21 модификация метода мозгового штурма. Деструктивно конструктивный мозговой штурм


8.1.2. Анонимный мозговой штурм

Анонимный мозговой штурм предполагает сбор предложений и

идей до совещания, посвященного решению проблемы. В этом слу- чае участников просят сформулировать и записать все идеи, относя-

щиеся к проблеме, на листках бумаги, а затем передать их руководи-

телю совещания. Руководитель представляет одну идею за другой

(не называя при этом ее автора), а группа пытается развить ее до со-

вершенства.

В отличие от классического мозгового штурма при анонимном

мозговом штурме в начальной фазе отсутствует стимулирующий эле-

мент — взаимный обмен мнениями. Модель организации анонимно-

го мозгового штурма приведена на схеме.

Подготовительный

ýòàï

(2–3äíÿ)

Развитиегруппой идейипредложений

(30 ìèí)

Отборидей ипредставлений руководителем

(30 ìèí)

Выявление проблемы и ознакомление с нею участников

Индивидуальная работа участников по решению проблемы

Сбор руководителем представленных

âписьменном виде идей

èпредложений участников

Анонимное представление руководителем идей и предложений участников (одно за другим)

Развитие группой идей и предложений по мере их представления

Изучение руководителем предложе-

Отбор руководителем идей и предложений

Преобразование идей и предложений в форму “КАК?”

Модельорганизациианонимногомозговогоштурма

Дидактическиймозговойштурм(“техника Литта”). При дидак-

тическом мозговом штурме в начале совещания о точной постановке проблемы известно только ведущему. Он постепенно знакомит уча- стников с проблемой: сначала излагает ее общие аспекты, а затем рассматривает ее особые условия. Такое рассмотрение проблемы может длиться в ходе нескольких заседаний. Только к концу серии заседаний на основе многочисленной информации участники будут иметь полное представление о проблеме (см. схему). Таким образом, благодаря применению этого метода участники рассматривают проблему более основательно, воздерживаясь от принятия поспешных решений без учета всех ее аспектов.

Изложениепроблемы и ее особых условий участникамвтечение несколькихпредварительныхзаседаний

(в течение недели)

Групповаяработа участников

(30 ìèí)

Изучениеиотборидей руководителем

(30 ìèí)

Развитиеидейгруппой

(60 ìèí)

Ознакомление участников с общими аспектами проблемы

Ознакомление участников с особыми условиями проблемы

Индивидуальная работа участников по решению проблемы

Групповая работа участников

Мозговой штурм

Брожение идей

Изучение идей и предложений руководителем

Отбор лучших идей и предложений руководителем

Рассмотрение отобранных руководителем идей

Разработка идей под началом руководителя

Модельорганизациидидактическогомозговогоштурма

8.1.3. Деструктивно-конструктивныймозговой штурм

Согласно этому методу на начальной стадии в процессе мозгового штурма высвечиваются все явные и неявные недостатки нынешнего решения проблемы. На второй стадии (по правилам классического мозгового штурма) ведется поиск новых и лучших идей относительно устранения выявленных недостатков.

Метод “а также”представляет собой вариант мозгового штурма, в котором любая высказанная идея основательно обсуждается группой, прежде чем выдвигаютсякакие-либоновые идеи. Дискуссии должны выявлять прежде всего положительные аспекты идей (см. схему).

Изложениепроблемы,постановка целии задач руководителем

(5 ìèí)

Выработка

предложений

группой

(30 ìèí)

Отборидей и предложений руководителем

(20 ìèí)

Развитиеидей и предложений группой

(60 ìèí)

Выявление проблемы

Формирование цели и задач для ее достижения

Выявление наиболее важных ограничений

Индивидуальная работа участников по разработке предложений

Детальное обсуждение идей и предложений группой

Выдвижение группой новых идей и предложений

Изучение идей и предложений руководителем

Отбор идей и предложений для дальнейшей разработки

Рассмотрение группой идей и предложений, отобранных руководителем

Разработка идей и предложений под началом руководителя

Совместная разработка:

•под руководством организатора

•рабочими группами

Модельорганизациимозговогоштурмаметодом“атакже”

Техникасозидательногосотрудничествахарактеризуется сме-

ной групповой и индивидуальной работы. После относительно краткого (10–15мин) группового мозгового штурма участники расходятся, чтобы индивидуально подумать над проблемой еще некоторое время(5–10мин), записать дополнительные идеи, модифицировать или расширить уже имеющиеся (см. схему).

Изложениепроблемы руководителем

(5 ìèí)

Высказываниеидейи предложенийгруппой

(10–15мин без учета перерыва)

Выработка

èмодификацияидей

èпредложений

(10 ìèí)

Развитиеидей и предложений

(60 ìèí)

Ознакомление участников с пробле-

Цель работы

Наиболее важные ограничения

Групповая стадия работы по выдвижению идей и предложений

Мозговой штурм

Перерыв для участников на 5–10ìèí

Индивидуальная стадия (во время перерыва)

Выработка дополнительных идей и предложений

Модификация имеющихся предложений

Сбор участников и выдвижение новых идей

Отбор идей и предложений руководителем

Совместное рассмотрение идей группой и руководителем

Разработка идей и предложений группой

Организациясозидательногосотрудничества

studfiles.net

8.1.2. Анонимный мозговой штурм

Анонимный мозговой штурм предполагает сбор предложений и

идей до совещания, посвященного решению проблемы. В этом слу- чае участников просят сформулировать и записать все идеи, относя-

щиеся к проблеме, на листках бумаги, а затем передать их руководи-

телю совещания. Руководитель представляет одну идею за другой

(не называя при этом ее автора), а группа пытается развить ее до со-

вершенства.

В отличие от классического мозгового штурма при анонимном

мозговом штурме в начальной фазе отсутствует стимулирующий эле-

мент — взаимный обмен мнениями. Модель организации анонимно-

го мозгового штурма приведена на схеме.

Подготовительный

ýòàï

(2–3äíÿ)

Развитиегруппой идейипредложений

(30 ìèí)

Отборидей ипредставлений руководителем

(30 ìèí)

Выявление проблемы и ознакомление с нею участников

Индивидуальная работа участников по решению проблемы

Сбор руководителем представленных

âписьменном виде идей

èпредложений участников

Анонимное представление руководителем идей и предложений участников (одно за другим)

Развитие группой идей и предложений по мере их представления

Изучение руководителем предложе-

Отбор руководителем идей и предложений

Преобразование идей и предложений в форму “КАК?”

