«Мозговой штурм», или «мозговая атака» Цель. Цель мозгового штурма


Мозговой штурм, как метод стимулирования творческой активности

 

В.В. Баженова,педагог-организатор

Сейчас на самых разных уровнях всё чаще звучит мнение, что школьная воспитательная система нуждается в серьёзной модернизации. Разрабатываются различные проекты, которые, при всём многообразии форм и методов, предлагаемых авторами, базируются на основах скаутской методики: участие детей в планировании, организации и проведении мероприятий, уважение достоинства каждого ребенка и учет его интересов, демократические формы управления коллективом, интересная для ребенка и полезная для общества деятельность, одним словом детское самоуправление.

 

Однако не следует забывать, что и самовоспитанию, и самоуправлению надо учить.

Учить ненавязчиво, интересно и так, что бы ребенок и не понял, что его научили быть самостоятельным, самоопределяющимся, умеющим ставить цели и задачи и решать их самостоятельно. Существует много психологических методик, которые могут подвести ребенка к этому этапу. Одна из них самая простая в применении, ненавязчивая, интересная и игровая - это методика «мозгового штурма».

«Мозговой штурм» (англ. brainstorming) — один из наиболее оперативных, популярных методов решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется во многих организациях, для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди, а особенно дети, часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи, из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег, друзей. Целью применения мозгового штурма является: исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей.

Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах - «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Эти принципы предполагают применение нескольких правил:

1. Критика исключается: на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.

2. Приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.

3. Идей должно быть много: каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.

4. Комбинирование и совершенствование предложенных идей: на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.

5. На завершающем этапе производится отбор лучшего решения: исходя из экспертных оценок или общего обсуждения группы.

Были проведены многочисленные экспериментальные исследования, с целью сравнения количества и качества идей, созданных группами в процессе мозгового штурма и людьми, работающими индивидуально, Результаты свидетельствуют о том, что при условии правильного применения данной техники интерактивные группы нередко генерируют большее количество значимых идей, чем отдельные индивиды.

В последние годы широкое распространение получил «электронный мозговой штурм» (online brainstorming), использующий интернет-технологии. Он позволяет почти полностью устранить «боязнь оценки», т.к. обеспечивает анонимность участников, а также дает возможность решить ряд проблем традиционного мозгового штурма. К последним, в частности, относится т.н. «блокирование продуктивности»: поскольку участники группы представляют идеи поочередно, то люди в ожидании своей очереди могут передумать или испугаться публично высказывать свою идею, либо просто ее забывают.

В настоящее время существует более 50 модификаций Мозгового штурма.

Суть: Разделение этапов выдвижения и анализа идей при решении проблем и проведении какого-либо творческого дела.

Цель: выдвижение как можно большего числа разнообразных идей.

Во время сеанса мозгового штурма происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву. Новые идеи возникают подобно электрической искре при контакте с мыслями и идеями других людей.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В конце первого этапа проблема должна быть чётко сформулирована;

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

  • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
  • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
  • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
  • Комбинируйте и улучшайте любые идеи;

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными.

Рекомендации по проведению мозгового штурма.

В мозговом штурме участвуют ведущий и от 2 до 6 групп детей, генераторы идей и критики-аналитики.

В группе выбираются: ведущего группы, статиста, генераторы идей, критики аналитики.

Требования к участникам

1. Требования к ведущему всего мозгового штурма:

Ведущий регулирует ход мозгового штурма.

1. Отвечает за процедуру и регламент работы (соблюдение правил). Прерывает неконструктивное поведение участников – переговоры между группами во время работы в группе.

2. Обеспечивает психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности.

2. Требования к ведущему группы:

Ведущий обеспечивает качество регулированием хода мозгового штурма в группе.

1. Отвечает за процедуру и регламент работы (соблюдение правил). Прерывает неконструктивное поведение участников - "перетягивание каната", "павлиний хвост" и др.

2. Обеспечивает психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности (должен уметь мгновенно оценить любую идею).

3. Управляет процессом поиска идей(необходимо постоянно уточнять формулировки задачи, расширять поле поиска, выделять новые направления и аспекты решений, задавать новые области поиска решений для участников).

