Финансовая грамотность: статьи. Финансовая и экономическая грамотность


Экономическая и финансовая грамотность: практические вопросы

Мы рады сообщить, что запускаем наш очередной сервис в разделе «Образоватор», третий по счёту. В нём мы, а также все желающие, смогут публиковать статьи, заметки и рекомендации, которые посвящены финансам на практике: как вести личные финансы, как взаимодействовать с финансовыми учреждениями, например, банками, как пользоваться финансовыми услугами, как грамотно инвестировать и т.д.

Автором публикаций в этом разделе (как, впрочем, и в любом другом) может стать каждый. Особенно важным и интересным я считаю наличие желания и возможности поделиться своим личным опытом в качестве эксперта и профессионала.

Уж сколько всего сказано и написано о том, что уровень экономической и финансовой грамотности граждан низкий, и его нужно повышать. Ради этого выделяются гранты, создаются телепередачи, но при этом мало что меняется. При этом практика показывает, что до тех пор, пока человек САМ не столкнется с какой-либо проблемой или вопросом, на который не может найти ответа, дело в места не сдвинется.

Вопросы, которые волнуют абсолютное большинство граждан, мы будем поднимать в рамках сервиса «Финансы: практические вопросы» и давать ответы на них.

В нашем разделе по финансовой грамотности вы сможете читать, а также и публиковать свои статьи, заметки и рекомендации, посвященные личным финансам, взаимодействию с банками, пользованию финансовыми услугами и грамотному инвестированию.

Запуская данный сервис, мы ставили себе основную и главную задачу – не только рассказать о том, что знаем мы, причем максимально объективно, передать свой личный опыт, но и дать возможность поделиться им всем желающим, практикам и профессионалам.

Только зная больше о том, какими финансовыми услугами вы пользуетесь и на каких условиях, можно научиться выбирать для себя оптимальный вариант и реально экономить свои деньги.

Чтобы попасть в раздел, перейдите по ссылке: http://finik.me/finance/

Приглашаем всех тех, кому небезразличны вопросы финансов и финансовой грамотности, принять участие в развитии сервиса!

Напоминаем также, что в рамках раздела «Образоватор» есть два других раздела: «Вопросы и ответы», где Вы можете найти ответы на вопросы по экономике и финансам от наших читателей и задать свои экспертам Проекта и всем пользователя сайта. И «Вебинары», на которых мы рассказываем о том, как эффективно строить свое взаимодействие с финансовыми учреждениями: банками, страховыми компаниями и т.д., а также решать другие финансовые вопросы.

Различные статьи экономической тематики и интервью с интересными людьми по-прежнему публикуются в разделах «Анализатор», «Рассуждатор» и «Интервьютор» соответственно.

За обновлениями на нашем сайте Вы можете следить как зарегистрированный пользователь или с помощью социальных сетей:

Facebook: https://www.facebook.com/finikme

Вконтакте: https://vk.com/finikme

Подписывайтесь на обновления!

Надеемся, что материалы будут для вас полезными и актуальными!

С уважением, Захаров Алексей и Захаров Андрей.

finik.me

Финансово-экономическая грамотность

Financial and Economic Literacy1

В рамках реализации программы «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в городе Москве» Городской методический центр Департамента образования города Москвы проводит проект «Финансово-экономическая грамотность».Как известно, финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять и на национальную и мировую экономику.Проект объединяет в себе серию мероприятий, направленных на повышение уровня финансово-экономической грамотности. Участие в проекте даёт учащимся отличную возможность расширить рамки изучаемых в школе предметов и раскрыть свой творческий потенциал.Принять участие в проекте могут учащиеся образовательных организаций города Москвы.

Конкурс сочинений «Возможен ли идеальный закон» 

Сроки проведения: с 20 ноября 2017 по 5 февраля 2018Участники: обучающиеся 8 - 11 классов образовательных организаций города МосквыПринять участие Ответственный: методист Кокшарова А. А., тел. 8 (495) 912-63-37, доб. 306.

