Курс экономической грамотности для школьников младших классов. Экономическая грамотность это


Курс экономической грамотности для школьников младших классов

Вниманию родителей

школьников младших классов и дошколят

В рыночной экономике экономическая грамотность – это успех и процветание жизни человека, а экономическое образование – основа этого.

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок стал экономически грамотным человеком и достойно обеспечивал Вашу старость, учите его премудростям экономики с детства. Для этого в помощь родителям в книжные магазины «ОАО Белкнига» поступило в продажу пособие

«Курс экономической грамотности для

школьников младших классов»

Предназначено для школьников младших классов

и дошколят.

Пособие уникальное, аналогов которому на сегодняшний день нет. Написано в форме сказок, но с определением реальных экономических категорий и понятий.

Будет полезно не только детям, но и родителям, не имеющих экономического образования.

Вложения в интеллект ребенка – это наилучший способ вложения Ваших денег.

Сегодня идет подготовка нового Кодекса об образовании, потребность в котором назрела давно. В век информационных и иных технологий жизнь меняется очень быстро. Система образования, будучи очень консервативной, не успевает за этими изменениями. На них она может отреагировать, в лучшем случае, через годы, а то и десятилетия (годы учебы в детсаде, школе, ССУЗе, ВУЗе).

Бывшие республики СССР, став самостоятельными государствами, стали на путь формирования рыночной экономической системы, в которой экономическое образование является приоритетным, ибо большевистский лозунг «Все люди братья» заменяется постулатом «В рыночной экономике нет друзей, есть только интересы!».

Для того чтобы обеспечивать свои и государственные интересы нужны глубокие экономические знания, которые человек должен приобретать с детства и нести их до конца дней своих. В нынешних учебных программах учреждений общего образования такой курс как «Основы экономики» пока отсутствует. Однако жизнь таких знаний требует не только от специалиста-экономиста, но и каждого человека. Если человек не знаком с такими понятиями, как товар, деньги, цена, конкуренция, инфляция и др., он принимает неправильные экономические решения и попадает в трудные жизненные ситуации.

Животные сами учат своих детенышей премудростям выживания в агрессивной природе. Это значит, что человек, как один из биологических видов, премудростям выживания в бурном потоке экономической жизни должен учить своих детей тоже, в первую очередь, сам. Семья должна стать первым «учреждением образования» для ребенка. Как показывает практика, индивидуальное образование снизу всегда более эффективно, нежели коллективно-усредненное сверху.

В помощь родителям, желающим обучать самостоятельно своих детей премудростям экономики, в Беларуси издано и поступило в продажу в книжные магазины «ОАО Белкнига» пособие «Курс экономической грамотности для школьников младших классов». Пособие уникальное, аналогов которому на сегодняшний день нет. Оно написано в форме сказок, но с определением реальных экономических понятий и категорий. Предназначено как для школьников младших классов, так и воспитанников детских садов. С аннотацией на пособие и его содержанием можно ознакомиться в Интернете на сайте

AVTORZUBKO.by

Книги автора Зубко Н.М. – от автора

Здесь же на страничке «Новости» учителя и работники учреждений образования найдут для себя интересную информацию о реформе образования, об экономическом образовании, о пенсионной рефрме и др.

Поскольку пособие новое, неизвестное широкой родительской аудитории, авторы проекта «Экономическое образование – в семью» (они же авторы пособия) предлагают Вашему отделу подключиться к этому проекту и оповестить родителей о данном пособии, сбросив по электронной почте объявление (см. ниже) детсадам и школам Вашего подчинения. Последние это объявление могут вывесить на доске объявлений для родителей или разместить на сайте на страничке «Родителям». В других областях эта работа уже проводится.

Экономическая грамотность населения – это источник роста его благосостояния, частицей которого является и учительский корпус. Народную мудрость «Что посеешь, то и пожнешь» еще никто не опровергал!

Авторы будут признательны Вашему отделу, если он подключится к реализации проекта «Экономическое образование – в семью».

С уважением авторы: Зубко Н.М., Каллаур А.Н., Зубко А.Н.

buda.schools.by

Экономическая грамотность первая ступень к развитию компетентности

Экономическая грамотность - первая ступень к развитию компетентности.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство и особую значимость приобретает проблема экономического образования, актуальность его обусловлена следующими положениями.