Модельорганизациианонимногомозговогоштурма

Дидактическиймозговойштурм(“техника Литта”). При дидак-

тическом мозговом штурме в начале совещания о точной постановке проблемы известно только ведущему. Он постепенно знакомит уча- стников с проблемой: сначала излагает ее общие аспекты, а затем рассматривает ее особые условия. Такое рассмотрение проблемы может длиться в ходе нескольких заседаний. Только к концу серии заседаний на основе многочисленной информации участники будут иметь полное представление о проблеме (см. схему). Таким образом, благодаря применению этого метода участники рассматривают проблему более основательно, воздерживаясь от принятия поспешных решений без учета всех ее аспектов.

Изложениепроблемы и ее особых условий участникамвтечение несколькихпредварительныхзаседаний

(в течение недели)

Групповаяработа участников

(30 ìèí)

Изучениеиотборидей руководителем

(30 ìèí)

Развитиеидейгруппой

(60 ìèí)

Ознакомление участников с общими аспектами проблемы

Ознакомление участников с особыми условиями проблемы

Индивидуальная работа участников по решению проблемы

Групповая работа участников

Мозговой штурм

Брожение идей

Изучение идей и предложений руководителем

Отбор лучших идей и предложений руководителем

Рассмотрение отобранных руководителем идей

Разработка идей под началом руководителя

Модельорганизациидидактическогомозговогоштурма

8.1.3. Деструктивно-конструктивныймозговой штурм

Согласно этому методу на начальной стадии в процессе мозгового штурма высвечиваются все явные и неявные недостатки нынешнего решения проблемы. На второй стадии (по правилам классического мозгового штурма) ведется поиск новых и лучших идей относительно устранения выявленных недостатков.

Метод “а также”представляет собой вариант мозгового штурма, в котором любая высказанная идея основательно обсуждается группой, прежде чем выдвигаютсякакие-либоновые идеи. Дискуссии должны выявлять прежде всего положительные аспекты идей (см. схему).

Изложениепроблемы,постановка целии задач руководителем

(5 ìèí)

Выработка

предложений

группой

(30 ìèí)

Отборидей и предложений руководителем

(20 ìèí)

Развитиеидей и предложений группой

(60 ìèí)

Выявление проблемы

Формирование цели и задач для ее достижения

Выявление наиболее важных ограничений

Индивидуальная работа участников по разработке предложений

Детальное обсуждение идей и предложений группой

Выдвижение группой новых идей и предложений

Изучение идей и предложений руководителем

Отбор идей и предложений для дальнейшей разработки

Рассмотрение группой идей и предложений, отобранных руководителем

Разработка идей и предложений под началом руководителя

Совместная разработка:

•под руководством организатора

•рабочими группами

Модельорганизациимозговогоштурмаметодом“атакже”

Техникасозидательногосотрудничествахарактеризуется сме-

ной групповой и индивидуальной работы. После относительно краткого (10–15мин) группового мозгового штурма участники расходятся, чтобы индивидуально подумать над проблемой еще некоторое время(5–10мин), записать дополнительные идеи, модифицировать или расширить уже имеющиеся (см. схему).

Изложениепроблемы руководителем

(5 ìèí)

Высказываниеидейи предложенийгруппой

(10–15мин без учета перерыва)

Выработка

èмодификацияидей

èпредложений

(10 ìèí)

Развитиеидей и предложений

(60 ìèí)

Ознакомление участников с пробле-

Цель работы

Наиболее важные ограничения

Групповая стадия работы по выдвижению идей и предложений

Мозговой штурм

Перерыв для участников на 5–10ìèí

Индивидуальная стадия (во время перерыва)

Выработка дополнительных идей и предложений

Модификация имеющихся предложений

Сбор участников и выдвижение новых идей

Отбор идей и предложений руководителем

Совместное рассмотрение идей группой и руководителем

Разработка идей и предложений группой

Организациясозидательногосотрудничества

studfiles.net

8.1.2. Анонимный мозговой штурм

Анонимный мозговой штурм предполагает сбор предложений и

идей до совещания, посвященного решению проблемы. В этом слу- чае участников просят сформулировать и записать все идеи, относя-

щиеся к проблеме, на листках бумаги, а затем передать их руководи-

телю совещания. Руководитель представляет одну идею за другой

(не называя при этом ее автора), а группа пытается развить ее до со-

вершенства.

В отличие от классического мозгового штурма при анонимном

мозговом штурме в начальной фазе отсутствует стимулирующий эле-

мент — взаимный обмен мнениями. Модель организации анонимно-

го мозгового штурма приведена на схеме.

Подготовительный

ýòàï

(2–3äíÿ)

Развитиегруппой идейипредложений

(30 ìèí)

Отборидей ипредставлений руководителем

(30 ìèí)

Выявление проблемы и ознакомление с нею участников

Индивидуальная работа участников по решению проблемы

Сбор руководителем представленных

âписьменном виде идей

èпредложений участников

Анонимное представление руководителем идей и предложений участников (одно за другим)

Развитие группой идей и предложений по мере их представления

Изучение руководителем предложе-

Отбор руководителем идей и предложений

Преобразование идей и предложений в форму “КАК?”

Модельорганизациианонимногомозговогоштурма

Дидактическиймозговойштурм(“техника Литта”). При дидак-

тическом мозговом штурме в начале совещания о точной постановке проблемы известно только ведущему. Он постепенно знакомит уча- стников с проблемой: сначала излагает ее общие аспекты, а затем рассматривает ее особые условия. Такое рассмотрение проблемы может длиться в ходе нескольких заседаний. Только к концу серии заседаний на основе многочисленной информации участники будут иметь полное представление о проблеме (см. схему). Таким образом, благодаря применению этого метода участники рассматривают проблему более основательно, воздерживаясь от принятия поспешных решений без учета всех ее аспектов.

