Контроль финансов, его виды, цель. Система финансового контроля. Финансовый контроль и аудит. Система финансового мониторинга


Контроль финансов, его виды, цель. Система финансового контроля. Финансовый контроль и аудит

Финансовый контроль и аудит - важнейшие средства обеспечения законности деятельности государства и его структур в целом, организаций и граждан в частности. Они предполагают проверку целесообразности распределения и использования средств. Рассмотрим далее подробно, что собой представляет система финансового контроля, какие методы проверки существуют, кто уполномочен вести ревизионную деятельность. контроль финансов

Назначение и задачи

Цель финансового контроля состоит в проверке соответствия выполняемых операций денежным средствам. В качестве основных задач следует выделить:

  1. Проверку исполнения обязательств перед органами территориального самоуправления и государством гражданами и организациями.
  2. Надзор за соблюдением правил осуществления денежных операций, расчетов и хранения средств.
  3. Проверку правильности использования муниципальными и государственными предприятиями финансовых ресурсов, которые находятся в их оперативном управлении либо хозяйственном ведении.
  4. Предотвращение и устранение нарушений правил.
  5. Выявление внутренних производственных резервов.

Реализация указанных задач обеспечивает укрепление дисциплины, которая, в свою очередь, выступает одной из сторон законности. Финансовый контроль является эффективным инструментом, с помощью которого проверяется соблюдение предусмотренного правопорядка в ходе деятельности субъектов. Он позволяет оценить результативность и обоснованность действий, соответствие их интересам государства.

Виды контроля финансов

Классификация формируется по различным критериям. В зависимости от времени выполнения различают последующую, текущую и предварительную проверки. В последнем случае процедура проводится до совершения операций, связанных с формированием, распределением и использованием фондов. Этот тип проверки имеет большое значение в предотвращении нарушений дисциплины. Текущий финансовый контроль осуществляют в ходе совершения операций. Последующая проверка выполняется после произведенных действий. В этом случае оценивается состояние дисциплины, устанавливаются нарушения, выявляются способы предупреждения и принимаются меры по их ликвидации. Различают также инициативную и обязательную проверки. Последняя выполняется или в соответствии с требованиями закона, или на основании решения компетентных инстанций. В зависимости от органов, которые инициируют процедуру, существуют следующие виды контроля финансов:

  1. Президентский.
  2. Представительных органов местной администрации или госвласти.
  3. Общественный.
  4. Независимый.
  5. Внутрихозяйственный и ведомственный.
  6. Исполнительных органов общей компетенции.

Ведомственный контроль финансов выполняется соответствующей инстанцией и направлен на проверку деятельности субъектов, входящих в их систему. Он аналогичен процедуре в структуре религиозных или общественных организаций. Некоторую схожесть имеет также внутренний финансовый контроль.

Дополнительно

Формы бюджетного контроля финансов определяются в ст. 265 БК. К ним относят:

  1. Предварительную проверку, выполняемую в процессе обсуждения проекта плана статей расходов и доходов.
  2. Текущую ревизию. Она производится при рассмотрении отдельных вопросов, касающихся исполнения бюджета.
  3. Последующую проверку. Ее выполняют при рассмотрении и утверждении отчетной документации по исполнению бюджетов. финансово бюджетный контроль

Государственная проверка

Такой финансово-бюджетный контроль выполняется законодательными, исполнительными (в том числе созданными специально) федеральными органами власти. Особое значение в данной области имеет Указ главы государства, регламентирующий меры обеспечения такой проверки. В документе сказано, что процедура направлена на контроль исполнения федерального финансового плана и планов внебюджетных фондов, организации денежного обращения. В ходе нее проверяется состояние госдолга, резервов страны, использование кредитных ресурсов. Вместе с этим ведется надзор за предоставлением льгот и преимуществ в сфере денежного обращения.

Субъекты

В законодательстве установлено разграничение функций и полномочий структур, выполняющих финансово-экономический контроль. Эти субъекты определяются нормами. Осуществление финансового контроля возложено на:

  • Счетную палату РФ.
  • ЦБ.
  • Минфин.
  • Федеральную службу надзора и мониторинга.
  • Контрольно-ревизионные структуры исполнительных органов.
  • Таможенную службу.
  • Прочие уполномоченные инстанции.

Государственный контроль финансов могут выполнять и представительные органы власти.

Внутриструктурная проверка

Такой контроль финансов выполняется в:

  • Комитетах.
  • Министерствах.
  • Религиозных/общественных организациях и прочих субъектах, входящих в ведомственную структуру.

Проведение финансового контроля возлагается в этом случае на руководителей соответствующих объединений, специально созданных ревизионных подразделений, подчиняющихся обычно непосредственно начальнику министерства, комитета или прочего, указанного выше субъекта. Служба структуры ОВД выполняет ревизии деятельности структурных единиц министерств, использующих государственные средства, не менее раза в год. Внеплановая проверка производится на основании указания вышестоящих руководителей, решений судебно-следственных инстанций, а также в случае смены начальствующего состава или ликвидации подразделения. Продолжительность ревизии - не больше 40 дн. Продление этого периода допускается по разрешению руководителя, инициировавшего проверку. Такой контроль финансов выполняется для:

  • Выявления случаев недостач и хищения денег и материальных ценностей, прочих нарушений дисциплины в сфере денежного обращения.
  • Разработки предложений по ликвидации причин и обстоятельств совершения неправомерных действий.
  • Принятия мер для взыскания с виновных нанесенного ущерба и так далее. осуществление финансового контроля

Внутренний финансовый контроль учреждения

Он выполняется в соответствии с положениями ФЗ № 119. Финансовый контроль и аудит организаций представляет собой деятельность независимых служб и лиц. В ходе таких ревизий проверяется:

  • Бухгалтерская отчетность.
  • Платежно-расчетная документация.
  • Налоговая декларация.
  • Исполнение прочих финансовых обязательств и требований хозяйствующего субъекта.

Специфика деятельности

Выполнять такие проверки вправе инстанции, имеющие на это соответствующее разрешение. Аттестованные лица, желающие осуществлять эту деятельность самостоятельно, могут начать работу после процедуры госрегистрации в качестве предпринимателя, получения лицензии и внесения сведений в госреестр фирм. Разрешающие документы выдаются:

  1. Центробанком (для ревизий банков).
  2. Департаментом по страховому надзору (для проверки страховых компаний).
  3. Минфином (для ревизий инвестиционных фондов, бирж и выполнения общих проверок).

Типы независимых процедур

Независимый контроль финансов предприятия может быть инициативным и обязательным. Первый выполняется непосредственно по решению самого субъекта. Обязательный финансовый контроль учреждений производится по поручению:

  • Следователя.
  • Органа дознания.
  • Суда.

финансово экономический контроль

ФЗ № 119 подробным образом регламентирует вопросы, касающиеся оплаты деятельности ревизора, ответственности субъекта за уклонение от выполнения обязательных проверок, порядка аттестации компании на право вести контрольную деятельность.

Качество проверки

Система финансового контроля функционирует в соответствии с жесткими требованиями законодательства. Качество выполненной независимой ревизии может проверяться органом, уполномоченным на выдачу лицензий, по требованию самого проверяемого субъекта, по предложению или инициативе прокурора. При выявлении ошибок в ходе осуществления финансового контроля, приведших к потерям для субъекта либо государства, с исполнителя могут взыскиваться:

  1. Полный размер понесенных убытков.
  2. Затраты на выполнение повторной проверки.
  3. Штраф за нарушения, отчисляемый в бюджет.

Взыскание осуществляется в судебном порядке.

Независимая проверка: особенности выполнения

Аудит на практике разделяют на несколько этапов:

  1. Оценка клиентских потребностей.
  2. Формирование групп исполнителей и определение задач.
  3. Планирование проверки.
  4. Оценка внутреннего контроля.
  5. Выявление риска.
  6. Выполнение общих и существенных процедур.
  7. Составление сводного отчета.
  8. Заключительное совещание.
  9. Анализ результатов.

Потребности клиента

Этот этап считается подготовительным. В рамках него исполнитель должен выявить запросы и потребности субъекта, найти оптимальные способы для их удовлетворения. Для эффективной реализации этого этапа проводятся собеседования с сотрудниками, самим руководителем. К выполнению первого этапа целесообразно привлечь соответствующих служащих (налоговых работников, консультантов и пр.). Их опыт работы с предыдущими заказчиками, а также их навыки позволят максимально полно обеспечить удовлетворение клиентских потребностей. внутренний финансовый контроль учреждения

Планирование

Его проводят в рамках первого совещания группы. На нем каждый сотрудник, привлеченный к работе, предоставляет собранные на первом этапе сведения. Планирование предполагает разработку стратегии аудиторской проверки. Она должна максимально соответствовать выявленным потребностям клиента. Кроме этого, стратегия должна учитывать вероятность риска и экономические аспекты работы. На первом совещании должны присутствовать служащие заказчика, сотрудники, исполняющие проект. В завершении заседания должны быть установлены сроки, график, результаты проверки, рассмотрены прочие вопросы, имеющие значение в работе.

