Как давать ребенку карманные деньги. Карманные деньги


Карманные деньги - Семейный психолог

карманные деньгиНужны ли детям карманные деньги?

Сколько денег давать ребенку ?

Нужно ли контролировать трату карманных денег?

Стоит ли давать деньги за работу или учебу?

В некоторых семьях родители считают, что у ребенка и так все есть, и часто больше, чем нужно. Кому не знакома проблема заваленной ненужными игрушками комнаты? А если ребенку что –то необходимо, он всегда может попросить родителей, они ему не откажут… Получается, что денег ребенку по крайней мере до подросткового возраста и не нужно.

Однако, свои деньги – важный элемент в жизни ребенка, можно сказать, ступенька в его развитии. Давайте разберемся, какую задачу выполняют карманные деньги в жизни ребенка.

Мифы о карманных деньгах

Миф 1: «Деньги помогают обучиться азам финансовой грамотности, дети учатся рассчитывать свои траты».

Возможно, это так при достаточно солидных суммах, выдаваемых уже почти взрослым детям. Для маленьких же детей небольшая сумма, которая им выдается, вряд ли всерьез научит их обращению с деньгами, учитывая то, что финансовая сторона их жизни полностью обеспечена взрослыми.

Миф 2: «Карманные деньги научат ребенка ценить деньги, беречь их, помогут понять их настоящую цену».

Вряд ли это верно для детей, которые по-настоящему ни в чем не нуждаются. Не стоит ожидать, что ребенок из достаточно обеспеченной семьи будет ценить или беречь деньги только потому, что ему выдают небольшие суммы. Иногда у детей встречается особо трепетное отношение к личным деньгам, но это скорее индивидуальная черта, которая обычно сопровождается и другими особенностями характера. Чаще всего наличие карманных денег не учит детей бережливости.

Карманные деньги в жизни ребенка играют совершенно другую, скорее психологическую роль. Появляясь в жизни ребенка, они воздействуют сразу на несколько сторон его жизни:

Отношения с миром и способность влиять на ситуацию

Ребенок, получивший свои собственные деньги, обретает некоторую новую грань свободы, он иначе начинает смотреть на то, что ему доступно в мире вещей и удовольствий. Раньше все его возможности что-то получить (будь то вещи или развлечения) полностью контролировались родителями. После получения карманных денег роль родителей в получении благ, хотя и остается фактически, несколько уходит в тень и это меняет психологическую реальность ребенка. Теперь он чувствует себя в мире более весомым и самостоятельным. Ребенок чувствует себя более независимым, теперь большее количество удовольствий он может позволить себе без участия родителей.

Отношения с родителями

Карманные деньги – один из маркеров нового положения ребенка в мире людей. Ребенок, взрослея, постепенно огораживает собственную территорию, на которую родители будут иметь вход, только если того захочет ребенок. Давая карманные деньги, родители со своей стороны как бы признают за ребенком право на эту собственную территорию. Этим они подтверждают право ребенка на собственный выбор и показывают ему свое доверие. Это особенно актуально с подростками, но касается и младших школьников.

вредная едаИногда родители не дают денег ребенку именно потому, что опасаются, что эти деньги будут использованы на опасные вещи (вредную еду, алкоголь, наркотики). В таких случаях ребенку от родителя поступает сразу два негативных сообщения:

- ты недостоин нашего доверия 

- ты неспособен к правильному выбору.  

Можно обоснованно ожидать, что оба эти послания не лучшим образом повлияют на самооценку ребенка и его поведение во – взрослом возрасте. Больше о скрытых посланиях, которые мы передаем детям, вы можете узнать из вебинара "Осторожно слова!", который можно скачать ЗДЕСЬ. 

Иногда выдавая ребенку небольшую сумму на карманные расходы можно несколько улучшить с ним отношения. Речь конечно не идет о «покупке любви»! Однако, зачастую, игнорируя потребности ребенка в области самостоятельных небольших покупок, мы провоцируем его на скрытое, неосознанное недовольство своим положением в семье.

Ребенок может и не говорить об этом, но простить некоторые вещи у родителей ему сложно, особенно если в семье постоянно недовольны своим материальным положением или поведением ребенка.

Примерьте на себя такую ситуацию: что если каждый раз, захотев что-то приобрести, вам пришлось бы обращаться с просьбой к домочадцам. Большинство людей считает такое положение для взрослого человека весьма печальным. Ребенку такая ситуация также неприятна, чем старше становится ребенок, тем больше недовольства может быть у него в этом отношении.

Наличие или отсутствие личных денег влияет на внутреннюю картину самого себя, то есть на идентичность человека. Деньги, как правило, не попадают к человеку просто так, они являются результатом труда, вложения энергии, это материальное выражение потраченной энергии. И сами по себе они также энергия, которой можно распоряжаться, отдавая или выменивая ее на что-то.

С другой стороны, деньги это универсальный эквивалент возможностей, удовольствий и владения вещами. Наличие или отсутствие возможностей владеть и распоряжаться этой энергией влияют в конечном итоге на то, какими начинает видеть самого себя человек. Постепенно у ребенка формируется представление о себе как о человеке владеющим энергетическим ресурсом или человеке, не имеющим прямого доступа к этому ресурсу. Карманные деньги, безусловно, не единственный предмет, влияющий на формирование картины себя и своих возможностей, это только элемент в сложном поле влияний, направленных на человека. Однако, элемент этот немаловажный.

Наличие карманных денег выводит ребенка в иные психологические пространства, воздействует на его представление о себе. Именно с этой позиции и имеет смысл расценивать карманные деньги.

Карманные деньги не стоит путать с так называемыми «целевыми» деньгами, теми деньгами, которые вы даете ребенку на еду в школе, экскурсии и проч. Эти суммы выдаются ребенку на что-то, и он не может распоряжаться ими по своему усмотрению.

