ПРОГРАММА Элективного курса в 9 классе «Основы финансовой грамотности». Финансовая грамотность программа 9 класс


ПРОГРАММА Элективного курса в 9 классе «Основы финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11 села Золотое Красноармейского района Саратовской области»

ПРОГРАММА

Элективного курса в 9 классе

«Основы финансовой грамотности»

Пояснительная записка.

В современных условиях финансовая грамотность становится необходимым элементом общей культуры современного молодого человека. Вопросы финансовой грамотности населения являются особенно важными в условиях развития рыночной экономики, продолжающегося расширения сферы финансовых услуг и все большего проникновения финансовых рынков и финансовых институтов в повседневную жизнь, все более широкой вовлеченности населения в их деятельность. Поэтому повышение уровня финансовой грамотности – ключ к финансовому благополучию граждан и повышению производительности труда и залог здорового развития экономики России в целом.

С вопросами управления денежными средствами семьи каждый человек сталкивается в повседневной жизни. И от того, насколько рационально он умеет ими распорядиться, во многом зависит его благополучие. Именно поэтому цель изучения этого курса — подключить каждого учащегося к участию в финансовой жизни своей семьи, помочь ему сформировать модель будущей семейной жизни, подготовить его к успешному решению финансовых проблем будущей семьи.

Нормативная –правовая документация.

Рабочая программа элективного курса составлена в соответствии с УМК Липсиц И.В. «Финансовая грамотность», а также в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/

3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской федерации http://www.misbfm.ru/node/11143.

4 .Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586.

Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8–9 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций,

позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый

орган, бизнес, пенсионная система и др.

Программа курса рассчитана на 11 часов. Содержание учебного материала соответствует целям и задачам модернизации образования и организации предпрофильного обучения. В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека.

infourok.ru

ПРОГРАММА Элективного курса в 9 классе «Основы финансовой грамотности» страница 3

Список литературы и интернет-источников

1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.:

ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Дополнительная литература

1. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

3. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

Интернет-источники

1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ

2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ

3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики

4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ

5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ

6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ

7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ

8. www.nalog.ru – сай Федеральной налоговой службы РФ

9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»

infourok.ru

Программа курса "Финансовая грамотность" для 5

Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов».

13.

Деловая игра «Рациональный бюджет школьника».

14.

Познавательная беседа «Каждый платит налоги».

Раздел 5. Информация для потребителя (6 часов)

15.

Мини-исследование «Источники информации».

16.

Мини-проект «Реклама и ее виды».

17.

Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах».

18.

Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши».

19.

Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает».

20.

Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».

Раздел 6. Искусство покупать (5 часов)

21.

Практическая работа «Качество товаров».

22

Круглый стол «Как покупать продукты питания?»

23.

Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?»

24.

Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго».

25.

Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять?»

Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг (2 часа)

26.

Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами».

27.

Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».

Раздел 8. Кто защищает права потребителей (5 часов)

28.

Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей».

29.

Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей».

30.

Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?»

31.

Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?»

32.

Правовая консультация «Кто защищает потребителя?»

Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся (1 час)

33.

Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся

Раздел 10. Защита проектов (1 час)

34.

Защита проектов

9 класс (34 часа)

п/п

Название темы

Название раздела (количество часов)

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 часов)

Тема 1. Происхождение денег

1.

Дискуссия «Деньги: что это такое?»

2.

Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»

Тема 2. Источники денежных средств семьи

3.

Практическая работа «Какие бывают источники доходов?»

4.

Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»

Тема 3. Контроль семейных расходов

5.

Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»

Тема 4. Построение семейного бюджета

6.

Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?»

7-8.

Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов)

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг

финансовых организаций

9.

Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?»

10.

Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния

11.

Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»

12.

Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?»

13-14.

Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).

Раздел 3. Риски в мире денег (7 часов)

infourok.ru

Программа курса "Финансовая грамотность" для 5

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

15.

Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца».

16.

Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы».

17.

Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»

Тема 8. Риски в мире денег

18.

Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?»

19.

Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?»

20-21.

Осуществление проектной работы.

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 часов)

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи

22.

Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?»

23.

Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»

Тема 10. Собственный бизнес

24..

Выступления учащихся «Что такое бизнес?»

25.

Мини-проект «Как создать свое дело?»

Тема 11. Валюта в современном мире

26.

Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?»

27.

Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?»

28-29.

Осуществление проектной работы.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов)

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи

30.

Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?»

31.

Работа с документами «Какие налоги мы платим?»

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

32.

Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?»

33-34.

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

infourok.ru

Программа курса "Финансовая грамотность" для 5

20.

Решение экономических задач «Социальные выплаты».

21.

Проект «Государство – это мы».

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (7 часов)

22.

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции».

23.

Творческое задание «Банковские услуги».

24.

Практическая работа «Вклады (депозиты)».

25.

Деловая игра «Кредит. Залог».

26.

Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки».

27.

Познавательная беседа «Валюта разных стран».

28.

Что такое финансовая грамотность

Раздел 5. Работа над проектами. Защита проектов ( 6 час)

29.

