали налогообложение. Сбором налогов, главным из которых был поземельный, стали ведать государственные чиновники.

 Средние века(V - XVI вв. н.э.)

В Византийской империи, где только прямых налогов существовал 21 вид, а также всевозможные косвенные и чрезвычайные налоги, налоговое бремя привело к сокращению налоговой базы и ослаблению государства. В Западной Европе во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

  Новое время(XVI - XIX вв. н.э.)

Современное европейское государство сформировалось в основном в ХVI-ХVII вв., однако его система налогообложения была еще далека от совершенства. После распада феодальной системы основным объектом налогообложения закономерно стала земля - ведь именно она в те времена была главным источником богатства в экономике всех стран. Поначалу размер земельного налога определялся площадью сельскохозяйственных земель, и лишь потом родилась идея брать налог в зависимости от того годового дохода, который землевладелец мог получить от использования своей земли.  

Европейская система налогообложения

Рис. Европейские налоги

Достаточно рациональная налоговая система возникла на рубеже ХVII-ХVIII вв., когда в европейских странах в основном сложилось административное государство, располагавшее чиновничьим аппаратом. Доходы, как и в Древнем Риме, поступали через систему прямых и косвенных налогов. Прямые налоги в основной массе приходились на подушный и подоходный, ставка которых колебалась от 10 до 15%. Дворянство и духовенство от их уплаты освобождались, и налоговое бремя несли буржуазия и крестьянство. Основным косвенным налогом был акциз, размеры которого колебались от 5 до 25%. Но тут  наметилось противоречие. Принося большие доходы в казну, налоги на предметы потребления сдерживали развитие торговли. Государство все сильнее нуждалось не только в системе, но и в научной теории налогообложения.

Создателем такой теории считается видный шотландский экономист и ученый XVIII в. Адам Смит. Он утверждал, что налоги для налогоплательщика - признак не рабства, а свободы. Труд А.Смита "Исследование о природе и причине богатства народов", увидевший свет в 1776 г., определил основные принципы налогообложения, не утратившие значения и поныне:

- Принцип справедливости ("Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства). - Принцип определенности ("Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика.

- Принцип удобности ("Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его").

- Принцип экономии ("Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству ...Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды").

Новейшее время (c XIX в. н.э.)

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Это было вполне закономерно, так как становление после промышленной революции нового устройства экономической жизни общества привело к появлению вместо практически единственного источника доходов - земли - множества видов доходов и богатства. 

Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном. А когда войска французского императора были окончательно разгромлены, англичане тут же отменили этот "неприятный" налог, и почти четверть века власти не решались его вновь ввести. Возрожденный спустя десятилетия, он стал образцом для аналогичных налогов в других странах. Но и там он приживался столь же тяжело, как и в Англии.

Во все времена экономистов занимал вопрос: формировать ли бюджет чисто фискальными методами или же стимулировать предпринимательскую деятельность и расширение налоговой базы путем снижения налогов? Какой путь вернее?

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений. На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира.

Заключение

Хорошая система налогообложения - динамическое явление. Ведь налоги должны соответствовать особенностям страны, стадии экономического развития. Все это меняется. Вслед должна меняться и налоговая система.

Заключение статьи о налогах

Источник: Андрей Началов. Налоги. Краткая всемирная история налогообложения

buhuslugi-miheeva.by

Как и когда появились налоги? :D

ИСТОРИЯ НАЛОГОВ

Движущей силой налоговых инноваций было постоянное отставание государства от развития экономики и постоянной необходимости догонять и подстраиваться под новые условия. Государства во все времена стремились быть в центре экономической активности, экономическая же активность никогда не стояла на месте, ее центр принимал все новые и новые формы. Если в самом начале изучаемой истории главными экономическими ценностями были земля и труд по ее обработке (соответственно налог на лиц, налог на землю, барщина, рабство), то современное государство обанкротилось бы, если бы не изменило типа своих налогов.

Перед устанавливающим налоги государством встает вопрос: что облагать (налоговая база), сколько брать (налоговая ставка), как рассчитывать (налоговая инспекция) и как минимизировать отрицательное воздействие налогов на экономическую активность (налоговая политика).

При обращении к истории налогов выделяют общую тенденцию — оправданные экономическим развитием приоритеты налоговой политики государства и основные инновации, а также выделяют налоговые курьезы — конкретные исторические примеры тех или иных налогов, которые при своей занимательности позволяют ухватить суть вопроса.