Также к карманным не будем относить «заработанные» деньги, те, которые ребенок получает за какие – либо свои действия.

Карманные деньги - те деньги, которые выдаются из семейного бюджета ребенку, трата которых никак взрослым не контролируется. Ребенок получает эти деньги просто потому, что по факту своего существования в семье он имеет право на часть семейных денег. И небольшое количество этих денег ему выдают в личное распоряжение.

Как давать карманные деньги

папа дает деньгиДеньги можно начинать давать около 6 -7 лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно социально развит, чтобы деньги обрели для него ценность. Большинство детей не интересуются деньгами раньше, если только не развивать этот интерес искусственно.

Вопрос количества денег не может быть решен однозначно, во-первых, из-за того, что у детей разного возраста различные потребности, во-вторых, потому, что семьи имеют различный достаток и дети растут в различной социальной среде. Кроме того, стоит учитывать и опыт обращения ребенка с деньгами, слишком большие суммы, выданные неожиданно, могут дезориентировать ребенка.

Не существует какой-то правильной формулы, по которой можно было бы высчитать идеальную сумму для каждого случая, но можно использовать наиболее полезные идеи в этой области:

– начинайте с небольших сумм, постепенно их увеличивая;

– поинтересуйтесь, сколько денег дают друзьям вашего ребенка, похожая сумма будет вполне уместна;

– выдавайте деньги, с которыми вы действительно готовы расстаться без особенных переживаний. Дети могут тратить деньги на неодобряемые вами вещи, дарить или терять деньги. Поэтому, в руках у ребенка должна оказаться только та сумма, потерю которой родители не будут переживать слишком драматично.

Желательно никак не контролировать, как ребенок тратит ту сумму, которую вы ему выдали. Многие родители небезосновательно боятся, что ребенок, получив деньги, потратит их на вредную еду или другие запрещенные вещи. Действительно, так бывает довольно часто, ребенок тратит деньги на то, что ему не покупают родители (колу, чипсы и проч.) Однако, этот вопрос касается другой области воспитания, он непосредственно не относится к карманным деньгам. Пищевые привычки и установки относительно того, что такое хорошо, и что такое плохо – складываются в течение многих лет, под влиянием среды. К тому моменту, когда ребенок получает карманные деньги, он уже обладает определенным набором установок. Ребенок, уходя из дома, становится временно недоступен контролю, и вопрос, будет ли он есть неполезные продукты и совершать неприглядные поступки – это не вопрос наличия/отсутствия карманных денег у ребенка. Всегда найдутся возможности и финансовыми ограничениями этот вопрос решить невозможно.

Сумма карманных денег должна быть оговорена с ребенком заранее и быть фиксированной.

Карманные деньги не могут быть у ребенка отняты в связи с каким-то то его проступком или настроением родителя. Владение определенной суммой обычно ценится детьми, и это делает деньги заманчивым инструментом манипулирования поведением ребенка, в частности, инструментом наказания. Родители часто лишают ребенка карманных денег, за какую – либо провинность. Это неудачная стратегия, отнимающая у ребенка чувство безопасности, приводящая к чувству беспомощности. Ведь если взрослый по своему усмотрению может давать или отнимать свободу и самостоятельность, воплощением которой частично являются деньги, то для ребенка это означает собственную ничтожность. Таким приемом лучше не пользоваться. Такого рода наказания сильно подрывают доверие ребенка к родителям и могут значительно повлиять на отношения с ним. Если все же финансовые наказания планируются, то ребенок должен быть заранее об этом оповещен, четко представлять себе, в каком случае он лишится карманных денег. Так, вопрос о лишении карманных денег может рассматриваться, например, в том случае, если ребенок крадет деньги или материальные ценности у родителей или других людей. В таком случае, те деньги, которые обычно шли в карман ребенку направляются на покрытие результатов его поступка. Однако, случаи воровства, особенно повторяющиеся, всегда требуют индивидуального рассмотрения, и наказанием или лишениями можно только усугубить те психологические состояния, которые толкают ребенка на воровство.

Удобно давать ребенку деньги в оговоренные сроки (раз в месяц или неделю). В начале «финансового пути» ребенка срок, на который даются деньги, должен быть совсем небольшой. Постепенно, с возрастанием сумм, может увеличиваться и интервал между финансовыми вливаниями. В таком случае подросший ребенок уже столкнется с необходимостью минимального планирования своих трат, в чем вы сможете ему помочь.

Поначалу имеет смысл помочь ребенку организовать место для хранения денег и передать ему идеи о хранении денег, которые вы считаете удачными. Иногда дети, которые начали получать небольшие суммы, теряют их, забывают взять с собой в магазин. Это должно стать вопросом ответственности ребенка. То есть, вы даете деньги ребенку, а за их хранение и наличие в определенный момент отвечает он сам. Лучше избегать ситуации, в которых не ребенок, а мама считает карманные деньги ребенка, хранит их и прочее. Организовывать хранение и следить за своими деньгами ребенок должен самостоятельно.

Деньги за работу

деньги за учебуОтдельная тема – это возможность заработать деньги в семье. Тут существуют два основных направления: учеба и непосредственно работа.

В некоторых семьях считают, что учеба для ребенка – та же работа, поэтому естественно было бы оплачивать усилия ребенка в области учебы. Я отношусь к принципиальным противникам такой позиции и считаю, что платить за учебу ни при каких обстоятельствах не стоит, как за отдельные оценки, так и за хорошо законченную четверть. В качестве мотиватора деньги за учебу работают плохо и приводят скорее к снижению учебной мотивации, нежели к ее увеличению. В области обучения работают совершенно другие стимулы. Деньги же, если и дают временный результат, то сопровождаются весьма ощутимыми негативными явлениями, к тому же плохо влияют в долгосрочной перспективе.

