Источник формирования доходов государственного бюджета. Что является источником доходов государственного бюджета


Источники доходов государственного бюджета: определение, список источников

Государственный бюджет представляет собой документ, в котором отражены расходы и доходы страны. Обычно он составляется на один календарный год (с 1 января до 31 декабря). Важность бюджета для государства сложно переоценить. Принимая во внимание его значение для всех сфер общественной жизни, его исполнение обеспечивается специальными законодательными нормами. Вместе с тем сам бюджет имеет силу нормативного акта. Далее в статье рассмотрим основные источники расходов и доходов государственного бюджета.

источники доходов государственного бюджета

Функции документа

Государственный бюджет необходим:

  1. Для регулирования денежных потоков, укрепления связей между центром и регионами.
  2. Легального контроля работы правительства.
  3. Отражения сведений о действиях кабинета министров.
  4. Определения показателей экономической политики, формирования рамок допустимых действий правительства.

Почти в каждом экономическом институте (на предприятии, в банке, финансовом фонде) разрабатывается план получения средств и затрат, отражаются источники доходов и расходов.

Государственный бюджет является предпосылкой и считается финансовой основой работы власти, реализации ею функций, которыми наделило ее общество. С помощью этого документа обеспечивается решение вопросов, касающихся денежного регулирования как на макроуровне, так и в масштабах всего народно-хозяйственного комплекса в целом. Экономическое значение госбюджета заключается в том, что именно за счет него формируется существенная часть спроса. Основными источниками доходов государственного бюджета считаются средства населения.

Дефицит и профицит

Формирование доходов бюджета – завершающий этап движения денег. Средства идут от реального сектора экономики и прочих крупных финансовых сфер. Расходы, в свою очередь, являются конечным пунктом потока ресурсов, направленного на удовлетворение потребностей власти и общества.

Бюджетным дефицитом называют сумму, на которую поступления в бюджет меньше, чем затраты. Профицит, соответственно, представляет собой сумму, на которую величина доходов выше расходов. Он возникает довольно редко. Как правило, отмечается бюджетный дефицит, при котором для покрытия всех запланированных затрат необходимо найти дополнительные средства.

Классификация основных источников доходов государственного бюджета

Средства в казну поступают по внутренним и внешним каналам. К источникам доходов государственного бюджета относятся:

  1. Эмиссия (выпуск) и продажа векселей, облигаций (ценных бумаг).
  2. Ссуды, выделенные из бюджетов других уровней (регионального, местного).
  3. Средства Центробанка.

В данном перечне приведены внутренние финансовые каналы. Внешними источниками доходов государственного бюджета РФ считаются:

  1. Средства, вырученные от продажи ценных бумаг на международном финансовом рынке.
  2. Кредиты, полученные от иностранных банковских и других международных финансовых структур.
  3. Ссуды, выделенные иностранными правительствами.

Внутреннее и внешнее финансирование в совокупности формирует общий объем поступлений в казну.

основные источники доходов государственного бюджета

Требования к бюджету

Финансовый документ, регламентирующий поступления и затраты государства, не должен закреплять строгую привязку источников формирования доходов государственного бюджета к статьям расходов. У правительства должна быть возможность оперативно определять первоочередные задачи и способы их решения. В этом случае будет обеспечиваться гибкость государственной экономической политики.

Важнейший принцип формирования госбюджета – соблюдение иерархии бюджетов. В федеральную казну, к примеру, не могут включаться денежные потоки с других уровней. Соблюдение этого принципа позволяет обеспечить автономность бюджетов.

В финансовом документе должны отражаться все доходы и затраты, подконтрольные правительству.

Поступления в казну

Государственные доходы представляют собой часть национальных денежных средств. Их распределение осуществляется через поступление в собственность и распоряжение власти.

Доходы казны предназначены для формирования финансовой базы, используемой, в свою очередь, для реализации социально-экономической политики, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Виды поступлений

В соответствии со статьей 41 БК, основными источниками доходов государственного бюджета являются налоговые и неналоговые поступления, а также безвозмездные перечисления.

В доходные статьи бюджета на предстоящий год включаются средства, оставшиеся на конец предыдущего периода.

Налоговые поступления предусматриваются законодательством РФ. К их числу относят, собственно, региональные, местные и федеральные сборы и налоги, а также штрафы и пени.

к источникам доходов государственного бюджета относится

Нормативное регулирование

Из анализа норм БК можно заключить, что налоги являются главным источником доходов государственного бюджета. В Кодексе содержится достаточно много статей, посвященных этим поступлениям.

