Упражнение 40 Каковы ваши представления о жизни в целом? Каковы ваши


Каковы ваши главные достоинства?. Новая позитивная психология [Научный взгляд на счастье и смысл жизни]

Каковы ваши главные достоинства?

Прежде чем я назову вам двадцать четыре основных достоинства, приглашаю всех, у кого есть такая возможность, зайти на мой веб-сайт www.authentichappiness.org, чтобы выполнить следующий тест. Оценка своих достоинств займет у вас максимум двадцать пять минут. Кроме того, вы получите возможность сравнить свои результаты с показателями других людей. Те, у кого нет доступа в Интернет, могут выполнить тест по книге. Привожу сокращенный вариант: вам придется ответить только на два самых важных вопроса из каждой рубрики. На конечный результат это практически не повлияет. Если вы пожелаете побольше узнать о каждом достоинстве — можете обратиться к научной литературе (см. библиографию в конце книги).

Мудрость и знания

Первая добродетель связана с мудростью. Я расположил шесть достоинств, помогающих обрести мудрость и знания, по степени возрастания их важности — от любознательности до умения видеть перспективу.

1. Любознательность, интерес к окружающему миру.

Любознательность — это желание испробовать что-то новое и терпимость к тому, что непривычно и чуждо. Любознательные люди не только с пониманием относятся к чужим взглядам, но и проявляют к ним интерес. Интерес к окружающему миру может быть весьма узконаправленным (сфокусированным, к примеру, на многоцветковых розах), а может принимать формы любопытства ко всему на свете. Любознательность предполагает активное стремление узнать что-то новое, а не пассивное поглощение информации — как это бывает, когда мы переключаем каналы, развалившись на диване перед телевизором. Черта, противоположная любознательности, — скука и отсутствие интереса к чему бы то ни было.

Если у вас нет возможности пройти тест на сайте, ознакомьтесь, пожалуйста, со следующими вопросами и выберите наиболее подходящий вариант ответа.

А. Я всегда любознателен.

Точно соответствует истине 5

В общем, это про меня 4

Нейтрально 3

Не про меня 2

Совершенно не про меня 1

Б. Мне все быстро надоедает.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Суммарный балл вопросов А и Б:…..

2. Любовь к знаниям.

Вам нравится узнавать что-то новое — не важно, от преподавателя или по собственной инициативе. Вы любите ходить в школу, читать, бродить по музеям — словом, все, что приносит новые знания. Существует ли область, в которой вы чувствуете себя специалистом? Ваши знания ценят только друзья или более широкий круг людей? Стремитесь ли вы учиться по собственному желанию или под влиянием внешних стимулов? Например, работники почты превосходно разбираются в значении почтовых индексов, но подобные знания нельзя считать результатом любви к знаниям, поскольку они приобретаются в силу необходимости.

А. Я с удовольствием узнаю что-то новое.

Точно соответствует истине 5

В общем, это про меня 4

Нейтрально 3

Не про меня 2

Совершенно не про меня 1

Б. Я не посещаю ни музеи, ни другие культурные учреждения.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Суммарный балл вопросов А и Б:…..

3. Способность к суждению, критическое мышление и открытость новому.

Способность обдумать и всесторонне проанализировать то или иное явление — весьма важное для вас качество. Вы не спешите с выводами и, принимая решения, полагаетесь только на веские аргументы. В зависимости от последних вы способны изменить свою точку зрения.

Под способностью к суждению здесь подразумевается умение объективно оценить информацию, выбирая полезное и отсеивая ненужное. В данном случае способность к суждению выступает как синоним критического мышления. Такая реалистическая установка прямо противоположна «отсутствию логики» у склонных к депрессии людей, всегда преувеличивающих роль собственной персоны («во всем всегда виноват я сам») и не способных к компромиссам («черно-белое мышление»). Свойство, противоположное критическому мышлению, — везде и во всем видеть подтверждение своим взглядам. Критическое мышление — одно из проявлений здоровой способности не смешивать собственные запросы и потребности с реалиями окружающего мира.

А. В случае необходимости я способен мыслить критически.

Точно соответствует истине 5

В общем, это про меня 4

Нейтрально 3

Не про меня 2

Совершенно не про меня 1

Б. Я склонен к скоропалительным выводам.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Суммарный балл вопросов А и Б:…..

4. Изобретательность, оригинальность, практический ум и здравый смысл.

Проявляете ли вы изобретательность, чтобы достичь желаемой цели? Вас не удовлетворяет традиционный подход к тому или иному занятию? Значит, вы творческая личность, причем не только в искусстве. К этой же группе качеств относится так называемый практический ум, или здравый смысл.

А. Мне нравится все делать по-новому.

Точно соответствует истине 5

В общем, это про меня 4

Нейтрально 3

Не про меня 2

Совершенно не про меня 1

Б. Большинство моих друзей гораздо более творческие личности, чем я сам.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Суммарный балл вопросов А и Б:…..

5. Знание людей и себя самого, умение общаться.

Знание людей предполагает, что вы понимаете, какие скрытые мотивы и чувства ими движут, и способны правильно отреагировать на их поступки. Вы умеете подмечать различия в настроениях, характерах, целях и желаниях окружающих и действуете на основе этих наблюдений [157,158]. Не стоит путать это достоинство с вдумчивостью и склонностью к размышлениям, знание людей скорее связано с поведением в обществе.

Знание себя означает, что вы умеете анализировать собственные эмоции и вести себя соответствующим образом. Знание себя и людей, слитое воедино, Даниель Големан назвал «эмоциональной мудростью» [159]. Это достоинство служит основой многих других, таких, как доброта и лидерство.

Одно из проявлений «эмоциональной мудрости» — умение находить ту «нишу», где вы можете применить свои способности. Подумайте, позволяет ли ваша работа, личная жизнь или хобби применять вам свои способности? Зарабатываете ли вы на жизнь, делая то, что у вас лучше всего получается? Согласно опросу, проведенному организацией Gallup [160, 161], люди, получающие наибольшее удовлетворение от работы, ответили на этот вопрос утвердительно. Вспомните Майкла Джордана, который был посредственным бейсболистом, но нашел себя в баскетболе.

А. Я могу приспособиться к любой ситуации.

Точно соответствует истине 5

В общем, это про меня 4

Нейтрально 3

Не про меня 2

Совершенно не про меня 1

Б. Я плохо улавливаю чувства других людей.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Суммарный балл вопросов А и Б:…..

6. Умение видеть перспективу.

Речь идет о способности, наиболее близкой к мудрости. Ваши знакомые обращаются к вам как человеку опытному, приходят за советом, когда им надо решить какую-то проблему или что-либо спланировать на будущее. Ваше умение смотреть на вещи и на мир в целом представляет ценность для окружающих. Вы способны дать разумный совет в самой серьезной и ответственной ситуации.

А. Я всегда способен взглянуть на происходящее в целом, с учетом перспективы.

Точно соответствует истине 5

В общем, это про меня 4

Нейтрально 3

Не про меня 2

Совершенно не про меня 1

Б. Ко мне редко обращаются за советом.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Суммарный балл вопросов А и Б:…..

Мужество

Достоинства, связанные с понятием «мужество», обычно предполагают волевые усилия ради достижения серьезных целей. Нередко мужественные поступки совершаются перед лицом опасности или в трудных обстоятельствах. Эту добродетель почитают все народы, и у каждой страны есть свои герои. Составляющие мужества — храбрость, упорство и цельность характера [165,166].

7. Храбрость.

Если человек храбр, он не дрогнет, столкнувшись с опасностью, трудностью или болью. Храбрость — нечто большее, чем стойкость под огнем противника. Она проявляется в любых испытаниях. Исследователи различают моральную и физическую храбрость, храбрость при отсутствии страха и при его наличии.

