Работники бюджетной сферы - кто это такие? Бюджетник это кто


Работники бюджетной сферы - кто это такие? :: BusinessMan.ru

Как ни парадоксально, но в законодательстве до сих пор не существует четкой формулировки, кто относится к категории работников бюджетной сферы. Почему это не прописано в законе, остается загадкой, но в правовых актах, регулирующих трудовые отношения, сам термин присутствует, хоть и не в прямой форме.

Как понять, кто относится к работникам бюджетной сферы?

Самым главным критерием, по которому можно понять, что вы или ваши знакомые - работники данной сферы, является оплата труда, точнее, источник поступления денежных средств для ее погашения. Если перечисление производится из бюджета, то значит вы относитесь к работникам, финансируемым государством, то есть бюджетникам.

Деньги могут выделяться из бюджетов трех уровней:

  • муниципального;
  • регионального;
  • государственного.

Но вне зависимости от того, из какого уровня ведется финансирование, это никак не влияет на правовой статус рабочего. Он в любом случае остается работником бюджетной сферы. Кто это - подробно разберем далее.

Типичные представители бюджетной сферы

Основная масса людей, отнесящихся к данной категории, является обслуживающим и руководящим персоналом в государственных учреждениях. Ниже представлен ориентировочный перечень тех, кто считается работником бюджетной сферы в России.

  • Сотрудники налоговой инспекции, выполняющие важную функцию в государстве пополнения регионального и государственного бюджета.
  • Таможенная служба и казначейство.
  • Работники сферы здравохранения, за исключением частных клиник.
  • Работники сферы образования, также за исключением преподавателей, работающих в частных школах и гимназиях.
  • Социальные службы.
  • Военнослужащие, за исключением срочников.
  • Сотрудники полиции, ученые т. д.

Теперь мы видим, кто это — работники бюджетной сферы, и понимаем значимость для государства поддержки и финансирования граждан этой категории. Отметим, что помимо выделения из бюджета средств на оплату труда, также предоставляются различные льготы, в том числе и на улучшение жилищных условий. Хотя справедливости ради стоит признать, что и здесь сегодня не все гладко.

Численность бюджетников

На сегодня общая численность граждан, занятых в бюджетной сфере, превышает цифру в 14 млн. Из них 3,7 млн работают в государственных учреждениях федерального уровня, остальные - в учреждениях регионального и муниципального уровня.

Как видим, общая численность работников составляет значительную цифру, а значит ложится большой нагрузкой на бюджет.

Также заметим, что все расходы по финансированию лиц, относящихся к работникам бюджетной сферы, всегда закладываются в расходную часть бюджета. Поэтому в случаях, когда происходят задержки выплаты заработной платы или другие перебои с финансированием, вина ложится непосредственно на лиц, отвечающих за это.

Из чего складывается оплата труда

Для всех работников устанавливается тарифная ставка и размер оклада, который они получают. Суммы заработной платы могут сильно разниться, в зависимости от занимаемой должности, стажа, места проживания и т. д. Оклады работников бюджетной сферы во многом зависят от места работы.

Не секрет, что в столице и больших городах учителя, врачи и рабочие других специальностей, отнесенных к категории бюджетников, получают больше, чем их коллеги в регионах. И это одна из проблем, которую до сих пор не в силах решить государство.

Но оплата труда работников бюджетной сферы может зависеть и от других факторов. Так, надбавки положены за совмещение должностей, перевыполнение месячного объема работ, квалификацию. Также может применяться поощрительное стимулирование работников со стороны руководства путем денежных премий.

В некоторых регионах положены более значительные денежные надбавки, так как там заведомо условия жизни тяжелее и требуют больших затрат. В качестве примера можно привести Норильск, относящийся к северным регионам. Там заработные платы выше, но и затраты на оплату услуг ЖКХ также значительно превышают средне-российские.

Регулярно проводится и индексирование заработных плат с учетом инфляции и установленного прожиточного минимума. Но как показывает практика, зачастую оплата во многих категориях работников бюджетной сферы является недостаточной для приемлемого уровня жизни сегодня.

Средняя заработная плата по стране

По статистике, работники бюджетной сферы, кто этого не знает, зарабатывают в среднем меньше всех остальных граждан, занятых в коммерческой и частной сферах деятельности. Да и интерес со стороны потенциальных соискателей к вакансиям в данной сфере тоже ниже. За прошлый год число запросов по данным специальностям составило 3,6 % от общего числа. Это ясно показывает, что в среде трудоспособного населения вакансии в бюджетной сфере не стоят на первых местах при поиске работы.

Уровень средней заработной платы за 2017 год составил 29 тысяч рублей, что также ниже средней зарплаты в целом по стране.

Наглядно разницу в уровне дохода показывает статистика средней зарплаты по городам: в Москве этот показатель наиболее высок (41 тысяча), а самый низкий зафиксирован в Омске (16 тысяч). Как говорится — комментарии излишни, стоит лишь добавить, что обычно в сельской местности и районных центрах уровни зарплат меньше, чем в областных центрах.

Проблемы бюджетной сферы

Теперь зная, кто это - работники бюджетной сферы, и из чего складывается их заработок, нужно упомянуть и о других проблемах, назревших в данной области.

Одним из самых острых вопросов является устаревание оборудования и техники в школах, больницах и других учреждениях. Особенно актуальна данная проблема в малонаселенных пунктах, хотя и в больших городах тоже не все гладко.

Еще одним вопросом является нехватка профессиональных кадров, это также более ощутимо в небольших городах. Причина проста, тут уровень зарплат ниже, чем в городах-мегаполисах, а перспектив практически нет. Все, кто и заканчивает университеты и другие образовательные учреждения, стремятся закрепиться по своей специальности в больших городах. Впрочем, эта проблема характерна и для не бюджетной сферы занятости.

Ну и напоследок скажем, что такой показатель как "средняя заработная плата" весьма условен, ведь он складывается из наименьшей и самой большой оплаты, исходя из чего и выводится среднее значение.

businessman.ru

Кто такие бюджетники?

1
  • Авто и мото
    • Автоспорт
    • Автострахование
    • Автомобили
    • Сервис, Обслуживание, Тюнинг
    • Сервис, уход и ремонт
    • Выбор автомобиля, мотоцикла
    • ГИБДД, Обучение, Права
    • Оформление авто-мото сделок
    • Прочие Авто-темы
  • ДОСУГ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
    • Искусство и развлечения
    • Концерты, Выставки, Спектакли
    • Кино, Театр
    • Живопись, Графика
    • Прочие искусства
    • Новости и общество
    • Светская жизнь и Шоубизнес
    • Политика
    • Общество
    • Общество, Политика, СМИ
    • Комнатные растения
    • Досуг, Развлечения
    • Игры без компьютера
    • Магия
    • Мистика, Эзотерика
    • Гадания
    • Сны
    • Гороскопы
    • Прочие предсказания
    • Прочие развлечения
    • Обработка видеозаписей
    • Обработка и печать фото
    • Прочее фото-видео
    • Фотография, Видеосъемка
    • Хобби
    • Юмор
  • Другое
    • Военная служба
    • Золотой фонд
    • Клубы, Дискотеки
    • Недвижимость, Ипотека
    • Прочее непознанное
    • Религия, Вера
    • Советы, Идеи
    • Идеи для подарков
    • товары и услуги
    • Прочие промтовары
    • Прочие услуги
    • Без рубрики
    • Бизнес
    • Финансы
  • здоровье и медицина
    • Здоровье
    • Беременность, Роды
    • Болезни, Лекарства
    • Врачи, Клиники, Страхование
    • Детское здоровье
    • Здоровый образ жизни
    • Красота и Здоровье
  • Eда и кулинария
    • Первые блюда
    • Вторые блюда
    • Готовим в …
    • Готовим детям
    • Десерты, Сладости, Выпечка
    • Закуски и Салаты
    • Консервирование
    • На скорую руку
    • Напитки
    • Покупка и выбор продуктов
    • Прочее кулинарное
    • Торжество, Праздник

