Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев. Бюджет состоит из


Из чего состоит бюджет России |

Добыча полезных ископаемых обеспечила более 40% прироста налоговых поступлений в консолидированный бюджет России за прошлый год, следует из данных ФНС. Слабее всего бюджет пополняли строительство и операции с недвижимостью.

Добывающий сектор в 2017 году стал драйвером наполнения консолидированного бюджета России, роль сырьевого сектора в налоговых поступлениях возросла, следует из соответствующей отчетности ФНС по видам экономической деятельности на 1 января 2018 года (есть у РБК).

В прошлом году отрасль добычи полезных ископаемых (уголь, нефть, газ, металлические руды и т.д.) обеспечила 29,2% налоговых доходов консолидированного бюджета (федеральный бюджет плюс региональные и местные бюджеты), а годом ранее — 26,5% (см. инфографику). В общей сумме прироста налоговых поступлений (2,8 трлн руб.) более 40% пришлось на увеличение сборов по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Нефтяные цены решают

Согласно данным ФНС, поступления по статье «Добыча полезных ископаемых» выросли в 2017 году на 32%, до 5 трлн руб. «Доминируют в этом приросте сборы по НДПИ, вызванные ростом средних нефтяных цен на 25% за год при укреплении рубля на 15% и малом росте физических объемов добычи», — отмечает эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов.

В том числе поступления налогов от добычи нефти и газа выросли на 50%, до 4,6 трлн руб. Власти в прошлом году продолжили бюджетный маневр, выражающийся в постепенной отмене экспортной пошлины в обмен на рост ставок НДПИ. При этом динамика экспорта и добычи сырой нефти несильно изменилась в сравнении с 2016 годом. По данным Минэнерго, экспорт составил 256,9 млн т (+6% к 2016 году), а добыча — 546,7 млн т (–0,2%).

Основной вклад в динамику нефтегазовых доходов внес рост цен на нефть Urals, говорит заведующий лабораторией бюджетной политики Института Гайдара Сергей Белев. «Курс доллара не прореагировал на изменение цены на нефть из-за политики Минфина, направленной на увеличение валютных резервов. В результате фактическая рублевая ставка по НДПИ в среднем составила в 2017 году более 7,8 тыс. руб. за тонну нефти, в то время как в 2016 году она в среднем была чуть более 3 тыс. руб.», — отмечает эксперт.

Добывающий сектор был драйвером не только налоговых доходов, но и вообще деловой активности в промышленности, считает Куликов. «Металлурги хорошо себя чувствовали также в связи с ростом мировых цен, который в свою очередь был связан с реальными ограничениями производства в Китае. У энергетиков прирост налоговых платежей также связан с завершением программы договоров на поставку мощности (ДПМ) и соответствующим ростом прибыли», — отмечает он.

Законодательные меры

Еще одним фактором, оказавшим влияние на рост поступлений 2017 года, стал временный запрет для налогоплательщиков в полной мере засчитывать убыток прошлых лет при исчислении налоговой базы: с 2016 по 2020 год в Налоговом кодексе действует поправка, в соответствии с которой база по налогу на прибыль не может быть уменьшена более чем на 50% за счет накопленных убытков.

«С учетом того что прошлые годы были отмечены проблемами с финансовыми результатами у предприятий, а в последние годы доля убыточных организаций снижается (с пиковых 33% в 2014 году до 28%, по предварительным данным Росстата за первые 11 месяцев 2017 года), эта мера позволила не допустить снижения налоговой базы в 2017 году», — считает Белев. Как писал ранее РБК, в 2017 году регионам удалось собрать с компаний на 248 млрд руб. больше по налогу на прибыль, в том числе благодаря временному ограничению переноса убытков прошлых лет.

Логично, что основной прирост поступлений от налога на прибыль произошел как раз в отраслях с большим уровнем конкуренции, где организациям приходится существовать с меньшей рентабельностью, отмечает Белев. «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, а также сфера услуг дали от 20 до 50% прироста поступлений по налогу на прибыль в реальном выражении», — говорит он.

Налог на прибыль в секторе обрабатывающих производств принес 605 млрд руб. в консолидированный бюджет — на 15% больше, чем годом ранее. А с отрасли оптовой и розничной торговли, включая ремонт автомобилей, по налогу на прибыль удалось собрать 620,5 млрд руб. — прирост на 29%.

Динамика поступлений от обрабатывающей отрасли по большей части обусловлена именно ограничением на вычет убытков из налоговой базы, говорит Куликов. Кроме того, металлургия «на 90% выбилась за счет хорошей конъюнктуры, а рост сборов выше среднего от производства пищевых и табачных продуктов был обусловлен отчасти действующими контрсанкциями», считает эксперт.

В целом налоговые доходы от оптовой и розничной торговли выросли на 15,5%, до 1,84 трлн руб., от финансово-страхового сектора — на 11,7%, до 927 млрд руб. Увеличение поступлений от торговли было обусловлено в большей степени оптовой составляющей, считает Куликов. Розница, говорит он, все еще была в подавленном состоянии: «Несмотря на оживление кредитования, базовая динамика по доходам населения еще была явно в депрессивном состоянии».

Недвижимость отстает

Слабую динамику относительно среднего прироста продемонстрировали секторы, связанные с госуправлением (+6,3%), что, вероятно, связано с консолидацией бюджетов, считает Куликов. В таком же положении находятся сектора инвестиционного спроса — строительство (+3%) и операции с недвижимостью, которые, по словам эксперта, более волатильны и могут пребывать в подавленном состоянии после рецессии.

Операции с недвижимым имуществом принесли бюджетам 503 млрд руб. налогов — номинально в три раза меньше, чем по той же строке в 2016 году (1,6 трлн руб.). Но, скорее всего, эти данные напрямую сопоставлять нельзя: дело в том, что с 2017 года ФНС перешла на новые классификаторы видов экономической деятельности ОКВЭД-2, в результате чего между отраслями произошла перегруппировка.

Например, если в статистике 2016 года выделялась базовая отрасль «Транспорт и связь», то теперь речь идет о двух базовых отраслях — «Транспортировка и хранение» и «Информация и связь». Аналогично сектор «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» разделился на два — один, связанный с электричеством, паром и газом, и второй, связанный с водоснабжением и утилизацией отходов.

 

Источник: https://www.rbc.ru/economics/06/03/2018/5a9818279a7947614fe7c2a3?from=main

 

brodv.ru

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

  • Федеральный бюджет РФ;

  • бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

  • местные бюджеты.

В бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов (см. приложение 1):

  • налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

  • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

  • налоги на совокупный доход;

  • налоги на имущество;

  • платежи за пользование природными ресурсами;

  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды (см. приложение 2):

  • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

  • доходы от реализации государственных запасов;

  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;

  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

  • административные платежи и сборы;

  • штрафные санкции, возмещение ущерба;

  • доходы от внешнеэкономической деятельности.