Храбрый человек способен разграничить эмоциональную и поведенческую составляющие страха и не пускаться в бегство, не прятать голову в песок, когда ему грозит опасность, несмотря на то, что в глубине души он боится. Одним словом, храбрость — не в отсутствии страха, а в умении его преодолеть [167].

На протяжении веков понятие храбрости эволюционировало. Если раньше оно означало, в первую очередь, отвагу на войне, на поле брани (физическую храбрость), то теперь оно означает и моральное, психологическое мужество. Моральное мужество — это способность выполнять свой долг, несмотря на грозящие опасности или неприятности. Пример морального мужества — поступок негритянки Розы Парке, отважившейся сесть на переднее сиденье автобуса в г. Монтгомери (штат Алабама). Психологическое мужество позволяет с достоинством, хладнокровно и даже весело переносить серьезные испытания или тяжелую болезнь [168,169].

А. Я всегда выполняю свой долг, несмотря на любые трудности и опасности.

Точно соответствует истине 5

В общем, это про меня 4

Нейтрально 3

Не про меня 2

Совершенно не про меня 1

Б. Я часто падаю духом перед лицом серьезных трудностей или опасностей.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Суммарный балл вопросов А и Б:…..

8. Упорство, трудолюбие, прилежание.

Человек, обладающий этими качествами, всегда доводит начатое дело до конца, сколь бы трудным ни оказалось пред приятие, и делает это энергично, не жалуясь на тяготы. Он выполняет то, что обещал, и даже больше. Однако это вовсе не значит, что такой человек с тупым упорством будет стремиться достичь недостижимого. Настойчивость нередко сочетается с гибкостью, реалистичным взглядом на жизнь и отсутствием навязчивого стремления к совершенству. Амбициозность бывает как негативной, так и позитивной. Данному набору достоинств обычно сопутствует позитивная амбициозность.

А. Я всегда довожу начатое дело до конца.

Точно соответствует истине 5

В общем, это про меня 4

Нейтрально 3

Не про меня 2

Совершенно не про меня 1

Б. Занимаясь каким-либо делом, я часто отвлекаюсь от основной цели.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Суммарный балл вопросов А и Б:…..

9. Цельность натуры, искренность, честность.

Вы — честный человек не только потому, что говорите правду. Вы живете, честно следуя своим принципам. На жизнь смотрите трезво и звезд с неба не хватаете. Под цельностью и искренностью я подразумеваю не только умение сказать правду в глаза, но откровенно выражать свои взгляды и намерения в собственных делах и словах [170]. Как писал Шекспир, «Будь верен сам себе, тогда ты не изменишь и другим».

А. Я всегда исполняю обещания.

Точно соответствует истине 5

В общем, это про меня 4

Нейтрально 3

Не про меня 2

Совершенно не про меня 1

Б. Мне еще никто не говорил, что я реалист.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Суммарный балл вопросов А и Б:…..

Гуманизм и любовь

Эти достоинства проявляются, в основном, в общении: с друзьями, знакомыми, родственниками и просто первыми встречными людьми.

10. Доброта и щедрость.

Вы добры и великодушны к людям и охотно откликаетесь на просьбы. Вам нравится делать добро окружающим, даже незнакомым. Часто ли вы принимаете близко к сердцу интересы других? Все достоинства, принадлежащие к категории доброты, основаны на этой способности [171]. Быть добрым — значит жить проблемами ближних, свои собственные оставляя на потом. Есть ли рядом с вами те, за кого вы чувствуете ответственность, — члены семьи, друзья, коллеги? Сочувствие и сострадание — важные составляющие доброты. Шелли Тейлор [172] пришла к выводу, что на неожиданные неприятности большинство мужчин отвечают реакцией «нападения или бегства», в то время как типично женская реакция включает в себя сочувствие и заботу.

А. Я недавно помог соседу, причем добровольно.

Точно соответствует истине 5

В общем, это про меня 4

Нейтрально 3

Не про меня 2

Совершенно не про меня 1

Б. Я очень редко принимаю близко к сердцу судьбы других людей.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Суммарный балл вопросов А и Б:…..

11. Способность любить и быть любимым.

Для вас крайне важны близкие отношения с другими людьми? Те, кого вы искренне любите, относятся к вам так же? Если да, то вы способны любить и быть любимым. Способность любить подразумевает нечто большее, чем принято думать у нас, — недаром распространенные на Востоке «плановые» браки оказываются более прочными, чем западные браки по любви.

Нередко люди — особенно мужчины — более склонны любить, чем позволять любить себя (по крайней мере, это наблюдается в нашей культуре). Джордж Вайант, проводивший недавно опрос гарвардских выпускников 1939–1944 годов, обнаружил довольно яркое тому подтверждение. Один из респондентов, врач, показал Джорджу стопку писем, присланных благодарными пациентами. «Знаете, Джордж, — проговорил он со слезами на глазах, — я их не читал». Человек, всю жизнь посвятивший людям, совершенно не умел принимать их ответную любовь.

А. Среди моих друзей есть те, кто заботится обо мне не меньше, чем о себе.

Точно соответствует истине 5

В общем, это про меня 4

Нейтрально 3

Не про меня 2

Совершенно не про меня 1

Б. Я не часто позволяю себя любить.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Суммарный балл вопросов А и Б:…..

Справедливость

Достоинства этой группы обычно проявляются в общественной деятельности, в отношениях с целой группой людей: семьей, соседями, согражданами и гражданами любых других стран.

12. Коллективизм, чувство долга, командный дух и преданность.

Вы — уважаемый член коллектива, преданный его интересам. Вы всегда добросовестно выполняете свои обязанности и переживаете за общий успех. Именно этого требуют перечисленные достоинства. Справляетесь ли вы со своей частью работы? Соблюдаете ли вы интересы коллектива, даже если они идут вразрез с вашими собственными? Уважаете ли вы тех, кто наделен властью в силу общественного положения (учителей, тренеров)? Чувствуете ли свое единство с коллективом? Проявляете ли не бездумную и тупую покорность, а сознательное уважение по отношению к старшим — то «старомодное» качество, которое многие родители хотели бы видеть в своих детях?

А. Лучше всего я работаю в команде.

Точно соответствует истине 5

В общем, это про меня 4

Нейтрально 3

Не про меня 2

Совершенно не про меня 1

Б. Я еще подумаю, прежде чем решиться пожертвовать собственными интересами в пользу моего коллектива.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Суммарный балл вопросов А и Б:…..

13. Справедливость.

Вы не позволяете чувствам влиять на оценку. Всем людям предоставляете равные шансы. В повседневной жизни вы руководствуетесь либеральными принципами. Благополучие окружающих, даже посторонних, вы цените не менее высоко, чем свое собственное. Считаете ли вы, что одинаковые поступки заслуживают одинаковой оценки? Способны ли вы отбросить предубеждения? [173,174]

А. Я одинаково отношусь ко всем людям, независимо от их положения.

Точно соответствует истине 5

В общем, это про меня 4

Нейтрально 3

Не про меня 2

Совершенно не про меня 1

Б. Если я кого-то недолюбливаю, мне трудно относиться к нему объективно.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Суммарный балл вопросов А и Б:…..

14. Лидерские качества.

Вы — хороший организатор, умеете наладить эффективную работу коллектива и поддержать добрые отношения между коллегами. Вам хорошо известно, что лидер обязан проявлять особую осмотрительность, «выказывая не злобу, а доброту, но сохраняя твердость».

Так, национальный лидер должен уметь прощать врагов и применять к ним те же моральные принципы, что и к своим согражданам. (Положительным примером могут послужить достижения Нельсона Манделы, отрицательным — ошибки Слободана Милошевича) Национальный лидер должен также отвечать за свои поступки, освобождаться от заблуждений прошлого и стремиться к миру. Перечисленные качества общенационального лидера, безусловно, распространяются на военачальников, президентов компаний, топ-менеджеров, начальников полиции, ректоров, директоров школ, владельцев приютов для бездомных, председателей студенческих советов и т. д.

