Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Какие расходы несет государство


Государственные расходы

 

Абсолютно любая современная страна имеет свои государственные расходы, которые зачастую направлены на приобретение тех полезных ископаемых, необходимых продуктов и благ, которые попросту невозможно обнаружить в нужном количестве на своей территории.

Государственные чиновники ежемесячно собирают данные о том, чего не хватает в отдельном регионе или в общем в стране. После завершения этого процесса подобная информация поступает в Кабинет Министров, где и будет решаться, в каком именно месте можно приобрести все недостающее. Чаще всего, между странами составляются долгосрочные договоры на поставку того или иного товара. Как, например, транспортировка газа и нефти, которая имеется далеко не во всех государствах мира. Именно те страны, которые не могут похвастаться наличием подобных полезных ископаемых, покупают их в других государствах. Основную массу денег они направляют на государственные расходы. Последние являются весьма оправданными, если покупка совершается по умеренным ценам.

Государственные расходы – это денежные затраты любой страны мира, за счет которых осуществляется заполнение товарных и сырьевых пробелов на данной территории. Чаще всего, между двумя или даже тремя странами одновременно существует письменная договоренность о круговой торговле. К примеру, одно государство продает золото в два других, одно из них поставляет бесплатно в первое фрукты, а второе также бесплатно перевозит мясо. Из-за того, что золото дороже, чем эти два продукта, первая страна просто делает скидку двум другим, которая зависит от стоимости того товара, который они поставляют. Такие долгосрочные партнерские отношения зачастую позволяют немного снизить затраты и сохранить деньги в государственном бюджете. Оставшиеся средства можно направить либо на приобретение других товаров, либо обеспечить повышение зарплат, пенсий и стипендий тем людям, которые находятся на государственном обеспечении.

Многих людей интересует то, где же берут денежные средства на приобретение товаров те государства, у которых нет своих полезных ископаемых. На это вопрос очень легко ответить, ведь в каждой стране существует налогообложение, которое позволяет приобретать другие нужные товары для своих же граждан. Государственные расходы и налоги смело можно называть круговоротом денежных средств. То есть, если обобщить данную информацию, то можно сказать, что простые граждане «помогают» стране деньгами, которая за эти средства приобретает необходимые товары, которые затем люди снова покупают. Такая ситуация всех должна устраивать, ведь самостоятельно каждый не может заказать себе у той же Саудовской Аравии немного нефти. Получается, что вы платите налоги, страна покупает нефть, а затем снова вы покупаете бензин.

Не стоит забывать и о том, что очень часто государственные расходы намного больше, чем продажи. В некоторых ситуациях не спасет даже такое условие, что все граждане будут отдавать в казну государства все свои честно заработанные деньги. На вопрос о том, что же делать в таком случае, любой чиновник ответит, что нужно брать кредит у другого государства, экономика которого более стабильна.

Постепенное развитие страны будет позволять понемногу расплачиваться с непосредственными кредиторами. Не нужно при этом и забывать о развитии своих сфер деятельности. Например, многие страны, которые не могут похвастаться своими полезными ископаемыми, очень сильно и быстро развиваются в плане туризма и сферы услуг. Эта деятельность позволит зарабатывать большое количество денег. Как следствие, государственные затраты не будут столь неподъемны для государства.

 

fb.ru

Государственные расходы

Государственные расходы – это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности.

Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны.

Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений.

И те, и другие виды расходов производятся в целях расширения производства (путём финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства.

Специфическим видом государственных расходов в условиях рыночной экономики являются затраты на инвестиции в действующие или вновь создаваемые предприятия, нередко осуществляемые на долевых началах. Создаваемая за счёт государственных инвестиций собственность передаётся специальным органам управления госимуществом.

Система государственных расходов

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов. Организационное построение данной системы базируется на целевом направлении средств, безвозвратности расходования государственных ресурсов, соблюдении режима экономии.

Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой – заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т.п.

Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении.

Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов отвечает такой принцип их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

Финансирование государственных расходов

Финансирование государственных расходов осуществляется в разных формах – самофинансирования, бюджетного финансирования, кредитного обеспечения:

  • Самофинансирование используется для покрытия расходов государственных предприятий за счёт их собственных финансовых ресурсов.
  • Бюджетное финансирование применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение.
  • Кредитное обеспечение применяется, с одной стороны, государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для покрытия своих текущих и инвестиционных затрат, а с другой стороны, государственными структурами разного уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств на финансовом рынке в форме государственного кредита.

Рациональное соотношение между названными формами финансового обеспечения  государственных расходов позволяет найти разумный баланс экономических интересов, добиться высокой результативности от применения каждой из форм.

