31. Воздействие государства на экономический цикл. Стабилизационные программы. Как государство воздействует на экономический цикл


2.2. Воздействие государства на экономические циклы и кризисы

Экономические циклы и кризисы не существуют вне связи с объективными условиями. Каждый цикл и кризис воспроизво­дит ту экономическую обстановку, в которой он развивается. Но охарактеризовать тот или иной цикл или кризис можно только с временного расстояния. Как сказал С. Есенин:

Лицом к лицу — лица не увидать.

Большое видится на расстоянии.

Современная рыночная экономика функционирует в усло­виях активного воздействия на нее государства. Государствен­ное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Под влиянием государст­венного воздействия меняется механизм циклического движе­ния.

Действующая в условиях регулируемой рыночной экономи­ки комплексная система постоянного государственного воздей­ствия на циклическое воспроизводство характеризуется высо­ким уровнем централизации финансовых ресурсов в руках го­сударства, широкими масштабами его целенаправленного вмешательства в процесс воспроизводства, развитием и дивер­сификацией инструментария экономического регулирования.

Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государ­ство воздействует на экономический цикл, выступают кредит­но-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование произ­водства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, в це­лях ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вво­дит новые налоги и повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В ус­ловиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

Следовательно, современный механизм самонастройки ры­ночной экономики через циклические кризисы модифицировал­ся. Переплетение стихийно-рыночного механизма функциони­рования экономики в форме циклических кризисов с сознатель­ным государственным воздействием на воспроизводственный процесс усложняет «очистительную» функцию кризисов, изме­няет течение цикла в целом. Поэтому меняются содержание эко­номического цикла, формы проявления циклов и кризисов, ме­ханизм цикла.

Неотъемлемым элементом современного экономического цикла стала инфляция. Инфляция взаимодействует с цикличе­ским движением экономики. Это сказывается прежде всего на изменении механизма цикла, в котором теперь переплетаются циклические закономерности движения цен (их падение в фазе кризиса и рост в фазе подъема) с ценообразующими факторами государственного регулирования (вызывающими рост цен).

В современных условиях крупный капитал приспосаблива­ется к платежеспособному спросу путем сокращения производ­ства при сохранении высоких цен. Государство, в свою очередь, помогает крупным фирмам «управлять» таким путем кризисом. Поэтому модификации ценового механизма выражаются в уменьшении «чувствительности» цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. В результате циклическое расширение рыночного спро­са на товары и услуги оказывает большее влияние на движение цен, чем кризисное сужение рынков сбыта. Следовательно, движение цен в современных кризисах отражает противоборст­во двух тенденций: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождае­мой циклическим сокращением емкости рынка. Другими сло­вами, механизм современных капиталистических циклов соче­тает в себе кризис и инфляцию.

Меняются и формы проявления современных циклов и кри­зисов. Это выражается: в синхронизации циклического движе­ния в разных странах, что ограничивает возможности смягче­ния кризисных процессов за счет расширения экспорта; в учащении циклических кризисов и сокращении длительности Цикла; в относительном уменьшении глубины кризисов; в не­устойчивости фаз оживления и подъема; в изменении показате­лей масштабов и глубины кризисов.

Особое место в современном циклическом воспроизводстве занимают мировые экономические кризисы 1974—1975 и 1980—1982 гг. Для США показатели этих кризисов таковы: па­дение промышленного производства составило в кризисе 1974-1975 гг. 13,8%, а в кризисе 1980-1982 гг. - 20,8%; при­рост потребительских цен — соответственно 9,1 и 13,5%; уро­вень безработицы — 9,2 и 10,4%.

Кризисы 1974—1975 и 1980—1982 гг. характеризуются соче­танием традиционных кризисных явлений (падение производ­ства, рост безработицы, хроническая недогрузка производст­венных мощностей) с постоянным ростом цен. Поэтому они получили название стагфляционных кризисов (и циклов соответ­ственно). Эти два процесса переплелись со структурными кри­зисами (энергетическим, продовольственным, сырьевым, эко­логическим).

Структурные кризисы порождаются глубокими диспропор­циями между развитием отдельных сфер и отраслей производ­ства. Поэтому они носят длительный характер и не укладыва­ются в рамки одного экономического цикла. Функция струк­турных кризисов — временное разрешение противоречий международного разделения труда. Их возникновение связано с конфликтом между развитыми государствами и развивающими­ся странами после крушения колониальной системы. Это выра­зилось в глубокой диспропорциональности мирового развития, когда низкие цены на нефть и сырье, навязанные молодым раз­вивающимся странам, привели к относительной нехватке этих товаров. Установление суверенитета, распоряжение своими природными ресурсами позволили развивающимся странам до­биться более справедливых цен на сырье и увеличить доходы от экспорта. Но развитые страны сумели в 80-е годы за счет при­менения дешевых заменителей и перехода на ресурсосберегаю­щие технологии добиться снижения цен на нефть и сырьевые товары.

