Проблема бедности и пути ее решения (стр. 1 из 3). Как решить проблему бедности


Проблема бедности

Проблема бедности

Вопрос малообеспеченности и проблема бедности населения сегодня являются основными во всем мире. Каждое государство рано или поздно сталкивается с подобными сложностями и ищет пути выхода из ситуации. Известно, что бедность как глобальная проблема предполагает состояние, вызванное недостатком ресурсов материального характера для ведения нормального образа жизни, привычного и характерного для значительной части населения планеты.

Бедность как экономическая проблема, типы бедности

Сегодня проблема бедности для специалистов связана с тем, что они стараются выделить разные группы бедности и найти решение для каждой из них отдельно. Первая группа – это семьи с работниками, которые имеют низкий уровень оплаты труда. Сюда относятся жители сельских местностей и малых городов, а также безработные. Так формируется слой экономической бедности и новых бедных. Потребность говорить о разных группах свидетельствует о неравенстве проблемы бедности во всем мире. Вторая группа – одинокие пенсионеры, семьи пенсионеров, содержащие иждивенцев. Третья группа – семьи инвалидов и с инвалидами, неполные семьи, многодетные. Это тип традиционной бедности.

Как найти решение проблемы бедности?

Вопрос «как решить проблему бедности» волнует экономистов всего мира. Главными причинами этого явления называют низкое качество жизни из-за доходов малого размера, недостаточная имущественная обеспеченность населения (прежде всего жилищная). Низкий уровень доходов связывают с такими характеристиками личности: плохое здоровье, низкая конкурентоспособность на рынке труда, недостаточное образование, ограничения в трудоспособности, низкое качество семейной жизни и многое другое. Разбираясь с каждым пунктом поочередно, возможно решить проблему бедности в мире или хотя бы улучшить ситуацию.

Какие можно назвать пути решения проблемы бедности?

Вопрос о том, как решить проблему бедности, безусловно, волнует правительство любой страны. Согласно методике определения, к бедным людям сегодня относят тех, кто живет меньше чем на 1 доллар в день, в России же эта сумма равна 2,15 доллара.

В РФ проблема преодоления бедности также актуальна. Однако намечаются оптимистичные прогнозы относительно решения этого вопроса, поскольку политика страны оказалась достаточно действенна и покупательная способность значительно возросла.

Проблема бедности в современном обществе и основные концепции относительно ее уровня

Известно, что проблема бедности предполагает существование трех концепций относительно ее определения. Первая – концепция абсолютной бедности. По ней определяют доход, необходимый для обеспечения минимальных потребностей семьи. Вторая – концепция относительной бедности, основным критерием которой являются минимальные потребности человека. Проблема бедности в современном обществеДля третей концепции решение проблемы бедности связано с субъективным определением средств, необходимых для общественно приемлемого уровня жизни. Основным является принцип расчета прожиточного минимума для человека.

Социальная и экономическая бедность

Социальная бедность касается традиционно малоимущих и слабо защищенных слоев населения, а экономическая относится к трудоспособным гражданам. Именно такое членение помогает специалистам искать эффективные пути решения трудностей, ведь для каждой из указанных групп вопрос бедности связан с ее специфическими особенностями, характеристиками, а также требованиями.

kak-bog.ru

Проблема бедности и пути ее решения

Проблема бедности и пути ее решения.

А.О. Блинов

В статье сделана попытка многостороннего подхода к изучению понятия «бедность». По мнению автора, бедность – явление одновременно социальное, экономическое, духовное, политическое, при этом в России данное явление мало изучено, что не позволяет государству в целом и отдельным его структурам разрабатывать эффективные меры по борьбе с бедностью, но даже реально оценить ее масштабы.

В современной России существует социальное явление, которое не имеет определённого статуса- это бедность. Проблемой бедности в нашем обществе начинают интересоваться, как правило, во время политических кампаний.

В последнее время общественный интерес к этому социальному институту резко возрос, но не более того. Президент сформулировал задачи на следующий политико-деловой цикл – четыре года, предусматривающей борьбу с бедностью. СМИ отреагировали на эту задачу.

Прежде всего, зададим вопрос: на какой платформе Президент и Правительство предполагают вести осмысление бедности и борьбу с нею? Видят ли нынешние реформаторы проблему бедности через призму философии неолиберализма 90-х годов, или они принципиально отходят от постулатов и логики 90-х годов.

Мне представляется, что решение этой проблемы возможно объединёнными усилиями социологов, экономистов, психологов и юристов. При поддержке всех ветвей власти: Президента, Правительства и Федерального Собрания.

Для любого жизнеустройства важным качеством является представление о бедности — отношение к тому факту, что часть членов общества имеет очень низкий, по меркам этого общества, уровень дохода. Имеется в виду тот порог в уровне доходов, ниже которого бедные и зажиточная, благополучная часть образуют по потреблению благ и типу жизни два разных мира (в Англии периода раннего капитализма говорили о двух разных расах — «расе бедных» и «расе богатых»).

Отрицание уравниловки есть не что иное, как придание бедности законного характера.

Бедность в буржуазном обществе вызвана не недостатком материальных благ, она – целенаправленно и рационально созданный социальный механизм.

Исследователь бедности, удостоенный за свой труд «Политэкономия голода» Нобелевской премии по экономике, А.Сен писал, что бедность не связана с количеством товаров (шире — благ), а определяется социальными возможностями людей получить доступ к этим благам. В социальной реальности даже богатейших стран Запада бедность является обязательным элементом («структурная бедность») и служит важным фактором консолидации гражданского общества. Каждый гражданин всегда должен иметь перед глазами печальный пример людей, выброшенных из общества. Этим и скрепляется «общество двух третей».

Зафиксируем тот факт, что в начале 90-х годов наша элитарная интеллигенция, представленная сплоченной, но пока еще теневой интеллектуальной бригадой будущих реформаторов типа Е. Гайдара и А. Чубайса, сделала вполне определенный философский выбор. Она приняла неолиберальную концепцию человека и общества, а значит, и неолиберальное представление о бедности. Массовое обеднение населения России было хладнокровно предусмотрено в доктрине реформ. Бедность в этой доктрине рассматривалась не как зло, а как полезный социальный механизм. В частоте А.Чубайс достаточно красноречиво писал в своей «теоретической» разработке в марте 1990 г.: «К числу ближайших социальных последствий ускоренной рыночной реформы относятся:

— общее снижение уровня жизни;

— рост дифференциации цен и доходов населения;

— возникновение массовой безработицы.

Население должно четко усвоить, что правительство не гарантирует место работы и уровень жизни, а гарантирует только саму жизнь. На время проведения реформы (или по крайней мере ее решающих этапов) потребуется чрезвычайно антизабастовочное законодательство. Следует ожидать ускоренной институционализации неолиберальной экономико-политической идеологии, политической основой которой станет часть нынешних демократических сил…».

Таким образом, в ходе реформы произошел не сбой, не социальный срыв, а запланированное изменение структуры общества. Сама программа реформы и не предполагала механизмов, предотвращающих обеднение населения.

Реформы 90-х годов положили начало доходной дифференциации и появлению масштабной бедности, непрерывной для России. Остальной мир борется с бедностью давно, разрабатываются программы, принимаются нормативные акты и т.д. Борьба то резко возрастает, но затухает. Особенно активно она ведется, когда бедность начинает представлять либо политическую, либо экономическую опасность.