Для понимания логики развития налогообложения историю налогов обычно разделяют на пять этапов.

Первыми налогами были налоги на базовые ценности: землю, скот, работников. Другой источник налоговых поступлений— налог с побежденных — скорее можно отнести к «государственному предпринимательству», если рассматривать завоевание как проект со своими издержками (войско) и доходом (единовременный налог на побежденных и постоянная дань или налоги). К первым налогам иногда относят жертвоприношения. Все эти налоги были прямыми, т. е. взимались непосредственно с лиц, получающих доход, совершающих операции и владеющих имуществом. Взимали эти налоги соответственно светская и духовная власть самостоятельно.

В Древнем Египте основным доходом служила плата за пользование землей, принадлежащей главе государства. В Древней Греции основным был подоходный налог, но свободные граждане городов его не платили. Вместо этого граждане вносили добровольные пожертвования, и только в экстренных случаях (война) с них собирался установленный процент доходов.

В Древнем Риме налогов практически не было. Пока Рим оставался городом-государством, общественные расходы покрывались путем сдачи в аренду общественных земель. Аппарат государства содержал себя сам. Избираемые магистраты, которые избирались, не только безвозмездно исполняли обязанности, но еще и вносили на общественные нужды собственные средства на добровольной основе, считая это почетным. В экстренных случаях (война) граждане Рима облагались налогом от своего имущества, для этого раз в пять лет они подавали избранным чиновникам-цензорам заявление освоем имущественном и семейном положении, на основании которых определялась сумма налога (ценз).

В Римской империи главным источником доходов служил поземельный налог, в размере 10% доходов с участка. Применялись и другие формы налогообложения земли, например налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы. Облагалась налогом собственность и средства производства: недвижимость, живой инвентарь, ценности. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать. Существовали и косвенные налоги (перекладываемые на покупателей товаров): налог с оборота — 1%, особый налог с оборота при торговле рабами — 4%, налог на освобождение рабов — 5% от их стоимости. В 6 г. н.э. император Август ввел налог с наследства по ставке 5%. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима. Налог носил целевой характер. Полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат.

С развитием разделения труда и ростом городов налоговая система существенно обогатилась. На выделяемом исследователями втором этапе возникли налоги на производство или промысловые налоги на все виды хозяйственной деятельности, кроме сельскохозяйственной (взимался земельный налог). Налог на производство рассчитывался как право заниматься соответствующей деятельностью (плата в зависимости от размера предприятия в основных средствах или работниках) — лицензия как доля дохода (часть цены), или отчисления с операций— реже. В торговле широкое распространение получили таможенные сборы и косвенные налоги — налоги на продажи конкретных видов товаров (косвенными они называются потому, что, будучи налогами на производство и импорт товаров, они выплачиваются потребителями, а не производителями или импортерами).

В целом этот этап развития налогообложения характеризовался огромным количеством налогов и попаданием в налоговую базу самого широкого спектра объектов, вплоть до самых экзотических. Государство устанавливало великое множество налогов, при этом часто сбор самих налогов отдавался на откуп. При всем обилии налогов надо было быть достаточно ловким, чтобы заработать на их сборе и при этом остаться живым. Вся система вызывала множество нареканий у подданных. Фома Аквинский назвал налоги узаконенной формой грабежа. Система держалась благодаря силе принуждения и освобождению от налогов главных опор власти — в древности аристократии и жречества, а в средние века дворянства и духовенства.

Характерной моделью поведения государств этого этапа было взятие за основу налоговой системы Римской империи и «обогащение» ее новыми формами налогов. Так в Византийской империи до VII в. включительно список прямых налогов содержал 21 вид: поземельный налог, подушная подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов (выплата которого освобождала от воинской повинности), пошлина на выдачу государственных актов и т.д. Существовал штраф за превышение зданием установленных размеров, т. н. «налог на воздух». Налоги платили сенаторы, а также чиновники и военные, получившие повышение в должности. Широко практиковались чрезвычайные налоги: на строительство флота и т. п.

Интересным изобретением Европы был «подомовый налог». Речь идет о налоге на недвижимость, введенный в Англии налог, исчисляемый по числу очагов, позднее взимался по числу окон. Также в Европе рассчитывали этот налог по длине фасада и т.п. Все это наложило сильный отпечаток на архитектуру Европы.