А. Я способен организовать работу коллектива, не изводя сотрудников.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Б. Я плохо умею организовать работу коллектива.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Суммарный балл вопросов А и Б:…..

Умеренность

Одна из основных добродетелей, умеренность, состоит в самоограничении, сдерживании своих желаний и аппетитов. Умеренный человек не подавляет своих желаний — он ждет удобного момента их удовлетворить, не нанеся при этом ущерба ни себе, ни окружающим.

15. Самоконтроль.

Когда нужно, вы легко удерживаете под контролем свои желания, потребности и порывы. Свои представления о том, что хорошо, а что — дурно, вы умеете воплощать в жизнь. Способны ли вы контролировать свои чувства, когда происходит что-то дурное? Умеете нейтрализовать свои отрицательные эмоции? Способны хранить самообладание в трудную минуту?

А. Я контролирую свои эмоции.

Точно соответствует истине 5

В общем, это про меня 4

Нейтрально 3

Не про меня 2

Совершенно не про меня 1

Б. Я с трудом выдерживаю диету.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Суммарный балл вопросов А и Б:…..

16. Благоразумие, скромность, осторожность.

Вы осторожны и нечасто совершаете такое, о чем впоследствии приходится жалеть. Человек благоразумный, вы взвесите все доводы за и против, прежде чем что-то предпринять. Вам свойственны дальновидность и целеустремленность, умение жертвовать сиюминутными выгодами ради долгосрочных целей [176–178].

В нынешнем, полном опасностей мире все родители хотят, чтобы их дети росли благоразумными. «Будь осторожен!» — напоминают они во дворе, в автомобиле, в гостях, при выборе спутника жизни или профессии.

А. Я избегаю занятий, угрожающих здоровью.

Точно соответствует истине 5

В общем, это про меня 4

Нейтрально 3

Не про меня 2

Совершенно не про меня 1

Б. Я часто ошибаюсь, выбирая друзей и знакомых.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Суммарный балл вопросов А и Б:…..

17. Смирение и скромность.

Вы не стремитесь на свет рампы: предпочитаете, чтобы ваши достоинства говорили сами за себя. Вы не считаете себя особенным, и окружающие ценят вашу скромность. Вы — человек без претензий. К чему носиться со своими желаниями, победами и поражениями? Что такое наши промахи или удачи с точки зрения вечности? Вы действительно смиренны, если для вас все это — не показная скромность, а стиль жизни.

А. Я меняю тему, когда люди начинают говорить мне комплименты.

Точно соответствует истине 5

В общем, это про меня 4

Нейтрально 3

Не про меня 2

Совершенно не про меня 1

Б. Я часто рассказываю о своих успехах.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Суммарный балл вопросов А и Б:…..

Трансцендентность (духовность)

Свободный от религиозных ассоциаций термин «трансцендентность» мы используем для обозначения той группы достоинств, которые традиционно именуются духовностью и включают такие вполне светские качества, как энтузиазм и благодарность. Речь идет об эмоциональных достоинствах, которые помогают нам выйти за пределы собственной личности, соединяясь с чем-то большим и гораздо более долговечным, чем мы сами, — с человечеством, с эволюцией, с Божественным началом, со Вселенной.

18. Чувство прекрасного.

Вы замедляете шаг, чтобы понюхать розы. Вы цените красоту и совершенство во всем: в природе, в искусстве, в науке, в событиях повседневной жизни. Нередко к вашим чувствам примешивается благоговение. Спортивное мастерство, моральное благородство, добродетель — все это рождает в вас возвышенные чувства [179].

А. Недавно я испытал восторг, созерцая произведение искусства (слушая музыку, наслаждаясь спектаклем, спортивным зрелищем, изучая достижения науки).

Точно соответствует истине 5

В общем, это про меня 4

Нейтрально 3

Не про меня 2

Совершенно не про меня 1

Б. За последний год я не создал ничего прекрасного.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Суммарный балл вопросов А и Б:…..

19. Благодарность.

Вы помните все хорошее в своей жизни, но не воспринимаете это как нечто само собой разумеющееся и всегда находите возможность поблагодарить хорошего человека. Благодарность — это признание чьего-то морального превосходства, она предполагает умение удивляться и радоваться жизни. Мы благодарны, когда люди делают нам добро и хорошо к нам относятся, но можем испытывать и более абстрактное чувство признательности («Как хорошо, что ты есть на свете»). Можно быть благодарным и внеличным, внечеловеческим факторам — Богу, природе, животным и т. д. Помните, что слова благодарность и благодать имеют общее происхождение.

А. Я всегда благодарю людей, даже за мелочи.

Точно соответствует истине 5

В общем, это про меня 4

Нейтрально 3

Не про меня 2

Совершенно не про меня 1

Б. Я редко задумываюсь над тем, кому и за что должен быть благодарен.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Суммарный балл вопросов А и Б:…..

20. Надежда, оптимизм, забота о будущем.

Вы ждете от будущего только хорошего и строите свою жизнь так, чтобы эти ожидания оправдались. Оптимизм, надежда на лучшее, вера в то, что оно обязательно придет, если очень постараться, планы на будущее — все это помогает вам под держивать хорошее настроение, подбадривает, делает жизнь осмысленной [125].

А. Я всегда и во всем пытаюсь отыскать положительную сторону.

Точно соответствует истине 5

В общем, это про меня 4

Нейтрально 3

Не про меня 2

Совершенно не про меня 1

Б. Я редко думаю о том, что хотел бы сделать в будущем.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Суммарный балл вопросов А и Б:…..

21. Вера, осмысленность жизни, религиозность.

Вы глубоко убеждены в высшем предназначении человека и Вселенной и знаете, какова в том ваша роль. Эта позиция определяет ваши поступки и обеспечивает душевное спокойствие. Имеется ли у вас ясная жизненная философия, определяющая ваше место в этом огромном мире? Испытываете ли вы привязанность к чему-то большему, нежели ваша собственная персона? Наполняет ли это смыслом вашу жизнь?

А. Моя жизнь подчинена великой цели.

Точно соответствует истине 5

В общем, это про меня 4

Нейтрально 3

Не про меня 2

Совершенно не про меня 1

Б. Я не знаю, в чем мое призвание.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Суммарный балл вопросов А и Б:…..

22. Прощение и милосердие.

Вы прощаете тех, кто причинил вам зло, всегда даете про винившемуся возможность исправиться. Ваш основной принцип — милосердие, а не месть. Вы знаете не понаслышке, что прощение вызывает положительные изменения прежде всего в душе того, кто прощает. Когда человек прощает, его действия по отношению к «обидчику» все более мотивируются добро той, благодушием и щедростью и все менее — негативными чувствами.

А. Я живу под девизом: «Кто прошлое помянет — тому глаз вон».

Точно соответствует истине 5

В общем, это про меня 4

Нейтрально 3

Не про меня 2

Совершенно не про меня 1

Б. Я всегда свожу счеты с обидчиками.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Суммарный балл вопросов А и Б:…..

23. Веселость и юмор.

Вы любите смеяться и веселить окружающих. К жизни вы относитесь легко. До сих пор речь шла о «серьезных» чертах характера: доброте, духовности, храбрости, изобретательности и т. д. Шутливость и юмор — совершенно особые свойства. Любите ли вы шутить? Есть ли у вас чувство юмора?

А. Я всегда по возможности перемежаю работу шуткой и веселостью.

Точно соответствует истине 5

В общем, это про меня 4

Нейтрально 3

Не про меня 2

Совершенно не про меня 1

Б. Я редко говорю смешные вещи.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Суммарный балл вопросов А и Б:…..