Оценка собственных ревизионных средств компании

В рамках аудиторской деятельности исполнители должны иметь представление о существенных контрольных процедурах, которые использует клиент в своей фирме. К ним, в числе прочего, относят процесс закрытия бухгалтерской отчетности. Исполнитель должен определить те процедуры, которые оказывают влияние на существенные статьи отчетности. На данном этапе выполняется подготовка или обновление документации, в том числе описания, формы анализа для всех процедур.

Вероятность риска

Обязательным мероприятием при выполнении аудита выступает оценка эффективности контрольных средств, обнаруженных в существенных процедурах собственной проверки компании. Исполнитель производит также выборочную оценку методов, которые обладают всеобъемлющим характером. Это необходимо для определения их степени надежности и точности, уменьшения объема аудиторской работы.

Общие и существенные процедуры

Выполнение остальных действий направлено на дальнейшее снижение аудиторского риска до оптимального уровня. Они производятся на основании результатов общих и выборочных проверок предыдущих этапов, в соответствии с разработанной стратегией. В рамках общих и существенных процедур могут выполняться исследования детальных данных и анализ, когда первичная информация оценена как надежная.

Сводный отчет

При его составлении анализируются возможности и риски субъекта, обобщаются результаты аудита. Для этого:

  1. Обсуждаются и решаются существенные вопросы, выявленные в рамках проверки.
  2. Регулируются аудиторские риски, установленные при планировании и оценки состояния средств контроля в компании.
  3. Описываются дополнения, которые необходимо включить в отчетность клиента.
  4. Осуществляется общая аналитическая проверка бухгалтерской документации.
  5. Формулируется заключение. финансовый контроль учреждений

Завершающее совещание

Оно, как и предварительное, проводится с участием соответствующих служащих компании заказчика. В рамках совещания обсуждаются и анализируются следующие вопросы:

  1. Проекты бухгалтерской отчетности.
  2. Письмо руководителю.
  3. Проблемы, выявленные в процессе проверки и методы их решения.
  4. Вопросы по налогообложению.
  5. Прочие нерешенные проблемы (при наличии).

К моменту завершения совещания присутствующие на нем сотрудники должны прийти к одному пониманию всех обсуждаемых вопросов. Вместе с этим на заседании должен быть представлен окончательно утвержденный перечень исправительных проводок с выполненными расчетами и сопроводительными пояснениями и прочие необходимые комментарии. Целесообразно проводить завершающее совещание до утверждения заключения.

Результаты работы

По завершении аудиторской проверки должна быть проанализирована деятельность исполнителей, входивших в состав группы. Их работа оценивается в плане эффективности администрирования разработанным проектом и выполнения ревизии. В случае обнаружения недочетов в деятельности их целесообразно разобрать на общем совещании.

Надзор банковских и кредитных организаций

Финансовый контроль этими субъектами выполняется в процессе операций по кредитованию, инвестированию, расчетам. Банковский надзор необходим для обеспечения эффективного использования ссудных средств. Он ориентирован на укрепление финансовой дисциплины.

Роль проверки в общей платежной структуре

Финансово-хозяйственный контроль выступает в качестве одного из важнейших звеньев платежной системы. За счет его выполнения обеспечивается правильность, полнота и своевременность формирования доходов, точность и обоснованность затрат. Эффективность проверки считается обязательным условием успешной социальной и экономической политики, стабильного функционирования административного аппарата. Ревизия направлена также на выявление несоответствий в деятельности организаций существующим требованиям законодательства. Финансовый контроль предприятия выполняется относительно всей его деятельности в целом, его отдельных структурных подразделений. Ревизии подвергается в первую очередь работа бухгалтерии. Проверка в обязательном порядке также касается финансовых и прочих экономических служб компании. Это позволяет своевременно выявить нарушения, привлечь виновных к ответственности.

Счетная палата

Она выступает в качестве ведущего контрольно-ревизионного органа в стране. В соответствии с БК, устанавливаются полномочия Счетной палаты. В частности, она контролирует исполнение финансового плана, состояние внебюджетных фондов, внешнего и внутреннего долга, порядок предоставления налоговых льгот. финансовый контроль осуществляют

Минфин

Согласно правительственному постановлению № 329 от 30 июня 2004 г., Министерство финансов выступает как федеральный исполнительный орган, реализующий функции по разработке госполитики и нормативному регулированию в сферах:

  1. Банковской, валютной, страховой, налоговой, бюджетной деятельности.
  2. Бухгалтерской отчетности и учета.
  3. Аудиторской деятельности.
  4. Переработки, производства и обращения драгметаллов и камней.
  5. Таможенных платежей и установления стоимости перевозимых транспортных средств и товаров.
  6. Инвестирования средств в накопительную часть пенсии.
  7. Проведения и организации лотерей.
  8. Выпуска и оборота полиграфии.
  9. Финансирования госслужбы.
  10. Противодействия легализации преступных доходов и поддержания терроризма.

Минфин координирует и контролирует деятельность ФНС, Служб по страховому и бюджетному надзору и мониторингу. Министерство ведет проверку исполнения нормативных актов по вопросам, касающимся расчета и взимания платежей, установления стоимости перевозимых транспортных средств и товаров Таможенной службой. В своей деятельности Минфин руководствуется положениями Конституции, отраслевыми ФЗ, актами президента и правительства, международными соглашениями. Работа министерства проводится во взаимодействии с прочими исполнительными органами федерального и регионального, муниципального уровней, общественными организациями и другими объединениями.

Прочие субъекты

Представительные органы в ходе проведения финансового контроля могут получать от исполнительных структур всех материалов, требуемых для утверждения финансовых планов и ревизии их исполнения. Федеральным казначейством выполняется текущая и предварительная проверка операций со средствами получателей и распорядителей (главных в том числе). Последние выполняют ревизию использования поступлений получателями. Главные распорядители уполномочены на проведение контроля в подведомственных муниципальных и государственных организациях, бюджетных в том числе.

Методы

Контроль финансов может проводиться разными способами. К основным из них относят:

  • Ревизии.
  • Анализ.
  • Проверку.
  • Обследование.
  • Наблюдение и пр.

Наиболее распространенным методом считается ревизия. Она предполагает проверку первичной документации, в соответствии с которой выполнялись финансовые и другие операции. Ревизия также касается данных складского и бухгалтерского учета. В рамках данной процедуры выполняются инвентаризации. Ревизия может быть комплексной (фронтальной) и выборочной. По итогам мероприятия составляется акт, в который вносятся данные проверки. На основании этого документа принимаются меры для ликвидации нарушений (если они были выявлены). Наблюдение ориентировано на ознакомление с состоянием экономической деятельности субъекта. В рамках обследования могут использоваться такие приемы, как опрос и анкетирование. Такая проверка выполняется на месте. Анализу подвергаются расходные, отчетные и балансовые документы. Все эти методы направлены на выявление несоответствий требованиям закона и нарушений дисциплины.

Заключение

Контроль финансов занимает важнейшее положение в платежной структуре государства. Он может выполняться различными способами и службами, затрагивать разные субъекты. Однако, вне зависимости от этого, контроль финансов преследует цель выявления нарушений, устранения их, проверку соответствия деятельности по распоряжению средствами требованиям законодательства. Эффективная и своевременная проверка позволяет обеспечить стабильную работу организаций, государственных структур. Это имеет важнейшее значение для укрепления экономического состояния страны.

fb.ru

Инфраструктура и инструменты финансового мониторинга противодействия поступления теневых доходов

В научной статье рассмотрены инструменты по противодействию процессам по легализации и отмыванию денег теневой экономики в Казахстане и в других странах мира. Эффективная система финансового мониторинга как система нейтрализации риска легализации преступных доходов требует тесного взаимодействия между всеми уполномоченными структурами как на национальном, так и на международном уровнях. В статье рассмотрена инфраструктура финансового мониторинга по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма. В целом для разработки общей стратегии и координации по финансовому мониторингу рассмотрим структуру финансового мониторинга, начиная с международных организаций по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем, и заканчивая департаментом по финансовому мониторингу в крупных городах Казахстана и структурными подразделениями комплаенс-контроль в банках второго уровня.

Совокупность экономических отношений, в которые вступают все экономические и иные субъекты по поводу противодействия легализации преступных доходов, финансирования терроризма, как система финансового мониторинга. В частности, банки второго уровня, взаимодействуют со своими клиентами, с национальным банком, с органами финансового мониторинга, по поводу недопущения риска их вовлечения в процессы легализации преступных доходов.

