Презентация на тему: Экономическая грамотность и будущее России. Экономическая грамотность


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это... Что такое ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ?

 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ готовность к участию в экономической деятельности, состоящая в знаниях теоретических основ хозяйственной деятельности, понимании природы экономических связей и отношений, в умении анализировать конкретные экономические ситуации.

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗОСТЬ
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Смотреть что такое "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ" в других словарях:

  • ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — и развитие народонас., общество и его главный компонент народонаселение, находящиеся на определ. ступени историч. развития, исторически определ. тип общества и соответствующий ему тип народонас. В основе каждой Ф. о. э. лежит определённый способ… …   Демографический энциклопедический словарь

  • Гимназия № 8 (Сочи) — Гимназия №8 Основана: 1937 Тип: средняя общеобразовательная школа Адрес: Россия, 354000, Сочи, ул. Парковая, 19 Телефон: Work(8622) 64 34 45 Сайт …   Википедия

  • Белорусская Советская Социалистическая Республика — (Беларуская Савецкая Сацыялicтычная Рэспублiкa)         Белоруссия (Беларусь).          I. Общие сведения          БССР образована 1 января 1919. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Граничит на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… …   Большая советская энциклопедия

  • Азербайджанская Советская Социалистическая Республика — (Азербайджан Совет Сосиалист Республикасы)         Азербайджан.          I. Общие сведения          Азербайджанская ССР образована 28 апреля 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См. Закавказская… …   Большая советская энциклопедия

  • Украинская Советская Социалистическая Республика —         УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна).          I. Общие сведения          УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… …   Большая советская энциклопедия

  • Финансовый регулятор — (Financial regulator) Финансовый регулятор это орган, осуществляющий надзор, регулирование и контроль над оборотом финансовых инструментов Регуляторы финансового рынка – понятие, цели деятельности и роль финансовых регуляторов, самые известные… …   Энциклопедия инвестора

  • Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… …   Географическая энциклопедия

  • СССР. Эпоха социализма —         Великая Октябрьская социалистическая революция 1917. Образование Советского социалистического государства          Февральская буржуазно демократическая революция послужила прологом Октябрьской революции. Только социалистическая революция …   Большая советская энциклопедия

