Профессиональные и личностные качества лидера. Качества лидера профессиональные


Профессиональные и личностные качества лидера

Материалы к контрольной работе № 1

Профессиональные и личностные качества лидера

Выявление и анализ личностных способностей и профессиональных (деловых) качеств лидера имеют большое значение для успешного осуществления им в настоящем и будущем разноплановой управленческой деятельности.

Какими же из них должен обладать руководитель? Этой проблеме посвящены многочисленные исследования. Традиционно выделяют общие и специальные способности.

Общие способности – те, которые обеспечивают успешное владение человеком многими видами деятельности.

Специальные способности – те, которые обеспечивают человеку успех в каком-либо одном виде деятельности.

Отечественный ученый Л.И. Уманский выделял общие и специфические способности умелого организатора.

Общие способности лидера – организатора (такие, которые встречаются и у людей, не являющихся хорошими организаторами):

  • Практичность ума – способность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации;

  • Общительность (коммуникативность) – открытость к другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;

  • Инициативность – творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;

  • Настойчивость – умение доводить дело до конца;

  • Самообладание – управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации;

  • Работоспособность – способность длительное время работать без признаков усталости;

  • Наблюдательность – умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали;

  • Организованность – умение подчиняться определенному ритму работы и планировать свою деятельность.

Специфические способности лидера:

В эту группу входит три компонента:

- психологическая избирательность – способность быстро и глубоко вникать в психологию другого человека и «отражать» ее умело изменяя тон и форму общения, средства и методы воздействия адекватной ситуации;

- практический – психологический ум – способность учитывать индивидуально-психологические особенности каждого человека с целью повышения эффективности деятельности;

- психологический такт – умение быстро находить приемлемую в данных условиях форму общения с людьми в зависимости от их психологических особенностей и эмоционального настроя.

  • Эмоционально-волевая воздейственность.

В эту группу входит так же три компонента:

- общественная энергичность – способность заряжать своей энергией других людей, использую самые разнообразные педагогические и психологические средства, приемы воздействия и методы влияния, прежде всего – личный пример;

- требовательность – постоянство и реальность проявления конкретных требований, связанных с соблюдением установленных правил с учетом складывающейся ситуации;

- критичность – способность анализировать и максимально объективно оценивать деятельность и поведение как собственное, так и других людей.

- самостоятельное включение в деятельность;

- быстрое вхождение в роль организатора;

- умение нести ответственность за собственные действия и действия других людей.

Функции лидера

ЛИДЕР
  1. Вдохновляет

Как лидер, вы можете вдохновлять других на достижение успеха, помочь направить на это энергию, наилучшим образом использовать время. Лидер фокусирует внимание на результатах, процессе и взаимоотношениях. Одна из важнейших черт лидерства – балансирование энергии, вложенной в результаты, процесс и взаимоотношения. Забота о выполнении задания (результаты), способе выполнения (процесс) и взаимоотношениях между теми, кто выполнял, очень важна для лидерства.
  1. Добивается максимального вовлечения

Каждый человек желает участвовать в принятии решений. Лидеры должны выбрать лучший вариант. В результате растет доверие друг к другу, принимается оптимальное решение.

  1. Учит сотрудничеству

Группа следит за поступками и словами лидера. Манера поведения лидера создает атмосферу, способствующую активизации каждого и сотрудничеству.

  1. Строит мосты к действию

Хорошие лидеры обсуждают с группой достижения результатов. Это планирование нужно для достижения цели.

  1. Выделяет лучшие качества в людях

Лидер знает, чего хочет достичь участник. В процессе наблюдения, слушания, общения лидер способствует достижению результата.

  1. Указывает на достижения

Зачастую лидеры настолько поглощены достижением результатов, что забывают делать комплименты членам команды. А ведь это необходимо для того, чтобы человек почувствовал гордость, стал уверенным в себе.

Правила организатора

  1. Получив задание, разберись в нем:

    • Выдели в задаче главное и второстепенное

    • Выясни время (его продолжительность) выполнения задачи

    • Уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто подчиняется тебе

    • Повтори задание

  2. Подготовься к выполнению задания:

  • Изучи опыт других, посоветуйся

  • Сделай предварительную расстановку людей

  • Исходя из реальных возможностей, составь план

  1. Подготовь к выполнению задания своих товарищей:

  • Обсуди план со всеми участниками выполнения организаторской задачи

  • Учти поправки и замечания, высказанные твоими товарищами, прими коллективное решение действовать

  1. Расставь людей, учитывая их возможности:

  • Распредели работу между товарищами с учетом их способностей, имеющихся у них знаний и умений

  • За каждый участок, каждую часть работы должен отвечать один человек, даже если эту часть работы выполняют двое и больше людей

  • Каждый должен знать свои права и обязанности

  1. Согласовывай свои действия:

  • Постоянно получай информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников – младших организаторов

  • Поддерживай связь с теми, кому ты подчиняешься, получай от них информацию обо всех изменениях в задании

  • Интересуйся опытом других, выполняющих подобные задания, используй этот опыт для внесения изменений в ход выполнения заданий

  1. Обучай и инструктируй своих помощников:

  • Подробно объясняй своим помощникам их задачу на определенный период работы

  • Указывай своим помощникам на их ошибки, оказывай помощь в определении трудностей, но не подменяй их

  • Подготавливай своих товарищей к выполнению роли организаторов

  1. Учитывай и контролируй работу и расход материальных средств:

  • Привлекай к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников

  • Осуществляй учет времени, отведенного на выполнение частей работы

  • Давай оценку работу своим товарищам только на основе достоверных данных

  • Старайся выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств. Требуй от своих помощников их экономного использования

  1. Будь внимателен в период завершения работы:

  • Требуй отчета о работе своих помощников

  • При возникающих затруднениях на отдельных участках организуй помощь

  • Организуй сдачу неиспользованных материальных средств

  1. Экономно расходуй свое время и силы:

  • Осуществляй руководство выполнением задания через своих помощников

  • Решай самые главные вопросы, не отвлекайся на мелочи, которые могут решить твои помощники

  • Оказывай помощь в работе на самом трудном участке

  1. Подведи итоги и сделай анализ:

  • Анализируй работу со своими помощниками и со всеми ее участниками. Выявляя положительный опыт, промахи и ошибки

  • Давай оценку работы на основе конкретных результатов

  • Старайся поощрить, отметить работу своих помощников

Как анализировать проделанную работу

Успех лидера, успех детского объединения зависит от того, насколько хорошо они могут анализировать, оценивать проведенное дело, прожитый день; умеют ли они учиться на ошибках других и извлекать пользу из своих промахов.

Анализируя прожитый день (или проведенное дело), дай ответ на следующие вопросы:

  • Что мне удалось сегодня и почему?

  • Как можно использовать достигнутое?

  • Что мне не удалось и почему?

  • Что отняло у меня слишком много времени?

  • Что я сделаю завтра для более рациональной работы?

Метод анализа «Пять пальцев»

Этот способ подведения итогов занимает пять минут. Посмотри на ладонь и подумай, глядя на:

Мизинец (М) – «мысль»: какие знания, опыт я сегодня приобрел?

Безымянный (Б) – «близка ли цель?»: что я сегодня сделал для достижения своей цели?

Средний (С) – «состояние духа»: каким было мое настроение? От чего оно зависел?

Указательный (У) – «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?

Большой (Б) – «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?