Загрузка... 2015-11-30

fingramm.ru

Расходы - государство - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Расходы - государство

Cтраница 1

Расходы государства в сфере материального производства занимают наибольшую долю в расходной части как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов федераций и местных бюджетов. Могут выделяться бюджетные расходы на выполнение целевых общегосударственных или региональных программ. Так, в федеральном бюджете на 1998 г. предусмотрены значительные затраты на конверсию оборонной промышленности.  [1]

Расходы государства на поддержку некоторых отраслей производства входят в себестоимость этих продуктов. Для некоторых отраслей производства государство даже представляет премию.  [2]

Расходы государства в сфере материального производства занимают наибольшую долю в расходной части как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов федераций и местных бюджетов. Могут выделяться бюджетные расходы на выполнение целевых общегосударственных или региональных программ. Так, в федеральном бюджете на 1998 г. предусмотрены значительные затраты на конверсию оборонной промышленности.  [3]

Расходы государства на общественное обслуживание трудящихся непрерывно растут. Показательно, например, что на выплаты по социальному страхованию, на пособия, пенсии, стипендии учащимся, на бесплатное обучение, медицинское обслуживание, оплату отпусков, расходы на школы-интернаты, на содержание детских садов, яслей, санаториев, домов отдыха, домов для престарелых и на другие выплаты и льготы израсходовано в 1958 году свыше 215 миллиардов рублей. По семилетнему плану расходы на эти цели в 1965 году должны возрасти примерно до 360 миллиардов рублей и составят около 3800 рублей на каждого работника в год.  [4]

Расходы государства можно классифицировать по двум критериям: во-первых, в зависимости от того, из каких фондов денежных средств эти расходы осуществляются, и, во-вторых, - от того, на какой территории эти расходы осуществляются: федеративные расходы, расходы субъектов федерации и муниципальные расходы.  [5]

Расходы государства на занятость условно можно сгруппировать по четырем направлениям.  [6]

Сокращаются расходы государства на здравоохранение, образование, культуру. Растет безработица, увеличивается социальное расслоение. Это вызывает массовое недовольство непопулярной политикой правительства.  [7]

Если расходы государства превышают его доходы, возникает бюджетный дефицит, для финансирования которого государство, как правило, выпускает облигации. Такие облигации являются государственным долгом. Бюджетный дефицит увеличивает масштаб государственного долга.  [8]

Превышение расходов государства над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита. Во-первых, это относительное сокращение поступлений в бюджет в результате спада производства, роста предельных издержек, кризиса неплатежей ( неплатежи, выступающие в виде суррогата денежных средств, не проходят через банковскую систему, а значит, с них нельзя собирать налоги), крупномасштабного оборота теневой экономики, несовершенства налоговой системы.  [9]

Что касается расходов государства, то они представляют целевые фонды денежных средств, ассигнованные и фактически использованные государством для реализации своих функций.  [10]

Что касается расходов государства, то они представляют целевые фонды денежных средств, ассигнованные и фактически использованные государством для реализации своих функций.  [11]

Все доходы и расходы государства отражаются в специальном документе балансового характера - государственном бюджете. В РФ бюджеты составляются федеральным правительством и правительствами субъектов Федерации.  [12]

В одиннадцатой пятилетке расходы государства на обеспечение работающих СИЗ составили 12 5 млрд. руб., что на 40 % превышает уровень десятой пятилетки.  [13]

Кроме того, расходы государства на улучшение жилищно-быто-вых условий трудящихся и на коммунальное хозяйство составили за годы второй пятилетки 16 3 млрд. руб. Значительно выросла за годы второй пятилетки зажиточность колхозников. Валовой доход колхозников увеличился за четыре года ( 1934 - 1937) более чем в 2 7 раза, а денежные доходы, распределяемые среди колхозников по трудодням, увеличились за эти годы в 4 5 раза.  [14]

Таким образом, реальные внутренние расходы государства сокращаются в сопоставимой методологии примерно на 30 трлн. руб., а размер дефицита-почти вдвое и составляет лишь пятую часть расходов и менее 5 % к ВВП.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Вопрос 3. Расходы на экономику

Расходы на экономику объединяют несколько групп расхо­дов. К ним относятся расходы на экономическую деятельность в целом, на поддержку предприятий, принадлежащих государству, и на поддержку основных видов деятельности.

Расходы на экономическую деятельность в целом. Многие виды расходов на поддержку экономики направлены на экономическую деятельность в целом. Это расходы на руководство общими эконо­мическими вопросами, формирование экономической политики, оказание государственной поддержки таким видам деятельности, как экспортная и импортная торговля в целом, международные финансы, товарные и фондовые рынки, общее регулирование уровня доходов, регулирование цен, контроль деятельности бан­ковской системы, регулирование монополий, общее развитие тор­говли, защиту прав потребителей и др. К общеэкономическим расходам относятся также затраты ведомств, руководящих такими службами, как патентные бюро, службы регистрации торговых зна­ков, службы по авторским правам, прогнозу погоды, стандартиза­ции и метрологии, службы времени, службы разведки и изысканий в области гидрологии и геодезии.

К общеэкономическим расходам относятся также расходы на общие вопросы, относящиеся к работникам наемного труда. Они обеспечивают выработку и практическую реализацию политики в области труда и трудовых норм (например, продолжительность ра­бочего дня, часы работы, оплата труда, техника безопасности и другие условий труда). За счет расходов, относящихся к этой кате­гории, осуществляются меры по снижению уровня безработицы, функционирование организаций по трудоустройству и арбитражу. К этой категории относятся также расходы по реализации про­грамм в области трудовой деятельности, не связанных напрямую с какой-либо конкретной отраслью, программ, направленных про­тив дискриминации трудовой деятельности отдельных групп насе­ления по полу, возрасту, национальности, программ сокращения безработицы в слаборазвитых регионах и регионах с высоким уров­нем безработицы.