professional_education.academic.ru

Экономическая грамотность современного российского школьника

В последнее время работа в данном направлении приобретает характер системы формирования экономической грамотности, что связано с появлением курса «Финансовая грамотность» и усилением внимания к экономическим вопросам в курсах общественных дисциплин. Рыночные отношения требуют от гражданина как практических умений, так и общей культуры, связанной с совершением ответственного выбора, противостоянием попыткам манипулирования сознанием. Стратегическими направлениями здесь видятся следующие: сознательное участие школьников в экономической жизни общества и освоение ими роли потребителя, оптимальное сочетание интересов общества и личности в выборе сферы будущей профессиональной деятельности, повышение финансовой грамотности для понимания и принятия ответственности в различных экономических ситуациях. Человеческий капитал на сегодняшний день является залогом успеха и процветания для любой страны, независимо от богатства ее природных ресурсов и развитости имеющейся инфраструктуры. Для поступательного развития России необходимы люди с высоким интеллектом, развитым логическим мышлением, способные находиться в постоянном поиске, рождать в процессе его новые, оригинальные идеи, эффективно осуществлять экономическую деятельность.Под экономической грамотностью школьника будет пониматься успешность приобретения, углубления, расширения экономических знаний и умений на базовом образовательном уровне и их воздействие на формирование качеств, помогающих ориентироваться в экономической жизни общества, реализуя свои интересы и согласуя их с интересами окружающих людей. В международном исследовании уровня финансовой грамотности, проводимом PISA, она определяется как знание и понимание финансовых концепций и рисков, а также навыки, мотивация и уверенность применять такое знание и понимание для того, чтобы принимать эффективные решения в целом ряде финансовых контекстов для улучшения финансового благосостояния человека и общества и для обеспечения участия в экономической жизни. Другое международное исследование - по оценке качества граждановедческого образования (ICCS) - также включает экономическую компетентность в число приоритетных качеств современного гражданина. При этом проверяется не знание теоретических положений, а понимание происходящих экономических процессов и место в них отдельного человека.Проблема подготовки экономически и финансово грамотной личности встала перед российским образованием сравнительно недавно, но от ее решения во многом зависит будущее страны. Молодое поколение граждан должно не только понимать основные законы функционирования современной рыночной экономики на разных уровнях, но и иметь набор качеств для эффективной предпринимательской и потребительской деятельности. Для успешного участия в экономических отношениях современный человек должен иметь доступ к финансовым услугам и понимать, как ими пользоваться. Потенциал школьного экономического образования также воплощается в формирование цивилизованного поведения человека, понимания и признания им определенных «правил игры» в обществе, его ценностных установок и ориентаций.Исследования показывают, что современные молодые граждане России остро нуждаются в знаниях, которые дают общее представление о личной экономике, экономике семьи, фирмы и государства в целом (в том числе и в международной сфере). При этом важно соблюдать баланс между теоретическими знаниями и представлениями об экономической этике, правилах финансового поведения. В проведенном в 2015 году Национальном исследовании по оценке качества граждановедческого образования в России среди учащихся 8‑х классов из девяти содержательных областей, которых касались тестовые задания, самыми низкими были результаты, связанные с экономической грамотностью и профессиональной успешностью. В среднем по стране были получены следующие данные по успешности выполнения заданий школьниками по их тематической и содержательной направленности: «Толерантность и многообразие» - 65,19%; «Правовые нормы и ответственность человека» - 51,15%; «Достоинство и уважение» - 49,00%; «Гражданская идентичность и патриотизм» - 55,60%; «Социальная поддержка, самореализация и успешность личности» - 58,52%; «Сотрудничество и миролюбие в современном мире» - 55,96%; «Открытость и готовность к изменениям» - 53,84%; «Демократическое управление и народовластие» - 58,32%; «Экономическая грамотность и профессиональная успешность» - 40,74%. Таким образом, можно говорить о явно выделяющейся проблемной зоне.При этом некоторые ответы школьников показывали их слабое понимание фундаментальных основ экономических отношений, а также неграмотность формулировки своих мыслей. Например, при объяснении понятия «инфляция», с которым большая часть опрошенных школьников справилась успешно, встречались и следующие определения: «недостаток продуктов и медикаментов в стране», «переголосование», «обесценивание людей», «чрезмерное количество общающихся денег», «рождаемость понижена», «проверяют в банкнотах наличие сумм», «подчинение друг другу», «это то, что пропадает, например, инфляция денег», «цены в магазинах растут, а у граждан нет», «это когда деньги не стоят своей стоимости», «скачки цен», «много денег, на которые ничего нельзя купить (почти)», «чрезмерный выпуск предложенных денег», «падение ценности чего-либо относительно родственных ему объектов». Приведем также некоторые формулировки, поясняющие термин «налог»: «отдача долгов за проживание», «это вид денег, который выплачивает каждый гражданин РФ», «дань, которую должны ежегодно оплачивать люди», «сбор средств за то, что мы живем», «плата за особые услуги», «плата за цивилизованную жизнь», «деньги, которые отдают за разные поступки и за коммунальные услуги», «обязательный индивидуальный безвозмездный платеж», «выплата кредита банку», «штраф, который должен выплачивать каждый человек».Особенно удивительным было смешивание рыночной экономики с базаром и ярмаркой, где продаются вещи и продукты. Редко встречалось соотнесение рынка с частной собственностью и предпринимательством: «Это рынок, там все устроено на не очень богатых», «Даже во время войны рынок существовал вне зависимости от государства», «После окончания средних классов многие туда идут работать», «На рынке нет государственных вещей, все домашние», «Рыночные отношения не влияют на экономику», «Рынок преуспевает меньше, чем магазины/супермаркеты». Соответственно средний класс не ассоциируется с наличием собственности, независимостью или определенным мировоззрением, а определяется лишь имущественным положением (наличием денег). Распространено понимание, что к среднему классу относятся люди, находящиеся между богачами и нищими. Этот подход ярко иллюстрируют следующие цитаты из ответов: «Средний класс одевается на рынке», «Бедные хотят купить, но не могут. Богатые могут, но не хотят. Средние и могут, и хотят!».Именно поэтому следует приветствовать особое внимание к финансовой грамотности, которое демонстрируется в последние годы в системе образования. Школа должна не только своевременно и адекватно реагировать на происходящие в экономике и общественной жизни изменения, но и опережать их, прогнозировать потребности ближайших лет и гибко реагировать на них в обсуждаемых темах и разрабатываемых учебных проектах. Умение экономически мыслить (не путать с экономией) расширяет возможности каждого человека и дает путь в будущее. Одной из сложных педагогических задач в этом направлении является умение делать осознанный и ответственный выбор.Следует заметить, что в основе экономических знаний лежит информация о способах выбора, который постоянно делает человек в условиях ограниченных ресурсов. Одна из основных задач экономической подготовки в школе - не допустить развития иждивенческой позиции, а способствовать формированию полноценной не зависящей ни от кого экономически развитой личности, способной активно мыслить и действовать. В данном аспекте можно говорить об интегрированном и метапредметном подходе, когда экономические знания сочетаются с математической логикой, пониманием экономической географии, рационализмом и логическим мышлением, видением исторических и социальных особенностей разных стран мира. Важно, чтобы знания, умения, опыт и отношения складывались в режиме активных и интерактивных подходов при решении проблемных практических ситуаций, максимально связанных с повседневной жизнью школьника. Это могут быть комплексные проекты (индивидуальные или коллективные), позволяющие учащимся становиться генераторами идей и планировать их реализацию, ролевые и деловые игры, вовлекающие каждого школьника в интересную и полезную деятельность. На это указывают и новые федеральные государственные образовательные стандарты, ориентирующие преподавание на «освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни, которые обеспечиваются проблемными ситуациями, проблемными вопросами и заданиями, наличием деловых игр».Ни у кого сегодня нет сомнений, что экономически безграмотный человек изначально обречен на более сложный жизненный путь, его решения во многих сферах общественной жизни зачастую будут оказываться ошибочными. Поэтому чем раньше школьник поймет роль экономики в его жизни, тем более он будет успешен во многих сферах жизнедеятельности и станет конкурентоспособной личностью, будет ответственным гражданином и сможет максимально реализовать свои потребности. Без экономической грамотности невозможно представить современного человека, поэтому система образования включает данное направление в число приоритетных задач современной школы и результатов педагогической деятельности.

Андрей ИОФФЕ, доктор педагогических наук, профессор МГПУ и АПКиППРО

www.ug.ru

Блоги - Всё правильно!

Ошибку в выборе НПФ нельзя исправить сразу: в действующем законодательстве предусмотрена смена пенсионного фонда не чаще раза в год. Поэтому выбирать НПФ нужно серьёзно и осознанно.

Что необходимо делать, чтобы выбрать НПФ, на что следует обратить внимание при выборе?

Прежде всего нужно узнать, какие НПФ работают в России на момент Вашего выбора. Список фондов можно найти в специальном списке, который находится на официальном сайте ПФ России. Перечень НПФ приводится сайтом PENSIAMARKET. В этом перечне приведены как закрытые фонды, клиентом которых Вы стать не сможете, так и открытые. Смотреть следует НПФ, отмеченные флажком «Стать клиентом».