Изложениепроблемы и ее особых условий участникамвтечение несколькихпредварительныхзаседаний

(в течение недели)

Групповаяработа участников

(30 ìèí)

Изучениеиотборидей руководителем

(30 ìèí)

Развитиеидейгруппой

(60 ìèí)

Ознакомление участников с общими аспектами проблемы

Ознакомление участников с особыми условиями проблемы

Индивидуальная работа участников по решению проблемы

Групповая работа участников

Мозговой штурм

Брожение идей

Изучение идей и предложений руководителем

Отбор лучших идей и предложений руководителем

Рассмотрение отобранных руководителем идей

Разработка идей под началом руководителя

Модельорганизациидидактическогомозговогоштурма

8.1.3. Деструктивно-конструктивныймозговой штурм

Согласно этому методу на начальной стадии в процессе мозгового штурма высвечиваются все явные и неявные недостатки нынешнего решения проблемы. На второй стадии (по правилам классического мозгового штурма) ведется поиск новых и лучших идей относительно устранения выявленных недостатков.

Метод “а также”представляет собой вариант мозгового штурма, в котором любая высказанная идея основательно обсуждается группой, прежде чем выдвигаютсякакие-либоновые идеи. Дискуссии должны выявлять прежде всего положительные аспекты идей (см. схему).

Изложениепроблемы,постановка целии задач руководителем

(5 ìèí)

Выработка

предложений

группой

(30 ìèí)

Отборидей и предложений руководителем

(20 ìèí)

Развитиеидей и предложений группой

(60 ìèí)

Выявление проблемы

Формирование цели и задач для ее достижения

Выявление наиболее важных ограничений

Индивидуальная работа участников по разработке предложений

Детальное обсуждение идей и предложений группой

Выдвижение группой новых идей и предложений

Изучение идей и предложений руководителем

Отбор идей и предложений для дальнейшей разработки

Рассмотрение группой идей и предложений, отобранных руководителем

Разработка идей и предложений под началом руководителя

Совместная разработка:

•под руководством организатора

•рабочими группами

Модельорганизациимозговогоштурмаметодом“атакже”

Техникасозидательногосотрудничествахарактеризуется сме-

ной групповой и индивидуальной работы. После относительно краткого (10–15мин) группового мозгового штурма участники расходятся, чтобы индивидуально подумать над проблемой еще некоторое время(5–10мин), записать дополнительные идеи, модифицировать или расширить уже имеющиеся (см. схему).

Изложениепроблемы руководителем

(5 ìèí)

Высказываниеидейи предложенийгруппой

(10–15мин без учета перерыва)

Выработка

èмодификацияидей

èпредложений

(10 ìèí)

Развитиеидей и предложений

(60 ìèí)

Ознакомление участников с пробле-

Цель работы

Наиболее важные ограничения

Групповая стадия работы по выдвижению идей и предложений

Мозговой штурм

Перерыв для участников на 5–10ìèí

Индивидуальная стадия (во время перерыва)

Выработка дополнительных идей и предложений

Модификация имеющихся предложений

Сбор участников и выдвижение новых идей

Отбор идей и предложений руководителем

Совместное рассмотрение идей группой и руководителем

Разработка идей и предложений группой

Организациясозидательногосотрудничества

studfiles.net

8.1.2. Анонимный мозговой штурм

Анонимный мозговой штурм предполагает сбор предложений и

идей до совещания, посвященного решению проблемы. В этом слу- чае участников просят сформулировать и записать все идеи, относя-

щиеся к проблеме, на листках бумаги, а затем передать их руководи-

телю совещания. Руководитель представляет одну идею за другой

(не называя при этом ее автора), а группа пытается развить ее до со-

вершенства.

В отличие от классического мозгового штурма при анонимном

мозговом штурме в начальной фазе отсутствует стимулирующий эле-

мент — взаимный обмен мнениями. Модель организации анонимно-

го мозгового штурма приведена на схеме.

Подготовительный

ýòàï

(2–3äíÿ)

Развитиегруппой идейипредложений

(30 ìèí)

Отборидей ипредставлений руководителем

(30 ìèí)

Выявление проблемы и ознакомление с нею участников

Индивидуальная работа участников по решению проблемы

Сбор руководителем представленных

âписьменном виде идей

èпредложений участников

Анонимное представление руководителем идей и предложений участников (одно за другим)

Развитие группой идей и предложений по мере их представления

Изучение руководителем предложе-

Отбор руководителем идей и предложений

Преобразование идей и предложений в форму “КАК?”

Модельорганизациианонимногомозговогоштурма

Дидактическиймозговойштурм(“техника Литта”). При дидак-

тическом мозговом штурме в начале совещания о точной постановке проблемы известно только ведущему. Он постепенно знакомит уча- стников с проблемой: сначала излагает ее общие аспекты, а затем рассматривает ее особые условия. Такое рассмотрение проблемы может длиться в ходе нескольких заседаний. Только к концу серии заседаний на основе многочисленной информации участники будут иметь полное представление о проблеме (см. схему). Таким образом, благодаря применению этого метода участники рассматривают проблему более основательно, воздерживаясь от принятия поспешных решений без учета всех ее аспектов.

Изложениепроблемы и ее особых условий участникамвтечение несколькихпредварительныхзаседаний

(в течение недели)

Групповаяработа участников

(30 ìèí)

Изучениеиотборидей руководителем

(30 ìèí)

Развитиеидейгруппой

(60 ìèí)

Ознакомление участников с общими аспектами проблемы

Ознакомление участников с особыми условиями проблемы

Индивидуальная работа участников по решению проблемы

Групповая работа участников

Мозговой штурм

Брожение идей

Изучение идей и предложений руководителем

Отбор лучших идей и предложений руководителем

Рассмотрение отобранных руководителем идей

Разработка идей под началом руководителя

Модельорганизациидидактическогомозговогоштурма

8.1.3. Деструктивно-конструктивныймозговой штурм

Согласно этому методу на начальной стадии в процессе мозгового штурма высвечиваются все явные и неявные недостатки нынешнего решения проблемы. На второй стадии (по правилам классического мозгового штурма) ведется поиск новых и лучших идей относительно устранения выявленных недостатков.

Метод “а также”представляет собой вариант мозгового штурма, в котором любая высказанная идея основательно обсуждается группой, прежде чем выдвигаютсякакие-либоновые идеи. Дискуссии должны выявлять прежде всего положительные аспекты идей (см. схему).

