НЕКРЕДИТНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО РЫНКА. Некредитные финансовые организации и особенности их регулирования


НЕКРЕДИТНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Транскрипт

1 НЕКРЕДИТНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО РЫНКА Новокшонова Е.Н. К.э.н., доцент кафедры Банковского дела, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина Аннотация В статье рассмотрены некредитные финансовые организации как субъекты финансового рынка, вопросы трактовки дефиниции «некредитные финансовые организации» в действующем законодательстве России. Ключевые слова: некредитные финансовые организации, финансовые организации, закон. Keywords: non-credit financial organization, financial organization, analysis. Для обеспечения устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, благодаря которому обеспечивается рост и развитие экономики страны в целом, укрепляются позиции на международной арене, появляется стабильный источник долгосрочных инвестиций, решается проблема социальной стабильности общества, эффективного управления рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защиты прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг) необходимо иметь четкое, законодательно закреплённое определение дефиниции «некредитная финансовая организация», которого нет в нормативных документах. К тому же отсутствуют фундаментальные научные разработки, касающиеся исследования дефиниции «некредитные финансовые организации», по вопросу деятельности некредитных финансовых организаций. Сказанное актуализирует тему исследования. Основными субъектами финансового рынка являются финансовые организации, существующие в виде кредитных финансовых организаций и некредитных финансовых организаций. Новокшонова Е.Н., 2017 г.

2 Рис. 1 Субъекты финансового рынка Понятие «некредитная финансовая организация» впервые закреплено Федеральным законом Российской Федерации от 23 июля 2013 г. 251 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» 1. Данным законом в Федеральный закон от 10 июля 2002 г. 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» введена статья 76.1 «Некредитные финансовые организации», в которой перечислены финансовые организации, имеющие статус некредитных. В соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от г. 86-ФЗ «О Центральном банке (Банке России)» некредитными финансовыми организациями признаются: профессиональные участники рынка ценных бумаг; управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного

3 фонда и негосударственного пенсионного фонда; акционерные инвестиционные фонды; организации, осуществляющие клиринговую деятельность; деятельность по осуществлению функций центрального контрагента; деятельность организатора торговли; деятельность центрального депозитария; репозитарную деятельность; субъекты страхового дела; негосударственные пенсионные фонды; микрофинансовые организации; кредитные потребительские кооперативы; жилищные накопительные кооперативы; бюро кредитных историй; организации, осуществляющие актуарную деятельность; кредитные рейтинговые агентства; сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы; ломбарды 2. Определения данной дефиниции законодатель в Федеральном законе 86-ФЗ не дает, поэтому возникают коллизии при применении этой статьи на практике. В частности, финансовые организации имеют статус некредитные, а фактически многие из числа организаций, входящих в данную группу, выдают кредиты, более того созданы специально для кредитования малого бизнеса, например, микрофинансовые организации. Анализ ст Федерального закона 86-ФЗ показал, что, во-первых, отсутствует четкое определение дефиниции «некредитные финансовые организации»; во-вторых, в перечень некредитных финансовых организаций не включены такие организации, как лизинговые компании, коллекторские агентства и ряд других, которые по характеру своей деятельности также являются некредитными финансовыми организациями. Однако аргументированное обоснование их отнесения к этому виду финансовых организаций затруднено из-за отсутствия в данном общего легального определения некредитной финансовой организации. К тому же данная трактовка дефиниции «некредитная финансовая организация» не согласуется с существующими законодательными трактовками, содержащимися в законах, регламентирующих деятельность субъектов, включенных в перечень некредитных организаций Согласно Федерального закона от N 196-ФЗ «О ломбардах», ломбард определяется как юридическое лицо специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей 3. В определении не указано, что ломбард это финансовая организация, кредитная организация или некредитная организация. Акцент сделан на то, что это коммерческая организация. Значит соответственно Гражданского кодекса РФ ее основная цель извлечение прибыли от предоставления краткосрочных займов и хранения вещей. Поскольку ломбарды по сути выдают займы, они должны относиться к кредитным организациям, фактически отнесены к некредитным. Определение микрофинансовой организации дано в Федеральном законе от 02 июля 2010 г. 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Микрофинансовая организация юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании. В определении микрофинансовой организации отсутствует указание на то, что это некредитная финансовая организация 4. Кредитный потребительский кооператив добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) 5. Трактовка данной дефиниции представлена в Федеральном законе от 18 июля 2009 г. 190-ФЗ «О кредитной кооперации». Из определения не вытекает, что потребительский кооператив некредитная финансовая организаций. Если проанализировать определения других субъектов, включенных в перечень некредитных финансовых организаций, можно сделать вывод, что ни в одном из них нет указания на то, что это некредитная финансовая организация. Существует противоречие между Федеральным законом 86-ФЗ и отраслевыми законами, регламентирующими

4 деятельность отдельных субъектов. Это вызывает коллизии в практическом применении данных нормативных правовых актов. Определение дефиниции «некредитная финансовая организация» не согласуется с законодательно закрепленными определениями дефиниции финансовая организация. Согласно ст. 6 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» под финансовой организацией понимаются профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, валютная биржа, товарная биржа 6. В данном законе перечень финансовых организаций отличается от перечисленных в Федеральном законе 86-ФЗ. В нем присутствует такой субъект как валютная биржа, товарная биржа, которых нет в Федеральном законе 86-ФЗ. В соответствии со ст.180 Федерального закона от 26 октября 2002 г. 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под финансовыми организациями понимаются: 1) кредитные организации; 2) страховые организации; 3) профессиональные участники рынка ценных бумаг; 4) негосударственные пенсионные фонды; 5) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; 6) клиринговые организации; 7) организаторы торговли; 8) кредитные потребительские кооперативы; 9) микрофинансовые организации 7. Перечень финансовых организаций значительно уже, чем в Федеральном законе 86-ФЗ; отсутствуют ломбарды, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, организации, осуществляющие актуарную деятельность, жилищные накопительные кооперативы, бюро кредитных историй. В Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. 325-ФЗ «Об организованных торгах» финансовая организация определена как профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли 8. В данном определении перечислены не все организации, которые имеют место в Федеральном Законе 86-ФЗ. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. 135-ФЗ «О защите конкуренции» трактует финансовую организацию как - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации) 9. В определении представлен более широкий спектр организаций, подпадающих под понятие финансовой организации, в частности, лизинговые компании, которые не включены в перечень организаций в соответствии с Федеральным законом 86-ФЗ. Анализ трактовок понятия «финансовая организация», представленных в отраслевых законах, позволяет констатировать, во-первых, отсутствие четкого определения данного понятия, согласующегося с Федеральным законом 86-ФЗ. Имеющиеся определения представляют собой простое перечисление организаций, которые можно считать