Особенности современных циклических кризисов связаны и с кризисом государственного регулирования, выразившимся в несостоятельности антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики государственного воздействия на циклическое воспроизводство. Налицо несоответствие офи­циально провозглашенных целей государственной политики фактическим результатам регулирования экономики: вместо высоких и устойчивых темпов роста экономики — их падение;полная занятость обернулась массовой безработицей; «стабиль­ность» цен — хронической инфляцией; равновесие платежного баланса — ростом государственного долга. В результате эконо­мическая деятельность государства стала дополнительным фак­тором неустойчивости экономики.

Кризис государственного регулирования заставил развитые страны искать выход из сложившейся ситуации, но не путем отказа от государственного регулирования циклического произ­водства, а посредством перестройки его форм и методов. На­правленность государственной политики изменилась от анти­циклической к антиинфляционной.

Приспособление к новым воспроизводственным пропорци­ям осуществляется в современном хозяйстве прежде всего кон­курентно-рыночными методами. В результате возрастает значе­ние стимулирующей функции стихийных экономических кри­зисов в развитии экономики. Об этом свидетельствуют циклические спады: в 1989—1991 гг. — в США, в 1990— 1993 гг. — в европейских странах, в 1991—1995 гг. — в Японии. Кризисное падение производства создало условия для цикличе­ского оживления, а затем и роста производства, который на­чался с 1996 г.

Вместе с тем в современных кризисах менее подвижны та­кие экономические параметры, как цены, заработная плата, занятость, с помощью которых ранее преодолевались воспроиз­водственные диспропорции. В восстановлении пропорциональ­ности в современных условиях участвуют оставшиеся подвиж­ными валютные курсы, процентные ставки, размеры денежной массы и государственного долга. Подвижность этих экономиче­ских параметров придает маневренность механизму самона­стройки рыночной экономики.

studfiles.net

Воздействие государства на экономические циклы и кризисы

Количество просмотров публикации Воздействие государства на экономические циклы и кризисы - 648

Экономические циклы и кризисы не существуют вне связи с объективными условиями. Каждый цикл и кризис воспроизво­дит ту экономическую обстановку, в которой он развивается. Но охарактеризовать тот или инои̌ цикл или кризис можно только с временного расстояния. Как сказал С. Есенин˸

Лицом к лицу — лица не увидать.

Большое видится на расстоянии.

Современная рыночная экономика функционирует в усло­виях активного воздействия на нее государства. Государствен­ное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики˸ глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Под влиянием государст­венного воздействия меняется механизм циклического движе­ния.

Действующая в условиях регулируемой рыночной экономи­ки комплексная система постоянного государственного воздей­ствия на циклическое воспроизводство характеризуется высо­ким уровнем централизации финансовых ресурсов в руках го­сударства, широкими масштабами ᴇᴦο целенаправленного вмешательства в процесс воспроизводства, развитием и дивер­сификацией инструментария экономического регулирования.

Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Размещено на реф.рфВажнейшими методами, с помощью которых государ­ство воздействует на экономический цикл, выступают кредит­но-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование произ­водства, а во время подъема — на ᴇᴦο сдерживание. Так, в це­лях ослабления ʼʼперегреваʼʼ экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вво­дит новые налоги и повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В ус­ловиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

Следовательно, современный механизм самонастройки ры­ночной экономики через циклические кризисы модифицировал­ся. Переплетение стихийно-рыночного механизма функциони­рования экономики в форме циклических кризисов с сознатель­ным государственным воздействием на воспроизводственный процесс усложняет ʼʼочистительнуюʼʼ функцию кризисов, изме­няет течение цикла в целом. Поэтому меняются содержание эко­номического цикла, формы проявления циклов и кризисов, ме­ханизм цикла.

Неотъемлемым элементом современного экономического цикла стала инфляция. Инфляция взаимодействует с цикличе­ским движением экономики. Это сказывается прежде всего на изменении механизма цикла, в котором теперь переплетаются циклические закономерности движения цен (их падение в фазе кризиса и рост в фазе подъема) с ценообразующими факторами государственного регулирования (вызывающими рост цен).