Подготовка проекта

30

Подготовка проекта

31.

Подготовка проекта

32.

Подготовка проекта

33.

Подготовка проекта

34.

Защита проектов

6 класс (34 часа)

п/п

Название темы

Название раздела (количество часов)

Раздел 1. Основная проблема экономики (3 часа)

1.

Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора».

2.

Решение экономических задач «Альтернативная стоимость».

3.

Практическая работа «Сетка принятия решения».

Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок (2 часа)

4.

Познавательная беседа «Частная собственность».

5.

Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».

Раздел 3. Формы организации бизнеса (4 часа)

6.

Познавательная беседа «Единоличное владение».

7.

Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)».

8.

Ролевая игра «Акционерное общество».

9.

Мини-проект «Организация фирмы».

Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом (6 часов)

10.

Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом».

11.

Решение практических задач «Организация фирмы».

12.

Решение экономических задач «Составление бизнес-плана».

13.

Творческое задание «Реклама».

14.

Ролевая игра «Работа фирмы».

15.

Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».

Раздел 5. Ты – потребитель (4 часа)

16.

Работа с документами «Права потребителя».

17.

Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права».

18.

Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами».

19.

Конкурс на самое экономное использование ресурсов.

Раздел 6. Законы спроса и предложения (4 часа)

20.

Аналитическая работа «Закон спроса».

21.

Решение экономических задач «Кривая спроса».

22.

Практическая работа «Закон предложения».

23.

Решение экономических задач «Кривая предложения».

Раздел 7. Рыночное равновесие (2 часа)

24.

Познавательная беседа «Рыночное равновесие».

25.

Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке».

Раздел 8. Возникновение банков (2 часа)

26.

Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит».

27.

Практическая работа «Заем, виды займов».

Раздел 9. Потребитель финансовых услуг (2 часа)

28.

Деловая игра «Работа банка».

29.

Деловая игра «Я хочу взять кредит».

Раздел 10. Профессии банковской сферы (2 часа)

30.

Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы».

31.

Дискуссия «Значение работы банков для потребителей».

Раздел 11. Проектная деятельность (3 часа)

32.

Деловая игра

33-34.

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

7 класс (34 часа)

п/п

Название темы

Название раздела (количество часов)

Раздел 1. Личное финансовое планирование (5 часов)

1.

Дискуссия «Роль денег в нашей жизни».

2.

Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?»

infourok.ru

8,9 классы - финансовая грамотность для школьников

  1. Липсиц И., Рязанова О. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8, 9 классы
  2. Лавренова Е., Рязанова О., Липсиц И. Финансовая грамотность: учебная программа. 8, 9 классы
  3. Рязанова О., Липсиц И., Лавренова Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8, 9 классы
  4. Рязанова О., Липсиц И., Лавренова Е. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8, 9 классы
  5. Лавренова Е., Липсиц И., Рязанова О. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8, 9 классы

Количество часов: курс для 8 и/или 9 класса рассчитан на 34 часа, изучение можно запланировать на один год (любой из указанных классов) или разделить на два учебных года в произвольном соотношении.

Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть риск финансовых потерь и как их минимизировать.

Материалы нацелены на формирование наиболее важных для этого возраста практических компетенций: умение находить финансовую информацию в различных источниках и оценивать ее, разрабатывать личный финансовый план, использовать различные способы платежей и понимать последствия и ограничения, существующие для каждого способа.

Особенность методических материалов и материалов для родителей заключается в подробном описании действий всех участников образовательного процесса, что немаловажно для преподавания данного курса, которому нет аналогов в системе школьного образования, тем более педагогами, не имеющими опыта и определенных знаний в данной области финансовой сферы.

Практические советы дают возможность родителям совместно с детьми решать возникающие финансовые проблемы что способствует сплочению семьи, а также позволяет взрослым людям стать финансово грамотными и научить этому своих детей.

www.vita-press.ru

Рабочая программа по учебному курсу "Финансовая грамотность" 9 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Хабарская средняя общеобразовательная школа № 2»

«Принято»

на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла

Протокол №______ от «___»________ 2017 г.

Буренкина Н.С.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР ______(О.М.Квачко ) Протокол заседания методического совета от «____»________ 2017 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ«Хабарская СОШ №2» _________ С.Н.Петрова Приказ №_____ от «___»_________ 2017 г.

Рабочая программа

основного общего образования

по учебному курсу

«Финансовая грамотность»

для 8-9 классов

(базовый уровень)

на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской учебной программы Финансовая грамотность:. 8-9 классы общеобразовательных организаций / Е.Б.Лавренова, О.И.Рязанова, И.В.Липсиц - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. -/

Составитель: Паршакова Е.П.

Учитель истории и обществознания,

Высшая квалификационная категория

с.Хабары

2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В 8-9 классах дети обучаются в возрасте 14-16 лет, когда с право

вой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем учащиеся 8-9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.

В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях.

Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.

Цели и планируемые результаты

Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8-9 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, ^ позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

infourok.ru