5 финансовыми. Во-вторых, отсутствие четкого критерия, отнесения организаций к финансовым. Вследствие этого возникает противоречие между определениями финансовой организации в разных отраслевых законах. Например, ломбарды в одних случаях отнесены к финансовым организациям, в других нет. Аналогичная картина с лизинговыми компаниями, валютными и товарными биржами. В-третьих, в отраслевых определениях можно увидеть кредитные организации, что позволяет сделать вывод, что они подпадают под определение некредитных финансовых организаций. В-четвертых, в перечень некредитных финансовых организаций, представленных в Федеральном законе 86-ФЗ, включены организации, которых нет в отраслевых законах, и наоборот, не представлены организации, которые имеют место в других законах. Это порождает неопределенность правового статуса таких организаций. В соответствии с отраслевым законом они не являются финансовыми, а в соответствии с Федеральным законом 86-ФЗ являются таковыми и наоборот. А данные законы имеют одинаковый правовой статус. Рассмотрим динамику количества действующих некредитных финансовых организаций (табл.1) Таблица 1 Динамика количества действующих некредитных финансовых организаций, ед. * Показатели Исследуемый период Всего В том числе Субъекты страхового дела Профессиональные участники рынка ценных бумаг Инфраструктурные организации Субъекты рынка коллективных инвестиций Субъекты микрофинансирования и кооперативы Кредитные рейтинговые 9 2 агентства Филиалы и 3 представительства иностранных рейтинговых агентств Ответственные актуарии * Статистический бюллетень Банка России. 2015, 2016, [Электронный ресурс]. URL: За исследуемый период с 2014 по 2016 гг. наблюдается тенденция снижения числа некредитных финансовых организаций практически по всем позициям: существенно снизилось число субъектов страхового рынка, субъектов микрофинансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг. Данная ситуация явилась следствие проблем страхового рынка, где 2016 г. имело место усиление негативных тенденций в сегменте обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). В сегменте микрофинансовых организаций большую актуальность приобретает установление Банком России повышенных требований к капиталу, нормативам

6 и надзорной отчетности МФО, привлекающих средства физических лиц, что привело к снижению их числа. Заключение Отсутствие четкого определения дефиниции «некредитная финансовая организация» негативно влияет на практику применения законодательных актов, а также на развитие доктрины деятельности некредитных финансовых организаций. Практическое применение дефиниции «некредитная финансовая организация» требует конкретизации в направлении четкости определения с указанием критериев отнесения организаций к данной категории и приведения ее в соответствие с отраслевыми законами. 1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков: Федер. закон Рос. Федерации от 23 июля 2013 г. 251 // Вестник Банка России N О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федер. закон Рос. Федерации от 10 июля 2002 г. 86-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации , ст О Ломбардах: Федер. закон Рос. Федерации от N 196-ФЗ // Собр. законодательства ос. Федерации N 31, ст О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях: Федер. закон Рос. Федерации от 02 июля 2010 г. 151-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации N 27, ст О кредитной кооперации: Федер. закон Рос. Федерации от 18 июля 2009 г. 190-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009, N 29, ст О клиринге и клиринговой деятельности: Федер. закон Рос. Федерации от 07 февраля 2011 г. 7-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011, N 7, ст О несостоятельности (банкротстве): Федер.закон Рос. Федерации от 26 октября 2002 г. 127-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2002, N 43, ст Об организованных торгах: Федер.закон Рос. Федерации от 21 ноября 2011 г. 325-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации N 48, ст О защите конкуренции: Федер. закон Рос. Федерации от 26 июля 2006 г. 135-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации N 31 (1 ч.), ст

docplayer.ru

3) Понятие и виды финансовых посредников

1)Этапы развития кредитной системы.

  1. появление прообразов банков как хранителя ценностей.Чаще всего храмы являлись хранителями данных ценностей. Однако они еще не являлись банками, так как:

  2. отсутствовала специальная законодательная база (отсутствие лицензий)

  3. второстепенность выполняемых операций по хранению

  4. отсутствовала постоянная взаимосвязь между хранителями ценностей (храмами)

  5. появление фин посредников(вызвано потребностью привлечения заемных средств)

  6. возникновение кредитной системы как элемента системы экономической(появляются все те принципы, которых не было при храмах)

  7. появление ЦБ(функции хранения и депозитная)

  8. передача платежных функций коммерческим банкам

  9. возникновение системы управления банковскими рисками,в которой риск для банка рассматривается не только как потенциальны убыток6 а напротив как возможность получения дополнительной выгоды в случае правильного воздействия на него.

  10. развитие системно значимых КО и банков развития

  • Системно значимые банки-крупнейшие кредитные организации страны, устойчивость финансового состояния которых оказывает влияние на банковскую систему в целом.

  • Банки развития– не осуществляют операций с физ и юр лицами, выполняют глобальные функции. (нечто среднее между учреждением с бюджетным финансированием и КБ: средства выделяются гос-вом, но предоставляются на условии платности и возвратности).

2)Понятие и структура кредитной системы.

Кредитная система– это совокупность кредитных организаций, функционирующих на территории одной страны в рамках единого банковского законодательства. (любой КБ является элементом кредитной системы).

Структура КС:

  • банковская система(совершает все операции) (КБ+ЦБ)

  • парабанковская система(НКО – небанковские кредитные организации)

Банковская система– совокупность банков, функционирующих на территории данной страны в рамках национального банковского законодательства.

Банковская система РФ включает в себя:

Структура парабанковской системы:

- расчетные НКО

- платежные НКО

- депозитно-кредитные НКО

Финансовый посредник– это эк агент, обеспечивающий взаимодействие и связь первичных поставщиков финансовых ресурсов и их конечных потребителей.

Функции финансовых посредников:

  • Осуществление диверсификации риска путём распределения вложений по различным видам фин инструментов.

  • Осуществление проверки платёжеспособности заёмщика, в результате чего происходит снижение кредитного риска.

  • Упрощение проблемы поиска кредиторов, способных предоставить заём на приемл. усл.

  • Снижение %-ставки за кредит при нормальных эк условиях.

  • Аккумуляция денежных средств, в результате которой происходит удовлетворение спроса заёмщиков на большие суммы.