3. Требования к генератору идей:

Задача генераторов идей: непрерывно выдвигать идеи по поставленной проблеме или задаче. Требования к генераторам: выдвижение по широкому спектру тем большого количества идей, основанных на новых принципах, перенос идей из различных областей, использование ярких неожиданных аналогий.

Использование ранее выдвинутых идей другим генератором. Должна быть присуща вера в то, что лучшие идеи ещё впереди, оптимизм. Недопустимо включать в группу генераторов прирождённых скептиков и критиканов.

4. Требования к критику-аналитику:

Задача критика-аналитика: выявление рационального зерна в каждой предложенной к анализу идее на основе глубокого знания теории и практики, понимания специфики проблемы (задачи), способности к обобщению. Ему должна быть присуща вера в то, что лучшая идея - это та, которая анализируется в данный момент, оптимизм.

Хорошие аналитики могут выявить новые принципы решения задачи после классификации принципов, выдвинутых генераторами. Очень часто самое ценное в мозговом штурме - новое направление поиска, а не конкретное решение.

Правила для участников мозгового штурма:

Стремитесь высказывать максимальное число идей. Отдавайте предпочтение количеству, а не качеству идей. Высказывайте свои идеи короткими предложениями - не более 30 сек.

Абсолютно запрещена критика предложенных идей, неодобрительные замечания, иронические реплики, ядовитые шутки (например: А что скажет директор? Для практики это не годится! Это же чепуха и бред сивой кобылы! Так ещё никогда не делали!…)

Оказывайте предпочтение не логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разны направлениях. Возможно всё!

Очень способствует продуктивному мышлению шутки, каламбуры, юмор и смех. Поддерживайте и создавайте обстановку.

Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи.

Обеспечивайте между участниками мозгового штурма свободные, дружеские и демократические отношения.

Не допускается после сеанса зло шутить над идеями других участников.

Средства повышения эффективности мозгового штурма

Показ перед мозговым штурмом короткометражного фильма, заставляющего забыть заботы дня, или фильма по теме задачи.

Показ натурального образца, макета или эскиза объекта, который надо улучшить.

Показ на экране случайных предметов слов (существительных, глаголов).

Объявление перед сеансом о гонораре, вручаемом сразу после окончания совещания (это могут быть интересные сувениры, билеты в сауну, лотерейные билеты или деньги и т.д).

Оформление результатов мозгового штурма

Запись всех идей стенографистом (или каждый участник записывает свои идеи).

Диктофон, магнитофон.

Этапы мозгового штурма

1. Этап генерации идей

Продолжительность сеанса мозгового штурма - 1-2 часа

А) представление участников друг другу и ознакомление их с правилами проведения мозгового штурма (5-10 мин.)

Б) постановка проблем ведущим с ответами на вопросы (10-15 мин.)

Как формулировать задачи

Представить проблему надо в таком виде, чтобы она не вызывала психологических барьеров (без специальных терминов), снять уровень ответственности за свои предложения. При представлении проблемы должны быть чётко сформулированы 2 момента:

Что в итоге желательно получить или иметь.

Что мешает получению желаемого.

Виды формулировки проблемы:

1. В виде формулировки проблемы-аналога.

2. Формулирование проблемы в обобщённом виде.

3. Проблема как она дана (самый слабый вид формулировки).

В) Составление отредактированного списка идей (предварительный анализ и индукция: наиболее приемлемые и легко реализуемые идеи для решаемой задачи; наиболее эффективные идеи; перспективные и т.д.) (30-45 мин.)

2. Этап анализа идей

Продолжительность - от одного дня до недели.

Процедуры этапа анализа для каждой идеи:

Уяснение идеи в виде, сформулированном на этапе генерации.

Обобщение идеи. Выявление принципа. (Ведение классификации принципов, дополнение классификации).

Оценка перспективы принципа (обязателен специалист).

Наполнение принципа конкретным содержанием (желателен специалист).

Развитие полученной идеи (не для всех идей).

Желательно вывести идеи на одинаковый уровень общности, например:

Формулировка целей и целей альтернатив.Обобщённые (функциональные) принципы достижения цели. Структурные принципы реализации функции.Физические принципы реализации структуры.Технические устройства, осуществляющие каждый принцип.

Вот как сам А. Осборн рекомендует готовить процедуру и анализировать ее результаты:

Продумайте все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения.

Отберите подпроблемы для “атаки”. Обратитесь к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализируйте их, выделите несколько целей.