В коллективе

Человек – существо общественное. Без других людей, без окружения себе подобными он не может развиваться. Более того, развитие человека связано с расширением круга (группы) людей, с которыми он находится во взаимодействии:

  • До 1 года – его круг общения составляют «мама - папа»

  • В 1 – 3 года семейное сообщество расширяется: мама – папа – другие родственники

  • 3 – 7 лет – детсадовский возраст – ребенок развивается в группе однолеток

  • 7 – 11 лет – учебная группа – класс начальной школы

  • 11 – 17 лет – участие в нескольких различных группах (класс, кружок, друзья, взрослые)

Общение с другими людьми создает предпосылки для проявления различных форм активности и для самостоятельной работы человека над собой.

Коллективом мы будем называть небольшую группу людей, находящихся в личностном контакте и связанных единой общественно полезной целью и деятельностью.

Коллективами также часто называют большие общности, не являющиеся контактными группами (коллектив школы, производственный коллектив и т.д.).

В коллективах идут процессы самоутверждения личности, которая реализуя свои способности, добивается успеха, получает от коллектива положительные оценки. Обычно вы думаете, что имеете в коллективе самостоятельное мнение, позицию. Если это так, то вы – самостоятельный, независимый человек.

Однако коллективы оказывают очень сильное воздействие на членов группы, изменяя их представления о себе и других, заставляя задумываться о том, что ранее не представляло для них никакого интереса. Коллективы формируют вашу самооценку и уровень притязаний, заставляя вас подбирать наиболее удобный стиль поведения. Это характеризует гибкого человека.

Некоторые же люди склонны слепо подчиняться воздействию группы, они становятся конформистами – согласными, пассивными, не имеющими своего мнения. Это не позволяет проявиться их способностям.

В компании неформалов

Молодежь любит объединяться, тусоваться на свободных, добровольных началах. Такие объединения нигде не зарегистрированы, не утверждены и потому называются неформальными (неофициальными). Они могут быть полезными для личности и для общества (пример: тимуровские отряды, музыкальные группы и др.).

Особый вид самоутверждения через групповую принадлежность имеет место в неформальных объединениях асоциальной и антисоциальной направленности (молодежные группировки националистического, фашистского типа, сектанты и др.). самоутверждение происходит здесь в негативных проявлениях. Структура и распределение ролей в этих группах (от лидера-главаря до отвергаемого) не способствует реализации лучших возможностей и способностей членов группы. Она обычно сводится к примитиву: главарь с помощью нескольких приближенных управляет остальными членами группы, унижая их, применяя насилие, обман.

Предупреждения:

  • знаки опасности в компании – алкоголь, наркотики, преобладание незнакомых лиц, неизвестность, чувство страха и тревоги.

  • Сохранение возможности отступления – не связывайте себя обещаниями, не участвуйте в играх «на интерес», всегда имейте путь к бегству.

Система коллективных и индивидуальных ценностей

Приоритет коллектива

Приоритет личности

Коллективизм – идеология, качество личности и принцип организации взаимоотношений и совместной деятельности людей, проявляющийся в:

  • осознанном подчинении личных интересов общественным;

  • товарищеском сотрудничестве, готовности к взаимодействию, взаимопомощи;

  • взаимопонимании, доброжелательности и тактичности;

  • интерес к проблемам и нуждам друг друга

Индивидуализм – это идеология и одновременно черта личности, сущность которой сводится к признанию приоритета индивида над коллективом и обществом.

Противопоставление позиций и интересов отдельного человека (индивида) интересам группы, общества.

Индивидуальность – своеобразие психики и личности данного человека, ее неповторимость.

Социальная адаптация - приспособление индивида к условиям социальной среды, усвоение общепринятых норм и правил поведения.

Автономизация – реализация совокупности установок на себя, самостоятельность и устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлениям личности о себе.

Конформность (несамостоятельность) – подверженность человека групповому влиянию, проявляющаяся в приятии и некритическом усвоении групповых (чужих) норм, ценностей, мнений, позиций.

Самостоятельность – способность иметь и отстаивать свои мнения, взгляды, позиции в условиях группового давления.

Экстравертность – обращенность к обществу, группе; общительность, адаптируемость к изменению условий, коллективизм.

Интравертность – обращенность внутрь себя, замкнутость, малообщительность, низкая адаптируемость к изменению условий.

Альтруизм – преобладание в поведении личности интересов других людей, помощь, сострадание, жертвенность, служение другим людям как смысл жизни.

Эгоизм, эгоцентризм - доминирование корыстных личных интересов безотносительно к интересам других людей, преувеличенное подчеркивание своего Я.

Бескорыстие – служение делу, исполнение долга, благородные поступки не ради славы и денег, а исходя из присущих такой личности качеств доброты, гуманизма, коллективизма и др.

Честолюбие – стремление к первенству, к славе, к получению наград. высокомерное отношение к другим превращает честолюбие в тщеславие.

Советы «Как не стать конформистом»

  • Наблюдайте поведение каждого члена группы и сообщества в целом.

  • Думайте – к чему стремитесь в группе (коллективе) лично вы, как это соотносится с желаниями группы.

  • Планируйте свои личные и групповые цели, как использовать окружающую обстановку для реализации своих возможностей.

  • Действуйте соответственно своему плану, открыто высказывая свои позиции.

  • Оценивайте эффективность ваших действий, анализируйте события.

  • Корректируйте свои действия, если получается не то, на что рассчитываете, и предпринимайте новые попытки утвердить свое право на самостоятельность.

Рекомендации отверженным и изолированным в классе

  • Проверьте себя на лидерские качества, проанализируйте, какие из них нужно и можно скорректировать.

  • Воспитывайте в себе независимость, преодолевая трусость и пренебрегая теми поблажками, за которые вы вынуждены иногда сдаваться, подхалимничать, хитрить.

  • Устанавливайте больше связей, расширяйте круг общения; хотите, чтобы с вами дружили, будьте сами бескорыстным, щедрым другом, товарищем.

  • Пересмотрите все свои «Я», найдите лучшие свои качества, способности и раскройте их товарищам.

  • Особое внимание обратите на анализ и коррекцию своих коммуникативных способностей.

  • Давайте отпор агрессии, не бойтесь.

Предупреждение звездам, предпочитаемым

  • Не зазнавайтесь.

  • Не утверждайтесь за счет унижения других.

  • Не давайте другим прозвища.

  • Будьте добрыми звездами в своем коллективе.

А.Н. Лутошкин выделяет следующие стадии развития коллектива:

  • «Песчаная россыпь». В таком коллективе каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в тоже время все отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знакомы, или просто не решаются, а может и просто не хотят пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, нет общих дел. Отсутствие твердого, четкого авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

  • «Мягкая глина». В группе находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

  • «Мерцающий маяк». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудится сообща, помогать друг другу, бывать вместе. В группе есть на кого опереться. Авторитеты «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню, - организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодоление трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллектива, но и в целом в школе (организации). Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

  • «Алый парус». Здесь действуют по принципу «один - за всех, все – за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью.

У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигает неудача. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних отрядах, коллективах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

  • «Горящий факел». Ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это еще не все. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делая все, чтобы принести пользу людям.

