Порядок отражения сумм, получаемых с использованием электронных средств платежа через сеть Интернет (Буланцов М.). Электронное средство платежа без его предъявления


В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" ККТ не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями. Какие именно электронные средства платежа без предъявления имеются в виду и как определить, что физическое лицо является предпринимателем, чтобы не применять ККТ? Если индивидуальный предприниматель приобретает товары (работы, услуги) в личных целях, то нужно ли применять ККТ? Как это определить?

Под электронным средством платежа понимаются средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств. Виды электронных средств платежа определяются договором с кредитной организацией.

Применение ККТ не зависит от цели приобретения товаров (работ, услуг).

Для того чтобы определить, является покупатель предпринимателем или нет, должны быть соблюдены требования законодательства РФ в части оформления сделок и порядка расчетов. В противном случае продавец при продаже товара обязан применить ККТ.

Обоснование: Пунктом 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее — Закон N 54-ФЗ) установлено, что контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.

При этом Закон N 54-ФЗ не ставит применение ККТ в зависимость от цели приобретения товаров (работ, услуг), то есть ККТ подлежит применению при осуществлении расчетов за приобретенные товары (работы, услуги) независимо от того, для личных целей они приобретены или для осуществления предпринимательской деятельности. Статьей 2 Закона N 54-ФЗ предусмотрены особенности применения ККТ организациями и индивидуальными предпринимателями с учетом осуществляемых ими видов деятельности и особенностей их местонахождения, а также способов расчетов.

Пунктом 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.

Данное исключение связано с особенностями заключения сделок и осуществления расчетов, предусмотренных законодательством РФ, между хозяйствующими субъектами.

С учетом положений п. 3 ст. 23 и п. 1 ст. 161 Гражданского кодекса РФ сделки юридических лиц между собой, а также индивидуальных предпринимателей должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения.

Согласно п. 2 ст. 861 ГК РФ расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

В соответствии с п. 3 ст. 861 ГК РФ безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации (далее — банки), в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.

Статьей 862 ГК РФ предусмотрены формы безналичных расчетов.

В соответствии с п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее — Закон N 161-ФЗ) под электронным средством платежа понимаются средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона N 161-ФЗ использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств.

В свою очередь, ч. 1 ст. 11 Закона N 161-ФЗ установлено, что операторами по переводу денежных средств являются:

1) Банк России;

2) кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств;

3) государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее — Внешэкономбанк).

Банк России, отвечая на вопросы, связанные с применением отдельных норм Закона N 161-ФЗ, указал, в частности, что система "Клиент-банк" будет являться электронным средством платежа, если при ее использовании клиентом оператора по переводу денежных средств возможны составление, удостоверение и передача распоряжений в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

Согласно п. 4.6 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 N 383-П (далее — Положение N 383-П), исполнение распоряжения в электронном виде в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету подтверждается:

Банком плательщика посредством направления плательщику извещения в электронном виде о списании денежных средств с банковского счета плательщика с указанием реквизитов исполненного распоряжения или посредством направления исполненного распоряжения в электронном виде с указанием даты исполнения. При этом указанным извещением банка плательщика могут одновременно подтверждаться прием к исполнению распоряжения в электронном виде и его исполнение;

Банком получателя средств посредством направления получателю средств извещения о зачислении денежных средств на банковский счет получателя средств с указанием реквизитов исполненного распоряжения или посредством направления исполненного распоряжения с указанием даты исполнения.

В соответствии с п. 4.9 Положения N 383-П исполнение распоряжения клиента при осуществлении операции с использованием электронного средства платежа подтверждается кредитной организацией посредством направления клиенту в порядке, установленном договором, извещения кредитной организации в электронном виде или на бумажном носителе, подтверждающего осуществление операции с использованием электронного средства платежа, в котором должны быть указаны:

Наименование или иные реквизиты кредитной организации;

Номер, код и (или) иной идентификатор электронного средства платежа;

Вид операции;

Дата операции;

Сумма операции;

Сумма комиссионного вознаграждения в случае его взимания;

Идентификатор устройства при его применении для осуществления операции с использованием электронного средства платежа.

По договору розничной купли-продажи расчет производится по общему правилу в момент приобретения товара (п. 1 ст. 500 ГК РФ), то есть средства платежа предъявляются продавцу непосредственно при передаче товара.

Возможность не применять ККТ, предусмотренная п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, обусловлена безналичной формой расчета с помощью электронного средства платежа без его предъявления, то есть покупатель производит расчет не в момент получения товара, а в сроки и в порядке, предусмотренные договором.

С целью соблюдения законодательства продавец при заключении договора должен убедиться в правоспособности покупателя. Кроме того, для совершения безналичной оплаты стороны договора должны обменяться реквизитами банковских счетов.

При соблюдении указанных положений законодательства продавцу не составит труда определить, является его покупатель индивидуальным предпринимателем или нет. При получении платежа продавец получит от своего банка всю необходимую информацию. В противном случае продавец должен будет при продаже товара применить ККТ в соответствии с требованиями Закона N 54-ФЗ.

Похожие записи:

economic24.ru

При использовании электронных средств платежа обязанность применять ККТ возникает с 01.07.2018

Главная → Статьи → При использовании электронных средств платежа обязанность применять ККТ возникает с 01.07.2018

 

Интернет-ресурс общества подключен к платежным системам. Оплата происходит таким образом, что на Интернет-ресурсе общества клиент общества может выбрать услуги, которые он хочет оплатить, а для оплаты услуг происходит переадресация клиента на сайт одной из платежных систем, на котором клиент осуществляет оплату.Такими операторами, к примеру, являются следующие сервисы: Робокасса, Яндекс.Деньги, ChronoPay, PayMaster, WebMoney Z, ChronoPay, PerfectMoney.Среди этих операторов есть кредитные организации, которые не являются платежными агентами (например Яндекс.деньги), платежные агрегаторы (например Робокасса) и компании интернет-эквайринга (например ChronoPay), с которыми заключен договор об информационно-технологическом взаимодействии при осуществлении переводов физических лиц.Обязано ли общество выполнять требования, установленные Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (далее – Закон № 54-ФЗ) и применять контрольно-кассовую технику, если на Интернет-ресурсе общества отсутствует система ввода, обработки и хранения данных платежных карт покупателей и оплату за оказываемые услуги общество получает от своих клиентов (физических лиц) через операторов электронных денежных средств, то есть опосредованно? На кого в данном случае ложится обязанность выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты: на получателя средств или на оператора? Имеет ли право оператор требовать оплату за направление чеков и бланков как за дополнительную услугу?С какого времени на общество распространяются требования Закона № 54-ФЗ, если оплату от физических лиц до вступления в силу этого закона общество принимало только по схеме, описанной выше?

 

В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (далее – Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее также – ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ.

Под расчетами для целей Закона № 54-ФЗ понимаются, в частности, прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).