Консолидированный бюджет.

Консолидированный бюджет— это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Консолидированный бюджет РФ — это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ без учёта бюджетов государственных внебюджетных фондов ГВБФ и межбюджетных трансфертов Консолидированный бюджет субъекта РФ — представляют собой свод регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации без бюджета государственного территориального фонда обязательного медицинского страхования ТФОМС.

Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет функцию объединений бюджетных показателей территории. В нём находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по субъекту Федерации.

Местный (региональный) бюджет.

Местный бюджет— форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории «публичные финансы».

Экономическая сущность

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:

  • формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности [Местное самоуправление [местных органов власти]];

  • распределении этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления:

контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РФ заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.

Доходы

Доходы местных бюджетов также, как и доходы других уровней бюджетов, формируются за счёт налоговых и неналоговых доходов. К последним относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Кроме того, в местные бюджеты поступают ассигнования (Бюджетные ассигнования — бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств111. Основными видами бюджетных ассигнований в соответствии с российским бюджетным законодательством являются ассигнования на:

  • содержание бюджетных учреждений;

  • реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, а также законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

  • осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

  • компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов.)

на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Расходы

Расходы местных бюджетов связаны прежде всего с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФисключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;

  • формирование муниципальной собственности и управление ею;

  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

  • муниципальное дорожное строительствои содержание дорог местного значения;

  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

  • организация утилизации и переработки бытовых отходов;

  • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

  • обеспечение противопожарной безопасности;

  • охрана окружающей среды на территории муниципальных образований;

  • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; • обслуживание и погашение муниципального долга;

  • целевое дотирование населения;

  • содержание муниципальных архивов;

  • проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное

хозяйство, образование, здравоохранение и др. Наряду с понятием местного бюджета используется понятие консолидированного бюджета муниципального района, который включает бюджет муниципального образования и бюджет поселений.

За рубежом также используется местный бюджет для решения задач социально-экономического развития территорий.

Федеральный бюджет.

Федеральный бюджет РФ— это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, регионами страны. Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено вКонституции Российской Федерации (ст. 71), а Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

В соответствии с Бюджетным кодексом,правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября текущего года. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного посланияПрезидента РФ.

Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях.

13 декабря 2010 года был принят Федеральный закон № 357-ФЭ «О федеральном бюджете на 2011 год и "на плановый период 2012 и 2013 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:

•2011

  • Доходы— 14 106 000 000,0 тыс. рублей.

  • Доходы получаемые государством с налогов — 3 380 000 000,0 тыс. рублей.

  • Расходы — 11 022 477 366,9 тыс. рублей.

  • Доходы — 9 503 469 245,0 тыс. рублей.

  • Расходы — 11 237 919 245,0 тыс. рублей.

  • Доходы — 10 379 889 320,0 тыс. рублей.

  • Расходы — 12 175 569 320,0 тыс. рублей

Роль нефти и газа

За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в2006 годудоля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в2003 году— четверть в общей массе поступлений).121141151. ЖурналTheEconomist высказывает мнение, что положительный баланс федерального бюджета России будет сохраняться лишь прицене на нефтьоколо $110долл., называя в качестве главных причин «коррупцию и неэффективность».

Действующий бездефицитный бюджет-2011 сверстан на основе прогнозной цены на нефть в 105 долларов за баррель0. В Совете федерации идёт рассмотрение закона о федеральном бюджете на 2012—2014 годы, в котором параметры бюджета рассчитаны исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть маркиUrals в 2012 году в размере 100 долларов за баррель, в 2013 году — 97 долларов, в 2014 году — 101 доллар за баррель.

studfiles.net

Структура бюджета

Бюджет состоит из 2 частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета – это часть бюджета, выражающаяся в платежах юридических и физических лиц и иных доходах.

Источники доходов можно классифицировать по различным основаниям. По социально-экономическому признаку все доходы можно разделить на доходы от хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, от банковской и страховой деятельности, от приватизации и т. д. По юридическим формам доходы различных элементов бюджетной системы можно разделить на налоговые и неналоговые. Особое значение на сегодняшний день имеют налоговые поступления, так как в этой форме бюджет получает около 75 % всех доходов.

Источники доходов бюджета можно разделить на внутренние и внешние.

К внешним источникам относятся средства, предоставляемые иностранными государствами и международными организациями. Необходимо отметить, что данные средства чаще всего предоставляются на возвратной основе, т. е. по своей сути являются процентными ссудами. Финансирование нижестоящего бюджета вышестоящим (это ведь тоже источник доходов) происходит в форме дотаций, субвенций и ссуд.

Дотация – это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня на безвозмездной и безвозвратной основе, а ее использование не имеет целевого назначения.

Субвенция – это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели. Субвенции имеют строгое целевое назначение и должны быть использованы в определенный срок.

Бюджетная ссуда – это денежная сумма, предоставляемая в тех же случаях, что дотации и субвенции, однако на возвратной, а иногда и возмездной основе. Расходы бюджетов любого уровня подразделяются на 2 части: бюджет развития и бюджет текущих расходов.

В бюджет развития включаются ассигнования на такие затраты, как капитальные вложения в развитие территорий, финансирование экологических программ, капитальное строительство и т. п. В бюджет текущих расходов попадают все другие расходы.

Практическое значение этой классификации заключается в следующем: при наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

Бюджет должен быть сбалансированным. Превышение расходной части над доходной составляет дефицит бюджета.

Существенный, постоянно растущий бюджетный дефицит неизбежно ведет к росту государственного долга, усиливает инфляцию. Однако в умеренных размерах дефицит бюджета страны представляется нормальным явлением: даже многие высокоразвитые капиталистические страны имеют дефицитные бюджеты.

Если происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов.

Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.

psyera.ru

Бюджетирование и структура сводного бюджета: все главные понятия

Структура сводного бюджета: все основные понятия и категории бюджетирования

Автор: Валерий Aлександрович Щербаков, кандидат экономических наук, доцент; руководитель кафедры финансов и налоговой политики факультета бизнеса Новосибирского государственного технического университета.

 

Сводный бюджет промышленного предприятия состоит из трех групп бюджетов первого уровня — операционного, инвестиционного и финансового:

  • Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период. Следовательно, объектом рассмотрения операционного бюджета является финансовый цикл предприятия.
  • Инвестиционный бюджет рассматривает вопросы обновления и выбытия капитальных активов (основных средств и вложений, долгосрочных финансовых вложений), что составляет основу инвестиционного цикла.
  • Цель финансового бюджета — планирование баланса денежных поступлений и расходов, а в более широком смысле — баланса оборотных средств и текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.