Так, согласно положениям ст. 49, к источникам доходов государственного бюджета относятся собственные налоговые платежи, поступающие в федеральную казну, кроме средств, передаваемых в качестве регулирующих доходов в финансовые системы регионального и местного уровней. В ходе исполнения госбюджета средства могут поступать в порядке взаимозачета.

В соответствии со статьей 55 БК, доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных налогов и регулирующих поступлений. Исключение составляют средства, передаваемые муниципалитетам.

В 60-й статье БК установлено, что местные бюджеты формируются за счет своих собственных доходов и части федеральных и региональных налогов. Местную казну составляют средства, полученные от продажи и использования муниципальной собственности, предоставления местными структурами власти платных услуг и т. д.

Неналоговые поступления

Эти источники доходов государственного бюджета представлены в виде:

  1. Имущества, являющегося госсобственностью. В казну поступают средства, полученные от продажи ценностей, иного их возмездного отчуждения, а также от их использования.
  2. Услуг, предоставляемых соответствующими структурами госвласти на платной основе.
  3. Средств, полученных при применении мер ответственности (уголовной, гражданско-правовой, административной). В число этих источников доходов государственного бюджета входят конфискации, штрафы, суммы, полученные при возмещении ущерба, нанесенного РФ, регионам, муниципалитетам, а также другие принудительно изъятые суммы.
  4. Финансовой помощи, ссуд, полученных из бюджетов других уровней.
  5. Прочих неналоговых поступлений.

Источниками доходов государственного бюджета признаются суммы, вырученные за пользование госсобственностью. Речь, в частности:

  1. О сдаче имущества в аренду.
  2. Процентах по остаткам бюджетных средств, находящихся на счетах финансово-кредитных структур.
  3. Прибыли, полученной с долей в уставном капитале хозяйствующих обществ, либо дивидендах по акциям, принадлежащим РФ, субъектам или муниципалитетам.

Собственные и регулирующие доходы

Собственными поступлениями казны признаются средства, закрепленные за ней частично или полностью на постоянной основе. Такие доходы могут быть и налоговыми, и неналоговыми.

Регулирующими поступлениями являются федеральные и региональные обязательные платежи, в отношении которых установлены нормативы отчислений в бюджеты субъектов или муниципалитетов на предстоящий финансовый год. Соответствующие нормы определяются в законодательстве того уровня финансовой системы, из которой передаются средства.

основные источники доходов и расходов государственного бюджета

Обязательные отчисления

В НК установлена обязанность для всех субъектов хозяйственной деятельности уплачивать сборы и налоги в государственный бюджет. Основным источником доходов являются именно эти платежи. Они разделяются на прямые и косвенные налоги. Последние являются главным источником доходов государственного бюджета. Они представлены в виде налогов, которыми облагаются потребители. В их числе - НДС, акцизы, таможенные сборы и пошлины. Косвенные отчисления влияют на уровень цен и на структуру потребления.

Прямыми налогами называют средства, которые взимаются непосредственно с источника их появления. К ним следует отнести налог с прибыли, НДФЛ и пр.

В системе косвенных платежей особое значение имеет НДС. Его доля составляет порядка 40 % от всех поступлений. В этой связи НДС часто считают главным источником доходов государственного бюджета. Акцизы представляют собой федеральные налоги, взимаемые с ограниченной группы товаров. Ключевым признаком такой продукции является ее высокая доходность. В числе товаров, облагаемых акцизами (подакцизных товаров), присутствуют бензин, табачные изделия, нефть, алкоголь, природный газ и т. д.

Прямые налоги могут выступать не только в качестве источника доходов государственного бюджета. Аналогичные платежи устанавливаются и на региональном, и на местном уровнях. Это будет зависеть от местонахождения предприятия, его масштабности.

Ставки НДФЛ – еще одного важнейшего источника доходов государственного бюджета – различаются в разных странах и могут варьироваться от 6 до 45 %. В РФ подоходный налог взимается по ставке 13 %.

Классификация поступлений по уровням

Налоги могут быть федеральными, местными или региональными. В число первых включены НДС, НДФЛ, отчисления с прибыли, таможенные сборы, акцизы. Региональными являются платежи с имущества организаций, отчисления с реализации продукции, лицензионные сборы и пр.

Местными являются налоги, которые вводятся в действие муниципальными правовыми актами.

Особенности формирования доходных статей госбюджета

Поступление средств в казну осуществляется на основании положений НК и БК. Средства из источников доходов государственного бюджета признаются поступившими с момента совершения финансовой организацией операции по зачислению их на счет компетентной структуры, отвечающей за пополнение казны и расходование ее средств.