Закон № 54-ФЗ не содержит определения понятия электронного средства платежа. Для определения этого понятия следует руководствоваться п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ “О национальной платежной системе” (далее – Закон № 161-ФЗ), в соответствии с которым электронное средство платежа – средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (смотрите, например, письма Минфина России от 08.09.2017 № 03-01-15/57970, от 04.09.2017 № 03-01-15/56675, от 30.08.2017 № 03-01-15/55761, от 25.08.2017 № 03-01-15/54871, от 25.08.2017 № 03-01-15/54870, от 18.08.2017 № 03-01-15/53076, ФНС России от 31.08.2017 № АС-4-20/[email protected], от 30.08.2017 № АС-4-20/17256, от 06.07.2017 № ЕД-3-20/[email protected]).

Согласно п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

Под пользователем для целей Закона № 54-ФЗ понимается организация или индивидуальный предприниматель, применяющие ККТ при осуществлении расчетов (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).

Представители налоговых органов разъясняют, что новая редакция Закона № 54-ФЗ позволяет решить проблему, связанную с выдачей бумажного чека при оплате платежной картой через сеть Интернет: новое регулирование освобождает продавца от обязанности в момент расчета напечатать и выдать покупателю кассовый чек – кассовый чек можно направлять покупателю в электронном виде без его печати (смотрите следующий материал: Вопрос: Решит ли новый закон проблему невозможности выдачи чека при расчетах в сети Интернет? (официальный сайт ФНС России, раздел “Часто задаваемые вопросы”, сентябрь 2016 г.)).

Так, в соответствии с п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов (далее также – расчеты с использованием электронных средств платежа в сети “Интернет”), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.

Отметим, что на основании п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ ККТ не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.

Как мы видим, Закон № 54-ФЗ разделяет расчеты с использованием электронного средства платежа на расчеты с его предъявлением и без его предъявления. При этом ни положения Закона № 54-ФЗ, ни положения Закона № 161-ФЗ не раскрывают, что следует понимать под осуществлением расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления.

Налоговые органы возможность применения п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ связывают с безналичными расчетами (через банковский счет) между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями (смотрите следующий материал: Вопрос: Обязана ли организация при совершении розничной продажи другому юридическому лицу по безналичному расчету (через банковский счет) использовать ККТ? (официальный сайт ФНС России, раздел “Часто задаваемые вопросы”, сентябрь 2016 г.)).

Таким образом, по мнению налоговых органов, безналичный расчет классифицируется как расчет с использованием электронного средства платежа без его предъявления, а на основании п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ ККТ не применяется при осуществлении таких расчетов только между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями. Расчеты с использованием электронного средства платежа с физическими лицами таким освобождением не наделяются. В таком случае все расчеты с участием физических лиц с использованием электронного средства платежа (как с его предъявлением, так и без предъявления) должны осуществляться с применением ККТ.

Так, с учетом п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в письме ФНС России от 02.02.2017 № ЕД-4-20/[email protected] было сообщено, что организация при приеме денежных средств с использованием электронных средств платежа от физического лица (покупателя/клиента) за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги обязана применять ККТ.

Поскольку абзацем третьим п. 3 ст. 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 “О защите прав потребителей” предусмотрено, что при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией, Минфин России и ФНС России исходят из того, что при осуществлении расчета в сети Интернет электронными средствами платежа пользователь обязан применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией (смотрите, например, письма Минфина России от 08.09.2017 № 03-01-15/57970, от 04.09.2017 № 03-01-15/56675, от 25.08.2017 № 03-01-15/54800, от 15.08.2017 № 03-01-15/52359, от 21.07.2017 № 03-01-15/46714, ФНС России от 02.02.2017 № ЕД-4-20/[email protected]).

Этот подход распространяется на случаи расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом (письма Минфина России от 30.08.2017 № 03-01-15/55761, от 25.08.2017 № 03-01-15/54871, от 25.08.2017 № 03-01-15/54870).

 

Применение ККТ

 

Платежные системы Robokassa, Яндекс.Деньги, ChronoPay, PayMaster позволяют продавцам (поставщикам услуг) принимать платежи от клиентов в Интернете посредством, в частности, банковских (платежных) карт и электронных денежных средств.

При использовании указанных выше платежных систем клиенты операторов по переводу денежных средств могут составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств, т.е. использовать электронное средство платежа в понимании п. 19 ст. 3 Закона № 161-ФЗ.

Напомним, что под расчетами с использованием электронных средств платежа в сети Интернет в Законе № 54-ФЗ понимаются расчеты с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов (п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Мы полагаем, что в ситуации, когда клиент общества посещает интернет-ресурс общества, выбирает услуги, которые он хочет оплатить, а для оплаты услуг происходит переадресация на сайт одной из платежных систем, осуществляется расчеты с использованием электронных средств платежа в сети Интернет в понимании Закона № 54-ФЗ.

При осуществлении таких расчетов обязанность обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов, возлагается п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ именно на пользователя.

Стоит отметить, что для ряда случаев положения Закона № 54-ФЗ допускают выдачу кассовых чеков платежным агентом (платежным субагентом) или банковским платежным агентом (банковским платежным субагентом).

Так, п. 3 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ допускается выдача кассовых чеков платежным агентом или платежным субагентом при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами” (далее – Закон № 103-ФЗ).

Закон № 103-ФЗ регулирует отношения, возникающие, в частности, при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) (ч. 1 ст. 1 Закона № 103-ФЗ).

Платежный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент (п. 3 ст. 2 Закона № 103-ФЗ). В отношении платежных систем Яндеск.Деньги и PayMaster необходимо заметить, что обслуживающие их организации (ООО небанковская кредитная организация “Яндекс.Деньги” и АО Банк “ККБ” (смотрите рубрику Вопросы – ответы) соответственно) не могут выступать в качестве платежных агентов, т.к. являются кредитными организациями.

Отметим также, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать ККТ в соответствии с законодательством РФ о применении ККТ (ч. 12 ст. 4 Закона № 103-ФЗ). При этом положения Закона № 103-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке (п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона № 103-ФЗ). В свою очередь, при осуществлении расчета с использованием электронных средств платежа в сети Интернет применяется средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

Также заметим, что п. 4 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ допускается выдача кассовых чеков банковским платежным агентом или банковским платежным субагентом при осуществлении деятельности в соответствии с Законом № 161-ФЗ. В соответствии с Законом № 161-ФЗ банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты подтверждают принятие (выдачу) наличных денежных средств путем выдачи (направления) кассового чека (п. 4 ч. 3, п. 5 ч. 4 ст. 14 Закона № 161-ФЗ).

На наш взгляд, приведенные выше нормы Законов №№ 54-ФЗ, 161-ФЗ, 103-ФЗ, применительно к расчетам с использованием электронных средств платежа в сети Интернет не обязывают платежные системы, которые осуществляют свою деятельность по договорам об информационно-технологическом взаимодействии при осуществлении переводов физических лиц, обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты.

Предоставив клиенту возможность оплачивать услуги с использованием своего интернет-ресурса (клиент общества посещает Интернет-ресурс общества, выбирает услуги, которые он хочет оплатить, а для оплаты услуг происходит переадресация на сайт одной из платежных систем), по нашему мнению, общество обеспечило возможность приема электронных средств платежа за оказываемые услуги посредством дистанционного взаимодействия. Необходимость обеспечения передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов, п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ не связывает с наличием или отсутствием на интернет-ресурсе общества системы ввода, обработки и хранения данных платежных карт покупателей. При этом в ситуации, когда плательщиком является физическое лицо, не выступающее в качестве индивидуального предпринимателя, п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ ККТ не применяется.