 

Конечными результатами бюджетного процесса являются плановые формы сводной финансовой отчетности:

  • отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках) — «итог» операционного бюджетирования;
  • отчет о движении денежных средств и отчет об изменении финансового состояния — «итог» финансовых бюджетов;
  • отчет об инвестициях — «итог» инвестиционного бюджетирования;
  • баланс — интегральный «итог», объединяющий результаты всех трех основных бюджетов, составляющих сводный бюджет предприятия.

 

Приведем основные понятия и категории сводного бюджета промышленного предприятия, используемые в бюджетировании.

Сводный бюджет (от англ. master budget) — план деятельности предприятия на установленный период времени (бюджетный период), выраженный в ряде целевых (бюджетных или плановых) показателей, охватывающих все сферы деятельности предприятия и подразделения, составляющие его организационную структуру. В отечественной и переводной литературе также часто встречаются определения «основной бюджет», «мастер-бюджет». Сводный бюджет состоит из трех подбюджетов 1-го уровня: операционного, инвестиционного и финансового.

Операционный бюджет — подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом доходов (выручки), расходов (себестоимости) и конечных финансовых результатов (прибыли) предприятия на бюджетный период. Операционный бюджет состоит из ряда подбюджетов 2-го уровня: бюджета продаж, бюджета производства, бюджета запасов готовой продукции, бюджета постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих) расходов, бюджета закупок.

Инвестиционный бюджет — подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом капитальных затрат и долгосрочных финансовых вложений предприятия на бюджетный период. В литературе также встречается определение «бюджет капитала».

Финансовый бюджет — подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом, во-первых, денежных поступлений и расходов, во-вторых, движения всех ликвидных ресурсов (оборотных средств) и текущих обязательств предприятия на бюджетный период. Встречаются также определения «денежный бюджет», «бюджет движения денежных средств».

Бюджет продаж — подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом доходов от продаж (выручки), физического объема и структуры продаж, себестоимости продаж (реализации) и сбытовых (прямых коммерческих) расходов предприятия на бюджетный период.

Бюджет производства — подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом физического объема и структуры выпуска (производственной программы) и производственных затрат и себестоимости выпуска предприятия на бюджетный период.

Бюджет запасов (готовой продукции) — подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом изменения стоимостного и физического объема и структуры запасов готовой продукции предприятия за бюджетный период.

Бюджет закупок — подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом закупок материальных оборотных средств (сырья, материалов и комплектующих) и изменения складских запасов материальных оборотных средств предприятия за бюджетный период. Встречаются также определения «бюджет снабжения», «бюджет заготовления».

Постоянные расходы (затраты) — текущие расходы предприятия по поддержанию общих условий хозяйственной деятельности и не зависящие от колебаний объемов продаж и выпуска. Постоянные затраты состоят из общехозяйственных (административных) расходов и общих коммерческих расходов (реклама имиджа фирмы, оплата труда службы сбыта и пр.). Также встречается определение «периодические расходы». В противоположность «постоянным затратам», остальная часть текущих расходов предприятия, зависящая от колебаний объемов выпуска и сбыта отдельных видов продукции, относится к переменным затратам.

Бюджет постоянных расходов — подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих) расходов предприятия на бюджетный период.

Производственные затраты — затраты предприятия, возникающие на стадии производства и обусловленные величиной и структурой выпуска.

Бюджет производственных затрат — подбюджет 3-го уровня, входящий в состав бюджета производства и являющийся планом величины и структуры производственных затрат за бюджетный период.

Себестоимость выпуска — плановый и отчетный показатель (в разрезе видов продукции), входящий в бюджет производства. Исчисляется как разница производственных затрат и изменения остатков незавершенного производства за бюджетный период.

Коммерческие расходы — расходы предприятия, связанные с продвижением и сбытом продукции предприятия на рынке. Коммерческие расходы предприятия состоят из общих коммерческих и сбытовых (прямых коммерческих) расходов.

Сбытовые (прямые коммерческие) расходы — расходы предприятия по реализации отдельных видов готовой продукции и обусловленные величиной и структурой продаж.

Бюджет сбытовых (прямых коммерческих) расходов — подбюджет 3-го уровня, входящий в состав бюджета продаж и являющийся планом прямых коммерческих расходов в разрезе сбыта отдельных видов продукции за бюджетный период.

Прямые затраты — переменные затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на производство и сбыт отдельных видов продукции. В зависимости от формирования по стадиям финансового цикла прямые затраты подразделяются на прямые производственные затраты и часть сбытовых (прямых коммерческих) расходов.

Косвенные расходы — статьи переменных затрат предприятия, которые при используемой системе учета не могут быть непосредственно списаны на себестоимость выпуска и реализации отдельных видов продукции. Для распределения косвенных расходов по видам продукции используются специальные методы. В зависимости от стадий финансового цикла косвенные затраты подразделяются на общепроизводственные и коммерческие (часть прямых коммерческих расходов).

Накладные расходы (от англ. overhead costs) — термин бухгалтерского учета, включающий все виды текущих затрат предприятия, не относящихся к прямым затратам. Накладные расходы включают в себя косвенные переменные затраты и постоянные (периодические) затраты.

Внереализационные расходы — текущие расходы предприятия, не связанные с ведением хозяйственной деятельности и не включаемые в управленческом учете в себестоимость выпуска и реализации. В категорию внереализационных расходов включаются отчисление части прибыли (дивиденды) акционерам, безвозмездное финансирование других предприятий и организаций, начисление премиального фонда персонала предприятия по итогам бюджетного периода, содержание социальной сферы. В литературе также встречается определение «трансферты из чистой прибыли».

Бюджет прямых материальных затрат — подбюджет 4-го уровня, входящий в состав бюджета производственных затрат и являющийся планом прямых производственных затрат в части расходования материальных и финансовых оборотных ресурсов (сырье, материалы, комплектующие, субподряд сторонних организаций) за бюджетный период.

Бюджет прямых затрат труда — подбюджет 4-го уровня, входящий в состав бюджета производственных затрат и являющийся планом прямых производственных затрат в части прямых затрат по оплате труда за бюджетный период.

Бюджет общепроизводственных расходов — подбюджет 4-го уровня, входящий в состав бюджета производственных затрат и являющийся планом всех косвенных производственных расходов предприятия за бюджетный период.

Отчет о финансовых результатах и их использовании — основной плановый и отчетный документ операционного бюджета, содержащий данные по величине и структуре выручки, себестоимости реализации и внереализационных расходов и конечных финансовых результатов (маржинального дохода, балансовой и чистой прибыли). Другим названием является отчет о прибылях и убытках.