24. Увлеченность, страстность, энтузиазм.

Вы — пылкий человек, делая что-либо, полностью отдаетесь своему занятию. Просыпаетесь ли вы утром с радостным ощущением, что впереди — новый день, полный интересных дел? Заражаете ли своей увлеченностью окружающих? Часто ли на вас нисходит вдохновение?

А. Я всецело отдаюсь всему, что делаю.

Точно соответствует истине 5

В общем, это про меня 4

Нейтрально 3

Не про меня 2

Совершенно не про меня 1

Б. Я нередко бываю подавлен и ко всему безучастен.

Точно соответствует истине 1

В общем, это про меня 2

Нейтрально 3

Не про меня 4

Совершенно не про меня 5

Суммарный балл вопросов А и Б:…..

Итоги

Итак, вы прошли тест и оценили, насколько каждое из двадцати четырех достоинств свойственно лично вам. Теперь прошу вас еще раз переписать свои результаты, а затем расположить достоинства каждой группы в порядке «убывания» баллов.

Мудрость и знание

1. Любознательность

2. Любовь к знаниям

3. Способность к суждению

4. Изобретательность

5. Умение общаться

6. Умение видеть перспективу

Мужество

7. Храбрость

8. Упорство

9. Цельность натуры

Гуманизм и любовь

10. Доброта

11. Способность любить и быть любимым

Справедливость

12. Коллективизм

13. Справедливость

14. Лидерские качества

Умеренность

15. Самоконтроль

16. Благоразумие

17. Смирение

Трансцендентность (духовность)

18. Чувство прекрасного

19. Благодарность

20. Надежда

21. Вера

22. Прощение

23. Юмор

24. Увлеченность

Возможно, одно или несколько ваших достоинств получили по 9-10 баллов. Это и есть ваши главные достоинства. Подчеркните их. Те качества, которые вы оценили менее чем в 6 баллов, представляют собой ваши уязвимые места.

В следующей части книги мы обсудим, как использовать свои достоинства в работе, любви и воспитании детей. Вы увидите, что каждодневная активность ваших достоинств — решающее условие «счастливой жизни». Почти каждый эпизод нашей жизни (см., например, беседу с моей дочерью Никки во второй главе) убеждает нас в том, что наши сильные стороны помогают бороться со слабостями и решать любые проблемы. Чтобы чувствовать себя счастливыми, необходимо почаще пускать их вход.

Индивидуальные достоинства

Внимательно рассмотрите пять своих сильнейших достоинств. С уверенностью могу сказать, что большинство из них в действительности характеризует вашу личность. К примеру, моими достоинствами, по результатам этого теста, оказались любовь к знаниям, упорство, лидерство, изобретательность и вера. Из этих качеств я признаю все, кроме лидерства: по большому счету, руководить — не мое призвание. Выполняя такие обязанности, по вечерам я чувствую себя коркой выжатого лимона. Я считаю минуты и бываю несказанно счастлив, когда этот кусок работы заканчивается и я могу вернуться в семью.

Думаю, каждый человек обладает неповторимым набором индивидуальных достоинств, присущих именно ему. Интуитивно это чувствуя, мы стараемся каждый день использовать их в работе и на отдыхе, в любви и в воспитании детей. Еще раз взгляните на каждое из своих достоинств и подумайте, применимо ли к нему следующее:

— чувство истинности, неподдельности: «это — действительно мое!»;

— проявляя его, я вхожу в азарт, особенно вначале;

— я быстро усваиваю, как использовать это качество;

— постоянно ищу новые пути его применения;

— нередко жажду пустить его в ход;

— я уверен, что оно мне нужно;

— использование этого качества заряжает меня энергией, а не утомляет;

— удачное применение этого качества вызывает во мне радость, энтузиазм и даже восторг.

Если хотя бы одно из этих утверждений применимо к тому или иному качеству, можно смело назвать его вашим индивидуальным достоинством. Пользуйтесь им как можно чаще и в разных ситуациях. Если же ни одно из этих утверждений к вашему пред полагаемому достоинству не подходит — это не та способность, которую вам хотелось бы развивать в работе и личной жизни. Таким образом, счастливую жизнь мы определяем как возможность реализовать в повседневной жизни свои индивидуальные достоинства, получая духовное удовлетворение и достигая истинного счастья. Искусству реализации индивидуальных достоинств посвящена заключительная часть этой книги.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

"Каковы ваши сильные стороны?". Собеседование от А до Я

"Каковы ваши сильные стороны?"

Что желает услышать работодатель?

Направляя заявку в кадровое агентство или в отдел персонала своей компании, работодатель оговаривает все условия, том числе и необходимые качества потенциальных сотрудников. «Очень часто меня просят рассказать не только о профессиональном уровне кандидата, но и о том, какие личные качества помогают ему в работе, – рассказывает Ирина Козловская, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами рекрутингового агентства Staffmax. – Например, в строительстве очень ценится умение доводить дело до конца, самостоятельность принятия решений, навык грамотного руководства людьми и опыт работе в команде».

Вопрос о сильных сторонах — один из тех, на который нет заведомо правильного или неправильного ответа.

В то же время Дмитрий Страшнов, вице-президент Philips Consumer Electronics, подчеркивает, что, задавая вопрос о сильных сторонах соискателя, интервьюеры в первую очередь ожидают услышать рассказ о его профессиональных качествах, если, конечно, он не претендует на позицию начального уровня. Несомненно, личностные характеристики тоже важны, а для отдельных профессий наличие некоторых из них просто необходимо. К примеру, специалист, работающий в продажах, обязан уметь находить общий язык с людьми. Но все же для начала от кандидата ждут рассказа о том, что у него получается лучше всего в профессиональном плане. Умение анализировать большие объемы информации, наличие тесных контактов с компаниями – потенциальными партнерами, доскональное знание определенного рынка, – все это применимо в процессе повседневной работы в той или иной области и делает обладателя подобных характеристик более привлекательным для работодателей. Поэтому в его же интересах сразу поведать об этом интервьюеру.

Евгения Лёзова, заместитель генерального директора по рекрутменту агентства по подбору персоналаThe Russian Connection Group, считает, что ответ на этот вопрос может сообщить интервьюеру как о возможном интересе соискателя к чтению разного рода статей на тему «Как успешно проходить интервью?», так и о его готовности принимать предложенные оппонентом правила игры, конформизме или нонконформизме, а также о его системе ценностей, что является немаловажной деталью в раскрытии психологического образа кандидата. «Важный момент заключается в том, что вопрос о сильных сторонах – один из тех, на который нет заведомо правильного или неправильного ответа: все зависит от того, насколько личная аксиологическая шкала претендента соответствует шкале интервьюера, – добавляет Евгения Лёзова. – Для того чтобы ожидания того и другого совпали, что будет залогом успешного сотрудничества, рекрутеру предстоит достаточно сложная задача – не только выяснить и соотнести фактические данные из резюме соискателя с требованиями вакансии, но и попытаться сопоставить "взгляды на жизнь" возможных будущих коллег».

Представители кадровых агентств, эйчары компании и линейные руководители, задавая вопрос на собеседованиях, часто сталкиваются с непониманием его важности со стороны претендентов. Однако зачастую опыт успешного трудоустройства последних свидетельствует о том, что не стоит пренебрегать четким, искренним ответом на него. Так, Игорь К., придя в кадровое агентство на собеседование на вакансию программиста 1С, отвечал, с его точки зрения, «точно, лаконично и по существу». А вопрос рекрутера о его сильных качествах вызвал у него недоумение, поскольку не касался непосредственно функциональных обязанностей. Интервьюер ответила ему честно, что хочет собрать больше информации, чтобы наиболее полно презентовать его потенциальному работодателю. В результате она предложила Игорю еще одну открытую позицию, которая, по ее мнению, должна была ему подойти. И рекрутер оказалась права: Игорь рассмотрел оба варианта, но последняя компания больше соответствовала ему господствующей там неформальной атмосферой.