  1. Интеграция России в мировое сообщество и, в связи с этим, выход на мировой уровень образования, где экономика - обязательно изучаемые дисциплины.
  2. Экономическое образование становятся фактором, обеспечивающим развитие экономики и общества в целом, является основой формирования нового образа жизни.
Поэтому современная школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Наиболее точно сейчас могут быть определены новые требования к выпускникам школы на рынке труда. В качестве «конечных» результатов образования рассматривается развитие определённых личностных качеств, а так же и профессиональных навыков.

Специфика экономического образования и в школе, в том числе, состоит в том, что наряду с передачей теоретических знаний большое внимание должно быть уделено развитию у обучающихся практических навыков. Основными задачами построения системы экономического образования является формирование экономической компетентности связанной с развитием культуры экономического мышления. А именно выработкой адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, обеспечение умений выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций. Большую роль играет формирование базового уровня экономических знаний, необходимых для ориентации в условиях происходящих изменений в российском обществе, а так же для профессиональной ориентации выпускников. Выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений; формирование способности к саморазвитию, самообразованию, воспитание у обучающихся инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений вот что должны уметь выпускники школы.

Одним из способов достижения поставленной цели считаю использование на своих уроках прикладных заданий, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, самостоятельную работу учащихся с научной и другой литературой и т.д.

Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, изменяет роль знаний. Знания подчиняются умениям. В связи с этим меняются и образовательные стандарты.

Первым этапом формирования компетентности является экономическая грамотность.

^ - уровень экономических знаний, умений и навыков, а также личностных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в хозяйственной деятельности общества.

Основу экономической грамотности составляет способность использовать экономические знания для выделения в реальных ситуациях проблем и решения их с помощью научных методов.

Можно выделить три уровня экономической грамотности.

1. Нижний уровень экономической грамотности сформирован у учащихся, которые могут воспроизводить простые знания (термины, факты, простые правила), приводить примеры явлений и использовать основные понятия для формулирования выводов или подтверждения правильности уже сформулированных выводов.

2. Средний уровень сформированности экономической грамотности имеют ученики, которые могут использовать полученные знания для объяснения отдельных явлений; выявлять вопросы, на которые могла ответить наука; определить элементы научного исследования; представить информацию, подтверждающую сформулированные в задании выводы.

3. Высокий уровень экономической грамотности имеют учащиеся, которые, как правило, могут выполнить задания, в которых требуется объяснить явления на основе их моделей, проанализировать результаты ранее проведенных исследований, сравнить данные, привести аргументацию для подтверждения своей позиции или оценке различных точек зрения.

Я считаю, что развитие экономической грамотности целесообразно начинать с 5 класса, так как это обусловлено и психолого-педагогическими характеристиками данного возраста.

Переход детей в среднюю школу сопровождается изменением отношения детей к учению. Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников. Дети ждут, что им станет в школе интересно.

Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это желание. У пятиклассников могут существовать пробелы в знаниях, у них может быть не сформированы учебные умения и навыки. Для обнаружения пробелов необходимо выполнить несколько аналогичных заданий, подробно объясняя, что и как он делает. Трудности при выполнении заданий могут быть связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.

Вместе с тем пятый класс – благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и в других.

Предлагаемая система упражнений направлена на формирование и развитие знаний умений, навыков, внимания и мировоззрения.

Для развития экономической грамотности на уроках экономики, считаю необходимым включать в содержание любой темы школьного курса экономики задания на развитие общеучебных умений и навыков, так как они помогут мне достигнуть поставленной цели – научить детей «учиться для жизни», то есть выходить за пределы учебных ситуаций. Ученик должен научиться решать проблемы.

Проблемы бывают нескольких типов.

В проблемах типа «принятие решения» от учащихся требуется понять возможные варианты решения и ограничения, сформулированные в условии, и принять решение, отвечающее данным ограничениям.

В проблемах типа «анализ и планирование» учащийся должен проанализировать ситуацию и спланировать систему, отвечающую требованиям, сформулированным в условии.