Система финансового мониторинга – это непрерывное наблюдение, оценка, анализ и прогноз состояния экономических отношений, связанных с движением денежных потоков в сфере действия риска, легализации доходов, полученных преступным путем.

Следует выделять мониторинг рисков вовлечения в процессы легализации преступных доходов и мониторинг в сфере движения финансовых потоков экономических субъектов, в отношении которых осуществляется сбор и анализ информации.

Эффективная система финансового мониторинга как система нейтрализации риска легализации преступных доходов требует тесного взаимодействия между всеми уполномоченными структурами как на национальном, так и на международном уровнях.

В целом для разработки общей стратегии и координации по финансовому мониторингу в концедвадцатом веке был создан целый ряд международных организаций [1, c.26]:

  1. Международная организация по противодействию легализации с теневыми доходами и Financial Action Task Forceon Money Laundering (ФАТФ). Созданы следующие региональные организации ФАТФ:
  • Региональное представительство Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег (APG), Asia Pacific Group, создана в 1997 г. 26 странами для международного сотрудничества в целях развития финансового мониторинга в юго-восточном и южном регионах Тихого океана. Ею разработан план эффективного использования 40 рекомендаций ФАТФ и принято 8 собственных специальных рекомендаций по предотвращению финансирования терроризма;
  • Региональное представительство стран Южной Америки по осуществлению финансовых мер против отмывания денег (GAFISUD), the Financial Action Task Forceon Money Launderingin South America, создана с целью объединения усилий государств Южной Америки по финансовому мониторингу в регионе и внедрению 40 рекомендаций ФАТФ;
  • Региональное представительство стран Карибского бассейна против отмывания денег (CFATF), Caribbean Financial Action Task Force, выработала 19 своих собственных рекомендаций по финансовому мониторингу, которые учитывают региональные особенности и соответствуют основным рекомендациям ФАТФ.

В рамках ФАТФ созданы также организации, учитывающие особенности экономик африканских стран, которые имеют два основных направления – это региональное подразделение стран Западной Африки (G1ABA) и подразделение стран Центральной Африки:

  • Оффшорная группа банковского контроля, которая была создана Базельским комитетом в 1980 году, the Offshore Groopof Banking Sapervisors, (OGBS).
  • Региональное подразделение ФАТФ – комитет экспертов Совета Европы по оценке финансового мониторинга по противодействию легализации преступных доходов, Council of Europe Select Committeeof Expertsonthe Evaluation-of Anth Money Laundering Measures, (M0NEYVAL).
  • Региональное подразделение на основе рекомендаций ФАТФ по экономическому сотрудничеству черноморских государств.
  • В соответствии со стандартами ФАТФ была организована Евразийская группа (ЕАГ) по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, наша страна входит в данную группу и объединяет Беларусь, Китай, Кыргызстан, Россию, Таджикистан и Узбекистан, статус наблюдателей в ЕАГ предоставлен 16 государствам и 15 международными региональным организациям. Деятельность ЕАГ направлена на оказание содействия государствам региона в создании надлежащих правовых и институциональных механизмов противодействия легализации преступных доходов, соответствующих стандартам ФАТФ. В рамках этой деятельности ЕАГ проводит взаимные оценки соответствия национальных систем финансового мониторинга своих государств международным стандартам; анализирует типологии в сфере легализации преступных доходов и финансирования терроризма с учетом особенностей Евразийского региона, а также реализует программы технического содействия государствам-членам группы, включая обучение кадров.
  • Так же существует неофициальная международная организация группа Эгмонт, которая занимается систематизацией, обменом оперативной информацией между специализированными государственными агентствами по финансовому мониторингу, повышением квалификации сотрудников, расширением возможностей этих организаций в применении современных технических средств связи между участниками. Группа призвана координировать усилия организаций финансового мониторинга разных стран, которые часто называют «Подразделения финансовой разведки».

Так как банки второго уровня и финансовые учреждения являются основными источниками легализации теневых доходов, то в 2001 году в Гааге были разработаны принципы взаимодействия информацией между органами финансового мониторинга. В соответствии с этими принципами информация, предоставленная в связи с запросом заинтересованной стороны или по собственной инициативе, должна содержать исключительно сведения относительно финансовых операций, связанных с легализацией денег, или лиц и компаний, подозреваемых в совершении подобных операций. Предоставляемая информация должна использоваться только в целях противодействия легализации преступных доходов, исключается возможность ее передачи третьим лицам или структурам [2].

Казахстанским органом, который непосредственно взаимодействует с вышеуказанными международными организациями по принципам ФАТФ, является Комитет по финансовому мониторингу (КФМ Казахстана), который является ведомством Министерства финансов Республики Казахстан, осуществляющим в пределах компетенции центрального исполнительного органа реализационные и контрольные функции в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.

На основании постановления Правительства РК от 24 апреля 2008 года №387 был образован КФМ Казахстана. Основными задачами комитета являются: реализация единой государственной политики по противодействию финансирования терроризма, так же легализации доходов, полученных нелегальным путем; координация работы государственных учреждений по противодействию легализации преступных доходов; ведение республиканской базы и создание единой информационной системы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов; представление интересов Казахстана в международных организациях по финансовому мониторингу легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма [3].

В целях финансового мониторинга Комитет осуществляет сбор и обработку информации об операциях с деньгами и иным имуществом, в соответствии с Законом о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма; анализ полученной информации; координирует деятельность государственных учреждений; направляет информацию в правоохранительные органы; участвует в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансирования терроризма; организует формирование и ведение республиканской базы данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма; участвует в установленном порядке в деятельности международных организаций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма и т.д. [4].

В целом для разработки общей стратегии и координации по финансовому мониторингу рассмотрим структуру финансового мониторинга, начиная с международных организаций по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем и заканчивая департаментом по финансовому мониторингу в крупных городах Казахстана и структурными подразделениями комплаенс-контроль в банках второго уровня (рисунок 1).

 Инфраструктура финансового мониторинга по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма

Рисунок 1 – Инфраструктура финансового мониторинга по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма 

Составлено автором на основе изученной литературы 

Инфраструктура финансового мониторинга по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма рассмотрена как пирамида. Сверху – первая ступень Международная организация по противодействию легализации с теневыми доходами и FinancialActio nTaskForceonMoneyLaundering (ФАТФ). Существуют международные принципы и рекомендации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Следующая ступень – это региональное подразделение по типу ФАТФ группы стран Евразии, в данную группу входят Казахстан и еще 15 стран. Третья ступень – это подразделение Министерства финансов РК Комитет по финансовому мониторингу, осуществляющий в пределах компетенции центрального исполнительного органа реализационные и контрольные функции в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма. Четвертая ступень Департамент по финансовому мониторингу в крупных городах Казахстана. Пятая ступень банки второго уровня подразделения комплаенс-контроля. Банк второго уровня в Казахстане осуществляет управление комплаенс-рисками в соответствии из главенства применимого законодательства Республики Казахстан над собственными интересами, выражаемыми в его внутренних документах банка второго уровня. В целях организации процесса управления комплаенс-рисками в банке второго уровня создана служба комплаенс-контроля, непосредственно подотчетная Совету директоров. Комплаенсконтроль определяется как контроль соответствия банковской деятельности на финансовых рынках действующему законодательству в этой области.

Данная инфраструктура по противодействию легализации доходов теневой экономики и финансированию терроризма при оперативном взаимодействии друг с другом может минимизировать риски вовлечения банков второго уровня в легализацию незаконных доходов и финансированию терроризма. Так же важным инструментом по противодействию риска вовлечения банков второго уровня по отмыванию денег теневой экономики является банковский надзор врамках финансового мониторинга по противодействию легализации преступных доходов. Существуют в данном направлении два подхода: стандартный и основанный на оценке существующих и потенциальных рисков. Стандартный подход финансового мониторинга характеризуется двумя подходами. Первый базируется на принципе «Для всех одинаково» и состоит в том, что при проверке всех банков страны используются одни и те же процедуры в течение одного и того же периода времени (обычно от одного до трех лет). Второй вариант предполагает использование отдельных, но схожих процедур для проверки банков, имеющих определенный размер капитала, географическое положение, характер деятельности или иные особенности.

Подход, основанный на оценке банковских рисков легализации преступных доходов, учитывает такие факторы, как географическое положение, предлагаемые банком продукты и услуги, категории клиентов или изначальное не соблюдение банком требований в сфере противодействия легализации преступных доходов. Такая оценка рисков позволяет расширять масштабы проверок, кадровое обеспечение и компетенцию, а также совершенствовать модели управления ими.