woprosi.ru

Зарплата бюджетников и госслужащих в России в 2018 году

Работники бюджетной сферы пользуются уважением во всем мире. Как правило, государство гарантирует таким специалистам неплохие зарплаты и довольно высокий жизненный уровень. В РФ дело обстоит несколько иначе: из-за регулярных потрясений в экономике они относятся к самым незащищенным слоям работающего населения. Многих интересует, какой будет зарплата бюджетников в России в текущем году и есть ли, вообще, у них перспективы?

Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Кто такие бюджетники и госслужащие

В 2012 году президент России подписал указ, в котором предусматривалось значительное повышение зарплат таких специалистов к 2018 году. Предполагалось, что в период с 2016 по 2018 год на реализацию этой программы будет потрачено около 4,6 триллиона рублей. Из них четвертую часть заложили в расходы федерального бюджета, а остальные планируется покрыть из бюджетов регионов.

С тех пор прошло немало лет, однако особых подвижек пока не видно. Кризис в экономике затронул, в том числе и сотрудников бюджетной сферы.

Смотрите в видео: кому из бюджетников подняли зарплату в России.

Впрочем, главные финансисты страны говорят, что индексация будет, но плавная. Обсуждения коснулись и государственных служащих: в конце прошлого года было объявлено, что наряду с членами правительства их оклады пока не повысят.

Надо сказать, что разницу между государственным служащим и обычным бюджетником понимают не все. К работникам, состоящим на госслужбе, относятся следующие категории:

  • Таможенники.
  • Сотрудники налоговых органов.
  • Работники погранслужбы ФСБ России.
  • Специалисты Роспотребнадзора.
  • Сотрудники миграционных органов.

Уровень зарплат этих специалистов не разглашается. Узнать о них можно только неофициальным путем, например, через знакомых. В отличии, например, от работников библиотек и музеев такие служащие не сидят на одних окладах. Работникам этих структур выплачивают различные премии и бонусы, то есть разработана целая система поощрений.

Согласно данным статистики, число госслужащих в 2018 году составляет 675,5 тысячи человек. Кроме того, на местах работает еще 309 тысяч государственных служащих. Однако по сравнению с 2014-2015 годом их количество заметно сократилось.

Средняя зарплата госслужащих по стране составляет 39,1 тысячу рублей. Однако разброс по стране довольно большой: к примеру, если зарплата чиновников в столице равна 60,7 тысячам рублей, то в Дагестане, Ингушетии или Карачаево-Черкесской Республике уровень зарплат за аналогичную работу составляет 25 тысяч рублей.

Однако в стране есть люди, которые важны для нее ничуть не меньше: врачи, учителя, работники культуры. Оплата труда этих специалистов также производится из федерального или местного бюджета. Зарплата врачей и учителей невелика, поэтому представители этих профессий с особым волнением ждут новостей об индексации зарплат, ведь для них это единственный источник средств к существованию.

Видео: индексация зарплат бюджетников в 2017 году.

Точные даты российские власти назвать затрудняются. Экономический кризис никак не хочет уходить из России, поэтому все зависит и от цен на нефть, и от развития экономики в целом. Кроме того, необходимо хотя бы минимальное падение темпов инфляции. В коридорах власти даже ходило мнение, что сейчас не время повышать заплату тем, кто получает ее из казны государства: средств не хватает, а очередной государственный кредит станет для России тяжелой ношей.

Вернуться к оглавлению

Кому и на сколько повысят зарплаты в этом году

Однако по сообщению главы правительства, повышение окладов бюджетникам в текущем году — дело решенное. Оно коснется медиков, учителей школ, а также профессорско-преподавательского состава. Не забыли и про студентов, которых ожидает повышение стипендий.

Точных цифр не называют, но по информации, предоставленной министром финансов, в среднем уровень зарплат повысится как минимум на 16 %.

Поскольку оплата труда в разных областях может отличаться в два и более раза, повышение зарплат в этом году в России тоже будет проходить неравномерно. Кроме того, величина надбавки зависит от стажа, категории и ряда других факторов. Например, будет учитываться, какие обязанности выполняет сотрудник, есть ли на нем дополнительная нагрузка.

Значение имеет даже рейтинг заведения. Например, учителя, которые работают в школе, признанной лучшей в районе, получат больше работников не имеющего такого статуса учреждения. Так что некоторых специалистов ждет повышение зарплаты примерно в полтора раза.

Глава Минобразования пояснил, что заработок специалистов подведомственной ему сферы будет складываться из двух частей. Около 70 % из них составит оклад, а оставшиеся 30 % — различные стимулирующие выплаты.

Интересно, что среди сотрудников медицинских учреждений недавно провели опрос. Многие из них заявили, что об индексации зарплат слышат первый раз.

Видео: ожидается ли увеличение зарплаты учителям и врачам.

Вернуться к оглавлению

Что ждет пенсионеров

Вопреки множеству слухов и даже официальных сообщений, что индексация пенсий по старости будет заморожена, пойти на такой шаг правительство не решилось. Все понимают, что пенсионеры в России являются самой незащищенной категорией населения. В отличие от многих западных стран, а также государств Ближнего Востока российские пенсионеры практически полностью оплачивают и лекарства, и коммунальные платежи, и все остальное. Так что индексироваться пенсии будут. Другое дело, что от темпов инфляции они все равно отстают.

Не очень приятной является и информация о том, что работающим пенсионерам индексацию все-таки заморозят. Если пенсионер уволится с работы, она будет возобновлена.

Вернуться к оглавлению

Зарплаты работников бюджетной сферы по регионам

Согласно данным статистики, зарплата бюджетников в 2018 году в значительной степени зависит от региона проживания. Впрочем, это относится и к другим россиянам, которые тоже большими окладами не избалованы.

Средняя зарплата всех бюджетников в России составляет 29 тысяч рублей. Самый высокий уровень зарплат в Москве. Меньше всего получают работники бюджетной сферы, проживающие в Омске. Вот статистические данные по городам, из которых можно видеть, сколько получают работники науки и образования:

  1. Москва — 39 600 рублей.
  2. Санкт-Петербург — 31 600.
  3. Нижний Новгород — 17 600.
  4. Красноярск — 17 700.
  5. Омск — 15 400.
  6. Казань — 21 000.
  7. Екатеринбург — 20 700.
  8. Волгоград — 15 700.
  9. Воронеж — 18 500.
  10. Пермь — 21 300.
  11. Ростов-на-Дону — 20 500.
  12. Самара — 21 700.
  13. Уфа — 19 100.
  14. Челябинск — 19 500.

Обратите внимание на видео: средняя зарплата в России.

Несколько иная ситуация сложилась в сфере ЖКХ. Там на пальму первенства среди регионов претендуют Волгоград, Уфа и Нижний Новгород. Москва и Санкт-Петербург, которые везде вне конкуренции, конечно, не в счет.

