Общешкольное собрание "Финансовая грамотность начинается с семьи". Финансовая грамотность семьи


Основы финансовой грамотности в семье

«Прежде чем советоваться с прихотью, посоветуйся со своим кошельком.» Б. Франклин

Секрет счастливой семьи достаточно прост – в семье должно быть достаточно денег, иначе будет как в той поговорке – «Когда нужда стучится в дверь, любовь улетает из окна». В то же время в любой семье есть взлеты и падения, и если бы все семьи начали разводиться в тот момент, когда у них начинались финансовые трудности, то, пожалуй, к настоящему моменту не оказалось бы ни одного зарегистрированного брака.

Все дело в том, что уже на самой ранней стадии отношений супругам надо научиться грамотно распределять свой бюджет, чтобы на все всегда хватало денег. Для этого вовсе не нужно быть миллионером, а вот записывать доходы и расходы будет полезно.

Итак, основой финансовой грамотности в семье является так называемая расходно-приходная книга, только польза от нее будет лишь в том случае, если оба супруга ведут статистику своих расходов и доходов. На самом деле это значительно упрощает быт, а самая большая сложность заключается лишь в отсутствии заначек. Но при желании и эту проблему можно решить, просто решив между собой, кто за собой какую сумму оставляет. Это вполне цивилизованный метод и подход, ведь у каждого должны быть деньги на карманные расходы и на те же подарки для супруга и знаки внимания для детей, которые могут и не учитываться в общей кучке. В общей же графе можно легко управлять всеми кредитами, питанием, коммунальными услугами, видеть состояние своих карт, включая овердрафт и другие доходы и расходы. В целом такой подход подойдет тем супругам, у кого имеется общий семейный бюджет. Но сейчас много и таких семей, где деньги разделены по разным кошелькам мужа и жены. В таком случае можно также посоветовать каждому из них все же записывать свои доходы и расходы, просто это будет уже их личный бюджет, а не семейный.

Для чего и, самое главное, для кого требуются все эти записи? В действительности только для вас и никого более. Ни друзья, ни соседи, ни банки – никто не станет совать нос в ваш карман, а вот вам такие записи помогут навести порядок в деньгах и всегда иметь при себе достаточную сумму.

Чтобы эффективно планировать свой бюджет, можно действовать следующим образом на практике. В тетрадке или компьютерной программе разбить страницу на 2 колонки, в одной графе записать свои доходы, имеющиеся и ожидаемые, а в другой – расходы. При этом нужно учитывать отчетный период, в котором записываются данные параметры. Как правило, он составляет 1 месяц, но может варьироваться в зависимости от ситуаций. В графе расходов следует сначала записать все коммунальные платежи, кредиты и другие необходимые расходы, а затем второстепенные – подарки на дни рождения в этом месяце. И наконец, внизу страницы можете вычесть из доходов сумму расходов на этот месяц и получите свободный остаток, который можете отложить или потратить по своему усмотрению.

 

Источник: financial-literacy.assistas.zp.ua

Похожие статьи

www.insurua.com

СПЕЦПРОЕКТ Финансовая грамотность семьи

№108/ август-сентябрь 2016 /Планета семья

«Причины низкой финансовой грамотности обусловлены рядом внешних и внутренних факторов. К внутренним можно отнести особенности российского менталитета: большинство граждан не думают о завтрашнем дне, не планируют будущее и не создают ресурсную базу для этого. По своей сути это жизнь „здесь и сейчас"». А.В. Рожин.

Об уровне знаний и навыков в области финансов, о планировании семейного бюджета и государственной политике журнал УМКА поговорил с Алексеем Валерьевичем Рожиным, руководителем «БКС Премьер» в Волгограде.– В моем понимании финансовая грамотность – это умение грамотно и эффективно распоряжаться денежными потоками в сфере личных финансов. В более широком понимании – это ДОСТАТОЧНЫЙ уровень знаний и навыков в области финансов, позволяющий правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание базовых финансовых понятий и умение ими пользоваться на практике дают возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный и семейный бюджеты, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.

– В чем причины низкой финансовой грамотности россиян?– На мой взгляд, они обусловлены рядом внешних и внутренних факторов. К внутренним можно отнести особенности российского менталитета: большинство граждан не думают о завтрашнем дне, не планируют будущее и не создают ресурсную базу для этого. По своей сути, это жизнь «здесь и сейчас». Косвенным признаком является период, когда создавались и, самое главное, пользовались большим спросом у населения так называемые финансовые пирамиды. Кроме того, большое влияние на уровень финансовой грамотности оказывает очень серьезное расслоение общества по уровню жизни, а именно практически полное отсутствие в стране такого понятия как «средний класс». К внешним факторам стоит отнести государственную политику в этой области. Так, впервые на государственном уровне эту тему активно начали обсуждать лишь в 2006 году. Сегодня Правительство РФ, в лице Министерства финансов РФ, активно реализует программу повышения финансовой грамотности населения.

– Принципы расходования и сбережения семейного бюджета. Какие советы-стратегии помогут грамотно планировать расходы? – Основные базовые принципы управления семейным бюджетом достаточно универсальны и подходят любой семье среднего уровня достатка в расчете на одного члена семьи: постановка финансовой цели, ведение учета доходов и расходов семьи, положительное сальдо доходов и расходов (тратим меньше, чем зарабатываем), низкий уровень долговой нагрузки (в идеале – отсутствие кредитов вообще), использование государственных программ для оптимизации личных финансов (налоговые льготы, материнский капитал и др.), наличие минимально необходимых знаний в финансовой сфере и использование института финансовых советников при выборе инвестиционных инструментов.

– В Америке написано множество книг для детей о деньгах. Что можно рассказать нашим детям о финансовой грамотности в условиях нестабильности российской экономики?– Рассказывать детям об основах финансовой грамотности необходимо вне зависимости от состояния национальной экономики. Даже более того, именно в условиях нестабильности как никогда важно и нужно со школьной скамьи прививать знания в области финансов. Безусловно, необходимо начинать с самых азов: понятие и происхождение денег, функция денег, основы управления семейным бюджетом. Все это необходимо доносить до ребенка доступным и понятным языком с интересными примерами и в игровой форме.

– Как привить ответственность, развить финансовые навыки у ребенка? И с какого возраста начинать говорить о деньгах? – В российских школах предмет «Финансовая грамотность» появился в 2013 году. Пилотный проект был запущен по инициативе Минфина РФ в пяти регионах (в том числе и в Волгограде), а к 2018 году новый предмет может быть включен в общеобразовательную программу. Я считаю, что этот предмет необходимо внедрять в начальной школе, и в обязательном порядке параллельно культивировать навыки и интерес в финансовой сфере нужно и в семье.