Имеет значение наличие офиса НПФ в месте проживания или поблизости. При обращении в НПФ напрямую проще решать различные вопросы, которые могут возникнуть при заключении договора с фондом и на протяжении всего последующего периода сотрудничества с ним. Отсутствие офиса вблизи места жительства может вызвать определённые проблемы. Например, потребуется отправлять документы, все копии которых надо заверять у нотариуса, за что придётся платить деньги.

Показателем надёжности НПФ можно считать число его клиентов. Смотреть этот показатель следует в динамике за ряд лет — есть ли прирост количества клиентов, увеличивается ли этот прирост по годам. Если большое число людей отдают предпочтение какому — либо НПФ, стоит принять во внимание их мнение. Большое число клиентов влечёт за собой более строгий надзор за фондом со стороны контролирующих органов. Эксперты советуют не рассматривать фонды с количеством вкладчиков (клиентов) менее 150-200 тыс.

Большое преимущество НПФ — опыт реальной выплаты негосударственных пенсий. Наличие у фонда реальных получателей пенсий означает, что он выполняет свои обязательства перед вкладчиками, свидетельствует о надёжности фонда.

Очень важный критерий выбора — репутация фонда. Попытайтесь узнать, не фигурировал ли фонд в каких-нибудь крупных судебных делах или скандалах. Почитайте статьи о заинтересовавших Вас НПФ в ведущих деловых изданиях. Это должны быть авторитетные СМИ, а не скандальные издания. Информацию о деятельности НПФ можно найти в специализированных изданиях (например, журналах «Пенсионные фонды и инвестиции» и «Пенсия»), деловых СМИ («Коммерсантъ», «Коммерсантъ-Деньги», «Ведомости») и в сети Интернет (например, на «Лаборатория пенсионной реформы»). Нужно также зайти на официальный сайт самого НПФ.

Полезную информацию может дать ознакомление с отзывами клиентов НПФ. Нужно изучить отзывы клиентов, размещённые на посторонних ресурсах — других сайтах и в социальных сетях. Они более объективны. Если отзывов о НПФ нет, стоит задуматься о возможности ему доверять.

Особое внимание стоит обратить на то, какое место занимает НПФ в рейтингах (рэнкингах) за последние годы. Рэнкинги обновляют с периодичностью в три месяца, а ежегодно в марте подводят итог прошлого года. Рейтинги составляются крупными пенсионными порталами, а также рейтинговыми агентствами. Объективную оценку деятельности НПФ можно найти на сайтах Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), Национального Рейтингового Агентства (НРА) и Российского рейтингового агентства "Эксперт РА". Например, Российское рейтинговое агентство «Эксперт РА» ежегодно проводит анализ деятельности всех российских НПФ и присваивает каждому фонду рейтинг надёжности: от самой низшей «С» до наивысшей «А++». (оценочный ряд С, С+, С++, В, B+,B++,A,A+,A++). Это комплексная оценка работы фонда: эффективность инвестиционной политики и управления рисками, способность НПФ выполнять свои обязательства перед клиентами. Рейтинги всех существующих НПФ представлены на уже упоминавшемся сайте «pensiamarket.ru». Нужно просмотреть следующие рэнкинги: по доходности пенсионных накоплений, рейтинг надёжности, по объему пенсионных накоплений, по величине собственного имущества, по величине имущества для обеспечения уставной деятельности, по совокупному вкладу учредителей. Некоторые пользователи, правда, предполагают, что, возможно, данный сайт лоббирует те НПФ, которые ему платят. Хорошие отзывы есть у сайта «Все рейтинги НПФ».

При выборе НПФ следует обратить внимание на год его создания. Чем раньше был образован фонд, тем лучше, т.к. у него больше опыта. Лучше всего, если НПФ появился до 1998 года. За период с 1998 г. фонд пережил два экономических кризиса и выстоял. В неблагоприятных финансовых условиях этот НПФ, вероятно, сможет успешно распорядиться накоплениями вкладчиков.

Доходность фонда — ещё один критерий выбора. Доходность показывает успешность финансовых операций фонда. Однако сама по себе высокая доходность за определённый период времени ни о чём не говорит. Необходимо рассматривать среднюю доходность фонда за период или накопленную доходность за всё время, а также учитывать экономическую ситуацию, которая была в стране в тот или иной период времени. Поскольку все НПФ работают в достаточно жёстких рамках одних и тех же законов, ни один фонд не может проводить инвестиционную политику, значительно отличающуюся от политики других. В связи с этим средняя доходность за 5–7 лет между фондами различается мало. Доходность НПФ должна быть на несколько процентов выше уровня инфляции. Имеет смысл сравнивать среднюю доходность НПФ с доходностью Внешэкономбанка — управляющей компании ПФ РФ. Информацию о доходности можно узнать на официальном сайте НПФ и из отчётности Банка России, которая есть в открытом доступе. Если на официальном сайте НПФ показатели доходности явно завышены по сравнению с отчётными, лучше отказаться от обращения в этот фонд.

Далее следует посмотреть, каков размер собственного имущества фонда и имущества для обеспечения уставной деятельности. Собственное имущество фонда — это своеобразная «подушка безопасности». Фонд отвечает собственным имуществом по обязательствам перед своими клиентами. При получении убытков на их покрытие идет часть собственного имущества, и клиенты ничего не теряют. Чем больше у НПФ собственных средств относительно средств клиентов, тем он устойчивее и надёжнее.

Значительно повышает надёжность НПФ в долгосрочной перспективе наличие у него нескольких равноценных учредителей. Поэтому при выборе НПФ нужно обязательно обратить на это внимание. В НПФ с несколькими полноправными учредителями более развита система контроля, а значит, ниже уровень коррупции и злоупотреблений. В составе учредителей должны быть производящие предприятия, и лучше, чтобы на них были профсоюзные организации. Тогда фонд наряду с несколькими учредителями контролируют и профсоюзные организации. Имеет смысл отказываться от тех НПФ, где учредители — частные лица и мелкие фирмы. Информацию об учредителях фонда можно посмотреть на сайте Единого Государственного Реестра Юридических Лиц (ЕГРЮЛ) или запросить более подробную выписку в налоговой службе.