Расходы на развитие национальной экономики отражают госу­дарственные затраты на регулирование и обеспечение более высо­кой эффективности хозяйственной деятельности. Это расходы по решению таких государственных задач, как создание и поддержа­ние условий экономического роста, целевые программы государ­ственного характера, обеспечение сбалансированного развития регионов, создание новых рабочих мест. За счет этих расходов осу­ществляется поддержка важных и перспективных отраслей и про­изводств, финансируются прикладные научно-исследовательские работы, инновации, расходы по охране внутреннего рынка от не­добросовестной конкуренции и монополизации производства, оказывается содействие развитию внутренней и внешней торговли, регулируется деятельность отдельных отраслей и т.д. Ведущими направлениями расходов, связанных с экономической деятель­ностью, является реализация крупномасштабных проектов, кото­рые не могут быть осуществлены частным бизнесом, программы развития отраслей, имеющих особое значение для обеспечения безопасности страны. К таким отраслям относятся космическая и атомная промышленность, оборонная промышленность и др. Рас­ходы, связанные с экономической деятельностью, способствуют наращиванию экономического потенциала страны, научно-техни­ческому развитию, структурной перестройке экономики, техни­ческому перевооружению и модернизации производства. В этих целях широко используются гранты, кредиты и субсидии для под­держки коммерческой деятельности.

За счет средств органов власти различных уровней осуществля­ется значительная часть инвестиций в экономическую инфраструк­туру (строительство магистральных железных и шоссейных дорог, линий связи, систем промышленного водоснабжения, очистных сооружений и др.), а также расходы на их эксплуатацию. Эти инвес­тиции косвенно содействуют развитию предпринимательства.

Поддержка предприятий, принадлежащих государству. Существен­ное место в расходах на экономические нужды занимает поддержка предприятий, принадлежащих государству. В отношении государ­ственной собственности на протяжении многих десятилетий наблю­даются противоположные тенденции. Одна из них заключается в расширении государственного нефинансового предпринимательства за счет создания новых и национализации старых предприятий. Дру­гая тенденция — в денационализации предприятий и передаче их в негосударственный сектор. Так, в годы после Второй мировой вой­ны во многих европейских странах в целях содействия подъему эко­номики прошла волна национализации. В частности, во Франции были национализированы угольная и газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт, автомобильные заводы «Рено». В то же время в США после окончания Второй ми­ровой войны многие государственные военные заводы были пере­даны в аренду частным фирмам. В 80-е гг. прошлого века под влия­нием критики кейнсианских идей и в целях уменьшения государ­ственного вмешательства в экономику в Великобритании и ряде других государств осуществлялась политика приватизации государ­ственных предприятий.

Происходит процесс приватизации оборонной промышленно­сти, уменьшаются масштабы участия государства в железнодорож­ном и морском транспорте, почте, связи и других сферах. Это обу­словлено в значительной мере концентрацией капиталов. Их накопление в значительных масштабах начало позволять корпорациям финансировать дорогостоящие проекты, которые раньше были под силу лишь государству. В целом доля государ­ственных предприятий в создании ВВП продолжает оставаться высокой — 15—20%.

Государственные предприятия нередко сравнивают с предпри­ятиями частного сектора на основе показателей прибыли и делают вывод об их низкой эффективности. Существуют, однако, факто­ры, в силу которых вопрос об эффективности государственных предприятий оказывается более сложным. Предприятия, находя­щиеся в полной собственности или контролируемые государством, функционируют на принципах рыночной экономики. Они могут быть двух основных типов: неакционированные предприятия, под­чиненные органам государственного управления, и акционирован­ные, акции которых полностью принадлежат государству или го­сударство обладает контрольным пакетом их акций. Предприятия первого типа в значительной мере ориентированы на реализацию государственных задач с ограничением коммерческой составля­ющей в своей деятельности. В силу этого они нередко являются убыточными и требуют государственных средств для покрытия убытков. В этом отношении более предпочтительным является преобразование государственных унитарных предприятий в акци­онерные общества со 100%-м государственным капиталом или в АО с преобладанием государственного капитала, что повышает их заинтересованность в улучшении финансовых результатов. Для акционированных предприятий, и особенно предприятий со сме­шанным государственным и частным капиталом, характерны боль­шая коммерциализация, стремление к прибыльности и эффектив­ности производства.

Обе группы предприятий (первые в большей степени, вторые — в меньшей) пользуются финансовой поддержкой государства. В ка­честве целевых установок их деятельности нередко выступают за­дачи политического и социального характера. В связи с этим фи­нансовая поддержка может рассматриваться в качестве платы за выполнение ими функций, в той или иной мере направленных на решение общегосударственных проблем. Государственные пред­приятия играют существенную роль в преодолении циклических колебаний и временных трудностей в отдельных отраслях. Они могут содействовать усилению позиций национальных произво­дителей на мировых рынках, развитию перспективных и оборон­ных отраслей, увеличению занятости, стабилизации экономики. В случае если отдельные производства, имеющие большое значе­ние для национальной экономики, в силу каких-либо причин по­падают в сложное положение и не могут обеспечить эффективное использование ресурсов, страны прибегают к их национализации и оказывают помощь в восстановлении конкурентоспособности. В условиях глобализации внешнеэкономических отношений госу­дарственные предприятия, например оборонные, космической промышленности, способствуют достижению национальных целей стран, повышая их рейтинг на международной арене. В свою очередь, государство помогает их деятельности с помощью мер своей внешней политики, экспортных субсидий и кредитов, способствуя приобретению новых рынков и защищая их деятельность на оте­чественных рынках.