В зависимости от конкретной специальности ситуация выглядит следующим образом:

  • Работники науки зарабатывают в среднем 35 000–37 000 рублей.
  • Социальные работники — 24 000.
  • Работники культурных учреждений — 19 000.
  • Врачи (специалисты, имеющие высшее медицинское образование) — 39 500.
  • Средний медицинский персонал (медсестры, медбратья) — 23 000.
  • Младший медицинский персонал — 13 000.
  • Преподаватели вузов — 36 000.
  • Учителя школ — 30 000.
  • Педагоги, работающие в детских садах — 22 000.

Зарплаты в Москве и Санкт-Петербурге у бюджетников наиболее высокие, чем у тех, кто проживает в отдаленных северных районах. Центральные и западные регионы страны живут гораздо скромнее.

Как показывает статистика, во многих регионах доходы тех, кто работает на государство, часто не дотягивают до уровня средней зарплаты по стране. Рост инфляции не может покрыть даже постепенное повышение зарплат бюджетников.

Советуем посмотреть: ожидаемая зарплата в России в 2018-2020 годах.

Вернуться к оглавлению

Бывают ли задержки зарплат

Несмотря на меры, которые правительство принимает в связи с задержками зарплаты, эта проблема коснулась и бюджетников. Она существует во многих регионах страны: в Сибири, Поволжье, ряде южных регионов. Если ранее зарплаты чаще всего задерживали правоохранителям, то в течение 2017 года это коснулось работников образовательных учреждений.

Вернуться к оглавлению

Реализация программы поддержки бюджетников

Чтобы в условиях экономического кризиса поддержать работников бюджетной сферы, правительство разработало ряд мер, которые помогут это сделать. Вот основные мероприятия, которые будут проводиться в рамках этой программы:

  1. Усиленный контроль за расходованием бюджетных денег.
  2. Работа по повышению эффективности и производительности труда.
  3. Антикоррупционные меры, а также ужесточение контроля за доходами сотрудников, занимающих высокие должности.
  4. Реорганизация учреждений, которые неэффективно расходуют бюджетные средства.

Кроме того, бюджетным организациям будет предоставлена возможность экономить деньги, которые можно будет направить на повышение зарплат сотрудников. По подсчетам финансистов, за счет изменения схемы налогообложения будет достигнута экономия около 230 млрд рублей в год.

Так что унывать работникам бюджетной сферы не стоит. По мнению специалистов, к 2018 году обещанное повышение зарплат все-таки состоится.

Есть и еще одна приятная новость: закрытие государственных предприятий и сокращение людей в ближайшее время не планируется.

Видео: минимальна зарплата в России в 2018 году.

visasam.ru

Бюджетные организации. Государственные учреждения: примеры

Работа органов власти в аспекте развития общественных институтов и решения управленческих задач в значительной степени осуществляется посредством функционирующих на различных уровнях бюджетных учреждений. Это школы, детские сады и иного рода образовательные структуры, лечебные заведения, различного рода профориентационные центры и многие другие социально значимые организации. Каковы признаки бюджетных учреждений? По каким принципам в них реализуется бухучет и исчисляются налоги? Каковы нюансы использования терминов, отражающих возможные варианты учреждения бюджетных организаций?

Что такое государственное учреждение?

Для начала определимся с распространенными трактовками понятий, о которых идет речь. Государственные учреждения - это субъекты хозяйственной, исполнительно-распорядительной и иного характера деятельности, создаваемые властными органами РФ на федеральном, региональном уровнях. Исходя из формулировки одного из релевантных законов (а именно, ФЗ № 7 от 12 января 1996 года), к государственным очень близки учреждения муниципальные. То есть те, что создаются на уровне отдельных населенных пунктов, районов или округов.

Бюджетные организации

В ряде случаев с термином "государственные учреждения" отождествляется понятие "бюджетные организации". Однако последние в связи с относительно недавними реформами в системе госуправления в ряде случаев принимают более узкую трактовку. В статье мы изучим обстоятельства, которые это определяют.

Классификация учреждений

Основные типы госучреждений - казенные, автономные, а также бюджетные. Есть три главных критерия, по которым три указанных типа организаций различаются между собой. Во-первых, это обязательства. Во-вторых, это функции. В-третьих, это специфика финансового обеспечения и управления денежными средствами. Рассмотрим особенности каждого из критериев.

Государственные учреждения, относимые к казенным, ответственны по своим обязательствам, исходя из располагаемых денежных средств. Если их недостаточно, то соответствующие обязаннности возлагаются на собственника организации. Бюджетное учреждение - прежде всего именно в таком контексте можно сужать трактовку термина - отвечает по имеющимся обязательствам имуществом, которым пользуется посредством оперативного управления (включая то, что приобретено за счет выручки от предпринимательской деятельности), а также недвижимостью. Автономные государственные организации в аспекте своих обязательств ответственны любым имуществом, кроме недвижимости (а также того, что относится к типу "особо ценных").

Государственные учреждения

Также, как мы отметили выше, бюджетное учреждение, автономное и казенное отличаются функциями. Рассмотрим соответствующую специфику разграничения для каждого типа организаций. Казенные учреждения призваны выполнять, главным образом, государственные и муниципальные функции, равно как оказывать услуги как в отношении физических, так и юридических лиц. В свою очередь, деятельность бюджетной организации, а также автономной, должна быть сконцентрирована только на обслуживании. Государственные и муниципальные функции данного типа учреждения выполнять не должны.

Третий критерий отражает финансовый аспект работы госорганизаций. Прежде всего, он может выражаться в источниках основного финансирования. В случае с автономными и бюджетными организациями это субсидии, а для казенных учреждений предусмотрена соответствующая бюджетная смета.

Бюджетные организации Москвы

Доходы, которые поступают в госструктуры на счет самостоятельной деятельности (этот аспект мы также изучим - чуть позже), также подлежат распределению в рамках несхожих правил. В случае с автономным или бюджетным учреждением - они идут в самостоятельное пользование организацией, что касается казенных госструктур - перечисляются в бюджет. Отметим также, что бюджетные и казенные учреждения могут иметь расчетные счета только в Федеральном Казначействе, а автономные - также и в коммерческих банках.

Нюансы классификации

Вместе с тем, как отмечают юристы, в российских законах нет правовых норм, которые бы устанавливали критерии, по которым следует разграничивать понятия государственных "функций" и "услуг." Однако в некоторых правовых актах все же можно обнаружить соответствующие ориентиры. В частности, на базе формулировок Указа Президента РФ № 314 от 09 марта 2004 года, в котором затрагивается проблематика системы исполнительных органов власти, можно предположить, что ключевое различие заключается в том, наличествует или отсутствует в деятельности организации реализация политических или административных полномочий. Таких как, например, контроль, выдача лицензий, надзор и т. д.

Таким образом, термин "бюджетные организации" мы можем трактовать двумя способами. Во-первых, под таковыми структурами могут пониматься любые государственные организации. Во-вторых, термин "бюджетные организации" может отражать только один из трех типов госструктур. Тех, что, как правило, не включают в свою деятельность реализации властных полномочий и отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, что есть у них в оперативном управлении.