Выбирая НПФ, надо внимательно рассмотреть его официальный сайт. Насколько удобно им пользоваться? Можно ли легко найти номер и срок действия лицензии, а также свидетельства о включении НПФ в систему гарантирования прав застрахованных лиц (обычно эта информация приводится в самом низу главной страницы сайта). Есть ли на сайте ежегодная отчётность фонда, можно ли посмотреть структуру его инвестиционного портфеля, увидеть достаточно подробный отчёт о доходах и расходах. На сайте должна быть информация о составе учредителей, количестве застрахованных лиц, аудиторские заключения, результаты инвестирования пенсионных накоплений, правила вступления и возможности выхода из НПФ и т.д. Также на сайте фонда должен быть Личный кабинет клиента, где он может отслеживать прирост своих пенсионных накоплений, получать информацию обо всех действующих договорах, вносить платежи.

На что ещё следует обращать внимание при выборе НПФ? Стоит уточнить, есть ли у НПФ соглашение о взаимном удостоверении подписей с ПФР. Если есть, то при наличии паспорта и СНИЛС гражданин при личном обращении в представительство НПФ сможет подписать договор об ОПС.

Желательно ознакомиться с информацией о том, кто выполняет функции спецдепозитария, и какие управляющие компании работают с фондом.

Также нужно обратить внимание на спектр предоставляемых фондом услуг, включая разнообразие выбора пенсионных схем и понятность пенсионных правил. Удобно ли пополнять свой пенсионный счёт и получать пенсию. Есть ли у фонда услуги по телефону — бесплатный федеральный телефон, круглосуточный справочный номер. Стоит попробовать позвонить по горячей линии.

Читать далее ...

vsepravilno.com

Презентация "Экономическая грамотность и будущее России"

Презентация на тему: Экономическая грамотность и будущее России

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Всероссийская научно-практическая конференция «Модернизация российского образования. Обеспечение социальной адаптации учащихся»ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ И БУДУЩЕЕ РОССИИПрофессор ЛИПСИЦ Игорь Владимирович, ГУ-ВШЭЭКОНОМИКА

№ слайда 2 Описание слайда:

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ ПРИ ОЦЕНКЕ ПО ПОКАЗАТЕЛЮ ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА По объему ВВП Россия находится на 9-м месте в мире, уступая в десять раз США и в пять - Китаю (ВВП США в 20 раз выше, чем России, при этом ресурсов потребляется в два раза меньше). По показателю ВВП на душу населения Россия занимает 56-е месте, что в десять раз ниже, чем в странах "большой семерки". По показателю ВВП на одного занятого, характеризующему производительность национальной экономики, Россия примерно в четыре раза уступает США и в три - Европе.2003 г. http://www.chelt.ru/2003/9-03/strategia_9-03.html

№ слайда 3 Описание слайда:

КАРТА МИРА В ПРОПОРЦИЯХ АБСОЛЮТНЫХ ВЕЛИЧИН ВВП РАЗЛИЧНЫХ СТРАН В 1976 Числовые данные на выносках - ВВП за 2005 г. по паритету покупательной способности

№ слайда 4 Описание слайда:

РЕАЛЬНЫЙ ВВП РОССИИ: А ЕСЛИ УЧЕСТЬ КОРРУПЦИЮ ? Доля фирм, дающих взятки - более 81%. Рост средней суммы взятки в 2001-2005 - 13 раз. Совокупная сумма взяток за 4 года выросла в 9 раз и составляет теперь около $ 300 млрд. в год. Это означает, что объем коррупционной экономики сопоставим с официальным ВВП России. А значит реальный ВВП России в 2 раза выше официальных данных. Соответственно реальная величина ВВП на душу населения в России сопоставима с показателями ряда промышленно развитых стран (например, Португалии). http://www.hse.ru/temp/2005/10_26_seminar.shtml

№ слайда 5 Описание слайда:

ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ ДО 2050 Г. (МЛН. ЧЕЛОВЕК)

№ слайда 6 Описание слайда:

СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ БУДЕТ ЖИТЬ В РОССИИ К НАЧАЛУ XXII ВЕКА ? С 60%-ной вероятностью можно утверждать, что численность населения России к началу 2101 г. будет находиться между 40,3 и 91,4 млн. человек. И лишь с вероятностью 5% можно полагать, что она опустится ниже 19,3 млн. человек или превысит 137,2 млн. человек. Если государство в России будет проводить политику стабилизации численности населения с помощью иммиграции, то с высокой степенью вероятности можно ожидать, что во второй половине XXI века доля мигрантов и их потомков в общей численности населения может превысить 50%.Прогноз РАН РФ (Вишневский А.Г.)