В результате реформ в РФ возникла структурная бедность – постоянное состояние значительной части населения. Это – социальная проблема, не связанная с личными качествами и трудовыми усилиями людей. ВЦИОМ фиксирует: “В обществе определились устойчивые группы бедных семей, у которых шансов вырваться из бедности практически нет. Это состояние можно обозначить как застойная бедность, углубление бедности”. По данным ВЦИОМ, только 10% бедняков могут, теоретически, повысить свой доход за счет повышения своей трудовой активности.

В России возникла такая ситуация, когда бедность стала угрожать экономическому росту. Следует отметить, что у российского государства появились средства, которые можно направить на борьбу с бедностью. Вопрос: как ими лучше распорядиться, куда направить в первую очередь.

Во всем мире существуют традиционные бедные группы населения- безработные, беженцы, эмигранты. Им оказывается адресная помощь в рамках специальных программ, которые отрабатывались десятилетиями.

По оценкам специалистов, масштабы российской бедности колеблются в размере 70%. Не правда, страшная цифра. Социологии проверили опросы по самоощущению людей. И выявилось, что в России действительно 70% людей позиционируют себя как бедные.

Пребывание в состоянии бедности уже оказало сильное влияние на экономическое поведение. Например, бедность порождает теневую экономику и придает ей высокую устойчивость тем, что она выгодна и работникам, и работодателям. Но теневая экономика в свою очередь воспроизводит бедность, в результате чего замыкается порочный круг.

Бедность не сводится к сокращению потребления материальных благ (как, например, это произошло в годы Отечественной войны). Бедность – сложная система процессов, приводящих к глубокой перестройке материальной и духовной культуры – причем всего общества, а не только той его части, которая испытывает обеднение. Если состояние бедности продолжается достаточно долго, то складывается и воспроизводится устойчивый социальный тип и образ жизни бедняка. Бедность – это ловушка, то есть система порочных кругов, из которых очень трудно вырваться.

Так ли видят ту систему российской бедности, которую предстоит разрушить «за три года», интеллектуальные соратники Президента В.В.Путина? Из тех обрывочных заявлений, что были сделаны по этому поводу, можно сделать предварительный вывод, что нет, они такой системы не видят. Они сводят проблему практически только к перечислению, каким-то образом, дополнительных «социальных трансфертов» обедневшей части населения. Мерило бедности для них – душевой доход. Поэтому иногда даже приходится слышать нелепое выражение «сократить бедность вдвое». О борьбе с бедностью В.В.Путин сказал в телефонном разговоре 18 декабря 2003 г.: «Ясно, сколько нужно будет денег на решение этой проблемы и сроки, которые потребуются для того, чтобы эту проблему решить… Все для этого есть».

Из контекста подобных заявлений как раз вытекает, во-первых, что правительству неясно, «сколько нужно будет денег на решение этой проблемы». А во-вторых, что ничего для этого нет. И прежде всего, нет трезвого понимания масштаба, глубины и структуры проблемы. Нет даже понимания того, что она совершенно не сводится к деньгам. За подобными декларациями проглядывает наивный оптимизм новых русских начала 90-х годов, когда вся их рациональность сводилась к постулату: «Бабки, в натуре, решают все!».

Структурируем проблему на основании простых и почти очевидных утверждений. Прежде всего, важны не столько параметры бедности, сколько ее генезис, характер и динамика ее возникновения. И Запад, и «третий мир» обладают хотя и разными, но давно сложившимися типами бедности, они ее интегрировали в социальную систему и вполне могут держать под контролем протекающие в этой системе равновесные, стационарные процессы. Они могут, например, тонко регулировать масштабы бедности с помощью отработанных механизмов социальной помощи.

Второй особенностью природы российской бедности является тот факт, что она, будучи создана посредством нанесения по обществу ряда молниеносных ударов (типа либерализации цен в январе 1992 г. и конфискации сбережений граждан), в дальнейшем стала воспроизводиться и углубляться в результате ряда массивных, очень инерционных, но начавших идти с ускорением процессов.

Назову некоторые из них.

1.Ликвидация или деградация рабочих мест вследствие длительного паралича промышленного и сельскохозяйственного производства, распродажи, а также физического и морального износа всей производственной базы страны. Следствием этого стало резкое обеднение не только массы безработных или полубезработных, но и тех, кто продолжает занимать рабочие места в состоянии их качественного регресса. По масштабам своего влияния на благосостояние населения этот процесс просто несоизмерим с «социальной помощью».

2.Деградация и даже разрушение жилого фонда страны и инфраструктуры ЖКХ. Дело не только в том, что оставленная без надлежащего ухода и ремонта система требует все больших и больших затрат на ее содержание, которые перекладываются на плечи жильцов. Само проживание в домах, которые на глазах превращаются в трущобы, создает в сознании людей синдром бедности, который сталкивает людей в бедность реальную. Резкое ухудшение и дороговизна транспортного обслуживания не дают людям возможности улучшить свое положение за счет мобильности.

mirznanii.com

Проблемы бедности в России и пути её решения — Каталог статей — 1000 статей

Бедность всегда была одной из основных социальных проблем, привлекающая внимание во всех периодах человеческого общества с древних времен. Однако, в результате развития у нее появляются собственные характеристики и особенности. Сегодня бедность является глобальной проблемой во всем мире. Рано или поздно с ней сталкивается каждое государство, пытаясь найти выход из этой ситуации. Известно, что бедность как глобальная проблема представляет ситуацию, вызванную нехваткой материальных ресурсов для ведения нормальной жизни [Сенюгина И.А., Недбайло Е.В.Дефицит кадров как проблема развития малого бизнеса в России. В сборнике: Модернизация экономики и управления сборник научных статей. Под общей редакцией В.И. Бережного. 2013. С. 49-51.].

В 1992 году был зарегистрирован наибольший уровень бедности в Российской Федерации, составивший 33,5%. В это время число бедных достигло 50 млн чел. По состоянию на 2004 год этот показатель равнялся - 17,6%, в 2007 - 13,3%.

Согласно отчету Минэкономразвития России, в 2012 году уровень бедности остановился на 12,6%. Численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума за 2013 год составляет 11,2%, в 2014 г. - 11,5%, в 2015 году - 13,4%, а в первом полугодии 2016 – 14,6%.

В соответствии с исследованиями института социологии РАН в России 59% населения относятся к категории бедных. Из них 16 % не дотягивают до прожиточного минимума, а к малоимущим относятся 43%. Каждый пятый гражданин Российской Федерации находится за чертой бедности.

Проанализировав информационные источники мы пришли к выводу, что в России существует три важных экономических фактора, которые влияют на бедность:

1. Снижение среднего уровня доходов населения;

2. Низкий уровень социальных гарантий - определенной нормы, которая гарантируют населению минимальный стандарт уровня жизни согласно экономическим возможностям;

3. Неравенство в распределении доходов населения.

Официальными показателями бедности принято считать численность и долю населения с доходами ниже прожиточного минимума, величину которого Правительство в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» утверждает ежеквартально.

