«Инвестиционная Россия»: как привлечь инвестиции в регионы. Как привлечь инвестиции в регион


Как привлечь в регион инвестора - ЭкспертРУ

В условиях падения доходов региональных бюджетов и экономического спада основной рецепт, прописанный местным властям – повышение инвестиционной привлекательности региона и развитие малого и среднего бизнеса. Хотя против этого никто не возражает, далеко не всем регионам удается эти задачи решать успешно. Из 21 региона-участника пилотного Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ лишь несколько стали лидерами, благодаря активному содействию в создании новых предприятий и поддержке действующих. Первые итоги национального  рейтинга были представлены на Сочинском инвестиционном форуме. 

Ульяновская область привлекает западный бизнес

По показателю «региональная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами» успешными признаны Ульяновская, Калужская, Костромская области и Алтайский край. В сущности ничего особенного в этих регионах для привлечения инвесторов не делали, попросту желали их найти. Основной метод: создание местной корпорации развития и сопровождение инвестпроектов на всех этапах: от подачи заявки до начала деятельности предприятия.

При заходе в регион предприниматель сталкивается с проблемой выбора производственной площадки. Как правило, он обращается в администрацию области, где в большинстве случаев тоже не знают о таких площадках. Чтобы их найти, надо звонить, ездить, смотреть – одним словом искать.  Этим в том числе и занимаются  те, кто хочет пополнить бюджет региона налогами.

Например, в Ульяновской области для этих целей создана корпорация развития. Здесь еще в 2005 году ввели статус приоритетного инвестиционного проекта, для которого полагаются льготы по налогу на прибыль, на имущество организаций, транспортному налогов. Сотрудники корпорации развития встречают инвестора и буквально водят его по кабинетам других чиновников. В каждом муниципальном районе выбраны территориальные точки развития, для которых подробно описаны инфраструктурные и социальные объекты. Сотрудники корпорации обходят площадки, звонят на предприятия в поисках пустующих цехов и территорий. Недавно создали инвестиционный офис в Германии, чтобы завлекать иностранных предпринимателей в Ульяновскую область. 

В результате ОАО «Корпорация развития Ульяновской области» в 2013 году привлекла в регион французскую компанию «Легран», которая вкладывает здесь в производство низковольтного коммутационного оборудования около 400 млн рублей. «Бриджстоун Корпорейшн» (Япония) создает производство автомобильных шин с планируемым объемом инвестиций в 12,5 млрд рублей.  Мексиканская «Немак Юроп ГмбХ» будет производить в Ульяновской области  комплектующие для автомобилей (инвестиции 2,2 млрд рублей). А германская «Хермле АГ»  создает станкостроительный комплекс с объемом вложений 150 млн рублей. Добавьте к этому еще с десяток российских компаний, решивших открыть производства в Ульяновской области – это и будет история успеха корпорации развития.

«Мы поначалу сами пытались искать производственную площадку, но у нас не получилось. Обращение в корпорацию развития оставили на самый крайний случай, думая, что это формальная структура, - сообщил «Эксперт Online» Алексей Загуменников, генеральный директор ООО «Живая Вода Поволжье» (входит в ЗАО «Концерн Живая Вода). – Но мы удивились, когда они нам за неделю подобрали площадку. К тому же помогли сократить сроки получения технических условий на присоединение к энергосетям. Почти всю работу с энергетиками корпорация взяла на себя. У нас предприятия есть в Москве и Новосибирске, но нигде мы такой поддержки не получали».   

«Живая Вода» создает производство инжекционно-выдувных бутылей объемом на базе местного завода «Стройпластмасс-СП». Планируемый объем инвестиций с учетом стоимости оборудования — более 100 млн рублей. Всего в 2013 году ульяновской корпорацией развития привлечены 15 новых крупных проектов с общим объемом инвестиций 17,5 млрд рублей, в результате которых ожидается создание порядка 3 тыс. рабочих мест. Для содействия реализации инвестиционных проектов сейчас в Ульяновске дополнительно создается проектная группа специалистов. Она будет решать все вопросы предпроектной подготовки, проблемы, возникающие на стадии строительства и ввода предприятия в эксплуатацию.

В Калужской области сделали ставку на кластеры

Калужская область в конце 90-х годов была почти полностью дотационным регионом с массой предприятий, работающих на пришедший тогда в упадок оборонный комплекс. Не имея экспортоориетированных полезных ископаемых, область сделала ставку на привлечение инвестиций. Здесь создали сначала государственное «Агентство регионального развития Калужской области», а в 2007 и ОАО «Корпорация развития Калужской области». Они работают по тому же принципу, что и ульяновская корпорация – сопровождают инвестпроекты на стадии реализации и после запуска производства. К каждому инвестиционному проекту прикрепляется куратор, который доступен инвестору 24 часа в сутки. Корпорация координирует органы власти и другие организации, вовлеченные в процесс прохождения различных процедур, как то получение разрешения на строительство, привлечение иностранной рабочей силы.

Сегодня выделено несколько приоритетных направлений для развития Калужской области. С целью диверсификации рисков для новых инвестиционных проектов готовятся специальные площадки: автомобильный кластер, фармацевтический кластер, сельскохозяйственный кластер.

В Калужской области внедрена единая база инвесторов и инвестиционных проектов для координации действий всех организаций ответственных за сопровождение инвестиционных проектов, развития инвестиционного климата в области.

«Как застройщик могу подтвердить, что получить разрешение на строительство в Калужской области  стало проще, - пояснил «Эксперт Online» Владимир Кошелев, генеральный директор «Корпорация Кошелев». -  Ранее, когда приходишь в регионе к чиновнику, в глазах была пустота в ответ на предложение построить дом. Сейчас же региональные власти активно содействуют строительству. И это важнее, чем формальное снижение сроков и числа согласовательных документов. Мы смогли увеличить и темпы строительства благодаря тому, что региональные власти выставляют на аукцион площадки с уже готовой инфраструктурой, а ресурсоснабжающие организации заставляют не тянуть с подключением к сетям».

В итоге с 2006 по 2013 годы от резидентов индустриальных парков в бюджеты всех уровней Калужской области поступило более 50 млрд рублей налоговых отчислений при затратах на развитие инфраструктуры по итогам на 2014 год в 11,9 млрд рублей. В прошлом году здесь заключили 24 соглашения с инвесторами, которые уже вложили в экономику региона более 54 млрд рублей, ожидается еще 39 млрд.

Инвестклимат зависит от гарантий

Ключевая проблема бизнеса – доступность кредитов. Малому бизнесу трудно получить заем в банке ввиду недостаточности или отсутствия залоговой базы. Для помощи им во многих регионах несколько лет назад были созданы гарантийные фонды. Они предоставляют гарантии при получении предприятиями в банках кредитов (около 50% от суммы займа). В случае непогашения кредита банк может рассчитывать на компенсацию из фонда.  Но все они отличаются разной степенью активности. Если одни сидят и ждут, то другие вникают в каждый предпринимательский проект, выявляют его сильные и слабые стороны, чтобы было легче убедить банк выдать кредит и даже снизить кредитную ставку.

По показателю «государственные гарантии и государственные гарантийные фонды» лидерами национального рейтинга стали Калужская, Челябинская области, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Краснодарский и Приморский края.

Эффективным считается фонд, команда которого стремится снизить свои комиссионные (гарантия стоит денег), обеспечить возвратность кредита, договариться с банками о снижении процентной ставки и прочее.

Гарантийный фонд Республики Татарстан взаимодействует с 25 банками. Регулярные встречи с руководителями банков-партнеров для обмена информацией, постановки задач, решения операционных проблем – это и есть повседневная работа фонда. Гарантийные  фонды формируются    из федерального и   регионального бюджетов, поэтому любой невозврат кредита и необходимость его компенсировать – это чрезвычайное происшествие.

«Мы первыми в стране ввели систему диверсифицированных вознаграждений предпринимателям для стимуляции снижения риска, - пояснил «Эксперт Online» Сергей Болотаев, директор НО «Гарантийный фонд Республики Татарстан. – То есть мы снижаем размер комиссионных в два раза в случае, если риски по проекту минимизируются. Федеральное агентство кредитных гарантий еще только разрабатывает такую систему, у нас она давно внедрена. Мы так же организовали возможность наших клиентов участвовать в конкурсах на получение госзаказа. Это высокая гарантия возвратности, к тому же стимулирует предприятия брать кредиты, увеличивать свои обороты. В целом мы планируем выйти на уровень кредитов в 1,45 млрд рублей».

Гарантийный фонд Татарстана в прошлом году выдал 76 поручительств на общую сумму кредитов в  540 млн рублей  при полном отсутствие просроченной задолженности.