Покажите товар лицом

При подготовке к ответу на вопрос о ваших сильных сторонах постарайтесь соотнести ваши навыки с теми, которые нужны на конкретной вакансии. Например, если в требованиях на позицию менеджера по продажам указано: планирование объема продаж, выполнение плана, развитие клиента, то, рассказывая о том, в чем вы сильны, следует упомянуть, что вы умеете ставить перед собой конкретные цели и добиваться их исполнения. И главное – привести наглядный пример из вашего профессионального прошлого, как благодаря четко разработанному плану и умению выстроить долгосрочные отношения с клиентом вам удалось в запланированные сроки добиться увеличения объема продаж.

Иногда наличие потенциала заменяет отсутствие опыта.

«Вопрос о сильных качествах предполагает, что соискатель укажет на них именно в привязке к той должности, на которую претендует, – подтверждает Юлия Губанова, руководитель департамента по работе с персоналом московского Представительства BBK Electronics Corp., LTD. в России и странах СНГ. – Так, если он сообщает о своей коммуникабельности, то желательно, чтобы в качестве доказательства он представил не свою способность легко знакомиться с людьми в метро, а конкретные факты из трудовой деятельности. Так, для нашей компании убедительным будет пример, демонстрирующий высокий профессионализм: как кандидат умеет находить новых клиентов, насколько эффективно он с ними работает».

Если ваш опыт работы не полностью соответствует требованиям вакансии, то попытайтесь во время собеседования сформулировать свой ответ таким образом, чтобы убедить интервьюера в том, что другие ваши достоинства перевешивают недостаточные знания и навыки. К примеру, Алексей M. претендовал на должность руководителя отдела маркетинга. На искомой вакансии работодатель хотел видеть кандидата с опытом работы на руководящей позиции в маркетинге от 2 лет, имеющего навык создания отдела с нуля. А Алексей работал руководителем отдела всего 1 год, и вдобавок у него не было опыта создания отдела. Однако во время телефонного интервью он смог заинтересовать менеджера по персоналу, и они договорились о встрече. Алексей тщательно изучил сведения о компании и условия вакансии, и на собеседовании указал на свои сильные, по его мнению, качества: умение руководить людьми, уважение чужого мнения, нахождение общего языка с клиентами. В качестве примера он рассказал о том, как на предыдущем месте работы смог разрешить конфликтную ситуацию, возникшую между его подчиненными. Также Алексей упомянул, что при разработке маркетинговой стратегии компании прислушался к мнению своих коллег, что позволило достичь высоких результатов. Таким образом, кандидат сумел убедить работодателя в том, что обладает управленческими способностями, и, несмотря на отсутствие некоторых необходимых навыков, Алексею сделали предложение о работе.

«С помощью вопроса о сильных сторонах можно обратить внимание интервьюера на свои личностные и профессиональные качества, которые помогают справляться с поставленными задачами. Иногда наличие потенциала заменяет отсутствие опыта», – полагает Инна Гуляева, ведущий эксперт отдела корпоративной политики ГК «Дружба».

Как делать нельзя?

Рассказ о личных качествах не связан с профессиональными компетенциями.

Это является самой распространенной ошибкой при ответе кандидата. Идеальный вариант – попытаться объединить свои профессиональные навыки и личные качества, помогающие в работе. «В первую очередь важна степень владения соискателя профессиональными компетенциями, – говорит Наталья Борзова, эйчар-менеджер рекламного синдиката "Идальго Имидж". – Например, у байера меня сначала интересует, сможет ли он получить заказ, хороший ли он переговорщик, как он чувствует людей. В идеале этот человек должен обладать хорошей коммуникабельностью и креативным подходом к решению задач. Но это уже дополнительные условия, а не обязательные».

Насколько ответственно претендент подойдет к подготовке к собеседованию, настолько рекрутер сумеет оценить его преимущества над другими кандидатами.

Ответ ограничивается простым перечислением качеств.

Чем больше информации вы сообщите о себе представителю кадровой службы, тем больше шансов, что рекрутер сможет предложить вам наиболее подходящий вариант трудоустройства, и тем меньше времени вы потратите на поиски работы. Владислав Быханов, руководитель направления «Нефть и Газ» хедхантинговой компании Cornerstone, советует соискателям отвечать максимально развернуто: «В том случае, если ваши профессиональные и личные компетенции не подойдут на искомую позицию (например, у вас совсем другие ожидания по корпоративной культуре работодателя или вы хороший исполнитель, а требуется активный лидер), то консультант сможет предложить вам другую вакансию, которая больше соответствует вашим пожеланиям и представлениям о будущем месте работы».

Приводятся общие слова без указания конкретных примеров.

Эпизоды из практики позволят работодателю самому сделать выводы относительно профессиональных компетенций соискателя, а последнему - преподнести свой багаж знаний и навыков в выгодном для себя свете. Ведь любой факт можно изложить, максимально сгладив имевшие место недочеты и, наоборот, акцентировав внимание оппонента на тех результатах, которых удалось достичь.

Используются стандартные, «социально желательные» фразы.

Опытный рекрутер сразу же вычислит «первоисточник» и после банальной сентенции соискателя «я трудоголик!» предположит, что либо он не хочет всерьез отвечать на поставленный вопрос, либо просто не знает, что сказать. «Искренность – драгоценное качество человека!» – об этом помнят не только японцы, увековечившие свою мудрость в этой пословице, но и эйчары.

Кому выгодно?

«С точки зрения работодателя, ответ соискателя на вопрос "Каковы ваши сильные качества?" помогает определить, как соискатель анализирует свой профессиональный опыт, карьерные успехи», – замечает Анна Козева, главный специалист отдела обучения ФК «Уралсиб».

Плюс для соискателя от рассказа на собеседовании о своих сильных (и как вариант – слабых) сторонах состоит в том, что с его помощью есть вероятность избежать возможных ошибок при выборе будущего места работы. К примеру, если вы достаточно амбициозный человек, то не имеет смысла устраиваться на такую должность в компанию, где в ближайшее время не предвидится роста по карьерной лестнице. А вот одним из качеств претендента на вакансию инженера в сервисном центре должна быть стрессоустойчивость. Наличие же такой характеристики, как креативность, будет несомненным преимуществом для кандидата на позицию менеджера по маркетингу. Однако бухгалтеру отличный от других способ мышления может помешать сработаться с коллективом. «Вообще, мнение о ваших сильных качествах интервьюер должен составить на основе всей предшествующей беседы. Но если такой вопрос все же прозвучал, то или он входит в стандартную анкету, или цель рекрутера – лишний раз проверить личные качества соискателя на соответствие корпоративной культуре организации, – замечает Евгения Лёзова. – В зависимости от того, какие именно компетенции необходимы для конкретной вакансии в конкретной компании, один и тот же ответ может оказаться как "правильным", так и "противопоказанным", поэтому единого рецепта здесь, увы, нет».

Елена С. искала работу главного бухгалтера. На вопрос о ее сильных качествах она рассказала интервьюеру, что достаточно инициативна и привыкла сама решать возникающие проблемы. Елена прекрасно прошла тестирование и собеседование по профессиональным компетенциям. В конце встречи рекрутер информировала ее об условиях работы в компании, где главный бухгалтер подчинялся финансовому директору, который лично принимал все решения. Интервьюера смущало одно обстоятельство: сможет ли Елена сработаться с таким руководителем? Поэтому она посоветовала кандидату рассмотреть также вакансии с функциями финансового директора. Елена прислушалась к совету специалиста и в короткие сроки получила приглашение на подобную позицию. Этот пример наглядно демонстрирует, как честный рассказ соискателя о своих сильных сторонах может положительно сказаться на его дальнейшей карьере.