В современных условиях крупный капитал приспосаблива­ется к платежеспособному спросу путем сокращения производ­ства при сохранении высоких цен. Государство, в свою очередь, помогает крупным фирмам ʼʼуправлятьʼʼ таким путем кризисом. Поэтому модификации ценового механизма выражаются в уменьшении ʼʼчувствительностиʼʼ цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. В результате циклическое расширение рыночного спро­са на товары и услуги оказывает большее влияние на движение цен, чем кризисное сужение рынков сбыта. Следовательно, движение цен в современных кризисах отражает противоборст­во двух тенденций˸ повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождае­мой циклическим сокращением емкости рынка. Другими сло­вами, механизм современных капиталистических циклов соче­тает в себе кризис и инфляцию.

referatwork.ru

31. Воздействие государства на экономический цикл. Стабилизационные программы.

Поскольку существуют различные взгляды на причины циклических колебаний, постольку различны и подходы к проблеме их регулирования. При всем многообразии, можно выделить два основных подхода к антициклическому регулированию, т.е стабилизационных программ: кейнсианская и монетаристская. Последователи Кейнса считают, что в основе кризиса лежит падение совокупного спроса и государство должно принимать меры по его стимулированию во время спада и сдерживанию во время подъема. Государство может увеличить совокупный спрос через государственные закупки, увеличение государственных заказов, предоставление дешевого кредита, снижение налогов. Государство должно стимулировать инвестиции, чтобы вызвать действие механизма мультипликатора - акселератора. При этом основная роль отводится налогово-бюджетной политике. Кредитно-денежная политика играет вспомогательную роль. Однако следует заметить, что эффективность данного подхода ограничена, поскольку рост государственных расходов вызывает увеличение инфляции и рост государственного долга. Монетаристы, опираясь на классическую теорию, считают, что рынок - это саморегулирующаяся система. Он способен сам восстановить равновесие. Государство должно ускорить прохождение через кризисную фазу, чтобы дать возможность экономике очиститься от слабых производителей. Это ускорит путь к стабилизации экономики. Главным монетаристы считают воздействие на совокупное предложение путем стимулирования эффективных производителей. Для этого на первом месте стоят денежно - кредитные механизмы (регулирование денежной массы, процентные ставки). На стадии кризиса рекомендуется повысить процентные ставки и сократить денежную массу, тем самым уменьшив совокупный спрос, привести его в соответствие с совокупным предложением. На стадии подъема необходимо осуществлять стимулирование деловой активности через снижение налогов и удешевление кредита, что способствует увеличению совокупного предложения. Более подробно кредитно-денежные и налогово-бюджетные механизмы воздействия на экономику будут рассмотрены в следующих темах. Следует отметить, что в России экономический кризис не может быть определен просто как фаза промышленного цикла, поскольку в отсутствии рыночной экономики как таковой трудно предполагать наличие рыночных механизмов восстановления равновесия.

32. Понятия рынка труда и рабочей силы

Рынок труда  систему отношений, связанных с предложением и наймом ресурсов труда. Функции рынка труда:обеспечение экономики ресурсами труда, их распределение между организациями, отраслями и регионами; согласование цены и условий труда между работниками и работодателями; стимулирование работников и работодателей: конкуренция между наемными работниками усиливает экономическую мотивацию труда, побуждает их совершенствовать свою квалификацию, стимулирует повышение дисциплины труда; конкуренция между работодателями за привлечение рабочей силы в нужном им количестве и необходимого качества стимулирует их повышать заработную плату, улучшать условия труда. Рыночные отношения предполагают саморегулирование рынка труда. Спрос представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них.Предложение–это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд. Спрос зависит от:деловой конъюнктуры и фазы экономического цикла; технического уровня производства; ситуации в инвестиционной сфере;

сложившегося уровня зар платы; налоговой политики.

Предложение зависит от:демографической ситуации; внутренней и внешней миграции трудоспособного населения;уровня зарплаты; альтернативной стоимости труда, возможности получения дохода из иных источников, кроме работы по найму. Кроме того, на спрос и предложение на рынке труда влияют профсоюзы, государственная политика в области занятости, уровень развития системы образования и профессионального обучения. Немаловажное значение имеют национальные особенности образа жизни.

studfiles.net

Воздействие государства на экономический цикл. Особенности экономического цикла в России

Поскольку существуют различные взгляды на причины циклических колебаний, постольку различны и подходы к проблеме их регулирования. При всем многообразии, можно выделить два основных подхода к антициклическому регулированию : кейнсианский и монетаристский.

Последователи Кейнса считают, что в основе кризиса лежит падение совокупного спроса и государство должно принимать меры по его стимулированию во время спада и сдерживанию во время подъема. Государство может увеличить совокупный спрос через государственные закупки, увеличение государственных заказов, предоставление дешевого кредита, снижение налогов. Государство должно стимулировать инвестиции, чтобы вызвать действие механизма мультипликатора - акселератора. При этом основная роль отводится налогово-бюджетной политике. Кредитно-денежная политика играет вспомогательную роль. Однако следует заметить, что эффективность данного подхода ограничена, поскольку рост государственных расходов вызывает увеличение инфляции и рост государственного долга.