– Как вы рассказываете о финансах и планировании своему сыну? – Мой сын изучает финансовую грамотность в школе с 5-го класса. Сначала предмет не вызвал у него особого интереса. Тем не менее, я систематически проводил с ним беседы о том, каким образом появляются денежные средства, об их ценности как инструмента для достижения своих целей.

Для формирования собственной ответственности ребенка и развития начальных финансовых навыков я избрал метод проб и ошибок. Для этого я обеспечил сына небольшой суммой денег, которой он мог распорядиться на свое усмотрение. Как я и ожидал, потратил он их не совсем целесообразно – на сладости, другими словами, на получение сиюминутного удовольствия.

После этого мы поговорили с ним о том, что бы он хотел себе купить более серьезное (игрушку или книгу), и я сказал, что готов ему периодически давать определенную сумму денег, если он будет их копить на эту покупку.

– Деньги падают с неба? Важна ли привязка ценности труда к деньгам?– Убежден, что ни в коем случае нельзя держать ребенка в неведении и ограждать его от информации об источниках зарабатывания денежных средств и ценности труда как мерила денег. Без этого очень сложно и даже практически невозможно будет привить ребенку ответственность и навыки управления финансами.

– Какие качества важно развить в ребенке, чтобы это сказалось на умении зарабатывать в дальнейшем?– Чтобы в будущем ребенку было проще ориентироваться в мире финансов, необходимо с детства культивировать в нем такие качества, как коммуникабельность и бережливость, всячески поддерживать все его начинания независимо от их сферы, по возможности устраивать в летние детские лагеря с экономическим уклоном.

Кошелек на вырост

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.

Однако специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение детьми знаний об окружающей жизни, и в частности, о финансово-экономических отношениях. С 2014 года на территории Волгоградской области действует региональная программа по повышению финансовой грамотности населения, в рамках которой проводятся занятия с детьми 6-8 лет. Финансовое воспитание учит их быть более открытыми для новых возможностей. Оно знакомит новое поколение с такими понятиями, как «деньги», «богатство», «бедность», «реклама», «кредит», «долги»… Эти и другие финансовые категории должны нести в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта и трудолюбие.

Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней и понимают, что деньги нужны для того, чтобы приобрести какой-то товар. А далее приходит понимание: – сначала зарабатываем – потом тратим;– цена – количество денег, которые надо отдать;– разный результат – разное количество денег;– постоянный вопрос: «сколько это стоит?».В каждой семье ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если родители целенаправленно не учат его этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Возможно, вместе со своим ребенком вы начнете осваивать практикум финансового воспитания, ведь это материальное здоровье вашей семьи в целом. А для начала несколько советов родителям по совместному изучению финансовой грамотности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

1 Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы. Обсудите, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке». Например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.

2 Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Предоставляйте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка, подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Старайтесь обсуждать причины различной стоимости похожих товаров: из-за величины упаковки, ее качества, доставки.На первом этапе предложите своему ребенку найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет. На следующем – можно поручить что-то более сложное, например, выбрать продукты для завтрака.Со временем вы увидите, что ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.

3 Первые самостоятельные походы в магазин происходят, когда ребенок знает, как ориентироваться в магазине, уверенно чувствует себя возле кассы, внимателен к ценам на товар и получению сдачи. Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких именно покупок вы ждете. Если это молоко, то какое: упаковка, срок хранения, цена. Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна быть сдача. И обязательно похвалите юного покупателя!

4Научите своего ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эти действия должны войти в привычку.

История про богатого папу

Каждый из нас хотя бы раз, но слышал об инвестициях. Доля людей в нашей стране, применяющих для себя подобные инструменты, составляет 4% населения. Это очень малая часть. Большинство остается в неведении о том, как улучшить качество своей жизни, ничего для этого не предпринимая. Однако перед теми, кому данная тематика интересна, стоит вопрос: куда идти и где черпать новые знания?

Ведь ни в школе, ни в университете никто не учит инвестированию и его практической применимости для себя и своей семьи. Поэтому нужно начинать с самого простого пути, а именно – читать книги, самой известной из которых является книга Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». Наверняка вы о ней слышали.

МОТИВАЦИЯ К ДЕЙСТВИЮДля людей, чье образование не связано с экономикой, эта книга является самым простым проводником в основы и принципы инвестиционного мышления. В ней автор описывает свою жизнь, а также жизнь своего отца, которого он называет бедным (по менталитету), и жизнь отца своего друга, которого он называет богатым. Рассказывает об уроках, которые он перенял у богатого папы, а также о своем опыте, который помог ему стать финансово независимым человеком – человеком, чьи доходы формируются всегда, вне зависимости от того, работает он или нет. И ведь так оно и есть: чтобы быть независимым от денег, необязательно иметь много средств. Все формируется с малого. Нужны лишь действия. Книга мотивирует на действия. Мой путь как практикующего инвестора начался именно с нее. И вам ее я безотлагательно рекомендую к изучению. Конечно же, в этом пособии вы не встретите никаких четких советов, куда инвестировать и как выбирать финансовые инструменты, но вы будете иметь представление о том, как устроен этот финансовый мир, и почему не все люди на Земле готовы стать инвесторами и обрести свободу от денег. А вот хотят все. Психология нашего общества...В целом, существует огромное количество книг по финансам, по инвестициям и даже по самостоятельной торговле на рынке. Вопрос лишь в том, какую цель вы преследуете? Зарабатывать деньги, отдав свой капитал под доверительное управление, или же вы хотите начать новую деятельность и стать профессионалом в финансах. Как и в любой другой профессии, чтобы стать управляющим своими денежными средствами, требуется много времени и сил для изучения и, так сказать, получения данного вида деятельности. Этот вопрос вы должны решить лично для себя.