Платить за работу по дому также не стоит. Ведь домашние дела, это в некотором смысле условие совместной жизни и негласная договоренность между членами семьи, живущими под одной крышей. Платить за вынос мусорного ведра или вымытую посуду, значит ставить ребенка в искусственную и странную ситуацию, когда на него, почему-то, не распространяются правила общежития, которые выполняются другими членами семьи. Кроме того, при оплачиваемой домашней работе предполагается, что ребенок неспособен к восприятию иных положительных подкреплений (благодарность, одобрение, радость близких), а понимает только звон «золотых монет». Согласитесь, такая ситуация неестественна и крайне нежелательна.

Кроме этого, платя за домашние дела ребенку, вы ставите само выполнение этих дел в зависимость от того, насколько ребенок заинтересован в деньгах. Если нет заинтересованности - работа не делается. А кто может гарантировать, что ребенок будет заинтересованн в деньгах больше, чем в свободном времени?

Однако, возможности заработать в собственной семье все же есть. Тут подойдут те виды работ, которые вы поручаете третьим лицам, которые не выполняются членами семьи. В семейном бюджете уже выделена определенная сумма на такие расходы, и ребенок при желании может получить ее, выполнив соответствующую работу. Тут подойдет мытье машины, выгул собак, отдельные виды домашних работ и прочие обязанности, которые обычно выполняются не самими членами семьи, а нанятыми специально людьми. Например, обычно вы моете машину в специальном центре, но если ваш ребенок, желая увеличить количество своих личных денег, сделает это сам, то сумма, которую вы потратили бы на мойку, справедливо перейдет к нему. Эта логика доступна и понятна детям, она не превращает отношения с родителями в коммерцию. У ребенка есть возможность заработать, но есть и выбор отказаться работы без ущерба семье. Такого выбора у ребенка фактически нет, если вы платите ему за уборку своей комнаты или учебу. Он не может отказаться и сказать – «не буду этого делать», потому, что в таком случае он все равно подвергнется давлению со стороны родителей, которые будут настаивать на выполнении дел.

Семейное наследие: отношение к деньгам

отказ от денегКарманные деньги – важная часть опыта ребенка, но жизненная позиция в отношении денег формируется многообразными воздействиями. Дети, как правило, формируют свое отношение к деньгам, опираясь на взгляды родителей в этой области, но, не вполне копируя их. Тем не менее, позиция родителей в сфере финансов играет большую роль для формирования менталитета ребенка.

Отношение к деньгам в семье передается как сознательно с помощью слов и примеров, которые используют родители, так и неосознанно, через эмоциональное поле семьи. Влияют и слова, которые мы обращаем к детям и неосознанные установки родителей, которые как бы считываются из поля семьи. При этом скрытые и явные установки могут вступать в противоречие друг с другом.

Например, семья может настраивать ребенка на получение хорошего образования и, как следствие, на хороший заработок. Однако, скрытой установкой, передаваемой семьей может быть позиция: Иметь много денег стыдно. При такой установке богатство противопоставляется духовности или считается, что большие деньги честно добыть невозможно. Прямо этого может не звучать, но из общего контекста ребенок понимает, что серьезный достаток человека ставит под сомнение его порядочность. При такой установке трудно ожидать, что ребенок, повзрослев, будет в хороших отношениях с деньгами. Скорее он бессознательно будет избегать богатства, или пугаться и разрушать собственные успешные проекты, если впереди замаячат заработки, которые он психологически не готов принять.

Как же родители могут помочь ребенку установить такие отношения с деньгами, которые будут способствовать его гармоничной жизни? Тут есть два главных направления:

- не пренебрегайте основами финансовой грамотности. Финансы эта область, которую нужно изучать, как и любую другую. Для этого существуют разные возможности: от финансовых игр, до специальных учебных дисциплин. Не стоит ожидать, что финансовая грамотность придет к ребенку естественно, без каких либо в этом отношении усилий.

- работайте над собственным отношением к деньгам. Вам точно так же может не хватать финансовой грамотности и вы можете предпринимать усилия в этом направлении. Многие взрослые мечтают упорядочить свою финансовую жизнь, научиться оптимизировать личный бюджет, так может быть пришло время освоить эту область? С другой стороны, наше отношение к деньгам испытывает давление бессознательных установок, о которых мы говорили выше. Размышляя и работая над этими установками можно сформировать с ними новые взаимоотношения, переосмыслить их влияние на вашу жизнь. Оптимизируя свое собственное отношение к деньгам, мы непременно положительно повлияем на то, как наши дети будут относиться к этой важной области жизни.

 

 © Елизавета Филоненко

mama-papa-help.ru

Карманные деньги. Сочинение-рассуждение

Карманные деньги. Сочинение-рассуждениеМы живем в обществе, в котором деньги играют немаловажную роль. Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. Без денег купить в магазине что-то необходимое или воспользоваться какой-либо услугой, невозможно.

Деньги нужны не только взрослым, но и детям. Для чего? Какие траты совершают дети? Они покупают детские журналы, сладости, напитки, коллекционные фигурки, браслеты.

Стоит ли давать детям деньги? Многие исследователи считают, что умение управлять во взрослом возрасте своими финансами напрямую связано с тем, имелся ли подобный опыт в школьные годы. Экспертами установлено, что дети, которые имели карманные деньги, в зрелом возрасте более грамотно вели свои финансовые дела.

То есть в том, чтобы давать детям карманные деньги, определенный смысл есть. Человек многое познает на своем личном опыте. До того момента, как молодые люди начинают распоряжаться финансовыми ресурсами самостоятельно, они должны не только подержать эти самые «ресурсы» в руках, но и уметь ими пользоваться.