Монетаристы, опираясь на классическую теорию, считают, что рынок - это саморегулирующаяся система. Он способен сам восстановить равновесие. Государство должно ускорить прохождение через кризисную фазу, чтобы дать возможность экономике очиститься от слабых производителей. Это ускорит путь к стабилизации экономики. Главным монетаристы считают воздействие на совокупное предложение путем стимулирования эффективных производителей. Для этого на первом месте стоят денежно - кредитные механизмы ( регулирование денежной массы, процентные ставки ). На стадии кризиса рекомендуется повысить процентные ставки и сократить денежную массу, тем самым уменьшив совокупный спрос, привести его в соответствие с совокупным предложением. На стадии подъема необходимо осуществлять стимулирование деловой активности через снижение налогов и удешевление кредита, что способствует увеличению совокупного предложения.

Более подробно кредитно-денежные и налогово-бюджетные механизмы воздействия на экономику будут рассмотрены в следующих темах.

Следует отметить, что в России экономический кризис не может быть определен просто как фаза промышленного цикла, поскольку в отсутствии рыночной экономики как таковой трудно предполагать наличие рыночных механизмов восстановления равновесия.

Российский кризис порожден:

a. крахом плановой экономики. Снижение темпов экономического роста наблюдалось уже в 70-е годы. Однако в рамках плановой экономики этот спад не мог быть преодолен из- за отсутствия рыночных механизмов;

b. ошибками экономической политики переходного периода. Практика других стран, например, Китая, свидетельствует о том, что кризис плановой экономики не обязательно должен сопровождаться экономическим спадом.

Ситуацию усугубляет еще и то, что мы находимся на понижательной фазе Кондратьевского цикла. Это углубляет кризис. Наряду с этим действует множество неэкономических факторов.

Своеобразие ситуации делает затруднительным применение известных стабилизационных программ, которые хорошо работали в других условиях. Монетаристские программы требуют наличия развитого рыночного механизма, определенного запаса прочности у населения. Кейнсианские программы на первый взгляд более применимы, но порождают инфляцию и усиливают бюджетный дефицит. При почти полном разрыве хозяйственных связей механизм мультипликатора - акселератора действует плохо.

В этих условиях на первый план выходят задачи формирования нормального рыночного механизма, создания благоприятного инвестиционного спроса и нормального инвестиционного климата в стране.

Выводы

· Для развития рыночной экономики характерна определенная цикличность, повторяемость. Различают большие или длинные циклы, продолжительностью 50-60 лет ; средние, или промышленные циклы, продолжительностью в 8-10 лет и короткие циклы в 3-4 года. На возникновение циклов влияют как внешние, так и внутренние факторы.

· Промышленный цикл состоит из четырех фаз : кризис, депрессия, оживление и подъем. На каждой стадии возникают предпосылки для перехода к следующей.

· Экономический кризис возникает вследствие нарушения равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.

· Причиной периодичности кризисов является массовое обновление основного капитала, которое ведет к расширению инвестиционного спроса и постепенному перенакоплению капитала.

· Модель экономического цикла основана на действии принципа мультипликатора - акселератора, который определяет взаимосвязь инвестиций и дохода с одной стороны и роста дохода и новых инвестиций с другой. Воздействуя на этот механизм, государство может регулировать цикл.

· Механизм длинных волн основан на особенностях технического прогресса, неравномерное развитие которого порождает длительные колебания совокупного спроса и предложения.

· Существуют два основных подхода к государственному антициклическому регулированию: кейнсианский и монетаристский. Первый основан на регулировании совокупного спроса, второго - совокупного предложения.

· Особенности экономического кризиса в России определяются тем, что он носит системный, а не циклический характер, поэтому традиционные атикризисные программы для российских условий малопригодны.

 



infopedia.su

2. Факторы, влияющие на экономический цикл.

Признавая объективный характер экономического цикла, боль­шинство современных экономистов предлагают изучать экономический цикл через анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на характер цикла, его продолжительность, специфику проявления отдельных фаз.

К внешним факторам могут быть отнесены объективные и субъективные обстоятельства, лежащие вне экономиче­ской системы:

- войны, революции и другие политические потрясения,

- открытия крупных месторождений природных ресурсов,

- освоение новых территорий и связанная с этим миграция населения,

- мощные прорывы в технологии, изобретения и инновации, позволяющие коренным образом менять структуру общественно­го производства.

Внутренние факторы, порождающие экономиче­ский цикл:

- физический срок службы основного капитала,

- сокращение или возрастание личного потребления, которое сказывается на объемах производства и занятости.