Гарантийный фонд Приморского края организован как бизнес-проект, поэтому его целевые показатели растут. Они предполагают рост суммарного объема выданных поручительств выше, чем это установлено на федеральном уровне. Фонд борется за узнаваемость среди представителей бизнеса и конечно за их интересы с банками.

«Мы изначально стали смотреть на фонд как на коммерческий проект, а не госструктура, - пояснил «Эксперт Online» Николай Дубинин, директор департамента экономики и стратегического развития Приморского края. - Запустили рекламу, чтобы привлечь как можно больше предпринимателей. Но главное – это работа с банками. Если их руководители еще заинтересованы в работе с нами, то менеджерам среднего звена все безразлично. Поэтому мы проводим с их сотрудниками семинары, убеждаем смягчать условия предпринимателям».

Следующий этап развития гарантийного фонда Приморья - предоставление поручительств под банковские таможенные гарантии, выдача поручительств для участия в тендерах.

Кредитовать, чтобы развивать

Все же кредиты коммерческих банков дороги для малого бизнеса (ставки 12-15% годовых и выше). Чтобы начать дело и развивать его, предприниматели могут пользоваться кредитами региональных фондов развития малого и среднего бизнеса. Лидерами показателя «финансовая поддержка малого предпринимательства» национального рейтинга стали Ставропольский край, Республика Саха (Якутия), Ульяновская, Томская, Челябинская области, Приморский край.

При составлении рейтинга оценивалось использование разных институтов поддержки бизнеса. В лидеры выбились те, кто не только выдает кредиты из собственных средств (формируются из федерального и регионального бюджетов), но и вовлекает в кредитование банки, микрофинансовые организации, кредитные кооперативы. Баллы добавлялись за наличие широкой филиальной сети, работы в муниципалитетах, формирование широкой линейки финансовых услуг, минимальные сроки рассмотрения заявки.

В этой части примечателен опыт Фонда развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия), который был создан в 2005 году. Он кредитует бизнес исходя из региональных приоритетов и по сути стимулирует открытие новых предприятий в кластерах, сосредоточенных в основном в зонах наличия природных ресурсов (алмазы, золото, нефть, газ).  

Например, для производственных предприятий ставка составит всего  6 %,  предприятий сферы услуг — 7 %. Под  микрофинансирование привлекаются также средства институтов развития и их дочерних структур («МСП Банк»). Кредиты, выданные за счет привлечения таких средств, выдаются под 15 % годовых на срок до трех лет.

Якутский фонд в отличие от многих других не просто кредитует бизнес, но и стимулирует муниципалитеты к развитию предпринимательства. Ежегодно разрабатывают совместные планы по развитию малого предпринимательства в муниципалитете с постановкой конкретных целей (например, количество созданных рабочих мест). Фонд проводит ежегодный анализ выполнения планов — обычно они выполняются на 30–70 %. В случае невыполнения планов на следующий год урезается объем финансовой поддержки муниципалитету со стороны региона. В 2013 году фонд заключил 57 договоров поручительств на общую сумму 348 млн рублей и выдал 523 млн рублей кредитов.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ составлен для того, чтобы систематизировать лучшие практики и тиражировать их в отстающих регионах.

«Изначально мы проводили интервью предпринимателей  регионах-лидерах стараясь понять, в чем именно заключается успешный опыт.  Старались найти так называемые типовые решения, - говорит руководитель одной из экспертных групп национального рейтинга Александр Хуруджи. - Также важно было понять насколько лучшая практика масштабируется, насколько она применима в других регионах.  Только после того, как мы находили ответ на вышеобозначенные вопросы по отношению к каждой лучшей практике, она включалась в сборник лучших практик».

Как пояснили в АСИ, в ближайшее время экспертные группы будут проводить семинары с региональными министрами. Предприниматели будут по сути обучать чиновников, как правильно работать на развитие бизнеса в регионе. Опираться они при этом будут как раз на лучшие практики национального рейтинга.    

Читайте последние новости России на сегодня, 24 сентября 2014 года, на страницах Эксперт Online, и в социальных сетях ВКонтакте, Твиттер и в Одноклассниках

expert.ru

Поиск инвестиций – лучшие практики для регионов – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Наиболее успешные региональные практики по привлечению инвестиций в регионы обсуждались на Круглом столе в Высшей школе экономики. Без активного участия властей регионов добиться роста инвестиций будет невозможно, подчеркнули участники. Эксперты: Андрей Воробьев, Игорь Вдовин, Александр Ивлев

Развивать инфраструктуру, снижать бюрократические препоны, иметь стратегию и пошаговый план действий – таков перечень направлений, по которым необходимо работать региональным властям ради привлечения инвестиций. Без этого будет невозможно решить поставленную властями задачу улучшить инвестиционный климат в стране и положение России в мировых рейтингах, таких, как Doing Business от Всемирного банка.

Открыл Круглый стол Александр Шохин. Он подчеркнул, что вопрос привлечения инвестиций находится в фокусе внимания руководства страны, напомнил о майских Указах президента, ставивших в том числе цель решительно подняться в международных рейтингах ведения бизнеса. Между российскими регионами существует конкуренция за привлечение инвесторов, и лучшим практикам, давшим реальный результат, и посвящен этот Круглый стол, сказал Шохин.

Зампред Госдумы РФ и профессор ВШЭ Андрей Воробьев перечислил лидеров по привлечению инвестиций: Татарстан, Калужская и Ульяновская области, Башкортостан. «Они обеспечили прорыв в привлечении инвестиций», – оценил он их опыт и перечислил конкретные меры, обеспечивающие привлечение инвесторов в регион:

- Власти субъекта РФ должны быть готовы к сотрудничеству, открыты, доброжелательно настроены к инвесторам, а их решения должны быть предсказуемыми.

- Необходимо активно развивать инфраструктуру. Нужны новые дороги, готовность властей быстро подключить новые предприятия к газу, воде, электричеству.

- Принимаемые законы должны защищать интересы инвесторов: частную и интеллектуальную собственность, стимулировать развитие отраслей.

Регионы испытывают невероятную потребность в инвестициях, отметил председатель правления глава «Национального агентства прямых инвестиций» (НАПИ) и профессор ВШЭ Игорь Вдовин.

Источников инвестиций может быть несколько. Стратегические инвесторы могут принести не только деньги, но и навыки, и новые технологии. Деньги на крупные региональные проекты можно найти на финансовом рынке. Причем размещать свои ценные бумаги нужно не только на российских площадках, но и на других – в США, Великобритании, Гонконге, то есть везде, где есть потенциальные инвесторы, говорит эксперт. Также деньги на реализацию федеральных и региональных программ может дать российский бюджет. «Но основной упор нужно делать на стратегического инвестора и внебюджетные инвестиции», – подчеркнул Вдовин. 

Чтобы инвесторы пришли в регион, властям субъекта Федерации необходимо сделать несколько конкретных шагов. В первую очередь – разработать стратегию развития региона на 10-15 лет и программу привлечения инвестиций (с элементами «агрессивного» маркетинга), а затем  подготовить детальный план действий. Одновременно нужно вкладывать деньги в инфраструктуру и заняться улучшением имиджа региона:

-  Главное – это формирование профессиональной команды. Нужно создать специальную структуру, которая будет заниматься только поиском и привлечением инвесторов в ежедневном режиме. Эти люди должны генерировать новый поток инвесторов, заниматься инвестиционным маркетингом и быть максимально освобождены от бюрократических повинностей.

В команду должно входить 20-25 человек, которые отобраны на основе тестов и хорошо обучены. Такие команды были созданы в Ульяновской и Ростовской областях. Ростовская команда из двадцати человек за шесть лет привлекла в регион 7 млрд долларов прямых иностранных инвестиций. Один рубль расходов на содержание этих людей дает 210 рублей налоговых поступлений.

«Регионы, привлекшие крупных инвесторов, могут стать ключевыми «локомотивами» российской экономики», – уверен управляющий партнер компании Ernst & Young по России Александр Ивлев. Как показывают исследования, главной проблемой для инвестиций в РФ является неразвитая инфраструктура. Далее инвесторы смотрят на адекватность губернатора субъекта РФ и других чиновников. Мешают инвесторам недостаточная борьба с коррупцией, бюрократические препоны, недостаточная защита прав собственности.

Впрочем, негатив компенсируется высокими доходами, которые получают инвесторы. В первую очередь их привлекает высокий потенциал российского потребительского рынка. В России вырос средний класс, который готов тратить деньги. Также инвесторов привлекают вложения в сырьевой сектор на фоне высоких нефтяных цен на мировом рынке.