Также отметим, что в ряде случаев термин "бюджетная организация" отождествляется с понятием "муниципальное учреждение". Строго говоря, особой ошибки здесь нет. Просто потому, что деятельность данного рода организаций возможна в силу финансирования за счет муниципального бюджета, который является неотъемлемой частью национальной системы управления финансами. То есть входит в общий бюджет РФ. Вместе с тем термин "муниципальное учреждение" и "государственная организация" отождествлять не вполне уместно. Почему? Дело в том, что в соответствии с российским законодательством, государственная и муниципальная власть независимы.

Таким образом, термин "бюджетная организация" допустимо употреблять как синоним таких понятий, как "государственное" или "муниципальное учреждение". Или же как самостоятельную категорию - в контексте классификации госучреждений. Термины "государственная организация" и "муниципальное учреждение" следует отождествлять осторожно. Только если соответствующий контекст не предполагает вероятности двойственного понимания. Разумеется, во всех официальных документах следует применять термины, исходя из фактического типа организации, определяемого тем, кто учредитель. Это всегда прописано на бумаге, в соответствующих правоустанавливающих документах.

Госучреждение или госпредприятие?

Выше мы сказали, что термин "государственные учреждения" синонимичен понятию "бюджетные организации". Примеры структур, вместе с тем, в которых принимает участие государство, могут быть самыми разными - есть, в частности, госпредприятия, госбанки. Являются ли они бюджетными организациями? Нет. не являются. Потому как типично бюджетные учреждения должны характеризоваться совокупностью следующих трех признаков:

  • основной профиль деятельности организаций не связан с коммерческими активностями;
  • учредителем структуры является Российская Федерация, ее субъект или же муниципальное образование;
  • главный источник финансирования работы учреждения - бюджет соответствующего уровня.

Таким образом, есть термины "госпредприятие", "государственная организация" и "учреждение". В некоторых случаях их, конечно, можно считать синонимами, но, исходя из контекста, может быть уместным определение только одного из них.

Например, если речь идет о таких структурах как Сбербанк или "Росатом", то их вполне допустимо называть "организациями", но никак не "учреждениями", поскольку их деятельность, по меньшей мере, не вполне соответствует первому и третьему признакам. Более того, для "Росатома" больше подходит термин "госпредприятие", так как данная структура занята в "реальном секторе".

Бюджетные организации примеры

Активности Сбербанка - главным образом коммерческие - выдача кредитов, обслуживание счетов, равно как и "Росатома", получающего выручку от реализации профильных проектов, связанных, в основном, с энергетикой. Соответственно, необходимость в бюджетной поддержке для каждой из этих организаций минимальна. В свою очередь, такого рода структуру как, например, Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Башкортостан в большей степени уместно назвать "государственным учреждением".

Какого рода соотношение терминов наиболее справедливо? Можно допустить, что "Государственное учреждение" - это всегда "организация", но крайне редко "предприятие". К слову, если в наименовании структуры применяется слово "бюджетный", то это, можно сказать, автоматически классифицирует ее как "организацию", не являющуюся предприятием, или, к примеру, госкорпорацией.

Какие еще признаки можно обозначить как характерные для госучреждений? Можно, в частности, обратить внимание на 8-й пункт статьи 161 Бюджетного Кодекса РФ - там сказано, что бюджетная организация не может кредитоваться в банках и иных финансовых структурах. В свою очередь, госпредприятие или госбанк, как правило, могут. Вместе с тем бюджетные организации вполне могут быть самостоятельным ответчиком в суде. Исполнение соответствующих обязательств может обеспечиваться лимитами бюджетных средств, а также предусматривает субсидиарную ответственность учредителя. Один из наиболее явных классифицирующих критериев - географическая привязка структуры. Например, бюджетные организации Москвы и большинства других населенных пунктов, как правило, именуются как принадлежащие к соответствующему району или территориальному органу власти. В свою очередь, в наименовании госпредприятий может обозначаться принадлежность к какой-либо правовой форме - например, к акционерному обществу.

Кто учредители?

Кем учреждается государственная бюджетная организация? Все зависит от уровня функционирования соответствующих органов власти. Что касается федеральных структур, то их учреждает, собственно, само государство, то есть РФ. Если речь идет о региональном уровне, то здесь учредителем выступает субъект - область, край, республика. В случае с муниципальными структурами - населенный пункт. Есть особенность, которой характеризуются бюджетные организации Москвы и других городов федерального подчинения. В них муниципальной единицей, как правило, выступает не сам населенный пункт в целом, а отдельные его административные части - в Москве это, например, районы. Следует отметить - у бюджетной организации может быть только один учредитель, функционирующий на конкретном уровне.

Виды деятельности бюджетных организаций

Какие виды деятельности обычно выполняют муниципальные и государственные учреждения (в данном контексте - всех трех типов)? Это определяется, прежде всего, основной целью их создания. Которой, исходя из формулировок российского законодательства, является необходимость реализации властных полномочий различных органов. Таким образом, деятельность бюджетной организации должна соответствовать тем целям, которые стоят перед учредившей их структурой. Конкретные ее виды должны быть указаны в Уставе учреждения. Если при ведомственной или надзорной проверке выяснится, что деятельность каких-то учреждений не соответствует целям учредителя (а также его полномочиям или профилю), то может быть принято решение о ликвидации данных структур или передаче в ведение другого органа (или на иной уровень власти). Все эти правила актуальны также и для муниципальных структур. В принципе, законодательство, регулирующее деятельность всех бюджетных, в широком смысле, организаций, в целом, довольно единообразно. В некоторых правовых источниках одни и те же нормы могут быть одновременно направлены на деятельность структур, функционирующих как на федеральном, так и на региональном или же местном уровне.

Отметим также, что государственная или муниципальная бюджетная организация может вести деятельность, дополняющую основную, но несхожую с ней в силу типовых признаков. Как правило, речь здесь идет о предпринимательских активностях. О ведении "бизнеса", о коммерческом заработке. Которые, в силу своих признаков, действительно далеки от реализации властных полномочий и оказания услуг гражданам. Вместе с тем сторонняя деятельность, о которой идет речь, должна соответствовать тем целям, для достижения которых было создано учреждение. И потому виды "бизнеса" бюджетных организаций также должны быть указаны в соответствующих учредительных документах.

Бюджетное учреждение

Какого рода предпринимательской деятельностью могут заниматься бюджетные организации? Примеры могут быть разными. Если это, например, школа, то предпринимательские активности могут выражаться в организации платных курсов, распечатке документов на принтере или их ксерокопирование, продажа канцелярских товаров.

Финансовый аспект

Финансирование бюджетных (организации, принадлежащие государству, но коммерческого типа предполагают самоокупаемость) структур, как правило, осуществляется за счет средств казны - федеральной, региональной, муниципальной. Также, денежные поступления могут появляться за счет "бизнеса" - дополнительных видов деятельности, а также за счет спонсорской помощи. Но, как правило, основной канал финансирования - это бюджет соответствующего уровня - муниципальный, региональный или федеральный. Управление располагаемыми денежными средствами соотносительно с основными функциональными активностями учреждения отражается в особом документе - плане финансово-хозяйственной деятельности. Отметим, что он нужен только для двух типов организаций - "автономных" и "бюджетных". Для "казенных" требуется составление другого документа - сметы доходов и расходов. Учредитель организации, в соответствии с положениями релевантных законов, должен установить порядок составления и предоставления подобного рода источников.