В проблемах типа «внезапно возникшие проблемы» от учащихся требуется понять суть проблемы, определить особенности возникшего затруднения, предложить решение возникшей проблемы.

Ниже дается описание выделенных общеучебных умений:

  • «понимать проблему» - использовать имеющиеся знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, формулы или таблицы, и извлекать из них необходимую информацию: интегрировать информацию из разных источников.
  • «характеризовать проблему» - определять переменные, присутствующие в проблеме, и связи между ними; решать, какие из переменных связаны с проблемой и какие не связаны с ней; строить гипотезы; выделять, организовывать и критически оценивать информацию, представленную в условии.
  • «представлять проблему» - разрабатывать форму представления информации в виде таблицы, графика, с помощью символов или в словесной форме, или применять форму, предложенную в условии, для решения проблемы; переходить от одной формы представления информации к другой.
  • «решать проблему» - принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы; проводить анализ предложенной системы и ее планирование для достижения целей, сформулированных в проблеме; определять причину сбоя в устройстве и предлагать способ его устранения.
  • «размышлять над решением» - исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию для его уточнения; оценивать полученное решение с различных точек зрения для создания социально или технологически приемлемого решения; объяснять полученное решение.
  • «сообщать решение проблемы» - выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей.
Применение этих умений требует от учащегося владения навыками рассуждений. При анализе литературы по данному вопросу [4], я познакомилась с характеристикой уровней сформированности умений решать проблемы:
  1. Уровень 3 определяет учащихся, умеющих размышлять, принимать решение и сообщать его в соответствующей форме. Эти учащиеся могут систематически подходить к решению проблемы; одновременно учитывать большое число различных условий и ограничений и выявлять зависимости между ними; организовывать и контролировать свои размышления на каждом шаге решения.
  2. Уровень 2 определяет учащихся, умеющих рассуждать и принимать решение. Учащиеся могут разрешать проблемы, требующие проведения анализа предложенной ситуации и принятия решения при выборе из четко определенных альтернатив. При этом они могут использовать различные типы рассуждений; объединять информацию из разнообразных источников; могут делать выводы, основываясь на двух или более источников информации.
  3. Уровень 1 определяет учащихся, умеющих решать «базовые» проблемы. Эти учащиеся могут решать проблемы, в которых нужно использовать один источник, содержащий четко определенную информацию.
  4. Уровень ниже 1 определяет учащихся, которые слабы в «решении проблем». Эти учащиеся не понимают проблемы, отнесенные к уровню 1, или не способны применить умения для их разрешения.
Организуя учебный процесс для развития общеучебных умений и навыков предлагаю использовать следующие системы заданий, направленные:
  • На формирование знания учебного материала; (приложение 1)
  • На формирование понимания изучаемого материала; (приложение 2)
  • На формирование умений и навыков; (приложение 3)
  • На развитие внимания; (приложение 4)
  • На развитие мировоззрения. (приложение 5)
Без продуманной системы практических работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений могут остаться незакрепленные знания, которые превращаются в мертвый груз и быстро забываются.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

^

(с ответами)

Формирование знаний осуществляется различными методами и приемами. В том числе, я использую соответствующие задания на формирование знания учебного материала типа:

  1. Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т.д.)
  2. Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры)
  3. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них
  4. Найдите в тексте возможные ошибки
  5. Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии и т. д.
1. Задания, направленные на формирование знания учебного материала.

№1. Определите, верное или ложное данное соответствие:

а) Природные ресурсы – машина Неверно

б) Капитальные ресурсы – деньги Неверно

в) Трудовые ресурсы – парикмахер Верно

г) Нефть – ресурс Верно

д) Блага – товар или услуга Верно

№2. Определите, верно, ли составлена данная схема:

Ответ: Схема составлена неверно. Ресурсы в экономике ограничены, а потребности– безграничны.