Бедность, которая определяется доходом населения ниже прожиточного минимума, называется абсолютной. Такая категория бедности существует в Российской Федерации.Если рассматривать развитые страны, к примеру США, бедность здесь измеряется относительно среднего уровня доходов населения, т.е. к бедными относятся те, чей доход находится ниже половины или двух третей среднего дохода. Такая бедность называется относительной [Сенюгина И.А., Чепурко Г.В.Институализация регионального рынка труда // Kant. 2011. № 2. С. 54-56.;Фурсов В.А., Лазарева Н.В. Мировой рынок труда и тенденции его развития // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016. № 4 (55). С. 164-168.].

Россия находится на первом месте в мире по неравенству в распределении богатства. На долю самых богатых 1% россиян приходится 71% всех активов в стране. По данным исследований Россия занимает второе место в мире по числу долларовых миллиардеров. Их совокупное состояние оценивается на сумму 380 млрд. долл. США. 19 млн беднейших россиян вместе владеют 12 миллиардами долларов США (или 768 миллиардами рублей).

Для сравнения приведем такие цифры: в следующих за Россией по этому показателю (среди крупных стран) на один процент самых богатых людей приходится 49% и 46% активов экономики в Индии и Индонезии. В среднем в мире этот показатель равен 46%, в Африке - 44%, в США -37%, в Китае и Европе - 32%, в Японии -17%.

Основываясь на международном опыте, можно выделить основные направления борьбы с бедностью в России:

  • Увеличение продолжительности жизни и главное, активной трудовой жизни;
  • Улучшение качества образования людей;
  • Формирование эффективного рынка труда и продуктивной занятости населения, создание новых, высокопроизводительных рабочих мест;
  • Обеспечение каждой семьи благоустроенным жилищем и созданиеблагоприятных условий для жизни;
  • Обеспечение высокого уровня страховых выплат в период утраты заработков, адресной социальной поддержки и социального обслуживания уязвимых групп населения;
  • Создание предпосылок для тендерного равенства в вопросах занятости и доходов на равных работах и при равных условиях, сокращение масштабов домашнего труда.

Подводя итог, следует отметить, что для снижения уровня бедности в стране необходимо привлечь предпринимателей, неправительственные, религиозные, научно-исследовательские организации, а также СМИ.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

www.1000statei.ru

Проблема бедности и пути ее решения

Поиск Лекций

Бедность как экономическая проблема

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный аграрный университет»

г. Волгоград, Россия

 

Проблема бедности является очень актуальной на данный момент в России, где многие люди живут бедно. Налоги на доходы, имущество, наследство позволяют сократить экономическое неравенство со стороны богатых людей, но нужны и способы, которые помогут улучшить уровень жизни нуждающихся граждан.

Бедность – это социально-экономическое явление, выражающееся в недопустимо низком уровне жизни, измеряемом по объему текущих доходов и расходов, нижним пороговым значением которого является устанавливаемый в данной стране прожиточный минимум.

Рост бедности в России был неизбежен. Он сформировался из-за застоя в экономике, который присутствовал еще в СССР с 60-х по 80-е года. Это привело к тому, что России досталось хозяйство технически неразвитое, производительность труда была очень низкой. Так же очень высокие затраты были вложены на материалы для производства продукции.

С такой же проблемой столкнулись и многие другие страны. Пришлось менять экономическую политику. Но гражданам от этого не стало легче, они все больше требуют от своего государства ускорить рост благосостояния. Наше правительство пытается улучшить ситуацию, но этого явно недостаточно.

Часть развивающихся районов считаются еще беднее других. Существует крайняя нищета и умеренная нищета. Крайняя нищета относится к местам, где люди зарабатывают всего один доллар в день, а в условиях умеренной нищеты они зарабатывают пару долларов в день. В некоторых странах проживает большое количество работающих бедных. Это означает, что у людей есть работа, но они очень низкооплачиваемые, что люди не могут позволять себе покупать многие продукты для своих семей. Безработные в части развитых стран получают социальное пособие от своего государства, но этот доход зачастую является очень низким, который не может покрыть основную часть обычных расходов.

Сейчас Россия пытается помочь бедным гражданам. Такая помощь осуществляется в виде разнообразных программ социальной поддержки.

Самый лучший способ – это дать гражданам дополнительные денежные средства или возможность получать определенную часть товаров по сниженным ценам.

В России бедность определяется за счет прожиточного минимума, который рассчитывается в соотношении с физиологическими нормами, которые поддерживают нашу жизнедеятельность. К бедным относят людей, у которых доходы являются меньше, чем прожиточный минимум. Постоянно производятся подсчеты прожиточного минимума, чтобы определять примерную минимальную оплату труда.

За первый квартал 2016 года величина прожиточного минимума в среднем на душу населения составляла 9776 рублей, что на 114 рубль больше 2015 года. В целом наблюдается тенденция роста величины прожиточного минимума, но не особо значительная.

Согласно отчету Минэкономразвития, уровень бедности в России на 2016-17 года составит 13,9 %. Доля бедного населения увеличилась. По последним данным Росстата, численность населения Российской Федерации с денежными доходами ниже прожиточного минимума в первом полугодии 2016 года составила 21,4 миллиона человек.

Россия стала лидером среди стран мира по неравенству в распределении богатства. На 1% богатых людей России приходится 71% активов домашних хозяйств нашей страны. Наша страна заняла второе место в мире по числу долларовых миллиардеров.

Основным источником благосостояния граждан являются доходы от трудовой деятельности.

Как решить проблему бедности

Россия находится на нижних строках таблицы среди 52 стран, которая показывает минимальную оплату труда и покупательную способность.

Бороться с бедностью нужно с помощью увеличения их заработанных доходов. Так же наиболее результативными способами являются:

1. Создать равные «стартовые условия». Это означает, что успех в карьере у каждого человек должен зависеть только от его врожденных качеств.

2. Расширить возможность поиска работы, даже для таких граждан, которые менее одаренные.

Эти способы помощи бедным гражданам нашей страны зависят только от государства, чтобы стать реально результативными.

Важными составляющими борьбы с бедностью в нашей стране России являются:

1. Создать условия для самообеспечения подходящего уровня благосостояния во всех семьях с трудоспособными взрослыми на трудовой основе.

2. Сформировать систему продуктивной поддержки незащищенных групп населения и гарантировать не дискриминацию доступа к бесплатным ресурсам.

Необходимо заняться созданием условий для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных граждан на трудовой основе. Следует начать пересматривать и сокращать число льготников, опираясь на первоочередную поддержку самых бедный граждан нашей страны, не имеющих возможностей получения трудовых доходов.

Главной задачей государственной социальной помощи, должна стать социальная защита малоимущих граждан, не поощряющая при этом иждивенцев. Стратегией преодоления бедности должен стать стимул к зарабатыванию денег людьми на свое проживание.

Распространяется мнение, что главной причиной бедности в странах является – старость. Люди, вышедшие на пенсию автоматически считаются бедными. Повысив пенсию нашим гражданам, мы сможем значительно уменьшить уровень бедности в нашей стране. Но большее количество бедных – это семья с детьми. Их количество составляет 61%, когда бедных семей пенсионеров всего 9%. 30% бедных людей — это семья взрослых трудоспособных, которые работают или являются временно безработными, чьи доходы являются ниже прожиточного минимума.