Изложениепроблемы,постановка целии задач руководителем

(5 ìèí)

Выработка

предложений

группой

(30 ìèí)

Отборидей и предложений руководителем

(20 ìèí)

Развитиеидей и предложений группой

(60 ìèí)

Выявление проблемы

Формирование цели и задач для ее достижения

Выявление наиболее важных ограничений

Индивидуальная работа участников по разработке предложений

Детальное обсуждение идей и предложений группой

Выдвижение группой новых идей и предложений

Изучение идей и предложений руководителем

Отбор идей и предложений для дальнейшей разработки

Рассмотрение группой идей и предложений, отобранных руководителем

Разработка идей и предложений под началом руководителя

Совместная разработка:

•под руководством организатора

•рабочими группами

Модельорганизациимозговогоштурмаметодом“атакже”

Техникасозидательногосотрудничествахарактеризуется сме-

ной групповой и индивидуальной работы. После относительно краткого (10–15мин) группового мозгового штурма участники расходятся, чтобы индивидуально подумать над проблемой еще некоторое время(5–10мин), записать дополнительные идеи, модифицировать или расширить уже имеющиеся (см. схему).

Изложениепроблемы руководителем

(5 ìèí)

Высказываниеидейи предложенийгруппой

(10–15мин без учета перерыва)

Выработка

èмодификацияидей

èпредложений

(10 ìèí)

Развитиеидей и предложений

(60 ìèí)

Ознакомление участников с пробле-

Цель работы

Наиболее важные ограничения

Групповая стадия работы по выдвижению идей и предложений

Мозговой штурм

Перерыв для участников на 5–10ìèí

Индивидуальная стадия (во время перерыва)

Выработка дополнительных идей и предложений

Модификация имеющихся предложений

Сбор участников и выдвижение новых идей

Отбор идей и предложений руководителем

Совместное рассмотрение идей группой и руководителем

Разработка идей и предложений группой

Организациясозидательногосотрудничества

studfiles.net

Философия и психология Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

1. Обратный мозговой штурм

«Цель метода обратного мозгового штурма заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта или идеи, на которые обрушивается ничем не ограниченная критика»

В результате обратного мозгового штурма составляется максимально полный список недостатков, дефектов и потенциальных проблем у рассматриваемого объекта, прогнозируются недостатки и трудности эксплуатации на 10-20 лет вперед, чтобы полученный список недостатков обеспечил наиболее длительную конкурентоспособность объектов.

2.Теневой мозговой штурм

Далеко не каждый человек может заниматься творческой деятельностью в присутствии и при активном вмешательстве посторонних лиц. В связи с этим при проведении мозгового штурма на деловом совещании бывает целесообразно для части генераторов идей обеспечить условия одновременного присутствия и отсутствия. Разрешить эти противоречия возможно с помощью теневого мозгового штурма.

Сеанс проводится двумя подгруппами генераторов идей. Одна из них — собственно генераторы – называют идеи вслух при соблюдении условий критики. Другая подгруппа – теневая следит за ходом работы генераторов, но не принимает в обсуждении непосредственного участия. Каждый ее участник записывает свои идеи, возникающие под воздействием обсуждения, проводимого активной подгруппой.

Перечень выдвинутых генераторами идей и списки решений, предложенных всеми участниками теневой подгруппы, передаются после завершения сеанса в группу экспертов, в задачу которых входит не только оценка идей, но и их развитие, комбинирование, т.е. творческий процесс в этой группе переходит в новую фазу.

3. Комбинированный мозговой штурм

Вышеописанные методы прямого (или теневого) и обратного мозгового штурма могут быть совместно использованы в различных комбинациях.

Двойной прямой мозговой штурм заключается в том, что после проведения прямого мозгового штурма делается перерыв в течение 2-3 дней, после чего он повторяется еще раз. Во время перерыва у участвующих в деловом совещании специалистов включается в работу мощный аппарат решения творческих задач – подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.

Обратно – прямой мозговой штурм, как правило, используется для прогноза развития мозгового штурма. Сначала с помощью обратного мозгового штурма выявляют все недостатки и слабые плохо проработанные или недостаточно обоснованные стороны существующего объекта, идеи и выделяют среди них главные. Затем проводят обратный мозговой штурм с целью устранения выявленных главных недостатков и разрабатывают проект принципиально нового решения. С целью увеличения времени для прогнозирования этот цикл стоит повторить.

4. Брейнрайтинг

Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа обмениваются листками с течение 15 минут.

5. Письменный метод.

Вариация предыдущего метода Письменный метод чаще всего используется при большой удаленности участников группы. Все возможные варианты решения, идеи фиксируются в письменном виде и передаются ведущему данного мероприятия. Эффективность этого метода в том, что есть возможность привлечь самых высококвалифицированных специалистов из одной или нескольких стран.

К недостаткам этого метода можно отнести длительность самого процесса.

6. Массовый метод

Главная характерная черта этого метода заключается в том, что вся глобальная проблема разбивается на составные части и по каждой части проводится «мозговой штурм». Затем проводится сбор руководителей всех групп, принимавших участие в решении проблемы, на котором обсуждаются все выявленные идеи и варианты решения проблемы.

При возникновении сложных и массовых проблем часто используется «массовый метод» как разновидность «мозгового штурма».

7. Метод «конференции идей»

Данная разновидность «мозгового штурма» отличается тем, что на ней разрешена положительная критика. Таким образом, обстановка менее формализована, а значит, общение протекает естественнее.

8. Метод «корабельного совета»

Метод «корабельного совета» является разновидностью метода «мозговой штурм». Его главное и единственное отличие – это строгая последовательность высказывания своего мнения. К недостаткам метода относят тот факт, что после прохождения своей очереди и уже высказанного мнения участник не имеет права голоса и не может добавить свои новые мысли и идеи. Таким образом, потери при использовании данного метода могут быть очень существенными для организации.

9. Метод «с оценкой идей»

Метод «с оценкой идей» по своей сути является суммой нескольких методов: обратного, двойного и индивидуального. Такое сложение свойств и качеств трех методов позволяет решить сверхсрочные проблемы. Метод «с оценкой идей» может состоять из нескольких этапов, которые зависят от самой поставленной перед участниками задачи:

• генерации идеи;

• выяснения участниками всех сторон каждой идеи, сбора комментариев и самостоятельных оценочных балов по каждой идее;

• отбора лучших вариантов, при этом обязательно указание положительных и отрицательных сторон каждого варианта;

• обсуждения каждого варианта с использованием «мозгового мини-штурма»;

• отбора из лучшего списка самых жизнестойких вариантов;

• проведения презентаций каждого варианта;

• коллективного ранжирования всех оставшихся вариантов.

