Финансовая грамотность подростков РФ превысила среднемировой уровень. Тест на финансовую грамотность российская газета


Тест на грамотность: умеют ли нижегородцы распоряжаться деньгами?

Нижегородцы могут оценить, насколько эффективно они распоряжаются собственными деньгами. С 10 по 21 апреля в России проходит онлайн-тестирование по финансовой грамотности.

Такую возможность предоставляет Всероссийский зачет по финансовой грамотности, организованный по инициативе Агентства стратегических инициатив (АСИ) совместно с Центральным банком Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Конструктором образовательных ресурсов.

Для того чтобы принять участие в зачете, нужно авторизоваться на сайте https://finzachet.ru и пройти онлайн-тест, состоящий из 30 вопросов. Участник, правильно ответивший на 24 вопроса и более, получит персональный сертификат, подтверждающий успешное прохождение теста. Тем, кто ответит на меньшее количество вопросов, будут предложены ссылки на соответствующие информационные материалы, ознакомившись с которыми, участник сможет попробовать пройти тест повторно, чтобы получить сертификат.

— Цель этого проекта – дать возможность каждому желающему повысить уровень своей финансовой грамотности самостоятельно, а самое главное – предоставить человеку все необходимые для этого ресурсы: ссылки на материалы, которые позволят это сделать в онлайн-режиме. Мы благодарны Банку России и Национальной открытой школе за то, что они откликнулись и поддержали эту инициативу, – сообщила генеральный директор АСИ Светлана Чупшева.

Руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута отметил, что регулятор заинтересован в повышении грамотности потребителей финансовых услуг, поскольку это приведет к снижению числа ошибок и разочарований на финансовом рынке, будет способствовать росту его стабильности.

— Финансовая грамотность – это не просто сумма знаний, овладев которыми можно считать себя интеллектуалом. Это ежедневное практическое применение умений и навыков для защиты своих сбережений, рационального и безопасного использования финансовых инструментов, приобретения тех или иных финансовых продуктов, которые помогут решить стоящие перед человеком задачи или приумножить имеющиеся средства, – сказал Михаил Мамута.

Организаторы рассчитывают, что финансовый зачет станет для россиян ежегодным.

Узнать обо всех мероприятиях Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи и зарегистрироваться для участия можно на сайте вашифинансы.рф.

 

12+

pravda-nn.ru

Студентов обучат финансовой грамотности через мобильное приложение — Российская газета

В России разработали электронные учебно-методические материалы по финансовой грамотности для вузов, и учить по ним станут студентов по всей стране. Электронный формат, который будет доступен в мобильном приложении телефона или планшета, позволит разработчикам оперативно дополнять содержание учебников. Сейчас их апробируют в десяти регионах страны и распространяют бесплатно, так как материалы составляли эксперты в рамках государственной программы.

Разработкой электронных учебников занимался Федеральный сетевой методический центр (ФСМЦ) экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках проекта минфина и Всемирного банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ". Методический центр создали для повышения квалификации преподавателей вузов и развития программ повышения финансовой грамотности студентов.

В апробации материалов принимают участие студенты и более 600 преподавателей 96 вузов, которые расположены в регионах-участниках госпрограммы повышения финграмотности (Татарстан, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Архангельская, Саратовская, Калининградская, Томская, Волгоградская, а также Свердловская области). Кроме того, в апробации примут участие и студенты неэкономических факультетов МГУ в рамках межфакультетского курса "Разумное финансовое поведение".

Подготовленные ФСМЦ материалы представляют собой сборник для преподавателей, доступный после идентификации на сайте и в мобильном приложении, а также учебник для студента, который можно скачать в открытом доступе. В них есть тесты, открытые вопросы, задачи и темы эссе.

Разработчики отказались от печатной версии учебников не только из-за экономии, но и ввиду того, что быстро меняющиеся условия на рынках финансовых услуг требуют столь же оперативно вносить изменения в дидактические материалы. Кроме того, электронный формат позволяет сразу переходить по ссылкам на сайты со статистическими материалами, законами и другой информацией, не прерывая процесс обучения, говорится в информационном бюллетене портала вашифинансы.рф.