Выделяют четыре типа фин посредников:

  • Фин учреждения депозитного типа

  • Договорные сберегательные учреждения

  • Инвестиционные фонды

  • Иные фин организации

4) Типы и черты кредитных систем.

Кредитная система – сов-ть кредитных организаций, функционирующих на территории одной страны в рамках единого банковского законодательства.

Для КС как экономической системе характерны след черты:

  1. Открытость;

  2. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость элементов;

  3. Синергетичность системы (эфф-ть действия всей системы в целом)

Кредитные системы делятся на 2 типа:

• сегментированные (англосаксонский тип) - США, Великобритания

Существуют в случае установления гос-вом законодательных ограничений на проведение отдельными институтами кредитной системы определенного круга операций;

• универсальные (континентальный тип) - Франция, Германия, другие страны Европы,

Характеризуются отсутствием законодательных ограничений на проведение кредитными учреждениями каких-либо операций и наличием развитой системы гос контроля за деятельностью кредитных институтов.

Основным признаком отнесения кредитной системы к тому или иному типу является запрет или наоборот разрешение КБ проводить операции с корпоративными акциями за свой счет, так эти операции обладают повышенным риском по сравнению со ссудными операциями. Результатом этого является степень участия банков в финансировании корпораций. В странах с англосаксонской моделью коммерческие банки направляют на финансирование промышленных корпораций только около 40% кредитных ресурсов (в Японии 80-90%) и удовлетворяют потребности корпораций главным образом в краткосрочном кредитовании.

В современных условиях следует отметить, что сегментированная кредитная система является менее предпочтительной, чем универсальная. В условиях ограничений банки теряют свою конкурентоспособность как по сравнению с другими финансовыми институтами, так и по отношению к зарубежным банкам. В условиях ограничений банковский бизнес не становиться более устойчивым, но при этом банки оттесняются с позиций главных финансовых институтов.

Особенности кредитной системы США:

1) Особая форма существования 1-го уровня в виде федерал.резервной системы

2) наличие разнообразия вариантов фин посредников

3) сущ. фин институты, под которыми понимают таких эк агентов, которые совершают операции с фин активами и обеспечивают фин услуги для своих клиентов

Виды фин посредников в США:

-страх.орг., пенсионные фонды

-долго- и среднесрочный характер оказания услуг

Особенности кредитной системы ЕС:

1) сущ наднационального органа фин регулирования

2) двойная система ЦБ (наднационал и национал)

3) выделяют специализир. кредит. институты, к основным функциям которых относят совершение операций коллект. инвестирования или расчетных сделок

Особенности кредитной системы Японии:

Включает в себя след.типы банков:

1) б., фин деят-ть малого и среднего бизнеса

2) с/х банки

3) фин институты рынка цб

К показателям эффект-ти кредит. системы относят:

1) степень конкуренции

2) уровень фин устойчивости

3) степень влияния банк.сист. на расшренное произ-во

studfiles.net

Небанковские кредитные организации - регистрация, виды деятельности, векселя и открытие счета

Одним из сегментов российского финансового рынка являются небанковские кредитные организации (НКО), которые предоставляют клиентам отдельные виды банковских услуг без открытия расчетного счета. С начала возникновения первых НКО в 1992 г. круг финансовых организаций небанковского сектора значительно расширился, и появились новые организационные формы. В чем специфика таких структур, и какие они выполняют функции?

Что такое небанковские кредитные организации

Зарегистрированное в установленном порядке юридическое лицо любой формы собственности, наделенное правом осуществлять отдельные виды банковских операций на основании лицензии – это небанковская кредитная организация. Отличия НКО от банков заключаются в их боле узкой специализации и упрощенной форме регистрации с пониженными требованиями к величине уставного капитала.

Правовое регулирование

Основной законодательный акт, в котором описан термин НКО и механизм осуществления деятельности небанковских кредитных организаций – это закон РФ «О банках и банковской деятельности», зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 02.12.1990 г. Указанным законом определены виды операций, осуществление которых допустимо небанковскими учреждениями. Полномочия регистрации и лицензирования НКО делегированы Банку России, которым разработан перечень инструкций банка, касающихся порядка принятия решения относительно выдачи разрешительных документов.

Виды небанковских кредитных организаций

В зависимости от допустимого к выполнению перечня банковских операций вся совокупность НКО делится на 3 вида:

  1. Депозитно-кредитные (НДКО) – группа небанковского сектора, которой разрешено привлечение денежных вкладов от юридических лиц и выдача займов. Самый известный представитель этого вида – Женская микрофинансовая сеть, существовавшая с 2005 по 2011 г. (позже была реорганизована в микрофинансовое объединение).
  2. Платежные (ПНКО) – основное назначение заключается в обеспечении безрисковых переводов при проведении мгновенных платежей. Платежные небанковские организации осуществляют деятельность в двух направлениях: осуществление денежных переводов срочного характера и обслуживание электронных кошельков. Примером ПНКО являются Дельта Кей, Единая касса, ПэйПал РУ, Яндекс.Деньги.
  3. Расчетные (РНКО) – небанковские финансовые организации, занимающие самую большую долю в общ

sovets.net

15.7. Специфические кредитно-финансовые организации

Контрактные сберегательные организации (страховые компании и пенсионные фонды) - это финансовые посредники, периодически привлекающие ресурсы на контрактной основе. Они могут достаточно точно предугадать свои платежи по годам, следовательно, прогнозировать свои вложения этих средств в долгосрочные ценные бумаги - корпоративные, муниципальные, государственные акции, облигации, закладные.

Различные виды страховых компаний формируют свои средства от продажи страховых полисов. Характер аккумулированных средств позволяет использовать их для долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг. Долговые обязательства страховых компаний (полисы) клиенты хотят использовать на покрытие непредвиденных расходов в будущем. Клиентами страховых компаний могут быть как юридические, так и физические лица.

Операции страховых компаний очень близки по своему существу к банковским операциям. Так, мобилизация ресурсов и принцип возвратности обеспечивается как и в банках. По своим активным операциям страховые компании конкурируют с банками, инвестиционными фондами, пенсионными фондами. Могут производить индексирование коммерческих векселей, страхование валютных рисков, кредитов и др.

Пенсионные фонды обеспечивают своих клиентов средствами после выхода на пенсию. Основные источники средств - взносы работающих граждан и работодателей. Для рационального использования средств фонды вкладывают их в корпоративные и другие виды ценных бумаг. Требования о выплате клиентами предъявляются не сразу, а после выхода на пенсию, т.е. пенсионные фонды имеют достаточно устойчивые ресурсы для проведения своих активных операций. Пенсионные фонды возникают как дополнение к системе государственных пенсионных фондов.