Цены на продукцию государственных предприятий могут уста­навливаться на более низком уровне, чем в среднем по отрасли. Поставщиками государственных предприятий являются большей частью национальные производители, цены и сроки поставок ко­торых могут быть менее выгодными, чем иностранных фирм. Го­сударственные компании могут быть ориентированы на инвести­ции в экономику отсталых регионов страны, увеличение производ­ства в периоды экономического спада и т.д. Все это порождает необходимость компенсации со стороны государства. Формами государственной финансовой поддержки могут быть субсидии, дотации, бюджетное финансирование убытков, налоговые льготы, освобождение от ограничений по импорту, предоставление льгот­ных кредитов, финансирование научно-исследовательских и опыт­но-конструкторских работ.

Расходы на поддержку основных видов деятельности. Рассмот­рим, какие расходы несет государство по поддержке экономики в основных видах деятельности.

Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота. К расходам государства на сельское хозяйство относятся затраты на управление сельскохозяйственными землями, проведение аг­рарных реформ, проведение политики в области цен и доходов в сельском хозяйстве, расширение сельскохозяйственного произ­водства, ветеринарное обслуживание и борьбу с вредителями, а также расходы по оценке урожая и его качества.

Расходы по управлению сельскохозяйственными землями — это расходы ведомств, связанные с деятельностью по использованию земельных угодий, расходы ведомств, занятых деятельностью, на­правленной на сохранение, освоение и расширение пахотных зе­мель, расходы на строительство плотин, запруд, ирригационных систем, расходы на исследовательские работы и эксперименталь­ные разработки в области сохранения и расширения земель.

Расходы на проведение аграрных реформ и заселение земель связаны с разработкой, проведением и оценкой результатов ре­форм, освоением и заселением новых земель. Проведение таких мер сопряжено с перераспределением прав собственности на зем­лю, форм ее использования, освоением целинных и необрабаты­ваемых земель, переселением фермеров. Существенным расходом являются выплаты собственникам земли, права которых на землю в ходе проведения мероприятий были изменены.

Политика в области цен и доходов в сельском хозяйстве пред­определяет необходимость расходов, связанных с организацией и управлением деятельностью по стабилизации цен, механизмом установления цен на сельскохозяйственные продукты и стабили­зацией доходов фермеров. Практикуются также расходы по предо­ставлению субсидий для поддержания уровня цен, организации сбыта и регулирования производства определенных видов продук­ции, помощь государственным предприятиям, субсидии и другие платежи для стимулирования покупки удобрений, семян, химиче­ских средств защиты растений и т.п.

К затратам на развитие сельскохозяйственного производства относятся также расходы учреждений, деятельность которых на­правлена на увеличение производства продукции, повышение ее качества, снижение затрат, в том числе трудовых, улучшение жиз­ни фермеров и т.п. Это затраты в основном на распространение знаний, обучение, ознакомление с лучшими фермами и т.д.

Существенную роль играют расходы по организации и регули­рованию в сфере ветеринарного обслуживания, предупреждению и лечению заболеваний животных, улучшению качества поголовья, а также ссуды, трансферты и субсидии на эти цели. Для борьбы с вредителями осуществляются расходы на организацию, управление и контроль над деятельностью по борьбе с ними, а также заболева­ниями растений.

В России в области сельского хозяйства на протяжении десяти­летий сложилась практика выдачи кредитов и последующего спи­сания их большей части. В связи с этим крупной проблемой явля­ется обоснование направлений, размеров и налаживание дотаций сельскохозяйственному производству, регулирование цен на про­дукцию сельского хозяйства и основные средства производства, потребляемые этой отраслью, расходы, связанные с земельной ре­формой, а также поддержка развития фермерства и рыночных от­ношений в сельском хозяйстве, субсидирование процентных ста­вок по коммерческим кредитам.

Лесное хозяйство требует расходов органов государственного уп­равления на организацию и руководство деятельностью в этой от­расли, включая расходы на разработку нормативов, регулирующих лесопользование, выдачу лицензий на рубку леса, управление и осу­ществление работ по лесонасаждению, контроль над заболеваниями и борьбу с вредителями лесов, с лесными пожарами.

Рыболовство и охота связаны с расходами на организацию и руководство деятельностью в области рыболовства в океанских и пресных водах и прибрежной зоне, включая рыборазведение, и охоты, включая вопросы воспроизводства диких животных и их охраны. К этой сфере относятся разработка и контроль выполне­ния нормативных положений, лицензирование и т.п., а также рас­ходы учреждений, занимающихся заповедниками, рыбными ин­кубаторными станциями, разведением животных, финансовая поддержка государственных рыбных инкубаторов или заповедни­ков и управление водными ресурсами.