№ слайда 7 Описание слайда:

РФ ТЕРЯЕТ ТРУДОСПОСОБНЫХ ГРАЖДАН Абсолютное сокращение численности трудоспособного населения ожидается в России с 2006г. Об этом сообщила начальник управления переписи населения и демографической статистики федеральной службы госстатистики Ирина Збарская. В настоящее время 62,4 % всего населения России - это 89 млн человек - считаются трудоспособным. Но ежегодный темп сокращения трудоспособного населения в РФ с 2006г., по разным оценкам, составит от 50 тыс. - до 1 млн человек. Кроме того, начальник управления переписи населения и демографической статистики сообщила, что население России, согласно нормативам ООН, считается старым, так как доля лиц, возраст которых превышает 65 лет, в общем объеме населения составляет 13%. Согласно нормативам ООН население считает старым, если доля лиц, старше 65 лет, превышает 7%. В заключение И.Збарская сообщила, что население моложе трудоспособного возраста составляет 18% от общей численности населения РФ, а население старше трудоспособного возраста - 21%.01.10.2004 http://top.rbc.ru/index.shtml?/news/society/2004/10/01/01132418_bod.shtml

№ слайда 8 Описание слайда:

В России из 20 миллионов работоспособных мужчин:- 1 миллион находится в заключении, - 4 миллиона - под ружьем, - 5 миллионов - безработные, - 4 миллиона - хронические алкоголики и - 1 миллион - наркоманы. Итого работают только 5 миллионов мужчин. Около 40 процентов населения России составляют старики, дети и инвалиды. К 2025 году при сохранении текущих демографических тенденций на одного работающего жителя России будет приходиться четыре иждивенца. Из доклада министра регионального развития России Владимира Яковлева (2005 г.)

№ слайда 9 Описание слайда:

СООТНОШЕНИЕ АБСОЛЮТНЫХ РАЗМЕРОВ ЭКСПОРТА РОССИИ И ГРУППЫ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН МИРА "В 2003 году доля России в мировой торговле увеличилась с 1,65% (в 2002 году) до 1,8%", - заявил министр экономического развития и торговли Герман Греф . По его словам, доля России в мировом паритете ВВП в настоящее время превосходит Индию и Китай и находится на одном уровне с рядом развитых стран.Доля России в мировом валовом продукте, мировой торговле и технических инновациях в 1,5 - 2,5 раза ниже её доли в мировом населении. Более 60% экспорта составляет нефть, газ и другие сырьевые товары, обеспечивающие, по оценке, около трети ВВП страны.Статья заместителя Секретаря Совета Безопасности России В.Ф.Солтаганова «Новые вызовы и угрозы экономической безопасности Российской Федерации», 2003-06-10Доля России (которая занимает 15-е место среди стран-экспортеров) в объеме мирового экспорта - 1,5-1,6 % (при этом его структура крайне неблагоприятная - вывозятся в основном энергоносители). По доле высокотехнологичных изделий в товарном экспорте Россия находится на уровне Индии, уступая более чем в пять раз Китаю.

№ слайда 10 Описание слайда:

ИНДОНЕЗИЯ И ПАНАМА ОБОГНАЛИ РФ ПО РЕЙТИНГУ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Два года пробыв на 70-м месте в мире по конкурентоспособности, Россия в 2004 г., по оценке экспертов Всемирного экономического форума, опустилась сразу на 75-е (перед ней Индонезия и Панама, за ней - Марокко и Филиппины). По уровню развития технологий она заняла 73-е место (лучше, чем у Колумбии, но хуже, чем у Венесуэлы). По макроэкономическим показателям результат получше - 53-е место (между Сальвадором и Маврикием). "Самая сильная ваша сторона - это хорошая макроэкономическая среда", - отмечает ведущий экономист ВЭФ Дженнифер Бланка. "А главная беда России - низкое качество госинститутов", - уверена она. Именно из-за этого мы и плетемся в конце обоих рейтингов. Например, по независимости судебной системы Россия на 102-м месте, по объективности решений чиновников - на 106-м. Коррупция остается самой большой экономической слабостью России, которая усугубляется неопределенным и сложным налоговым законодательством, недостаточным доступом к финансированию и неэффективным правительством. Согласно докладу, по некоторым категориям Россия отстает от многих беднейших государств мира. В целом, согласно докладу, Россия почти в два раза менее конкурентоспособна, чем Финляндия, которая находится на 1 месте - ее конкурентный индекс составляет 3,53 против финских 5,94. Из стран СНГ выше всех Казахстан (61-е по индексу конкурентоспособности и 62-е места по "рейтингу бизнеса").

№ слайда 11 Описание слайда:

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ: ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ Чтобы понять причину больших различий в жизненных уровнях различных стран, необходимо анализировать, прежде всего, производительность каждой из стран в изготовлении товаров и услуг. Производительность характеризует количество товаров и услуг, которое работник способен изготовить за каждый час работы. Ресурсы, используемые для производства товаров и услуг, называются факторами производства.

№ слайда 12 Описание слайда:

ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА В число факторов производства входят:физический капиталчеловеческий капиталприродные ресурсытехнологические знания Капитал это созданный фактор производства, то есть капитал это тот производственный ресурс, который сам в прошлом явился результатом производства.

№ слайда 13 Описание слайда:

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА: ФИЗИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ Физический капитал этот запас оборудования и устройств, который используется для производства товаров и услуг. Примеры:Инструмент, используемый на автосервисе для ремонта машинСтроительная техникаЗдания и сооружения (ГЭС, цеха, подъездные пути и т.п.) С конца 80-х годов в нашей стране технологическое перевооружение промышленности, базой для которого является станкостроение, не проводилось. Более того, выпуск станков постоянно снижается и только 14% всех станков отвечают современным требованиям, станки же с ЧПУ и прецизионные установки составляют лишь 1,1% и 3,3% общего количества выпускаемых агрегатов.http://www.chelt.ru/2003/9-03/strategia_9-03.html

№ слайда 14 Описание слайда:

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА: ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ Природными называются те ресурсы производства, которые нация получает от природы (почва, реки, леса и полезные ископаемые). Наличие этих ресурсов не является для хозяйства страны необходимым условием высокой производительности. Возобновимые ресурсы: Леса, рыба, дичьНевозобновимые ресурсы: Нефть, уголь, руды

№ слайда 15 Описание слайда:

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (1) ЛЕСА. Представление о России как стране бескрайних лесных просторов безнадежно устарело. Если посмотреть на географическое распределение ценных лесов, то выяснится, что в европейской части страны их практически не осталось. А те, что есть – в Карелии, Архангельской области и Республике Коми, – довольно активно вырубаются. В "лесной сказке" российского Севера, Республике Карелия, площадь вырубок 12-й половины XX в. оценивается не менее чем в 2/3 от всей лесной площади республики. По экспертным оценкам Гринпис России и Всемирной лесной вахты, в 2001 г. на Европейском Севере (как раз Карелия, Коми и Архангельская область) 87% лесной территории приходилось на низкопродуктивные леса с малым потенциальным приростом.