Особая роль принадлежала косвенным налогам, которые ложились бременем на покупателей. Налоги на хлеб, мясо, соль, вино и т. п. распространены вЕвропе с XIII-XIV вв. Особенность косвенного налогообложения — регрессивный характер — чем меньше доход, тем большую его часть занимает налог. Именно косвенные налоги вызывали наибольшее недовольство, наподобие знаменитых «соляных бунтов».

Именно в этот период «налогового произвола» появился институт налогового иммунитета. Если свободные граждане древних государств платили свободно и вэкстренных случаях они вносили налоги, то аристократия и жречество (позже дворянство и духовенство) пользовалось налоговым иммунитетом. Для них государство, наоборот, было источником доходов, а не статьей расходов. В Великобритании члены королевской семьи пользуются налоговым иммунитетом до сих пор.

«Налоговый произвол» часто приводил к открытым формам проявления неповиновения. Одним из первых неповиновавшихся, о ком история сохранила память, в Великобритании был Святой Хью(1140–1200) из Линкольна. Он отказался платить налоги Ричарду Львиное Сердце и тем самым завоевал себе место в истории. По утверждению Н.Тургенева: «Налоги, или, определительней сказать, дурные системы налогов, были одною из причин как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы от Австрии, фрисландцы от Дании, и, наконец, козаки от Польши...».

Позже борьба североамериканских колоний за независимость в немалой степени была вызвана двумя налоговыми инициативами метрополии: введением гербового сбора с каждого жителя колоний (1763), затрагивающего всю деловую документацию и предоставление Ост-Индской компании права беспошлинного ввоза чая в североамериканские колонии(1773). Последовавший за этим инцидент «Бостонское чаепитие» был связан с интересами американских колонистов, зато он сильно обострил отношения между колонией и метрополией.

Великое разнообразие налогов и произвол властей в их сборе не приводили к росту их собираемости и составляли существенный тормоз экономического роста, кроме того, следствием была постоянная напряженность внутри государств и проявление неповиновения. На рубеже XVII–XVIII вв. власти Европы начинали понимать это и переходить к более простой, понятной, удобной и стабильной налоговой системе. Усилилось и само государство, которое стало представлять собой не только военную и политическую силу, но и сильный административный чиновничий аппарат. На третьем, переходном этапе, приоритеты в налогооблагаемой базе смещались от обложения множества объектов к унифицированным личным налогам, унифицированным косвенным налогам и налогам на реализацию предприятий. Существенное подспорье власти оказывали ученые-экономисты, которые принялись изучать проблему и искать возможности наиболее эффективного для общества налогообложения.

Сбор налогов перешел от откупщиков к чиновникам. Большая часть налогов обеспечивалась косвенными налогами — акцизами (отчисление с единицы товара безотносительно его цены), а также подушные и подоходные подати.

Власть нуждалась не просто в системе сбора и ставок налогов, она нуждалась в научной обоснованной теории, которая совместила бы справедливость налогообложения — оправдание налогов с эффективностью — максимальной выгодой всему обществу. Свой вклад в создание теории налогообложения внес Адам Смит. Вконце XVIII в., в 1776 г. в своей работе «Исследование о природе и причине богатства народов» он не только утверждает, что налоги выгодны обществу и это признак свободы граждан, а не рабства, но и определяет основные принципы налогообложения, актуальные до сих пор:

Принцип справедливости — «Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам, участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».

Принцип определенности — «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика. ...Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью».

Принцип удобства — «Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его».

Принцип экономии — «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать и даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. ...Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды».

Четвертый этап в развитии налогов пришелся в Европе на XIX в. и был связан с подъемом производства и экономики, связанными с концентрацией производства — укрупнением хозяйственных единиц, быстрым ростом городов, а также изучением проблемы налогообложения в течение достаточно длительного периода. Государство сменило приоритеты в обложении налогов. Главным объектом налогообложения стал оборот — переход ценностей от одного субъекта другому. Получили развитие налоги на оборот. Граждане ощутимо почувствовали налог на наследство. Распространились налоги на сделки. Также получили распространение налоги на капитал — в основном на его прирост в виде процентов по ценным бумагам или вкладам, дивидендам по акциям, рост стоимости активов.

С этим этапом интерес к системам налогообложения гаснет. Налоговые системы в разных государствах становятся все более похожими друг на друга. Изобретательность властей сильно ограничена, с одной стороны, процедурами принятия решений, а с другой стороны — развитостью экономической теории в части налогообложения.