№3. Верны ли следующие утверждения:

Ответ: 1. Заработная плата – это доход от фактора производства «труд». Верно

2. Капитал - это деньги предприятия. Неверно

3. Ресурсы в экономике – ограничены. Верно

4. Проблема выбора - это всеобщая проблема. Верно

5. Проблема выбора существует только в бедных странах. Неверно

6. Труд, земля, капитал – это факторы производства. Верно

7. Рента – это доход на фактор производства «капитал». Неверно

8. Ресурсы - это факторы производства. Неверно

9. Потребности человека безграничны. Верно

№4. Верно, ли составлена таблица?

Характерные признаки конкуренции и монополии.

Признаки конкуренция монополия
число фирм много одна
тип товара однородный уникальный
Ответ: ^ Найдите в тексте ключевые слова по теме «Торговля»:

Разделение труда неизбежно требует обмена, т.к. уже в древности скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы нуждались в мясе. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное хозяйство, т.е. хозяйство, где производили такие изделия, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей. В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок. Первое и самое обыденное определение утверждало, что рынок – это площадь, публичное место купли-продажи товаров, т.е. благ и услуг. Рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ, между которыми происходит обмен товаров и услуг, по цене, о которой удалось договориться.

^ разделение труда, обмен, товарное хозяйство, рынок, товары, услуги, цена.

№6. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них.

Купцы и промышленники в нашей стране славились не только богатством, но и способностью помочь людям и обществу. Многие из них занимались меценатством и благотворительностью. Например, Третьяков Павел Михайлович [15 (27) декабря 1832, Москва — 4 (16) декабря 1898, там же], российский купец-предприниматель, меценат, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи. Обладая не самым крупным в Москве состоянием, Павел Михайлович пользовался в купеческой среде большим авторитетом. На его попечении лежала забота об Арнольдовском училище для глухонемых детей.

Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых «развалах» у Сухаревой башни. В 1854 он купил там первые десять картин, полотна старых голландцев. Не удовлетворяясь обладанием частной коллекцией, Павел Михайлович хотел создать национальную художественную галерею.

Бугров Николай Александрович (1837-1911), нижегородский купец, промышленник, миллионер. Из старообрядцев. Владел паровыми мельницами. Подарил Н. Новгороду здание Городской думы, строил приюты, школы и др. Поддерживал старообрядцев, живших в лесах Керженца и на реке Иргиз.

Из тульских кузнецов, с 1720 — дворяне, в кон. 18 в. вошли в круг знати, основали св. 50 заводов (40% чугуна в стране).

Никита Демидович Антуфьев (1656-1725), родоначальник, организатор строительства металлургических заводов на Урале. Его дело продолжил его сын Анкифий. Он расширил и приумножил дело отца. Его сыновья заводским делом интересовались мало. Старший сын прославился своей благотворительной деятельностью, жертвовал большие суммы на Московский воспитательный дом, стипендии студентам Московского университета. В 1772 он основал в Москве Демидовское коммерческое училище, создал ботанический сад. Разведением разнообразных растений прославился и средний сын, также не желавший заниматься заводами. В свою очередь, младший сын Григория Павел стал известен как естествоиспытатель, подаривший в 1803 Московскому университету свою коллекцию минералов, а также обширную библиотеку. В том же году он основал в Ярославле знаменитый Демидовский лицей, а уже в 1880-е гг. на завещанные им деньги был открыт Томский университет.

Ответ:1. Купец, промышленник Третьяков - создатель национальной художественной галереи.

2. Нижегородский купец Бугров Н. А. - строил приюты, школы и др.

3. Демидовы, российские заводчики и землевладельцы - жертвовали большие суммы на Московский воспитательный дом, стипендии студентам, основали лицей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

^

ПОНИМАНИЯ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА

№1. Прочитайте словами (расскажите) данную символическую информацию (схему, таблицу, рисунок и т.д.).

1. ресурсы –> затраты –> себестоимость -> цена -> доход –> прибыль

Ответ: Предприниматель закупает ресурсы, то есть несет затраты, которые учитывает при расчете себестоимости товара и установление цены. От продажи предприниматель получает доход. Для расчета прибыли необходимо из дохода вычесть затраты.

^ . разделение труда –> излишки –> обмен –> товарное хозяйство

Ответ: Когда возникло разделение труда, стали появляться излишки товара, которые люди обменивали, то есть стали формироваться товарные отношения.