- инвестирование, т.е. вложение средств в расширение и модернизацию произ­водства,

- экономическая политика государства, выражающаяся в пря­мом и косвенном воздействии на производство, спрос и потреб­ление.

3. Фазы экономического цикла.

Экономический цикл состоит из следующих фаз: кризиса, депрессии, оживления, подъема.

а) кризи­с - нарушение равновесия в экономике, вызывающее снижение и приостановку производства. Он проявляется в следующем:

- спрос начинает посте­пенно отставать от предложения,

- рынок в какой-то момент оказывается переполненным товарами, однако многие предприятия продолжают работать, выбрасывая на рынок все новые и новые массы товаров,

- трудности со сбытом приводят к сокращению производства и росту безработицы,

- снижение покупательной способности насе­ления еще более осложняет сбыт,

- происходит падение уровней зара­ботной платы, прибыли, цен,

- возникают кризис не­платежей и дефицит наличных денег,

- начинается период массового банкротства предприятий, а также финансовых и кредитных учреждений.

Выделяют следующие типы кризисов:

Циклический (общий) кризис - охватывает все сферы и отрасли экономики. Вытесняет морально устаревшее оборудование, снижает издержки производства, приводит в соответствие структу­ру производства. Этот тип кризиса, нарушая существующее равно­весие, приводит к созданию нового равновесия при более эффек­тивном производстве. В результате следующий цикл начинается на качественно новой основе.

Промежуточный кризис, - в отличие от циклического, не явля­ется продолжительным и глубоким, охватывает не все сферы и носит локальный характер. Он является временной реакцией на возникающие противоречия и диспропорции в экономике, прерывая на некоторое время фазы оживления или подъема. В результате этого кризиса противоречия несколько смягчаются, и циклический кризис оказывается менее глубоким и разрушительным.

Частичный кризис - может произойти на любой фазе экономического цикла. Он затрагивает какую-либо определенную сферу экономики (например, денежно-кредитную сферу).

Отраслевой кризис - возникает в результате действия как внеш­них причин (рост цен на сырье и энергоносители, дешевый им­порт, приток рабочих-эмигрантов и др.), так и внутренних (старе­ние отраслей, появление новых, изменение отраслевой структуры). Он охватывает смежные отрасли экономики.

Структурный кризис - охватывает, как правило, несколько эко­номических циклов. Его причиной становится необходимость ко­ренных преобразований структуры производства на новой технологической основе. Такой кризис носит затяжной характер и выход из него особенно труден.

Экономические кризисы могут поразить экономику одной страны или приобрести мировой характер. В этом случае говорят о мировом кризисе.

б) депрессия - характеризуется застоем производ­ства, выходом из строя устаревшего основного капитала, являющегося важ­ной предпосылкой снижения издержек производства с целью приспособления к установившемуся низкому уровню цен. Низкие цены способствуют реализации нако­пившихся товарных запасов, постепенно начинают стимулировать потребление и спрос. Слабая хозяйственная актив­ность обусловливает безработицу.

в) фаза оживления– характеризуется, прежде всего, активи­зацией хозяйственной деятельности, частичным обновле­нием основного капитала, ростом объемов производства, повышением процентных ставок. Начинают расти цены и прибыли предприятий, повышаются курсы акций и дру­гих ценных бумаг.

г) фаза подъема - критерием пере­хода экономики от оживления к подъему служит достиже­ние предкризисного уровня производства. Происходит рост всех макроэкономических показате­лей. Растущие цены компенсируются ростом заработной платы и прибыли, весь объем выпущенной продукции поглощается расту­щим спросом, занятость увеличивается. Фаза подъе­ма через некоторое время достигает высшей точки, которая назы­вается бумом. Экономика вовлекает в произ­водство дополнительные ресурсы, вызывая повышение издержек и рост цен. Нарастают диспропорции между спросом и предложени­ем. Бум обрывается кризисом.

studfiles.net

Экономические циклы как закономерность экономического развития

    2. Воздействие государства на экономические циклы и кризисы 

    Экономические циклы и кризисы не существуют вне связи с объективными условиями. Каждый цикл и кризис воспроизводит ту экономическую обстановку, в которой он развивается. Но охарактеризовать тот или иной цикл или кризис можно только с временного расстояния.

    Современная рыночная экономика функционирует  в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними.

    Действующая в условиях регулируемой рыночной экономики комплексная система постоянного государственного воздействия на циклическое воспроизводство характеризуется высоким уровнем централизации финансовых ресурсов в руках государства, широкими масштабами его целенаправленного вмешательства в процесс воспроизводства.