Читайте также:

1. Исследование инвестиционной привлекательности России, 2012 год, компания Ernst&Young2. Инвестиционная привлекательность России: «Растущие возможности», 2011год, исследование компании Ernst&Young 3. «Инвестиционная привлекательность регионов», исследование компании AnalyticResearchGroup (ARG)4. Инвестиционная активность регионов: взгляд изнутри (исследование Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике и Интернет-журнала «Капитал страны»5. Проект «Калужская область»6. Как найти и удержать инвестора в регионе7. Стратегия-2030 для Калужской области8. Стратегия 2020. Материалы по улучшению инвестиционного климата в регионах9. Инвестиционная политика Ульяновской области. Презентация10. Дискуссионная встреча, организованная проектно-учебной группой «Анализ проблем продвижения регионов РФ в условиях современных экономических и социальных изменений» НИУ ВШЭ

 

Автор текста: Селиванова Мария Олеговна, 26 октября, 2012 г.

iq.hse.ru

Привлечение инвестиций в регион — залог успешного развития территорий

Свердловская область считается флагманом российской экономики. И это не удивительно — уникальная научно-техническая база, высокая концентрация промышленных предприятий, рост валового регионального продукта, активное привлечение инвесторов в территории позволяют региону всегда оставаться в числе лидеров. О ключевых инвестиционных проектах и мерах по улучшению инвестиционного климата рассказал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев:

— Евгений Владимирович, каковы основные итоги развития Свердловской области в 2013 году. Как развиваются основные отрасли экономики?

— В экономике как Российской Федерации в целом, так и Свердловской области наблюдается неоднозначная ситуация. С одной стороны, у нас сохраняется положительная динамика роста в отдельных секторах экономики, таких как оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство, растет заработная плата. С другой стороны — налицо замедление темпов роста, а в ряде ведущих отраслей экономики мы констатируем небольшое отставание от уровня соответствующего периода прошлого года, среди них — строительство, транспорт, металлургия.

Но очень важно, что по большинству важнейших показателей Свердловская область удерживает позиции в первой десятке субъектов Российской Федерации: третье место — по объему розничного товарооборота, пятое — по объему платных услуг населению, шестое место — по объему промышленного производства, восьмое место — по объему инвестиций в основной капитал.

К сохранению лидирующих позиций региона мы будем стремиться и впредь — потому что это основа, фундамент для выполнения всех задач, которые ставит перед нами Президент России Владимир Путин. Независимо от складывающейся экономической конъюнктуры целевые показатели, зафиксированные в «майских» указах главы государства, будут обязательно достигнуты. Как подчеркнул Президент России, «если решение принято, оно должно быть реализовано».

Знаковым стал переход от областных целевых программ к государственным программам Свердловской области. Утверждены 28 таких программ до 2020 года. Они охватывают все сферы социально-экономического развития региона и направлены на выполнение задач, установленных стратегическими документами федерального и регионального уровней.

Нам удалось сохранить социальную направленность бюджета — в настоящее время более половины всех средств области реализуются в сферах образования, здравоохранения, транспорта и в социальной поддержке населения.

Разработаны и утверждены две комплексные программы развития муниципалитетов: Нижнего Тагила и городского округа Верхняя Пышма, в первом полугодии планируем утвердить программы развития городских округов Краснотурьинск, Среднеуральск, Верхняя Салда, а также северных территорий.

Если говорить именно об экономике региона, то можно отметить следующие достижения. По итогам 2013 года индекс промышленного производства по крупным и средним предприятиям составил 100,3 процента. За счет модернизации производств участия в инвестиционных проектах и использования новых технологий до 121  процента вырос индекс по производству машинного оборудования. Объемы промышленности в сфере металлургии снизились до 98 процентов в связи изменениями стоимости металла. Проблемными отраслями по итогам года также стали химическая отрасль, производство резиновых и пластмассовых изделий, текстиль и швейное производство и производство изделий из кожи.

Несмотря на некоторые сложности в экономике региона, мы добросовестно выполняли все «майские» указы Президента, направленные в первую очередь на улучшение уровня и качества жизни населения. Обеспечивали рост зарплаты работников бюджетной сферы, удалось добиться существенного снижения уровня официально зарегистрированной безработицы. В области сохранен позитивный демографический тренд: естественный прирост населения немногим менее трех тысяч человек. Традиционно большое внимание уделено развитию здравоохранения. В 2013 году в рамках программы модернизации здравоохранения проведены капитальные ремонты 396 объектов здравоохранения на сумму более двух миллиардов рублей. Ведется строительство значимых объектов здравоохранения, развитие сети детских дошкольных учреждений.

 —  Каков инвестиционный потенциал Свердловской области? Основные сферы привлечения инвестиций в регион.

—   Привлекательность инвестиционного имиджа Свердловской области подтверждается рейтинговыми агентствами. По итогам 2012 года рейтинговым агентством «Эксперт» Свердловской области присвоен рейтинг «Высокий потенциал — умеренный риск». Среди 83-х субъектов Российской Федерации Свердловская область заняла четвертое место по критерию «инвестиционный потенциал». Кроме того, 30 августа 2013 года служба кредитных рейтингов агентства Standard & Poor’s подтвердила долгосрочный кредитный рейтинг Свердловской области на уровне «ВВ+», прогноз изменения рейтингов — «Стабильный». Это все говорит о том, что меры, предпринимаемые в регионе по повышению инвестиционной привлекательности и созданию комфортных условий для ведения бизнеса, работают.

В прошлом году в регионе принят весомый пакет нормативно-правовых актов, направленных на улучшение инвестиционного климата. Сейчас важно, чтобы они в этом году заработали. Так, в 2013 году определен порядок формирования инвестиционного фонда и использования его ассигнований, а также закрепляющий порядок отбора проектов для софинансирования. В настоящее время идет подбор тех проектов, которые будут финансироваться из фонда.

Инвестиционный потенциал региона представлен несколькими крупными проектами. Среди них — индустриальные и технопарки, особая экономическая зона «Титановая долина», химпарк «Тагил» и многие другие. Мы предлагаем инвесторам принять участие в размещении производств на территории региона, а также в реализации социальных и туристических проектов. Так, инвесторов сейчас особенно ждет сфера жилищного строительства и ЖКХ — не секрет, что именно жилищно-коммунальный комплекс сегодня требует особых вложений для проведения полноценной и качественной модернизации. Важно также привлекать внебюджетные средства в развитие агропромышленного комплекса, науки, социальной сферы. Ярким примером такого сотрудничества на принципах государственно-частного партнерства стало открытие Технического университета УГМК в Верхней Пышме, который позволит предприятиям региона получать высокопрофессиональные кадры в соответствии с их конкретными потребностями в персонале.

—  Расскажите о наиболее интересных инвестиционных проектах, которые планируется реализовать в ближайшее время?

—  Приоритетными направлениями для региона являются проекты, направленные на развитие реального сектора экономики. То есть, наша задача — вывести на качественно новый уровень развития те отрасли, те предприятия, где идет создание новых высокопроизводительных рабочих мест, используются инновационные технологии, ведется модернизация производства. Мы продолжим проводить диверсификацию производства, освоение новых и перспективных для Свердловской области рыночных ниш, развитие новых технологических и технических компетенций, производство более технологически сложной продукции.

Чтобы создать плацдарм будущего роста, нам необходимо создавать инновационную инфраструктуру. Поэтому одним из стратегических проектов в сфере инновационного развития региона является строительство Уральского университетского технополиса на базе УрФУ. Мы уже получили федеральные средства на его создание в объеме 683 миллиона рублей. Учитывая рост конкуренции на глобальных рынках, политическую и экономическую нестабильность в мире, необходимость уделять особое внимание выпуску импортозамещающей продукции. Создание технополиса в едином ключе с технопарком высоких технологий «Университетский» должно способствовать упрочению позиций Свердловской области и России, созданию предпосылок для выхода на более высокий уровень развития. Заместителю председателя правительства Александру Петрову поручено совместно с ректоратом вуза и бизнес-сообществом оптимизировать «дорожную карту» привлечения инвестиций для создания технополиса. Кроме того, мною дано задание предусмотреть в рамках ИННОПРОМа-2014 проведение бизнес-сессии, посвященной реализации проекта. Здесь необходимо будет представить конкретные и обоснованные предложения по участию бизнеса в создании технополиса.

Общий объем необходимых для строительства инвестиций превышает 70 миллиардов рублей. В этом году из областного бюджета направлено 17 миллионов рублей на проведение инженерных изысканий и проектирование дополнительных объектов жилой и общественной зоны первой очереди кампуса УрФУ, включающей комплекс зданий научно-образовательного центра, два общежития на 60 мест каждое, гостиницу на 300 мест, конференц-зал, внутриплощадочные инженерные сети, подъездную автодорогу.

На сегодняшний день заключены соглашения с 37 будущими резидентами технопарка — малыми и средними инновационными компаниями Свердловской области. К выходу технопарка на проектную мощность планируется размещение более 100 резидентов. В соответствии с программой развития УрФУ, к 2015 году будет создано более 150 малых инновационных предприятий и большинство из них станет резидентами технопарка. Всего здесь планируется создать свыше 700 новых высокотехнологичных рабочих мест. Прогнозируется, что только выручка резидентов составит около двух миллиардов рублей.