К своеобразным кредитным организациям относятся организации финансовых рынков, фондовые и страховые биржи, валютные рынки, клубы банков-кредиторов и т.п. По своей роли они не уступают крупнейшим банковским организациям.

Финансовая (валютная) биржа - небанковская финансовая организация, деятельность которой включает в себя организацию торговли валютой, ценными бумагами, кредитными ресурсами, а также иными объектами финансового оборота. Предоставляет услуги, способствующие заключению сделок в соответствии со специально установленными правилами торговли.

Взаимные (паевые) фонды - инвестиционные финансовые посредники, свои ресурсы формируют за счет продажи населению паев, а привлеченные средства направляют на покупку акций и других ценных бумаг. дают возможность пайщикам объединить средства для покупки крупных пакетов акций облигаций корпораций, предприятий, который они не в состоянии приобрести отдельно каждый. Пайщики могут в любой момент продать, вернуть свои паи. Стоимость паев будет определяться совокупной стоимостью всех ценных бумаг, которыми владеет фонд на этот момент.

Взаимные (паевые) фонды денежного рынка. Эти финансовые организации обладают всеми характеристиками взаимных фондов. Но они позволяют своим клиентам (кроме покупки пая) открывать счета депозитного типа. Эти фонды разрешают пайщикам выписывать чеки против своих паев при соблюдении определенных условий (например, ограничение суммы чека). Паи во взаимном фонде денежного рынка играют роль чековых депозитных счетов, по которым выплачивается процент, хотя и с некоторыми ограничениями на право выписать чек.

Трастовые компании - специализированные кредитно-финансовые организации, осуществляющие трастовые (доверительные) операции для физических и юридических лиц. Могут представлять собой самостоятельную фирму либо являться филиалом банков или других кредитных организаций. Как правило, траст-компании не занимаются традиционной банковской деятельностью, их основной функцией является осуществление всех доверительных операций, разрешенных законом. Траст-компании имеют собственный капитал, получают прибыль от своей деятельности. Свои услуги они оказывают за плату в форме комиссионных вознаграждений.

Расчетно-кассовые центры осуществляют комплекс банковских услуг для физических и юридических лиц. Они могут создаваться в территориальном регионе или группой учредителей. Расчетно-кассовые центры могут проводить следующие операции: открывать счета (включая корреспондентские), осуществлять прием денежных средств, зачислять их на соответствующие счета; производить платежи, зачеты и другие операции по поручению клиентов; принимать на экспертизу денежную наличность и платежные документы; обеспечивать оперативной информацией клиентов о состоянии их счетов; осуществлять консалтинговые операции и т.п.

Прокат бытовой осуществляется специализированными организациями. Он предоставляет физическим и юридическим лицам (чаще гражданам) во временное пользование за соответствующую плату предметов домашнего обихода и других потребительских товаров.

Дилинговые предприятия (фирмы) осуществляют операции по покупке-(продаже) наличной иностранной валюты у физических, юридических лиц-резидентов (нерезидентов), обмен ее, конверсию.

Инкассаторские фирмы - организации, занимающиеся инкассацией и перевозкой ценностей (валюты, ценных бумаг, платежных средств, драгоценных металлов, камней и т.п.). Основная их задача - эффективное обслуживание наличного денежного оборота Они, как правило, имеют службы доставки и перевозки ценностей, подразделения пересчета и хранения, службы безопасности и др.

Множество других видов кредитных организаций выполняют отдельные банковские операции, но при этом не имеют права именовать себя банками и вынуждены конкурировать как с последними, так и между собой.

Вопросы для самоконтроля.

  1. В чем особенности небанковских кредитно-финансовых организаций?

  2. Какие бывают виды небанковских кредитно-финансовых организаций?

  3. В чем состоит роль небанковских кредитно-финансовых организаций?

  4. Каковы функции и задачи лизинговых компаний?

  5. Какова процедура заключения лизинговых сделок?

  6. Какие бывают виды лизинговых контрактов?

  7. В чем заключаются функции и роль инвестиционных компаний (фондов)?

  8. Какие бывают виды финансовых компаний, их функции?

  9. В чем особенности операций ломбардов?

  10. Почему необходимо развитие кредитных союзов и кооперации?

  11. Какие бывают виды кредитных союзов и коопераций, их функции?

  12. В чем особенности ссудно-сберегательных организаций?

studfiles.net

3) Понятие и виды фин посредников

  1. Этапы развития КС.

  2. Понятие и структура КС.

  3. Понятие и виды фин посредников.

  4. Типы и черты кредитных систем.

  5. Особенности ведения банковского бизнеса.

  6. Особенности банковской системы современной России.

  7. Законодательные основы банковского дела в РФ.

  8. Базельские требования и их роль в регулировании кредитной системы.

  9. Показатели эффективности нац банковской системы.

  10. Банки развития.

  11. Организации парабанковской системы России.

  12. Некредитные фин организации России и их особенности.

  13. Зарубежные банковские системы.

  14. ЦБ как элемент БС: сущность, назначение, способы появления и этапы развития.

  15. ЦБ РФ: статус, цели, функции.

  16. Функции и операции БР.

  17. Организационная структура БР.

  18. Отчетность БР.

  19. Деятельность БР как мегарегулятора.

  20. Показатели независимости ЦБ.

  21. ДКП: понятие, режимы, модели.

  22. Кредитная рестрикция и кредитная экспансия.

  23. Организационные основы принятия денежно-кредитной политики в РФ.

  24. Инструменты ДКП.

  25. Операции на открытом рынке.

  26. Рефинансирование как операция ДКП.

  27. Резервные требования.

  28. Депозитные операции. Прямые количественные ограничения.

  29. Показатели эффективности ДКП.

  30. Особенности ДКП России на современном этапе.

  31. КБ как элемент банковской системы: понятие и выполняемые операции.

  32. Организационная структура КБ.

  33. Отчетность КБ.

  34. Нормативные основы создания КО.

  35. Этапы создания КО.

  36. Порядок гос регистрации КО.

  37. Виды банковских лицензий и порядок лицензирования банковской деятельности.

  38. Учредители КО.

  39. Уставный капитал КО.

  40. Ликвидация КО.

  41. Причины и порядок отзыва КО.

  42. Реорганизация КО: виды и порядок проведения.