Конечно, размер карманных денег должен быть строго регламентирован. Как известно, деньги на дороге не валяются. Они зарабатываются большим трудом. Никто просто так платить деньги не будет. Поэтому и тратить деньги нужно с умом. И дети должны четко понимать, что к деньгам нужно относиться бережно и прежде чем совершить какие-то траты, хорошенько подумать.

Карманные деньги… В каком размере давать их ребенку? Это строго индивидуально. В финансовом отношении, да и не только, у ребенка должна быть хорошая репутация. Некоторые дети уже с десяти лет самостоятельно вносят деньги за школьные обеды, за спортивные секции, покупают проездные. Конечно, уровень доверия к таким детям высок. Высок он и к ребятам, которые хорошо учатся, не обманывают своих родителей, не имеют вредных привычек, аккуратны и внимательны.

Вызывает большое сомнение, давать ли карманные деньги детям, которые постоянно прибегают к фразам: «Я вроде брал, но теперь не знаю, где… где-то были, но надо искать… совершенно не помню, где мой кошелек и проездной». Такие дети ещё не готовы к ведению самостоятельных финансовых операций. Им нужно над собой работать, быть более внимательными.

Сколько выдавать денег ребенку? Во многом это зависит от финансового благополучия семьи.

Есть дети, с совершенно противоположной моделью поведения. Они не берут деньги на карманные расходы у родителей, а предпочитают заработать свою копеечку сами, подрабатывая на каникулах на автомойках и в автосервисах, оказывая родителям дополнительные услуги, которые те оплачивают. Кто-то продает поделки, сделанные своими руками, кто-то предметы коллекционирования.

Деньги любят счет, а умение грамотно ими распоряжаться – это надо в себе воспитывать с детства.

detskiychas.ru

Карманные деньги для ребенка – сравниваем разные позиции и методы

Карманные деньгиМногие родители регулярно выдают детям средства на карманные расходы. Они являются сторонниками такого метода и считают, что можно научить ребенка грамотно тратить и ценить каждую копеечку. Однако есть родители с противоположным мнением.

Содержание статьи:

Нужны ли карманные деньги детям – изучаем все плюсы и минусы

Никто специально не будет обучать вашего ребенка правильно тратить и экономить. Этим навыкам его смогут научить только родители. Но вот стоит ли учить ваше чадо экономии карманных денег спорный вопрос. Давайте попробуем разобраться, взвесив все плюсы и минусы.

Преимущества:

  1. Развивают самостоятельность. При наличии карманных денег ребенок будет самостоятельно принимать решения: на что и как их тратить. Он сам будет подсчитывать свой скромный капитал, сам будет совершать покупки, возможно даже копить.
  2. Придают уверенность в себе. Когда вы еженедельно или ежемесячно выдаете наличные средства, он может распоряжаться ими самостоятельно. Доверие взрослых способствует повышению самооценки.
  3. Формируют ответственность. С появлением денежных средств у ребенка возникает чувство ответственности. Он старается сохранить денежные средства, анализирует купленные вещи, наблюдает за реакцией родителей на покупку.
  4. Вырабатывают умение обращаться с деньгами. Ребенок на собственном опыте научится обращаться с финансами. Он поймет, что нужно планировать покупки, попробует копить определенные суммы и правильно расходовать.
  5. Карманные деньги могут пригодиться. В незапланированных ситуациях, например, нужно срочно поехать куда-то или купить лекарства они могут пригодиться.

Однако есть мнение родителей о том что, детям незачем покупать что-то самим, ведь для них и так все предоставляют.

Недостатки:

  1. Дети могут неправильно распоряжаться выделенными средствами и покупать алкоголь, сигареты, вредные продукты питания.
  2. Они быстро привыкают к постоянному финансированию и вскоре могут перестать ценить их.
  3. Карманные деньги могут отобрать сверстники, либо старшеклассники.
  4. Постоянная выдача денег может избаловать отпрыска. Он будет получать их просто так, поэтому через какое-то время его желания возрастают, и он может потребовать больше.

Деньги в кармане

Я считаю, что ребенку нужны карманные деньги. Для него это станет шагом во взрослую жизнь. К тому же, как научить обращаться с ними, если не давать их.

Сколько карманных денег нужно давать детям и как часто?

Возраст

Важно определиться с какого возраста нужно давать деньги на карманные расходы. Обычно родители дают их детям с первого класса. Посещая школу, детям нужна определенная сумма денег для покупки еды, оплаты проезда, канцелярских принадлежностей.

Психологи также считают, что ребенок нуждается в них с момента поступления в школу.

Сумма

Теперь попробуем выяснить какую сумму выдавать на эти потребности, и с какой периодичностью это делать. Подумайте, на что он будет тратить выделенную сумму. Учтите обязательные расходы (проезд, еда, оплата сотовой связи) и добавьте немного денег дополнительно. Поинтересуйтесь у родителей одноклассников о том, сколько денег они дают.

Материальное положение в каждой семье различно. Размер выдаваемых карманных денег должен быть сформирован с учетом семейного бюджета, необходимых затрат и возраста. Мудрое и ответственное решение должны принять родители в присутствии ребенка.

Также не забывайте, что с увеличением возраста его потребности возрастают, поэтому количество выдаваемых денег нужно будет увеличивать примерно раз в год.

Семьи со средним и высоким уровнем достатка могут позволить давать детям больше денег. Но родителям следует учесть, что это сумма должна быть на одном уровнем с одноклассниками.

Периодичность

После того как вы подсчитали сумму предназначенную для карманных денег, нужно определить периодичность.