Для достижения оптимального результата на собеседовании претенденту нужно привлечь весь свой прошлый профессиональный опыт, багаж накопленных знаний и навыков и грамотно расставить приоритеты в своем рассказе о сильных сторонах. Ответ на подобный вопрос предоставляет кандидату возможность не только продемонстрировать потенциальному работодателю все свои преимущества, но также заставить «работать на нужный результат» и свои недостатки. Ведь насколько ответственно претендент подойдет к подготовке к собеседованию, сумеет просчитать возможные «ходы» своего оппонента и подготовить на них ответы, настолько рекрутер сумеет оценить его преимущества над другими кандидатами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Упражнение 8. Каковы ваши приоритеты?. 50 упражнений для успешного начала года

Упражнение 8. Каковы ваши приоритеты?

Вы уже выяснили для себя, какова ваша мотивация и личные пожелания. Вам предстоит научиться отличать свои желания от чужих, не являющихся основными и только мешающих вам.

Поразмышляйте немного над историей, описанной ниже, а затем отметьте то, что действительно важно.

Однажды старого ламу Дарамсалу попросили дать урок по эффективному планированию времени группе управленцев крупной компании. Этот урок был одним из пяти, которые они должны были пройти за день. Так что у старика был только один час, чтобы передать им свое знание. Стоя перед этими уважаемыми людьми (готовыми записывать все, что скажет мудрец), старый лама не торопясь посмотрел на каждого из них, а затем произнес: «Сейчас мы проведем эксперимент». Из-под стола, который отделял его от слушателей, он вынул большой кувшин и аккуратно поставил его перед ними. Затем достал 12 камней размером с теннисный мяч и так же аккуратно, один за другим, положил их в кувшин. Когда сосуд был наполнен до краев и уже было невозможно положить туда даже один камень, он поднял глаза и спросил своих слушателей: «Полон ли этот кувшин?»

Все ответили: «Да!» Он подождал несколько секунд и промолвил: «Правда?» Затем наклонился и достал из-под стола сосуд, наполненный галькой. Он аккуратно пересыпал гальку в кувшин с большими камнями, немного встряхивая его. Маленькие камешки заполнили пространство между большими камнями… до самого дна. Старый лама снова взглянул на своих слушателей и спросил: «Полон ли этот кувшин?»

На этот раз ученики начали улавливать суть. Один из них ответил: «Наверно, нет!» «Хорошо!» – сказал старик. Он снова наклонился и на этот раз достал из-под стола сосуд с песком. Затем осторожно пересыпал песок в кувшин. Песок заполнил пространство между галькой и большими камнями. И еще раз лама спросил: «Полон ли этот кувшин?»

На этот раз, нисколько не сомневаясь, слушатели хором ответили: «Нет!» «Хорошо!» – сказал старый лама. И как того уже ждали уважаемые управленцы, он взял бутылку воды, стоявшую на столе, и наполнил кувшин до краев. Потом посмотрел на всех и спросил: «Какую великую истину нам открывает этот эксперимент?»

Самый смекалистый и смелый из бизнесменов, вспомнив о теме урока, ответил: «Он показывает нам, что даже если мы считаем, что наш график полностью заполнен, при желании в него можно внести еще несколько встреч и дополнительных дел». «Нет, – сказал старик, – это не так. Великая истина, которую нам открывает этот эксперимент, заключается в следующем: если не положить в кувшин сначала больше камни, позже для них уже не останется места». Наступила глубокая тишина – каждый осознал очевидность сказанного…

Теперь ваш черед ответить на вопросы старого мудреца.

1. Что в вашей жизни «большие камни»? Здоровье? Семья? Друзья? Осуществление желаний? Познание нового? Борьба за правду? Отдых? Или что-то еще?

2. Что в вашей жизни «галька»? А «песок»?

Комментарий

Основное, что нужно запомнить, сказал наш мудрец: на первом месте в жизни должны быть «большие камни». Если это не так, то есть опасность растратить впустую… свою жизнь. Если отдать предпочтение мелким делам (галька и песок), можно заполнить ими всю свою жизнь и не оставить драгоценного времени для более важных вещей. Итак, не забудьте задать самому себе вопрос: «Что есть «большие камни» в моей жизни?» И положите их первыми в «кувшин Жизни». Более трезво оценив свои приоритеты, вы убережете себя от многих проблем.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Каковы ваши намерения?. Все из-за меня (но это не так) [Правда о перфекционизме, несовершенстве и силе уязвимости]

Каковы ваши намерения?

Определить, является ли стыд намеренным или ненамеренным, очень трудно. Возможность такого определения предполагает, что мы знаем намерения человека, который своей репликой вызвал в нас стыд. Иногда намерение очевидно, а иногда нет. В примерах, приведенных ниже, участницы исследования полагали, что слова были сказаны нарочно, чтобы задеть и пристыдить, но каждая привела разные предположения о причинах такого поведения человека. (Я отметила для каждого высказывания намерения, которые предположила участница исследования.) Под каждым высказыванием – пример того, как мы можем обратиться к намерению, говоря человеку о своем чувстве обиды.

• Каждый раз, когда я прихожу к ней с мужем и детьми, первое, что я слышу от нее: «Боже, как ты располнела!» – а последнее, перед тем как закрыть дверь: «Желаю тебе сбросить хоть несколько килограммов». (Намерение – пристыдить.)

Мне так стыдно, когда ты говоришь обидные вещи про мой вес. Мне просто плохо становится. Как будто тебе интересно только то, как я выгляжу. Если ты хочешь, чтобы мне было плохо, надеясь, что я изменюсь, то это не сработает. Мне станет еще хуже: вес я не сброшу, а отношения с тобой испортятся. Ты меня очень сильно обижаешь своими словами.

• Мне стыдно, потому что муж ушел к другой, а сын сказал мне, что это из-за того, что я «жирная корова». (Стыд как злость.)

Когда ты меня обзываешь, особенно такими обидными словами, как «жирная корова», у меня просто руки опускаются. Если ты злишься на меня или на отца, давай поговорим. Но если мы будем нападать друг на друга, диалог невозможен.

• Когда у моего сына впервые обнаружили отит, педиатр сказал: «Ну, что делать будем? Каков ваш выбор – карьера или слух ребенка?» (Стыд как осуждение.)

Не знаю, что вам на это ответить. Я к вам пришла за медицинской консультацией, и, когда вы начинаете меня стыдить, мне трудно понять ваши рекомендации.

Теперь приведем примеры ненамеренного стыда. Участницы говорили об этих ситуациях так: «Я, правда, не думаю, что он (а) хотел (а) меня пристыдить». Или: «Я не думаю, что они лучше знают». Но, опять-таки, важно заметить, что участницы подчеркивали: невзирая на «намерения», переживания стыда все равно были очень болезненными, и отношения со стыдящими людьми в результате этих переживаний оказались под угрозой. Я опять-таки пометила каждое из высказываний тем намерением, которое определила участница.

• Мне стыдно было болеть раком. На работе все думали: «Она теперь не работник». И в семье все думали: «От нее теперь никакого толку». Все относились ко мне так, будто я ничего не могу. (Неловкость, жалость.)

С тех пор как я снова вышла на работу, я все время ощущаю, что из-за рака вы стали ко мне относиться по-другому. Вы пытаетесь меня поддержать и помочь, но делаете это так, что я чувствую себя одинокой, я ощущаю себя чужой. Мне необходимо знать, что я осталась прежней и что люди относятся ко мне так же, как и раньше.