За счет расходов на водные ресурсы финансируются мероприя­тия по воспроизводству, охране и восстановлению водных объектов и обеспечению населения и народного хозяйства качественной водой, а также по защите населения от паводков и наводнений. Сюда включаются, в частности, расходы на проведение берегоук­репительных работ, создание и ремонт дамб, расчистку рек, очистку водохранилищ, расходы на насосные станции и гидротехнические сооружения.

Топливо и энергетика. К расходам на эти отрасли относятся за­траты на организацию и регулирование деятельности, связанной с добычей, переработкой, производством и распределением топлива и энергии, включая ядерную энергию, расходы ведомств, занима­ющихся подготовкой и регулированием правил эксплуатации и консервации предприятий, разведкой ресурсов, воспроизводством минерально-сырьевой базы, переработкой отходов ядерной энер­гетики. Государство осуществляет также расходы на финансовую поддержку предприятий в форме ссуд, трансфертов или субсидий, финансирование прикладных исследований и экспериментальных разработок и служб, осуществляющих сбор и распространение ин­формации, относящейся к этим видам деятельности. В состав рас­ходов, связанных с добычей и обогащением угля, входят также расходы на санацию убыточных угольных шахт и разрезов. Дотации угольной промышленности связаны с покрытием высоких затрат по добыче угля при относительно низких затратах на другие энер­гоносители (нефть, газ, электроэнергию). Основными направле­ниями уменьшения дотаций являются сокращение добычи угля и закрытие нерентабельных угледобывающих предприятий. Это со­пряжено с затратами на переоборудование потребляющих уголь агрегатов, издержками, необходимыми для обеспечения шахтеров новыми рабочими местами и профессиональной переподготовки. Во многих случаях использование угля является неизбежным в силу экономических факторов, связанных с размещением произ­водства ресурсов и расходами на их транспортировку. Использова­ние угля в районах добычи нередко оказывается дешевле исполь­зования мазута и газа. Такие важные, но убыточные или низкорен­табельные отрасли, как угольная и железорудная промышленность, и другие капиталоемкие сырьевые отрасли во многих странах обя­заны своим существованием государственной поддержке.

Горнодобывающая и обрабатывающая промышленность. К горно­добывающей промышленности относятся разведка, разработка и рациональное использование природных ресурсов, кроме топлив­ных. Это металлосодержащие минералы, химическое сырье и удоб­рения, соль, драгоценные камни, асбест и др. К обрабатывающей промышленности относятся отрасли и производства по переработ­ке сырья и материалов и производству готовой продукции — ма­шиностроение, химическая, текстильная, пищевая и другие отрас­ли промышленности. Государственные организации, руководящие этой деятельностью, содействуют развитию этих отраслей, предо­ставляют кредиты и субсидии, разрабатывают и контролируют вы­полнение производственных и организационных стандартов, тре­бований техники безопасности, требований по защите прав потре­бителей.

Строительство. Функционирование этой отрасли сопряжено с расходами на государственные учреждения, занимающиеся орга­низацией и руководством деятельностью по разработке строитель­ных технических норм и стандартов, выдачей лицензий, контролем над соблюдением техники безопасности, выдачей субсидий, транс­фертов, ссуд и другими формами поддержки строительных фирм.

Транспорт. Деятельность государственных организаций в обла­сти транспорта сопряжена с расходами по организации и руковод­ству деятельностью в области строительства и эксплуатации объ­ектов автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта, планирования и моделирования строительства, лицензирования и регулирования этого вида дея­тельности, расходами на научно-исследовательские и эксперимен­тальные работы, поддержку обновления парка транспортных средств. Ряд расходов осуществляется в форме ссуд, трансфертов или субсидий на проведение строительных работ, выполняемых в различных отраслях транспорта. Сюда также относятся расходы по эксплуатации различных видов транспорта. В российских условиях существенное значение имеет убыточность пассажирских перево­зок на железнодорожном транспорте. Убытки покрываются за счет грузовых перевозок и компенсации расходов из бюджетных средств.

Связь. Расходы в этой сфере обеспечивают организацию и управление в области почтовой, телефонной, телеграфной, кабель­ной, беспроводной и спутниковой связи, разработку и контроль выполнения правил эксплуатации систем связи, выделение частот­ных каналов, определение рынков обслуживания и тарифов, под­держку развития телекоммуникаций. Существенных затрат требу­ет формирование федеральных информационных фондов, баз и банков данных по законченным НИОКР, создание государствен­ной системы паспортно-визовых документов с использованием биометрических данных.

Торговля требует расходов государственных ведомств по органи­зации и руководству деятельностью в сфере оптовой и розничной торговли и складского обслуживания, по защите прав потребите­лей, по разработке правил ведения оптовой и розничной торговли и деятельности складов, контролю их выполнения, лицензирова­нию, инспектированию измерительных приборов, соблюдению требований маркировки. В ряде случаев необходимы финансовая поддержка предприятий оптовой и розничной торговли и предо­ставление субсидий для населения.

Туризм также не обходится без государственных расходов. Это расходы ведомств, связанные с организацией и руководством дея­тельностью в сфере туризма, направленные на привлечение турис­тов с помощью рекламно-пропагандистской деятельности, оказа­ние финансовой помощи туристическим бюро и агентствами в стране и за рубежом, организацию празднеств в целях привлечения туристов.