Использование этого метода возможно только в том случае, когда есть возможность собрать высококвалифицированную команду с опытом, знаниями и навыками по определенным специальностям, другими словами, к участникам предъявляются повышенные требования.

10. Двойной метод

Двойной метод как разновидность метода «мозгового штурма» отличается от всех остальных методов тем, что содержит дополнительный этап обязательной критики каждой идеи. В зависимости от поставленной задачи, перечень этапов может быть разным, например таким:

• «мозговой штурм»;

• обсуждение каждого выдвинутого варианта;

• выдвижение новых идей на основании изученных выше двух этапов.

11. Индивидуальный мозговой штурм

Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек. Длительность сеанса — 3-10 минут. Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) — диктофон. Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки. К их оценке автору следует приступить не сразу, а через некоторое время, например через неделю.

Для успешного применения индивидуального мозгового штурма необходимо научиться задавать самому себе вопросы с возможными альтернативными ответами.

Недостаток — отсутствие синергического эффекта. Преимущество — оперативность и экономия на людях.

12. Мозговой штурм на доске

В специальном помещении, где проводится деловое совещание, необходимо повесить на стену специальную доску, чтобы сотрудники размещали на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. Эту доску следует повесить на самом видном месте. В центре ее должна быть написана – большими яркими (разноцветными) буквами – требующая разрешения проблема.

13. Мозговой штурм в стиле «соло»

Этой технологией можно пользоваться как при коллективной работе, так и индивидуальной. Если кто-то из специалистов хочет воспользоваться техникой мозговой атаки самостоятельно, то лучше создать для своих идей специальную картотеку. Занесения в картотеку заслуживают абсолютно все идеи – удачные, не очень удачные, а то и вовсе кажущиеся абсурдными или пустыми. Затем необходимо рассортировать все свои идеи, что-то добавить, улучшить и подвести итоги, выбрав те мысли, которые будут оптимально способствовать достижению поставленной цели, решению проблемы.

14. Визуальный мозговой штурм

Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка сделанная в момент рождения идеи позволит не только зафиксировать удачную мысль, но и не потерять темп в процессе размышления.

Основные принципы визуальной мозговой атаки:

  • Скорость и гибкость мышления
  • Отсутствие преждевременной критики
  • Быстрая реакция

15. Мозговой штурм по-японски

В основе данной техники, разработанной японцами Кобаяси и Кавакита, лежит осознание необходимости единого для всех участников группы подхода к определению и решению проблемы. Этой технику еще иногда называют «Рисовым градом».

1) Определение проблемы

  • Руководитель группы перечисляет все понятия, относящиеся к теме (например, продажа, затраты, дистрибьюторские услуги, конкуренция).
  • Каждый из участников записывает на карточках факторы, связанные с рассматриваемой проблематикой, — один факт на одну карточку. Факты должны быть значимыми и иметь непосредственное отношение к исследуемой теме.
  • Ведущий собирает и перераспределяет карточки так, чтобы никому не достались прежние.
  • Участники группы выбирают те карточки, которые связаны с предложенным их вниманию высказыванием. Из этих карточек составляется набор.
  • Ведущий зачитывает содержание одной из карточек.
  • Группа дает набору название, отражающее, по общему мнению, сущность всех представленных в наборе фактов. Название должно отвечать следующим требованиям: его смысл должен быть производным от набора фактов, оно не должно быть слишком общим, оно не должно быть простым перечислением фактов из набора. Давая набору название, группа суммирует все имеющиеся в распоряжении факты и затем извлекает из них суть проблемы.
  • Участники группы объединяют в наборы остальные факты — каждый под своим названием. Затем все наборы складываются в один, которому группа дает название, отражающее сущность заключительного набора.

Этот заключительный комплексный набор будет максимально приближен к сущности проблемы и ее определению. Возможно, следует переставить ключевые слова, чтобы возникло ясное и четкое определение проблемы.

Когда в группе появляется общее понимание задачи, происходит сближение позиций участников; все присутствующие соглашаются с определением проблемы; в процессе совместного обсуждения участники группы начинают ощущать «чувство локтя».

2) Решение проблемы

  • Каждый участник записывает свои решения по решению проблемы на отдельных карточках — по одному варианту на каждой карточке, количество вариантов не ограничено.
  • Лидер группы собирает и перераспределяет карточки так, чтобы никому не достались прежние.
  • Участники выбирают карточки, связанные с этим вариантом решения. Когда все предложения отобраны, они группируются.
  • Ведущий зачитывает один из вариантов.
  • Набору дается название. В ходе дальнейшего обсуждения оставшиеся предложения также объединяются в наборы вариантов решения проблемы, а из них уже составляется окончательный набор. В этом наборе должна быть заключена сущность всех предложенных решений.

Название заключительного набора должно выражать сущность всех предложений. Ведущий задает группе вопрос: «Что объединяет все предложенные идеи?» Поиски ответа вызовут множество мыслей, и ведущий сможет выбрать и сгруппировать самые интересные из них.

Существует также японская (кольцевая) система принятия решений —«кингисё», суть которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

а) большинства голосов — выбирается решение, имеющее наибольшее число сторонников;

б) диктатора — за основу берется мнение одного лица.

Этот принцип характерен для военных организаций, а так же для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

в) принцип Курно используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов.

г) принцип Пярето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию.

д) принцип Эджворта используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение.

16. Многоступенчатая (каскадная) мозговая атака

В данном случае все участники заседаний (собраний) делятся на две группы: «группу генерации идей» и «группу оценки». Желательно, чтобы «группа генерации идей» состояла из равных по рангам людей. В эту группу включают широко эрудированных мозговая атака сотрудников, склонных к фантазии, но ясно представляющих суть стоящей перед ними задачи. Большое значение имеет приблизительное равенство членов группы по темпераментам. Оптимальное число членов «группы генерации идей», нацеленных на решение проблемы средней сложности, 10 человек.

В «группу оценки» включают людей с критическим складом ума. Здесь обязательно присутствие начальства, имеющего определенные полномочия. Это необходимо для того, чтобы положительная оценка той или иной идеи имела под собой реальную почву для ее реализации.