• Когда я рассказала подругам про выкидыш, они напрочь обесценили мои чувства. Они говорили мне: «По крайней мере, ты знаешь, что можешь забеременеть». Или: «Хорошо хоть срок был не очень большой». (Неловкость, жалость, желание утешить.)

После выкидыша мне очень грустно и одиноко. Я знаю, что женщины переживают это по-разному, но для меня это серьезно. Я хочу, чтобы вы выслушали, как я себя чувствую. Ваши попытки утешить меня не помогают. Мне надо просто поговорить об этом с людьми, которые ко мне внимательны.

Выбраться из паутины стыда может быть очень трудно, потому что, как и большинство ловушек, она затягивает тебя тем сильнее, чем больше ты трепыхаешься. Чтобы выпутаться, мы должны двигаться медленно, осторожно и с полнейшим осознанием того, что мы делаем и почему.

В первом примере многие из нас отреагировали бы словами: «Хватит ко мне цепляться. Меня достал твой зудёж по поводу моего веса. Достал, понимаешь?» Но такие слова ни к чему не приводят. На деле таким способом мы просто защищаем стыдящего нас человека от того, чтобы он услышал: «Ты обижаешь меня», а себя защищаем от необходимости сказать: «Я обижен». Парадокс, но сказать человеку о своих чувствах – это более храбрый и действенный поступок, чем накинуться и обругать его.

Тот же способ честного фокусирования на чувствах работает и в случае с ненамеренным стыдом. Ненамеренный стыд часто возникает, когда люди стараются принести пользу, а вместо этого дают непрошеные советы, судят или сворачивают разговор, потому что им неловко его вести. Тема, которая часто возбуждает ненамеренный стыд, – бесплодие. Эта тема затрагивает жизни многих из нас, и я использую ее как пример в разделе, посвященном ненамеренному стыду. Те из вас, кто испытывал трудности с зачатием, понимают, как это бывает, лучше, чем большинство из нас. Те, кому не приходилось бороться с бесплодием, наверняка имеют друга или члена семьи с таким опытом. И большинству из нас приходилось слышать от кого-то: «Мы пытаемся забеременеть. У меня не получается». И тогда – что? Вот тут-то оно и происходит. Мы начинаем нервничать, нам не по себе, и мы говорим всякие банальности: «Вот увидишь, все получится» или: «Может, вам подумать об усыновлении?» Когда на семинарах мы говорим о бесплодии, это всегда очень эмоциональный разговор. Меня так тронула глубина этой проблемы и мое личное чувство собственной несостоятельности в ее разрешении, что я начала искать ресурсы. И однажды набрела на одну памятку, она оказалась очень действенной. Я попросила близкую подругу – социального работника, которая сама боролась с бесплодием, оценить ее с человеческой и профессиональной точек зрения. Памятка показалась подруге невероятно сильным примером того, как можно выражать свои чувства и просить о том, в чем нуждаешься.

Проговаривание стыда позволяет нам сказать другим, что мы чувствуем, и попросить о том, что нам нужно. Это основные составляющие стыдоустойчивости и связи. Я призываю вас взять эту памятку за основу (сокращенная версия приводится ниже, полная – на сайте www.infertilityeducation.org). Возможно, ваша проблема – безработица, ожирение, борьба с болезнью – решится с ее помощью. Мы все можем почерпнуть что-то важное из этой памятки и использовать ее для того, чтобы подумать, как мы могли бы заставить заговорить свои чувства и потребности. Прочитав каждый из разделов памятки, подумайте о том, что является проблемой для вас и каким образом этот текст может послужить вам полезным источником. Говорить о стыде – это очень личное переживание. Чужими словами его не передашь; однако научиться на примере, думаю, возможно.

Автор, Джоди Эрл, часто испытывала необходимость в подобной брошюрке, когда целых одиннадцать лет боролась с бесплодием. У нее было три выкидыша, в каждом из триместров беременности; в итоге – преждевременное рождение двух сыновей. Она продолжает быть персональным консультантом для женщин, которым трудно забеременеть. Эту памятку подготовила миссис Эрл и Консультативный комитет по образовательным материалам института Ферре.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Упражнение 40 Каковы ваши представления о жизни в целом?

Упражнение 40

Каковы ваши представления о жизни в целом?

Помимо негативных представлений о себе и о других людях мы культивируем в себе разного рода представления о жизни. Часто мы принимаем на свой счет услышанное нами в детстве. Но негативный или травмирующий опыт мог способствовать формированию наших негативных представлений.

1.

Составьте список своих негативных представлений о жизни.

? «Жизнь – сложная штука».

? «Наша жизнь имеет значение, только если она имеет значение для других».

? «В жизни нет смысла».

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

2.

Подумайте, какие поведенческие реакции вытекают из ваших представлений о жизни в целом.

? «Когда я думаю, что жизнь – сложная штука, я отчаиваюсь по пустякам и ничего не предпринимаю».

? «Когда я думаю, что нужно помогать другим для того, чтобы моя жизнь стоила того, чтоб быть прожитой, я позволяю другим использовать себя и уже не нахожу времени для себя».

? «Когда я думаю, что в жизни нет смысла, я занимаюсь всякой чепухой и не довожу до конца свои планы».

Когда я думаю, что

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

Когда я думаю, что

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

Когда я думаю, что

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

Когда я думаю, что

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

Когда я думаю, что

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

3.

При каких обстоятельствах вы легче всего поддаетесь этим представлениям?

? «Когда я тоскую».

? «Когда я думаю о жизни и своей семье».

? «Когда я смотрю телевизор и вижу, сколько катастроф происходит в мире».

? «Когда я думаю обо всех тех несчастьях, которые могут случиться».

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

Комментарий

Эти упражнения демонстрируют, до какой степени разного рода представления влияют на наше поведение.

Если мы создаем позитивные образы себя самого(ой), окружающих, жизни в целом, мы можем доверять людям, себе и почувствовать готовность к контактам с другими людьми.

Если же мы недооцениваем себя, если думаем, что другие стоят больше, чем мы, мы рискуем показаться слабыми, неприспособленными и дать другим возможность властвовать над нами.

Итак, разобравшись в собственных представлениях, мы получаем возможность понять некоторые из своих поведенческих реакций.

Следующее упражнение позволит вам определить воздействие ваших представлений на поведение.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Ваши сильные и слабые стороны: что говорить на собеседовании

Если во время собеседования вам задали вопрос «Каковы ваши сильные и слабые стороны?», важно подчеркнуть, в чем вы хороши, и свести к минимуму, в чем нет, при этом сохраняя честность. Например, два кандидата, Франсин и Уильям, проходят собеседование на должность менеджера по обслуживанию клиентов. Как всегда, им задают вопрос о сильных и слабых сторонах.

Сначала Франсин. Она говорит: «Моя сила в трудолюбии. А слабость в том, что я очень переживаю, когда пропускаю дедлайн из-за чьей-то ошибки».

Этот ответ лишен воображения, все это и ежу понятно. Большинство людей считают себя трудолюбивыми — кто вообще признает, что это не так? Кроме того, слабость Франсин, строго говоря, вовсе не слабость; а еще она перекладывает ответственность: кто-то — но не она — допускает ошибку, которая заставляет ее переживать.

Теперь настала очередь Уильяма. Он также испытывает трудности с этим вопросом. «На самом деле я не могу назвать слабые стороны, — начинает он. — Возможно, я мог бы быть более сконцентрированным. Моя сильная сторона, вероятно, способность общаться с людьми. Я довольно покладистый. Обычно я не расстраиваюсь по пустякам».

Этот ответ начинается с отрицания, затем переходит к расплывчатым словам: возможно, вероятно, довольно и обычно. В общем, Уильям не слишком-то убедительно выступил.

Так каков же лучший способ ответа на этот вопрос, что часто задают на собеседовании?