Главная составляющая проблемы бедности в России- это низкие зарплаты. 24% заработанной платы являются доходы ниже прожиточного минимума.

При рассмотрении проблемы бедности как социального явления, можно выделить две причины ее возникновения:

1. культурная, для среды бедняков характерна особая культура, в основе которой лежат смирение, неумение строить свое будущее и фатализм. В процессе первичной социализации эти ценности передаются от одного поколения к другому, приводя к "наследованию" бедности.

2. структурная, наличие бедности связывается со структурными особенностями общества, основанными на социальной стратификации, экономическом неравенстве и т.д. Бедность становится результатом неравенства людей в обществе и неравного распределения материальных благ между индивидами.

Бедность считается давней проблемой в нашей стране, но за последние годы она серьезно обострилась. К числу бедняков сейчас относятся многодетные семья, безработные и молодежь. Чтобы улучшить условия жизни государство проводит программы социальной помощи. Впрочем, такие программы всегда имеют те или иные недостатки. Все – таки социальная поддержка требует усилить налогообложение предприятий и более активных, состоятельных членов нашего общества. Это все может привести к угрозе для развития страны.

Бедность остается одной из основных и глобальных проблем в многих странах нашего мира, особенно в таких странах, как Азия, Африка и Латинская Америка.

Бедность можно описать отсутствием денег на необходимые вещи необходимые для проживания, такие как вода, еда, одежда, лекарства и другие. Бедность вызывает множество других социальный экономических проблем, таких как безработица, эксплуатация детского труда, преступность. Проживание в плохих условиях приводит к множеству проблем со здоровьем граждан. Каждый день большое количество людей в развивающихся странах умирает от различных болезней, потому что не могут позволить себе покупку необходимых медикаментов.

Я считаю, что во всех странах нужно уделять значительное внимания проблеме бедности. Одним из способов помощи людям, живущим бедно — это дать им образование. Исходя из этого, они смогут больше узнавать о своих правах и начнут вносить вклад в экономику своей страны. Страны будут процветать, если его населения начнет преодолеть нищету.

Проблема бедности существует в любом обществе, так или иначе. Для России это одна из самых острых социальных проблем современности. Так как бедность ограничивает доступ людей к развитым ресурсам.

Низкий уровень доходов вместе с их поляризацией приводит к социальной напряженности, препятствует ее успешному развитию, вызывая кризис, как в семье, так и во всей стране

Переход России к рыночной экономике сопровождался увеличением неравенства в распределении доходов при ограничении доступа бедных слоев населения к ресурсам. Различия существуют на уровне предприятий, промышленности, межотраслевого и регионального масштаба. В этих условиях, даже экономический рост может увеличить бедность.

Наша страна должна создать систему образования, которая приобретет необходимые навыки, уменьшит неравенство путем введения прогрессивного налогообложения. Крайне важно развивать промышленность и транспортную сеть, помогать предприятиям в состоянии стагнации, предоставлять людям рабочие места.

Большое значение имеет социальная благотворительность.

Но самое главное, мы должны признать масштабы проблемы.

Подводя итоги, можно выделить мероприятия, которые могут странам начать преодолевать бедность:

1. На государственном уровне, необходимо принять эффективные меры, которые могут воздействовать на экономику стран, повысить действенность государственного регулирования экономики.

2. Не допустить перехода уровня бедности в критический, который способствует росту бедности.

3. Стараться поддержать инвестиционный процесс, за счет создания новых и поддержку уже существующих предприятий, которые занимаются выпуском новой продукции.

4. Перераспределять сверхприбыль организаций и предприятий.

5. Создание новых социальных программ для сокращения бедности.

6. Поддерживать предприятия, которые создают новые рабочие места с достойным уровнем оплаты труда.

7. Государство должно помогать, зарабатывать бедным себе на жизнь. То есть надо создать условия для трудоспособных граждан выйти из бедности самостоятельно на трудовой основе.

8. Поддерживать развитие малого бизнеса.

9. Создать временные рабочие места.

10. Не забывать о гражданах из уязвимых групп. Так как данные группы не могут обеспечивать себя самостоятельно, то необходима поддержка государства, выраженная в различной материальной поддержке. Так же помощью для них могло бы послужить создание рабочих мест, где они бы могли реализовать себя в меру своих ограниченных возможностей.

Бедность – является не только глобальной проблемой с которой стараются бороться большинство стран нашего мира, но и неблагоприятное состояние миллионов людей, способствующее нарушению как психологического, так и физического состояния здоровья людей. Особое влияние отражается на продолжительности и качестве жизни.

В нашей стране проблема бедности так и остается актуальной. Множество людей в нашем мире, все еще живет в крайней нищете и бедности. Они голодают, плохо питаются, болеют, остаются неграмотными, нередко преждевременно умирают. Поэтому нельзя забывать о такой проблеме как бедность.

Список литературы:

1. Бобков В., Российская бедность: измерение и пути преодоления //Общество и экономика, — №3, — 2005г. — с.71-78.

2. Воронкова О.В. Подходы к определению и измерению бедности // Экономический вестник Ростовского государственного университета — 2007 — №3 — С. 147-154

3. Шишков Ю., Уровень бедности в современном мире // МЭМО, — №1, — 2006г. — с.3-14.

4. Яшкова А.С. К оценке бедности в России // Экономический журнал — 2012 — №27 — С. 105-109

5. Росстат.

О соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации.

6. Информационный портал- Минэкономразвития: http://www.ved.gov.ru

©2015-2018 poisk-ru.ru Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

laservirta.ru

Проблема нищеты и бедности как глобальная проблема — Мегаобучалка

Бедность – глобальная проблема человечества.

То обстоятельство, что сегодня нищета, бедность, отсталость характерны прежде всего для третьего мира, не делает проблему менее актуальной по отношению к высокоразвитым государствам. Неспособность большинства беднейших стран вырваться из нищеты собственными силами сделала проблему бедности общечеловеческой, превратив ее в одну из болевых точек мировой повестки дня. Об этом свидетельствуют материалы ООН, доклады Всемирного банка, других международных организаций, повестки дня саммитов «восьмерки» и «двадцатки». Важнейшей инициативой на мировом уровне стал саммит ООН в Нью-Йорке, сформулировавший в 2000 году «Цели развития тысячелетия». Именно тогда первое место в списке задач, которые человечество должно решить к 2015 году, заняло сокращение в два раза числа нищих и голодающих людей в мире по сравнению с 1990 годом.

Бе́дность это характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.

Растущая озабоченность и тревога, которые вызывает проблема бедности в мире, объясняются в первую очередь тем, что в своем нынешнем виде глобализация, придающая миру небывалую целостность, не уничтожает и не сглаживает его внутреннюю противоречивость. Наоборот, она ее усиливает и обостряет.

Главная опасность раскола мира на зоны благосостояния и нищеты заключается в том, что в условиях глобальных трансформаций закрепляется связь бедности с другими глобальными угрозами и рисками – нелегальной миграцией, международным терроризмом, ростом транснациональной преступности. Нищенское существование, антисанитария, хронические болезни делают население беднейших стран легкой добычей различных инфекций и эпидемий, представляющих опасность и для жителей богатых стран (ВИЧ, лихорадка Эбола, атипичная пневмония и другие пандемии).