    Государственное регулирование направлено на смягчение  циклических колебаний и их последствий, поэтому оно носит антициклический характер. Государство воздействует на экономический цикл посредством  кредитно-денежных и бюджетно-налоговых рычагов. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. С целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги и повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

    Современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисы модифицировался. Переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс усложняет «очистительную» функцию кризисов, изменяет течение цикла в целом. Поэтому меняются содержание экономического цикла, формы проявления циклов и кризисов, механизм цикла.

    Неотъемлемым  элементом современного экономического цикла стала инфляция. Инфляция взаимодействует с циклическим движением экономики. Это сказывается прежде всего на изменении механизма цикла, в котором теперь переплетаются циклические закономерности движения цен с ценообразующими факторами государственного регулирования.

    В современных условиях крупный капитал  приспосабливается к платежеспособному спросу путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство помогает крупным фирмам «управлять» таким путем кризисом. Поэтому модификации ценового механизма выражаются в уменьшении «чувствительности» цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. В результате циклическое расширение рыночного спроса на товары и услуги оказывает большее влияние на движение цен, чем кризисное сужение рынков сбыта. Следовательно, движение цен в современных кризисах отражает противоборство двух тенденций: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Механизм современных капиталистических циклов сочетает в себе кризис и инфляцию.

    Меняются  и формы проявления современных  циклов и кризисов. Это выражается: в синхронизации циклического движения в разных странах, что ограничивает возможности смягчения кризисных процессов за счет расширения экспорта; в учащении циклических кризисов и сокращении длительности цикла; в относительном уменьшении глубины кризисов; в неустойчивости фаз оживления и подъема; в изменении показателей масштабов и глубины кризисов.

    Особое  место в современном циклическом  воспроизводстве занимают мировые  экономические кризисы 1974—1975 гг. и 1980—1982 гг. Для США показатели этих кризисов таковы: падение промышленного производства составило в кризисе 1974— 1975 гг. 13,8%, а в кризисе 1980—1982 гг. — 20,8%; прирост потребительских цен — соответственно 9,1 и 13,5%; уровень безработицы — 9,2 и 10,4%.

    Кризисы 1974—1975 гг. и 1980—1982 гг. характеризуются  сочетанием традиционных кризисных явлений (падение производства, рост безработицы, хроническая недогрузка производственных мощностей) с постоянным ростом цен. Поэтому они получили название стагфляционных кризисов. Эти два процесса переплелись со структурными кризисами (энергетическим, продовольственным, сырьевым, экологическим).

    Структурные кризисы порождаются глубокими  диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей производства. Поэтому они носят длительный характер и не укладываются в рамки одного экономического цикла. Функция структурных кризисов — временное разрешение противоречий международного разделения труда. Их возникновение связано с конфликтом между развитыми государствами и развивающимися странами после крушения колониальной системы. Это выразилось в глубокой диспропорциональности мирового развития, когда низкие цены на нефть и сырье, навязанные молодым развивающимся странам, привели к относительной нехватке этих товаров. Установление суверенитета, распоряжение своими природными ресурсами позволили развивающимся странам добиться более справедливых цен на сырье и увеличить доходы от экспорта. Но развитые страны сумели в 80-е годы за счет применения дешевых заменителей и перехода на ресурсосберегающие технологии добиться снижения цен на нефть и сырьевые товары.

    Особенности современных циклических кризисов связаны и с кризисом государственного регулирования, выразившимся в несостоятельности антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики государственного воздействия на циклическое воспроизводство. Налицо несоответствие официально провозглашенных целей государственной политики фактическим результатам регулирования экономики: вместо высоких и устойчивых темпов роста экономики — их падение; полная занятость обернулась массовой безработицей; «стабильность» цен — хронической инфляцией; равновесие платежного баланса — ростом государственного долга. В результате экономическая деятельность государства стала дополнительным фактором неустойчивости экономики.  Антиинфляционная политика ведущих промышленно развитых стран включает в себя регулирование процентной ставки и денежной массы. При слишком низкой номинальной процентной ставке реальная процентная ставка в условиях инфляции становится отрицательной. При чрезмерно высокой процентной ставке удорожание кредитов провоцирует рост товарных цен. В России уменьшение темпов инфляции в 1995-1996 гг. привело к снижению процентных ставок. Одновременно наблюдался ограниченный рост денежной массы. Важным направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению курса национальных валют. Задача регулирования состоит в том, чтобы не допустить обратного воздействия обесценения национальной валюты на рост внутренних цен, т.е. не допустить возникновения инфляционной спирали: цены - валютный курс - цены. В России подобная спираль активно действовала в 1991 - 1993 гг. Резкое обесценение рубля по отношению к доллару, происходившее в 1992 -1993 гг., провоцировало повышение внутренних цен. В результате темпы инфляции стали опережать темпы роста курса доллара. Одной из немногих действенных мер по стабилизации экономики со стороны Минфина и Центробанка было регулирование валютного курса рубля. В 1995 г. темпы прироста курса доллара замедлились по сравнению с 1994 г. более чем в 2 раза. Это положительно сказалось на снижении инфляции в 1995 и 1996 гг.   