Конкурс сочинений «История предпринимательства»

Сроки проведения: с 11 января по 30 марта 2018 годаУчастники: обучающиеся 9 - 11 классов образовательных организаций города Москвы

Принять участие http://konkurs.mosmetod.ru/ Ответственный: методист Ефанова О.В. тел. 8 (495) 912-63-37, доб. 300.

Деловая игра «Математическое моделирование. Экономика и жизнь»

Сроки проведения: февраль 2018 годаУчастники: обучающиеся 9 и 10 классов образовательных организаций города МосквыОтветственный: старший методист Новикова Т. В., тел. 8 (495) 912-63-37, доб. 401.

Деловая игра-викторина «Рациональный выбор»

Сроки проведения: с 1 марта по 31 марта 2018 годаУчастники: обучающиеся 8 - 11 классов образовательных организаций города МосквыПринять участие http://konkurs.mosmetod.ru/ Ответственный: методист Ефанова О. В., тел. 8 (495) 912-63-37, доб. 300.

Коуч-сет «Финансовый конструктор» 

Дата проведения: 28 февраля 2018 годаОтветственный: методист Ефанова О. В., тел. 8 (495) 912-63-37, доб. 300.Место проведения: ГБОУ ММШ

С целью вовлечения обучающихся в проект «Финансово – экономическая грамотность» и закрепления полученных знаний у каждого есть возможность пройти интерактивные диктанты:- Финансовый диктант 1- Финансовый диктант 2- Диктант по обществознанию- Математический диктант- Россия без коррупции

mosmetod.ru

Финансовая грамотность это что такое Финансовая грамотность: определение — Экономика.НЭС

Финансовая грамотность

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.

Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.

Стоит отметить, что от общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения – важное направление государственной политики во многих развитых странах, например в США, Великобритании и Австралии. Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д.

В России финансовая грамотность находится на низком уровне. Лишь небольшая часть граждан ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами.

По данным Всемирного банка за 2008 год и последующего мониторинга Национального агентства финансовых исследований, 49% россиян хранят сбережения дома, а 62% предпочитают не использовать какие-либо финансовые услуги, считая их сложными и непонятными. О системе страхования вкладов осведомлено 45% взрослого населения России, причем половина из этого количества только слышали данное название, но не могут объяснить его. Лишь 25% россиян пользуются банковскими картами. При этом у держателей кредитных карт наблюдается низкий уровень знаний о рисках, связанных с этим продуктом. Только 11% россиян имеют стратегию накоплений на период пенсионного возраста (для сравнения: 63% – в Великобритании). Большинство наших сограждан принимают решения об управлении своими финансами не на основе анализа полученной информации, а по рекомендациям знакомых или заинтересованных сотрудников финансовых учреждений. Также следует отметить, что в России низкая информированность населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. К примеру, свыше 60% семей не знают об обязанности банков раскрывать информацию об эффективной процентной ставке по кредиту, лишь 11% осведомлены об отсутствии государственной защиты в случае потери личных средств в инвестиционных фондах. Порядка 28% населения не признает личной ответственности за свои финансовые решения, считая, что государство все должно возмещать.

Такая статистика показывает, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.

Впервые эту проблему в России стали обсуждать в 2006 году на встрече в Санкт-Петербурге министров финансов G8, после чего меры по формированию финансовой грамотности в стране нашли отражение в целом ряде документов президента и правительства РФ.

Например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года повышение финансовой грамотности обозначено в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. В Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года оно рассматривается в качестве важного фактора развития финансового рынка в России.

Министерство финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Всемирного банка ведет разработку программы повышения финансовой грамотности населения. Программа рассчитана на пять лет и на первом этапе будет реализовываться в нескольких российских регионах. Она будет включать в себя подготовку конкретных учебных программ и продуктов, совершенствование законодательства в сфере финансовых услуг и прав потребителей. Также данный проект должен по возможности объединить, обеспечить координацию уже реализуемых и готовящихся к запуску на разных уровнях программ и инициатив в сфере финансовой грамотности. Общий объем затрат составляет 110 млн долларов. Основная часть (80%) будет финансироваться из федерального бюджета, оставшаяся – за счет средств Всемирного банка.