Проблема бедности усугубляется развитием демографических процессов. Несмотря на то что к 2030 году в большинстве развивающихся стран темпы роста населения сильно замедлятся, это не приведет к сокращению нищеты и бедности. В ближайшие 20 лет население земного шара увеличится почти на 1,5 млрд. человек. Более 97% этого роста придется на развивающиеся страны. В частности, на 320 млн. человек увеличится население в Африке южнее Сахары, где бедность стала застойной, наследственной.

Ухудшение среды обитания в результате климатических изменений также обостряет проблему бедности. Даже если в ближайшее время мировое сообщество сумеет договориться о мерах, направленных на снижение выбросов парниковых газов, существуют обоснованные сомнения в том, что это быстро окажет положительное влияние на сельское хозяйство. Высокими останутся и затраты на восстановление экономики и помощь пострадавшим после природных катастроф, в силу ряда причин сильнее всего затрагивающих население наименее развитых стран.

Нищете и бедности сопутствуют голод и нехватка питьевой воды. К настоящему времени число людей, страдающих от голода и недоедания, достигло 1 млрд. человек, что создает серьезную угрозу международной безопасности.

Сегодня три четверти беднейших обитателей планеты живут в сельской местности. Однако урбанизация коренным образом меняет сферы распространения и характер нищеты. По прогнозам, к середине ХХI века две трети населения земного шара будут проживать в городах. Уже сегодня 1 млрд. человек – 30% горожан мира – живут в трущобах. Если нынешние темпы роста городского населения и характер распределения доходов сохранятся, то к середине 20-х годов число жителей трущоб достигнет 2 млрд. Высокий уровень заболеваемости, детской смертности, преступности, ограниченность жизненных перспектив, характерные для обитателей трущоб, создают питательную среду нестабильности и увеличивают потенциал насилия.

В развитых странах одним из наиболее существенных факторов, влияющих на динамику бедности, является уровень безработицы. Пессимистические прогнозы его увеличения в странах – членах ОЭСР до 10% в 2010 году не оправдались. В августе он был зафиксирован на уровне 8,5%. Однако в абсолютном выражении за последние два года число безработных выросло на 13,4 млн. человек.

Наряду с колебаниями экономической конъюнктуры и социальной политикой государства существенное влияние на динамику бедности в развитых странах может оказывать и рост числа низкооплачиваемых рабочих мест. Статистические данные за последние 25 лет свидетельствуют о том, что в большинстве стран этот показатель повышался, что связано с расширением сектора услуг (торговля и ремонт, гостиницы и рестораны, коммунальные услуги), где велика доля неквалифицированного труда.

Что касается развивающихся стран, то до начала кризиса преобладающей тенденцией в динамике абсолютной бедности было ее устойчивое снижение везде, кроме Африки южнее Сахары. Меры, направленные на борьбу с нищетой (иностранная помощь, списание долга, многосторонние усилия по либерализации режима международной торговли и поощрению инвестиций), а главное – продолжительный период быстрого экономического роста во всех развивающихся странах привели к снижению уровня абсолютной бедности – с 42% в 1990 году до 25% в 2005-м. Это произошло главным образом благодаря резкому – с 55 до 17% – падению уровня бедности в Восточной Азии (включая Китай). Хотя в странах Африки южнее Сахары уровень снизился с 58 до 51%, вследствие быстрого роста населения в абсолютном выражении число живущих менее чем на 1,25 долл. в день увеличилось с 296 млн. в 1990 году до 388 млн. человек в 2005-м.

По оценкам Всемирного банка, общее количество бедных, т.е. живущих менее чем на 2 долл. в день, составляет в мире 2,5-3 млрд человек. В том числе общее количество людей, живущих в чрезвычайной бедности (менее чем на 1 долл. в день) — 1-1,2 млрд. чел. Иными словами, 40-48% населения мира — бедные, а 16-19% — сверхбедные.

С 80-х гг. XX в. по начало XXI в. численность людей, живущих в чрезвычайной бедности, сократилась примерно на 200 млн. Это произошло главным образом за счет уменьшения количества сверхбедных в Китае. С начала 90-х гг. проявляется тенденция к сокращению количества сверхбедных в другом многонаселенном государстве — Индии. В то же время в странах Африки южнее Сахары на протяжении последних 20 лет, наоборот, наблюдался постоянный рост численности сверхбедных.

Распределение беднейшего населения по регионам мира за период с 1980 г. не претерпело существенных изменений. Две трети бедноты мира по-прежнему проживает в Восточной и Южной Азии и одна четверть — в Африке южнее Сахары. Большая часть бедного населения сосредоточена в сельских районах развивающихся государств.

Что касается России, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2011 году, по предварительным данным, выросла на 1,1% по сравнению с 2010 годом и составила 18,1 миллиона человек, или 12,8% от общей численности населения России, говорится в сообщении Росстата.

В 2010 году количество россиян с доходами ниже прожиточного минимума составляло около 17,9 миллиона человек (12,6% от общей численности населения).

Величина прожиточного минимума по России устанавливается правительством РФ исходя из потребительской корзины, которая рассчитывается на основании данных Росстата об уровне потребительских цен. По итогам четвертого квартала 2011 года она составила в среднем по России 6,209 тысячи рублей на душу населения, уменьшившись по сравнению с третьим кварталом на 1,2%. Величина прожиточного минимума для трудоспособного гражданина составила по итогам четвертого квартала прошлого года 6,71 тысячи рублей, для пенсионера - 4,902 тысячи рублей, для ребенка - 5,993 тысячи рублей.

Между тем, Всемирный банк ранее прогнозировал снижение уровня бедности в РФ в 2011 году до 12,4%, в 2012 году - до 11,3%. Уровень бедности в России в 2010 году, по данным ВБ, практически не менялся.

Масштабные меры фискального стимулирования помогли смягчить негативные последствия кризиса, однако большое количество россиян по-прежнему остается за чертой бедности, при этом большой сегмент среднего класса остается уязвимым к новым шокам, которые могут повлиять на их доходы, отмечал ВБ. Таким образом, посткризисное восстановление еще не успело дать ощутимого эффекта в плане сокращения бедности, несмотря на улучшение ситуации на рынке труда.

Важнейшим фактором решения проблемы бедности является экономический рост, поскольку именно экономический рост ведет к увеличению валового национального дохода, за счет которого формируется фонд потребления. Вместе с тем вполне возможно сохранение масштабов бедности неизменными на фоне неплохого экономического роста (как, например, в Нигерии, где в 1990-2003 гг. ВВП увеличивался в среднем на 2,9% в год). Это связано как с очень быстрым ростом населения (2,6% в Нигерии в эти же годы), так и с тем, что экономический рост может обеспечиваться узкой группой отраслей с небольшим спросом на рабочую силу (ТЭК в Нигерии).

В то же время в борьбе с бедностью важна и государственная помощь бедным, хотя ее увеличение ведет к снижению остроты проблемы бедности, но не к её решению. Как показывает опыт развитых стран, на фоне роста этой помощи может возрастать так называемая застойная бедность той части трудоспособного населения, которая отчаялась найти работу и поэтому психологически ориентирована лишь на помощь государства. Как следствие, адресные выплаты пособий бедным должны сопровождаться комплексом социально-экономических мер, нацеленных на их вовлечение в трудовую деятельность (программы профессиональной подготовки и переподготовки, содействие в поиске рабочих мест и др.).