Не всегда скорость движения коллектива по этой лестнице зависит от возраста его членов. В большей степени это зависит от самого организатора и, главное, от выбранного им стиля руководства на той или иной стадии развития коллектива.

gigabaza.ru

Личностные и профессиональные качества лидера реорганизации (интерим-прогрессора)

 

Отличительной особенностью ***прогрессор***а является постоянное ощущение молодости, которое хорошо передано в любимом стихотворении Коносуке Мацуситы (японский предприниматель, основатель Matsushita Electric (с 2008 года название изменено на Panasonic Corporation), торговых марок "Panasonic", "National" и т.д.):

 

Молодость — это не период жизни, а состояние души; это не розовые щеки, красные губы и гибкие колени; это ***воля***, воображение, сила эмоций; это свежесть глубинных источников жизни.Молодость — это победа смелости над робостью, жажды приключений над стремлением к покою. Такое часто случается и в шестьдесят, а не только в двадцать. Никто не стареет лишь потому, что прибавляются годы. Мы стареем, потому что забываем о своих идеалах.Годы могут иссушить кожу, а недостаток энтузиазма иссушает душу. Тревога, страх, неверие в себя поражают сердце и истощают душевные силы человека. И в шестнадцать, и в шестьдесят лет человеку присущи способность удивляться, неугомонная детская любознательность и радость жизни.Вы молоды до тех пор, пока ваша душа улавливает сигналы красоты, надежды, радости, бесстрашия и силы, исходящие от людей и из бесконечности. Если эта способность исчезает и ваш дух сковывает холод цинизма и пессимизма, вы можете состариться даже в двадцать. Но если ваши чувства остры, если их омывают волны оптимизма, у вас есть надежда умереть молодым в восемьдесят лет.

 

Собирательный образ прогрессора

 

 

1. Является зрелой личностью, поэтому как правило, находится в возрасте более 40 лет.2. Стаж работы в области практического управления (***управление***) составляет не менее 12-ти лет.3. Не менее 5 лет реализует организационные проекты, опираясь на свои деловые качества, профессионализм, опыт и эрудицию.4. Обладает широким кругозором во всех функциональных областях организационного управления, но является специалистом в сфере общего управления (***общее управление***). Как правило, является экспертом в одной из ключевых областей: маркетинга, человеческих ресурсов, финансов, экономики, логистики, информационных технологий.5. Отличается проницательностью, умеет делегировать власть и вовремя передает ее. Работает в тесном контакте с людьми, хорошо разбирается в политических играх крупных компаний.6. Выбирает профессию прогрессора исходя из хорошего знания своего психологического типа (***психологический тип***), стиля управления, своих сильных и слабых качеств и способностей. Интересуется практической психологией.7. Постоянно занимается развитием личности. Имеет устоявшуюся систему ценностей (***ценности***). Знает свои ***жизненные цели*** и последовательно к ним стремится.8. Свободное время использует для восстановления и обучения. Как правило, владеет техниками расслабления, восстановления энергетического потенциала, психологической разгрузки. Как правило, владеет техникой скорочтения и методикой эффективного запоминания.9. Обладает хорошим чувством времени. Распоряжается временем, как ценным, невозобновляемым ресурсом. Владеет навыками управления временем.10. Внешнее выражение соответствует внутреннему содержанию. Обладает чувством юмора, приятный собеседник, который больше слушает, чем говорит.11. Обладает пытливым умом, всегда стремится глубоко разобраться в сути вещей и событий, касающихся области его профессиональных и личных интересов.12. Имеет высокий энергетический потенциал. Обладает жизненной стойкостью, оптимизмом, позитивным мышлением. Следит за своим здоровьем, внешним видом. Понимает, что хорошее здоровье - это источник хорошего самочувствия, жизнерадостности, энергии.

 

Профессиональные качества и навыки

 

Прогрессоры должны быть диагностами (***диагностика***), ***эксперт***ами, ***коуч***ами, ***бизнес-тренер***ами, проектными менеджерами (***менеджер проектов***) и руководителями (***руководитель***) высшего ранга в одном лице. Для успешного осуществления своей деятельности они должны обладать такими профессиональными качествами и ***навык***ами:

 

Компетентность

 

Расчётливый риск

 

Выделение приоритетов

 

 

 

Своевременность принятия решений

 

Инициативность

 

Командный стиль управления

 

Способность доносить идеи, убеждать

 

Планирование

 

Стратегическое мышление

 

Ориентация на рыночные возможности

 

Ориентация на качество

 

 

 

Новаторство

 

Накопленный опыт

              

 

Личностные качества

 

По психологическому типу прогрессоры, как правило являются интуитивно-логическими экстравертами или интровертами:

 

Экстравертно-интуитивный индивидуум чрезвычайно важен как для экономики, так и для культуры, он может оказать неоценимую услугу как инициатор или покровитель новых предприятий. Он привносит свои мечты в жизнь, отстаивает их, убедительно и с жаром воплощает их.Карл Юнг, выдающийся психолог.

 

Деятельность прогрессора требует наличия развитых личностных качеств, таких как:

 

Ярко выраженные лидерские качества
Высокое чувство ответственности
Высокая самодисциплина
Трезвая и объективная самооценка
Целеустремлённость
Упорство и настойчивость
Волевое преодоление страха перед ошибками
Развитая интуиция и логика
Дальновидность
Реалистичность
Последовательность
Надёжность
Творческое мышление
Масштабное мышление
Высокие этические нормы
Жизненная стойкость

предлагаю прочитать об этих качествах с цитатами успешных предпринимателей  →

 

Наиболее известные своими выдающимися достижениями и нестандартным управленческим мировоззрением ***менеджер***ы по своей сути были прогрессорами. Это Джек Уэлч («Дженерал электрик»), Ли Яккока («Крайслер»), Акио Морита («Сони»), Соичиро Хонда («Хонда мотор»), Фред Смит («Федерал экспресс») и многие другие. Поэтому, с одной стороны, прогрессор - это профессия, а с другой стороны – это образ мышления, образ жизни.

Автор: Игорь Владимирович Бондаренко,основатель компании «Прогрессивный менеджмент»

 

 

← вернуться к исходному тексту

← перейти на страницу Услуги компании «Прогрессивный менеджмент»

← перейти на главную страницу Прогрессивный менеджмент | Поиск инвесторов, бизнес-планирование, управление изменениями

 

 

 

 

 

 

Использование любой части материалов данного сайта допускается только с явно видимой активной ссылкой на источник информации www.progressive-management.com.ua

 

www.progressive-management.com.ua

Профессиональные и личностные качества лидера

Материалы к контрольной работе № 1

Профессиональные и личностные качества лидера

Выявление и анализ личностных способностей и профессиональных (деловых) качеств лидера имеют большое значение для успешного осуществления им в настоящем и будущем разноплановой управленческой деятельности.

Какими же из них должен обладать руководитель? Этой проблеме посвящены многочисленные исследования. Традиционно выделяют общие и специальные способности.

Общие способности – те, которые обеспечивают успешное владение человеком многими видами деятельности.

Специальные способности – те, которые обеспечивают человеку успех в каком-либо одном виде деятельности.

Отечественный ученый Л.И. Уманский выделял общие и специфические способности умелого организатора.

Общие способности лидера – организатора (такие, которые встречаются и у людей, не являющихся хорошими организаторами):

  • Практичность ума – способность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации;
  • Общительность (коммуникативность) – открытость к другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;
  • Инициативность – творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;
  • Настойчивость – умение доводить дело до конца;
  • Самообладание – управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации;
  • Работоспособность – способность длительное время работать без признаков усталости;
  • Наблюдательность – умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали;
  • Организованность – умение подчиняться определенному ритму работы и планировать свою деятельность.
Специфические способности лидера:
  • Организационное чутье.