В рамках снижения риска вовлечения в легализацию преступных доходов выделяют шаги формирования системы эффективного финансового мониторинга в банках второго уровня:

Шаг 1. В банке второго уровня разработана эффективная программа борьбы с легализацией преступных доходов, нацеленная на нейтрализацию рисков и помогающая выявлять, контролировать и препятствовать незаконной деятельности клиентов. Обычно в банке в системе внутреннего контроля функционирует комплаенс-контро

articlekz.com

Читать книгу по бизнесу Формирование системы финансового мониторинга в кредитных организациях Сергея Потёмкина : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 19 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

Сергей Потёмкин

Формирование системы финансового мониторинга в кредитных организациях: учебное пособие

Рекомендовано УМО

по образованию в области антикризисного управления в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080503 «Антикризисное управление» и другим экономическим специальностям

Рецензенты:

Н.С. Перекалина, заведующая кафедрой «Маркетинг» МАТИ – РГТУ им. К.Э. Циолковского, д-р экой, наук, проф.,

Н.З. Атаров, проф. кафедры «Корпоративное управление и электронный бизнес» Российского государственного университета туризма и сервиса, д-р экон. наук

Введение

Происхождение термина «мониторинг» (лат. monitor – предостерегающий), определяемого как система непрерывного наблюдения, измерения и оценки состояния окружающей среды, принято связывать со Стокгольмской конференцией ООН 1972 г. по окружающей среде. В соответствующем контексте трактует термин «мониторинг» Большая советская энциклопедия, согласно которой «мониторинг – наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека».

В отличие от термина «мониторинг» описываемый им специфический вид деятельности имеет длительную историю, исчисляемую по меньшей мере столетиями. Фактически мониторинг давно широко применяется в различных областях человеческой практики. Как результат этого термин в короткие сроки вышел за рамки исключительно экологии и в настоящее время широко используется в самых различных сферах деятельности.

Принято считать, что сейчас мониторинг наиболее широко применяется в экономике, экологии, социологии, медицине и образовании. Все перечисленные дисциплины имеют свои специфические особенности, поэтому в каждой из них содержание термина «мониторинг» раскрывается по-своему и по-разному расставляются акценты. Разнообразие существующих определений термина «мониторинг» является следствием не только междисциплинарного характера мониторинга как вида практической деятельности, но и его комплексной природы.

Глава 1

Система финансового мониторинга

1.1. Правовые аспекты финансового мониторинга

При обсуждении вопросов финансового мониторинга кредитных организаций следует отметить наличие двух различных видов финансового мониторинга: внешнего и внутреннего. Внешний финансовый мониторинг осуществляется государственными органами и организациями, контролирующими функционирование финансовой и кредитно-денежной системы, в целях обеспечения устойчивого развития банковского сектора как неотъемлемой части национальной экономики. Внутренний финансовый мониторинг является неотъемлемой составляющей банковской деятельности, поэтому кредитные организации подготавливают и проводят его своими силами. При этом в отличие от внешнего финансового мониторинга нормативно-правовое регулирование внутреннего финансового мониторинга имеет косвенный характер.

Как известно, нормы права устанавливаются уполномоченными органами государства и регулируют отношения в обществе. Применяемые нормы права призваны обеспечить поддержание общественного порядка (правопорядка) и соблюдение баланса интересов участвующих сторон, достигнутого в результате компромисса. Внешний финансовый мониторинг кредитных организаций в основном регулируется нормами финансового права и производится различными федеральными органами исполнительной власти и финансового контроля в пределах их компетенции.

В целом внешний финансовый мониторинг является инструментом реализации государственного финансового контроля, осуществление которого регламентируется Указом Президента РФ от 25.07.96 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации», призванным обеспечить контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот. Государственный финансовый контроль охватывает не только бюджетно-налоговую сферу и бюджетный процесс, но и процесс финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, поэтому предметом правового регулирования финансового контроля являются отношения, возникающие между государством и юридическими, физическими лицами в области производства и распределения национального дохода и его эффективного использования. Согласно Указу, обязанности по проведению государственного финансового контроля возложены на Счетную палату, Банк России, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет и иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Каждый из перечисленных государственных органов в соответствии с законодательством и в пределах своей компетенции осуществляет финансовый мониторинг кредитных организаций – систематическое наблюдение за финансовыми операциями банков (табл. 1.1). Министерство финансов производит финансовый мониторинг силами входящих в его состав профильных федеральных служб. Банк России осуществляет финансовый мониторинг кредитных организаций в процессе непрерывного банковского надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, так как действующим законодательством на него возложены обязанности по проведению государственной денежно-кредитной политики в целях создания благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны, в первую очередь за счет удержания инфляции на низком уровне. При проведении денежно-кредитной политики в качестве основных инструментов Банк России использует курсовую политику, ограничение денежного предложения на открытом рынке и установление базовых процентных ставок по банковским операциям.

Министерство по налогам и сборам проводит финансовый мониторинг, контролируя правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками. Министерство экономического развития и торговли в соответствии с действующим Положением о министерстве (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2002 № 783) осуществляет в установленном порядке мониторинг ценообразования, а также участвует в совершенствовании системы налогообложения и бухгалтерского учета.

Таблица 1.1

Основные задачи и функции государственных органов, осуществляющих финансовый мониторинг

Счетная палата, являющаяся постоянно действующим органом государственного финансового контроля, подотчетным Федеральному Собранию Российской Федерации, осуществляет финансовый контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в рамках единой системы контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической, информационной и иных видов деятельности на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности. Таможенный комитет производит государственное таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности, участвует в осуществлении валютного контроля, организует взимание таможенных платежей, а также выполняет иные законодательно закрепленные функции в целях обеспечения экономической безопасности государства и защиты его экономических интересов.

Участие в процессе внешнего финансового мониторинга кредитных организаций нескольких государственных органов обусловлено его комплексным характером и необходимостью непрерывного исчерпывающего контроля всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Внутренний финансовый мониторинг регулируется нормами банковского права, которое, являясь межотраслевым институтом права, в свою очередь базируется прежде всего на нормах гражданского права. При осуществлении внутреннего финансового мониторинга банковское право как комплексная отрасль законодательства может быть источником правовых коллизий, например в отношении правового режима банковской и коммерческой тайны. Кроме того, различия в нормативном регулировании неразрывно связанных внешнего и внутреннего финансового мониторинга также способны породить правовые проблемы.

Требования к организации и ведению внутреннего финансового мониторинга в кредитных организациях содержатся преимущественно в нормативных документах Банка России, в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» осуществляющего надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор). К числу документов, регламентирующих внутренний финансовый мониторинг в банках, относятся следующие:

✓ Федеральный закон от 3.02.96 № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности»;

✓ Положение Банка России от 26.03.2007 N 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»;

✓ Положение Банка России от 16.12.2003 N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»;

✓ письмо Банка России от 27.07.2000 N 139-Т «О рекомендациях по анализу ликвидности кредитных организаций»;

✓ письмо Банка России от 28.11.2001 N 137-Т «О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

✓ Положение Банка России от 19.03.2002 № 186-П «О проведении мониторинга предприятий Банком России»;

✓ Методические рекомендации Банка России от 25.12.2003 N 181-Т «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности».

Федеральный закон N 17-ФЗ (ст. 24) устанавливает обязанность банков по организации внутреннего контроля, обеспечивающего надлежащий уровень финансовой надежности и соответствующего характеру и масштабам проводимых операций. Требования к реализации внутреннего контроля детализируются в подзаконных нормативных актах.

В частности, Правила ведения бухгалтерского учета в банках, установленные Положением Банка России N 302-П, содержат требования к организации и проведению внутрибанковского контроля. В совокупности с изложенными в Правилах принципами бухгалтерского учета они являются основой внутреннего финансового мониторинга.

Требования к организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах изложены в Положении Банка России N 242-П, которое описывает цели, организацию и систему органов внутреннего контроля. В Положении также содержатся требования к службе внутреннего контроля банка, перечень контролируемых вопросов, способы (методы) осуществления проверок, рекомендации по осуществлению контроля и сведения об особенностях надзора Банка России за соблюдением правил организации внутреннего контроля.

Рекомендации по анализу ликвидности кредитных организаций, изложенные в письме Банка России N 139-Т, содержат положения по организации контроля за соблюдением политики и процедур по управлению ликвидностью в рамках системы внутреннего контроля. Документ предусматривает обязательное наличие информационной системы для сбора и анализа информации о состоянии ликвидности в кредитной организации и участие службы внутреннего контроля в этом процессе. Информация о текущем и прогнозируемом состоянии ликвидности, оценке ее влияния на финансовое состояние и риске ликвидности должна своевременно доводиться до руководящих органов кредитных организаций, принимающих управленческие решения.