Особую остроту глобальной проблеме бедности придает то, что многие развивающиеся страны в силу низкого уровня доходов пока не имеют достаточных возможностей для смягчения проблемы бедности. Именно поэтому для ликвидации очагов бедности в мировом хозяйстве требуется широкая международная поддержка. Проблеме бедности уделяется все большее внимание со стороны международной общественности. В 2000 г. главы правительств 180 государств мира подписали так называемую Декларацию тысячелетия, определив восемь ключевых задач мирового развития на период до 2015 г. и призвав международные экономические организации сориентировать свои программы помощи на их достижение. Первой в числе этих задач в декларации названа задача уменьшения к 2015 г. вполовину числа людей, вынужденных существовать менее чем на 1 долл. в день.

Международный Валютный фонд и Всемирный банк. Европейский банк реконструкции и развития, другие финансово-кредитные учреждения. Их характер, формы деятельности, эволюция. Вступление России в ВТО и оценка этого события.

Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации - это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений. К таким организациям относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также региональные банки развития.

 

Банк международных расчетов (БМР) - первый межгосударственный банк, который был организован в 1 930г. в Базеле как международный банк центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана.Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам, а также содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними. Свою главную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет центральные банки 30 стран, главным образом европейских. С 1 979 г. БМР производит расчеты между странами - участницами Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), совершает операции по поручениям ОЭСР и участвующих в ней стран.БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков. Будучи западноевропейским международным банком, БМР осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.

Международный валютный фонд (МВФ) был создан в конце Второй мировой войны в рамках усилий, направленных на строительство новой, более стабильной международной экономической системы и во избежание дорогостоящих ошибок предыдущих десятилетий. На протяжении 60 лет он продолжает изменяться и перестраиваться. Со времени своего создания он формировался историей, и на нем сказывались экономические и политические идеи времени.

Хотя МВФ является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций и участвует в работе Экономического и Социального Совета ООН, он действует независимо и имеет собственный устав, структуру управления и финансы.

Основанный на Бреттон-вудской конференции в 1944 г. Международный валютный фонд:

· содействует международному сотрудничеству в денежно-кредитной сфере;

· способствует стабильности валютных курсов и регулирует нормы и правила в валютной сфере;

· содействует созданию многосторонней системы расчетов и устранению валютных ограничений;

· помогает своим членам устранять диспропорции платежного баланса за счет временного предоставления финансовых средств.

МВФ имеет полномочия на создание и предоставление своим членам международных финансовых резервов в форме «Специальных прав заимствования (СПЗ)». Финансовые ресурсы Фонда формируются главным образом за счет подписки («квот») его государств-членов. Квоты определяются по формуле, исходя из относительных размеров экономики государств-членов.

Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов членам, испытывающим трудности с платежным балансом. Члены, заимствующие средства у Фонда, в свою очередь, соглашаются осуществлять политические реформы в целях устранения причин, вызвавших такие затруднения. Размеры заимствований у МВФ ограничиваются пропорционально квотам. Фонд также предоставляет помощь на льготных условиях странам-членам с низким уровнем доходов.

Руководящий орган — Совет управляющих, в котором представлены все страны-члены, — собирается ежегодно. Повседневной работой руководит Исполнительный совет в составе 24 членов. Международный валютно-финансовый комитет, 24 члена которого входят в Совет управляющих, консультирует Совет по вопросам, входящим в его компетенцию.

Издания МВФ World Economic Outlook («Мировое экономическое положение») и Global Financial Stability Report («Доклад о глобальной финансовой стабильности») выходят дважды в год наряду с различными другими исследованиями.

megaobuchalka.ru

Проблема бедности

Проблема бедности стоит перед обществом с давних времен. Она характерна для любого общества, независимо от обществен­ного строя. Различия в политическом и административном устройстве дают лишь различную степень проявления бедности. Определенные же ее черты наблюдаются во всех странах. Бедность — такое состояние, когда имеющихся ресурсов меньше, чем необходимо для поддержания условий жизни, обеспечиваю­щих нормальную жизнедеятельность индивида (семьи).

Проблема бедности всегда была в центре внимания как эко­номистов, социологов и политиков, так и рядовых граждан. По этому вопросу велись ожесточенные споры, высказывалось мно­жество мнений. Однако, несмотря на все их разнообразие, мож­но выделить два основных направления экономической мысли: во-первых, многие видели причину бедности в естественных ус­ловиях существования человечества; во-вторых, причиной бед­ности назывались пороки той общественной системы, которая порождает это социально-экономическое явление.

Первая точка зрения наиболее полно была выражена Томасом Мальтусом. Он считал, что бедность — неизбежный результат не­соответствия между ростом населения и уменьшающимися запа­сами средств для его существования, прежде всего продовольст­вия. По мнению Т. Мальтуса, народонаселение растет в геомет­рической прогрессии, а средства к существованию — только в арифметической. Отсюда — бедность, нищета, социальные кон­фликты. Такой вывод Мальтус основывал на статистических дан­ных того времени, когда ни промышленность, ни сельское хозяй­ство не обладали теми возможностями по выпуску продукции, которыми они располагают сейчас. Сегодня возможности эконо­мики да и сама жизнь опровергают мнение Мальтуса. Однако вы­двинутая им проблема важна с точки зрения регулирования наро­донаселения, контроля над рождаемостью, который сейчас пыта­ются осуществить некоторые страны (Китай, Индия, ряд стран Африки).

Другая точка зрения принадлежит К. Марксу. Он полагал, что нищета и бедность — порождения капиталистического об­щества, ориентированного на получение максимальной прибы­ли, а не на повышение благосостояния трудящихся. Маркс ут­верждал, что со временем процесс обнищания усилится: бедные будут становиться беднее, а богатые — богаче. Однако на сего­дняшний день этот прогноз не оправдался. Капиталисты сделали необходимые выводы и часть своих прибылей направляют на улучшение положения трудящихся, пенсионное обеспечение, другие социальные нужды. Это делается не только и не столько из гуманных соображений, а по чисто экономическим причи­нам. Обеспечение приемлемых условий жизни работников по­вышает их отдачу, производительность их труда в условиях науч­но-технической революции.

В настоящее время можно выделить два основных подхода к определению бедности. Один из них — исторически более ран­ний — основан на определении бедности как абсолютной кате­гории. Официальное определение бедности предполагает расчет минимальных по стоимости благ, позволяющих индивиду вы­жить. Уровень бедности определяется здесь некоторым объемом благ, обеспечивающим минимальные стандарты жизнедеятель­ности. Определяется этот набор путем экспертной оценки ос­новных биологических (физических) потребностей людей разно­го пола, возраста и характера жизнедеятельности с учетом, в первую очередь, тяжести и интенсивности труда. Концепция абсолютной бедности базируется на втором законе Энгеля — за­висимости доли потребления продуктов питания от уровня доходов семьи. Энгель, отмечая постепенное снижение относительной доли расколов на питание в бюджете по мере его роста, при­шел к выводу, что чем беднее семья, тем большая доля всех   расходов должна быть выделена на приобретение продуктов пи­тания; по мере же повышения доходов семьи удельный вес за­трат на питание сокращается, доля расходов на квартиру, свет, одежду почти не меняется, а удельный вес «прочих» расходов повышается. В рамках указанного подхода к проблеме бедности существует возможность ее устранения путем различных выплат семьям (индивидам), чьи доходы ниже биологического (физиче­ского) минимума. При этом реалистичность решения данной проблемы зависит от того, сколько средств выделяет государство для преодоления бедности и насколько жестко определен дан­ный физический минимум.