В эту группу входит три компонента:

- психологическая избирательность – способность быстро и глубоко вникать в психологию другого человека и «отражать» ее умело изменяя тон и форму общения, средства и методы воздействия адекватной ситуации;

- практический – психологический ум – способность учитывать индивидуально-психологические особенности каждого человека с целью повышения эффективности деятельности;

- психологический такт – умение быстро находить приемлемую в данных условиях форму общения с людьми в зависимости от их психологических особенностей и эмоционального настроя.

  • Эмоционально-волевая воздейственность.

В эту группу входит так же три компонента:

- общественная энергичность – способность заряжать своей энергией других людей, использую самые разнообразные педагогические и психологические средства, приемы воздействия и методы влияния, прежде всего – личный пример;

- требовательность – постоянство и реальность проявления конкретных требований, связанных с соблюдением установленных правил с учетом складывающейся ситуации;

- критичность – способность анализировать и максимально объективно оценивать деятельность и поведение как собственное, так и других людей.

  • Склонность к организаторской деятельности:
- самостоятельное включение в деятельность;

- быстрое вхождение в роль организатора;

- умение нести ответственность за собственные действия и действия других людей.

Функции лидера

ЛИДЕР

  1. Вдохновляет
Как лидер, вы можете вдохновлять других на достижение успеха, помочь направить на это энергию, наилучшим образом использовать время. Лидер фокусирует внимание на результатах, процессе и взаимоотношениях. Одна из важнейших черт лидерства – балансирование энергии, вложенной в результаты, процесс и взаимоотношения. Забота о выполнении задания (результаты), способе выполнения (процесс) и взаимоотношениях между теми, кто выполнял, очень важна для лидерства.
  1. Добивается максимального вовлечения
Каждый человек желает участвовать в принятии решений. Лидеры должны выбрать лучший вариант. В результате растет доверие друг к другу, принимается оптимальное решение.
  1. Учит сотрудничеству
Группа следит за поступками и словами лидера. Манера поведения лидера создает атмосферу, способствующую активизации каждого и сотрудничеству.
  1. Строит мосты к действию
Хорошие лидеры обсуждают с группой достижения результатов. Это планирование нужно для достижения цели.
  1. Выделяет лучшие качества в людях
Лидер знает, чего хочет достичь участник. В процессе наблюдения, слушания, общения лидер способствует достижению результата.
  1. Указывает на достижения
Зачастую лидеры настолько поглощены достижением результатов, что забывают делать комплименты членам команды. А ведь это необходимо для того, чтобы человек почувствовал гордость, стал уверенным в себе.

Правила организатора

  1. Получив задание, разберись в нем:
    • Выдели в задаче главное и второстепенное
    • Выясни время (его продолжительность) выполнения задачи
    • Уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто подчиняется тебе
    • Повтори задание
  2. Подготовься к выполнению задания:
  • Изучи опыт других, посоветуйся
  • Сделай предварительную расстановку людей
  • Исходя из реальных возможностей, составь план
  1. Подготовь к выполнению задания своих товарищей:
  • Обсуди план со всеми участниками выполнения организаторской задачи
  • Учти поправки и замечания, высказанные твоими товарищами, прими коллективное решение действовать
  1. Расставь людей, учитывая их возможности:
  • Распредели работу между товарищами с учетом их способностей, имеющихся у них знаний и умений
  • За каждый участок, каждую часть работы должен отвечать один человек, даже если эту часть работы выполняют двое и больше людей
  • Каждый должен знать свои права и обязанности
  1. Согласовывай свои действия:
  • Постоянно получай информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников – младших организаторов
  • Поддерживай связь с теми, кому ты подчиняешься, получай от них информацию обо всех изменениях в задании
  • Интересуйся опытом других, выполняющих подобные задания, используй этот опыт для внесения изменений в ход выполнения заданий
  1. Обучай и инструктируй своих помощников:
  • Подробно объясняй своим помощникам их задачу на определенный период работы
  • Указывай своим помощникам на их ошибки, оказывай помощь в определении трудностей, но не подменяй их
  • Подготавливай своих товарищей к выполнению роли организаторов
  1. Учитывай и контролируй работу и расход материальных средств:
  • Привлекай к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников
  • Осуществляй учет времени, отведенного на выполнение частей работы
  • Давай оценку работу своим товарищам только на основе достоверных данных
  • Старайся выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств. Требуй от своих помощников их экономного использования
  1. Будь внимателен в период завершения работы:
  • Требуй отчета о работе своих помощников
  • При возникающих затруднениях на отдельных участках организуй помощь
  • Организуй сдачу неиспользованных материальных средств
  1. Экономно расходуй свое время и силы:
  • Осуществляй руководство выполнением задания через своих помощников
  • Решай самые главные вопросы, не отвлекайся на мелочи, которые могут решить твои помощники
  • Оказывай помощь в работе на самом трудном участке
  1. Подведи итоги и сделай анализ:
  • Анализируй работу со своими помощниками и со всеми ее участниками. Выявляя положительный опыт, промахи и ошибки
  • Давай оценку работы на основе конкретных результатов
  • Старайся поощрить, отметить работу своих помощников
Как анализировать проделанную работу

Успех лидера, успех детского объединения зависит от того, насколько хорошо они могут анализировать, оценивать проведенное дело, прожитый день; умеют ли они учиться на ошибках других и извлекать пользу из своих промахов.

Анализируя прожитый день (или проведенное дело), дай ответ на следующие вопросы:

  • Что мне удалось сегодня и почему?
  • Как можно использовать достигнутое?
  • Что мне не удалось и почему?
  • Что отняло у меня слишком много времени?
  • Что я сделаю завтра для более рациональной работы?
Метод анализа «Пять пальцев»

Этот способ подведения итогов занимает пять минут. Посмотри на ладонь и подумай, глядя на:

Мизинец (М) – «мысль»: какие знания, опыт я сегодня приобрел?

Безымянный (Б) – «близка ли цель?»: что я сегодня сделал для достижения своей цели?

Средний (С) – «состояние духа»: каким было мое настроение? От чего оно зависел?

Указательный (У) – «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?

Большой (Б) – «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?

В коллективе Человек – существо общественное. Без других людей, без окружения себе подобными он не может развиваться. Более того, развитие человека связано с расширением круга (группы) людей, с которыми он находится во взаимодействии:

  • До 1 года – его круг общения составляют «мама - папа»
  • В 1 – 3 года семейное сообщество расширяется: мама – папа – другие родственники
  • 3 – 7 лет – детсадовский возраст – ребенок развивается в группе однолеток
  • 7 – 11 лет – учебная группа – класс начальной школы
  • 11 – 17 лет – участие в нескольких различных группах (класс, кружок, друзья, взрослые)
Общение с другими людьми создает предпосылки для проявления различных форм активности и для самостоятельной работы человека над собой.

Коллективом мы будем называть небольшую группу людей, находящихся в личностном контакте и связанных единой общественно полезной целью и деятельностью.

Коллективами также часто называют большие общности, не являющиеся контактными группами (коллектив школы, производственный коллектив и т.д.).

В коллективах идут процессы самоутверждения личности, которая реализуя свои способности, добивается успеха, получает от коллектива положительные оценки. Обычно вы думаете, что имеете в коллективе самостоятельное мнение, позицию. Если это так, то вы – самостоятельный, независимый человек.

Однако коллективы оказывают очень сильное воздействие на членов группы, изменяя их представления о себе и других, заставляя задумываться о том, что ранее не представляло для них никакого интереса. Коллективы формируют вашу самооценку и уровень притязаний, заставляя вас подбирать наиболее удобный стиль поведения. Это характеризует гибкого человека.