  43. Признаки фин несостоятельности КО.

  44. Банкротство КО.

  45. Направления финансового оздоровления КО.

  46. Эконом нормативы деятельности КО.

  47. Обязательные нормативы, связанные с капиталом банка.

  48. Нормативы ликвидности КБ.

  49. Обязател нормативы КБ, связанные с кредит опер и риском, возникающим по ним.

  50. Пассивные операции КБ: сущность, состав, назначение.

  51. Собственный капитал КБ: сущность и структура.

  52. Депозитные привлеченные средства КБ.

  53. Депозитная политика КБ и особенности ее проведения.

  54. Расчетные операции и их характеристика.

  55. Недепозитные привл средства КБ: структура и характеристика.

  56. Кредиты Банка России как привлеченные средства: виды и хараткеристика.

  57. Система страхования вкладов в РФ.

  58. Активные операции КБ: понятие, виды, назначения.

  59. Кредитование как активная операция КБ.

  60. Сравнение кредита и займа.

  61. Кредитный процесс и его этапы.

  62. Кредитный портфель КБ и его характеристика.

  63. Особ-ти оценки кредит риска и формирования резервов по кредит операциям КБ.

  64. %-образующие факторы и их роль в формировании ставки по кредит продуктам КБ.

1) Этапы развития кредитной системы.

  1. появление прообразов банков как хранителя ценностей. Чаще всего храмы являлись хранителями данных ценностей. Однако они еще не являлись банками, так как:

  • отсутствовала спец законодательная база

  • второстепенность выполняемых операций по хранению

  • отсутствовала постоянная взаимосвязь между хранителями ценностей (храмами)

  1. появление фин посредников (вызвано потребностью привлечения заемных средств)

  2. возник-е КС как эл-та эк системы (появляются все те принципы, котор не было при храмах)

  3. появление ЦБ (функции хранения и депозитная)

  4. передача платежных функций КБ

  5. возник-е сист управления банк рисками, в которой риск для банка р/м не только как потенц убыток, но возм-ть получения доп выгоды при правильном воздействии на него.

  6. развитие системно значимых КО и банков развития

  • Системно значимые банки - крупнейшие КО страны, устойчивость фин состояния которых оказывает влияние на банковскую систему в целом.

  • Банки развития – не осуществляют операций с физ и юр лицами, выполняют глобал ф-и.

2)Понятие и структура кредитной системы.

Кредитная система – это сов-ть КО, функционирующих на территории одной страны в рамках единого банковского законодательства.

Структура КС:

Банковская система – сов-ть банков, функционирующих на территории данной страны в рамках нац банковского законодательства.

Банковская система РФ включает в себя:

Структура парабанковской системы:

- расчетные НКО

- платежные НКО

- депозитно-кредитные НКО

Фин посредник – это эк агент, обеспечивающий взаимодействие и связь первичных поставщиков фин ресурсов и их конечных потребителей.

Функции финансовых посредников:

  • Осущ диверсификации риска путём распределения вложений по различным видам фин инструментов.

  • Осущ проверки платёжесп-ти заёмщика, в рез-те чего происходит снижение кредит. риска.

  • Упрощение проблемы поиска кредиторов, способных предоставить заём на приемл. усл.

  • Снижение %-ставки за кредит при нормальных эк условиях.

  • Аккумуляция денеж ср-в, в рез-те котор происходит удовлетв-е спроса заёмщиков на большие суммы.

Выделяют четыре типа фин посредников:

  • Фин учрежд депозитного типа

  • Договорные сберегательные учрежд

  • Инвестиц фонды

  • Иные фин орг

4) Типы и черты кредитных систем.

КС – сов-ть КО, функц. на тер-рии одной страны в рамках единого банк. законодательства.

Для КС как эк системе характерны след черты:

  1. Открытость;

  2. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость элементов;

  3. Синергетичность системы (эфф-ть действия всей системы в целом)

Кредитные системы делятся на 2 типа:

• сегментированные (англосаксонский тип) - США, Великобритания

Существуют в случае установления гос-вом законодательных ограничений на проведение отдельными институтами КС определенного круга операций;

• универсальные (континентальный тип) - Франция, Германия, другие страны Европы,

Характ-ся отсутствием законодат. ограничений на проведение кредит учрежд каких-либо операций и наличием развитой системы гос контроля за деят-тью кредитных институтов.

Основным признаком отнесения КС к тому или иному типу является запрет или наоборот разрешение КБ проводить операции с корпоративными акциями за свой счет, так эти операции обладают повышенным риском по сравнению со ссудными операциями. Результатом этого является степень участия банков в финансировании корпораций. В странах с англосаксонской моделью КБ направляют на финансирование пром. корпораций только около 40% кредитных ресурсов (в Японии 80-90%) и удовлетворяют потребности корпораций главным образом в краткосрочном кредитовании.

В совр усл сегментированная КС является менее предпочтительной, чем универсальная.

Особенности кредитной системы США:

1) Особая форма существования 1-го уровня в виде федерал.резервной системы

2) наличие разнообразия вариантов фин посредников

3) сущ. фин институты, под которыми понимают таких эк агентов, которые совершают операции с фин активами и обеспечивают фин услуги для своих клиентов

Виды фин посредников в США:

-страх.орг., пенсионные фонды

-долго- и среднесрочный характер оказания услуг

КС ЕС:

1) сущ наднационального органа фин регулирования

2) двойная система ЦБ (наднационал и национал)

3) выделяют специализир. кредит. институты, к основным функциям которых относят совершение операций коллект. инвестирования или расчетных сделок

КС Японии:

Включает в себя след.типы банков:

1) б., фин деят-ть малого и среднего бизнеса

2) с/х банки

3) фин институты рынка цб

К показателям эффект-ти кредит. системы относят:

1) степень конкуренции

2) уровень фин устойчивости

3) степень влияния банк.сист. на расшренное произ-во

studfiles.net

116. Центральный банк рф как мегарегулятор российского финансового рынка

Мегарегулятор - это орган, регулирующий отношения в определенных сферах деятельности, например финансовой.

Финансовый мегарегулятор – орган осуществляющий контроль и регулирование денежно- кредитной системы страны.

Уже давно не новой для России является концепция мегарегулятора отечественного финансового рынка. Однако лишь совсем недавно данная концепция развития отечественной денежно-кредитной системы была принята правительством РФ.  В мировой практике регулирования финансовых рынков сложились разные модели надзора и при этом нельзя сказать, что доводы в отношении преимуществ той или иной модели являются весомыми. Более того, сама практика регулирования не дает веских доказательств того, что мегарегулятор является лучшей или оптимальной формой надзора за финансовыми институтами. По итогам заседания открытого правительства РФ было принято решение создания финансового регулятора на основе Центрального Банка, путем присоединения к нему ФСФР.