В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Банк России подготовил ряд нормативных документов, регламентирующих порядок осуществления внутреннего финансового мониторинга в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В соответствии с письмом Банка России № 137-Т одним из направлений деятельности системы внутреннего контроля кредитных организаций является выявление операций, подлежащих обязательному контролю и связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, на основании правил внутреннего контроля, разработанных и утвержденных согласно рекомендациям Банка России.

Положение Банка России от 20.12.2002 № 207-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», устанавливает порядок формирования и направления кредитной организацией в уполномоченный орган предусмотренных законом сведений. Письмо Банка России от 11.08.2003 N 117-Т «О применении к кредитным организациям мер принуждения за нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусматривает при выявлении в деятельности кредитных организаций нарушений требований Федерального закона N 115-ФЗ применение мер принуждения, указанных в Инструкции Банка России от 31.03.97 N 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности».

В информационных письмах Банка России «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» содержатся разъяснения по вопросам, связанным с применением Положения N 207-П.

Положение Банка России N 186-П раскрывает понятие мониторинга как постоянного наблюдения, выполняемого путем проведения опросов об изменении экономической конъюнктуры, инвестиционной активности, финансового положения предприятий, а также систематизации и анализа полученной информации в целях прогнозирования экономического состояния. В Положении Банка России N 186-П изложены методика и порядок проведения мониторинга предприятий, а также сведения о подготовке и использовании аналитических материалов.

Методические рекомендации Банка России N 181-Т в соответствии со стандартом МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации» (параграф 42) связывают управление кредитным риском кредитной организации с осуществлением кредитного мониторинга. При этом порядок проведения кредитного мониторинга установлен Положением Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».

В контексте вышеизложенного нормативную базу финансового мониторинга кредитных организаций – непрерывного систематического контроля (наблюдения) финансового состояния банков, осуществляемого в целях принятия управленческих решений, – нельзя признать простой, и наличие двух различных видов финансового мониторинга лишь усложняет ее практическое применение.

1.2. Цели, задачи, функции финансового мониторинга

В качестве основных видов мониторинга обычно указывают динамический, сравнительный и комплексный.

Основанием для динамического мониторинга являются данные, собранные преимущественно путем наблюдения объекта, процесса или явления. При проведении такого мониторинга внимание уделяется главным образом накоплению и ранжированию хронологически упорядоченных сведений.

Динамический мониторинг является наиболее простым видом мониторинга и предназначен прежде всего для слежения за поведением и тенденциями развития объекта наблюдения. Определение набора наблюдаемых параметров, применяемых методик и технологий сбора и обработки данных при осуществлении динамического мониторинга обычно не имеет принципиального значения. При использовании динамического мониторинга источники и факторы развития объекта наблюдения, как правило, остаются вне поля зрения и не рассматриваются. Для прогнозирования и оценки состояния объекта мониторинга обычно применяются формально-математические методы, что дает возможность обнаруживать устойчивые тенденции, однако затрудняет интерпретацию и использование полученных результатов.

Сравнительный мониторинг является более сложным видом мониторинга как по форме, так и по содержанию. Это связано с использованием в процессе сбора, верификации, обработки и анализа сведений о выделенном (изолированном) объекте информации, о состоянии и поведении одного или нескольких идентичных или сходных (аналогичных) объектов. Наблюдение за выделенным объектом и его аналогами производится параллельно одними и теми же методами, средствами и способами на протяжении сопоставимых временных интервалов или же одновременно. Сравнительный мониторинг является эффективным инструментом выявления закономерностей и причинно-следственных связей, а также обнаружения различных флуктуаций, аномалий и побочных эффектов. Сравнительный мониторинг позволяет вести поиск источников и факторов развития объекта наблюдения с помощью прикладных математических методов, что существенно повышает достоверность результатов и обоснованность конечных выводов.

В рамках комплексного мониторинга применение прикладных математических методов, моделей, алгоритмов и критериев обработки информации органично сочетается с использованием средств, способов и приемов сбора сведений об объекте наблюдения. Комплексный мониторинг является наиболее сложным и потенциально эффективным видом мониторинга. В настоящее время применение данного вида мониторинга расценивается скорее как искусство, что серьезно ограничивает сферу его практического применения.

Все виды мониторинга с точки зрения приоритетности можно подразделить на стратегические, как правило, охватывающие широкий круг вопросов и имеющие значительный временной горизонт, и тактические, предназначенные для решения оперативных, обычно краткосрочных задач. Стратегический мониторинг по своей сути является проблемно ориентированным и нацелен на решение задач развития, а тактический мониторинг ограничивается отдельными частными задачами функционирования.

В зависимости от характера задач, решаемых на основании результатов наблюдений, выделяют также сопровождающий и проблемный мониторинг. Сопровождающий (текущий, фоновый) мониторинг предназначен собственно для слежения за состоянием и динамикой объекта наблюдения, выявления тенденций, угроз и сигнализации о возникновении потенциально и безусловно опасных ситуаций. Для сопровождающего мониторинга характерно постоянное слежение за ограниченным фиксированным числом параметров (показателей, индикаторов) объекта наблюдения.

Проблемный мониторинг направлен на выяснение закономерностей, зависимостей, факторов и источников проблем, которые связаны с объектом наблюдения и актуальны, востребованы лицами, принимающими управленческие решения. Перечень параметров, которыми оперирует проблемный мониторинг, зачастую сравнительно велик и ко всему прочему подвержен изменениям с течением времени. В рамках проблемного мониторинга акцент делается прежде всего на анализ результатов наблюдения и обработку информации с помощью прикладных методов.

В основу классификации мониторинга также может быть положен информационный критерий, раскрывающий особенности накопления, систематизации и распространения информации. В одну из групп при этом попадают методически простые виды мониторинга, результаты которых представляют общий интерес для больших групп потребителей результатов мониторинга. У данных видов мониторинга нередко отсутствует четко выраженная целевая аудитория, а систематизация и упорядоченность сведений зачастую сравнительно невысоки. Для ознакомления потребителей с результатами мониторинга широко применяются различные средства массовой информации, включая электронные и Интернет. Информация, полученная с помощью соответствующих видов мониторинга, может предназначаться, например, для формирования общественного мнения и представлять интерес для общества в целом.

К другой группе относятся виды мониторинга, имеющие целевую аудиторию, состоящую из специалистов, работающих в конкретных областях деятельности. Для данной группы видов мониторинга характерны значительная глубина, систематизация и упорядоченность результатов. Как правило, соответствующая мониторинговая деятельность является сравнительно сложной в методическом, технологическом и организационном отношении. За редкими исключениями, средства массовой информации для распространения сведений о результатах, полученных посредством данных видов мониторинга, не используются. До потребителей информация доводится через специальные информационные каналы, в том числе электронные, а также публикации в специализированных изданиях различной периодичности.

Еще одна группа охватывает виды мониторинга, потребителями результатов которого являются органы управления и отдельные руководители. Результаты мониторинга имеют четко выраженное целевое назначение и представляются в форме, отличающейся высокой систематизацией и глубиной. В методическом, технологическом и организационном плане мониторинговая деятельность данной группы отличается крайней неоднородностью. Материалы мониторинга предназначены преимущественно для служебного пользования, могут иметь конфиденциальный характер и оформляются в виде отчетов, справок и обзоров. В связи с этим при использовании данных видов мониторинга вопрос распространения сведений о полученных результатах не всегда уместен.

По своей сути мониторинговая деятельность является проблемно-ориентированной и носит системный характер, что принципиально отличает ее от исследований, базирующихся как на ситуационном, так и на средовом подходе. Целостность мониторинговой деятельности во многом определяется ее ориентацией на решение конкретных прикладных задач, в которых находят воплощение реальные практические потребности. В связи с тем что одним из главных приоритетов мониторинга является информационная поддержка управленческой деятельности, понимаемой в широком смысле, результаты мониторинга предназначены прежде всего для принятия управленческих решений.

Информация, полученная в процессе мониторинга, применяется также для построения различных прогнозов: на ее основе проводится прогнозирование состояния и динамики объекта наблюдения, прогнозирование возникновения связанных с ним опасных ситуаций, прогнозирование развития неблагоприятных тенденций, среды функционирования объекта мониторинга и др. Сведения, полученные в рамках любого реализуемого проекта мониторинговой деятельности, предназначены для какой-либо конкретной группы потребителей информации, которая может включать в себя руководителей, менеджеров среднего звена, группы специалистов, различные профессиональные, социальные или иные группы, а в отдельных случаях и общество в целом.

Условия, в которых протекает мониторинговая деятельность, обычно являются сложными, напряженными и потенциально конфликтными, что обусловлено ограниченной точностью прогнозирования поведения наблюдаемого объекта, непостоянством состава и содержания решаемых задач, наличием риска, необходимостью учитывать возможные альтернативы действий и их последствия при наличии жестких временных ограничений, как правило, в сочетании с дефицитом ресурсов.