№ слайда 16 Описание слайда:

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ (2) НЕФТЬ. По сообщению агенства Media-Press со ссылкой на British Petroleum, опубликованному на сайте RusEnergy 19 апреля 2004 года, подтвержденные запасы нефти в России составляют 60 млрд баррелей, ежедневная добыча на июнь 2003 г. — 7 млн 698 тыс. бар, потребление — 2 млн. 469 тыс. бар (это дает возможный срок добычи примерно в 22 года). А подтвержденные запасы нефти в Иране, не самом главном ее производителе, по данным агенства SHANA, составляют 130 млрд баррелей, добыча - 3 млн. 729 тыс. бар. в день, потребление - 1 млн. 350 тыс. бар. в день.http://www.bellona.no/ru/international/russia/envirorights/info_access/33524.html Нынешний рост добычи нефти не обеспечен реальными капиталовложениями в бурение новых скважин. По статистике за 2002 год, ЛУКОЙЛ на тонну добываемой нефти инвестировал 9,8 долларов, ТНК - 8,9 долларов, ЮКОС - 10,7, “Сибнефть” - 18,8, “Роснефть” - 23, “Сургутнефтегаз” - 23,5 доллара. По мнению нефтяных аналитиков, уровень инвестиций должен быть порядка 30 долларов на тонну добываемой нефти. В результате прогнозируется, что через 5 лет в России может начаться спад производства нефти. Зарубежные аналитики называют в качестве переломного 2006 год. А к 2010 году, по их прогнозам, объем добычи нефти в России может упасть до 240 млн. тонн.Российские нефтяные компании продолжат охотно использовать методы добычи, позволяющие получить максимальную прибыль в сжатые сроки, но не разрабатывать скважины в течение длительного срока. В перспективе это может привести к исчерпанию основных месторождений и падению производства в отрасли.http://www.ancentr.ru/portal/gate.html?name=Content&pa=showpage&pid=86

№ слайда 17 Описание слайда:

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА: ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ Человеческим капиталом экономистом называют знания и навыки, которые работники приобретают за счет обучения, тренировки и опыта. Подобно физическому капиталу, капитал человеческий увеличивает возможности нации создавать товары и услуги. По данным Росстата, в настоящее время 50% трудоспособного населения России - это лица старше 35 лет. Так как восприимчивость этой категории падает, то вскоре они будут неспособны успевать за развитием высоких технологий. При этом развитие экономики в РФ будет проходить на фоне очень неблагоприятной возрастной структуры трудоспособного населения. В итоге уже сегодня, по данным Минтруда, в РФ только 5% работников обладают высоким уровнем квалификации, тогда как в США - 43%, в Германии - 56%.

№ слайда 18 Описание слайда:

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ Под технологическими знаниями экономисты понимают наличие информации о наилучших способах производства товаров и услуг. При этом: собственно технологическое знание это всего лишь понимание обществом того, как устроено современное производство благ; и лишь через человеческий капитал это понимание превращается в знание, которое рабочая сила реально использует для производства.

№ слайда 19 Описание слайда:

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В РОССИИ Хотя Россия располагает крупным научным потенциалом, доля нашей страны на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции не превышает 0,3%, в то время как доля США - 36%, Японии - 30%, Китая - 6%. Доля России в мировой торговле информационным оборудованием - 0,3%. При этом в России используется приблизительно 10% инновационных идей и проектов, в США - 62%, в Японии - 95%; лишь одно из 500 запатентованных изобретений находит применение в российской промышленности. По численности научных работников на 10 тыс. занятых наша страна находится на третьей позиции после США и Японии. По абсолютным показателям к нам вплотную приблизился Китай. По удельному показателю численности мы в 7 раз опережаем Китай, в 2,6 раза - Италию, на треть - Великобританию, на 20% Германию. В таких отраслях, как авиация, космос, судостроение, ядерная энергетика, спецхимия, металлургия, биотехнология, специальное машиностроение, телекоммуникации и связь, автомобилестроение и микроэлектроника, Россия пока еще обладает собственными научными школами. В целом же состояние имеющейся базы знаний для выхода нa конкурентный уровень оценивается в 70-80% от мирового, а в микроэлектронике и автомобилестроении - в 40-50%. По данным комиссии по образованию Совета Европы, от "утечки умов" наша страна ежегодно теряет около 50 млрд. долл. Покинувшие Россию ученые запатентовали за рубежом массу перспективных лекарственных препаратов, которые, как полагают, будут определять ситуацию на фармацевтическом рынке в ближайшие 25 лет. И еще - до 30% программных продуктов в отделениях корпорации "Майкрософт" производится русскоязычными специалистами.

№ слайда 20 Описание слайда:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА: ПООЩРЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Образование является, по меньшей мере, столь же значимым источником ускорения экономического роста как инвестиции в физический капитал. Без базового образования рабочая сила не способна приобретать специализированные навыки, обеспечивающие рост производительности.