Мелочь

Для детей время бежит гораздо медленнее, чем для взрослых, поэтому месяц для них может показаться довольно большим сроком. Первоклассник вряд ли сможет грамотно распределить свои расходы на месяц, скорее он потратит все в первую неделю, а то и раньше. Начинать нужно с малого. Чем меньше возраст школьника, тем чаще давайте ему денежные средства. Поэтому ученикам начальных классов лучше выдавать их один раз в неделю.

Детям же старшего школьного возраста – один раз в месяц. Выберите определенный день для выдачи «зарплаты». Лучше, если это будет середина недели, тогда не будет ассоциации с окончанием недели и поощрением за учебу.

Не давайте денежные средства раньше положенного срока. Не идите на уступки, иначе ребенок не научится рационально и ответственно тратить их.

Как ребенка научить правильно распоряжаться карманными деньгами?

  • Чтобы научить чадо правильно распоряжаться финансами, нужно на своем примере показывать некоторые способы экономии средств. Например, познакомить его с распределением общего семейного бюджета. Тем самым вы учите расставлять приоритеты по важности покупок. Первостепенным будет оплата всех обязательных платежей (квартплата, обучение, услуги связи и др.), затем покупка продуктов, далее необходимые приобретения, и только остаток можно потратить на собственные желания.
  • Постарайтесь с детства научить соотносить потребности с возможностями. Тогда ваши дети будут знать, как нелегко зарабатывать, и тратить их нужно обдуманно.
  • Главное, школьник должен понять, что учеба это его обязанность. Не поощряйте и не наказывайте при помощи карманных денег. Количество выдаваемых денег не должно зависеть от: отметок, полученных в школе, выполненных домашних обязанностей, хорошего поведения. Не превращайте деньги в способ манипуляции.Просит деньги
  • Попробуйте научить юного экономиста планировать свои расходы, распределять свои средства таким образом, чтобы не пришлось просить еще. Посоветуйте вести блокнот, в котором будут записаны все расходы. Так он может посмотреть, на что он их потратил. С помощью такого подхода можно научить первым азам планирования. Опираясь на записи, он сможет грамотно распланировать свой бюджет на определенный срок.
  • Расскажите ребенку о том, что можно копить. Отложенные не потраченные средства, со временем накопятся. Их можно потратить на желаемые покупки.
  • Ненавязчиво контролируйте его расходы. Во время доверительной беседы поинтересуйтесь, как были потрачены средства.
  • Внимание и забота, которые вы уделяете своему чаду, не должны быть заменены денежками и подарками. Иначе сформируется отношение к вам с материальной точки зрения.

Я решилась выдавать своему ребенку карманные деньги и не жалею об этом. Мне удалось научить его обращению с ними и азам экономии. Доверяю своей дочери, поэтому лишь иногда интересуюсь о ее покупках и напоминаю, что деньги нужно тратить с умом.

www.odnadama.ru

Как давать ребенку карманные деньги

Рано или поздно все родители задаются вопросом: когда же начинать давать детям карманные деньги. Многие психологи считают, что возможность распоряжаться собственными финансами развивает у ребенка чувство ответственности и учит делать осознанный выбор, контролировать потребности и быть самостоятельным. О том, как родители могут помочь в этом, рассказывает Михаил Мордасов в блоге центра профориентации Smart Course.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Некоторые взрослые думают, что давать деньги детям нецелесообразно, так как все, что им надо, они купят сами, а карманные расходы только приведут к лишним тратам. А еще существует мнение, что если уделять много внимания денежным вопросам, ребенок может вырасти жадным. В этой статье мы приведем несколько советов, чего не стоит делать родителям, когда они выдают детям деньги на карманные расходы.

«Никаких карманных денег, ты еще маленький!»

«Зачем маленькому ребенку деньги?» — спросите вы. Естественно, если ваш ребенок мал, все необходимое ему должны покупать взрослые. Но, по мнению психологов, уже в детсадовском возрасте полезно давать небольшие суммы.

Вы можете разрешить своему ребенку купить что-то под вашим чутким присмотром. Пусть он получит удовольствие от того, что сам подошел к палатке и купил себе «Аленку». Ему шоколадка и горящие глаза, а вам — радость, что ребенок постепенно становится самостоятельным.

«Никаких карманных денег, ты провинился!»

Когда речь идет о карманных деньгах, имеется в виду регулярное выделение ребенку определенной суммы на его личные расходы. Деньги на проезд в общественном транспорте и на школьную столовую — не в счет.

Деньги на карманные расходы — это не инструмент для поощрения или наказания. Если в семье принято ежемесячно или еженедельно выдавать ребенку какую-то сумму на личные расходы, то плохое поведение или полученная двойка не должны лишать его права на эти деньги.

Не стоит также делать конкретную привязку к оценкам или домашним поручениям. Иначе очень скоро ребенок за «просто так» не захочет ни учить историю, ни мыть посуду, а будет просто вас шантажировать. Скорее, можно поощрять его хорошее поведение, старание и желание помогать.

«Карманные деньги можно тратить только на то, что я скажу»

Помните, что вы даете ребенку карманные деньги, чтобы он научился в реальной ситуации самостоятельно принимать решения по поводу своих финансовых средств. Поэтому будет полезно воздержаться от излишнего контроля за его расходами. Будьте хитрее: пусть ребенок сам обратится к вам за помощью.

Полезно время от времени разбирать расходы ребенка, особенно если у него не получается их контролировать. Но при этом не стоит полностью пускать ситуацию на самотек, потому что может возникнуть другая, не менее важная проблема.

Постоянно получая деньги просто так, ребенок не знает их ценности. Или, выражаясь простым языком, не понимает, насколько трудно они порой достаются. Отсюда и бездумные траты. Отсюда и пренебрежительное отношение к тому, что на них куплено. И такое отношение к деньгам может сохраняться и в его взрослой жизни.