К сведению. Эрнст Энгель (1821—1896) — немецкий эконо­мист, статистик, руководитель Саксонского статистического бюро. Один из основателей Международного статистического института. Основное направление исследований — статистика доходов. Энгель больше всего известен за свое построение кривой Энгеля и открытие закона Энгеля. Это была одна из первых функциональных зависимостей, которые когда-либо были количественно определены в экономической теории.

Однако названный подход имеет и несколько существенных недостатков. Во-первых, величина минимального потребитель­ского набора значительно разнится среди отдельных бедных сло­ев населения. Например, взрослому мужчине в трудоспособном возрасте необходим гораздо больший объем продуктов, чем пен­сионеру. Во-вторых, при расчете минимального набора необходи­мо учитывать не только продовольственные, но и промышленные товары и услуги. А определиться с непищевыми потребительски­ми наборами гораздо сложнее. В-третьих, придание индивиду (се­мье) статуса бедного только на основании удельного веса его рас­ходов на питание может быть ошибочным из-за различий населе­ния во вкусах и стиле жизни. Например, индивид (семья) может использовать значительную часть своих доходов на приобретение деликатесов, цены на которые сравнительно высоки. В этом слу­чае отнесение семьи к бедным было бы неоправданным.

Еще один подход к определению бедности получил развитие в послевоенный период. Он опирается па сам факт неравного распределения доходов в обществе. Альтернативное определение бедности исходит из того, что в понятие качества жизни входит не только представление об уровне питания, здравоохранения и жилищных условий, достаточных для физического выживания, но также необходимость для человека не испытывать моральных страданий в результате низкого доходного статуса. Некоторые семьи не бедны в абсолютных понятиях и в состоянии обеспечить себя на уровне минимального потребительского набора и даже выше, но они страдают с моральной точки зрения, так как их доход значительно ниже медианного. В рамках относительной  концепции бедности величина минимального потребительского набора должна определяться достигнутым в обществе благосостоянием и периодически пересматриваться вслед за ростом средних доходов. Для этого анализируются дифференциация доходов и потребления в разных социально-экономических слоях, фактические данные об уровне жизни семей с разными по величине доходами. В мировой практике величина относительной бедности устанавливается на уровне жизни в два раза меньшем, чем величина доходов средней семьи. В рамках этой теории очевидно, что бедность возможна и в том случае, когда человек может обеспечить себя минимальным потребительским набором, жилищем и прочим.

Существенным недостатком относительного подхода к опре­делению бедности является то, что ее определение подобным об­разом сводит на нет любые способы борьбы с нею. В этом слу­чае бедность будет существовать всегда, так как всегда опреде­ленные слои населения будут получать доходы ниже средних. Проблема бедности в рамках этого подхода может быть решена только при абсолютно равномерном распределении доходов. От­носительное понимание бедности делает задачу ее устранения неразрешимой) в принципе, во всяком случае до тех пор, пока в обществе объективно существует дифференциация доходов.

Оба рассмотренных подхода имеют свои преимущества и не­достатки. В научных кругах продолжается дискуссия о способах определении и измерения бедности. Однако в большинстве стран мира используется подход к определению бедности, разра­ботанный в 1960-х гг. М. Оршански, который сочетает в себе элементы абсолютной и относительной теории бедности. Мол­ли Оршански - американская исследовательница польского происхождения. В рамках вышеназванного подхода потребитель­ский набор определяется как минимальный по стоимости набор продуктов питания, удовлетворяющий основные биологические потребности людей в питании. Здесь же учитываются и расходы, связанные с удовлетворением всех остальных потребностей че­ловека. Величина этих расходов определяется с учетом реального потребительского поведения семей в зависимости от их доходов и цен на товары и услуги. Метод Оршански отражает относи­тельный подход к проблеме бедности, если при определении официальной величины прожиточного минимума доля расходов на питание пересматривается в сторону уменьшения, когда это уменьшение наблюдается в средних характеристиках структуры потребления. Вышеназванный метод отражает абсолютный под­ход к проблеме бедности, если при определении официальной величины прожиточного минимума доля расходов на питание не зависит от тенденций в благосостоянии общества и остается не­изменной с течением времени.

Абсолютный и относительный подходы к проблеме бедности основываются на принципиально разных методологических по­ложениях. В действительности бедность как таковая не может трактоваться в рамках только одного или только другого подхода. Наиболее верный вариант лежит на пути слияния этих двух на­правлений. В результате сегодня прожиточный минимум пред­ставляет собой не только биологический набор средств существо­вания, включающий предметы первой необходимости, но и учи­тывает некоторый уровень социальных благ и услуг. Например, в экономически развитых странах (Великобритания, Германия) ве­личина прожиточного минимума соответствует 40 % медианного дохода; в странах с несколько меньшим уровнем благосостояния (Финляндия, Италия, Испания, Греция) — 50 %; в Ирландии и Португалии — 60 %. Чем богаче страна, тем ближе величина про­житочного минимума к уровню дохода, представляющего достиг­нутый в обществе жизненный стандарт.

Сама бедность в мировой науке и социальной практике из­меряется с помощью прожиточного минимума, который выра­жается в двух видах: социальном и жизненном (физиологиче­ском). Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических (биологических) потребностей человека и основных услуг. Физиологический минимум представляет собой материальное или стоимостное выражение материальных ценностей, соответствующих уровню этого минимума. Социаль­ный минимум, помимо минимальных норм удовлетворения фи­зических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокуп­ность материальных благ и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения при­емлемого уровня жизни. Физическая гранима минимально до­пустимого, с точки зрения общества, уровня жизни может быть определена достаточно жестко. Что же касается социального ми­нимума, то он непосредственно связан с изменением текущих экономических и социальных условий.

Обычно при анализе бедности во внимание принимаются лишь экономические факторы и не учитываются социальные. Определение бедности, принятое Европейским Сообществом, отражает концепцию бедности, учитывающую данные факторы:  «Бедными будут считаться те лица, семьи и группы людей, чьи ресурсы (материальные, культурные и социальные) ограничены так, что исключают для них минимально приемлемый образ жизни в пределах государства проживания». Необходимость учёта социального минимума аргументируется тем, что люди не могут надлежащим образом участвовать в жизни общества, под­держивать принятые в данном обществе отношения, если их ре­сурсы падают ниже определенного минимума. Социологи утверждают, что потребительское поведение людей ориентировано на получение так называемого стандартного пакета товаров и услуг. «Стандартный пакет» представляет собой набор товаров и услуг среднего члена общества, который он может получить на данном этапе развития страны. Таким образом, сегодня соци­альный минимум можно определить как владение некоторым минимумом имущества, для того чтобы семья имела возмож­ность принимать участие в жизни общества. Та часть населения, которая этим минимумом не владеет, считается бедной. Опреде­ление социального минимума предполагает проведение массо­вых опросов членов данного общества.

modern-econ.ru

Проблема бедности в России

Бедность всегда являлась актуальной проблемой, но в современной России этот вопрос стоит особенно остро. В настоящее время значительная часть населения находится за чертой бедности или близко к границе «социального дна». Это особенно заметно на фоне сильного расслоения, когда разница в доходах бедных и богатых составляет десятки, сотни и тысячи раз. И этот процесс имеет динамический характер: бедные становятся беднее, а богатые богаче.