Обе группы должны иметь руководителей, роль которых необычайно велика. Это дирижер «синтетического мозга». От его эрудиции, такта, умения «завести» членов группы зависит очень многое. Следует отметить, что проблема подбора обеих групп является очень важной и сложной. Сформулируем основные этапы многоступенчатой мозговой атаки.

Этап 1 «Разведка». Проводится первый мозговой штурм, на котором «группой генерации идей» выдвигаются первые идеи. Этот этап рассматривается как этап генерации идей.

Этап 2 «Контрадиктация». На этом этапе участники продолжают выдвигать идеи, но на высказывания по поводу проблемы накладывается одно ограничение: ту же задачу нужно решить, не прибегая к уже высказанным предложениям. Одобряются и поддерживаются идеи, противоположные ранее высказанным.

В результате реализации такого подхода составляются два противоположных списка предложений к решению проблемы. В сумме они содержат максимум предложений и контрпредложений. Наибольший эффект получается, когда участниками мозгового штурма на первой и второй стадиях будут разные люди: подчеркивая необходимость «не трогать» ранее полученные предложения, которые представляются как тупиковые, ведущий не запрещает их использовать.

Этап 3 «Синтез». На этом этапе к обсуждению подключается «группа оценки». Она совмещает в одной системе предложения, высказанные в ходе первого и второго обсуждения, и вырабатывает решения.

Этап 4 «Прогноз». На основе «синтетического» списка идей предлагается прогнозировать возможности и трудности, вытекающие из решения.

Этап 5 «Генерализация». Смысл этого этапа заключается в обобщении полученных идей, сведение их многообразия к небольшому числу принципов.

Этап 6 «Деструкция». Данный этап проводится с целью проверки полученных результатов «на прочность». Его задача — «разгромить» предложения с различных позиций: логической, фактической, социальной. Критика при этом допустима только в отношении сформулированных идей, но не друг друга. Для повышения эффективности этого этапа необходимо сформировать разнокачественный в интеллектуальном и профессиональном отношении состав группы; обеспечить административную и юридическую независимость ее членов от организаторов разработки; не называть авторов идей.

После проведения всех этапов принимается окончательное решение. Следует, однако, отметить, что методика не заменяет ни таланта, ни знаний, ни опыта людей, она только приумножает их мысли. Атмосфера эмоциональной приподнятости, которая создается при коллективном мышлении, способствует вскрытию глубинных творческих резервов человеческой личности.

17. Прогрессирующий мозговой штурм.

В нем несколько коротких  фаз генерирования идей (5-10 минут) чередуются с такими же короткими фазами оценки предложений.

18. Деструктивно-конструктивный мозговой штурм.

Говорят, что этот вариант предложила компания General Electric. Здесь фаза генерации идейразбивается на две:

  • Для начала высказываются все отрицательные идеи, которые препятствуют решению.
  • А затем участники вносят конструктивные предложения.

19. Попеременный мозговой штурм.

В этом случае этапы коллективного и индивидуального генерирования идей попеременно сменяют друг друга.

20. Метод прямого мозгового штурма.

В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников.

21. Фрирайтинг

(англ. free writing) или вольное писательство — техника и методика письма, помогающая найти неординарные решения и идеи, сходная с методом мозгового штурма. Это механическое записывание всех возникающих в голове мыслей в течение определенного времени (обычно 10-20 минут). Текст пишут без редактирования, изменений, не беспокоясь о грамматике или стиле.

Такой метод письма помогает справиться с тупиковой ситуацией, апатией или творческим кризисом. Чаще всего эту технику используют для решения бизнес-задач, генерации идей, написания статей и книг. Фрирайтинг не имеет ничего общего с автоматическим письмом.

Существует множество способов, повышающих эффективность фрирайтинга. Марк Левиуказывает шесть основных правил:

  • Не прилагайте сверхусилий: вместо того чтобы подходить к письменному столу со стиснутыми зубами, требуя от себя немедленных виртуозных решений, расслабьтесь и попробуйте постараться на 90%.
  • Пишите быстро и непрерывно: когда вы пишете непрерывно, вы тем самым оттесняете помешанную на редактировании сторону своего разума на второй план, чтобы генерирующая идеи сторона могла беспрепятственно выдавать слова.
  • Работайте в жестких временных рамках: это хорошо мотивирует. Писательство в течение коротких, ограниченных промежутков времени (обычно от десяти до двадцати минут) заставляет разум сосредоточиться
  • Пишите так, как вы думаете: фрирайтинг — это не писательство в чистом виде; это способ отслеживания своего мыслительного процесса. Пишите для себя.
  • Развивайте мысль: развивая мысль, вы допускаете, что некое утверждение верно, и делаете ряд логических шагов, отталкиваясь от него. Иногда это приводит к удивительным выводам.
  • Переориентируйте свое внимание: задавайте себе простые вопросы в письменной форме, это помогает переориентировать разум на неисследованные элементы ситуации.

newsland.com

Planet Design » Мозговой штурм как основа вашего творческого потенциала

Для каждого из нас поиск и генерация идей является одним из самых важных этапов на пути создания продукта. Для поиска той самой, «звездной», идеи порой затрачивается неимоверное количество ресурсов, однако найти верное решение удается не всегда.

Творческое мышление является неотъемлемой частью любой профессии, особенно в профессии дизайнера. Многим кажется, что творческому человеку легко генерировать блестящие идеи, но проблема в том, что нужно научится быть творческими регулярно, в соответствии с графиком работы, а не с внезапными  вспышками вдохновения.

Уже было изобретено множество инструментов и методов  для решения этой дилеммы. Метод мозгового штурма  стал наиболее популярным.

Мозговой штурм — это техника, с помощью которой люди пытаются найти решения для конкретных проблем, собирая идеи, предложенные различными членами команды или одного человека, и исследуют их. Эта техника может включать составление списков, рисование диаграмм или просто обсуждение.

Популярным этот термин сделал Алекс Осборн в своих книгах о творческом мышлении. Он выступал за то, что это сугубо групповой процесс. Однако, в последнее время стали возникать жаркие дискуссии вокруг этого мнения, что ставит под сомнение эффективность такого формата штурма.