Пятый этап в развитии налогообложения был обусловлен преимущественным развитием финансовой сферы, а также совершенствованием методов управления и контроля финансов. С отделением функции собственника от функции управления были разработаны технологии, позволяющие собственнику контролировать через финансы объекты своей собственности. Получили развитие аудиторские, консультационные, инвестиционные компании, предоставляющие широкий спектр услуг собственникам капитала. Новейшими экономическими достижениями воспользовалось и государство. Более прозрачная бухгалтерия предприятий позволяла не только собирать больше налогов, но и делать их более справедливыми и эффективными. Идеи и практика государства благосостояния определили налоги на пятом этапе их развития. С одной стороны, власти добивались уменьшения и оптимизации налогового бремени, с другой стороны — все возрастающие социальные расходы требовали все больших поступлений.

Наибольшее распространение получили налоги на вновь создаваемую хозяйствующим субъектом стоимость, в первую очередь налог на добавленную стоимость, или сочетание налога на прибыль и подоходного налога. Это сочетание отличается от налога на добавленную стоимость в основном тем, что в первом случае облегчается амортизацией. Наряду с налогами на создаваемую стоимость распространились целевые налоги — налоги, сбор которых предназначен для производства конкретных общественных благ, таких как социальное страхование, государственное медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение, строительство дорог, гарантирование мелких вкладов и т. п.

Развитие налогов на пятом этапе и дополнялось и определялось развитием экономической теории. Прежде всего это теория общественного сектора — сектора, производящего общественные блага, которые не выгодно производить частным образом в силу разных причин: неконкурентности (рентабельность производства такова, что исключает появление второго производителя блага — естественные монополии, например городская инфраструктура, оборона) и неисключаемости (невозможно ограничить доступ потребителей к благу, например общественный транспорт, телефон в каждый дом, дороги). Экономистов волновали не только и не столько вопросы сбора налогов, сколько вопросы производства: что граждане получали в обмен на налоги, каким образом наиболее эффективно организовать производство общественных благ в обмен на налоги. Основы экономики общественного сектора были заложены в начале ХХ века, в последнее десятилетие эта дисциплина получила особое развитие. http://www.podatok.ru/history_kogda.php

irc.lv

Кто придумал налоги в России?

Кто придумал налоги? Кому пришла в голову идея собирать с населения деньги на содержание чиновников и силовых структур? История не сохранила имени этого гениального человека. Скорее всего, в разных странах процесс изобретения налогов проходил по-разному. Как это происходило у нас, в России?

От белки до рубля

История государственности на Руси связана с иностранцами. Славяне были народом довольно мирным, им больше нравилось не воевать, а охотиться, рыбачить, огородничать и торговать. Но их земли окружали агрессивные соседи, которые предпочитали жить грабежом. Разумный человек всегда доверит решение проблемы профессионалам. Славяне обратились за услугами к зарубежному частному охранному предприятию «Рюрик и братья». Услуги оказались платными. Так на Русь пришли налоги.

Налоги тогда взимались натурой, поскольку денежное обращение ещё было не развито.

Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях — например, с племени вятичей, — бралось по монете от рала (плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов. Особый округ представлял собой богатый торговый город Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Сбор дани занимались налоговые инспекторы — отряды из нескольких сотен воинов. Приближённые князя – варяги-русь — выплачивали ему десятую часть от своих годовых доходов.

В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты» — крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские управляющие, и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что освобождало их от повторного сбора. Ольга хорошо помнила, чем закончилась попытка её мужа, князя Игоря, повторно собрать дань с древлян. Те восстали и убили жадного правителя.

Польза от этой системы была взаимная: славяне получили возможность спокойно жить и трудиться, а варяжские князья с дружиной в свободное от охранных мероприятий время ходили в завоевательные (и очень прибыльные) походы, что в свою очередь давало привилегии славянским купцам. История сохранила ряд торговых договоров между Русью и Византией, в которых упоминались такие привилегии. Организация торгового пути из варяг в греки сказочно обогатила и мирных славян, и воинственных князей-скандинавов. Арабские историки с изумлением описывают стены русских городов, завешенные роскошными тканями. Торговля приносила неплохие деньги, а потому и сбор налогов перешёл в денежную форму. На смену кунам пришли рубли. А в захоронениях русских князей встречаются и «доллары» того времени: золотые арабские дирхемы.