С учетом изложенного выше мы придерживаемся мнения, что в рассматриваемой ситуации при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети Интернет обязанность обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов, возлагается на общество.

Минфин России отмечает, что при оплате товаров или услуг в сети Интернет с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с продавцом, необходима специальная онлайн-касса, но по вопросам технической реализации указанных расчетов рекомендует обращаться в ФНС России (смотрите, например, письма Минфина России от 08.09.2017 № 03-01-15/57970, от 04.09.2017 № 03-01-15/56675). Полагаем, что отдельные технические моменты реализации указанных расчетов обществу необходимо согласовать с его партнерами – платежными системами.

Отметим, что некоторые из платежных систем предлагают варианты, не предусматривающие применение ККТ их клиентами. Например, Robokassa предлагает решение, в рамках которого оплата покупок будет оформляться через корзину маркетплейса Robo.market; Robo.market выступает агентом по привлечению покупателей на товар, размещенный на маркетплейсе, а также принимает денежные средства от покупателя за товар с использованием собственного ККТ. Мы полагаем, что оплата вознаграждения за данную самостоятельную услугу (агентирование, в рамках которого будет применяться собственная ККТ) является предметом договорных отношений между сторонами.

Одновременно сообщаем, что в данном ответе выражено наше экспертное мнение, которое не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной нами. По вопросу применения ККТ общество может получить разъяснения у уполномоченных органов.

 

Дата начала применения ККТ

 

В отношении даты начала применения ККТ отметим, что согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон № 290-ФЗ) ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета организациями и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закон № 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 01.07.2017.

Организации и индивидуальные предприниматели, обратившиеся с 01.02.2017 с заявлением о регистрации (перерегистрации) ККТ в налоговые органы, обязаны заключить договор с оператором фискальных данных и осуществлять передачу фискальных данных в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, за исключением случая, указанного в п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в редакции Закона № 290-ФЗ) (ч. 4 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).

Таким образом, по общему правилу, обязанность применять ККТ, соответствующую требованиям Закона № 54-ФЗ (в редакции Закона № 290-ФЗ), возникла у организаций и индивидуальных предпринимателей с 01.02.2017 (при этом ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017 могла применяться до 01.07.2017).

Частью 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ предусмотрено, что в случае, если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018.

Согласно разъяснениям, представленным, например, в письмах Минфина России от 30.08.2017 № 03-01-15/55761, от 25.08.2017 № 03-01-15/54800, от 10.08.2017 № 03-01-15/51290, от 10.08.2017 № 03-01-15/51285, Закон № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) не содержал положений, освобождающих от применения ККТ пользователей ККТ при осуществлении расчетов с использованием такого вида электронного средства платежа, как платежная карта.

В этой связи, по мнению Минфина России, организации или индивидуальные предприниматели при расчетах посредством электронных средств платежа (за исключением платежных карт), использование которых в соответствии с Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) не предусматривало применение ККТ, обязаны применять ККТ после 01.07.2018 (смотрите также письма Минфина России от 04.09.2017 № 03-01-15/56675, от 18.08.2017 № 03-01-15/53076, от 04.08.2017 № 03-01-15/49942, ФНС России от 30.08.2017 № АС-4-20/17256).

Если рассматривать платежные системы как электронные средства платежа, отличные от платежных карт, то согласно приведенной выше логике Минфина России обязанность применять ККТ возникает у общества с 01.07.2018.

 

Ответ подготовил: Арыков Степан, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТКонтроль качества ответа: Мельникова Елена, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА

 

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

 

Необходимо передавать фискальные данные в ИФНС? Компания Электронный Экспресс является оператором фискальных данных и входит в реестр ОФД ФНС России.Подключить кассу к ОФД >>

 

www.garantexpress.ru

Порядок отражения сумм, получаемых с использованием электронных средств платежа через сеть Интернет (Буланцов М.)

Все статьи > Порядок отражения сумм, получаемых с использованием электронных средств платежа через сеть Интернет (Буланцов М.)

Порядок отражения сумм, получаемых с использованием электронных средств платежа через сеть Интернет (Буланцов М.)

Предприятие ранее использовало контрольно-кассовую технику (далее - ККТ) при расчетах с физическими лицами, бланки строгой отчетности (далее - БСО) не применялись. Предприятие не является плательщиком ЕНВД.

Физические лица осуществляют расчеты с использованием электронных средств платежа (далее - РЭСП) через сеть Интернет.

Проанализируем, каким образом в учете отражаются подобные операции.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ (п. 1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).

В силу п. 5 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ пользователи при осуществлении РЭСП, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов в сети Интернет, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.

Таким образом, в Законе N 54-ФЗ под РЭСП в сети Интернет понимаются расчеты с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении подобных расчетов. При этом Закон N 54-ФЗ не содержит определения понятия электронного средства платежа для целей данного Закона.

С точки зрения Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ) электронное средство платежа - это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (п. 19 ст. 3 Закона N 161-ФЗ). В частности, банковские (платежные) карты являются электронными средствами платежа согласно п. 1.5 Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием".

В дальнейшем будем исходить из того, что получаемые предприятием через Интернет платежи физических лиц с их банковских карт или внесенные через терминалы оплаты являются РЭСП и подпадают под регулирование п. 5 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ.

Налоговые органы также считают, что организация при приеме денежных средств с использованием электронных средств платежа от физического лица (покупателя/клиента) за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги обязана применять ККТ (Письмо ФНС России от 02.02.2017 N ЕД-4-20/[email protected]). В Письмах Минфина России от 25.01.2017 N 03-01-15/3480, ФНС России от 02.02.2017 N ЕД-4-20/[email protected] указано, что на основании п. 3 ст. 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией. В этой связи представлен вывод о том, что при осуществлении расчета в сети Интернет электронными средствами платежа организация обязана применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией.

Таким образом, предприятию необходимо отражать средства, получаемые с использованием РЭСП, в своей онлайн-кассе и выдавать физическим лицам кассовый чек в электронной форме.

При этом финансовые органы отмечают, что для применения при оплате товаров или услуг в сети Интернет с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с продавцом, необходима специальная онлайн-касса. Однако подробностей, как организовать РЭСП через специальную онлайн-кассу, финансисты не приводят и по вопросам технической реализации РЭСП рекомендуют обратиться в ФНС России (Письмо Минфина России от 01.03.2017 N 03-01-15/11618).

Согласно требованиям ст. 3 Закона N 54-ФЗ в реестре кассовой техники обязательно указывать информацию о том, что касса пригодна для осуществления РЭСП в сети Интернет. Следовательно, для таких расчетов должны быть разработаны специальные модели ККТ. При их приобретении и регистрации в налоговом органе нужно делать специальную пометку (ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ). Применяются такие ККТ в составе автоматических устройств, в них могут отсутствовать элементы печати фискальных документов (ст. 4 Закона N 54-ФЗ).