№ слайда 21 Описание слайда:

РОССИЯНЕ ВСЕ СПОРЯТ И СПОРЯТ, А АНГЛИЧАНЕ ВСЕ УЧАТСЯ И УЧАТСЯ... Экономическое, коммерческое и производственно-практическое образование являются ключевыми компонентами обучения, ориентированного на подготовку учащихся к будущей работе. Такое обучение объявлено обязательным для всех учащихся с сентября 2004 г. Оно также рассматривается как элемент гражданско-правого образования. Economic, business and enterprise education are key components of work-related learning, which became a statutory requirement for all students at Key Stage 4 in September 2004. They are also included in aspects of citizenship education.Из годового отчета Ее Величества Королевы Главного инспектора школ Великобритании за 2004/2005 г.The Annual Report of Her Majesty's Chief Inspector of Schools 2004/05 - http://www.ofsted.gov.uk/publications/annualreport0405/4.2.2.htm

ppt4web.ru

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ — с русского

См. также в других словарях:

  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ — готовность к участию в экономической деятельности, состоящая в знаниях теоретических основ хозяйственной деятельности, понимании природы экономических связей и отношений, в умении анализировать конкретные экономические ситуации …   Профессиональное образование. Словарь

  • ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — и развитие народонас., общество и его главный компонент народонаселение, находящиеся на определ. ступени историч. развития, исторически определ. тип общества и соответствующий ему тип народонас. В основе каждой Ф. о. э. лежит определённый способ… …   Демографический энциклопедический словарь

  • Гимназия № 8 (Сочи) — Гимназия №8 Основана: 1937 Тип: средняя общеобразовательная школа Адрес: Россия, 354000, Сочи, ул. Парковая, 19 Телефон: Work(8622) 64 34 45 Сайт …   Википедия

  • Белорусская Советская Социалистическая Республика — (Беларуская Савецкая Сацыялicтычная Рэспублiкa)         Белоруссия (Беларусь).          I. Общие сведения          БССР образована 1 января 1919. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Граничит на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… …   Большая советская энциклопедия

  • Азербайджанская Советская Социалистическая Республика — (Азербайджан Совет Сосиалист Республикасы)         Азербайджан.          I. Общие сведения          Азербайджанская ССР образована 28 апреля 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См. Закавказская… …   Большая советская энциклопедия

  • Украинская Советская Социалистическая Республика —         УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна).          I. Общие сведения          УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… …   Большая советская энциклопедия

  • Финансовый регулятор — (Financial regulator) Финансовый регулятор это орган, осуществляющий надзор, регулирование и контроль над оборотом финансовых инструментов Регуляторы финансового рынка – понятие, цели деятельности и роль финансовых регуляторов, самые известные… …   Энциклопедия инвестора

  • Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… …   Географическая энциклопедия

  • СССР. Эпоха социализма —         Великая Октябрьская социалистическая революция 1917. Образование Советского социалистического государства          Февральская буржуазно демократическая революция послужила прологом Октябрьской революции. Только социалистическая революция …   Большая советская энциклопедия

translate.academic.ru

Экономическая грамотность школьников с нарушением интеллекта — главный фактор успешной адаптации в социуме

Вопрос о социальном положении в обществе школьников с интеллектуальной недостаточностью актуален во всех странах, где существует определенное количество таких людей, и тенденции к снижению его не наблюдается.

Социальная адаптация - приспособление, приведение индивидуального и группового поведения «особых» детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У «особых» детей, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении. В задачи развития и воспитания «особых» детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация открывает «особым» детям возможность активного участия в общественной жизни. [2, c.78]

Прогноз развития и социальной адаптации умственно отсталых детей в большей степени зависит от системы воспитания и обучения, а также от степени умственной отсталости. Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга. [6, c.51] В современной классификации выделяют следующие степени умственной отсталости: тяжелая, средняя, легкая. [9, c.4]

Особенности психики умственно отсталых исследовали достаточно полно Л. В. Занкова, В. Г. Петрова, И. Н. Соловьев, С. Я. Рубинштейн и др. На основании этих исследований они сделали вывод: умственно отсталый ребенок может развиваться и обучаться, но только в пределах своих биологических возможностей. [5, c. 32]

Исследования последних лет еще раз подтвердили, что лиц с нарушением интеллекта чрезвычайно затрудняет самостоятельное использование имеющих у них знаний. Перенос полученных знаний и умений, применение их в самостоятельной жизни, анализ ситуации, выбор решения сложных жизненных задач — все это почти непреодолимые трудности. Поэтому важно не столько передать детям определенную сумму знаний, сколько выработать у них адекватность поведения и умения действовать в конкретных жизненных ситуациях, бытовую ситуационную приспособленность

Практика специальной коррекционной школы для детей с нарушениями интеллекта показывает, что проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее и труднее, хотя ее цели и задачи представляются ясными. Однако полного представления о содержании социальной адаптации как процессе, а также конкретных путях его осуществления в школе, в семье, на производстве до сих пор не существует. [3, c.4]

Цель коррекционно — воспитательной работы с умственно — отсталыми детьми — их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно — необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять определенную работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе. [4, c.17]

С учетом сниженных познавательных возможностей детей к изучению предлагаются различные аспекты хозяйственной практики потребителя. Создание адекватных представлений о повседневной экономической действительности обеспечивает разумное потребительское поведение в реальных жизненных ситуациях. Трудовая, бытовая и психологическая адаптация выпускников далеко не всегда проходит успешно. Заметна тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснована неудовлетворённость заработком, имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстранённость от участия в общественной и культурной жизни. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. Вместе с тем надо учесть, что в специальных школах и интернатах обучаются и воспитываются дети в основном из неполных или социально неблагополучных семей, не имеющие необходимых знаний и практических навыков.

Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно для детей с интеллектуальной недостаточностью. Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений, вопросов быта. В практической деятельности, человек расширяет свой кругозор, повышает уровень своих знаний и квалификации, становится специалистом, формируется как личность. Таким образом, экономическая сфера жизни не только связана с обеспечением основы существования человека, но и является источником его творческого, духовного и социального развития. А развитие, как известно, начинается в детском возрасте.

Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С момента появления людей на Земле возникают и экономические отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни. Человек осознает мотивы своего поведения, ставит перед собой конкретные цели, задачи и действует в соответствии с этими целями и собственными возможностями, пытаясь достичь при этом наилучшего результата. Именно в этом и заключается основная задача экономики.

Весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на обеспечение его социальной адаптации в обществе. Для ребенка с проблемами в развитии важны социальные, культурные, коммуникативные умения, которые он может освоить и использовать благодаря специально организованному обучению.

У детей с интеллектуальной недостаточностью «отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир». [1,с. 36]

Классик олигофренопедагогики Э. Сеген пишет, что интеллектуально недостаточный ребенок, не прошедший школы специального обучения и воспитания, ничего «не знает», «не может» и «не хочет». При этом Э. Сеген придавал главное значение отсутствию каких-либо хотений, стремлений, потребностей. Он считал, что интеллектуально недостаточный ребенок, возможно, многое смог бы и узнал бы, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений. В силу особенностей мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью ориентировка в нормах и правилах различных сфер деятельности опирается на случайные признаки, осуществляется методом проб и ошибок, поэтому даёт низкие результаты. Полученные знания и умения такие дети с трудом переносят на новые отношения и ситуации. Школьники воспринимают ситуацию упрощённо, не замечают многих важных свойств, не устанавливают смысловых причинно-следственных связей. [7, с. 28]

Социальную адаптацию обучающихся обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида, но этого оказывается недостаточно. Предполагается, что практические навыки обучающиеся смогут приобрести в семье, в ближайшем социуме. Дефицит социального опыта приводит к тому, что выпускники коррекционных школ зачастую оказываются беспомощны в самостоятельной жизни.

Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Школа должна дать такие знания, умения, навыки, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей действительности экономические факты, применять арифметические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь.

В меняющихся условиях жизни детям с нарушением интеллекта очень трудно адаптироваться.

Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эти знания можно получить при решении задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям: раскрытие сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых и общественных отношений; овладение элементарными экономическими понятиями; адаптация в быту; включение в производственную деятельность, планирование бюджета семьи, расходов на покупку различных промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные коммунальные услуги, умение пользоваться услугами банка, умение высчитывать площадь своей квартиры, комнаты для приобретения необходимых строительных материалов для ремонта и др. Эти знания школьники должны получать не только на уроках СБО, труда и общеобразовательных предметах, но и на факультативных занятиях, кружках, внеклассных мероприятиях, применяя элементы практических задач с экономической и этической направленностью.

Это должно помочь учащимся применять знания, умения и навыки на практике, познакомить учащихся с такими сферами жизни как работа, совершение покупок; разнообразными денежными расчётами; даёт возможности для коррекции познавательной деятельности учащихся. Решение экономических задач с элементами математики, будут способствовать облегчению применения полученных знаний при решении конкретных практических задач, с которыми они будут сталкиваться в повседневной жизни.

Обучение обеспечивает возможность учащимся овладеть элементарными понятиями, знаниями и умениями, помогут им успешно адаптироваться в обществе при современных экономических условиях. Большую роль в овладении экономическими понятиями играют арифметические задачи, в содержании которых идёт речь о производстве, стоимости, о природе, о сохранении её богатств, об условиях труда и его оплаты. Знания, которые получают дети в условиях вспомогательной школы, должны быть направлены на формирование умений и навыков. Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы является для них жизненно важным. [8, с. 76]

Все это дает большой воспитательный потенциал, такой, как правила и нормы экономического и этического поведения, навыки взаимодействия с людьми, умение принимать решения, применять элементарные знания, уметь анализировать, вычислять, рассуждать, выбирать. В совокупности всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности детей с отклонениями в развитии, а также их более успешной социализации.

Практические работы вызывают большой интерес у учеников, так как их содержание взято из реальной жизни. Например, выявление осведомленности о текущих ценах на продукты и промтовары, планирование крупных покупок, подсчет бюджета семьи на одну-две недели и др. Выполняя эти практические работы, учащиеся становятся социально взрослее.

Роль семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни ограничена. Но родители совместно с педагогами должны формировать у детей ценности, нормы и правила поведения, принятых в обществе. Как говорил Даниель Дефо: «Самая высокая степень человеческой мудрости — это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним угрозам».

Уровень социальной адаптации личности зависит, прежде всего, от особенностей самой личности, её адекватного поведения и действий в соответствии с интересами и потребностями. Задачей обучения детей с нарушениями интеллекта в коррекционной школе является максимальное преодоление дефектов развития учащихся, подготовка их к участию в производительном труде и общественной жизни.

Литература:

1.                  ВыгодскийЛ. С. Лекции по психологии. — СПб.: Союз, 1999. — 129 c.

2.                  Гаркуша Ю. Ф. Социальная адаптация и интеграция детей с особым образовательными потребностями.- Изд.: Секачев В., 2008. — 192с.

3.                  Граборов А. Н. Вспомогательная школа (школа для умственно отсталых детей).Л.,1923 68с

4.                  Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М.: 1981.-176 с.

5.                  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 2. — М., 1989. — 256 с.

6.                  Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника М.: Просвещение, 1986.

7.                  Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно-ненормальных детей — СПб.: 1903. — 35 с.

8.                  Стариченко Т. Н. Экономический практикум в выпускном классе вспомогательной школы: Пособие для учителей. Екатеринбург: УрО РАН, 2001. — 384с.

9.                  Шилова Т. А. Диагностика психологической дезадаптации детей и подростков. М.: Аврис ПРЕСС, 2004.- 14 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная адаптация, ребенок, интеллектуальная недостаточность, знание, нарушение интеллекта, умение, задача, самостоятельная жизнь, коррекционная школа, недостаточный ребенок.

moluch.ru