Выручка — показатель (в разрезе видов продукции), включаемый в основной плановый и отчетный документ операционного бюджета — отчет о финансовых результатах и их использовании. Исчисляется как стоимостной объем реализации продукции предприятия за отчетный период. Различают показатели собственно «выручки» (или «брутто-выручки») и «нетто-выручки» (за вычетом косвенных налогов, в первую очередь налога на добавленную стоимость).

Себестоимость реализации — показатель (в разрезе видов продукции), включаемый в основной плановый и отчетный документ операционного бюджета — отчет о финансовых результатах и их использовании. Исчисляется как сумма себестоимости выпуска продукции, реализованной в течение бюджетного периода + величина прямых коммерческих расходов + величина постоянных затрат.

Различают себестоимость реализации отдельного вида продукции (величина постоянных затрат не включается) и полную себестоимость реализации продукции предприятия (с включением суммы постоянных затрат). Себестоимость реализации в управленческом планировании не включает величину начисленных за бюджетный период налогов.

Маржинальный доход — показатель (в разрезе видов продукции), включаемый в отчет о финансовых результатах и их использовании. Исчисляется как разность между выручкой от реализации предприятия и себестоимостью реализации в части переменных затрат за бюджетный период. Категория «маржинальный доход» используется при проведении анализа «издержки — объем — прибыль» при составлении бюджета продаж. Встречаются определения «контрибуционная маржа», «маржинальная прибыль», «валовая маржа».

Операционная прибыль — показатель, включаемый в отчет о финансовых результатах и их использовании. Рассчитывается как разность между выручкой от реализации и полной себестоимостью от реализации или между маржинальным доходом и величиной постоянных затрат.

Валовая прибыль — показатель, включаемый в отчет о финансовых результатах и их использовании. Рассчитывается как сумма операционной прибыли и финансового результата от прочей реализации(в основном от реализации активов предприятия — основных средств, запасов материальных оборотных средств и пр.)

Прибыль до налогообложения — показатель, включаемый в отчет о финансовых результатах и их использовании. Рассчитывается как разность между валовой прибылью и суммой начисленных за бюджетный период процентов по привлеченным средствам (кредитам).

Чистая прибыль — показатель, включаемый в отчет о финансовых результатах и их использовании. Исчисляется как разность между прибылью до налогообложения и суммой начисленных налогов за период.

Нераспределенная прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия) — показатель, включаемый в отчет о финансовых результатах и их использовании. Рассчитывается как разность между чистой прибылью и внереализационными расходами (трансфертами).

Отчет об инвестициях — основной плановый и отчетный документ инвестиционного бюджета, содержащий данные о величине и структуре инвестиционных вложений (капитальных и долгосрочных финансовых вложений) предприятия за бюджетный период.

Отчет о движении денежных средств — один из двух основных плановых и отчетных документов финансового бюджета, содержащий данные о величине и структуре поступлений и расходов денежных средств предприятия за бюджетный период.

Отчет об изменении финансового состояния — один из двух основных плановых и отчетных документов финансового бюджета, содержащий данные об изменениях величины и структуры оборотных средств и краткосрочных обязательств предприятия за бюджетный период.

Управленческий баланс — основной плановый и отчетный документ сводного бюджета, содержащий данные об изменениях величины и структуры активов и источниках финансирования деятельности предприятия за бюджетный период.

Бюджет развития — один из вариантов составления долгосрочного бюджета, в котором инвестиционный бюджет имеет не только расходную, но и доходную часть, определяемую как доход от инвестиционных вложений за инвестиционный цикл (срок полезной службы инвестиций).

Индикативный бюджет — один из вариантов составления долгосрочного бюджета, при котором бюджетные показатели не являются обязательными для центров ответственности (подразделений) и выполняют функции долгосрочных ориентиров развития бизнеса при выполнении подразделениями бюджетного задания на текущий (краткосрочный) бюджетный период.

Трансакционные издержки — общеэкономическая категория, обозначающая все затраты предприятия, связанные с функционированием организационной структуры и системы управления. В частности,в разряд трансакционных издержек попадают текущие расходы по ведению управленческого учета и планированию (бюджетированию) на предприятии.

 

Основные технологии внутрифирменного бюджетирования, дающие полную информацию о финансовом состоянии предприятия, вы можете изучить в курсе «Бюджетирование и внутрифирменное планирование»:

Бюджетирование и внутрифирменное планирование: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курсБюджетирование и внутрифирменное планирование: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс

 

www.elitarium.ru

Из чего состоит бюджет - Энциклопедия по экономике

Основное отличие статичного (фиксированного) бюджета от гибкого бюджета состоит в том, что статичный бюджет  [c.199] Суть же проблемы состоит в том, что местные бюджеты являются финансовой  [c.10]

Для финансовых систем развитых стран характерно отсутствие их внутреннего единства. Это выражается в том, что местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. В федеративных государствах бюджеты членов федерации (штатов, земель, кантонов) не включаются в государственный (федеральный) бюджет. Разобщенность финансовой системы состоит и в том, что помимо государственного бюджета имеются различные автономные и присоединенные бюджеты, специальные фонды, через которые перераспределяются крупные финансовые средства.  [c.552]

Одним из идеологических средств маскировки государственно-монополистического капитализма является распространение после второй мировой войны в развитых странах капитализма теории государства всеобщего благосостояния . Капиталистическая действительность опровергла эту буржуазную теорию, суть которой состоит в утверждении, будто государство приняло на себя ответственность за обеспечение всем гражданам здорового и достойного уровня жизни, что через бюджет оно якобы перераспределяет доходы в пользу бедных, в результате чего в обществе доминирующим становится так называемый средний класс. Тем самым буржуазное государство изображается как надклассовое, действующее в интересах всего общества, всех его классов, прослоек и групп. В действительности оно является органом классового господства буржуазии, в первую очередь монополистической. Поэтому и его политика носит классовый характер.  [c.233]

Каким образом деятельность домашнего хозяйства координируется в соответствии с целями (при помощи семейного бюджета). Что такое бюджет Из каких элементов состоит Как достигается сбалансированность Как можно описать случаи, когда семья не может сбалансировать свой бюджет  [c.79]

Задача состояла в том, чтобы изъятие рентных платежей в бюджет не отражалось на уровне расчетной прибыли предприятий. Это тем более важно, что расчетная прибыль является источником формирования фондов материального стимулирования.  [c.117]