Нам пока известна только одна онлайн-касса, пригодная для использования при осуществлении интернет-расчетов с автоматическим формированием чека покупателю, зарегистрированная в реестре ККТ (доступен для ознакомления по ссылке https://kkt-online.nalog.ru). Это модель "АТОЛ 42ФС", она внесена в реестр на основании Приказа ФНС России от 14.02.2017 N ЕД-7-20/[email protected], при этом ее эксплуатация подразумевает использование специализированного оборудования и программного обеспечения. Вероятно, в реестр будут постепенно вноситься и другие модели.

Относительно даты, с которой РЭСП через Интернет должны отражаться в онлайн-кассе, в законодательстве прямого указания нет. Однако в силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 290-ФЗ) ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, применяется (перерегистрируется и снимается с регистрационного учета) в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ. до вступления в силу Закона N 290-ФЗ, только до 01.07.2017.

В Письме ФНС России от 31.01.2017 N ЕД-4-20/1602 высказано мнение, что Закон N 54-ФЗ (в редакции Закона N 290-ФЗ) не предусматривает учет устройств, не отвечающих требованиям Закона N 54-ФЗ (в редакции Закона N 290-ФЗ), после 01.07.2017.

Отсюда мы делаем вывод, что специальные онлайн-кассы для осуществления РЭСП становятся обязательными к применению с 1 июля 2017 г., а до этого момента РЭСП могут осуществляться в прежнем порядке, т.е. без использования ККТ.

Однако во избежание возможной административной ответственности за неприменение ККТ рекомендуем обратиться в налоговый орган с официальным запросом по этому поводу/

Отметим, что п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что ККТ не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями. Хотя положения Закона N 54-ФЗ не раскрывают, что следует понимать под осуществлением расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления, налоговые органы возможность применения п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ связывают с безналичными расчетами (через банковский счет) между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.

Что касается записей по счетам бухгалтерского учета при получении от физических лиц платежей с использованием РЭСП за оказанные им услуги, то, по нашему мнению, какая-либо специфика в рассматриваемом случае отсутствует.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для отражения операций предприятия по расчетным счетам в банках используется счет 51 "Расчетные счета". Поскольку средства за оказанные услуги в анализируемой ситуации поступают на расчетный счет предприятия, для их отражения используется бухгалтерская проводка:

Дебет 51 Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - на сумму полученных денежных средств.

К сведению. Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Электронные средства платежа: банковские карты и электронные кошельки

Электронное средство платежа (ЭСП) позволяет платить за товары и услуги с помощью современных технологий, без использования наличных денег. Самые распространенные виды ЭСП – банковские карты и электронные кошельки.

Банковская карта

Банковские карты бывают расчетные (дебетовые), кредитные и предоплаченные. Дебетовые и кредитные карты предоставляют доступ к банковскому счету, на котором находятся ваши деньги, или деньги, которые банк предоставил вам в кредит.

Предоплаченная карта по сути — электронный кошелек. Вы можете использовать ее, не открывая банковский счет. Предоплаченные карты могут выпускать только кредитные организации, этим они отличаются от подарочных и бонусных карт, которые выпускают, к примеру, магазины или АЗС.

Подробнее о видах банковских карт читайте в статье Виды банковских карт.

Доля платежей с помощью банковских карт растет год от года. В 2009 году из 100 платежей 21 платеж совершен с помощью карт. В 2016 году из 100 платежей — 71 платеж с помощью карт.

Электронный кошелек

Предоставлять электронные кошельки и переводить электронные деньги может только кредитная организация — оператор электронных денежных средств (ЭДС).

Электронные деньги нельзя разместить во вклад, на остаток электронных денег не начисляются проценты, электронные деньги не подлежат страхованию в соответствии с законом о страховании вкладов. Кроме того, кредитная организация не вправе предоставлять электронные деньги клиенту в кредит.

В электронном кошельке можно хранить деньги, отправлять и получать с его помощью платежи, расплачиваться за товары и услуги и даже выводить деньги на банковский счет или получить наличными. Переводы осуществляются мгновенно, многие системы позволяют рассчитываться и делать переводы в разных валютах.

Зачем нужен электронный кошелек, если есть банковская карта?

Пример. Ваш знакомый из Лондона попросил вас купить для него редкую букинистическую книгу и выслать ее почтой. Карты российского банка у него нет. А у вас есть только рублевый счет в российском банке. Как ему передать вам деньги? Вот тут поможет электронный кошелек в международной платежной системе. Вы получите деньги мгновенно, правда, вам (или отправителю), скорее всего, придется заплатить комиссию за перевод, так что заранее изучите условия международного перевода.

Как завести электронный кошелек?

  1. Выберите оператора электронных денежных средств (ЭДС)

    Перечень действующих кредитных организаций – операторов ЭДС есть на сайте Банка России.

    Сначала вы должны заключить договор с оператором ЭДС. Еще до заключения договора он обязан предоставить вам информацию об условиях использования кошелька, перевода электронных денег и тарифах.

    Условия договора могут размещаться на сайте банка (например, если вы хотите завести кошелек удаленно, не посещая банк), экранах банкоматов и платежных терминалов. Обратите внимание: есть определенные действия, которые банк может расценить как согласие на заключение договора (оферта). Например, первая операция с применением предоплаченной карты. Или оплата мобильного контента (когда не хватает денег на счете мобильного телефона) через платежный терминал, который не выдает сдачу и зачисляет ее на номер мобильного телефона.

    Если вы нарушите правила использования электронного кошелька (как правило, описанные в договоре), кредитная организация может прекратить или приостановить его использование.

  2. Выберите валюту для кошелька

    Здесь все просто: кошелек можно открыть в рублях или в иностранной валюте.

  3. Определитесь, как вы будете пользоваться электронным кошельком

    Если электронный кошелек нужен вам для мелких трат и вас смущает процедура идентификации (то есть предоставление документов, которые подтверждают сведения о вас, или личный визит в банк), вы можете завести неперсонифицированный (анонимный) кошелек. Чтобы его открыть, достаточно указать минимум данных на сайте кредитной организации: как правило, фамилию, имя и номер телефона. Но в таком кошельке вы сможете хранить только рубли (не более 15 тысяч рублей) и переводить не более 40 тысяч рублей в месяц.

    Существует также неперсонифицированный кошелек с упрощенной идентификацией. Вы представляете банку больше сведений о себе и, соответственно, получаете чуть больше возможностей использования — по сравнению с анонимным.

    Персонифицированный кошелек дает больше всего возможностей: можно хранить до 600 тысяч рублей (или сумму, эквивалентную 600 тысячам рублей при конвертации, если вы храните деньги в валюте) и переводить электронные деньги без ограничения по сумме перевода в месяц.

    Чтобы получить персонифицированный кошелек, нужно пройти процедуру полной идентификации: предоставить лично (или через представителя) оригиналы либо нотариально удостоверенные копии необходимых документов.