Разрыв между уровнем развития технологий и финансовой грамотностью потребителя растет

Учебные материалы ФСМЦ призваны заложить фундамент разумного финансового поведения, которое базируется на четырех столпах: умение сберегать, понимать сущность кредитного продукта, знать, как безопасно пользоваться платежными инструментами (банковские карты, электронные кошельки и прочее), а также быть в теме страхования. В каждую из этих областей проникают новые финансовые технологии, углубляя цифровизацию в сфере услуг. В связи с этим разрыв между уровнем развития технологий и финансовой грамотностью потребителя растет, говорит заведующий лабораторией финграмотности экономического факультета МГУ Ростислав Кокорев.

"Мы не претендуем на то, что можем обучить человека абсолютно всем знаниям нашими скромными силами, но мы, как можем, пытаемся заложить системный взгляд на мир, в том числе на личные финансы, а уже дальше человеку самому предстоит как-то выживать в этом прекрасном и яростном мире и бороться за свои права и финансовое счастье", - говорит Ростислав Кокорев.

Основная проблема - где найти время в учебных программах на обучение финансовой грамоте. Как оказалось, этот вопрос актуален не только для школ, но и для вузов. Большая редкость, если удается создать в каком-то институте отдельный спецкурс по финансовой грамотности, пусть даже и короткий. Задача ФМСЦ состоит еще и в том, чтобы научить преподавателей, как вмонтировать соответствующие блоки в стандартные экономические дисциплины, переформатируя их под большую практическую заточенность на жизнь, пояснил эксперт. Смысл в том, чтобы студенты изучали не абстрактные кривые спроса и предложения, а вписанные в них реалии.

Уровень финансовой грамотности молодежи в России в целом выше, чем у взрослого населения, констатировал ранее руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута. Это связано с несколькими факторами, среди которых как более высокий уровень технической подкованности подростков, так и внедрение программ по повышению финансовой грамотности в образовательных учреждениях. Проведенный ЦБ мониторинг выявил 11 типов финансового поведения взрослых граждан, из которых шесть - то есть более половины - считаются проблемными. Так, к рискованным схемам финансового поведения тяготеют 56,2 процента опрошенных граждан, рассказал Михаил Мамута. Эта прослойка склонна часто неосознанно совершать ошибки финансового характера, что впоследствии становится плохим примером и для детей.

Инфографика "РГ": Леонид Кулешов/Александра Воздвиженская

rg.ru

Финансовая грамотность подростков РФ превысила среднемировой уровень

Эксперты оценили умение 15-летних школьников со всего мира ориентироваться в финансовых вопросах и решать практические задачи.

Это часть большого международного исследования PISA, о котором мы уже рассказывали. Его авторы отмечают, что старшеклассники из России значительно повысили свои результаты в 2015 году в сравнении с 2012-м. Участвовали школьники из 15 стран, и, как выяснилось, лучше россиян с деньгами умеют обращаться только китайцы, бельгийцы и канадцы.

Каждый десятый участник из России показал максимальный уровень финансовой грамотности. Это означает, что школьник, например, без труда распознает фальшивое письмо из банка и стоящую за ним махинацию, а также сумеет правильно на него отреагировать, - в этом заключалось одно из заданий теста. Минимальный уровень предполагал знание основных финансовых терминов и понимание того, зачем нужен, скажем, банковский счет.

Лучше всего российские школьники справились с заданиями по теме "Риски и вознаграждения": требовалось просчитать потенциальные прибыль и убытки и принять финансовое решение. Юноши и девушки показали примерно равные средние баллы, а вот уровень материального благополучия семьи оказался значимым фактором: высокий достаток в среднем гарантировал лучший результат. Но есть и более простой способ повлиять на финансовую грамотность ребенка - обсуждать с ним вопросы, связанные с деньгами. Исследование показало, что результаты школьников, "обсуждающих финансовые вопросы с родителями раз в месяц или чаще", значительно выше.