«Ты уже потратил все карманные деньги? Держи еще!»

Когда вы договариваетесь с ребенком о карманных деньгах, сразу обратите внимание на периодичность. Например, оптимальный период — раз в месяц.

Объясните ребенку, что, если он потратит деньги раньше, добавлять вы не будете. В противном случае он подумает, что из вас можно «тянуть» неограниченное количество денег.

И помните, финансовая грамотность — важный вопрос, задаваться которым нужно с ранних лет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

10 неправильных способов мотивировать ребенка. Родительские практики, которые не помогают, а вредят детям

«Мы плодим армии потенциальных безработных». Алена Владимирская — о том, как выбрать профессию, которая не умрет через 10 лет

6 учеников, знакомых каждому. Портреты школьников, которых вы точно встретите в абсолютно любом классе

mel.fm

Карманные деньги детям: за и против

 

1

Здравствуйте, мои дорогие читатели и гости блога! Сегодня мне хочется поговорить на тему: карманные деньги детям: за и против. Тем более, что это вопрос всегда будет актуальным в отношениях между родителями и детьми. Как научить своих чад рационально пользоваться выданными ему купюрами? Какое количество выдавать, и как контролировать. Эти и другие вопросы постоянно волнуют умы родителей. Отношение к этому вопросу разное, кто-то за, а кто-то категорически против. 

Аргументы за выдачу финансов

Среди основных доводов в пользу выдачи финансовых средств детям можно выделить следующие:

  • развивает самостоятельность

Предполагается, что малыш, получая деньги на свои личные нужды, сможет самостоятельно планировать бюджет. Родители, которые решают за отпрыска, что стоит покупать, а что нет, делают его зависимым от своих решений. Распоряжаясь купюрами самостоятельно, подросток может понять, что их количество ограничено, и тратить нужно с умом.

  • позволяет чувствовать себя среди сверстников «на уровне»

Отсутствие карманных денег может привести к тому, что ребенок будет чувствовать себя ущербным среди сверстников. Так как, скорее всего, его друзья будут их иметь. Можно поинтересоваться у других родителей, сколько они выдают средств своему чаду на личные нужды, чтобы не завышать и не занижать выдаваемую сумму в вашей ситуации.

  • повышает ответственность

Получая некоторую сумму на расходы в месяц, подросток может распоряжаться ею по своему усмотрению. Он может копить на более крупную покупку или тратить, на что пожелает. Таким образом, он может понять, что деньги важны, и тратить их нужно рационально.

Аргументы против выдачи финансов

К основным аргументам против выдачи финансов на личные расходы можно выделить следующие:

  • малыши не знают цену деньгам и потратят их впустую

Совсем маленьким детям, согласно мнению психологов, выдавать их необязательно. В этом возрасте все необходимое могут приобрести для него родители. Начинать понемногу выдавать средства на личные нужды необходимо со школьного возраста.

  • это разовьет в ребенке безответственное к ним отношение

Выдавая карманные деньги нужно следить за тем, чтобы это не вошло у него в привычку. Со временем, поняв, что благодаря им можно приобрести много чего интересного, он будет требовать все больше, и воспринимать финансы на личные нужды как должное. В этом случае, лучше оговорить и выдавать фиксированную сумму.

  • это приведет к развитию зависти и жадности

Эти факторы будут присутствовать у ребенка в любом случае, с деньгами или без. Финансовые средства не являются основным фактором развития данных негативных черт в отпрыске, особенности личности формируются еще до рождения малыша.

  • подросток может сам заработать себе на жизнь

Посылать отпрыска на тяжелые работы, конечно, не стоит, однако, он вполне может заработать в свободное от учебы время, на какую-нибудь интересную вещицу или карманные расходы. Главное в данном вопросе, чтобы подработка не мешала учебе.

 Когда и сколько выдавать

Сумма может зависеть от следующих факторов:

  • возраст отпрыска

Если он еще совсем мал, и только начал учиться обращаться с денежными средствами, то лучше дробить месячную сумму и выдавать понемногу. Например, на завтрак в школе, компот или булочку. В подростковом возрасте можно давать всю сумму целиком, оговорив при этом размер ежемесячных дотаций.

  • куда он может потратить денежные средства

Многих родителей волнует вопрос, как он потратит их. Не приобретет ли он алкоголь, сигареты и другие запрещенные вещества. Если семья проживает в сельской местности, то ребенку может быть просто негде потратить финансовые средства.

  • финансовое состояние семьи

Размер ежемесячно выдаваемой подростку суммы на карманные расходы зависит от финансового состояния семьи. Кто-то может дать больше, кто-то меньше. Это определяется в индивидуальном порядке.

  • договоренности с родителями

Чаще всего сумма на карманные расходы заранее оговаривается между родителями и детьми. В некоторых семьях при этом существуют определенные условия, при которых средства на личные нужды выдаются детям, а при которых нет. 

Основные ошибки родителей

При выдаче финансовых средств чаду необходимо учесть то, что на это не должны влиять следующие моменты:

  • отметки в школе

Малыш не должен учиться только ради вознаграждения. Тогда это будет больше похоже не на учебу, а на работу. Процесс получения знаний увлекательный и интересный. Если чадо не жаждет получать знания, то платой за хорошие отметки его получится разжечь в нем интерес.

  • качество выполнения домашней работы

Дети – это не обслуживающий персонал, который в случае некачественной уборки можно лишить дохода. Такое поведение родителей приведет к отчуждению в семье и конфликтам. Если у малыша на первых порах что-то плохо получается, необходимо показать, как это делать правильно, объяснить, что не так. Он не должен воспринимать семейные отношения, как прейскурант, где все имеет свой денежный эквивалент.