Правила перевода и вывода денег

Если владелец электронного кошелька — физическое лицо, он может переводить деньги другому физлицу, юрлицу или ИП. При условии, что он прошел процедуру упрощенной идентификации, и в соответствии с лимитами, установленными законом (остаток средств не должен превышать 600 тысяч рублей). Юрлица также могут переводить деньги физлицам в соответствии с лимитами, указанными в законе, но не могут переводить электронные деньги другим юрлицам.

Выводить деньги из электронного кошелька тоже можно. Клиенты-физлица могут перевести деньги в банк на банковский счет (или без открытия банковского счета), а также получить наличными. Юрлица могут выводить деньги из электронного кошелька исключительно на банковский счет.

Общие правила использования ЭСП:

  • Пользоваться ЭСП могут физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели.
  • Пользоваться ЭСП вы можете, только заключив договор с кредитной организацией.
  • Не забудьте внимательно прочитать условия договора или публичной оферты — если вы нарушите условия, кредитная организация может приостановить действие вашего кошелька или закрыть его.
  • Кредитная организация должна сообщать вам обо всех операциях, совершенных с помощью ЭСП. Как именно вам будут приходить сообщения, прописывается в договоре.
  • Если у вас возникли трудности — например, вы потеряли карту, лишились доступа к электронному кошельку или вам приходят сообщения об операциях, которые вы не совершали, сообщите об этом в кредитную организацию в течение 2-х дней. Если вы не сделаете этого, банк может не вернуть потерянные деньги. Если ваш банк не сообщает вам о совершенных операциях и не среагировал на ваше сообщение о незаконных платежах, то в течение 30 дней он обязан возместить вам деньги. Для этого нужно написать заявление о возврате.

fincult.info

Что налогоплательщик должен знать об электронных денежных средствах

В конце июня законодатели урегулировали вопросы, связанные с использованием электронных денег и созданием электронных кошельков. В частности, в первую часть НК РФ внесли поправки, которые посвящены уплате и взысканию налогов посредством электронных денежных средств. Новые правила начнут действовать только осенью, но уже сейчас бухгалтерам полезно составить представление о них.

Что такое электронные деньги

Официальное определение электронных денег появилось недавно. Оно приведено в Федеральном законе от 27.06.11 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», который вступит в силу 29 сентября 2011 года.

Там говорится, что электронные денежные средства — это средства, предварительно передаваемые одним лицом другому лицу без открытия банковского счета. Принявшая сторона обязана учесть информацию о сумме полученных средств. Передавшая сторона вправе дать распоряжение перечислить эти деньги третьим лицам с использованием исключительно электронных средств платежа.

Здесь же названы случаи, когда перечисленные средства не являются электронными деньгами. Это перевод финансов в организации, которые хотя и учитывают поступившие деньги без открытия банковских счетов, но делают это в рамках других законов. К ним относятся компании, которые занимаются профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг или клирингом. А также предприятия, управляющие инвестиционными фондами (в том числе паевыми) или негосударственными пенсионными фондами.

В чем разница между электронными и безналичными деньгами

Важно понимать, чем электронные денежные средства отличаются от привычного безнала. Решающую роль здесь играет наличие (либо отсутствие) банковского счета. Так, безналичные деньги непременно находятся в банке, например, на расчетном или текущем счете. В некоторых случаях банк выдает владельцу счета пластиковую карту, при помощи которой можно управлять средствами на данном счете.

Что касается электронных денег, то они располагаются в кредитной организации, которая может быть и небанковской. Главное, чтобы она имела право переводить средства без открытия банковских счетов. Такая кредитная организация выступает в роли оператора электронных денежных средств (ч. 1 ст. 12 Закона о национальной платежной системе). Место, где находятся электронные деньги, часто называют электронным кошельком.

Таким образом, банковский счет и электронный кошелек — это два разных способа хранить «неналичные» деньги. Каждая компания, индивидуальный предприниматель или физическое лицо может одновременно открыть и банковский счет, и электронный кошелек.

Как создать и пополнить электронный кошелек

Согласно Закону о национальной платежной системе владелец электронного кошелька должен заключить договор с оператором электронных денежных средств. До появления данного Закона подписание договора требовалось не всегда. Чаще достаточно было создать аккаунт на соответствующем сайте и установить на компьютере специальную программу.

В новом Законе № 161-ФЗ прописаны и правила пополнения электронного кошелька. Так, организации и предприниматели смогут положить в него деньги только с банковского счета, иной способ для них не предусмотрен. Физическим лицам разрешено переводить деньги в электронный кошелек либо с банковского счета, либо минуя его (при помощи карт предварительной оплаты, через платежные терминалы, с мобильного телефона и пр.).

Как потратить электронные деньги

Содержимое электронного кошелька можно перевести своим контрагентам. Закон о национальной платежной системе предусматривает различные способы перечисления электронных денег. Такие способы называются средствами платежа.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлено только одно электронное средство платежа — корпоративное. Оно подразумевает, что все переводы обязательно должны быть идентифицированы, а остаток электронных денег не должен превышать 100 000 рублей (или эквивалентную сумму в валюте). В случае превышения оператор спишет «лишнюю» сумму на банковский счет клиента без его распоряжения.

Физическим лицам доступны два электронных средства платежа.

Первое — неперсонифицированное — используется в ситуации, когда сумма перевода не превышает 15 000 рублей (или эквивалентную сумму в валюте). При этом платежи не идентифицируются, а остаток электронных денег не должен быть больше 15 000 рублей. Существует и другое ограничение: общая сумма перечислений не может превышать 40 000 рублей в течение календарного месяца.

Второе — персонифицированное — электронное средство платежа используется при перечислении физлицами сумм свыше 15 000 рублей (или эквивалентной валютной величины). При данном способе платежи идентифицируются, а остаток электронных денег не должен превышать 100 000 рублей (либо эквивалентную сумму в валюте).

Кроме того, средства, накопившиеся в электронном кошельке, можно получить на руки или в кассу. Для физических лиц предусмотрены два варианта: маленькие суммы можно снять наличными, большие — перевести сначала на банковский счет, а затем обналичить. У компаний и ИП выбора нет: независимо от суммы электронные деньги придется перечислить на свой счет в банке, и только после этого получить наличными.

Кто сможет платить налоги при помощи электронных денег

Изменения, касающиеся электронных денег, внесены и в Налоговый кодекс (Федеральный закон от 27.06.11 № 162-ФЗ). Поправки вступят в силу с 1 октября 2011 года. Как только это произойдет, у налогоплательщиков — физических лиц появится официальная возможность делать перечисления в бюджет при помощи электронных кошельков. Налог будет считаться уплаченным с момента предоставления в кредитную организацию поручения на перевод в казну электронных средств. Здесь есть одно условие: денег в электроном кошельке физлица должно хватать для уплаты заявленной суммы налога (новый подп. 1.1 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Аналогичной нормы, которая касалась бы организаций и предпринимателей, в новой редакции НК РФ нет. Иными словами, момент уплаты налога при помощи электронных денег для них не урегулирован. Отсюда можно сделать вывод, что компаниям и ИП безопаснее по-прежнему делать перечисления в бюджет с банковских счетов.