Кроме финансовой грамотности в исследовании PISA оценивается грамотность математическая и читательская. По этим показателям российские школьники тоже заметно продвинулись за последние годы. Специфика ситуации в том, что у наших ребят успехи в этих сферах практически не связаны между собой. То есть школьник из России может отлично разбираться в финансах и иметь не слишком высокий результат по математике или не особенно хорошо работать с текстами. И наоборот.

Задание, близкое к тому, что предлагалось на тестировании:

В вымышленной стране Зедландии, где зед является денежной единицей, живет некая Алла Петровна. Она получила кредит в 8000 зедов от финансовой компании "Первый кредит". Годовая процентная ставка по кредиту составляет 15%. Ежемесячные выплаты - 150 зедов.

Спустя год долг Аллы Петровны все еще составляет 7400 зедов. Другая финансовая компания, "Лучший кредит", предлагает Алле Петровне кредит в 10 000 зедов с годовой процентной ставкой 13%. Ежемесячные выплаты по возврату кредита также будут составлять 150 зедов.

Стоит ли Алле Петровне перекредитоваться? Какие финансовые выгоды она получит, если возьмет деньги от компании "Лучший кредит"? С каким возможным негативным финансовым последствием она столкнется, если согласится взять кредит от компании "Лучший кредит"?

Кстати

28% российских старшеклассников имеют счет в банке.

51% российских старшеклассников зарабатывает деньги самостоятельно.

rg.ru

Российские школьники поднялись в рейтинге финансовой грамотности — Российская газета

Уровень финансовой грамотности школьников 15-летнего возраста за три года резко вырос: теперь подростки в России стоят не на десятом, а на четвертом месте в международном рейтинге, следует из исследования PISA, проведенного под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Специалисты опросили более шести тысяч школьников в России из 42 регионов. Так, учащиеся показали результат, который превысил средний уровень десяти стран и экономик ОЭСР. Математическая и читательская грамотность подростков тоже выросла, но не так сильно, как финансовая (на 12, 20 и 26 пунктов соответственно).

Результаты России приятно удивляют, призналась директор департамента по финансам ОЭСР Флор-Анн Месси: свыше 55 процентов школьников продемонстрировали более высокие показатели, чем в 2012 году, в части финграмотности.

Нам есть, куда расти, считает Флор-Анн Месси. Так, в среднем российские подростки справились с международным тестом на 52 процента. Тяжелее всего им дались задачи, непосредственно связанные с деньгами и операциями с ними (например, что нужно знать при оплате интернет-заказа по банковской карте, какими налогами облагают денежные операции, что написано в банковских документах). Чем больше было заданий, связанных с домом и семьей, тем лучше ребята выполняли задания (59 процентов), а чем больше они касались образования и работы, тем было труднее (43 процента).

Улучшить позиции России удалось за счет введения факультативов по финграмотности в школах

Примечательно, что уровень знаний российских подростков практически не зависит от пола: средний результат тестирования среди мальчиков - 510 баллов, среди девочек - 514 баллов, однако среди учащихся, которые показали худшие результаты, оказалось больше юношей.

Подняться в рейтинге удалось за счет введения факультативов по обучению финансовой грамоте в школах, считает руководитель национальной команды исследования PISA в России Галина Ковалева. По ее оценкам, свою лепту внес и тот факт, что в России вне зависимости от социального положения почти равный доступ к бесплатным учебникам по финграмотности - у родителей и детей из стран ОЭСР доступ к материалам не столь широкий.

Но и в России был период, когда учащиеся испытывали острую нехватку образовательных материалов. Так, в 1990-х преподаватели использовали американские учебники по финграмотности, которые были адаптированы под возраст и предлагали много практических занятий, напомнила директор Европейской гимназии Ирина Боганцева. Теперь у нас есть свои учебники, которые по заказу школы можно получить бесплатно, и руководитель Федерального методического центра по финграмотности Николай Берзон не понимает, почему некоторые регионы отказываются их приобретать.

ТЕКСТ. Инфографика: ИНФОГРАФИКА "РГ"/ АНТОН ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ/ АЛЕКСАНДРА ВОЗДВИЖЕНСКАЯ

rg.ru