Отдельно можно выделить преимущества и недостатки оценивая создание мегарегулятора на базе ЦБ.

Преимущества:

1.      Особенностью ЦБ является его самофинансирование, это обеспечит более высокую оплату труда, наличие большего количества ресурсов, а также снизит нагрузку на бюджет.

2.      Создание мегарегулятора на базе ЦБ означает, что данная организация будет обладать высокой степенью независимости от органов власти и самих объектов регулирования.

3.      Деятельность мегарегулятора легче анализировать.

4.      Подписание меморандума IOSCO - Международная организация комиссий по ценным бумагам, вступление в данную организацию будет способствовать сотрудничеству с регуляторами из других стран. Это в свою очередь улучшит качество самого регулирования и снизит риск неправомерных действий участников финансовых рынков.

Недостатки:

1.      Усиление конфликта интересов в ЦБ РФ, связанного с одновременным осуществлением регулирования и надзора за финансовыми организациями и участием в их капитале.

2.      Недостаточное внимание к развитию небанковских отраслей финансового рынка

 Как уже упоминалось выше, одним из важнейших вопросов становления мегарегулятора является его организационная структура. Объединение будет происходить путем вливания структурных подразделений ФСФР в ЦБ. Очень важно чтобы мегарегулятором уделялось одинаковое внимание всем аспектам его деятельности: банковский надзор и денежно-кредитная политика, фондовый рынок со своими профучастниками и страхование. Поэтому предлагается создать комитеты, которые будут равнозначны между собой и разделены по основным функциям, так сейчас существует Комитет банковского надзора. Таким образом появиться возможность избежать основных опасений по поводу конфликта интересов и недостаточного внимания относительно развития небанковских структур. Однако в переходный период предполагается присоединить ФСФР в качестве одного из Главных управлений всего это делается для того чтобы на первоначальном этапе ускорить процесс слияния - не внося изменения в Федеральный закон, но не исключено что в последствии организационная структура изменена не будет.

В таких серьезных процессах очень важно сотрудничать с саморегулируемыми организациями и другими общественными структурами. Это позволит избежать грубых ошибок в глобальных преобразованиях.

РЕГУЛИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ (введена Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

Некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности:

1) профессиональных участников рынка ценных бумаг;

2) управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

3) специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

4) акционерных инвестиционных фондов;

5) клиринговую деятельность;

6) деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;

7) деятельность организатора торговли;

8) деятельность центрального депозитария;

9) деятельность субъектов страхового дела;

10) негосударственных пенсионных фондов;

11) микрофинансовых организаций;

12) кредитных потребительских кооперативов;

13) жилищных накопительных кооперативов;

14) бюро кредитных историй;

15) актуарную деятельность;

16) рейтинговых агентств;

17) сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;

18) ломбардов.

(п. 18 введен Федеральным законом от 21.12.2013 № 375-ФЗ)

Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг). Банк России не вмешивается в оперативную деятельность некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.

Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.

Порядок проведения проверок и порядок применения иных мер устанавливаются нормативными актами Банка России.

Регулирующие, контрольные и надзорные функции Банка России в сфере финансовых рынков, установленные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет финансового надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций. Комитет финансового надзора принимает решения по основным вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков.

Положение о Комитете финансового надзора и его структура утверждаются Советом директоров. Руководитель Комитета финансового надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

Банк России устанавливает требования к собственным средствам (капиталу) или чистым активам некредитных финансовых организаций, обязательные (финансовые, экономические) нормативы, а также иные требования в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность соответствующих организаций.

Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Порядок проведения проверок, в том числе определение обязанностей проверяемых лиц по содействию в проведении проверок, и порядок применения иных мер устанавливаются нормативными актами Банка России.

Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России, по поручению Банка России - аудиторскими организациями и актуариями, а также по поручению Комитета финансового надзора саморегулируемыми организациями. (часть третья в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 410-ФЗ)

Банк России устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

Банк России в установленном им порядке ведет базы данных о некредитных финансовых организациях, об их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых получает персональные данные, в рамках реализации возложенных на него функций.

Банк России в установленном им порядке вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и иных лиц необходимую информацию, в отношении которой установлены требования, обеспечивающие ее конфиденциальность, в том числе информацию, содержащую персональные данные и касающуюся деятельности некредитных финансовых организаций (их руководителей, учредителей (участников), и в установленном им порядке осуществлять действия по обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных", и проводить проверку достоверности указанных данных.

При неисполнении некредитной финансовой организацией в срок, установленный требованием (предписанием) Банка России, обязывающим ее устранить нарушения, связанные с представлением и (или) публикацией (раскрытием) отчетности, и при обоснованных предположениях о наличии деяний, предусмотренных статьей 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, Банк России обязан в течение трех рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

(статья 76.8 введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 218-ФЗ)

studfiles.net

11.Государственное регулирование финансового рынка.

Существует три основных модели регулирования финансовых рынков:

1. Модель секторального (специализированного) надзора. Регулирование и надзор за каждым сектором (банки, фондовые посредники и страховщики) закрепляются за отдельными органами регулирования.

2. Модель двойного пика(«twin peaks» model). Регулирование и надзор закрепляются за двумя органами регулирования (как правило, центральным и управлением пруденциального надзора.

3.Модель интегрированного регулирования и надзора (мегарегулирование). Регулирование и надзор за всеми типами финансовых посредников выделяются в один орган, который отвечает как за пруденциальный надзор, так и за защиту прав инвесторов и потребителей финансовых услуг

В Германии в 2002 году путем слияния трех федеральных надзорных ведомств было создано Федеральное управление финансового надзора (Bundesanstalt fur Finanzdienstleistungsaufsicht). Управление подчиняется Министерству финансов, но при этом не зависит от федерального бюджета. Его финансирование происходит за счет взносов и пожертвований подконтрольных организаций и предприятий.

В Великобритании в 1998 году большинство надзорных полномочий Банка Англии было передано службе по надзору за сектором финансовых услуг (Financial Services Authority). Однако из-за плохой координации действий с казначейством и Банком Англии эта структура была признана неэффективной. В феврале 2011 года на базе совета директоров Банка Англии был создан комитет по финансовой политике. В 2012 году также заработало управление пруденциального регулирования (Prudential Regulation Authority), подотчетное Банку Англии, а надзор по текущему ведению бизнеса был закреплен за вновь созданным управлением финансового поведения (Financial Conduct Authority).