  • настроение родителей

Такое поведение может привести к развитию психологических зависимостей и разного рода отклонений. Ребенок должен понимать, что любовь и внимание нельзя купить.

  • поведения отпрыска

Дисциплину и послушание в подростке нужно воспитывать личным примером, а не денежными дотациями или лишениями. Конечно, в некоторых случаях, отпрыска можно ограничить в финансовых средствах, но постоянно манипулировать этим не стоит.

Правила выдачи карманных денег

 Выработайте определенные правила выдачи наличных средств, чтобы это возымело результат необходимо строго их придерживаться:

  • не меняйте без согласования оговоренные правила

Например, если вы условились, что будете давать деньги на карманные расходы во вторник, то так и необходимо делать. Если по какой-либо причине условия меняются, то необходимо согласовать это с подростком. Таким образом, вы личным примером показываете, что соблюдаете правила и дисциплинированны.

  • нельзя необоснованно увеличивать или уменьшать сумму

Сумма на личные нужды между вами и отпрыском также должна быть оговорена. Даже если вы можете дать больше, не стоит необоснованно увеличивать финансовые дотации. Денег никогда не бывает много, и малыш может просто привыкнуть к значительным суммам, и меньше его уже не будет устраивать.

Не урезайте общую сумму, не объяснив причины. При сложной финансовой ситуации в семье объясните все как есть, и скажите, что это временно.

  • карманные средства принадлежат только ребенку

Средства, которые выдаются подростку на личные нужды, не должны быть использованы для покупки одежды или продуктов питания. Они полностью принадлежат ему, и человек может распоряжаться по своему усмотрению.

  • если подросток потратил больше, то вычтите эту сумму из следующей выдачи

Не поощряйте его безответственность. Если ежемесячный лимит превышен на карманные расходы, то вычтите данную сумму у него из бюджета на следующий месяц. Не стоит потакать и давать еще, он не должен воспринимать вас как автомат с купюрами.

  • если чадо нерационально тратит финансы, то выдавайте ее по частям

Дробите месячную сумму на несколько частей. Делайте это до тех пор, пока чадо не научится экономии и рациональным тратам. Обычно, родители используют такую методику для детей младшего школьного возраста.

Подойдите к вопросу выдачи карманных денег ребенку со всей ответственностью, поскольку именно в этот момент можно сформировать у него правильное отношение к жизни в целом. Он сможет научиться правильно планировать бюджет, и рационально осуществлять расход выданных ему финансовых средств. Дотации от родителей не должны зависеть от их настроения и уровня успеваемости отпрыска.

homeblogkate.ru

Карманные деньги: за или против

Трудно сказать, когда идея давать деньги детям на карманные расходы стала такой распространенной. Кажется, что её могли придумать только дети, а взрослые должны были просто посмеяться над детской непосредственностью и хитростью, оставив всё как есть. И тем не менее, мы вдруг оказались в мире, где миллионы родителей регулярно выдают детям купюры на карманные расходы, иногда в обмен на выполнение домашних обязанностей, иногда и вовсе без всяких на то причин.

Эксперты пока не сошлись на устраивающем всех мнении относительно карманных денег для детей. Некоторые утверждают, что так дети учатся ответственному финансовому управлению. Есть и такие, кто считает, что эти уроки учат одному: родители всегда будут рядом, чтобы дать денег. Есть ли какой-нибудь мудрый подход?

Есть три основные категории отношения к детским карманным деньгам. Давайте попробуем их сформулировать.

1. Домашние обязанности – это работа

Пожалуй, это самая распространенная практика выдачи карманных денег детям: вот список дел, сделай и получи оплату. Самое большое преимущество такого подхода – вы сразу прививаете ребенку идею, что деньги даются взамен работы, концепция проста для понимания. Да и у родителей появляется возможность сделать больше по дому за небольшую плату (дети же с самого начала понимают, что в переговорах о размере оплаты труда у работника очень мало возможностей для маневра). Аргументы против, как правило, звучат так: дети привыкают, что за выполнение обычных домашних дел они могут ожидать награду. А что в этом плохого?

2. Деньги просто так

Такая ситуация была у вашего «крутого» приятеля из начальной школы, о чём вы не забывали напомнить своей маме каждый раз, когда вас просили сделать что-нибудь по дому. В этом мире карманные деньги дают просто так – справедливая плата просто за то, что вы есть. Критики, разумеется, скажут, что это дает детям неправильные представления о том, каким образом взрослые получают свои деньги, а защитники – дети учатся разумно распоряжаться финансами без навязчивой мысли о том, что за подметенный пол в гостиной должны заплатить.

3. Нет денег, нет проблем

Десять из десяти детей, участников соответствующего опроса, заявили, что этот подход к карманным деньгами им нравится меньше всего (на самом деле опрос не проводился, потому что и так понятно, какие у него будут результаты), однако, многим родителям нравится именно такой подход. То, что дети теряют в плоскости распоряжения собственными деньгами, они с лихвой окупают, «не держась за нереалистичные ожидания».

Конечно, в этом вопросе нет одного правильного ответа. Все семьи разные, одинаковых детей не существует, поэтому родителям иногда приходится попробовать несколько подходов, чтобы понять, какой больше уместен именно в их контексте. (Кто-нибудь сейчас даже подумал, что у них на себя-то денег не хватает, а уж на детские карманные расходы и подавно. И это, конечно, тоже крайне важный фактор.) Но что говорят исследователи?

В 2000 году исследование под названием «Улучшение финансовой грамотности: что могут сделать школы и родители, а что не могут» привело к неожиданным выводам. В исследовании изучалось, как разные подходы к карманным деньгам для детей влияет на подготовку к «финансовой ответственности» во взрослой жизни.