Обдумайте, какие данные могут пригодиться. Мы сформулировали проблему, теперь нужна вполне определенная информация. Но вначале отдадим себя во власть творчества, чтобы придумать всевозможные виды данных, которые могут помочь лучше всего.

Отберите самые предпочтительные источники информации. Ответив на вопрос о видах необходимой информации, перейдем к принятию решения о том, какие из источников следует изучить в первую очередь.

Придумайте всевозможные идеи — “ключи” к проблеме. Эта часть процесса мышления, безусловно, требует свободы воображения, не сопровождаемой и не прерываемой критическим мышлением.

Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Этот процесс связан в основном с логическим мышлением. Акцент, здесь, делается на сравнительном анализе.

Придумайте всевозможные пути для проверки. Здесь мы опять нуждаемся в творческом мышлении. Часто удается, обнаружить, новые способы проверки.

Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, будем строги и последовательны. Отберем способы, которые наиболее убедительны.

Представьте себе все возможные области применения. Даже если наше окончательное решение подтверждено экспериментально, мы должны иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях. Например, каждая военная стратегия окончательно формируется на основании представления о том, что может сделать неприятель.

Дайте окончательный ответ.

Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями и детскими объединениями для улучшения качества работы в командах.

Рекомендуемая литература для организации детского самоуправления:

1.Д.В. Рогаткин Школьное ученическое самоуправление. Учебник. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога».

2.Что может самоуправление? Право на участие в управлении школой. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога».

3.А.Н. Лутошкин «Как вести за собой».

4. И.П. Иванов «Энциклопедия коллективных творческих дел».

5. Любовь Жданова «Педагогическая система Орленка».

www.otsar.ru

Технология организации и проведения «мозгового штурма»

 

«Мозговой штурм»ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.

Основные принципы и правила этого метода - абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.

Мозговой штурм(мозговая атака, брейнсторминг) — широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

• творческое усвоение учащимися учебного материала;

• связь теоретических знаний с практикой;

• активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

• формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

• формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес учащихся. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учениками как учебная задача.

Подготовка к мозговому штурму включает следующие шаги:

• определение цели занятия, конкретизация учебной задачи;

• планирование общего хода занятия, определение времени каждого этапа занятия;

• подбор вопросов для разминки;

• разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести анализ и обобщение итогов занятия.

Существуют определенные правила, соблюдение которых позволит более продуктивно провести мозговой штурм. Перечислим основные из них:

1. Во время занятия нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков, ни ветеранов — есть ведущий и участники; никто не может претендовать на особую роль.

2. Категорически запрещаются взаимные критические замечания и оценки, они мешают возникновению новых идей.

3. Следует воздерживаться от действий, жестов, которые могут быть неверно истолкованы другими участниками.

4. Как бы ни была фантастична или невероятна идея, выдвинутая кем-либо из участников, она должна быть встречена одобрением.

5. Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное разрешение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важное значение.

6. Не думайте, что эта проблема может быть решена только известными способами.

7. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи,

8. Перед началом попытайтесь ответить для себя на следующие вопросы:

Заслуживает ли проблема моего внимания?

Что дает ее решение?

Кому и для чего это нужно?

Что произойдет, если ничего не менять?

Что случится, если я не выдвину ни одной идеи?

Методика организации и проведения мозгового штурма.

Организационный этап проводится с одним классом. До начала урока, когда учащиеся входят в кабинет и рассаживаются по местам, можно включить бодрую, динамичную музыку, предпочтительно инструментальную, так как текст может повлиять на формирование установки у учащихся.

В начале занятия учитель сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, обосновывает задачу для поиска решения. Затем он знакомит учащихся с условиями коллективной работы и выдает им правила мозгового штурма.

После этого формируется несколько рабочих групп по 3—5 человек. Каждая группа выбирает эксперта, в обязанности которого входит фиксация идей, их последующая оценка и отбор наиболее перспективных предложений.

Формировать рабочие группы целесообразно в соответствии с личными пожеланиями учеников, но группы должны быть примерно равными по числу участников.

Группы рассаживаются так, чтобы было удобно работать, и чтобы ученики могли видеть друг друга.