ИНВЕСТИРУЕМ. ЗАЧЕМ?Для чего нужно стремиться к инвестированию? Давайте попробуем разобраться. Ситуация 1. Вы – сотрудник, работающий по найму. У вас есть работа и зарплата. И даже различные бонусы. Как правило, в обывательском мире это считается стабильностью. Хотя в жизни нет ничего стабильного и предсказуемого (кроме контрактов страхования жизни ). Но вот случается ситуация, которую никто не ждет. Кризис. Уволили с работы. Стабильности нет. Или же, не дай Бог, заболевание. Надеюсь, вы не попадали в такие ситуации. Ну, а если вы тоже в них оказывались, то понимаете, о чем я. Это ужасно. Наличие инвестиционного портфеля – решение данного вопроса. Можно спокойно искать новую работу в течение нескольких месяцев, а не идти на первую попавшуюся. Аналогично с болезнями и прочими больничными. Никакой работодатель не будет держать своего подчиненного три и более месяцев на больничном за свой счет.Ситуация 2. Вы – ИП. Либо просто незарегистрированный предприниматель, работающий сам на себя. К примеру, парикмахер или автомаляр. Приятно, когда ты сам себе формируешь распорядок дня, над тобой нет никаких руководителей и начальников. Но вдруг та же болезнь? Вдруг снова кризис и отсутствие клиентов? Здесь даже больничного у вас не будет. Решение? Повторяем из ситуации 1. Инвестиции, которые могут исправить ситуацию и помочь вам решить возникшие задачи.Ситуация 3. Вы – бизнесмен. Поздравляю! Здесь у вас уже НЕТ «стабильности». Зато есть свобода. Свобода творчества. Вы не работаете – вы занимаетесь любимым делом. Это тоже самое, что растить ребенка. Даже сложнее. Но к сути. Сколько всего может случиться (и случается!) на просторах делового мира. Сколько возникает непредвиденных трудностей, задач, проблем и вопросов, решение которых прямо пропорционально зависит от наличия у вас денежных средств на расчетном счете. Хотя порой и они не помогут. Ну кто, например, мог ожидать падения курса рубля, введения санкций и общего экономического спада?! Разве у вас, господа бизнесмены, было прописано это в бизнес-плане в разделе «риски»? Сомневаюсь. Делаем вывод: инвестиции могут помочь вам и вашему бизнесу в самую трудную минуту, то есть помогут быть более устойчивым, снизят риски.

КНИЖНЫЙ СПЕКУЛЯНТЕще больше полезной информации вы сможете найти на страницах книги «Богатый папа, бедный папа». Большинство же книг, написанных Кийосаки позже, уже не имеют такой практической применимости (кроме «Квадранта денежного потока»). Они описывают все те же принципы, но уже другими словами. И скорее всего, это уже были книги для коммерции, нежели для практической пользы. История про пап сразу стала бестселлером, аналогов которому просто не было, да и нет на сегодняшний момент по легкости и доступности информации из мира финансов. При этом необходимо понимать, что Кийосаки никогда не был инвестором. Он был спекулянтом, покупающим и продающим недвижимость, на которой, к сожалению для него самого, он и съел собаку, когда приобрел недвижимость в Детройте на деньги инвесторов, надеясь на ее рост. В итоге недвижимость подешевела еще больше, и многие инвесторы решили забрать свои вложенные средства, а как оказалось, самый известный книжный инвестор не имеет денег. Все средства вкладчиков закопаны в дешевеющей с рекордной скоростью недвижимости...Собственно, сам Роберт Кийосаки так и пишет в своей книге, что он не является специалистом в чем-либо. Он просто нанимает себе профессионалов – у него есть такая возможность. Отчасти я готов с этим согласиться, но стоит учитывать маленький нюанс. Если вы доверяете свои деньги кому-то и при этом не разбираетесь в основах инвестирования, не имеете представления о том, как рассчитываются риски и коэффициент окупаемости инвестиций, а также не знаете критерии выбора компаний, то лучше тогда не начинать. Точнее, не повторять ошибки Кийосаки. Ведь деньги – это то, что достается трудом. А тема денег – самая интимная тема. И любит она тишину. Профессиональную тишину. Тогда они будут у вас прирастать и приумножаться. Чего я вам и желаю.

umkavlg.ru

Общешкольное собрание "Финансовая грамотность начинается с семьи"

Родительское собрание на тему «Финансовая грамотность начинается с семьи» 22.03.2018г

«Нажить много денег- храбрость;

сохранить их – мудрость,

а умело расходовать- искусство». Бертольд Авербах

Цель: расширить представление родителей об их роли в развитии финансовой грамотности подростка.

Задачи: сформировать у родителей понимание об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми; выявить противоречия и проблемы семейного воспитания на пути формирования экономического мышления ребёнка; отработать подходы в воспитании культуры финансовой грамотности всей семьи.

Форма проведения: час общения.

Оборудование: компьютер, проектор, маркеры, раздаточный материал для работы в группах.

Целевая аудитория: родители, обучающиеся.

Методики и технологии: дискуссии, работы в группах, публичные выступления.

Ожидаемые результаты: у родителей сформируется представление о значимости данной темы; взрослые узнают больше друг о друге и о своих детях, что способствует сплоченности членов семьи в решении финансовых вопросов.

Актуальность: финансовая грамотность – фактор успеха страны. Надо знать, как управлять своими деньгами. Во многих странах мира законодательство обязывает родителей давать детям карманные деньги. Поэтому родители с дошкольного возраста учат детей правильно тратить эти деньги, планировать свои расходы. У нас в стране получается, что становясь взрослым, вчерашний школьник не умеет планировать личный бюджет, делать накопления, собирать деньги на отдых, лечение, образование. Не имеет понятия о страховании, инвестициях, накопительной пенсии, кредитных картах и т.п. Поэтому, финансовое образование необходимо каждому человеку – и ребенку и родителю, чтобы прожить долгую и благополучную жизнь. Кроме того, финансовая грамотность с каждым днем становится все более важным фактором развития и достижения социальной стабильности и развития общества.

Ход родительского собрания.

I. Организационный этап.

Быть финансово грамотным – очень важно для современного человека. Практически ежедневно человек сталкивается с финансами и подчас не знает или не понимает, как ими правильно воспользоваться. За всю жизнь через руки человека проходит много финансов, поток которых человеку необходимо контролировать. Он должен уметь принимать обоснованные решения по использованию и управлению своими деньгами. Поэтому финансовая грамотность является важнейшим фактором жизненного благополучия и успеха человека.

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, позволяющий правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.

Я думаю, что финансовые знания, приобретенные на этапе формирования личности, помогут молодым людям быть более целеустремленными и ответственными взрослыми. Эти бесценные знания смогут заметно в дальнейшем облегчить им жизнь. Главное, чтобы знания не оставались теорией, а были применимы в реальной жизни, действовали на практике.

II. Семейный бюджет.

Учитель.

У каждого из нас есть свой доход. А раз есть доход, значит надо уметь правильно доходами распоряжаться. «Мы и так умеем,» - ответят многие из вас. Но как гласит старинная русская пословица: «Легче деньги прожить, чем нажить. Легче деньги нажить, чем сберечь.»