Бюджетное финансирование—наиболее желаемый метод финансирования, предполагающий получение средств из бюджетов различного уровня. Привлекательность данного метода состоит в том, что за годы советской власти руководители предприятий привыкли к тому, что этот источник средств практически бесплатен, нередко полученные средства не возвращаются, а их расходование слабо контролируется. В современных условиях данному методу присущ ряд принципов получение максимального экономического и социального эффекта при минимуме затрат, целевой характер использования бюджетных ресурсов предоставление бюджетных средств стройкам и подрядным организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.  [c.356]

Бюджет развития станет специальным инструментом государственной инвестиционной политики, ориентированной на стимулирование привлечения средств частных инвесторов в реальный сектор экономики. Принципиальная важность бюджета развития как стимулятора экономического роста состоит в том, что средства налогоплательщиков предоставляются корпоративному сектору строго на возвратной, платной и срочной основе. Высокая эффективность использования средств бюджета развития обеспечивается конкурсным отбором финансируемых проектов.  [c.196]

Еще одно преимущество СРП — его налоговый режим отнесен к специальному, в котором уплата налогов, за исключением налога на прибыль и плата за пользованием недрами, заменяется разделом произведенной продукции между инвестором и государством. Причем региональная доля налога на прибыль вносится в бюджет субъекта РФ, на территории которого расположен предоставленный в пользование участок недр, независимо от места регистрации плательщика. Следовательно, особенность СРП состоит в том, что регистрация компании в оффшорных зонах, так широко используемая в России для уклонения от уплаты налогов, тут не сработает, никак не скажется на платежах инвестора государству.  [c.244]

С учетом положений действующих правовых норм [2]-[5], представляется, что одним из элементов системы учета и контроля за использованием результатов научно-технической деятельности, созданных за счет бюджетный средств, является мониторинг уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (министерствами и ведомствами) результатов научно-технической деятельности, включая имущественные права на объекты интеллектуальной собственности. Такой мониторинг должен состоять из комплекса организационных, научно-технических, методологических и иных мероприятий, направленных на организацию наблюдения научно-технической деятельности по различным направлениям, а также на оценку и прогнозирование изменений в востребованности, новизне, перспективности научных направлений, в уровне конкурентоспособности наукоемкой продукции и т. п. на базе этих наблюдений. При этом представление необходимых для мониторинга сведений может быть возложено на подведомственные организации-исполнители, которые осуществляют научно-техническую деятельность с использованием средств бюджета.  [c.3]

Следующее предположение состоит в том, что все переменные элементы бюджета изменяются вместе с выбранным базисом гибкого бюджета (в данном случае это количество произведенных/выпущенных единиц). Однако, как будет показано ниже, бывают ситуации, когда гибкие бюджеты составляются с использованием более чем одного базиса. Наш пример также предполагает, что причиной изменчивости затрат является объем выпуска, однако это не всегда бывает так. В основе изменения затрат могут лежать и такие факторы, как технология производства или величина одновременно производимой партии изделий.  [c.628]

Основная трудность состоит в том, что данные финансовой отчетности, являющиеся основой формирования прогнозной информации, сводятся по хозяйственным отраслям , в которых производится разнородная продукция (диверсификация производства), а МОБ построен согласно принципу чистой отрасли, т.е. по однородной продукции на каждой строке в столбце матрицы. Установление зависимостей по чистым отраслям очень важно, так как позволяет оценить финансовую обеспеченность производителей и воспроизводства ресурса определенного вида, а для бюджета и населения — оценить доход от производства ресурса определенного вида.  [c.145]

БЮДЖЕТ КАПИТАЛЬНЫХ ЗАТРАТ. Определение направлений капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсов для них является комплексной задачей всего управленческого учета. Проблема состоит в том, чтобы решить, какие долгосрочные активы приобрести или построить на основе выбранного критерия, что связано с определением рентабельности инвестиций. Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на смету (бюджет) наличности, затрагивая вопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозный отчет о прибылях и убытках, прогнозный бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов. Следовательно, все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет.  [c.91]

В данном случае межбюджетные отношения выступают в качестве механизма разделения полномочий в финансовой сфере между различными уровнями власти в федеративном государстве. Такое разделение полномочий неправомерно отождествлять или определять как бюджетный федерализм, так как данный механизм предназначен для разрешения противоречий при закреплении доходных и расходных полномочий между федеральным центром и его субъектами. Идеальная же ситуация в области федерализма состоит в том, что каждый из уровней власти располагает собственными источниками финансовых средств, собственным бюджетом в пределах закрепленных зач ним бюджетных полномочий.  [c.231]

Суть контрольной функции финансов предприятия состоит в том, что именно с помощью финансовых показателей и (или) индикаторов, построенных на х основе, может быть осуществлен наиболее действенный контроль за эффективным использованием ресурсного потенциала предприятия. Контрольная функция реализуется как собственно предприятием, так и его собственниками, контрагентами и государственными органами. В частности, со стороны государства контрольная функция финансов предприятия проявляется в отслеживании ритмичности и своевременности платежей в бюджет с позиции собственников эта функция реализуется путем регулярно проводимого внешнего аудита с позиции менеджмента предприятия—организацией системы внутреннего аудита и т. п.  [c.312]

Бюджетное финансирование. Это наиболее желаемый метод финансирования, предполагающий получение средств из бюджетов различного уровня. Привлекательность этой формы финансирования состоит в том, что за годы советской власти руководители предприятий привыкли к тому, что этот источник средств практически бесплатен, нередко полученные средства не возвращаются, а их расходование слабо контролируется. В силу ряда объективных причин доступ к этому источнику постоянно сужается.  [c.382]

Единый социальный налог является серьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса. Введенный в действие с 1 января 2001 г., этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда — Пенсионный, Фонд социального страхования и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования. При этом необходимо отметить, что замена отчислений ьа единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать не в бюджеты всех уровней, а в указанные выше фонды. Основное предназначение этого налога именно в том и состоит, чтобы обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.  [c.312]

Составной частью теории бюджета являются формы взимания. Проблема состоит в том, что надо определить, каким образом назначенная с того или иного плательщика сумма переходит к государству. Финансовая наука выделила три главных системы взимания налогов, которые в исторической последовательности сменяли одна другую 1) взимание налогов посредством выбранных налогоплательщиками лиц, ответственных за своевременное поступление налогов, 2) посредством откупщиков и 3) непосредственно агентами фиска .  [c.69]

В результате преобразований форм налогообложения в 90-е гг. оно значительно упрощено и состоит из небольшого количества налогов, что исключает необходимость подразделения налогов в бюджете на прямые и косвенные, хотя по традиции в научной и учебной литературе используется эта классификация. Простота налогообложения позволяет обеспечивать казну доходами с минимальными издержками, она же делает ее понятной налогоплательщику и развивает чувство ответственности, заставляя отказываться от соблазна уклонения от уплаты налога. Разделение единого бюджета на соответствующие уровни (федеральный, региональный, местный) в современных условиях привело к тому, что налоги стали разделять по уровням федеральные, региональные и местные налоги.  [c.181]