Многоцелевые проекты развития требуют затрат ведомств по ор­ганизации и руководству этими проектами, которые включают, как правило, комплексы по производству энергии, ирригационные и навигационные сооружения и места отдыха и развлечений. Это расходы, связанные с планированием, проектированием, строи­тельством в рамках многоцелевых проектов, включая финансовую поддержку.

studfiles.net

Расходы государственного бюджета

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с перераспределением фонда бюджетных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части:

1 - связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры;

2 - используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.

С помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производств.

В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона, управление.

Структура бюджетных расходов в разрезе названных групп в течение многих лет была относительно стабильной. Основные ресурсы - примерно половина - направлялись на финансирование народного хозяйства; около трети - на социально-культурные мероприятия.

Динамика бюджетных показателей свидетельствует, что бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства, а социальная функция, ориентированная непосредственно на человека, не получала необходимого финансового подкрепления для своей реализации. С переходом на рыночную основу хозяйствования акценты в распределении бюджетных средств смещаются в сторону усиления социальной функции.

Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др., в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д.

В государственном бюджете сохраняется целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство выделяются затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и т.д.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы - затраты на заработную плату, приобретение оборудования, питание, капитальный ремонт. Классификация расходов по целевому назначению является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств.

Расходы государственного бюджета тесно связаны с доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих доходов, причем последние, в свою очередь, определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала.

Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на финансирование народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные основы хозяйствования система расходования бюджетных средств претерпевает существенные изменения. Бюджетные ассигнования призваны обеспечивать решение важных и крупных государственных задач: финансировать приоритетные мероприятия, связанные с быстрыми темпами развития ключевых отраслей экономики, обеспечивать реализацию целевых комплексных программ.

Сокращение объема бюджетного финансирования затрат по народному хозяйства связывается со следующими мерами:

  • постепенным прекращением дотирования предприятий в связи с введением полной имущественной ответственности субъектов хозяйствования;

  • сведением до минимума участия государства в производственных инвестициях за счет сокращения централизованных капитальных вложений и акционирование строящихся объектов;

  • отменой прежних дотаций на возмещение разницы в ценах по значительному числу продовольственных и промышленных товаров в связи с либерализацией цен;

  • жесткой экономией в расходовании бюджетных средств.

Тенденция к сокращению бюджетных расходов на народное хозяйство не может завершиться полным отказом от бюджетного финансирования этих затрат. Государственный сектор экономики требует разработки и реализации государственных инвестиционных программ. Для стабилизации экономики необходима финансовая помощь государства в виде бюджетных субсидий, субвенций, бюджетных кредитов.

Значительные бюджетные средства направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Они позволяют государству развивать систему образования, финансировать культуру, осуществлять социальную защиту граждан. Несмотря на важную роль данной группы бюджетных расходов, затраты на эти цели не только далеки от оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение социального обслуживания населения нашей страны. Связано это с тем, что социальная функция государства в течение многих лет была на втором плане. По оценкам некоторых экономистов, на образование, медицину и экологию вместе взятые, приходилось в конце 80-х в начале 90-х годов лишь около 14% валового национального продукта, тогда как на военные цели уходило от 25 до 30%.

Динамика бюджетных расходов на социально-культурные мероприятия показывает явное их отставание по темпам роста не только от общего объема бюджетных расходов, но и от расходов народного хозяйства. Используемый нашей практикой в течение многих лет остаточный принцип финансирования социальных потребностей привел к тому, что некоторые из вновь принятых российским парламентом социальных программ оказались без источников финансирования. Например, принятый Закон «О ветеранах» не работает.

Основное место в затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники, затем - затраты по текущему содержанию армии и флота, финансирование научно-исследовательских работ, остальное - на долю военного строительства, пенсии военнослужащим.

Объем расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения, при благоприятной военной обстановке они сокращаются.

Расходы на управление - это расходы, которые несет государство по содержанию аппарата управления исполнительной и законодательной органов власти.

Постоянно проводится сокращение расходов на управление, осуществляется совершенствование структуры управления.

Планирование расходов бюджета осуществляется на основе социальных нормативов и норм, которые утверждаются Постановлением Правительства.

Основной документ, который определяет общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, отпускаемых из бюджета на содержание учреждений и проведение мероприятий, является смета расходов. Если финансируемые в сметном порядке учреждение имеет какие-либо доходы, то эти поступления учитываются в отдельной приходно-расходной смете специальных средств.

Учрежденная смета является планом финансирования учреждений и основанием для расходования выделяемых из бюджета средств.

При составлении и исполнении смет расходов предусматривается строго целевое назначение сметных ассигнований. Все затраты бюджетных учреждений сгруппированы по статьям бюджетной классификации, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете.

В сметах отражаются расходы только на текущее содержание бюджетных учреждений, приобретение оборудования, инвентаря и капитальный ремонт. Капитальные вложения финансируются по особым сметам.

Расходы на текущее содержание делятся на операционные и административно-хозяйственные. Операционные являются основными. Операционные расходы медицинского учреждения включают, например, заработную плату медицинского персонала, расходы на питание, приобретение медикаментов, мягкого инвентаря и обмундирования. К административно-хозяйственным относятся: заработная плата административно-хозяйственного персонала, расходы на отопление, освещение, водоснабжение, текущий ремонт зданий.