На этот этап в среднем затрачивается около 10 минут. Разминка проводится фронтально со всей группой. Цель этапа — помочь учащимся освободиться от стереотипов и психологических барьеров. Обычно разминка проводится как упражнение в быстром поиске ответов на вопросы. Для разминки важен быстрый темп работы. Поэтому, если возникает пауза, учитель сам должен выдвинуть 1—2 варианта ответа. Как только ученики начинают струдом находить ответы, надолго задумываются, стоит переходить к следующему вопросу. Для того, чтобы создать и поддержать непринужденную и живую атмосферу, учитель подготавливает неожиданные, оригинальные вопросы, которые прямо с темой штурма не связаны, но взяты из близкой сферы.

Учитель в ходе разминки не дает оценки ответам учеников, однако все их воспринимает доброжелательно, поддерживая положительную реакцию аудитории.

Время разминки — 15—20 минут.

В самом начале собственно «штурма» поставленной проблемы учитель напоминает проблему, уточняет поставленную задачу, дает критерии оценки идей, повторяет правила мозгового штурма.

Подается сигнал, после которого одновременно во всех группах начинается высказывание идей. Эксперт на отдельном листке записывает все выдвигаемые идеи. Не бойтесь легкого шума и оживления в аудитории — непринужденность обстановки способствует активизации мысли.

Учителю лучше не вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им. Лишь в случае, когда группа нарушает правила работы (например, начинает обсуждать или критически оценивать идею), учитель в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее состояние.

Время выдвижения идей — 10—15 минут. Это этап интенсивной нагрузки учеников, обычно к его концу чувствуется явное утомление участников «штурма».

На этапе оценки и отбора лучших идей эксперты объединяются в группу и по выделенным критериям оценивают идеи, отбирая лучшие для представления участникам игры. Если есть возможность, экспертам на время работы можно перейти в другое помещение, чтобы группа не мешала им. Учитель определяет время работы для экспертов в 15—20 минут.

Рабочие группы на этом этапе отдыхают. Можно включить музыку и дать возможность подвигаться, переключиться, либо предложить им несложные задания в игровой форме, например, кроссворд по данному курсу, обсуждение интересных ситуаций и др.

На заключительном этапе представители группы экспертов делают сообщение о результатах МШ. Они называют общее количество предложенных в ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей обосновывают и защищают их. По результатам обсуждения принимается коллективное решение о внедрении тех или иных предложений в практику.

Учитель подводит итоги, дает общую оценку работе групп. При этом важно отметить положительное в работе, моменты проявления высокой степени творчества, успехи коллективной деятельности и т.п. Такая итоговая оценка создает в классе творческую атмосферу, поддерживает учащихся. Даже если успехи класса не блестящи, все равно нужно опираться на положительное в его работе, чтобы стимулировать у учащихся желание добиться больших результатов в будущем.

По времени заключительный этап самый продолжительный (25— 30 минут). Этот этап очень важен в учебном плане, так как при обсуждении и защите идей происходит интенсивный обмен информацией, ее осмысление и активное усвоение.

Как правило, МШ проходит очень продуктивно и дает хорошие результаты. В случае неудачи учителю не следует скоропалительно отказываться от этой формы работы, а нужно еще раз тщательно проанализировать подготовку к занятию и весь его ход, постараться найти причины неудачи, ликвидировать их, и в будущем его ждет успех.

 



infopedia.su

Игра "Мозговой штурм"

игра мозговой штурм

Для решения некоторых проблем не всегда достаточно глубокого анализа. Иногда умную мысль легче выловить в бушующем море идей, нежели из ровной поверхности размеренной задумчивости. В этом случае оправдано применение техники мозгового штурма, цель которой – быстро найти верное решение.

Суть метода мозгового штурма заключается в коллективном всплеске идей, порой даже самых фантастических. Для этого каждый участник должен высказать как можно больше вариантов, а самые удачные из них потом подвергаются более серьезному анализу. Мозговой штурм отчасти похож на игру, и потому, идеи, которые в обычной ситуации приходят со скрипом, благодаря этой технике получаются креативными и действенными.

Основоположником метода мозгового штурма стал Алекс Осборн, выдвинувших теорию, что зачастую неординарные, но свежие идеи остаются похороненными под страхом неодобрения, осмеяния и порицания со стороны коллег или начальства. Именно поэтому понятие мозгового штурма категорически исключает оценку идей на этапе их высказывания, а дальнейшему разбору подвергаются только самые удачные.