главный источник доходов государственного бюджета

Бюджетные расходы

Они осуществляются по единым методологическим принципам на всех уровнях финансовой системы. При этом действуют единые нормативы минимальной обеспеченности на предоставление госуслуг. Их определяет правительство.

Расходы казны разделяют на капитальные и текущие. К первым следует относить затраты на инновации и инвестиционную деятельности. В их составе:

  1. Расходы на инвестиции согласно утвержденной программе.
  2. Средства, выделяемые в виде бюджетных ссуд и кредитов юрлицам.
  3. Затраты на капремонт объектов госсобственности.
  4. Расходы, необходимые для расширения производства.

Из капитальных затрат формируется бюджет развития. Правила его создания устанавливаются федеральным законодательством.

К текущим относят расходы, направленные на обеспечение работы органов госвласти, структур регионального и муниципального управления.

Формы осуществления затрат

Расходы бюджета выражены:

  1. В ассигнованиях на содержание и организацию деятельности бюджетных организаций и учреждений.
  2. Оплате работ, услуг, продукции по муниципальным либо государственным контрактам.
  3. Трансфертах населению.
  4. Бюджетных кредитах, субсидиях, субвенциях.
  5. Инвестиций в капиталы вновь созданных либо уже действующих организаций.
  6. Кредитов зарубежным странам.
  7. Затрат на обслуживание и выплату госдолга.

Получателями средств выступают бюджетные учреждения.

Система расходов

За счет затрат, осуществляемых из средств казны, государство осуществляет воздействие на социально-экономическое состояние общества.

источники доходов и расходов государственного бюджета

Расходование средств производится в размерах и по направлениям, устанавливаемым федеральным законом и другими нормативными актами. Затраты бюджета можно классифицировать по разным критериям. Ключевым признаком дифференциации считается направление финансирования. Бюджетные средства могут расходоваться на реализацию социальной, экономической, оборонной и иных функций.

За счет средств государственной казны осуществляется финансирование:

  1. Деятельности властных структур.
  2. Науки.
  3. Национальной обороны.
  4. Реального экономического сектора.
  5. Государственных резервов.
  6. Внутреннего и внешнего долга.
  7. Системы регулирования финансового потенциала страны.

Вместе с тем существует несколько направлений, требующих затрат не только из государственного, но и регионального, и местного бюджетов. К ним относят финансирование:

  1. Правоохранительной деятельности.
  2. Экономических отраслей. Речь, в первую очередь, о сельском хозяйстве, строительстве, работе транспортных предприятий, организаций связи.
  3. Противопожарной безопасности.
  4. Науки и социокультурных мероприятий.

Ключевым принципом разграничения расходов в бюджетной системе является соответствие их полномочий, закрепленных за органами власти того или иного уровня.

Заключение

Формирование бюджета – сложнейшая задача. При составлении расходных и доходных статей должны учитываться не только потребности, но и возможности государства и общества. К приоритетным направлениям финансирования в настоящее время относятся:

  • Социальная сфера.
  • Судебная система.
  • Военная сфера.
  • Здравоохранение.
  • Образование.

Для обеспечения нормального функционирования этих областей необходим большой объем денежных средств. Перед правительством стоит задача найти перспективные источники доходов. Увеличить объем средств можно, безусловно, за счет повышения налогов. Однако, как показывает практика, эта мера может быть только временной и использоваться на период кризиса.

налоги являются главным источником доходов государственного бюджет

Для увеличения объема поступлений необходимо развивать внешнеторговые связи, устанавливать контакты с зарубежными предприятиями, развивать отечественное производство. В настоящее время достаточно успешно развивается сырьевой сектор экономики. Россия является крупным поставщиком газа в разные страны мира. За счет продажи этого сырья в казну поступает немало денежных средств. Однако сегодня их крайне недостаточно для поднятия экономики страны.

На государственном уровне разрабатываются различные программы развития народно-хозяйственного комплекса. Сегодня упор делается на отечественное производство, поставки российской продукции за рубеж. Конечно, существующие проблемы во взаимоотношениях РФ и Запада создают значительные препятствия при реализации государственной экономической политики.

fb.ru

5. Что такое «государственный бюджет»?

государственный бюджет — самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

6. Какие функции выполняет государственный бюджет?

7. Каковы источники формирования доходов госбюджета?

Источниками государственного (центрального) бюджета являются.

  • прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются — подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налогна добавленную стоимость;

  • государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20 %;

  • эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т. е. в условиях превышения расходов над доходами.

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

8. Перечислите основные направления расходования госбюджета.

9. Что представляет собой дефицит госбюджета? Каковы его причины?

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется «бюджетным дефицитом». Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие:

  • спад общественного производства,

  • завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ,

  • возросшие затраты на оборону,

  • рост теневого сектора экономики.