Еще одной точкой роста экономики региона стоит назвать особую экономическую зону «Титановая долина». Напомню, что этот проект направлен на формирование привлекательного инвестиционного климата в Свердловской области, создание новых рабочих мест и социально-экономическое развитие территорий. Здесь будут созданы уникальные условия для развития производства. Готовая производственная инфраструктура, освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин на средства производства, налоговые льготы и налоговые каникулы, сниженные тарифы на ресурсы и административная поддержка по принципу «Единого окна» на всех этапах реализации проекта — эти и многие другие возможности предоставляются резидентам ОЭЗ.

Важно, что этот проект получает поддержку на федеральном уровне. В прошлом году председатель правительства России Дмитрий Медведев одобрил софинансирование из федеральной казны работ по созданию не окупаемых объектов инфраструктуры «Титановой долины».

Продолжится работа по созданию химического кластера, основой которого стал химических парк «Тагил» — действующая специализированная площадка по производству пластмасс, органической химии, конструкционных материалов.

Расположенный на территории более 140 гектаров парк обладает развитой инфраструктурой и комплексом сервисных услуг: научно-исследовательские, лабораторно-аналитические, инжиниринговые, маркетинговые, таможенные, информационные, медицинские услуги, а также услуги по хранению и логистике, по ремонту оборудования, охране, обеспечению питанием, уборке, утилизации отходов, оформлению разрешительной документации. В рамках концепции развития химпарка, мы предлагаем инвесторам готовые инфраструктурные решения — промышленные площадки, со зданиями и без, оснащенные необходимыми коммуникациями: вода, тепло, газ, электроэнергия, очистные сооружения, подъездные авто- и железнодорожные пути. Резиденты получают полный комплекс производственной инфраструктуры, не требующий первичных капитальных вложений, которые могут составлять до 50 процентов всех инвестиций в индивидуальный проект. Фактически инвестор может реализовать проект буквально за 2-3 месяца. Это напрямую отражается на сокращении сроков окупаемости проекта. Также есть возможность поэтапного развития проекта с последующим расширением на отдельной производственной площадке в составе химического парка. Кроме того, за счёт единых сырьевых, транспортных и энергетических циклов, гибкой занятости персонала и аутсорсинга повышается конкурентоспособность участников химпарка.

Другой крупный проект — создание трубного кластера на площадке Синарского трубного завода. Здесь запущены два новых стана, шлифовальная машина, открыта первая очередь производства сварных нержавеющих труб, ведется строительство очистных сооружений производственных сточных вод, реконструкция водного хозяйства, реконструкция ТЭЦ.

Проект, значение которого для Свердловской области невозможно переоценить, — это создание Уральского биомедицинского кластера. Пока в составе организации 26 участников: производственных фармацевтических предприятий, научно-исследовательских центров, медицинских организаций. Среди проектов предприятий — производство генно-инженерного инсулина человека, медицинской стеклопродукции, готовых форм лекарственных средств для лечения различных групп заболеваний и другие. К 2020 году кластер позволит создать более 3,5 тысячи новых рабочих мест и довести объем произведенной продукции до 100 миллиардов рублей, что сопоставимо с показателями ведущих зарубежных компаний на фармацевтическом рынке.

Строительство прокатного комплекса на КУМЗе — это проект уникальный для России и Европы. Комплекс будет оснащен уникальным оборудованием, позволяющим производить инновационную продукцию — сверхширокие рулоны, листы и плиты. Сейчас идет строительство производственных корпусов: цеха холодного и горячего проката. Отмечу, что проект строительства прокатного комплекса на КУМЗе одним из первых включен в реестр приоритетных инвестиционных проектов региона. Статус «приоритетного» позволит предприятию получить пониженную ставку налога на прибыль в размере 13,5 процента, а также освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение пяти лет с момента постановки на баланс имущества, созданного в результате реализации инвестпроекта.

Если говорить о социальной сфере, то самым главным для нас является обеспечение граждан доступным жильем. Мы приступили к практической реализации механизма «трубы на метры», когда область обеспечивает создание необходимой инфраструктуры, а застройщики — введение жилых площадей. Важно также создание социальных учреждений: строительство детских садов для своевременной ликвидации очередей, развитие сети учреждений здравоохранения, создание МФЦ для оперативного получения жителями государственных и муниципальных услуг.

Задачи перед нами стоят очень большие. Но я уверен, что все они выполнимы.

 — Какие ключевые задачи по формированию благоприятных условий для ведения бизнеса и реализации инвестиционных проектов стоят перед областью?

—  Начну с того, что созданию благоприятных условий для бизнеса уделяется особое внимание на всех уровнях власти. Понятно, что привлечение предпринимателей в территории — это залог успешного развития муниципалитетов. Особенно это касается отдаленных муниципалитетов, моногородов.

Минимальные требования к инвестиционному климату в регионах задает стандарт инвестиционный привлекательности. В прошлом году Свердловская область стала одним из 12 регионов, в которых был внедрен стандарт. И, надо сказать, что регион на государственном уровне получил высокую оценку работы по внедрению стандарта, элементы которого показали себя как эффективный механизм улучшения условий для старта и ведения бизнеса.

Безусловно, система налоговых преференций — один из мотивационных факторов при принятии инвестором экономических решений. Поэтому в прошлом году мы разработали и утвердили ряд областных законов, предусматривающих, длительные налоговые каникулы по налогу на прибыль для резидентов ОЭЗ «Титановая долина», а также определяющих понятие приоритетного инвестиционного проекта и устанавливающих льготы для таких проектов.

Однако одними налоговыми льготами инвестора в регион не привлечешь, поэтому на Среднем Урале ведется работа по повышению качества и доступности производственной и транспортной инфраструктуры, скорости регистрации предприятия, получения разрешений на строительство, развитию конкуренции. Удалось добиться существенного сокращения сроков технического присоединения к сетям. С крупнейшими сетевыми организациями подписаны соглашения о сокращении на полтора месяца сроков техприсоединения. В этом году сроки подключения к электросетевой инфраструктуре должны быть снижены еще на 100 дней и составить не более 176 дней.

У нас утвержден порядок сопровождения инвестиционных проектов в режиме «одного окна», по которому все инвесторы могут заявиться в Министерство экономики Свердловской области.

Также, налажена системная работа Совета по инвестициям, который помогает координировать действия всех заинтересованных структур, позволяет выстроить прямой диалог между властью и бизнесом. Свою эффективность уже доказала процедура оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов, которая позволяет устранить избыточные барьеры для развития бизнеса. Кроме того, мы возлагаем особые надежды на аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей, который создан в этом году в регионе.

Приоритетами на текущий год являются дальнейшее снижение административных барьеров в сфере строительства и технологического присоединения к инженерным сетям, увеличение объема вовлекаемых в хозяйственный оборот земель. Это позволит обеспечить рост объемов жилищного строительства. А также отбор участников приоритетного инвестиционного проекта.

— Свердловская область — один из лидеров по уровню развития международных экономических связей. С чем, на Ваш взгляд, это связано?

—  Если заглянуть в историю, то можно вспомнить, ‘что еще несколько десятилетий назад наш регион был закрытой территорией. И мало кто в мире понимал, что такое «Средний Урал», где он находится, и что в нем есть привлекательного. Сегодня Свердловская область все больше открывается миру, заявляет о себе как об уникальной территории с богатым промышленным, научным, культурным, туристическим потенциалом, как один из крупных деловых центров страны. И это не удивительно. Здесь сосредоточены практически все отрасли промышленности, широко представлена научно- исследовательская деятельность, развивается инженерная школа, разрабатываются и внедряются новые технологии. Свердловская область стала кузницей кадров для многих отраслей производства. Выпускники уральских вузов востребованы во всех сферах не только в нашем регионе, но и в других субъектах Российской Федерации, а также за рубежом.

В формирование позитивного имиджа региона вносят свой вклад творческие коллективы учреждений культуры: Уральский академический филармонический оркестр, талантливые актеры театра оперы и балета, Музкомедии, «Коляда-театра» и многих других. На территории области созданы уникальные музеи: Эрнста Неизвестного, единственный в России музей золота в Березовском, готовится к открытию — музей гравюры и рисунка в Ирбите. Развитая спортивная инфраструктура позволяет региону проводить статусные мероприятия международного уровня: «Кубок Ельцина» по волейболу, матчи Европейского Кубка Вызова по баскетболу, летний этап Кубка мира по прыжкам на лыжах с трамплина на горнолыжном комплексе «Гора Долгая», который мы открыли после долгих лет строительства.