В США действует многоуровневая система финансового регулирования, включающая госструктуры и саморегулируемые организации. Для повышения стабильности финансовой системы в июле 2010 года был принят "закон Додда—Франка", предусматривающий ряд изменений в структуре регулирования. Были созданы бюро по финансовой защите потребителей (Consumer Financial Protection Bureau) и совет по надзору за финансовой стабильностью (Financial Stability Oversigh Council), призванный координировать деятельность всех регулирующих агентств. Руководителем последнего является министр финансов. Помимо этого были расширены полномочия ФРС в сфере контроля над крупными финансовыми холдингами.

Во Франции банковский надзор осуществляет Центробанк, а небанковский сектор финансового рынка контролирует и регулирует комиссия по финансовым рынкам (Autorite des Marches Financiers). Последняя была создана в 2003 году и имеет статус независимого госучреждения.

В Японии функции мегарегулятора выполняет Агентство финансовых услуг. Оно подчинено непосредственно премьер-министру. Банк Японии при этом сохраняет привилегию проверять банки и при необходимости блокировать счета нарушителей, но право наложения санкций возложено на агентство.

Основой системы регулирования финансовых рынков в Гонконге являются бюро по финансовым услугам и делам казначейства и комиссия по ценным бумагам и фьючерсам. Первое учреждение определяет государственную политику на финансовых рынках, а второе осуществляет надзор. С 1 сентября 2013 года Центробанк РФ расширил свои функции. В сферу ответственности мегарегулятора, созданного в рамках ЦБ РФ, помимо присмотра за банками, вошел надзор за участниками рынка ценных бумаг, управляющими компаниями, НПФ и инвестфондами, микрофинансовыми организациями, а также за компаниями, которые осуществляют клиринг. Центробанк отвечает также за деятельность центрального контрагента, организатора торговли, центрального депозитария, субъектов страхового рынка, кредитных потребительских кооперативов, жилищных накопительных кооперативов, бюро кредитных историй, рейтинговых агентств, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и за актуарную деятельность.

Необходимо отметить, что данная модель содержит в себе как недостатки, так и достоинства.

Институциональная модель с единым мегарегулятором  на  базе  национального  ЦБ  содержит ряд недостатков: а)  существующие  цели  и  задачи  центрального  банка  (прежде всего  независимое  осуществление  им  в  общественных  интересах  монетарной  политики)  могут  вступать  в  противоречие со  стандартными  целями  финансового  регулирования .  Соответствующие  превентивные  механизмы  не  поддаются  четкой и  универсальной регламентации,  и  оперативное  разрешение  указанных  противоречий может потребовать нарушения  принципа  независимости  центробанка. Отметим,  что в  мировой  практике  четкого  организационного  обособления  функций  регулирования  в  структуре  центрального  банка,  как правило, не наблюдается;

б) самые разные политические системы противятся избыточной концентрации  полномочий в невыборном профессиональном институте,  центральном  банке,  поскольку  должный  уровень подотчетности  и  ответственности  такого  института  по  всему спектру его функций обеспечить чрезвычайно сложно;

в)  переход  под  надзор  ЦБ  небанковских  финансовых  организаций  способен  создавать  «эффекты  индульгенций»  (moral hazard):  на рынке может сформироваться представление, что главный банк страны при этом станет играть роль кредитора последней  инстанции  для  всего  финансового  сектора,  а  не только для банков. Если же власти четко постулируют, что это не  так,  коммерческие  банки фактически  оказываются  в  привилегированном  положении  и  у  небанковских  финансовых организаций  возникает  стимул  к  перерегистрации  для  получения  доступа  к централизованному  финансированию. Таким образом, небанковские финансовые организации постепенно вытесняются с рынка, а центр тяжести финансового сектора, следуя регулятивным изменениям, переносится  в  банковскую сферу, что может искажать

 его нормальную структуру;

г) одновременное осуществление в рамках одного органа различных по  своему  характеру и направленности функций финансового  регулирования  неизбежно  будет  ставить  его  перед  необходимостью  расстановки  приоритетов. Разумеется, в различных ситуациях оптимальный выбор должен быть разным, и  нет  никакой  уверенности,  что  обремененный  многообразными функциями институт будет всегда находить верное решение. Считается, что именно проблема такого рода помешала британскому 

мегарегулятору  FSA  найти  правильный  баланс между  целями  регулирования  в  случае  с  фактическим  банкротством в 2007 г. банка Northern Rock. В силу своих макро и  микропруденциальных  функций центральные  банки  заботятся  главным  образом  о  стабильности  банковской  системы  и  в  наименьшей  среди  всех финансовых регуляторов степени ориентированы на защиту интересов инвесторов;

д) в ряде юрисдикций передача функций правоустановления центральному  банку  невозможна  или  существенно 

ограничена, что препятствует  ключевой  для  эффективной  антикризисной  политики  концентрации всех регулятивных функций на финансовом рынке в едином  органе.

Однако существуют и положительные моменты:

Основной целью мегарегулятора является создание единого регулирования на финансовом рынке. При нынешней системе распределения полномочий между различными регулирующими органами функции одних органов налагаются на функции других органов, каждый из них хочет контролировать определенную часть рынка, возникает избыточное регулирование, так как иногда определенные действия/документы надо согласовывать с несколькими государственными учреждениями, сдавать различную отчетность, что создает дополнительную нагрузку для компаний и предприятий.

Вместе с тем единый регулятор призван устранить ситуации, когда участники рынка используют противоречия в регулировании рынка разными органами в свою пользу.

При мегарегуляторе такие злоупотребления станут невозможны, так как стандарты и правила будут едиными. Кроме того, мегарегулятор призван сочетать в себе как правоустанавливающую, так и правоприменяющую функции, что делает процесс подготовки и внедрения новых норм более гибким, быстрым и отвечающим интересам рынка.

Осуществление регулирования рынка через мегарегулятора также отвечает интересам универсализации финансовых институтов на открытых и либерализованных рынках.

Такое регулирование будет способствовать созданию финансовых конгломератов, в которых холдинговая компания или иным образом консолидированный собственник владеет несколькими финансовыми институтами, предоставляющими финансовые продукты, относящиеся к разным секторам финансового рынка; перекрестные предложения финансовых продуктов: банками, страховых, фондовых, пенсионных продуктов, коллективных инвестиций и т. д., страховыми и брокерско-дилерскими компаниями - банковских или подобных банковским продуктов; секьюритизация финансовых продуктов, создание продуктов подобных банковским и т. п.