10.Охарактеризуйте социально-экономические последствия существова­ния бюджетного дефицита.

Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет (от 10 до 30 %). Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания

«финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов

11. Какие методы использует правительство для покрытия бюджетного дефицита?

Для покрытия дефицита бюджета правительства, как правило, прибегают к кредитам центрального банка, а также государственным займам, осуществляемым посредством выпуска ценных бумаг — государственных облигаций

12. Какое значение имеют местные финансы в развитии регионов?

Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет. Во всех странах они отдают землю в аренду, иногда продают ее, предоставляют населению возможность пользоваться за определенную плату муниципальными бассейнами, дорогами.

13. В чем отличие «субсидии» от «субвенции»?

субсидия — это дотация общего назначения (местные органы власти имеют право использовать ее по своему усмотрению), а субвенция — это дотация специального назначения, ее можно использовать только для финансирования строго определенного вида деятельности (например, строительства моста, здания школы и т. д ). Доля субсидий в доходах местных бюджетов составляет от 20 до 40 %.

14. Какие предприятия получили название «смешанные компании»?

смешанные компании. Они создаются либо путем образования новых компаний с участием частного капитала, либо путем приобретения государством акций компаний, принадлежащих частному капиталу. Такие предприятия создаются в форме акционерных обществ открытого типа.

15. Каковы цели внебюджетных фондов?

studfiles.net

31. Налоги как основной источник доходов бюджета

31. Налоги как основной источник доходов бюджета.

Главной статьёй бюджетных доходов являются налоги. Налоги - обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, устанавливаемые органами законодательной власти с определением размеров, сроков уплаты, предназначенные для обеспечения деятельности органов власти.

Можно выделить следующие основные функции налогов: фискальная, распределительная, стимулирующая, контрольная.

С помощью реализации фискальнойфункции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функции обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней.

С помощью налогов происходит перераспределение вновь созданного ВВП в пользу других регионов, физических лиц, отраслей экономики. Эту функцию налогов принято называть распределительной.

Стимулирующая, или регулирующая функция означает, что государство через финансовую политику влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платёжеспособного спроса. Через систему налоговых льгот и налоговых санкций происходит регулирование производственной и социальной активности.

С одной стороны, государственные органы используют налоговые методы с целью координации и контроля финансовой деятельности. С другой стороны контрольнаяфункция выражается в соизмерении расходов государства и потенциала экономики при формировании доходов бюджетной системы.

Теоретическую основу налогов составляют его элементы. Основными из них являются:

    • плательщик организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы;

    • объект налогообложения юридические факты (действия, события, состояния), с наступлением которых возникает обязанность по уплате налога;

    • налоговая база - сумма, с которой взимается налог, это часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога;

    • налоговая ставка та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога; может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях), либо в процентах;

    • налоговый период это календарный год или другой период времени относительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

    • порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Уплата налога производится, как правило, разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной форме.

В соответствии со ст. 17 ч.I Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения.

В части I Налогового кодекса реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы:

    • единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;

    • чёткое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;

    • приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

    • однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;

    • определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов с другой стороны.

Налоги в России, в соответствии с Налоговым кодексом, разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия: федеральные, региональные, местные. Подобная трёхуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеративное устройство. Налоги и сборы, взимаемые на территории России, представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Классификация налогов и сборов Российской Федерации (по Налоговому кодексу)

Федеральные

(ст. 13 НК)

Региональные

(ст. 14 НК)

Местные

(ст. 15 НК)

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы;

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лиц

studfiles.net

Источник формирования доходов государственного бюджета

⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 82Следующая ⇒

Все источники государственных доходов можно разделить на две группы: внутренние и внешние. К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций. К внешним источникам относится национальный доход, а в исключительных случаях — и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде платежей.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство получает необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации денежных доходов являются налоги, займы, эмиссии.

Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, их взаимоувязанное применение составляют систему государственных доходов.

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги. Они являются инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании как бюджетных, так и внебюджетных фондов.

Вторым по фискальному значению доходом являются государственные займы. Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики.

Третьим методом мобилизации государственных доходов является эмиссия, причем не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных доходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. И бумажно-денежная, и кредитная эмиссия, если они не связаны с потребностями хозяйственного оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике.

Налоговая система Российской Федерации

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны: граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в «работу» рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и «ухудшению» положения других.

В современном государстве для мобилизации средств в бюджет применяется сложная система налогов, включающая до 40 — 50 различных их видов (в России действует 51 налог и сбор и около 20 лицензионных видов деятельности). Причины такой множественности заключаются в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов (доход от имущества, его передача, потребление экспорт и импорт) налогообложения. Множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов.

Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:

— финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве;

— финансирует социальные программы — пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.;

— обеспечивает свою оборону и безопасность;

— содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления;

— предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

Это первая и основная функция налогов — служить источником средств для государственной казны (государственного бюджета и других денежных фондов государства).

Вторая функция налогов в рыночной экономике — служить средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, на основании которого строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его равной тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, становятся в одинаковые условия изъятия дохода или прибыли.

Третья функция налогов в рыночной экономике — облегчение жизни малообеспеченных слоев населения. С этой целью система налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а получатели меньших доходов — по более низким. Нередко устанавливаются необлагаемый налогом минимум доходов, льготы на детей и других иждивенцев.

Государство в странах с рыночной экономикой облегчает налогами две группы субъектов, получающих доходы: предприятия (юридических лиц) и граждан (физических лиц). Главные объекты налогообложения: прибыль (доход) предприятий, добавленная в процессе производства стоимость, оборот товаров и услуг, доходы граждан, имущество. Крупными обязательными платежами предприятий являются отчисления, предназначенные на выплату пенсий и пособий по линии социального страхования. Удельный вес других видов налогов в общей сумме поступлений государству незначителен.

Налоговое регулирование

Налог является инструментом государственного регулирования экономики.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны. В ходе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. При выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот. В этом случае система налогового регулирования воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Наиболее распространены следующие методы налогового регулирования:

— изменение массы налоговых поступлений,

— замена одних способов или форм обложения другими,

— дифференциация ставок налогов,

— изменение налоговых льгот и скидок,

— изменение сфер распространения налогов и др.

Налоговое регулирование активно влияет на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слабо развитых районах путем частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного списания на издержки производства основных средств и т.д.

Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли.

Таможенное обложение

Таможенные налоги — это доходы, которыми облагаются импортируемые и экспортируемые товары.

По происхождению различают три вида таможенных пошлин:

1) ввозимые пошлины (самые распространенные), их устанавливают в искальных целях или для ограждения собственного рынка;

2) вывозные пошлины, которые ограничивают вывоз из своей страны;

3) транзитные пошлины, которые взимаются за провоз товаров через страну.

Таможенные налоги на разные товары устанавливаются по отдельным ставкам. Система таможенных ставок называется таможенным тарифом. По характеру взимания ставки делятся на специфические, адвалорные и смешанные.

При специфическом тарифе пошлина взимается в твердой фиксированной сумме с натуральной единицы продукции (c веса, объема, штуки и т.д.).

При адвалорном тарифе пошлина взимается в виде процента к цене груза.

Смешанный тариф устанавливается частично в твердой сумме, частично в процентах и применяется очень редко.

По целям таможенные налоги делятся на следующие виды:

1. Фискальные таможенные пошлины. Цель их — обеспечение поступлений доходов в бюджет государства (в настоящее время чисто фискальных пошлин нет).

2. Протекционные пошлины — вводятся для ограничения проникновения в страну аналогичных товаров.

3. Сверхпротекционизм — это система мероприятий государства, рассчитанная на установление препятствий для ввоза на внутренний рынок товаров из-за границы. Цель этой политики — создание на внутреннем рынке искусственного голода на тот или иной товар, что способствует повышению прибыли на внутреннем рынке. Они ограждают обычно те товары, которые составляют предмет экспорта.

4. С целью противодействия политики сверхпротекционизма государства, против которых направлена эта политика, вводят антидемпинговые пошлины, т.е. ввозимый товар теряет преимущество перед аналогичным товаром данной страны.

5. Уравнительные пошлины взимаются с импортируемых товаров с целью выравнивания цен импортируемых товаров с ценами товаров отечественного производства. Они применяются для поддержания определенного уровня цен на отечественные товары.

6. Преференциальные пошлины (предпочтительные) — это льготные пошлины, вводимые в пониженных размерах для одной или нескольких стран.

7. Дискриминационные пошлины вводятся для ограничения ввоза с одной или группы стран. Обычно 6 и 7-й виды вводятся не на отдельные товары, а на весь импорт-экспорт. Поэтому такая система носит скорее политический, а не экономический характер.

Государственные расходы

Государственные расходы — это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Они состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений: И те, и другие расходы производятся в целях расширения производства (путем финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства.

Основные задачи в области государственных расходов:

— сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

— снизить расходы на содержание государственного аппарата;

— продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;

— повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем и перспективных научно-исследовательских работах;

— снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

— усилить контроль за использованием бюджетных средств;

— обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Читайте также:

lektsia.com