Изначально все мысли позиционируются как те, что имеют право на жизнь, при применении техники мозгового штурма главным сначала является количество, а не качество идей. А уже потом происходит обратная трансформация.

Эффективность мозгового штурма

Эффективность метода мозгового штурма была неоднократно доказана различными исследованиями. Кроме того, не смотря на сложившийся стереотип, что эта техника уместна для людей творческих профессий, грамотный мозговой штурм можно применять во всех сферах, когда необходимы эффективные решения трудной задачи. Еще один плюс метода – мозговой штурм позволяет сплотить коллектив, повысить самооценку каждого сотрудника, который будет чувствовать важность своего мнения. В дальнейшем отдельные приемы мозгового штурма можно будет применять как упражнение для решения не столь существенных задач.

Этапы мозгового штурма

  • формулировка проблемы. Очень важно правильно сформировать задачу, требующую быстрого решения, чтобы в дальнейшем все двигались к одной цели. На этом же этапе выбираются участники и модераторы;
  • генерирование идей – это основной этап, во время которого участники высказывают максимальное количество вариантов решения сформулированной проблемы. Необходимо определить время для этого этапа, в основном, хватает академического часа;
  • отбор и последующая оценка высказанных идей. Очень важно, чтобы эта часть не превратилась в подобие предыдущей. Теперь участникам, модераторам и ведущему необходимо собраться, чтобы трезво оценить целесообразность высказанных вариантов.

Виды мозгового штурма

Кроме классического метода мозгового штурма существует еще несколько его разновидностей:

  • индивидуальный мозговой штурм. В отличие от классического мозгового штурма, суть этого метода заключается в том, что каждый участник записывает свои идеи, а в дальнейшем отдает их на рассмотрение. Применяется в тех ситуациях, когда невозможно собрать команду в одно время;
  • мозговые атаки. В этом случае аудитория делится на две группы. Одни участники задают вопросы или генерируют идеи, а метод мозговой штурмвторая группа должна обрабатывать поступившие решения и отвечать на вопросы;
  • обратная мозговая атака. Целью обратной мозговой атаки является выявление недостатков существующей системы. Точно так, как и идеи, критика может быть неограниченной. На основе выявления проблем ставится определенная задача.

Очень важно, чтобы мозговой штурм не перерос в обычное совещание или посиделки с анекдотами. Для этого строго регламентируйте время и выбирайте грамотного ведущего, способного направить ход беседы в нужное русло.

 

womanadvice.ru

«Мозговой штурм», или «мозговая атака» Цель

«Мозговой штурм», или «мозговая атака»

Цель: Ведение группового обсуждения для организации коллективной аналитической или проективной работы.

Процесс: Коллектив разбивается на две группы.

Первая группа – «генераторы идей». Они должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом они не имеют права обсуждать эти варианты, отметая или соглашаясь с ними. В группе выбирается один человек, который, не участвуя в «генерации», только фиксирует все возникшие идеи.

Вторая группа – «аналитики». Они получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объявляются.

Группы аналитиков и генераторов идей формируются по принципу добровольности: проведя первый круг «мозговой атаки», группы меняются своими функциями и проводят второй круг.

Можно не чередовать функции групп. В этом случае они обе вначале работают как «генераторы», затем меняются листочками с предложениями и выступают в позиции аналитиков по отношению друг к другу.

Во время проведения «мозговой атаки» педагог выступает в роли «заказчика». Он кратко излагает суть проблемы (или стоящих перед группой задач) и правила проведения мозговой атаки. Строжайше запрещается всякая критика любых мнений и предложений, предпочитается количество, а не качество идей.

Как проводить «мозговой штурм»:

- Принимайте и уважайте все идеи. (Здесь нет правильных или неправильных, лучших или худших предложений.)

- Подходите к решению проблемы творчески.

- Отталкивайтесь от идей других участников.

- Отложите оценку или осуждение на потом.

- Предлагайте как можно больше идей. (Чем больше, тем лучше.)

Процесс выбора:

- После «мозгового штурма» проясните непонятные идеи.

- Исключите повторения.

- Каждый имеет три голоса и отдает их за наилучшие, по его мнению, три идеи. Оценка может быть произведена следующим образом: первая идея получила три голоса, вторая – два и третья – один. Идея, набравшая наибольшее количество голосов, и есть ваше решение.