3.

№2. Перекодируйте известную информацию в виде схемы (таблицы, рисунка).

Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Основа эквивалентности – одинаковые затраты труда на изготовление обмениваемых товаров. Никто не хочет проиграть, хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. Товарный обмен – это способ обмена результатами труда между изготовителями и потребителями, основанный на взаимной выгоде.

^ затраты труда – товар - эквивалентность - товарный обмен - выгода

№3. Учащимся предлагается следующая информация:

Составьте 5 - 6 вопросов по данному тексту, два из которых начните словами «Зачем» или «Почему».

Главным фактором производства в любой экономике является «труд» - физические и умственные способности человека, направленные на производство товаров или услуг. Подлинное богатство любой страны – это люди, участвующие в создании благ.

Труд - это есть целесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов и сил природы в целях удовлетворения его потребностей. Человек - это существо биосоциальное, т.е. он является частью всего живого на земле и в то же время он преобразует эту природу. Функции человека в процессе труда и производства не ограничиваются только непосредственным трудом на рабочем месте, он выступает и как организатор производства. В процессе производства все факторы действуют, не изолировано, а взаимодействуют друг с другом, они могут влиять друг на друга. В результате процесса производства человек создает экономическое благо. При продаже он получает доход, часть которого идет на выплату заработной платы. Заработная плата - это плата за труд, стимул к труду. Размер заработной платы зависит от качества и количества труда. Чем лучше и быстрее человек выполняет работу, тем больше его заработная плата.

Вопросы:

  1. Почему люди – это богатство любой страны?
  2. Зачем человек трудиться?
  3. В каком качестве может выступать человек в процессе производства?
  4. Что такое труд?
  5. От чего зависит размер заработной платы?
  6. Что такое заработная плата?
  7. Что создается в процессе труда?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

^

УМЕНИ И НАВЫКОВ.

№1. От чего зависит размер заработной платы?

Мой папа окончил институт, и теперь работает инженером на заводе уже 17 лет, он следит за технологическим процессом, ему подчиняются рабочие. Его зарплата составляет 15000 рублей.

Моя мама, окончила педагогическое училище, и работает в детском саду «Солнышко». Она очень любит свою работу, любит играть и заниматься с детьми. Ее заработная плата составляет 3500 рублей.

А моя старшая сестра оканчивает престижный экономический институт, и проходит практику в частной фирме бухгалтером, ее зарплата составляет 5000 рублей. Директор фирмы повысит ей зарплату, когда у нее появится опыт работы по специальности.

^ Заработная плата зависит от: профессии, образования, опыта, престижа профессии.

№2. Найдите экономические ошибки в следующих предложениях и выявите их сущность.

Благами называются средства, необходимые для удовлетворения потребностей. Выделяют даровые и неэкономические блага. Даровые блага – это блага, которые доставляются природой с приложения труда человека (хлеб, земля). Эти блага, как правило, имеются в ограниченных количествах, не превышающих потребность в них. К ним, например, относятся воздух, солнечный свет, в некоторых случаях - вода, хотя без них человек может существовать.

Блага, количество которых не ограничению по сравнению с потре6ностими в них, называются экономическими. Экономическим благом является товар. Товар - это благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для собственного потребления.

Ответ: Благами называются средства, необходимые для удовлетворения потребностей. Выделяют даровые и экономические блага. Даровые блага – это блага, которые доставляются природой без приложения труда человека (хлеб, земля). Эти блага, как правило, имеются в не ограниченных количествах, превышающих потребность в них. К ним, например, относятся воздух, солнечный свет, в некоторых случаях - вода, хотя без них человек не может существовать.

Блага, количество которых ограничению по сравнению с потре6ностими в них, называются экономическими. Экономическим благом является товар. Товар - это благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена или для продажи на рынке.