Мониторинг как вид практической деятельности иногда необоснованно сводят к эксперименту, который является формой научно-практической деятельности, направленной на исследование окружающего мира. Эксперимент, как правило, предполагает оказание тех или иных зондирующих (пробных) воздействий на изучаемый объект, что обычно нежелательно в условиях рыночной экономики и принципиально ограничивает возможности проведения экспериментов над хозяйствующими субъектами.

В отличие от эксперимента мониторинг сам по себе не подразумевает вмешательства в естественное развитие наблюдаемого объекта, однако он создает основания и предпосылки для воздействия на объект мониторинга. Большое значение при этом имеет определение критериев, с помощью которых следует выявлять необходимость и целесообразность оказания воздействия на объект наблюдения.

При обсуждении вопросов проведения мониторинговой деятельности процесс наблюдения за объектом нередко отождествляют с осуществлением контроля. Правомерность такой точки зрения представляется не бесспорной, так как термин «контроль» является весьма широким и многозначным. Помимо прочего контроль предполагает не только слежение за каким-то объектом, но и оказание на него активного управляющего (регулирующего) воздействия.

Несмотря на то что управленческая деятельность находится вне рамок системы мониторинга, эта система является важнейшим источником информации, необходимой для принятия значимых управленческих решений. Связующим звеном между сферой управления и мониторингом как видом деятельности является управленческая отчетность, которая при этом является и формой представления результатов мониторинга, и средством консолидации исходной информации, необходимой для выработки управленческих решений.

При рассмотрении вопросов, так или иначе связанных с мониторингом, следует упомянуть о контроллинге, являющемся по своей сути смежным видом деятельности. Контроллинг как инструмент менеджмента направлен на обеспечение информационной поддержки руководителей, осуществляющих управление хозяйствующими субъектами. При этом контроллинг использует широкий спектр традиционных и современных технологий обеспечения эффективности руководящей деятельности при ограниченных ресурсах, таких как управление персоналом, контроль издержек, учет результатов операций по центрам ответственности, управление стоимостью, применение сбалансированной системы показателей и др.

Мониторинг может использоваться в том числе с научными целями и в этом контексте может рассматриваться также как некоторый самостоятельный научный феномен. Применение мониторинга в научных исследованиях трудно представить без активного употребления гипотез, моделей и других элементов формализованного изучения окружающей действительности. При этом мониторингу отводится роль средства подготовки материалов для выдвижения гипотез, построения моделей, их проверки и последующего использования.

В качестве оснований для выбора конкретной схемы мониторинга следует рассматривать соответствие ее решаемым задачам, степень ее методологический проработки, эффективность средств сбора, хранения, обработки и распространения получаемой информации, совершенство реализуемых способов и методов наблюдения, а также уровень нормативного регулирования.

biznes-knigi.com

Система финансового мониторинга (AML) | fbconsult

Команда «ФБ Консалт» предлагает автоматизированную систему финансового мониторинга (AML: Anti-Money Laundering) счетов и операций Ваших клиентов на базе BI Qlik (http://www.qlik.com/), одной из задач которой является  выявление сомнительных клиентов и операций. Решение уже внедрено и апробировано в российских Банках.

Основные возможности системы финансового мониторинга

1. Анализ финансовой деятельности клиента;

2. Анализ финансовых операций по счетам клиента;

3. Выявление сомнительных операций клиентов;

4. Оперативное проведение расследований;

5. Автоматическое формирование выписки по клиенту и отчетности;

6. Отправка электронных уведомлений и отчетности пользователям.

Выявление сомнительных клиентов и операций проводится по ряду признаков:

контроль выплаты налогов, дебетового оборота, обналичивания денежных средств прямым путём и с использованием альтернативных схем, деятельности клиента; выявление  клиентов, уклоняющихся от уплаты НДФЛ;  взаимодействие с сомнительными контрагентами; контроль клиентов, которыми интересовались государственные органы; клиентов, подозреваемых в теневой инкассации; клиентов, взаимодействующих с контрагентами из списка теневой инкассации; контроль по крупным сделкам, прироста дебета за месяц, займовых операций и операций с ценными бумагами и т.д. (>15)

Приложение позволяет наладить совместную работу сотрудников Банка по анализу клиентов и максимально быстро реагировать на возникшие ситуации. Внедрение  решения от «ФБ Консалт»,  по словам пользователей, повышает достоверность и обоснованность отказов и помогает сохранять благонадежных клиентов.

За счет применения современных технологий и сокращения влияния «человеческого фактора», анализ информации происходит быстро и точно. Результаты базируются  на реальных фактических данных, полученных из разных ИТ-систем Банка (АБС, учетной системы, внешних систем и т.д …).

 

Более подробную информацию о системе финансового мониторинга (AML: Aanti Money Laundering) разработанной компанией ФБ Консалт Вы можете прочитать на нашем сайте по ссылке.

 

Ресурсы

Свяжитесь с нами

Более подробную информацию Вы можете получить, позвонив в "ФБ Консалт" по тел.: +7(495) 781–6400 или отправив запрос по электронной почте: [email protected] Специалисты компании с радостью ответят на все интересующие Вас вопросы. Обращайтесь!

fbconsult.ru

Организационно-правовые основы государственного финансового мониторинга

Я.С. КЛЕЙМЕНОВ,

аспирант кафедры государственного управления и правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии государственной службы  при Президенте РФ

 

В современных экономических условиях, характеризующихся нестабильностью макроэкономической ситуации, высоким уровнем неопределенности внешней среды, обострением конкуренции, повышается роль экономических методов управления хозяйственной деятельностью государства, к которым следует отнести финансовый мониторинг. Мониторинг становится частью систем управления различных уровней экономики, позволяя получить объективную и своевременную информацию об изменениях внутренних и внешних по отношению к объекту управления условий, необходимую для принятия эффективных управленческих решений.

Система мониторинга экономического состояния государства выполняет одновременно несколько функций. Поэтому чем более полным и качественным будет состав показателей, по которым этот мониторинг осуществляется, тем более эффективными будут управленческие мероприятия, осуществляемые руководством государства.

Ключевые слова:  государственный финансовый контроль, государственный финансовый мониторинг, система, реформы, факторы формирования, проблемы контроля.

 

In accordance with modern economic circumstances characterized by unstable macroeconomic situation, high level of external environments uncertainty, exacerbation of business competition, the role of the economic methods of management of the governmental business activities such as financial monitoring is increasing. The monitoring becomes a part of the management systems of different economic levels, providing an opportunity to get objective and timely information about internal and external changes in connection with the object of management conditions, essential for management decision making. The system of monitoring of the economic condition of the state performs few functions. That is why the more exhausting and qualitative the exponents scope needed for this monitoring is, the more effective the managing operations held under the governmental lead are.

Keywords:  state financial control, state financial monitoring, system, reforms, forming factors, control problems.

 

Основной целью создания и внедрения системы финансового мониторинга является повышение эффективности управления экономическими системами. Эффективная система управления в современных условиях должна обеспечивать высокую скорость реакции на изменения условий внешней среды, повышение гибкости государственного финансового контроля на основе непрерывного отслеживания этих изменений. Наиболее полное соответствие этим требованиям возможно при построении системы мониторинга.

Информационная система поддержки принятия государственных управленческих решений должна не только обеспечивать руководство информацией о текущем состоянии дел, но и прогнозировать, что произойдет в будущем при тех или иных изменениях внутренней или внешней ситуации. В современных условиях поддерживать стабильность экономики могут лишь те страны, которые в состоянии предвидеть и быстро реагировать на изменения, адаптируясь к новым быстроменяющимся условиям хозяйствования. Использование системы мониторинга позволяет в режиме реального времени принимать управленческие решения по корректировке параметров хозяйствования и устранению негативного воздействия внешних и внутренних факторов, что обеспечивает повышение гибкости и адаптивности управления.

При исследовании экономических процессов термин «мониторинг» стал использоваться сравнительно недавно[1]. Тем не менее многие исследователи обращаются к этому понятию, рассматривая мониторинг как инструмент управления на макро- и микроэкономическом уровнях[2].

Мониторинг рассматривается как система получения и обработки упреждающей информации о состоянии объекта исследования и тенденциях его развития. Мониторинг осуществ-ляется с целью слежения и контроля за развитием какого-либо социального явления и процесса, при этом подчеркивается значение мониторинга для своевременного выявления негативных явлений и тенденций и предотвращения их негативного воздействия. Процесс мониторинга не должен ограничиваться только наблюдением за состоянием исследуемого объекта. Для того чтобы мониторинг мог использоваться как эффективный управленческий инструмент, необходимо не только отслеживать параметры изучаемого объекта, но и анализировать, изучать их изменение под воздействием различных факторов, а также прогнозировать и оценивать будущее состояние исследуемого объекта. Таким образом, основными этапами процесса мониторинга являются наблюдение, оценка и прогноз, которые и составляют основное содержание мониторинга.