Создание единого регулятора позволит внедрить более оперативный и эффективный контроль с целью стирания границ финансовых рынков и их объединения в единый рынок.

Мегарегулятор, контролирующий крупные конгломераты, может составить сводную отчетность, которая будет более полной и понятной рынку, чем многочисленные отчеты из различных ведомств.

В этой связи важны рост трансграничных предложений диверсифицированных финансовых продуктов, предоставление услуг финансовыми институтами, подобных тем, которые оказывались организаторами торговли на финансовых рынках, вхождение в финансовый бизнес крупных предприятий реального сектора и торговли, диверсификация продуктов, возникающая в связи с развитием Интернета - финансовой коммерции.

В исследовании Международного валютного фонда отмечено, что линии демаркации, которые когда-то разделяли операции банков и операции небанковских институтов, становятся все менее заметными. Все в большей степени эти институты предлагают схожие продукты тем же самым клиентам. В некоторых случаях, если взглянуть на бухгалтерские балансы, перечень операций и источники денежных ресурсов крупных оптовых институтов, с трудом можно определить, какие из них являются «банками», а какие «домами ценных бумаг» (securities houses).

Согласно исследованию группы финансовых институтов, проведенному мегарегулятором Financial Services Authority (Великобритания), 8 фирм были лицензированы на ведение всех 5 основных видов деятельности, по которым необходимо получение лицензии (привлечение депозитов, страхование, ценные бумаги и корпоративное финансирование, управление фондами, консультирование в области инвестиций и продажа инвестиционных продуктов розничным клиентам). Еще 13 фирм были лицензированы на ведение 4 из этих видов деятельности и более 50 других фирм имели лицензии на выполнение 3 из 5 функций. Двадцать лет назад даже крупнейшие британские финансовые институты обычно имели разрешение на ведение только одной из этих функций.

Исчезновение связи между определенным типом фирмы и ограниченным рядом продуктов, поставляемых этой фирмой, означает трудности регулирования на функциональном базисе традиционный функциональный подход больше не соответствует структуре фирм и рынков. С ростом числа финансовых конгломератов (многофункциональных фирм) число согласований, коммуникаций, потребности в координации внутри и между государственными органами нарастают таким образом, что, по мнению идеологов мегарегулирования, даже при назначении "ведущего регулятора" для каждого финансового конгломерата не решаются проблемы управляемости и качества надзора.

Выходом из положения может быть отказ от регулирования по функциональному (или секторальному) принципу и создание мегарегулятора. При этом мегарегулятор обычно сформирован по секторальному принципу: банки, страхование, ценные бумаги и т. п., с выделением в своей структуре «ведущих регуляторов» - подразделений и лиц, ответственных за «комплексные группы», - финансовые конгломераты.

Во-вторых, мегарегулятор обладает способностью более оперативно справляться с рисками на рынке, поскольку при наличии каких-либо проблем в определенном направлении он может быстро реорганизоваться и направить необходимую часть своего кадрового потенциала на решение этой проблемы. В настоящее время подобное не происходит, так как над проблемой работает какой-то определенный государственный орган и остальные органы не имеют возможности направить часть своих сотрудников для решения этой проблемы. Таким образом, мегарегулятор призван лучше использовать свой кадровый потенциал, что должно привести к снижению расходов на содержание единого крупного регулятора по сравнению с расходами на содержание нескольких регулирующих органов в России, а также к более эффективному контролю на рынке.

Дополнительно мегарегулятор позволит избежать споров о том, какому органу надо предоставить полномочия в отдельном сегменте рынка, какой орган будет наблюдать за этим сектором или вопросом. Как показала практика, в России споры по компетенции и распределению полномочий могут быть достаточно острыми, как, например, было в отношении деривативных инструментов на рынке.

Также, мегарегулятор может лучше сгенерировать потоки информации и обеспечить их конфиденциальность, так как оборот информации происходит не между несколькими организациями, а внутри одной организации. В связи с этим уменьшается опасность утечки информации ее незаконного разглашения. Однозначно это будет «плюсом» для участников рынка.

Мегарегулятор будет осуществлять единый контакт с финансовыми институтами в других странах. Это может стимулировать международное сотрудничество по координации финансового рынка и более открытому обмену информации. Мегарегулятор будет также единым контактом для участников и инвесторов, которым будет легче понять, где искать защиту в случае конфликтов и нарушения их прав на финансовом рынке.

В процессе присоединения ФСФР России к Банку России государство сохраняет непрерывность контроля и надзора на финансовых рынках. По всем вопросам, связанным с ФСФР России, в качестве правопреемника выступает Банк России, что означает действие всех нормативных правовых актов, ранее принятых ФСФР России, сохранение принципов регулирования, порядка осуществления надзорных полномочий за участниками рынка. Кроме этого, во многом неизменным остается и кадровый состав ФСФР России, так как большая часть сотрудников сужбы продолжит работу в Банке России на прежних позициях. 49

В переходный период, который продлится до 1 января 2016 года, в составе Банка России будет действовать вновь созданное обособленное подразделение - Служба Банка России по финансовым рынкам, которая будет выполнять функции ФСФР России. После 1 января 2016 года служба полностью "вольется" в организационную структуру Банка России.

Служба Банка России по финансовым рынкам в соответствии с федеральными законами будет осуществлять регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями (далее - НФО) и (или) сфере их деятельности. НФО признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности: 

  • профессиональных участников рынка ценных бумаг;

  • управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

  • специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

  • акционерных инвестиционных фондов;

  • клиринговую деятельность;

  • деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;

  • деятельность организатора торговли;деятельность центрального депозитария;

  • деятельность субъектов страхового дела;

  • негосударственных пенсионных фондов;

  • микрофинансовых организаций;

  • кредитных потребительских кооперативов;

  • жилищных накопительных кооперативов;

  • бюро кредитных историй;

  • актуарную деятельность;

  • рейтинговых агентств;

  • сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. 

В результате создания мегарегулятора к Банку России переходят полномочия ФСФР России, а также полномочия Банка России дополняются новыми такими, как:

  • утверждение отраслевых стандартов и план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций;

  • проведение анализа и прогнозирование состояния российской экономики, публикация соответствующих материалов и статистических данных;

studfiles.net