Некоторые исследования показывают, что отдельные люди справляются с мозговым штурмом лучше, в связи с отсутствием социальных и коммуникационных барьеров. С другой стороны, многие творческие коллективы и дизайн бюро говорят об успешном принятии этой практики.

Основные принципы

brainstorming

Чтобы мозговой штурм был по-настоящему эффективным, он должен основываться на ряде принципов:

Сосредоточьтесь на количестве

Генерируйте столько идей, сколько возможно. Начните с очевидных, а затем расширьте границы своего  воображения дальше, чтобы получить доступ к интересным и неожиданным идеям. Попробуйте следующее простое упражнение: заставить себя думать о 77 решениях для вашей проблемы, не позволяя себе остановиться, пока не будет достигнута эта цифра. Вы будете впечатлены результатом.

Отделяйте генерацию идей от их оценки

Не беспокойтесь о качестве или жизнеспособности идей во время мозгового штурма. Оценка должна произойти позже (лучше всего на следующий день). Критика должна быть исключена из процесса. Людям должно быть удобно и комфортно говорить, без заявлений типа «нет, но …» и «Вы уверены?».

Принимайте необычные идеи

Необычные идеи могут привести к захватывающим решениям, так что используйте все возможности, чтобы найти их. Наиболее распространенным подходом является представить себя на месте другого человека; подойти к проблеме, как если бы вы были из другой страны, эпохи, или просто имели другие вкусы и интересы. От неожиданных точек зрения, необычные идеи становятся видимыми.

Комбинируйте идеи

Большим преимуществом группы мозгового штурма является возможность использовать идеи, представленные различными участниками в сотрудничестве. Поощряйте друг друга с помощью стимулирующих конструкций типа «да, и …». Если вы работаете в одиночку, вы можете добиться того же эффекта, организовав идеи по-разному, чтобы увидеть различные отношения между ними.

Найдите время, чтобы освободить место

Мозговой штурм является мыслительным процессом, но не отделимым от физического мира. Конечно, некоторые идеи могут прийти к нам спонтанно, когда мы меньше всего этого ожидаем, но задачей мозгового штурма является заставить работать творческое мышление.

Итак: необходимо выделить время для него, выбрать хорошо организованное место и обеспечить себе основные инструменты. В случае группы, эти аспекты являются более важными: нужно быть уверенным, что, как минимум, все участники имеют возможность прийти, имеют достаточно времени для сессии, и есть просторное место, где все могут собраться. Это кажется очевидным, но когда очевидные вещи отрабатываются плохо, это приводит к разочарованию.

Пребывание в теме и работа в рамках

Мозговой штурм хотя и является свободным процессом, но всегда необходимо помнить о его теме. Во время сессии каждый участник должен оставаться сосредоточенным на этой теме.

На самом деле, установленные лимиты часто повышают  производительность. Когда наш мозг работает в рамках, это подталкивает появление идей.

Необходимо уметь отсеивать идеи

Существует очень простое, но важное правило: идеи должны быть отобраны во время мозгового штурма. Это необходимо, чтобы построить фундамент для продвижения дальше.

Не отчуждать мозговой штурм от рабочего процесса

Даже самые креативные идеи бесполезны, если они не будут реализованы на практике. Оцените результат  мозгового штурма. Некоторые хорошие идеи не могут быть реализованы сразу. Можете составить список идей, которые хорошо было бы реализовать. Некоторые из них сразу же докажут свою безнадежность. Их тоже можете  выписать в список выброшенных.

После каждого мозгового штурма старайтесь сразу же реализовать отобранные идеи, иначе рискуете «перегореть» и вообще ничего не сделать.

Практическое применение метода

Так как мозговой штурм это процесс генерации идей, следует научиться понимать аспекты такого процесса для облегчения умственной деятельности. Результатом будет повышение производительности.

Интересные шаги в этом направлении были сделаны Эдвардом де Боно. В своих книгах де Боно рассказывает, что в процессе мышления люди выполняют несколько операций одновременно: анализ информации, поиск  аргументов, выражение эмоций, создание идей и т.д.  Автор предлагает разделить эти процессы так, чтобы они происходили параллельно.

Де Боно предложил подход под названием «Метод шести шляп». Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы — поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.

Тони Бьюзен, в свою очередь, предлагает использовать метод «Ментальных карт». По его мнению, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не запрещается подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.

Еще одним способом улучшить процесс мозгового штурма является синектика. Ее автор — Уильям Гордон.Гордон считает, что основной источник креативности —  в поиске аналогий. Сначала нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй — непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект — карандаш, задача — расширение ассортимента. Прямая аналогия — объемный карандаш, ее отрицание — плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.

ideaСуществует еще много подобных методик и техник. Одни более популярны и используемы, другие весьма редкие, но продуктивные. Какие использовать – выбор за вами.

В целом, чтобы результат мозгового штурма был наиболее удачным, необходима практика, много практики. Если вы видите, что что-то не срабатывает или не приносит должных результатов, передохните и попробуйте «зайти с другой стороны», посмотреть на проблему под другим углом. В любом случае, чем больше вы практикуетесь, тем больше вы учитесь и набираетесь опыта.

 

Автор — Anna Ladoshkina

Перевод — Planet Design

planet-design.com.ua

Этапы разработки новых товаров

Процесс разработки нового товара состоит из следующих этапов:

Этап 1. Генерация идей

Для этого этапа могут быть использованы следующие источники:

• Внешние

• Внутренние

Идеи новых товаров могут возникнуть на основе:

• опросов потребителей

• наблюдения за отношением потребителей к новым товарам на выставках или ярмарках,

• отчетов и предложений торговых агентов

• исследования недостатков продукции, которая изготавливается

• изучения тенденций в конструкторской деятельности конкурирующих фирм

• анализа информации поставщиков и патентной информации

• оценки преимуществ и недостатков собственной продукции и пр.

Существует около 50 творческих методов поиска новых идей, среди которых:

• мозговая атака (мозговой штурм) и ее вариации;

• конференция идей;

• синектика;

• метод морфологического анализа

• метод контрольных вопросов

• метод словесных ассоциаций

• метод коллективного блокнота и др.

Мозговая атака (мозговой штурм)

Мозговая атака – генерирование группой лиц идей решения поставленной проблемы с дальнейшей их оценкой.