^

Задача: В семье 5 человек, из них 2 человека работают. Отец – инженер на заводе, его зарплата 10000 рублей, мама – бухгалтер, ее зарплата 8000 рублей. Старшая сестра учится на менеджера и получает стипендию 1200 рублей. Детское пособие составляет 200 рублей на ребенка. В месяц семья платит за коммунальные услуги 2500 рублей, на питание расходует -7000 рублей, транспортные расходы – 650 рублей. Старшей сестре купили зимнее пальто, стоимостью 5000 рублей, а дети сходили в театр, где стоимость одного билета – 100 рублей. Затраты на учебу составляют 1000 рублей. Определить:

а) доходы семьи;

б) постоянные расходы семьи;

в) переменные расходы семьи;

г) бюджет семьи.

Решение:

Доход семьи=10000+8000+1200+200*2=19600 (рублей)

Постоянные расходы = 2500+7000+650+1000=11150(рублей)

Переменные расходы=5000+200=5200(рублей)

Общие расходы = 11150+5200=16350 (рублей)

Бюджет семьи=19600-16350=3250 (рублей)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

^

ВНИМАНИЯ

Задание №1

        1. Дан перечень некоторых понятий. Расположите их в определенном порядке:
бартер - специализация - торговля – разделение труда - появление излишков

Ответ: разделение труда - специализация - появление излишков – бартер - торговля

  1. Соотнесите различные понятия между собой:
а) личные потребности подъемный кран

общественные потребности портфель

производственные потребности уличный фонарь

б) доход = расходам дефицит бюджета

доход > расхода сбалансированный бюджет

доход

Ответ:

а) личные потребности портфель

общественные потребности уличный фонарь

производственные потребности подъемный кран

б) доход = расход дефицит бюджета

доход > расход сбалансированный бюджет

доход

^

Продолжите данный ряд. Что в нем перечисляется?

разделение труда => специализация => появление излишков =>….

Ответ: разделение труда => специализация => появление излишков =>обмен

Причины появления обмена.

Задание№3.

Перепишите предложения, вставив, пропущенные слова (используйте слова – подсказки, приведенные в скобках). Вставленные слова подчеркните.

Труд – это деятельность, связанная с созданием необходимых благ. Главным в процессе труда является (орудия труда, человек). Орудия труда - это (ткань, ножницы, нитки, швейная машинка) то есть то, что помогает человеку трудиться. Предметы труда – это (сковорода, ложка, соль, мука) то, на что направлен труд. В процессе труда человек создает (предмет труда, благо)

Ответ: Труд – это деятельность, связанная с созданием необходимых благ. Главным в процессе труда является человек. Орудия труда - это ножницы, швейная машинка то есть то, что помогает человеку трудиться. Предметы труда – это соль, мука, то, на что направлен труд. В процессе труда человек создает благо.

Задание№4.

Найдите ошибку в определении:

  • Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором все необходимое для жизни приходится покупать.
  • Товарное хозяйство- это хозяйство, в котором все необходимое для жизни приходится делать самому.
  • Бартер – это обмен товара на товар, с участием денег.
  • Торговля - это обмен товара на товар, без участия денег.
  • Спрос – желание и возможность продавца, произвести товары и услуги по различным ценам.
  • Предложение - желание и возможность покупателя, приобрести товары и услуги по различным ценам.
Ответ:
  • Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором все необходимое для жизни приходится делать самому.
  • Товарное хозяйство- это хозяйство, в котором все необходимое для жизни приходится покупать.
  • Бартер – это обмен товара на товар, без участия денег.
  • Торговля - это обмен товара на товар, с участием денег.
  • Спрос – желание и возможность покупателя, приобрести товары и услуги по различным ценам.
  • Предложение - желание и возможность продавца, произвести товары и услуги по различным ценам.
Задание №5. Найдите ошибку в схеме.

Ответ:

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

^

Задание №1.

На примере вашей семьи докажите, что семья это часть экономической системы.

Составьте экономическую сказку на тему «Моя семья – часть экономики. Она участвует в экономической жизни страны – платит налоги, и пользуется общественными благами».

Задание №2.

Объясните с научной точки зрения, почему товарное хозяйство получило преимущества в ходе эволюции человека.

Задание №3.

Производства это постоянный, замкнутый процесс, в котором обращаются ресурсы. Докажите это с помощью схемы.

fs.nashaucheba.ru

Значение экономической грамотности в современном обществе. Коваленко Ю.С. - 08.00.00 Экономические науки - Научные статьи - Каталог научных работ

ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕКоваленко Ю.С.

В книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адам Смит обосновал необходимость «человека экономического» как субъекта рынка, интерес которого обеспечивает рост промышленности и национального богатства. Под этим понятием он понимал человека – активного участника рынка, создающего продукт и оценивающего свой труд в соответствии с потребительским спросом. «Человек экономический» – это человек ориентированный на свою самореализацию, как субъекта созидания, в расчете на адекватное вознаграждение. Соответственно он способен прогнозировать, ориентироваться в рыночной конъюнктуре и максимально эффективно использовать свой творческий потенциал в процессе созидания ценностей, пользующихся спросом.

Актуальность исследования данной проблемы заключается в необходимости воспитания экономически грамотного населения, способного соотнести свой вклад в экономическое развитие государства с его доходом (уровнем и качеством жизни). Экономически грамотное и активное население становится народом, способным обеспечить развитие национального производства и страны. Экономически грамотное население это один из важнейших этапов в создании инновационной экономики.

Сложность современного этапа заключается в том, что после распада СССР и вступления в рыночные отношения «человек природный» с огромным трудом выживает в новых условиях. Отсутствие экономической культуры приводит к неумению пользоваться важнейшими экономическими инструментами, неспособности защититься от экономических махинаций, элементарному неумению рационально расходовать бюджет семьи, сохранять и приумножать свое богатство.

Защита от финансового обмана. Люди, пережившие 90-е годы XX в., прекрасно помнят такие структуры как «МММ» или «Хопер-инвест». У населения фактически не было опыта взаимодействия с подобными структурами. Агрессивная реклама, отсутствие разъяснительной работы среди населения и элементарной экономической грамотности, расчет на быстрое обогащение отсутствие привели к огромной популярности пирамид. Обманутое доверие вкладчиков отозвалось осторожным отношением к другим институтам, возникавшим впоследствии.

Распределение денежных потоков внутри семьи. Любая семья, по своей сути, является маленьким предприятием и имеет свою бухгалтерию, благодаря которой всегда можно выяснить свое финансовое положение. Для организации семейного бюджета вовсе не нужно знание тонкостей, но о таких вещах как норма сбережения или первоочередные затраты знать необходимо. Это должно быть неотъемлемой частью экономической культуры семьи и общества.

Простейшие возможности. Человек, обладающий азами экономической грамотности, в случае необходимости может воспользоваться таким инструментом как потребительский кредит. Для этого необходимо владеть хотя бы минимумом экономической терминологии, знать понятия: процентная ставка и переменная процентная ставка. Часто кажется, что термин «кредит» знают фактически все, но в реальности немногие решаются им воспользоваться, испытывая страх перед необходимостью выплаты огромных процентов. Однако это тоже нехватка экономической грамотности. При этом мы знаем, что население западных стран привыкло к «жизни в кредит». Несмотря на обширную рекламу, многие граждане не владеют знаниями об ипотечном кредите, что мешает им улучшить жилищные условия, получить образование и т. д. Экономическое образование должно давать представление об имеющихся возможностях и более предпочтительных путях решения возникших проблем.

Понимание политических и экономических действий государства. Иногда политические лидеры прикрывают свою деятельность экономическими терминами, зачастую не говоря ничего или скрывая за ними абсолютно неприемлемые предложения. Если население страны понимает экономические мотивы деятельности правительства, то на предложения прямо противоречащим интересам страны, региона или слоя населения будет оказываться определенное давление. Причем экономически грамотное население будет того же ожидать и от правительства и от его решений.

Финансовые инструменты, системы управления капиталом. Развитыми странами запада был накоплен полезный опыт в рамках стратегии «народного капитализма». Важнейшим элементом этой стратегии было создание цивилизованного рынка ценных бумаг, направленного на создание максимально широкого слоя мелких и средних акционеров. В России фондовый рынок представлен небольшой группой профессиональных спекулянтов. Многие знают, что такое акции, но далеко не все решатся приобрести их. Кроме желания инвестировать необходимо по отчетности компании определить: быстроту роста продаж, как компания финансирует свой рост, сколько взяла кредитов, насколько эффективно собирает дебиторскую задолженность, какую прибыль получает от продажи своих продуктов и услуг и т.п. Сравнить компанию с ее конкурентами. Это стандартный путь без расчета коэффициентов и различных тонкостей в анализе. Мало кто из отечественных инвесторов прибегает к таким расчетам. Акции являются мощным инструментом долгосрочного инвестирования, однако, на пути к ним российские инвесторы еще только осваивают паевые инвестиционные фонды, часто уступающие банкам в доходности. Правильное управление капиталом (сохранение и приумножение имеющегося богатства) невозможно без экономической грамотности населения.