Но вот пришли монголы

Несколько столетий длилась эта идиллия. Государство, собирая с населения налоги, выполняло свои главные функции: обеспечивало оборону от внешнего врага и поддерживало прибыльную торговлю. Но в один печальный момент всё кончилось. И безопасность, и торговля. Пришли монголы. Последствия были ужасны: Батый за свой поход разрушил 40 русских городов. До этого те же шведы называли нашу страну Гардарики – страна городов. После Батыя перестали. Кроме того, кочевники обрушили всю существовавшую до этого систему мировой торговли. Путь «из варяг в греки» был нарушен. А завоеватели обложили Русь серьёзной данью: десятая часть доходов. Которых стало гораздо меньше. Исчезли нарядные ткани со стен оставшихся на Руси городов, в могилах тогдашних князей перевелись средневековые доллары-дирхемы. Население неоднократно восставало против тяжкого налогового бремени, завоеватели отвечали карательными походами. Русь за первые 80 лет татаро-монгольского ига 13 раз подвергалась жестоким погромам.

Но затем русские князья уговорили ханов Золотой Орды сменить систему сбора налогов на более эффективную. Вместо монгольских наместников (баскаков) роль налоговых инспекторов брал на себя великий князь.

Эта система в конечном итоге привела к освобождению Руси от ордынского ига. Московские князья собирали налоги в полном объёме: 10 %. А в Орду отправляли только часть. Благодаря этому Москва поднялась и объединила вокруг себя русские княжества.

Новые времена – новые налоги

Прошло несколько столетий. Московская Русь превратилась в могучую империя, начало которой положили реформы Петра Великого. Реформы эти стоили огромных денег, которые беспощадный царь немилосердно выжимал из населения всеми доступными способами.

Пётр ввёл военные налоги на содержание армии. А поскольку у великого реформатора было очень мало свободного времени – он ввёл должность налоговых криэйторов — прибыльщиков. Эти люди должны были изобретать новые налоги! И прибыльщики не подвели своего работодателя, они придумали налоги на такие вещи, до которых ни один нормальный человек никогда не додумается: гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, с орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже религиозные взгляды. Так, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать, от которой огни старались забраться в глухие скиты в самых дремучих лесах.

И, наконец, вершина творческого усердия прибыльщиков: налог на бороду. Причём налог этот был дифференцированный: если бриться отказывался дворянин – с него казна брала 60 рублей, с купцов в зависимости от гильдии – от 60 до 100 рублей. А если бритву в руки отказывались брать мелкие людишки, то они обогащали казну государеву на 30 рублей ежегодно. С крестьян брали при въезде в город и выезде из него по 2 деньги с бороды. Что ещё взять с колхозника! А вот сибиряков от «волосатого» налога освободили. И правильно: попробуй на тамошних морозах с голой физиономией погулять. Учтите, что покупательная способность тогдашнего рубля была во много раз выше нынешней. 100 рублей в год – огромные деньги. Это можно сравнить только с нынешним транспортным налогом на «Ягуар».

В дальнейшем Пётр провёл серьёзную налоговую реформу. Он установил подушную подать, которую обязаны были уплачивать свободные крестьяне. А за крепостных её должен был платить помещик (как сегодня за своих работников перечисляет социальные взносы работодатель). И масса свободного населения России добровольно пошла в кабалу. Страна получила проблемы, с которыми не справилась и спустя 200 лет.

Государство ввело при Петре ещё одну интересную подать – налог с дыма, то есть с каждого отдельного дома. Вроде бы, уклониться от него в принципе невозможно. Ведь у каждого есть изба, в которой он живёт. Но русские крестьяне – люди смышлёные. Они начали селиться по нескольку семей в один дом. Такие сельские коммунальные квартиры получились. Однако и русские налоговые инспекторы тоже глупостью не отличались. Они в ответ стали облагать налогом каждую наружную дверь, поскольку именно их количеством определялось число семей в доме. Тогда крестьяне стали заколачивать лишние двери, потом вообще бросали дома и бежали, куда глаза глядят, становились вольными казаками.

Что интересно: император принципиально не вводил такой очевидный налог, как налог на наследство. Видимо, опасался недовольства богатого купечества и помещиков. Ведь эти люди и так вносили весомый вклад в пополнение государственной казны.