Существует несколько методов мозгового штурма и его модификаций:

• классический мозговой штурм

• анонимный мозговой штурм

• дидактический мозговой штурм

• деструктивно-конструктивный мозговой штурм

• техника творческого сотрудничества.

Основная цель – генерировать как можно большее количество идей, даже на первый взгляд – абсурдных.

Классический мозговой штурм проводится в форме группового заседания, в котором принимают участие 4-10 чел., которые подбираются с учетом профессионального разнообразия и социальной однородности.

Правила проведения мозгового штурма:

• все идеи воспринимаются благожелательно

• все идеи излагаются лаконично

• критика во время заседания запрещается

• предложения членов группы должны восприниматься каждым участником дискуссии как импульс.

Анонимный мозговой штурм. Участники мозгового штурма формулируют и записывают все идеи, которые касаются проблемы, на листах бумаги и передают их ведущему.

Дидактический мозговой штурм. К началу заседания постановка проблемы точно известна только ведущему, который ведет участников к проблеме постепенно на протяжении, как правило, серии заседаний.

Деструктивно-конструктивный мозговой штурм. Мозговой штурм проводится двумя этапами. На первом освещаются все недостатки существующего решения проблемы, а на втором ведется поиск новых, лучших идей.

Техника творческого сотрудничества. При таком методе групповая работа меняется на индивидуальную работу. Вначале в течение 10-15 минут проводится групповой мозговой штурм. Затем участники индивидуально (5-10 минут) обдумывают проблему, записывают новые идеи, совершенствуют высказанные в процессе дискуссии предложения.

Конференция идей – это модификация мозгового штурма, которая отличается более высоким темпом заседания и допускает благожелательную критику в форме реплик и комментариев.

Разновидностями такого метода являются:

- Конференция идей Гильде (на конференцию приглашают работников, хорошо знакомых с проблемой, и новичков, способных выдвигать новые свежие идеи. Скептиков или специалистов, которые больше других осведомлены не приглашают.)

- Дискуссия 66 (сессия гудущих голосов)) (участников делят на группы по 6 чел. В каждой группе определяется ведущий, протоколист, спикер. Групповая работа длится примерно 6 мин. После этого группы собираются на пленарное заседание, на котором спикеры излагают предложения и решения. В процессе заседания может быть избран новый взгляд на проблему и ее обсуждают заново)

- Метод 635. Группа из 6 чел. анализирует и четко формулирует проблему. Затем каждый из участников в течение 5 минут вносит в формуляр 3 предложения по решаемой проблеме и передает формуляр своему соседу, который берет во внимание его предложения вносит свои 3 предложения. Они могут возникнуть на основе предложенных или быть совершенно новыми. После того как все участники поработали с формуляром процесс завершается.

Синектика – поиск новых идей товаров на основе использования аналогий из других сфер жизни.

Основные приемы, которые используют при синектическом штурме:

• прямой

• личностной

• символический

• фантастический

Выделяют три варианта синектики:

• классическая синектика

• синектическая конференция

• визуальная синектика

Морфологический анализ (метод морфологического анализа)

Цель – выделить наиважнейшие параметры объекта, а затем изучить все возможные соотношения между ними.

Последовательность этапов морфологического анализа:

• проблема описывается полностью

• она раскладывается на несколько компонентов

• для каждого параметра предлагается несколько возможных вариантов

• параметры и альтернативные решения комбинируются

• выбирается и реализуется оптимальное, по мнению фирмы, решение.

Метод контрольных вопросов

Перечень контрольных вопросов (9 групп):

• Какое новое применение можно предложить для объекта?

• Какой другой объект похож на этот и что можно скопировать?

• Какие модификации можно получить при повороте, сгибе, скручивании, изменении функций, цвета, формы контура?

• Что в техническом объекте можно увеличить?

• Что в техническом объекте можно уменьшить?

• Что в техническом объекте можно заменить?

• Что в объекте можно переделать?

• Что в объекте можно сделать наоборот?

• Какие новые комбинации элементов возможны?

Метод словесных ассоциаций

Метод словесных ассоциаций состоит в методическом составлении и повторном чтении списка слов и понятий до тех пор, пока какое-нибудь слово подтолкнет к новой идее.

Метод коллективного блокнота

Каждый из участников получает блокнот для идей, в котором четко описано проблему, и ежедневно вносит в свой блокнот идеи, которые пришли ему в голову.

Через определенный срок все блокноты сдают координатору, который упорядочивает, регулирует материал.

Потом все участники изучают и обсуждают результаты.

Этап 2. Отбор идей.

Цель этого этапа – профильтровать идеи для того, чтобы уже на начальном этапе разработки нового товара отсеять неудачные идеи товаров, которые не соответствуют целям фирмы, для реализации которых у фирмы нет необходимых ресурсов и т.д.

Метод оценочной шкалы предусматривает определение:

• перечня критериев оценки;

• весомости каждого критерия и присвоение экспертами каждой идее определенного бала по каждому фактору;

• определение общей оценки.

Этап 3. Разработка и проверка концепции товара

Концепция товара – письменное описание физических и других характеристик товара, которые воспринимаются потребителем, и набора выгод, которые он обещает определенной группе потребителей.

Концепция товара необходима:

• Руководителям фирм ;

• Службе НИИКР;

• Рекламному агентству.

Концепция предусматривает получение ответов на 4 вопроса:

1. На какие свойства или характеристики потенциальные потребители реагируют положительно?

2. Как по этим же характеристикам воспринимаются товары конкуренты?

3. Какую нишу может занять новый товар?

4. Какие наилучшие инструменты маркетинга для достижения желаемого позиционирования?

Вариации концепции «зеленого» товара:

• Сократить затраты сырья и упаковки;

• Использовать вторичные материалы;

• Уменьшить затраты дефицитных природных ресурсов;

• Разработать энергосберегающие технологии;

• Повысить безопасность товара для окружающей среды;

• Разработать товары с упаковкой многоразового использования;

• Обеспечить сбор использованных товаров для переработки

• Разработать товары, которые можно сжигать или закапывать и пр.

Этап 4. Разработка стратегии маркетинга

Стратегия маркетинга включает:

• определение целевого рынка

• позиционирование товара

• плановые показатели объемов продаж, доли рынка, прибыли

• цены, каналы распределения, бюджет маркетинга на первый год, а также описание маркетинговых стратегий по каждому элементу комплекса маркетинга.



infopedia.su