Среди учащихся 7 классов было проведено анкетирование. Обратите внимание на ответы учащихся.

Посмотрите пожалуйста на диаграммы (слайды)

Что вы можете сказать? Исходя из диаграмм можем сделать вывод что мало уделяем моментов для развития финансовой грамотности у детей.

Вопрос детям:

1. Из чего формируется семейный бюджет? – рассказывают вам родители на что тратиться семейный бюджет (ответы детей)

Вопрос родителям

Уважаемые взрослые, можете ли вы объяснить, почему взрослые с неохотой привлекают детей к планированию семейного бюджета?

Примерные ответы родителей:

  1. Дети пока не зарабатывают, поэтому им рано решать, на что тратить родительские деньги.

  2. Они не знают всех статей доходов и расходов, а объяснять им долго.

  3. Мы и так знаем, что они могут предложить и учитываем их пожелания.

Вопрос ученикам: хотели бы вы участвовать в планировании бюджета? почему? Какую пользу из этого вы можете для себя извлечь?

Учитель: Для того чтобы развеять сомнения родителей, а ребятам дать возможность отстоять право участвовать в планировании семейного бюджета поиграем в игру.

Для проведения игры разделимся на команды по две семьи в каждой.

Игра 1. Бюджет семьи (слайд 4).

Условие игры: за 1 минуту в таблицу «Доходы и расходы» записать как можно больше статей.

Доходы

Расходы

1

Врея закончилось. Проверяем ответы.

(слайд 5) Таблица «Доходы и расходы»

Доходы

Расходы

1

Заработная плата

Питание

2

Пенсия

Одежда

3

Премия

Коммунальные услуги

4

Дотации и пособия

Транспортные расходы

5

Гонорар

Мебель

6

Стипендия

Налоги

7

Рента

Досуг и развлечения

8

Проценты

Дополнительные образовательные услуги

9

Дивиденды

Платные медицинские услуги

10

Наследство

Непредвиденные расходы

11

Грант

12

Бонус

13

Налоговый вычет за покупку квартиры, образование, медицинские услуги

Итог. Глядя на таблицу детей, они не знают о расходах семьи, отсюда вытекает ряд проблем в непонимании слов «НЕТ ДЕНЕГ».

Преимущества планирования семейного бюджета по мнению психологов:

  1. Планирование семейного бюджета повышает финансовую дисциплину в семье, делает финансовые потоки контролируемыми и управляемыми;

  2. Планируя семейный бюджет, вы сможете использовать имеющиеся финансовые ресурсы более эффективно;

  3. Планирование семейного бюджета существенно предотвращает возможные ссоры и скандалы из-за денег в семье;

  4. Планируя семейный бюджет, вы сможете быстрее рассчитаться с долгами, если у вас таковые имеются, расширить денежные активы семьи, создав резервы, сбережения и капитал

III. Карманные деньги

На формирование отношения ребёнка к деньгам сильное влияние оказывает воспитание в семье. Формирование такого отношения начинается с того момента, когда ребёнок получает в руки первые купюры или монеты. Навыки должны совершенствоваться в постоянной практике. Как быть неработающему ребенку? выход один – у ребёнка должен быть доход, пусть даже созданный взрослыми искусственно. Какой? (ответы детей и родителей)

1. Денежные подарки.

2. Регулярно выдаваемые карманные деньги.

3. Заработанные деньги.

Вопросы ученикам: с какой целью родители дают вам деньги? Что вы на них покупаете? Хватает ли вам их на тот период, что они были выданы?

Как же ребенка научить рационально тратить деньги. Когда мы говорим о карманных деньгах. То возникает ряд вопросов: Сколько выдавать? Как часто давать деньги? Как контролировать? Как не испортить ребенка деньгами?

Давайте попробуем определить о пользе и вреде таких средств.

Работа родителей в группах и детей.

1 группа карманные деньги за и против

2 группа Плата за учебу, домашнюю работу. За и против.

Многие родители полагают, что деньги могут стать хорошим поощрением и мощным стимулятором

для обеспечения определенных успехов на школьном поприще. Чаще всего этот метод используется в

качестве «пряника» за отличную работу. При таком подходе есть ряд положительных и отрицательных

моментов.

К положительным относятся следующие:

1. У ребёнка повышается внимательность на уроке, а также формальный интерес к учебному процессу.

2. Дети стремятся меньше прогуливать, а то и не прогуливать совсем.

3. Ребенок приходит к выводу, что любая работа должна оплачиваться, следовательно, хорошая работа оплачивается вдвойне. Таким образом, ученик стремится выполнить свою работу как можно лучше, учится отвечать за самого себя.

К отрицательным моментам можно отнести следующие:

1. Несмотря на повышенное внимание и «тягу» к получению знаний, ребёнок становится озабоченным исключительно проблемой получения денег.

2. У ребёнка пропадает интерес к самому учебному процессу, он становится заинтересованным лишь в конечном результате – в полученной на уроке оценке и, следовательно, сумме.

А вот что касается оплаты детских услуг дома, то здесь и сторонники, и противники оплаты за

хорошую учебу сходятся в едином мнении – лучше не надо. Например, если ребёнок вел себя хорошо,

помыл посуду, убрал свои игрушки, пропылесосил квартиру, сходил в магазин – не давайте ему за это

деньги

Работа внутри семьи – это душевный долг каждого ее члена, благодаря которому семья

сохраняет сама себя, в том числе свой экономический успех.

Если вы платите за выполнение домашней работы. У ребёнка сотрётся грань между домашними обязанностями и … вымагательством. Заплатите ребёнку один раз и вы вряд ли дождётесь от ребёнка добровольной помощи по дому – он начнёт требовать оплаты вне зависимости от вашего самочувствия и вида домашней работы. При этом своё возмущение вы можете направить только себе – это плоды вашего же воспитания.

Итог обсуждения. Каждый родитель сам выбирает для себя какую сумму ему давать ребенку и на какое время, главная цель научить ребенка правильно их тратить.

4. Учитель: Последний вопрос нашего собрания: Способны ли дети содействовать экономии семейного бюджета? Ответ на него мы получим во время игры

«Как я экономлю семейный бюджет!»

Условия игры для детей: перечислить правила экономии бюджета детьми. Родители консультируют, задавая наводящие вопросы.

Примеры ответов.

  1. Бережно относиться к личным и семейным принадлежностям.

  2. Разумно расходовать карманные деньги.

  3. Учиться хорошо, чтобы не тратить деньги семьи на репетиторов.

  4. Всегда выключать свет, газ, воду во избежание переплат за коммунальные услуги.