Начальные знания о предпринимательстве. Рассматривая управление капиталом, мы предполагаем его наличие. Если помимо капитала имеется желание использовать его наиболее эффективным образом, то вариантом здесь может стать открытие собственного дела. Поддержка развития малого предпринимательства – одна из наиважнейших задач государства. Однако помимо государственной поддержки человек, решивший заняться бизнесом должен обладать определенной экономической грамотностью. В наши дни люди, обладающие достаточными финансами, боятся открывать собственное дело, т.к. не знают принципов, законов, правил открытия и функционирования компании. Иногда даже опытным менеджерам бывает очень сложно начать собственное дело с нуля. Человек, знающий хотя бы основные принципы и законодательные акты об открытии компании, ее отчетности, функционировании и работе с налоговыми органами может намного быстрее приобрести недостающие знания, легче решиться на открытие дела.

Экономические знания в системе. Повышение экономической грамотности автоматически расширит весь спектр знаний. Владение информацией о возможностях накопления и приумножения, правильном сохранении или выгодном вложении помогает обычным людям в управлении их финансами, что будет способствовать созданию мощного среднего слоя.

Экономическую грамотность населения можно повысить. Видимо, ее формирование необходимо начинать с детского сада: разъяснения экономических терминов, просмотра детских познавательных мультипликационных фильмов на экономические темы, организации экономических игр и занятий, чтения увлекательных и познавательных книг по экономике. Самым важным этапом формирования культуры подрастающего поколения является опыт родителей, их умение решать экономические задачи, т.к. дети стремятся подражать родителям. Школьникам будет полезно изучение экономики, как предмета, с написанием рефератов по практическим вопросам. Студенты большую пользу получат от прикладной экономики, проведения бесплатных консультаций, конкурсов, специальных радио, телевизионных передач и фильмов на экономическую тематику. Приглашение банковских работников в школы и вузы будет способствовать не только расширению круга клиентов, но и разъяснению сложных для населения вопросов деятельности банков и их услуг. Активная реклама экономической литературы, бесплатные экономические региональные журналы, почтовая рассылка также будут способствовать росту интереса к экономическим вопросам.

Таким образом, обобщая вышесказанное, отметим, что значение экономической грамотности в современном обществе постоянно повышается. Этому способствует рост потребности и стремления населения участвовать в экономической жизни страны. Кроме того, динамично развивающиеся в России новые формы экономического континуума предъявляют особые требования к знаниям и умениям населения в области экономики.

Страна, обладающая экономически грамотным населением, обладает большим преимуществом на мировой арене. Множество экономических агентов, действующих во благо себя, и своей страны – это самый мощный ресурс государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бузгалин А Это сладкое слово — свобода». К теории социального освобождения человека // Свободная мысль 1999. № 9.

2. Васильчук Ю. А. Социальное развитие человека в XX веке. Фактор культуры // Общественные науки и современность. 2003. №1.

3. Клейнер Г. Б. Homo economicus и Homo institutius в российской институциональной среде // Общественные науки и современность. 2003. № 3.

4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (книги I-III) Ответственный редактор академик Л.И.Абалкин. М.: Наука. 1993

5. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. М.: ИНФРА - М, 1999.

6. Стиглиц Дж. Россия должна преодолеть извращения ельцинизма // Российская Федерация. 2004. № 17.

7. Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Весь мир, 2000.

8. Чепасова Э. Структурная перестройка и качество роста // Экономист. 2005. № 3.

9. Шкаратан О. М. Русская культура труда и управления // Общественные науки и современность. 2004. № 1.

scientificstar.ru