Налогообложение

Выше мы сказали, что, несмотря на то что государственные (или же муниципальные) учреждения и организации - бюджетные, своего рода "бизнес" они все же могут вести. Получаемый при этом доход, так же как и в случае с деятельностью коммерческих фирм, облагается налогом. Посредством каких норм происходят его исчисление?

Как только клиентом "коммерческого профиля", обратившимся в учреждение, или получателем услуги осуществляется оплата - в бюджетной организации фиксируется факт поступления денежных средств на расчетном счету или в Федеральном казначействе.

Деятельность бюджетной организации

Текущее налоговое законодательство РФ предполагает, что учреждение должно заплатить с выручки сразу несколько (если это применимо, исходя из специфики конкретных направлений деятельности) существующих на сегодня сборов. Речь идет, прежде всего, о налоге на прибыль. Касательно него - объектом обложения является весь объем поступившей на расчетные счета организации выручки, уменьшенный, при этом, на произведенные расходы. Источники доходов могут быть разные - выше мы привели несколько примеров. Вместе с тем прибылью не считаются поступления в рамках бюджетного финансирования, а также иного рода поступления целевого характера - прежде всего, спонсорская помощь. Ставка налога на прибыль для бюджетных организаций - 20%. Уплате в соответствующую финансово-хозяйственную систему субъекта РФ подлежит 18%. В федеральный бюджет отчисляется 2%. Отчетные периоды - первый квартал, полгода, а также девять месяцев.

Бухгалтерский учет

Следующий аспект деятельности государственных учреждений - бухучет. Зарплата в бюджетной организации, доходы от "бизнесов", а также спонсорская помощь - все это учитывается посредством бухгалтерских механизмов. Правила и нормы, касающиеся этих процессов, регулируются федеральным законодательством. Ключевые источники права здесь - НК РФ, а также ФЗ "О бухгалтерском учете". Какие нюансы, касающиеся данного направления деятельности учреждений, можно отметить?

Оплата в бюджетной организации

Выше мы сказали, что имущество бюджетных организаций находится в оперативном управлении. Интересно то, что, согласно нормам закона, оно в процедурах бухучета классифицируется так, как если бы находилось в собственности (как в случае с коммерческими структурами). Таким образом, в практике работы государственных учреждений, как полагают некоторые эксперты, можно пронаблюдать случай реализации вещных прав вне института собственности.

Госучреждения автномного типа, а также бюджетные должны использовать в своей деятельности планы счетов бухучета, определенные соответствующими Приказами Минфина. Для каждого типа учреждений они разные. Казенные организации должны задействовать план счетов бюджетного учета, также нормированный соответствующим Приказом Минфина. Работа в бюджетной организации бухгалтера, очевидно, предполагает весьма высокий уровень ответственности.

Доходы и расходы

Какого рода доходы и расходы могут фигурировать в отчетных и бухгалтерских документах госучреждений? Какова специфика их фиксации в соответствующих источниках? Касательно бюджетных учреждений, расходы могут быть классифицированы только по следующим основаниям:

  • оплата труда в рамках трудовых договоров;
  • перечисление взносов в ПФР, ФСС, ФОМС за сотрудников;
  • предусмотренные законодательством трансферты;
  • выдача командировочных и иных вплат в адрес сотрудников;
  • оплату товаров и услуг в соответствии с контрактами муниципального или государственного типа, а также сметами.

Иные варианты расходования средств бюджетными организациями не разрешены законом.

fb.ru

Это горькое слово — бюджетник - Внутренняя политика Украины – аналитика, статьи, эксклюзивы

 

 

В Украине их более трех миллионов — каждый третий работник. Это сотрудники образовательных, медицинских, социальных, научных, культурных и других организаций. Их всех называют одним словом — бюджетники. Все мы вспоминаем о них, в той или иной мере пользуясь результатами их труда, их услугами и продуктами, постоянно критикуя уровень этих услуг и качество этих продуктов.

В предвыборный период к ним обращаются партии и отдельные кандидаты, обещая им золотые горы. О них часто вспоминает и государство, ведь оно — их работодатель. Изредка, особенно перед выборами, оно повышает им зарплату, а в кризисные периоды готовит им нововведения, придумывая, как бы на них сэкономить.

Многие из них немолоды, разочарованы и бедны. При этом они достаточно квалифицированы и образованны: большинство видов их деятельности требует высокого уровня профессиональной подготовки и наличия специального образования.

Это кто вообще — бюджетник?

В украинском законодательстве отсутствует определение понятия "бюджетник". На практике и в обиходе так называют наемных работников любого бюджетного учреждения, получающих заработную плату из госбюджета. Название "бюджетники" условно, в большинстве стран используется термин "работники общественного (государственного) сектора" (public sector workers).

Это собирательное понятие, относящееся к очень разным по функциям, статусу, уровню доходов работникам. Три из каждых четырех бюджетников — работники образования и здравоохранения. Отдельно следует выделить государственных служащих, в разговоре именуемых чиновниками, а также сотрудников правоохранительных и силовых структур. Но о них — разговор отдельный, поскольку они весьма отличаются от остальных бюджетников.

Бюджетники оказывают гражданам общества социально значимые услуги и создают важные продукты, без которых немыслима наша жизнь, обучая нас, поддерживая наше здоровье, защищая наши права и свободы, "неся культуру в массы". Поэтому уровень развития любого общества прямо зависит от их труда.

Мы говорим бюджетник, подразумеваем — неудачник

Работа в бюджетном секторе Украины сегодня непривлекательна и ассоциируется, прежде всего, с нищенской заработной платой. Не так давно профессии учителя, ученого, других бюджетников считались престижными, эти работники получали сравнительно неплохую зарплату и имели социальные льготы. Сегодня, по данным опроса (ноябрь 2015 г.) кадрового портала HeadHunter , профессии учителя и госслужащего считаются непрестижными, а врачи хоть и остаются в списке социально значимых профессий, но быстро теряют "в цене".

Заработная плата в бюджетном секторе намного ниже, чем в частном и экономике в целом. На протяжении многих лет этот разрыв колеблется в пределах 15–25%. Анализ показывает, что разрыв существует для большинства профессий, хотя его величина варьируется. При этом разница в оплате труда увеличивается по мере квалификационного (и, соответственно, статусного) роста работников.

бюдж_1

Следует учесть, что официальный уровень зарплат в частном секторе на самом деле занижен, так как именно там сосредоточена теневая экономика с "черными" и "серыми" зарплатами, скрытыми от налогообложения. В бюджетном секторе широко применять зарплаты в "конвертах" невозможно. Поэтому истинный разрыв зарплат в бюджетном и частном секторах еще больше.

Однако бюджетник бюджетнику — рознь как по уровню дохода, так и по престижности профессии. И, судя по уровню оплаты труда, вниманию и открывающимся перспективам, для украинского общества сегодня важнее работа органов госуправления и правоохранительной системы, чем уровень образования, здравоохранения, культуры его граждан.

За девять месяцев 2015 г. на уровне средней по стране (4012 грн) находятся зарплаты занятых в госуправлении и обороне (4051 грн), немного выше — в сфере научных исследований и разработок (4675 грн). В аутсайдерах — работники здравоохранения и социальной помощи, где зафиксирована самая низкая в Украине среднемесячная зарплата — 2619 грн. Не намного выше заработки работников образования и культуры — 2936 и 2824 грн соответственно.