На сегодняшний день по-прежнему большинство россиян получают теоретические знания в области финансов самостоятельно, посредством специализированных интернет-сайтов, телепередач, литературы, новостей, посещая курсы и тренинги, а опыт приобретают на собственных ошибках.

Наиболее известные интернет-ресурсы в области финансовой грамотности.

1. Информационный портал Банки.ру - крупнейший банковский сайт России. Повышению финансовой грамотности населения полностью посвящен раздел «Банковский словарь», в котором разъясняются финансовые и экономические понятия и термины, даются практические рекомендации потребителям финансовых услуг.

2. «Город финансов» – портал, созданный в рамках общефедеральной программы «Финансовая культура и безопасность граждан России».

3. «ФинграмТВ» - проект Ассоциации российских банков. Интернет-телеканал, ориентированный на повышение финансовой грамотности. На сайте можно посмотреть телевизионные лекции и получить консультации онлайн.

4. «Экспертная группа по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам России».

5. «Финграмота.com» – официальный сайт Союза заемщиков и вкладчиков России.

6. «Азбука финансов» – проект по повышению финансовой грамотности, разработанный платежной системой Visa International при поддержке Министерства финансов РФ.

7. «Финансовая грамота» - совместный проект по повышению финансовой грамотности Российской экономической школы (РЭШ) и Фонда Citi.

Оцените определение:

Источник: Банковская энциклопедия, 2013 г. Проект: www.banki.ru

vocable.ru

Финансовая грамотность и экономическое образование порой несовместимы.

Как показывает опыт наших постоянных экспертов, в тот момент, когда дело доходит до каких-либо экономических инноваций, да и просто экономики, наличие знаний может являться по-настоящему опасной вещью. Так, например, несколько месяцев назад специалисты Федерального резервного банка города Нью-Йорк сделали специализированный доклад, в котором говорили о том, что ученики средних школ, кто в рамках специализированной образовательной программы получал экономическое образование, намного хуже развивают у себя так называемые кредитные привычки, чем те дети, кто получал углубленную математику и обычную финансовую грамотность. На первый взгляд кажется что никакого подвоха нет, ведь именно на уроках экономики дети узнают о выгодах и затратах, предложении и спросе, процентных ставках и инфляции, не говоря уже о том, что получают наглядные примеры из истории страны. Однако вполне возможно, что уроки, которые повествуют детям о всевозможных финансовых операциях и рынках, просто в виду возраста кажутся детям не интересными, ведь они пока ещё совсем не нуждаются в информации о том, как правильно составлять и планировать бюджет, формировать долговые обязательства, сохранять денежные средства при помощи элементарной экономии.

студенты

Такие разные последствия.

Нужно отметить, что составление подобного доклада специалисты Федерального резервного банка хотели понять, от чего именно пострадал подход молодёжи к своим долговым обязательствам от математики, экономического образования или финансовой грамотности. И оказалось после ряда проведённых исследований, что в снижении так называемого кредитного здоровья виновато наличие экономического образования. А вот образование, связанное с изучением математики, вообще не будет иметь ни какого отношения к тому, будут ли будущие студенты брать денежные средства в долг, и насколько добросовестно они будут выполнять возложенные на себя кредитные обязательства. Кроме того необходимо также отметить тот факт, что большинство потенциальных заёмщиков, получивших образование связанное с математикой, в последствии имеют возможность похвастаться более высокими кредитными баллами и отсутствием правонарушений при погашении даже таких программ кредитования как ипотека или автокредит. По мнению специалистов Федерального резервного банка, связано это, прежде всего, с тем, что благодаря урокам по финансовой грамотности, которые не включены в стандартную программу обучения, большинство образовательных учреждений Соединённых Штатов позволяют сфокусировать внимание обучаемых на основных важных для жизни каждого современного человека принципах, таких как умение быстро принять правильное решение, планировать карьеру, личные бюджетные денежные средства, разбираться в базовых вопросах кредитования и инвестирования. При этом все данные факторы не только оказывают плодотворное влияние на будущую взрослую жизнь учеников, но дают им возможность получать при прохождении тестов наивысшие балы в области кредитования. Что, в конечном счете, приводит к тому, что у данной категории заёмщиков практически отсутствуют правонарушения связанные с погашением долгов не только по крупным кредитным продуктам, но и таким программам кредитования как кредитные карты и потребительские займы.