  5. Помогать родителям, на приусадебном участке выращивать экологически чистые продукты питания.

  6. Не подвергать свое здоровье и жизнь опасностям.

  7. Экономить на транспортных расходах, если возможно.

  8. Совместно с родителями сберегать и накапливать на банковском счете лишние деньги.

  9. С 14 – летного возраста подрабатывать в фирме родителей или близких родственников.

  10. Составить личный финансовый план.

5.. Подведение итогов.

Деньги – это серьезно. Поэтому чем раньше ребёнок узнает о финансовой стороне жизни, тем лучше для него. Ребёнок может знать слово «деньги», видеть их, иметь представление о том, для чего они нужны. Но кроме этого, он должен научиться обращаться с ними так, чтобы капризы не были определяющей причиной трат. Но главным в семье каждого из вас должно стать доверие друг другу и совместное решение проблем даже финансовых. В завершении нашего собрания предлагаю финансовый девиз семьи

Единая семья – единый бюджет, бесполезным тратам скажем все нет!

рекомендации:

Как и за что давать ребёнку деньги?»

  • Ярко выраженная потребность вашего любимого чада иметь собственные деньги – это похвальное стремление стать взрослее и казаться более самостоятельным.Никогда явно не контролируйте ребёнка и не навязывайте ему своего мнения по поводу траты сэкономленных или накопленных денег.

  • Отказываясь, что – либо купить ребёнку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день у вас все покупки запланированы и на желанную ему вещь денег не предусмотрено. Учите ребёнка планировать траты. Например, собираетесь гулять, обсудите с ним, сколько денег и на что вы их потратите;

  • Если вы предложили ребёнку накопить денег, то давайте возможность ему пополнять копилку. Пусть он, например, оставит себе сдачу после похода в магазин. Иначе для пополнения своих средств, он может найти другой источник, не всегда законный;

  • Если ребёнок, копивший деньги на определённую вещь вдруг передумал её покупать, и решил потратить деньги на что – то другое, не следует ему препятствовать. Но он должен понимать, что вы ему этой вещи тоже не купите.

  • С ребенком, взявшим деньги без спросу, следует серьезно по говорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать ему тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что- то важное, например, на твою новую куртку, и нам не хватает именно той суммы, которую ты взял?».

multiurok.ru

Родительское собрание на тему "Уроки финансовой грамотности в семье"

Разделы: Работа с родителями

Цель: научить родителей помочь ребёнку сформировать позитивное отношение к труду и деньгам.

Ход собрания

Процедура 1

Цель: настроить на работу

Процедура проведения.

Пожалуйста, покажите с каким настроением вы пришли.

Вы сегодня…. (отличное настроение – рука поднята вверх, хорошее настроение – рука на

середине, плохое настроение – рука опущена вниз)

Игра “Комплимент другу” (говорят комплимент рядом сидящему).

Процедура 2

Представление об успешности ребёнка

Цель: сформировать представление об успешности ребёнка с финансовой точки зрения.

Процедура проведения.

Говорит учитель.

Вокруг детей достаточно примеров обеспеченных людей. В первую очередь в глаза бросаются атрибуты роскоши и респектабельной жизни,- иногда их ещё называют эталонами успешности. Дети хотят так же стильно одеваться, иметь машину, посещать дорогие заведения. Однако, наряду с примерами успешности, вокруг масса историй, когда неумение управлять своими финансами оборачивается для людей крахом, денежными потерями. Несколько месяцев вполне успешной жизни могут привести к долгам, банкротству на долгие годы.

 В большей степени от семьи зависит, когда ребёнок начнёт переходить от иллюзий о беззаботной самостоятельной жизни, “где всё само собой как-нибудь устроится”, к попыткам планировать своё будущее, учиться и постигать то, что пригодится после выпуска.

Сегодня мы поговорим об уроках финансовой грамотности.

Непременным атрибутом взрослой жизни становится жизнь финансовая. Конечно, в семье ребёнок постигает важные истины (например, то, что за деньги не купишь ни здоровье, ни друзей),но жизнь довольно рано даёт понять, что многие вещи имеют определённую цену в денежном выражении.

Среди взрослых людей часто бытует мнение: специально учить ребёнка финансовой сметке нет необходимости. Однако, как показывает практика, многие молодые люди, начинающие самостоятельную жизнь, оказываются попросту не готовы к взрослой жизни.

По большому счёту, постижение финансовой грамотности – это своего рода школа принятия взрослых решений. Научиться делать взвешенный выбор лучше всего тогда, когда есть возможность экспериментировать, делать ошибки. Набив шишки в школьном возрасте, научившись планировать денежные расходы, получив свой первый заработок, будучи ещё подростком, на собственном опыте осознав цену и значение денег в современной жизни, будущий выпускник приёмной семьи будет лучше готов к конкурентным условиям рынка труда, будет уверенным и подготовленным к своей финансовой независимости.

Успешность ребёнка с финансовой точки зрения во многом определяется тем, как он относится к жизни.

Отношение человека к жизни и деньгам во многом определяет его финансовую успешность. Большинство людей можно разделить на две условные группы:

1. Человек активный: люди с мышлением активного человека чаще сосредоточены на поиске новых возможностей, они не боятся изменений в жизни, потому что стремятся к развитию, таких людей называют целеустремлёнными. Желая изменить что-то в жизни, они больше уповают на собственные силы, стойко преодолевают трудности, стремясь сделать нужные выводы из ошибок. Эти люди часто добиваются большего, потому что не боятся брать на себя ответственность за самого себя и за других.

2. Человек пассивный: люди с мышлением пассивного человека привыкают находить причины своих бедствий в ком угодно, только не в себе.

Испытывая финансовые проблемы, “человек пассивный” не устаёт повторять: мне мало платят, это несправедливо, не имея желания найти в себе нужные ресурсы для преодоления проблемы.

На отношение детей к деньгам в немалой степени влияет и то, как к ним относятся его родители и ближайшее окружение; как, когда и в каком тоне обсуждаются финансовые проблемы. Если в вашей семье нередки ссоры по поводу денег, если взрослые при детях ссорятся, обвиняют друг друга в том, что в семье не хватает денег, с завистью заглядывают в карман к соседям, имейте ввиду: именно в это время у ребёнка формируется отношение к деньгам и способам их приобретения. Чем быстрее взрослые придут к согласию, смогут посвятить ребёнка в финансовые вопросы семьи, тем больше шанс, что ребёнок не будет относиться к деньгам как к проблеме, вызывающей конфликты и скандалы.