    Кризис  государственного регулирования заставил развитые страны искать выход из сложившейся  ситуации, но не путем отказа от государственного регулирования циклического производства, а посредством перестройки его форм и методов. Направленность государственной политики изменилась от антициклической к антиинфляционной.

    Приспособление  к новым воспроизводственным  пропорциям осуществляется в современном  хозяйстве прежде всего конкурентно-рыночными методами. В результате возрастает значение стимулирующей функции стихийных экономических кризисов в развитии экономики. Об этом свидетельствуют циклические спады: в 1989—1991 гг. — в США, в 1990—1993 гг. — в европейских странах, в 1991—1995 гг. — в Японии. Кризисное падение производства создало условия для циклического оживления, а затем и роста производства, который начался с 1996 г. В экономике России  не  было  «правильных»  циклов,  а   циклические колебания имели в основном внеэкономические причины. Современная  российская экономика находится на  этапе  становления  рыночных отношений.

          Чтобы цикличность в России  стала  реальностью,  должны  осуществиться крупные инвестиционные  вливания в производство, которые в условиях НТП    и стихийного рыночного механизма функционирования экономики способны  вызвать колебательные движения        в экономическом росте и экономическом развитии.

    Вместе  с тем в современных кризисах менее подвижны такие экономические  параметры, как цены, зарплата, занятость, с помощью которых ранее преодолевались воспроизводственные диспропорции. В восстановлении пропорциональности в современных условиях участвуют оставшиеся подвижными валютные курсы, процентные ставки, размеры денежной массы и государственного долга. Подвижность этих экономических параметров придает маневренность механизму самонастройки рыночной экономики. [9] 

    3. Длинные волны экономического развития

    3.1. Большие циклы  экономического развития. 

    Для рыночной экономики характерны не только малые (до 10 лет), но и большие циклы с долговременными тенденциями (волнами), протяженностью 50—60 лет, включающими понижательную и повышательную фазы.

    Основы  теории долговременных колебаний экономики, или больших циклов конъюнктуры, были заложены в начале XX в. Существует пять наиболее известных концепций длинных волн: 1) Кондратьева (воспроизводственная), 2) Шумпетера (инновационная), 3) Троцкого (концепция кризиса капиталистической системы), 4)демографическая, 5) военных циклов. Наибольший вклад в развитие теории длинных волн внес крупный русский экономист Н. Д. Кондратьев, опубликовавший в 20-х годах XX века ряд работ. В них ученый систематизировал накопленный и обработанный им эмпирический материал, сделал некоторые обобщения, заложив тем самым основы теории длинных волн.

    Кратко  суть теории длинных волн состоит  в следующем: развитие капиталистической  экономики характеризуется последовательным чередованием периодов замедленного и ускоренного роста, каждый из которых протяженностью в два-три десятилетия. Основными элементами механизма, воспроизводящего долговременные периодические колебания в экономике, являются оборот основного капитала с длительным сроком службы, накопление свободного денежного капитала, научно-технический прогресс. Следовательно, Н. Д. Кондратьев впервые стал рассматривать НТП как внутренний фактор долговременной цикличности. Обработав статистические данные за 140 лет по среднему уровню динамики товарных цен, процента на капитал, номинальной заработной платы, оборота внешней торговли, добычи и потребления угля, производства чугуна и свинца, Н. Д. Кондратьев выделил три больших цикла конъюнктуры: первая волна — с 1790 по 1850 г., вторая — 1851—1890 гг., третья — с 1891 г., которая в 1920 г. перешла в понижательную фазу.

    Главную цель своего исследования Н. Д. Кондратьев видел в разработке методологии  долгосрочного прогнозирования  тенденций развития мирового капиталистического хозяйства, т. е. он оставлял за капитализмом способность к развитию, эволюции в течение длинных циклов. Однако эти выводы прозвучали диссонансом всеобщему в то время увлечению идеей о неминуемом и скором развале хозяйственной системы капитализма. Поэтому теория длинных волн Кондратьева надолго была забыта как вредная и несостоятельная.