Именно работники этих отраслей составляют костяк работающих бедных в Украине. Это становится ясно, если сравнить по видам деятельности долю работников, зарплата которых меньше официального прожиточного минимума (черта абсолютной бедности) для трудоспособных лиц (за сентябрь 2015 г — 1378 грн). Удельный вес работников культуры, получающих зарплату ниже прожиточного минимума (7,4%), почти вдвое выше, чем по экономике в целом (3,9%), а у медиков — почти в три раза выше (5,9%), чем в промышленности (2,1%).

бюдж_3

Еще более показательно сравнение данных о распределении зарплат на уровне фактического прожиточного минимума для трудоспособных лиц (в ценах сентября 2015 г. — 2913 грн). Статистические данные позволяют сгруппировать зарплаты в диапазоне до 3000 грн, что практически отвечает фактическому прожиточному минимуму. Оказывается, что более половины сотрудников здравоохранения и социальной помощи, культуры, образования зарабатывают меньше той суммы, на которую сегодня можно выжить.

Занижение зарплат чревато различными негативными последствиями, прежде всего, негативным отбором в соответствующие профессии. Поэтому в большинство отраслей бюджетного сектора минимален приток (при одновременном оттоке) квалифицированных работников и молодых, перспективных специалистов. Как следствие, там наблюдается нехватка кадров и их старение, снижается качество работы, отсутствует накопление человеческого капитала.

Поэтому и живут наши бюджетники намного хуже своих зарубежных коллег. Речь не только об уровне зарплат. Там приоритеты прямо противоположные. Во всех зарубежных рейтингах рабочих мест наиболее высокооплачиваемые из них занимают врачи разных специальностей. А в целом наблюдается многолетняя тенденция превышения средней зарплаты в общественном секторе над средней зарплатой в частном, и эта разница бывает довольно существенной. В некоторых странах с переходной экономикой все еще наблюдается значимый разрыв в пользу частного сектора, однако четко прослеживается тенденция к его преодолению и выигрышу "общественников". Так, в Восточной Германии разрыв был ликвидирован уже за два-три года после объединения, в Польше он также недавно преодолен, а в Болгарии сведен к минимуму.

При этом работники общественного сектора, получая более высокие зарплаты, имеют, как правило, и лучшие условия труда, и доступ к более широкому пакету социальных благ. В значительной мере такие преимущества связаны с различиями в структуре занятости в обоих секторах. Занятость в общественном секторе предполагает более высокий уровень образования, более длительный стаж работы. Следует учитывать также влияние профсоюзов, которые в общественном секторе исторически сильны, а также в целом значительную роль общественного сектора в западных странах.

А еще зарубежные теоретики предлагают следующее объяснение такой ситуации: государство должно выступать "справедливым" работодателем, предлагая более высокую зарплату, особенно для низкооплачиваемых работников.

К нам, к сожалению, это не относится: украинское государство — скупой работодатель. У нас слово "бюджетники" — синоним слова "неудачники". Но все же они остаются…

Почему они остаются?

Несмотря на весь негатив, связанный с работой в бюджетном секторе, численность занятых в нем сокращается в гораздо меньшей степени, чем численность штатных работников в частном секторе. В результате удельный вес работников бюджетного сектора (за исключением нескольких лет) постоянно растет.

бюдж_5

При более детальном анализе внутри бюджетного сектора прослеживаются неодинаковые, даже противоположные тенденции в динамике численности работников: ускоренными темпами, особенно в последние два года, сокращается количество работников науки, здравоохранения и социальной помощи. Это эмиграция в основном квалифицированных кадров, или "утечка мозгов", наносящая огромные убытки экономике. К тому же опыт свидетельствует о тщетности попыток возвратить таких специалистов, успешно адаптировавшихся за границей.

В рыночной экономике работники как рациональные экономические агенты меняют место работы, если их что-то не устраивает. У наших бюджетников для этого есть масса причин, но большинство из них этого не делают, что означает одно из двух: либо существуют факторы, мотивирующие их к труду на данном рабочем месте, либо действуют факторы, препятствующие смене работы. Именно совокупность следующих факторов объясняет меньшую, чем в других секторах экономики, мобильность бюджетников:

— сложность по ряду причин найти другую работу на рынке труда. Бюджетники в большинстве своем — люди в возрасте, получившие образование в советский период. Кроме того, многие из них — профессионалы достаточно узкого диапазона, привыкшие к специфике своей деятельности и к своим коллегам;

— доступ к определенным неденежным "бонусам", в некоторой степени компенсирующим низкие зарплаты: соблюдение трудового законодательства, в том числе в отношении прав работника, низкий риск травматизма, профессиональных заболеваний и т.п.;

— мотив надежности рабочего места, который в последние годы опережает (и не только в бюджетном секторе) другие факторы мотивации: стабильность занятости, особенно в годы кризисов, характерна для бюджетного сектора в гораздо большей степени, чем для частного;

— возможность для работников целого ряда профессий бюджетного сектора получать дополнительные доходы в виде взяток, то есть коррупция, благодаря которой бюджетники могут реально (и существенно) увеличить свои доходы. По данным социологической компании TNS, больше всего взяток украинцы несут врачам. Недавно обнародованные результаты исследований заработков киевских медиков, работающих в государственных медучреждениях, свидетельствуют, что их скромные зарплаты составляют всего процентов 20 от их реальных заработков. Остальные 80% — это деньги, поступающие непосредственно от больных или их родственников, а также как расчет за платные услуги. К сожалению, это касается не только медиков, но все же относится не ко всем бюджетникам. Для большинства из них официальная зарплата — единственный источник существования;

— не последнюю роль в мотивации бюджетников играют нематериальные факторы: как показывают социологические исследования, для педагогов, деятелей культуры, научных работников и бюджетников многих других профессий характерными мотиваторами по-прежнему являются интерес к работе, возможность самореализации, признание и другие неденежные причины.

Однако в последние годы в мотивации бюджетников все большее значение приобретают именно материальные ценности. Когда доходов не хватает даже на элементарные вещи, главным стимулом труда становится заработок (вспомним, например, о недавнем оттоке сотрудников вузов и научных учреждений, получавших научные пенсии и после принятия известного постановления выбравших более-менее приличные пенсии в ущерб учебному процессу и научным исследованиям). По классической теории Ф.Герцберга, зарплата — всего лишь "гигиенический" фактор мотивации, но если это условие труда не обеспечено, то другие факторы… подождут своей очереди. И несомненно, что основные проблемы бюджетников — отрицательный кадровый отбор, низкая эффективность деятельности, неудовлетворительное качество оказываемых ими услуг и многие другие — связаны, прежде всего, с системой оплаты их труда.

Зарплата бюджетника

Безусловно, одними из главных задач являются повышение уровня оплаты труда работников бюджетного сектора и преодоление существующей межсекторной дифференциации зарплат. И отсутствие реальных шагов в этом направлении в бюджетных проектах нашего правительства является ошибкой. Правда, в условиях действующих сегодня ограничений увеличивать быстрыми темпами расходы на отрасли бюджетного сектора не представляется возможным — для этого необходимы сотни миллиардов гривен, поэтому делать это придется постепенно и поэтапно. В подтверждение вспомним недавний опыт Аргентины, где посчитали, что большой и хорошо оплачиваемый бюджетный сектор будет стимулировать внутренний спрос, и для повышения зарплат бюджетникам начали печатать деньги, а также прибегать к займам на внешнем и внутреннем рынках. В результате инфляция, рост долгов и финансовый коллапс в 2002 г.