Для любого взрослеющего ребёнка, не важно, кровного или приёмного, имеет большое значение возможность чувствовать себя полноправным членом семьи. В этом смысле ребёнку важно чувствовать, что родители больше доверяют ему там, где раньше ограничивались словами : “Подрастёшь - тогда посмотрим…”.

Принимая непосредственное участие в хозяйственной жизни семьи, отвечая за свой блок вопросов (н-р, отопление дома, помощь в заготовке солений на зиму, очистка от снега двора), ребёнок на практике учится нести ответственность за свою работу, получает свою долю признания и уважения от всех членов семьи за свой вклад в решение её важнейших вопросов.

Процедура 3

Обсуждение семейного бюджета.

Цель: формировать умение у родителей правильно обсуждать с детьми семейный бюджет.

1. Расскажите ребёнку о деньгах.

Если ребёнок научился считать, сходив с ним несколько раз за покупками, можно легко, на примерах объяснить покупательскую способность денег, научиться разбираться в достоинстве купюр. Важно показать, что некоторые покупки и платные услуги требуют планирования и накоплений.

2. Обсуждение семейного бюджета вместе с ребёнком.

Для чего нужно обсуждать семейный бюджет вместе с ребёнком? Нужно ли это?

Чтобы у ребёнка сформировалось понятие доходы и расходы семьи, чтобы ребёнок научился понимать покупательские возможности семьи, что родители, планируя покупки, вынуждены учитывать интересы каждого её члена, включайте ребёнка в планирование семейного бюджета.

Для начала полезно объяснить откуда берутся деньги. Даже если вы на данном этапе недовольны своей работой ,заработком, постарайтесь, чтобы ребёнок услышал в вашем рассказе важные вещи: деньги достаются нелегко.

Заработок требует от вас определённых усилий и времени, поэтому вы цените свой труд и благодарны за уважительное отношение к нему со стороны близких.

Чтобы доходчиво объяснить тонкости домашней экономики, сопровождайте свой рассказ рисунками на бумаге. Напишите сумму дохода вашей семьи, расскажите из чего она складывается. Расскажите о расходах, уделите внимание тому, зачем данные траты нужны и что будет, если отказаться от этих отчислений. Хорошо, если вы найдёте время, чтобы ребёнок мог порассуждать с вами. Попросите его подумать, как бы он поступил на вашем месте, на что потратил деньги, почему.

Вопросы распределения бюджета- это вопросы выбора. Зная, сколько, на что и почему семья расходует деньги, ребёнок может взвешенно и ответственно отнестись к требованиям реализации своих потребностей.

Полезно рассказать, что такое годовой бюджет (дать выбор телефон или компьютер).

Очень важно, чтобы ребёнок, участвуя в семейных советах, посвящённых планированию покупок, чувствовал значимость своего мнения. Конечно, он ещё не зарабатывает денег, но участвует в жизни семьи, ему предоставляется право выбора как её члену, как человеку, отвечающему за тот или иной аспект её хозяйственной жизни.

Включение ребёнка в обсуждение предстоящих расходов закладывает основы финансовой грамотности: ребёнок учится ценить заработанные родителями деньги, считаться с интересами всех членов семьи, рационально распоряжаться собственными средствами.

Игра “Что такое?”

Командам раздаются карточка с названиями 3–4 предметов. Задача для каждой команды: после краткого обсуждения задать присутствующим вопрос о предмете, не называя его, так, чтобы все остальные дали ответ. Например, что это такое?

- Удобное сиденье с подставками для рук? (Кресло)

- Жидкость, предназначенная для соединения деталей. (Клей)

- Молоко, телефон, дождь.

- Хлеб, ножницы, луна.

- Жираф, ложка, снег.

- Машина, ночь, сахар.

Процедура 4

Плата за выполнение домашних обязанностей

Цель: обсудить с родителями можно ли вводить плату ребёнку за выполнение домашних обязанностей?

Прежде чем ответить на этот вопрос, просчитайте риски. Вполне вероятно, что ребёнок может привыкнуть к такому варианту поощрения настолько, что будет отказываться от любой просьбы или поручения, за которые не оговорена награда.

Гораздо более эффективным и проверенным способом научить ребёнка распоряжаться   деньгами – это выделять ему деньги на карманные расходы.

Решив выделить ребёнку деньги на карманные расходы, определите несколько важных вещей:

- для начала решите какую мин. сумму вы готовы выделить ребёнку и на какой срок;

- выслушайте ребёнка, определите, на какие цели он хотел бы иметь карманные деньги;

- чётко обозначьте сумму карманных денег и срок или периодичность получения карманных денег;

- сразу и чётко оговорите вписок запрещённых покупок;

- оговорите правила определённой отчётности ребёнка;

- оговорите правило: не брать в долг и не давать взаймы;

- хвастаться перед друзьями.

Не стоит баловать ребёнка, если он за час потратил недельную сумму.

Помните, ваша цель воспитать умение распоряжаться деньгами, планировать расходы.

Игра “Мастера пантомимы”

Игрок одной команды для своих соперников должен, используя мимику, жесты и не произнося ни звука, изобразить животное, так, чтобы все догадались, кто это.

Процедура 5

Рефлексия. Я желаю тебе завтра… (родители встают в круг и говорят друг другу пожелания).

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Влияние семьи на финансовую грамотность ребенка