Короче говоря, результаты не очень сильно отличались друг от друга, но они были и очень заинтриговали. Дети, у которых не было карманных денег, оказались наиболее финансово грамотными, получив оценку в 52.5 процента во время тестирования. Дети, получавшие деньги взамен на выполнение работы по дому, следовали сразу за ними – 52.1 процент.

Получавшие деньги просто так, автоматически и независимо от выполнения домашний поручений, набрали наименьшее количество очков – 49.1 процента.

Без анализа причинно-следственных связей таких результатов трудно что-нибудь объяснять. Но большинство экспертов сходятся в одном: какой бы подход вы ни выбрали, с детьми нужно об этом разговаривать. Даете вы карманные деньги или нет, канал коммуникаций относительно почему вы даете (или не даете) им деньги должен оставаться открытым, равно как и обсуждение вопросов здравого распоряжения собственными финансами.

Некоторые родители даже заставляют детей разделять деньги на «сбережения» и «расходные средства».

Итак, самое важное, если даёте своим детям деньги, не просто давайте –прилагайте к выдаваемой сумме разговор о том, как правильно распоряжаться полученными средствами. Если не даёте деньги детям, не думайте, что это освобождает вас от необходимости разговаривать о сбережениях и разумных тратах. Не важно, много или мало денег получают ваши дети, лучшее приобретение для них – ваши советы о правильном распоряжении деньгами в будущем.

www.hristiane.ru

Карманные деньги для ребенка - Психологос

​Родители должны понимать, что карманные деньги - не награда за хорошее поведение и учебу и не плата за помощь по дому. Это один из приемов воспитания, который имеет четкую цель - научить ребенка обращаться с деньгами и правильно их тратить.

Эти деньги ребенок может использовать по своему усмотрению, не отчитываясь перед родителями, ведь строгий контроль над расходами с их стороны лишает обладание карманными деньгами смысла.

Наличие у ребенка карманных денег создает для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Вместо постоянных просьб что-либо купить ребенок может сам выбрать предмет, время и место покупки. Ограниченность суммы вынуждает его определять приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств.

Итак, если вы решаете выдавать своему сыну или дочери карманные деньги, вы должны ответить для себя на несколько вопросов.

С какого возраста начинать?

Самое распространенное мнение, что начинать можно с того момента, как ребенок пошел в школу (6-7 лет). Считается, что в этом возрасте дети уже понимают, что деньги терять нельзя, их можно с пользой потратить.

От чего зависит выдаваемая сумма?

Удобнее представить эти соображения в таблице.

Сколько выдавать?

Сумма будет зависеть, прежде всего, от финансового положения семьи и от возраста ребенка. Даже если ваши возможности не ограничены, спешить не стоит. Начинать нужно с малых сумм. Определите, сколько денег ваш ребенок сможет потратить «с умом» в соответствии со своим возрастом. Понятно, что запросы и нужды детей постоянно растут вместе с ними, поэтому должны увеличиваться и карманные поступления. Здесь можно обговорить, какие затраты ребенок сможет самостоятельно оплачивать из своих средств. По мере его взросления увеличивайте сумму, добавляя в нее расходы на проездной билет, школьные завтраки, канцелярские принадлежности. В плане финансовых навыков пользы от участия ребенка в оплате собственных расходов будет больше.

Как часто давать деньги?

Дети, в отличие от взрослых, по-другому воспринимают время. Календарный месяц для них представляется достаточно большим сроком. Если ребенку младшего возраста выдавать карманные деньги сразу на весь месяц, то наверняка он не сможет ими грамотно распорядиться. Скорее всего, потратит всю сумму в первые же несколько дней. Он еще не умеет отслеживать состояние своих финансов. Поэтому лучше руководствоваться принципом: чем меньше возраст, тем чаще выдавать. Однако детям старшего возраста более целесообразно выдавать карманные деньги раз в месяц - это подводит их к осознанию такого важного понятия, как «бюджет».

Как контролировать?

​​​​​​​Если вы жестко устанавливаете, что можно покупать на карманные деньги, а чего нельзя, то они как инструмент развития самостоятельного навыка теряют смысл. Важно научить ребенка советоваться с вами при выборе лишь дорогой покупки, например велосипеда или домашней техники. Даже если ребенок заблуждается, стоит вежливо его переубедить, но окончательный выбор остается за ним. Голос родителей в процессе принятия ребенком решения должен быть исключительно рекомендательным. Финансовые неудачи - часть науки управления деньгами. Поэтому смиритесь с потерями и возможным нерациональным расходованием средств на первом этапе - хорошие уроки не бывают бесплатными.

Выдавая карманные деньги, родителям стоит придерживаться некоторых правил:

- Выдача суммы должна быть регулярной и своевременной. Игнорирование выплаты или ее отсрочка ведут к воспитанию финансовой необязательности.

- С самого начала ребенок должен понять, почему родители дают ему деньги и какие расходы, которые раньше несли родители, ему придется покрывать из своих карманных денег. Только не забывайте, что карманные деньги - не прожиточный минимум.

- Лишение карманных денег не должно использоваться как наказание.

- Не меняйте правил. Если вы по каким-либо причинам вынуждены пойти на сокращение размера карманных средств, ребенку необходимо объяснить обстоятельства, вызвавшие это урезание, и добиться у него понимания. Все изменения в правилах выплаты карманного дохода должны с ребенком согласовываться.

- Не делайте послаблений. Гоните от себя жалость и желание компенсировать своему чаду потерянные, слишком быстро или нерационально израсходованные средства. Это подведет его к мысли, что к родителям можно относиться как к страховой компании, которая в случае необходимости всегда покроет непредвиденные потери и убытки. Кроме того, это пошатнет основы финансового воспитания, которое из серьезного занятия превратится для ребенка в игру.

www.psychologos.ru