Компании и ИП должны сообщать об открытии/закрытии кошелька

У организаций и индивидуальных предпринимателей появится новая обязанность. Начиная с 1 октября этого года,  они должны сообщать в ИФНС об открытии или закрытии корпоративного электронного кошелька. Предоставить информацию нужно в течение семи дней с момента открытия, либо закрытия. Об этом говорится во вновь созданном подпункте 1.1 пункта 2 статьи 23 НК РФ.

Правда, ответственность за нарушение данной нормы не установлена. Штраф по статье 118 НК РФ применяется только в случае несвоевременного информирования налоговиков об открытии или закрытии банковского счета. Поскольку электронные кошельки создаются без использования счетов в банках, статья 118 НК РФ для них не подходит.

Блокировка электронных кошельков и списание средств

С 1 октября 2011 года инспекторы получат право взыскивать налоги, сборы, пени и штрафы с предприятий и ИП за счет средств в их электронных кошельках.

Соответствующие поправки внесены в статью 46 НК РФ. Прибегнуть к такому методу фискалам разрешается в случае, когда на счетах компании или предпринимателя недостаточно денег для взыскания налога. Работники ИФНС должны будут направить оператору поручение, где указаны реквизиты корпоративного электронного кошелька.

Прежде чем взыскать недоимку за счет имущества организации и ИП, ревизорам придется удостовериться, что нужной суммы не хватает не только на счетах, но и в электронных кошельках должника (новая редакция п. 7 ст. 46 НК РФ).

Помимо этого инспекторам будет позволено приостанавливать расход денег из электронных кошельков организаций и предпринимателей. В целом процедура блокировки кошелька аналогична той, что применяется в отношении банковских счетов. Соответствующие корректировки добавлены в статью 76 НК РФ, начало их действия — 1 октября 2011 года.

Какие сведения об электронных деньгах операторы будут сообщать инспекторам

Согласно изменениям, которые 1 октября этого года появятся в статье 86 НК РФ, операторы электронных денежных средств должны будут сообщать в ИФНС о создании, закрытии, либо изменении реквизитов корпоративного электронного кошелька. Открыть такой кошелек оператор сможет только после того, как компания или ИП предъявит свидетельство о постановке на налоговый учет.

К тому же по запросу налоговиков операторы станут предоставлять справки об остатках средств в электронных кошельках организаций и предпринимателей и справки о переводах электронных денег. Правда, делать это придется только в случае, когда инспекторы вынесут решение о приостановлении операций по электронному кошельку, либо отменят такое решение.

За нарушение этих и других обязанностей, связанных с электронными деньгами, операторов будут штрафовать по статье 135.2 НК РФ.

www.buhonline.ru

Осваиваем электронные средства платежа

В связи с простотой и мобильностью осуществления операций по использованию электронных денег через электронные системы их применение становится очень популярным не только среди физических лиц, но и у юридических лиц, а также у предпринимателей. Наиболее популярные на сегодня электронные системы без открытия банковского счета: Webmoney, Яndex.Деньги, Qiwi, а с открытием банковского счета – «Сбербанк ОнЛ@йн», «Альфа-Клик» от Альфа Банка и «Телебанк» от ВТБ24. С их помощью можно проводить оплату товаров, услуг, интернет – платежи, мобильный связи, покупку билетов (на самолет, поезд или в кино) и др. Таким образом, сфера применения электронных средств платежей быстрыми темпами набирает количество участников, действия которых необходимо регулировать для бесперебойного и эффективного функционирования системы. Для этого важно установить четкие и единые на всей территории РФ правила, которые должны выполнять все ее участники. Для регулирования вышеуказанных правоотношении была разработана законодательная база, которая представлена Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон № 161-ФЗ). Вместе с ним был принят Федеральный закон от 27.06.2011 N 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон № 162-ФЗ), который внес необходимые изменения в ряд законодательных актов, в том числе и в налоговое законодательство. Рассмотрим основные из них и узнаем, какие основные правила, действуют в данной сфере. Изменения Федерального закона № 161-ФЗ Основным правовым актом, регулирующим использование электронных денежных средств, является, как уже отмечалось выше, Федеральный закон № 161-ФЗ. Согласно ст. 39 данного документа он начал действовать (кроме отдельных положений) с 29 сентября 2011г., полностью Закон начнет действовать с 1 января 2013г. Данным законом введен ряд новых понятий, связанных с электронными платежами, например, таких как национальная платежная система, оператор по переводу денежных средств, оператор электронных денежных средств, электронные денежные средства, электронное средство платежа и другие. Кроме этого данным законом предусмотрено применение нескольких видов электронных средств платежей (далее ЭСП) в зависимости от статуса клиента: Для клиентов - физических лиц электронные средства платежа подразделяются на: - персонифицированные ЭСП, при использовании которых оператор проводит идентификацию клиента в соответствии с Законом о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма . По такому ЭСП остаток электронных денежных средств в любой момент не может превышать 100 тыс. руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную ей (допускается превышение указанной суммы вследствие изменения официального курса иностранной валюты, устанавливаемого ЦБ РФ). Оператор электронных денежных средств не осуществляет перевод электронных денег, если в результате такого перевода будет превышена названная сумма . При этом по своему распоряжению физическое лицо вправе получить остаток (его часть) электронных денежных средств и вывести их из электронной платежной системы, получив реальные деньги несколькими способами: на открытый банковский счет, перевести без открытия банковского счета, например, на другое ЭСП или наличными . Однако за данную операцию оператором взимается комиссия. - неперсонифицированные ЭСП, при использовании которых идентификация клиента не требуется. По данному ЭСП остаток электронных денежных средств не может превышать 15 тыс. руб. (при этом операции в валюте не осуществляются), а общая сумма переводимых электронных денежных средств в течение календарного месяца не может превышать 40 тыс. руб. . Физическое лицо, использующее неперсонифицированное ЭСП, может распорядиться о переводе электронных денежных средств только на банковский счет, а получить наличными остаток (его часть) электронных денежных средств не вправе . Для клиентов – юридических лиц и ИП выделяют корпоративные ЭСП. Для них оператором установлена в обязательном порядке идентификация клиента. Порядок использования аналогичен персонифицированным ЭСП с небольшим отличием. Так, в случае превышения суммы остатка электронных денежных средств (более 100 тыс. руб.) оператор электронных денежных средств обязан зачислить или перевести их в размере превышения указанного ограничения на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя без его распоряжения . А остаток (его часть) электронных денежных средств юридическое лицо (или ИП) может вывести из электронной платежной системы и преобразовать в реальные деньги только на банковский счет. Другие возможности исключены . Осуществление расчетов электронными денежными средствами производит оператор электронных денежных средств. Так, согласно п. 1 и п. 2 ст. 12 Федерального закона № 161-ФЗ им является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная п. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности". А лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться осуществлять перевод электронных денежных средств. Однако важно отметить, что юридические лица или индивидуальные предприниматели при помощи электронных денег могут рассчитываться только с физическими лицами, между собой такие расчеты им запрещены, так как организации и предприниматели не могут быть получателями данных средств во всех случаях, кроме одного, когда плательщиком является физическое лицо . То есть, например, платить налоги электронными средствами платежа организации или предприниматели, в отличие от граждан, не могут. Изменения Федерального закона № 162-ФЗ Теперь рассмотрим основные изменения, внесенные Федеральным законом от 27.06.2011г. № 162-ФЗ, которые коснулись рассматриваемой темы. Так, п. 2 ст. 23 НК РФ теперь дополнен подпунктом 1.1, согласно которому налогоплательщики - организации и ИП обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства ИП о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств - в течение 7 дней со дня возникновения (прекращения) такого права. За невыполнение вышеуказанного требования налогоплательщик может быть привлечен к ответственности предусмотренной ст. 126 или ст. 129.1 НК РФ. Кроме этого расширено понятие о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. Так, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) в банках и его электронные денежные средства (п. 1 ст. 46 НК РФ). Кроме этого, при взыскании налога налоговым органом могут быть приостановлены операции по счетам налогоплательщика в банках и переводы электронных денежных средств (п. 8 ст. 46 НК РФ). Бухгалтерский учет электронных денежных средств Из анализа норм Закона № 161-ФЗ можно сделать вывод, что операции с электронными денежными средствами являются безналичной формой расчетов, поэтому учет их целесообразнее вести с использованием счета 55 «Специальные счета в банках», а аналитический учет по этому счету можно вести по каждому виду платежной системы по субсчетам. Комиссию по операциям с использованием электронных денег следует относить на счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы». Например: Дт 55 Кт 62 - получена оплата от покупателя электронными деньгами Дт 51 Кт 55 - денежные средства переведены из электронного кошелька на расчетный счет Дт 76 Кт 55 - учтена комиссия за перевод денег Дт 91 Кт 76 - комиссия за перевод учтена в составе прочих расходов Для документального подтверждения проводимых операций в бухгалтерском и налоговом учете, необходимо будет иметь отчет оператора об оборотах по электронному кошельку или счету. Налоговый учет электронных денежных средств НДФЛ При перечислении электронных денег физическому лицу за какой-либо товар, работу или услугу, у Вас возникает обязанность налогового агента по удержанию с этого дохода НДФЛ и перечисления его в бюджет . Поэтому перечислить налог в бюджет нужно в тот день, когда будет происходить перечисление электронных денег физическому лицу . НДС В момент оповещения оператором электронных денежных средств о наличии в Вашем электронном кошельке денег можно сделать вывод о получении Вами оплаты. Таким образом, если имела место оплата (частичная оплата) товара в счет предстоящих поставок товаров, в этот момент у Вас возникает обязанность исчислить НДС, применив нормы п. 1 ст. 167 НК РФ. Т.е. поступление денег от физического лица на Ваш электронный счет до отгрузки товара является авансом. При этом документом, подтверждающим дату поступления денег, будет отчет оператора об оборотах. Кроме этого напомню, что при приобретении товаров, работ или услуг у физлица выписывается счет-фактуру в одном экземпляре для себя (т.к. физлицу счет-фактура не требуется для расчетов налогов) и на сумму полученного на электронный счет аванса начисляется НДС. А после отгрузки НДС принимается к вычету. Налог на прибыль Комиссию по операциям с электронными деньгами налогоплательщик может включить в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль Дмитрий Антонов, эксперт Первого Дома Консалтинга "Что делать Консалт".