Кроме того, регион давно зарекомендовал себя как площадка для проведения встреч на высшем уровне. За последние несколько лет здесь прошли саммиты ШОС и БРИК, «Россия-ЕС», форум межрегионального сотрудничества «Россия — Казахстан» и другие крупные международные форумы, в которых принимают участие представители десятков стран мира. Также напомню, что на территории области проходят международная выставка ИННОПРОМ и Нижнетагильская выставка вооружения.

В прошлом году Свердловскую область посетило рекордное количество иностранных делегаций. За год в регионе побывали 22 посла иностранных государств в России, а число приемов правительственных делегаций других стран в три раза превзошло данные 2012 года. Этот год стал одним из самых насыщенных по количеству визитов делегаций за последние 11 лет.

Я хочу сказать, что развитие региона настолько многообразно, что с нами интересно и выгодно сотрудничать иностранным партнерам по многим направлениям. Несмотря на свое 80-летие, Свердловская область — это регион, который не боится перемен и новаций, который готов изучать и реализовывать передовые технологии и наработки в любой сфере жизни. Сделать это нам позволяют не только площади и наличие необходимой инфраструктуры, но и наличие возможностей государственной поддержки, относительная экономическая стабильность региона, наличие необходимых кадровых ресурсов.

В то же время, нельзя не обойти вниманием тот факт, что во многом повышению интереса к области поспособствовала активная внешняя политика региона и мероприятия по продвижению российской заявки на ЭКСПО-2020.

В прошлом году произошла качественное изменение позиционирования уральского региона на мировой политической и экономической арене. Регион стал более узнаваемым, открытым для сотрудничества. К нам приезжают, чтобы убедиться в богатом потенциале области, ее гостеприимстве и способности создавать оптимальные условия для жизни, работы и отдыха. Уверен, что Средний Урал эти ожидания не обманывает.

— Какие наиболее крупные иностранные инвестиционные проекты, реализуемые в регионе, Вы могли бы отметить? Каков процент иностранных инвестиций в экономику региона за прошлый год?

—   Объем иностранных инвестиций по итогам 2013 года вырос в 1,7 раза — это серьезные суммы. Это говорит о том, что интерес к нашему региону только возрастает, даже в условиях непростой экономической ситуации в мире.

В области реализуется несколько совместных инвестиционных проектов. О некоторых я уже говорил, например производство электропоездов «Ласточка» на «Уральских локомотивах» — это российско-германский проект. Завершается первый этап проекта по организации на площадке ООО «УМК «Пумори» сборки токарных обрабатывающих центров, поставляемых Okuma Europe. В течение нескольких лет объем сборочного производства будет доведен до 150- 200 единиц в год.

Также реализуется проект совместного производства горизонтально­расточных станков и портальных обрабатывающих центров с числовым программным управлением ООО «КР-Пром» и АО «TOS Vamsdorf». В октябре состоялось открытие сборочного цеха. Производственная мощность позволит осуществлять сборку 40-60 станков ежегодно.

Прямым результатом целенаправленной внешнеэкономической политики региона стал запуск российско-японских предприятий: «Мишима-Машпром» по производству современных кристаллизаторов машин непрерывного литья заготовок в Нижнем Тагиле. Планируется, что на первых порах развития продукция совместного российско-японского предприятия займет рынок России и стран СНГ, а позже — выйдет на европейские рынки. Предполагаемый объем инвестиций в производство составит 7,5 миллиарда рублей.

Получил продолжение еще один «японский» проект: в рамках выставки «ИННОПРОМ-2013» заключено соглашение о создании совместного российско- японского предприятия для производства автомобильных жгутов проводов для автомобилей Лада, Рено, Ниссан, собранных на автосборочных предприятиях России. Объем инвестиций — более 160 миллионов рублей.

В уходящем году 150 миллионов рублей было вложено в реализацию первого этапа организации совместного производств металлообрабатывающего оборудования ООО «КР-Пром» и АО «ТОС Ковосвит» (Чехия). В октябре открылся сборочный цех. Общий объем инвестиций — 3,15 миллиарда рублей. Второй этап предполагает строительство завода полного цикла.

Есть доля международного участия и в проектах, реализующихся на базе Уральского биомедицинского кластера. Так, в 2013 году «Завод Медсинтез» и компания «Байер Хелскэар» договорились о совместном производстве в Новоуральске лекарственных препаратов, первым продуктом которого будет противоинфекционный антибиотик «Авелокс». Реализация проекта, как считают специалисты, позволит наполнить региональный, а может быть и отечественный рынок, качественным и доступным для потребителей лекарством.

Кроме того, подписаны соглашения о намерениях по реализации инвестпроектов на территории особой экономической зоны «Титановая долина» с общим объемом инвестиций более 15 миллиардов рублей. Так, компанией «Боинг» принято решение и подписан меморандум с Государственной корпорацией «Ростехнологии» о создании на территории ОЭЗ «Титановая долина» второго в России совместного предприятия.

—  В прошлом году Свердловскую область посетила делегация немецких деревообработчиков. Каковы итоги этой встречи? Удалось ли заключить соглашения с немецкими компаниями?

—  Действительно, в прошлом году мы обсуждали перспективы сотрудничества с немецкими производителями в рамках биржи деловых контактов «Деревообработка: опыт ведущих немецких компаний». В ходе проведения переговоров немецкой стороной были презентованы технологии лесопильного производства и эффективного использования лесных ресурсов с применением инновационных технологий, а также проведены переговоры в формате В2В с представителями лесопромышленного комплекса Свердловской области.

По итогам проведенных переговоров руководство ООО «Лесников» высказало намерения по приобретению у немецкого производителя лесопромышленного оборудования — компании «Baljer & Zembrod gmbh & со», монорельсовой системы Zembrod для сортировки круглого леса и транспортировки сырья на участок деревообработки. Стоимость немецкого оборудования составляет около 25 миллионов рублей. На текущий момент имеется предварительная договоренность по поставке оборудования в 2015 году.

В настоящее время предприятие «Лесников» продолжает осуществление проекта по созданию лесоперерабатывающего производства с собственным циклом лесозаготовки в Серовском районе. Общая сумма инвестиций составляет 524,8 миллиона рублей. По итогам реализации проекта создано 222 высокопроизводительных рабочих места.

Кроме того, в рамках проекта планируется задействовать производственные мощности и других районов региона. В частности, торгово- производственную площадку в Нижнем Тагиле, обладающую мощностями по производству клееного бруса, производству столярных изделий, выпуску товаров народного потребления для дачных участков, садов, а также площадку Лобвинского лесокомбината, находящуюся в настоящее время на консервации.

Значимость проекта в развитии лесопромышленного комплекса Среднего Урала позволила включить его в перечень приоритетных инвестиционных проектов региона. Создание лесозаготовительного комплекса с полным циклом позволит поднять на новый технологический уровень процесс лесозаготовки, а также загрузить в полном объеме мощности по лесопилению в северных районах области.

Отмечу также, что в настоящее время деревообрабатывающее оборудование немецких производителей установлено на четырех предприятиях лесопромышленного комплекса.

—   Сегодня на территории региона реализуются проекты по созданию индустриальных парков. Расскажите подробнее об этих проектах? Каковы из основные цели и задачи?

—  Индустриальные парки позволяют территориально интегрировать и создать условия для эффективной работы и развития кооперации малых и средних производств. Здесь есть возможность предоставить в аренду земельные участки и помещения, обеспечить резидентов транспортной, логистической, телекоммуникационной инфраструктурой.

Сегодня в регионе создается четыре индустриальных парка с государственным участием — это индустриальный парк «Богословский», индустриальный парк «Новоуральский», индустриальный парк в районе Новосвердловской ТЭЦ, а также особая экономическая зона «Титановая долина». Площадки для размещения индустриальных парков подобраны таким образом, чтобы стимулировать развитие так называемых депрессивных территорий или моногородов Свердловской области.

Частично я уже говорил о них. Остановлюсь чуть подробнее на тех проектах, которым в беседе уделил чуть меньше внимания.

В связи с сокращением производства на БАЗе профильным министерствам поручено разработать проект по созданию в городе индустриального парка «Богословский», где смогут работать краснотурьинцы после высвобождения с алюминиевого завода. Уверен, что реализация проекта по созданию индустриального парка «Богословский» позволит создать ядро промышленного развития всех территорий, расположенных вблизи Краснотурьинска, — городов Карпинск, Серов и других муниципалитетов. Площадка является перспективной для размещения наукоемких высокотехнологичных производств, предприятий машиностроения и горно- металлургической отрасли, а также производства автомобильных и авиационных компонентов. Несколько инвесторов уже выразили готовность вкладываться в этот проект. В настоящее время завершается разработка проектно-сметной документации индустриального парка «Богословский».