Важность проведения мониторинга определяется динамизмом изучаемых явлений, необходимостью рассматривать их в динамике, отслеживать негативные тенденции и осуществлять своевременные корректировки. На основе анализа и оценки мониторинговой информации важно не только определить тенденции и динамику развития объекта, определить факторы, оказывающие влияние на него, но и предвидеть дальнейшее развитие процессов, с целью своевременного принятия адекватных управленческих решений или корректировки целевых параметров объекта. Кроме того, необходимой составляющей мониторинга является оценка эффективности уже принятых и реализованных управленческих решений.

Существует множество различных определений мониторинга и толкований его сущности, что обусловливается, прежде всего, многообразием изучаемых с его помощью систем и процессов, обладающих определенными особенностями, неизбежно отражающихся на проведении исследований этих объектов. В связи с этим четкая формулировка определения мониторинга возможна лишь при применении ее относительно конкретного объекта исследования.

В области экономики мониторинг рассматривается как инструмент управления экономическими процессами на макро- и микроуровнях. Большое распространение в последнее время получает использование мониторинга на макроуровне в качестве инструмента управления финансовыми процессами. Таким образом, финансовый мониторинг представляет собой систему непрерывного наблюдения, анализа и прогнозирования показателей финансового состояния государства, сформированную на макро- или микроэкономическом уровнях, с целью обеспечения принятия тактических и стратегических управленческих решений соответствующего уровня, а также оценки эффективности принятых решений.

Среди наиболее существенных принципов организации системы мониторинга можно выделить принципы непрерывности, системности, вариантности, адаптивности метода проведения мониторинга, верифицируемости, оперативности и т. д. В общем виде, процесс финансового мониторинга должен включать следующие этапы:

Определение целей и планирование процесса мониторинга, разработка системы показателей, параметров мониторинга, а также их целевых значений, выбор средств и методов сбора информации.

Наблюдение, сбор и обобщение информации в соответствии с определенными параметрами мониторинга. Периодичность наблюдения определяется потребностями внутреннего управления. В соответствии с установленной степенью периодичности представляется информация в форме внутренних управленческих отчетов.

Анализ и оценка параметров хозяйственной деятельности на основе информации, полученной на предыдущем этапе. На данном этапе анализируются тенденции изменения показателей, оцениваются фактические значения параметров мониторинга, а также факторы, оказывающие на них влияние, оценивается влияние внешней среды на финансовую деятельность государства.

Подготовка рекомендаций для принятия управленческих решений, с целью своевременной корректировки и совершенствования хозяйственной деятельности. На этом этапе также возможна корректировка целевых параметров, в случае изменения условий внешней и внутренней среды.

Контроль за результатами управленческих воздействий и формирование информации для дальнейшего наблюдения.

Применяемые до настоящего времени как на государственном уровне, так и на уровне предприятий системы исследования экономических процессов позволяли осуществлять анализ и прогноз производства и распределения валового внутреннего продукта, государственных финансов, финансов домашних хозяйств и реального сектора экономики в целом и основных отраслей, инфляции, номинальных и реальных курсов национальной валюты, инвестиционной деятельности в стране и участия в ней банков. Такое исследование экономических процессов на макроуровне весьма важно для выявления глобальных взаимосвязей основных макропоказателей, включая обобщающие показатели финансов реального сектора экономики и инструментов денежно-кредитной политики.

Вместе с тем в период трансформации экономики и ее структурной перестройки этого недостаточно. Необходима более полная и точная оценка характера, степени влияния и эффективности применяемых инструментов денежно-кредитной политики и механизмов их воздействия во взаимосвязи с инструментами и мерами других составляющих экономической политики государства на процессы, происходящие на микроуровне.

В связи с этим особую актуальность приобретает совершенствование системы исследований путем дополнения ее системой мониторинга. Финансовый мониторинг — это информационно-аналитический инструмент, связывающий между собой реальный сектор экономики и банковскую систему и предназначенный для выработки рациональных решений, мер воздействия на деятельности организаций и учреждений в соответствии с денежно-кредитной политикой государства и в условиях совершенствования экономической политики в целом.

Система финансового мониторинга позволяет практически в режиме реального времени производить независимые оценки тенденций развития экономического состояния страны, получать информацию о состоянии экономической конъюнктуры в реальном секторе экономики и ее возможных изменениях, оперативно проводить анализ финансового состояния организаций и учреждений и важнейших факторов, определяющих их инвестиционную активность во взаимосвязи с инструментами денежно-кредитной политики. Тем самым налаженная система финансового мониторинга формирует необходимую основу для раннего обнаружения руководством возникающих в хозяйственной деятельности диспропорций, что позволяет повысить эффективность реализуемой стратегии.

Система финансового мониторинга включает в себя три основных взаимосвязанных блока, которые базируются на соответствующей методологии:

—ежемесячный анализ изменения экономической конъюнктуры, позволяющий оценивать текущие тенденции в динамике спроса на заемные ресурсы во взаимодействии со спросом и предложением на продукцию и другими факторами;

—ежеквартальный анализ финансового положения подразделений, позволяющий оперативно оценивать результаты хозяйственной деятельности с позиций формирования источников самофинансирования и потребности в заемных средствах;

—ежеквартальный анализ инвестиционной активности во взаимосвязи с финансовыми результатами хозяйственной деятельности подразделений, а также спросом и предложением на рынке продукции и капитала.

Различия между предприятиями в экономическом состоянии и экономической политике обуславливают необходимость переработки методических материалов для более полного выявления специфических особенностей экономических процессов. В этой связи могут быть произведены соответствующие доработки первичных носителей информации — конъюнктурной, финансовой и инвестиционной анкет и с целью определения изменения реальных показателей, что особенно важно в условиях инфляции, а также чистых финансовых потоков, должны быть внесены необходимые дополнения в методику финансового анализа. Кроме того, при разработке финансового блока целесообразно учитывать изменения, постоянно происходящие в бухгалтерской и статистической отчетности.

Для включения в систему мониторинга конкретных организаций может использоваться методика определения выборочной совокупности организаций. На основании данной методики выделяются структурообразующие виды продукции и наиболее важные производства и произведен расчет объема выборочной совокупности в целом по стране и в разрезе видов организаций.

В целях анализа получаемой в рамках мониторинга информации осуществляется отработка методологических подходов и методики обработки анкет и баз данных; составляются макеты выходных аналитических таблиц, схем и графиков; разрабатываются алгоритмы расчета каждого показателя выходных аналитических таблиц. Определяются основные направления анализа изменений экономического состояния, финансовой ситуации и инвестиционной активности.

Государственная система финансового мониторинга должна постоянно совершенствоваться. Могут быть внесены изменения в формы и состав показателей конъюнктурной, инвестиционной и финансовой анкет с целью более точного выявления существенных и взаимодополняющих факторов, определяющих динамику экономического состояния, приведения количественных показателей анкет в соответствие с изменениями бухгалтерской и статистической отчетности. Отрабатываются макеты выходной аналитической информации, совершенствуются методология тематического и агрегированного анализа на основе информационной базы системы с учетом нормативной, законодательной и внешней экономической информации.

В результате совершенствования и дополнительной структуризации система мониторинга расширяется и углубляется. В нее входят показатели, охватывающие более широкий спектр данных.

Финансовый мониторинг позволяет решить ряд макроэкономических проблем:

—повысить качество анализа и прогноза общеэкономических процессов на отраслевом и региональном уровнях, углубить этот анализ за счет определения фактического и ожидаемого индекса бизнес-климата в стране, по отраслям и регионам;

—своевременно выявлять диспропорции в экономике, причины их появления и принимать меры по их устранению и предотвращению;

—органам государственного управления вносить более аргументированные предложения по решению острых социально-экономических проблем.

Кроме того, благодаря созданию системы мониторинга появляется возможность точнее оценивать экономическую конъюнктуру по отраслям, отслеживать и прогнозировать динамику и тенденции финансово-хозяйственной деятельности, сопоставлять макроэкономические показатели по отраслям и с показателями национальной экономики. Также выявлять и устранять отрицательно влияющие факторы, обеспечивать выработку и принятие оптимальных управленческих решений по проблемам социально-экономического развития. Позитивными результатами использования данных мониторинга являются:

—принципиальное повышение степени независимости, объективности и оперативности в оценке экономических процессов;

—создание необходимой основы для дальнейшего совершенствования инструментов стратегического управления предприятием, в частности, при проведении инвестиционных операций;

—формирование необходимой информационно-аналитической базы для решения практических вопросов по реструктуризации и диверсификации деятельности, в первую очередь на уровне отдельных производств, с позиции улучшения экономического состояния государства.

Система мониторинга является основой комплексной реструктуризации и диверсификации всей хозяйственной деятельности страны, осуществляемой через реинжениринг бизнес-процессов. Основная идея реинжениринга заключается в фундаментальном переосмыслении и радикальном перепроектировании бизнес-процессов для достижения коренных улучшений в основных показателях хозяйственной и экономической деятельности. Необходимость реинжениринга обосновывается высокой динамичностью современного делового мира.

Предлагается создание информационной системы, включающей систему мониторинга, состоящей из:

—инструментального комплекса для создания динамических интеллектуальных систем в управлении и моделировании хозяйственной деятельности государства;

—создание на базе интеллектуальной системы инструментального многофункционального комплекса для проведения реинжениринга.

Предлагаемая система сможет позволить ускорить процесс принятия управленческого решения и сделать его максимально эффекивным.

Таким образом, целесообразно развивать и расширять возмож-ности системы мониторинга в следующих направлениях.

1. Сценарии и прогнозы безопасного развития хозяйственной деятельности организаций и учреждений в рамках межгосударственных, региональных, национальных и отраслевых товарных рынков.

2. Анализ и моделирование бизнес-процессов в условиях реструктуризации и диверсификации экономики.

3. Экономические и математические модели конкурентоспособного развития промышленных технологий и инвестиционных проектов с учетом коммерческих рисков, экономических, экологических и социальных аспектов развития.

4. Интегрированные информационные системы поддержки управления инвестиционными проектами на всем жизненном цикле производственных технологий и управления экономикой страны.

5. Совместимость баз данных технико-экономических показателей и параметров эффективности производственных технологий, переход на использование рекомендованных, стандартных и аттестованных технологических данных.

6. Способы реализации энергосберегающих технологий в условиях реального состава оборудования и устаревающих основных средств.

7. Информационная безопасность, интернет-технологии.

 

Библиография

1 Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в России. — М., 2003.

2  Прошунин М.М. Финансовый мониторинг. — М., 2009.

www.sovremennoepravo.ru

Формирование системы финансового мониторинга в кредитных организациях (С. А. Потёмкин, 2010)

В рамках финансового мониторинга для получения разностороннего представления об объекте наблюдения необходимо оперировать одновременно несколькими показателями, характеризующими его с различных точек зрения – в зависимости от видов учета, направлений деятельности, характеристик окружения объекта наблюдения, задач управления. Необходимо иметь в виду, что для обеспечения оперативности при организации мониторинга банковской деятельности используется ограниченный перечень показателей.

Одним из важнейших вопросов оценки как метода финансового мониторинга является формирование такой системы показателей, которая отражала бы значимые для управления тенденции в изменении состояния банка. Контроль сбалансированности показателей в означенной системе является важной задачей финансового мониторинга.

Методика оценки контролируемых в процессе финансового мониторинга показателей должна основываться на данных аналитического учета и позволять отражать эти показатели в управленческой отчетности с необходимой степенью детализации, поскольку они являются одновременно и основой для принятия управленческих решений, и той обратной связью, которая может дать возможность руководству понять, достигаются ожидаемые результаты или нет.

Финансовый мониторинг представляет собой единый комплекс взаимосвязанных процессов, и вопросы оценки играют значительную роль на различных уровнях этой иерархической системы – при формулировании целей наблюдения, постановке задач, определении критериев корректности их решения, выработке мотивированного суждения. Однако для того чтобы детально охарактеризовать отдельные аспекты оценки как ключевого элемента системы наблюдения, целесообразно рассмотреть ее как самостоятельный процесс.

В современных экономических условиях деятельность хозяйствующего субъекта является предметом внимания определенного круга участников рыночных отношений, прямо или косвенно с ним связанных. Поэтому наряду с контрольной существует и другая очень важная функция оценки. Это интерпретация информации для внешних пользователей – инвесторов, общества, государства.

Для формирования эффективной системы показателей, позволяющей решать задачи управления кредитной организацией, в процессе наблюдения следует выделить сущность информации, которую необходимо получить методами финансового мониторинга, т. е. определить, какие знания об объекте наблюдения и его окружении требуются руководству для решения оперативных задач и принятия стратегических решений.

3.1. Сущность и значение оценки в системе финансового мониторинга

В современных условиях, когда для управления банком требуется оперировать значительными объемами информации, ситуативный подход к принятию решений, который выражается в реагировании на какие-либо события наиболее адекватным в конкретной ситуации образом, в общем случае демонстрирует недостаточную эффективность и имеет ограниченное применение при управлении крупными финансовыми организациями. В настоящее время существует необходимость систематизации накопленной информации о бизнесе и его окружении. Наиболее очевидным примером такого изменения требований к информации является внедрение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), в соответствии с которыми при подготовке отчетности следует учесть все существенные аспекты деятельности банка и применение рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору (Базель II), преследующих аналогичные цели, однако более глубокие причины состоят именно в повышении качества управленческих решений.

Финансовый мониторинг как инструмент управления банковским бизнесом опирается на данные учета, понимаемого в широком смысле. Любое бизнес-подразделение в объеме и форме, необходимых для нормального выполнения своих функций, ведет учет, который в той или иной степени отличается от бухгалтерского учета. При этом собственно бухгалтерский учет является сферой компетенции прежде всего бухгалтерских служб банка.

Распространено мнение, что учет необходим только для количественного описания экономических объектов. Такой взгляд следует считать крайним упрощением целей и задач учета, поскольку для фиксации количественных характеристик экономических объектов вполне достаточно возможностей счетоводства.

Учет начинается с идентификации (качественного различения) экономических объектов, с их классификации путем образования однородных групп по тем или иным количественным и (или) качественным признакам. Устойчивую номенклатуру классов и групп, которая находится в основе классификации, можно охарактеризовать как определенную шкалу качественного измерения свойств объекта. Таким образом, сформированная в процессе идентификации экономических объектов классификация уже является результатом качественного измерения объекта.

Следует отметить, что поскольку осуществление измерения предполагает обязательное участие специалиста в качестве исполнителя или контролера и в значительной мере опирается на его мнение, сформированное с учетом профессионального опыта и здравого смысла, и в процессе разработки, и при интерпретации полученных оценок всегда будут иметь место объективная и субъективная составляющие.

Обсуждая вопросы оценки состояния результатов деятельности банка, следует принимать во внимание наличие действующих МСФО, международных стандартов аудита (МСА) и международных стандартов оценки (МСО), которые регулируют оценку экономических объектов путем прямого измерения, применения аналитических или экспертных процедур.

Как правило, значение термина, характеризующего производственный или финансовый процесс, раскрывает объем понятия таким образом, чтобы определение более точно отражало его с учетом специфики конкретного вида деятельности. Так, например, в сфере оценочной деятельности термин «оценка» означает процесс определения рыночной или иной стоимости имущества, а в рамках МСФО оценка – это процесс определения денежных сумм, по которым элементы финансовой отчетности должны признаваться и отражаться в балансе и отчете о прибылях и убытках.

В наиболее общем понимании оценка – результат и процесс определения некоторой характеристики объекта, позволяющей выделять его из совокупности других объектов и упорядочивать их [1]. Для сферы банковской деятельности под оценкой целесообразно понимать результат и процесс количественного и (или) качественного измерения объекта.

Оценка как процесс измерения экономического объекта в системе финансового мониторинга банка предполагает наличие:

✓ собственно объекта или связанного с ним события, подлежащего измерению;

✓ концептуальной бизнес-модели банка;

✓ определенного перечня подлежащих оценке свойств, качеств и признаков;

✓ количественных и (или) качественных шкал, эталонов или совокупностей единиц, в соответствии с которыми предстоит измерить свойства и признаки объекта.

Любая оценка деятельности банка имеет смысл только в контексте той или иной бизнес-модели, поскольку модель формализует признанную систему взаимодействия внутренних и внешних частей и факторов и показывает степень влияния происходящих изменений на исследуемую характеристику. Однако на практике применяемая при оценке бизнес-модель не всегда описывается явно: нередко она лишь подразумевается или обрисовывается в самом общем виде.

Используемая в процессе оценки концептуальная бизнес-модель банка является упрощенным абстрактным образом кредитной организации как экономического объекта и выбирается из множества возможных моделей исходя из преследуемых целей. Построение модели, демонстрирующей явления, происходящие в деятельности банка, в первую очередь связано с анализом и формулированием тех результирующих характеристик, на измерении которых основываются выводы о происходящих изменениях. Вследствие разнообразия банковской деятельности к настоящему моменту предложено большое число бизнес-моделей банка, различающихся уровнем сложности, широтой охвата, глубиной детализации, степенью абстрагирования и применяемыми средствами формализации. Примером простейшей бизнес-модели банка является балансовое уравнение

Конец ознакомительного фрагмента.

kartaslov.ru