Просмотры: 3584

22 ноября 2012 года

Подпишитесь на вечернюю рассылку Buhday.ru

Самая краткая бухгалтерская рассылка на свете

Новости сегодня

www.buhday.ru

Электронные средства платежа: проблемы правового регулирования и актуальные вопросы судебной практики



В настоящее время происходит стремительное развитие информационных технологий в сфере безналичных расчетов, повсеместное внедрение расчетов платежными картами, возрастает количество электронных платежей. Количество платежных карт, эмитированных кредитными организациями, увеличивается ежегодно, так согласно данным Банка России по состоянию на 1 января 2010 года количество платежных карт, составляло 123,9 млн, на 1 января 2012 года — 162,9 млн, на 1 января 2014 года — 217,5 млн, на 1 января 2016 года — 243,9 млн.

Практически все банки, оказывающие услуги физическим лицам, предоставляют своим клиентам возможность использовать электронные средства платежа (так называемые удаленные каналы обслуживания или дистанционное обслуживание), под которыми понимаются банкоматы, платежные терминалы, интернет-банкинг, мобильный банкинг, услуга «Автоплатеж»(автоматическая оплата регулярных счетов с помощью мобильного телефона и банковской карты).

Электронные средства платежа удобны и практичны, они позволяют оплачивать товары и услуги, коммунальные платежи, в том числе и в сети Интернет, снимать наличные денежные средства. Кроме того, клиент получает возможность круглосуточно пользоваться услугами банка, что особенно актуально, учитывая динамичный ритм жизни граждан.

Однако, правовое регулирование использования электронных средств платежа несовершенно, о чем свидетельствует отсутствие единообразия судебной практики по аналогичным делам, связанным с разрешением споров об использовании электронных средств платежа без согласия клиента. Как правило, такие споры возникают по причине несанкционированного списания денежных средств со счета клиента.

Одним из дискуссионных вопросов в судебной практике является использование такого электронного средства платежа как мобильный банкинг (например, услуги «Мобильный банк», «Альфа-Мобайл» и т. п.).

Рис.1. Платежи клиентов кредитных организаций с использованием платежных поручений, поступивших в кредитные организации, по способам поступления (млрд. руб.)

Рис.2. Платежи клиентов кредитных организаций с использованием платежных поручений, поступивших в кредитные организации, по способам поступления (млн. ед.)

Как правило, кредитные организации в условиях обслуживания закрепляют за клиентом обязанность информировать банк об изменении номера мобильного телефона и о прекращении использования номера мобильного телефона, подключенного к услуге мобильного банкинга.

Рассматриваемая обязанность, вытекающая из статьи 1651 Гражданского кодекса Российской Федерации, призвана защитить, в первую очередь, интересы клиента, так как в случае расторжения договора об оказании услуг мобильной связи операторы связи через определенный период времени передают абонентский номер другому лицу. Если услуга мобильного банкинга не отключена, то новый абонент получает право распоряжения денежными средствами, находящимися на счете прежнего абонента.

Судебная практика при рассмотрении дел, связанных с несанкционированным списанием денежных средств, которое произошло в результате несообщения банку информации о прекращении использования абонентского номера, противоречива. Суды либо отказывают клиентам в возмещении операций, совершенных третьими лицами на основании того, что в нарушение условий договора клиент не известил банк о смене абонентского номера либо возлагают ответственность за совершенные спорные операции на банк. В первом случае суды обосновывают решения, указывая, что в такой ситуации у банка отсутствуют основания усомниться в том, что распоряжение о списании денежных средств было сделано посторонним лицом. Во втором случае указывают на отсутствие воли клиента по распоряжению денежными средствами, в связи с тем, что банк не исполнил обязанности по обеспечению конфиденциальности информации о банковской карте истца.

Представляется обоснованной точка зрения, согласно которой клиент не имеет права на возмещение суммы спорной операции, так как в силу заключенного договора клиент обязан уведомить банк о прекращении использования номера мобильного телефона, который привязан к платежной карте. Иное не соответствовало бы принципу добросовестности участников гражданских правоотношений и по смыслу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации являлось бы злоупотреблением правом.