Индустриальный парк «Новоуральский» станет площадкой для размещения наукоемких производств, предприятий машиностроения, химической, добывающей и обрабатывающей промышленности. Площадь парка составит порядка 256 гектаров, объем инвестиций — более трех миллиардов рублей.

—   Существенное внимание в регионе уделяется развитию малого бизнеса. На недавнем совете по инвестициям был выработан ряд мер для стимулирования развития малого и среднего бизнеса и поддержки предприятий этого сектора. Принесли ли усилия руководства региона свои плоды?

— В 2013 году общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 202,5 тысячи единиц. Они являются работодателями более чем для трети экономически активного населения области. В прошлом году объем бюджетного финансирования областной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» на 2011 — 2015 годы составил 897,8 миллиона рублей, из которых 331,7 миллион — средства области. На поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства направлены деньги и из внебюджетных источников — в первую очередь, областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства — 1,273,5 млн. 2 миллиарда рублей.

Важно отметить, что для максимально эффективного использования бюджетных средств, направляемых на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, все субсидии и гранты предоставляются на конкурсной основе. Критериями оценки являются: создание высокопроизводительных рабочих мест, выручка предприятия, оценивается величина уплаченных налогов, уровень безработицы на территориях осуществления деятельности и иные параметры.

По состоянию на 1 марта 2014 года, за счет государственной поддержки в регионе на предприятиях малого и среднего бизнеса создано 4227 рабочих мест, выручка от реализации товаров, работ и услуг составила более 55 миллиардов рублей, инвестиции в основной капитал превысили 5 миллиардов рублей.

Популярны были введенные в 2013 году новые инструменты поддержки: гранты до 300 тысяч рублей начинающим малым предприятиям, которые реализовывались, прежде всего, в территориях с высоким уровнем зарегистрированной безработицы и были направлены на снижение напряженности на рынке труда. По итогам конкурсного отбора принято решение о предоставлении 228 грантов начинающим субъектам малого предпринимательства

В прошлом году субсидию из областного бюджета на реализацию мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства получили 50 муниципальных образований на общую сумму более 48 миллионов рублей. В 2014 году субсидии из регионального бюджета будут предоставлены уже 54 муниципальным образованиям, подавшим заявки и прошедшим отбор. Общая сумма субсидии — более 39 миллионов рублей.

В этом году мы планируем привлечь на поддержку малого и среднего бизнеса федеральные средства в объеме не менее 612 миллионов рублей. Также есть перспективы развития возвратных инструментов поддержки. Они экономически целесообразны: для бюджета — за счет мультипликации средств на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, для бизнеса — за счет возможности их планирования, а также привлечения средств кредитных организаций и иных финансовых институтов на предпринимательские бизнес-проекты.

—  Одним из векторов развития Свердловской области Вы назвали инновации. Какие наиболее интересные проекты в этой области сегодня реализуются?

—     Одним из перспективных направлений в нашей области является развитие традиционной отрасли — производство машин и оборудования, в особенности дизелестроение.

По государственному контракту с Минпромторгом  РФ до 2015 года Уральским дизель-моторным заводом будет освоено производство линейки высокооборотных У-образных дизельных двигателей нового поколения ДМ-185 и созданы конструкции специализированных экспериментальных стендов для высокооборотных дизельных двигателей. Дизели предназначены для использования для дизель-генераторных установок магистральных тепловозов, пропульсивных комплексов морских и океанских судов, кораблей ВМФ, транспортно-технологических средств, контейнерных электростанций малой энергетики. Реализация указанных проектов способствует разработке предприятиями современной компонентной базы, освоению передовых производственных технологий, которые будут затем вовлечены в промышленную кооперацию для обеспечения дизельного двигателя качественными запасными частями и комплектующими.

Большой потенциал регионального развития в машиностроении имеется и в области производства медицинской техники.

В настоящее время выпуск оборудования для нужд здравоохранения осуществляют более 30 организаций крупного, среднего и малого бизнеса. Высокоэффективное неонатальное оборудование, аппараты искусственной вентиляции легких, оборудование для диагностики заболеваний, хирургический инструмент и нити уральского производства хорошо известны как отечественным, так и зарубежным потребителям. Продукцией наших предприятий пользуются в 63 странах мира. До 2017 года организациями запланировано освоение производства порядка 70-90 новых видов изделий.

С целью трансфера передовых высокопроизводительных технологий для обеспечения повышения конкурентоспособности машиностроительного комплекса на территории региона ведется создание инжиниринговых центров открытого доступа, обладающих самыми современными компетенциями. Объекты инновационной инфраструктуры окажут помощь предприятиям в разработке технологических решений и внедрении высокоэффективного оборудования. Помимо этого деятельность центров будет направлена на решение одной из ключевых задач общепромышленного масштаба — подготовку высококвалифицированного персонала.

В 2013 году начата работа по формированию Регионального центра аддитивных и лазерных технологий в Свердловской области. В рамках данного проекта приобретен роботизированный лазерный комплекс, производительность которого в 10 раз превышает производительность сварочных автоматов и полуавтоматов, применяемых на предприятиях региона.

В 2014-2015 годах намечено расширение сотрудничества с производителем лазерного оборудования ООО «ИРЭ-Полюс» по вопросам оснащения крупных машиностроительных предприятий современной высокопроизводительной техникой.

Также в соответствии с программой развития УрФУ будет создан научно­образовательный и инновационный кластер, ядром которого станет Уральский университетский технополис. Первый объект технополиса — Инновационно­технологический центр уже начинает строиться. Создание ИТЦ будет способствовать развитию малого и среднего инновационного бизнеса и увеличению инвестиционной привлекательности региона.

Инновационно-технологические и научно-образовательные центры нового кампуса УрФУ станут основным центром подготовки высококвалифицированных кадров, молодых специалистов, генерирующих инновационные идеи для России и Урала. Сам технопарк станет площадкой для реализации этих инновационных идей, в том числе выпуска опытно­промышленных образцов, а индустриальный парк и промышленная зона — базой для тиражирования и наращивания объема выпуска инновационной продукции.

—  Екатеринбург вошел в список городов, где пройдут матчи ЧМ-2018 года по футболу. Какие возможности Вы видите в проведении матчей международного уровня?

—  Для Свердловской области проведение матчей международного уровня — это не только возможность еще раз презентовать миру регион, но и дополнительный импульс для развития спортивной инфраструктуры, въездного туризма, привлечения инвестиций. Кроме того, жители Екатеринбурга получат от подготовки к Чемпионату мира по футболу в 2018 году ряд дивидендов в виде современного стадиона, новых тренировочных спортивных баз, комфортного общественного транспорта, развитой дорожной инфраструктуры и обновленной коммунальной сети.

В настоящий момент разработан проект планировки территории, прилегающей к Центральному стадиону и предназначенной для размещения инфраструктуры для проведения соревнований. Эта площадка занимает 35 гектаров, что соответствует необходимым требованиям ФИФА. Проект прошел согласование во всех заинтересованных органах исполнительной власти региона, администрации города Екатеринбурга, ГУ МЧС по Свердловской области и в «Центре гигиены и эпидемиологии в Свердловской области». Работа выполнена в срок и принята 20 декабря 2013 года. В администрацию города Екатеринбурга направлена заявка на выдачу градостроительного плана земельного участка в соответствии с подготовленным проектом планировки территории.

Сейчас завершается работа по определению, какой из двух предложенных способов переноса стен будет наиболее оптимальным. ‘Напомню, первый вариант предусматривает распил стен на элементы, их перенос и сборку на новой площадке. Согласно второму варианту, массив кольцевой стены Центрального стадиона должен быть рассечен. Части, подлежащие переносу, будут целиком передвигаться на новый фундамент по специально уложенным железнодорожным рельсам. В обоих случаях элементы, представляющие историко-культурную ценность, будут сохранены.

Уверен, что все работы по подготовке к чемпионаты будут завершены своевременно, и мы сможем провести матчи на самом высоком уровне.

rusbalkan.com

Как привлечь инвестиции в регионы

Опыт одного из самых успешных регионов — Татарстана.

По материалам международной научно-практической конференции, организованной Вольным экономическим обществом России, Аппаратом Президента Республики Татарстан, Экономическим обществом Республики Татарстан, Академией наук Республики Татарстан, Казанским (Приволжским) федеральным университетом.

Полномочия субъектов РФ во внешней торговле

Каковы полномочия регионов во внешней экономике? Как они могут торговать, привлекать инвестиции, торговать без ущерба федеральным интересам? С одной стороны, в обсуждении больших экономических планов всегда звучит мысль, что регионы должны делать себя инвестиционно привлекательными и содействовать инвестициям, в том числе иностранным. В концепции политики РФ от 2016 года, утвержденной президентом, подчеркивается, что «развитие межрегионального и приграничного сотрудничества является важным резервом двусторонних связей соответствующими регионами и государствами в торгово-экономической, гуманитарной и иных областях». Развитие международных связей возложено и на МИД.