Налоги наследников Петра

По-настоящему великого монарха после смерти Петра I Россия ждала довольно долго. Екатерина II продолжила дело своего предшественника, в том числе и в деле реформирования налоговой системы. До неё на протяжении многих поколений царская казна пополнялась за счёт казённых монополий, особенно на соль и на алкоголь. Екатерина снизила размер некоторых платежей, а отдельные монополии и вовсе отдала на откуп частным лицам. Например, на алкоголь. Это, пожалуй, было ошибкой. К чему приводит отказ государства от алкогольной монополии – мы видели на примере России 90-х годов прошлого века. Рост пьянства в сочетании со снижением налоговых доходов бюджета.

А ещё великолепная царица реформировала сбор налогов с купечества. Для зачисления в одну из трёх гильдий купчина должен был уплатить в казну взнос, размер которого зависел от заявленного им капитала. Ежегодные платежи составляли определённый процент от этого капитала. В дальнейшем императоры несколько раз повышали ставки этого налога.

Изменила Екатерина и систему сбора подушной подати. Крестьянская община получила право самостоятельно распределять размер платежей между односельчанами. Кроме того, размер ставки был в дальнейшем привязан к плодородию земель, на которых жили крестьяне. Современный земельный налог, кстати, учитывает кадастровую стоимость земли.

А главной особенностью налоговой системы императорской России было наличие большой группы косвенных налогов. Они составляли свыше 40 % от всей массы налоговых поступлений. И половина из таких налогов были налоги питейные. Кстати, уровень потребления алкоголя в дореволюционной России был в разы меньше, чем сейчас.

Вот где кроется огромный резерв пополнения напряжённого бюджета Российской Федерации!

Но в конце XIX века правительство России усваивает более прогрессивные методы налогообложения. Главными налогами взамен подушной подати стали налог со строений (крестьяне не могли уже заколотить избу и бежать в Сибирь, поскольку и туда добрались царские чиновники), а также налог за пользование землёй. Появились новые налоги, связанные с развитием рыночных отношений: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, промысловый налог. Так что в России всё шло как у людей: государство отслеживало изменение экономической ситуации и пыталось настроить на волну преобразований налоговую систему (1sns.ru).

lawedication.com

Возникновение налогообложения

Поиск Лекций

Курсовая работа

по предмету:

«Экономическая теория»

на тему:

«Эволюция типов налогов»

 

Выполнил:

Студент группы ФП-211-99

Гималетдинов Р.И.

Проверил: Иванова О.Ф.

Оценка:

« » ______________ 2001 г.

 

2000/2001 уч. Год

 

Введение.

Современное противоречивое состояние российской экономики требует поиска принципиально новых подходов к ее управлению. Переходные процессы в стране, длящиеся уже более тринадцати лет, оказались неоднозначными и очень сложными. Просчеты, допущенные на первых этапах перехода к рыночной экономике, привели к чрезвычайно болезненным последствиям и перекосам в экономическом развитии страны. Одной из главных причин таких тяжелых последствий является то, что при декларировании приоритета экономического подхода в определении направлений развития народного хозяйства страны существует практика приоритета политических решений народнохозяйственных проблем. Тезис о рыночной экономике как саморегулирующейся системе хозяйства в нашей стране в конечном итоге привел к стихийному, дикому рынку, в то время как все развитые страны мира давно преодолели этот этап развития и перешли к целенаправленному регулированию экономических процессов, поддерживающему подлинно рыночные отношения.

Основным государственным инструментом регулирования экономических отношений и тенденций является налоговая политика. Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного налога всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. Основным источником формирования бюджета являются налоговые сборы и платежи. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Помимо чисто финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние и направление научно-технического прогресса, объемы и качество потребления, в значительной степени взаимодействует с социальной государственной политикой.

Налоговая система прошла более чем тысячелетний путь развития – от личного подоходного и поимущественного обложения до разветвленной системы федеральных, региональных и местных налогов.

Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности является важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и успешного интегрирования российской экономики в мировую. Уже давно и многократно говорилось о том, что действующая налоговая система России нуждается в серьезном реформировании.

Основным принципом реформирования налоговой системы признается эволюция, т.е. взвешенная последовательность предпринимаемых шагов по совершенствованию налоговой системы, которая привела бы к намеченным целям без существенных потерь накопленного опыта и уровня развития экономики.