Бедность - характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ и поддержать определенный уровень жизни.

Проблема бедности - одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствуют успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, «Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым, безусловно, относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния. В этой связи важнейшее теоретическое и практическое значение приобретают разработка и реализация государственной политики по профилактике и сокращению бедности в современной России.

В мировой науке и практике выделяются три основных подхода к определению бедности: абсолютная бедность (бедные по доходам и расходам), относительная бедность (лишения, депривации) и субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых лиц) [1].

Абсолютная бедность рассчитывается на основании сравнения душевых доходов и прожиточного минимума (при абсолютной концепции) или душевых доходов и относительной линии бедности (40-60% от медианы или средней доходного распределения населения).

Относительная бедность определяется через потребительские характеристики семьи (домохозяйства) и понимается как необеспеченность данной семьи предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рассматриваемыми как сложившиеся в обществе стандарты потребления. Отклонения от сложившегося в обществе уровня потребления обозначаются понятием «лишения (депривации)». Бедность семьи понимается как высокая степень концентрации различных лишений.

Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения, возможностей «сводить концы с концами», платить за жилье, лекарства, образование и т. п.

Массовая бедность населения и чрезмерная поляризация общества оказывают негативное влияние на экономическое развитие России, противоречат созданию институтов социального государства. Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т. е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности.

Главным фактором, определяющим высокий уровень бедности в России, является низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий реализацию воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда. Сегодня даже средняя заработная плата не обеспечивает нормальные условия воспроизводства работников и членов их семей и скорее выполняет роль социального пособия. Низкая заработная плата большинства наемных работников сочетается с экономически и социально неоправданной дифференциацией в оплате труда высших менеджеров. По оценке Н.М. Римашевской, различия между минимальной и максимальной оплатой составляют 10-15 раз на предприятии, 20-40 раз в рамках отрасли и 20-45 раз между регионами [2. С. 7].

Отсутствие нормальных экономических условий жизнедеятельности значительной части населения страны снижает качество человеческого капитала. Обесценивание труда понижает экономическую ответственность работника за выполненный труд, негативно влияет на производительность общественного труда. Несмотря на предпринимаемые усилия хронической остается проблема задолженности по заработной плате, которая обостряется при каждом повышении минимальных размеров оплаты труда.

Низкая оплата труда не позволяет перейти на рыночные механизмы функционирования отраслей социальной сферы, развитие платных услуг, в том числе провести пенсионную и жилищно-коммунальную реформы, отказаться от ряда льгот для работающих граждан и обеспечить эффективную адресную социальную помощь нетрудоспособным гражданам.

Многие страны, прежде всего скандинавские, ведут эффективную борьбу с бедностью. Для борьбы с бедностью у молодых, хотя она и является временным явлением, во многих странах существуют гранты на обучение и пособия на детей молодым семьям, а для старших возрастов - доплаты к пенсии, если ее размер и доход пенсионера обеспечивают лишь низкий уровень благосостояния.

Любое правительство, исходя из программы своей деятельности, должно выбирать между масштабами программы по перераспределению доходов для борьбы с бедностью и программами по стимулированию трудовой деятельности и экономии расходов бюджетных средств. Так, в США в 1960-1970 гг. социальная политика была направлена на создание благоприятных возможностей для бедных, а с 1980 г. стали существенно урезаться средства, направляемые из бюджета на предоставление продовольственных купонов, школьных обедов, бесплатной медицинской помощи и другие меры, направленные на снижение масштабов бедности [2].

Для искоренения нищеты и уменьшения масштабов бедности в середине 1990-х гг. международное сообщество предложило национальным правительствам:

  • разработать комплексные стратегии;
  • улучшить для бедных общин (социальных групп) доступ к производственным ресурсам и инфраструктуре;
  • стремиться к удовлетворению основных потребностей человека во всех слоях населения;
  • укреплять и расширять законодательство для усиления социальной защиты и уменьшения уязвимости определенных категорий людей.

На 2012 г. предлагаются следующие методы борьбы с бедностью [4]:

  1. обеспечение продуктивной занятости;
  2. повышение эффективности труда;
  3. создание условий для трудоактивной части населения;
  4. создание рыночных условий для усиления конкурентоспособности национальной экономики через обеспечение конкурентоспособности российских предприятий;
  5. проведение необходимой промышленной политики, соответствующая адаптация системы образования и подготовки кадров, введение мер защиты отечественного производителя.

В общей постановке все эти вопросы имеют непосредственное отношение к стратегическому курсу российского Правительства, которое декларировало необходимость создания в новой России государства с социально ориентированной экономикой.

В таком государстве центром развития становится, разумеется, человек, решение его проблем при постоянном росте уровня и улучшении качества жизни, безусловном соблюдении прав каждой личности, а достижение целей социального развития не является вторичным по отношению к целям экономического развития.

Рассмотрев понятие «бедность», можно сделать несколько обобщений по этой теме. Понятие «бедность» трактуется по-разному: и как низкий уровень доходов и расходов, и как невозможность поддержания желаемых жизненных стандартов, и как определенное самоощущение в социуме. Это зависит от автора и концепции, которой он придерживается при рассмотрении этого вопроса.

При рассмотрении проблемы бедности в России, которая стоит довольно остро, выдели следующие группы «социального дна»: нищие, бомжи, беспризорные дети, уличные бродяги.

Часть населения находится на грани опущения на «дно», ввиду сложных экономических обстоятельств. Эти люди пребывают в состоянии сложной социальной депрессии, они не живут, а стремятся выжить.

На фоне нестабильности в мировой экономике психиатры все больше обеспокоены проблемой суицидов, совершаемых на фоне личных финансовых катастроф. Но специалисты уверены, что какими бы сложными ни были финансовые проблемы, они не являются причиной, а служат лишь поводом для суицида на фоне целого комплекса проблем и депрессивных расстройств.

Государство ведет борьбу с бедностью, назначая различные социальные пособия и выплаты малоимущим, поощряя трудовую деятельность, укрепляя законодательство о социальной защите и т.д. Однако бедность по-прежнему остается важной проблемой у нас в стране и во всем мире. Возможно, ее нельзя искоренить, но можно уменьшить.

Библиографический список

  1. http:// www. krugosvet.ru.
  2. http:// vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VRAN/2004/DEAD.HTM.
  3. http:// www. aif.ru.
  4. http:// www. sociosinfo.ru/socio-153.html.

Ю. С. Анферова, П. С. Киселева Уральский государственный экономический университет г. Екатеринбург

Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 1 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов].- Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 1. 179 с.

Количество показов: 25044

arbir.ru