При планировании бюджетных расходов надо правильно определить исходную базу, т.е. переходящую сеть и контингенты. И второй элемент смежного расчета расходов на текущее содержание - это нормы расходов. Расчетной единицей для разработки норм служит основной производственный показатель для соответствующих учреждений (класс, койка).

Различают нормы материальные и денежные.

Материальная - отражает затраты материальных ресурсов (в количественном выражении) на единицу измерения расходов, например: состав и количество продуктов питания на одного больного, количество электроэнергии для освещения 1 м2 площади помещения.

Денежная норма - это стоимостное выражение материальной нормы. Денежная норма может быть бюджетной и финансовой.

Бюджетная - используется для расчетов расходов, финансируемых из бюджетов.

Финансовая - используется для планирования расходов из внебюджетных источников (например, часть расходов на содержание детей в детских садах покрывается за счет средств родителей).

studfiles.net

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ - это... Что такое ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ?

 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

(government expenditure, public expenditure) Расходы органов государственной власти любого уровня. Государственные расходы необходимо "очищать" от платежей органов власти одного уровня органам власти другого уровня, например от субсидий центрального правительства местным органам власти. Государственные расходы состоят из расходов на реальные товары и услуги, закупаемые у внешних поставщиков; расходов на заработную плату государственным служащим, занятым, например, в аппарате государственного управления, вооруженных силах и государственной системе образования; трансфертных платежей пенсионерам, безработным и инвалидам; субсидий и дотаций отдельным предприятиям и отраслям м выплаты процентов по государственному долгу.

Экономика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

денежные затраты государства, состоящие из закупок товаров и услуг и трансфертов.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.

Экономический словарь. 2000.

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Смотреть что такое "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ" в других словарях:

  • Государственные расходы — Государственные расходы  расходы, предусмотренные бюджетом государства. Государственные расходы связаны с исполнением государством своих основных функций. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрены различные… …   Википедия

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ — ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ, денежные затраты государства (см. ГОСУДАРСТВО), связанные с его функционированием и использованием огосударствленной части национального дохода. Из государственного бюджета (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ) финансируются… …   Энциклопедический словарь

  • Государственные расходы — денежные отношения, связанные с использованием централизованных и децентрализованных государственных средств на различные потребности государства. Финансируются государственные расходы в трех формах: самофинансирования, бюджетного финансирования …   Финансовый словарь

  • государственные расходы — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN public expenditure Spending by national or local government, government owned firms or quasi autonomous non government organizations. (Source: ODE)… …   Справочник технического переводчика

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ — (state expenditures) несколько различных видов расходов государства. Если предположить, что государство в капиталистическом обществе имеет две противоречащие функции накопление и легитимацию, то ОКоннор (1973) и Гау (1979) выявляют три главные… …   Большой толковый социологический словарь

  • Государственные расходы —         расходы государства по осуществлению его функций, обусловленных характером общественно экономического строя. Г. р. не тождественны расходам государственного бюджета, т. к. они включают и расходы государственных предприятий (за счёт их… …   Большая советская энциклопедия

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ — денежные затраты государства, состоящие из закупок товаров и услуг и трансфертов …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ — – затраты государства на приобретение товаров и услуг, финансирование социальных, военных, административных и ряда других программ …   Экономика от А до Я: Тематический справочник

  • государственные расходы —    денежные затраты государства, состоящие из закупок товаров и услуг и трансфертов …   Словарь экономических терминов

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ НА РЕАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ — (government spending on real goods and services) Государственные расходы на закупку товаров, например военного снаряжения, или оплату труда государственных служащих, например, полицейских. Расходы на реальные товары и услуги следует отличать от… …   Экономический словарь

dic.academic.ru

Как называются основные три позиции перераспределения политики, с помощью которых можно моделировать социально-экономическую политику?

а) ролзианский, уталитарный, межгруппавой;

б) региональная, местная, общая;

в) утилитаризм, либертализм, эгалитаризм;

г) равенство, братство, коллективизм.

 

72. Особенности рыночных процессов выявления и согласования предложений граждан с помощью политического механизма, как правило, называют…

а)изъянами государства;

б) пределом государства;

в) институтом государства;

г) открытостью государства.

 

Чем объясняется проблема выбора социальных благ в общественном секторе?

а) типичными иррациональными реакциями;

б)типичными рациональными реакциями;

в) отношением к оптимальным реакциям;

г) отношением к рациональным реакциям.

 

74. В общественном секторе на многообразие разнонаправленных интересов различных граждан влияют:

а) госслужащие и граждане РФ;

б) производитель и продавец;

в) посредник и производитель;

г)продавец и покупатель.

 

С помощью какой процедуры возможно выявить имеющиеся предпочтения и согласовать их?

а) метод экспертных оценок;

б) перепись населения;

в)голосование;

г) метод мозгового штурма.

 

76. Что оказывает влияние на итоги голосования при утилитаристской, либерталистской и эгалитарной позициях вместе взятых:

а) разброс мнений среди участников;

б) весомость каждого голоса;

в) способ подведения итогов;

г)все вышеперечисленное.