Татарстан имеет прямые связи со 150 странами, объем торгово-экономических связей вырос на 60% за годы санкций.

С другой, если смотреть на реалии, мало кто пока может себе это позволить по разным причинам. По мнению Талии Хабриевой, директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, частично низкая активность субъектов Федерации во внешнеэкономических связях вызвана несовершенством регионального законодательства. Этот сегмент регулирования узкий и низкого качества, и это отражает общую тенденцию вымывания законодательного регулирования на уровне субъекта.

Города-побратимы России и Финляндии формируют 80% товарооборота.

По словам Хабриевой, необходимо определить статус международного соглашения субъектов РФ в законе о нормативных актах — почти 20 лет этот закон не принимается.

В этом смысле опыт Татарстана уникален. Как отметил сенатор Олег Морозов в Казани на большой конференции, посвященной как раз вопросам внешнеэкономической деятельности в региональном аспекте, «понимание внешнеэкономической деятельности регионов пошло отсюда, и последующие нормативные документы, и сам формат реализации этих полномочий во многом определялся той дорогой, которой на практике проходила Республика Татарстан».

Что делает Татарстан

У Татарстана, в отличие от федерального центра, есть большая стратегия социально-экономического развития до 2030 года, в которой ставится задача «занять достойное место среди конкурентоспособных мировых полюсов роста, обеспечив тем самым дальнейшее повышение качества жизни».

Только девять субъектов РФ имеют программы внешнеэкономического развития.

У всех на слуху город Иннополис, но кроме этого центра с красивым названием, которому еще только предстоит развиться до мирового уровня, республика серьезно развивает несырьевой сектор, и тут при ограниченном внутреннем спросе остро встает вопрос экспортных возможностей. По словам помощника президента Республики Татарстан Радика Гиматдинова, свыше половины выпускаемой в РТ продукции ориентировано на экспорт, нужны рынки, и над этим в республике активно работают, собираются внедрять региональный экспортный стандарт — это будет пилотный проект федерального уровня.

Культура двигает промышленность

Татарстан — крупнейшая мусульманская республика России, и в этом качестве является мостом в исламские государства и международные организации. Группа «Россия — Исламский мир», председательствует в которой президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, вместе с гуманитарными проектами реализует десятки экономических. Главной площадкой экономического сотрудничества РФ и мусульманских стран стал Kazan Summit — ежегодный форум. В 2017 году казанская площадка приняла более 2500 гостей из 53 стран. Равиль Ахметшин, вице-премьер Татарстана и полномочный представитель Республики Татарстан в Москве, подчеркнул, что Казань вовсе не ставит задачей обособление в экономических связях. 70% субъектов РФ подписали с Татарстаном соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом, культурно-образовательном сотрудничестве.

Объем внешнеторгового  товарооборота Республики Татарстан — 12 млрд. долларов в 2016 году, в 2017 году — рост более чем на 60%, за 7 лет привлечено 9 млрд. долларов иностранных инвестиций.

Приграничное сотрудничество — недавно появившаяся в РФ реалия международных экономических отношений, которые действуют на небольших по глубине территориях с обеих сторон границы. Закон о приграничном сотрудничестве был подписан в июле 2017 года, но работает уже полным ходом. Он вводит правовые понятия «территории приграничного сотрудничества», «международной программы приграничного сотрудничества» и особенно актуален для постсоветского пространства, где ныне приграничные районы имеют исторически тесную взаимозависимость, начиная с инфраструктурной. По словам директора Центра мировой экономики Дипломатической академии МИД РФ Петра Яхменева, регулирование приграничной экономики позволяет шире задействовать дипломатию предпринимательства. Он сообщил, что уже работают 250 регулярных проектов.

Автор: Константин Маркелов

freeconomy.ru

Как привлечь инвестиции в регионы?

RU / EN

+

  • О нас
    • Предприятия «Деловой России»
    • Отчет о работе организации за 2017 год
    • Отчет о работе организации за 2016 год
    • Отчет о работе организации за 2015 год
    • История
    • Устав организации
    • Представители ДР в органах власти
    • Результаты деятельности ДР
    • Партнёрские соглашения ДР
    • Вступить
    • Пресс-центр
      • Новости
        • «Деловая Россия» и РИО провели в МГУ вторую Олимпиаду по истории российского предпринимательства
        • В Госдуме наградили победителей олимпиады по истории российского предпринимательства
      • Анонсы
      • Слово Генсовета
      • Мнения
      • Публикации
      • Видео
        • Репик: Государство создало все условия для бизнеса на Дальнем Востоке
    • Контакты
    • Клубная деятельность
  • Лица
    • Президент
    • Сопредседатели
    • Координационный совет
    • Генеральный совет
    • Региональный совет
    • Комитеты
    • Совет старейшин
    • Советники президента
    • Почётные члены «Деловой России»
    • Вице-президенты
    • Руководитель исполнительного комитета
  • Генеральный совет
    • Лица
    • Вступить
    • Точки зрения
  • Регионы
    • Точка зрения
    • Лица
    • Дальневосточный ФО

deloros.ru

как привлечь инвестиции в регионы

Фото: Росток Источник: mtdata.ru

Россия стоит перед выбором новой стратегии развития. От того, какой путь выберет глава государства, будет зависеть наше будущее. В любом случае, как бы не развивались события, инвестиционная привлекательность территорий России входит в число приоритетных направлений развития. Как привлечь инвесторов в регионы и какие условия необходимо создать на местах? Как повысить уровень доверия к инвестпроектам у финансовых структур? Какова роль «Инвестиционной России» в этом процессе? Ответы на эти и другие вопросы искали участники конференции общероссийской общественной организации «Инвестиционная Россия».

В ходе дискуссии эксперты-общественники не только смогли разобраться в сложных перипетиях взаимоотношений ключевых игроков инвестиционного рынка (инвестор – предприниматель - финансовая структура - администрация субъекта/муниципалитета), но и определить свое место в реализации такого приоритетного направления как повышение инвестиционной привлекательности.

Станислав Аранович

Станислав Аранович, президент ООО «Инвестиционная Россия»:

"В России пока не сформирована культура создания и реализации инвестпроектов. Наша организация, численность которой ежегодно увеличивается, готова принимать активное участие в развитии этой культуры. В частности, компетенции членов «Инвестиционной России» позволяют разработать стандарты инвестпроектов, методические рекомендации по созданию качественных проектов, в которые инвесторы готовы вкладывать средства. Мы уже начали формировать базу инвестпроектов России. Наша задача – не только дать им экспертную оценку, но и помочь привести в соответствие с российскими и международными стандартами. Есть хорошие идеи, в которых содержится зерно финансовой прибыли, но если это зерно некачественное, оно не прорастет даже в благодатной почве".

Станислав Поляков

Станислав Поляков, вице-президент ООО «Инвестиционная Россия»:

"У нас сильная команда экспертов в разных отраслях: наука, финансы, бизнес, инвестиции. Важным итогом трехдневной плодотворной работы можно считать намерение расширить практику подписания партнерских соглашений с российскими и зарубежными финансовыми организациями, банками и инвестиционными фондами. Это серьезный шаг - сотрудничество с банками и фондами увеличит возможности по поиску средств для инвестпроектов. Мы общаемся с инвесторами, они готовы вкладывать средства в перспективные проекты, мало того, они ищут их. Наша задача помочь предпринимателям и финансистам начать сотрудничество".

Андрей Трубецкой

Андрей Трубецкой, глава администрации МО «Сургутский район»:

"Администрация Сургутского района в этом году подписала соглашение с общероссийской общественной организацией по привлечению инвестиций в РФ «Инвестиционная Россия». Меня пригласили принять участие в рабочей конференции и рассказать о стратегии развития Сургутского района, а также о проекте Инвестиционной стратегии. Отмечу, что встреча прошла очень конструктивно. Члены организации активно включились в процесс обсуждения стратегий, дали ряд рекомендаций по привлечению инвестиций в наш муниципалитет. По итогам мероприятия, я направил письмо губернатору ХМАО-Югры Наталье Владимировне Комаровой, в котором предложил остальным муниципалитетам округа подписать соглашение с «Инвестиционной Россией» и начать сотрудничество с экспертным сообществом этой организации" (письмо Главы Сургутского района Губернатору ХМАО-Югры см. ниже).

Наталья Чуканова

Наталья Чуканова, член ООО «Инвестиционная Россия», начальник отдела по развитию особых экономических зон администрации ГО г. Елец:

"Акцентирую внимание на тезисе, который мы обсуждали, - «работу по привлечению инвестиций в Россию нужно начинать с муниципалитетов». У нас на местах есть все возможности для создания условий, необходимых для привлечения крупных инвесторов. Но, безусловно, мы нуждаемся в экспертной оценке наших проектов и информировании о существующем экономическом потенциале региона. Если «Инвестиционной России» удастся подписать соглашение с большей частью муниципалитетов страны, то мы реально сможем продвинуться в решении приоритетного вопроса по повышению инвестиционной привлекательности".

