Повышение финансовой грамотности обучающихся в начальной школе: методики и технологии. Повышение финансовой грамотности школьников


Повышение финансовой грамотности обучающихся в начальной школе: методики и технологии

Научно-практическая конференция

Тема: «Повышение финансовой грамотности обучающихся: методики и технологии»

МКОУ Красносибирская средняя школа -учитель начальных классов - Гринчук С. Н.

2018год

.

Курс «Основы финансовой грамотности в начальной школе»- прикладной курс , реализующий интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономики семьи

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности населения на 2017-2023 гг. Цель стратегии - создание основ для формирования финансово грамотного поведения граждан

.

Цель-повышение финансовой грамотности у школьников.

«Финансовая грамотность» - целостная система учебных курсов для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России. Начиная учиться, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему нужен этот курс.

Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения денежных операций в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учёты расходов и доходов. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.

В школе нет предмета о деньгах. Поэтому программа «Экономическая и финансовая грамотность» направлена на базовое финансовое просвещение учащихся начальных классов. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной , семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся данного возраста вполне способны воспринимать финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах. Финансовая грамотность , так же как и любая другая ,воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному» ,в процессе многократного повторения и закрепления , направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек, в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности , а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Современные дети , подростки и молодёжь являются активными потребителями и всё больше привлекают внимание различных торговых сетей ,производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления ,сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам ,за которые придётся расплачиваться в течение многих лет жизни.

В апреле 2017 года я прошла курсы « Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся» при «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Сразу задумалась о том ,как их применить в школьной жизни?

Сегодня перед школой стоит задача подготовить гражданина способного интегрироваться в современное общество и нацеленное на совершенствование этого общества , личность , способную к сотрудничеству с людьми разнообразных управленческих подходов ,умеющую реализовать право свободного выбора взглядов и убеждений.

Школа, как один из важнейших социальных институтов , должна оказывать помощь учащимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности..

Современная начальная школа обучает детей всему читать, писать , считать, но не готовит к реальной жизни , к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни , в особенности вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

2. Цель и задачи программы

Цель данной программы -  воспитание в детях правильного мышления и выработки правильного отношения к финансам, чтобы они вошли во взрослую жизнь финансово подкованными, и для них не будет проблемой вопрос  управления своими финансами  – сбережениями, инвестициями или тратами. 

Какие же знания должен получить ребенок. Он должен постичь азы финансовой грамотности – комплекс знаний и навыков, которые помогут решать любые финансовые вопросы:

• Это понимание природы и функции денег

• Умение ценить деньги

• Умение считать деньги

• Умение составлять финансовый отчет

• Умение зарабатывать и создавать источники дохода

• Умение экономить и сберегать

• Умение тратить деньги и жить по средствам

• Умение возвращать долги

• Умение делиться

• Умение приумножать деньги

• Умение пополнять свои финансовые знания

• Умение защищать свои деньги и основы элементарной финансовой безопасности

• Умение обсуждать денежные вопросы и анализировать свои поступки

Задачи, которые мы ставим перед собой:

  • Научить ребёнка самостоятельно разбираться в личных финансах.

  • Научить правильно распоряжаться своими карманными деньгами.

  • Научить планировать свои финансовые цели.

  • Научить основам управления своим  капиталом.

  • Научить поисковой деятельности.

  • Выработать в себе хорошие привычки.

?

Программа «Финансовая грамотность» является программой внеурочной деятельности, реализующей интересы учащихся начальных классов в сфере экономики и семьи.

Модели построения занятий по финансовой грамотности учащихся.

Внеурочная модель включает финансовую грамотность в систему воспитательной работы и дополнительного образования. Преимуществом перед школьными кружками, которые ограничены по численности учащихся, занятия на внеурочной деятельности позволяют привлечь большее число учащихся.

Проектная форма занятий по финансовой грамотности направлена на реализацию социальных проектов с финансовой проблематикой. Такую форму организации можно использовать как во внеурочной деятельности, так и интегрировать в учебные предметы. В начальной школе можно провести игру «Денюшки дяди Скруджа». Игра может пройти в виде КВНа. В доступной форме ребятам рассказывают историю появления денег (можно устроить театральное представление, небольшой спектакль могут показать ребята постарше). Далее ребятам предлагается потратить полученные от родителей деньги. В этом возрасте мало кто из них задумывается над вопросом: А можно ли деньги приумножить

Школьный курс финансовой грамотности рассчитан на 16 часов(2-3классы) и 16 часов (4 класс)

Основные содержательные линии курса:

-деньги, их история, виды, функции,

-семейный бюджет

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи ,практические задания, игры ,мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами ,таблицами ,схемами , а так же поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Педагоги в своей работе могут использовать методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 2 - 4 классов. Данное пособие разработано для преподавания курса с использованием материалов для учащихся С. Федина «Финансовая грамотность» для 2–3 классов или материалов для учащихся Г. Гловели «Финансовая грамотность» для 4 классов. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». УМК по математике для 1-4 классов под авторством Муравиной О.В. и Муравина Г.К. Стоит отметить, что в учебниках по математике для начальной школы есть большое количество задач экономической направленности. Поэтому педагоги могут активно использовать их при формировании финансовой грамотности

Основы финансовой грамотности в начальной школе входят в курс математики ,окружающего мира.  «Умение применять математику, в том числе математический подход в рассуждении, обосновании, аргументации, планировании, в пространственных построениях, численных оценках должны предполагаться и требоваться на различных рабочих местах. В массовом сознании математическая компетентность должна стать одним из основных

.

Содержание темы «Финансовая грамотность» встроено в процесс актуального изучения математики в начальной школе. По мере освоения математических знаний и умений вводятся задачи и задания про деньги и их функционирование в жизни человека .С развитием представлений о возможностях математики развиваются финансовые навыки учеников.

Личностные результаты изучения основ финансовой грамотности в начальной школе:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

  • Технологии ,которые используют учителя в своей работе: • Технология деятельностного подхода • Технология проблемного обучения • Технология критического мышления • Интерактивные и активные технологии • Здоровьесберегающие технологии

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;

. Регулятивные:

  • понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;

  • составление простых планов с помощью учителя;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

Коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты изучения основ финансовой грамотности:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;

  • представление о роли денег в семье и обществе;

  • умение характеризовать виды и функции денег;

  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;

  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

  • проведение элементарных финансовых расчётов.

     При изучении основ финансовой грамотности предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения. Например:

Мозаика

Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.

  • Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.

  • Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.

  • Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.

  • Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.

  • Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.

«Один — два — вместе»

Мозговой штурм

В групповых проектах, например организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.

Мини-исследование

Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.

Кейс

Говоря об учебном кейсе, имеется в виду ситуация из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.

Для определенного класса с учётом уровня подготовки учащихся педагог  имеет возможность самостоятельно подобрать метод для разъяснения материала по финансовой грамотности

Тестовые задания с открытым ответом, задания

Основы финансовой грамотности в начальной школе входят в курс математики.  «Умение применять математику, в том числе математический подход в рассуждении, обосновании, аргументации, планировании, в пространственных построениях, численных оценках должны предполагаться и требоваться на различных рабочих местах. В массовом сознании математическая компетентность должна стать одним из основных

.

Содержание темы «Финансовая грамотность» встроено в процесс актуального изучения математики в начальной школе. По мере освоения математических знаний и умений вводятся задачи и задания про деньги и их функционирование в жизни человека. С развитием представлений о возможностях математики развиваются финансовые навыки учеников.

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги.

Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.

multiurok.ru

Проект повышения финансовой грамотности школьников планируется продлить до 2019 года

В 2016\17 учебном году в рамках проекта Минфина России, который реализуется на базе НИУ ВШЭ, было подготовлено 7600 учителей в 15 регионах.

Об этом сообщил профессор ВШЭ Николай Берзон на межрегиональной конференции «Институциональная среда формирования финансовой грамотности населения: координация деятельности федеральных и региональных субъектов развития», которая прошла в Высшей школе экономики. В ней приняли участие около 70 человек, в том числе региональные координаторы проекта, сотрудники региональных методических центров по финансовой грамотности. Перед ними выступили, в том числе, представители Минфина России и Центрального банка России.

Проект повышения финансовой грамотности реализуется консорциумом в составе НИУ ВШЭ (ведущий партнер), РАНХиГС и Институтом экономической политики имени Е.Т. Гайдара. Координирует проект Минфин России. В апреле 2016 года в ВШЭ был открыт Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования, который организует повышение квалификации преподавателей и методистов из регионов. Те, в свою очередь, обучают учителей и преподавателей школ, лицеев и колледжей на местах. На всех этапах используются учебно-методические материалы, в том числе видео-лекции, разработанные Высшей школой экономики.

До конца следующего учебного года в 15 регионах планируется подготовить еще 4900 учителей. Как и раньше, они будут учиться по 72-часовым программам повышения квалификации, по окончании которых смогут вести занятия по финансовой грамотности в школах и техникумах. Занятия для детей проводятся или факультативно, или в рамках внеурочной деятельности, или в рамках основной общеобразовательной программы — например, в курсе обществознания.

Предполагается, что в 2017\18 учебном году к проекту присоединятся еще 26 регионов. Таким образом, будет охвачен 41 регион, где проживает более двух третей населения России. Будут открываться не только региональные центры, но и «хабы», обслуживающие сразу несколько близлежащих субъектов Федерации. По предложению Минфина России проект планируется продлить до 31 марта 2019 года.

По итогам международного исследования PISA–2015, измерявшего уровень финансовой грамотности 15-летних школьников, российские дети заняли 4-е место. Чтобы закрепить этот успех, финансовой грамотности в школах планируется уделять больше внимания. Совместными усилиями Центрального банка России, Минфина России и Минобрнауки России подготовлен проект Национальной стратегии повышения финансовой грамотности на 2017–2023 годы.

О своей работе рассказали участники конференции — региональные координаторы проекта.

Елена Кузьмина, Томская область

В нашем регионе детей учат финансовой грамотности с 2008 года — уже тогда мы поняли, что без повышения уровня финансовой культуры населения не обойтись. Позже присоединились к проекту Высшей школы экономики и к сегодняшнему дню обучили 280 педагогов. Они ведут в школах занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности, и их работа оплачивается из областного бюджета. Занятия детям нравятся, поскольку помогают социализироваться, узнать о таких темах, как, например, финансовое мошенничество. В следующем учебном году в проекте будут участвовать более двух третей школ региона.

 Наталья Мартынова, Нижегородская область

За прошедший год в нашем регионе подготовлено 337 учителей финансовой грамотности. Освоить этот предмет может любой учитель вне зависимости от специализации — даже учителя ОБЖ или физкультуры, и к нам они тоже приходят. Мы их делим на проектные команды, и каждая команда создает методическую разработку по одной из тем — например, «Налоги» или «Семейный бюджет», причем разработка должна быть рассчитана на детей определенного возраста. Старших школьников особенно интересуют темы, связанные с виртуальными финансовыми ловушками, учащихся техникумов — тема кредитования.

www.hse.ru

Всероссийский конкурс лучших методических разработок, направленных на повышение финансовой грамотности учащихся образовательных организаций Номинация: Методические материалы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жердевская средняя общеобразовательная школа» Всероссийский конкурс лучших методических разработок, направленных на повышение финансовой грамотности учащихся образовательных организаций Номинация: Методические материалы. Рабочая тетрадь к занятиям по программе элективного курса «Финансовая грамотность» для 10-11 класса Разработана: Магас М.С., учителем истории и обществознания МБОУ «Жердевская СОШ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жердевская средняя общеобразовательная школа»

Всероссийский конкурс лучших методических разработок, направленных на повышение финансовой грамотности учащихся образовательных организаций

Номинация: Методические материалы.

Рабочая тетрадь

к занятиям по программе

элективного курса

«Финансовая грамотность»

для 10-11 класса

Разработана: Магас М.С.,

учителем истории и обществознания

МБОУ «Жердевская СОШ»

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным». Роберт Кийосаки Программы обучения охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями.

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным». Роберт Кийосаки

Программы обучения охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей.

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями.

Для того, чтобы освоить экономическую теорию и финансовую грамотность прочитать учебник недостаточно. Нужно научиться применять полученные знания на практике, к решению конкретных задач и к анализу ситуаций из реальной экономической жизни. С 2016 года в учебный план МБОУ «Жердевская СОШ» введен элективный курс для старшеклассников «Финансовая грамотность». Элективный курс рассчитан на одну четверть и составляет 7 учебных занятий. Рабочая тетрадь подготовлена для того, чтобы помочь обучающимся в изучении основ финансовой грамотности. Экономические знания необходимы сегодня каждому человеку, независимо от того, какую профессию он выберет. Как оградить себя от экономических ошибок, особенно финансовых, с какими проблемами вы можете столкнуться в повседневной жизни, как семьи получают и тратят деньги- эти и другие вопросы мы можем решить на наших занятиях. Материалы, вошедшие в рабочую тетрадь, подойдут для занятий на уроках экономики по любому учебнику в качестве тренировочных материалов, особенно для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Для того, чтобы освоить экономическую теорию и финансовую грамотность прочитать учебник недостаточно. Нужно научиться применять полученные знания на практике, к решению конкретных задач и к анализу ситуаций из реальной экономической жизни.

С 2016 года в учебный план МБОУ «Жердевская СОШ» введен элективный курс для старшеклассников «Финансовая грамотность». Элективный курс рассчитан на одну четверть и составляет 7 учебных занятий.

Рабочая тетрадь подготовлена для того, чтобы помочь обучающимся в изучении основ финансовой грамотности. Экономические знания необходимы сегодня каждому человеку, независимо от того, какую профессию он выберет. Как оградить себя от экономических ошибок, особенно финансовых, с какими проблемами вы можете столкнуться в повседневной жизни, как семьи получают и тратят деньги- эти и другие вопросы мы можем решить на наших занятиях.

Материалы, вошедшие в рабочую тетрадь,

подойдут для занятий на уроках экономики по

любому учебнику в качестве тренировочных

материалов, особенно для подготовки к ЕГЭ

по обществознанию.

 В тетради представлены разные типы заданий в соответствии темам по программе элективного курса «Финансовая грамотность» для 10-11 класса: тесты, счетные задачи, вопросы для размышления, упражнения, а также задания на рассмотрение и анализ конкретных экономических ситуаций. Вопросы, задачи и упражнения имеют различный уровень сложности. Многие из них достаточно просты, однако некоторые из обсуждаемых проблем и предложенных задач имеют достаточно высокий коэффициент сложности. Если к концу учебного года все задания выполнены правильно, вам стоит задуматься о профессии экономиста, финансиста, банковского служащего.

В тетради представлены разные типы заданий в соответствии темам по программе элективного курса «Финансовая грамотность» для 10-11 класса: тесты, счетные задачи, вопросы для размышления, упражнения, а также задания на рассмотрение и анализ конкретных экономических ситуаций. Вопросы, задачи и упражнения имеют различный уровень сложности. Многие из них достаточно просты, однако некоторые из обсуждаемых проблем и предложенных задач имеют достаточно высокий коэффициент сложности. Если к концу учебного года все задания выполнены правильно, вам стоит задуматься о профессии экономиста, финансиста, банковского служащего.

Тема 1. Что такое деньги. Цели изучения данной темы: раскрыть сущность денег, содержание их функций и роль в рыночной экономике Для закрепления темы в рабочей тетради представлены задания в виде тестов, заданий на оценку правильности суждений (ответьте «да» или» нет»), вопросы к размышлению, совместному обсуждению, темы докладов и презентаций. ? В популярной форме закон Грешама звучит так: «Плохие деньги вытесняют хорошие деньги из обращения» Что означает этот закон? ? Почему металлические деньги вытеснили примитивные формы денег и почему все прочие металлы были вытеснены благородными? ? Что такое ликвидность? ? Что лучше выполнит функцию средства сбережения: деньги или картина Рубенса? и др.

Тема 1. Что такое деньги. Цели изучения данной темы: раскрыть сущность денег, содержание их функций и роль в рыночной экономике Для закрепления темы в рабочей тетради представлены задания в виде тестов, заданий на оценку правильности суждений (ответьте «да» или» нет»), вопросы к размышлению, совместному обсуждению, темы докладов и презентаций. ? В популярной форме закон Грешама звучит так: «Плохие деньги вытесняют хорошие деньги из обращения» Что означает этот закон? ? Почему металлические деньги вытеснили примитивные формы денег и почему все прочие металлы были вытеснены благородными? ? Что такое ликвидность? ? Что лучше выполнит функцию средства сбережения: деньги или картина Рубенса? и др.

Тема 2. Законы денежного обращения. Инфляция. Цели изучения темы: - раскрыть сущность понятий «денежное обращение», «закон денежного обращения»; - определить основные тенденции и пути развития денежного оборота в

multiurok.ru

Рабочая мма по дисциплине "Экономика": Повышение финансовой грамотности школьников

Любая страна с рыночной экономической системой опирается на предприимчивых успешных людей, на малый и средний бизнес. Предпринимательство в этих сферах приносит наибольший доход в бюджет страны. У нас в стране существуют разнообразные программы по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса. Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Почему возникла необходимость создания такого курса? Последнее десятилетие финансовая грамотность является неотъемлемой частью развития экономической сферы. Результаты многочисленных исследований показывают, что в настоящее время у учащихся школы практически не сформированы способы эффективного поведения на рынке. В то же время прогноз ситуации на рынке труда РФ, и Самарская область не исключение, свидетельствует о том, что в ближайшее время безработица обретёт «молодёжное лицо». В связи с этим возникла необходимость включения в содержание до профессионального образования молодёжи знания и умения, необходимые для их продвижения на рынке труда. В рыночных условиях, продвигаясь по карьерной лестнице, молодое поколение выступает как создатель и продавец своей рабочей силы. Подготовка же предполагает продуманную организацию работы по изучению законов рынка, банковской системы, конъюнктуры регионального и местного рынка труда. Актуальность данного курса несомненна, так как в нём рассматриваются причины и сущность тех проблем, с которыми учащимся предстоит столкнуться в самостоятельной жизни, представлена система знаний, способная помочь найти наилучшие способы поведения в мире экономики.

ПЕРЕД СКАЧИВАНИЕМподелитесь материалом:

znanio.ru

Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся старших классов: экономический профиль :: Повышение финансовой грамотности

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». 

Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё с детства, и по мере взросления сложность и уровень решаемых задач постоянно повышаются. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать перечень тех базовых понятий и навыков, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать сложные финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.

Учебная программа рассчитана на учащихся 10–11 классов, что позволяет учесть ряд важных особенностей детей такого возраста. В первую очередь дети 16–18 лет обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в рамках выпускных классов можно поднимать такие темы, которые среди школьников более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, ученики 11 класса по окончании школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о перечне финансовых институтов и особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения необходимого успеха.

Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности учащихся 10–11 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионные фонды и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, овладеть навыками формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов и пр.

Перечень предлагаемых к изучению тем является необходимым набором базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.

Финансовая грамотность: учебная программа. 10 – 11 классы общеобразовательной организации. Экономический профиль (среднее общее образование) 

В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических ресурсов. 

 Программа (PDF, 555 Кб)

 

 

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10 – 11 классы общеобразовательной организации. Экономический профиль 

Курс посвящён ключевым вопросам функционирования современных финансовых институтов и механизмам взаимодействия человека с ними. В рамках курса рассматриваются такие финансовые понятия, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионные фонды и др., раскрывается их суть и показано место в финансовой жизни современной России. 

 Для учеников (PDF, 99.55 Мб)

 

  

Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10 – 11 классы общеобразовательной организации. Экономический профиль

Пособие призвано помочь учителям в планировании и проведении занятий. В нём описана общая методика организации учебного процесса и предложены критерии оценки учебных достижений учащихся. По каждому модулю даны примеры заданий (с ответами): мини-задачи, кейсы, тесты, темы для написания эссе. 

 

 Для учителей (PDF, 2.65 Мб)

 

  

Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10 – 11 классы общеобразовательной организации. Экономический профиль Представленные материалы содержат информационно-просветительскую составляющую, направленную на систематизацию знаний родителей в сфере финансовой грамотности, повышение их мотивации по привлечению детей к обсуждению вопросов формирования и расходования семейного бюджета. В материалы включены сведения о принципах работы современных финансовых институтов, характеристиках финансовых продуктов и инструментов, словари терминов по каждому модулю курса, набор рекомендаций по выполнению заданий совместно с детьми.

 

 Для родителей (PDF, 47.56 Мб)

 

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10 – 11 классы общеобразовательной организации. Экономический профиль 

Контрольные измерительные материалы представляют собой сборник дополнительных упражнений и заданий ко всем модулям материалов для учащихся по данному курсу и включают различные задания для текущего, промежуточного и итогового контроля по изучаемому курсу. 

 

 КИМ (PDF, 1.09 Мб)

xn--80aebklphfgdkbcuundy3gvd.xn--p1ai