Но не только в уровне зарплат дело. За рубежом считают, что в общественном секторе материальное стимулирование само по себе гораздо меньше влияет на эффективность работы, поэтому особую роль здесь должен играть дизайн стимулов, а также привязка оплаты труда к его результатам. То есть стимулы важны, но еще важнее тщательный подход к их формированию. Продуманное реформирование системы оплаты труда, то есть обоснованная перестройка ее механизма с задействованием современных методов стимулирования, может оказаться более действенным и экономически эффективным средством, чем простое повышение зарплаты.

Зарплата бюджетников, за некоторым исключением (госслужащих, служащих правоохранительных органов, военнослужащих и ряда других), сегодня рассчитывается на базе Единой тарифной сетки (ЕТС). Она основана, как было заявлено ее авторами, на принципах сопоставления сложности труда и квалификационного уровня работников различных отраслей бюджетного сектора, а исходной базой для расчета тарифных ставок и должностных окладов является ставка первого разряда. Тарифные разряды и соответствующие им коэффициенты являются главным инструментом дифференциации в оплате труда.

Да, ЕТС — удобный, унифицированный подход к оплате труда (удобный для вышестоящих органов и бухгалтеров). Да, поначалу ЕТС выполняла функцию наведения порядка и восстановления справедливости в оплате труда. Но при этом Единая тарифная сетка:

— не обеспечивает четкой связи квалификации и ответственности работника с оплатой его труда. Почему в соответствии с ЕТС, например, практикующий хирург должен получать такой же должностной оклад, как и дирижер, скажем, циркового оркестра (нисколько не умаляя роли последнего), если от неверного движения первого зависит человеческая жизнь, а от движения последнего — настроение зрителя?

— слабо стимулирует качество работы, никак не увязывая оплату труда с его результатами, а именно в зависимости оплаты труда от его результативности в значительной степени находится решение проблемы качества медицинских, образовательных и других услуг учреждений бюджетного сектора. В основу системы оплаты труда должен быть положен принцип performance related pay, то есть оплаты по эффективности и качеству оказываемых услуг;

— не позволяет учесть особенности тех или иных отраслей бюджетного сектора, а ведь каждая бюджетная отрасль, подотрасль и даже организация имеют свои особенности, с учетом которых необходимо формировать систему вознаграждения их работников.

На самом деле ЕТС воспроизводит в значительной степени скорректированную старую тарифную систему дифференциации в оплате труда, применяемую в СССР (известное постановление ЦК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. №1115, которое, в свою очередь, основывалось на предыдущих аналогах). Ключевая проблема бюджетного сектора, как представляется, заключается именно в неадекватной системе организации и оплаты труда его работников, которая явно устарела и которую необходимо менять.

В методическом плане реформа системы оплаты труда бюджетников является сложной и многоплановой задачей. Попытки ее совершенствования были малорезультативными. Еще в январе 2011 г. Кабмином была одобрена концепция совершенствования оплаты труда работников бюджетной сферы, предусматривающая соответствующие направления и мероприятия. Но она так и осталась на бумаге.

В последние годы новых рецептов решения проблемы бюджетников не появилось. Так, Минсоцполитики по-прежнему предлагает "разорвать" уровни минимальной заработной платы и должностного оклада (тарифной ставки) первого разряда ЕТС, предоставив право ручного управления размером последнего Кабмину и фактически узаконив существующую ситуацию. Это означает, что требование восстановления первого разряда ЕТС до уровня "минималки", обусловленное сегодня законом, станет неправомерным. Такой шаг, например, позволит повышать минимальную зарплату, не увеличивая при этом зарплату бюджетников.

Другое предложение, не раз высказываемое моими коллегами, состоит в расширении прав по регулированию оплаты труда самими бюджетными учреждениями, а фактически — их руководителями, которым будет доверено распределение части фонда оплаты труда в виде стимулирующих выплат, значение и удельный вес которых при этом возрастет. Но из-за отсутствия систем оценки результатов труда, обоснованных трудовых норм и стандартов и при нашем уровне коррумпированности слишком велик в этом случае риск субъективности и злоупотреблений. Как показывает опыт, выигрывает в таких случаях в основном руководство. Так, результатом применения подобной системы — НСОТ (новой системы оплаты труда) в бюджетном секторе Российской Федерации стали многочисленные трудовые споры, протесты и даже забастовки бюджетников, недовольных распределением вознаграждения за труд.

Сегодня в бюджетном секторе процесс реформирования оплаты труда практически начался. Согласно новому закону о государственной службе предусмотрены принципиальные изменения в организации и оплате труда госслужащих. Одна за другой вводятся новации в зарплатах работников украинской полиции. Как заявил министр внутренних дел А.Аваков, в проект госбюджета на 2016 г. заложена заработная плата рядового полицейского в размере 6100 грн, зарплата главы Национальной полиции — 97 тыс. грн. Министр здравоохранения А.Квиташвили как составляющую реформы здравоохранения анонсировал намерение пересмотреть условия оплаты работы медиков. Новый закон об образовании, с которого начнется реформирование украинской школы, предполагает изменения в оплате труда педагогов. Принят закон о внедрении контрактной основы найма работников государственных учреждений культуры и т.д.

Система оплаты труда в бюджетном секторе меняется, превращаясь в отраслевую в явочном порядке. Казалось бы, этот процесс следует оценивать положительно. Да, переход к отраслевому построению систем оплаты труда — это позитив, ведь при этом намного обоснованней может быть проведена тарификация работ и должностей работников, учтены конкретные особенности и условия труда, приоритеты и задачи отрасли.

Но хоть пока и не ясно, какие конкретно перемены ждут бюджетников отдельных отраслей, беспокойство вызывает сам подход к реформированию. Изменения происходят в одностороннем порядке, вне связи с общими правилами игры. Разрушая действующую систему оплаты труда в бюджетном секторе (неэффективную и анахроничную, но систему), вместо нее не создают новой. Отдельные ведомства готовят свои реформы — каждое "на своей кухне" и по своим рецептам. А ведь для этого ни в отраслях, ни в государстве не создано ни методологической, ни методической основы. Как, на какой базе будут рассчитываться должностные оклады, если старая тарифная система, основанная на ЕТС, себя исчерпала? От чего отталкиваться при их разработке — от незаконного уровня должностного оклада (тарифной ставки) первого разряда ЕТС? Как будет проводиться предполагаемая оптимизация (без нее не обойдется ни одно министерство или ведомство) в отсутствии необходимых профессиональных стандартов и норм труда (а нам известно лишь одно министерство, где разработаны более-менее обоснованные нормы труда для сотрудников его бюджетных организаций)?

В результате может сложиться ситуация, когда за одинаковую работу работники одной и той же квалификации, занимающие аналогичные должности в разных отраслях бюджетного сектора, будут получать разную основную зарплату (должностной оклад или тарифную ставку). А наметившаяся тенденция стимулирования отдельных функций государства, судя по первым результатам, приведет к необоснованной дифференциации оплаты труда и еще больше усилит неравенство, но уже внутри бюджетного сектора. Нарушается системный подход к регулированию заработной платы работников бюджетного сектора, искажается один из основных принципов организации заработной платы — равная оплата за равный труд, допускается дискриминация относительно оплаты труда работников других отраслей.