Развитие цивилизованного общества происходит так быстро, что порой сложно перестроиться и «выжить» в условиях плохой экономической и финансовой ситуации в стране. Сейчас это стало особенно актуальным и важным. В последние годы в образовательном поле обретает популярность деятельность, направленная на повышение финансовой грамотности у подрастающего поколения. Государство решило довольно серьезно подойти к этому вопросу и планирует ввести в школьную программу, наряду с другими предметами урок «Финансовая грамотность». В настоящее время курс по финансовой грамотности в Ставропольском крае проводится учителями в рамках факультативной деятельности. В ходе занятий школьников учат не только бережно обращаться с деньгами, но и рассказывают, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости. Однако у многих детей этот новый предмет не вызывает большой заинтересованности и любопытства, особенно у тех, у которых семейный бюджет дома практически не ведется. Многие подростки не знают, как правильно обращаться с деньгами, как правильно рассчитать доходы и расходы, как тратить, и копить, как пользоваться различными финансовыми инструментами. Хотя по опросам, проведённым среди родителей, становится ясно, что родители очень хотят, чтобы дети были финансово образованы и не допускали ошибок старших. Мнение экспертов указывает часто на то, что финансовая культура является таким аспектом, к которому школа может лишь привлечь внимание и дать основы знаний. А навык и умения формируются в семейной среде. Для того, чтобы интерес молодого поколения к финансовой культуре возрастал необходимо проводить соответствующие беседы дома, объясняя ребенку всю важность этого предмета, т.к. именно семья закладывает фундамент будущего успеха и финансового благополучия взрослого человека. Необходимо на словах и на практике показывать ребенку как следует распоряжаться своими средствами, на что их тратить в первую очередь. Родителям стоит помнить, что семейное воспитание напрямую влияет на становление и развитие финансовой грамотности их детей. Крайне редко дети привлекаются к обсуждению финансовых нужд семьи, еще более редко детей привлекают к планированию семейного бюджета. Но это и не удивительно, потому что зачастую и между супругами-родителями не происходит таких обсуждений. Немногие родители знают, как правильно тратить свои сбережения. На это указывает избыток или недостаток вещей, преобладание материального достатка над духовными потребностями растущего ребенка, дисбаланс материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность, безнравственность и противоправность семейной экономики плохо сказывается на финансовой культуре ребенка. Дорогие родители, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умело управлял своей жизнью в любых экономических условиях, вам необходимо освоить самим и научить своих детей простым навыкам финансово-грамотного гражданина, который ведет учет расходов и доходов, умеет составить свой финансовый план, разбирается в различных финансовых продуктах, различает потенциально опасные мошеннические схемы и умело управляет своими инвестиционными накоплениями.  Это необходимо чтобы цифры расходов не пугали, а росла уверенность в себе и в своей способности зарабатывать деньги, дабы иметь возможность оплачивать необходимые расходы и удовлетворять свои желания. Детей нужно учить обращению с деньгами — не эмоциональному отношению к ним, а именно умению пользоваться деньгами. Подросткам, которые уже хотят иметь денежные средства в своем личном пользовании, нужно наглядно показать, что будет, если все имеющиеся средства будут потрачены исключительно на удовлетворение сию минутных желаний. Чем старше становится ребенок, тем реже ему следует давать карманные деньги: младшему школьнику – ежедневно; в средней школе – раз в неделю; в старшей школе ребенку можно давать деньги на карманные расходы на месяц, чтобы он планировал и приучался тратить их разумно. Однако не стоит внушать детям, что деньги надо тратить только на самые необходимые вещи. Человек, который приобретает только необходимые продукты, вещи, в какой-то степени ограничен в финансовом мышлении. Он не может позволить себе что-то интересное и приятное, так формируется идея финансовой бедности. Задача родителей — искать золотую середину, объяснять, сколько денег есть, что нужно купить, почему сейчас следует приобрести то, а не иное. Причем такие беседы лучше вести не в магазине, а дома. Ребенок должен понимать, чем чревато каждое финансовое решение, и что финансовые риски существуют всегда. В следующем материале мы расскажем, как правильно объяснить ребенку, как нужно тратить свои средства и что лучше приобретать в первую очередь.

Л.П. Хамидулина, Тьютор минфина Ставропольского края

fingram26.ru

Как стать финансово грамотным

Автор: ДубровскийОпубликовано 2011-05-23  Рубрика: Молодая семья, Романсы о финансах | 7 комментариев

В своём посте «Молодая семья или семья обеспеченная» я высказал мысль о том, что сначала необходимо создать семью, а потом совместными усилиями делать её обеспеченной, но чтобы сделать из молодой семьи семью обеспеченную необходимо в первую очередь повысить свою финансовую грамотность.

Как-то так неправильно сложилось в нашем мире, что этой самой финансовой грамоте не учат в школе. И если ваши родители сами финансово неграмотны, то у вас мало шансов изучить этот предмет ещё в детстве с тем, чтобы в своей самостоятельной жизни лишь совершенствовать свои знания. В абсолютном большинстве случаев, когда вам исполняется 18 лет, вы по-прежнему финансово неграмотны. Но это не самое страшное, потому что у вас ещё всё впереди и при определённом усердии вы можете многое наверстать и всё-таки стать финансово грамотными. Самое страшное в том, что люди в большинстве случаев не делают даже этого.Почему так происходит? Как мне кажется причина в том, что люди просто не хотят задаваться вопросом об этом. Но если не задавать вопрос, то и ответа не получишь.

Я однажды задал себе вопрос: «Как, будучи ещё молодым и здоровым, не зависеть от обязательной наёмной работы и жить так, как хочешь, а не по шаблону (утро, кофе, работа, вечер, может быть дети, зомбоящик, ночь, может быть жену, сон, утро,… выходные, попытка выспаться, обедозавтрак, прогулка с семьёй, торговый центр, глазеем на витрины, маленькие радости, скрепя сердце: кафе, пицца, шашлык, роллы; вечер, зомбоящик, может быть жена, сон).» Ответ не заставил себя долго ждать: чтобы не зависеть от обязательной наёмной работы необходимо создать актив, который будет способен обеспечивать твою семью. Что это будет за актив? Как его создать? Как им управлять? Как создать из этого актива избыточный денежный поток? Как накапливать излишек? Как затем его преумножать? Как видите, один единственный вопрос породил ещё как минимум шесть вопросов. А каждый из этих шести породит ещё ряд вопросов, а те в свою очередь ещё и так практически до бесконечности. Вопросы заставляют ваш мозг думать и искать ответы, увеличивая ваши знания. Финансовой грамоте необходимо учиться. В нашем мире это одно из самых важных знаний, которым должен обладать человек. И получить эти знания в большинстве случаев люди могут только через самообразование.

С того времени, как я задал себе вопрос о независимости от обязательной наёмной работы, прошло уже более двух лет. За это время мною прочитано несколько десятков книг на темы так или иначе связанные с деньгами. Я выписываю журналы о финансах, получаю интернет рассылки на финансовые и бизнес темы. С 2010 года взял себе за правило посещать хотя бы раз в год один семинар по инвестированию и управлению, либо проходить курсы на эти темы. В этом же году я прошёл один такой платный курс, который был связан с фондовым рынком.

Сказать сейчас о том, что я стал финансово грамотным, я не могу, ещё слишком мало изучено, но и теорией уже давно не ограничиваюсь. Я научился сберегать часть заработанных денег, научился их накапливать, теперь учусь инвестировать. Впереди ещё много неизученного, но чем больше ответов на свои же вопросы я смогу найти, тем более финансово грамотнее я стану, а вместе со мной и моя семья. Зависеть финансово только от работы в нашем нынешнем мире крайне опасно, необходимо обязательно учиться создавать дополнительные источники дохода и повышать свою финансовую грамотность.