Некоторые же люди склонны слепо подчиняться воздействию группы, они становятся конформистами – согласными, пассивными, не имеющими своего мнения. Это не позволяет проявиться их способностям.

В компании неформалов

Молодежь любит объединяться, тусоваться на свободных, добровольных началах. Такие объединения нигде не зарегистрированы, не утверждены и потому называются неформальными (неофициальными). Они могут быть полезными для личности и для общества (пример: тимуровские отряды, музыкальные группы и др.).

Особый вид самоутверждения через групповую принадлежность имеет место в неформальных объединениях асоциальной и антисоциальной направленности (молодежные группировки националистического, фашистского типа, сектанты и др.). самоутверждение происходит здесь в негативных проявлениях. Структура и распределение ролей в этих группах (от лидера-главаря до отвергаемого) не способствует реализации лучших возможностей и способностей членов группы. Она обычно сводится к примитиву: главарь с помощью нескольких приближенных управляет остальными членами группы, унижая их, применяя насилие, обман.

Предупреждения:

  • знаки опасности в компании – алкоголь, наркотики, преобладание незнакомых лиц, неизвестность, чувство страха и тревоги.
  • Сохранение возможности отступления – не связывайте себя обещаниями, не участвуйте в играх «на интерес», всегда имейте путь к бегству.

Система коллективных и индивидуальных ценностей

Приоритет коллектива Приоритет личности
Коллективизм – идеология, качество личности и принцип организации взаимоотношений и совместной деятельности людей, проявляющийся в:
  • осознанном подчинении личных интересов общественным;
  • товарищеском сотрудничестве, готовности к взаимодействию, взаимопомощи;
  • взаимопонимании, доброжелательности и тактичности;
  • интерес к проблемам и нуждам друг друга
Индивидуализм – это идеология и одновременно черта личности, сущность которой сводится к признанию приоритета индивида над коллективом и обществом.

Противопоставление позиций и интересов отдельного человека (индивида) интересам группы, общества.

Индивидуальность – своеобразие психики и личности данного человека, ее неповторимость.
Социальная адаптация - приспособление индивида к условиям социальной среды, усвоение общепринятых норм и правил поведения. Автономизация – реализация совокупности установок на себя, самостоятельность и устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлениям личности о себе.
Конформность (несамостоятельность) – подверженность человека групповому влиянию, проявляющаяся в приятии и некритическом усвоении групповых (чужих) норм, ценностей, мнений, позиций. Самостоятельность – способность иметь и отстаивать свои мнения, взгляды, позиции в условиях группового давления.
Экстравертность – обращенность к обществу, группе; общительность, адаптируемость к изменению условий, коллективизм. Интравертность – обращенность внутрь себя, замкнутость, малообщительность, низкая адаптируемость к изменению условий.
Альтруизм – преобладание в поведении личности интересов других людей, помощь, сострадание, жертвенность, служение другим людям как смысл жизни. Эгоизм, эгоцентризм - доминирование корыстных личных интересов безотносительно к интересам других людей, преувеличенное подчеркивание своего Я.
Бескорыстие – служение делу, исполнение долга, благородные поступки не ради славы и денег, а исходя из присущих такой личности качеств доброты, гуманизма, коллективизма и др. Честолюбие – стремление к первенству, к славе, к получению наград. высокомерное отношение к другим превращает честолюбие в тщеславие.
Советы «Как не стать конформистом»
  • Наблюдайте поведение каждого члена группы и сообщества в целом.
  • Думайте – к чему стремитесь в группе (коллективе) лично вы, как это соотносится с желаниями группы.
  • Планируйте свои личные и групповые цели, как использовать окружающую обстановку для реализации своих возможностей.
  • Действуйте соответственно своему плану, открыто высказывая свои позиции.
  • Оценивайте эффективность ваших действий, анализируйте события.
  • Корректируйте свои действия, если получается не то, на что рассчитываете, и предпринимайте новые попытки утвердить свое право на самостоятельность.

Рекомендации отверженным и изолированным в классе

  • Проверьте себя на лидерские качества, проанализируйте, какие из них нужно и можно скорректировать.
  • Воспитывайте в себе независимость, преодолевая трусость и пренебрегая теми поблажками, за которые вы вынуждены иногда сдаваться, подхалимничать, хитрить.
  • Устанавливайте больше связей, расширяйте круг общения; хотите, чтобы с вами дружили, будьте сами бескорыстным, щедрым другом, товарищем.
  • Пересмотрите все свои «Я», найдите лучшие свои качества, способности и раскройте их товарищам.
  • Особое внимание обратите на анализ и коррекцию своих коммуникативных способностей.
  • Давайте отпор агрессии, не бойтесь.

Предупреждение звездам, предпочитаемым

  • Не зазнавайтесь.
  • Не утверждайтесь за счет унижения других.
  • Не давайте другим прозвища.
  • Будьте добрыми звездами в своем коллективе.

А.Н. Лутошкин выделяет следующие стадии развития коллектива:

  • «Песчаная россыпь». В таком коллективе каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в тоже время все отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знакомы, или просто не решаются, а может и просто не хотят пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, нет общих дел. Отсутствие твердого, четкого авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.
Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.
  • «Мягкая глина». В группе находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.
  • «Мерцающий маяк». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудится сообща, помогать друг другу, бывать вместе. В группе есть на кого опереться. Авторитеты «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню, - организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодоление трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллектива, но и в целом в школе (организации). Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
  • «Алый парус». Здесь действуют по принципу «один - за всех, все – за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью.
У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигает неудача. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних отрядах, коллективах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.
  • «Горящий факел». Ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это еще не все. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делая все, чтобы принести пользу людям.
Не всегда скорость движения коллектива по этой лестнице зависит от возраста его членов. В большей степени это зависит от самого организатора и, главное, от выбранного им стиля руководства на той или иной стадии развития коллектива.

Поделитесь с Вашими друзьями:

dogmon.org

Профессиональные качества руководителя

профессиональные качества руководителя

Быть профессиональным руководителем довольно непросто. Перед этим человеком стоит множество сложных задач, поэтому толковый руководитель должен обладать определенными личностными и деловыми качествами.

Качества руководителя лидера

Профессиональные качества руководителя очень важны, так как без них будет невозможно создать благоприятный психологический климат в рабочем коллективе. Прежде всего, к положительным личностным качествам руководителя можно отнести харизматичность, энергичность, предприимчивость, уравновешенность и уверенность в себе, этот человек должен вызывать уважение, уметь контролировать свои эмоции и творчески подходить к решению поставленных задач. Хороший руководитель должен всегда выполнять свои обещания, быть ответственным и надежным человеком, уметь отстаивать свою точку зрения даже перед вышестоящим начальством. Упорство и настойчивость руководителя не должны граничить с упрямством.

К развитию лидерских качеств руководителя можно отнести также легкость общения и умение правильно строить разговор, как в личном, так и в деловом общении, в зависимости от сложившейся ситуации. Настоящий руководитель никогда не станет винить в неудачах своих подчиненных или обстоятельства, он ценит работу каждого сотрудника, понимая, что они являются винтиками, без которых механизм просто не будет работать.

Профессиональные качества руководителя

Профессиональный руководитель должен делать все возможное для достижения поставленных задач, а для этого ему необходимо четко представлять себе конечную цель и то, каким образом ее можно добиться. Руководитель должен быть стрессоустойчив и обладать навыками решения конфликтных ситуаций, которые могут возникать как внутри коллектива, так и с клиентами, гостями или посетителями.