Отдавая системы оплаты труда на откуп министерствам и ведомствам, государство должно предварительно обеспечить единые подходы, единые принципы формирования отраслевых систем оплаты труда в бюджетном секторе. В результате такой реформы мы должны получить скоординированную и типизированную систему оплаты труда с многообразными моделями и механизмами.

Прежде всего, нужно разработать с учетом отечественного и зарубежного опыта центральный элемент системы оплаты труда — гибкую тарифную систему. Межотраслевая тарифная сетка для так называемых сквозных профессий, прежде всего, низко- и малоквалифицированных рабочих, могла бы стать базовым элементом системы оплаты труда и обеспечить единую основу при разработке отраслевых систем оплаты труда работников бюджетного сектора. А уже в этих системах будут определены ключевые соотношения в оплате труда других работников, вытекающие из их квалификации, конкретных условий труда, различий в его интенсивности и значимости вида трудовой деятельности.

Стоит также напомнить, что реформирование системы оплаты труда бюджетников — не самоцель. Разработка отраслевой системы оплаты труда работников бюджетного сектора должна быть ориентирована на результативность и качество предоставляемых ими услуг, на удовлетворение запросов общества. А без адекватной оценки результатов труда стимулировать уровень его качестване получится.

Почему нынешняя система оплаты труда бюджетников неэффективна, а зарплата никого давно не стимулирует? Прежде всего, из-за того, что слабо связана (а в большинстве случаев никак не связана) с результатами деятельности. Одним из инструментов, который выступает базой для организации оплаты труда, является показатель эффективности. Но проблема определения эффективности труда в бюджетном секторе достаточно сложна и дискуссионна. Эффективность труда многих представителей этого сектора трудно, а иногда невозможно прямо оценить, увязав эту оценку с оплатой труда: результаты их работы часто не могут быть выражены экономическими показателями. Но в большинстве случаев можно сделать это косвенно, опираясь на отраслевые нормы и нормативы, задействовав социальные индикаторы и стандарты, а также постепенно внедряя механизм общественных оценок.

Главным же условием успешной реформы системы оплаты труда в бюджетном секторе является модернизация этого сектора в целом. Именно его модернизация, прежде всего сокращение избыточных государственных функций, оптимизация присутствия государства в экономике, проведение целесообразных структурных преобразований, использование современных рыночных методов управления, в частности, модели new public management, сможет обеспечить финансовую и организационную базу для реформ в организации и оплате труда и принципиально изменить ситуацию для многострадальных украинских бюджетников.

zn.ua

Бюджетное учреждение - это... Что такое Бюджетное учреждение?

Бюджетное учреждение — по российскому законодательству это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.[1]

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (англ. budget institution) - по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами гос-ной власти РФ, органами гос-ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ*). Б.у. является некоммерческой организацией.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы Б.у., получаемые как из бюджета и гос-ных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. доходы от оказания платных услуг, др. доходы, получаемые от использования гос-ной или муниципальной собственности, закрепленной за Б.у. на праве оперативного управления, и иной деятельности.

При уменьшении уполномоченными органами гос-ной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых Б.у., такое учреждение и др. сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, то и др. условия договора. Сторона договора вправе потребовать от Б.у. только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.

На основе прогнозируемых объемов предоставления гос-ных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учётом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода Б.у. составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

Б.у. использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство РФ либо др. орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права Б.у. по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. При исполнении сметы доходов и расходов Б.у. самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Б.у., подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета Б.у., которые ведутся Федеральным казначейством РФ.

Статус казенного учреж­дения по сути совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 года всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет.

Автономные учреждения

Автономное учреждение - это новый тип муниципального учреждения, обладающего большей финансово-хозяйственной самостоятельностью и большой степенью ответственности за результаты своей деятельности.

Отличие автономного учреждения от бюджетного учреждения

  1. Увеличивается объем прав по распоряжению имуществом.
  2. Увеличивается объем прав и упрощается порядок распоряжения бюджетными средствами.
  3. Увеличивается объем прав и возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников.
  4. Повышается ответственность учреждения перед внешними партнерами.
  5. Изменяется система административного управления учреждением и формы взаимодействия с учредителем.

Правовой режим имущества автономного образовательного учреждения Имущество принадлежит на праве оперативного управления и находится в собственности государства, приватизации не подлежит.

Автономное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться движимым (за исключением особо ценного) и недвижимым имуществом (за исключением имущества, переданного учредителем).

Автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам.

Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Цель перехода в форму АУ – получение большей финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической мобильности. Результат: 1.повышение доходности деятельности; 2.повышения качества услуг.

Преимущества перехода в АУ: самостоятельное определение и корректировка направлений расходов бюджетных средств; возможность объединения финансовых потоков от внебюджетных источников и бюджетных средства; «уход» от казначейства; «уход» от госзакупок; получение дополнительных доходов за счет размещения средств на депозитных счетах; получение кредитов. самостоятельно распоряжение собственными доходами и имуществом (за исключением переданных учредителем).

Органы управления автономного образовательного учреждения:

  • Наблюдательный совет
  • Директор Учреждения
  • Общее собрание работников
  • Педагогический совет

Регулируется ФЗ от "03" ноября 2006 г. №174-ФЗ "ОБ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ"

Изменение типа бюджетного учреждения

Изменение типа бюджетного учреждения (например, казенного учреждения в автономное) осуществляется решением государственного органа исполнительной власти:

  • Правительством Российской Федерации - для федеральных учреждений;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - для учреждений субъектов РФ;
  • местной администрацией муниципального образования - для муниципальных учреждений.

Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений утверждены Распоряжением Правительства РФ от 7.09.2010 № 1505-р.[2]

Примечания

Ссылки

См. также

dal.academic.ru

бюджетник - это... Что такое бюджетник?

  • бюджетник — а, м. budget m. разг. Работник предприятия или учреждения, получающий заработную плату из государственного бюджета. Справедливые требования бюджетников поддержало недавно созданное общество Союз родителей в защиту прав детей . Сов. культ. 28. 4.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • бюджетник — сущ., кол во синонимов: 3 • госбюджетник (2) • госслужащий (3) • работник (64) …   Словарь синонимов

  • бюджетник — м. разг. Работник бюджетного предприятия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • бюджетник — а, ч., розм. Працівник бюджетної організації …   Український тлумачний словник

  • бюджетник — а; м. Разг. 1. Работник организации, являющейся государственной собственностью. Оплата труда бюджетников. 2. О недорогом автомобиле без дополнительных приспособлений, повышающих удобство пользования …   Энциклопедический словарь

  • бюджетник — а; м.; разг. 1) Работник организации, являющейся государственной собственностью. Оплата труда бюджетников. 2) О недорогом автомобиле без дополнительных приспособлений, повышающих удобство пользования …   Словарь многих выражений

  • бюджетник — іменник чоловічого роду, істота …   Орфографічний словник української мови

  • бюджетник — БЮДЖЕТНИК, а, м Разг. Человек, работающий в учреждении, находящемся на бюджетном финансировании. В Екатеринбурге бастовали бюджетники, требуя повышения зарплаты …   Толковый словарь русских существительных

  • работник — Наймит, рабочий, наемник, поденщик, батрак, бурлак, труженик. ... . Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. работник наймит, рабочий, наемник, поденщик, батрак, бурлак, труженик;… …   Словарь синонимов

  • бюджетница — ж. разг. жен. к сущ. бюджетник Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • lopatin.academic.ru