 

План:

Введение

1. Начальный этап в налогообложении

1.1. Возникновение налогообложения

1.2. Налоги Древнего Рима и Древней Греции

1.3. Российские налоги: от Древнерусского государства до Средневековья

1.4. Реформы Петра I

1.5. Налоги России послереформенного периода

2. Налоги XIX – начала XX веков

2.1. Государственные налоги России в XIX веке

2.2. Налогообложение в начале XX века

3. Основы налоговой системы Российской Федерации

3.1. Налоговая система России

 

 

Глава 1

Начальный этап в налогообложении

 

Возникновение налогообложения

Понятие налогов возникло на заре человеческой цивилизации с появлением первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование. На протяжении веков в любом цивилизованном государстве они служат основным источником доходов казны. В современном обществе налоговый механизм помимо выполнения фискальной функции используется как экономический инструмент воздействия государства на развитие производства, его отраслевую и территориальную структуру, состояние научно-технического прогресса, т.е. налоги выполняют важнейшую функцию регулирования хозяйства.

Теория налогообложения является составной частью экономической науки. Причем практическое налогообложение появилось задолго до возникновения экономики как отрасли знания. Термин «экономика» был введен в научный оборот в V-IV вв. до Рождества Христова в Греции. Он происходит от слов «ойкос» - хозяйство, дом и «номос» - правило, закон. Правила ведения домашнего хозяйства – именно так употреблял данный термин ученик Сократа (469-399 гг. до Р.Х.) греческий историк Ксенофонт (434-359 гг. до Р.Х.). окончательно термин закрепил во времена великого греческого философа и естествоиспытателя Аристотеля (384-322 гг. до Р.Х.).

Первоначально экономика изучала законы ведения домашнего хозяйства. Конечно, речь идет о крупных рабовладельческих хозяйствах. А затем она перешла к познанию законов общественного устройства.

Налоги, прежде чем стать частью экономики, на протяжении многих веков развивались эмпирически.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На н а ч а л ь н о м э т а п е развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для установления и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто государство прибегает к помощи откупщиков. На в т о р о м э т а п е (XVI–начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя. Оно устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, т р е т и й ,

с о в р е м е н н ы й , э т а п – государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо уже выработаны правила обложения.

Региональные органы власти, местные общины выполняют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Начальной формой налогообложения, применяемой на самых ранних ступенях государственной организации, можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и становилось принудительным сбором с четко определенной процентной ставкой. В пятикнижии Моисея сказано: «И всякая десятина на земле из семени земли из плодов дерева принадлежит Господу».

После крещения Руси князь Владимир создал в Киеве церковь Св. Богородицы и дал ей десятину от всех доходов.

Итак, первоначальная ставка налога составляет 10% всех полученных доходов.

По мере развития государства возникла «светская десятина», которая взималась в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала на протяжении многих столетий в различных странах – от Древнего Египта до средневековой Европы. В древнейшие времена в Египте взимался поземельный налог, причем он отличался высокой точностью. Во времена Страбона в Египте существовали два нилометра, посредством которых производились наблюдения за уровнем воды, лежавшие в основе расчета будущего налога. За 12 веков до Рождества Христова в Китае, Вавилоне, Персии уже известен поголовный, или подушный, налог.

 

1.2. Налоги Древнего Рима и Древней Греции

В Древней Греции в VII-IV вв. до н.э. представители знати, закладывая основу государства, ввели налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Были и акцизы в виде привратных сборов (т.е. у ворот города). Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов–государств, на строительство храмов, общественных зданий, водопроводов, дорог, на устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели.

В то же время в древнем мире имелась и серьезное противодействие налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить налогов. Личные налоги считались носящими на себе печать рабства, и некоторые полноправные граждане полагали их унизительными для себя. С неохотой признавали они налоги с имущества. Афиняне готовы были вносить добровольные пожертвования, дань предпочитали получать с побежденных врагов, а также со своих союзников. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

Многие стороны современного государства имеют свои истоки в Древнем Риме. Проследим за развитием там налоговой системы. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время налогов не было. Расходы на управление городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, порой вкладывая свои собственные средства, это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Расходы обычно покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогом в соответствии с достатком.

Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Как видим, еще тогда закладывались основы декларации о доходах.

В IV-III вв. до Р.Х. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Определение суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги.

В случае победоносных войн налоги снижались, а порой государственный налог отменялся совсем. Необходимые средства обеспечивались контрибуцией завоеванных земель.

poisk-ru.ru