личностные и деловые качества руководителя

Хороший руководитель не делает всю работу сам, он лишь контролирует правильное ее выполнение. Умение грамотно делегировать полномочия – еще одно немаловажное качество руководителя. Необходимо понимать, какой сотрудник лучше справится с поставленной задачей, возможно, чей-то потенциал лишь предстоит открыть. Грамотная мотивация персонала влияет на его заинтересованность в качественном выполнении поставленных целей. Важно не только координировать, а и постоянно контролировать работу подчиненных. Хороший менеджер должен строить свою работу согласно основам тайм-менеджмента, распределяя задачи на главные и второстепенные.

kak-bog.ru

психологические, профессиональные и личностные факторы успеха

качества лидера

Как часто вам приходилось слышать о ком-то: «Он (или она) – прирожденный лидер»? Пожалуй, не так уж и много людей, обладающих особыми качествами, которые вполне естественно выводят их на ведущие позиции. А что именно делает этих людей такими? Каковы личностные качества лидера, и действительно ли эти качества даются кому-то от природы? И если это так, означает ли это, что обычный, средний человек никогда не сможет стать лидером?

Вряд ли это так. Взять, хотя бы, любую руководящую должность – вы согласны, что хороший руководитель обязательно должен иметь задатки вожака, ведь он «ведет» за собой коллектив? Значит, его основные профессиональные навыки имеют не настолько важное значение, как качества лидеров групп. И что же, руководителем коллектива может стать только тот, кто родился «готовым» лидером? Конечно, это не так. И если вы устремлены к карьерному росту и хотите стать хорошим руководителем, или просто хотите добиться успеха в жизни, то вам стоит подумать о том, чтобы развить в себе качества, присущие лидеру.

Кто такой лидер?

Лидер – это тот, кто помогает другим сделать намного больше, чем они когда-либо считали возможным. Лидерство одного человека помогает разблокировать потенциал остальных, будь то индивидуальные возможности или же потенциал группы, компании или организации. Он не рассказывает другим, что делать, но вдохновляет людей и позволяет им увидеть то, на что они способны, а затем помогает туда «добраться».

Лидерство может быть определено как способность одного человека побудить других добровольно следовать за ним. Это психологические качества, которые представляют собой сочетание знаний, ценностей, навыков и особенностей поведения. Лидерство – это процесс, который помогает группе людей в достижении их целей.

Лидер всегда видит четкую картину конечной цели, поэтому он всегда знает, куда идти. Для него характерно твердое понимание того, как выглядит успех и как его можно достичь. Мало того, человек с задатками лидера способен сохранить свое видение цели даже в неблагоприятных условиях, и при этом продолжает действовать целеустремленно, сохраняя страстную веру в успех и заражая этой страстью своих последователей.

Хороший руководитель достаточно дисциплинирован, чтобы работать над своим видением конечного итога и направлять свои действия и действия команды к достижению цели. Лидер не страдает «аналитическим параличом», зато способен стать источником вдохновения и умеет других заставить поверить в успех. Какие еще качества личности лидера стоит отметить?

Качества, присущие настоящему лидеру

Действительно ли человек рождается с лидерскими задатками, или развить такие умения и навыки может любой человек – вопрос, который остается открытым для обсуждения. Но то, что истинного лидера отличают от других основные психологические и личностные качества, которые и делают их таковыми – это непреложный факт. Давайте изучим эти качества подробнее.

  • Честность. Лидер должен пользоваться доверием своих последователей, и честность в этом главная его помощница. Человек, претендующий на веру других людей в его слова и поступки, никогда не станет кривить душой и выдавать желаемое за действительное.
  • Открытость, которая означает возможность услышать новые идеи, даже если они не соответствуют общепринятым способам мышления. Хорошие лидеры способны выслушать и принять чужую идею, и не хуже сами могут придумать и ввести новые способы ведения дел, которые до него еще никто не пробовал вводить. Открытость приводит к взаимному уважению и доверию между ведущим и его последователями, и позволяет одним свободно высказывать новые личные идеи, а другим – услышать их. Открытый лидер не станет отстаивать преимущество своего видения путей к достижению цели; наоборот, мысли других он рассматривает, как потенциально гораздо лучшие, чем его собственные предложения. Умение открыто рассмотреть альтернативы собственному решению является важным навыком для настоящего лидера.
  • Творческий подход к любой проблеме, который на деле является результатом способности думать иначе, чем это принято. Очень часто так бывает, что «замыленный» взгляд на вещи сдерживает поиск решения. Лидер обычно такой проблемы не испытывает. Творческая натура таких людей дает им возможность увидеть то, что другие увидеть не способны, и он ведет своих последователей в новом направлении. Чаще всего лидер говорит: «А что, если…?», и вряд ли вы от него услышите: «Я знаю, что это глупый вопрос…».
  • Уверенность, которую ни в коем случае нельзя путать с агрессивностью. Скорее, это возможность четко указать, как надо действовать и чего от этих действий следует ожидать. Лидер должен быть напористым, чтобы получить желаемый результат. Наряду с уверенностью приходит ответственность за четкое понимание того, что последователи ожидают от своих лидеров. Такой человек вселяет уверенность в других и объединяет все усилия команды для решения поставленной задачи.
  • Нельзя не упомянуть чувство юмора, отмечая личные качества любого лидера. Это жизненно важное чувство (в данном случае), ведь оно помогает снять напряжение и скуку, а также разрядить враждебность, которая может возникнуть между членами команды. Юмор является своеобразной формой власти, которая обеспечивает контроль над рабочей обстановкой. А если сказать проще, то юмор способствует установлению духа товарищества в группе.
  • Энтузиазм. Люди будут охотнее верить человеку, который страстно и преданно относится к своему делу. Лидер должен стать источником вдохновения и быть мотиватором для остальных. Несмотря на то, что личные обязанности руководителя могут отличаться от обязанностей других членов команды, истинного лидера все воспринимают как часть команды, работающей для достижения цели. Такой человек не боится засучить рукава и взяться за «грязную» работу.
  • Лидер должен действовать организованно и целенаправленно в условиях неопределенности. Люди в трудные моменты всегда смотрят на своего лидера в поисках уверенности и безопасности.
  • Умение мыслить аналитически. Мало того, что хороший лидер видит ситуацию в целом, он может разбить ее на части для ближайшего рассмотрения. То есть, удерживая цель в поле своего зрения, хороший руководитель может разбить ее на промежуточные цели, чтобы выработать управляемые шаги и добиться прогресса в этом направлении.
  • Готовность к переменам. Перемены являются одним из наиболее очевидных факторов жизни, но именно они всегда встречают наибольшее сопротивление. Эффективные лидеры, наоборот, понимают важность изменений, хотя игнорировать неизбежность перемен и сохранять вещи такими, какими они всегда были, другим кажется проще. Кроме того, лидер не только принимает, но и предвидит нововведения.

Это лишь некоторые, самые главные, на наш взгляд, личностные качества современного лидера. Они могут естественным образом присутствовать в личности руководителя, но, тем не менее, каждую из этих характеристик можно развивать и укреплять. Так же, как мы развиваем свои профессиональные навыки. Об этом, пожалуй, стоит поговорить подробнее.