    Однако  заслуга Н. Д. Кондратьева в развитии экономической теории велика. Во-первых, он сформулировал идею плана-прогноза (индикативное планирование, даже на Западе этого еще не было). Сейчас вся система планирования — это план-прогноз (предвидеть, чтобы управлять). Во-вторых, в прогнозировании им сделаны прогнозы стоимостных показателей (раньше были материально-вещественные показатели). Сочетание материально-вещественных и стоимостных показателей позволило развивать финансовые прогнозы. В-третьих, Н. Д. Кондратьев предложил использовать дефляторы, ввел статистику цен, что позволило видеть динамику производства. В-четвертых, ввел в экономическую науку текущий конъюнктурный анализ, т. е. оценку текущего изменения цен, потребительской корзины. В-пятых, разработал идею соотношения социального и экономического факторов экономического роста, которая долгое время не признавалась. Сегодня она представляет практический вопрос. Таким образом, в больших циклах, связанных с научно-техническим прогрессом, Н. Д. Кондратьев видел логику развития, с ними связывал все циклическое развитие. В то же время он предостерегал от смелых планов и прожектов, призывал быть реалистами. [3, с. 17]

    Возрождение теории длинных волн связано с  именем австрийского экономиста И. Шумпетера и его работой «Экономические циклы» (1939 г.), где эта теория получила дальнейшее наиболее полное развитие. Работа И. Шумпетера пришлась на период изменений в механизме функционирования рыночной экономики. Впоследствии, с выходом из кризисной ситуации, ускорением темпов экономического роста, интерес к проблеме долговременных колебаний практически полностью исчез. Но на рубеже 60—70-х годов вновь наблюдается возвращение к этой проблеме, что связано с вступлением рыночной экономики в фазу перестройки ее основных принципов функционирования. Поиск путей повышения эффективности производства в связи с исчерпанием возможностей прежнего механизма самовозрастания капитала, проявившемся в кризисе кейнсианских рецептов регулирования экономической жизни, заставил многих экономистов задуматься над вопросом: не является ли расстройство мировой экономики в 70—80-х годах (выразившееся в учащении кризисов, массовой безработице и ускорении инфляционных процессов) проявлением долговременных периодических колебаний, внутренне присущих экономической системе, и каков механизм этих колебаний. Идея длинных волн в экономике, подкрепленная дополнительными исследованиями и новой статистической информацией, получила свое второе рождение. Особую роль в этом сыграла книга немецкого ученого Г. Менша «Технологический пат: инновации преодолевают депрессии» (1975 г.).

turboreferat.ru

Open Library - открытая библиотека учебной информации

Производство Воздействия государства на экономический цикл. Особенности экономического кризиса в России.

просмотров - 91

Экономические циклы и кризисы не существуют вне связи с объективными условиями. Каждый цикл и кризис воспроизводит ту экономическую обстановку, в которой он развивается. Но охарактеризовать тот или иной цикл или кризис можно только с временного расстояния. Как сказал С. Есенин: Лицом к лицу - лица не увидать. Большое видится на расстоянии. Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Под влиянием государственного воздействия меняется механизм циклического движения. Действующая в условиях регулируемой рыночной экономики комплексная система постоянного государственного воздействия на циклическое воспроизводство характеризуется высоким уровнем централизации финансовых ресурсов в руках государства, широкими масштабами его целœенаправленного вмешательства в процесс воспроизводства, развитием и диверсификацией инструментария экономического регулирования. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, в связи с этим оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно- денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема - на его сдерживание. Так, с целью ослабления "перегрева" экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита͵ вводит новые налоги и повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию щ-налоговые льготы на новые инвестиции. Неотъемлемым элементом современного экономического цикла стала инфляция. Инфляция взаимодействует с циклическим движением экономики. Это сказывается прежде всœего на изменении механизма цикла, в котором теперь переплетаются циклические закономерности движения цен (их падение в фазе кризиса и рост в фазе подъема) с ценообразующими факторами государственного регулирования (вызывающими рост цен).

Кризис в России имеет существенные отличия от обычных кризисов, свойственных капиталистической экономике:

- Он начался не в результате экономического подъема и превышения растущего производства над неуспевающим за ним спросом, а в период падения производства вследствие того, что спрос резко упал, стал меньше предложения и затем снижался быстрее падения производства.

- Он возник не в капиталистической экономике, а в переходной к капиталистической.

- Необходимо отметить, что по своим масштабам российский кризис превзошел всœе имевшие место в истории экономические кризисы в капиталистических странах. Фактором углубления кризиса является высокий уровень монополизма в российской экономике и отсутствие эффективного государственного регулирования цен. Это порождает хроническую инфляцию, которая ведет к обесценению производственных фондов предприятий и вызывает сокращение производства.

Для выхода из кризиса требуется прежде всœего кардинально изменить экономическую политику государства так, чтобы она обеспечила всœе необходимые условия для начала массового обновления технической базы производства

oplib.ru