Оценка слабых сторон

Давайте сначала возьмем сложную часть — ваши слабости. Это, пожалуй, самая страшная часть вопроса. У каждого есть слабые места, но кто хочет признаваться в них, особенно на собеседовании?

Вот некоторые примеры недостатков, которые можно упомянуть:

  • излишняя самокритичность
  • стремление всем угодить
  • плохое понимание новейшего программного обеспечения

Лучший способ справиться с этим вопросом заключается в минимизации отрицательного свойства и подчеркивании положительного. Выберите черту и придумайте решение, как преодолеть эту слабость. Избегайте упоминания личных качеств и сосредоточьтесь на профессиональных качествах. Например: «Я горжусь тем, что могу широко смотреть на вещи. Нужно признаться, что иногда я упускаю мелкие детали, но в моей команде всегда есть кто-то, кто внимателен к деталям».

Оценка сильных сторон

Когда приходит время петь себе дифирамбы, вы должны говорить очень конкретно. Оцените свои навыки, чтобы определить сильные стороны. Это упражнение стоит делать перед любым собеседованием. Составьте список навыков, разделив их на три категории:

Навыки, основанные на знаниях: полученные благодаря образованию и опыту (например, навыки работы с компьютером, языки, степени, способность к обучению и технические возможности).

Мобильные навыки: навыки, которые вы переносите с работы на работу (например, коммуникационные навыки, умение работать с людьми, способности к аналитическому решению проблем и навыки планирования).

Личные качества: ваши уникальные свойства (например, надежный, гибкий, дружелюбный, трудолюбивый, выразительный, формальный, пунктуальный, командный игрок).

Вот сильные стороны, которые можно упомянуть:

  • энтузиазм
  • надежность
  • креативность
  • дисциплинированность
  • терпеливость
  • почтительность
  • решительность
  • самоотверженность
  • честность
  • многогранность

Когда вы закончите составление списка, выберите от трех до пяти сильных сторон, которые соответствуют требованиям, которые работодатель указывает в вакансии. Будьте готовы привести конкретные примеры, показывающие, почему вы говорите, что это ваши сильные стороны.

Отрепетируйте ответы

Напишите позитивное заявление, которое вы сможете произнести с уверенностью:

«Моя сильная сторона — это гибкость, помогающая справиться с изменениями. Будучи менеджером по обслуживанию клиентов на моей последней работе, я смог изменить негативную рабочую среду и создать очень крепкую команду. Что касается слабых сторон, я чувствую, что мои управленческие навыки могли бы быть сильнее, и я постоянно работаю над тем, чтобы улучшить их».

Столкнувшись на собеседовании с этим вопросом, помните, что ваш интервьюер ищет соответствие своим запросам. Он сформирует свою картину о вас на основе ваших ответов. Вложите свою энергию в рассказ о своих сильных сторонах — о том, что вы можете предложить. И пусть интервьюер знает: хотя вы и не совершенны, вы работаете над каждым своим недостатком.

Оригинал

ideanomics.ru

Каковы ваши цели?. Сотрудничество вместо принуждения [Доверять или проверять]

Каковы ваши цели?

Вот еще одна удивительная история, которую нам рассказал Билл Ридлер. Прочтите внимательно, мы точно знаем, что она воодушевит вас на открытие своего бизнеса, так же как в свое время воодушевила нас!

«Я открыл компанию Всемирные центры взаимоотношений 7 июля 1975 года. О своем первом тренинге я написал в книге „Неудача – путь к успеху“[1]. Я готовился к тому, что на курс придет 100 человек, но в комнате появился лишь один. Тогда я не позволил разочарованию быть сильнее меня и не отказался от своей мечты работать с людьми, помогать им улучшать качество жизни, а потому постепенно усовершенствовал свои тренинги. В итоге я разработал курс, на котором участники познавали не только полезные методы взаимодействия друг с другом, но и учились на самом деле воплощать в жизнь то, что они получили на курсе. Результатом подобного исследования и экспериментов стала программа „Понимание себя и других“. Пятого августа 1982 года мы провели по ней первый тренинг!

Было 16 студентов. Опыт, который они получили на курсе, их глубокие переживания дали им возможность изменить свою жизнь к лучшему. Результаты были потрясающими. Тогда мы решили поставить перед собой цель: предоставить 3 333 333 участникам наших курсов возможность получить такой же глубокий и ценный опыт и сделать это к концу 2000 года. Эта цель была одним из самых лучших моих решений в жизни.

Срок истек в полночь в воскресенье. Мы не достигли цели 3 333 333. На тот момент всего 81 053 человека прошли наши программы и получили глубокий обучающий опыт. Очень много народу пришло отпраздновать это событие. Мы официально объявили наши новые цели. Однако прежде позвольте мне признаться вам в глубочайшем удовлетворении, которое мы испытывали, поставив перед собой цель в 3 333 333 и аккуратно записывая наш прогресс на пути к этой цели. Вот количество участников, прошедших наши курсы, год за годом:

Видите, несмотря на стабильный рост, я отнюдь не приблизился к выполнению цели 3 333 333. Вы, наверное, хотите спросить, чувствовал ли я себя неудачником. Мой ответ – нет. Я вовсе не чувствовал себя неудачником, я просто не достиг цели. Я не сделал того, что намеревался сделать, но я не чувствовал себя неудачником. И мне совсем не нужно было как-то оправдывать свои результаты и заботиться о том, чтобы это не выглядело поражением. Я просто не смог сделать того, что задумал. У меня не было необходимости чувствовать себя плохо или испытывать чувство вины. Эти чувства возникли бы, если бы я стремился достичь цели, только чтобы самоутвердиться.

Итак, глубина удовлетворения, которое вы испытываете, внося свой вклад в какое-либо дело, зависит от вашего внутреннего мотива. Если вы делаете это ради самоутверждения, то рано или поздно вам суждено испытать разочарование. Если вы делаете что-то, чтобы быть полезным, ради помощи кому-то, то даже если вы не достигнете того уровня полезности, к которому стремились, разочарования вам не страшны. Вы просто станете искать другие способы помогать и приносить пользу.

Как вы уже знаете, я работал над достижением своей цели целых 19 лет. Каждый день я радовался так, словно уже выполнил свой план. Я призываю каждого из вас поставить перед собой измеримую цель на длительное время. И не стоит откладывать это на потом только из-за страха неудачи. Просто возьмите и сделайте это! Затем аккуратно и точно записывайте результаты».

Мы, авторы этой книги, присутствовали на торжественном мероприятии, посвященном празднованию результатов. Вот какие новые цели мы поставили для нашей организации.

1. Достичь цели 3 333 333.

Если мы продолжим развиваться так, как развивались предыдущие 19 лет, то выполним цель 3 333 333 к 2055 году.

2. К 31 декабря 2010 года открыть Центры взаимоотношений в пяти новых странах и разработать для этого все необходимые инструменты.

На тот момент у нас был 21 центр в Соединенных Штатах и 34 центра в России.

3. Разработать инструменты, которые помогут тренерам Центров взаимоотношений описать ясную картину того, как будет выглядеть будущее, когда достаточное количество человек будут применять принципы, которым мы обучаем.

Когда-то в своих романах Жюль Верн мечтал о создании подводной лодки или о полете человека на Луну. Потом его мечты превратились в реальность. Подобно Жюль Верну, мы хотим показать людям, как будет выглядеть мир, если все люди на Земле перестанут решать конфликты с помощью силы. Какой будет законодательная система? Что будет с армией? Какими будут семьи? Чему будут учить детей в школе? Что будет входить в обязанности правительства? Мы будем описывать свое видение всего этого и много другого посредством рассказов, романов, кинофильмов, чтобы наши тренеры могли точно передавать наше видение участникам тренингов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru