Программа элективного курса по обществознанию для обучающихся 10 11 классов «Основы финансовой грамотности». Основы финансовой грамотности 11 класс


Рабочая программа эллективного курса:"Основы финансовой грамотности".

Программа элективного курса разработана в рамках программы формирования финансовой грамотности школьников в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования .

Главной целью данного курса является приобретение школьниками опыта индивидуальной финансовой деятельности, а также достижение учащимися функциональной грамотности, необходимой в современном обществе.

Задачи курса:

формирование финансовой грамотности и воспитание финансовой культуры школьников;

формирование инвестиционной культуры школьников;

формирование основ экономического мышления и навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;

формирование социально-экономической компетентности на уровне готовности к сознательному участию в экономической жизни общества;

формирование практических навыков использования финансовых инструментов;

профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и финансов;

сформировать навыки построения личного финансового плана.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план Богатищевской СОШ предусматривает изучение предмета « Основы финансовой грамотности» в 11 классе, в том числе реализацию интегрировано регионального компонента и профориентационной деятельности в количестве 34 часов.

Содержание программы учебного предмета

Личное финансовое планирование (5 часов)

Вводное занятие

Деньги. Функции денег. Виды денег. Современные формы денежных расчетов. Принятие финансовых решений. Явные и скрытые издержки и преимущества зарабатывания денег. Финансовые цели Личный финансовый план достижения этих целей. Потребление Основные источники доходов. Минимальная заработная плата. Основные источники дохода семьи. Основные положения закона «О защите прав потребителя»

Депозит. Кредит (5часов)

Условия депозита и кредитов. Виды кредита .Риски и управления ими. Способы выплаты кредита. Особенности депозита и кредита в России. Кредиты: какие права и обязанности есть у кредитополучателя. о преимуществах и недостатках использования кредита, о кредитной истории и действиях, оказывающих на нее негативное влияние. Образование в кредит. Пластиковые карты. Этот урок поможет сравнить различные виды кредитных карт и условия, необходимые для их получения, а также даст понимание того, Машина в кредит. Какие юридические и финансовые обязательства возникают в случае покупки, обслуживания, страхования и вождения машины.

Расчетно-кассовые операции (6 часов)

Банковская система Банковская система: центральный и коммерческие банки. Функции центрального банка: цели и инструменты. Банковский процент. Простой и сложный процент. Депозитные операции коммерческих банков. Процент по депозиту. Кредитные операции коммерческих банков. Процент за банковский кредит. Механизм получения банковской прибыли. Экскурсия "Как банки "создают" деньги". Центральный банк России. Обязательные резервы банка. Избыточные или свободные резервы. Предельная величина суммарного кредита системы банков при неограниченном количестве банков. Определение исходной ставки обязательных резервов. Проценты и банковские расчеты Простые проценты и арифметическая прогрессия. Банк – финансовый посредник между вкладчиками и заемщиками. Вклады. Кредиты. Простые проценты. Годовая процентная ставка. Формула простых процентов. Коэффициент наращения простых процентов. Расчет величины вклада под простые проценты через несколько лет. Начисление простых процентов за часть года. Российская, германская и французская практика начисления простых процентов за часть года. Формулы для расчетов. Процентная ставка за месяц и день. Банковский перевод. Банковские карты . Дорожный чек. Риски и управления ими.

Ценные бумаги (6 часов)

Долговые ценные бумаги .Векселя и облигации. Риски облигаций и управление ими. Специфика России. Долевые ценные бумаги. Акции. Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Фондовые индексы .Биржа и брокеры. Налогообложение операций с ценными бумагами.

Страхование (4часа)

Страховая защита. Современные способы страхования жизни и имущества. Пенсионное обеспечение. Система налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков, механизм налогового планирования.

Финансовые затруднения (8 часов)

Какие финансовые инструменты помогут в достижении целей?

- Как накопить деньги?

- Как сохранить и сэкономить деньги?

- Как найти деньги?

Личный бюджет. Семейный бюджет. Как зарабатывать деньги?

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения финансовой грамоты ученик должен

Знать/Понимать:

смысл основных теоретических положений; роль денег в нашей жизни, способы выплаты кредита.

Уметь:

приводить примеры: видов кредитов, банковских карт, акций, облигаций ,векселей, вкладов, рисков, финансовых потерь;

описывать: взаимодействие рынков ценных бумаг, виды вкладов;

объяснять: причины неравенства доходов, кредитный рейтинг, обеспечение кредита;

сравнивать (различать): процентные ставки, процентные риски, распределение активов;

вычислять на условных примерах: реальную ставку депозита, выбор банка, доход по облигациям, акциям;

применять для финансового анализа: нижеперечисленные инструменты - модель трех капиталов, текущий капитал, резервный капитал, личный финансовый план, простой и сложный проценты,

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- исполнения типичных экономических ролей;

- решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения

- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической и финансовой информации, для диверсификации

своей финансовой деятельности, использования в случае необходимости банковские ячейки, банковские карты, банковские переводы.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература для учителя:

1. А.Горяев, В.Чумаченко «Финансовая грамота», Москва 2009г., Российская экономическая школа

2. Журнал «Экономика в школе» 2007-2012 г ,Москва.

3. О.А.Рябова, О.В.Карамова «Как вести семейный бюджет» Москва 2010г.«Интеллект-Центр»

4. www.intellectcentre.ru.

5. www.schoolmoney.ru

6. www.invest-prosvet.ru

7. Четыркин Е.М. Облигации: теория и таблицы доходности, Дело ,2005.

8. www.ifnu.ru

9. «Просто о сложном». Основы коллективных инвестиций для школьников. Е. Е. Таборская. Методическое пособие для учителей экономики и обществознания (волонтеров). 2010г.

Дидактическое обеспечение: Комплект методических материалов. Экспертная группа по финансовому просвещению при ФСФР России.

Литература для обучающихся:

1. Учебник. Н. Смирнова «Личные финансы», М., Просвещение, 2000г.

2. Н.И.Берзон Основы финансовой грамотности. Учебное пособие для 10-11 кл. Элективный курс.2011г.

Материально-техническое обеспечение:

1. Компьютер, проектор, экран

2. Экономика и право 9-11 класс, Программа 1С: Школа

Тематическое планирование

№ п/п

Содержание курса

Количество часов

1

Личное финансовое планирование

5

2

Депозит. Кредит

5

3

Расчетно-кассовые операции

6

4

Ценные бумаги

6

5

Страхование

4

6

Финансовые затруднения

8

Календарно-тематическое планирование

multiurok.ru

Статья, посвященная информационной безопасности коммерческого банка, "Основы финансовой грамотности" (11 класс)

К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

И.А. Ашмаров, доцент, к.э.н., доцент

Воронежский государственный институт искусств, г. Воронеж

Мы живем в XXI веке – в период научно-технического прогресса и инноваций. Клиенты банков быстро меняются и тоже стремятся идти в ногу со временем. Особенно это характерно для подрастающего поколения, которое вообще не представляет себе жизни без использования мобильных устройств и различных гаджетов. Вот и банки, чтобы успеть за переменами и не отставать от новой генерации, тоже должны быстро развиваться, а еще лучше – идти на шаг впереди, предвосхищая ожидания клиентов. Для этого нужны новые информационные технологии.

Благодаря бурному развитию новых технологий, а также росту и совершенствованию финансового сектора развитие и распространение услуг дистанционного банковского обслуживания происходит настолько стремительно, что уже не за горами то время, когда подавляющее большинство людей будут так или иначе вовлечены в процессы дистанционного банковского обслуживания. Одни будут пользоваться удаленными услугами банков, другие – такие услуги оказывать, ну а третьи – разрабатывать все необходимое для того, чтобы услуги банка работали на нужном уровне (создавать необходимое системное и прикладное программное обеспечение, разрабатывать средства защиты, производить технические и коммуникационные средства и т.п.).

Банковское обслуживание – это, прежде всего, клиентский сервис. И сегодня, чтобы завоевать и удержать клиента, банк должен сам «прийти» к нему, должен предложить что-то новое, интересное, предоставить ему дополнительные услуги и новые возможности. Для решения этих задач банк должен построить единое информационное пространство, в центре которого и должен находиться клиент. Клиент, который обладает всей полнотой необходимой ему информации и может управлять ею. Это необходимо для того, чтобы, с одной стороны, упростить работу своих филиалов и отделений, сократить издержки и затраты на обслуживание клиентов в банке, с другой стороны, чтобы, пользуясь современными устройствами, повысить качество и уровень клиентского сервиса.

В настоящее время банки проявляют все большую заинтересованность в увеличении количества операций, которые могут быть вынесены на уровень пользователя услуг. Понятно, что для этого надо не только наращивать каналы связи, чтобы предоставить клиенту возможность использования самого широкого набора банковских операций, но и предпринимать меры по обеспечению дополнительного уровня безопасности - информационной безопасности [1].

Ранее, когда все банковские операции совершались исключительно при помощи наличных средств, банкам угрожала лишь одна опасность: грабеж. Грабеж мог произойти в самом отделении банка либо при транспортировке денежных средств. Создание безналичных форм расчетов и хранения денег частично решила проблему физического грабежа, но информация о денежных средствах по-прежнему подвергается угрозе: уничтожения в результате поломки программного обеспечения либо умышленных действий мошенников, умышленного либо случайного искажения банковской информации, получения информации третьими лицами, для которых она не предназначалась. Поэтому одним из ключевых факторов угрозы банковской информации является человеческий фактор.

infourok.ru

Программа элективного курса по обществознанию для обучающихся 10 11 классов «Основы финансовой грамотности»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа

п.г.т. Мирный муниципального района Красноярский

Самарской областиПрограмма элективного курса

по обществознанию

для обучающихся 10 – 11 классов

«Основы финансовой грамотности»

Составитель:

Пучко Александр Михайлович

учитель истории и обществознания

п.г.т. Мирный

2016

Актуальность программы.Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.

Финансовая грамотность – это достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения, то есть грамотное управление своими денежными средствами:

  • вести учет доходов и расходов;
  • избегать излишней задолженности;
  • планировать личный бюджет;
  • создавать сбережения;
  • ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора;
  • использовать накопительные и страховые инструменты.

Уровень финансовой грамотности в Российской школе (данные PISA-2012)

  • Наибольшие трудности у учащихся по области содержания – «Деньги и операции с ними» (российские учащиеся недостаточно знакомы с механизмами кредитования, операциями с банковскими вкладами, вопросами обеспечения безопасности при покупке товаров в интернет-магазине; проблемами инвестирования, действием механизмов налогообложения)
  • Наиболее успешно выполнены задания на применение простых финансовых знаний в знакомых ситуациях реальной жизни. Наибольшие трудности вызвали задания, в которых нужно было выявить и проанализировать финансовую информацию, обосновать высказанную позицию или аргументировать ответ, сформулированный самостоятельно.
  • 38% российских учащихся ответили, что не изучали вопросы, связанные с финансовой деятельностью
Результаты анкетирования учащихся 10 – 11 классов показали невысокий уровень финансовой грамотности учеников, особенно в разделах «Страхование», «Риски в мире денег», «Пенсии». По итогам опроса обучающихся и родителей, было выявлено, что необходимо восполнить недостаток знаний по основам финансовой грамотности за счет элективного курса.

Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10–11 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.

Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.

Выпускник научится:

  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;
  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;
  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

Рабочая программа элективного курса составлена в соответствии с УМК Бреховой Юлии Викторовны «Финансовая грамотность», а также в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/

3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143.

4. Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Цель обучения: формирование у учащихся 10–11 классов необходимых

знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.Планируемые результаты обучения

Требования к личностным результатам освоения курса:

  • понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;
  • понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
  • понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
  • владение умением решать практические финансовые задачи:
  • владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,
  • определение стратегических целей в области управления личными финансами;
  • постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;
  • планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;
  • подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;
  • владение коммуникативными компетенциями:
  • нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;
  • анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
  • владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;
  • владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.
Представленный далее тематический план состоит из отдельных разделов , каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая составляющая, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия.

Содержание курса финансовой грамотности имеет деятельностный характер, поэтому в структуре дидактических единиц выделяются понятия и знания, сопредельные этим понятиям, личностные характеристики и установки, отражающие надпредметный компонент, а также способы деятельности, обозначенные как «умения» и «компетенции». Все эти компоненты отнесены не к каждой отдельной теме занятия, а к группе занятий сознательно. Поскольку мы говорим о деятельностном подходе, предполагающем в первую очередь освоение способа деятельности в определённой ситуации, а не заучивание определений конкретных понятий, то обучение строится вокруг проблемы, а не понятия. Это означает, что все понятия, знания и умения возникают по сопричастности овладению умением решать определённый круг проблем, в частности финансовых (даже если это достаточно простые понятия). Следовательно, все эти компоненты актуальны при решении проблемы и необходимы в той мере, чтобы её решить, а не просто знать о ней.

Понятия для освоения финансовой грамотности необходимы в той мере, чтобы понимать, как именно устроена эта сфера вообще и конкретные финансовые институты в частности. Учащийся освоил понятия — это означает, что он может установить связь между определением понятия и той реальностью, которую оно отражает, т. е. как бы «увидеть» эту реальность, связать её с другими элементами.

Знания позволяют учащимся полнее охарактеризовывать финансовую реальность и имеют следующую структуру: признаки, функции, характеристики каких-либо объектов или процессов; описание особенностей устройства каких-либо финансовых объектов или процессов в реальности (например, в России или в мире).

Личностные характеристики и установки отражают ценностную составляющую финансовой грамотности. Учитель не должен привязывать учащихся к конкретным идеологическим установкам в сфере финансов, задача учителя — создать поле для определения собственной позиции учащегося, формирования его собственного отношения, важно показать причинно-следственные связи, к чему приводит та или иная деятельность. Общей установкой, конечно, должна стать установка на самостоятельность в принятии решений, стремление к изучению финансовой проблемы со всех сторон, анализ и оценку различных вариантов в решении проблемы. У учащихся должно быть сформировано понимание не только свободы в принятии решений, но и личной ответственности за взятые на себя обязательства.

Умением в дидактических единицах мы называем исключительно предметные умения, необходимые для осуществления простейших операций в сфере финансов.

Компетенции представляют собой способы деятельности в ситуациях необходимости решать финансовые задачи. Компетенции всегда требуют сознательности и знания конкретных действий, необходимых для их воплощения. Особенностью компетенций является их обобщённый характер. Это означает, что если учащийся овладел компетенцией на занятии, то он может в другой подобной ситуации применить это умение. Например, критически относиться к рекламным предложениям из различных источников нужно не только в сфере финансов, но и в том, что касается продуктов питания, лекарств и др.

Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения

Лекция. В процессе лекции педагог последовательно и системно излагает и объясняет учебный материал, содержащийся в пособии. Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций по финансовой грамотности считаются: оптимальное сочетание их обучающих, воспитывающих, развивающих функций, системность, ясность изложения и активизация мышления учеников, аргументированность суждений, учёт особенностей аудитории (профиль класса), сочетание теории и практики, сочетание логики изложения с творческой импровизацией учителя, использование технических средств. Наряду с традиционным видом лекции активизировать диалоговые и творческо-поисковые формы проведения образовательной работы позволят лекции-дискуссии с участием представителей финансового сектора, бизнеса.

Практикум. Практическое занятие как форма организации образовательного процесса носит обучающий характер, направлено на формирование определённых практических умений и навыков в области управления личными финансами, является связующим звеном между теоретическим освоением учеником предмета и применением его положений в реальной жизненной ситуации.

Практическое занятие может быть проведено в различных формах:

– проблемный семинар;

– презентация докладов.

Игра. Данный урок осуществляется путём моделирования жизненной ситуации, связанной с принятием финансового решения. Целью данного моделирования ситуации является выработка модели поведения в подобных ситуациях, приобретение опыта такого рода деятельности.

Контроль. Данный урок проводится с целью проверки освоенных знаний

и умений.

В процессе преподавания элективного курса «Финансовая грамотность» предполагается использование учителем двух видов контроля: текущего и итогового.

Целью текущего контроля является оценка активности работы школьника на занятиях, уровень осознания обсуждаемого материала, креативность в решении поставленных задач. Текущий контроль может проводиться как в форме тестирования, решения практических задач и ситуаций, так и в форме деловой игры.

Целью итогового контроля является оценка выполнения требований к личностным, интеллектуальным и предметным результатам освоения курса. Итоговый контроль проводится в форме тестирования, решения практических мини-задач или написания рассуждения – эссе по теме высказывания одного из ученых, финансистов и общественных деятелей, позволяющей оценить все аспекты подготовки школьника по вопросам, которые поднимались в процессе изучения курса «Финансовая грамотность». Результаты итогового контроля позволят учителю корректировать методику преподавания, выявлять темы и вопросы, которым следует уделить более пристальное внимание.

Контрольно- измерительные материалы представлены в Приложении 1.

Способы реализации содержания

Данный курс предусматривает использование современных образовательных технологий, позволяющих достичь не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, направленных на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. В программе находят отражение следующие технологии:

1)Технология развития критического мышления, которая способствует развитию мыслительных навыков учащихся. Она предполагает соотнесение внешней информации с имеющимися знаниями, выработку решений о том, что можно принять, что дополнить, что отвергнуть, плюс умение обсуждать и взаимодействовать с другими людьми. Иными словами, критическое мышление учит способам активных действий. Данная технология представлена в программе следующими формами работы:

  • работа с информацией;
  • практическая работа с технологическими составляющими;
  • семинар;
  • встречи со специалистами, предусматривающие диалог;
2) Информационно-коммуникационные технологии, призванные повысить эффективность образования, позволяют активизировать познавательную деятельность; расширить информационное поле, повысить информационную культуру; стимулируют интерес учащихся, предоставляют широкие возможности для самореализации личности. В данном элективном курсе нашли применение такие формы ИКТ:
  • использование информации в сети Интернет;
  • презентации.
Курс изучается в течение года, рассчитан на 34 часа, по одному часу в неделю. Длительность занятия – 40 минут.

Критерии и методика оценки учебных достижений учащихсяКритерии оценивания решения задач

Отметка 5 4 3 2
оценка
Формулирование

целей и условия

Адекватно сформулирова-

ны цели деятельности и

определены условия (3—4),

в которых необходимо ре-

шать задачу.

Цель сформулирована

нечётко, или выделены

не все условия.

Цель сформулирована

размыто или не постав-

лена вообще. Или отсутствует описание усло-

вий, в которых решается

задача.

Не осуществлено
Выявление

альтернативных

вариантов

В результате поисковой дея-

тельности выявлены и опи-

саны альтернативы (3-5) решения задачи.

В результате поисковой

деятельности выявлены

не все возможные или необходимые альтернативы.

Альтернативы выявлены спонтанно, без об-

ращения к различным

источникам.

Не осуществлена.
Оценка

альтернатив

Осуществлена оценка каждой альтернативы с точки зрения определённых критериев выбора, на основе

научного знания, представ-

ленного в материалах для

учащихся.

В ходе оценки альтернатив ученик частично не использует научное знание, больше опирается

не на новое знание, а на

опыт или традиции, сте-

реотипы.

Учащийся практически

при оценке не опирается на новое знание,

описанное в материалах

для учащихся

Не осуществлена
Обоснование

итогового выбора

Объяснён итоговый выбор

как оптимальный, т. е. решающий поставленную за-

дачу.

В объяснении может

быть нарушена логика

обоснования.

Итоговый выбор обоснован без опоры на

анализ оценки альтернатив решения задачи.

Не осуществлена.

Оценка конструктивности работы на семинаре

Конструктивность работы ученика на семинаре — это его вклад в развитие идей и создание общей схемы (или модели). Поэтому оценивается то, насколько активно он участвовал в обсуждении; имеется в виду, конечно, качественная, а не количественная активность ученика. То есть речь идёт о том, насколько обдуманны и интересны были предложенные идеи, насколько эффективно он мог находить недостатки (слабые места) в идеях своих одноклассников и предлагать более подходящие варианты. Оценка работы ученика всё же будет достаточно субъективной, так как здесь невозможно предложить количественные измерители. Учитель должен ориентироваться на качественные характеристики, и самое главное — данную работу необходимо оценивать не за абсолютные результаты, а за качественный прирост умения. То есть насколько активнее (в нашем понимании) ученик работал на данном занятии, чем на предыдущем. Так, если учащийся абсолютно не участвовал в работе, игнорировал такого рода деятельность, то на усмотрение учителя он может получить 0 или 1 или вообще не иметь никакой оценки. Второй вариант будет более приемлемым и гуманным. Бывают ситуации, когда ученики испытывают психологические барьеры при выступлении или пока не освоили умение вступать в коллективное обсуждение. Если ученик достаточно активен на занятии, то, безусловно, он заслуживает позитивной отметки (4 или 5). Хорошая отметка может стимулировать ученика на ещё более активную работу в будущем.

Оценка предметных знаний и умений.

Проверка овладения учащимися предметными знаниями и умениями может осуществляться в форме письменной контрольной работы или устного опроса. В данном случае всё зависит от времени, которым располагает учитель, а также от его личных предпочтений. Оценка устного ответа более субъективна, чем письменного, но тем не менее можно выделить общие принципы:

1. Если ученик не отвечает на большинство вопросов, то ответ оценивается 2 баллами, т. е. неудовлетворительно.

2. Если ученик отвечает на половину вопросов или на большинство частично, то ответ оценивается 3 баллами, т. е. удовлетворительно.

3. Если ученик достаточно уверенно отвечает на большинство вопросов (более 70 %) или отвечает почти на все вопросы, но делает несколько существенных ошибок, то получает 4 балла, т. е. хорошо.

4. Если ученик отвечает на все вопросы, делает несколько несущественных ошибок, то ответ оценивается 5 баллами, т. е. отлично.

Оценка письменной контрольной работы осуществляется следующим образом:

За каждый правильный тестовый вопрос — 1 балл.

За каждую решённую предметную задачу — 2, 3 или 4 балла (баллы указаны в материалах для учащихся в заданиях).

За каждую практическую мини-задачу — 3, 4 или 5 баллов (баллы указаны в материалах для учащихся в заданиях).

За развёрнутый письменный ответ на вопрос — 5, 6, 7 или 8 баллов (баллы указаны в материалах для учащихся в заданиях).

По сумме баллов итоговые отметки выставляются так:

0—50 %: неудовлетворительно;

51—70 %: удовлетворительно;

71—90 %: хорошо;

91—100 %: отлично.

Оценка экономического эссе

Эссе — это свободное рассуждение на какую-либо тему. В материалах для учащихся предлагается несколько тем для эссе. В ходе написания эссе ученик имеет возможность не просто проявлять свои творческие способности, а развивать их. Развитие каких-либо умений, а тем более их формирование осуществляется только в деятельности, поэтому чем больше ученик будет писать (размышляя, формулируя

собственные мысли по поставленной автором проблеме), тем больше у него будет развиваться умение мыслить самостоятельно. Вообще размышление над высказываниями мудрых людей является высшей степенью понимания сути предмета, поэтому и должно быть высоко оценено. Если учитель задаёт на дом написать эссе на выбранную тему, а учащийся вообще ничего не написал или отписался, просто пере-

фразировав высказывание, то ученик получает неудовлетворительную оценку. Ставить отметку 3 балла за попытку размышления всё-таки не педагогично — это может отбить желание у учащегося вообще писатьподобные произведения. Поэтому далее мы говорим об отметках 4 и 5. Для начала выделим критерии, в соответствии с которыми ученики пишут эссе, а учитель проверяет его.

Критерии:

1. Раскрытие смысла высказывания. Это значит, что ученик не просто перефразировал мысль автора, а, используя понятия и научные знания, объяснил, что имел в виду автор.

2. Логичность и системность изложения собственных мыслей. Под логичностью мы понимаем установление причинно-следственных связей между объектами, явлениями и процессами экономической действительности. Системность показывает установление связей между объясняемыми объектами как части и целого.

3. Уровень теоретических суждений. Теоретические суждения должны носить научный характер. Именно то, что было учениками освоено на занятиях (понятия и знания), должно быть использовано для построения и аргументации собственной позиции.

4. Уровень фактической аргументации. Фактическая аргументация призвана подтвердить конкретными примерами (из обществознания, истории, географии, литературы, СМИ и др.) позицию ученика по обсуждаемому вопросу.

При оценивании эссе учитель в первую очередь исходит из качественного прироста в результатах творческо-учебной деятельности ученика. При систематических попытках, естественно выполняя работу над ошибками, ученик может достичь существенных результатов. Поэтому учитель должен показывать достоинства, а также недостатки в размышлениях учащихся. Недостатки могут заключаться в том, что ученик существенно исказил суть понятия, или использовал совершенно не подходящее знание, или привёл примеры, не объясняющие данное явление, и др.

Учитель в своей оценке должен больше показывать тот прирост в умениях, который сделал ученик, с тем, чтобы у него возникла внутренняя мотивация к дальнейшему обучению, именно для этого нужно указывать и на достоинства и на недостатки.

rykovodstvo.ru

Программа элективного курса Основы финансовой грамотности 10-11классы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вохомская средняя общеобразовательная школа » Вохомского муниципального района Костромской области. Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10-11классов. Составила Е.А.Худякова, учитель обществознания , высшая категория. 2016 год. Пояснительная записка. 1.Общие положения. Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков Учебная программа рассчитана на учащихся 10-11 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16-18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия. Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни. Нормативная –правовая документация. Рабочая программа элективного курса составлена в соответствии с УМК Ю.В. Бреховой «Финансовая грамотность», а также в соответствии со следующими документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143. 4. Стратегия развития финансового рынка российской федерации на

weburok.com