 

77. Что включает в себя доходы общественного сектора:

а) налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные перечисления;

б) доходы целевых фондов;

в) доходы бюджетных фондов;

г)все вышеперечисленное.

 

78. Какая категория в наименьшей степени определяет эффективность работы общественного сектора:

а) производительность;

б)прибыльность;

в) результативность;

г) экономичность.

 

79. Денежные экстерналии – это такие внешние эффекты, которые связанные с перераспределением, но…

а)не оказывающие влияние на эффективность использования ресурсов;

б) оказывающие влияние на эффективность использования ресурсов;

в) оказывающие влияние на производительность;

г) не использующие теневые ресурсы.

 

Какой показатель обозначает совокупность аналитических приемов, позволяющих определить расходы на достижение специфических целей и выбрать оптимальное решение?

а) анализ производительности;

б)анализ издержек и результативности;

в) показатель Калдора-Хикса;

г) анализ осязаемых рыночных процессов.

Какие цены устанавливают на благи, которые не поступают на рынок, при этом применяют расчетную цену, которая отражает предпочтения общества и альтернативную стоимость затраченных ресурсов?

а)теневые;

б) общественные;

в) справедливые;

г) демпинговые.

 

82. Бюджетный федерализм эффективен в том случае, если решения, относящиеся к социальным благам, выгоды от которых локализуются на данной территории, принимаются:

а) Федерацией;

б) главой Государства;

в)децентрализовано;

г) централизовано.

 

Какую функцию расходов территориальных бюджетов государство на практике реализовать не может?

а) аллокационную;

б) перераспределительную;

в) стабилизационную;

г)другое.

 

84. Трансферты в бюджеты нижестоящего уровня из вышестоящего осуществляется из:

а)бюджетных грантов;

б) фонда компенсации;

в) налоговых платежей;

г) нет правильного ответа.

 

Какие налоги увязываются непосредственно с той деятельностью налогоплательщика, которой он занимается: ресурсы, виды деятельности, товары и услуги?

а) прямые налоги;

б) недифференцированные налоги;

в)косвенные налоги;

г) простейшие налоги.

 

Какой налог имеет целевой характер и соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, например на конкретный вид общественных благ, создаваемых за его счет?

а)маркированный налог;

б) прогрессивный налог;

в) пропорциональный налог;

г) перераспределительный налог.

Деньги, поступающие в территориальный бюджет в виде грантов, избыточно поступают к общественному сектору, в силу чего пропорция между личными расходами граждан и расходами бюджета отклоняется от оптимума. Какое это явление?

а) принцип достижения Парето-оптимума;

б)эффект «липучки»;

в) эффект агрегирования прибыли;

г) принцип субсидиарности.

Какие издержки несет государство при децентрализации?

а) на национальную оборону;

б)административного характера;

в) информационного характера;

г) мероприятия по пополнению государственных запасов и резервов.

 

Что такое субнациональная надбавка к налогам?

а) органы власти федерального бюджета имеют право устанавливать свою надбавку;

б) органы власти бюджета субъекта федерации имеют право устанавливать свою надбавку;

в) органы власти местного бюджета имеют право устанавливать свою надбавку;

г)каждый уровень власти имеет право устанавливать свои надбавки.

 

90. К несовершенствам политического процесса в условиях демократии можно отнести:

а) лоббизм;

б) логроллинг;

в) поиск политической ренты;

г)поиск политической ренты;

в) все ответы правильные.

 

Примерные темы докладов.

 

1. Масштабы и тенденции развития общественного сектора.

2. Общественный сектор в условиях развития рыночных отношений.

3. Динамика показателей, характеризующих размер общественного сектора, в российской экономике.

4. Государство в меняющемся мире.

5. Неоинституциональная трактовка природы государства.

6. Роль государства и государственного сектора в экономике.

7. Условия Парето-эффективности экономики (эффективность в обмене, эффективность в производстве, эффективность в структуре выпуска).

8. Становление и развитие предмета и метода теории общественного выбора.

9. Основные инструменты и методы анализа политических процессов.

10. Основные типы политических партий и партийные системы.

11. Экономика бюрократии. Бюрократия как экономическое явление, ее роль и функции в современном обществе. Модели бюрократии.

12. Налоговые системы и налоговая политика государства.

13. Основные тенденции изменения структуры государственных доходов в России в современной экономике.

14. Налоговый кодекс Российской Федерации и его совершенствование.

15. Расходы федерального, региональных и местных бюджетов.

16. Роль государственных внебюджетных социально-страховых фондов в финансировании расходов социальной сферы на федеральном и территориальном уровнях.

17. Динамика и структура государственных расходов на социальную сферу в странах развитой рыночной экономики и их тенденции в России последнего десятилетия.

18. Повышение эффективности использования финансов общественного сектора в социальной сфере.

19. Система регулирования страхования на современном рынке и сегменты страхового рынка.

20. Размеры государственного сектора экономики.

21. Тенденции и пути развития унитарных предприятий.

22. Особенности российского бюджетного федерализма. Межбюджетные отношения и механизмы регулирования бюджетов

23. Анализ основных источников доходов и расходов бюджета Санкт-Петербурга [офиц. данные http://gov.spb.ru/economics/budget].

 

megalektsii.ru