Критерии успеха:

- Если ранжирование не дает очевидного результата, а проблема серьезна, необходимо определить критерии, которые помогут найти наиболее удачное решение.

- Напишите список критериев и оставьте те, которые отвечают требованиям всех участников группы.

- Оцените уже имеющиеся идеи по этим критериям.

«Мозговая атака 66»

Все участники делятся на группы по шесть человек и в течение шести минут проводят прямую «мозговую атаку». После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей-ассоциаций. Эти вторичные идеи являются основой для решения содержательных проблем.

«Двойное кольцо Сократа»

Этот вариант наиболее всего подходит коллективам, которые насчитывают 15 и более человек. Участники атаки делятся на две группы: в центре и вокруг. В центре стоят семь стульев, шесть из них занимают участники, а седьмой – всегда свободен. На внешнем круге, на периферии, существует запрет на разговоры – здесь можно только писать. Говорить и обсуждать тему могут только те, кто находится во внутреннем круге. Если у кого-то из внешнего круга возникает желание что-то высказать, он занимает свободный стул, и тогда кто-то из внутреннего круга должен уйти, освободив седьмой стул.

Деловая игра «Проблема»

Перед проведением игры дается объявление (газета, «тумба гласности», простое объявление), в котором излагаются цели игры, время и место ее проведения.

Цель: Организация коллективного анализа и целеполагания.

Процесс:

  1. Презентация. Участники, разбившись на микрогруппы, готовят творческое представление группы, или один из участников представляет всю группу. Конкурсная комиссия выставляет оценки по пятибальной шкале за оригинальность, артистичность.
  2. Разминка. Представители от каждой группы собираются за столом президиума, остальные участники придумывают для любого из них вопросы. Каждый вопрос и ответ фиксируется и оценивается комиссией. Лучшие вопросы и ответы награждаются.
  3. Проблемы. Они могут касаться оценки состояния коллектива на данном этапе, анализа прожитого года, совместной деятельности и ее продуктивности, анализа конфликта в классе, проблем целеполагания и планирования деятельности или конкретного дела и т. д. Например: Проблемы нашего класса? Как мои личные проблемы связаны с проблемами класса? Какой должна быть жизнь в классе?
Каждая микрогруппа набрасывает свой список подпроблем, связанных с основной проблемой, и вносит его в общую копилку. Если коллектив уже работал в активных формах мыследеятельности, то за 20-30 минут работы может быть названо 30-60 проблем.

Все названные проблемы должны быть структурированы по блокам: материально-технические и финансовые, социальные, психологические отношения и дисциплина, учеба, жизнедеятельность и т. д.

  1. Решение. Блоки проблем прописываются на больших листах. В процессе обсуждения каждого блока в микрогруппе определяется значимость проблем по мере их убывания. Далее возможно движение двумя путями.
Первый путь: составляется таблица делегирования – выясняется, от кого зависит решение каждой проблемы.

Второй путь: каждый лист с соответствующим блоком проблем отдается одной из групп для выработки и согласования возможных вариантов решения проблем. Позиция группы защищается на общем заседании.

Для усиления эффекта к моменту проведения общего заседания из числа участников игры ведущий выбирает несколько «совершенно несговорчивых» участников, которые должны задавать на защите проектов наиболее острые вопросы, провоцируя докладчика и его микрогруппу находить аргументы в поддержку своей позиции.

  1. Подведение итогов. Итогами игры должны стать: проблемно-ориентированный анализ, выраженный в схеме или таблице, углубленная рефлексия позиций участников, варианты решения проблемы.
Каталог: dep -> mouokinmouokin -> «Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания»mouokin -> Адаптация ребенка к детскому саду Адаптация это сложный процесс приспособления или привыкания организма к новой обстановке, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическомdep -> Занятие по методике самообразования, проблемное обучение, практическое задание, проблемное задание, анализ конкретных ситуаций, диалог, дискуссия, полемикаdep -> Методические рекомендации для студентов медицинских вузов по курсу общей психологииdep -> Рабочая учебная программа по дисциплине «практикум по нейро и патопсиходиагностике»dep -> Методическая разработка к практическому занятию для студентовmouokin -> Почему дети разные?

Поделитесь с Вашими друзьями:

dogmon.org