Наличие не тех знаний.

После всех вышеприведённых выводов специалисты федерального резервного банка постарались разобраться, что же не так происходит со студентами, посещающими курсы экономики? Ведь, казалось бы, именно данная наука обучает студентов тому, что в мире вокруг каждого из нас рассказывает о том, почему, каким образом и по каким причинам различные рынки начинают вести себя тем или иным образом, по каким правилам протекают различные экономические процессы, почему каждая продаваемая в магазинах и на рынках вещь обладает определённым уровнем стоимости, каким образом ведут себя среднестатистические жители страны в периоды подъёма и упадка экономики, в каком случае может наступить недостаток, а в каком изобилие. Также не стоит забывать и о том, что экономика позволяет получить знания о различных предметах роскоши, способах их продажи и покупки, а также простых так называемых повседневных товарах народного потребления. Однако, уважаемые читатели, предлагаем вместе с нами задуматься, а насколько необходимы простому человеку данные знания в обычной жизни? Каким образом он имеет возможность проявить багаж экономических знаний во время общения с финансовым или кредитным консультантом при оформлении, например, потребительского кредита или кредита наличными? Вот и получается, что те школьники, кто получал сложные экономические знания во время посещения школы, очень часто становятся очень не благонадёжными заемщиками, обладающими очень высоким долгами и минимальными кредитными рейтингами.

Почему происходит подобным образом?

По мнению авторов данного доклада, воздействие главных понятий из сферы экономики, в конечном счете, приводит к тому, что студенты начинают более вольно относится к выполнению ими своих долговых обязательств при получении кредита или вовсе отказываются от участия в игре на кредитных рынках. По своей сути им кажется, что выполнение точно и в срок своих обязательств перед банковской организацией является не такой уж и важной финансовой сделкой, когда у них имеются знания не только принципов работы кредитных организаций, но и более сложных финансовых и инвестиционных механизмов. Нужно отметить, что в отличие от теоретических экономических концепций и аксиом, классические математические формулы и выкладки, а также получение образования по предмету финансовой грамотности наоборот приводят к более личному и ответственному исполнению своих долговых обязательств. Курсы знания экономики более сосредотачивают внимание своих учеников на национальных экономических курсах целых государств, внутренних и внешних торговых рынках и практически не уделяют внимания непосредственной грамотности студента в области личного финансирования, инвестирования и кредитования.

Финансовая грамотность должна являться обязательным предметом.

Впрочем, как отмечают сами докладчики, благотворное влияние математического образования на учеников увеличивается с возрастом, при этом подобные результаты показывает и такая школьная дисциплина как общая финансовая грамотность. И исключением в обоих вышеприведённых случаях является лишь то, что люди, обладающие более высоким возрастом, по статистике намного легче решаются на объявление себя банкротом. По мнению экспертов, связано это с тем, что благодаря богатому жизненному опыту люди начинают понимать тот факт, что начинать, что называется, с чистого листа не так уж и страшно и это намного лучше, чем всю оставшуюся жизнь безрезультатно пытаться выбраться из долговой ямы. Конечно, справедливости ради необходимо отметить тот факт, что при создании данного доклада многие результаты исследований были обобщены, ведь менталитет современного человека не ограничивается только полученным образованием. Однако после данного доклада в американской системе образования уже начали задумываться о том, чтобы «разбавить» стандартное экономическое обучение предметом общей финансовой грамотности.

Алгайкина ИринаПресс служба CreditProsto.ru

creditprosto.ru