Неденежные налоговые зачеты. В 1997 г., после отказа Правительства от выпуска денежных суррогатов, чему немало способствовало давление со стороны иностранных кредиторов, на свет появилась система неденежных налоговых зачетов. Суть ее также состояла в приеме органами казначейства в счет обязательств по налогам неденежной оплаты. Хотя декларировалось стремление к расшивке неплатежей за счет целевых краткосрочных кредитов уполномоченных банков, на практике дело свелось к тому, что товары и услуги, отпущенные структурам, финансируемым из госбюджета, засчитывали в счет платежей в бюджет. И в этом случае речь шла о дисконте по сравнению с номинальной суммой обязательств перед бюджетом.  [c.443]

Данные табл. 1.11 показывают, что в составе и структуре кредиторской задолженности анализируемого предприятия произошли существенные изменения. Так, если на начало года она состояла в основном из задолженности бюджету, органам социального страхования, по оплате труда и прочим организациям, то к концу года почти 82 % составляла задолженность за товары, работы и услуги. В связи с этим уменьшился удельный вес всех остальных видов кредиторской задолженности. Основной причиной столь существенных изменений структуры кредиторской задолженности явились взаимные неплатежи. Это подтверждают и данные сравнительного анализа кредиторской и дебиторской задолженности (табл. 1.12).  [c.48]

Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей, которые собираются, преобразуются и выдаются АИС для целей обеспечения деятельности налоговых органов. Показатели характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и тд. Показатели содержатся в документах, являющихся наиболее распространенным носителем исходной и результатной информации. В системе налогообложения функционирует унифицированная система документации, которая отвечает определенным требованиям к форме, содержанию, порядку заполнения документов. Унифицированные документы используются на все уровнях системы. К ним можно отнести большинство документов, циркулирующих в налоговых органах, начиная от бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплательщиками в налоговые инспекции, и кончая отчетностью, составляемой налоговыми органами. Информационные потоки представляют собой направленное стабильное движение документов от источников их возникновения к получателям. Информационные потоки дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения в связи с тем, что с их помощью выявляются пространственно-временные и объемные характеристики, отражается динамичность информационных процессов и их взаимодействие. Информационные потоки отражают организационно-функциональную структуру налоговых органов. Единицами информационных потоков могут быть документы, показатели, реквизиты, символы. Документы и содержащаяся в них информация классифицируются  [c.332]

Этот вид управления можно обозначить как тактику, которая направляет всю деятельность предприятия на две основные цели на прорыв для создания улучшений или необходимых изменений и на контроль для предотвращения неблагоприятных изменений. При этом прорывы или положительные изменения состоят, например, в новых изделиях, рынках или стиле руководства. При этом контроль заключается, например, в том, чтобы воспрепятствовать захвату конкурентом большей части рынка, или в том, чтобы соблюдать социальные правила и бюджет, а также в том, чтобы контролировать своевременное выполнение заказов. Подчеркнем, что этот вид управления успешно использовался на ряде российских предприятий с помощью команд консультантов.  [c.721]

Заметим, что некоторые счета удовлетворяют обеим классификациям. Так счет Расчеты по налогам и сборам одновременно указывает и на противоположную сторону расчетов — бюджет, и на основание расчетов — уплату налогов и сборов, поскольку обязательства субъекта учета перед бюджетом состоят, как правило, в уплате налогов. Отдельные исключения, однако, не меняют общей картины.  [c.540]

Определение подчеркивает, что налог устанавливается с целью получения дохода. Воздействие на поведение налогоплательщика для получения социально значимого результата не может быть основной целью налога. Любой налог способен выполнять регулирующую роль. Для этого чаще всего используется способ установления льгот либо же, наоборот, ужесточений. Принципиальное отличие платежей, воздействующих на поведение плательщика (иногда их называют регулирующими налогами ), состоит в том, что они побуждают его отказаться от занятия деятельностью и, следовательно, подрывают собственную базу, сокращают число плательщиков, снижают доходы бюджета. Поскольку регулирующие налоги не имеют финансовой цели, они не являются налогами в строгом смысле слова.  [c.32]

Разные ставки. Суть этой формы состоит в том, что основные условия взимания того или иного конкретного налога устанавливает центральный орган власти, а местные органы власти определяют ставки, по которым исчисляется налог, вносимый в конкретный местный бюджет. При этом общий размер налоговой ставки также может ограничиваться центральным органом власти. Таким образом, налогоплательщики вносят один и тот же налог одновременно в разные бюджеты по разным ставкам.  [c.312]

При исчислении налога используется зачетный метод, суть которого состоит в том, что плательщик имеет право на вычет из суммы налога, полученного от покупателей, сумму налога, уплаченного поставщикам за приобретенные товарно-материальные ценности. Налог на добавленную стоимость является основным источником поступления средств в федеральный бюджет.  [c.292]

Моделирование ми для решения задач формирования бюджетов капитальных затрат в условиях ограниченности ресурсов. Тогда почему они не находят всеобщего применения ни в теории, ни на практике Одна из причин состоит в том, что их использование обходится недешево. Мы знаем нефтяную компанию, которая за один год израсходовала 4 млн дол. на модель планирования инвестиций, основанную на интегральном программировании. Хотя собственно линейное программирование значительно дешевле в плане затрат компьютерного времени, его невозможно применять для анализа крупных неделимых проектов. Вторая причина заключается в том, что использование любого сложного инструмента долгосрочного планирования связано с общей проблемой получения приемлемых данных. Не стоит использовать такой дорогой метод применительно к неважной базе данных. Кроме того, эти модели основаны на допущении о том, что известны все будущие инвестиционные возможности. В действительности инвестиционные идеи возникают непредсказуемо.  [c.124]

Даже если счета отдельно взятого домашнего хозяйства сбалансированы, иногда факторы, способствующие такому балансу, не могут существовать долго. L, ли расходы семьи превышают ее доход и дополнительное финансирование осуществляется за счет займов, то можно считать, что бюджет этого домашнего хозяйства находится в состоянии несбалансированности, поскольку такая ситуация не может продолжаться все время. Или если дефицит баланса данной семьи финансируется за счет ранее накопленных активов, то семейный бюджет также не может считаться сбалансированным, поскольку семья не может до бесконечности использовать свое богатство постепенно она не сможет поддерживать такой уровень жизни. (Конечно, если семья состоит из пенсионеров, то ее расходы могут быть сбалансированы, когда они используют ранее накопленное богатство для финансирования текущего дефицита. Этот пример показывает, что необходимо рассмотреть все обстоятельства, прежде чем сделать вывод о несбалансированности бюджета семьи )  [c.773]