Григорий Карашель

Григорий Карашель, член ООО «Инвестиционная Россия» (Габон):

"Я представляю интересы нашей организации в Габоне. Могу отметить, что «Инвестиционная Россия» интересна иностранным государствам. Зарубежные партнеры готовы вкладывать деньги в российские инвестпроекты, в частности в такие направления как туризм, образование, производство. Кроме того, они заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве. В частности, в Гобоне слабо развита пищевая промышленность и сельское хозяйство. Наши инвесторы могли бы реализовывать на территории африканской страны свои проекты. «Инвестиционная Россия» может способствовать налаживанию контактов, как деловых, так и неформальных".

Аркадий Амелин

Аркадий Амелин, вице-президент ООО «Инвестиционная Россия»:

"Я представил коллегам проект Концепции Федеральной целевой программы по созданию туристских кластеров на территории Российской Федерации (ФЦП) на период 2019-2025 гг, в разработке которой я принимал участие, являясь руководителем рабочей группы по инвестированию в туристско-рекреационные объекты. При разработке новой ФЦП была поставлена задача совершенствования механизмов взаимодействия с инвесторами. По сути, мы можем рассматривать развитие туризма – как часть программы импортозамещения. Туризм – перспективный объект инвестирования, я готов выезжать в регионы, желающие развивать это направление, и на местах консультировать власти по вопросам создания благоприятной инвестсреды для развития туризма". 

Андрей Пода

Андрей Пода, сопредседатель ООО «Инвестиционная Россия»:

"На конференции обозначили векторы дальнейшего развития нашей организации. Считаю, что мы на верном пути. Понравилось предложение о создании независимых рейтингов инвестиционной привлекательности территорий и развития туризма экспертами «Инвестиционной России». По сути мы можем быть некой «третьей силой», которая давала бы объективную оценку инвестклимата регионов. И не только! Мы можем входить в состав экспертных советов по повышению инвестиционной привлекательности и разработать механизм взаимовыгодного сотрудничества всех участников инвестиционного процесса".

Роман Руколеев

Роман Руколеев, куратор ООО «Инвестиционная Россия» в Дальневосточном федеральном округе:

"Уверен, что Инвестиционная стратегия должна быть включена в Стратегию развития муниципалитета/субъекта. При разработке документов стратегического планирования важно учитывать инвестиционный потенциал региона, нужно создавать прозрачную и понятную для инвесторов среду, использовать инструменты управления региональной / муниципальной инвестиционной деятельностью, как драйвером развития инновационной региональной экономики, позволяющем системно снизить риски потенциальных инвесторов".  

Алексей Сафиоллин

Алексей Сафиоллин, сопредседатель ООО «Инвестиционная Россия»:

"Одна из основных проблем инвестиционного рынка – отсутствие достоверной информации. Мы создали платформу ЮСИ, которую я представил коллегам. Общероссийский портал взаимодействия бизнеса, общества и власти СтратегияРФ.рф как раз тот инструмент, который не только соединяет интересы инвесторов, администраций муниципалитетов/субъектов, финансовых структур, и предпринимателей, но и является онлайн-помощником любого губернатора. Наша система позволяет сделать прозрачным рынок инвестиций и помогает всем участникам инвестпроцесса находить друг друга и взаимодействовать".

 

По итогам рабочей конференции члены общероссийской организации "Инвестиционная Россия" договорились усилить практическую работу в формате региональных представительств при взаимодействии с муниципальными образованиями по отбору проектов, интересных для инвесторов.

"Инвестиционная Россия"

Для этого необходимо понимать не только инвестиционную привлекательность территории и, зачастую, формальные желания властей, но и подготовленность муниципалитетов с точки зрения градостроительной документации, связанной с долгосрочной стратегией развития территории и приоритетными проектами. Также нужна работающая нормативно-правовая база, желание и способность властей муниципалитета взаимодействовать с инвесторами, минимизируя риски и предоставляя общепонятные и выгодные преференции при договоре публичных и частных партнёров.

В настоящее время конкуренция между регионами за привлечение инвестиций усиливается. Инвестиции достаточно легко измеряются - это средства, вкладываемые в новое имущество (здания, сооружения, производства, технологии и др.), увеличение добавленной стоимости, соответственно, создание новых рабочих мест, увеличение потребительского спроса, а в результате - дополнительные поступления налогов в местный и региональный бюджеты. И тогда на первый план выходит понимание, что инвестиционная привлекательность территории - это способность удерживать своих людей и привлекать новых. Общероссийская общественная организация "Инвестиционная Россия" готова активно участвовать в этих процессах.

strategyrf.ru

Как можно привлечь 13 млрд в экономику региона, вложив всего 78 млн?

Андрей Травников. Фото Михаила Перикова

19 октября совет по инвестициям Новосибирской области под руководством и.о. губернатора региона Андрея Травникова одобрил проект трехлетней программы по привлечению вложений. За три года Агентству инвестиционного развития НСО потребуется 77,9 млн рублей. При этом, предполагается привлечь 13 млрд. рублей вложений от компаний, которые «имеют всемирную известность».

 Не стоит превращать «цифровую экономику» в «экономику цифр»

О том, как можно улучшить инвестиционный климат Новосибирской области, рассказала в ходе совещания и.о. министра экономического развития НСО Ольга Молчанова. Она признала, что инвестиционная привлекательность региона в целом улучшилось, однако по ряду показателей, как оказалось, Новосибирская область потеряла очки, по сравнению с прошлым годом. Сильной стороной Новосибирской области были названы развитые коммуникации, логистика, интеллектуальный потенциал, поддержка малого бизнеса. По последнему показателю, по мнению Ольги Молчановой, Новосибирская область находится на уровне европейских стран. Слабые стороны — доступность и простота выдачи разрешений на строительство, подключения к энергосетям, финансовая и организационная поддержка бизнеса. Кроме них оценку Новосибирской области, по словам Ольги Молчановой, занижают «неаттестации» по ряду показателей. Глава минэкономразвития посетовала, что Агентство стратегических инициатив (АСИ), которое  составляло рейтинг инвестклимата регионов России, несмотря на подаваемые апелляции, не пересматривает место Новосибирской области в таблице.«Создается ощущение, что мы занимаемся «цифровыми технологиями» в самом худшем понимании — гоняем цифры, — дал свою оценку исполняющий обязанности губернатора НСО Андрей Травников. — Методика, возможно, несовершенна, но по ней оцениваются все регионы, в равных условиях. И если у кого-то результаты выше, тут не методика виновата». Тем не менее, по мнению главы Новосибирской области, стоит обращать внимание  АСИ на несовершенства методики подсчета — в первую очередь затем, чтобы устранить ошибки, а не пересматривать уже подведенные рейтинги.

В целом, по данным минэкономразвития, объем инвестиций в основной капитал в Новосибирской области в первом полугодии 2017 года составил 52,2 млрд руб. – на 5,8% меньше, чем за аналогичный период 2016 года.

 Как привлечь 13 миллиардов?

 Исполняющий обязанности заместителя министра экономического развития НСО Лев Решетников отметил, что по сути Агентству инвестиционного развития Новосибирской области приходится конкурировать за деньги потенциальных инвесторов не с другими российскими регионами, а с другими странами, играя на одном поле примерно с сотней аналогичных национальных структур, которые много лет успешно работают на рынке. Для привлечения инвесторов мирового уровня замминистра предложил использовать методику Всемирного банка. В этом подходе инвесторы условно делятся на три группы «по интересам»: первых интересует доступ к ресурсам региона, вторых — доступ к рынку, третьих — доступ к компетенции, знаниям и инфраструктуре. Именно последние являются ключевой целью Агентства инвестиционного развития как наиболее производительные.

Основными преимуществами Новосибирской области замминистра назвал диверсифицированную экономику, транспортно-логистический хаб, научно-инновационный центр, развитый АПК и динамично растущий рынок. На этом, по его оценке, можно привлечь порядка 13 млрд. рублей вложений за три года. На привлечение и сопровождение инвесторов АИР потребуется 77,9 млн. рублей, то есть около 24 млн рублей в год. В качестве примера успешной работы Лев Решетников привел АИР Ростовской области, которое, потратив примерно 200 млн рублей, привлекло около 30 млрд. рублей вложений.

«То, что мы привлекаем мировых инвесторов, не значит, что мы будем отказываться от немировых», — подчеркнул, подводя итоги встречи, Андрей Травников.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту [email protected] или через наши группы в Facebook и ВКонтакте Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ksonline.ru