личностные качества лидера

Как развить в себе лидерские качества

Вы должны понимать, что лидерами не становятся в одночасье. Даже рожденные с лидерскими задатками должны работать над собой, чтобы повысить свои шансы достичь высоких результатов в качестве человека, ведущего за собой команду. Можно было бы перечислить много черт характера, которые, несомненно, являются важными. Но психологи, изучив истории наиболее известных людей, составили список из десяти качеств, которые необходимо развивать в себе в первую очередь, если вы хотите достичь успеха на этом поприще. Чтобы выйти на новый уровень, вам необходимо развивать следующие качества, присущие лидеру:

  1. Видение цели

    Лидеры имеют четкое представление о том, куда они хотят идти и чего они намерены добиться. Они видят четкую картину и создают стратегический план для достижения своих целей.

    Как разработать свое видение цели: изучайте биографии великих вождей и успешных людей, читайте новые и классические мотивационные книги по ведению бизнеса, общайтесь с людьми, которые обладают развитыми лидерскими навыками. Формулируйте какую-то цель на каждый день, и наблюдайте за тем, насколько она была точной и эффективны ли были принятые для ее достижения меры. Постепенно ставьте перед собой все более отдаленные личные цели.

  2. Способность принимать решения

    Лидеры не боятся принять сложное и непопулярное решение, потому что они уверены в себе и в своих силах. Они знают, что нерешительность убивает ресурсы и возможности.

    Как отточить свои навыки принятия решений: начинайте принимать решения в тех областях, где отказ или неудача не станет критичной для вашей уверенности в себе. Если решение окажется неправильным, извлеките для себя урок и двигайтесь дальше.

  3. Принятие риска

    Лидеры должны иметь мужество действовать в ситуациях, когда положительный результат не гарантирован. Они готовы рисковать неудачей.

    Как научиться идти на риск: анализируйте ситуацию, перечисляя достоинства и недостатки каждого варианта, а затем назначьте каждому выбору рейтинг факторов риска от одного до пяти. Далее определите вероятность того, что каждый вариант будет происходить именно так, как вы задумали. Все это поможет вам определиться, на какой риск вы готовы пойти и какой вариант захотите предпочесть.

    Совет: не ожидайте совершенства. Никто не может постоянно выигрывать. Совершая ошибки, лидеры растут.

  4. Мотивация других

    Лидеры могут изложить свое видение цели и средств ее достижения, убеждая других в ценности своих идей. Они умеют вдохновлять людей работать для достижения общих целей и устремления к таким высотам, о которых эти люди даже не думали, что способны их достигнуть. Под влиянием лидера члены команды стремятся повысить свои профессиональные и личностные качества.

    Как мотивировать людей: изучите потребности, которые могут мотивировать людей к действию. Только обратите внимание на то, что одинаковый результат мотивирует не каждого человека. Внимательно слушайте других, чтобы узнать, что ими движет.

    Совет: мотивируйте сотрудников, только убедившись, что каждый из них понимает, как его работа способствует достижению общей цели.

  5. Умение создать команду

    Лидеры создают продуктивно действующие группы, которые складываются из лучших людей. В команде успешно развивается дух сотрудничества, члены группы легко приходят к консенсусу и разрешению конфликтов.

    Как улучшить свои навыки образования команды: избегайте предвзятых ответов на каждый вопрос. Сконцентрируйтесь на оценивании различных точек зрения в ходе дискуссий, вместо того, чтобы пытаться доказать свою точку зрения. Учитесь видеть и использовать лучшие качества остальных членов команды.

  6. Стремление к самопознанию

    Лидеры знают свои сильные и слабые стороны и объективно оценивают свое поведение. Они признают свои недостатки, открыты для обратной связи и готовы вносить изменения в свои личностные качества, если в этом есть необходимость. Хороший лидер стремится к совершенству. Он не только придерживается высоких стандартов, но и активно поднимает планку, чтобы достичь совершенства в разных областях своей деятельности.

    Как расширить свое самопознание: анализируйте свои действия и их последствия. Спрашивайте мнение других о том, что вам стоило бы сделать, чтобы улучшить свои качества руководителя.

    Совет: ведите дневник, в который записывайте наиболее значимые события и инциденты. Так вы всегда сможете оглянуться назад и проанализировать, что вы сделали хорошо, а что могли бы сделать и лучше.

  7. Сохранение целостности личности

    Лидеры должны быть надежными, только тогда другие станут следовать за ними. Честные отношения, хорошо контролируемые эмоции, предсказуемые реакции, отсутствие истеричного поведения и вспышек ярости – все это признаки целостности. Целостность позволяет придерживаться своих ценностей, даже если альтернативный путь может показаться более простым и сулящим большие выгоды. Лидер, который обладает этой чертой характера, кажется своим последователям понятным и надежным, что делает его более доступным для них. Кроме того, он может послужить своеобразной моделью для людей, которые захотели бы ему подражать.

    Как оценить свою целостность: активно искать обратную связь с друзьями, коллегами, даже с подчиненными. Это поможет более четко определить свои ценности и меру своей ответственности, и вы сможете проверить, насколько ваши представления о цели и о вашей роли в коллективе совпадают с представлениями об этом других людей.

  8. Работа над собой на протяжении всей жизни

    Лидерам присуще стремление постоянно учиться, расти и быть открытыми для новых идей.

    Как расширить свои знания: повышайте свои профессиональные качества, общайтесь с коллегами для обмена новыми идеями и вдохновением, перенимайте опыт более опытных лидеров, читайте книги по теории управления людьми.Совет: Мудрые лидеры ищут партнеров, которые могли бы дополнить их собственные слабые стороны.

  9. Эффективное общение

    Лидеры могут передать свои идеи совершенно разным людям, и умеют корректировать стиль общения для того, чтобы найти подход к любому и взаимопонимание с каждым отдельным человеком.

    Как улучшить навыки общения: практикуйте активное слушание и изучайте невербальные сигналы тела. «Читайте между строк» во время разговора, особенно при работе с ведомыми членами группы или с подчиненными, которые могут быть иногда не заинтересованы в том, чтобы сказать все, о чем они думают. Излагайте наиболее важную информацию, несколько повторяясь, но при этом каждый раз преподнося ее по-разному – чтобы каждый мог хорошо понять, о чем идет речь. Просите слушателей повторить сказанное, чтобы убедиться, что им полностью понятен предмет разговора.

  10. Активная помощь другим в достижении успеха

    Грамотный лидер дает возможность остальным полностью реализовать свой потенциал, понимая, что тем самым только укрепит команду и принесет пользу организации.

    Как дать другим толчок к развитию: поощряйте даже самый маленький успех каждого члена команды. Делегируйте некоторые свои обязанности и полномочия своим последователям, если чувствуете, что они способны взять на себя руководящую роль.

Мы обрисовали вам «фронт работ», то есть дали представление о том, что вам надо изменить и развить в себе, чтобы действительно стать лидером, способным вести за собой людей. Вам, если вы действительно хотите добиться настоящего успеха, предстоит следовать нашим советам пункт за пунктом. Ну, а мы хотим дать вам еще одну небольшую памятку – своеобразное руководство к действию.

Как должен себя вести настоящий лидер

  • Выслушайте другого, прежде чем начнете говорить сама;
  • Используйте «волшебные» слова – «пожалуйста» и «спасибо»;
  • Будучи целеустремленной, не забывайте помогать и другим каждый день находить решение проблем;
  • Выполняйте все свои обещания;
  • Будьте готовы сами соответствовать тем требованиям, которые предъявляете к своим подопечным;
  • Не скупитесь на благодарность за хорошо выполненную работу;
  • Сообща празднуйте все победы, большие и малые;
  • Показывайте пример во всем;
  • Будьте по-настоящему заинтересованы в своих последователях;
  • Будьте готовы взять на себя ответственность за плохую работу команды;
  • Сосредоточьтесь на главной цели.