Моя основная цель — это сделать свою семью финансово обеспеченной и не зависимой от какой бы то ни было работы.

 

Просмотров: 737

Комментарии

dubrovskie.ru

Ведение семейного бюджета. Структура и таблица

Если вы из тех людей, что затрудняются сказать сколько денег ежемесячно у них уходит на продукты, сколько на развлечения, а сколько на бензин, медикаменты, отпуск и прочее, то у меня для вас не очень хорошие новости. Скорее всего вы часто испытываете нехватку денег под конец месяца и чувство тревоги по поводу положения ваших финансов. Вы можете потратить львиную долю своего дохода буквально за пару дней, а потом «выживать» до зарплаты. Вы не контролируете свои расходы и не ведете семейный бюджет (домашнюю бухгалтерию). Если продолжать в том же духе, то ничего не изменится к лучшему. Мы продолжаем рассуждать о финансовой грамотности и в этот раз поговорим об инструменте, который способен помочь нам улучшить качество жизни — ведение семейного бюджета.

Иногда доходит до того, что у семьи в распоряжении вполне достойная сумма денег каждый месяц, но отсутствие навыков грамотного распоряжения семейными финансами и расточительность приводит к нехватке денег. Это заставляет одалживать, брать кредиты, что в свою очередь может негативно сказаться на общем настроении в семье, к ссорам и прочим неприятным вещам.

Что из себя представляет семейный бюджет? Если говорить простыми словами, то это список расходов и доходов за календарный месяц. Представьте, что ваша семья — это организация, занимающаяся определенной деятельностью. Что происходит с фирмами и организациями, которые неумело ведут свой бюджет, непродуманно тратят деньги? Правильно. Они не выдерживают конкуренции в своей нише на рынке товаров или услуг, могут даже обанкротиться и перестать существовать. Серьезные фирмы просто не могут себе позволить безалаберно вести свои финансовые дела, бухгалтерию. На мой взгляд так же ответственно стоит подходить и к ведению семейного бюджета, если вы хотите, чтобы ваша семья-организация процветала и была счастлива.

Структура семейного бюджета.

Для начала нужно разобраться со структурой вашего бюджета. Определитесь с типом бюджета: общий или раздельный. Если в вашей семье уже принято разделять бюджет, то в этом нет ничего плохого, но на мой взгляд больших успехов можно добиться вместе, а не врозь. Любая группа людей, даже из двух человек, действуя сообща, принесет лучший результат, нежели одиночка. Впрочем, я уверен, что большинство семей привыкло вести общий тип бюджета, если они вообще этим занимаются, поэтому в этой статье речь будет идти о совместном ведении дел.

Доходы вашей семьи нужно разделить на две составляющих:

  • Доходы мужа;
  • Доходы жены.

Что касается расходов, то их будет четыре:

  • Обязательные расходы;
  • Расходы на семью;
  • Расходы на детей;
  • Личные расходы каждого из супругов.

Также имеет смысл прежде чем начать вести домашнюю бухгалтерию, определиться с мировоззрением и целями обоих взрослых членов семьи. Чего хочет муж от жизни? Чего хочет жена? Как вы оба видите идеальный сценарий вашей совместной жизни через год, два, пять лет и т.д. Очень важную роль в счастливой семейной жизни могут сыграть не столько общие интересы, сколько совместные цели супругов. Ведение семейного бюджета или домашней бухгалтерии сделает вас не только супругами, родителями своих детей, но и финансовыми партнерами. Это еще одна плоскость для развития и укрепления семьи.

 

Семейный бюджет в виде таблицы.

Исходя из структуры вашего бюджета, описанной выше мы составим пример таблицы с финансовыми потоками. Удобство заключается в том, что такую таблицу можно вести на листке бумаги, в Microsoft Excel или в онлайн сервисах, таких как Google Таблицы, как это сделал я.

Здесь я оставляю вам >>>ссылку на эту таблицу. Вы можете подробнее ее изучить, скопировать к себе и начать ведение бюджета. Обратите внимание, что таблица собрана примерно. Исходя из особенностей вашей семьи вы можете упрощать ее или наоборот добавлять нужные строки и столбцы. Если вы живете один, то, я думаю, не составит труда переделать таблицу под одного человека.

Немного разъяснений. Таблица начинается с доходов семьи. Они разбиты на основную работу и дополнительный доход — любая другая деятельность супругов, которая приносит деньги. Затем обязательные расходы, то что вы не можете не платить. Кстати, к обязательным расходам я добавил строчку «сбережения». Если вы до сих пор не начали откладывать и формировать капитал, то стремление вести семейный бюджет — это отличный повод начать.

Затем идет планирование прочих расходов, начиная с оплаты коммунальных услуг и заканчивая расходами на детей, лекарства и личные траты супругов. Если потребуется, то можно добавить строчку непредвиденных доходов, которые периодически происходят в жизни каждого. При раздельном ведении бюджета двух супругов, у каждого будет своя таблица.

Ведение бюджета в виде таблицы это просто и не занимает много времени, разве что в первый раз. Зато результат вы почувствуете уже на первом месяце, главное не лениться. Вы удивитесь как много денег раньше вы пускали на ветер и как с помощью нехитрой таблицы можно качественно улучшить свою жизнь.

Мои вам советы.

  • В самом начале ведения бюджета поставьте перед собой цель — для чего вам это. Возможно вы хотите избавиться от долгов или приобрести наконец-таки собственное жилье. Стремление просто улучшить свою жизнь — это тоже достойная цель, вы просто хотите ни в чем себе не отказывать и два раза в год летать к морю. Четкая долгосрочная цель напомнит вам для чего вы все это затеяли, если вдруг вам станет лень вести бюджет;
  • Будьте точны. Фиксируйте абсолютно все траты. Как говорится, дьявол прячется в мелочах;
  • Постепенно отказывайтесь от кредитных карт, потребительских кредитов и перестаньте брать в долг. Учитесь обходиться теми деньгами, которые у вас есть в распоряжении;
  • И да, возможно для достижения значительного результата у вас уйдет больше времени, чем вы думаете сейчас. Настройтесь на долгосрочные результаты, если у вас серьезные финансовые проблемы, то составив один раз таблицу, вы от них вряд ли избавитесь. Вам нужно будет постоянно вести бюджет;
  • Расходы всегда стремятся превзойти доходы. Поэтому неохотно расставайтесь с деньгами. Обдумывайте и планируйте покупки.

Будьте в курсе на каких проектах можно зарабатывать онлайн прямо сейчас!

Портфель Top Investor

Поделиться ссылкой:

Похожее

top-investor.ru