В таблице 28 для наглядности показано наличие или отсутствие отдельных блоков учетных данных при различных системах учета ОПР. Из приведенной информации видно, в чем состоит основное различие между фактическим, нормативным и комплексным нормативным методами учета. Отметим, что сам по себе тот факт, что на предприятии практикуется система регулярной разработки сводного бюджета или, наоборот, такая система отсутствует, не имеет прямого отношения к выбору системы учета. Так, при фактическом методе учета с равным успехом может иметь место составление плановой сметы ОПР на очередной бюджетный период, а может вообще отсутствовать система планирования как таковая. Те блоки учетных данных, которые индифферентны к выбранной системе учета, в таблице 28 отмечены примечаниями ДА (НЕТ) и НЕТ (ДА) .  [c.149]

Предположим, что как общехозяйственные, так и общие коммерческие расходы состоят из двух статей — вспомогательных материалов и заработной платы управленческого персонала. Индекс цен за единицу вспомогательных материалов по обоим под-бюджетам постоянных расходов почти одинаков (берутся с одного склада примерно одни и те же материалы, в основном офисного употребления), а средняя заработная плата сотрудников служб сбыта выше, чем у административного персонала.  [c.366]

Исходя из того, что общество -г это саморегулирующаяся и самонастраивающаяся система, можно сказать, что и государство выступает как система, обеспечивающая саморегуляцию и самонастройку общества, а финансовая в том числе бюджетная система, обеспечивают нормальное функционирование государства. Именно финансы, основой которых является бюджет, — лучший информационный источник во всей государственной деятельности, они являются основой системы прямых и обратных связей в государстве, дают возможность осуществлять постоянный мониторинг — слежение рублем за всеми процессами в государстве и обществе. Роль норм финансового права состоит в том, чтобы создать правовые коридоры для нормального функционирования системы финансов. Именно поэтому сейчас Указом Президента Российской Федерации образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу — уполномоченный орган по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Правда, уже название этого органа говорит о том, что он создан не от хорошей жизни, а потому, что большое количество финансовых средств рынка остается в тени и уходит за границу, чем наносится огромный ущерб всему государству. Однако борьба с этим негативным явлением, как видим, может осуществляться только через финансовый мониторинг.  [c.4]

Для финанс. систем промышлснно развитых капиталистич. стран характерно отсутствие их внутр. единства. Это выражается в том, что местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в гос. бюджет, li федеративных гос-вах бюджеты членов федерации (штатов, земель, кантонов) не включаются в гос. (федеральный) бюджет. Разобщённость финанс. системы состоит и в том, что помимо гос. бюджета имеются различные автономные и присоединённые бюджеты, спец. фонды, через к-рыо перераспределяются крупные средства.  [c.293]

Но, несмотря на это, первая консультация не была напрасной. Из нее извлекли два урока. Первый — продолжать получать знания у консультантов. Второй — по возможности делать это не за свой счет, а, например, через программы западной помощи. Оказалось, что выиграть конкурс на участие в такой программе нетрудно решающим критерием была психологическая готовность руководства к преобразованиям. Г. Калитин говорит, что достаточно было разослать документы по всем возможным направлениям предоставления бесплатных консультаций и ждать, вдруг где-нибудь повезет. И везло. Так, в 1994 г. на комбинате появились консультанты группы Мак-Кинси (вспомните матрицу стратегического планирования, о которой шла речь в разделе V), которые, по словам генерального директора, всем прочистили мозги и предоставили комбинату план конкретных действий . Финансовый директор извлек пользу от работы на комбинате этой консалтинговой группы. У него появилось представление о том, что такое бюджет, себестоимость в рыночной экономике, точка безубыточности . Благодаря консультациям Мак-Кинси комбинат к следующему акту консалтинговой благотворительности, который состоялся в 1995 г. (приехал представитель Международного корпуса экспертов), подошел уже с четкой конкретной задачей. Надо было внедрить западную технологию учета всех затрат. Мы поняли,— говорит В. Зверев,— что с реорганизацией учета решим и вопрос повышения эффективности управления предприятием. То, чему научились у других консультантов делать приближенно, надо было научиться делать четко и конкретно .  [c.619]

К одной из основных подсистем финансовой системы государства относятся централизованные финансы. Централизованная сфера финансов, в которую включается бюджетная система социальной сферы, находится в собственности государства в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев федерального, региональных и местных бюджетов. Законодательством регламентировано, что каждый бюджет должен функционировать автономно. Это означа-  [c.16]

ПОЛУЧЕНИЕ НЕПРИГОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ. Другой потенциальный поведенческий эффект контроля заключается в том, что он может побуждать людей выдавать организации непригодную информацию. Так, например, выдвигая новый проект или предлагая новый бюджет, менеджеры могут переоценить объем необходимых ресурсов и недооценить объем возникающих доходов. Если руководство высшего звена по привычке уменьшает бюджетные заявки в ходе их анализа (это один из видов контроля), то завышение заявок увеличивает вероятность того, что нижестоящие менеджеры получат именно те суммы, которые им действительно нужны. Кроме того, если деятельность менеджеров оценивается по тому, насколько хорошо они укладываются в бюджетные рамки, то запрашивая денег больше, чем нужно, они оставляют себе некоторую лазейку. Такие менеджеры могут совершать ошибки, но в то же время формально их деятельность будет оцениваться достаточно высоко. Аналогично менеджеры могут стараться устанавливать заниженные цели, увеличивая вероятность реального их досгижения и получения вознаграждения в период подведения итогов. Проблема, возникающая в этих случаях, состоит в том, что контролеры не знают, сколько и каких ресурсов надо затратить и каких целей организация может достичь на самом деле. Все это может привести к тому, что будут упущены важные возможности для развития организации.  [c.408]

Второй тип формальной группы — это РАБОЧАЯ (ЦЕЛЕВАЯ) ГРУППА. Она обычно состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда. Рабочие (целевые) группы имеются в составе Хьюлетт—Паккард , Шэкли Корпорейшн , Моторола , Тексас Инструменте и Дженерал Моторс . Более двух третей от общего числа сотрудников компании Тексас Инструменте (89 с лишним тыс. человек) являются членами целевых групп. За повышение общей эффективности компании они могут получать 15-ти процентную надбавку к своему бюджету. В этой компании руководство считает, что целевые группы ломают барьеры недоверия между руководителями и рабочими. Кроме того, предоставляя рабочим возможность самим думать о своих производственных проблемах и решать их, они могут удовлетворять потребности рабочих более высокого уровня. Третий тип формальной группы — комитет — будет рассмотрен ниже.  [c.437]