После того, как вы освоите базовые личностные навыки, о которых мы вам рассказали, каждый следующий шаг вам будет делать все легче и легче. Очень надеемся, что смогли помочь вам разобраться, как вести за собой людей.

Главное, вы должны понять, что становление настоящего лидера – это процесс, который никогда не заканчивается. Получайте удовольствие от самосовершенствования и ищите новые способы, чтобы мотивировать других! Миру не хватает настоящих лидеров, и хочется верить, что вы решитесь взять на себя ответственность и поможете другим людям найти свой путь в жизни.

dalinatex.ru

Качества лидера: харизма.

Харизма, говоря попросту, — это способность притягивать к себе людей. И ее, равно как и другие черты характера, можно в себе развить.Чтобы превратиться в человека, который притягивает к себе других, вы должны:

Любить жизньЛюди обожают тех лидеров, которые обожают жизнь. Подумайте о тех, с кем вам по-настоящему хочется проводить время. Каким образом вы бы описали их? Как людей сварливых? Ожесточившихся и "прогорклых"? Не выходящих из состояния депрессии? Конечно же, нет. Ваши фавориты радуются, а не жалуются. Они относятся к жизни со всей страстью. Если вы хотите привлекать к себе людей, то должны быть похожи на тех, с кем сами любите общаться. Известный в XVIII веке проповедник Джон Уэсли отлично понимал это, когда говорил: "Когда вы восходите на костер, дабы сжечь себя, люди с удовольствием готовы прийти, чтобы поглядеть, как вы будете гореть".

Ставить каждому человеку пятеркуЕдва ли не самое лучшее из того, что вы можете сделать для людей, а заодно и привлечь их к себе, — это ожидать от них исключительно наилучшего. Я называю это умением ставить каждому человеку пятерку. Оно помогает окружающим более высоко оценивать себя, но в то же время помогает и вам. По словам Жака Визеля, "углубленное изучение ста человек, которые стали миллионерами благодаря собственным усилиям, показало наличие у них единственного общего знаменателя. Все эти весьма преуспевающие мужчины и женщины умели видеть в людях только хорошее".

Бенджамин Дизраэли понимал данную мысль и применял ее на практике, в чем и состоял один из секретов его харизмы. Он как-то сказал: "Величайшее благо, которое вы можете сделать для другого человека, — это не просто поделиться с ним вашими богатствами, но и показать ему его собственные". Если вы цените окружающих людей, поощряете их в разных начинаниях и помогаете им реализовать свой потенциал, то они наверняка полюбят вас за это.

Дарить людям надеждуФранцузский генерал Наполеон Бонапарт характеризовал лидеров как тех, кто "действует с надеждой". Подобно всем великим лидерам, он знал, что самый большой наш капитал'— это надежда. Если вы в состоянии стать человеком, который наделяет этим величайшим даром окружающих, они будут тянуться к вам и навсегда останутся благодарными.

Делиться собой и своими достоинствамиЛюди любят тех лидеров, которые делятся своими достоинствами и шагают по жизни рука об руку с приверженцами. Ведя за собой других людей, отдавайте им все, что у вас есть. Пусть ваша мудрость, ваши ресурсы и даже какие-то особенные житейские события станут и их достоянием. В этом, кстати говоря, состоит одно из моих самых любимых занятий. Например, недавно я отправился на ежегодный фестиваль рассказчиков разных занимательных историй, проходящий в Джонсборо, штат Теннесси. Это было одно из тех мероприятий, которое я уже много лет хотел посетить, и когда мне наконец удалось внести его в свой напряженный график, то я и моя жена Маргарет захватили с собой двух руководителей моей фирмы и их жен. Все мы замечательно провели время, и, что еще более важно, я сумел дополнительно внести в жизнь своих сотрудников нечто ценное, побывав бок о бок с ними на необычном и очень интересном празднике.

Когда речь заходит о харизме, то главное здесь — умение поставить себя на место другого человека. Подлинная харизма присуща тем лидерам, которые прежде, чем начать думать о себе, размышляют об окружающих и о том, что их заботит.

Выдержки из книги Джона Максвелла «21 обязательное качество лидера»

Дополнительно читайте на страницах:

Лидеры и лидерство

Качества лидера: мужество

Качества лидера: характер

Качества лидера: страсть

Качества лидера: интуиция

Качества лидера: компетентность

Качества лидера: проницательность

Качества лидера: перспективное видение

← перейти на страницу Услуги компании «Прогрессивный менеджмент»

← перейти на главную страницу Прогрессивный менеджмент | Поиск инвесторов, бизнес-планирование, управление изменениями

www.progressive-management.com.ua

Профессиональные качества лидеров — КиберПедия

Основные черты лидеров

Профессиональные качества лидеров заключаются в аналитических способностях, в умении быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументированно противостоять чужому мнению, в политической мудрости, компетентности, профессиональном принятии политических решений. Необходимы также: талант привлекать к себе людей, владение ораторским искусством, чувство юмора, способность убеждать, вызывать энтузиазм, умение повести людей за собой.

Выделим основные черты политического лидера:

• наличие ясной политической программы, отвечающей интересам больших социальных групп.

• политическая воля, готовность брать на себя ответственность за последствия своих решений и действий;

• политическая интуиция, острый ум;

• организаторский талант, ораторские способности;

• умение быстро ориентироваться в новой ситуации и принимать решения, адекватные этой ситуации;

• умение нравиться людям, завоевывать их симпатии;

 

Основные функции политических лидеров

Интегративная функция

Ориентационная функция

Инструменталистская функция

Мобилизационная функция

Функция арбитража и патронажа

Функция легитимации

Функции лидера – это главные направления его деятельности. Количество функций зависит от таких факторов, как: тип культуры общества, политический режим, зрелость гражданского общества, уровень жизни большинства населения.

Интегративная функция. Призвание лидера - согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию.

Ориентационная функция. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов.

Инструменталистская функция.Политический лидер предлагает механизм осуществления своего курса (программы) посредством принятия полити­ческих решений и обеспечения их необходимыми ресурсами.

Мобилизационная. Эта функция актуализируется тогда, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация населения может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.

Функция социального арбитража и патронажа. Она развита в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.

Функция легитимации политического порядка. Эту функцию можетвыполнять лидер в тоталитарных иавторитарных государствах. Функция заключается в обосновании правомерности существующего политического режима и зачастую проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.

Типы лидеров

Три типа политических лидеров

Три типа лидерства

Американский политолог Роберт Такер выделяет три базовых типа политических лидеров.

Консерваторы. Позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Активность и программа политического лидера и его действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде.

Реформаторы. Эти лидеры стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования властных структур.

Революционеры. Они ставят своей основной целью быстрый, скачкообразный переход (как правило, через вооруженное насилие) к принципиально иной общественной системе.

Три типа лидерства:

Традиционное лидерство. Этот тип лидерства опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и на передаче власти по наследству. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов.

Харизматическое лидерство. Основано на вере народа в сверхъестественные способности правителя-вождя, пророка, князя, военачальника, оратора. (Харизма - это способность увлекать за собой массы без помощи инструментов власти.)

Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Такие лидеры обретают политическую власть на основе всеобщих выборов.

cyberpedia.su