Учитывая, что гражданин является экономически слабой стороной, то для решения рассматриваемой проблемы целесообразно обязать операторов связи и операторов по переводу денежных средств осуществлять обмен информацией о расторжении договора об оказании услуг мобильной связи, выдаче дубликата или замене SIM-карты.

Представляется неурегулированным вопрос несения рисков и распределения ответственности между кредитной организацией, оператором мобильной связи и клиентом в случае выдачи дубликата SIM-карты неуполномоченному лицу сотрудниками оператора мобильной связи.

Судебная практика в этом вопросе также не единообразна. В одном случае суды возложили риски на клиента, отказав в удовлетворении иска, и только при новом рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции ответственность за совершенные спорные операции была обоснованно возложена на оператора мобильной связи [3]. В другом случае ответственность в полном объеме была возложена на банк [4].

Полагаем, что в части 16 статьи 9 Федерального закона «О национальной платежной системе», необходимо указать, что «положения части 15 настоящей статьи в части обязанности оператора по переводу денежных средств возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом — физическим лицом уведомления, не применяются в случае совершения операции с использованием клиентом — физическим лицом электронного средства платежа путем соединения по сети подвижной связи с применением идентификационного модуля, дубликат которого был выдан оператором связи неуполномоченному лицу, что повлекло совершение операции без согласия клиента — физического лица. В указанном случае сумму операции, совершенной без согласия клиента, обязан возместить оператор связи». Одновременно следует дополнить статью 68 Федерального закона «О связи»пунктом 9 следующего содержания: «Операторы связи несут ответственность, предусмотренную пунктом 1 части 16 статьи 9 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Такое решение вопроса является наиболее оптимальным с точки зрения соблюдения баланса прав всех участников таких правоотношений и не противоречит действующему законодательству, поскольку статьей 402 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника; должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

В части 15 статьи 9 Федерального закона «О национальной платежной системе» указано, что обязанность возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, лежит на операторе по переводу денежных средств [1]. В связи с этим полагаем, что еще одним актуальным вопросом, нуждающимся в законодательном урегулировании, является вопрос распределения ответственности за совершенные спорные операции между такими операторами по переводу денежных средств как эквайрер и эмитент.

Банк России указал, что порядок распределения финансовой ответственности между эквайрером и эмитентом по транзакциям в случае совершения несанкционированных операций с использованием платежных карт может быть разработан в рамках правил платежных систем [5]. Однако, такого регулирования, носящего рекомендательный характер, явно недостаточно, в связи с тем, что не во всех правилах платежных систем раскрыт вопрос распределения ответственности между эмитентом и эквайрером (например, в Правилах платежной системы VISA вопрос распределения ответственности по спорным операциям раскрыт в полном объеме, а в Правилах платежной системы MasterCardтакая информация отсутствует).

Как следует из судебной практики, на сегодняшний день ответственность за совершенные спорные операции полностью возлагается на эмитента, в то время как в качестве исполнителя финансовой услуги (в контексте Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей») и оператора по переводу денежных средств (в контексте Федерального закона «О национальной платежной системе») выступает именно эквайрер, принимающий эмитированную карту клиента к обслуживанию. При этом клиент своими конклюдентными действиями принимает публичную оферту эквайрера, которая, как правило, размещена на его официальном сайте в сети Интернет.

Представляется целесообразным дополнить часть 15 статьи 9 Федерального закона «О национальной платежной системе» вторым абзацем, согласно которому порядок распределения ответственности по операции с использованием клиентом — физическим лицом электронного средства платежа, совершенной без согласия клиента, между участниками платежной системы устанавливается правилами платежной системы, а также дополнить часть 1 статьи 20 Федерального закона «О национальной платежной системе» пунктом 18.1, согласно которому правилами платежной системы должен определяться порядок распределения ответственности между участниками платежной системы.

Еще одним дискуссионным вопросом применения части 15 статьи 9 Федерального закона «О национальной платежной системе» является проблема доказывания. Оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту — физическому лицу сумму спорной операции, если не докажет что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа. Важно отметить, что клиенты практически лишены возможности доказать факт отсутствия своего согласия на проведение спорной операции, а у операторов по переводу денежных средств отсутствуют доказательства факта нарушения клиентом порядка использования электронного средства платежа, за тем редким исключением, когда клиент сам сообщает о факте разглашения реквизитов карты, кодов или паролей третьим лицам.

В рамках проблемы, связанной с доказыванием банками факта нарушения клиентом порядка использования электронного средства платежа самым спорным и неоднозначным является вопрос о том, может ли являться установка вредоносного программного обеспечения на устройство клиента основанием для освобождения оператора по переводу денежных средств (банка) от обязанности возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, по основанию нарушения клиентом порядка использования электронного средства платежа, которое повлекло совершение операции без согласия клиента.

Как правило, суды не принимают во внимание возможность совершения спорных операций посредством установки на абонентское устройство клиента вредоносного программного обеспечения. Однако в судебной практике встречаются и противоположные примеры, когда судами учитывается согласие клиента на получение услуги интернет-банкинга при осознании им того, что сеть Интернет как канала связи является небезопасной.

Вместе с тем, в данном вопросе необходимо учесть общие положения гражданского законодательства. Из буквального толкования статей 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что правовая судьба мобильного телефона, компьютера или иного устройства клиента как объекта гражданских правоотношений находится вне сферы контроля банка, следовательно, распоряжения, поступающие от клиента, сформированные с использованием вредоносного программного обеспечения банку неподконтрольно и в случае успешной идентификации и аутентификации клиента, не могут быть распознаны банком как данные неуполномоченным лицом.

С одной стороны клиент является экономически слабой стороной, а банк, занимаясь предпринимательской деятельностью, несет риски от такой деятельности, с другой стороны проведение спорных операций посредством вредоносного программного обеспечения становится возможным в результате неосмотрительности и беспечности клиентов. В данном случае очень важно найти баланс соблюдения прав как клиентов, так и операторов по переводу денежных средств.

Проанализированные проблемы, возникающие в судебной практике, свидетельствуют о необходимости дальнейшего развития законодательства об использовании электронных средств платежа.

Литература:
  1. О национальной платежной системе: федер. закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 27. — Ст. 3872; 2016. — № 27 (ч. I). — Ст. 4223.
  2. Определение Верховного Суда РФ от 08.12.2015 по делу № 5-КГ15–164 // Официально не опубликовано.
  3. Определение Верховного Суда РФ от 10.01.2017 по делу № 4-КГ16–66 // Официально не опубликовано.
  4. Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 30.09.2015 по делу № 33–8004/2015 // Официально не опубликовано.
  5. По вопросам кредитных организаций — членов Ассоциации «Россия»: письмо Банка России от 06.03.2012 № 08–17/950 // Официально не опубликовано.

Основные термины (генерируются автоматически): электронное средство платежа, согласие клиента, судебная практика, платежная система, национальная платежная система, клиент, мобильный телефон, мобильная связь, средство, Гражданский кодекс.

moluch.ru