Экономическая и финансовая наука вплоть лоДж.М. Кейнса (1883-1946) считала законом равновесие бюджета, его бездефицитность. М.М. Сперанский в Плане финансов определил, что главное расстройство в финансах есть несоразмерность расходов с приходами . Поэтому расходы должны быть учреждаемы по приходам и назначение издержек (читай - расходов) есть первая и самая существенная операция в финансах . Для контроля над расходами М.М. Сперанский разделяет расходы на обыкновенные и чрезвычайные, каждый из которых должен иметь свои правила, сроки, обряды. Каждый вид расходов, обыкновенных и чрезвычайных, делится на 4 разряда. В каждом разряде расходы разделены по вертикальному принципу расходы центральные (читай - федеральные), губернские, окружные, волостные. У каждого расхода должен быть свой источник покрытия. Чрезвычайные расходы М.М. Сперанский ограничивает только расходами на войны, пенсионы, аренды . Первая и самая существенная обязанность министерства финансов должна состоять в том, чтобы не только самому никогда не выходить за рамки правил назначения (читай - расходов), но и блюсти, чтобы во всех департамен-  [c.60]

Вклад американской финансовой школы в разработку вопроса прогрессивного обложения состоит в том, что она перевела решение этого вопроса из сферы чистой теории в сферу финансовой политики, обосновав необходимость введения подоходного прогрессивного налога в качестве основного источника доходов государственного бюджета. Особая заслуга в этом принадлежит американскому финансисту Э. Селигману.  [c.127]

Проблема состоит в том, что выбор фирмой направлений инвестирования должен отражать процессы и "снизу", и "сверху" - т. е. процессы формирования бюджетов долгосрочных вложений и стратегического планирования одновременно. Один процесс должен дополнять другой. Менеджеры предприятий и филиалов, которые проделывают ббльшую часть работы по составлению бюджетов снизу, порой не способны увидеть за деревьями леса. Те же, кто занимается стратегическим планированием, могут иметь ошибочное представление о лесе, поскольку они не видят отдельных деревьев.  [c.289]

economy-ru.info

Бюджет - это... Что такое Бюджет?

Бюдже́т (от старонормандского bougette — кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.

Государственный бюджет

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих видов:

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефици́т (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

Бюджетное право

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государственных и муниципальных бюджетов составляет бюджетное пра́во. Основное положение парламентского бюджетного права выражается в том, что ни один новый налог, никакая перемена в старых налогах ни взятие государственного займа, ни финансирование государственной программы не могут быть произведены без согласия парламента. Осуществление бюджетного права даёт народному представительству могущественное средство участия в государственном управлении и надзоре за целесообразностью деятельности правительства.

В Российской Федерации законопроект, содержащий предварительную смету доходов и расходов государства, составляется Министерством финансов РФ. Процесс разработки бюджета называется бюджетное плани́рование. Затем законопроект поступает в Правительство Российской Федерации, где он уточняется и дорабатывается. Правительство представляет проект государственного бюджета в Государственную Думу, где он рассматривается в трех чтениях, от чтения к чтению всё более детально. На стадии первого чтения в случаях отклонения Государственной Думой проекта федерального бюджета, может быть создана согласительная комиссия, состоящая из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ. После рассмотрения в Думе, государственный бюджет поступает на рассмотрение в Совет Федерации. В заключение процедуры Закон о государственном бюджете должен быть подписан Президентом РФ.

Если бюджет не утверждается парламентом страны вовремя, или если президент наложил на бюджет вето, и в результате бюджет не вступил вовремя в законную силу — то такая ситуация называется бюджетный кри́зис.

Государственный бюджет составляется на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Финансовый год в некоторых странах может начинаться и не с 1 января. В России финансовый год начинается 1 января[1].

В Республике Беларусь основы функционирования бюджетной системы определяет Закон О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах от 4 июня 1993 г. N 2347-XII.

Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства, что определяет его место и роль в финансировании мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение. Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и г. Минском для выравнивания уровня их экономического и социального развития. За счет средств республиканского бюджета могут выделяться местным бюджетам дотации, субсидии и субвенции при недостаточности собственных ресурсов для финансирования отдельных расходов мероприятий.

Бюджет в организации

Основные типы бюджета:

  • бюджет, составленный снизу вверх, предусматривает сбор бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее — к руководству организации.
  • бюджет, составленный сверху вниз, требует от руководства компании чёткого понимания основных особенностей организации и способность формировать реалистичный прогноз на рассматриваемый период.

Классификация бюджетов:

  1. Долгосрочные и краткосрочные
  2. Постатейные бюджеты
  3. Бюджеты с временным периодом
  4. Гибкие и статические бюджеты
  5. Преемственные бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем

Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР)

Основная статья Бюджетирование, ориентированное на результат

Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) — методология подготовки и исполнения бюджета, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.[2]

Структура бюджета

Структура бюджета необходима для формирования иерархии бюджетообразующих статей, а именно:

  1. распределения ответственности между структурными подразделениями — бюджетообразующие статьи уточняются, и в дальнейшем структурные подразделения могут работать как с общим правилом, так с собственной уточняющей статьей;
  2. формирования совокупных доходов и расходов — формируют удобную для рассмотрения различных расчетов величин иерархию статей;
  3. формирования бюджета денежных средств — в структуре бюджета имеются статьи имеющие отношение к движению денежной массы.

Бюджетная эффективность

см. Бюджетная эффективность

Из истории

В XIII—XVI веках значительная доля доходной части бюджета русских князей формировалась из доходов от торговли, дани и взимания различных торговых пошлин.[источник не указан 789 дней]

Постепенно система постоянных налогов с населения подконтрольных князьям территорий становится определяющей в доходной части бюджета. В конце XVI века по сообщению Флетчера в бюджет Великого княжества Московского платили тяглом и податью: «Псков 18’000, Новгород — 5’000, Торжок и Тверь — 8’000 рублей… Москва — 40’000 рублей. Весь годовой итог простирается до 400’000 рублей» С учетом торговых пошлин (к примеру, Москва платила 12’000, Кострома — 1’800, Нижний Новгород — 7’000 рублей…), штрафов и пеней с каждого судебного решения, поступлений из «Разбойного приказа», денег от реализации за границей мехов (монополия царя) и за вычетом всех расходов, кроме расходов на содержание дворца и жалованья войску.[3]

Источники

  1. ↑ статья 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации
  2. ↑ Определение Института развития промышленной и экономической политики
  3. ↑ Флетчер о бюджете царской казны

Литература

  • Немировский Игорь Борисович, Старожукова Инна Альбертовна Бюджетирование. От стратегии до бюджета — пошаговое руководство. — М.: «Диалектика», 2006. — С. 512. — ISBN 5-8459-1047-1

См. также

Ссылки

dic.academic.ru